Условия эффективного применения наглядности. Наглядные методы и приемы обучения Наглядный метод включает в себя

К группе наглядных методов обучения относятся:

-НАБЛЮДЕНИЕ;

-ДЕМОНСТРАЦИЯ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ.

Виды наглядности :

Естественные;

Картины и иллюстрации; Картинно -динамический вид (диафильм)

Объёмная наглядность (модели, муляжи)

Аудиовизуальный вид (кинофильмы, видеофильмы)

Графический вид (схемы, модели)

Экспериментальный вид.

ДЕМОНСТРАЦИЯ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ:

Рассматривание картин, репродукций, диафильмов, слайдов, видеофильмов и других наглядных средств.

Этот метод позволяет решать ряд дидактических задач.

Формируются статические наглядные образы.

Наглядные приёмы обучения:

-Показ способов действий

-Показ образца.

Показ действий , способов работы, последовательности еёвыполнения применяются на физкультурных, музыкальных занятиях, на занятиях по изобразительной деятельности, в трудовом обучении.

Этот приём раскрывает перед детьми задачу предстоящей деятельности,направляет их внимание, память, мышление. Показ должен быть точным, чётким. Дети должны видеть каждое движение, замечать особенности его выполнения, каждое своё действие Воспитатель обозначает словом.

Показ образца используется в обучении изо деятельности, труду,(особенно ручному, художественному). Педагог привлекает детей к анализу образца, определяет этапы выполнения.

В зависимости от уровня знаний и умений воспитанников, педагог предлагает им полный образец или несколько образцов на выбор.

НАБЛЮДЕНИЕ-это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы.

Значение наблюдения:

1)Для формирования полноценных представлений.

2)Для развития познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения.

3)Осуществляется разнообразная мыслительная деятельность ребёнка (поиск ответов на поставленные вопросы, сравнение, сопоставление)

4)Развитие мыслительной деятельности.

Наблюдение осуществляется на специальных занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни, на прогулке.



НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ НАБЛЮДЕНИЯ.

Постепенно расширяется круг Концентричность наблюдения.

наблюдаемых объектов.

Виды наблюдения:

Кратковременные

Длительные

Повторные

Сравнительные.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К НАБЛЮДЕНИЯМ .

*Объект наблюдения должен быть интересен для детей.

*Объект наблюдения должен находиться в таких условиях, которые позволяют выявить его характерные особенности.

*Воспитатель определяет цель наблюдения, определяет круг знаний, продумывает связь с опытом детей.

*Детям даётся целевая установка.

*Усвоенные знания должны получать дальнейшее развитие в деятельности детей (в рисовании, в труде, в перессказывании)

*Обеспечивать последовательности планомерность наблюдения в соответствии с задачами, особенностями объекта, возрастом детей.

*Наблюдение следует сопровождать точным словом.

18.Наглядные методы:наблюдение и демонстрации.

Виды наглядности:

1)естественные (природа:солнце,дерево)

2)картины и иллюстрации и картинно динамический вид.

3)Объемные(модели,муляжи)

4)аудиовизуальный вид(кинофильмы,видеофильмы)

5)графический(схемы,плазмы)

6)эксперемнтальный(опыт)

Наблюдение-это умение всматриваться в явления окружающего мира,выделять в них существенные,основная,замечать происходящие изменения,устанавливать их причины,делать выводы.

1.Значение наблюдения.

1.формирование полноценных представлений

2.разви-я позновательных процессов восприятия.мышления,памяти и воображения.

3.осуществляется разнообразное мыслительная дея-ть ребенка:поиск ответов на поставленные вопросы,сравнения,сопоставления.

Направление:

1)постепенное расширение круг наблюдаемых объектов.

2)концентричность наблюдения

Виды наблюдение

Кратковременные

Длительные

Повторные

Сравнительные

Дидактические требования к наблюдению:

1)объекты наблюдения должен быть интерес для детей

2)объект наблюдается в таких условиях,которые позволяют выявить его хара-ые особенности.

3)воспитатель определяет цель наблюдения,круг знаний,продумывает связь с опытом детей

4)детям дается целевая установка

5)усвоенных знания должны получать дальнейшие развитие дея-ти детей

6)обеспечивать послед-ть и планомерность наблюдении в соотв-и с задачами,особенностями объекта,возрастом детей

7)наблюдение следует соблюдать точным словом.

