Бывают ли добрые вампиры. Существуют ли вампиры в наше время

Сейчас очень популярны стали книги и фильмы о вампирах, их жизни и взаимодействии их с простыми людьми. После прочтения книги или просмотра фильма подростки часто задаются вопросом — существуют ли вампиры в наше время ? Откуда вообще взялись они, где было первое о них упоминание и грозят ли нам чем то подобные культы? Сегодня мы узнаем мнение одного ученого, а так же рассмотрим пару важных аспектов этого увлечения.

Для начала предлагаем вам ознакомиться с видео, записанного с американского телеканала, в котором поднимается вопрос увлечения вампирами среди подростков. Что может быть в этом опасного?

Откуда же взялись сами вампиры с точки зрения истории? Существуют ли они на самом деле?
Вампиры - мифологическая или фольклорная нечисть. Являются нежитью, питающимися человеческой и/или животной кровью. Они также являются частым объектом кино или художественной литературы, хотя вампиры из художественных произведений приобрели некоторые отличия от вампиров мифологических (см. Характерные черты вампиров из художественных произведений). В фольклоре термин обычно используется по отношению к кровососущему существу из восточноевропейских легенд, но часто вампирами называют и схожих созданий из других стран и культур. Характерные черты вампира в различных преданиях сильно разнятся. Некоторые культуры имеют истории о нечеловеческих вампирах, например летучих мышах, собаках и пауках.

Народные поверья о вампирах
Похоже, что до XIX века вампиры в Европе описывались как ужасные монстры из могилы. Вампирами обычно становились самоубийцы, преступники или злые колдуны, хотя в некоторых случаях ставшее вампиром «порождение греха» могло передать свой вампиризм на невинных жертв. Однако иногда вампиром могла стать и жертва жестокой, несвоевременной или насильственной смерти. Большинство румынских верований в вампиров (за исключением стригоев) и европейские истории о вампирах имеют славянское происхождение. Вампира можно убить, вонзив кол или что-то серебряное (пулю, кинжал) в сердце или сжечь.

Славянские вампиры
В славянских верованиях причинами вампиризма могло быть рождение в водной оболочке («рубашке») плода, с зубами или хвостом, зачатие в определённые дни, «неправильная» смерть, отлучение от церкви и неправильные похоронные ритуалы. Чтобы мертвец не стал вампиром, следовало положить распятие в гроб, поместить какой-либо предмет под подбородком, чтобы не дать телу съесть похоронный саван, пригвоздить одежду к стенкам гроба по этой же причине, положить в гроб опилки (вампир пробуждается вечером и должен посчитать каждую крупинку этих опилок, что занимает целый вечер, так что он умрёт, когда наступит рассвет), или проколоть тело шипами или кольями. В случае с кольями основная идея была в том, чтобы вбить кол сквозь вампира в землю, прибивая таким образом тело к земле. Некоторые люди предпочитали похоронить потенциальных вампиров с косами над их шеями, чтобы мертвецы обезглавили себя, если начнут подниматься.
Свидетельства того, что в окрестностях есть вампир, включают в себя смерть рогатого скота, овец, родственников или соседей, эксгумированное тело, которое словно живое с отросшими ногтями или волосами, тело, вздувшееся как барабан, или кровь на рту в паре с румяным лицом.

Вампиры, как и остальная «нечистая сила» славянского фольклора, боялись чеснока и любили считать зёрна, опилки и т. д. Вампиры могли быть уничтожены с помощью кола, обезглавливания (кашубы клали голову между ступнями), сожжения, повторения похоронной службы, обрызгивания тела святой водой (либо экзорцизма, обряда изгнания нечистой силы).
С именем сербского вампира Савы Савановича (Sava Savanović) широкую общественность ознакомил Милован Глишич (Milovan Glišić) в своём романе «Девяносто лет спустя» («Posle devedeset godina», «Ninety Years Later»). Другой «Дунайский вампир» Михайло Катич стал известен благодаря своему древнему роду, который когда-то состоял в «Ордене Дракона» (там же состоял и отец Дракулы), а ещё благодаря своей привычке - очаровывать женщин и пить из них кровь после полного их подчинения ему. Предположительно родился в XV веке, но дата смерти неизвестна. По одной из версий он до сих пор блуждает где-то неупокоённым.

В старорусской анти-языческой работе Слово Святого Григория (написанной в XI-XII веке) заявляется, что русские язычники приносили жертвы вампирам.

