Проявление самостоятельности у ребенка и ее развитие. О детской самостоятельности и ее развитии

Инструкция

Итак, чтобы развить в ребенке самостоятельность , вы должны будете набраться терпения: согласитесь, намного проще быстренько завязать шнурок или подмести пол, чем объяснить и научить, как это делается. А ведь дети часто стремятся постичь эти навыки, нам стоит их лишь слегка подтолкнуть, не мешать.

Запомните простые правила, которые помогут вам развить в ребенке самостоятельность , а вашему малышу помогут не вырасти тепличным растением.

Прежде всего, предоставьте ему возможность из нескольких вариантов, причем, не имеет значения, что это будет: какого цвета носочки он хочет надеть на прогулку или каким соком решит запить горькое ?

Если малыш упорно пытается застегнуть на себе , ни в коем случае не вырывайте у него инициативу, не стоит также говорить, что это очень легко – просто подскажите, что это удобнее будет сделать немного по-другому. Уважайте его попытки самому справиться с испытаниями.

Другим источником самостоятельности у дошкольника является появление собственности, например, какой-нибудь вещи из мира. Но далеко не любая вещь подойдет для этого дела - она должна быть полезна родителям.

Если родители увлекаются туризмом, то можно подарить компас и обязательно научить его им пользоваться. Или, если отец любит рыбалку, пусть он выделит малышу персональную удочку. Также такими вещами могут стать фотоаппарат, велосипед, телефон или компьютер.

Если у вашего наследника будет сформирован опыт владения вещами уже в дошкольном возрасте, то вы можете быть уверенны - в школе ему будет гораздо легче.

Совет 3: Как воспитать у ребенка чувство самостоятельности

Каждый родитель когда-то начинает задумываться о том, как развить и с чего начать развивать у ребенка чувство самостоятельности. Это просто необходимо в нашей жизни каждому ребенку. Если вы не думали об этом, то непременно задумайтесь. Ведь так хорошо, когда ваш малыш уже может помочь по хозяйству и выполнить любую вашу просьбу.

Инструкция

Конечно, начать следует с доверия к своему чаду. Не ругайте, а тем более не наказывайте, если он сделал то, что не очень хорошо по вашему мнению. Он ведь еще ребенок. Самое главное, что он постарался и сделал.

Давайте ему для начала не такие уж сложные и трудновыполнимые для его возраста задания. Приучайте к самостоятельному принятию решения проблем. Спрашивайте как можно чаще о том, куда он хочет пойти, что он оденет, с кем хочет гулять. Не бойтесь, это лишь поможет вашему ребенку решать вопросы и прийти к самостоятельному решению проблем. Он поймет, что вам не все равно, что он думает. Считайтесь с его мнением.

Также вы можете дать ему другое задание, например, помыть посуду, прибить гвоздь или помыть полы. Но только не вмешивайтесь в этот процесс, ребенок должен сам помыть посуду и неважно хорошо ли он ее помыл или нет. Главное, что помыл, а если вас не устраивает результат, то похвалите малыша, и пока он не видит, перемойте тарелки. Важно, чтобы он не подумал, что вы льстите ему.

После проделанного задания, которое вы ему дали, не забывайте его хвалить, ведь дети нуждаются в вашей любви, заботе и ласке. Скоро вы заметите, как ваш ребенок станет самостоятельнее. Вы будете удивлены вашим совместным стараниям и очень рады. Если он не хочет мыть посуду или заниматься каким-либо делом, то не заставляйте его, это лишь усугубит положение, и малыш не будет получать удовольствия от помощи вам.

Период первого развития самостоятельности ребёнка, начинается в возрасте трёх-четырёх лет. В это время дитя начинает в себе замечать личность и отвергать помощь родителей. Чаще всего вам придётся сталкиваться с такими фразами, как: «Я сам», «моё» и так далее. В этот срок стоить начать приучать его к горшку и самому за собой убирать, либо делать небольшую работу, такую как: заставить собрать все свои игрушки или начинать мыть руки перед едой, учить завязывать шнурки, и помогать в быту.

И тут-то появляются самые большие проблемы, перед которыми вам нужно запастись терпением. Ведь иногда дети перебарщивают с самостоятельностью и начинают делать лишнее, думая, что они делают все правильно и их за это похвалят. Как показывает практика, все происходит наоборот. Родителям не нужно перебивать энтузиазм ребёнка, лучше дать ему «свободу действий», ибо резкое переучивание может повлиять на поведение и эмоциональное состояние малыша, которое отобьёт всякий интерес к выполнению указаний взрослых.

Одна из частых жалоб родителей состоит в сложности заставить их чад сесть за домашнее задание, либо когда это самое задание затягивается на большой промежуток времени. Тут дело в неправильном распределении времени и отвлекающих факторов. Таких как: включённый телевизор, музыка, разговор не по теме.

