Физминутка на тему осень дидактические игры. Динамическая пауза «Дует, дует ветер»

Оборудование:

Осенние листья большие и маленькие.
Вырезанные из картона листья желтого, красного и зеленого цветов и таких же цветов вазы (подносы, пакеты или т. п.)
Вырезанные из клеенки лужи.
Орехи, игрушка «белка», пластиковая бутылка с вырезанным «дуплом».
Пластилин желтого, красного и зеленого цветов, листы бумаги с нарисованным деревом.
Деревянные шпатели с прикрепленными к ним прищепками красного, желтого, зеленого цветов.
Вырезанные из клетки для яиц цветы и клумбы, пальчиковые краски.
Клей, листы бумаги с фоном «осень, стволы деревьев без кроны).
Музыкальные детские инструменты.
Аудиозаписи: «Вальс цветов» П. И. Чайковского, песня «Осень, осень наступила, листья осыпаются».

Ход занятия:

Приветствие

Здравствуйте, ребята, как хорошо, что вы все сегодня пришли!

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

Сегодня мы отправимся в гости к осени.

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.
(Сжимают и разжимают кулачки)

Листья берёзы,
(Загибают пальчики, начиная с большого)

Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём.
(«Шагают» по столу средним и указательным пальцем)

Дидактическое упражнение «Большие и маленькие листочки»

Вот перед вами листочки. Они разные. Вот большой листок. А вот маленький листок. Покажите мне большой листок. Покажите маленький листок. Положите большой листок на стол. Положите маленький листок сверху на большой. А теперь положите маленький листок на стол и накройте его сверху большим листом. Спрятался маленький листок. Большой лист накрыл маленький так, что маленький лист не видно.

Дыхательное упражнение «Подуй на листок»

Вот подул ветер и листок улетел.

Динамическая пауза «Листочки»

Мы листики осенние.
(Плавное покачивание руками вверху над головой)

На ветках мы сидим.
Дунул ветер - полетели.
(Подуть, развести руки в стороны)

Мы летели, мы летели
(Бег)

И на землю тихо сели.
(Присесть)

Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
(Подуть, плавное покачивание руками вверху над головой)

Закружились, полетели
И на землю снова сели.
(Дети садятся на ковер)

Игра «Ветер дует, задувает, все листочки обрывает»

Дети снимают разноцветные прищепки с деревянной палочки - «срывают листочки».

Сенсорно-динамическая пауза «Собери листочки по цвету»

У нас есть листочки разного цвета. Давайте соберем их и сложим в букет.
В эту вазу несите листочки вот такие. (Показ). Какого они цвета? Желтого. В желтую вазу соберем желтые листочки. Вот эта ваза какого цвета? Красного. В красную вазу будем собирать красные листочки. А вот эта ваза какого цвета? Зеленого. В зеленую вазу собирайте листочки зеленого цвета.

Лепка барельефная «Листики осенние»

На лист бумаги с нарисованным деревом, дети прикрепляют кусочки пластилина, отщипывая их пальцами, прикладывая к ветке и придавливая.
Пальчиковая гимнастика «Дождик-дождик, понемножку, капай-капай на ладошку» Пальчики стучат по ладошке как капельки дождя.

Игра «Резиновые сапожки надеваем мы на ножки»

Делаем движения, как будто надеваем настоящие сапожки. Надев «сапожки» - начинаем ходить по «лужам» (стараемся идти так, чтобы наступать только на «лужи», не наступать на пол).

Посади цветы на клумбу

В вырезанные из клетки для яиц цветы, дети пальчиком с краской ставят «серединку». Затем «сажают» цветы на клумбу - три секции из той же клетки для яиц, выкрашенной в коричневый цвет.

Слушание музыки

Дети слушают музыку («Вальс цветов» П. И. Чайковского). А затем воспитатель предлагает детям взять в руки цветы и подвигаться в свободном темпе.

