Быт и традиции крестьянской семьи. Крестьянская семья

Крестьянская семья

В крестьянской семье царил дух взаимопомощи, обязанности были строго распределены, из поколения в поколение передавались традиции, трудовые навыки, нравственные устои.

"В семье и каша гуще"

Авторитет семьи в народе был необычайно высок. Человек, не желавший в зрелом возрасте заводить семью, вызывал у соседей подозрение. Только две причины считались уважительными – болезнь или желание уйти в монастырь. Русские пословицы и поговорки так оценивали значение семьи: "Не женат – не человек", "В семье и каша гуще", "Семье в куче не страшна и туча".

В далеком средневековье крестьяне жили большими патриархальными семьями из 15-20 человек: престарелые родители, женатые сыновья с детьми и внуками – три-четыре поколения родственников. Тесновато бывало такой семье в небольшом крестьянском доме. Может быть, тогда и родилась поговорка "В тесноте да не в обиде"?

В XVII в. преобладали семьи не более 10 человек, состоящие, как правило, из представителей двух поколений – родителей и детей. Главой семьи был старший мужчина в доме. Его уважительно называли "большаком". Даже взрослые женатые сыновья, имевшие собственных детей, считались с ним. Большак распоряжался имуществом семьи и судьбой ее членов, руководил полевыми работами, распределял трудовые обязанности. Во время обеда большак сидел.на почетном месте в красном углу избы под образами.

В основе крестьянского супружеского союза лежал прежде всего хозяйственный интерес. Такое святое для многих людей чувство, как любовь, редко бралось в расчет. Помещик женил крепостных по своему усмотрению. Да и народная традиция не предусматривала обоюдного согласия юноши и девушки на брак – за них все решали родители.

Невесту старались выбрать не столько красивую, сколько здоровую, умелую, трудолюбивую. Ведь после замужества ей приходилось брать на себя все домашнее хозяйство, воспитывать детей, ухаживать за скотиной, работать в огороде, поле. У "непряхи" и "неткахи" было намного меньше шансов выйти замуж, чем у искусной рукодельницы. Такой, казалось бы, утилитарный подход при создании семьи вовсе не означал, что союз двух людей был непрочным. Супругов объединяла общая забота: о хозяйстве, о детях, о доме. Ну а что до любви – "стерпится-слюбится", – считали в старину.

В былые времена женились очень рано. "Кормчая книга" – свод церковных правил, составленный в XIII в. и регулировавший в том числе и семейные отношения, – устанавливала брачный возраст для девушек– 13, для юношей– 15 лет. Не редки были случаи и более ранних браков. Борясь с ними, "Стоглав" в середине XVI в. обязывал священников венчать девушек никак не моложе 12, а юношей – 15 лет. Существовали и иные ограничения при вступлении в брак. Запрещалось, например, жениться родственникам до шестого колена, то есть троюродным брату и сестре. Церковь отказывала в венчании жениху и невесте, состоящим в кумовстве, сватовстве или крестном братстве. Запрещалось православным сочетаться браком с человеком другой веры или вовсе не крещеным.

Церковные правила допускали заключение брака не более трех раз. Даже второй брак считался греховным, и на вступающих в него церковь накладывала наказание – епитимью, запрещавшую причащаться в течение двух лет. Причем второй брак совершался без венчания, так же как и третий, сопровождавшийся пятилетней епитимьей. Насколько неприемлемы были для церкви последующие браки, отражал "Стоглав" в изречении Григория Богослова: "Первый брак – закон, второй – прощение, третий – законопреступление, четвертый – нечестие, понеже свинское есть житие".

Рождение новой семьи обязательно сопровождалось веселой свадьбой. Русская свадьба – одно из самых удивительных явлений народной культуры. Ее традиции соблюдали и простые крестьяне, и самодержавные цари. Русская свадьба исторически соединила в себе два древних обряда – народный, называвшийся "веселие", и христианский – венчание. Причем долгое время, вплоть до XVI в., в народной среде был распространен брак без венчания.

Лучшей свадебной порой на деревне считались осень и зима, когда были закончены все сельскохозяйственные работы. У крестьян появлялось свободное время, которого требовалось немало для подготовки свадебного торжества.

"Не выбирай невесту, вывери сваху"

Свадьбе обязательно предшествовало сватовство. Вопрос о выборе жениха или невесты в те времена, как уже упоминалось, единолично решали родители. Советоваться с женихом или невестой было не принято. Теоретически они могли впервые встретиться только под венцом. Правда, в деревне, где все друг у друга на виду, такое вряд ли могло произойти.

Главную роль при сватовстве играла сваха. "Не выбирай невесту, выбери сваху", – поучала народная мудрость. Чаще всего эту обязанность исполняла немолодая, опытная женщина, родственница или знакомая семьи жениха. От свахи требовалось особое умение красиво и убедительно говорить, ведь часто ей приходилось расхваливать не слишком ходовой "товар". Не зря в народе говорили: "На свашечкиных речах, как на санях – хоть садись да катись".

