Большое бульварное кольцо. Надену на душу московское кольцо

Бульварное кольцо в Москве сформировалось на месте некогда стоявших здесь оборонительных стен , которые потеряли свою актуальность к концу восемнадцатого столетия и уже не содержались к тому времени в надлежащем состоянии. Так, в 1750 году обвалилась часть стены и погребла под собой несколько человек.

Бывшее фортификационное сооружение начали разбирать в годы правления императрицы Екатерины Второй, для чего был образован в 1774 году специальный Каменный приказ.

План демонтажа был представлен уже в 1775 году. Из него следовала, что на месте укреплений Белого города должны были обустроить аллеи, обсаженные с обеих сторон деревьями, а на месте бывших башен с проездными воротами разбивали открытые площади (именно поэтому в названии многих площадей Бульварного кольца присутствует слово «ворота»). План утверждала лично Екатерина II, после чего исполнители немедленно приступили к работам.

Укрепрайон скоро сравняли с землей, а ценный в то время камень из разобранных стен пошел на строительство (в частности, из него был выстроен великолепный ).

Стоит отметить, что строительство бульваров не было какой-то чисто российской особенностью. Их созданием занимались в то время во многих европейских городах на месте бывших средневековых валов, находящихся уже в черте разрастающихся населенных пунктов.

Происходит это слово, по мнению специалистов, от немецкого «болверк», что значит «укрепленный земляной вал». Далее, его переняли французы, а затем оно уже пришло в Россию, трансформировавшись в «бульвар». Правда, в народе первоначально произносили на русский манер - «гульвар».

Первым появился на будущем Бульварном кольце Тверской бульвар. Случилось это в 1796 году. Проект разработал архитектор Семен Антонович Карин, служивший тогда при городской Управе Благочиния. Практически сразу его территория стала любимым местом москвичей, где им понравилось прогуливаться и отдыхать. Помимо этого, Тверской стал своеобразной светской гостиной.

Количество бульваров увеличивалось с каждым годом. Виссарион Григорьевич Белинский в 1845 году назвал этот зеленый пояс Москвы лучшим городским украшением, которому может завидовать даже столичный в то время Санкт-Петербург. Соответственно, красивому месту и дали благозвучное название - «кольцо».

Но были и серьезные проблемы. Так, в 1862 году на Бульварном кольце незаконно вырубили огромное количество деревьев, которые, скорее всего, пошли на растопку распространенных тогда в городе печей для обогрева жилищ. Кроме того, сам газон был изрядно измят от прогулок и выгула собак, а ограда во многих местах была попросту сломана.

Московский генерал-губернатор был вынужден немедленно доложить о ситуации лично царю, который повелел принять необходимые меры для защиты зеленого пояса Первопрестольной. Именно тогда на кольце появились смотрители, прямой обязанностью которых было следить за порядком. Но это не являлось единственным действием властей, которые вынужденно запретили в этом месте передвижение с тележками, катание на велосипедах и даже хождение граждан с чемоданами в руках.

Первый транспорт - конка - появился на Бульварном кольце в 1887 году и уже в начале XX века круговой проезд стал одной из главных городских магистралей и получил название кольцо «А».

Конку заменили трамваем в 1911 году. Первый вагон по маршруту «А», прозванный москвичами , прошел 29 (?) февраля (указывается в некоторых источниках). Интересно, что кольцевой маршрут проходил даже вдоль Кремлевских стен.

Трамвай «А» стал не просто обычным транспортным средством, а некоей . Упоминание о нем можно встретить в творчестве Ильфа и Петрова, Константина Паустовского, Михаила Зощенко и Булата Окуджавы.

Бульварное кольцо сильно пострадало во время бомбежек Москвы в 1941 году, но после окончания Отечественной войны бульвары быстро восстановили и они ожили вновь. Только за период с 1945 по 1947 годы здесь высадили более 4 тысяч деревьев и еще большее количество кустарников - около 130 000 (!).

В канун празднования 800-летнего юбилея образования Москвы сетчатую ограду заменили на низкие чугунные ограждения, а вместо обычных скамей установили деревянные диваны. Входы в прогулочную зону также оформили монументальными светильниками и изящными вазонами. Проект комплексного переустройства и озеленения был выполнен под руководством Виталия Ивановича Долганова.

