Брачные запреты. Козлов М., прот

Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы
Жития святых Книга отзывов Исповедь Статистика Карта сайта
Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

Вопрос №656

О браках с неверующими и неверными

Марина Камминз , Саскатун, Канада
13/06/2003

Здравствуйте, Батюшка!
Извините, что называю Вас так, но мне очень нравится это русское слово, применяемое к служителю церкви. Тем более, что у меня нет родителей и живу я, как вы могли видеть по моему адресу, не в России.
Мой вопрос такой: Можно ли венчаться православным с католиками? И как нам быть, если брак уже есть и основан он на любви? Не будет ли значить, со стороны православной церкви, что брак между католиком и православной – обречён?!
Мне бы очень хотелось повенчаться в церкви, дабы получить Благословение Божье, и тем самым укрепить наш брак. Как нам быть? Может тогда лучше не венчаться, а жить в простом браке (не люблю это слово)? Пожалуйста, Батюшка, помогите мне. Я не знаю как мне быть. Я очень люблю своего мужа. Муж достаточно взрослый, ему 45 лет и менять принадлежность к другой церкви трудно, да и не поймут его здесь в стране католиков, хотя он всегда бывает со мной и моей дочерью в православной церкви на протяжении всей службы.

Ответ отца Олега Моленко:

Здравствуй, Марина!

Твой вопрос имеет две стороны: формальную и духовно-практическую. В формальной части я сошлюсь на положение, существовавшее в Российской православной кафолической церкви (до революции 1917г.). Цитирую с переменой орфографии на современную по "Настольной книге для священно-церковно-служителя" С.В.Булгакова, изд.1913г.

"Действующие у нас (т.е. в императорской России) постановления дозволяют браки русских подданных мужского и женского пола православного исповедания с католиками, лютеранами, реформаторами и с другими лицами христианских исповеданий , как состоящими, так и не состоящими в русском подданстве.

Браки православных лиц с указанными неправославными лицами, если к тому нет законных препятствий, приходской священник имеет право совершать, не испрашивая разрешения епархиального Архиерея ; если же священник встретит сомнение, то, не приступая к совершению брака, обязан донести Преосвященному с изложением причин сомнения; по рассмотрении этих причин, Преосвященный разрешает дело лично сам от себя, или, когда потребуется формальное производство, предписывает Консистории; при совершении браков православных лиц с неправославными должны быть исполнены и соблюдены все постановления относительно оглашения, совершеннолетия, родства, взаимного согласия брачующихся, согласия на брак их родителей, представления брачующимися всех необходимых для брачного обыска документов, словом, все те правила и предосторожности, которые постановлены для браков между православными лицами; кроме того, требуется, чтобы везде, кроме Финляндии (для коренных жителей которой постановлено в статье 68-й изъятие), лица других христианских исповеданий, вступающие в брак с лицами православными, дали священнику пред совершением брака подписку в том, что не будут ни поносить своих супругов за православие, ни склонять их чрез прельщение, угрозы или иным образом к принятию своей веры и что рожденные в этом браке дети крещены и воспитаны будут в правилах православного исповедания; подписка эта берется священником пред совершением брака по установленной для нее форме, и, по совершении брака, она представляется епархиальному Архиерею (Св. Зак. Х т. 1 ч., 67 стр. Ук. Св. Син.7 авг. 1885г., № 7).

Венчание православных с неправославными непременно должно быть совершено православным священником в православной церкви, по правилам и обрядам православной веры; просьбы совершать обряд бракосочетания по правилам одной лишь иностранной церкви принимать запрещается (там же). Брак православного лица с иноверным не признается действительным, доколе не совершится в православной церкви православным священником (Уст. Д.К., 26), и в частности – браки лиц православного исповедания, совершенные одними римо-католическими священниками, почитаются недействительными, доколе тот же брак не обвенчан православным священником (Св. Зак. Х т., 1 ч. 72 стр.)".

Как видишь, формально у тебя нет никаких препятствий, и, если какой-то невежественный священник будет отказывать, то принеси ему эту выписку с указанием страниц 1206-1208 этой книги.

В наши отступнические дни проблема может возникнуть совсем с другой стороны. Препятствием к браку является то обстоятельство, если один из брачующихся принадлежит к отступнической церковной структуре, например, "Московской патриархии", которая ложно продолжает называть и считать себя церковью Христовой и правопрееменицей дореволюционной Греко-Российской церкви. Сошлюсь на стр. 1207 (сноска 4) цитируемой мной книги: "Вопрос о допустимости браков лиц православных с отступниками от православия на Предсоборном Присутствии подавляющим большинством голосов был решен отрицательно (см. Прилож. к Ц. Вед. 1907, 11)".

Первым такие браки запретил святой Апостол Павел, утверждая:

2 Кор.6:
14 Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?
15 Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?