Демонстрация наглядных пособий-рассматривание картин,репродукции,диафильмов,слайдов,видеофильмов.Дают ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов.Формируются статические наглядные образы.На картине можно подробно рассмотреть предмет,его составные части,выявить св-ва.Благодоря этому осуществляется уточнение,расширение,углубление представлений об окр.мире.Рассматривание картин,наглядных средств помогает развивать наблюдательность,мыслительные процессы,обогощать речь.Большую роль демонстрация играет в расширении кругозора детей.Используются в доу разные виды картин:специально созданные дидактические картины(о временах года,животном мире),репродукции картин известных художников(золотая осень,грачи прилетели),книжная графика(иллюстрация в книге),предметные картинки(игрушки,транспорт).С помощью слайдов может иллюстрироваться рассказ педагога.Наглядные приемы обучения:показ способа действий,показ образца.

Показ действийспособ работы последовательности ее выполнения применяется на физкультурных,муз.занятиях,на изо,Показ должен быть четким,точным.Необходимо чтобы дети увидели каждое движение,заметили особенности его выполнения.

Показ образца- используется в изо,труду,.Педагог привлекает детей к анализу образца,определяет этапы выполнения.Если педагог хочет развить у детей самостоятельность,творческие способности,он должен показывать только те действия и способы работы,которые представляются для них новыми.В зависимости от уровня знаний и умений воспитанников педагог предлагаетим или полный образец(первичное обучение приемам) или частичный(только новые элементы),или несколько образцов на выбор(творческое воплощение ранее усвоенных приемов).

Наглядные методы обучения нацелены на наглядно-чувственное ознакомление учащихся с предметным миром, процессами и явлениями в их естественной форме либо в символьном отражении при помощи различных рисунков, репродукций, схем и т. п.

Замечание 1

Особенностью данных методов является то, что усвоение учебного материала имеет тесную взаимосвязь с используемыми учебными пособиями и техническими средствами (ИКТ).

Наглядные методы содействуют реализации дидактического принципа наглядности в обучении, обогащают методику преподавания, увеличивают эффективность и продуктивность урока, развивают у детей наблюдательность, наглядно-образное мышление, зрительную память, внимание. В общем смысле наглядные методы можно подразделить на 3 группы:

  • наблюдения,
  • иллюстрации,
  • демонстрации.

Данная классификация расценивает наглядные методы по источнику знаний. В педагогической литературе она часто подвергалась критике, поскольку не отображает характер познавательной деятельности учащихся и степень их самостоятельности в учебной работе. Тем не менее, эта классификация в настоящее время остается самой популярной у учителей-практиков.

Наблюдение

Как средство иллюстрирования обширно используется классная доска и интерактивные доски, на них записываются даты, слова, предложения, задачи, делаются зарисовки, раскрывается последовательность выполнения каких-либо учебных действий. Применяются также отдельные иллюстративные пособия, баннеры, таблицы, картины, карты, чертежи, схемы.

При применении иллюстраций как наглядного метода обучения следует соблюдать ряд условий:

  • они должны соответствовать возрасту учащихся, употребляться в меру и исключительно в подходящий момент урока (занятия), подаваться таким образом, чтобы все учащиеся имели возможность в полной мере видеть иллюстрацию;
  • педагог должен точно выделять главное при показе иллюстраций, отчетливо продумывать пояснения к ним;
  • иллюстрация должна быть согласована с содержанием материала, эстетически выполнена, а также должна привлекать самих учеников к нахождению желанной информации.

Демонстрации

Метод демонстраций традиционно связан с презентацией устройств, оборудования, опытов, кинофильмов, диафильмов, магнитофонов, компьютерных программ. Они применяются с целью формирования у учащихся интереса, познавательной мотивации, создания проблемной ситуации, ознакомления с новой информацией.

Так, при использовании компьютера, магнитофона демонстрируются эталоны выразительной речи, произведения музыки. Фрагменты кино-, телепередач, видеофильмы употребляются при демонстрации новых достижений науки, техники, культуры, уникальных документов, архивных материалов, произведений дизайнеров. Широкие возможности для демонстрации учебных материалов на базе технологии мультимедиа дают кабинеты, оборудованные компьютерной техникой (с выходом в Интернет), мультимедиапроектором, интерактивной доской.