Бульвары и площади Бульварного кольца

Бульварное кольцо насчитывает всего 10 бульваров и 13 площадей. Несмотря на свою, так сказать, геометрическую привязку, оно не является замкнутым и ограничено с южной стороны руслом Москвы-реки. В него входят:

«Памятником садово-паркового искусства» Бульварное кольцо было объявлено в 1978 году. К 850-летию образования города было разработано и осуществлено колористическое оформление ограничивающих его зданий. Проект разработал архитектор Александр Владимирович Жук (?).

Бульварное кольцо окружает центр старой Москвы уютным ожерельем парковых аллей и деревьев, где бульвары соединяются друг с другом, образуя подковообразную зеленую ленту. В Бульварном кольце находится десять бульваров, каждый из которых имеет свою маленькую историю.

Гоголевский бульвар

В 1775 году правительство издало указ о сооружении на месте Китай-города бульвара между началом улицы Пречистинки и Арбатскими воротами. Через пять лет стена была разобрана, но московские богачи и знать распорядились этой живописной территорией по своему хотению и по своему же велению и начали строить дворы.

Не очень глубокий овражек с речкой Сивкой был засыпан, а русло Сивки изменили. Позже на том месте, где петлял овраг, появилась улица Сивцев Вражек.

В 1909 году на бульваре у Арбатских ворот поставили памятник гоголю. Его исполнил скульптор Н. А. Андреев. В 1952 году этот памятник заменили новым - работы скульптора Н. В. Томского. А старый перенесли в уютный дворик на Никитском бульваре.

Никитский бульвар

Расположен между Арбатскими и Никитскими воротами. В 1790 году здесь обитали священнослужители, купцы, чиновники, знать, во дворах стояли лавки, цирюльни, харчевни.

В 20-х годах XIX века здесь жил друг Пушкина, полковник С. Д. Кисилев. В 1920 году в доме 8а был открыт Дом печати. В 1938 году его реорганизовали в Дом журналистов.

Тверской бульвар

К 1783 году активно прорабатывалась идея строительства бульвара между Никитскими и Тверскими воротами, где ещё стояла стена Белого города. Застраивать участок, параллельный стене не стали, стену разобрали и посадили здесь берёзки. Бульвар получился весёлый, но берёзы, на удивление всем, засохли, их заменили липами.

Тверской бульвар стал модным местом прогулок, встреч, знакомств. Его любили А. С, Пушкин и М. Ю.Лермонтов, Л. Н. Толстой и А. П. Чехов, другие писатели.

Страстной бульвар

От пушкинской площади до площади петровских ворот расположен Страстной бульвар, получивший название от Страстного монастыря. Страстной монастырь был основан в XVII веке. простоял монастырь до 1937 года, его разобрали в связи с реконструкцией улицы Тверской.

Там, где находился монастырь - сейчас сквер и театр "Россия" (бывший до 2012 года кинотеатр "Пушкинский"). Память о монастыре сохранилась в названии близлежайшего бульвара - Страстной.

Петровский бульвар

Бульвар от петровских ворот до Трубной площади назван Петровским по одноименному монастырю, выходившему на него. Бульвар появился в конце XIX - начале XX века, хотя местность эта известна ещё с XIV века, когда на высоком берегу реки Неглинной был основан монастырь.

В конце XVIII века началось устройство бульвара, здесь были проложены аллеи, посажены берёзки. В 1812 году пожар спалил берёзки и много домов в окрестностях. В 1818 году здесь посадили липы.

Рождественский бульвар

Петровский бульвар, стремительно спускаясь от Петровских ворот по горке, заканчивается на трубной площади. За площадью, расположенной в седловине между двумя холмами, начинается, круто поднимаясь, Рождественский бульвар, который тянется до Сретенских ворот.

Эта местность также давно известна: здесь в XIV веке были основаны Рождественский девичий и Сретинский мужской монастыри. Указ Екатерины Великой за 1775 год об устройстве бульвара местные обитатели проигнорировали: на месте сломанной стены здесь стали появляться дворы простых людей и знати.

Пожар 1850 года спалил все дворы, началось устройство бульвара, вдоль которого стояли и каменные, и деревянные строения даже в середине XIX века, что зафиксировано в плане Москвы 1850 года.