Для ребёнка очень важно сосредоточиться и не отвлекаться. Если вы его усадили на рабочее место, уберите все отвлекающие составляющие и оставьте в его поле зрения только учебники или рабочий материал, с каким ему предстоит работать. Напомните ему, что если возникнут проблемы, чтобы звал вас на помощь.

Развитие личной самостоятельности

Важное составляющее в формировании личности ребёнка. В этот этап своей небольшой жизни он будет принимать свои решения и понимать, какие это может вызвать последствия. В этой ступени развития ребёнка важно не ограничивать его в выборе и в итоге, если он окажется неверным, будет учиться на своих ошибках.

Если ребёнок не понимает, что выбрать, тогда можно поставить его в рамки, к примеру: мы пойдём в зоопарк или в кино? Ребёнка можно поставить в рамки, но не нужно давать ему только один выбор, потому что это может отразиться в дальнейшем. Если он вам предложил безумную идею, то объясните, что так не может быть и предложите что-нибудь «приземлённое».

Выработка в ребёнке качества самостоятельности – дело не одного дня, и требующее как от вас, так и от чада, большого терпения, и на это у вас всего один шанс. Не упустите его!

Родительское собрание

Развитие самостоятельности у детей

Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает младший школьный возраст. Самостоятельность- качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это способность подчинять своё поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь. Самостоятельность учащегося – залог его успешного обучения в школе. Именно от того, как будут заложены основы самостоятельности в младшем школьном возрасте, зависит развитие этого важного качества в дальнейшем.

Анализ показывает,что самостоятельность у младших школьников имеет относительно ограниченный характер.К примеру, готовя домашние задания, многие дети в случае затруднений охотно,без колебаний спешат за помощью к старшим. Выполняя обязанности по дому, дети строго следуют полученной установке и не выходят за пределы её границы. Причины подобных явлений лежат в психологических и возрастных возможностях детей. Психика младших школьников отличается неустойчивостью и противоречивостью. Они с готовностью берутся за дело, но недостаточное развитие воли ведет к импульсивности, склонности действовать под влиянием случайных побуждений.Поэтому дети не всегда могут выполнить задуманное, им недостаёт настойчивости, упорства в преодолении трудностей. У многих детей самостоятельность не сформирована. Родители должны понять, что развитие самостоятельности начинается в семье. Часто родители сами отказываются от воспитания в ребёнке самостоятельности, так как это для них проще и удобнее. Например, когда ребенок делает домашнее задание под полным контролем родителей и отказывается его выполнять, если взрослых нет дома. Или дети приучены к тому, что ничего нельзя делать без ведома родителей и поэтому без особых указаний они не сходят за продуктами или не сделают чего-нибудь по дому. Или ребенок хочет сделать какое-то дело самостоятельно, но взрослые из-за чрезмерной опеки и боязни за него, не позволяют ничего сделать. Стремясь сделать всё за ребёнка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других.

Многие взрослые часто не осознают важности и значимости развития самостоятельности для становления личности ребёнка. Тем не менее в развитии этого процесса можно говорить об определённой логике, выделить основные этапы:

Первый этап. Дети действуют по определённому образцу с помощью взрослых, старших, копируя их действия (этап подражания).

Второй этап. Дети в состоянии выполнить самостоятельно части работы. Находят некоторые способы их осуществления (этап части чной самостоятельности).

Третий этап. Младшие школьники выполняют определённую работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, в любимых, наиболее значимых видах деятельности (этап более полной самостоятельности).

В выработке самостоятельных навыков нужно доброжелательное терпение родителей, многократные повторения, поощрения, радость вместе с детьми, что уже хоть что-то стало получаться. Ребёнок должен чувствовать, что его работа действительно кому-то нужна, что она приносит пользу..

Степень самостоятельности детей в младшем школьном возрасте зависит и от личностных качеств. Нельзя сравнивать способности своего ребенка с достижениями других детей. Некоторым достаточно, чтобы взрослые контролировали результаты их деятельности, а другим необходим контроль на протяжении всего процесса. Кому-то хватит одного напоминания, другим требуется неусыпное внимание взрослого. Если все-таки ребенок привык к постоянному контролю со стороны родных, если каждому его шагу предшествует напоминание, окрик, понукание, то бесполезно ждать, что все изменится так быстро. Надо набраться терпения. Воспитание самостоятельности, передача ответственности ребенку в этом случае должна быть постепенной. С чего же начать процесс самостоятельности?.

1)Приучайте ребенка к самостоятельности в выполнении домашних обязанностей. Пусть он помогает вам по хозяйству, выберите то, что наиболее соответствует вашему укладу жизни.

