Почему два «года», но пять «лет»? Дети до пяти лет - пять основных правил Режим и питание ребенка.

Пять лет – это уже тот возраст, когда ребенок все понимает и задает много актуальных вопросов. Поэтому, к разработке игр для детей 5 лет программисты относятся с особым вниманием, учитывая многочисленные рекомендации детских психологов. Ведь если ребенок подготовлен к школе должным образом, у него не возникнет никаких проблем с учебой и взаимодействием со сверстниками.

Чем полезны для детей 5 лет флеш игры

Не смотря на множество мнений, игровой он-лайн процесс оказывает на ребенка самое положительное воздействие.

  • Развивает память и логическое мышление
    Дети в возрасте 5 лет, как правило, подвижны, энергичны и неусидчивы. И именно логические игры, для решения которых требуется память и сосредоточенное мышление, формируют у ребенка усердие, старательность и внимание.
  • Улучшает моторику рук
    Любой психолог вам скажет, как важно развивать у ребенка моторику рук, поскольку именно методичные движения пальцами отвечают за развитие речи и внимания. Любая флеш игра для детей 5 лет требует использования мышки, и ребенок, увлеченный процессом, автоматически производит все необходимые жестикуляции.
  • Развивает умение письма, чтения и счета
    Мало научить ребенка читать, писать и считать, нужно всеми способами поддерживать у него интерес к этим умениям. Он-лайн игры мягко и ненавязчиво заставляют детей выполнять определенные упражнения, благодаря которым формируется положительное впечатление от процесса учебы, и сохраняется потом на долгие годы.
  • Улучшает художественный вкус
    Все дети любят рисовать, но не всегда есть возможность отдать их заниматься в художественную студию. Благодаря флеш играм, ребенок сможет самостоятельно обучаться основам рисования, композиции, цветопередачи и перспективы. А вам останется лишь восхищаться его прекрасными работами.
  • Развивает фантазию
    Благодаря современных флеш играм, ребенок способен примерить на себя практически любую роль. Он может принимать участие в гонках Формулы 1 и сражаться с драконами в волшебном лесу, играть в морской бой против американской подлодки и разгадывать головоломки в образе Шерлока Холмса. Главное, что игровой процесс активно стимулирует детскую фантазию и позволяет ребенку по-новому взглянуть на окружающий мир.

Родители часто думают, как готовить сына или дочку к школе. Какие навыки должны быть у ребятишек, которым через год предстоит впервые сесть за парту?

Какие они?

Каждый год жизни для детей - определенная ступень. Это взрослые не меняются так стремительно, как они. Детство ведь — пора самого высокоинтенсивного развития человека. Ни в какие другие годы не приобретает он столь много, как будучи дошкольником.

За свои первые 5—6 лет ребенок из абсолютно беспомощного новорожденного превращается во вполне сложившегося человека. У него свои интересы и черты характера, индивидуальные взгляды на жизнь. Просто поражает эта быстрота успехов и проявление все новых способностей.

Вот исполнилось 5 лет ребенку. Он интенсивно растет - прямо на глазах. Необходима энергия такому мальчику или девочке. Поэтому качество питания - это важно.

Меняется и поведение ребенка. У него складывается оценочное отношение к себе и другим людям. Он довольно часто интересуется тем, что хорошо и плохо, очень хочет жить по правилам. Тех, кто это нарушает, он осуждает. Родители для него - идеал, предмет для подражания в каждой мелочи. Так что старайтесь, чтобы позитивным был ваш пример.

«Я все понял»

Что касается психологической составляющей, то в 5 лет ребенку много уже понятно. Он внимает вашим объяснениям и на все просьбы взрослых адекватно реагирует. Он может сам себя занять, если родители пока не в состоянии с ним быть.

Психологи говорят: личность на 90 % сформировывается от 5 до 7 лет. И за эти два в общем-то коротких года мамы и папы могут в свое чадо «вложить» те самые качества, которые они считают необходимыми, воспитать именно те привычки, без которых, по их мнению, не обойтись.