Дидактическая игра «Собери орешки для белочки»

Посмотрите, кто это? Это белка.

Запасает впрок орешки
Для еды и для потешки.
Путь к дуплу скорлупкой мелкой
Нам указывает белка.

Давайте поможем белке собрать орехи. Вот у меня один орех. А сколько орехов у вас? Много орехов. Я возьму свой один орех и положу в дупло беличьего дерева. Вот так. А теперь вы складывайте орехи в дупло. У вас орехов много. Вот будет белка рада!

Динамическая пауза «Дует, дует ветер»

Дует, дует ветер, дует задувает.
(Протяжный выдох)

Желтые листочки с дерева срывает.
(Плавно опустить поднятые руки)

И летят листочки над лесной дорожкой.
(Махи руками)

Падают листочки прямо нам под ножки.
(Присесть)

Аппликация из осенних листьев

У вас на картинке нарисована осень. Только не хватает у деревьев красивой осенней листвы. Мы сделаем ее из настоящих листочков. Приложите их к стволам деревьев. Красиво получилось? Теперь приклейте листочки.

Музыкально-ритмическое упражнение «Осень, осень наступила»

Дети берут музыкальные инструменты и отбивают ритм под песенку.

Как это обычно бывает, совершенно незаметно подкралась к нам чудесная осенняя пора. Наши детки после отличного летнего отдыха вернулись в и , где теперь им предстоит проводить очень много времени. Ну а нам, взрослым, сейчас желательно придумывать и создавать своим ребятишкам увлекательный досуг в их свободные минутки, постараться проводить с ними больше времени за пределами садика и школы, чтобы переход к напряжённому осеннему ритму жизни показался им не таким трудным эмоционально и физически.

На мой взгляд, для ребёнка самый лучший способ отвлечься и улучшить настроение – это подвижные игры, занятия и развлечения. По крайней мере, именно этот вид досуга практически всегда стоит на первом месте у моего непоседливого сынишки. Думаю, в первые дни осени вполне уместно будет провести долгожданную сезонную физкультминутку. И мы постараемся сделать так, чтобы она получилась не совсем обычной, особенной, сказочной – именно такой, как любят ребятишки.

Поэтому приглашаем сегодня ваших деток совершить замечательную полезную прогулку по яркому осеннему лесу, познакомиться с признаками этого восхитительного времени года и даже поискать природные «сокровища». А будем делать мы это по традиции в сопровождении чудесных детских стихотворений и, конечно, активно и много двигаясь.

Кстати, если наступившая осень радует вас тёплыми и сухими деньками, то предлагаемые осенние физкультминутки можно смело проводить с малышом на улице.

Физкультминутка по стихотворению «Ходит-бродит осень»

По лесным тропинкам

Ходит-бродит осень.

(Активно шагаем по комнате, высоко поднимая колени и сгибая руки в локтях)

Сколько свежих шишек

У зелёных сосен!

(Останавливаемся. Поднимаем через стороны руки вверх над головой и представляем, что перед нами на сосне растёт много шишек, и мы хотим их сорвать – смотрим вверх, подпрыгиваем с вытянутыми руками и делаем ладошками хватательные движения)

Сколько алых ягод

У лесной рябинки!

(Останавливаемся. А сейчас нам надо дотянуться до ярких ягод рябинки, которые «висят на дереве» перед нами – для этого поднимаем вытянутые руки перед собой над головой, поднимаемся на носочки и как можно сильнее потянемся вверх всем телом. Можно расслабиться и повторить это замечательное упражнение на растяжку несколько раз)

Выросли волнушки

Прямо на тропинке.

(Теперь представляем, что у нас под ногами растёт много волнушек, и мы хотим их собрать – присаживаемся на корточки и по очереди одной и другой рукой сначала слегка проводим по полу, затем сжимаем пальчики в кулачок, как будто сорвали грибочек. Поднимаемся на ноги. Эти движения можно сделать несколько раз)

В ягодах брусники

На зелёной кочке

(Изображаем кочку – присаживаемся на корточки, обхватываем руками колени и хорошенько прижмём туловище к коленям)

Вырос гриб-грибочек

В красненьком платочке.