Румынские вампиры
Предания о вампирических существах были также обнаружены у древних римлян и у романизированных жителей Восточной Европы, румын (известных как валахи в историческом контексте). Румыния окружена славянскими странами, так что не удивительно, что румынские и славянские вампиры похожи. Румынские вампиры называются стригои, от древнегреческого термина strix, означающего кричащую сову, который также стал обозначать демона или ведьму.
Существуют различные типы стригоев. Живые Стригои - это живые ведьмы, которые становятся вампирами после смерти. Ночью они могут посылать свои души на встречи с другими ведьмами или с стригоями, которые являются ожившими телами, возвращающимися, чтобы сосать кровь членов своей семьи, домашнего скота и соседей. Другие виды вампиров в румынском фольклоре включают мороев и приколичей.

Рождённые в «рубашке», с лишним соском, лишними волосами, рождённые слишком рано, рождённые у матери, которой перешла дорогу чёрная кошка, рождённые с хвостом, внебрачные дети, а также умершие неестественной смертью или умершие до крещения были обречены стать вампирами, так же как и седьмой ребёнок того же пола в семье, ребёнок беременной женщины, которая не ела соль или на которую посмотрел вампир или ведьма. Более того, быть укушенным вампиром означало несомненный приговор к вампирскому существованию после смерти.

Вырколак (Vârcolac), который иногда упоминается в румынском фольклоре, больше относится к мифическому волку, который мог поглотить солнце и луну (так же как Skoll и Hati в скандинавской мифологии), и позже больше стал ассоциироваться с оборотнями, нежели с вампирами. (Человек, страдающий ликантропией, мог обращаться в собаку, свинью или волка).
Вампира обычно замечали, когда он нападал на семью и домашний скот, или разбрасывал вещи вокруг дома. Считалось, что вампиры наряду с ведьмами были наиболее активны в канун дня Святого Георгия (St George’s Day) (22 апреля по юлианскому, 6 мая по григорианскому календарю), в ночь, когда все виды зла выходят из своего логова. День Святого Георгия всё ещё празднуется в Европе.

Вампир в могиле мог быть распознан по дырам в земле, неразложившемуся трупу с красным лицом или если одна из ступней была в углу гроба. Живых вампиров определяли, раздавая чеснок в церкви и наблюдая за теми, кто его не ел. Могилы часто были открыты три года после смерти ребёнка, пять лет после смерти молодого человека и семь лет после смерти взрослого, чтобы проверить усопшего на вампиризм.

Меры, помогающие предотвратить превращение в вампира включали снятие «рубашки» с новорождённого и уничтожение её до того как младенец мог съесть хотя бы малую её часть, бережную подготовку к похоронам мёртвых тел, включая недопущение того чтобы животные переступали через труп. Иногда в могилу клали тернистый стебель дикой розы, а чтобы защититься от вампира, на окна клали чеснок и натирали чесноком скот, особенно в день Св. Георга и Св. Андрея.
Чтобы уничтожить вампира, его обезглавливали, клали чеснок ему в рот, а затем в его тело вбивали кол. К 19 веку некоторые также простреливали гроб пулей. Если пуля не проходила насквозь, тело расчленяли, сжигали части, смешивали с водой и давали членам семьи как лекарство.

Цыганские верования в вампиров
Даже сегодня цыганам отводится особое внимание в художественных книгах и фильмах о вампирах, без сомнения под влиянием книги Брэма Стокера «Дракула», в которой цыгане обслуживали Дракулу, нося его коробки с землёй и охраняя его.

Традиционные цыганские верования включают идею о том, что душа умершего попадает в мир, похожий на наш, за исключением того, что там нет смерти. Душа остаётся неподалёку от тела и иногда хочет вернуться. Цыганские легенды о живых мертвецах обогатили легенды о вампирах в Венгрии, Румынии и славянских землях.

Прародина цыган, Индия, имеет множество вампирских личностей. Бхут или Прет - это душа человека, умершего несвоевременной смертью. Ночью она бродит вокруг оживших мёртвых тел и нападает на живых, как и вампир. В Северной Индии, согласно легендам, может быть обнаружена Брахмаракшаса (BrahmarākŞhasa), вампироподобное создание с головой, увенчанной кишками и с черепом, из которого оно пило кровь. Ветала и пишача (pishacha) - немного другие существа, но в некоторой форме имеют сходство с вампирами. С тех пор как индуизм верит в переселение душ после смерти, полагается, что через ведение порочной или распутной жизни, а также через грех и самоубийство душа реинкарнируется в подобный тип злых духов. Это перевоплощение не определяется при рождении и т. д. но «зарабатывается» непосредственно в течение жизни, и судьба такого злого духа предопределена тем, что они должны достигнуть освобождения от этого yoni и войти заново в мир смертной плоти при следующем перевоплощении.

