Скифское золото «Золотой кладовой Украины. История, находки и мифы о скифском золоте

24.04.2016 13:39

Очень подробный репортаж о крымских артефактах с момента вывоза их с полуострова и до сегодняшнего дня

В последнее время, в потоке бесконечных событий, наполняющих информационное пространство, мы как-то позабыли о нашем золоте, точнее, крымском "Скифском золоте", отправленном в голландский Амстердам на экспозицию. Почему в кавычках? Как почему, скажете вы, потому что это название коллекции, и будете правы, но, лишь отчасти…

Что вы скажете, если я вдруг заявлю, что нет там никакого скифского золота? Удивитесь, наверно, и воскликните – как это нет? Также отреагировал и я, когда услышал такую фразу от директора Центрального музея Тавриды, кандидата филологических наук, историка и политолога, Андрея Мальгина. Впрочем, обо всём по порядку. Давайте, как говорится, разложим всё по полочкам и восстановим цепь событий.


Фото: Евгений Бондаренко. Национальный музей Тавриды, Симферополь, Крым

Итак, имеем следующую ситуацию:

Летом 2013 года коллекции четырёх крымских и одного киевского музеев были отправлены на экспозицию в Европу. Третьего июля выставка, названная "Крым – золотой остров в Черном море", открылась в Бонне, в одном из старейших музеев страны – Рейнском краеведческом музее.

В начале февраля 2014 года экспонаты перевезли в Голландию. Здесь, в Амстердаме, в музее Алларда Пирсона выставка получила название "Крым. Золото и тайны Черного моря".

В истории крымских музеев это крупнейшие выставки за пределами полуострова. Крым на них был представлен как место пересечения цивилизаций Запада и Востока. Соответствующим был и интерес европейцев. Более 50 тысяч аудиогидов было продано только в Бонне. В Амстердаме в последние дни экспозиции у дверей музея стояла очередь.


Владимир Корнилов, политолог, директор Центра евразийских исследований

– Выставка вызвала значительный ажиотаж, – подтверждает журналист и политолог, директор Центра евразийских исследований Владимир Корнилов, проживающий в Голландии. – Мало того, она была продлена и всегда была заполнена посетителями. Писали о ней много и до скандала, и тем более после.

Всего было представлено 2111 экспонатов эпохи античности и раннего средневековья, найденных на полуострове во время археологических экспедиций под руководством таких известных археологов, как Александр Айбабин, Александр Пуздровский, Юрий Зайцев, Игорь Храпунов.

Музей Алларда Пирсона, Амстердам. Очередь на выставку

Что же конкретно было отправлено в Европу? Давайте познакомимся с некоторыми крымскими экспонатами и представляющими их музеями.

Коллекция Центрального музея Тавриды, Симферополь : раннескифские предметы – бронзовое навершие, детали конской узды, алтарь из раскопок некрополя Неаполя-Скифского, скифский бронзовый котел, сосуды в виде овец из "Нейзацкого клада" – уникального могильника подобного рода на территории России, и другие экспонаты периода т. н. "великого переселения народов" – поздних скифов, сарматов, аланов и готов.

Всего 150 экспонатов. Страховая стоимость – 172 000 евро.

Фото: Евгений Бондаренко. Национальный музей Тавриды, холл. Симферополь, Крым

Коллекция Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника : экспонаты позднескифского и раннесарматского периода – посуда, украшения для одежды, оружие, серьги, перстни, кольца, мечи, детали щитов, уникальные деревянные лаковые шкатулки китайского происхождения, готские орлиноголовые пряжки и плащевые застежки-фибулы – всё датировано I-V веками н. э.

Артефакты найдены в ходе раскопок могильников позднескифского периода, в основном Усть-Альминского некрополя у села Песчаное Бахчисарайского района.

Всего более 200 экспонатов общим количеством 1400 предметов. Страховая стоимость 400 000 евро.

Фото: Евгений Бондаренко. Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник

Коллекция Восточно-крымского (керченского) историко-культурного музея-заповедника : боспорские артефакты – античная скульптура, чернолаковая керамика, терракотовые статуэтки почитаемых в Боспорском царстве богов, надгробия и ювелирные украшения времен от VI века до н. э. до V века н. э.

В числе прочего и скульптура "Змееногая богиня – прорастающая дева", найденная археологами во время раскопок бывшей столицы Боспорского царства – Пантикапея, расположенного на территории Керчи.

Всего 190 предметов. Страховая стоимость 696 000 евро.

Фото В. Еременко. Восточно-крымский историко-культурный музей-заповедник Керчь,

Крым Коллекция Государственного историко-археологического музея-заповедника Херсонеса-Таврического : памятники эпиграфики на известняке и мраморе, архитектурные детали с полихромной росписью, фрагменты греческой керамики с граффити, среди которых, как надписи-обереги, так деловые и бытовые записи.

Всего 28 экспонатов. Страховая стоимость 170 000 евро.

Фото: Евгений Бондаренко. Государственный историко-археологический музей-заповедник Херсонес-Таврический. Севастополь

Как вы понимаете, всё это вывозили из Крыма, когда он был ещё в составе Украины. Спустя месяц с небольшим, после открытия выставки в Голландии, полуостров вошёл в состав российской Федерации.

На этом спокойная жизнь крымской коллекции закончилась. Как только срок выставки подошёл к концу, Украина затребовала экспонаты, причём, все экспонаты…

Крымская коллекция по сей день находится в Голландии

Голландия с самого начала была настроена на то, чтобы так и сделать – вернуть экспозицию Украине. Зачем ей лишние проблемы: вернём в Киев, а вы потом сами разбирайтесь…

Только благодаря вовремя поданному нашими юристами иску процесс передачи был остановлен. В Киев отправили только те экспонаты, что принадлежали Национальному музею Украины. Они вернулись на место их постоянного хранения – в филиал музея, расположенный на территории Лавры.

Крымская коллекция по сей день находится в Голландии.

Вот, что было написано в сентябре 2014 года на украинском сайте "Инсайдер", который, к слову, уже не работает:

"Сейчас с музейщиками из Нидерландов работают специалисты украинского МИДа, Минкульта и Минюста через посольство Украины в Нидерландах. Диалог ведут также на уровне министров иностранных дел двух стран. Как стало известно INSIDER из собственных источников, переговорщики надеются, что в музее Алларда Пирсона хотя бы разрешат передать коллекцию на временное хранение в Киев".

Как вам фраза: "на временное хранение"? Знаем мы это "временное хранение"...

Экспонаты на выставке в Голландии

Окружной суд Амстердама уже назначил дату первых слушаний по делу о возвращении "крымского золота" на 5 октября 2016 года. А пока идёт процесс сбора материалов и обмена письмами между сторонами конфликта – четырьмя музеями Крыма, Украиной и музеем Алларда Пирсона.