Сретенский бульвар

Когда-то он соединял Сретенские и Мясницкие ворота, сейчас доходит до проспекта Сахарова.

Это самый короткий бульвар, длина его составляет всего 214 метров. Он возник в 1830 году.

Чистопрудный бульвар

Бульвар соединяет Тургеневскую площадь и площадь Покровских ворот. Пожалуй, это самый оживленный и молодежный из бульваров Москвы. И самый уютный, благодаря любимым многими Чистыми прудами.

Эта местность известна с XVI века. Тогда здесь находился Животинный двор, рынок, где продавался скот. По соседству с Животинным стояли дворы Государев боевой, где били скот на мясо, и Государев мытный, где с торговцев взимали пошлину. У Мясницких ворот жили мясники, торговавшие мясом в своих лавках. Им невыгодно было платить государству деньги за убой скота, они это делали сами, у своих лавок, а отбросы относили в соседние пруды - запах стоял невыносимый, и пруды заслуженно назывались Погаными.

Тем временем, ворвавшийся на российский политический небосклон А. Д. Меньшиков и здесь поспел. Обустраивая купленную в этих местах землю, построив каменные палаты, церковь, он развел сады и строго повелел очистить больше никогда не загрязнять здешние пруды. Что и было сделано в срок, и с тех пор пруды получили иное имя - Чистые.

В начале Чистопрудного бульвара установлен памятник А. С. Грибоедову, драматургу, поэту и дипломату, автору гениальной комедии "Горе от ума".

Покровский бульвар

Начинается этот бульвар от Покровских ворот, заканчивается у Воронцова поля.

В XVII веке здесь проживали выходцы из Украины и москвичи из разных сословий. В XVIII веке на этом месте начала селиться московская знать. Дома строились деревянные, с обширными садами. А вот первые каменные здания появились лишь в конце столетия.

Яузский бульвар

Последнее звено Бульварного кольца расположено между улицей Воронцово поле и Яузскими воротами. Здесь с давних времен проходила дорога в Коломну, Рязань и другие русские города.

В XVIII веке местность по обе стороны современного бульвара обживали московская знать, купцы, священнослужители. После пожара 1812 года, уничтожившего все деревянные дома и постройки, роскошные сады, этот склон обустраивался уже не так быстро, как другие районы Первопрестольной. Почти все участки были куплены купцами. В 1820-х годах жена тайного советника М. А. Кракова продала дом, когда-то принадлежавший княгине Щербатовой, генералу Н. З. Хитрово.

На его земле вскоре образовался Хитров рынок, знаменитая "Хитровка", мастерски описанная В. А. Гиляровским в книге "Москва и москвичи". Сюда стекались сезонные рабочие в надежде найти в Москве работу. Вокруг "Хитровки" росли ночлежки, дешёвые трактиры, чайные. Лишь в 1923 году был уничтожен Хитров рынок. Чуть позже на его месте поставили школу, был создан Электромеханический техникум.

А сам Яузский бульвар был разбит в 1823 году. Он заканчивался у петропавловского переулка, за которым упрямо стояли, не пуская бульвар к реке, несколько дворов, хозяева которых проигнорировали царский указ.

Одна из главных магистралей (кольцо «А») в центре Москвы, проходящая по исторически сложившейся черте города, на месте разобранной стены. Возникнув в конце XVIII — начале XIX вв., Бульварное кольцо протянулось более чем на 9 км, сохраняя… … Москва (энциклопедия)

Бульварное кольцо - Бульв арное кольц о (в Москве) … Русский орфографический словарь

Бульварное кольцо Москвы на атласе А. Хотева, 1853 … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Бульварное кольцо (значения) … Википедия

Бульварное кольцо: Бульварное кольцо последовательность десяти улиц (бульваров) в центре Москвы. Бульварное кольцо градостроительный ансамбль в Риге (Латвия) … Википедия

Москва Третье кольцо в районе Бережковской набережной … Википедия

Эта статья или часть статьи содержит информацию об ожидаемых событиях. Здесь описываются события, которые ещё не произошли … Википедия

Четвёртое транспортное кольцо автомобильная дорога в Москве. Работы по строительству Четвертого транспортного кольца и северной и южной рокад в Москве идут полным ходом. Столичные власти надеются, что появление этих новых магистралей значительно… … Википедия

