Деловая игра для родителей на собрании в. Конспект родительского собрания в форме деловой игры «Под защитой закона

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Вологодского муниципального района «Центр развития ребёнка – Майский детский сад»

КОНСПЕКТ

родительского собрания в форме деловой игры: «Знаю ли я своего ребёнка».

Воспитатель - Кудряшова Ольга Леонидовна

2016 год

Цель: Расширение знаний родителей в вопросах применения разнообразных методов воспитания ребенка, в их целесообразности.

Предоставление возможности анализировать свою воспитательную деятельность.

Задачи:

  • Содействовать созданию сплочённого творческого коллектива: педагоги - родители - дети.
  • Повысить активность родителей в проведении совместных мероприятий.
  • Способствовать формированию правильного отношения родителей к индивидуальным особенностям своего ребёнка.
  • Обобщить представления у родителей о возрастных особенностях, чтобы использовать их в процессе семейного воспитания.
  • Создать эмоционально положительную атмосферу в совместном общении.

Материалы и оборудование:

Ноутбук, проектор, экран или телевизор, красочное приглашение на родительское собрание, видеозапись ответов детей, рисунки детей, флажки красного, синего, жёлтого цвета, мяч, фишки

Ход собрания:

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители!

В семейном кругу мы с вами растём

Основа основ родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из семьи

В семейном кругу мы жизнь создаём,

Основа основ – родительский дом.

Воспитатель: Как вы считаете, знаете ли вы своего ребёнка? (ответы родителей)

Воспитатель: «Конечно» - ответят почти все родители. Многие родители искренне считают, что своего ребёнка они знают очень хорошо. Чем меньше ребёнок, тем мы действительно его лучше знаем. Сегодня мы с вами проведём родительское собрание на тему: «Знаю ли я своего ребёнка» в форме деловой игры. Вас ждут увлекательные вопросы и ответы детей, в конце мы узнаем на сколько мы знаем и понимаем своих детей. Вы согласны? Итак приступаем.

«Вопрос – ответ».

Я предлагаю вашему вниманию несколько вопросов, ваша задача угадать ответы детей на эти вопросы.

Какое блюдо в детском саду больше всего любит ребёнок?

Чем любит заниматься на участке во время прогулки?

Что может расстроить маму?

Легко ли быть взрослым и почему?

(сначала ответы родителей, а потом ответы детей на экране)

Подвести итог

«Объяснялки» Уважаемые родители посмотрите внимательно на экран и поймите какое слово объясняет ребёнок? (мама, обида, детский сад, семья, счастье) После каждого слова ответы родителей и ответы детей.

Подвести итог.

«Подумай и ответь»

На этом этапе нашей игры мы предлагаем вам несколько ситуаций и хотелось бы узнать как вы поступите.

  • Допустим, вы собрались провести выходные на природе, долго собирались, а в этот день пошёл дождь? Что вы будете делать?
  • Вы приехали на экскурсию в природный парк, а он закрыт в этот день для посетителей. Что делать?

«Пойми меня»

А теперь внимание снова на экран (запись объяснения слова «день рождения») Как вы думаете, о чём рассказали дети? (ответы родителей)

Ребёнку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Праздник для ребёнка не то, что для нас, взрослых. Праздник – это событие в детской жизни, и ребёнок считает свои дни от праздника до праздника, как мы свои года от одного важного события до другого. Мы предлагаем вам встать и немного поиграть и ответить на ряд вопросов

(Ресурсный круг)

Помогают ли праздники в воспитании у ребёнка положительных черт характера?

Можно ли посадить за один праздничный стол со взрослыми детей? В каких случаях да, а в каких нет?

Предложите детскую игру, забаву для празднования дня рождения?

Вы приглашены в гости, о каких правилах вы напоминаете ребёнку?

Дети, приглашённые в гости разбросали игрушки, как поступить хозяевам?

Вашему ребёнку подарили игрушку которая у него уже есть, как он поступит?

Какие игрушки вы дарите детям?

Какие праздники кроме дня рождения вы устраиваете своим детям?

Подвести итог.

«Узнай работу своего ребёнка»

На столах лежат работы детей без подписи, смогут ли родители узнать работу своего ребёнка. Затем правильные ответы на экране (Фотография ребёнка с рисунком)

Подвести итог.

Воспитатель: Я предлагаю ситуацию для анализа:

Мальчик собрался гулять.

Надень пальто, - говорит отец - Не надо, на улице тепло,- возражает мать - Надеть!- приказывает отец - Не надо,- настаивает мать.

Мальчик не знает, кого слушать.

Ответьте на такие вопросы:

  • Каковы последствия подобных воздействий на ребенка?
  • Какое важное педагогическое требование не реализовано? (последовательность)

Воспитатель: Родителям необходимо предъявлять свои требования спокойно, ласково, контролировать при этом поведение ребенка.

Представьте такую ситуацию. «мама забирает ребёнка из детского сада. Они одеваются в раздевалке. Одевшись, мама, мама говорит ребёнку: «Иди, попрощайся с воспитателем». Ребёнок заглядывает в группу, говорит: «До свидания». Мама с ребёнком уходят домой.

Как вы думаете, всё ли правильно было сделано, для привития ребёнку правил культуры поведения? (ответы)

Подвести итог.

Воспитатель: А сейчас, предлагаю вам, как бы посмотреть на своих детей со стороны и проанализировать их поведение при помощи флажков. Если ребёнок выполняет данное правило, вы поднимаете флажок красного цвета, если не всегда выполняет – жёлтого, если не выполняет совсем – синего. Согласны?

Приступаем

  • Ребёнок умеет мыть руки, причём моет их всегда перед едой, после посещения туалета. Умет вытирать развёрнутым полотенцем?
  • Аккуратно складывает одежду?
  • Всегда пользуется носовым платком?
  • Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
  • Вежливо обращается с просьбой завязать шапку, застегнуть куртку, благодарит за оказанную помощь?
  • Умеет извиняться и говорит это слово с нужной интонацией, чувством вины?
  • При встрече здоровается, прощаясь всегда говорит «до свидания»
  • Не бросает мусор на улице и в помещении?
  • У ребёнка стала активнее проявляться самостоятельность?

Подвести итог.

Воспитатель: Вот и подошла к концу наша с вами встреча, вы увидели наглядно, что взаимоотношения ребёнка и родителей складываются, уже с раннего возраста. И от того каким вырастет ребёнок зависит от нас, от наших совместных усилий. Сегодня мы увидели маленькую частичку работы с ребёнком, наша задача помочь ему добиться успехов в трудном для него деле взросления, выразить желание становиться ещё лучше, формировать веру в себя, в свои силы и возможности.

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу,

Семья – это праздники, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные пираты,

Рождение детей, первый шаг, первый лепет.

Мечты о хорошем, волнение, трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы,

Семья – это важно, семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья

Какая хорошая, ваша семья.

На этом позвольте закончить наше собрание. Нам бы очень хотелось узнать ваше мнение по поводу проведённого мероприятия, стоит ли в будущем продолжать эту работу? (ответы родителей, возможны письменные пожелания).

