Открытое занятие в старшей группе «Зимушка-зима. Конспект занятия для детей старшей группы на тему: Зима

Занятие по окружающему миру в старшей группе на тему: Зима

Конспект занятия по окружающему миру для старших дошкольников «Здравствуй, Зимушка-Зима!»

Составила: Педагог ШРЭР "Всезнайка" Карасенко Людмила Николаевна МАУ ДО "Дворец Детского Творчества",г.Таганрог

Описание работы: Данный материал может быть использован на занятии по окружающему миру на зимнюю тематику, как педагогами школ раннего развития детей, так и воспитателями дошкольных учреждений.

Тип занятия: Занятие закрепляющего типа.

Цель занятия: Закрепить и обобщить знания детей о зимнем времени года.
Задачи:
Систематизировать знания детей о характерных признаках зимы;
Обобщить и расширить знания детей о взаимосвязи живой, неживой природы и жизни человека в зимнее время года;
Способствовать развитию внимания, наблюдательности, логического мышление, памяти, целостного восприятия;
Развивать способность видеть красоту окружающего мира;
Вызвать у детей эмоциональное удовольствие от деятельности на занятии;
Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе;
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности;
Подготовка к занятию: подбор иллюстраций и музыкального сопровождения.

Демонстрационные материалы: красочная коробка от «Зимушки-Зимы», мешочек с поощрительными призами, снежинки, иллюстрации на зимнюю тематику (согласно ходу занятия), аудиозапись песни «Снежный вальс», «Кабы не было зимы..» (из мультфильма «Простоквашино»), мультимедийный проектор.

Ход занятия:
Педагог: Ребята, вы любите ходить в гости?
Сегодня я предлагаю вам отправиться в гости. А к кому мы отправимся, вы догадаетесь сами, прослушав загадку (педагог читает загадку)
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, -
Значит, к нам пришла...
(Зима)

Педагог: Сегодня мы отправимся в гости к Зимушке-Зиме.
Педагог: На чем можно к ней добраться?
(Ответы детей)
Есть они у детворы,
Лихо мчат меня с горы!
И Егорку, и Оксанку
По дорожке катят... (санки)


(На экране изображение Зимушки – Зимы и зимние пейзажи)
Педагог: На санях к тебе летели
Мы сквозь вьюги и метели
Через речку перебрались
У Зимы мы оказались!
Вот мы и в гостях у Зимушки.


Педагог: Давайте рассмотрим картинки, какое время года на них изображено?


Педагог: Зима своим очарованием вдохновляет художников, писателей, поэтов, композиторов они создают прекрасные произведения. Ребята, очень много написано стихотворений о зиме, невозможно не восхищаться красотой, этого волшебного и чудесного времени года. Послушайте, какие замечательные строки написал о зимней природе поэт И.Суриков.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И на утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной,
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
(Отрывок стихотворения И.Сурикова.)


Педагог: Ребята, понравилось вам стихотворение? О чем в нем говорится?
Педагог: Ребята, что это за волшебная коробка?
(на столе стоит, заранее приготовленная коробка, в ней карточки с заданиями)


Педагог: Дети, Зимушка приготовила для нас интересные задания! Ребята вы хотите, чтобы зима была снежная? За свои ответы на занятии вы будете получать снежинку из этой коробочки. (На протяжении занятия дети получают снежинки)

Задание 1. « Что мы знаем о зиме?»

Педагог: Дети, Зимушка просит нас рассказать ей, что мы знаем о зиме?
Педагог: Кто знает, сколько месяцев длится зима?
Дети: Три
Педагог: Какие это месяцы?
Дети: Декабрь, январь, февраль.
Педагог: Ребята, какие изменения произошли с приходом зимы в неживой природе? Как изменилась погода?


Дети: На улице очень холодно, дует сильный ветер. Идет снег, начинаются заморозки.
Педагог: Каким стало солнце, небо?


(Ответы детей)
Дети: Дни стали короче, солнышко светит мало. С приходом зимы становится все холодней, начинаются морозы. На небе мы видим облака, они приносят уже не дождь, как осенью, а снег. Пушистый белый снег покрывает землю, ложится на ветки деревьев, крыши домов. Замерзают водоемы: озера, реки, ручьи.
Педагог: Ребята, хочу напомнить вам о том, что необходимо соблюдать правила поведения, находясь вблизи водоемов покрытых льдом. Чтобы избежать опасности нужно быть очень аккуратными, внимательными. Не в коем случае не выходить на лед без присмотра взрослых!
Педагог: А сейчас настало время поиграть.

Задание 2.Игра «Зимний ветер и снежинки»

(у детей в руках бумажные снежинки, под музыку дети, словно снежинки на ветру, разбегаются в разные стороны, танцуют, кружатся, покачиваются, как только музыка заканчивается, дети должны вновь стать в круг)

Задание 3 «Жизнь животных и птиц зимой»

(На экране появляются картинки «жизнь животных и птиц зимой»)




Педагог: Дети, а кто знает, какие изменения произошли с приходом зимы в жизни животных и птиц?
(Ответы детей)
Педагог: Пушистый мех и теплая шубка животных помогает им справиться даже с самыми лютыми морозами. О том, чтобы тепло и сытно зимовать, некоторые животные стараются позаботиться заранее, готовят себе запасы на зиму. Некоторые животные впадают зимой в спячку.
Очень холодно, голодно птичкам в зимнее время года. Перелетные птицы в конце осени улетают в теплые края. Не легко приходится зимующим пташкам. Трудно из-под снега корм доставать. От голода птицы могут погибнуть.