Наиболее известное индийское божество, связанное с питьём крови - это Кали, которая имеет клыки, носит гирлянды из трупов или черепов и имеет четыре руки. Её храмы находятся возле земель, где проводят кремацию. Она и богиня Дурга (Durga) сражались с демоном Рактабиджа (Raktabija), который мог размножаться с помощью каждой капли пролитой крови. Кали выпила всю его кровь так что не пролилось ни капли, выиграв таким образом битву и убив Рактабиджу.
Что интересно, имя Кали является приложением к официально непризнанной цыганской святой Саре (Sara). По легенде, цыганка Сара прислуживала Деве Марии и Марии Магдалине и вместе с ними высадилась на берегу Франции. Цыгане до сих пор проводят церемонию в ночь на 25 мая в той самой французской деревне, где, как предполагается, произошло это событие. Поскольку святилище Сары Кали находится под землёй, местные жители издревна с подозрением относились к ночному поклонению «цыганской святой», и среди выдвигаемых ими версий были причастность культа Сары Кали к сатанизму и устраиваемые цыганами вампирские оргии.

Вампиров в цыганском фольклоре часто называют просто мулло (mullo) (мертвец, покойник). Считается, что вампир возвращается и делает злобные вещи и/или пьёт чью-нибудь кровь (обычно родственников, которые стали причиной их смерти или не соблюли должную погребальную церемонию, или которые сохранили имущество покойного вместо того чтобы уничтожить его, как того требует обычай). Женщины-вампиры могут возвращаться, вести обычную жизнь и даже выходить замуж, но будут изнурять мужа.

Вообще, в цыганских легендах вампиры отличаются повышенным сексуальным аппетитом.
Любой, кто имел необычную внешность, например, тот, у кого отсутствовал палец или были придатки, свойственные животным, была заячья губа или волчья пасть, ярко-голубые глаза и т. д. мог стать вампиром. Если никто не видел, как человек умер, то умерший становился вампиром; так же как если труп распух до того как его успели похоронить. Растения, собаки, кошки и даже инструменты для земледелия могли стать вампирами. Если тыкву или дыню держать в доме слишком долго, она начнёт двигаться, шуметь или на ней покажется кровь.

Чтобы защититься от вампира, цыгане вставляли стальные иглы в сердце трупа или клали кусочки стали ему в рот, на глаза, уши и между пальцев во время похорон. Они также клали боярышник в носок трупу, либо вбивали колья из боярышника в ноги. Дальнейшими мерами были вбивание кольев в могилу, проливание над ней кипящей воды, обезглавливание трупа или его сжигание.

Согласно покойному сербскому этнологу Татомиру Вукановичу ((Tatomir Vukanović)), цыгане из Косово верили, что вампиры невидимы для большинства людей. Однако они могли быть увидены «братом и сёстрой, которые близнецы, родились в субботу и надели свои подштанники и рубашки шиворот навыворот». Так что поселение могло быть защищено от вампиров, если найдут таких близнецов. Эта пара ночью могла увидеть вампира на улице, но сразу после того, как вампир их увидит, ему придётся убегать.

Некоторые общие черты вампиров в фольклоре
Сложно сделать общее описание фольклорного вампира, так как его особенности очень разнятся у разных культур.
Вампир - относительно бессмертное существо, убить его можно, но он - не стареет. В различных произведениях европейского фольклора упоминаются вампиры, возраст которых составляет более 1000 лет. Вампир - это сверхъестественное существо и обладает физической силой, которая во много раз превосходит силу человека, не говоря уже о сверхъестественных способностях.

Внешность европейского вампира состоит в большей степени из особенностей, по которым его можно отличить от обычного трупа, стоит только вскрыть могилу подозреваемого вампира. Вампир имеет здоровый вид и румяную кожу (возможно и бледную), он часто бывает пухлым, у него отросшие волосы и ногти и ко всему прочему он совершенно не разложившийся.
Наиболее обычные способы уничтожить вампира - это вонзить осиновый кол в его сердце, обезглавить и полностью испепелить тело. Чтобы не дать тому, кто мог стать вампиром, восстать из могилы, тело хоронили вверх ногами, перерезали сухожилия в коленях или клали маковые семена на могильную землю предполагаемого вампира, чтобы заставить его считать их всю ночь. Китайские рассказы о вампирах также утверждают, что если вампир наткнётся на своём пути на мешок риса, он/она пересчитает все зёрна. Подобные мифы записаны и на индийском полуострове. Южноамериканские рассказы о ведьмах и других видах злых или вредных духов и существ также говорят о подобной склонности их героев. Известны случаи, когда людей, подозреваемых в вампиризме, хоронили вниз лицом, а в рот заталкивали большой кирпич, либо камень. Такие останки обнаружила в 2009 году итало-американская группа ученых-археологов в историческом центре Венеции. Останки предполагаемого вампира с вбитым в рот кирпичом.