Решение:

  • Объединить усилия семьи и дошкольного учреждения для развития и воспитания детей, вовлекая родителей в деятельность ДОУ, организуя совместную работу по обмену опытом.

В системе.

  • В воспитании детей соблюдать единство требований со стороны взрослых, проявление со стороны родителей такта, терпения.

Постоянно.

  • Предоставлять ребенку возможность заниматься полезной деятельностью, осторожно подходить к использованию запретов и наказаний.

Ежедневно


Ф.И.О. педагога: Сайфиева Елена Игоревна

Название и номер образовательного учреждения: Государственное Бюджетное Дошкольное Общеобразовательное Учреждение детский сад № 69 Выборгского района

Должность : Воспитатель

Контактная информация:

Тел.: 558-84-37

Моб: 8-911-152-01-34

E-mail: е[email protected]

Представляемый на конкурс материал: сценарий (конспект) проведения родительского собрания в ГБДОУ

Номер и название конкурсной номинации: Номинация № 1. Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в ГБДОУ.

Сценарий (конспект) родительского собрания, проводимого в форме деловой игры .

ТЕМА: «ДЕТИ – ЭТО СЧАСТЬЕ, СОЗДАННОЕ ВАШИМ ТРУДОМ»

В.А. Сухомлинский

Участники: педагоги, родители.

Цель: создание системы в работе по воспитанию детей в семье; структурирование работы воспитателей с родителями, придание ей комплексного характера; ориентирование родителей на саморазвитие и самосовершенствование; создание в группе атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

Задачи: обогатить знания, установки и умения, необходимые для ухода за детьми и их воспитания, гармонизировать семенные отношения, помочь осознать ответственность за воспитание ребёнка, понять мир ребенка, который надо уважать, чувствовать, беречь.

Подготовка к собранию:

1 этап. Подготовительный.

Изготовление детьми приглашений на собрание с учетом его темы

Изготовление плакатов с русскими народными пословицами о воспитании.

Оформление фотовыставки «Мама, папа, я - счастливая семья»

Оформление выставки детских рисунков «Моя семья»

Анкетирование родителей

Создание детского словаря «Что такое семья»

2 этап. Ход собрания

Воспитатель приветствует родителей и задает вопрос: «Как Вы думаете, что такое семья? И какова её функция?» (Ответы родителей, зачитывание ответов детей).

Воспитатель объявляет игру.

  1. «МИШЕНЬ ЦЕЛЕЙ»

«Тот, у кого нет цели, не может найти правильного пути. И тогда вся его жизнь превращается в замкнутый круг» Х. Моргенштерн

Цель:

Помочь родителям обозначить стратегию семьи с учетом мнений и интересов всех её членов.

Помочь родителям сформулировать цели семьи на ближайшее время

Донести до родителей, что если они не определили цели, их действия традиционны, как и достигаемые результаты. Иными словами: делая то же, что и всегда – получаешь то же, что и всегда.

Вспомогательный материал: расчерченный плакат на четыре графы на каждую семью.

Проведение игры: раздать родителям пустые плакаты, определить время заполнения – 10 минут, затем попросить представителя от каждой семьи выйти и выступить перед остальной аудиторией и презентовать цели своей семьи. Для помощи родителям раздать вспомогательные карточки с вопросами. Вопросы и образец заполненного плаката оформлен в Приложении № 1.

  1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ПАУЗА

Воспитатель объявляет интеллектуальную паузу и задает задачу: «Сколько в семье человек?»

Послушай, вот моя семья:

Дедуля, бабушка, и брат.

У нас порядок в доме, лад.

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому

Два папы, два сыночка,

Сестра, невестка, дочка,

А самый младший я.

Какая же у нас семья?

Воспитатель выслушивает ответы и объявляет новую деловую игру.

  1. «ПРАВИЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ»

Цель:

Наглядно продемонстрировать, как важно правильно поставить задачу для правильной реализации.

Наглядно продемонстрировать, как важно умение слышать и слушать друг друга.

Вспомогательный материал: мозаика, буклет на котором нарисована коровка.

Проведение игры: из числа родителей выбираются три человека: два остаются в зале, один уходит в другое помещение. Два оставшихся человека поворачиваются спиной друг другу, первому дается буклет с нарисованной коровкой, он пытается устно донести до партнёра, что у него в руках, и что должно получиться в результате (чем подробнее будет описание, тем лучшим будет результат игры, вопросы второму участнику задавать не возбраняется, а только приветствуется). Время ограничено: 5 минут.

Первый участник с буклетом удаляется, входит третий участник. Ему задавать вопросы и разговаривать запрещено. Он должен сделать только то, что будет просить делать участник № 2. Цель: собрать из мозаики коровку, идентично повторяющую картинку буклета. Время ограничено: 5 минут.

Затем участники собираются вместе, и аудитория обсуждает, что помогло в ходе игры, а что помешало достичь цели.

Образец буклета оформлен в Приложении № 2.

  1. «ПЛАНИРОВАНИЕ ОТРЕЗКА ВРЕМЕНИ»

Цель: наглядно продемонстрировать, на примере эластичной резинки, как важно постепенно усложнять поставленные ребёнку задачи, расширять его кругозор.

Вспомогательный материал: тонкая резинка для денег.

Проведение игры: воспитатель берёт резинку в руки, и перед аудиторией демонстрирует, натягивая резинку на указательном пальце правой руки на 5 см, поставленную перед ребенком цель (например, прочтение одной страницы из книги), затем подтягивает палец левой руки, и показывает, как натяжение резинки ослабевает, что означает, что результат стоит на месте, и нужно при приближении к цели, резинку натягивать все дальше и дальше. Цель: сегодня – прочтение 1 страницы из книги, на неделю – прочтение половины книги, на месяц – прочтение целой книги. Схема планирования отрезка времени и рисунок натяжения резинки обозначены в Приложении № 3.

Воспитатель объявляет новую деловую игру.

  1. «ПООЩРЕНИЕ РЕБЁНКА»

Цель:

Наглядно продемонстрировать родителям, как важно поощрять ребенка на этапе правильно выполненной задачи, как важно использовать позитивное подкрепление.

Проведение игры: Для игры необходимы два человека: «обучающийся» и «тренер». Оптимально количество шесть человек, потому что тогда каждый может побывать и обучающимся и тренером, прежде чем группа утомится; наблюдать за этим почти так же увлекательно, как участвовать. Вы отсылаете обучающегося из комнаты. Остальные выбирают тренера и поведение, которое должно быть сформулировано: например, написать свое имя на доске, попрыгать или взобраться на стул. Обучающийся приглашается в комнату, и его просят двигаться по комнате и производить любые движения; тренер хлопком подкрепляет движения в направлении желаемого действия . Обучающийся должен понять, что хлопок производится именно тогда, когда действие совершено правильно.

Разговаривать запрещается. Смех, вздохи и другие проявления эмоций допускаются (разрешаются), но инструкции и обсуждения исключаются до тех пор, пока не достигнуто задуманное поведение.