Станция Лукино. Старая платформа … Википедия

- (МК МЖД) (Московская окружная железная дорога (МОЖД), Малое московское кольцо (ММК)) окружная железная дорога в Москве, предназначенная для осуществления грузовых перевозок между всеми 10 магистральными железнодорожными направлениями… … Википедия

Книги

  • Бульварное кольцо. Путеводитель (аудиокнига MP3 на 2 CD) , З. Король. Путеводитель - самый удобный и доступный способ познакомиться с городом. Виртуальное путешествие на персональном компьютере: фотографии, описание маршрутов, возможность изучить и распечатать… аудиокнига
  • Бульварное кольцо , Лариса Скрыпник. Незабываемая прогулка по живописному московскому Бульварному кольцу ждет читателей этой книги. Она знакомит с особенностями, историей, легендами и традициями десяти знаменитых бульваров.…

Кольцо, которое вовсе не кольцо. Штрих-пунктир из бульваров и площадей. Идеальное место для свиданий и фотовыставок, досужих прогулок и злободневных митингов. Зелёная пешеходная зона, которая когда-то была мощным оборонительным сооружением. Все это - Бульварное кольцо.

История с географией

Строго говоря, лента бульваров в центре столицы — вовсе не кольцо, а подкова, которая на юге опирается на излучину Москвы-реки. Но главное не форма, а местоположение разорванного кольца. С древних времён здесь находились оборонительные сооружения: сначала воздвигли земляные валы, потом на них установили деревянные стены, в конце XVI века их заменили каменными.

Фортификация стала третьим рубежом защиты после стен Кремля и Китай-города. По одной из версий, именно по цвету камня или извести, покрывавшей кирпич, огороженную местность именовали Белым городом. По другой — «белая» земля, заселённая боярами и дворянами, не облагалась налогами, в отличие от «чёрной», где жили купцы и ремесленники. В пользу этой версии говорит второе название района — Царь-град, или Царёв город.

В XVIII веке Москва сильно разрослась, Белгородская стена утратила оборонное значение. В 1774 году Екатерина II, уделявшая большое значение планировке городов, создала Каменный приказ, который руководил разбором стен и башен. Освободившиеся стройматериалы использовали для строительства казённых зданий, например Воспитательного дома на Москворецкой набережной (сегодня здесь размещается академия РВСН имени Петра Великого).

На месте бывшей крепостной стены императрица повелела высадить деревья и проложить аллеи, а взамен проезжих башен разбить площади. Но скоро указ пишется, да не скоро исполняется. Первый бульвар — Тверской — появился только в 1796 году, уже при Павле I. Самый же молодой участок кольца — Покровский бульвар: его окончательно сформировали в 1954 году, после ликвидации бывшего здесь просторного плаца Покровских казарм. Далеко смотрела Екатерина Великая…

Впрочем, основные работы заняли около полувека: в 1845 году критик Виссарион Белинский написал, что московские бульвары — лучшее городское украшение, которому Петербург «имеет полное право завидовать». Официально это «право» было закреплено в 1978 году, когда Бульварное кольцо объявили памятником садово-паркового искусства.

Кольцо А

Довольно долго «зелёный пояс» обходился без общественного транспорта — хватало извозчиков. И вот в 1887 году по бульварам застучала копытами конка (конно-железная дорога) , а четверть века спустя, в 1911 году, зазвенел колёсами трамвай. Маршрут А, который в народе ласково окрестили «Аннушкой», действительно был кольцевым — рельсы проложили и по набережным Москвы-реки. Поэтому и Бульварное кольцо получило второе название — кольцо А.

По разным причинам за прошедшее столетие маршрут «Аннушки» неоднократно менялся, и сегодня он проходит от Калужской площади (метро «Октябрьская») до Тургеневской площади (метро «Чистые пруды»). При этом он затрагивает лишь три бульвара: Яузский, Покровский и Чистопрудный. Возможно, это не последняя траектория знаменитого трамвая…

Примечательно, что нынешний маршрут А пролегает по единственной трамвайной ветке, сохранившейся внутри Садового кольца (по ней ходят также трамваи № 3 и № 39). Мало того, по выходным «Аннушка» отдыхает — видимо, в силу почтенного возраста. Зато в будни среди обычных пассажирских составов по рельсам курсирует и трамвай-трактир «Аннушка». Его интерьер переносит посетителей на полторы сотни лет назад, а названия блюд в меню отсылают к страницам «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова.