В отношении же неверующих (а иные исповедания с православной точки зрения можно вполне отнести к неверующим – неверующим истинно и правильно) Апостол Павел не запрещал брак:

1 Кор.7:
12 Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее;
13 и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его.
14 Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы.
15 Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь.
16 Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?

Из сопоставления слов Апостола "неверующий" и "неверный" явно выходит, что последнее относится к отступникам от веры, нечестивцам и явным врагам истинной веры, а первое – к заблуждающимся в вере, например, к тем же простым католикам или вовсе неверующим во Христа людям.

Я не знаю, в какую церковь ходишь ты, но если принадлежащую МП или ОСА или РПЦЗ(Л), т.е. возглавляемую Лавром Шкурлой, то они все отступнические и члены их – отступники и предатели Христа. Тогда по церковным правилам с тобой нельзя венчаться, пока не выйдешь из отступнической структуры и не покаешься за пребывание в ней (по неведению).

Допустим, вы повенчаетесь и все у вас сложится хорошо. Могут возникнуть опасности в будущем с духовно-практической стороны, как по отношению к вашему браку, так и по отношению к вашим детям. Перемена обстоятельств или воздействие врага спасения могут повлечь за собой то, что твой муж (а люди со временем могут сильно изменяться, ибо кто со Христом не собирает, тот обязательно расточает) станет противоречить твоей вере или склонять детей к своей. Тогда-то может произойти трагедия: или ты уступишь из плотской любви и потеряешь Христа и спасение, или ваш брак распадется по предмету веры, или ты будешь наблюдать своими глазами погибель детей по заблуждению. Ведь их любимый и добрый папа – католик, почему же им нельзя принять его веру? Чем ты возразишь на это? В общем, будь готова к подобным искушениям и проблемам. Лучше всего попытаться ненавязчиво и постепенно раскрыть ему всю красоту и истинность православной святоотеческой веры и тем обратить его в нее.

Мне же более всего жалко детей твоих и любых других, которые попадают в неблагоприятные для воспитания в истинной вере условия.

Помоги тебе Господь в твоем нелегком положении!


Господь создал семью как благословенный союз двух людей. Церковь с радостью благословляет венчающиеся пары , тем более людей, которые часто посещают храм, оба придерживаются принципов христианской жизни и любят друг друга. Но как уживаются разные религии в браке? Когда женщина воспитана в мусульманской вере , а муж в православной или наоборот? Сегодня вероисповедание - это последняя причина, почему брак может не состояться.

Сейчас совсем неважно для молодых людей посещают ли их избранники церковь или синагогу . Но возможен ли счастливый союз двух людей при их приверженности другой религии?

Важна ли для брака вера

Некоторые могут поднять на смех важность этого вопроса. И правда, разве в наше технологическое время важны разные религии в браке? Это же просто пережитки прошлого, но для человека истинно верующего, православного этот вопрос остается одним из самых главных. Да и те, которые высмеивают, позже поймут важность единомыслия с супругом во всех отношениях.

О других религиях:

Важность единомыслия с супругом в вере

Вера - это необходимость для человека, каждый рано или поздно начинается задавать различными вопросами о существовании Бога и небес. Многие люди уже выросли в какой-либо вере и ценят ее не только как свое мировоззрение, но и почтение своему роду и предкам.

Рассмотрим ситуацию. Православная девушка выходит замуж за мусульманина, надеясь, что преткновений у них не случится. Но, рано или поздно, станут появляться вопросы о том, в какой вере воспитывать детей , можно ли жене одной посещать богослужения, почему она не может участвовать в мусульманских обрядах. И жена должна будет полностью подчиниться мужу, поскольку так заповедал Господь.

Рано или поздно такой брак либо разрушиться, либо жена перейдет в мусульманскую веру. Конечно, может быть муж обратиться в православие, но статистика неумолима и говорит, что такой исход дела вероятен лишь в 20%.

Совет! Встречаться с представителем другой веры даже не стоит, ведь если целью не стоит благословенный Церковью Союз, зачем тратить свое время? Вера станет вопросом преткновения между супругами после свадьбы. Поэтому если человек истинно православный, то вопрос вероисповедания его избранника крайне важен.

Следует понимать, что Церковные заповеди созданы для облегчения жизни христианам, а не для усложнения. Ведь если на почве религиозных разногласий воевал целый мир (и продолжает сегодня), как смогут удержать свою семью в мире двое людей?

Православная церковь советует не заключать брак с иноверцем

Возможен ли брак православного с иноверцем

Иноверец означает, согласно современной богословской терминологии, представителя другой религии, никоим образом не касающейся Христа и Святой Троицы . Существует также понятие инославный - он применяется к христианам иных конфессий. Какой же брак венчает Церковь?