  1. ДИАЛОГ С РОДИТЕЛЯМИ

Родители озвучивают заранее подготовленные цитаты о воспитании и защищают их.

  1. ЛИТЕРАТУРНАЯ ПАУЗА

Чтение стихотворения В. Шапова «Почему?». Пауза заканчивается цитатами о роли отца в воспитании детей.

  1. « 10 ЗАПОВЕДЕЙ РОДИТЕЛЕЙ»

Обсуждение памятки 10 заповедей родителей. Памятка представлена в Приложении № 4.

Родители подводят итоги, оформляя протокол собрания. Решено:

  1. Поддерживать в семье положительный психологический климат, выделяя больше времени для общения со своим ребенком
  2. Обозначить цели по схеме планирования отрезков времени.
  3. Придумать герб своей семьи, отображающий её интересы и традиции, оформить выставку лучших семейных гербов.
  4. Составить картотеку вопросов детей и авторских загадок в группе и дома (Почему? Зачем? Отчего?)
  5. Создать совместный словарь взрослого и ребенка « Семья – это»
  6. Подготовить презентацию «Наша прогулка по городу»

Приложения № 1.

Вопросы, относящиеся к целевым формулировкам и способствующие правильной постановке цели:

  • Что? Результат?
  • Когда? Когда он должен появиться на свет?
  • Какой? Каким он должен быть?
  • Кто? Кто им будет пользоваться?
  • Зачем? Зачем ему это? Каков смысл результата для него?
  • Почему? Почему это необходимо?
  • Как? Как будет оцениваться/измеряться результат

Приложение № 2.

Приложение № 3

Приложение № 4.

  1. НЕ жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. НЕ думай, что ребенок твой: он Божий.
  3. НЕ требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему: это необратимый закон благодарности.
  4. НЕ вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что ты посеешь, то и взойдет.
  5. НЕ относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его ноша тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может, и больше. Потому что у него еще нет привычки.
  6. НЕ унижай!
  7. НЕ мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, мучь – если можешь и не делаешь.
  8. Помни (перефразируя одного человека, сказавшего это об отечестве) – для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано все.
  9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому ребенку то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
  10. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребёнок – это праздник, который пока с тобой.

Список литературы:

  1. Н.М. Метенова. Родительские собрания. Часть первая. ИПК «ИНДИГО», 2009
  2. Т.Н. Зенина. Родительские собрания в детском саду. Педагогическое общество России, 2006
  3. С.В. Глебова. Детский сад – семья. Аспекты взаимодействия. ТЦ «Учитель», 2005
  4. Л.Е. Осипова, Работа детского сада с семьей. ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2008
  5. «Дошкольное воспитание». Журнал № 3, выпуск 1994 года.
  6. Карен Прайор. «Не рычите на собаку», Селена +, 1995

Главная > Документ

3.5. Игры и игровые ситуации на родительских собраниях

Игры и игровые ситуации способствуют снятию монотонности родительского собрания, являются прекрасной разминкой для любой категории слушателей (детей и взрослых), служат средством переключения внимания и могут быть использованы как мостик для перехода к другому виду деятельности. Игры помогут в некоторых случаях более непринужденно выполнить сложное задание. Приведем примеры таких разминок, подвижных упражнений для отдыха. Мне нравится. Родители садятся в круг. Учитель стоит в центре и говорит: "Мне нравятся те, у кого карие глаза (или светлая обувь, или носящие очки и т. д.)" Те, к кому этот признак имеет отношение, встают со своих мест и занимают стулья, освобожденные другими. Учитель также участвует в этой игре. Тот, кто остался без места, продолжает игру. Круг общения. Все участники родительского собрания встают в круг. Один из участников находится в центре круга. Ему нужно пройти по кругу, останавливаясь напротив каждого участника. Нужно прикоснуться ладонями к ладоням каждого и окунуться в его глаза. Комплимент. Участники становятся в круг. Бросая друг другу мяч, они говорят при этом комплименты или приятные слова, которые вызывает образ данного человека. На прогулке. Все присутствующие встают в круг. Учитель рассказывает о прогулке и просит всех повторять за ним движения: "Я иду по росе босиком, она такая холодная. В траве сидит кузнечик и стрекочет цвирк, цвирк. Высоко в небе парит жаворонок, медленно и плавно машет крыльями. Я загляделся и наступил на ежика. Ой. И т. д." Все зависит от фантазии проводящего игру, возможности и желания родителей участвовать в этой игре. Волшебный стул. Один из родителей садится на стул в центре комнаты, другие очень быстро должны сказать добрые слова в его адрес. Кто замешкался, то сменяет сидящего на стуле. Игра продолжается 5-7 минут. Поезд. Все родители, пришедшие на собрание, выстраиваются в шеренгу друг за другом. У всех, кроме первого участника, глаза закрыты или завязаны. Первый начинает движение между рядами парт или в коридоре, по лестнице, все остальные следуют за ним. После 5-7 минут такого движения участникам предлагается поделиться своими ощущениями и чувствами. Троллейбус (трамвай, автобус, метро). На счет 10 участники должны поставить стулья в два ряда напротив друг друга, сесть и запомнить, где кто сидит. На счет 7 нужно поменяться местами с кем-нибудь из участников, сидящих напротив. На счет 3 нужно вернуться на свое место. Переходы делаются без спешки. Сороконожка. Все участники выстраиваются в шеренгу и пытаются передвигаться с одной ноги (с правой или левой), повторяя все движения за ведущим. Затем проводится анализ ощущений каждого участника. Строим квадраты. Для игры нужна веревка, длиной 7-8 метров, концы которой связаны, и 8 платков, чтобы завязать глаза. Приглашается 8 добровольцев. Им завязываются глаза, их ставят в круг и дают в руки веревку. Затем предлагается задание: разойтись так, чтобы образовался квадрат. При выполнении упражнения можно разговаривать друг с другом, советоваться. Остальная часть группы молча наблюдает за происходящим. По окончании упражнения все обсуждают действия, которые были проделаны группой. При желании упражнение можно повторить. Строим пирамиду (башню). Для построения пирамиды (башни) берутся любые предметы. Ее можно строить из газет, различных коробок, пластмассовых бутылок, баночек из-под пива, соломки для коктейля и других имеющихся материалов. Все участники родительского собрания делятся на подгруппы. Каждая получает одинаковое количество предметов и задание построить пирамиду (башню), которая бы имела максимальную высоту и была устойчива. При построении членам группы запрещается разговаривать между собой. Построенные пирамиды (башни) по возможности сохраняются. Победителем является та группа, чья пирамида (башня) самая высокая и самая прочная. Основная цель данной игры - показать, как важно уметь договариваться без слов при выполнении общего дела. Зоопарк. Каждый из участников выбирает, какое животное, птицу, рыбу, растение он попытается изобразить с помощью жестов, мимики, движений. Группа угадывает, кто какое существо изображал, и обменивается мнениями. Мимика и жесты. Участники родительского собрания делятся на две команды. Каждая команда по очереди загадывает другой загадку или пословицу с помощью мимики и жестов. Жесты. Один из участников показывает какой-либо жест своему соседу. Тот повторяет показанный жест и добавляет свой. Следующий участник повторяет два предыдущих жеста и показывает свой и т. д. Посидите на стуле так, как сидит: председатель экзаменационной комиссии, обезьяна, копирующая кого-либо из присутствующих, побитая собака, пчела на цветке, поросенок на кактусе, невеста на свадьбе и т. д. Все эти роли можно связать с обсуждаемой проблемой, чтобы лучше в шутливой форме акцентировать внимание на отдельных аспектах. Походите по комнате так, как : если бы вы были стеклянным, резиновым, надутым, как воздушный шарик, песочным, плюшевым, деревянным и др. Хлопки. В заданном темпе каждый участник хлопает в ладоши по очереди, один за другим и в обратном направлении. Главное - не сбиться с темпа. По команде ведущего меняется направление, по которому отбиваются хлопки. Надо уметь сориентироваться, кто должен сделать следующий хлопок. Упражнение можно усложнить путем изменения ритма, силы хлопка и т. д. Произнесите короткую фразу из одного слова: тихо, громко, злобно, заикаясь, нежно, скорбно, с удивлением, вызывающе, зачарованно и т. д. Определи цвет. Все родители встают в круг. Один выходит из комнаты. В его отсутствие группа выбирает один из цветов (красный, синий, желтый, зеленый или черный). Возвращается водящий, и все участники по очереди начинают демонстрировать телодвижения, которые, по их мнению, выражают задуманный цвет. Водящий должен угадать, какой цвет был задуман. Желательно, чтобы телодвижения не были прямыми подсказками. Пишущая машинка. Всем участникам раздаются буквы. По команде учителя участники становятся по алфавиту. Задается пословица, поговорка или строчка из стихотворения, и участники "печатают" ее, отхлопывая каждый свою букву, знаки препинания. Все вместе отхлопывают паузы. Арифмометр. Вариант пишущей машинки, только с цифрами. Выполняются простые арифметические действия. Озвучивание. Одна команда придумывает ситуацию и проигрывает ее без слов. Другая команда должна по увиденному создать сценарий. Затем вторая команда проигрывает свою ситуацию, а первая создает сценарий. В завершении игры идет обмен сценариями. Гомеостат (групповая совместимость). Участники становятся в круг. Каждый сжимает пальцы в кулак и по команде ведущего "выбрасывает" пальцы. Группа должна стремиться к тому, чтобы все участники "выбросили" одно и то же количество пальцев. Предварительно договариваться об этом нельзя. Игра продолжается до тех пор, пока группа не справится со своим заданием. Игра выявляет взаимоотношения в группе.