Педагог: Ребята как мы можем помочь маленьким беззащитным пташкам?
(ответы детей)
Правильно ребята, очень важно помогать птичкам - подкармливать их. Вместе с родителями можно вывесить для них кормушки в парках, садах и скверах.


Задание 4. Пальчиковая игра «Медведь в берлоге»

Медведь в берлоге крепко спит,
Всю зиму до весны сопит.
Спят зимою бурундук,
Колючий ежик и барсук (загибаем пальчики).
Только заиньке не спится (Делаем зайчика: указательный и средний пальцы подняты вверх).
Убегает от лисицы (вращаем пальцем).
Мелькает он среди кустов,
Напетлял – и был таков (соединяем большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот)!

Задание 5. «Жизнь растений зимой»

(На экране появляются картинки «жизнь растений зимой»)


Педагог: Ребята, что происходит зимой с растениями? Некоторые люди думают, что растения погибают, как вы думаете, так ли это?
(Дети высказывают свое мнение)


Педагог: Правильно ребята растения зимой не погибают, а просто засыпают, «отдыхают», находятся в состоянии вынужденного покоя. Осенью с растений облетели листья, но почки, в которых спрятана жизнь растений, остались Растения нужно беречь - не затаптывать, не ломать ветки, только при бережном обращении весной мы увидим на них зеленые листочки.

Задание 6. «Жизнь людей зимой»

(На экране появляются картинки «жизнь людей зимой»)




Педагог: Ребята, а как изменилась жизнь людей с приходом зимы?
(Ответы детей)
Педагог: Ребята скажите, одежда нам понадобятся в зимнее время года?
Чем вы любите заниматься зимой? В какие зимние игры любите играть?
Дети: Лепить снежную бабу, играть в снежки, кататься на санках, лыжах, на коньках.
Педагог: Ребята, а какие зимние праздники вы знаете?
Дети: Новый год, Рождество, Масленица




Педагог: Все мы с нетерпением ждем волшебства, подарков, веселья, праздничного настроения.

Задание 7. "Снеговик"

Педагог: А сейчас, давайте отдохнем.
Физкультминутка "Снеговик"
Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок
Он превратится в снежный ком
И станет ком снеговиком
Его улыбка так светла!
Два глаза, шляпа, нос, метла.
Но солнце припечет слегка -
Увы! - и нет снеговика.
(Дети идут по кругу, и показывают движениями рук будто катят перед собой снежный ком,рисуют руками снеговика. Улыбаются. Показывают глаза, шляпу, нос, метлу в руках, потом приседают, разводят руками и пожимают плечами.

Задание 8. Игра «Доскажи словечко»

Педагог: Давайте с вами поиграем. Я буду начинать предложение, а вы будете добавлять нужное слово
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю...
(снег)


Все его зимой боятся –
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос,
Ведь на улице...
(мороз)
Он всю зиму в шубе спал,
лапу бурую сосал,
а проснувшись, стал реветь
этот зверь лесной …
(медведь)


Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Щелкает орешки мелко.
Ну, конечно, это...
(белка)


Он из снега одного,
Из морковки нос его.
Чуть тепло, заплачет вмиг.
И растает...
(снеговик)


Он когда-то был водой,
Но сменил вдруг облик свой.
И теперь под Новый год
На реке мы видим...
(лед)


Мчусь как пуля я вперёд,
лишь поскрипывает лёд,
да мелькают огоньки!
Кто несёт меня …
(коньки)


Елочка с игрушками,
Клоуны с хлопушками.
Веселится весь народ!
Что за праздник?
(Новый год)

Конспект НОД
Зимушка- зима в гости к нам пришла!

Кутько Елена Владимировна воспитатель МДОУ
Описание материала: Конспект НОД рассчитан для детей старшей группы.Это интегрированной занятие, в котором дети задействованы в различных видах деятельности.
Цель: продолжить формирование представлений о зиме.
Задачи:
Сформировать представление о зиме.
Развивать познавательный интерес, умение выражать свою мысль, умение обобщать и делать выводы.
Развивать связную речь. Активизировать и обогащать словарь (бесцветный, прозрачный, хрупкий, скользкий, твердый, холодный, сыпучий)
Воспитать любовь и бережное отношение к природе, культуру поведения в лесу. Воспитывать любознательность.
Оборудование:
картина «Зима», мультимедиапроектор, экран, слайды зимнего леса; стаканы, пробирки, лед и снег для опытов; магнитофон с записью музыки.
Раздаточный материал:
Листы цветного картона формата А 4, соль мелкая и крупная, клей ПВА, кисточки, салфетки, подносы.
Методические приемы: картина «Зима», дидактическая игра « Как вести себя в лесу», дыхательная гимнастика «Поезд подаёт сигнал…», этюд на воображение «Что мы слышим в лесу», просмотр слайд шоу «Зима», динамическое упражнение «Вот пришли мы в зимний лес…», опыты со снегом и льдом, пальчиковая гимнастика «Снежок», рисование солью.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, я сегодня принесла вам интересную картину. Она необычная. Посмотрите на нее внимательно. Что на ней изображено? Какое время года?.