Все это нетрудно. Детишки в эти годы легко копируют тех, кого и любят, и уважают, и ценят. Их поведение - самое что ни на есть хорошее, верное, единственно возможное. Так что контролируйте свои поступки и слова. Ведь если вы будете говорить одно, а поступать совсем по-другому, то ничего хорошего от своего дитяти не ждите!

Пишут и читают

Общаться с пятилетними мальчиками и девочками - одно удовольствие. В 5 лет ребенку все интересно. Он необычайно открыт ко всем новым сведениям, знаниям, а также и к разнообразным умениям. Он хочет заниматься всем сразу, все перепробовать: и танцевать, и рисовать, и в теннис играть. Любопытно, что ему на самом деле легко даются как умственные навыки, так и физические.

Никого также не удивляет, что еще до первого класса многие детишки уже знают буквы, могут их писать, читают некоторые тоже довольно бегло. Простейшие арифметические действия малыши обычно тоже освоили, могут прибавить, вычесть. Словом, сейчас - наиблагоприятнейшее время, чтобы «впихнуть» в свое чадо побольше ценного и полезного. Минует совсем немного времени - и этот дивный, радующий маму и папу азартный интерес к окружающему миру потихоньку будет угасать. Так что не упустите столь хорошую пору.

За партой

Исследования психологов приводят такие интересные данные. Из всех шестилеток, которые идут в школу, только 30 % научились слышать, что говорит учитель, запоминать, выполнять то, что он велит сделать, и потом анализировать свои действия.

А 70 % этого не умеют, 25 % требуют, чтобы им повторили задание дважды и даже трижды. 30 % детей слышат, понимают, запоминают, но не умеют действовать самостоятельно. Сидит такой мальчик и водит ручкой по столу. Не работает, так сказать. Учительница должна подойти к нему и сказать: «Давай, пиши цифры». Иначе он до конца урока ничего не сделает и, значит, не выучит.

Отсюда проистекают все трудности первоклашки. И нежелание уже через неделю ходить на уроки. Однако, когда ребенок правильно прожил пять лет, все эти навыки у него сформированы.

Пусть играют побольше

Ребенок - это не взрослый. Он осваивает мир через игру. Все правила жизни, ее законы и нормы - только в игровой форме, а не через лекции или нотации. Учить поэтому его той же азбуке, чтению, арифметике надо только таким путем.

В это время детишки начинают задавать довольно сложные вопросы, что некоторых взрослых нервирует. И напрасно. Отмахиваться от сына или дочки нельзя! Например, как вы ответите на такое: «Почему листики - зеленые, а небо - нет, оно голубое?» Мамы и папы, как бы сильно ни были заняты по вечерам, на все это должны отвечать правдиво и понятно. И здесь развивающие игры для детей 4 - 5 лет - очень хорошие помощники, просто незаменимые. Конкурентов им пока нет.

Тесты и паззлы

Правда, ребятишкам придется очень хорошо подумать. Ведь задания не так просты. Зато будет прекрасная тренировка - для развития памяти, также воображения с вниманием, еще счета, иных нужных дошкольнику свойств.

Например, есть немало кроссвордов, рассчитанных на этот возраст. Можно еще складывать предложения из разных слов, перемешанных. А как увлекают ребятишек тесты! Те самые, где надо выбрать лишь верные ответы.

Любят детки и искать на рисунках всякие различия. Тут развиваются внимательность, усидчивость, упорство.

Есть немало и других видов времяпровождения из серии «развивающие игры для детей 4 - 5 лет». То же собирание паззлов не просто занятие, чтобы ребятенок затих дома и никому не мешал. Нет, это прекрасный способ формирования его творческих способностей.

Все знакомые литеры

Не будет ничего плохого в том, если взрослые расскажут малышу, какие есть буквы. Для детей 5 лет это будет интересно. Но как выучить их с ребенком?

Обычно девочки и мальчики сами начинают спрашивать: «А что это за значки?» - когда кто-то из домашних читает им книжку. Есть и специальная азбука для детей 5 лет. Этот красочно изданный алфавит - прекрасная книга. Она еще незнакома малышам. Так что самое время ее купить прямо сейчас и начать заниматься.

