Бесприданница характеристика образа огудаловой ларисы дмитриевны.

Одним из ключевых персонажей пьесы Островского "Бесприданница" выступает молодой дворянин - Карандышев Юлий Капитоныч.

Молодой человек служит мелким чиновником и крайне беден. Однако он, не имея вкуса, старается показаться перед другими если не богатым, то оригинальным человеком. Кабинет его обставлен безвкусно, зачем-то имеет три двери, сам Карандышев, имея хорошее зрение, начинает носить для важности очки. Будучи бедным, как церковная мышь, он пытается приглашать важных персон города на званые обеды, где поит своих гостей плохим дешевым вином. Никто не уважает Юлия Капитоныча, его только терпят из сочувствия к его невесте - Ларисе Дмитриевне Огудаловой, которая дала согласие на брак с Карандышевым от безысходности. Огудалова - бесприданница, а бесприданнице глупо рассчитывать на брак с блестящим кавалером Паратовым, в которого была влюблена Лариса Дмитриевна. Когда Огудалова осознала недосягаемость мечты о том, что Паратов когда-то станет ее мужем, то ей все равно было, за кого идти замуж - хоть за Карандышева...

Карандышев глуп и тщеславен. Ему очень льстит, что такая красавица, как Лариса удостоила его высокой чести, согласившись выйти за него замуж. Постепенно он убеждает себя в том, что Лариса выходит замуж за него не из-за определенных обстоятельств и субъективных причин. Карандышев возомнил, что Лариса согласилась стать его женой из-за его личных качеств, что дает ему лишний повод для гордости. Все подтрунивают над Карандышевым, понимая истинную причину поступка Ларисы, лишь сам Юлий Капитоныч остается слеп из-за своего самолюбия и скудоумия.

Попытки Карандышева выделиться среди богатых людей города при помощи приписывания себе достоинств, которых нет и хвастовство невестой, выглядят нелепо и жалко. Но жалеют не Карандышева, а жалеют Огудалову за то, что ей достанется в мужья такой смешной, ничтожный и глупый человек.

Ларису Дмитриевну Юлий Капитоныч совершенно не ценит, не понимает ее чувств и тонкой душевной организации. Девушка честно пытается привыкнуть к мысли о том, что ей суждено всю жизнь жить с таким мужем. В его нелепых действиях и пустых напыщенных поступках она старается усмотреть хотя бы тень от положительных черт его характера. Лариса всячески защищает Карандышева и оправдывает его перед другими, но в глубине души понимает, что это пустой, глупый и совсем неподходящий ей человек. Ей претит, что Юлий Капитонович не умеет постоять за себя и годно ответить на насмешки в свой адрес. В итоге девушка не только перестала уважать, но и возненавидела Карандышева.

Осознание ничтожной сущности жениха подтолкнуло Огудалову на отчаянный шаг. Лариса предпочла единственную ночь с Паратовым унылому и соответствующему приличиям браку с Карандышевым.

Тихий и кроткий с виду Юлий Капитоныч пришел в бешенство. Выкрикнув театральную реплику, Карандышев убил предавшую его невесту, выстрелив в нее из пистолета. Умирающая Лариса спасла своего убийцу от тюрьмы, выставив произошедшее, как самоубийство. Она забрала из рук Карандышева пистолет и положила на стол, чтобы все подумали, что она сама застрелилась. Очень сомнительно, что такой трус, как Юлий Капитонович, сознался бы в том, что это он убил Ларису Огудалову.

Сочинение про Карандышёва

Писатель, изображая Карандышева, пополнил ряд персонажей, которым дали определение «маленький человек».

Этот герой живет в бедности и принадлежит к самым низким слоям населения. Среди таких людей, которые чувствуют себя хозяевами жизни типа Паратова и его приятелей, Карандышев регулярно подвергается оскорблениям, на что не может даже возразить. Господа всегда над ним надсмехались. В семье Огудаловых его также унижают и им пренебрегают, особенно в процессе ссоры с Паратовым, когда тот вначале его оскорбляет, а затем презрительно прощает, только тогда, когда Харита Игнатьева просит Сергея Сергеевича об этом. Во время устроенного им обеда Карандышев превращается в клоуна, над ним откровенно потешаются. Паратов с помощью Робинзона напаивает его, Карандышев превращается в обыкновенного шута в шумной компании.

