Ландау (лабиринтный установочный) рефлекс.

Критериями НПР являются :

    моторика;

  • условно-рефлекторная деятельность (1 сигнальная система);

    речь (2 сигнальная система);

    высшая нервная деятельность.

Моторика (движение) - это целенаправленная, манипулятивная деятель­ность ребенка.

Для здорового новорожденного в спокойном состоянии характерны так называемый физиологический мышечный гипертонус и на фоне этого сгибательная поза. Мышечный

гипертонус симметрично выражен во всех по­ложениях: на животе, спине, в положениях

бокового и вертикального под­вешивания. Руки согнуты во всех суставах, приведены

и прижаты к грудной клетке. Кисти согнуты в кулак, большие пальцы приведены к ладони. Ноги также согнуты во всех суставах и слегка отведены в бедрах, в стопах преоб­ладает тыльное сгибание. Даже во время сна мышцы не расслабля­ются. Движения

новорожденного ограниченные, хаотичные (англ. chaos), беспо­рядочные (англ. disorderly), атетозоподобные дрожащие (англ. trempling). Тремор и физиологический мышечный

гипертонус постепенно угасают nосле первого месяца жизни.В дальнейшем показатели

моторики у здорового ребенка развиваются в следующем порядке:

    сначала координированным становится движение мышц глаз (на 2-3 неделе), когда ребенок фиксирует свой взгляд на ярком предмете;

    поворот головы вслед за игрушкой указывает на развитие шейных мышц:

    мануальная деятельность развивается на 4 месяце жизни: ребенок приближает верхние конечности к глазам и рассматривает их, потирает пе­- ленку, подушку. Движения становятся целенаправленными: малыш берет игрушку руками (на втором полугодии может сам взять бутылочку с моло­- ком и выпить его и т.д.);

    на 4-5 месяце развивается координация движения мышц спины, что проявляется вначале переворачиванием со спины на живот, а на 5-6 месяце - с живота на спину;

    когда к концу первого года жизни ребенок сам идет за интересным предметом

в другой угол комнаты, то признаком моторики является не про­сто процесс ходьбы,

а координированное целенаправленное движение всех мышц в необходимом

направлении.

За постепенным своевременным развитием моторики у человека можно проследить, наблюдая совершенствование движений пальцев от первого хватания карандаша ребенком первого года до манипуляций у взрослых лиц -рисование, игра на скрипке и пианино, лепка, вязание и т.д.

Статика - это фиксация и удерживание определенных частей туловища в необходимом положении.

Первый признак статики - удерживание головы - появляется на втором-третьем месяце жизни, в 3 месяца ребенок должен хорошо держать голову в вертикальном положении.

Второй признак - малыш сидит- развит в 6-7 месяцев, на 7 месяце раз­вивается осязание

Третий признак - ребенок стоит - в 9-19 месяцев.

Четвертый признак - малыш ходит - к концу первого года жизни.

Условно-рефлекторная деятельность - это адекватная реакция ребенка на раздражающие факторы окружающей среды и собственные потребности. Глав­ным рефлексом у новорожденного является пишевая доминанта. Подошло время кормления, ребенок проголодался и он плачет - это хорошо. Посо­сал материнскую грудь, поел - успокоился, уснул. К концу первого месяца через несколько минут после начала кормления наступает небольшая пауза - ребенок внимательно рассматривает лицо ма­тери, ощупывает грудь. На втором месяце формируется улыбка, на третьем - радостное движение конечностей при виде матери. Все это указывает на фор­мирование условных рефлексов на внешние раздражители. При оценке ПМР нужно помнить, что признаки динамичны по времени. т.е.в каждом возрасте каждый критерий проявляется по-разному.

Например.

    Если 5-месячному ребенку показать яркую игрушку, то он прекращает движения, широко открывает глаза, рот - это так называемое оральное внимание. При такой же ситуации на 8 месяце жизни ребенок должен не от­крыть рот, а потянуться за игрушкой руками. Наличие орального внимания у ребенка к концу первого года жизни указывает на задержку НПР.

    Приближение незнакомого человека, матери, отца к ребенку 4-5 месяцев вызывает у него комплекс оживления: радостное торжествование на лице, выраженная улыбка, малыш перебирает ручками, ножками. На 8- 9 месяце жизни ребенок при появлении матери должен тянуться к ней руками, а на чужого человека у малыша возникает реакция страха и негативизма. К признакам условно-рефлекторной деятельности относятся слуховое и зрительное сосредоточения.

На втором месяце жизни эти признаки прове­ряет невропатолог:

1) для оценки слуха врач хлопает руками на расстоянии 30-40 см сбоку от ушей лежащего на пеленальном столе ребенка, можно хлопать по самому столу - при этом здоровый ребенок должен моргнуть (ацгд. bljnk ) веками :

2) для выяснения з рения врач проводит ярким предметом на высоте 30 см над глазами лежащего малыша с одной стороны на другую - при раз­- витом зрении глаза ребенка должны следить за движением предмета.

До конца первого года возникает сенсорная речь : понимание малышом отдельных слов, которые звучат со стороны. Это обнаруживается поворо­том головы, потягиванием ручек и т.д. появляется у ребенка на 4-6 неделе, когда он начинает аукать. Про­изношение первых звуков называется гуление (а, гу-у, э-э-э и т.д.) (гул голо­сов англ. hum, buzz). В 6 месяцев ребенок произносит отдельные слоги (ба-ба-ба, ма-ма-ма и др.), не понимая их смысла, что называется лепет (англ. baby-talk, babble, prattle). К концу первого года жизни в лексиконе малыша уже 8-12 слов, смысл ко­торых он понимает (дай, на, папа, мама и др.). Среди них имеются звуко­подражатели (ам-ам - кушать, ав-ав - собачка, тик-так - часы и т.п.). В 2 года запас слов доходит до - 300, появляются краткие предложения.

Высшая нервная деятельность . Этот критерий развивается на основании становления нервной системы, формирования всех предыдущих критериев, воспитания и развития ребенка. Он является признаком созревания умст­венной способности и интеллекта человека. Окончательный вывод о состо­янии высшей нервной деятельности можно сделать в 5-6 лет. Кроме рассмотренных критериев НПР, для оценки состояния нервной системы врач-педиатр выясняет у новорожденного и ребенка грудного возра­ста выраженность филогенетически закрепленных безусловных рефлексов . Все безусловные рефлексы в зависимости от времени их существования и развития разделены на 3 группы: стойкие, транзиторные и установочные. Рассмотрим основные безусловные рефлексы.

Безусловные рефлексы новорожденных. Ребенок рождается с рядом безусловных рефлексов, которые можно под­разделить на 3 категории: стойкие пожизненные автоматизмы; транзиторные рудиментарные рефлексы, отражающие специфические условия уровня разви­тия двигательного анализатора и впоследствии исчезающие; рефлексы, или автоматизмы, только появляющиеся и поэтому не всегда выявляемые сразу после рождения.

СТОЙКИЕ РЕФЛЕКСЫ существуют на протяжении всей жизни. Основ­ные из них: - глотательный;

Сухожильные рефлексы конечностей (один из примеров - удар по сухо­жилию четырехглавой мышцы бедра ниже коленной чашечки вызы­вает разгибание ноги в коленном суставе);

Роговичный (легкое прикосновение мягкой бумагой или ваткой к рогови­це глаза вызывает смыкание век; называется еще корнеальный рефлекс);

    коньюнктивальный (похож на роговичный вызывается таким же методом, но с конъюнктивы);

    надбровный (постукивание по внутреннему краю надбровной дуги вызы­вает смыкание век; называется еще орбикулопальпебральный рефлекс).