2) Предоставьте ребенку возможность самому себя обслуживать. Предъявляемые к сыну или дочери требования должны быть адекватны их возрасту и последовательны. Не стоит делать за ребенка то, что он может сделать сам.

3)Как можно чаще привлекайте ребенка к обсуждению общих планов, выслушивайте и принимайте во внимание его мнение. То же касается и конфликтных ситуаций: ищите выход вместе, обговаривая все плюсы и минусы предложенных решений, старайтесь приходить к компромиссам.

4)Не «стойте над душой» у сына или дочки. Ребенок, привыкший к тому, что каждое его действие контролируют взрослые, никогда не научится самостоятельно работать. Когда он начал работу, займитесь своими делами, подходите к ребенку лишь время от времени и смотрите, как у него продвигаются дела. Если заметили, что он отвлекся,- спокойным и доброжелательным тоном поинтересуетесь его успехами.

5)Поощряйте вопросы с его стороны, но не «разжевывайте» ему задания- он должен сам научится их понимать. Непонятное, спорное слово, нужный синоним поищите вместе в словаре- это, с одной стороны, послужит сменой деятельности, а с другой- приучит сына или дочь пользоваться справочной литературой.

6)Преодолеть отвлекаемость поможет составление расписания и развитие у ребенка чувства времени.

7)Если ребенку важно посмотреть какую-либо передачу или сходить погулять, постарайтесь вместе рассчитать время так, чтобы все успеть. Попробуйте предположить, сколько времени может занять выполнение того или иного задания, а затем засеките время и сравните результаты. Договоритесь, что выполненным считается только то задание, которое сделано полностью и аккуратно.

8)Определите индивидуальные особенности ребенка, понаблюдав за стилем его работы: насколько быстро он утомляется от однообразной деятельности, легко ли включается в новое задание или долго «раскачивается», какой вид деятельности ему дается легче (письмо, счет, чтение, рисование и т.д.), какие учебные предметы ему более интересны. Затем, учитывая эти особенности, вместе составьте план выполнения уроков на каждый день. Постепенно ребенок приучится рассчитывать время и организовывать свою деятельность, и ваше присутствие в комнате перестанет быть необходимым. В ваши функции будет входить контроль конечного результата. Обустройте ребенку постоянное рабочее место, где ему будет удобно и приятно заниматься. Ни в коем случае не позволяйте ему садиться за уроки при включенном телевизоре, компьютере, по возможности создайте на время подготовки домашних заданий спокойную и тихую обстановку.

9) Собирать портфель с первого класса ребенок должен сам, ничего не забывать ему поможет список предметов, которые надо взять с собой в тот или иной день.

10)Если вы говорите, что что-то сделаете, то сделайте это непременно. Иначе ребенок привыкнет «пропускать мимо ушей» ваши предупреждения. Если вы говорите, что в выходные дни он наказан и вы не отпускаете его куда-то, выполните это обещание

Развитие самостоятельности важно не только в обыденной жизни, но и в учебной деятельности.

Здесь важно выполнение следующих правил для родителей:

Правило 1. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за учебу и личные дела Вашего ребенка и передавайте их ему.

Правило 2. Попробуйте сначала помогать ему ровно настолько, насколько он в этом действительно нуждается, и ни в коем случае не делайте за ребенка то, что он может выполнить сам.

Правило 3. Наберитесь мужества и позвольте своему чаду встретиться с негативными последствиями несделанных домашних заданий, чтобы он научился быть самостоятельным.

Таким образом, для развития самостоятельности у ребёнка можно следовать данным рекомендациям, а можно выбирать свои способы решения проблем. Важно, чтобы наряду с требованиями к ребенку, не забывать и о его праве на собственный взгляд на вещи, о праве самому принимать решения и нести за это ответственность.

Екатерина Морозова


Время на чтение: 13 минут

А А

О том, чтобы дети выросли сознательными, правильными, ответственными, мечтает каждая мама. Но, как показывает жизнь, с каждым поколением дети становятся все более инфантильными и неприспособленными к жизни. Конечно, новые технологии виноваты в этом, но и отсутствие правильного воспитания тоже играет немалую роль.

Как взрастить в своем ребенке самостоятельность? Разбираемся — и мотаем на ус.

Самостоятельный ребенок – какой он: что такое самостоятельность у детей разного возраста, признаки самостоятельности у ребенка

Говоря о несамостоятельности ребенка, многие взрослые подразумевают, что малыш не способен занять себя самостоятельно, донести до раковины тарелку, завязать шнурки, выполнить задания без стоящей над головой мамы, и проч.