Предстоящая свадьба с Ларисой, которую он по-своему любит, это для него один из путей самоутверждения. Он хочет рассчитаться с теми, кто унижал его. Став женихом прекрасной девушки, Карандышев думает, что может повелевать ее жизнью, и начинает ее поучать, как себя вести. Становясь обладателем такой красавицы, сильно вырастает в собственных глазах и поэтому устраивает шикарное торжество в честь помолвки, стараясь показать всем, что он лучше Паратова. Он не понимает Ларису, так как думает, прежде всего, о своем достоинстве..

Однако, здесь отчетливо видно, что Карандышев, после того, как пережил моральное потрясение, наконец, понимает, что способен оценить свое положение в обществе. Он видит, что в глазах окружающих людей, представлен как ничтожный человек. Прозрев, он говорит Ларисе, что готов вытерпеть все, что угодно, лишь бы она его полюбила. Но сказал это слишком поздно, так как сердце девушки было разбито, а судьба сломлена. И его выстрел для Ларисы лишь избавление от этой тягостной, никому не нужной жизни.

В его безумном поступке проявилась настоящие чувства любовь, из-за которых стреляются на дуэлях. Этого и искала Лариса. Но, после предательства Паратова, она не поверила речам Юлия Капитоныча. Писатель, показывая его образ, стремился показать в человеке человека, что это ему и удалось.

Несколько интересных сочинений

    Иван Петрович Берестов является героем повествования Александра Сергеевича Пушкина под названием «Барышня-крестьянка». Из рассказа автора мы узнаем, что он является помещиком в Тугилове и родным отцом Алексея

  • Анализ поэмы Руслан и Людмила Пушкина 5 класс, 10 класс

    Произведение является уникальным поэтическим творением, в котором используется гротескный, фантастический, сказочный сюжет с применением приемов простых лексических оборотов и методов авторской ироничной мысли.

Огудалова Лариса Дмитриевна – главная героиня пьесы, . В ремарке описана лаконично: “одета богато, но скромно”, о ее внешности мы больше узнаем по реакции окружающих. Примыкает к амплуа бедной невесты, являющейся предметом соперничества между несколькими претендентами на ее чувство или руку. Как и всегда, такой героине предоставлен достаточно мнимый выбор, она выбирает только в сердце, тогда как права совершить поступок на самом деле лишена.

Л. любит Паратова как человека, воплощающего и способного подарить ей иную жизнь. Она “отравлена” Паратовым, с ним в ее сознание раз и навсегда вошло представление совсем о другом, поэтическом и легком мире, который непременно существует, но недоступен ей, хотя она и предназначена, по мнению всех окружающих, именно для него. Для Л. это мир фантазии, намного более поэтичный, чем он есть на самом деле, следами этого мира в ее собственной жизни являются любимые ею стихи, романсы, мечты, которые сообщают его образу привлекательность.

Выходя за Карандышева, она чувствует себя униженной, несправедливо приговоренной к той жизни, которую ей способен дать мелкий чиновник. Тем более она не может простить его личного унижения, его неудач в попытках сравняться с Паратовым, для нее все более и более очевидной становится разница между ними: “С кем вы равняетесь! Возможно ли такое ослепление!” Она не только не хочет соответствовать его болезненно честолюбивым причудам вроде претенциозного обеда, но и наедине постоянно внушает ему, что не любит его, что он бесконечно ниже Паратова, за которым она пойдет по первому его зову: “Разумеется, если б явился Сергей Сергеич и был свободен, так довольно одного его взгляда…”

В ее душе происходит борьба между стремлением смириться с неизбежной участью жены бедного чиновника и тоской по яркой и красивой жизни. Чувство униженности своим жребием и тяга к иной жизни побуждают Л. к попытке самой решить свою судьбу. Кажется, что в этот романтический мир путь лежит через такой же романтический, безрассудный и эффектный поступок. Но этот поступок опрометчив, ведет к гибели, потому что совершен в погоне за призраком, который олицетворяет собой Паратов, за тем миром, который существует только в стихах и романсах.