Обычно сваха приходила в дом невесты и издалека, иносказаниями и намеками, заводила разговор. Ее диалог с родителями невесты мог выглядеть примерно так. Сваха: "У вас – товар, у нас – купец". Если родители хотели отказать, они отвечали: "Наш товар непродажный", если желали продолжить разговор, то приглашали сваху к столу, "на хлеб-соль".

Не всегда сват или сваха добросовестно выполняли свои обязанности. Известен забавный случай из истории городской свадьбы XVII в. Некий сват договорился с отцом кривой невесты обмануть жениха, разумеется, не бескорыстно. Сват сообщил жениху, что он может увидеть невесту, сидящую у открытого окна своего дома в такой-то час. Девушка и вправду сидела у окна, но так, что кривой глаз не был виден с улицы. Жениху, не подозревавшему подвоха, невеста понравилась, и он дал согласие жениться.

Для того чтобы избежать подобных недоразумений, после успешных переговоров свахи с родителями невесты устраивали смотрины. В дом невесты приходила мать жениха либо ее доверенное лицо – смотрительница. Она разговаривала с девушкой и внимательно наблюдала за ней, желая убедиться, насколько та умна и хороша собою.

После смотрин происходил "сговор". Тут уж в гости к родителям невесты приезжал сам жених с отцом или старшим братом. Их встречали у ворот дома как почетных гостей, провожали в избу и усаживали на лавку в красный угол. В сговоре участвовали только мужчины. Сама невеста жениху не показывалась: пряталась за печью или скрывалась на полатях. Обе стороны договаривались о свадебных расходах, сроках, размерах приданого, подарках жениха невесте. Затем в знак согласия "ударяли по рукам". С этого момента вопрос о свадьбе считался решенным, и начиналась ее подготовка.

В крестьянских семьях родители чуть ли не со дня рождения дочери начинали собирать в отдельный сундук ее приданое: куски полотна, одежду, обувь, украшения, постельное белье и многое другое. Выучившись рукоделию, девушка пополняла сундук собственными изделиями – вышитыми, связанными, сотканными.

Вечером, накануне свадьбы, в доме невесты устраивали девишник. Подруги помогали укладывать приданое, а невеста, прощаясь с ними, пела грустные песни:

Исстари повелось, что жениха, будь он даже из холопов, в день свадьбы величали "князем", а невесту – "княгиней". Перед торжеством, согласно древней традиции, им в услужение назначали свадебные чины из родственников и друзей: "тысяцкий", "дружки", "бояре", "постельничий", "поезжане" и др. Тысяцкий был главным распорядителем на свадьбе. Он везде и всюду сопровождал жениха. Дружки созывали гостей, произносили речи, рассылали подарки от имени молодых. Поезжане сопровождали свадебный поезд. Бояре составляли коллектив почетных гостей.

"Жениться – не воды напиться"

С утра в день свадьбы все участники торжества собирались в домах жениха и невесты. Из дома невесты перевозили постель. Ее сопровождал целый конный поезд. Впереди верхом ехал невестин дружка, за ним – сани с постелью, в которых сидел постельничий. Сзади, на вторых санях, ехала невестина сваха. В доме жениха постель ставили в заранее приготовленное помещение – сенник, где молодым предстояло провести первую брачную ночь. Обычно это была отдельно стоящая "холодная" постройка. Обязательно соблюдалось лишь одно условие: на чердаке не должно было быть земли, чтобы, по суеверным представлениям, сенник ничем не напоминал могилу.

Приближался час венчания. Невесту обряжали в свадебное платье. В древности на Руси его шили из красной ткани. В русской песне "Не шей ты мне, матушка, красный сарафан" речь идет как раз о свадебном наряде. Одевание сопровождалось плачем невесты, символизирующим прощание с молодостью и свободой.

Особое значение при одевании невесты, да и во всем свадебном чине, имел обряд "чесания головы". По традиции незамужняя женщина на Руси носила одну косу – символ девичества – и венец. Готовя невесту к венчанию, сваха расплетала ей косу и расчесывала волосы гребнем, смоченным в слабом медовом растворе. Вплетенную в косу ленту дарили какой-нибудь из близких подруг. Невеста в это время пела с плачем:

После венчания с невесты снимали венец, а волосы заплетали в две косы и убирали под кику – головной убор замужней женщины. С этих пор ее волосы не должен был видеть никто из посторонних.
В церковь жениха и невесту сопровождал свадебный поезд: все свадебные чины, родные, друзья. Поезд вез также венчальные свечи жениха и невесты, каждая из которых могла весить больше пуда. После венчания при выходе из храма сваха осыпала молодых хмелем, считавшимся символом плодородия. Теперь свадебный поезд направлялся к дому жениха. Его родители на пороге встречали новобрачных с образами и хлебом-солью и благословляли их. За свадебным столом, пока гости ели, пили и веселились от души, молодым полагалось сидеть чинно и не прикасаться к еде. Свадебный пир сопровождался песнями, главными среди которых были величальные в честь жениха и особенно лиричные в честь невесты:

В разгар свадебного пира тысяцкий уводил новобрачных в сенник. Там их кормили и оставляли одних. В опочивальне между молодыми совершался древний обряд разувания. Жена в знак покорности мужу должна была снять с его ног сапоги. В одном из них лежала монета: если молодая снимала первым именно этот сапог, то, по примете, ее ожидало счастье в семейной жизни. В противном случае считалось, что ей всю жизнь придется рабски угождать мужу. При разувании муж в знак своей власти легонько ударял жену плетью, полученной в подарок от тестя.