Дети: Зима.
Воспитатель: Сколько длится зима?
Дети: Зима длится 3 месяца.
Воспитатель: Давайте вспомним признаки зимы, что относится к зиме.
Дети: Дни короткие, а ночи длинные; мороз; идет снег: солнце редко светит и не греет.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поехать в зимний лес. Прежде чем мы отправимся, вспомним, что нельзя делать в лесу.
Дидактическая игра «Как вести себя в лесу»


Дети поочередно берут карточки и рассказывают о правилах поведения в лесу.
Не мусорить, не бить стекла, покормить птиц, не разводить костры и т.д.
Воспитатель: Молодцы вспомнили как себя вести в лесу, теперь можем, ехать. Занимайте места в вагоне. Поезд отправляется… Поехали!
Поезд подаёт сигнал. Тянут «ту-у-у-у»
Он стоять уже устал. Произносят «чух-чух-чух»
Набирает поезд ход. Произносят на выдохе с ускорением «пш-пш-пш»
Быстро едет он вперёд.
Вагончики зелёные бегут,бегут, бегут.
А круглые колёсики Тук-тук, тук-тук, тук-тук.
Произносят, выполняя круговые движения руками.
Воспитатель: Посмотрите в окно. Дети смотрят на экран слайд шоу «Зима ».
(достаточно 5-6 зимних пейзажей)


Воспитатель: Вот мы и приехали в зимний лес.
Этюд на воображение «Что мы чувствуем в лесу»
Воспитатель: Вдохните воздух. Чем может пахнуть в лесу?
Дети: Снегом, холодом, елками, свежестью, деревьями.
Воспитатель: Что можно увидеть в лесу?
Дети: Везде снег и на земле и на деревьях.
Воспитатель: А что можно услышать в лесу?
Дети: Как хрустит снег под лапами животных, скрипит старое дерево, как ветер поет песенку.
Динамическое упражнение «Вот пришли мы в зимний лес…»
Сколько здесь вокруг чудес (развести руки)
Вот пришли мы в зимний лес (ходьба)
Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руками)
Справа береза в шубе стоит (руку в руку)
Слева елка на нас глядит (отводят руку и смотрят)
Снежинки в небе кружатся (движение «фонарики» и смотрят вверх)
На землю красиво ложатся (кружась, приседают)
Вот серый зайка пробежал (прыжки)
От лисы он убежал
Это серый волк рыщет (руки на поясе, наклоняются в стороны)
Он себе добычу ищет.
Все мы прячемся сейчас (приседают, прячась)
Не найдет тогда он нас.
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму и проспит.
Пролетают снегири (имитируем полет птиц)
Словно яблоки красны.
В лесу красота и покой (разводим руки в стороны)
А нам пора уже домой.
Воспитатель: Мы побывали в лесу, а теперь в путь. Дети садятся в вагон
«Поезд подает сигнал…»
Воспитатель: Приехали!
Экспериментальная деятельность.
Воспитатель: Снег и лёд бывают только зимой. Чем они похожи?
Дети рассказывают.
Воспитатель: Давайте проверим это. На столе два стакана, в одном снег, в другом лед.
Воспитатель: Какого цвета снег?
Дети: Белый.
Воспитатель: А лед?
Дети: Бесцветный.



Воспитатель: Теперь положите на цветную картинку кусок льда и комочек снега. Давайте сравним, где видно картинку, а где нет.
Дети: Под снегом не видно, значит снег непрозрачный. Подо льдом видно картинку, значит он прозрачный.
Воспитатель: Возьмите горсть снега и высыпьте, на поднос. Как можно назвать эти свойства снега?
Дети: Сыпучий.
Воспитатель: А лед? Я уронила лед, что с ним случилось?
Дети: Он раскололся, он твердый и хрупкий.
Воспитатель: Давайте посмотрим на наши стаканчики. Что там произошло?
Дети: Лед и снег растаяли и превратились в воду. Потому что в группе тепло.
Воспитатель: Давайте повторим, что мы узнали о снеге.
Дети: Снег – белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий. В тепле превращается в воду.
Воспитатель: А что мы узнали про лед?
Дети: Лед – бесцветный, прозрачный, хрупкий, в тепле превращается в воду.
Воспитатель: Что общего между льдом и снегом?
Дети: В тепле тает, состоит из воды, бывает зимой.
Воспитатель: Молодцы ребята. А сейчас, приготовьте ваши пальчики перед рисованием нужно их немного подготовить.
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий,
Но совсем, совсем не сладкий.
Раз – подбросим,
Два – поймаем,
Три – уроним, и сломаем!
Воспитатель: А сейчас мы будем рисовать картину снегом.
Дети: Но он же растает, и потечет.
Воспитатель: Мы будем рисовать «волшебным снегом». Послушайте загадку и отгадайте, чем мы будем рисовать:
Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна. Что это?
Дети: Соль.
Воспитатель: Мы будем рисовать зимнюю картинку солью. Я напомню вам, как нужно это делать.
Набираем на кисточку клей и рисуем клеем все, что захотите. Клей набирайте чаще, мажем «погуще». Положите кисть, возьмите соль и посыпьте картину.
А теперь мы превратимся в художников, и будем рисовать волшебным снегом картину.
Дети рисуют. Звучит тихая музыка
Воспитатель: Кто нарисовал - немного подождите, наклоните картину над подносом, чтобы обсыпалась лишняя соль.
Посмотрите, какие у нас получились рисунки. Молодцы!