И мало кто задумывается, что сама по себе «самостоятельность» — это не просто способность обслуживать себя, а важная характеристика личности, способность принимать решения, отвечать за свои поступки, восприимчивость к критике и определенный уровень инициативности, способность адекватно оценивать себя и возможности, и проч.

То есть, самостоятельность не появляется из ниоткуда при отсутствии воли, четких целей, определенного склада характера – это не новая запонка, которая прилагается к рубашке.

И относиться к развитию этого сложного и многогранного свойства личности нужно осознанно и ответственно.

Видео: Как воспитать самостоятельного ребенка?

Прежде всего, давайте разберемся, как проявляется самостоятельность на разных ступеньках «лестницы взросления»:

  • 2 года. Ребенок может принести игрушку по просьбе мамы, самостоятельно поесть, снять вещи и положить на стул, выбросить в ведро собственный подгузник, сложить белье в машинку, промокнуть тряпкой или салфеткой пролитую воду.
  • 3 года. Малыш уже может убирать и мыть свои игрушки, помогать маме разбирать сумки после похода по магазинам, расставлять тарелки и уносить посуду в раковину, одеваться и чистить губкой свои сапожки.
  • 4 года. Ребенок уже весьма ловко пылесосит и вытирает пыль, может помочь в уборке за питомцами и их кормлении, в развешивании мелких предметов одежды после стирки. Он уже способен застелить кровать, намазать себе ложкой бутерброд и насыпать в пиалку с молоком хлопья, собрать в лукошко ягоды для варенья или почистить вареное яйцо.
  • 5 лет. Без всякой помощи малыш уже может сортировать белье для глажения и даже складывать его, сервировать стол и ухаживать за питомцами без подсказок и напоминаний, выносить мусор и наливать себе напитки в кружку из пакетов/коробок.
  • 6 лет. В этом возрасте уже можно почистить овощи, выгулять своего питомца, подмести в доме, повесить свое белье на сушилку, приготовить себе бутерброды и сварить яйца, разогреть в микроволновке обед.
  • 7 лет. Возраст, когда ребенок уже может не только налить себе чай и собрать рюкзак, но и способен без маминых наставлений наводить порядок, заправлять постель, мыться, стирать свои носки и даже гладить полотенца.
  • 8-9 лет. В этом бунтарском возрасте дети уже способны понимать свои слова и поступки, а также нести за них ответственность. Ребенок уже способен убираться на кухне (мыть раковину, посуду), мыть полы, делать уроки без мамы. Он способен пришить себе пуговицу и лечь спать в нужное время. Он понимает, что открывать дверь чужим людям нельзя, и общение с незнакомцами может быть опасным. В этом возрасте у ребенка обычно появляется инстинкт самосохранения, даже если до сих пор его еще не было.
  • 10 лет. В этом возрасте ребенок уже почти подросток, но все-таки возрастная категория еще близка к «малышам». Поэтому требовать от ребенка слишком многого нельзя. Да, он способен сбегать в магазин рядом с домом, купить по списку продукты. Он уже понимает, как считать сдачу, и что испачканную рубашку нужно менять на чистую. Он уже подает руку маме, когда она выходит из автобуса, помогает ей с сумками, встает в транспорте, чтобы уступить место старикам. Но пока зона ответственности ребенка – это школа, личное пространство и взаимоотношения с окружающими.
  • 11-15 лет. Это — самый сложный и опасный возраст, в котором нужно не потерять доверие своего чада своим контролем, понять, что ребенок уже подросток, осознать это — и отпустить ребенка. Отпустить не в свободное плавание и для отдельного проживания – отпустить от своей юбки. Вы сделали, что могли. Ребенок уже сформировался и хочет свободы. Теперь вы можете лишь направлять и стелить соломку. Запреты, требования, истерики, приказы, шантаж – это больше не работает и не имеет смысла (если вы этим пользовались). Запаситесь терпением и продолжайте с любовью и заботой «закреплять пройденный материал».

Формирование самостоятельности у ребенка 1-5 лет – особенности возраста и задачи родителей

В становлении такого свойства личности, как самостоятельность, 2 и 3 годы жизни – одни из самых главных. Именно сейчас у ребенка должна появиться в списке любимых фраза «Я сам!».

Не мешайте ему. Паниковать и нервничать тоже не нужно.

Просто дайте ребенку возможность развиваться и взрослеть, а сами будьте рядом, чтобы уберечь ребенка от возможных рисков во время первых самостоятельных дел.