«Кого люблю, того и бью»

Обряд разувания наглядно демонстрировал характер будущих отношений между супругами. Средневековая женщина.была полностью зависима от мужа. Его власть над женой утверждалась не только силой авторитета, но нередко и прямым насилием. Бить жену считалось в порядке вещей не только в крестьянской, но и в боярской среде. "Домострой" на этот счет высказывался положительно. В народной среде прочно бытовало представление: если муж не бьет жену, значит, он ее не любит. Показателен комический, с нашей точки зрения, эпизод из русской истории XVI в. Некий немец, живший в Москве, женился на русской. Спустя некоторое время жена упрекнула его в том, что он не любит ее. Немец, нежно относившийся к супруге, удивился: в чем его вина? "Ты ни разу не ударил меня", – услышал он в ответ. Тогда муж стал бить жену, и она перестала жаловаться.

И все же положение женщины из простонародья было намного свободнее, чем в боярской или купеческой среде. Крестьянка, занимаясь хозяйством, могла свободно выйти из дома по воду к колодцу или на реку, пойти в лес по грибы и ягоды, на жатву в поле. Боярыни же и купчихи вели затворнический образ жизни.

Женщина, тянувшая значительную часть воза крестьянских забот, пользовалась немалым уважением в семье. Ее роль особенно возрастала после смерти мужа. Нередко вдова становилась главой дома и приобретала дополнительный вес не только в семье, но и в крестьянской общине.

Рождение детей в семье всегда радость. Однако крестьян особенно радовало рождение мальчика. Объяснялось это просто: община выделяла семье надел пахотной земли – главного крестьянского богатства – на каждого родившегося ребенка мужского пола. На девочек земля не полагалась. Кроме того, женившись, сын приводил в дом еще одну работницу, а дочь, выйдя замуж, наоборот, уходила, да еще уносила с собой часть богатства семьи в виде приданого. Детей рожали столько, сколько Бог пошлет. Искусственно прерывать беременность считалось большим грехом. Лишь один фактор регулировал численность крестьянской семьи – высокая смертность: и детская, и взрослая. Рожали детей обычно в бане, которая в старое время заменяла лечебницу. Однако, работая до последнего дня, беременная крестьянка могла родить где угодно – в поле, в хлеву, в избе.

Физическому рождению человека не придавалось большого значения. Другое дело – духовное рождение – крестины. Обычно младенца крестили на сороковой день и нарекали именем того святого, чью память отмечали в день крестин. Крещеный обзаводился в этот день духовными родителями – крестными отцом и матерью. Их выбирали, как правило, из родственников. Крещение, как и свадьба, считалось большим событием. В день крестин родители устраивали стол для родных и близких и ежегодно отмечали день ангела, или именины, заменяющие празднование дня рождения.

Родители были для своих детей непререкаемым авторитетом. Даже взрослый сын беспрекословно подчинялся отцу. Авторитет родителей поддерживали и государство, и церковь. "Домострой" поучал: "Чада... любите отца своего и мать свою, и слушайте их, и повинуйтесь им по Богу во всем, и старость их чтите, и немощь их...". Родительское проклятье, с точки зрения веры и народных представлений о нравственности, считалось самым страшным, какое только могло быть. Вместе с тем, "Домострой" требовал от родителей заботиться о своих детях, велел учить их "страху Божьему и вежливости и всякому благочинию и, по времени... учить рукоделию матери–дочь, а отцу – сына".

Семейные отношения крестьян были освещены вековыми традициями. Многие из них безвозвратно ушли в прошлое, некоторые продолжают жить, составляя часть нашего бытия или, как сегодня принято говорить, часть русского национального менталитета.

Введение

Воссоздания эпохи средневековья помогла осознать, что природа для крестьян была средой обитания и жизнеобеспечения, она определяла уклад ее жизни, занятия, под ее влиянием сложилась культура и традиции русского народа. В крестьянской среде зародился русский фольклор, сказки, загадки, пословицы, поговорки, песни, в которых нашли отражение различные стороны крестьянской жизни: работа, отдых, семья, традиции.