(По-прежнему сидя на корточках, медленно встаём на ноги, руки сцепляем между собой и также медленно поднимаем их перед собой вверх, как бы образуя «шляпку грибочка». Полностью выпрямляемся, руки полукругом над головой – вот и «вырос грибочек»)

Разыгрался ветер

На лесной поляне –

(Поднимаем вытянутые руки вверх, немного разведя их в стороны. Делаем плавные наклоны туловищем поочерёдно вправо и влево, слегка размахивая кистями рук в разные стороны – изображаем порывы ветра)

Закружил осину

В красном сарафане.

(Продолжая делать наклонные движения туловищем, начинаем кружиться по комнате)

И листок с берёзы

Золотистой пчёлкой

(Останавливаемся. Превращаемся в «золотистую пчёлку»: сгибаем руки в локтях, слегка отводим их назад, выпрямляем ладошки и начинаем махать кистями как пчёлка — при этом желательно пожужжать)

Вьётся и летает

Над колючей ёлкой;

(Теперь «пчёлка» полетела: продолжаем делать предыдущие движения, жужжим и добавляем лёгкий бег по комнате)

А под ёлкой грузди

Замостили мостик…

(Останавливаемся. Наклоняемся с вытянутыми руками к полу, слегка сгибая ноги в коленях. Делаем несколько «шагов» ладонями по полу вперёд и округляем спину – получился «мостик». Таким же образом возвращаемся в исходное положение – ладошки «шагают» по полу назад, затем плавно выпрямляем туловище)

До свидания, ёлка,

Надоели скучные прогулки?

Приезжай к нам в гости!

(Вытягиваем руки вверх и машем одновременно обеими руками из стороны в сторону – прощаемся с ёлочкой и осенним лесом)

По великолепному осеннему лесу мы прогулялись – теперь самое время раскрасить деревья в яркие краски и собрать вкусный и богатый урожай. Нас ждёт следующая подвижная разминка.

Физкультминутка по стихотворению «Осень»

Будто бы волшебной кистью

Осень выкрасила листья.

(В положении стоя вытягиваем прямые руки перед собой – сейчас наши ладошки станут «волшебными кисточками». Плавно поднимаем и опускаем руки вверх и вниз, одновременно делая такие же движения ладошками – так мы «раскрашиваем» ладошками-«кисточками» листья на деревьях)

Лист кленовый стал бордовый,

(Представим, что в правой ладошке у нас краска бордового цвета. Поднимаем правую прямую руку вверх, теперь начинаем плавно опускать её, водя раскрытой ладошкой из стороны в сторону и таким же образом поднимаем руку вверх – раскрасили «кленовые листья»)

Жёлтым стал листок дубовый.

(Теперь пришла очередь «дубовых листочков» — в левой руке у нас краска жёлтого цвета. Аналогичные движения делаем левой рукой)

Фрукты, овощи созрели.

(Сейчас представим, что мы на грядках, на которых созрело много овощей — лук, морковь, свёкла… Давайте «пособираем» урожай – потихоньку передвигаемся по комнате, наклоняем туловище и вытянутыми руками поочерёдно дотрагиваемся до пола, сжимая ладошки в кулачки, выпрямляемся и разжимаем кулачки. Дальше снова повторяем движения)

Яблоки в саду мы ели.

(Вот перед нами «яблочное дерево» — постараемся «сорвать» с него несколько «ароматных яблочек». Смотрим вверх и делаем прыжки, поднимая при этом как можно выше по очереди одну и другую руку, наверху сжимая ладошки в кулачки)

По грибы теперь пойдём,

(Снова ладошки в кулачки, как будто у нас в руках корзинки для грибов, и начинаем бодро ходить по комнате, активно сгибая и разгибая в локтях руки и при каждом шаге вытягивая вперёд прямую ногу)

Только дождик переждём.