О трамвае А писали и Булат Окуджава, и Константин Паустовский, в своё время работавший кондуктором. Поэт Сергей Островой и вовсе посвятил «Аннушке» песню, которую сейчас вряд ли кто помнит. Так что знаменитый бульварный маршрут, который когда-то именовали театральным (трамвай проходил мимо многих театров и кинотеатров) заслуженно можно именовать и литературным.

Тяжёлые будни бульваров

На своём веку Бульварное кольцо повидало всякое, и порой ему приходилось несладко: несознательные москвичи топтали газоны, ломали ограды, а деревья рубили на дрова. В середине XIX века московский генерал-губернатор принял строгие меры: на бульварах было запрещено выгуливать собак, кататься на велосипедах, возить тележки и даже… ходить с чемоданами! Ещё и специальных смотрителей отрядили за порядком следить.

Во время Великой Отечественной бульварам пришлось вспомнить своё историческое предназначение. В 1941 году здесь проводили воинские учения для ополченцев, устанавливали зенитные орудия для подразделений ПВО и даже размещали аэростаты воздушного заграждения.

Устранять последствия бомбёжек и оборонительных действий начали сразу по окончании войны, а к 800-летию Москвы была проведена серьёзная реконструкция. На бульварах высадили множество деревьев и кустарников, обновили скамейки, сетчатую ограду заменили чугунной (причём каждый бульвар получил индивидуальный узор), установили новые фонари и изящные вазоны. Автором и руководителем проекта был архитектор Виталий Долганов.

«Зелёный пояс» продолжает прихорашиваться и в наши дни. В 2015 году конструкторское бюро «Стрелка» разработало новый масштабный план реконструкции Бульварного кольца. В рамках городского проекта «Моя улица» предлагается ограничить транзитное движение, перенаправив трафик на Садовое и Третье транспортное кольцо, а приоритет отдать пешеходам, велосипедистам и общественному транспорту. Для этого нужно, в частности, обустроить новые дорожки и островки безопасности на переходах.

Топонимика Бульварного кольца

Названия площадей Бульварного кольца напоминают о крепостном прошлом: Арбатские Ворота, Никитские Ворота, Мясницкие Ворота… Да и нынешняя Пушкинская площадь раньше именовалась сначала Тверскими Воротами, потом Страстной (по стоявшему рядом монастырю) и даже площадью Декабрьской Революции. Только в 1931 году великий поэт подарил площади своё имя.

Трубная площадь — наследница «Трубы»: так в народе звали проём, сделанный в Белгородской стене для реки Неглинной. Хохловская площадь, как и прилегающий к ней Хохловский переулок, получила имя от окружающего района Хохлы — здесь селились в основном украинцы. К тому же неподалёку, на Маросейке, располагалось Малороссийское, то есть украинское, подворье.

А вот термин «бульвар», как и сама идея городского озеленения, заимствован из Европы: французское boulevard происходит от голландского bolwerk, то есть «укрепление, крепостной вал». Получается, что Бульварное кольцо унаследовало не только географию, но и топонимику своего предшественника. Впрочем, простые русские люди быстро переиначили непонятное иноземное слово в «гульвар», обозначив главное предназначение новых широких улиц.

Большинство названий бульваров — Никитский, Петровский, Покровский, Рождественский, Страстной, Сретенский — происходит от близлежащих монастырей или церквей. Гоголевский бульвар стал таковым в 1924 году, во время празднования 115-летия Николая Гоголя. До этого он назывался Пречистенским — по церкви Пречистой Богородицы в Новодевичьем монастыре.

Тверской бульвар — разумеется, преемник Тверской улицы. Яузский бульвар, как и площадь Яузские Ворота, назван по башне Белого города. А вот Чистопрудный бульвар можно отнести к усмешкам Бульварного кольца — о них и разговор особый.