ТРАНЗИТОРНЫЕ РЕФЛЕКСЫ - существуют после рождения, однако постепенно исчезают в определенном возрасте. К ним относятся:

Оральные-стволовые рефлексы (дуга замыкается в продолговатом мозге), (сосательный, поисковый, хоботковый и ладонно-ротовой);

    спинальные рефлексы (дуга замыкается на уровне спинного мозга) (хватательный рефлекс, рефлекс Моро, опоры, автоматической походки, ползания, Галанта, Переса);

    миелоэнцефальные позотонические рефлексы (регулируются цент­рами продолговатого и среднего мозга) (лабиринтный, асимметричный и симметричный шейные тонические рефлексы).

К УСТАНОВОЧНЫМ РЕФЛЕКСАМ , которых нет сразу по­сле рождения, а формируются они в определенном возрасте, относятся:

    верхний рефлекс Ландау (немецкий педиатр) (появляет­ся в 4 мес.) находясь на животе, ребенок поднимает голову, верх­нюю часть туловища и, опираясь руками, удерживается в таком поло­жении;

    нижний рефлекс Ландау(появляется в 5-6 мес.) - находясь на животе, ребенок, разгибает и поднимает ноги.

При оценке результатов исследования безусловных рефлексов нужно учесть :

    их наличие или отсутствие;

    при наличии - симметричность;

    время появления и исчезновения;

    соответствие выраженности рефлекса возрасту ребенка.

Вывод: При нормальном нервно-психическом развитии ребенка безуслов­ные рефлек-

сы должны своевременно возникнуть и своевременно исчезнуть .

Трактовка (англ. interpretation) нарушений развития:

    отсутствие рефлексов в необходимом возрасте является признаком задержки нервно-психического развития;

    рефлексы считаются патологическими , если они имеют место у ребен­ка в том возрасте,

в котором должны отсутствовать.

Для точной оценки своевременности становления НПР в зависимости от возраста ребенка

условно выделено 6 этапов:

1этап

0-1 месяц;

II этап

1-3 месяца;

III этап

3-6 месяцев;

IV этап

6-9 месяцев;

V этап

9-12мееицев;

VI этап

1-3 года.

Поэтому после оценки выраженности всех 5 критериев, проявления безус­ловных

рефлексов необходимо сопоставить подученные данные с возрастом ребенка .

В норме показатели НПР должны соответствовать указанному возраст­ному этапу

его становления. Иногда при развитии этих критериев порядок их становления

может быть несколько нарушен: один из них пойдет на 1 этап вперед, другой - на

1 этап отстает. Длительное заболевание и недоста­точное воспитание могут привести к

допустимому отставанию всех показа­телей только на 1 этап. Но не более. Такая задержка

становления нервной си­стемы считается функциональной .

Отставание НПР на 2 и более этапов указывает на патологическую за­держку развития и

в таком случае ставится диагноз: энцефалопатия.

При нормальном развитии ребенка к 2 годам все критерии должны прийти к финишу. Если

это не наступает, то после двух лет ставится кон­кретный диагноз: олигофрения, гидроцефалия,

эпилепсия и т.п.

Оценка, безусловно-рефлекторной, деятельности должна проводиться в теплой

хорошо освещенной комнате на ровной полужесткой поверхности. Ребенок должен быть в

состоянии бодрствования, сытым и сухим. Наносимые раздражения (кроме специальных ви

дов исследования) не должны причинять боли. При несоблюдении этих условий рефлексы

могут подавляться реакция­ми на дискомфорт. Безусловные рефлексы оцениваются в положении

на спи­не, на животе и в состоянии вертикального подвешивания.

Хоботковый рефлекс . При ударе пальцем по губам ребенка про­исходит сокращение

круговой мышцы рта, вызывающее вытягивание губ хоботком.

Поисковый рефлекс. При поглаживании кожи в области угла рта (при этом не следует

прикасаться к губам) происходит опускание губы, откло­нение языка и поворот головы в

сторону раздражителя. Рефлекс особенно хо­рошо выражен перед кормлением. Исчезает к концу

первого года.

Сосательный рефлекс. Если вложить в рот ребенка соску, то он начинает совершать

активные сосательные движения. Исчезает к концу перво­го года.

Орбикулопальпебральный рефлекс. При поколачивании пальцем по верхней дуге

орбиты происходит смыкание века соответствующей стороны. Исчезает к 6 мес.

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина. Рефлекс вызывается на­давливанием большими

пальцами на ладони ребенка близ теноров. Ответная реакция проявляется открыванием рта и

сгибанием головы. Исчезает к 3 мес.

Хватательный рефлекс. Этот рефлекс состоит в схватывании и прочном удерживании

пальцев, вложенных в ладонь ребенка. Иногда при этом удается приподнять ребенка над

опорой (рефлекс Робинсона). Такой же рефлекс можно вызвать с нижних конечностей, если

надавливать на подошву у основания II -III пальцев, что вызовет подошвенное сгибание

пальцев. Ис­чезает на 2 -4-м месяце.

Рефлекс Моро. Этот рефлекс вызывается различными приемами: ре­бенка, находящегося

на руках у врача, резко опускают на 20 см. а затем под­нимают до исходного уровня; можно

быстрым движением разогнуть нижние конечности или ударить по поверхности, на которой

лежит ребенок, на рас­стоянии 15 -20, см с двух сторон от головы. В ответ на эти действия

ребенок сначала отводит руки в стороны и разгибает пальцы, а затем возвращает ру­ки в

исходное положение. Движение руки носит характер охватывания. Этот рефлекс сохраняется

Рефлекс Бабинского. Штриховое раздражение подошшы пона­ружному краю стопы

в направлении от пятки к пальцам вызывает тыльное разгибание большого пальца

и подошвенное сгибание остальных пальцев, которые иногда веерообразно расходятся.

Рефлекс остается физиологичным до 2 лет.

Рефлекс Кернига. У лежащего на спине ребенка сгибают одну ногу в тазобедренном и

коленном суставах, а затем пытаются выпрямить ногу в коленном суставе. При положитель-

ном рефлексе это сделать не удается. Этот рефлекс исчезает после 4 мес.

Рефлекс опоры. Врач берет ребенка подмышки со стороны спины, поддерживая

указательными пальцами голову. Приподнятый в таком положе­нии ребенок сгибает ноги

в тазобедренных и коленных суставах. Опущенный на опору, он упирается на нее полной

стопой, «стоит» на полусогнутых ногах, выпрямив туловище. Рефлекс исчезает к 2 мес.

Рефлекс автоматической походки. В положении рефлекса опоры

ребенка слегка наклоняют вперед, при этом он совершает шаговые движения по поверхности,

не сопровождая их движениями рук. Иногда при этом ноги перекрещиваются на уровне ниж-

ней трети голеней. Рефлекс исче­зает к 2 мес.

Рефлекс ползания Бауэра. Ребенка выкладывают на живот так, чтобы голова и туловище

были расположены по средней линии. В таком по­ложении ребенок на несколько мгновений

поднимает голову и совершает пол­зающие движения (спонтанное ползание). Если подставить

под подошвы ре­бенка ладонь, то эти движения оживятся, в «ползанье» включаются руки и он

начинает активно отталкиваться ногами от препятствия, рефлекс исчезает к 4 мес.

Рефлекс Галанта. У ребенка, лежащего на боку, врач проводит большим и

указательным пальцами по паравертебральным линиям в напра­влении от шеи к ягодицам.

Раздражение кожи вызывает выгибание тулови­ща дугой, открытой кзади. Иногда при этом

разгибается и отводится нога. Рефлекс исчезает к 4 мес.

Рефлекс Переса. В положении ребенка на животе проводят пальцем по остистым

отросткам позвоночника в направлении от копчика к шее, что вызывает прогибание туловища,

сгибание верхних и нижних конечностей, при­поднимание головы, таза, иногда мочеиспускание,

дефекацию и крик. Этот рефлекс вызывает боль, поэтому его нужно исследовать последним.

Исчезает к 4 мес. На мышечный тонус новорожденного оказывает влияние положение тела и

головы. Это влияние опосредуется через тонические шейные и лабиринтные рефлексы.

Лабиринтный тонический рефлекс. Вызывается изменением головы в пространстве.