(Вдруг «пошёл дождик» и нам надо спрятаться от него «под кустом» — присаживаемся на корточки и обхватываем руками колени, хорошо потянем спинку. Малыши могут залезть под стул, детки постарше – «спрятаться» под столом, если в комнате, где проводится подвижное занятие, есть соответствующая мебель. В случае, если физкультминутка проходит на улице, то можно добежать до настоящего куста и присесть под ним)

Напоследок предлагаем отправиться на поиски осенних сокровищ в удивительном «волшебном» лесу. Только для этого необходимо предварительно приготовить сами осенние сокровища – собрать в парке горсточку опавших листьев или вырезать их самим из цветной (жёлтой/оранжевой/красной/бордовой) бумаги или картона. А также подобрать красивую коробочку, корзинку или небольшое ведёрко для хранения листиков. Ну что, всё готово? Тогда в путь!

Физкультминутка по стихотворению «Осенний клад»

Падают с ветки жёлтые монетки…

(Взрослый держит в руках коробочку, корзинку или ведёрко с опавшими или вырезанными разноцветными листьями. Достаём из коробочки красочные листики и вытянутой вверх рукой отпускаем их летать по одному или несколько сразу – по вашему желанию. Малыш должен постараться поймать в воздухе падающие листики)

Под ногами целый клад!

(После того, как все осенние листочки-«сокровища» оказались на полу, предложите малышу немного порезвиться – пусть побегает по ним, раскидает их ножками, наклоняется и поднимает с пола ворох листьев обеими руками…Пусть поиграет с листиками в своё удовольствие!)

Это осень золотая

Дарит листья, не считая,

(Теперь задача малыша – собрать все найденные «осенние сокровища» обратно в коробочку. Желательно собирать листики, каждый раз наклоняясь за ними, — тогда взрослый стоит рядышком и держит коробочку. Можно просто ползать по полу на четвереньках и также собирать «сокровища» в стоящую на полу коробочку. Выбирайте любой комфортный для малыша способ)

Золотые дарит листья

Вам, и нам, и всем подряд!

(Все «осенние сокровища» собраны в коробочку. Сейчас пусть малыш покружится с коробочкой в руке по комнате, напевая любимую мелодию, – покажет, как он рад и счастлив, что нашёл такой «клад». А в завершение физкультминутки вы вместе с ребёнком можете устроиться поудобнее на полу и выложить из собранных листиков любое слово, например – ОСЕНЬ)

Осенняя физкультминутка подошла к концу. Но не стоит огорчаться, ведь её можно проводить ещё много раз, пока в природе царит восхитительная, невероятно красивая «золотая» осень. Да и на улице сейчас можно придумать для своего крохи массу увлекательных подвижных развлечений. Мы, например, со своим сынишкой каждый год в сентябре-октябре очень любим заниматься такими полезными и очень интересными делами.

Коррекционно-развивающие цели:

Коррекционно-воспитательные цели:

Оборудование: демонстрационный материал: картинки на магнитах, с изображением осенних признаков, осенние листья, музыка «Звуки осеннего леса», мяч.

Предварительная работа: наблюдения в природе, рассматривание репродукции И.Левитана «Золотая осень», чтение художественной литературы об осени.

Словарная работа: золотая осень, осенний ковер, листопад, краски осени.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Уже горят огнем рябины кисти,
И пожелтели на березах листья,
И пенья птиц уже не слышно вовсе,
И тихо – тихо к нам приходит осень.

Звучит осенняя музыка.

– Ребята, что вам напоминает эта музыка? (Шелест листвы, дробь дождя)
– Сегодня мы с вами будем говорить об осени и чтобы узнать ее поближе, будем разгадывать загадки, рисовать, играть в игры.
– А сейчас скорей, ребятки, отгадайте-ка загадку!