«Фишки» и курьёзы Бульварного кольца

Водоём, давший имя Чистопрудному бульвару, стал называться Чистым только в 1703 году. Случилось это благодаря стараниям Александра Меншикова, который приобрёл земли на Мясницкой улице. Светлейший князь, как добросовестный хозяин, повелел очистить пруд от объедков и отбросов стоявшего неподалёку мясного рынка. Неудивительно, что издавна пруд именовался Поганым…

От Чистых прудов рукой подать и до другого курьёза Бульварного кольца. Не только гости столицы, но и многие москвичи удивляются: Тургеневская библиотека рядом с одноимённой площадью есть, а памятника Тургеневу — нет! Зато по бокам площади стоят другие монументы: в начале Чистопрудного бульвара — Александру Грибоедову, а в конце Сретенского — Владимиру Шухову, автору знаменитой башни. Градостроители оправдываются тем, что и писатель, и инженер долгое время жили на Мясницкой, а Тургенев часто менял квартиры, и выбрать привязку для его памятника затруднительно.

Другая «антитеза» — памятник Владимиру Высоцкому в конце Страстного бульвара, установленный в пику цитате из песни «У меня было сорок фамилий»:

Не поставят мне памятник в сквере

Где-нибудь у Петровских Ворот…

Но памятники не только возникают в неожиданных местах, а еще и ходить умеют! Наверняка не все знают, что памятник Пушкину стоит на нынешнем месте, в сквере на одноимённой площади, с 1948 года — его передвинули по личному распоряжению Сталина. Изначально же, в 1880 году, монумент расположили на противоположной стороне, в конце Тверского бульвара. Автор «Каменного гостя» наверняка оценил бы по достоинству такое перемещение…

Ещё один перенос коснулся уже Гоголя. Первый памятник, установленный в 1909 году, к столетию со дня рождения писателя, тогда ещё на Пречистенском бульваре, вызвал неоднозначную реакцию. Согбенная фигура, словно придавленная горькими размышлениями и душевным недугом, многим казалась чересчур мрачной. В конце 1940-х годов устроили конкурс, и в 1952 году, к столетию смерти прозаика, уже на Гоголевском бульваре появился совсем другой, гордый и парадный монумент.

«Угрюмого» Гоголя сперва отправили в «ссылку» — в Музей архитектуры на территории Донского монастыря, и только в 1959 году его перенесли во двор усадьбы А.П. Толстого в начале Никитского бульвара, где писатель прожил свои последние годы. (Позже в этом доме организовали и дом-музей Гоголя.) Возникла уникальная ситуация: два памятника одному и тому же лицу располагаются очень близко друг к другу: по прямой расстояние между ними составляет меньше 400 метров! Впоследствии неоднократно возникало предложение произвести обратную «рокировку», но до осуществления идеи не дошло.

Эти и другие интересные и забавные факты невольно наводят на мысль, что в форме Бульварного кольца спрятана не только подкова, но и хитрая улыбка Чеширского кота. Улыбнитесь и вы, прогуливаясь по бульварам. Теоретически бодрым шагом их можно пройти за пару часов. Но вряд ли это удастся сделать так быстро: вам наверняка захочется посидеть на скамейке, изучить очередную фотовыставку под открытым небом, снять селфи с каким-нибудь памятником, полюбоваться старинными зданиями или выпить чашечку кофе в близлежащем кафе. Приятной прогулки!

Бульварное кольцо в цифрах

— Бульварное кольцо включает 10 бульваров и 13 площадей.

— Общая протяжённость Бульварного кольца — чуть больше девяти километров.

— Самый длинный бульвар — Тверской, его длина — 857 метров.

— Самый короткий бульвар — Сретенский, его длина — 214 метров.

— Самый широкий бульвар — Страстной, его ширина — 123 метра.

— В 1945-1947 годах на Бульварном кольце высадили более четырёх тысяч деревьев и свыше 13 тысяч кустарников.

— На Бульварном кольце расположено девять станций метрополитена : «Кропоткинская», «Арбатская», «Пушкинская», «Тверская», «Чеховская», «Трубная», «Тургеневская», «Сретенский бульвар» и «Чистые пруды».

Бульварное кольцо - главный городской променад, непрерывная последовательность из 10 бульваров и 13 площадей, опоясывающих исторический центр города. Будучи одним из традиционных колец Москвы, в действительности Бульварное кольцо не замкнуто и имеет форму подковы, начинаясь и заканчиваясь вблизи набережных Москвы-реки.