Внимание! По Церковному уставу запрещено благословлять священнику союз православного христианина с иноверным, поскольку Таинство Венчания подразумевает единение супругов во Христе.

О семейной жизни:

  • Молитвы блаженной Ксении Петербуржской о замужестве и счастии в браке

Принадлежность одного супруга совершенной иной вере делает Таинство бессмысленным. Данная установка содержится в древних церковных правилах и канонических нормах. Поскольку сегодня брак регистрирует государство, то многие православные не обращают внимание на установленные церковные законы. Если брак заключили двое людей различных религий, то Церковь признает этот брак законным, но не освящает его Таинством Венчания.

Таким образом, четко понятно, что православный христианин не может венчаться и быть благословлен на брак с иноверцем.

Что касательно брака с инославным. Конечно, здесь все немного проще. Муж и жена будут одинаковы привержены Христу и у них не будет возникать серьезных конфликтов, ведь оба они стремятся быть похожими на Христа и выполнять Его заповеди.

Но скорее всего, произойдет другая ситуация: у супругов начнутся доктринальные разногласия. Межконфессиональная семья редко может найти баланс между уставом Православной Церкви и уставом иной церкви. Будут возникать конфликты из-за обрядов и традиций, из-за разделения финансов, по поводу воспитания детей, из-за проведения воскресенья, ведь каждый захочет, чтобы супруг посещал его храм вместе с ним.

Разногласия о доктрине могут возникать даже у представителей одного направления, что же говорить о совершенно разных.

Важно! Православная Церковь благословляет брак с инославным, но предупреждает, что супруги могут просто не выдержать разделений и разногласий в семье.

Православный христианин может быть благословлен на брак с инославным

Мнение священников

Каждый священник имеет свой личный опыт в этом вопросе.

Протоиерей Максим Козлов считает, что брак христианки с мусульманином заранее обречен, поскольку для девушки останется лишь один выход - подчиниться супругу во всех вопросах, в том числе и в религиозном. Единомыслия иным путем достичь с горячим приверженцем Аллаха, Будды или Иеговы не получится.

Совет! Поэтому лучше избегать даже мимолетных отношений с приверженцами других религий или же молиться за возлюбленного, чтобы он перешел в Православие до заключения союза.

В противном случае, лучшим решением будет избежать этого союза вовсе. Если чувства не позволяют забыть парня, следует подумать о будущем с ним, как будет тяжело принять то, что дети воспитываются в ереси и проведут вечность не с Господом?

Если же семейный союз заключается с человеком религиозно индифферентным, т.е. равнодушным к своей вере, тут есть надежда, что он обратится в Православие. Можно также молиться за него Господу, чтобы Тот обратил человека к Себе, ведь всякая ложная вера есть нечестие перед Единым Творцом.

В случае же принадлежности единой православной вере, нет никаких препятствия для заключения семейного союза.

Если муж и жена посещают храм, становятся участниками Святых Таинств , то они все смогут преодолеть вместе, совместным подвигом и усилием, все разногласия и испытания будут пройдены успешно.

Причем не важен ни цвет кожи, ни национальность супругов. Православная вера транснациональна!

Видео о браке между представителями разных конфессий

Если браки с иноверцами однозначно запрещены, то как же тогда факты браков православных с лютеранами (пример - Вел. кн. Елизавета Федоровна, преподомномученица, принявшая православие уже будучи некоторое время в законном браке, освященном церковью - у нас есть ее письма, повествующие о ее обращении и роли православного мужа в ее обращении), англиканами и пр. Что Вы скажете о чине венчания христианина с нехристианкой (или наоборот), о котором мне сообщил православный священник? Также приходилось читать, что Православная церковь благословляет браки с иноверцами, если есть намерение воспитывать детей в Православии (см., кроме того, ответы на вопросы м. Антония Сурожского в книге "О духовничестве").

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Согласно словоупотреблению, принятому еще в XIX веке, иноверными называют представителей нехристианских религий. Сюда же надо отнести различные псевдохристианские секты. Иное значение имеет понятие «инославный». К ним относятся католики, протестанты, армяно-григориане и некоторые др. До Петра I браки православных с неправослаными не разрешались. В 1720-м году по соображениям государственным последовало разрешение вступать в брак с католиками и лютеранами, т.е. инославными, а не иноверцами. Закон этот сохранял силу в течение всего синодального периода. Согласно этому закону, дети, рожденные в таких браках, обязательно должны были воспитываться в православии.

Чин таинства брака только один. Тот, который находится в православных Требниках. Принадлежащий к нехристианской конфессии крещенным быть не может. Поэтому он не может участвовать в православном таинстве , каким является венчание.