Скифское навершие, бронза, Центральный музей Тавриды

Голландцы, конечно, оказались в трудной ситуации. Все дело в том, что в новейшей истории ещё не было подобного случая, когда ценности вывезены из одной страны, а вернуться должны в другую, сохранив при этом своё постоянное место нахождения – музей.

С одной стороны, взяли на Украине – на Украину должны и вернуть, казалось бы, это вполне логично.

С другой стороны, взяли в конкретных музеях, с которыми заключили договоры, значит, и вернуть должны в те же самые музеи. Вот такая дилемма…

Я поинтересовался у доктора исторических наук, профессора Крымского Федерального университета, известного в Крыму археолога Игоря Храпунова, что думают об этой ситуации его коллеги из других стран.

Фото: Евгений Бондаренко. Игорь Храпунов, археолог, доктор исторических наук, профессор Крымского Федерального университета

– Мнения представителей мировой науки расходятся. Кто-то считает, что в данной ситуации приоритет должен быть у государства, а кто-то отдаёт первенство именно музеям. При этом, если брать средний показатель мнений, то его можно охарактеризовать одним словом – замешательство. Однако большинство музейных работников, если рассматривать конкретно их мнение, безоговорочно считают артефакты принадлежностью именно крымских музеев, – ответил Игорь Храпунов.

Советник президента РФ по культуре Владимир Толстой вполне обоснованно считает, что ситуация эта надолго останется спорной, поскольку прямое решение суда просто не может быть вынесено. Процесс перешёл в политическую плоскость и к нему давно уже подключились российские политики.

Ещё весной 2014 года спикер Госдумы Сергей Нарышкин пообщался на тему "скифского золота" с министром иностранных дел Сергеем Лавровым, министром культуры Владимиром Мединским и директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским. Было принято решение сделать всё максимально возможное в решении проблемы по возврату в Крым всех артефактов.

Не остался равнодушным к ситуации и глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров. В те же весенние дни на сайте главы республики было опубликовано его обращение к послу Нидерландов в России Рону ван Дартелу:

“Мы надеемся, что просвещённое гражданское общество и демократическое правовое государство Нидерландов сумеют защитить неоспоримое право собственности музеев Крыма, сохраняющих бесценное наследие скифского искусства.

Для народа Осетии-Алании скифские и аланские древности являются не только предметом узкоспециального научного изучения и музейного хранения, но ещё и неотъемлемой частью национальной истории и исходной основой культурной традиции, поэтому любые сведения об опасности, грозящей скифскому наследию, вызывают в Осетии широкий общественный резонанс и серьезную озабоченность. Мы привыкли ответственно относиться к своей миссии носителей живой языковой и культурной традиции скифо-сармато-аланского мира, который в древности и Средневековье включал, в том числе, и территорию современного Крыма”.

Не молчит и Крым.

– В ближайшее время вопрос о вывозе каких-то исторических или культурных ценностей с территории Республики Крым в европейские страны вообще будет снят с повестки дня, если коллекция не будет возвращена её хозяевам – четырём крымским музеям, – сказал Валерий Косарев, занимавший на тот момент пост председателя постоянной комиссии Госсовета Крыма по образованию, науке, делам молодежи и спорту.

Валентина Мордвинцева, куратор крымской выставки в Европе

– Почему Киеву так нужны наши экспонаты? Я знаю, что для них уже подготовлены площади и витрины. Но это будет не просто выставка, это будет демонстрация трофеев, выигранных в войне с Россией! Мне кажется, это некрасиво. Если Украина хочет идти по демократическому пути развития, это совершенно неуместно, – считает куратор крымской выставки в Европе, заведующая отделом археологии раннего железного века института археологии Крыма, кандидат исторических наук Валентина Мордвинцева.

– Коллекция Керченского историко-культурного заповедника начала формироваться ещё в первой трети XIX века и пополнялась находками, сделанными на керченской земле. Сейчас эту коллекцию хотят варварски лишить части уникальных экспонатов, ­– говорится в обращении сотрудников заповедника, под которым они проводят сбор подписей за возвращение уникальных предметов.

Украина не видит для себя иного решения, кроме как возвращения скифского золота на территорию, контролируемую Украиной, а не на территорию, временно оккупированную

Борется за наши крымские сокровища и Украина, однако, посмотрите, как отличается риторика министра культуры Вячеслава Кириленко от заявлений наших политиков:

– Что касается скифского золота, то судебный процесс, который, по сути, начался в Амстердаме, не будет простым, хотя все ключевые нормы международного права на стороне Украины.

Процесс непростой, потому что включила все ресурсы российская сторона. Я убеждён, работают и ресурсы подкупа, поэтому процесс просто затягивается. Новые дополнительные обстоятельства просит выяснить российская сторона, новые факты просит проанализировать высокий суд Амстердама и так далее.

Украина не видит для себя иного решения, кроме как возвращения скифского золота на территорию, контролируемую Украиной, а не на территорию, временно оккупированную.

Всё то, что находится на территории Крыма, является собственностью Украины. И за повреждение, перемещение, уничтожение или прямую кражу чего-либо, в том числе экспонатов Государственного музейного фонда Украины на территории Крыма, будут нести ответственность российские оккупанты, – громко заявил Кириленко.

Не говоря о стилистике, недостойно человеку такого уровня заранее обвинять оппонента в непорядочности. Кроме того, нет "ключевых норм международного права" применительно к данной ситуации, иначе не было бы и самой ситуации.

Но… Украина настаивает.

В мае 2015-го года Верховная рада поддержала обращение к парламенту Нидерландов с просьбой о содействии по возвращению в страну "скифского золота". За соответствующее постановление проголосовало 249 депутатов.

Фото: Алексей Чугуй. Узел Геракла. Застёжка из золота, украшенная бирюзой, выполненная в форме так называемого "узла Геракла"

В конце концов, музей Алларда Пирсона принял решение пока никому не возвращать экспонаты. В пояснительном документе сказано, что по результатам собственного юридического расследования музею не удалось вынести решения ни в чью пользу.

Во избежание неминуемого иска от любой из проигравших сторон было решено дождаться постановления компетентного суда или мирового соглашения. В конце концов, ситуация может разрешиться сама по себе, так тоже бывает.

А пока все экспонаты упакованы, запечатаны и хранятся в запасниках амстердамского музея.

В настоящее время процесс идёт в основном на уровне обмена заявлениями. В любом случае, в данном споре большую роль играет отношение правительства Голландии, руководства музея и даже судей к участникам конфликта. Процесс затянется надолго, но время пока работает на нас.

В самом начале, опять же, благодаря современной общеевропейской политике по отношению к России, неприятия присоединения Крыма, симпатии Голландии были не на нашей стороне, особенно после катастрофы малазийского Боинга и развернутой вокруг этого инцидента компании. Однако, время шло и многие голландцы постепенно понимали истинную причину трагедии, особенно на фоне непоследовательных действий Украины.