Образ жизни крестьян

Труд, трудовая этика. Коллективизм и взаимопомощь, круговая порука, уравнительный принцип. Ритмы крестьянской жизни. Обилие праздников в традиционной народной культуре. Сочетание будней и праздников. Быт будней, быт праздников. Патриархальность крестьянского быта. Виды творчества в крестьянском быте, позиции самореализации и самообслуживания. Социальный идеал. Народное благочестие, аксиология крестьянского мира. Ранжирование быта по демографическим и имущественным признакам. С принятием христианства официальными праздниками стали особо чтимые дни церковного календаря: Рождество, Пасха, Благовещение, Троица и другие, а также седьмой день недели - воскресенье. По церковным правилам праздничные дни следовало посвящать благочестивым делам и религиозным обрядам. Работать в праздничные дни считалось грехом. Однако беднота работала и по праздникам

Крестьянская община; община и семья; жизнь « на миру»

В 17 веке крестьянская семья составляла, как правило, не более 10 человек.

Это были родители и дети. Главой семьи считался старший по возрасту мужчина.

Церковные порядки запрещали девушкам вступать в брак моложе 12 лет, юношам моложе 15 лет, кровным родственникам.

Брак мог, был заключён не более трёх раз. Но при этом даже второй брак считался большим грехом, за который накладывались церковные наказания.

С17 века заключение браков должно было в обязательном порядке благословляться церковью. Свадьбы справлять, как правило, осенью и зимой - когда не было сельскохозяйственных работ.

Новорожденного ребенка надлежало крестить в церкви на восьмой день после крещения именем святого этого дня. Обряд крещения считался церковью основным, жизненно важным обрядом. Некрещеный не имел никаких прав, даже права на погребение. Ребенка, умершего не крещенным, церковь запрещала хоронить на кладбище. Следующий обряд - "постриги" - проводился год спустя после крещения. В этот день кум или кума (крестные родители) выстригали у ребенка прядь волос и дарили рубль. После подстрижек праздновали именины, то есть день того святого, в честь которого был назван человек (позже стал называться "днем ангела"), а день рождения. Царские именины считались официальным государственным праздником.

Крестьянский двор

В крестьянский двор обычно входили: крытая дранкой или соломой избы, топившаяся «по-чёрному»; клеть для хранения имущества; хлев для скота, сарай. Зимой крестьяне держали в своей избе (поросят, телят, ягнят). Птицу (кур, гусей, уток). Из-за топки избы «по-чёрному» внутренние стены домов были сильно закопчены. Для освещения использовали лучину, которую вставляли в печные расщелины.

Крестьянская изба была довольно скудной, и состояла из простых столов и лавок, но и для ночлега, закреплённых вдоль стены (они служили не только для сидения, но и для ночлега). Зимой крестьяне спали на печи.

Материалом для одежды служили домотканые холсты, шкуры овец (овчина) и пойманных на охоте животных (как правило, волков и медведей). Обувью - в основном служили лапти. Зажиточные крестьяне носили поршни (поршни)- обувь, сделанную из одного - двух кусков кожи и собранную вокруг щиколотки на ремешке, а порой и сапоги.

Понятия семья и семейство были тождественными: они означали совокупность близких родственников, живших вместе и ведущих одно хозяйство под управлением одного человека, который назывался хозяином. В крестьянском быту употреблялись и такие понятия, как дом, двор и домохозяйство. Понятие семья подменяли понятием дом для обозначения некоего единого хозяйственного, социального и психологического целого, члены которого находились в отношениях господства и подчинения и равно необходимы для его нормального функционирования. При этом домохозяйство могло состоять из одной брачной пары, включавшей родителей и неженатых детей, или из двух или более брачных пар, члены которых находились в родственных отношениях, например, женатые дети, жившие вместе с родителями, женатые братья, жившие вместе с одним хозяином и т.д. Главными критериями единства нескольких брачных пар в одном хозяйстве, или семействе, являлось наличие общего нераздельного имущества и одного главы, который управлял этим имуществом и вообще всеми делами в хозяйстве. Все члены одного семейства, или хозяйства, жили одним двором, но не в том смысле, что они проживали в одной избе (постройке), а в том, что вели одно хозяйство, имели общее имущество. Поэтому хозяйство, двор и семья использовались как синонимами. Б.Н. Миронов выделяет пять форм семейной организации, общепринятой в современной исторической демографии:

1) семья, состоящая из одного человека;

2) группа родственников или неродственников, не образующих семьи, но ведущих общее хозяйство;

3) простая малая, или нуклеарная, семья, состоящая только из супругов или супругов с неженатыми детьми;

4) расширенная семья, включающая супружескую пару с детьми и родственниками, не находящихся друг с другом в брачных отношениях;

5) составная семья, состоящая из двух или более супружеских пар .

Из источников четко вырисовывается крестьянский взгляд на семью как на важнейшее и непременное условие жизни каждого крестьянина. «Неженатый не считается у нас настоящим крестьянином», - писал информатор из Ростовского уезда Ярославской губернии (Ильинская волость). «На него смотрят отчасти с сожалением, как на нечто не цельное, отчасти с презрением» . Холостой образ жизни считался отклонением от нормы, странностью. Семья воспринималась как хозяйственная и нравственная основа правильного образа жизни.