Предметами, защищающими от вампиров (так же как и от других сверхъестественных существ) были чеснок (в большей степени свойственно европейским легендам), солнечный свет, стебель дикой розы, боярышник и все священные вещи (крест, святая вода, распятье, чётки, звезда Давида и т. д.), а также алоэ, подвешенный за дверью или возле неё, согласно южноамериканским суевериям. В восточных легендах от вампиров часто защищали священные вещи типа печати Синто.

Иногда считается, что вампиры могут менять форму, не ограничиваясь распространённым стереотипом летучей мыши из фильмов и мультфильмов. Вампиры могли превращаться в волков, крыс, мотыльков, пауков, змей, сов, воронов и многих других. Вампиры из европейских легенд не отбрасывают тени и не имеют отражения. Возможно, это связано с отсутствием души у вампира.

Есть поверье, что вампир не может войти в дом без приглашения. В частности, это упоминается в романах С. Лукьяненко «Ночной дозор» и «Дневной дозор», Стивена Кинга «Жребий», сериалах «Дневники вампира», «Баффи истребительница вампиров», «Ангел», «Настоящая кровь» и аниме-сериале «Усопшие» (Shiki). А также в фильмах «Участь Салема», «Впусти меня» и «Ночь страха».
В христианской традиции вампиры не могут входить в церковь или другое священное место, так как они слуги дьявола.

Споры о вампирах в XVIII веке
В XVIII веке в Восточной Европе была серьёзная паника по поводу вампиров. В охоту на вампиров втягивали даже государственных служащих.

Всё началось со вспышки жалоб на нападения вампиров в Восточной Пруссии в 1721 году и в Габсбургской монархии с 1725 по 1734. Два известных (и впервые полностью задокументированных властями) случая затрагивали Петера Благоевича (Peter Plogojowitz) и Арнольда Паоле (Arnold Paole) из Сербии. Согласно истории, Благоевич умер в 62 года, но возвращался пару раз после своей смерти, прося еды у сына. Сын отказал и был найден мёртвым на следующий день. Вскоре Благоевич вернулся и напал на некоторых соседей, которые умерли от потери крови.
В другом известном случае Арнольд Паоле, бывший солдат, ставший фермером, на которого несколько лет назад якобы напал вампир, умер во время сенокоса. После его смерти люди стали умирать и все считали, что это Паоле охотится на соседей.

Эти два инцидента были очень хорошо задокументированы. Государственные служащие изучили случаи и тела, описали их в докладах и после случая Паоле были изданы книги, которые распространились по всей Европе. Споры бушевали целое поколение. Проблема обострилась из-за деревенской эпидемии о так называемых нападениях вампиров, и местные жители стали откапывать могилы. Многие учёные утверждали, что вампиры не существуют, и ссылались на бешенство и преждевременные похороны.

Тем не менее Антуан Августин Кальме (Antoine Augustine Calmet), уважаемый французский богослов и учёный, собрал всю информацию и в 1746 году отразил её в трактате, в котором, если не подтверждал существование вампиров, то по крайней мере допускал его. Он собрал сообщения о вампирских инцидентах и многочисленные читатели, включая как критически настроенного Вольтера, так и поддерживающих его демонологов восприняли трактат как утверждение, что вампиры существуют. Согласно некоторым современным исследованиям и судя по второму изданию работы в 1751 году, Кальме был в некоторой степени скептичен по отношению к идее о вампирах как таковой. Он признал, что некоторые части доклада, например, сохранность трупов, могли быть правдой. Какими бы ни были личные убеждения Кальме, его явная поддержка веры в вампиров имела в то время значительное влияние на других учёных.

В конце концов, австрийская императрица Мария Терезия отправила своего личного доктора, Gerhard van Swieten, расследовать это дело. Он заключил, что вампиры не существуют, и императрица издала закон, запрещающий вскрытие могил и осквернение тел. Это был конец вампирской эпидемии. Хотя к этому времени многие знали о вампирах и вскоре авторы художественных произведений переняли и адаптировали идею о вампирах, сделав её известной большинству людей.