3.6. Приемы завершения родительских собраний

Родительское собрание целесообразно завершить оценкой, которая показывает, оправдались ли ожидания его участников, что особенно было значимым для каждого из участников, какие выводы для себя сделали родители. На завершающем этапе родительского собрания важно выяснить, изменилось ли понимание рассматриваемого вопроса. Каждый из них должен решить для себя, что на собрании подкрепило его мнение, а что необходимо пересмотреть или изменить в себе. Это рефлексия, то есть оценка себя с позиции рассматриваемого вопроса. Приведем конкретные приемы проведения оценки, самооценки, рефлексии. Письменный ответ на один из вопросов по выбору участника: "Что нового вы сегодня узнали? Что привлекло ваше внимание на собрании? Какое выступление вы считает наиболее конструктивным и почему? Что было трудным? Что мешало работе и почему?" Могут быть и другие вопросы - по усмотрению учителя или организаторов родительского собрания. Игра в мяч. Ответ одним предложением на поставленный вопрос. Принимая мяч, родитель дает ответ на поставленный вопрос. Отдавая мяч - задает вопрос. Жест дня. Сидя или стоя, родители демонстрируют свое отношение к результатам собрания соответствующей мимикой или жестом. Рисунок дня. Родители выражают свое отношение к собранию соответствующим рисунком, поясняя, при необходимости, его смысл. Слово дня. Предлагается одним словом выразить свое отношение к проведенному собранию. Система координат. На доске рисуется система координат. Каждый родитель должен определить свою точку в этой системе координат - это и будет его оценка проведенного собрания. На одной оси отмечаются оценки по содержанию, на другой - по организации. Блиц-опрос. Учитель задает вопросы по теме родительского собрания, а родители дают быстрые и краткие ответы, отвечая по желанию. Анонимный совет. Каждый участник получает карточку, в которую вписывает совет учителю или другим участникам. Можно предложить давать советы в юмористической форме. Выставки. На стенде выставляются работы, сделанные родителями во время собрания. Рационализаторские предложения по совершенствованию своей работы вносят сами родители. Они же оценивают результаты своей деятельности. Учитель выделяет положительное в каждой работе и предлагает сравнить работы детей с работами взрослых, выделить трудности в выполнении заданий. Анкетирование родителей на завершающем этапе собрания проводится с тем, чтобы дать участникам возможность оценить свои знания по рассматриваемой на встрече проблеме, оценить в целом результаты родительского собрания. Типичный участник родительского собрания. Учитель предлагает родителям составить портрет типичного представителя их группы. Это может быть реальный портрет группы, а может быть и шуточный. Все зависит от настроения и желания родителей. Можно предложить оба варианта. Пирамида знаний. Родители строят пирамиду своих знаний, приобретенных или расширенных на собрании. Можно построить пирамиду положительных эмоций, интересных фактов, полезных сведений, оригинальных заданий и т. д. Рефлексия (самоанализ) может проводиться после каждого этапа родительского собрания, но наиболее целесообразно это сделать в конце собрания. Все родители по очереди высказывают свои впечатления о прошедшем собрании. Учитель побуждает родителей к высказываниям вопросами: "Что вам особенно понравилось? Что хотелось бы сделать иначе? Как изменилось ваше отношение к самим себе? Какие свои ценные качества вам удалось увидеть на собрании? Какими новыми знаниями и умениями вы обогатились? Какие открытия сделали вы для себя в процессе собрания? На какие вопросы вам было легко отвечать? Что вас удивило? Что оказалось полезным лично для вас?" Могут быть заданы и другие вопросы. Их формулировка зависит от состава группы родителей и темы родительского собрания. Самоанализ личностных качеств. Учитель предлагает родителям задуматься, что их больше всего волнует в самих себе: отношение с детьми, внешний вид, стиль поведения, манера держаться, отношение людей, результаты собственной деятельности, свой внутренний мир и т. д. Количество признаков, сами признаки определяются родителями совместно с учителем. Все они записываются в столбик. Участникам необходимо провести ранжирование признаков, то есть поставить возле каждого признака число. Сначала участники выбирают самый существенный для них признак, он соответствует числу 1, затем следующий - 2 и т.д. У каждого участника получится свой порядок чисел. Можно определить ведущие признаки для данной группы родителей, если воспользоваться сведениями, полученными от каждого участника. Венок знаний (умений, положительных чувств, радостных минут, интересных идей, общения и т. д.). Участники родительского собрания, сплетясь руками, (например, правую руку на плечо соседа справа, а левую на пояс соседа слева), составляют венок. При этом каждый говорит о том положительном, что было на собрании. Учитель говорит, что данный венок позволяет полученным знаниям, положительным чувствам не рассыпаться, а окрепнуть, опираясь на плечо и опыт своих новых друзей, родителей данного класса учащихся. Об этом всегда может вспомнить каждый участник. Синтез информации в кратких выражениях. Участникам родительского собрания предлагается назвать все происходящее на собрании одним словом. Все слова записываются. Затем предлагается составить название из двух слов, потом - используя целое предложение, которое раскрывает суть темы. Ответить на вопрос: "За что я благодарен себе сегодня?" Чудесный ларец (чемодан, рюкзак, сумка, портфель и т. д.). Учитель предлагает участникам занятия ответить, что они хотели бы положить в чудесный ларец и взять с собой в будущее из знаний, умений и навыков, приобретенных на данном родительском собрании. Оценка по карточкам. Стенд или доска делятся на три части. В первой части будет отмечаться все то, что участники увидели положительного на родительском собрании. Во второй части должно быть указано, что не удовлетворило их запросы. В третьей части будут располагаться предложения по дальнейшему совершенствованию родительских собраний. Каждый участник получает три карточки, соответствующие трем разделам стенда, и заполняет их крупными буквами. Карточки-оценки помещаются на стенде. Полученные ответы, при желании, можно обсудить со всей группой. Можно этого и не делать, так как ответы говорят сами за себя. Опрос или письменное анкетирование по заранее составленным вопросам. Вопросы продумываются учителем в соответствии с темой родительского собрания и предлагаются участникам с целью получения более полного представления о результативности проведенного собрания. Можно повторить часть вопросов, на которые участники отвечали в начале собрания, чтобы сравнить динамику изменений, приращения знаний. Блиц-интервью центрального агентства печати и новостей. Каждый участник делает короткое сообщение о родительском собрании, в двух-трех предложениях. Можно записать эти сообщения на диктофон или видиокамеру, а потом всем вместе прослушать или просмотреть. Могут возникнуть уточнения, дополнения. Письмо. Участник пишет письмо самому себе, другу, коллеге, будущему поколению и др. В письме он рассказывает о проделанной работе, дает свою оценку состоявшемуся родительскому собранию, отмечает личные изменения, которые ему показались значимыми. Письмо также может быть написано от имени мудрого человека, сказочного героя и т. п. Письмо может быть индивидуальным или групповым. Учитель может предложить несколько вариантов, а родители выбирают тот, который им больше импонирует. Работа в круге. Все встают или рассаживаются в круг и высказывают свое мнение о проведенном родительском собрании. Высказывания могут быть в форме ответов на вопросы, подготовленные учителем. Это может быть свободная форма высказывания или выступления по ролевому принципу. "Если бы я был ведущим родительского собрания...", "Если бы я наблюдал за родительским собранием со стороны..." и др. Прощание. Все участники родительского собрания в неформальной обстановке прощаются друг с другом и с учителем, высказывая свое мнение о работе родительского собрания, свои пожелания. Приведенные приемы не исчерпывают всего многообразия работы и общения с родителями. Это лишь незначительная их часть, которая может сделать встречи родителей и учителя, родительские собрания интересными и запоминающимися.