Дальше – больше. Как гром среди ясного неба прогремела история с ограблением. Напомню, в чём суть. В ночь на 10 января 2005 года из музея Западной Фрисландии в голландском городе Хорн были похищены 24 картины XVII и XVIII веков, а также около 70 серебряных изделий. И вот, спустя 10 лет, в конце 2015 года, вновь всплыла история с картинами.

Джейкоб Уобен, “Тщеславие”, 1622 г. Одна из украденных картин

Выяснилось, что находятся они… на Украине! Как рассказал директор музея Эд Гердинк, ещё 14 июля 2015 года на него вышел Борис Гуменюк – украинский писатель и по совместительству – воин батальона ОУН.

Показав фото одной из похищенных картин ("Крестьянка", Хендрика Богарта) с приложенной к ней свежей украинской газетой, он уверил, что картины найдены и намекнул о возможности возврата их в музей, само собой, при определённых обстоятельствах. "Обстоятельства" тянули на 50 миллионов евро. При этом Гуменюк просил не предавать огласке эту историю.

Хендрик Богарт, "Крестьянка", та самая картина с приложенной свежей украинской газетой

В августе, на переговоры по возвращению полотен в качестве представителя музея выехал независимый арт-детектив Артур Бранд. Он огласил Гуменюку истинную стоимость украденных картин – около 10 млн. евро, а с учётом последствий хищения – картины были вырезаны из рам и свернуты в рулоны, в результате чего сильно пострадали – остаточная стоимость их может составлять в 10 раз меньше первоначальной. После этого сумма выкупа упала до 5 миллионов, однако Бранд ответил, что музей может заплатить не более 50 тысяч евро – в качестве компенсации.

Сославшись на то, что ему надо посоветоваться с коллегами, Гуменюк пропал, а голландский эксперт, прождав несколько недель, вернулся домой.

Музей Западной Фрисландии, Хорн, Голландия. Именно отсюда были похищены полотна, оказавшиеся на Украине

Спустя три месяца, администрация музея решила, наконец, придать огласке эту мутную историю, организовав пресс-конференцию. На ней Артур Бранд рассказал все подробности происшествия, заметив, что к похищению картин могут быть причастны экс-председатель СБУ Украины Валентин Наливайченко и лидер партии "Свобода" Олег Тягнибок .

Я не могу раскрывать детали, однако связь между Службой безопасности и украденными картинами более чем очевидна, – сказал Бранд.

Наша коллекция находится в руках коррумпированных людей из украинской политической элиты, – добавил директор музея Эд Гердинк.

Американское издание “Veterans Today”: "Киевская хунта, торгующая вразнос украденным голландским Искусством. Украинские ультранационалисты потребовали выкуп в размере €50 миллионов для картин, украденных из голландского музея в 2005, сообщила немецкая газета в конце декабря"

– О нынешней ситуации с крымской выставкой в голландских медиа давно не пишут, – говорит Владимир Корнилов – Об этом скандале просто забыли. Больше обсуждают скандал с обнаруженными на Украине картинами, в своё время похищенными из голландского музея”.

Так голландцы представляют себе схему взаимодействия украинцев, замешанных в истории с кражей картин

Особо продвинутые “патриоты” Украины, кстати, предлагают вернуть картины в обмен на “скифское золото”, и, похоже, их ничуть не смущает, что полотна были украдены.

Вполне естественно, что вся Голландия была возмущена тем, что произошло.

Берт Кундерс – министр иностранных дел Королевства Нидерланды – обратился к министру иностранных дел Украины Павлу Климкину и Президенту Петру Порошенко с просьбой о помощи в ситуации с картинами.

Лично мне вся эта компания напоминает шайку мелких воришек, случайно получивших власть. Им вроде и хочется выглядеть умными, но, получается быть только важными, а важность, как известно – признак глупости

И вот, казалось бы, Украина, стремящаяся в Евросоюз, постоянно позиционирующая себя, как современное государство, идущее путём демократии, должна сделать всё, чтобы реабилитироваться в глазах голландцев. Что же происходит на деле?

– Есть вероятность того, что коллекцию попытаются продать на чёрном рынке…, – со знанием дела заявляет Арсен Аваков, словно уже зная, кто и кому "попытается".

Министр иностранных дел Климкин напрягается и выдаёт следующее:

“Это вопрос взаимодействия правоохранительных органов. Если они, в том числе и через посольство Нидерландов, в плотном контакте и работают, это для меня очень важно. От дальнейших комментариев я воздержусь…”

Как говорится – ничего и ни о чём...

Лично мне вся эта компания напоминает шайку мелких воришек, случайно получивших власть. Им вроде и хочется выглядеть умными, но, получается быть только важными, а важность, как известно – признак глупости.

Подумать только, один предложил выкупить за баснословные деньги, другой, управляя силовыми структурами, лишь комментирует ситуацию, ничего не предпринимая, третий и вовсе ведёт себя, как паяц…

И всё это было сказано в преддверие голландского референдума по поводу ассоциации Украины с Евросоюзом! Так что, не удивительно, что результаты прошедшего шестого апреля референдума четко показали, как поменялось настроение жителей этой страны по отношению к Украине.

Вот почему я считаю, что время в данном случае работает на нас. Чем больше глупостей сделают в Киеве, тем больше у нас шансов на возвращение "золота скифов".

А пока нам остается только ждать. Ждать и надеяться.

В процессе изучения материала по "золоту скифов" мне удалось побеседовать с директором Центрального музея Тавриды, кандидатом филологических наук, историком и политологом Андреем Мальгиным.

Андрей Мальгин, директор Центрального музея Тавриды

– Андрей Витальевич, кому всё-таки должны вернуть экспонаты голландцы?

– В мировой практике таких прецедентов не было. Особенность этого дела в том, что его не стоит рассматривать, как спор между Украиной и Россией. Это не межгосударственный спор, это спор четырёх крымских музеев с государством Украина о принадлежности экспонатов.

Поэтому все эти музеи подали иск в суд Амстердама, суть которого в том, что предметы, найденные и хранящиеся на территории Крыма, имеют отношение к истории полуострова, причём, в том числе и в те времена, когда Крым не был частью Украины. Например, в Керченском музее экспонаты хранятся с конца 19 века. Крымские музеи придерживаются такой логики: предметы, взятые в музее должны вернуться обратно в эти же музеи.

– Украинцы могут возразить, мол, чего оглядываться так далеко назад, были времена, когда всё это вообще никому не принадлежало, а сейчас: взяли у Украины – Украине и верните.

– А они так и говорят. Мы не оспариваем этот пункт, мы просто выносим его за скобки. Мы говорим, что вещи должны вернуться туда, где они хранились, а вопросы принадлежности, это вопросы другого порядка и мы, как музеи, не можем их решать. Конечно, у нас есть своя гражданская позиция, но в данном случае она отношения к делу не имеет. Мы не дискутируем на тему государственной принадлежности этих предметов, но мы настаиваем на том, чтоб все предметы были возвращены на свои места в музеях и были соблюдены соответствующие пункты договора, который был заключён э на международном уровне.