Конспект интегрированного занятия в соответствии с требованиями ФГОС в старшей группе на тему «Ох, ты зимушка-зима»

Мандрыкина Ирина Николаевна, воспитатель.
Цель: Повторение и обобщение полученных умений и навыков, уточнение полученных знаний детей в образовательных областях.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу.
2. Активизировать словарный запас детей.
3. Закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе.
Развивающие:
1. Развивать память, мышление, внимание, чувство прекрасного через зимний пейзаж и способность передать это в своей работе.
2. Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.
3. Развивать умение детей общаться со взрослыми и сверстниками.
4. Развивать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий.
5. Развивать отзывчивость, любознательность, познавательную мотивацию.
Воспитательные:
1. Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива.
2. Закреплять умение детей взаимодействовать друг с другом в непродолжительной игре.
3. Закреплять умение соблюдать правила в игре, строиться в круг, находить своё место при построении, двигаться сообща, не толкаться.
Интеграция образовательных областей:
- Социально-коммуникативное развитие;
- Познавательное развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Речевое развитие;
- Физическое развитие.
Методические приемы: Игровой показ, сравнение, вопросы, обобщение.
Обеспечение занятия:
Для воспитателя: снеговик, картина « Волшебница Зима» картины с зимним пейзажем для оформления группы, снежинки из бумаги для оформления группы, имитация сугробов.
Для детей: оборудование для рисования: кисти, краски, листы для акварели, салфетки, подставки, непроливайки, восковые мелки.

Ход совместной деятельности

Мотивационно - побудительный этап:
Упражнение «Подари улыбку другу»:
Здравствуй, небо голубое! (руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое! (руки вверх)
Здравствуй, матушка - земля! (руки опущены)
Здравствуйте, мои друзья! (руки в стороны)
Воспитатель: У нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся.
Организационно - поисковый этап:
Воспитатель: Сегодня нас ожидает много интересного, а помощниками вам будут ваше внимание, находчивость, смекалка и любознательность. Отгадайте, пожалуйста, загадку:
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, -
Значит, к нам пришла... (зима)
- Как вы думаете, о каком времени года будем говорить?
- Какое сейчас время года?
Назовите зимние месяцы. Какая у нас зима? (зима снежная, холодная, морозная)Что бывает зимой? (падает снег, воет ветер, замерзает река) Что можно сказать про снег? (снег пушистый, легкий, мягкий. Снег укрыл всю землю. Какая зимой погода? (погода зимой ветряная, морозная, зимой метет снег, воет ветер)
- Хорошо описали зиму, вспомнили все ее признаки.
Давайте мы с вами немножко поиграем.

Игра «Зимние слова»
Дети хлопают в ладоши, если слышат слово, связанное с зимой.
(Снежинка, тепло, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, клубника, загорать, снегопад, лыжи).

Игра «Доскажи словечко» (родственные слова)
- Зимой все покрыто белым пушистым снегом, давайте поиграем с этим словом.
Воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «Снег».
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю (снег)
С неба все скользят пушинки - серебристые (снежинки)
На поселке, на лужок все снижается (снежок)
Вот веселье для ребят - все сильнее (снегопад)
Все бегут в перегонки, все хотят играть в… (снежки)
Словно в белый пуховик нарядился (снеговик)
Рядом снежная фигурка - это девочка (снегурка)
На снегу - то, посмотри? - с красной грудкой (снегири)
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил (снег)
- Какие слова вы добавляли?
- На какое слово они все похожи?
Кто знает, что нужно делать зимой на улице, чтобы не замерзнуть? Правильно, двигаться! И сейчас я предлагаю вам встать и подвигаться.

Физминутка « Лепим снеговика» с музыкой
- Ребята, скажите, что вы любите еще делать во время прогулки? (дети называют)
- Сегодня мы с вами поговорим об одном из зимних развлечений. Послушайте внимательно загадку:
Меня не растили,
Из снега слепили,
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Глаза - угольки,
Руки - сучки,
Холодный, большой.
Кто я такой? (Снеговик) (показать картинку с изображением снеговика).
- А как вы думаете, интересно лепить снеговиков?

Презентация «Снеговик: история возникновения символа зимы и нового года»
Воспитатель: Мы будем свами продолжать осваивать смешанную технику в рисовании- восковой мелок и акварель. Конечно, ваши снеговики будут и похожи друг на друга, ведь каждый снеговик состоит из … чего?
Дети: Из шаров.
Воспитатель: Сколько нужно снежных шаров для снеговика?
Дети: Три.
Воспитатель: Какого размера эти шары и как расположены?
Дети: Снеговик состоит из трёх шаров, поставленных друг на друга; внизу находится самый большой, посередине - средний по величине, сверху - самый маленький - это голова; руки можно сделать из овалов.
Воспитатель: Какие предметы одежды можно нарисовать снеговику?
Дети: Красивые шапочки и шарфики.
А сначала мы с вами проведем пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая игра "Зима"
Мы ладошки выставляем, (Дети выставляют руки вперёд ладошками вверх)
Ловить снежинки начинаем! (Дети выполняют хватательные движения руками – «ловят» снежинки».
Раз, поймали, два, поймали!
Не устали? Не устали! (дети «ловят» снежинки)
Раз, поймали, два, поймали!
И конечно, не устали!
А снежинок много-много! (дети выполняют руками «волны», при этом ладошки «смотрят» вниз)
И растут везде сугробы. (дети показывают руками с растопыренными пальцами «растущие сугробы»)
Снег в ладошки наберём (дети показывают, как они набирают двумя руками пригоршню снега)
И лепить снежки начнём! (начинают «лепить» снежки)
Лепим, лепим, лепим ком (дети продолжают «лепить» снежки)
И бросаем вверх потом! (мнимый снежок подбрасывается вверх)
Поиграли без заботы,
А теперь спешим к работе! (все возвращаются к работе)
Воспитатель: Восковым белым мелком обводим контур снеговика, закрашиваем туловище, красным шапочку и морковку, коричневым ручки и можно нарисовать метелку. Голубой краской тонируем лист бумаги.
Итог занятия:
Воспитатель: Ребята расскажите вам понравилось наше занятие?
- Что понравилось на нашем занятии?
- Что вызвало трудности?
- Чему научились?
- Что узнали нового?
Спасибо вам за занятие.