Так же как и Карандышев, она делает выбор в пользу иллюзии, а не реальности. Для Островского эта попытка сразу, одним безрассудным поступком получить любовь и счастье выглядит как отказ, бегство от собственной судьбы. Поездка на мужской пикник, которую она ощущает как акт собственного выбора, открывает Л. глаза на ее подлинное положение – приза, который оспаривают друг у друга мужчины: “Они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в том, я испытала себя… я вещь!” Умирая, она благодарит своего убийцу – Карандышева за то, что он дал ей возможность уйти из мира, в котором растоптан высокий и где она чувствует себя вещью, предметом купли-продажи: “Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла. Ее нет на свете… нечего и искать”.

В ее речи и поведении использована стилистика жестокого романса, одновременно обладающая своеобразной поэтичностью и граничащая с пошлостью, фальшью, “красивостью”: цитаты из М. Ю. Лермонтова и Е. А. Баратынского сочетаются с высказываниями типа “Сергей Сергеич… это идеал мужчины”, “Bы – мой повелитель”. В этом отражается свойство самого идеала, привлекающего Л., он по-своему поэтичен и одновременно внутренне пуст, фальшив. В ее жестах и репликах налет мелодраматизма сочетается с подлинной проникновенностью и глубиной переживаемого чувства: “Для несчастных людей много простора в Божьем мире: вот сад, вот Волга”. Это сочетание делает роль Л. чрезвычайно выигрышной, она привлекла таких актрис, как М. Н. Ермолова и В. Ф. Комиссаржевская.

Главной героиней пьесы А. Н. Островского «Бесприданница» является Лариса Дмитриевна, дочь Хариты Игнатьевны Огудаловой. Ее мать имеет «небольшое состояние», давать приданое не из чего, так как она живет открыто, всех принимает, «любит и сама пожить весело». Харита Игнатьевна очень ловкая: «ее дом всегда полон холостых», дочь ее хорошенькая, прекрасно поет и умеет играть на разных инструментах, у них можно получить удовольствие. Но за все это нужно платить: «… кому понравилась дочка, так и так раскошеливается». Всеми средствами эта бойкая женщина ищет для своей дочери жениха.

Но Лариса - натура лирическая, талантливая и чувствительная, поэтому она не может жить такой жизнью, которую создала в доме мать. Ей приходится улыбаться, любезничать, поддерживать разговоры с мужчинами, которые посещают их и платят деньги за это. Может быть, они ей вовсе не нравятся или просто-напросто противны, она должна терпеть все это, так как нужно делать то, что велит маменька. Лариса тонко ощущает и переживает то, что происходит вокруг нее. Такая девушка чувствует себя одиноко и неуютно в окружающем мире, который переполнен копеечными страстями, эгоизмом, где каждый пытается любыми методами показать себя. Ей ничего этого не нужно, она совершено одна, наедине со своими мыслями и мечтами. В то же время о ней говорят, ею восхищаются, решают за нее ее будущее, но сама Лариса как будто остается в стороне, мнения и чувства этой девушки никого не интересуют.

Она понимает, в конце концов, что за человек Паратов, но он ведь был для нее идеалом среди мужчин. Из-за страстной любви ничего не видит вокруг себя, едет с ним гулять по Волге, она надеется, что он сделает ее своей женой, верит ему. Ларису ждет горькое разочарование, так как Паратов проводит в ней последние свободные дни, потому что сам женится на другой женщине, которая богаче ее.

Главная героиня приходит к решению покончить жизнь самоубийством, но что-то не пускает ее, держит. «Жалкая слабость жить, хоть как-нибудь, да жить… когда нельзя жить и не нужно. Какая я жалкая, несчастная», - говорит она, стоя у решетки.

Когда к ней приходит прозрение о том, что представляют собой окружающие ее люди, что она значит для них, Лариса признает правдивость слов Карандышева: «Они не смотрят на вас как на женщину, как на человека, - человек располагает своей судьбой; они смотрят на вас, как на вещь». Узнав о том, что Кнуров и Вожеватов разыгрывают ее в орлянку, Лариса начинает чувствовать себя «вещью», ее душой овладевает апатия, она становится равнодушной к себе и другим. Главная героиня говорит: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла… ее нет на свете… нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота». С этими словами она идет на содержание к Кнурову, т.к. каждая вещь должна иметь хозяина. Но выстрел Карандышева мешает ей совершить это и в то же время лишает жизни. Лариса благодарна ему: «…смерть не даст ей пуще опуститься и погибнуть нравственно». Она умирает со словами: «Пусть веселятся, кому весело… Я не хочу мешать никому! Живите, живите все! Вам надо жить, а мне надо… умереть. Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь… вы все хорошие люди… я вас всех… всех люблю».