– Какие иски рассматривает суд и на каком этапе идёт процесс?

– Ближайший суд рассматривает два иска. Один от крымских музеев, другой от имени Украины. В настоящее время суд собирает доказательную базу. Мы доказываем своё: откуда взялись артефакты, кто и когда их нашёл, какие средства были затрачены на раскопки, изучение, реставрацию, хранение и т. д.

Фразу "скифское золото" надо понимать в кавычках. Понятие "скифское золото" – это артефакты, найденные при раскопках скифских курганов или имеющие отношение к скифам. То, что отправлено в Амстердам, а это экспонаты 4-х крымских музеев – Керченского, Херсонесского, Бахчисарайского и Центрального музея Тавриды – намного ценнее золот а

– Нормально ли то, что на суд не приглашены представители крымских музеев?

– Да, это обычная практика. Сейчас спор переведён в юридическое русло, и весь судебный диспут ведётся юристами.

– Кто выступает в роли истца от крымских музеев?

– Крым представляет одна крупная международная юридическая компания, которая в свою очередь наняла голландскую юридическую компанию, которая и отстаивает наши интересы.

– То есть, можно сказать, что в Голландии Крым представляют голландцы?

– И голландцы в том числе. Скорее всего, так же обстоит дело и с украинской стороной.

– Предположим, что мы проиграем суд, что мы потеряем? Все говорят –"скифское золото, скифское золото"... а можно уточнить, что конкретно?

– Вот как раз скифского золота там и нет.

– Вот те на! Это как же?

– Фразу "скифское золото" надо понимать в кавычках. Понятие "скифское золото" – это артефакты, найденные при раскопках скифских курганов или имеющие отношение к скифам. То, что отправлено в Амстердам, а это экспонаты 4-х крымских музеев – Керченского, Херсонесского, Бахчисарайского и Центрального музея Тавриды – намного ценнее золота.

То есть, скифского золота, там практически нет. Есть позднеантичные изделия из золота местного производства, отражающие культуру поздней античности и раннего средневековья. И если там и есть золотые вещи, то это далеко не самое ценное.

Например, из Херсонесской коллекции отправлена высеченная в мраморе надпись в честь историка Сириска за написание им истории Херсонеса. Этот экспонат намного ценнее золота. Из керченского музея в Амстердам отправлена "Змееногая богиня", которая также является символом музея. Она тоже ценнее золота.

Таким образом, скифского золота, как такового, там почти нет, и золотые изделия в этой экспозиции – не главная часть коллекции.

Фото: Евгений Бондаренко. Одна из витрин Центрального музея Тавриды, Симферополь, Крым

– Ваш прогноз – как долго может тянуться вся эта судебная история?

– Суд – первая инстанция, потом суд – аппеляционная инстанция и последняя инстанция – кассационная. В настоящее время идёт сбор доказательной базы. Даже если мы выиграем суд, не факт что нам всё сразу вернут.

– И каким может быть максимальный срок ожидания?

– Лет десять…

– И если мы в какой-то период всё-таки выиграем эту борьбу, в ответ опять начнёт бороться Украина?

– Скорее всего, да.

– Насколько большой окажется потеря для Крыма, если мы всё-таки проиграем все суды?

– Потеря, конечно, существенная, особенно касаемо утраты керченской “Змееногой богини” и нашего “Сириска”. Ущерб будет серьезным.

– Придется смириться?

– Нет, мы будем продолжать борьбу. Не одно решение суда не будет являться конечной инстанции. Мы будем всё время отстаивать свою правоту.

– Но тогда можно сказать, что процесс будет бесконечным?

– Можно сказать, что в несудебном порядке, по крайней мере, для общества, мы всегда будем обозначать себя, как несправедливо пострадавшую сторону.

– Что говорит об этой ситуации мировая наука – не юристы, не политики, а ученое сообщество?

– Это первый случай попытки отъема ценностей после второй мировой войны. Столкнулись два приоритета – государственный и научный, и главная задача, стоящая перед судом, определить, какой из них важнее в данной ситуации. Подобных судебных процессов в мире до сих пор не было. Затрагиваются важные принципы. Если произойдёт невозврат, это будет означать, что любой музей может пострадать таким же образом. Если экспонаты вернут, то и государства с этого момента будут по-другому смотреть на своё имущество, находящееся в музеях. В любом случае, каким бы ни было решение, оно вызовет резонансы – общественный, научный, юридический и политический.

– Насколько политизировано это дело?

– Практически, на 100%. А теперь давайте вернёмся к экспонатам и я расскажу вам немного о самых необычных предметах выставки.

ДЕКРЕТ В ЧЕСТЬ СИРИСКА, III В ДО Н. Э.

Декрет в честь историка Сириска, Херсонес-Таврический

Экспонат представляет собой фрагмент мраморной стелы, состоящей из трёх частей. Верхний фрагмент был обнаружен на территории Херсонеса-Таврического во время раскопок Одесским археологическим обществом в 1879-1880 году. Два остальных фрагмента найдены там же, в 1908 году.

Кем же был этот Сириск? Как сообщает энциклопедия, Сириск – историк Херсонеса-Таврического, живший в III веке до н. э., подробно описавший в своих трудах историю полиса и его взаимоотношения с Боспором и другими государствами. Вот, как об этом говорится в самом декрете, высеченном на мраморной стеле:

"Гераклид, сын Парменонта, предложил: поскольку Сириск, сын Гераклида, явления Девы трудолюбиво описав, прочитал, и про отношения к царям Боспора рассказал, и бывшие дружественные отношения с городами исследовал согласно достоинству народа, – то дабы он получил достойные почести, да постановит совет и народ похвалить его за то, и симмнамонам увенчать его золотым венком в Дионисии, в 21 день и быть провозглашению:

“Народ венчает Сириска, сына Гераклида, за то, что он описал явления Девы и бывшие дружественные отношения с городами и царями исследовал правдиво и согласно с достоинством государства. Написать симмнамонам на каменной плите народное постановление и выставить в притворе храма Девы; понесенный же расход выдать согласно решению казначею священных сумм. Это решено советом и народом месяца … в десятый день …"

“ЗМЕЕНОГАЯ БОГИНЯ”, V В. ДО Н. Э.

Фото: Алексей Чугуй. Змееногая богиня, Восточно-крымский историко-культурный музей-заповедник, Керчь

Экспонат представляет собой двустороннюю скульптуру из керченского известняка, изображающую женскую фигуру со скрученными жгутом растительными побегами вместо ног. Высота скульптуры 124 см, а с учетом недостающих фрагментов – около двух метров.

Основная часть фигуры была найдена на северном склоне горы Митридат, территории бывшего Пантикапея – столицы Боспорского царства. Раскопки производились под руководством директора Керченского музея Степана Веребрюсова, в конце 19 века. Позже были найдены другие недостающие фрагменты.

Образ прорастающих и змееногих богов с древнейших времён был распространён в культуре разных стран. Он символизировал собой древо жизни, оберег, божество, означающее взаимосвязь жизни и смерти.