У ребенка, лежащего на спине, повышен тонус разги­бателей шеи, спины, ног. Если же его

перевернуть на живот, то увеличивается тонус сгибателей шеи, спины, конечностей.

Симметричный шейный тонический рефлекс. При пас­сивном сгибании головы

новорожденного, лежащего на спине, происходит по­вышение тонуса сгибателей рук и

разгибателей ног. При разгибании головы наблюдаются обратные взаимоотношения.

Об изменении тонуса можно су­дить по увеличению или уменьшению сопротивления при

пассивном разгиба­нии конечностей.

Асимметричный шейный тонический рефлекс. Для про­верки этого рефлекса голову

ребенка, лежащего на спине, поворачивают в сторону так, чтобы подбородок касался плеча.

При этом уменьшается тонус конечностей, к которым обращено лицо (иногда их кратковре-

менное разгиба­ние), и повышается тонус противоположных конечностей. Рефлекс исчезает к кон-

цу первого года.

Туловищная выпрямительная реакция. При соприкосновении стоп ребенка с

опорой наблюдается выпрямление головы. Эта реакция формируется с конца 1-го месяца.

Верхний рефлекс Ландау. Ребенок в положении на животе под­нимает голову, верхнюю

часть туловища и руки, опираясь на плоскость рука­ми, удерживается в этой позе. Этот

рефлекс формируется к 4 мес.

Нижний рефлекс Ландау. В положении на животе ребенок раз­гибает и поднимает ноги. Этот

рефлекс формируется к 5 -6 мес.

Простые шейные и туловищные установочные ре­флексы.

Поворот головы в сторону вызывает поворот туловища в ту же сторону, но не одновременно,

а раздельно: сначала поворачивается грудной отдел, а затем тазовый. Эти рефлексы

появляются с рождения и видоизме­няются к 5 -6 мес.

Цепной установочный рефлекс с туловища на ту­ловище. Поворот плеч ребенка в сторону

приводит к повороту туловища и нижних конечностей в ту же сторону, но не одновременно,

а раздельно. По­ворот тазового отдела также вызывает поворот туловища. Этот рефлекс фор­ми-

У детей первых месяцев жизни исследование начинают с выявления врождённых безусловных рефлексов.

Врождённые безусловные рефлексы

Выделяют сегментарные и надсегментарные двигательные автоматизмы. Сегментарные двигательные автоматизмы регулируются сегментами спинного мозга (спинальные автоматизмы) или стволом мозга (оральные автоматизмы).

Ладонно-ротовой рефлекс: вызывается надавливанием большим пальцем на ладонь ребёнка. Ответная реакция - открывание рта и сгибание головы.

Поисковый рефлекс: при поглаживании кожи в области угла рта (не следует прикасаться к губам) происходят опускание губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя. Рефлекс особенно хорошо выражен перед кормлением.

Сосательный рефлекс: если вложить в рот ребёнка соску, то он начинает совершать сосательные движения. Рефлекс исчезает к концу 1-го года жизни.

Хватательный рефлекс: схватывание и прочное удержание пальцев, вложенных в ладонь ребёнка. При этом иногда удаётся приподнять ребёнка над опорой.

Рефлекс Моро можно вызвать различными приёмами: приподняв ребёнка за руки таким образом, чтобы затылок соприкасался с поверхностью стола, быстро опустить его; ударить по поверхности, на которой лежит ребёнок, с двух сторон от головы на расстоянии 15-20 см. В ответ ребёнок вначале отводит руки в стороны и разжимает пальцы (первая фаза), а затем через несколько секунд возвращает руки в исходное положение (вторая фаза); при этом руки как бы охватывают туловище.

Защитный рефлекс: если новорождённого положить на живот лицом вниз, голова его поворачивается в сторону.

Рефлексы опоры и автоматической ходьбы: ребёнка берут за подмышечные впадины со стороны спины, поддерживая большими пальцами голову. Приподнятый таким образом ребёнок сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах. Поставленный на опору, он опирается на неё полной стопой, «стоит» на полусогнутых ногах, выпрямив туловище. При лёгком наклоне туловища вперёд ребёнок совершает шаговые движения по поверхности, не сопровождая их движением рук.

Рефлекс ползанья: ребёнка кладут на живот таким образом, чтобы голова и туловище были расположены по одной линии. В таком положении ребёнок на несколько мгновений поднимает голову и совершает движения, имитирующие ползание. Если подставить под подошвы ребёнка ладонь, он начинает активно отталкиваться ногами от препятствия, и в «ползанье» включаются руки.

При раздражении кожи спины вблизи и вдоль позвоночника ребёнок изгибает туловище дугой, открытой в сторону раздражителя.

если лежащему на руке исследователя ребёнку провести пальцем от копчика к шее, слегка надавливая на остистые отростки позвонков, он поднимает таз, голову, сгибает руки и ноги. Этот рефлекс вызывает у новорож- дённого отрицательную эмоциональную реакцию.

Надсегментарные позотонические автоматизмы осуществляются центрами продолговатого и среднего мозга и регулируют состояние мышечного тонуса в зависимости от положения тела и головы.

Лабиринтные установочные рефлексы вызываются изменением положения головы в пространстве. У ребёнка, лежащего на спине, повышен тонус разгибателей шеи, спины, ног. Если его перевернуть на живот, то увеличивается тонус сгибателей этих частей тела.

Верхний рефлекс Ландау: если ребёнка 4-6 мес держать свободно в воздухе лицом вниз (на руках, расположенных под его животом), он поднимает голову, устанавливает её по средней линии и приподнимает верхнюю часть туловища.

Нижний рефлекс Ландау: в положении на животе ребёнок разгибает и поднимает ноги. Этот рефлекс формируется к 5-6 мес.

Большинство сегментарных безусловных рефлексов значительно ослабевает к 3 мес и угасает к 4 мес жизни. Своевременное появление и угасание безусловных рефлексов позволяет судить о полноценности развития нервной системы ребёнка 1-го года жизни. Слабость безусловных рефлексов, преждевременное их угасание, чрезмерная выраженность, запаздывание появления или задержка угасания свидетельствуют о неблагополучии в состоянии ребёнка.

Сухожильные рефлексы

Сухожильные рефлексы вызывают, постукивая по сухожилиям согнутым пальцем или специальным резиновым молоточком. У детей до 2 лет сухожильные рефлексы оживлены, имеют широкую зону вызывания. В этом же возрасте у здоровых детей положителен симптом Бабински, что свидетельствует о недостаточной зрелости нервной системы. После 2 лет выявление симптома Бабински считают признаком повреждения пирамидных путей.

Кожные рефлексы и рефлексы со слизистых оболочек

Кожные рефлексы определяют у детей так же, как и у взрослых, но обычно они бывают более слабыми. Подошвенный рефлекс появляется после 2 лет. Рефлексы со слизистых оболочек (корнеальный, гло- точный) непостоянны и также могут отсутствовать у здоровых детей.

Висцеральные и вегетативные рефлексы (глазосердечный, солнечного сплетения, зрачковый, пиломоторный) аналогичны таковым у взрослых, но проявляются обычно менее отчётливо. Выраженный стойкий красный дермографизм нередко выявляют у детей с перинатальным поражением ЦНС и вегето-висцеральными нарушениями.

Администрация сайта сайт не дает оценку рекомендациям и отзывам о лечении, препаратах и специалистах. Помните, что дискуссия ведется не только врачами, но и обычными читателями, поэтому некоторые советы могут быть опасны для вашего здоровья. Перед любым лечением или приемом лекарственных средств рекомендуем обратиться к специалистам!

Спасибо

Нервная система ответственна за все процессы в организме человека. Благодаря нервной системе в организме человека сочетаются метаболические процессы, которые в различных тканях протекают по различной схеме, и отношения с окружающей внешней средой. Необходимо понимать тот факт, что развитие нервной системы, в частности головного мозга , не подходит к концу при рождении ребёнка.