Этот выстрел возвращает Ларису к самой себе, она, умирая, прощает всех.

В лучших пьесах А.Н. Островского наиболее интересными предстают женские характеры, в которых, при всех индивидуальных различиях, ощущается сходство. Катерину Кабанову из драмы «Гроза» и Ларису Огудалову из «Бесприданницы» объединяет их обречённость в среде, из которой они вышли.

В атмосфере лжи и насилия, преобладающей в «Грозе», только Катерина выглядит естественной, но её искренность не нужна окружающим. Подлинная трагедия героини заключается в том, что она безысходно одинока в этом мире. Возвышенной и поэтической душе Катерины, душе-птице, нет места в городе Калинове.

Катерина — натура твёрдая, волевая, решительная и одновременно мягкая, трепетная — погибает не только из-за столкновения с «тёмным царством» самодуров, но и потому, что, дав волю чувству, она нарушила нравственный долг — не столько перед мужем, сколько перед собой. Её требовательность к себе безгранична и не терпит компромиссов. Трагедия Катерины — трагедия совести, драма женщины, которая полюбила, да не смогла жить во лжи, приносить людям и себе страдания.

Лгать и обманывать Катерина не умеет. «Жить на свете да мучиться» она не может. Куда идти? Некуда. Да и от себя не убежишь. Никто не осудил Катерину беспощаднее её самой. Покаяние героини привело её к смерти. А что ей ещё оставалось? Самоубийство стало избавлением от земных мук, которые представлялись для неё страшнее адовых...

«Бесприданница» была опубликована через девятнадцать лет после «Грозы», в 1879 году. Многое изменилось за это время в России. Казалось бы, город Бряхимов ни в чём не сравним с патриархальным Калиновом. Дремотную тишину приволжской провинции теперь нарушают не бурлацкие песни, а пронзительные гудки пароходов.

Невежественных лавочников сменили промышленники и негоцианты, управляющие фирмами и торговыми домами, ездящие в Париж на выставку. Но, увы, в цивилизованном, на первый взгляд, мире царят жестокость, ложь, расчёт, несправедливость. Высшей ценностью здесь являются деньги, а не личность человека.

В мире купли-продажи живёт, любит, страдает прекрасный человек с «горячим сердцем» — Лариса Огудалова. Незаурядность, возвышенный строй души роднят её с Катериной. Лариса не имеет приданого, поэтому Паратов, которого она доверчиво и беззаветно полюбила, не может жениться на ней. Но дело не только в приданом. Паратов в этой пьесе тоже предстаёт предметом торга: промотав своё состояние, он продаётся богатой невесте. Нести ответственность за судьбу другого человека (а именно это предполагает настоящая любовь) он неспособен. Всю жизнь искал Паратов чувств, приносящих ему удовольствие. Он обманывает Ларису, подчиняясь собственной прихоти, не задумываясь о дальнейшей судьбе этой девушки.

Для Карандышева брак с Ларисой необходим как средство самоутверждения, реванш уязвленного самолюбия. Кто он? Мелкий чиновник, обойдённый фортуной. «Я смешной человек», — говорит он сам о себе. Но зачем он, знающий боль оскорблённого достоинства, обижает и унижает Ларису? К ней Карандышева влечёт только желание доказать, что он не хуже Паратова, Кнурова, Вожеватова. И Лариса хорошо понимает это.

«Дружба» Вожеватова, «преданность» Кнурова, «любовь» Паратова и Карандышева — всё оказывается ненастоящим. Перед Ларисой, глубоко чувствующей, мыслящей, но низведённой до положения вещи, брезжит только один выход — смерть. Поэтому развязка «Бесприданницы» закономерна.

Итак, обеих героинь Островского убивают жестокость и пошлость окружающей жизни, отступничество сердечных избранников. И Катерина, и Лариса ищут в жизни любовь, но не находят её. Их уход — протест против общества, в котором нет места искренним чувствам.



Публикации по теме