"Змееногая богиня" – уникальный в своём роде памятник античного искусства, найденный на территории полуострова. Скульптура является визитной карточкой Керченского музея, утрата её будет невосполнима для крымской истории и науки.

ЛАКОВЫЕ ШКАТУЛКИ, I В. Н. Э.

Лаковые шкатулки после реставрации

Четыре лаковых шкатулки были найдены в позднескифском погребении Усть-Альминского могильника и датируются археологами серединой первого века нашей эры. Они не золотые, не серебряные и даже не бронзовые – деревянные, но ценность их намного выше любых драгоценных металлов.

Они уникальны. Представьте себе: китайские шкатулки – в Крыму, две тысячи лет назад! Как они попали сюда? Я спросил об этом видного крымского археолога Игоря Николаевича Храпунова.

– Аналогов этим шкатулкам нет, по крайней мере, на пространстве от Китая до Крыма, поэтому их путь из Поднебесной на наш полуостров можно бесконечно предполагать, но доподлинно узнать невозможно. По крайней мере, пока. Как отслеживается маршрут артефактов? Предмет сравнивается с аналогичными, найденными в других местах. Локация наносится на карту. Сами предметы сравниваются между собой, определяются закономерности, уточняются детали. Конечно, всё это приблизительно, но появляются хоть какие-то зацепки. В данном случае сравнить не с чем. В этом и состоит их уникальность.

Лучше всех историю шкатулок рассказывает Валентина Мордвинцева – крымский куратор выставки в Голландии:

– Найденные шкатулки были в ужасном состоянии, какое-то время они даже лежали у меня в холодильнике, пока я пыталась найти того, кто возьмётся их реставрировать. В конце концов, мы получили от японского Фонда Сумитомо деньги на реставрацию и отвезли эти шкатулки, а точнее, органические остатки, в Японию. Представьте себе, их реставрировали четыре года! Это была настолько кропотливая работа, ведь практически из мусора были чудесным образом воссозданы уникальные шедевры двухтысячелетней давности. Тогда никто ещё толком не понимал до конца значения этого открытия. Очень хотелось показать их мировому сообществу. Вот так и появилась идея включить эти шкатулки в число экспонатов для выставки в Европе. Очень обидно, что у нас их ещё никто толком не видел…

Что могло храниться в таких шкатулках две тысячи лет назад? Этого, к сожалению, сказать тоже никто не может. Драгоценности, благовония, травяной сбор, а может они сами по себе были украшением, диковинкой из далёкой страны…

Самое интересное в археологии не просто найти что-то необычное, а как можно больше узнать о нём.

ГЛИНЯНЫЕ БАРАНЧИКИ, IV В. Н. Э.

Фото: Валентина Мордвинцева. Сосуды в виде баранов,

Центральный музей Тавриды Да простят меня археологи, это я их так назвал, не поворачивается язык назвать лепными сосудами эти, может быть примитивные, но такие милые фигурки!

Найдены они были во время раскопок могильника Нейзац, находящегося в живописном месте Белогорского района, недалеко от Балановского водохранилища. Археологической экспедицией руководил уже знакомый нам доктор исторических наук Игорь Храпунов.

Внутри фигурки полые, сверху на спине у баранчиков отверстие, куда можно налить какую-либо жидкость. Впереди, на конце мордочки есть ещё одна крохотная дырочка. Это также уникальная находка, потому что до сих пор не было найдено ничего подобного.

Можно лишь предположить, как их использовали 16 веков назад. Возможно, это были своеобразные кувшинчики для масла или уксуса, такие, как стоят сегодня на обеденном столе.

А может быть это поилка для маленьких детей – налил водичку, заткнул пробкой и пусть себе малыш потихоньку сосет воду через дырочку – и не разольет, и не обольётся.

А если ребёнок постарше сильно подует в отверстие сверху, из носика ударит струйка воды и получится античная брызгалка. Вот, сколько вариантов сразу пришло в голову! Может кто-то ещё придумает?

Фото: Евгений Бондаренко. Раскопки могильника Нейзац, Белогорский р-н, Крым, 2015 г.

А вы давно были в музее? Согласитесь, когда встаёт вопрос о том, куда пойти – в музей, кино или ресторан, музей, как правило, остается на последнем месте. Вот и напрасно. В наших крымских музеях, друзья, можно увидеть потрясающие вещи, среди которых есть уникальные.

Не забывайте об этом и заходите в музеи хотя бы иногда. Большинство из них специально для этого и построены!

В этой статье:

Золото скифов - всемирно известный артефакт, часть мирового культурного наследия. С ним связано множество споров и спекуляций. Даже сейчас ювелиры не могут понять, каким образом скифским мастерам удавалось достигать такого уровня ремесла в те времена. Скифское золото пользуется популярностью на аукционах, а музеи борются за право его выставлять.

Захоронения скифов

В 7 веке до нашей эры в степях Северного Причерноморья обитал древний воинственный народ - скифы. Территория, на которых сейчас находят скифские поселения огромна, она занимает практически всю юго-восточную часть Украины и даже больше. Поначалу скифы не имели укрепленных поселений, племена были кочевыми.

Скифы славились своими набегами на страны Востока. На Запад они также совершали походы, где грабили земли европейцев. Другие цари всячески пытались договориться со скифами, они отдавали в жены своих дочерей, откупались дарами.

Скифское золото

Но скифы не были только воинами и разрушителями. Сейчас доказано, что они имели богатую культуру, занимались торговлей, земледелием, выращиванием скота. Только около 2 века до н. э. у них появились укрепления. Столицу Скифского государства - город Неаполь - археологи раскопали в самом центре Крыма около города Симферополь.

Скифы были связаны с греками, в их мифологии встречается упоминание греческих богов. А философы Древней Греции часто писали о скифах, богатейшие из которых переселялись в Грецию и принимали ее культуру и обычаи.

Как и другие народы, скифы верили в загробную жизнь, поэтому хоронили своих умерших со всеми почестями. Более того, при захоронении знатного скифа ему в могилу клали не только сокровища, но и жену со слугами, которых убивали. Особенно значимо происходило погребение скифских царей.

Обряд был подробно описан Геродотом. После смерти царя его тело долго возили по городам, а местные жители должны были скорбеть по поводу его кончины. Могилы царей были богатыми, в них клали золотые украшения, художественные изделия, оружие и насыпали курган.

Геродот описывал пристрастие скифов к ювелирным изделиям, которое подтвердилось на практике, когда начали раскопки захоронений. Были найдены не просто красивые предметы, а произведения искусства.

На скифских сокровищах изображались животные, сами скифы, сцены из мифологии. Характерное изображение животных даже породило такое понятие, как «скифский звериный стиль». По данным исследований, богатейшие скифы заказывали сокровища у греческих ювелиров, которые на тот момент достигли небывалого мастерства.