  • Разбил тарелку, пока нес до раковины? Не страшно, купите новую. Намочил подоконник, поливая цветы? Дайте ему тряпку – пусть учится убирать воду. Хочет постирать свой платок сам? Пусть стирает, потом (втихаря, конечно, чтобы не ранить самолюбие чада) перестираете.
  • Любая инициатива в этом возрасте похвальна. Поощряйте ее и хвалите чадо.
  • Выделяйте ребенку больше времени на сборы, одевание, уборку игрушек и прочие действия. Не торопите ему и не заставляйте нервничать. Ребенок не может совершать те или иные действия с такой же скоростью и ловкостью, как вы – он только учится.
  • Наберитесь терпения. Ближайшие годы вы будете ходить следом за своим карапузом и убирать (во всех смыслах) последствия его инициативности. Но без инициативности нет развития самостоятельности, поэтому смиритесь и помогайте ребенку.
  • Будьте личным примером для ребенка во всем – в личной гигиене, в поддержании порядка в доме, в вежливости и порядочности.

Развитие самостоятельности у детей 5-8 лет – готовимся к школе и осваиваем новые горизонты

Дошкольник, а потом — ученик младших классов.

Ваш карапузик уже вырос из пинеток, малышовых игрушек и колыбельных. Он уже стесняется, когда вы берете его за руку при друзьях, и нарочито грубо ворчит «Ну, маааам, иди уже, я сам!»

Как помочь ребенку в этом возрасте не растерять инициативность и простимулировать взлелеянную самостоятельность?

  • Составьте с ребенком вместе гибкий график для домашних дел, уроков и собственного времени на удовольствия. Позвольте ему жить по этому графику самостоятельно.
  • Начиная со 2-го класса, прекращайте жестко контролировать сделанные уроки и собирать за ребенка ранец на завтра. Пару раз получит двойку за забытую тетрадь и научится собирать рюкзак с вечера сам. Та же история с домашним заданием. Если двойки за несделанные уроки ребенка не пугают, можно включать строгую маму – пригрозите вернуть его под свой жесткий контроль, если не начнет делать уроки ответственно.
  • Всегда будьте готовы помочь . Не нравоучениями, а способностью выслушать и помочь реально. Отмахиваться от проблем ребенка нельзя – именно сейчас они у него самые важные в мире. Особенно, для вас, если вы хотите, чтобы ребенок с вами считался, уважал и приходил советоваться, как к другу.
  • Ничего не заставляйте делать. Просто дайте понять, что в этом мире просто так ничего не падает на голову, и чтобы хорошо отдохнуть, нужно поработать.
  • Позволяйте чаду решать – что надеть, какой пастой чистить зубы, сколько купаться в ванной, и с какими обложками выбирать тетради.
  • Чаще давайте взрослые поручения , которые окрыляют ребенка – «о, родители уже считают меня взрослым». Например, сбегать за хлебом (если не нужно переходить дорогу, и если вы не живете в сильно криминальном районе).
  • Закрепите за ребенком его собственные домашние обязанности . Например, папа выносит мусор, мама готовит, а ребенок накрывает на стол и пылесосит в квартире.
  • Не пытайтесь уберечь ребенка от проблем. Ребенок должен сталкиваться с ними лицом к лицу, иначе никогда не научится их решать.
  • Снижайте накал своей гиперопеки. Уже пора. Прекращайте хвататься за сердце, когда ребенок сам наливает себе чай или стоит у открытого окна.

Воспитание самостоятельного ребенка 8-12 лет – преодолеваем кризисы

Вот ваш ребеночек и стал почти подростком.

12 лет – это черта, за которой начнутся сильные влюбленности (более серьезные, чем в детском саду и первом классе), первые истерики, прогулы в школе и даже, может быть, потому что «родители не понимают и достали».

Не доставайте ребенка. Пусть взрослеет спокойно.

Вспомните себя подростком — и дайте чаду глоток свободы.

  • Нужно оставаться чутким и лояльным к новому поведению ребенка, к взрослению, к нему самому . Но это не значит, что ребенка нужно освобождать от дел и обязанностей. Понимание своих обязанностей и ответственность – это и есть самостоятельность.
  • Подкорректируйте свою систему требований. Подросток не хочет ложиться спать в 8-9 вечера. И если от слова «уборка» ребенка начинает трясти, найдите для него другие обязанности. Компромисс – ваша палочка-выручалочка.
  • Пошли тройки в дневнике? Терпите — и не вздумайте рисовать за ребенка по ночам контурные карты и рисунки для конкурсов, или писать сочинения – пусть все делает сам.
  • Будьте корректны : брошенные вам сейчас слова запомнятся на всю жизнь. Спокойствие – ваше спасение. Медитируйте, считайте до ста, швыряйте дротики в стенку, но ребенок должен видеть в вас только поддержку, любовь и спокойствие тибетского монаха.
  • Подбрасывайте больше заданий и задач , в которых ребенок сможет себя проявить.
  • Устройте чадо в секцию, отправьте на лето в Артек , научите пользоваться кредитной картой и наличными.
  • Начинайте учиться отпускать ребенка от себя. Потихоньку оставляйте его ненадолго одного. Чаще уезжайте по делам. Учитесь без ребенка ходить в кино или кафе. Еще несколько лет, и ребенок сам начнет сбегать от вас в силу возраста и собственных интересов. Чтобы потом не было мучительно больно и обидно за себя – начинайте постепенно отпускать уже сейчас. Только не увлекайтесь слишком сильно – ребенок от вас еще не съехал, и до сих пор нуждается во внимании, ласке и поцелуе на ночь.