Масса головного мозга

Масса головного мозга ребёнка относительно массы его тела - большая. Для проявления ясности можно сравнить массу новорожденного и взрослого человека. У новорожденного на 1 кг массы приходится около 100-110 г мозга, у взрослого данная масса - в 5 раз меньше.

Спинной мозг

Спинной мозг к рождению ребёнка является более развитым, нежели головной. Постепенно, по мере роста и развития ребёнка , состав головного и спинного мозга меняется. В головном мозге снижается количество воды, накапливается белковое вещество. Также изменяется его структура. Дифференциация нервных клеток приблизительно к 8 годам достигает строения взрослого человека.

С самого начала ребёнок указывает на свою способность к движению. Повороты головки, туловища, отталкивание ножками - всё это чувствует будущая мать. Движения ребёнка отражают уровень развития его рефлекторной деятельности.

Благодаря движениям ребёнка, и его приспособленности, облегчается процесс родов .

Двигательное развитие новорождённого

Движения новорожденного отличаются своей хаотичностью и отсутствием координации, которая развивается поэтапно после рождения.

Постепенно, с общим развитием ребёнка, движения становятся более скоординированными и целенаправленными. Процесс развития двигательной активности весьма сложен, и носит поэтапный характер:

  • 2-3 неделя. На данном этапе, развиваются мышцы глаз, благодаря чему ребенок может фиксировать свой взгляд на предмете (в начале - более ярком), затем ребёнок может наблюдать за предметом в движении благодаря развитию шейных мышц. Он может наблюдать за высоко поднятым предметом и поворачивать голову в ту сторону, где, например, находится игрушка.
  • Возраст 1 – 1,5 месяца. На данном этапе ребёнок совершает координированные движения руками, а именно - изучает своё лицо. В дальнейшем поднимает руки над головой в целях изучить себя. Также в этом возрасте ребёнок может держать голову.
  • Возраст 3-3,5 месяца. Ребёнок изучает свое положение и место, где он спит. На данном этапе сформировываются целенаправленные движения. Ребёнок изучает пальцы рук и игрушки, которые висят над его кроватью. При этом чем меньше по размерам игрушка, тем быстрее пойдёт процесс развития.
  • Возраст 12-13 недель. В этот период ребёнок держит двумя руками предметы, а именно одеяльце, игрушки и другие мягкие предметы, которые его окружают.
  • Начиная с 5 месяца хватательные движения напоминают движения взрослого человека. Разумеется они сопровождаются множеством других сопутствующих лишних движений. Как правило, ребёнок в основном берёт предметы ладонью - пальцы играют меньшую роль, являются вспомогательным звеном, чтобы приблизить игрушку к ладони. Помимо того, в акте хватания нередко участвуют и другие группы мышц. В этом возрасте ребёнок переворачивается со спины на живот, на 6 месяце - с живота на спину. Такие новые для ребёнка движения формируются благодаря развитию мышц спины, и их скоординированному сокращению.

  • На 6-7 месяце ребёнок в состоянии сидеть без поддержки взрослого, благодаря развитию мышц ног.
  • В возрасте 7-8 месяцев появляется согласованная работа между зрительным и двигательным анализатором. Благодаря этому действия и движения ребёнка становятся более скоординированными и целенаправленными.
  • К 9-10 месяцам хватание совершается с помощью смыкания большего, второго и третьего пальцев руки. Позже, в возрасте 1 года, ребёнок способен использовать дистальные фаланги указательного и большего пальцев, благодаря чему совершаются более сложные движения с участием мелких деталей.

  • Таким образом, ребёнок развивается, и с каждым следующим месяцем учится чему-то новому, познаёт себя и окружающий мир. Синхронные движения рук и ног помогают ребёнку двигаться, что увеличивает его кругозор.

    Ползание и ходьба

    Стандартным исходным положением является положение на животе, голова и плечевой пояс приподнят. Взгляд ребёнка ориентирован на игрушку либо предмет, находящийся впереди него.

    В возрасте 6 месяцев начинаются первые попытки, которые могут закончиться не совсем удачно.

    Более зрелое ползание с участием рук и ног проявляется в период 7-9 месяцев . К концу 9 месяца ребёнок усваивает позу на четвереньках.

    В этом же возрасте начинаются более новые движения и эксперименты для ребёнка, а именно начало ходьбы. Данный процесс насколько сложен, настолько и интересен, поэтому большинство детей начинают быстро привыкать к ходьбе. Самым сложным элементом является первый шаг, поэтому дети начинают свой путь либо в манеже или кроватке, либо с помощью взрослых.

    В возрасте 8-9 месяцев ребёнок, держась за кроватку, начинает вставать и потихоньку, держась за опору, передвигается по её периметру. Затем ребёнок начинает переступать с помощью взрослого, а именно держась двумя руками, спустя некоторое время - за одну руку.

    Сроки развития ходьбы могут варьировать. Некоторые дети могут начинать свой путь в возрасте 1 года . Другие, более спокойные дети, начинают ходить в возрасте 1,5 года. Разумеется, походка отличается от таковой у детей постарше. Ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах, спина в верхнем отделе наклонена вперёд, в нижнем отделе - наоборот. Помимо этого, малыш инстинктивно держит ручки у груди, таким образом обеспечивая страховку при возможном падении. Первые попытки могут быть неудачными, но ничего не происходит без ошибок. Походка отличается отсутствием баланса при движении, ноги широко расставлены, стопы направлены в стороны.

    Таким этапным характером развиваются ходьба, движение руками и изучение более сложных процессов.

    Уверенная ходьба устанавливается в возрасте 4-5 лет . При этом всё индивидуально, и может отличаться от каких-либо норм, поскольку каждый ребёнок уникален. С каждым годом ходьба становится всё более похожей на взрослую.

    Механизму развития помогает участие родителей и их эмоциональная поддержка, так как ребёнок чувствует психологическую атмосферу в семье лучше всех.

    Развитие общения и эмоционального статуса.
    Развитие условнорефлекторной деятельности

    Основной движущей силой в развитии рефлексов в первые месяцы жизни ребёнка является голод. Таким образом, когда ребёнок голоден, то демонстрирует это с помощью плача и крика. Мама берёт ребёнка на руки, он и постепенно успокаивается. Условные рефлексы развиваются медленно, и их дифференцировка начинается в возрасте 2-3 месяцев.

    В возрасте 2 лет ребёнок достигает общего развития и совершенства.

    Эмоциональный фон ребёнка близок больше к отрицательному характеру, так как все эмоции - это сигнал для родителей. Так, если малышу холодно, либо он голоден, либо у него возникли боли в животе , он с помощью крика привлекает к себе внимание. Такое проявление чувств является первой ступенькой в общении со взрослыми.

    Взаимосвязь между матерью и ребёнком устанавливается очень рано, и с каждым днём возрастает.