Статус отдельных членов семьи

Главой семьи (патриархом или большаком) являлся прадед, дед или отец, которому принадлежало главенствующее положение в семье. Семейное имущество, за исключением приданого жены, находилось в коллективной собственности, но распоряжался им большак. Большак осуществлял в своей семье, до некоторой степени подобно царю в XVII в. в государстве, патриархальное управление. Он распоряжался трудом членов семьи, распределял работу, руководил ею и наблюдал за ней, разбирал внутрисемейные споры, наказывал провинившихся, следил за нравственностью, делал покупки, заключал сделки, платил налоги, являлся главой семейного культа и ответственным перед деревней и администрацией за поведение членов семьи. Именно большак всегда и везде представлял интересы семьи. Его роль усиливалась тем, что члены семьи могли вступать в какие- либо сделки только через него.

В основе внутрисемейных отношений лежал иерархизм. Все подчинялись главе семьи, женщины - большухе и мужчинам, младшие - старшим, дети - взрослым.

Дискуссия о правовом статусе русской крестьянки ведется с шестидесятых годов XIX века. Еще тогда сформировались две точки зрения по поводу прав крестьянок. Первая из них сводилась к тому, что русские крестьянки - существа зависимые и бесправные. Сторонники же второй точки зрения обращали внимание на крепкое правовое положение сельских жительниц, их широкие имущественные права.

Изученные нами материалы позволяют сделать вывод о том, что женщина находилась на заднем плане, она не имела права голоса и должна была беспрекословно слушаться большака. Отношение женщины к мужу напоминало отношение подданного к монарху, крепостного к помещику. «Русская женщина была постоянной невольницей с детства и до гроба», - писал Н. И. Костомаров о положении женщины . Мужчины пользовались правом закладывать жен, впрочем, как и детей. Статус большухи был несколько выше, чем у других жен, так как она имела власть над ними, хотя сама также должна была беспрекословно повиноваться мужу. В случае смерти мужа и при отсутствии в доме взрослых мужчин к ней переходила власть большака, и она в свою очередь выступала в качестве повелительницы семьи, полной распорядительницы ее имуществом, трудом и личной жизнью всех домочадцев. Однако свой высокий статус она сохраняла, как правило, лишь до того времени, когда дети становились взрослыми, женились и обзаводились детьми. Нередко женщины страдали от побоев: за допущенные ошибки, по разумению мужчины, они подлежали наказанию. Контроль за чистотой нравов начинался еще до замужества и продолжался всю жизнь. Если добрачные интимные связи становились известными в деревне, то молодежь устраивала пародийные злые «свадьбы», во время которых голову девушки покрывали платком, но особым манером, чтобы было видно, что она не замужняя женщина, но и не девица. Особенно жестоко обращались с женщиной, уличенной в измене мужу: она подвергалась страшным побоям и унижению.

Дети, по крайней мере, до женитьбы, находились в полной зависимости от родителей и должны были быть абсолютно им послушны под страхом наказания. До семи лет дети воспитывались исключительно матерьми, но с семи лет мальчики переходили под наблюдение отца, передававшего им навыки и умения, которые необходимо было знать крестьянину, а девочки оставались под надзором матери, она обучала их всему, что необходимо было знать крестьянке. Обучение трудовым навыкам стояло на первом месте. Примерно к пятнадцати годам девушки и юноши становились полноценными работниками, способными выполнять все крестьянские работы. Целью воспитания являлось развитие страха Божьего, покорности родителям, церкви и властям. Дети рано взрослели и становились как бы двойниками своих родителей. «Маленькие дети в крестьянском быту очень скоро развиваются,- отмечала О. П. Семенова-Тян-Шанская.- Какой-нибудь малыш сплошь и рядом рассуждает, как взрослый. Это объясняется несложностью крестьянского обихода главным образом, затем участием ребенка почти во всех работах и во всех событиях крестьянской жизни, где все налицо» . Народная педагогика признавала принуждение и насилие нормальными и важными формами воздействия на непослушных. Дети наказывались физически, особенно часто маленькие, но розга не обходила и взрослых детей. Крестьяне считали, что родительская любовь состоит в строгом отношении к детям, что наказание всегда идет на пользу ребенку. Мы не подвергаем сомнению любовь крестьян к своим детям, но не сбрасываем со счетов тот факт, что применение наказания по отношению к ним не было редкостью в русской деревни.

крестьянская семья

Альтернативные описания

В России до 1917 г. - усадьба, совокупность жилых и хозяйственных построек

В Древней Руси и Московском государстве - совокупность служилых людей или вассалов при усадьбе феодала, войско, состоявшее из этих людей

Бывает не только птичий и скотный, но и монетный

Единица счета деревенских домов

На Руси всякое казенное или общественное здание, заведение

Он бывает и королевским, и деревенским, и даже скотным

Отдельное крестьянское хозяйство

Повесть А. Караваевой

Территория при доме

Улица около дома

Участок земли между домовыми постройками одного владения

Хозяйство как единица обложения

В Московском государстве - государственное учреждение, ведавшее различными хозяйственными и административными делами

В России до 1917 г. - монарх и приближенные к нему лица, в этом значении слово появилось при Иоанне III

Территория около дома

. «король и его команда»

Место для детской площадки

Роман американского фантаста К. Саймака «Необъятный...»