Главное при этом не требовать, чтобы малыш твердо все усвоил. Важнее поддерживать интерес к обучению. Достаточно такие занятия для детей 4 - 5 лет проводить по 10 - 15 минут в день. Хорошо учить буквы при помощи коротких слов. Но форма игры строго обязательна!

Угадайка

Как никогда пригодится сейчас фольклор - загадки для детей 5 лет. Они очень образные, лаконичные, легко запоминаются. Это своего рода для ума гимнастика. А как прекрасно развивается при этом и креативное мышление, те же смекалка да сообразительность. И что немаловажно для нашего времени, так это дар решать простые задачи очень нестандартно. Если вы хотите развивать ребенка умственно, не пренебрегайте «угадайками». Тем более детишки их очень любят. А составленные в поэтической форме, они гораздо любопытнее.

А вот в стихах заставляют ребят обращать свое внимание на мелочи, которые прежде оставались незаметными, расширяют кругозор.

И какая же радость охватывает малыша и гордость за себя, когда он находит верный ответ! Причем дети могут играть так и без взрослых, сами, что дает им умение общаться друг с другом, жить в коллективе и считаться с другими. Все это пригодится не только в школе - вообще в жизни. Контактные люди, как замечено, легче продвигаются по службе, да и досуг их более содержательный.

Еще совет. Отгадывайте загадки вместе с детьми. Или попробуйте придумывать их сами. Даже на вашем бытовом, жизненном материале. Это очень весело! Не говоря уже о пользе для всей семьи, для доброй атмосферы в ней.

Новая затея

Побольше хвалите детей за успехи в любом деле. Не ругайте за промахи. Разве у вас самих все идет на работе гладко? И не уставайте поддерживать в ребенке живой интерес к обучению, причем не только в области чтения.

И. А. Галкина (к.пс.н.)

Возраст от трех до пяти лет называют средним дошкольным. По словам Л.С. Выготского, у детей в этот период складываются совершенно новые отношения между мышлением и действием, появляется внутренний план действий, который определяет осмысленное поведение. Рассмотрим возрастные особенности развития ребенка от трех до пяти лет. Их знание поможет родителям не упустить важные вехи в становлении личности своих детей, вовремя подметить возможные сложности и скорректировать их.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

  • Заметно улучшается быстрота реакции, координация и скорость движений, появляется ловкость и гибкость. Теперь дети становятся хорошими партнерами в подвижных играх. Их крупная и мелкая моторика совершенствуется.
  • Изменяются пропорции их тела. Теперь они приближаются к пропорциям тела взрослого человека, центр тяжести смещается вниз.
  • Вес увеличивается за счет роста костной и мышечной тканей. Причем, у мальчиков больше мышечной ткани, а у девочек - жировой. Увеличение жировой массы происходит за счет увеличения объема, а не количества жировых клеток. В этом возрасте важна пропорциональность увеличения роста и веса. Если вы вдруг заметили, что данные веса имеют явную тенденцию обгонять данные измерений роста, значит, ребенок обретает избыточный вес. В раннем возрасте важно привить ребенку культуру питания, чтобы не наращивать жировой потенциал.
  • Хрящи постепенно становятся твердыми. Правильное формирование костной системы во многом зависит от качества питания. В рационе ребенка обязательно должны присутствовать молочные продукты, рыба, мясо, достаточное количество витаминов и минералов.
  • Увеличиваются в размере все внутренние органы, их функции совершенствуются, приближаются к взрослым нормам и пропорциям.
  • Совершенствуется и нервная система. Увеличивается число нервных клеток, усложняется и расширяется количество связей между ними.
  • К четырем годам у ребенка уже должен быть весь комплект молочных зубов. Если их меньше двадцати, то следует обратиться за консультацией к участковому педиатру, к стоматологу.