Наверно, ни одно каноническое правило не кажется столь «трудным», как данное. Во все века христианства в любой стране население было конфессионально неоднородным. Всегда могло возникнуть взаимное влечение между молодыми людьми, разделенными различной верой. Святые отцы, принявшие на нескольких Соборах правило, запрещающее христианам соединяться в браке с иноверными, имели больше нас искренней и нелицемерной любви к людям, лучше нас знали жизнь. Чем руководствовались они? Заботой о спасении пасомых. Своим богопросвещенным умом они ясно видели пути к спасению и все таящиеся духовные опасности. Святые отцы имели высокое понимание христианской семьи как единого духовного организма. Семье усвоен образ малой церкви. Здание не может строиться на двух разнокачественных основаниях. Иногда говорят, что жизнь наша сильно отличается от жизни людей IV-го или V-го века. Несомненно. Однако законы духовной жизни остались прежними. Не могли измениться и начала христианской семейной жизни. Один из самых авторитетных канонистов, умерший в XX столетии и хорошо знавший проблемы нашего века, епископ Никодим (Милош) писал: «Браки православных с лицами, не исповедующими православной веры, правила вообще запрещают всем верным» (Правила Православной Церкви с толкованиями…, М.,2001, с. 366). Заметим, что этот комментарий к соборным деяниям, сделан человеком, который в своих изъяснениях далек от какого-либо ригоризма и жесткости.

Возникает вопрос, могут ли быть исключения? В церковном праве есть понятие диспенсация – отступление от неукоснительного исполнения правила. В особых случаях может быть сделано исключение и в отношении конфессионально-смешанных браков. Благословение на это может дать только правящий архиерей.

Как выяснилось, браки официально разрешены, то есть можно венчаться в Православном храме с католиком/католичкой. Брак будет официально признан. (смотрите Социальные Концепции РПЦ).

Муж мой не согласен по своим внутренним убеждениям с этим.

Нашла еще вот какую информацию - между католицизмом и православием официально отсутствует евхаристическое единство, но на практике католиков допускают к Причастию в Православной Церкви. В какие то года было официальное разрешение, на данный момент в РПЦ такую практику отменили.

Декрет Второго Ватиканского Собора подчеркивает:«можно преподавать таинства Покаяния, Евхаристии и Елеосвящения больных восточным христианам, отделённым от Католической Церкви не по их собственному злому умыслу, если они сами об этом попросят и будут настроены должным образом. Более того: католикам также разрешается просить о тех же таинствах у служителей-некатоликов, в Церкви которых наличествуют действительные таинства, всякий раз, когда того потребует нужда или подлинная духовная польза, а доступ к католическому священнику окажется физически или нравственно невозможен».

Цитаты отцов Православной Церкви:

Свт. Филарет Московский : «Земные перегородки до неба не доходят»

«Знай же, что, держась… слов Священного Писания, никакую Церковь, верующую, яко Иисус есть Христос, не дерзну я назвать ложной; …и Восточная, и Западная Церковь равно суть от Бога,… поскольку та и другая исповедуют Иисуса Христа во плоти пришедша»

«Всякий, во имя Троицы крещенный, есть христианин, к какому бы он не принадлежал исповеданию. Истинная Вера одна - Православная; но и все христианские верования - по долготерпению Вседержителя - держатся. Евангелие везде у всех одно; да не всеми одинаково понимается и изъясняется. Заблуждения отпавших от Вселенской Церкви - не упрек от рождения воспитанным в том или другом исповедании. Простые души - в простоте и веруют по учению, им заповеданному, не смущаясь религиозными прениями, для них и недоступными. За них ответ дадут Богу их духовные руководители. Ученые богословы встречаются во всех христианских народах, и благочестивые люди бывали и будут как в… православной церкви, так и в римокатолической. Истинная веротерпимость не ожесточается средостением, разделяющим христиан…, и молится “о соединении всех»

Свт. Феофан Затворник: «Есть много смиренных писак-тружеников, не у католиков только, но и у протестантов. Общехристианские истины у них излагаются добре. В этом можно пользоваться ими, но все же не с завязанными глазами, За нами водится этот грешок. Понравится писатель, и начнут его переводить, и уж все подряд и дуют. А у тех между добрыми приводятся и их неправославные воззрения. - Вообще говоря, жаль смотреть, как у наших богословов все немчура да немчура. - Вот пошлет за это на нас Господь немчуру, чтоб она пушками и штыками выбила из головы всякое немецкое (неправославное) мудрование. - Где же нам утешение?! В вере, что Господь Сам блюдет церковь Свою. А Он всесилен.»

Источник - Википедия. Там еще и другие цитаты есть. Главное я для себя уяснила, что католики - не такие уж и враги, можно с ними общаться и в костел к ним заходить (я там молится не собираюсь конечно же). Муж продолжает католиков считать еретиками, я скорее их считаю раскольниками (как вычитала в Википедии, у нас два подхода к католикам и вопрос этот неоднозначный. 1. католики - еретики 2. католики - раскольники)



Публикации по теме