Каких ошибок избежать при воспитании самостоятельности у детей – советуют психологи и опытные мамы

Воспитывая самостоятельного (как мы считаем) человечка, мы иногда совершаем ошибки, которые не только не приближают ребенка к этому личностному свойству, но и портят наши с ребенком отношения в будущем.

Итак, ошибки, которые совершать никак нельзя:

  1. Не делайте за ребенка то, что он в состоянии сделать сам. Категорически.
  2. Не пресекайте попыток ребенка проявить самостоятельность , не мешайте ему быть инициативным. Отговорки вроде «я сама быстрее сделаю» или «боюсь за тебя» забудьте и дайте ребенку взрослеть без вашей гиперопеки.
  3. Если попытка проявить самостоятельность окончилась плачевно (вещи испорчены, вазы разбиты, кот подстрижен, и проч.), не вздумайте кричать, ругать, публично оскорблять или обижать ребенка. Проглотите обиду за разбитый дорогой сервиз и улыбнитесь со словами «в следующий раз обязательно все получится».
  4. Если ребенок неловок в своей самостоятельности, если выглядит наивно и даже глупо – это не повод для насмешек, подколок и проч.
  5. Не влезайте со своей помощью и советами , если вас о том не просят.
  6. Не забывайте хвалить ребенка , когда у него все получается, и вселять уверенность, если не получается.
  7. Не торопите (и не осаживайте) своих детей. Они сами знают, когда пора отказываться от подгузников, есть ложкой, начинать читать, рисовать и взрослеть.
  8. Не переделывайте работу ребенка при нем . Это обидно и оскорбительно, если ребенок час мыл посуду, а вы перемываете ложки заново. Сделаете это потом, не отбивайте у ребенка желание помогать вам.

И не забывайте, что самостоятельность – не просто приобретенные навыки, а способность думать, анализировать и быть ответственным.

Например, когда ребенок научился не просто дверь закрывать на ключ, но еще и глубоко прятать ключи, чтобы они не выпали на улице.

Как часто можно услышать от мам подростков, что чадо вообще ничего не может сделать самостоятельно: и за домашним заданием с ним сиди, и еду в тарелку ему положи, и вещи в его шкафу разбирай. Как предотвратить такую ситуацию? Делимся полезными рекомендациями.

Конечно, чем раньше вы начнёте воспитывать в ребёнке самостоятельность, тем лучше. С подростком сложнее, ведь он уже привык жить так, а не иначе, хотя и это поддаётся коррекции. Воспользуйтесь несколькими несложными советами психологов и педагогов, и вскоре ваш ребёнок докажет, что многое может сделать и без вашей помощи.

1. Ловите момент

Обычно в возрасте около 1,5-2 лет девизом малыша становится «Я сам!». Это идеальный период для того, чтобы привить карапузу самостоятельность… или навсегда отбить у него охоту делать что-то самому. Если кроха просит об этом, позвольте ему проверить свои силы в разных ситуациях, попробовать действовать самостоятельно или хотя бы помочь вам (если речь о чём-то, с чем он точно не справится). Сейчас вам не нравится, как малыш кормит кота (весь пол, конечно, усыпан сухариками и залит водой), но через несколько лет вы сами будете об этом просить и утверждать, что это - его прямая обязанность. И где же логика?

В возрасте постарше дети охотно занимаются тем, что им нравится, поэтому работу над самостоятельностью начинайте именно с таких «поручений».

2. Наберитесь терпения

Чем младше ребёнок, тем дольше он будет пытаться сделать что-то сам: пять минут натягивать носок, 10 минут протирать стол, 15, а то и больше - собирать игрушки и расставлять книги по местам. А вы могли бы сделать это всё за минуту? Спокойно! В ваших умениях никто и не сомневается, а вот карапузу понадобится достаточно времени на тренировки, поэтому — запаситесь терпением и не мешайте ему. Планируйте день так, чтобы у малыша был запас времени на все действия, которые он намерен совершить сам.

3. Помогайте только по необходимости

«Опять задом наперёд надел, давай сюда!», «Ну кто так рисует? Дай я тебе покажу, как надо!», «Не пиши в тетради сам, давай лучше вместе, а то опять криво выйдет…» - знакомые фразы? Чаще всего в таких ситуациях ребёнок просто хотел получить ещё один шанс, снова попробовать, отточить своё мастерство, но ему не дали это сделать. Он и не просил о помощи, а вы уже готовы предложить свои услуги.