Загадки о явлениях природы

1. Над рекой, над долиной
Повисла белая холстина (Туман)

2. Летит, рычит, ветки ломает,
Пыль поднимает.
Слышишь его, а не видишь его. (Ветер)

3. С неба пришел, в землю ушел (Дождь)

Упражнение на развитие мелкой моторики “Раскраска”

Вот художник, так художник!
Все леса позолотил,
Даже самый сильный дождик.
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку, просим:
Кто художник этот?..

Дети (хором): Осень!

Физминутка"Мы – листики осенние"

Цель: развивать общую координацию движений, выполнять движения в соответствии с текстом.

Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.

Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся.

Игра «Подбери действие»

– Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге в детский дом, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать,
И вопросы задавать.

– Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист.

Листья осенью (что делают?) – Листья осенью желтеют, опадают и т.д.
Дождь осенью – Дождь осенью моросит, идет и т.д.
Урожай осенью – Урожай осенью убирают.
Птицы осенью – Птицы осенью улетают.
Деревья осенью – Деревья осенью роняют листья.
Звери осенью – Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
Осень – время сбора урожая, когда людям приходиться много трудиться. А теперь мы отправимся в огород туда, где идет уборка урожая, и посмотрим, что же выросло и созрело к осени.

Игра: «Подскажи словечко»

Цель: развитие слухового восприятия, внимания.

Слово называет тот, у кого такая картинка.

Он круглый и красный
Как глаз светофора
Среди овощей нет сочней… (помидора)

Хвост зеленый, красная головка
Это остроносая … (морковка)

От частой поливки
Едва не промокла
Мохнатая, темно-лиловая… (свекла)

На грядке привалился на бочок
Солидный крутолобый… (кабачок)

Он усатый и ползучий
Спрятал ядрышко в стручке –
Саблевидном кулачке.
Не раскусишь, коль засох
Называется … (горох)

Пальчиковая гимнастика «Огород»

В огороде много гряд, (показывают много гряд)
Тут и репа и салат, (на каждый овощ загибают палец)
Тут и свекла и горох,
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород
Нас прокормит целый год.

Рассказ «Осень»

– Это послание осени. Но осенний дождик размыл некоторые строчки и вам придется самим догадаться, о чем там было написано.
На смену лету пришла (золотая осень) . Солнышко все реже и реже выглядывает (из-за туч) . Деревья надели (разноцветный наряд) . …(Красные, желтые) листья горят на солнышке. … (опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром. Дождик (моросит) и заставляет прятаться (по домам) . Птицы собираются в стаи (и улетают в теплые края) . Зверям некогда резвиться, они делают (запасы на зиму) . Скоро белокрылая зима вступит в свои права.

Итог занятия (оценка работы детей)

Воспитатель предлагает детям вспомнить, о чем они сегодня говорили на занятии, в какие игры играли, что им понравилось.

Цель:

1. Уточнить звукопроизношение звука [О].

2. Учить выделять звук[О] из состава слова в ударной позиции.

3. Обучать звуковому анализу ряда гласных звуков.

4. Развивать интонационную выразительность речи

5. Развивать внимание, память, мелкую моторику.

Оборудование. Картина с изображением Осени, символ звука [О], зеркала, схема для анализа артикуляции звука, индивидуальные схемы, «листья», предметные картинки.

Конспект занятия

1. Организационный момент.

  • Дети входят в зал.

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Поздоровайтесь с гостями.

В зал входит почтальон Печкин.

  • Что же ты нам принес, Печкин?
  • Я принес вам посылку!
  • Спасибо, Печкина! (дети прощаются с почтальоном). Посылка, но не простая, а золотая, волшебная. Откроем посылку и посмотрим, что же в ней лежит?! Ребята, а посылка с сюрпризом! Послушайте внимательно загадку и вы узнаете кто нам прислал посылку.