Картина французского живописца Ш. Добиньи «Крестьянский...»

Гостиный, Мытный или Колымажный

Приставка к беспородному «терьеру» (шутл.)

Монетный...

Скотный...

Проходной...

Постоялый...

Стихотворение Б. Пастернака

Место выгула собак

Территория перед домом

Королевское окружение

Монетный или постоялый

Где чеканят монеты?

Территория рядом с домом

Царское окружение

Мытный...

Что такое патио?

Окружение монарха

Ни кола, ни этого нет у бомжа

Место, где играют в дыр-дыр

Скверик с песочницей

Огороженный участок у дома

Королевская тусовка

Там, на траве дрова

Матренин у Солженицына

Место для дров на траве

Территория возле дома

Окружение короля

Колымажный...

Часть суши, окруженный домами

Монарх и его окружение

Ни кола, ни этого нет у бродяги

Место перед домом

Земля при доме

Пространство возле дома

Терририя около дома

Мужика кормит, а короля объедает

Место для игры в прятки

Стратовулкан-кальдера на Камчатке

Пришел праздник-гость на...

Огороженый участок земли при доме

Отдельное крестьянское хозяйство

Крестьянский дом со всеми хозяйственными постройками

Казённое или общественное здание на Руси

. "Король и его команда"

Где чеканят монеты

М. место под жилым домом, избой, с ухожами и оградой, забором; собств. простор между всеми строениями одного хозяйства; в деревнях, дом, изба, дым, тягло, семья, с жильем своим. Место во дворе, под жилой дом с ухожами, усад. Жить с кем двор обо двор, рядом, соседом. деревне этой десять дворов, да две кельенки, две одиночные избушки, без двора. Взять зятя во двор, в дом. Тяглый двор, тягло. Стоялый, постоялый, заезжий, выезжий двор, крестьянская гостиница для проезжих. Крытый двор, под крышей, под поветью, твер. дрин. сев. губ. по обилию леса и долгой, снежной зиме, крестьянские дворы бывали большие, крытые, со многими ухожами, пристроями и двором, назыв. всю стройку с забором, кроме жилой избы. Держать двор, содержать постоялый двор. Задний или черный двор, особое место за двором, для скота, птиц или временной свалки навоза и сора. Сибири двор собственно скотный двор, загон, баз, дворок, варок (два начала, варить и двор соединяются). Двор, в рыболовстве, в учугах, загородь, куда заходит рыба, также место в море, обметанное сетьми, при ловле белуг арх. и тюленей астрах. Двор или разъезд вентера, мережи арх. раструб в большой катели, самый вход для рыбы, ворота. Двор, в рудниках, всякая просторная выработка, шире обычного хода, особ. у рудоподъемной шахты, для складки руды и простора нагрузки. Вешнячный двор, у заводских плотин, огороженое сваями место, перед вешнячным и ларевым прорезами, для удержания напора льда и наносного леса. Лесной, дровяной двор, где идет продажа леса, дров. Встарь всякое казенное или общественное здание или заведение; поныне остались: монетный, колымажный двор и пр.; были еще: посольский, где стоял посольский приказ; земский, в Москве, управа благочиния; мытный, род таможни, где собиралась пошлина; печатный, типография, печатня; казенный, где хранились вещи для расхода на подарки, жалованье, украшенье и пр., род царской кладовой; житный и хлебный, казенные, дворцовые житницы и пекарни; кормовой, дворцовые кладовые, где хранились и готовились все съестные припасы, кроме хлебенных; сытенный или сытный, приспешный; денежный, монетный; пушечный, артиллерийский. Гостиный двор, встарь и ныне местами на азиатской границе караван-сарай, торговое подворье, здание для пристанища приезжих купцов, с их вьючным и упряжным скотом, с товарами и пр., вообще же, ряды, лавки, здание с лавками и кладовыми для товара, в Москве город. Двор у сохи, промежуток между рогалем и поперечиною. Двор также государь страны со всем семейством своим и состоящими при них сановниками и чинами; иногда же государь и совет его или министры; высшее правительство. Боярский двор, стар. вооруженные холопы, челядь, следовавшая за своими барами в походы. Дворик так мал, что повернуться негде. Он держит дворок и этим кормится. Грязный дворишка. Пора гостям по своим дворам. Просим, опричь хором, всем двором, в гости. Сколько дворов, столько господ, о мелкопоместных. Деревня большая: четыре двора, восемь улиц. Двор что город, изба что терем. Лошадь ко двору, удалась и пошла впрок; не ко двору, негодна. Сивая лошадь черноволосому покупателю не ко двору. На дворе тепло, холодно, вне дома, под открытым небом. Баран по дворам, а овцы по подворьям. Плохой муж умрет, добрая жена по дворам пойдет. Кабы не