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ

Три года . Обогащаются двигательные навыки ребенка: он уверенно бегает, ускоряет и замедляет темп, меняет направление движения, может поймать мяч и удержать равновесие, хорошо поднимается и спускается по ступенькам, ездит на трехколесном велосипеде. В этом возрасте малыш способен самостоятельно одеваться и раздеваться, умеет застегивать и расстегивать пуговицы, надевать обувь на липучках. В три года ребенок уже хорошо ориентируется в пространстве и с легкостью может найти нужный ему предмет или выполнить какое-то задание по поиску игрушки. У него также хорошо развита зрительная координация. Он уже умеет пользоваться ножницами, самостоятельно есть, пить из чашки.

Четыре года . Двигательная активность совершенствуется: ребенок может стоять и скакать на одной ноге, ходить задом наперед, прыгать в сторону, вперед и назад, чередовать бег с прыжками, перепрыгивать через невысокие препятствия, маршировать в такт музыке. Также в этот период четко формируется предпочтение правой / левой руки.

Пять лет . Контроль над движениями тела заметно улучшается. Все навыки, которые ребенок приобрел до этого возраста, совершенствуются. Пространство для деятельности расширяется. В этом возрасте малыш хорошо ловит мяч двумя руками, ездит на двухколесном велосипеде, катается на роликах, прыгает через скакалку, ловко преодолевает препятствия, ходит по бревну, делает простые танцевальные движения.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Возраст от трех до пяти лет - важнейшая ступень в становлении ребенка. Данный период развития отличается быстрым усвоением информации, поэтому родителям стоит позаботиться об организации увлекательных занятий со своим малышом.

В возрасте трех лет ребенок взаимодействует с миром, опираясь только на полученные знания. Он вспоминает то, что было с ним в прошлом и на основании прошлого опыта принимает решения, подтверждая старые или приобретая новые умения. Память ребенка в этом периоде развития непроизвольная: запоминание информации и запечатление образов происходят сами собой. Дети с легкостью запоминают стихи, сказки, диалоги из фильмов, сопереживают героям из книг и кино. К пяти годам значительно развивается память и внимание: ребенок запоминает до 5 слов по просьбе взрослого; выполняет поручения, состоящие из 2-3 последовательных действий. Внимание становится произвольным – ребенок в четыре-пять лет, если его просить постоянно говорить вслух то, что он держит в поле внимания, то он будет в состоянии его удерживать достаточно долго. Возрастает устойчивость внимания при рассмотрении привлекательных объектов, слушании сказок, выполнении интеллектуально значимых действий (игры-головоломки, загадки).

К четырем-пяти годам формируются математические понятия и навыки счета. Дети используют в речи слова «много» и «один»; называют геометрические фигуры и формы, научаются выделять геометрические фигуры в окружающих предметах. Знают и называют времена года и части суток. Различают правую и левую руку.

Совершенствуется воображение ребенка, к четырем-пяти годам воображение настолько развито, что с его помощью ребенок может составить в уме простейшую программу действий. Он постепенно научается замещать в воображении реальные предметы и ситуации воображаемыми, особенно эта способность развивается к шести-семи годам.

С четырех-пяти лет дети начинают мыслить образами. Ребенок легко запоминает, воспроизводит полученную информацию и активно расширяет свои знания об окружающем мире. Такой скачок в развитии ребенка происходит за счет развитие речи и творческого мышления.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

В возрасте трех-пяти лет продолжается активное освоение речи: значительно расширяется словарный запас, ребенок начинает употреблять разнообразные существительные и глаголы, называет местоположение предметов, характеризует эмоциональные состояния людей. Расширяется употребление предлогов, используются формы повелительного наклонения глаголов, предложения становятся сложносочиненным. Ребенок способен пересказать небольшую сказку, составить рассказ по картине, совершенствуется диалоговая речь: он поддерживает беседу, задает вопросы и правильно отвечает на них. В целом речь становится более выразительной, контекстной, т.е. ребенок способен описать ситуацию так, что она понятна без непосредственного восприятия этой ситуации. Период четырех-пяти лет – это пик сензитивного периода развития речи, и при условии сформированности произношения родного языка, отсутствии логопедических проблем ребенку можно рекомендовать начинать освоение иностранного языка.