Презентация на тему: Снеговик. История возникновения символа зимы и Нового года

Участники НОД: дети и воспитатель старшей группы № 1, воспитатель по изобразительной деятельности.

Гости: родители, воспитатели детских садов Туринского городского округа.

Цель: развивать у детей художественные представления путём целостного восприятия зимней природы.

Задачи:

Развивающие:

Развивать у детей мышление, творческое воображение, мелкую моторику

кистей рук;

Развивать диалогическую речь;

Развивать эмоциональную отзывчивость на зимние проявления природы;

Развивать интерес к процессу и результату аппликации.

Образовательные:

Продолжать формировать представления о зимних явлениях природы,

умение использовать полученные знания в собственном творчестве;

Формировать умение подбирать к слову определения; обогащать словарь

дошкольников эмоционально - окрашенной лексикой (серебристый,

жемчужный, скрипучий, голубовато - розовый, нежно- голубой);

Воспитательные:

Воспитывать наблюдательность к природным явлениям, умение видеть

красоту природы;

Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего

Методы и приемы:

Прием сравнения,

Прием точных установок,

Пояснение,

Акцентирование деталей,

Поэтические стихи

Музыкальное сопровождение.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие,

Познавательное развитие,

Речевое развитие,

Художественно-эстетическое развитие,

Физическое развитие.

Предварительная работа:

Наблюдения за зимними явлениями природы, цветовыми проявлениями сезона, поведением людей; беседы о зиме, рассматривание репродукций картин о зиме и составление описательных рассказов в соответствии с тематикой картины, экскурсия в зимний лес, рисование зимних пейзажей, заучивание стихов о зиме, проведение дидактических игр «Найди картину по палитре », «Собери зимний пейзаж», «Когда это бывает?» и т.п., подвижных игр: «Два Мороза», «Мы - весёлые ребята», «Снежная карусель» и др.

Материал для НОД:

Демонстрационный:

- Зрительный ряд:

репродукции картин зимних пейзажей: И.Э.Грабарь «Февральская лазурь», И.И.Шишкин «Зима»; фотографии зимней природы.

- Музыкальный ряд :

песни: «Зимняя сказка», «Зимы я вовсе не боюсь» сл. Н.Бакай, муз. И. Кадомцева; «Зима-красавица» сл. С. Савенкова, муз. Т. Тарасовой; звуковой эффект «Вьюга», вальс «Сказка зимнего леса» - Штраус, музыка «Зимний лес».

- Литературный ряд:

отрывок из произведения С.Есенина «Белая берёза», отрывок из стихотворения Л.Чарской «Зима», отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро» (Под голубыми небесами…).

- Раздаточный:

подготовленные детьми на предыдущем занятии фоны для выполнения композиции «Белая берёза», клей ПВА, кисти для клея, подставки для кистей, матерчатые салфетки, фломастеры.

Ход НОД:

Дети заходят в музыкальный зал под песню «Зимняя сказка» и садятся на стульчики.

Воспитатель: Ребята! Давайте ещё раз поздороваемся. Возьмитесь за руки и громко скажите друг другу и всем присутствующим: «Доброе утро!» (Цель - создание чувства группового единства).

Воспитатель: Молодцы! Я хочу начать наше сегодняшнее занятие с чтения отрывка из стихотворения, а вы, ребята, внимательно его послушайте и скажите, о ком говорится в этом стихотворении:

Кто в пуховой шубке белой

Лёгкой поступью и смелой

Вышел в час утра?

На кудрях её пушистых

Много блёсток золотистых,

Много серебра.

Эти локоны седые,

Крупно в кольца завитые,

Бьются о плечо.

На губах зари багрянец,

На щеках живой румянец

Пышет горячо.

Рукавичкою взмахнула -

Раз! Куда бы не взглянула,

Застлан бел ковёр….

Новый взмах - и речка стала,

Та, что звонко лепетала

С давних пор.

Кверху руки поднимает -

Вмиг деревья накрывает

Чистым серебром.

Вопрос детям:

Как вы думаете, о ком поэт написал в своём стихотворении?

Ответы детей

Также интересный конспект зимней прогулки для старшей группы :

Воспитатель: Правильно!

Эта белая шубейка

Всем знакома, чародейка -

Матушка - зима!

Ребята, предлагаю вам посмотреть несколько фотографий.

Полюбуйтесь, какая красота!

Скажите, какое время года запечатлено на этих фотографиях?

Ответы детей

Воспитатель: Почему вы считаете, что это зима? Объясните.

Ответы детей

Воспитатель: Молодцы!

А кто из вас может сказать, какая бывает зима?

Ответы детей

Воспитатель: Ребята, вы сказали, что зима бывает снежной. А что мы знаем про снег? Что такое снег?

Ответы детей

Воспитатель: Подумайте и скажите, каким бывает снег?

Ответы детей

Воспитатель: Кто из вас знает, как называется природное явление, когда с неба падает снег?

Ответы детей

Воспитатель: А где зимой можно увидеть снег?

Ответы детей

Ребёнок: Ох, ЗИМА! Ох, ЗИМА!

Сколько снега намела!

Реки все сковала льдом.

В снежной шапке

Каждый дом.