Общая длина Бульварного кольца составляет около 9 километров, и каждый его метр буквально возведён в культ: прогулка по бульварам, на которых обустроены уютные зелёные скверы, считается качественным культурным досугом для горожан и одним из обязательных пунктов туристической программы гостей столицы. Городская среда может похвастаться качественным историческим окружением со старыми особняками, доходными домами и церквями, а длина маршрута идеальна для продолжительной прогулки. Кроме того, на них часто проходят выставки и городские фестивали, что делает досуг горожан ещё более интересным.

История Бульварного кольца

Своим возникновением Бульварное кольцо обязано Белгородской стене, окружавшей московский Белый город в 16-18 веках. Изначально крепостная стена строилась для защиты и имела важное оборонное значение, но в конце 18 века, когда город вырос, полностью утратила актуальность, и её решили разобрать.

В 1770-1780-х годах стены и башни Белого города были разобраны, а на их месте впоследствии заложили бульвары и организовали площади, многие из которых сохранили в своих названиях названия крепостных ворот: площадь Пречистенские Ворота, Никитские Ворота, Петровские Ворота и другие. Однако, Бульварное кольцо сформировалось не сразу: первый бульвар - Тверской - был обустроен в 1796 году; последним стал Покровский бульвар, часть которого занимал плац Покровских казарм, окончательно ликвидированный лишь в 1954 году. В целом кольцо бульваров сложилось после 1812 года.

В 1887 году по Бульварному кольцу пустили конку, а в 1911 году - электрический трамвай. Кольцевой маршрут проходил по всем бульварам и замыкался на Кремлёвской набережной, но до наших дней не сохранился - трамвайное движение осталось лишь на Чистопрудном, Покровском и Яузском бульварах.

Интересно, что при советской власти Бульварное кольцо чуть было не стало кольцом физически: Генплан реконструкции Москвы 1935 года предполагал, что оно будет продлено в Замоскворечье и замкнуто, но позже от плана отказались за отсутствием необходимости. В 1947 году - в честь 800-летия Москвы - бульвары озеленили и реконструировали по проекту архитектора Виталия Долганова: вместо старой сетчатой ограды появились узорчатые чугунные изгороди, были установлены новые лавки и высажены более 4 тысяч деревьев и 13 тысяч кустарников.

С 1978 года Бульварное кольцо признано памятником садово-паркового искусства.

Бульвары и площади Бульварного кольца

В состав Бульварного кольца включены 10 бульваров и 13 площадей, на большинстве из которых обустроены скверы (на всех бульварах и на некоторых площадях).

Гоголевский бульвар имеет длину около 750 метров и проходит от площади Пречистенские Ворота до площади Арбатские Ворота. Бульвар качественно благоустроен и озеленён, вдоль него расположен ряд городских усадеб и доходных домов, а также различные административные здания, в том числе массивный .

Никитский бульвар длиной около 500 метров расположен между площадями Арбатские Ворота и Никитские Ворота. Своим названием бульвар обязан Никитским воротам Белгородской стены.

Тверской бульвар имеет длину 875 метров и проходит от площади Никитские Ворота до . Это самый старый и самый протяжённый из бульваров Бульварного кольца и, вероятно, самый модный бульвар столицы: ещё со времён Пушкина, который неоднократно здесь бывал, Тверской бульвар стал излюбленным местом для прогулок горожан - и в наши дни городские фестивали нередко собирают на нём целые толпы людей. В прошлом застройка вдоль Тверского бульвара состояла из дворянских особняков в стиле классицизма, сегодня на нём можно увидеть доходные дома и ряд городских усадеб, жилые дома дореволюционных, советских и постсоветских времён, а также различные административные и конторские здания, в том числе необычное вблизи площади Никитские Ворота.

Страстной бульвар длиной около 550 метров проходит от Пушкинской площади до площади Петровские Ворота. Будучи не самым протяжённым, является самым широким на Бульварном кольце: ширина бульвара достигает 123 метров. Получил своё название по снесённому в 1938 году Страстному монастырю.

Петровский бульвар имеет протяжённость 449 метров и проходит от площади Петровские Ворота до Трубной площади. Вдоль бульвара сохранилась качественная историческая застройка, включающая доходные дома и ряд городских усадеб, а также здание ресторана "Эрмитаж" Люсьена Оливье - того самого, что изобрёл знаменитый салат - и некоторый новодел.