В норме ребенок четырех - пяти лет должен говорить четко, все звуки произносить правильно. Если у ребенка есть сложности с произношением, то следует обратиться за помощью к логопеду. Нарушения речи могут быть и следствием нарушения слуха. Существует закон: как ребенок слышит, так и говорит. Если ваш ребенок опускает какие-то звуки, например шипящие, - возможно, он не слышит их.

Для того, чтобы интенсивнее развивать речь ребенка, нужно чаще с ним разговаривать. И важно, чтобы контакт как можно чаще был обоюдный, то есть в форме диалога. Родителям не стоит ограничиваться простейшими темами, уже можно обсуждать мультфильмы и прочитанные книги, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

Возраст от трех до пяти лет - важнейшая ступень в становлении ребенка как личности. В этом возрасте формируется долговременная память. Малыш уже воспринимает себя как отдельную неповторимую личность, а чувства и эмоции складываются в воспоминания детства и свой уникальный опыт. В данном возрасте у ребенка зарождаются и активно развиваются такие черты характера, как самоуважение, ценность собственной личности, чувство достоинства.

Основным механизмом развития личности остается подражание. Ребенок ориентируется на оценки взрослых. Знания о себе становятся более устойчивыми, начинает формироваться самооценка. Ребенок четырех - пяти лет оценивает себя более реалистично, чем в трехлетнем возрасте, он реагирует на похвалу взрослых, соотнося с ней свои успехи. Важным фактором в развитии личности ребенка является группа сверстников, ребенок сравнивает себя с другими детьми, они для него выступают зеркалом – сверстник олицетворяет реально возможные достижения в разных видах практической деятельности, помогает определить собственные качества.

В этом возрасте ребенок еще не оценивает сложность стоящей перед ним задачи, ему важно, что он с ней справился, и его похвалили, однако имеет значение не столько одноразовый успех, сколько устойчивость успехов. Соотнося свои результаты с результатами других детей, ребенок учится правильно оценивать свои возможности. У него формируется уровень притязаний, развивается внутренняя позиция.

После трех лет ребенок начинает видеть себя со стороны и осознавать свою половую принадлежность. Это тоже необходимо учитывать родителям, чтобы вовремя привить необходимые женские и мужские образцы поведения.

ИГРЫ И ИГРУШКИ

Игра для ребенка – это ведущая деятельность. Со стороны может показаться, что ребенок, играя, развлекается, но на самом деле он выполняет важную работу. В игре дети реализуют свое стремление к самостоятельности, учатся терпению, настойчивости, общаться со сверстниками, контролировать свое поведение, а также развивают волю, воображение, мышление и нравственные установки.

В играх дети уже придерживаются определенных правил и строго их контролируют, заранее продумывают сюжет игры и разделяют между собой роли. Сюжетно-ролевая игра в этом возрасте очень важна, но ребенок должен уметь играть не только в компании, но и в одиночестве - когда задействована только его фантазия. Малыш, играющий сам, более независим от ситуации, такого ребенка можно на некоторое время оставить одного, и он не будет испытывать чувства тревоги. Приучить к самостоятельной игре ребенка можно постепенно. Вы начинаете с ним игру, увлекаете его, потом на несколько минут выходите из комнаты. Увлеченный ребенок по инерции продолжает игру один и привыкает к тому, что постоянное присутствие взрослого необязательно.

Для того, чтобы развивать различные стороны интеллекта ребенка, необходимо, чтобы и игрушки были разные: игрушки на сообразительность (простейшие головоломки), игрушки, развивающие пространственное мышление (конструкторы, наборы кубиков), развивающие творческое мышление (мозаики, калейдоскоп) и т. д. Обратите внимание, с каким удовольствием ваш малыш возится в песочнице, какие замысловатые фигурки создает из сырого песка. В домашних условиях такую песочницу с успехом заменяет пластилин и глина. Почаще занимайтесь с малышом лепкой, рисованием, аппликацией и т.д. Эти занятия развивают творческое мышление и творческие способности ребенка.