Самые знаменитые находки

В далеком 1853 году в Феодосии велись раскопки, вследствие которых было обнаружено множество ювелирных изделий и предметов быта скифов, которые представляли историческую ценность. Но самой уникальной находкой в тех раскопках были серьги. Они были выполнены в виде подвески и дисков. На диске были изображены сценки соревнований, а подвески покрыты филигранным узором тончайшей работы.

До сих пор современные ювелиры удивляются мастерству, с которым они были сделаны. Состав припоя и секрет пайки, с помощью которого они были сделаны, в свое время пытался разгадать сам Карл Фаберже, но так и не достиг успеха. Он попытался повторить изделие, но у него это не получилось, не смотря на то, что в его распоряжении было много на тот момент современного оборудования.

В 1862-1863 году раскопки велись неподалеку от столицы государства скифов Неаполя, на Чертомлыкском кургане. Он представлял собой двадцатиметровую насыпь с цоколем из камня. К сожалению, это погребение было разграблено давно, однако кое-что обнаружить удалось. Сначала ученые наткнулись на погребения слуг и лошадей, но когда они прошли дальше, то обнаружили останки наложницы царя.

В могиле наложницы присутствовали украшения из золота. Например, там нашли метровую серебряную вазу, которая была сделана в виде сосуда, краны которого были выполнены в виде голов коней и львов. Сосуд предназначался для вина и был украшенный тонкими рельефными изображениями скифов, укрощающих лошадей и других животных.

В 1903 году был обнаружен Келемесский могильник. Сначала его нашел охотник за сокровищами Шульц, и пока это не было обнаружено государством, он занимался переплавкой украшений и продажей драгоценных металлов и камней. Позже его обвинили в незаконных раскопках и ими занялись археологи. Эти погребения были богаты на скифское золото.

Там нашли большое зеркало из серебра, золотые чаши, диадему, кинжал и меч, обложенные золотом. А также множество золотых изделий, изображающие зверей. Кстати, не все из этого было сделано скифами. Как показали исследования, ритон в виде рога животного был только изготовлен скифским мастером, а вот орнамент наносил на него уже греческий ювелир.

Самым знаменитым из этих раскопок было серебряное зеркало. Его диаметр - 17 сантиметров, с одной стороны оно было заполировано, а с другой - покрыто сплавом золота и серебра. Зеркало разделялось на одинаковые секторы, которых было 8 штук, каждый из которых изображал персонажей из мифологии. Например, в одном из них у ног сфинксов лежала пантера, а в другом - бородачи, дерущиеся с грифоном. Сейчас эти находки находятся в Эрмитаже.

Но самым известным захоронением скифов до сих пор является курган Толстая могила. Он был обнаружен на территории днепропетровской области и являлся царским захоронением. Раскопки велись в 1971 году.

В Толстой могиле было обнаружено захоронение богатого воина, женское захоронение, захоронение слуг, а также впоследствии ребенка. Женщина была одета в роскошные платья, на которых красовались бляшки из золота, из него же и головной убор. На ее пальцах было одиннадцать золотых колец.

В этом захоронении также было найдено множество изделий в зверином стиле. Все они свидетельствовали о высоком мастерстве творцов и представляют как историческую, так и художественную ценность. Там находились сосуды из бронзы, кубки из металла. Были также скульптурные изображения, ювелирные фигурки зверей, изделия с орнаментом и вставками из эмали.

Жемчужиной это могилы стала знаменитая пектораль, которая и сейчас иллюстрирует золото скифов в учебниках и справочных источниках. Собой она представляла нагрудное украшение тончайшей работы, выполненное из золота. Вес изделия составлял один килограмм. Пектораль была украшена тремя ярусами изображений.

На нижнем ярусе были изображены мифические грифоны и существующие хищники из семейства кошачьих. Средний ярус содержал узор из растений с птицами. Верхний ярус украшали бытовые сцены. В центре находятся два скифа, которые изучают золотое руно.

Самая большая коллекция скифского золота до недавнего времени находилась в украинских и крымских музеях.

Судьба гробниц и важность сохранения реликвии

Одно из самых известных скифских захоронений - Чертомлыцкое, оно было разграблено еще много лет назад, когда вскоре после похорон туда прорыли тоннель грабители. Конечно, там кое-что осталось и археологам, но неизвестно, сколько всего было утрачено.

В 1884 году под Киевом археологов Гринцевич раскапывал Рыжановский курган, а вскоре после него местный житель обнаружил размытую дождем траншею. Несколько дней он тайно вел раскопки, которые привели к тому, что он выкопал множество украшений и амфору из золота. И даже после этого крестьянина другой археолог нашел еще 446 предметов.

При обнаружении древних захоронений кладоискатели не затрудняются определять историческую ценность сокровищ. Они считают, что такие зарытые предметы являются кладами, которые спрятали запорожцы или гайдамаки. Это приводит к тому, что теряется значительная часть наследия.

Сегодня скифское золото пользуется спросом на мировых аукционах древности в США и Европе. Оно появляются и уходит «с молотка» за огромные деньги. Например, недавно стандартная бляшка, имеющая форму оленя и выполненная штамповкой, при менее одного грамма, была оценена в 10 тысяч. А более редкую бляшку продали за 380 тысяч долларов.

Любители легкой наживы интересовались степными курганами еще в далекой древности. Поэтому малая часть скифских захоронений не была разграблена до того, как их обнаружили ученые. Тем не менее курганы преподносят все новые и новые открытия даже сейчас. И скорее всего, далеко не все сокровища скифов уже были найдены.

Из музеев Крыма в Киев. В это собрание входят ценнейшие артефакты народа, который заселил полуостров еще до нашей эры. Телеканал «Звезда» разбирался, почему коллекция представляет для Крыма такую ценность, что в нее входит и почему скифы были так неравнодушны к золоту.Жемчужины коллекции Сейчас даже сложно представить, что 2,5 тысячи лет назад скифы, которых древние греки считали варварами, делали в Крыму красивейшие украшения из золота. Скифские мастера смогли выработать свой узнаваемый с первого взгляда стиль, который сейчас называют скифско-звериным.Одна из жемчужин скифской коллекции – змееногая богиня. По преданию, она вступила в любовную связь с Гераклом и родила от него сына Скифа, от которого и пошел весь народ.

Другой предмет коллекции – изумительный золотой браслет с птичьим орнаментом и драгоценными камнями. Его создание требовало особенно тонкой работы, ведь золото – мягкий металл, и требуется высочайшее мастерство, чтобы сделать вещь из него прочной.

При этом один из наиболее ценных экспонатов коллекции сделан отнюдь не из золота. Шкатулка из слоновой кости была вырезана в Китае в I веке нашей эры, а найдена в скифской гробнице. И это доказывает, что уже тогда скифы имели связи и с Востоком, и с Западом.