ГЛАВА 4 Беседы для родителей

Беседа 1. Стили семейного воспитания

Отношения в семье можно представить в виде формулы: система семейных отношений=(родители+родители)+(родители+дети)+(дети+дети). Мы рассмотрим отношения родителей и детей. Эти отношения принято называть стилем семейного воспитания. От стиля семейного воспитания в значительной мере зависит психическое и в целом - общее развитие ребенка. Воспитание по типу Золушки. Родители, придерживающиеся этого стиля воспитания, чрезмерно придирчивы к своим детям, требуют от них беспрекословного послушания, соблюдения порядка, подчинения семейным традициям. Они враждебны или недоброжелательны к ребенку, не дают ему нужной ласки, теплоты. Забитые, робкие, вечно под страхом наказания и оскорблений, многие из таких детей вырастают в дальнейшем неряшливыми, пугливыми, не способными постоять за себя. В некоторых случаях у детей появляется стремление к самоутверждению через агрессивность и конфликтность. Такие дети с трудом адаптируются к новым условиям. Эти дети, обостренно переживая несправедливое отношение к ним родителей и других взрослых, много фантазируют, уходят в мир фантазий, вместо того, чтобы активно действовать. Результаты научных исследований, опыт психологов-практиков и педагогов показывают, что такое воспитание не достигает цели; дети не становятся дисциплинированными. Родители наказывают своих детей за несоблюдение порядка, за плохие школьные отметки, за невыполнение их требований, за нарушение многих других запретов. Этих родителей мало заботит нравственная сторона, важно, чтобы ребенок был послушным и беспрекословно выполнял требования старших. При таком воспитании, как правило, родители младших школьников готовят с ними уроки. Они становятся в позицию далеко не лучшего учителя, принимают холодный назидательный тон, всеми силами стараются "выжать" из ребенка самостоятельное действие. Дети отвечают на нажим разнообразными уловками: плачем, неожиданной "тупостью", беспомощностью. Строгость и чрезмерная требовательность родителей нередко оборачивается тем, что дети не хотят учиться, с трудом концентрируют внимание во время объяснения учителя или приготовления уроков. Авторитарные родители создают у детей повышенно тревожное отношение к отметкам, к похвале или порицанию учителя. Родители, придерживающиеся традиции авторитарного воспитания, убеждены, что имеют все "права на ребенка" - наказывать его по своему усмотрению, ограничивать его свободу, навязывать ему свои вкусы, контролировать все его действия. Пошаговый контроль родителей за действиями ребенка исключает не только возможность свободы для него, но и исключает доверие между детьми и родителями. В условиях недоверия и ограничения свободы подавляется поисковая активность детей, гасится инициатива и воображение. Чем старше становится ребенок, тем большую нетерпимость он проявляет к требованиям родителей. На этой почве возникают конфликты, иногда с плачевным исходом. У детей развивается чувство неполноценности, отверженности. Воспитание постоянной опекой. Родители тепло относятся к своим детям, но контролируют каждый их шаг, не позволяют им ничего, что могло бы вызвать недовольство взрослых. Постоянная опека приводит к тому, что ребенок лишен самостоятельности. Его инициатива подавляется, он не может проявить свои способности. Среди таких детей вырастают зависимые, необщительные, инфантильные, неприспособленные к жизни, эгоцентричные люди. Они привыкают к тому, что за них кто-то все решает, и им не остается ничего другого, как подчиняться чужой злой воле. Воспитание по типу кумира семьи. При таком стиле воспитания выполняются все требования и малейшие капризы ребенка. Вся семья стремится удовлетворить его желания и прихоти. Дети растут своевольными, упрямыми, не признающими запретов, не задумывающиеся о материальных и иных возможностях родителей. Эгоизм, безответственность, неспособность отсрочить получение удовольствия, потребительское отношение к окружающим - вот следствия такого воспитания. Воспитание равнодушием. Ребенок не получает в семье ни тепла, ни внимания, он предоставлен сам себе, никем не контролируется. Никто не формирует в нем навыки социальной жизни, не обучает его пониманию "что такое хорошо, а что такое плохо". У таких детей возможны серьезные нарушения поведения. Это воспитание, на почве которого произрастают многие формы нарушения, вплоть до противоправных действий. Среди малолетних преступников немало детей, положение которых в семье можно было бы охарактеризовать как безнадзорность. Для исправления прежних плодов воспитания требуются значительные усилия. Воспитание подарками. Существует и такой стиль воспитания, когда родители не занимаются достаточное время своими детьми, отделываясь от них подарками. Дети, воспитывающиеся таким образом, вместо того, чтобы получить от родителей ласку, тепло и заботу, получают от них суррогаты любви. Родители перепоручают воспитание своих детей родственникам, репетиторам или случайным людям, лишь бы дети не мешали им делать карьеру, работать. Такое воспитание отражается на психике ребенка, он не чувствует себя счастливым, нужным близким людям. Как правило, такие дети впоследствии сдают своих родителей в дома престарелых, лишая их своей заботы на старости лет. Воспитание доверием. Родители предоставляют детям определенную самостоятельность, относятся к ним тепло, уважают их человеческое достоинство, позволяют часто самим регулировать свое поведение, готовы прийти на помощь, снисходительны к ошибкам, воспитывают социально адаптированных, независимых детей, способных к сотрудничеству и творчеству.