Звучит музыка «Вьюга» (звуковой эффект). Входит ЗИМА

Зима: Вы обо мне? А вот и я. Здравствуйте мои друзья!

Я Зимушка-зима, хожу по полям, по лесам, по сёлам и городам. Где пройду, там мороз трещит, снег падает.

Ребята! Вам нравится зимнее время года?

Ответы детей

Зима: А вы можете рассказать мне о своих любимых зимних забавах? Чем вы любите заниматься зимой на улице?

Ответы детей

Зима : Кабы не было зимы

В городах и сёлах,

Никогда б не знали вы

Этих дней весёлых!

Воспитатель: Зимушка - зима! Нам с ребятами нравятся не только зимние забавы, но и зимняя природа, которую изображают художники на своих полотнах.

Дети кратко рассказывают о картинах художников - И.И.Шишкин «Зима» и И.Э.Грабарь «Февральская лазурь» .

Зима: Да! Многие художники любят рисовать зимние пейзажи. Они выбирают очень красивые или чем-то необычные виды природы.

Но красоту природы можно передать не только красками, но и словами, как это делают поэты или музыкой, как это делают композиторы.

Например, поэт А.С.Пушкин описал зимнее утро такими словами:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

А.С.Пушкин

Зима: Вот такую прекрасную картину зимы описал поэт!

А композитор Игорь Кадомцев сочинил весёлую мелодию к словам стихотворения Натальи Бакай «Зимы я вовсе не боюсь» и получилась весёлая, задорная песенка. Я предлагаю вам исполнить её вместе со мной.

Физминутка:

«Белая зима»:

(песня «Зимы я вовсе не боюсь», сл. Н.Бакай, муз. И.Кадомцева).

Пускай снегами всё заносит,

Пускай лютуют холода,

(Руки на пояс, повороты туловища влево - вправо.)

Зима меня не заморозит,

Не напугает никогда.

вниз.)

Снег летит, а я смеюсь.

Зимою белые снежинки

(Руки через стороны вверх, опустили.)

Танцуют за моим окном.

(Приседание.)

А Дед Мороз свои картинки

Рисует на стекле ночном.

(Поочерёдно правой и левой рукой плавное движение вверх-

вниз.)

Снег летит, а я смеюсь.

Зимы я больше не боюсь.- 2 раза

(Качание поднятыми вверх руками.)

Зима: Как хорошо повеселись! А сейчас я хочу пригласить вас в свою снежную мастерскую. Вы хотите там побывать?

/Ответы детей /.

Зима: У меня есть волшебная снежинка, которая поможет нам быстро добраться до мастерской. Но для этого нужно сказать такие «волшебные» слова: «Ты лети, лети, снежинка,

Покружи вокруг Земли,

Покружи вокруг Земли,

В мастерскую приведи!»

Дети вместе с Зимушкой-зимой произносят волшебные слова тихим, загадочным голосом, делают поворот вокруг себя и оказываются в «мастерской Зимушки - Зимы».

Зима: Вот мы и пришли!

Проходите, пожалуйста! Присаживайтесь за столы.

Ко мне в мастерскую часто приходят дети. Они создают прекрасные картины и, некоторые из них, дарят мне на память (показывает на работы, созданные детьми других групп, которыми украшена «мастерская» ).

Сегодня каждый из вас создаст своё зимнее дерево - зимнюю, густозаснеженную, белоствольную берёзку. А когда мы соединим все ваши работы, у нас получится красивый зимний берёзовый лес.

Подумайте и скажите, как можно изобразить зимнюю берёзу?

Ответы детей

Зима: Мы с вами создадим образ зимней берёзки из бумаги: ствол и заснеженную крону - в технике обрывной аппликации, а тонкие веточки и пятнышки на стволе - нарисуем чёрным фломастером (показать 2-3 образца).

Дидактическая игра «На что похожа зимняя берёзка?»

Зима: Молодцы! Как много сравнений вы подобрали к образу зимней берёзки! А сейчас пришло время приступить к работе. Для изображения ствола берёзки возьмите длинный узкий прямоугольник. Погладьте его рукой. Что вы ощущаете? Какая на ощупь бумага?

Ответы детей

Зима: Вспомните, а ствол у берёзы такой же гладкий и ровный?

Ответы детей

Зима: Значит, что нам надо сделать с бумагой, чтобы она стала неровной, шероховатой, мягкой?

Ответы детей

Зима: Правильно! (Дети мнут бумагу, шуршат ею )

Ребята! Но, чтобы ствол получился тонким и неровным, можно с обеих длинных сторон прямоугольника оторвать по полосочке. Вот, например, так (показать ).

Заснеженную крону дерева сделаем из другого прямоугольника, который лежит в левом верхнем углу лоточка. Крона берёзы может быть разной по форме. Может быть похожей на стог сена, на облачко, на лист дерева и т.д. Вспомните, какие сравнения вы подбирали к образу зимней березки.

Дети выполняют аппликативную работу под музыку Штрауса «Сказка зимнего леса».

В конце занятия из работ детей составляется коллективная композиция «Зимний лес».

Зима: Посмотрите, какая чудесная картина зимнего леса у нас получилась!

Дети рассматривают свои работы и работы других детей. Делятся своими впечатлениями. Предложить 2-3 детям выбрать понравившуюся им берёзку и объяснить свой выбор. (Фоном звучит музыка «Зимний лес», авт. неизвестен.).

Ребёнок: Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

Зима: Молодцы ребята! Порадовали меня своими работами. У каждого из вас получилась своя зимняя берёзка, не похожая на другие.