Листья желтеют, с деревьев слетают,

Прячутся звери в лесу.

Ветер холодный всех продувает,

Тучи нам дождик несут.

Солнце хоть светит,

Но все же не греет.

Не зеленеет трава.

Птицы все в стаи собрались скорее.

Что за пора к нам пришла?

Подумайте! О каком времени года говориться в загадке. Правильно в этом стихотворении говориться об Осени. Произнесем вместе слово Осень. Какой первый звук в слове осень? Правильно звук [О]. Сегодня мы с вами отправляемся в осеннее путешествие вместе со звук [О].

2. Основная часть.

Ребята! Присядьте на стульчики.

Сегодня на занятии мы познакомимся с звуком О.

Возьмите в руки зеркала.

А) Артикуляционная гимнастика в сопровождении картинок (бегемот, слон, лягушка, рыбка).

Осень подарила нам картинки, посмотрите, кто изображен на картинках

А теперь давайте мы с вами попробуем изобразить, слушайте внимательно мои слова:

  • Открывает бегемот широко огромный рот (картинка бегемота);
  • Улыбаются, смеются, а глаза у них как блюдца (картинка лягушки);
  • Подражаю я слону губы хоботом тяну (картинка слона);
  • Открывает рыба рот и не слышу, что поет (картинка рыбки).

При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть.

Ребята посмотрите, кто-то с нами играет в прятки, посмотрим? Перед детьми на доске Звуковичок звук [О].

Поиграем с звуком "О",

Пропоем его легко!

Чуть мы губки округляем

И вперед их выдвигаем,

Не мешает ничего

Ветерку со звуком "О" -

Мимо язычка, зубов,

Без усилия, трудов

Восторгается, поет,

Полетать с собой зовет

Посмотрите, как я его произношу. (Губы округлены и немного выдвинуты вперед.) Произнесите звук [О]. Посмотрите на картинку (схема произнесения звука О).

Дети, наблюдая в зеркале за артикуляцией, хором и индивидуально произнося звук [О], при произношении звука ладонь лежит на горле.

Дети по схеме анализируют артикуляцию звука [О](рот открыт, губки круглые, дыхание свободное). Делают вывод: Звук [О] гласный. Осень подарила нам стишок, послушайте ребята:

Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать

Звук мы говорим, а букву пишем. Перед детьми выставляется звук [О], изображаем руками звук.

Ребята, скажите какое настроение бывает у осени:

Дождливое, пасмурное - солнечное, холодное - теплое, грустное - веселое, ветреное, разноцветное. Осень так же может менять свое настроение как и человек.

Б) Психогимнастика (картинки Эмоции).

В нашей замечательной посылке есть еще один сюрприз. Рассмотрите картинки и расскажите, какое настроение изображено:

Страх, потому что на прогулке детей застал дождь, гроза и гром;

Удивление, мальчик нашел грибы, очень обрадовался находке;

Радость, девочка весело бежит по дорожке, погода теплая, солнечная, улыбчивая……….

В) Дыхательная гимнастика:

Ребята подул ветер, листики опадают с деревьев, на небе появились тучи. Какой ветер бывает сильный - тихий, холодный - теплый. Покажите мне свои ладони и представьте, что подул ветер- с начало тихий, а потом сильнее и сильнее. Попробуем подуть, как ветер. Изображаем ветер, сдувание с ладошек, надувание щек.

3. Физминутка «Листопад».

Осень часто дует ветер, листья опадают с деревьев. Ребята как это называется опадение листьев с деревьев– Листопад (хором).

Все лето листики грелись на солнышке, загорали, пожелтели, покраснели и полетели осенью «золотым дождем». А теперь представьте, что мы с вами листики и мы сыграем в игру под названием Листопад.

(Выполнение движений с речевым и музыкальным сопровождением.)

Мы – листики осенние.

На ветках мы сидели.

Ветер дунул – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились полетели

И на землю снова сели. (Под музыкальное сопровождение.)