Ребенку, особенно младшего школьного возраста, нужна поддержка старших, вера в то, что если он сегодня не умеет что-то делать, то завтра это у него обязательно получится. Авторитет помощи, осторожного и внимательного руководства, считаясь с авторитетом знания, приведет к авторитету ответственности. Психология семейного воспитания выдвигает требование об оптимальной родительской позиции. Позиция родителей в воспитании детей является оптимальной, если они принимают ребенка таким, какой он есть, тепло относятся к нему, объективно оценивают его и на основе этой оценки строят воспитание; если они способны изменять методы и формы воздействия в соответствии с изменением обстоятельств жизни ребенка; если их воспитательные усилия направлены в будущее и соотносятся с требованиями, которые ставит перед ребенком его дальнейшая жизнь. Оптимальная родительская позиция направлена на благо ребенка. Она предполагает критическое отношение родителей к своим ошибкам. Русская гуманистическая мысль еще в 19-ом веке понимала воспитание как взаимодействие равноправных участников. Все воспитание в семье держится на любви к детям. Любовь родителей обеспечивает полноценное развитие и счастье детей.
Воспитание любовью не отрицает контроль со стороны родителей. По мнению психологов, исследующих проблемы семейного воспитания, контроль необходим ребенку, потому что вне контроля со стороны взрослых не может быть целенаправленного воспитания. Ребенок теряется в окружающем мире, среди людей, правил, вещей. Одновременно контроль вступает в противоречие с потребностью ребенка быть самостоятельным. Надо найти такие формы контроля, которые бы соответствовали возрасту ребенка и не ущемляли его самостоятельности, одновременно способствуя развитию самоконтроля. Американские психологи предлагают взамен директивного подавляющего контроля ("делай, как я сказал") использовать инструктивный контроль ("может быть, ты сделаешь так, как я предложу"). Инструктивный контроль развивает инициативу, трудолюбие, самодисциплину. Трудно изменить сложившиеся подходы родителей к воспитанию детей. Тому, кто открыт новому опыту, желает изменить свое отношение к своим детям, можно напомнить "Великую хартию" Януша Корчака о правах ребенка: ребенок имеет "право на смерть", право на сегодняшний день, право быть тем, что он есть. Можно напомнить и о том, как Ш. Л. Амонашвили говорил о детях: "Плохими дети не рождаются. Ребенок рождается, чтобы узнать мир, а не злить родителей или учителя. Тело ребенка - это форма, в которой природа опредмечивает себя. Настоящая основа человека - не отдельные его качества, а образ жизни. Ребенок живет с первых минут рождения, а не готовится к жизни. Ребенок - существо социальное. Всякая личность развивается в общении. Ребенку необходимо сотрудничество. В сотрудничестве ребенок оказывается гораздо умнее, сильнее, чем при самостоятельной работе". Понимание ребенка, принятие его не только сердцем, но и умом, осознание своей ответственности за судьбу маленького человека поможет взрослым выбрать тот стиль воспитания, который принесет благо и ребенку и родителям.

Милена Барболина
Родительское собрание «Учимся играть вместе» в первой младшей группе

Цель : Обобщить и закрепить представления родителей об игре детей как о ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте. Дать понять родителям , что они такие же активные участники педагогического процесса, как их дети и педагоги.

Оборудование и наглядность :

Мягкая игрушка, предметы заместители, листочки бумаги, карандаши, выставка игрушек.

Ход собрания:

(слайд 1)

Уважаемые родители !

Сегодня мы поговорим о том, во что играют наши дети . Зачем нужна ребенку игра ? Почему об этом мы предлагаем вам поговорить? Да потому, что наши современные мальчики и девочки, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть . Чаще игры, в которые играют дети , невеселые, агрессивные. Поэтому наша задача осторожно направлять детей на гуманистический путь, воспитывать у них терпимость, желание помогать. Научить детей играть – значит научить жить.

Как вы думаете, для чего нужна игра ребенку ? (Высказывания родителей ) .

Воспитатель обобщает высказывания родителей .

(слайд 2)

Игра для ребенка – это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни : учителем, водителем, врачом. (Слайд 3) Игра – дело серьезное . «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…» (А. Макаренко) .(слайд 4)

Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки, тренирует силы и ловкость, развивает способности и ум, в игре дети учатся понимать друг друга, помогать сверстникам. (слайд 5) Игры при умелой организации взрослых учат терпимости к другим, доброте, отзывчивости, взаимовыручке. (слайд 6)

Таким образом, игра – ведущая деятельность в детском возрасте, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка. (слайд 7)

Игра «Разброс мнений»

Родители передавая друг другу игрушку должны продолжить :

Мой ребенок любит играть…

Существуют разные виды игрушек для детей дошкольного возраста. (слайд 8)

Это сюжетные, или образные игрушки (предлагаю родителям (слайд 9) куклы, фигурки животных, мебель, посуда, предметы домашнего обихода. Центральное место отводится кукле. Ребенок во время игры как бы одушевляет куклу, разговаривает с ней, проявляет заботу о ней. (слайд 10)

Следующий вид игрушек – технические игрушки (предлагаю родителям подумать и назвать что к ним относится) (слайд 11) транспорт, конструкторы, развивающие мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, творчество. (слайд 12)

Игрушки – забавы (предлагаю родителям подумать и назвать что к ним относится) (слайд 13) в основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность. Их назначение – позабавить детей, вызвать смех, радость. (слайд 14)

Особый тип – спортивно-моторные игрушки (предлагаю родителям подумать и назвать что к ним относится) (слайд 15) это игрушки способствующие повышению двигательной активности детей, развитию координации движений. (слайд 16)

Театральные игрушки (предлагаю родителям подумать и назвать что к ним относится) (слайд 17) они имеют особое назначение – служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображения. (слайд 18)

Музыкальные игрушки (предлагаю родителям подумать и назвать что к ним относится) (слайд 19) погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, балалайки. (слайд 20)

Особое место принадлежит дидактическим игрушкам (предлагаю родителям подумать и назвать что к ним относится) (слайд 21) это игрушки с помощью которых детей знакомят с сенсорными эталонами : матрешки, мозаики, пазлы, и др. Эти игрушки воспитывают у детей настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца.