Средний дошкольный возраст является важной ступенью развития ребенка. Он осваивает много новых знаний, умений и навыков, крайне важных для его дальнейшего полноценного развития. Задача родителей - как можно больше расширять кругозор ребенка. Этот возраст можно назвать возрастом "интеллектуального голода" - малыш хочет знать обо всем и задает массу вопросов, иногда очень неожиданных и сложных. Очень важно на них отвечать и формировать у малыша правильные ценности. Делая это в игровой форме в этот период, вы сможете заложить основы нравственного развития, которые в более поздние годы обязательно принесут свои плоды.

Для того чтобы развитие ребенка в возрасте от 3 до 5 лет прошло успешно, важно не только правильное воспитание детей родителями, но желательно также посещение детьми и специальных занятий, проводимых опытными психологами. В нашем детском развивающем центре «Летиция» есть дополнительная общеразвивающая программа «Психологические развивающие занятия», которая рассчитана на детей этого возраста. Об этой программе мы расскажем во второй части нашей статьи.

Согласно научным исследованиям, характер ребенка формируется в первые пять лет его жизни. Поэтому немаловажно всерьез взяться за его воспитание именно в этот период развития, чтобы предотвратить дальнейшие проблемы и трудности в общении. Но как сделать это правильно и максимально осторожно?

Спокойствие является основным ключом к успеху в воспитании детей, какими бы эмоциональными и несдержанными ни были родители. Говорить с ребенком нужно спокойно и плавно, ни в коем случае не срываясь и не вскрикивая, иначе то, что было сказано, попросту усвоится детским мозгом как агрессия и восприниматься не будет. Чтобы исключить подобный сценарий, также не следует подвергать ребенка резким физическим контактам, а именно хватать его, дергать и шлепать для привлечения внимания. Дети, особенно в возрасте от года и до пяти лет, очень чувствительны к тактильным ощущениям и физическим контактам с родителями, это необходимо всегда держать в уме, чтобы избежать детского испуга. Ведь впоследствии даже небольшой испуг от шлепка может стать психологической травмой и привести к отклонениям, таким как заикание или нервный тик.

Расписание.

Основу формирования базовых привычек детей составляет некий распорядок дня, которого ребенок придерживается вместе с родителями. Важно сформулировать определенную последовательность действий, которая в будущем послужит основой для хороших привычек ребенка. Одними из наиболее важных элементов режима являются сон по расписанию, обязательная чистка зубов с утра и перед сном, ежедневные прогулки и интеллектуальные занятия, такие как чтение, письмо и творчество. Такое расписание – вещь обязательная к соблюдению. Несоблюдение или частое нарушение режима может подорвать формирующуюся модель поведения ребенка и сделать его тревожным и переменчивым.

Поведенческая «Губка».

В адрес детей часто можно услышать выражение «впитывает все, как губка», что является правдой без преувеличения. Неосознанно, дети копируют модели поведения родителей, независимо от возраста или пола ребенка. Но к сожалению, чаще всего для подражания выбираются совсем не нужные взрослые жесты, слова или привычки. Чтобы избежать этого и воспользоваться «поведенческой губкой» правильно, родителям стоит исключить некоторые элементы взрослой жизни, где ребенок может стать невольным зрителям или слушателем. Никакой ругани и применения физической силы, равно как и лени и отказа от обязанностей. Вместо этого ребенку будет полезно привить трудолюбие, терпение и умение контролировать свое поведение.

Единые стандарты.

Чтобы избежать формирования и разделение ролей родителей на «добрую маму» и «злого папу», родителям стоит быть одинаково ласковыми и одинаково требовательными к ребенку. Нельзя допустить того, чтобы один из родителей покупал расположение и любовь ребенка только противоречием второму родителю и попущением правил. Запреты должны быть нерушимыми, равно как и поощрения за работу и хорошее поведение. Четкая грань между дозволенным и запрещенным должна быть проведена и обговорена обеими родителями, без выставления ультиматумов, таких как «нельзя, потому что папа запретил». Подобные установки будут формировать негативное отношение ребенка к одному из членов семьи, что в будущем может плохо сказаться на отношениях и общении.