Новая Англия
В XVIII-XIX веках вера в слух про вампиров дошла не только до ушей короля Англии, но и распространилась по Новой Англии, в частности в Род-Айленд и Восточный Коннектикут. В этих районах есть множество задокументированных случаев, когда семьи выкапывали тех, кого раньше любили, и вынимали у трупов сердца, веря в то, что усопший был вампиром, ответственным за болезни и смерти в семье (хотя слово «вампир» никогда не употреблялось, чтобы описать его/её). Полагалось, что ночные визиты умерших от смертельного туберкулёза (или «чахотки», как его называли в те времена) к членам своей семьи становились причиной заболевания этой болезнью. Наиболее известный (и последний записанный) случай был с девятнадцатилетней Мерси Браун, которая умерла в американском Эксетере в 1892 году. Её отец, которому помогал семейный доктор, вытащил её из гробницы через два месяца после её смерти. Её сердце было вырезано и сожжено в пепел. Запись об этом случае была найдена среди бумаг Брэма Стокера, и история имеет близкое сходство с событиями в его классическом романе «Дракула».

Современные верования в вампиров
Вера в вампиров существует до сих пор. Хотя некоторые культуры сохранили их оригинальные верования в нежить, большинство современных верящих находятся под влиянием художественного образа вампира, каким он предстаёт в фильмах и литературе.

В 1970-х годах были слухи (распространяемые местной прессой) об охотящемся вампире на кладбище Хайгейт (Highgate Cemetery) в Лондоне. Взрослые охотники на вампиров в большом количестве толпились на кладбище. Среди нескольких книг, описывающих этот случай, можно отметить книги Шона Манчестера (Sean Manchester), местного жителя, который один из первых предположил существование «Вампира Хайгейта» и который заявлял, что изгнал и уничтожил всё вампирское гнездо в районе.

В современном фольклоре Пуэрто Рико и Мексики чупакабра считается тем созданием, что питается плотью или пьёт кровь домашних животных. Это даёт основание считать её ещё одним видом вампира. «Истерия из-за чупакабры» часто связывалась с глубокими экономическими и политическими кризисами, в частности в середине 1990-х.

В конце 2002 и начале 2003 истерия по поводу так называемых атак вампиров распространилась по африканской стране Малави. Толпа забила насмерть камнями одного и напала по крайней мере ещё на четверых, включая губернатора Эрика Чивайя (Eric Chiwaya), основываясь на убеждении, что правительство было в сговоре с вампирами.

В Румынии в феврале 2004, некоторые родственники покойного Тома Петре (Toma Petre) опасались, что он стал вампиром. Они вытащили его труп, вырвали его сердце, сожгли его и смешали пепел с водой, чтобы потом это выпить. В январе 2005 года появились слухи, что кто-то укусил нескольких людей в Бирмингеме, Англия. Следом появились слухи о вампире, блуждающем по окрестностям. Однако местная полиция утверждала, что о подобных преступлениях не сообщали. Видимо, этот случай был городской легендой.

В 2006 году американский математический физик Костас Эфтимиу (англ. Costas J. Efthimiou) (доктор философии по математической физике, доцент Университета Центральной Флориды) вместе со своим учеником Сохангом Ганди (англ. Sohang Gandhi) издали статью, которая использовала геометрическую прогрессию, чтобы попытаться разоблачить особенности питания вампиров, утверждая, что если каждое кормление вампира порождает ещё одного вампира, то это лишь вопрос времени, когда всё население Земли будет состоять из вампиров, либо когда вампиры вымрут. Однако идея о том, что жертва вампира сама становится вампиром, появляется не во всём вампирском фольклоре, и не является общепризнанным среди современных людей, верящих в вампиров.

Природный феномен, распространивший веру в вампиров
Вампиризм из фольклора обычно связывался с серией смертей из-за неопределённых или загадочных заболеваний, обычно в одной и той же семье или в одном маленьком сообществе. Эпидемиальный характер очевиден в классических случаях с Петером Плогожовицем и Арнольдом Паоле, а также в случае с Мерси Браун и в вампирских суевериях Новой Англии в целом, когда специфическое заболевание, туберкулёз, ассоциировалось со вспышками вампиризма (см. выше).
В 1725 году Майкл Ранфт (Michaël Ranft) в своей книге «De masticatione mortuorum in tumulis» впервые сделал попытку объяснить верования в вампиров естественным путём. Он говорит, что в случае смерти каждого крестьянина, кто-то другой (скорее всего человек, имевший какие-либо отношения с умершим), кто видел или трогал труп, в конце концов умирал либо от этого же заболевания, либо от безумного бреда, вызванного одним только видом покойного.