4. Игра «Веселая дорожка»:

Ветер затих, тучки исчезли, погода стала без ветреная, тихая, спокойная, солнечная. Но что же осталось после дождя?

Много луж

Что нужно делать, чтобы не намочить ноги?

Аккуратно обходить лужи

Переступать, перепрыгивать

Посмотрите на нашем пути появились волшебные дорожки, но чтобы по ним пройти и не промочить ноги, вы внимательно должны меня слушать. Идете только тогда, когда услышите звук [О], если звук [О] я не произношу стойте на месте.

Выделение звука [О] из ряда гласных: о, а, у, о…

Выделение звука [О] из ряда слогов: ох, ам, на, фо,..

Выделение звука [О] из состава слова: осень, листья, тучи, зонт.

Молодцы ребята! Внимательно слушали, каждый из вас услышал звук [О].

5. Выделение звука [о] из состава слова.

Наше осеннее путешествие продолжается. Посмотрите куда же нас привели волшебные дорожки (картинка огород, картинка ослика):

Мы пришли в гости к ослику;

У ослика есть огород;

На огороде у ослика растет лук, помидоры, тыква;

Одним словом все называем овощи;

Чтобы вырастить овощи ослик поливает, полит, овощи;

Из овощей можно приготовить салат, борщ, картошку жарят, варят, капусту тушат…………………

Ослику нужна помощь, послушайте какая:

Ослик вышел в огород за овощами.

Ослик очень огорчен.

Со звуком [О] он не знаком.

Кто же ослику поможет –

Овощи в ведро положит

Помнить надо вам одно –

Овощи со звуком [О].

Давайте поможем ослику собрать овощи, в названии которых есть звук [О].

(Дети называют овощ - называют какой это овощ, цвет, форму.)

Молодцы! Мы помогли собрать урожай! Ослик благодарит вас за помощь, попрощаемся с осликом.

6. Звуковой анализ.

Ребята, теперь садитесь на стульчики, закройте глаза и послушайте музыку. Теперь откройте глаза, какие звуки вы услышали:

Пение птиц;

Шум ветра;

Шум дождя;

Шорох падающих листвы.

Осень нам подарила картины. Скажите, какие любимые цвета у Осени:

Желтый, красный, коричневый, оранжевый, багровый, бордовый;

Как люди одеваются осенью:

Одевают сапоги, туфли, ботинки;

Одевают куртки, пальто, шарфы;

Одевают шапки, платки……..

Какие изменения происходят:

Идет дождь;

Дует холодный ветер;

Опадают листья;

Падает снег;

Замерзают лужи;

Стало холодно;

Дни короче, а ночи длиннее.

Посмотрите, какие разноцветные, волшебные листья принес осенний ветер, он сорвал их с деревьев. А мы соберем из них букеты. Но эти букеты не простые, а с загадкой. В первый букет соберем листья со звуком [О] в начале слова, во второй – в середине слова, в третий – в конце слова. Получаются букеты из листьев одного цвета. Что происходит с листьями осенью они опадают, как это называется –Листопад.

(На ковре лежат листья трех цветов. На обороте листочка – картинка. На красных листьях – звук [О] в начале слова, на желтых – в середине слова, на зеленых – в конце.)

7. Музыкальный хоровод «Овощи» (под руководством музыкального руководителя)

Есть у нас огород, там своя морковь растет

Вот такой ширины, вот такой высоты

Ты морковь поспеши и немного попляши

Есть у нас огород, там зеленый лук растет

Ты лучок поспеши и немного попляши

А потом не зевай и в корзину полезай

Есть у нас огород, там капуста растет

Ты капуста к нам спеши и немного поспеши

А потом не зевай и в корзину полезай

8. Итог.

Ребята с каким звуком мы с вами познакомились:

Мы познакомились со звуком [О].

А теперь вместе с нашими гостями сыграем в игру

Есть у нас капуста, большая капуста.