А теперь вам пора возвращаться в детский сад. На память о том, что вы были у меня в гостях, я дарю вам снежинку. Она поможет вам в пути детский сад ваш найти.

А я прощаюсь с вами. До свидания! До новых встреч!

(ЗИМА уходит).

Воспитатель: Ребята! И нам пора отправляться в путь-дорогу.

Я положу снежинку на себе ладошку и мы все вместе скажем «волшебные» слова: «Ты лети, лети, снежинка,

Покружи вокруг Земли,

Покружи вокруг Земли,

В детский сад нас приведи!»

(Воспитатель с детьми говорят волшебные слова и «возвращаются» в группу под песню «Зима-красавица» сл. С. Савенкова, муз. Т. Тарасовой).

Номинация: Детский сад, зимнее занятие, старшая группа, Конспекты занятий, НОД, изобразительная деятельность
Название: Конспект занятия в старшей группе, зимой «Зимушка – зима»


Должность: воспитатель по ИЗО первой категории
Место работы: МАДОУ детский сад №2 «Колокольчик»
Месторасположение: город Туринск, Свердловской области

Цель занятия :

Развивать умение воспринимать характерные особенности зимы посредством интеграции областей: познание, коммуникация, безопасность,

здоровье, музыка, физическая культура, художественное творчество.

Задачи :

Расширить представления детей о характерных признаках зимы.

Активизировать словарь по теме «Зима».

Вызвать у детей интерес к экспериментированию, уметь анализировать, сравнивать, делать выводы.

Развивать двигательную активность и мелкую моторику посредством игровых двигательных заданий.

Развивать творческое воображение, художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать состояние зимней природы, выражая свои впечатления в детском творчестве.

Материалы и оборудование :

Стаканчики с водой и снегом по количеству детей, блюдо со льдом, салфетки, ложки, баночки с гуашью, формочки, верёвочки- петельки, интерактивная доска, сумка-холодильник(для хранения снега и льда) , аудиозаписи: песни” Три белых коня”, игры “Поиграем в снежки ",мелодии на тему зимы по выбору воспитателя.

Ход занятия:

Звучит песня “Три белых коня” (музыка У. Крылатова, слова А. Дербенёва). Входит девочка-негретёнок. (Дети сидят на стульчиках).

Лу: Ой, как холодно. Куда я попала?

Воспитатель: Ты находишься у ребят в детском саду. А тебя как зовут девочка?

Лу: Меня зовут Лу. Я живу в Африке, и у нас очень жарко. Я загадала желание очутиться там, где холодно. Закрыла глаза и вот я здесь. Привезла меня к вам тройка странных коней.

Воспитатель: Лу, ты оказалась в Сибири. И кони эти непростые, и имена у них необыкновенные. Ребята, о каких лошадях поётся в песне, какие у них имена? (Декабрь, январь, февраль. Это зимние месяцы.)

Воспитатель: Правильно. Это зимние месяцы. Как называется первый зимний месяц? Второй зимний месяц? Третий зимний месяц? (Ответы детей).

Воспитатель: Лу, как ты думаешь, без чего не бывает зимы?

Отгадай загадку:

Одеяло белое
Не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось -
С неба на землю свалилось.

Лу: Не знаю. Ребята помогите мне. (Ответ детей). А что такое снег?

Дети: Снег- это замёрзшие кристаллики льда.

(Воспитатель вносит ёмкость со снегом. Приглашает детей пройти к столам. Каждый ребёнок берёт стакан со снегом.

Лу: Интересно, что будет со снегом, если его взять в руки?

Воспитатель: Это мы сейчас проверим. Ребята возьмите ложкой немного снега и положите его к себе на ладошку и будем наблюдать.

(Пока снег тает, воспитатель беседует с детьми).

Лу: Ребята, расскажите мне, какой снег?

Воспитатель: Какой снег на ощупь? (Холодный, мягкий.) Какой по весу? (Лёгкий.) В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается? (В морозную). А почему в сильный мороз снег скрипит под ногами? (Потому, что ломаются под ногами лучики снежинок.) В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой? (Во время оттепели).

Воспитатель: Ребята, пока вы рассказывали нашей гостье о снеге, что же с ним произошло?

Дети: Снег растаял и превратился в воду.

Лу: Почему это произошло?

Дети: Снег тает от тепла, а ладошка тёплая.

Воспитатель: Ребята, после игры со снегом необходимо всегда мыть руки. Вы знаете, почему? (Снег грязный.) Мы с вами будем протирать руки салфетками. Ребята, а ваша ладошка осталась такой же тёплой, как и прежде? (Она стала холодной.)

Воспитатель: Вот почему нельзя долго держать рук в снегу без варежек, чтобы не было переохлаждения и вы не заболели. А есть можно снег?

Воспитатель: Давайте погреем наши руки. Мы с вами сейчас поиграем. Проводится музыкальная игра “Поиграем в снежки“. (Игра проводится на ковре)

(Лу стоит задумавшись)

Воспитатель: Лу, о чём ты думаешь?

Лу: Мой друг загадывал мне тоже загадку и я её не отгадала. А теперь думаю, что отгадка связана с зимой?

Воспитатель: Загадай ребятам загадку, они тебе помогут.

(Лу загадывает загадку).

Зимнее стекло
Весною потекло. (Лёд).

Лу: Я никогда не видела льда.