Рождественский бульвар длиной около 400 метров проходит от Трубной площади до площади Сретенские Ворота. На бульвар выходит мощная стена Рождественского монастыря, также вдоль него сохранилась историческая застройка, включающая преимущественно доходные дома и ряд особняков и городских усадеб, незначительно разбавленных современным новоделом.

Сретенский бульвар длиной всего 214 метров проходит от площади Сретенские Ворота до Тургеневской площади, это самый короткий бульвар кольца. Значительную часть бульвара занимает огромный памятник Надежде Крупской, установленный в его начале. Застройка включает ряд жилых и доходных домов, а также административные здания; на бульвар выходят фасады и . Любопытно, что на внешней стороне бульвара сохранился остаток крепостного вала.

Чистопрудный бульвар протяжённостью 822 метра проходит от площади Мясницкие Ворота до площади Покровские Ворота. Это самый большой по площади и второй по протяжённости (после Тверского) бульвар Бульварного кольца, а также единственный, на котором есть пруд. Летом здесь играют музыканты и проходят различные выставки - и хотя он не такой модный, как Тверской, Чистопрудный бульвар стал одним из центров культурной жизни Москвы. Зимой на пруду заливают каток. Всесезонная привлекательность бульвара и его рекреационные качества - можно сказать, это целый небольшой парк - сделали его культовым местечком на карте Москвы.

Покровский бульвар имеет протяжённость около 600 метров и находится между Хохловской площадью и Яузским бульваром. В начале бульвара находится найденный при раскопках открытый фрагмент стены Белого города; окружающая застройка состоит преимущественно из доходных домов и ряда городских усадеб, одна из наиболее примечательных построек - здание Покровских казарм.

Яузский бульвар длиной около 400 метров расположен между Покровским бульваром и площадью Яузские ворота - это последнее звено Бульварного кольца. Застройка бульвара включает дореволюционные и советские жилые дома, а также ряд доходных домов и городских усадеб.

Если учесть все бульвары и площади, которые принято относить к Бульварному кольцу (площади при этом рассматриваются как часть бульваров), то полный список его составных частей будет выглядеть следующим образом (по часовой стрелке):

1. площадь Пречистенские Ворота;

2. Гоголевский бульвар;

3. Арбатская площадь;

4. площадь Арбатские Ворота;

5. Никитский бульвар;

6. площадь Никитские Ворота;

7. Тверской бульвар;

8. Пушкинская площадь;

9. Страстной бульвар;

10. площадь Петровские Ворота;

11. Петровский бульвар;

12. Трубная площадь;

13. Рождественский бульвар;

14. площадь Сретенские Ворота;

15. Сретенский бульвар;

16. Тургеневская площадь;

17. площадь Мясницкие Ворота;

18. Чистопрудный бульвар;

19. площадь Покровские Ворота;

20. Хохловская площадь;

21. Покровский бульвар;

22. Яузский бульвар;

23. площадь Яузские Ворота.

Также к Бульварному кольцу иногда причисляют Соймоновский и Устьинский проезды, которые завершают цепочку бульваров и площадей у берегов Москвы-реки, однако, строго говоря, они к Бульварному кольцу не относятся.

Чистопрудный бульвар:

Александру Грибоедову;

Абаю Кунанбаеву.

Яузский бульвар:

Расулу Гамзатову.

Помимо прочего, на Рождественском бульваре установлен поклонный крест в память о покровительнице Москвы преподобной Евфросинии, в миру - великой княгине московской Евдокии Дмитриевне, а на Гоголевском бульваре - несколько малых бетонных скульптур, изображающих животных из русских сказок.

В действительности, Бульварное кольцо имеет не столько рекреационную, сколько культурную значимость для города. Из-за большого количества машин по обе стороны каждого бульвара, оживлённых перекрёстков и даже тоннелей на площадях между ними и других нюансов, с которыми приходится мириться жителям мегаполиса, прогулка по современному Бульварному кольцу может понравиться далеко не каждому.

Но, будучи одним из исторических колец Москвы, оно по-прежнему навевает особые переживания и хранит атмосферу московской старины - и как минимум за это его уже стоит любить.



Публикации по теме