Мы капусту режим режим, мы капусту трем трем

Мы капусту солим солим

Мы капусту мнем мнем.

Ритуал прощания: Дети берутся за руки и говорят: «Мы молодцы!»

Осень на прощание вам ребята приготовила подарок.

Поблагодарим наших гостей за внимание и скажем до свидания!

Ходит осень по дорожке
Промочила в лужках ножки.
Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клена листья сбросил

Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)

Физминутка осень пришла

Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки – изобразить корзину)
Скучала, наверно, все лето она (наклоны головы, вправо-влево)
Вот осень пришла и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев)
Настала пора собирать урожай. (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)
Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой)
Она удивилась (развести руки)
Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг)

Мы дорожки подметаем (имитация движений)
Листья в кучи собираем (наклониться, имитировать движение)
Чтоб гуляя, малыши
Веселились от души! (подскоки на месте)
Ох, устали («обтереть пот со лба»)
Отдохнем (присесть)
И домой скорей пойдем (шаги на месте)

Физминутка "Мы – листики осенние"

Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.

(Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся.)

Физминутка Осень

Меж еловых мягких лап
Дождик тихо кап, кап, кап! (Дети поочередно то поднимают, то опускают руки перед собой ладонями вверх)
Где сучок давно засох,
Вырос серый мох, мох, мох! (Дети медленно приседают с опущенными, прижатыми к корпусу руками. Кисти рук слегка отведены в стороны, ладонями «смотрят» вниз)
Где листок к листку прилип,
Появился гриб, гриб, гриб! (Дети медленно поднимаются, держась руками за голову, как за шляпку)
Кто нашел его, друзья? (Дети стоят прямо, пожимая плечами)
Это я, это я, это я! (Дети прижимают руки к груди, утвердительно кивая головой.)
В небе жаворонок пел. (Дети выполняют маховые движения руками. Вращают кистями поднятых рук)
Порезвился в вышине,
Спрятал песенку в траве. (Слегка помахивая руками, опускают их через стороны вниз)
Тот, кто песенку найдет, (Дети приседают, руками обхватывают колени)
Будет весел целый год. (Дети стоя весело хлопают в ладоши)

Аверина И.Е.

Осенью

Вдруг закрыли небо тучи, (Поднимаются на носочки, поднимают вверх руки)
Начал капать дождь колючий
Долго дождик будет плакать,
Разведет повсюду слякоть (Приседают, держат руки на поясе)
Грязь и лужи на дороге,
Поднимай повыше ноги. (Ходьба на месте, высоко поднимая колени)

Пальчиковая гимнастика "Дождик"

Дождик, дождик Стучи пальчиками поочерёдно
Целый день
Барабанит в стекла.
Вся земля, Сжимаем и разжимаем кулачки
Вся земля
От воды размокла...

Физкультминутка осень

По утрам морозы. (Дети медленно встают на носочки и поднимают руки вверх,)
В рощах желтый листопад. (Плавные движения над головой влево-вправо)
Листья около березы (Медленно приседают,)
Золотым ковром лежат. (делают плавные движения руками перед собой влево-вправо)
В лужах лед прозрачно-синий. (Встают, плавно разводят руки в стороны)
На листочках белый иней. (Поднимаются на носочки, руки вверх)

Физминутка Сапожки

Нарядили ножки в новые сапожки, Выставляем носочки поочерёдно
Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке. Ходьба на месте
Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте, Топот на месте
В грязь не заходите, сапожки не рвите. Прыжки на месте

Осень…осень…осень
Стало холодней.
Зонтики мы носим,
Прячась от дождей.
Ветер дует сильно,
Листики дрожат…
Падают, кружатся,
По ветру летят.
А в лесу зверятам -
Некогда играть,
Нужно им запасов
На зиму собрать.
Птицы улетают
В теплые края.
Говорит нам осень:
«Вот такая я!»

Смотрите также



Публикации по теме