(слайд 22)

Игра «Какую игрушку предпочитает ваш ребенок

(на слайде изображены игры и игрушки имеющиеся в группе . Родителям предлагается подумать и сказать в какую игрушку (игру) их ребенок больше всего любит играть в детском саду .)

(слайд 23)

Сейчас мы проведем небольшое соревнование.

(предлагаю родителям разделиться на две команды)

1 задание.

Написать как можно больше детских игр, которые вы знаете, любых – подвижных и сюжетно-ролевых.

2 задание.

Командам раздаются коробки с предметами-заместителями.

Подумайте и расскажите, чем могут быть эти предметы в детской игре?

(шарик – пирожок, яичко, яблоко и др., кубик – кусочек хлеба, пирожное, домик и т. д.)

Оценивается фантазия и творческое мышление родителей .

3 задание.

Назовите как можно больше игровых действий в игре

1 команда – «Мишка заболел» , 2 команда – «Угостим куклу чаем» .

(поставить градусник, потрогать, горячая ли голова, сделать укол; сервировать стол, приготовить угощения, заварить чай и т. д.)

4 задание.

«Выбери игрушки»

Каждой команде предлагается выбрать на предложенной выставке игрушек те, которые способствуют :

1 команда

социально-эмоциональному развитию (напр. животные, куклы, посуда, набор «Доктор» , набор «Парикмахерская» и др.)

2 команда

физическому развитию (мячи, обручи, кегли, скакалки и др) .

5 задание

«Конверт дружеских вопросов»

Родителям предлагается красочный конверт, в котором находятся карточки с вопросами. Каждая команда берет по 2 карточки, читают вопросы и отвечают на них.

Что делать, если ребенок просит вас поиграть , а вы смотрите телевизор?

Как быть, если любая неудача в игре вызывает у ребенка угнетенное состояние или слезы?

На что вы опираетесь в подборе игрушки?

Каково ваше отношение к игрушкам – монстрам?

Подведение итогов родительского собрания .

В конце встречи мамам и папам вручается памятка с советами по проведению игр, которая рассматривается в качестве решения родительского собрания .

И в заключение хочется вспомнить предупреждение мудрого В. Даля о том, что игра не доведет до добра , если ее пустить на самотек. Давайте помнить, что игрушка для детей – не просто забава, времяпровождение, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины.

Публикации по теме:

Итоговое родительское собрание в 1 младшей группе за 2014 – 2015 учебный год Цель собрания: - подвести итоги совместной деятельности воспитателей.

Цель собрания: - подвести итоги совместной деятельности воспитателей и родителей за прошедший год; - определить перспективы на будущее.

Родительское собрание «Будем знакомы!» Первое собрание в младшей группе РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «БУДЕМ ЗНАКОМЫ!» Первое собрание в младшей группе. Цель: Познакомить родителей друг с другом. Знакомство родителей.

Родительское собрание «Готовимся к школе вместе» План проведения родительского собрания по теме «Готовимся к школе вместе» Вступительное слово Уважаемые родители! Совсем скоро Ваши дети.

Родительское собрание «Готовимся к школе вместе!» Добрый вечер, уважаемые родители! Мне с большим удовольствием хочется поздравить вас, с тем, что вы уже не просто родители, а родители будущих.

Родительское собрание «Учимся общаться с детьми» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 16 «Былина» Родительское собрание.

Родительское собрание в младшей группе «Развитие речи младших дошкольников» Развитие речи младших дошкольников Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на наше родительское собрание. Сегодня.

Родительское собрание в первой младшей группе «Адаптация детей к детскому саду» Конспект родительского собрания в 1 младшей группе «Адаптация детей к детскому саду» Составила и провела воспитатель Никифорова Елена Валентиновна.

Родительское собрание во второй младшей группе «Здоровье - это здорово» Родительское собрание во второй младшей группе на тему: «Здоровье –это здорово». Цель и задачи родительского собрания: Цель - знакомство.

Сценарий родительского собрания в нетрадиционной форме «Учимся играть вместе с детьми» Цель: Обобщить и закрепить представления родителей об игре детей как о ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте. Формировать взаимоотношения.

Библиотека изображений:

Родительское собрание в форме деловой игры «Здоровая семья – здоровый ребенок»

1 .Через решение педагогических ситуаций и задач, вызвать у родителей желание поразмышлять над вопросами о роли семьи в формировании личности, об ответственности всех её членов за создание условий воспитания - внутрисемейных отношений, эмоционально - нравственного климата, содержательного общения между взрослыми и детьми, а также о месте ребёнка в семейном коллективе, выработке у него активной жизненной позиции.

2.Учавствуя в оценке и разрешении различных ситуаций, связанных с обсуждаемой темой, учить родителей анализировать собственные действия, видеть даже в мелочах педагогическое явление, подходить к воспитанию как к серьёзному и целенаправленному процессу.

3.Через игры, задания, упражнения сформировать у родителей правильное отношение к своему здоровью, способствовать развитию умений и навыков, которые позволяют успешно взаимодействовать с окружающей средой и людьми.

4.Сформировать у родителей сознательную установку на здоровый образ жизни.

Предварительная работа.

Беседы с родителями о традициях, увлечениях в семьях воспитанников Индивидуальные консультации для родителей о пользе закаливающих процедур и о способах их организации.

Оказание консультативной помощи врачебно - медицинского персонала.

Вступительное слово педагога о проблемах здоровья.

По определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье - это состояние полного, телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений».

К моменту поступления в школу у детей отмечается тенденция роста хронической заболеваемости.

Остаётся высоким уровень заболевания респираторными заболеваниями 60 -70%.

Отмечается уменьшение количества детей с нормальным физическим развитием и увеличение числа детей с дефицитом массы тела и низким ростом.

Высок процент кариеса у детей, артериального давления, отклонения в пищеварении, до 30% детей страдают различными видами аллергии.

На здоровье детей оказывают влияние целый ряд факторов:

1) наследственность - доля влияния 20%; воздействие окружающей среды (экологические и природно-климатические факторы) - доля влияния тоже 20%;

влияние факторов организации медицинского обслуживания - 10%;

социально-экономические факторы и образ жизни - доля влияния составляет 50%.

Эти данные заставляют обратить наше самое серьёзное внимание на четвёртую группу факторов. Её составляет отношение ребёнка к своему здоровью, его питание, соблюдение режима дня, двигательная активность, закаливание, полноценный сон, овладение гигиеническими навыками.