После нескольких случаев смышлёный кроха поймёт, что может вообще ничего не делать — за него всё сделают старшие. Оказывается, так удобно ничего не уметь! И лет через 10-15 это превратится в «Мам, напишешь мне курсовую, диплом, диссертацию? Я всё равно сделаю хуже, чем ты!». Чтобы такого не случилось, не выхватывайте у малыша карандаши и ручки, не отбирайте посуду, которую он собирался помыть, дайте шанс заново переодеться. Ненавязчиво предложите помощь или просто сообщите, что он может попросить вас о ней в любой момент, когда это будет нужно.

4. Забудьте о перфекционизме

Ребёнок вряд ли сделает что-то идеально, рассчитывать на это не приходится. И пройдёт какое-то время, пока он научится делать определённые вещи хорошо. Чтобы не тратить лишние нервы, пересмотрите свои взгляды на жизнь: возможно, нет ничего катастрофичного в рубашке, не заправленной в брюки, неполной миске кошачьего корма или не идеально белоснежной чашке? А если так, то зачем лишний раз указывать малышу, что он не справился с заданием? Ни в коем случае не бросайтесь тут же переделывать то, что у него не совсем получилось, — это может плохо сказаться на самооценке крохи. Если это необходимо, доделайте чуть погодя и так, чтобы ребёнок не видел.


5. Поощряйте и хвалите

В процессе воспитания самостоятельности «кнута» быть не должно, только «пряники». Если у карапуза получилось самостоятельно одеться, умыться, убрать игрушки или сделать домашнее задание, похвалите его от чистого сердца. Разрешите поиграть или посмотреть мультики, подарите небольшой сувенир, книжку или шоколадку, в присутствии ребёнка расскажите родственникам и знакомым о его достижениях. Только не увлекайтесь и не перегибайте палку: размер и форма поощрения должны соответствовать ценности проделанной работы, иначе малыш будет делать всё только ради похвалы и подарков.

6. Придумайте для ребёнка обязанности

Если подростком любые обязанности воспринимаются как тяжкая ноша, то для дошкольника и младшего школьника это — шанс поравняться со взрослыми и ощутить свою значимость. Придумайте для малыша посильные обязанности. Пусть он ухаживает за домашним питомцем, моет свои ботинки, поливает цветы, вытирает пыль или протирает полотенцем посуду. Следите, чтобы больше никто этим не занимался, иначе у вашего чада уже не будет такого повода для гордости.

7. Уважайте частное пространство и личное мнение

Как известно, самостоятельность вырастает из ощущения, что ты - личность. А у каждой личности должно быть своё пространство и своё мнение. Чтобы ребёнку чаще хотелось делать что-то самому, уважайте его собственность и частные владения.

Введите e-mail адрес:

Часто родители делают выбор за своего ребенка. Разумеется, исключительно из лучших побуждений. Но обучение самостоятельности в принятии решений – очень важный этап воспитания. В противном случае ребенок столкнется с множеством проблем в будущем.

Как развивается самостоятельность

Для начала родители должны давать ребенку принимать решения в незначительных вопросах (например, какую игрушку купить в магазине, какое блюдо приготовить на обед и т. д.). Это формирует важные жизненные навыки, которые можно развивать уже с трехлетнего возраста.

Маленькие решения – это первый шаг к тому, чтобы ваш малыш в будущем стал компетентным, способным, уверенным в себе и ответственным взрослым. Сегодня дети сталкиваются с необходимостью принимать различные решения. Им необходимо научиться справляться с трудными жизненными обстоятельствами и такими факторами, как постоянная занятость родителей, влияние СМИ, преступность, разводы и многое другое.

Для родителей естественно решать за ребенка, что для него хорошо, а что – плохо, как ему поступать и что думать по тому или иному поводу. Родители склонны даже совершать поступки за детей. Это и не дает развить навыки ответственного поведения.

Вся сложность заключается в том, чтобы знать, когда передать ребенку ответственность (соответственную его возрасту и уровню развития) и какую поддержку ему при этом оказать.

Родителям необходимо давать ребенку больше самостоятельности, учиться передавать ему ответственность за принятие решений, учить приспосабливаться к изменчивому миру.

Важно видеть готовность ребенка к принятию самостоятельных решений и ответственности, передавать ему свои ценности и развивать чувство собственного «Я». Всё это – важные этапы развития ребенка, и родителям следует уделять этому достаточно внимания.