    Развитие общения, эмоций и условных рефлексов проходит в несколько периодов:

    • Первые дни жизни малыша интересует лишь его кормление. Поэтому в первые дни ребёнок только спит и ест, и это продолжается длительное время.
    • Начиная с 2-3 недели , после кормления ребёнок делает остановку и изучает лицо своей матери - вроде как совершает знакомство с той, кто его кормит, одевает и ухаживает за ним.
    • На 1-2 месяц жизни ребёнок уже знакомится не только после еды, и не только с матерью, но и с окружающими людьми. Акцентирует свой взгляд на незнакомых людях.
    • На 6-7 неделе ребёнок приветствует свою маму первой улыбкой. Постепенно его оживление будет более очевидным, так как участие в приветствии примут ручки и ножки.
    • Начиная с 9-12 недель ребёнок становится более раскрепощенным, двигательная активность сопровождается смехом, повизгиванием.
    • Распознавание близких и незнакомых людей устанавливается в возрасте 4 месяцев . Среди всех ребёнок выделяет свою маму, и поэтому в некоторых ситуациях может негативно отреагировать на то, что кто-то чужой взял его на руки. Реакция на незнакомого человека у некоторых детей бывает позитивная, то есть ребёнок улыбается, смеётся, но чаще даже такая реакция переходит в негативную. Как правило, этот элемент является самозащитой от опасности. Спустя некоторое время такое отношение пропадает, тем более, если взрослого человека он будет видеть чаще.
    • В возрасте 6-7 месяцев возникает интерес к предметам, в особенности к игрушкам, которые окружают его. В это же время увеличивается интерес ко взрослым, а именно к их речи. Ребёнок пытается повторять за ними какие-либо звуки, и первая речь ребёнка - это лепет.
    • Сенсорная речь является ключевым моментом в контакте ребёнка с внешним миром. Малыш понимает то, о чём говорят взрослые, и показывает это с помощью движения головой или протягиванием ручек в сторону предмета, о котором шла речь.
    • В возрасте 9 месяцев увеличивается запас эмоции. Они могут быть абсолютно разными, и на разных людей ребёнок реагирует разнообразно. В его поведении появляются элементы стеснительности - он понимает, что можно, а что нельзя. В дальнейшем на смену сенсорной приходит моторная речь.
    Как любой отдельный этап в жизни, развитие речи также проходит в несколько периодов.

    Развитие речи

    Развитие речи напрямую зависит от созревания головного мозга и развития в общей целостности структур, отвечающих за общение. Таким образом, выделяют следующие этапы становления речи:
    1. Начальный (подготовительный) этап. Как правило, начинается в возрасте 2-4 месяцев. В данный период ребёнок начинает произносить звуки, которые показывают, что ребёнок доволен либо нет. Это проявление называется гулением. Гуление вызывается положительными эмоциями - таким образом ребёнок показывает своё удовольствие и радость. Начиная с 7 месяцев гуление сменяется лепетом. Ребёнок произносит уже некоторые слоги, которые на слух более понятны для взрослого.

    2. Зарождение сенсорной речи. Под термином "сенсорная речь" подразумевается лепет, который сочетается с пониманием значения слов, которые ребёнок слышит от взрослого. На этом этапе ребёнок реагирует на вопросы. Как правило, он зрительно наблюдает за предметом, о котором говорят вокруг. В возрасте одного года запас слов увеличивается, лепет обогащается с каждым днём. В этом возрасте запас понимаемых слов близок к 20. Ребёнок слушается, различает понятия "можно" и "нельзя". Также появляется интерес в общении со взрослыми. Ребёнок жестикулирует, машет ручками, приветствует по просьбе родителей незнакомых людей.

    3. Становление моторной речи. У всех детей наступает этап, когда они не просто понимают слова, а когда хотят, чтобы поняли их. В возрасте 11 месяцев ребёнок произносит несколько слов (15-20), понимает их значение, и в дальнейшем развивает этот дар всё больше и больше. Девочки намного быстрее начинают говорить, нежели мальчики. Первыми словами всех детей являются простые слова, состоящие из одинаковых слогов, к примеру: мама, папа, ива, дядя. Ко второму году жизни запас увеличивается в 2 раза. Этот период считается одним из самых ярких и запоминающихся в жизни ребёнка. Малыш понимает связь между предложениями, и свободно воспринимает сказки со слов взрослого. Также в этот период очень хорошо развивается слуховая память. К концу второго года ребёнок уже лучше произносит слова, и словарь увеличивается до 300 слов.

    Необходимо отметить, что благополучному развитию моторной речи ребёнка помогает общение с родителями. Если в один из этапов становления речи возникают проблемы, и родители не в состоянии справиться самостоятельно, то необходимо подумать о помощи логопеда. В любых ситуациях нужно помнить, что лишь забота и ласка помогают нормальному развитию, а негативные эмоции могут лишь затормозить и испугать малыша. Поэтому основная задача родителей заключается в сохранении и обеспечении семейной атмосферы.

    Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.

Исследование рефлексов проводят в теплой, хорошо освещенной комнате, на ровной полужесткой поверхности. Ребенок должен быть в состоянии бодрствования, сытым и сухим. Наносимые раздражения (кроме специальных видов исследования) не должны причинять боли. При несоблюдении этих условий рефлексы могут подавляться реакциями на дискомфорт. Безусловные рефлексы оценивают в положении на спине, на животе и в состоянии вертикального подвешивания.

Хоботковый рефлекс. При ударе пальцем по губам ребенка происхо­дит сокращение круговой мышцы рта, вызывающее вытягивание губ хоботком.

Поисковый рефлекс. При поглаживании кожи в области угла рта (при этом не следует прикасаться к губам) происходит опускание нижней губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя. Рефлекс особенно хорошо выражен перед кормлением.

Сосательный рефлекс. Если вложить в рот ребенку соску, то он начинает совершать активные сосательные движения.

Орбикулопальпебральный рефлекс. При поколачивании пальцем по верхней дуге орбиты происходит смыкание века соответствующей сто­роны.

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина. Рефлекс вызывается надавлива­нием большими пальцами на ладони ребенка близ теноров. Ответная реакция проявляется открыванием рта и сгибанием головы.

Хватательный рефлекс состоит в схватывании и прочном удержива­нии пальцев врача, вложенных в ладони ребенка. Иногда при этом удается приподнять ребенка над опорой (рефлекс Робинсона). Такой же рефлекс можно вызвать с нижних конечностей, если надавить на подошву у основания II-III пальцев, что приведет к подошвенному сгибанию пальцев.

Рефлекс Моро. Этот рефлекс вызывается различными приемами: ре­бенка, находящегося на руках у врача, резко опускают сантиметров на 20, а затем поднимают до исходного уровня; можно быстрым движением разогнуть нижние конечности или произвести удар по поверхности, на которой лежит ребенок, на расстоянии 15-20 см, по обеим сторонам от головы. В ответ на эти действия ребенок сначала отводит руки в стороны и разгибает пальцы, а затем возвращает руки в исходное положение. Движение рук носит характер схватывания.

Рефлекс Бабинского. Штриховое раздражение подошвы по наружному краю стопы в направлении от пятки к пальцам вызывает тыльное разги­бание большого пальца и подошвенное сгибание остальных пальцев, которые иногда веерообразно расходятся.

Рефлекс Кернига. У лежащего на спине ребенка сгибают одну ногу в тазобедренном и коленном суставах, а затем пытаются выпрямить ногу в коленном суставе. При положительном рефлексе это сделать не удается.

Рефлекс опоры. Врач берет ребенка подмышки со стороны спины, поддерживая указательными пальцами головку. Приподнятый в таком положении ребенок сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах. Опущенный на опору, он упирается на нее полной стопой, «стоит» на полусогнутых ногах, выпрямив туловище.

Рефлекс автоматической походки. В положении рефлекса опоры ре­бенка слегка наклоняют вперед, при этом он совершает шаговые движе­ния по поверхности, не сопровождая их движениями рук. Иногда при этом ноги перекрещиваются на уровне нижней трети голеней.

Рефлекс ползания Бауэра. Ребенка выкладывают на живот так, чтобы голова и туловище были расположены по средней линии. В таком положении ребенок на несколько мгновений поднимает голову и совер­шает ползающие движения (спонтанное ползание). Если подставить под подошвы ребенка ладонь, то эти движения оживятся, в «ползание» включаются руки и он начинает активно отталкиваться ногами от препят­ствия.

Рефлекс Галанта. У ребенка, лежащего на боку, врач проводит боль­шим и указательным пальцами по паравертебральным линиям в направ­лении от шеи к ягодицам. Раздражение кожи вызывает выгибание туло­вища дугой, открытой кзади. Иногда при этом разгибается и отводится нога.

Рефлекс Переса. В положении ребенка на животе проводят пальцем по остистым отросткам позвоночника в направлении от копчика к шее, что вызывает прогибание туловища, сгибание верхних и нижних конечностей, приподнимание головы, таза, иногда мочеиспускание, дефекацию и крик. Этот рефлекс вызывает боль, поэтому его нужно исследовать последним.