Рисунок 2. Характеристика наглядных методов обучения

К демонстрациям предъявляются следующие требования

  • демонстрируемые предметы должны иметь соответствующий размер для отличной видимости всем учащимся, для небольших объектов целесообразно использовать различные проекции или организовать поочередное наблюдение с вызовом учащегося к демонстрационному столу;
  • во время демонстрации учителю нужно стоять лицом к классу, чтобы видеть реакцию учащихся, не следует и заграждать демонстрируемое, иначе вероятны ошибки в представлении материала, нарушения дисциплины;
  • количество демонстраций должно быть оптимальным, поскольку их излишество рассеивает внимание, утомляет, понижает степень познавательного интереса;
  • перед началом демонстрации, как правило, дается вступительное слово, а после проводится беседа по результатам просмотра;
  • рекомендуемая продолжительность видеофильмов в младших классах – не более 10 минут, в старших - до 30 минут;
  • при демонстрации сложного материала целесообразно делать паузы для объяснения учителя и записи учениками информации.

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

  • а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
  • б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;
  • в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;
  • г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
  • д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;
  • е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;
  • ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Практические методы

Эти методы основаны на практической деятельности учащихся. К ним относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Упражнения . Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся.

Упражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую работу.

По степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнений выделяют:

  • а) упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления - воспроизводящие упражнения;
  • б) упражнения по применению знаний в новых условиях - тренировочные упражнения.

Если при выполнении действий ученик про себя или вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции, такие упражнения называют комментированными . Комментирование действий помогает учителю обнаруживать типичные ошибки, вносить коррективы в действия учеников.

Рассмотрим особенности применения упражнений.

Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.

Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими.

К графическим упражнениям относятся работы учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовление альбомов, плакатов, стендов, выполнение зарисовок при проведении лабораторно-практических работ, экскурсий и т.д.

Графические упражнения выполняются обычно одновременно с письменными и решают единые учебные задачи. Применение их помогает учащимся лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. Графические работы в зависимости от степени самостоятельности учащихся при их выполнении могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.

К учебно-трудовым упражнениям относятся практические работы учащихся, имеющие производственно-трудовую направленность. Целью этих упражнений является применение теоретических знаний учащихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию учащихся.

Упражнения являются эффективными только при соблюдении ряда требований к ним: сознательный подход учащихся к их выполнению; соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений.

Сначала упражнения по заучиванию и запоминанию учебного материала, затем - на воспроизведение - применение ранее усвоенного - на самостоятельный перенос изученного в нестандартные ситуации - на творческое применение, с помощью которого обеспечивается включение нового материала в систему уже усвоенных знаний, умений и навыков. Крайне необходимы и проблемно-поисковые упражнения, которые формируют у учащихся способность к догадке, интуицию.

Лабораторные работы - это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.

Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском плане.

Разновидностью исследовательских лабораторных работ могут быть длительные наблюдения учащихся за отдельными явлениями, как-то: над ростом растений и развитием животных, над погодой, ветром, облачностью, поведением рек и озер в зависимости от погоды и т.п. В некоторых школах практикуются в порядке лабораторной работы поручения школьникам сбора и пополнения экспонатами местных краеведческих музеев или школьных музеев, изучение фольклора своего края и др. В любом случае учитель составляет инструкцию, а ученики записывают результаты работы в виде отчетов, числовых показателей, графиков, схем, таблиц. Лабораторная работа может быть частью урока, занимать урок и более.

Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке).

Особый вид практических методов обучения составляют занятия с обучающими машинами, с машинами-тренажерами и репетиторами.

Такова краткая характеристика методов обучения, классифицируемая по источникам знания. Ее неоднократно и достаточно обоснованно подвергали критике в педагогической литературе. Главным ее недостатком считается то, что данная классификация не отражает характер познавательной деятельности учащихся в обучении, не отражает степень их самостоятельности в учебной работе. Тем не менее именно эта классификация пользуется наибольшей популярностью у учителей-практиков и ученых-методистов.

Заслуга авторов классификации методов обучения по источникам знания заключается в том, что они взамен попытке универсализировать один какой-либо метод обучения обосновали необходимость применять в школе разнообразные методы обучения - систематическое изложение знаний учителем, работу с книгой, учебником, письменные работы и т.д. Однако, взяв за основу обоснования метода обучения внешние формы деятельности учителя и ученика, упустили главное, существенное в учебном процессе - характер познавательной деятельности учащихся, от которого зависит и качество усвоения знаний, и умственное развитие школьников. Данные теоретических исследований педагогов и психологов за последние несколько десятилетий свидетельствуют, что усвоение знаний и способов деятельности происходит на трех уровнях: осознанного восприятия и запоминания, которое внешне проявляется в точном и близком к оригиналу воспроизведении учебного материала; на уровне применения знаний и способов деятельности по образцу или в сходной ситуации; на уровне творческого применения знаний и способов деятельности. Методы обучения призваны обеспечить все уровни усвоения (Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. М., 1993. С. 567).