12 преимуществ самостоятельного принятия решений

  • Ощущение контроля ситуации. Все люди хотят чувствовать, что они контролируют ситуацию. И если выбор, который ежедневно делает ребенок, дает ему уверенность в своих силах, необходимо дать ему возможность делать этот выбор. Так у него не будет необходимости достигать контроля над ситуацией деструктивным способом (например, вступая в конфликты с родителями, учителями и т.д.).
  • Повышение самооценки. Самостоятельность и чувство контроля ситуации позволяет ребенку ощущать уверенность.
  • Развитие навыков саморегуляции. Ребенок с высокой самооценкой, ошибаясь в принятии решений, учится исправлять ошибки, анализировать ситуацию и не чувствует себя неудачником.
  • Развитие мотивации. Чаще всего ребенок берется за те дела, которые выбрал сам.
  • Развитие чувства гордости ребенка. Он чувствует, что его вклад в общее дело важен.
  • Это учит ребенка сотрудничать с другими членами семьи.
  • Мотивация ребенка брать ответственность за выбор, который он делает, и за последствия этого выбора.
  • Развитие мышления. Ситуация выбора дает возможность генерировать новые идеи и видеть новые возможности.
  • Помогает лучше справляться с задачами. Он учится нестандартному мышлению, видению многих вариантов решения задачи и поиску лучшего из них.
  • Развитие творческого потенциала. Ребенок исследует новые возможности.
  • Развитие здоровых взаимоотношений с окружающими.
  • Это помогает усваивать моральные ценности. Когда решения, которые принял ребенок, ценят, он учится уважать чужие решения и брать во внимание чужие потребности, делая собственный выбор.

Ребенок, который не развивает навык принятия решений, склонен:

  • Зависеть от родителей и других людей даже во взрослом возрасте.
  • Находиться под сильным влиянием друзей или сверстников.
  • Обижаться на родителей и других взрослых, которые ограничивают их свободу.
  • Сомневаться в собственных способностях.
  • Неоправданно рисковать.
  • Не пытаться достичь большего и максимально реализовать свой потенциал.

Как найти баланс между контролем родителей и самостоятельностью ребенка

Малыш не может быть полностью независимым и принимать все решения самостоятельно – он все еще нуждается в вашей заботе, и еще недостаточно развит физически, умственно и эмоционально.

Но как родителям найти идеальный баланс между тем, чтобы контролировать ситуацию и позволять ему принимать решения? Всё зависит от способности ребенка брать на себя ответственность за сделанный выбор. Родители должны уважать его способность решать задачи самостоятельно и не унижать его чувство собственного достоинства.

Чтобы дать ребенку возможность принимать решения, следуйте таким советам:

  • Давайте ему выбор и оказывайте поддержку в случае необходимости. При этом помните, что иногда бывают ситуации, когда правильное решение всего одно (например, в ситуациях, где возможно нарушение закона).
  • Отслеживайте границы вашей личной ответственности как родителя, например, в случаях, когда на кону стоит безопасность ребенка или когда возможна критическая ситуация.
  • Ребенок тоже должен видеть такие ситуации и понимать, что в таких случаях решения должны принимать родители или другие взрослые. Объясните ребенку, что в отдельных случаях возможно только одно правильное решение (например, чтобы избежать опасности или проблем с законом).
  • Устанавливайте границы, оставляя право принимать решения, в случаях, когда временной фактор является решающим (например, решая, когда просыпаться, чтобы не опоздать в школу, или когда возвращаться домой с вечеринки).
  • Всегда помните, что ребенок должен принимать решения в соответствии со своим возрастом и способностями. Решения, которые принимает малыш, должны соответствовать рамкам дозволенного.
  • Чем младше ребенок, тем меньше вариантов выбора у него должно быть. Маленькие дети еще не понимают всех обстоятельств и не способны принимать логичные, взвешенные решения. Например, он еще не понимает, что, если он не наденет свитер, выходя на улицу, он может простудиться.
  • Сначала предлагайте малышу два варианта выбора и по мере его взросления и готовности к принятию решений увеличивайте количество вариантов. Когда он подрастет, создайте ему безопасные условия для принятия решений.
  • Вместо того, чтобы говорить ребенку «нет», если его решение неприемлемо, предлагайте ему альтернативу. Предлагайте подумать над возможным развитием событий. Так ребенок поймет, что вы заботитесь о его безопасности.
  • Учите ребенка на собственном примере, ведь он – ваше отражение. Покажите ему пример эффективного принятия решений, чтобы он мог его усвоить и перенять.

Помните, что возможность самостоятельно принимать решения важна для каждого человека. И если ваш ребенок захочет надеть на праздник то, что покажется вам глупым или неуместным, спросите себя: как свобода выбора влияет на малыша, и почему он поступил именно так.



Публикации по теме