Эти умирающие люди говорили, что умерший являлся им и пытал их различными способами. Другие люди в этой деревне выкапывали труп, чтобы посмотреть, что он делает. Ранфт дал следующее объяснение, когда говорил о случае Петера Плогожовица: «Этот храбрый человек погиб внезапной насильственной смертью. Эта смерть, какой бы она ни была, могла спровоцировать у выживших видения, которые были у них после его смерти. Внезапная смерть породила беспокойство в семейном кругу. Беспокойство было в паре со скорбью. Скорбь приносит меланхолию. Меланхолия становится причиной бессонных ночей и мучительных снов. Эти сны ослабляли тело и дух до тех пор, пока болезнь в конце концов не приводила к смерти».

Некоторые современные учёные возражают, что истории о вампирах могли появиться под влиянием редкого заболевания, называемого «порфирия». Эта болезнь портит кровь, нарушая воспроизводство гема. Считалось, что порфирия была наиболее распространена в маленьких деревнях Трансильвании (примерно 1000 лет назад) где возможно имело место близкородственное размножение. Утверждают, что если бы не эта «болезнь вампиров» - не было бы мифов ни о Дракуле, ни о прочих кровопиющих, светобоящихся и клыкастых персонажах. Практически по всем симптомам больной, страдающий от запущенной формы порфирии - это типичный вампир, а найти её причину и описать протекание болезни смогли только во второй половине XX века, чему предшествовала беспощадная многовековая борьба с вурдалаками: с 1520 по 1630 (110 лет) годы в одной только Франции казнили более 30 тысяч человек, признанных вервольфами.

Считается, что этой редкой формой генной патологии страдает один человек из 200 тысяч (по другим данным, из 100 тысяч), причём, если она зафиксирована у одного из родителей, то в 25 % случаев ею заболевает и ребёнок. Также считается, что болезнь является следствием инцеста. В медицине описано около 80 случаев острой врождённой порфирии, когда болезнь была неизлечима. Эритропоэтическая порфирия (болезнь Гюнтера) характеризуется тем, что организм не может произвести основной компонент крови - красные тельца, что в свою очередь отражается на дефиците кислорода и железа в крови. В крови и тканях нарушается пигментный обмен, и под воздействием солнечного ультрафиолетового излучения или ультрафиолетовых лучей начинается распад гемоглобина. Более того, в процессе болезни деформируются сухожилия, что в крайних проявлениях приводит к скручиванию.

При порфирии небелковая часть гемоглобина - гем - превращается в токсичное вещество, которое разъедает подкожные ткани. Кожа начинает приобретать коричневый оттенок, становится всё тоньше и от воздействия солнечного света лопается, поэтому у пациентов со временем кожа покрывается шрамами и язвами. Язвы и воспаления повреждают хрящи - нос и уши, деформируя их. Вкупе с покрытыми язвами веками и скрученными пальцами, это невероятно обезображивает человека. Больным противопоказан солнечный свет, который приносит им невыносимые страдания.

Кожа вокруг губ и дёсен высыхает и ужесточается, что в результате приводит к тому, что резцы обнажаются до десен, создавая эффект оскала. Ещё один симптом - отложение порфирина на зубах, которые могут становиться красными или красновато-коричневыми. Кроме того, у пациентов сильно бледнеет кожа, в дневное время они ощущают упадок сил и вялость, которая сменяется более подвижным образом жизни в ночное время. Надо повторить, что все эти симптомы характерны только для поздних этапов болезни, кроме того, существует множество других, менее ужасающих её форм. Как уже писалось выше, болезнь была практически неизлечима вплоть до второй половины XX века.

Есть сведения, что в Средние века, якобы, больных лечили свежей кровью, дабы пополнить дефицит красных телец, что, конечно, невероятно, так как употреблять в таких случаях кровь «перорально» бесполезно. Страдающие порфирией не могли есть чеснок, так как сульфоновая кислота, выделяемая чесноком усиливает повреждения, вызываемые заболеванием. Заболевание порфирии может быть вызвано и искусственным путём, путём употребления некоторых химических препаратов и ядов.

Некоторые формы порфирии связаны с неврологическими симптомами, которые могут вызвать психические расстройства. Однако предположение что страдающие порфирией страстно желают гема из человеческой крови или что потребление крови может уменьшить симптомы порфирии, основаны на серьёзном недопонимании заболевания.