Послушание, но не подчинение.

У ребенка должно быть понимание требований, которые к нему предъявляются. Важно, чтобы он знал, что поставленная задача или требование – это не бессмысленный родительский каприз, который нужно выполнить просто ради того, чтобы избежать наказания. Понимание необходимости некоторых задач помогут ребенку сформировать ответственность, понятие об окружающем мире и его механизмах, собственное мышление и волю. В противном случае, развитие ребенка остановится на той точке, где он будет лишь принудительно делать то, что ему скажут, оставаясь при этом без мотивации и какого-либо желания. Малыш должен осознавать, что поставленное задание не будет отменено или забыто, по одной простой причине – это задание ему нужно выполнить для собственной же пользы, а не для кого-то еще.

Воспитание – практика очень тонкая, но весьма необходимая. Воспитанием ребенка нужно заниматься с самого его рождения, дабы избежать будущего непослушания и формирования деструктивного характера поведения. Пожалуй, самое главное, это начать, и начать обязательно с самого начала, ведь взрослые дети поддаются влиянию родителей гораздо меньше и неохотнее.

В этом вопросе сразу два вопроса: 1) почему не «пять годов» и 2) почему после слов «два» и «пять» существительное стоит в разных формах: «два года» – родительный падеж единственного числа, «пять лет» – родительный падеж множественного числа.

Начнем со второго вопроса. Почему числительные «два», «три», «четыре» (а также составные числительные, оканчивающиеся на «два», «три», «четыре», например «двадцать два») сочетаются с существительным в форме родительного падежа единственного числа («два кота», «двадцать два кота»), в то время как числительные «пять», «шесть», «семь», «восемь», «девять» и т. д. (а также составные числительные, оканчивающиеся на «пять», «шесть», «семь», «восемь», «девять», например «двадцать пять») требуют формы родительного падежа множественного числа («пять котов», «двадцать пять котов»)?

Такая разница связана с историей русского языка. Когда-то в русском языке имен числительных не было вовсе. Точнее, не было такой части речи. Слова «два», «три», «четыре», «пять», «шесть», «семь», «восемь», «девять» и т. д., конечно, существовали, но относились к другим частям речи.

Названия чисел 5–9 были... существительными женского рода и склонялись как, например, слово «кость». Ср.: «нет пяти» – «нет кости», «пятью» – «костью». Будучи существительными, они управляли родительным падежом существительных, употреблявшихся, разумеется, в форме множественного числа. Отсюда такие сочетания, как «пять котов», «шесть столов» (ср. сочетания с существительными: «лапы котов», «ножки столов» и т. п.

Сложнее обстояло дело с названиями чисел 2–4, которые были счетными прилагательными и (как и подобает прилагательному) согласовывались в роде, числе и падеже с существительными: «три избы» (ср.: «красивые избы»). Но это еще не всё: название числа 2 согласовывалось с существительными в особой форме двойственного числа (не единственного и не множественного; такая форма применялась для обозначения двух предметов): «две стене», «два стола». Позднее в русском языке категория двойственного числа разрушилась, и формы типа «два стола» начали восприниматься как родительный падеж единственного числа. Под эти формы подстроились и сочетания со словами «три», «четыре». Так и получилось: «два кота», «три кота», «четыре кота», но «пять котов».

Ну а теперь вернемся к первому вопросу. Особенностью слова «год» является то, что при счете (после количественных числительных) в родительном падеже множественного числа вместо формы «годов» употребляется форма «лет». Связано это с тем, что года наши предки считали по лету (самому теплому времени года). «Прошло столько-то лет» стало означать «прошло столько-то годов», у слова «лето» появилось значение «год» (ср.: «летопись» – запись событий по годам), и форма «лет» вытеснила форму «годов».



Публикации по теме