Исходя из этого, ученые-педагоги уже с середины двадцатого века стали обращать все большее внимание на разработку проблемы классификации методов обучения с учетом вышеназванных уровней усвоения учащимися знаний и способов деятельности.

К группе наглядных методов, используемых в дошкольном обучении, относятся: наблюдение, рассматривание картин, демонстрация диафильмов и кинофильмов, а также некоторые приемы обучения, в отдельных случаях выступающие в функции самостоятельных методов: показ образца-задания, способа действия и др.

Наблюдение - один из основных, ведущих методов дошкольного обучения. Наблюдение, организованное воспитателем для решения дидактических и воспитательных задач, широко используется в детском саду. Ведущее значение этого метода связано с тем, что в процессе наблюдения:

а) формируется основное содержание знаний дошкольников - представления о предметах и явлениях окружающего мира;

б) этот метод отвечает познавательным возможностям детей дошкольного возраста;

в) выступая как самостоятельный метод, он часто сочетается с другими методами или включается в их состав в качестве приема (при организации элементарных упражнений, проведении бесед и др.), предваряет многие продуктивные виды деятельности и т. д.

В зависимости от характера познавательных задач в обучении используются наблюдения разного вида:

1.Распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (величина, структура, форма, цвет и т. д.), а также о связях наблюдаемого объекта с другими.

2. За изменением и преобразованием объектов (превращение материалов в ходе трудовой деятельности в предмет, рост и развитие растений и животных, сезонные изменения в природе, труде и быте людей и т. д.). Этот вид наблюдения дает знания о процессах, об объектах окружающего мира в их динамике, взаимодействии.

3.Репродуктивного характера, когда по отдельным признакам устанавливается состояние объекта, по части - картина всего явления (так, по цвету, почвы дети устанавливают ее влажность, по цвету ягоды - ее спелость и т. д.).

Метод наблюдения используется во всех формах образовательной работы с детьми: на занятиях и экскурсиях, на прогулках и в повседневной жизни, а также и в индивидуальной работе - с детьми.

Эффективность метода наблюдения (решение образовательных, развивающих и воспитательных задач) обеспечивается при условии выполнения воспитателем следующих требований:

1. Ясность и конкретность постановки перед, детьми цели, задач наблюдения (в зависимости от сформированности умения принимать задачу). Цель наблюдения должна быть мотивирована. Однако необходимо учитывать, что яркость, красочность и динамичность объекта наблюдения вызывают к себе непосредственный интерес и непроизвольное внимание.

2. Планомерное, последовательное развертывание процесса наблюдения. Нет необходимости придерживаться единой схемы, вырабатывающей определенный стереотип процесса наблюдения. Логика наблюдения зависит от характера (типа) поставленных задач, от вида наблюдаемых объектов, от возраста детей, степени знакомства с объектом.

3. Учет возрастных возможностей детей при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюдения (он должен быть небольшим, но достаточно определенным).

4. Высокая умственная активность и самостоятельность детей.

5. Сопровождение наблюдения точным и конкретным словом. «Проговаривание» детьми в ходе наблюдения способствует более точному восприятию объектов, формированию более полных и осознанных представлений, развитию словаря и связной речи.

По ходу наблюдения воспитатель дает пояснения, дополняет увиденное детьми коротким рассказом или сообщением. Однако основное содержание представлений должно быть сформировано в результате активной деятельности самих детей. Это относится и к заключительному обобщению воспринятого.

Рассматривание (демонстрация) картин. В обучении дошкольников рассматривание с ними картин, просмотр диапозитивов, диафильмов и кинофильмов имеет самостоятельное значение и выполняет функцию метода обучения.

В учебном процессе детского сада рассматривание картин (репродукций) используется для решения разнообразных дидактических задач:

· для уточнения и обогащения представлений детей о предметах и явлениях окружающей жизни (одновременно идет уточнение и обогащение словаря детей);

· для формирования у детей наглядных образов тех объектом, восприятие которых непосредственно в жизни обеспечить невозможно;

· для обобщения и систематизации знаний детей (в сочетании с беседой);

· для активизации словаря и развития связной речи детей;

· для формирования у детей эстетического восприятия, обогаще­ния эстетических впечатлений и чувств.

При рассматривании картин воспитатель ставит вопросы, организующие восприятие ее в целом, выделяющие такие качества, свойства и признаки, которые помогают детям установить связь между изображенными на картине объектами или элементами объекта. Вопросы подводят детей к обобщающим суждениям. По своему характеру это те же вопросы, что и при наблюдении: репродуктивные, поисковые, побуждающие к обобщению.