Крым – их Поэт Александр Блок не зря когда-то громко воскликнул: «Да, скифы – мы, да, азиаты – мы». Этнически нынешние жители России потомками скифов, конечно, не являются, но этот древний народ жил там же, где сейчас живут многие русские – в степях между Доном и Дунаем.Столицей скифского царства был город Неаполь: его развалины до сих пор можно увидеть недалеко от Симферополя. То есть «Крым наш» скифы могли гордо говорить уже в IV веке до нашей эры. Вот только тогда полуостров назывался Тавридой.Любовь к золоту В истории найдется мало народов, которые не любили бы золото и не старались бы собрать его как можно больше. Но у скифов к этому металлу была религиозная тяга. Они, как и их соседи персы, были солнцепоклонниками, и в скифской мифологии золото отождествлялось с огнем, солнцем, вечной жизнью.Кроме того, у скифов были интересные похоронные обряды, которые позволили узнать об этом народе так много. Умершего знатного человека хоронили в огромном кургане, куда клали его оружие, драгоценности, личные предметы, убитых жен, рабов и животных. Чтобы на том свете покойника хорошо встретили, золота должно было быть как можно больше.До прихода русских в XVIII веке в Крыму жили народы, не особо любознательные по части археологии, поэтому почти все это множество курганов открыли уже россияне. Первыми на золото скифов наткнулись моряки Черноморского флота, которых направили набирать камень в керченских каменоломнях. Это произошло в 1860 году, когда еще ничего не было известно ни о золоте Трои, ни о гробнице Тутанхамона.Сейчас считается, что в Крыму раскопаны только 10% всех существующих скифских курганов. Так что главные находки еще впереди.

Отважные воины, непревзойдённые ремесленники, хорошие скотоводы… Всё это о скифах - одном из самых загадочных народов, появление которого учёные называют «внезапным», что конечно же, небезосновательно.

Возникновение скифов датируется VII веком до нашей эры. Заселив довольно обширную территорию – равнины от западной части Дуная до восточной части Дона, скифы уже были народом со своей культурой и чётко сформированной государственностью, где была и верховная, и исполнительная власть. Откуда прибыли скифы на эти территории, с чего начинается история данного народа, по сей день остаётся загадкой, хотя в настоящее время и выдвигается несколько основных версий.

Имея на то время лучшее вооружение и высоко подготовленную армию, более пятисот лет скифы держали в страхе своих «соседей», например, более слабых фракийцев. Однако есть исторические подтверждения тому, что скифы громили и очень серьёзных соперников, среди которых мощнейшая держава Ахеменидская Персия, армия которой составляла более 6 000 воинов.

Армия скифов была не такой многочисленной, а разгромили противника они благодаря собственной непревзойдённой тактике ведения военных действий. Спустя время, скифы пошли на Египет и разгромили сильнейшее войско фараона Псамметиха. Примеров можно привести ещё много, но ясно одно: эпоха скифов – одно из самых ярких пятен в истории тех народов, которые когда-либо заселяли территорию современной Украины и южной России.

Своё существование Скифия прекратила в конце III века после поражения германскими племенами. Часть народа была уничтожена захватчиками, оставшееся население слилось с завоевателями.

Помимо отважной армии и жестокости, которая проявлялась в отношении других народов, скифы прославились ещё и необычайной любовью к роскоши. Один из примеров - «богатейшие» места захоронений.

Усопших хоронили в насыпных курганах, которые заполняли большим количеством золотых изделий (золото у этого народа, как впрочем, и у многих других, ассоциировалось с вечной жизнью и богатством). Интересно, что так скифы провожали в мир иной не только богатую знать, но и простых людей. Одежда, в которой хоронили усопшего, была вся обшита золотом.

Для этого, скифами даже была разработана определённая технология производства золотых изделий, которая представляла собой ручную вытяжку золотой «фольги», из которой выдавливали тонкие бляхи или так называемые медальоны. На них были вытеснены различные изображения.

Этой работой занимались специально обученные ремесленники, а секреты создания золотых украшений, которые нашивались на погребальное одеяние, передавались из поколения в поколение. Помимо этого, при захоронении знати, скифы клали в могилы ещё и довольно массивные изделия из золота. Очень часто скифы прикрывали благородным металлом даже лица умерших - накрывали их масками, выполненными из золотой фольги.

Кроме того, что золото скифов имеет особую манеру исполнения, объектами для изображений на этих изделиях выступают в основном животные. Три их основные группы: хищники, копытные и птицы. Встречаются также и вымышленные фантастические животные. Нельзя не отметить и тот факт, что изображениям всех зверей на золоте скифов характерен весьма ограниченный набор поз. Например, хищники из семейства кошачьих спят свернувшись, копытные стоят на кончиках копыт, оленей скифы изображали в лежачей позе с подогнутыми ногами и т.д.

К сожалению, вообразить себе весь масштаб золотого наследия одного из самых удивительных и загадочных народов современному человеку не представляется возможным. Курганы грабили, как во времена скифов (причём промышляли этим не только соседние поселения, но и сами скифы), так и после. Очень много курганов было «растаскано» германскими племенами, захватившими Скифов. Возможно, нетронутых мест захоронений уже и вовсе не осталось, по крайней мере, тех, где была захоронена скифская знать. Для опытных кладоискателей определить, где спрятано золото, не составляет труда.

К тому же, сориентировать в структуре такого места захоронения достаточно просто. В основном, грабители использовали такой способ – проделывали узкий лаз непосредственно к месту, где покоился усопший, снимали с него золото и возвращались обратно.

Уцелевшее и сохранившееся до наших дней золото скифов можно увидеть в Музее исторических драгоценностей Украины, которую по праву называют «Золотой кладовой». Известия о том, что древние артефакты могли быть вывезены новыми властями за территорию страны в качестве залога под новые кредиты и финансирование, взбудоражило многих. И дело даже не в том, что данные экспонаты являются золотым запасом Украины. Изделия скифов выполнены из низкопробного золота и имеют исключительно культурную ценность - это наследие народа, заселявшего территорию современной Украины и восточной части России за тысячу лет до нашей эры.

Существует также мнение, что сокрытие или вывоз артефактов может иметь и более глубокий смысл – уничтожение фактов, которые опровергают мифологическое «еврейское первородство». К слову, когда речь заходит об «арабской весне», войне против Сирии и Ирака, тоже часто упоминается о похищении артефактов. Есть предположение, что до сокровищ, которые хранились в Киеве (если, конечно, их вывоз, действительно, имеет место быть), дотянулись те же руки, которые причастны к исчезновению древностей из музеев Каира и Маллави, Иракского национального музея в Багдаде и т.д. Однако докопаться до правды не представляется возможным.

История местонахождения золота скифов, хранившегося в Музее исторических драгоценностей Украины, на сегодняшний день покрыта такой же тайной, как и история возникновения самого народа.

Автор - Bo4kaMeda . Это цитата этого сообщения

ЗОЛОТО СКИФОВ

СКИФЫ


Колье-ошейник
Около 1800 до н. э.
Золото; ковка

Обычай хоронить покойников в насыпных курганах был свойственен многим
кочевым племенам. Но скифские курганы, буквально, набиты золотом. Причем, не только захоронения знати, но и рядовых граждан.