На мышечный тонус новорожденного оказывает влияние положение тела и головы. Это влияние опосредуется через тонические шейные и лабиринтные рефлексы.

Лабиринтный тонический рефлекс. Вызывается изменением положе­ния головы в пространстве. У ребенка, лежащего на спине, повышен тонус в разгибателях шеи, спины, ног. Если же его перевернуть на живот, то отмечается увеличение тонуса сгибателей шеи, спины, ко­нечностей.

Симметричный шейный тонический рефлекс. При пассивном сгиба­нии головы новорожденного, лежащего на спине, происходит повышение тонуса сгибателей в руках и разгибателей в ногах. При разгибании головы наблюдаются обратные взаимоотношения. Об изменении тонуса можно судить по увеличению или уменьшению сопротивления при пассивном разгибании конечностей.

Асимметричный шейный тонический рефлекс . Для проверки этого рефлекса ребенку, лежащему на спине, поворачивают голову в сторону так, чтобы его подбородок касался плеча. При этом происходит умень­шение тонуса конечностей, к которым обращено лицо (иногда их кратковременное разгибание), и повышение тонуса противоположных конечностей.

Мезэнцефальные установочные рефлексы

Туловищная выпрямляющая реакция. При соприкосновении стоп ре­бенка с опорой наблюдается выпрямление головы.

Верхний рефлекс Ландау. Ребенок в положении на животе поднима­ет голову, верхнюю часть туловища и руки, опираясь на плоскость руками, удерживается в этой позе.

Нижний рефлекс Ландау. В положении на животе ребенок разгибает и поднимает ноги.

Цепные шейные и туловищные установочные рефлексы

Поворот головы в сторону вызывает поворот туловища в ту же сторону, но не одновременно, а раздельно: сначала поворачивается грудной отдел, а затем тазовый.

Цепной установочный рефлекс с туловища на туловище . Поворот плеч ребенка в сторону приводит к повороту туловища и нижних конечностей в ту же сторону. Поворот тазового отдела также вызывает поворот туловища.

Степень выраженности безусловных рефлексов новорожденного мо­жет варьировать, что определяется типом нервной деятельности ребен­ка и его физиологическим состоянием, и поэтому, если рефлекс не вызывается или вызывается с трудом, его следует повторить не­сколько раз с некоторыми интервалами. Если рефлекс вызвать не удается, несмотря на повторные попытки, это свидетельствует о его угнетении. В противном случае, при чрезмерной живости рефлекса, вызываемого даже очень слабым раздражением, говорят о его патоло­гическом усилении (особенно это касается поискового, сосательного, хоботкового, ладонно-ротового и рефлекса Моро). Оценивая результа­ты исследований безусловных рефлексов новорожденных, учитывают наличие или отсутствие рефлекса, его симметричность, время появле­ния, силу ответа и соответствие возрасту ребенка. Если рефлекс вызывается у ребенка в том возрасте, в котором он должен отсутствовать, т. е. за пределами возрастной группы, то он считается патологическим.


Методика формирования выпрямительного рефлекса Ландау. Из изложенного выше ясно, что работу над формированием, закреплением функции разгибания го­ловы, верхних конечностей и верхней половины тулови­ща следует проводить одновременно.

Большое значение в этом плане следует придавать развитию рефлекса Ландау, стимулировать который следует лишь после того, как будет в достаточной сте­пени закреплен лабиринтный установочный рефлекс с головы на шею.

Рефлекс Ландау формируется из двух фаз - I и II. Фаза I рефлекса Ландау обеспечивает разгибание шеи, верхних конечностей и верхней половины туловища у ре­бенка, положенного на стол так, чтобы грудь и живот находились на его краю. Фаза II - выпрямляют ноги у ребенка, положенного так, чтобы на краю стола нахо­дился таз, а ноги свисали с края стола вниз. Малень­ких детей для выявления состояния этого рефлекса при­поднимают в положение на животе на руках врача.

Если рефлекс отрицательный, разгибания туловища и конечностей не происходит - руки и ноги свисают.

Такое состояние носит название симптом «свешанного белья». У детей с церебральными параличами рефлекс этот чаще всего оказывается отрицательным, т. е. выяв­ляется состояние «свешанного белья» (рис. 23).

Стимуляцию рефлекса Ландау целесообразно про­водить на мяче. Ребенка укладывают на мяч лицом вниз и производят массаж в паравертебральных точках шейного, грудного и верхнее-поясничного отделов позво­ночника.

При этом методист все время слегка покачивает мяч, обращая внимание на положение рук, положение кистей, лопаток. Перед глазами ребенка должны устана­вливаться различные игрушки или внимание его обраща­ется на что-либо интересное, находящееся выше уровня его головы. Следует особенно настойчиво фиксиро­вать зрительное внимание ребенка на положение его тела при выполнении этого рефлекса (лучше всего ра­ботать перед зеркалом), закрепляя оптически создаю­щуюся схему положения и движения его тела.

Воспроизводить рефлекс в его I фазе следует 3-4 раза подряд, длительность удержания туловища и рук - 30-90 с.

После отработки I фазы рефлекса следует переходить к работе над II его фазой. Для ее выполнения должны быть достаточно функционально активны большие яго­дичные мышцы. Поэтому начинать работу над становле­нием этого рефлекса следует только после того, как мето­дист убедится в состоятельности движений разгибания бедер и отведения их вверх в положении лежа на живо­те. Подготовку к овладению этим рефлекторным движе­нием следует начинать с глубокого массажа ягодичных мышц (обязательно параллельно производится расслабляющий массаж приводящих мышц бедер для из­бежания синергичного с большой ягодичной мышцей их сокращения). Затем следует начать тренировку раз­гибания бедра (одного, затем второго) в положении на животе таким образом , что все тело ребенка размещает­ся на столе. Тренировать движение разгибания бедра следует с применением штрихового и щеточного масса­жа ягодичных мышц, системного точечного массажа в точках 45, 70, 48, 43, направленного на закрепление со­зданной ранее физиологической синергии, возникающей при разгибании. Затем переходят к тренировке рефлек­са Ландау из положения лежа на краю стола, со спущенными вниз ногами.

Окончательное формирование этого рефлекса - од­ного из основных, необходимых для стояния и ходь­бы - возможно только при условии появления физиоло­гического поясничного лордоза и разгибательного тону­са в мышцах тазового пояса, независимо от положения головы.

Методика воспитания движений туловища

Появление физиологического лордоза во временном ас­пекте совпадает с появлением поворотов тела ребенка со спины на живот. Это становится возможным лишь после угасания тонических рефлексов с таза на туло­вище и с головы на туловище. Пока эти рефлексы со­храняются, не начинают развиваться и торсионные дви­жения.

Для стимуляции этих движений методист, из исход­ного положения ребенка лежа на спине, производит пассивное обучение поворотом туловища. В первую очередь производится обучение повороту туловища вслед за пассивным поворотом таза и ног. Так, трени­руя поворот вправо, методист, захватив одной рукой левое бедро ребенка, сгибает левую ногу в тазобедренном и коленном суставах и перекладывает ее на вы­тянутую правую. Туловище ребенка удерживается несколько минут методистом в прежнем положении, а за­тем стимулируется сначала пассивный, а затем - актив­ный поворот руки, плечевого пояса и верхней половины туловища, вслед за движениями ноги и таза. Руку, че­рез которую ребенок поворачивается, методист удержи­вает в вытянутом и отведенном положении.

После овладения этой формой поворота обучают по­вороту, начинающемуся с руки. При том же исходном положении одна рука ребенка вытянута и удерживает­ся методистом, другая сгибается в локтевом суставе, ротируется внутрь в плечевом и перекладывается за вытянутую руку. Голова, туловище, а затем через 30-60 с таз » ноги должны сначала пассивно, с помо­щью методиста, а затем активно следовать за поворо­том плечевого пояса. Эти движения не возможны при сгибательно-пронационных контрактурах в локтевых су­ставах и патологических сгибательных синергиях, по­этому методист должен систематически работать над их устранением, если они имеются. Если имеет место тугоподвижность в плечевых и локтевых суставах, сле­дует прибегать предварительно, перед началом лечеб­ной физкультуры к точечному массажу.