выронил пера, не знал бы и двора, тесть о зяте. Бог даст, батюшка дворик продаст, а балалаечку купит. Что двор, то говор, что старец, то ставец. двор, а вор, и лес, и бес. Что ни двор, то вор; что ни клеть, то склад. Принесло во двор, вынесет в трубу. Что к соседу на двор упало, то пропало. Двором жить не лукошко шить, как ни сшил, все ладно. ленивого, что на дворе, то и на столе, ничего. Меньше на дворе (добра), легче голове. Одни ворота, что на (во) двор, что со двора. Ни кола, ни двора, ни мила (или ни мала) живота. Двор кольцом, три жердины конец с концом, три кола вбито, три хворостины завито, небом покрыто, светом огорожено. Приговорил к себе во двор, ан вышел вор. То не беда, коли на двор взошла, а то беда, как со двора-то нейдет. Чей двор, того и хоромы, чей берег, того и рыба, чей конь, того и воз, чья земля, того и сено. Муж задурит, половина двора горит; а жена задурит, и весь сгорит. Веселая голова, не ходи вкруг моего двора. Хохлатые куры двором ведутся, а веселые девушки хозяюшкой. Зацепил, потащил; а сорвалось не ко двору пришлось. Не пришло поле ко двору, пускай его под гору! Не каждый конь ко двору приходится. Живет та пора, что выдти стыдно со двора. Взойдет солнце и к нам на двор. По двору-подворью в добром здоровье. Двор и дворец вост.-сиб. небольшая ложбина на солнопеке (южном склоне), поросшая леском. Дворец умалит. ниж. задний, скотный двор; сиб. заимка, хутор, дача, усадебка особняком; монастырское хозяйственное заведение, для земледелия и скотоводства, ферма. Дворец м. дворище ср. стар. дом владетельной особы, иногда и великолепный дом министерства, посольства или известного, богатого вельможи. Путевые дворцы, выстроенные на пути проезда, для высочайших особ. Молодец хоть во дворец, в служители. Дворец, дворок вор. кур. заезжий, постоялый двор. Дворища увелич. двор; дворище, место, где было здание, двор, правильнее дворовище. Дворовый, ко двору относящийся, принадлежащий; о дворе государевом говорится придворный. Дворовые люди, прислуга в барском доме; бывшие безземельные крепостные, на всем барском содержании. Дворовая птица, домашняя, ручная. Дворовы да поповы плодливы. Рогатой скотины ухват да мутовка; дворовой птицы сыч да ворона. Дворовая крепь, горн. деревянное крепление рудных дворов. Дворовый воевода, стар. генералы. Дворовая пошлина, стар. сбор с людей и возов в гостиных или торговых дворах. как сущ. тул. вологодск. домовой, дедушка, соседко. Дворовое сущ. ср. плата в постоялых дворах, за постой. Двороветь, о диких животных, особ. птице, ручнеть, жить, водиться во дворе. Дикие гуси дворовеют скорее уток. Дворский, дворовый или придворный, дворцовый. Сущ. м. стар., род приказчика над дворцовою волостью; голова княжих и архиерейских отчин. Дворный, дворовый, дворский; иногда придворный. Дворная, дворовая собака, дворняга, дворняжка, не комнатная, не чабанья, не гончая и не борзая, живущая на дворе, сторожковая. Дворное ср. симб. испражнение, наниз. не просторно, да дворно, нареч. улежно, уживчиво. Так надо, чтоб было дворно, да не просторно (не исторно). Непросторно, да дворно, и обратно. Дворно, да не просторно. Дворцовый, ко дворцу относящийся, ему принадлежщ. Дворцовые гренадеры, ближайшая стража при дворе. Дворцовые записки, дневник, в который записываются события и случаи при дворе. Дворник м. содержатель постоялого двора, хозяин заезжого дома. Работник и сторож при всяком доме. стар. смотритель над торговым двором, рядский староста. Дворница ж. хозяйка постоялого двора женщина, которой поручен надзор за двором пск. вообще хозяйка дома. Какова дворница, такова у нее горница. Кто горницу, а кто дворницу, хвалит, любит. Дворничиха ж. жена дворника. Дворников, дворницын, дворничихин, им принадлежащий. Дворницкий, дворничий, им свойственный. Дворничать, быть, служить дворником, содержать постоялый двор. Дворничанье и дворничество, промысел, занятие и состояние дворника, в разн. знач. Дворыничать твер. побираться или заниматься по чужим дворам, от своего хозяйства. Дворить что кому; безличн. счастливеть, удаваться, приносить счастье, пользу; спорить, идти впрок. Не дворит тебе у нас в дому, хвораешь. Не дворит тебе лошадка, не ко двору пришлась. Дворун м. дворуха, дворушка ж. двористая скотина, которая дворит хозяину, пришлась ко двору, счастливая. Дворчивый, дворливый, о скоте, привычный ко двору, не бродящий. Дворовой м. пск. яросл. или дворовик, домовой, невидимый покровитель и колоброд в доме. Дворецкий