Ни у каких других племен курганы не были столь богаты. Это бъясняется не только тем, что золото во все времена и у всех народов было символом богатства, но и особой ролью этого металла в религии и мифологии скифов. В иранской мифологии золото отождествлялось огнем, солнцем и вечной жизнью.
Отправляя умершего в загробный мир, его одежду старались сплошь покрыть драгоценным металлом.

Для этого была разработана специальная технология – ручная вытяжка золотой фольги и выдавливание из нее тонких блях с вытесненными на них изображениями. Делали это специальные мастера, передававшие свое искусство из поколения в поколение. Эти бляхи и нашивали на погребальный саван и одежду.

Согласно преданию, которое для нас сохранил “отец истории” Геродот, на скифскую землю пролился драгоценный метеоритный дождь. С неба упали золотые предметы, плуг с ярмом, секира и чаша. Первыми небесные артефакты увидели три брата–скифа и что есть духу кинулись к сокровищам.

Но едва старший брат подошел, чтобы поднять их, как золото запылало. Он отступил. Приблизился второй брат – золото опять воспламенилось.

И лишь когда подошел младший брат, пламя погасло, и он отнес золото к себе в дом…

Упомянутые священные золотые предметы скифские цари тщательно охраняли и с благоговением почитали их.


Ременная бляшка 8 век до н. э. Золото, серебро, цветное стекло
Принадлежит культуре киммерийцев, населявших земли теперешней Украины до прихода скифов


Бляшка "Олень" 6 век до н. э. Золото
Образец зооморфного искусства ("звериного стиля"). Копыта оленя выполнены в виде "большеклювой птицы"


Ножны. Фрагмент Конец 5 - начало 4 века до н. э. Золото, чеканка
Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
Изображены сцены битвы между варварами и греками. Найдены в кургане Чертомлык, близ Никополя


Скифский гребень с изображением батальной сцены
Конец 5 - начало 4 века до н. э. Золото
Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
Найден в кургане Солоха


Пектораль. Фрагмент Середина 4 века до н. э. Золото; литьё, филигрань.
Государственный исторический музей Киев
Мужское украшение с изображением картин пастушеской жизни, сцен битв с участием грифонов, львов, коней и диких кабанов. Найдено в кургане Толстая могила (Украина)


Ваза с изображением скифских воинов 4 век до н. э. Электрум; чеканка
Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
Электрум - природный сплав золота (80%) и серебра (20%). Найдена в кургане Куль-Оба


Гривна с фигурками скифов-всадников 4 век до н. э. Золото
Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
Украшение было в ходу у кочевых народов. Найдена в кургане Куль-Оба


Серьги, ожерелье, браслеты и трубочка 4 век до н. э.
Золото, ковка, чеканка, скань, зернь, тиснение, пайка
Украшения выполнены греческими ювелирами. Найдено в Северной Украине


Сосуд со сценами охоты 400 - 375 до н. э. Серебро; позолота
Найдено на раскопках 1913 года в Кургане Солоха (Приднепровье)


Золотая гривна с окончаниями в виде скифских всадников. Фрагмент
400 - 350 до н. э. Золото
Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург


Золотая гривна с окончаниями в виде скифских всадников. Фрагмент 400 - 350 до н. э.
Золото
Государственный Эрмитаж
Санкт-Петербург
Найдено в Кургане Куль-Оба, Крым


Пара золотых серег с диском и ладьевидной подвеской
Около 350 до н. э. Золото
Курган Куль-Оба, Крым


Подвески и фибула 2 - 1 век до н. э. Агат, сердолик, цветное стекло
Краснодар
Из станицы Динской


Браслет Вторая половина 1 века н. э.
Золото, бирюза, коралл, стекло


16 Кинжал Вторая половина 1 века н. э.
Золото, гранат, бирюза


Височный фалар от банданы 1 век
Золото, агат, бирюза, альмандины, коралл, цветное стекло
Из могильника "Дачи"


Браслет 4 - 5 век Золото, стекла; литье


Шейная гривна 4 - 5 век Золото, стекла; литье Диаметр 22 см
Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата Москва
Найдено в Северном Причерноморье


Бляшка в виде фигурки кабана Золото
Государственный исторический музей Киев
Маленькие зооморфные (в виде фигурок кабанов, львов, оленей, коней) и антропоморфные (в виде Беса, Горгоны и других божеств) бляшки получили распространение в искусстве скифов и использовались для украшения одежды, головных уборов и конской сбруи


Бляшка в виде фигурки льва Золото
Государственный музей искусств народов Востока
Москва


Зеркало. Серебро; позолота
Государственный исторический музей Киев
Из кургана Келермес. Декорировано сценами в средневосточном, египетском и иранском стилях.


Круглая фалера Золото
Государственный музей искусств народов Востока Москва
Украшала костюм или церемониальную одежду, нашивалась прямо на ткань. Сюжетом для декора послужила стилизованная большеклювая птица


Нашивная бляшка "Конный скиф" Золото
Государственный Исторический музей Москва
Найдено в кургане Куль-Оба


Пектораль. Фрагмент Золото
Государственный исторический музей Киев
Некоторые из изображенных животных "смотрят на нас" - этот прием характерен для мастеров черноморских греческих колоний


Браслет с изображением зверей 5 - 4 век до н. э. Золото
Государственный Эрмитаж
Санкт-Петербург


Спиральный браслет с фигурками животных
4 - 3 век до н. э. Золото
Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
"Сибирская коллекция" Петра I


Скоба, фибула, бляхи с изображением грифонов
Конец 2 - первая половина 1 века до н. э. Гранаты, стекло; эмаль
Государственный Исторический музей Москва
Найдено в Северском Кургане (Северный Кавказ)


Гривна с оленьими головами 1 век до н. э. - 1 век н. э. Золото
Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник
Краснодар
Найдено в станице Старокорсунской


Сарматские парные подвески Конец 1 - начало 2 века
Золото, сердолик, цветное стекло
Азовский краеведческий музей
Из "Сладковского" могильника, Ростовская область


Поясная застежка 2 - 3 век Бирюза
Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник
Краснодар
Из некрополя Горгиппии


Серьга Золото, филигрань


Эгрет в виде грифона, держащего в когтях горного козла Золото
Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
Вероятно, украшал головной убор знатного воина. Найдено в междуречье Иртыша и Оби

territa.ru

Оригинал записи и комментарии на



Публикации по теме

  • Леди гага в платье из мяса Леди гага в платье из мяса

    Футуристичное платье Гаги напоминает то ли об орбитах далеких планет, то ли о космическом вихре. Очевидно одно: Жанна Агузарова нервно...

  • Игла Игла "Ухошип" для плетения

    Браслеты из натуральных материалов всегда будут актуальными. Эти универсальные аксессуары способны добавить изюминку и дополнить образ как...