При завершении поворота на живот методист помо­гает освободить руку ребенка, если сам ребенок не может этого сделать, приподнимая соответствующее плечо.

Следует также применять некоторые приемы, на­правленные на развитие и укрепление возможности торсии - поворотов тела вокруг своей оси на уровне поясничного отдела позвоночника при вертикальном положении тела ребенка. Для этого методист усажива­ет ребенка на край стола со спущенными вниз голеня­ми, после проведения глубокого массажа в области яго­дичных мышц (одновременно с расслабляющим мас­сажем приводящих мышц бедер), проделывает затем точечный массаж, аналогичный тому, который указан выше. Затем он начинает, с помощью пассивных движе­ний, под контролем зрительного внимания ребенка (ра­бота перед зеркалом) отрабатывать схему положения тела при поворотах туловища вокруг оси вправо, влево, каждый раз с легким наклоном туловища ребенка одно­временно и назад.

Следует стимулировать все попытки ребенка под­нять руку, протянуть ее вперед и вверх или вперед и вниз за игрушкой с тем, чтобы он лучше освоил поло­жение, которое занимает тело при торсионных его по­воротах. Так как торсионные повороты тела соверша­ются с центрацией преимущественно в поясничном от­деле позвоночника, то эти движения будут облегчать и стимулировать развитие физиологического лордоза.

Детям, с уже начавшим свое развитие поясничным лордозом, можно предложить (при той же исходной позе - сидя на краю стола) игру в мяч, который мето­дист бросает ребенку с разных сторон. Пытаясь пой­мать мяч, ребенок, сначала поддерживаемый подушка­ми, должен постоянно проделывать самые различные движения туловищем - вправо, влево, вперед и т. д.- при непременном участии в движениях поясничного от­дела позвоночника.

Тщательная и систематическая работа над подав­лением патологических синергии и развитием и закре­плением физиологических синергии мышц спины, в том числе необходимых при поворотах тела, может стать эффективной для обеспечения статики и локомоции лишь в том случае , если в создающиеся синергии вклю­чаются мышцы брюшного пресса и диафрагмы вместе с мышцами спины, удерживающими тело в вертикальном положении.

Методика развития мышц брюшного пресса. Мы уже упоминали, что, как правило, при всех формах заболе­вания тонус прямых мышц живота оказывается по­вышенным, тонус косых мышц - резко сниженным. У маленьких детей в ранней и начальной стадии заболева­ния может иметь место гипотония всех мышц брюшно­го пресса, вследствие чего развивается так называемый лягушачий живот. Гипотомия и гипотрофия этих мышц могут быть столь велики, что видна бывает перисталь­тика кишечника. Поэтому прежде всего следует обра­тить внимание на функциональное состояние этих мышц.

Следует проводить специальный точечный массаж и прямых, и косых мышц, глубокий массаж со всеми его приемами, щипковый, штриховое раздражение кожи в области этих мышц, щеточный их массаж и т. д.

Особого внимания заслуживают упражнения на мяче.

Ребенка укладывают спиной на мяч, и по мере рит­мичных движений мяча вперед - назад и в стороны про­изводится точечный стимулирующий массаж прямых и косых мышц живота. Затем, сначала с помощью пас­сивных " движений, а позднее, применяя иг­рушки, к которым при­влекают внимание ребенка, стремятся к то­му, чтобы он припод­нял правую или левую часть плечевого пояса, лежа на мяче лицом вверх,- начал осваи­вать из этого положе­ния торсию в нижне­грудном и поясничном отделах позвоночника.


Укрепление этой группы мышц наряду с укреплением лабиринт­ного установочного рефлекса с головы на шею производят и на столе из исходного положения на спине. Методист дает ребенку захватить его пальцы, а лучше - небольшую палку и медленно под­тягивает его вперед до положения сидя (рис. 24, 25). Внимание ре­бенка должно фикси­роваться на удержании головы, предупрежде­нии ее запрокидыва­ния назад. При этом напрягаются передние мышцы шеи, прежде всего грудино-ключично-сосковая мышца и мышцы брюшного пресса. Если тонус отводящих мышц бедер высок, это упражнение надо про­изводить при разведенных бедрах, удерживаемых в по­ложении разведения телом методиста, т.к. одновре­менно с сокращением мышц брюшного пресса происхо­дит сокращение сгибателей и приводящих мышц бедер.

Разведение бедер, которое часто оказывается мало доступным для ребенка, можно стимулировать масса­жем в точках 70-45, а также специальными упражне­ниями с мячом. Следует обращать вниманиее на то, что­бы стопы ребенка в это время упирались о стол, на ко­тором он лежит. Они не должны быть рекурвированы внутрь или кнаружи. Большой палец не должен находиться в положении максимального тыльного разгиба­ния, как это наблюдается нередко. Все патологические установки такого рода необходимо коррегировать то­чечным массажем по мере их появления или опять-таки работой с мячом.

Методика обучения присаживанию. Из этого же ис­ходного положения, начиная со времени появления фи­зиологического поясничного лордоза, можно обучать ребенка присаживанию. Сначала проводят обучение присаживания «по-турецки». Для этого после пассивно­го перевода из исходного положения на спине указанным выше приемом в положение сидя фиксируют его в этом положении также пассивно, придав ногам ту позу, кото­рую они имеют при сидении «по-турецки». Для усиле­ния проприоцентивной афферентации с наружной сторо­ны бедер, внутренней их стороны и сверху укладывают различные по величине мешочки с песком.

Правильное положение бедер, голени стоп корри­гируют точечным массажем.

С момента удержания ребенком положения сидя «по-турецки», хотя бы частично активно (что свиде­тельствует о закреплении влияния шейного симметрич­ного установочного цепного рефлекса на мышцы плече­вого пояса и спины), начинается стимуляция развития шейного асимметричного цепного установочного рефлекса.

Этот рефлекс необходим для того, чтобы ребенок мог удерживать равновесие в положении сидя, стоя, при ходьбе.

Шейный асимметричный установочный рефлекс мо­жет начать развиваться только после того как будут подавлены тонические рефлексы с таза на туловище, с головы на туловище и тонический асимметричный шей­ный рефлекс, так как при наличии всех этих рефлексов ребенок не сможет совершать раздельные движения го­ловой, руками и туловищем. Так, при повороте головы в сторону рука, к которой будет повернуто лицо, всегда будет разгибаться, а противоположная - сгибаться во всех суставах, все иные движения будут ребенку недо­ступны. Соответственно этому будут невозможны и дви­жения туловища, адекватные для удержания равнове­сия, но не входящие в состав движений, обусловленных этим рефлексом.

Для этого служат также различные раскачивающие­ся игрушки, пользоваться которыми ребенку рекоменду­ется и в процессе различных игр, после занятия лечебной физкультурой.

7. Обучение удержанию равновесия должно происхо­дить при стимуляции развития вестибулярного контро­ля. Для этого одни и те же упражнения следует пов­торять при различных положениях головы. Так, удер­жание равновесия тела в положении сидя при толчках его вперед - назад надо производить и при голове, опу­щенной вниз, и при голове, закинутой назад, поверну­той вправо, затем влево и т. д.

Развитие активных движений рук

Воспитание активных движений в руках у детей с це­ребральными параличами является сложной и часто трудной задачей.

Методика воспитания активных движений плечевого пояса. Первой задачей методиста, исходя из всего ска­занного ранее, является создание правильного положе­ния плечевого пояса. Лопатки должны стоять по возможности ровно, а нижний угол их находится медиально от задней подмышечной линии. Правильное положение лопаток и надплечий обеспечивает возможность развития постуральных тонических реакций проксимальных отде­лов верхних конечностей, необходимых для сложной работы кистей и пальцев рук.