м. служитель в барском доме, заведывающий столом, питиями, припасами и порядком хозяйства. Стар. такое же звание при дворе или дворце: дворецкий с путем, стар. чиновник для той же должности во время пути, путешествий государя? или с жалованьем, поместьем? он же дворский, и ведет все частное добро князя. Дворечиха ж. жена дворецкого; дворечихин, ей принадлежащий. Дворечий, ему свойственный. Дворечить, быть дворецким занимать где должность эту. Дворечество, дворецство, состояние, звание дворецкого. Дворщина ж. собират. низшие служители вообще, придворная прислуга. Дворня ж. дворовые люди, вся прислуга в барском дворе и доме. Дворня вотчину съела. Куда барин, туда и дворня. хорошего барина и дворня хороша. Дворня да псарня барина съела. Дворня хамово отродье. Куцая дворня мужику не ровня: ложкой не хлебает, с тарелки лакает. Дворовщина ж. барщина во дворе, работа крестьян по наряду на усадьбе барской, у скота, в саду и огороде, чистка и пр. Дворятина об. бранное дворовый человек. Дворович, дворовична, рожденный во дворе, от дворни. Дворчанин м. стар. крестьянин дворцовой волости, села. Дворченок м. дворчата мн. дворовые ребятишки, дети. Дворовик или дворыш м. неопределенное название всего дворового, напр. дворня, дворченок, дворняжка, дворун и пр. Дворянин м. дворянка ж. дворяне мн. начально придворный; знатный гражданин на службе при государе, чиновник при дворе; звание это обратилось в потомственное и означает благородного по роду или по чину, принадлежащего к жалованному, высшему сословию, коему одному только предоставлено было владеть населенными именьями, людьми. Родовой, коренной дворянин, которого предки, в нескольких поколениях, были дворяне; столбовой, древнего рода; потомственный, который сам, или предок его в недальнем поколении, выслужили дворянство; личный, выслуживший дворянство за себя, но не за детей своих. Вологод. дворянин, приемок, влазень, взрослый парень, взятый вовсе в дом, особ. призяченный зять. На свадьбах дворянами зовутся бояре, поезжане, все гости, как бы составляющие на сей день двор молодых, князя и княгини. Ни купец, ни дворянин, а своему дому (делу, слову) господин. На Руси дворянин, кто за многих один. Чести дворянин не кинет, хоть головушка сгинет. Не богат дворянин, да едет не один. Дворянином быть не сможется, а мужиком жить не хочется. Не новгородский дворянин, и сам сходишь. Не прикасайтесь черти к дворянам, а жиды к самарянам. Не прикасайтесь жиды к самарянам, а мужики к дворянам. Наши миряне родом дворяне: работы не любят, а погулять не прочь. Куда дворяне, туда и миряне. Дворянчик м. насмешливо, молодой дворянин. Дворянич, дворянский сын. Дворянский, принадлежащий, свойственный дворянам, к ним относящийся, из них составленный и пр. Дворянский род. Дворянская грамота. Дворянский полк, упразднен. Дворянское собрание в губерниях бывает общее, для выборов и важных дел; депутатское, где собираются только предводители и депутаты, для учета расходов земства и решения дел. Дворянский сын с погляденья сыт, мало ест. Дворянский сын, что ногайский конь: умирает, так хоть ногой дрягает, не покидает барских замашек. Дворянское кушанье: два грибка на тарелочке. Дворянская служба, красная нужда, о старинной воен. службе. Спесь дворянская, а ум крестьянский. спеси дворянской, да разум крестьянский. Честен перстень на дворянской руке. Дворянство ср. сословие дворян, общество их. Звание, достоинство дворянина. Ныне чин полковника дает потомственное, а прочие чины личное дворянство. Счастье не дворянство, не родом ведется. По вольности дворянства, от манифеста Петра

Постоялый или монетный

Что такое патио

Роман американского фантаста К. Саймака "Необъятный..."

Картина французского живописца Ш. Добиньи "Крестьянский..."

Приставка к беспородному "терьеру" (шутл.)

Полный комплект королевской свиты

Король со своей "командой"

Территория между домами

Король и его "команда"

Часть суши, окружённая домами

Придомовой участок

Король со своей «командой»

Часть суши, окруженная домами



Публикации по теме

  • Идеальный вес на ваш рост Идеальный вес на ваш рост

    Считается, что идеальный вес – это тот, который вы имели в 18 лет. Желательно сохранять его всю жизнь. Но если вы за прошедшие 15–20 и...

  • Как поставить ирокез или шипы свободы Как поставить ирокез или шипы свободы

    Желание удивить окружающих своим оригинальным внешним видом считается уже вполне обычным явлением среди современных людей. Однако мало кто...