Поэтому приоритетным направлением в своей работе с детьми я выбрала формирование у них привычки к здоровому образу жизни.

Наша встреча посвящена вопросам правильного отношения к своему здоровью, анализу собственных действий и нахождению эффективных способов коммуникаций.

1. Нарисуйте флаг страны «Здоровья».

Задание: нарисовать на флаге то, что вкладывают родители в понятие «здоровье».

Обосновать свой рисунок.

Рассмотреть каждый рисунок и сделать вывод из рисунков: что важно, что необходимо для нашего здоровья.

2 Настроение - отражение здоровья человека.

Задание для родителей: нарисуйте своё настроение цветными карандашами (графически). Какие вы испытываете чувства при изображении настроения, чувств. Проанализировать рисунок каждого родителя, с целью понять его настроение.

3 Дети - зеркало родителей.

Педагог помещает вопросы в надутые воздушные шары, под удары бубна педагога (педагог при этом находится спиной к родителям, чтобы не видеть их) родители начинают передавать воздушный шар друг другу. На ком остановятся удары бубна, тот и отвечает. Родители с помощью ножниц вскрывают воздушный шар и достают вопрос.

Вопросы в воздушных шарах.

Какие культурно-гигиенические навыки следует воспитывать у дошкольников? Какое значение имеет наличие прочных гигиенических навыков ребёнка в охране его здоровья?

Чем можно объяснить, что некоторые дети ведут себя по-разному с каждым из членов семьи? От кого это зависит - от ребёнка или от взрослого?

Что вы вкладываете в понятие режим дня и как важно его соблюдение: а) дома; б) в детском саду.

4 Пауза расслабления с родителями.

Дыхательное упражнение на релаксацию (расслабление) А. Н.

Стрельниковой «Погончики».

Исходное положение: встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкать кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются. Плечи в момент вдоха напрягаются, руки вытягиваются в струну (тянутся к полу), пальцы рук широко растопыриваются.

На выдохе вернуться в исходное положение: кисти рук снова на поясе, пальцы сжаты в кулаки - выдох ушёл.

Информация для родителей.

Лечебное воздействие гимнастики Стрельниковой:

восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении;

повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшает нервно-психическое состояние;

способствует выравниванию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.

5. Учись поступать правильно. Разбор педагогических ситуаций.

Ситуация №1

Машина мама жалуется врачу, что ее дочь часто болеет. ~ Чуть сквозит, она начинает кашлять. Зимой все дети катаются на санках, лыжах. Румянец во всю щеку! А моя дочь сидит дома бледная, с насморком. Почему одни дети не боятся простуды, а моя то и дело болеет? Наверно, такая уж она слабенькая от природы? Советуют: надо закаливать ребенка. А нам не до закаливания! Пусть здоровых закаливают!

Вопросы к родителям.

Права ли мать? Можно ли укрепить здоровье ослабленного ребёнка? Закаливаете ли вы своего ребёнка? Расскажите, как вы это делаете. Каковы результаты закаливания? (Примеры из жизни).

Ситуация №2

Когда Серёжины папа и мама учатся, мальчик остаётся на попечении бабушки. Она старается, чтобы внук не скучал, и разрешает ему смотреть все телевизионные передачи («Пусть ребёнок получит удовольствие!»)

Приходит время сна, и Серёжа со скандалом идёт в постель. Долго не засыпает, хнычет. Спит ночью беспокойно.... Вот и сегодня утром с трудом встал с постели. Настроение понурое, ел плохо, капризничает. - Уж не заболел ли? - беспокоится бабушка. И прежде чем вести в детский сад, меряет Серёже температуру, на всякий случай одевает его потеплее.

Врач детского сада, осмотрев ребёнка, сказал:

Мальчик здоров.

Бабушка теряется в догадках: что за причина Серёжиного самочувствия?

Вопросы к родителям.

В чём причина пониженного тонуса Серёжи? Какие телевизионные передачи можно смотреть ребёнку дошкольного возраста? Сколько времени ребёнок может проводить у телевизора? Объясните почему?

Ситуация №3

Вике шестой год. Она очень хочет быть похожей на свою маму, подражает её движениям, походке, манере говорить. Она часто повторяет услышанное от взрослых: «Я вся в маму».

Так же как мама, девочка нежно относится к маленькой сестрёнке, заботливо укрывает её, играет с ней, потряхивая погремушкой, ласково похлопывает по одеяльцу, чтобы успокоить, когда та плачет. Обращается к малышке приветливым тоном. Зато тон отношений с бабушкой у Вики совсем иной: пренебрежительный, высокомерный.

Сиди уж и помалкивай, старая, тебя не спрашивают. Эту дерзкую фразу, часто
произносит мама, а девочка её повторяет.

Вопросы к родителям.

О чём необходимо помнить в общении с ребёнком?

Почему воспитание детей надо начинать прежде всего с самовоспитания.

Как на подобные детские проявления должен реагировать взрослый? Какие выводы следует сделать для себя взрослым?

4 Разыгрывание ситуаций.

Ситуация №1 (участвуют 2 человека: взрослый в роли взрослого и взрослый в роли ребёнка).

Вечером в момент прихода мамы Серёжа отобрал игрушку у другого ребёнка. Проиграть ситуацию, а маме найти способ коммуникации со своим ребёнком, так чтобы он отдал игрушку.

Ситуация № 2. (Участвуют 2 взрослых в роли взрослых).

Вы участвовали в соревновании и заняли 1 место, а ваш друг почти был последним. Он очень расстроился.

Задание. Проиграть ситуацию и помочь победившему успокоить того,

кто был последним.

Ситуация № 3 (Участвуют 2 взрослых: взрослый в роли взрослого, взрослый в роли ребенка).

Ребенок долго ни ел и пришло время его покормить. Ребенок капризничает, крутит головой, находя все новые и новые причины: «невкусно», «соленое», «тарелка не такая», «горячо».

Задание. Взрослому необходимо уговорить ребенка съесть пищу (например, кашу).

Ситуация № 4 (Участвуют 2 человека: взрослый, взрослый в роли ребенка)

Ребенок разбросал все игрушки по комнате. Мама просит его убрать их в специальный ящик, а ребенок находит постоянно причины. - Я не хочу убирать, хочу сильно спать! - кричит ребенок.

Мать пытается его успокоить. Ребенок встает с постели и кричит: «Хочу есть!». Мать бежит готовить кашу, а ребенок, уже хочет на прогулку.

Задание. Взрослому необходимо уговорить ребенка, убрать игрушки

Заключение: Выслушать ответы, мнения родителей о том, что нового и полезного им принесла деловая игра в плане общения с детьми, в плане приобщения к здоровому образу жизни.

Подводя итоги встречи сделать вывод:

Большую роль в формировании привычки к здоровому образу жизни ребенка играет образ жизни родителей (оценки, мнения, суждения, поведение).

Необходимо формировать взрослым у детей сознательную установку на здоровый образ жизни, научить их с малых лет жить в гармонии с собой и окружающим миром.



Публикации по теме