Используются и другие приемы: образец рассказа по картине, задания творческого характера - придумать название картины, рассказать о содержании от лица одного из героев картины и т.д. При необходимости воспитатель дает пояснение, дополняет рассказы или суждения детей.

Демонстрация диапозитивов, диа- и кинофильмов. Использование учебного экрана в образовательной работе с детьми дошкольного возраста помогает решению трех задач: расширяет знания детей, развивает их речь и воспитывает умного, культурного зрителя, способного к глубокому восприятию фильма. Умение воспринимать и понимать изображенное на экране формируется под специальным воздействием педагога.

Познавательное значение учебного экрана заключается в том, что оно дает возможность познакомить детей с теми явлениями, восприятие которых непосредственно в жизни затруднено или невозможно (дети знакомятся с развитием явлений, преобразованием, процессом созидания и т. д.; через учебный экран формируются конкретные представления об этих явлениях); дает возможность познакомить детей с теми явлениями, которые протекают длительное время (например, сезонные изменения в природе), что затрудняет их восприятие дошкольниками. На учебном экране эти явления представлены как бы «спрессованными» во времени, что обеспечивает их восприятие и усвоение. Как и рассматривание картин, просмотр диафильмов и кинофильмов может быть проведен многократно, что способствует усвоению их содержания всеми детьми.

Общая методика демонстрации учебных фильмов складывается из следующих этапов:

1. Предварительная беседа с детьми, в ходе которой оживляется опыт, знания детей о том явлении, которому посвящен фильм. В итоге обсуждения перед детьми ставится новая познавательная задача, затем им показывают фильм.

2. После просмотра фильма в короткой беседе дети обмениваются впечатлениями со сверстниками и воспитателем. В этой беседе не следует требовать от детей воспроизведения содержания фильма. Воспитатель лишь задает вопросы, позволяющие ему выяснить, как дети усвоили содержание фильма, помогает им четче понять идеи, установить связи.

3. Через несколько дней (3 - 4) проводится повторный показ фильма, перед показом воспитатель обращает внимание детей на те стороны фильма, которые оказались недостаточно восприняты или понятны

4. После повторного просмотра проводится беседа. Она включает пересказ содержания, его анализ - выделение существенных фактов и связей между ними. В ходе беседы важно сохранить и углубить эмоциональное впечатление от просмотренного фильма, сопереживание детьми воспринятых событий и отношения к героям.

В полной мере просмотр учебных фильмов используется как метод обучения в старшей и подготовительной к школе группах. В средней группе, как показывает опыт работы воспитателей можно использовать диафильмы и неозвученные киноленты.

Таким образом, все наглядные методы, используемые в дошкольных организациях, имеют целью формирование у детей отчетливых представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.

Использование наглядных методов обеспечивает развитие восприятия как ведущего познавательного процесса, а также развитие наглядно-действенной и наглядно-образной форм мышления и речи, развитие основных видов деятельности дошкольника - игры, изобразительной и трудовой деятельности.


Похожая информация.


Страница 45 из 90

45. Наглядные и практические методы обучения

1. Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном изображении.

Данные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы:

– метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.;

– метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, видеофильмов и др.

В современных условиях особое внимание уделяется применению персонального компьютера (ПК), которые значительно расширяют возможности наглядных методов в учебном процессе.

2. Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Основные виды практических методов: упражнения, лабораторные, практические работы, дидактические игры.

Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения по своему характеру подразделяются на: устные; письменные; графические; учебно-трудовые.

По степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнений выделяют:

– упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления – воспроизводящие упражнения;

– упражнения по применению знаний в новых условиях – тренировочные упражнения.

Упражнения являются эффективными при соблюдении следующих дидактических требований:

– сознательный подход учащихся к их выполнению;

– соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений.

3. Лабораторные работы – это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.

Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском плане.

4. Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы.

Особый вид практических методов обучения составляют занятия с обучающими машинами, с машинами-тренажерами и репетиторами.

5. Дидактическая игра – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов, где каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.

Игра активизирует процесс непроизвольного запоминания, повышает интерес к познавательной деятельности.

Основные структурные элементы учебной игры:

– моделируемый объект учебной деятельности;

– совместная деятельность участников;

– правила игры;

– принятие решения в изменившихся условиях;

– эффективность применяемого решения.

Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения, но они могут сыграть в обучении положительную роль в том случае, если используются как фактор, обобщающий широкий арсенал традиционных методов, а не как их заменитель.



Публикации по теме