Бешенство - это ещё одно заболевание, связанное с вампирским фольклором. Страдающие этой болезнью избегают солнечного света и не смотрят в зеркала, а возле рта у них вспенившаяся слюна. Иногда эта слюна может быть красной и напоминать кровь. Однако, как и в случае с порфирией, нет свидетельств, указывающих на то, что бешенство могло вдохновить на легенды о вампирах. Некоторые современные психологи выделяют расстройство, называемое «клинический вампиризм» (или синдром Ренфилда (англ. Renfield), в честь поедающего насекомых приспешника Дракулы из романа Брэма Стокера) при котором жертва одержима питьём крови людей или животных.

Было несколько убийц, которые осуществляли похожие на вид вампирские ритуалы над своими жертвами. Серийных убийц Петера Кюртена (нем. Peter Kurten), терроризировавшего окрестности Дюссельдорфа (иногда его называли немецким Джеком Потрошителем), он подстерегал своих жертв на просёлочных дорогах, убивал их и выпивал их кровь, и Ричарда Трентона Чейза (англ. Richard Trenton Chase) в бульварной прессе называли вампирами, после того как их обнаружили пившими кровь убитых ими людей. Были и другие случаи проявления вампиризма: в 1974 году был пойман 24-летний Вальтер Локк, похитивший 30-летнего электрика Хельмута Мэя он прокусил вену на его руке и выпил чашку крови. В том же году полиция Англии даже получила приказ о патрулировании кладбищ и о поимке подобных субъектов. До этого, в 1971 году, случился судебный прецедент, имеющий отношение к проявлению вампиризма, в одном из городков Северного Уэльса местный магистрат вынес судебное решение, запрещающие рабочему фермы Алану Дрейку пить кровь.

Поиски вампиров в могилах
Когда гроб подозреваемого в вампиризме вскрывали, иногда обнаруживалось, что труп выглядел необычным образом. Это часто воспринималось как доказательство вампиризма. Однако трупы разлагаются с разной скоростью, в зависимости от температуры и состава почвы, и некоторые признаки разложения не являются широко известными. Это приводило охотников за вампирами к ложному выводу, что мёртвое тело не разлагалось вовсе, или к интерпретации признаков разложения как признаков продолжающейся жизни.

Трупы распухают из-за того что газы от разложения собираются в туловище, и кровь пытается покинуть тело. Это придаёт телу «пухлый», «откормленный» и «румяный» вид - изменения, которые наиболее заметны, если при жизни человек был бледен и худ. В случае с Арнольдом Паоле, эксгумированный труп старой женщины по словам соседей выглядел более упитанным и здоровым, чем она была при жизни. Следует отметить, что фольклорные записи почти всегда отмечают, что подозреваемый в вампиризме имеет румяную или тёмную кожу. Потемнение кожи также вызывается разложением.

У разлагающегося трупа можно увидеть кровь, текущую изо рта и носа, что может создать впечатление, будто труп - это вампир, недавно пивший кровь. Если вбить в тело кол, то тело может начать кровоточить, а накопившиеся газы начнут покидать тело. Может послышаться стон, когда газы начнут проходить мимо голосовых связок или характерный звук, когда газы будут выходить через анус. Официальные доклады о случае Петера Плогожовица говорят о «других диких признаках, которые я не буду упоминать из-за высшего уважения».

После смерти кожа и дёсны теряют жидкость и сжимаются, обнажая часть волос, ногтей и зубов, даже тех, которые были скрыты в челюсти. Это создаёт иллюзию того, что волосы, ногти и зубы отросли. На определённой стадии, ногти отпадают, кожа сходит, как было в докладе о случае Плогожовица - появившаяся кожа и ногти были восприняты как «новая кожа» и «новые ногти». Наконец, при разложении тело начинает двигаться и искривляться, добавляя иллюзию того, что труп двигался.

Одним из самых знаменитых древних преданий является легенда о вампирах. Эти таинственные создания, которые существуют в промежуточном состоянии - они не принадлежат ни к живым, ни к мертвым.

Существуют ли вампиры на самом деле? Всем нам известен знаменитый граф Дракула. Его прототипом, взятым Бремом Стокером для своего романа, стал князь Влад Цепеш . Правитель отличался жестоким нравом, он приобрел мрачное прозвище - колосажатель. Нередко после очередной казни или кровавой битвы, Влад Цепеш устраивал пир в окружении убитых людей.

По свидетельствам современников, князь имел пугающую внешность, точно подходящую под описание вампира. Бледная кожа, красноватый оттенок зубов, жестокая усмешка, пронзительный взгляд. Немало мистики добавлял и образ жизни князя: он редко выходил на свет днем, зато к вечеру заметно приободрялся.