Для формирования силы и тонуса мышц плечевого пояса и его правильного положения рекомендуются сле­дующие упражнения (Часть упражнений предложены Б. и К. Бобатами, С. А. Бортфельд и др) .

1. Исходное положение лежа на животе, плечи и предплечья лежат вдоль туловища, голова приподнята, лоб на опоре. Методист производит глубокий массаж подлопаточных мышц, затем штриховой массаж и мас­саж в точках 59, 60, 61, 62, 63. После этого методист, стоя сбоку от ребенка, обхватывает его плечи и, не под­нимая надплечий, приводит лопатки по направлению к позвоночнику.

После освоения схемы этого движения методист сти­мулирует аналогичные самостоятельные движения ре­бенка.

2. Ребенок лежит на спине, руки опущены вдоль ту­ловища. Под лопатки ребенка подложены плоские пи­щащие игрушки. Он должен поочередно нажимать на каждую игрушку то правой, то левой лопаткой.

3. Ребенок лежит на животе, разогнув спину и опи­раясь на вытянутые руки. Методист с постепенно нара­стающей силой надавливает на плечевые суставы, вызы­вая напряжение соответствующих мышц плечевого по­яса.


4. Ребенок стоит лицом к стене на расстоянии вытя­нутой руки. Методист держит ребенка одной рукой под грудь, другой подталкивает его к стене. Ребенок дол­жен вытянуть руки и, опираясь ладонями разогнутых кистей о стену, удержать руками массу тела (это уп­ражнение можно проделывать из положения сидя, если ребенок не стоит).

Методист с помощью точечного расслабляющего мас­сажа не в отдельных точках, а по принципу устранения сгибательной синергии в целом пытается устранить спастичность этих мышц и дает инструкцию повторить попытку к отведению плеча, когда убеждается в том, что тонус основных мышц, препятствующих осуществле­нию движения, снижен.

Включаясь, как синергист большой грудной мышцы, дельтовидная мышца (в основном передняя ее порция) оказывает давление на плечевой сустав, что препятст­вует его подвижности.

Предлагая ребенку из исходного положения сидя на стуле с опущенными руками произвести сгибание, разгибание, отведение, приведение, внутреннюю и на­ружную ротацию плеча и круговые его движения, мето­дист должен постоянно следить за правильным положе­нием головы. Опущенная, на грудь голова или голова, закинутая назад, может значительно изменить имею­щуюся картину патологического распределения тонуса мышц.

Следует повторно исследовать возможности этих движений при фиксированной лопатке, с отведенным назад плечом. Если основным звеном патологической сгибательно-приводящей синергии была спастичность большой грудной мышцы, то отведением плечевого по­яса назад и вниз после точечного массажа, направлен­ного на расслабление этой мышцы, эта патологическая синергия будет устранена. Устранение в этой связи внутренней ротации и приведения плеча приведет к сниже­нию тонуса сгибателей верхней конечности.

При затруднении разгибания плеча и поднимания его вверх уменьшается амплиту­да этого движения и компенсаторно переме­щается вместе с пле­чом голова и верхняя часть туловища - про­исходит попытка подъ­ема руки в едином бло­ке с туловищем.

Для устранения этой порочной компенсации следует провести сле­дующие упражнения.

1. Ребенок сидит, плечо разогнуто под уг­лом 100-120°, даль­нейшее разгибание приводит уже к смеще­нию туловища.

Перед следующей попыткой разогнуть плечо методист приво­дит плечо к груди по диагонали, а туловище резко на­клоняет в сторону приведенной руки, голова ребенка сна­чала слегка опущена, затем запрокинута назад, угол ло­патки с началом движения разгибания плеча фиксирует­ся методистом. Движение пассивного разгибания произ­водится 3-4 раза с такой предварительной подготовкой. Затем начинается тренировка активного разгибания из тех же исходных условий.

Следует особо остановиться на том, что создание специальных рефлексзапрещающих позиций значитель­но облегчает устранение патологических сгибателей си­нергии.

2. Так, если проводить расслабление большой груд­ной мышцы и фиксацию лопаток при опущенной вниз голове, то в том случае, если имеется даже следовый тонический шейный симметричный рефлекс, можно по­лучить лишь одномоментное торможение патологической сгибательно приво­дящей синергии мышц руки. Через 1-2 мин эта синер­гия разовьется вновь.

Если же приме­нять те же приемы, но при том, что го­лова ребенка будет слегка запрокинута назад, добиться же­лаемого резуль­тата окажется возможно быстрее и он будет более стойким (рис. 27, 28).

3. При резко вы­раженном симмет­ричном шейном то­ническом рефлексе следует не только создавать рефлексзапрещающие пози­ции для понижения тонуса сгибателей


путем изменения положения головы. Следует подбирать и такое положение тела ребенка, при котором отведение головы назад дава­ло бы в этом отношении наиболее четкий эффект.

Так, в одном случае сгибательный тонус мышц верх­них конечностей легче устраняется в положении сидя. В другом случае он устраняется при положении ребенка сидя сравнительно слабо, но зато в том случае, если ребенок лежит на животе, запрокидывание головы на­зад приводит к возможности свободного разгибания рук во всех суставах.

4. Для ослабления тонуса мышц сгибателей верхних конечностей и повышения тонуса мышц разгибателей можно использовать и положение, при котором вызы­вается рефлекс Ландау.

Прибегать к рефлексзапрещающим позициям без предварительной отработки основных звеньев создав­шейся патологической синергии не рационально. После­довательная же работа в этом плане обычно дает по­ложительный результат.

Если, несмотря на то, что лопатка фиксирована и большая грудная мышца не напряжена, сгибательная синергия не угасает, ее основным звеном может оказаться пронация предплечья и кисти, сгибательная уста­новка кисти и пальцев.

С. А. Бортфельд рекомендует в этих случаях прове­рять движение в плечевом суставе с максимально со­гнутой в локте рукой, пальцами, сжатыми в кулак. Бо­лее свободные в этих условиях движения в плечевом суставе подтвердят ведущую роль поражения дистальных отделов руки.

Если же движения будут ограничены и в этом слу­чае, то их ограничение будет зависеть от состояния са­мого плечевого сустава.

Если основным патологическим звеном данной сгибательной синергии явится сгибательно-пронационная установка в лучезапястном суставе, следует начать с ее устранения. Для этого на фоне той же установки голо­вы, о которой упоминалось выше, проводится системный массаж в точках 9, 68, 67, 22, 21.

Предварительно можно произвести расслабляющий прием по Фелпсу: методист захватывает предплечье в нижней его трети, слегка сгибает руку ребенка в лок­тевом суставе и затем производит потряхивающее дви­жение кистью.

Эффект достигается нередко при работе с ребенком на мяче по тому же принципу , который был описан вы­ше (см. стр. 42,48).

Однако при работе с ребенком 3-7 лет ему уже можно объяснить, какие движения следует производить рукой, как удержать кисть, I палец и т. д. Следует об­ращать внимание ребенка на положение разогнутой руки, на ощущения, вызываемые разгибанием кисти, и на возможности для захвата игрушки, которые предо­ставляет ребенку разогнутая кисть.

Следующим этапом, который предпринимается сразу же после того как ребенок будет снят с мяча, является разгибание плеча при исходном положении ребенка си­дя. Если уменьшение сгибательной установки в лучеза­пястном суставе приведет к большему объему движе­ний в плечевом суставе, то работу по возможному уст­ранению этой установки надо продолжать в том же плане.



Публикации по теме

  • Как удлинить школьное платье Как удлинить школьное платье

    Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.Присоединяйтесь к нам в...

  • Что означает татуировка сокола? Что означает татуировка сокола?

    Решили сделать себе татуировки? Ну что ж, это по современному и в духе времени! Но прежде, чем остановить свой выбор на том или ином...