(Воспитатель вносит лёд, снег. Приглашает детей к столам. Часть детей стоит справа, часть - слева от стола).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете из чего образуется лёд? (Из замёрзшей воды). А чем лёд отличается от снега? (Лёд твёрдый, а снег рассыпчатый). Ребята, мы ещё узнаем одно отличие. Возьмите картинку и подложите те, кто стоит справа от меня под стакан со снегом, кто стоит слева - под лёд. У кого видно картинку? Какой вывод можно сделать? Лёд какой? (Лёд прозрачный, так как видно картинку, а снег- нет).

Лу: А интересно, что быстрее тает – снег или лёд?

Воспитатель: А мы сейчас проверим. Ребята, опустите в стаканчике с водой кусочки льда и ложку снега. Ребята, что мы видим? (Лёд и снег плавает в воде.) А у тебя Максим плавает? А у Полины? Лу, а ты можешь сказать, почему лёд и снег плавают и не тонут?

(Лу затрудняется).

Воспитатель: Ребята, помогайте. (Лёд легче воды.)

Лу: Ребята, а как выиграете зимой? (Катаемся на санкам, лыжах, коньках. Строим снежные крепости, лепим снеговиков).

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы покажем, как можно отдыхать зимой. Проходите на ковёр.

Проводится разминка под музыкальное сопровождение.

За окном у нас зима. (Разводят руки в стороны.)

Стали белыми дома. (Складывают руки над головой в виде крыши.)

Снег на улице идёт, (Поднимают и опускают медленно руки.)

Дворник улицы метёт. (Покачивают опущенными прямыми руками влево-вправо.)

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают перед собой.)

Пишем на катке круги, (Убирают руки за спину, поворачиваются кругом.)

Ловко бегаем на лыжах, (Выполняют движения руками, как при ходьбе на лыжах.)

И играем мы в снежки. (Имитируют метание.)

Лу: Ребята, а с помощи каких звуков можно воспроизвести завывание ветра? (Гласных звуков).

Воспитатель: Верно. Ты послушай лучше. Катя поёт первый звук, Федя второй и далее по-цепочке. (а- о- у- ы- и-э-а –о).

Воспитатель: Но не только ветер можно услышать зимой. Мы сейчас с вами поиграем. Как только вы услышите звук, который мы можем услышать зимой- хлопаем в ладоши. Если мы зимой его не слышим, стоим тихо.

(Проводится игра на интерактивной доске.)

Лу: Как у вас зимой весело и интересно!

Воспитатель: Но вот птицам не до веселья. Зима много принесла им хлопот. Многим пришлось улететь в тёплые края. (Беседа по интерактивной доске.) Ребята давайте выберем птиц, которые улетели в тёплые края. Как мы их называем? (Перелётные). Почему они улетели? (Нет корма; насекомые попрятались под кору деревьев, в землю; нет семян; речки замёрзли). Ребята, а какие птицы остались на зиму у нас? Как мы их называем? (Зимующие).

Ребята, посчитайте сколько здесь зимующих птиц? Сколько перелётных? На сколько перелётных больше, чем зимующих?

Лу: Так вот почему люди развешивают кормушки. Они помогают птицам пережить холодную зиму. А чем можно покормить птиц? (Семечки, пшено, синички любят сало, хлебные крошки.)

Воспитатель: Ребята, давайте вернёмся к столам и посмотрим, что произошло со снегом и льдом. Что вы видите в своих стаканчиках? Что быстрее растаяло: снег или лёд? (Снег и лёд растаяли, снег быстрее растаял, а несколько льдинок ещё плавают на поверхности воды.) Ребята, а как вы думаете вода в стаканчиках после того как мы опустили лёд, осталась прежней температуры? (Дети предлагают ответы.)

Воспитатель: Давайте проверим. Опустим указательный пальчик сначала в стаканчик безо льда, а теперь в стакан где был лёд. Что вы почувствовали? (Где был лёд, вода холоднее.) Какой можно сделать вывод? (Лёд охлаждает воду.) А ведь это свойство- охлаждать жидкость люди используют в быту. Можно кусочками льда охлаждать сок, чай, кофе.

Лу: А можно я сейчас расскажу о зиме?

Проводится игра “Бывает- не бывает. “

1. Наступила зима. Кругом бело. Под деревьями появились подснежники.

2. Зимой в лесу тихо. Лишь изредка слышно, как стучит клювом по дереву дятел. Он ищет под корой червяков.

3. Зимой птицам холодно и голодно. Дети им помогают. Они насыпают в кормушки крошки хлеба, семечки и наливают сок.

4. Пройдёт зима, уйдут морозы и метели. И наступит лето.

5. Зимой дети катаются на лыжах, а летом- на велосипедах. (По ходу игры дети исправляют ошибки.)

Воспитатель: Лу, не расстраивайся. Мы с ребятами хотели для тебя сделать подарки - цветные льдинки. Ребята, вода в ваших стаканчиках имеет цвет? (Нет.) А что произойдёт, если мы капнем в стаканчик краску? (Она окрасится в цвет краски.) Возьмите краску ложечкой и размешайте в воде. Какого цвета стала вода?

А сейчас мы будем переливать цветную воду из стаканчиков в формочки. Переливаем аккуратно, не разбрызгивая. Опустите в формочку часть петли. Всё готово. Теперь нам осталось во время прогулки вынести формочки на улицу и оставить на некоторое время и мороз сделает своё дело. Что случится с водой? (Она замёрзнет.) Нам только останется вынуть эти льдинки из формочек и можно будет украсить ими деревья и ёлки.

Лу: Спасибо ребята. Мне очень понравилось у вас. Я очень многое узнала о зиме, это прекрасное время года.

Воспитатель: Ребята, а вам что больше всего понравилось?



Публикации по теме