Происхождение вурдалаков

Есть очевидцы, утверждающие, что им встречались вампиры в наше время, и что они даже лично пострадали от ночной нежити. Но стоит ли верить подобным рассказам? Быть может это только досужие домыслы?

В средние века была широко распространена легенда о Лилит - нечестивой женщине, родившей дьяволу детей. В старинных летописях сохранилось немало заметок о воскресших (опять же с помощью дьявола) мертвецах. Представляет интерес теория некоего аббата, согласно которой первый вампир появился в результате неправильно выполненного обряда изгнания демона из монаха.

Есть мнение, что вампиры в реальной жизни встречаются нередко. Согласно одной из версий, они появились в результате заражения человека особым вирусом-симбионтом. Инфекция замещает некоторые ткани хозяина, в результате чего вурдалак приобретает сверхспособности. Однако основной питательной средой для симбионта остается кровь, поэтому-то вампиры и вынуждены постоянно «пополнять запасы».

Чего опасается Носферату

Так что же мы знаем о ночной нежити? Известно, что вурдалаки не могут находиться на солнечном свету, потому что он их обжигает. Они боятся распятий, святой воды и церквей (как, впрочем, и других священных мест).

Откуда же пошли подобные верования? На протяжении многих веков люди размышляют о том, существуют ли вампиры. Во все времена человечество ассоциировало Бога со светом и добром, тогда как ночная нежить является злом в чистом виде. Из этого можно сделать вывод о том, что слуги сатаны не способны выжить в присутствии добра и света.

Нечистая сила не может противостоять распятию. Святая вода символизирует чистоту, искупление и добро, а потому обладает свойствами в борьбе с нечистью. Согласно старинному поверью, носферату не сможет войти в помещение, если на стене висит освященный крест.

Можно ли уничтожить упыря?

Чтобы истребить представителя ночной нежити, потребуется его вычислить. Практически каждому известно, что вурдалаки не отражаются в зеркалах, поскольку они не имеют души. Кроме того, их не получается сфотографировать. Выявленного вурдалака можно истребить несколькими способами.

Во-первых, можно вогнать кол в сердце. Способ приобрел свою популярность в средние века из-за особого вида болезни, известной как «истощение». Наши предки верили, что если не «приколоть» умершего от такой болезни, то он может подняться из могилы, чтобы заразить живых.

Существует второй способ - утопить nosferatu в проточной воде или сжечь. Данная традиция восходит к символике очищения. Проточная вода чиста и прозрачна, она способна очистить тело умершего, оскверненное злым духом. Сжигание в огне тоже считается одним из способов очищения, по этой причине его использовала инквизиция.

От ночной нежити можно защититься чесноком, серебром или солью. Также можно задействовать специальные . Существует предание о том, что вампиры не могут зайти в дом без приглашения от хозяев. При желании они могут принимать различные формы и образы (в частности, летучая мышь). Вурдалак способен загипнотизировать свою жертву.

И все-таки, вампиры существуют или нет? Верить в легенды о подобных существах или считать их лишь выдумкой обывателей - каждый волен решать самостоятельно. Однако слишком безрассудно отрицать существование вурдалаков только на том основании, что вам не приходилось лично столкнуться с одним из них…

Согласно древним преданиям, вампиров можно встретить в разных странах, в том числе и на их родине – в Трансильвании и Румынии. Это вечно голодные существа. Без вкуса крови их «жизнь» просто не имеет никакого смысла. Несмотря на столь обнадеживающий заголовок статьи, в настоящее время еще никому не удалось привести подлинных доказательств реального существования вампиров. Пока остается только предполагать и основываться на различных древних свидетельствах, дошедших до современности.


Например, известный немецкий оккультист и философ Георг Конрад Хорст на полном серьезе утверждал, что лично был знаком с несколькими вампирами. Он даже дал им свое : «Вампиры – это мертвые тела, которые живут в могилах и покидают их по ночам в поисках пищи. Они высасывают кровь из живых людей. Они питаются этой кровью. Без вкуса крови их существование будет бессмысленным. Вампиры не подвергаются воздействию тлена».


Истории известны и другие свидетельства. К примеру, в ранней культуре коренных американцев (индейцев), когда-то населявших Центральную Америку, существовали такие термины как «кровососы» и «вампиризм». В отличие от формулировок Георга Хорста, их представление о вампирах было более реальным. Дело в том, что индейцы называли вампирами живых людей, а не мертвые тела, якобы оживающие по ночам.


Так называемые «вампиры» не нападали на людей, как это делают настоящие упыри, описанные в мировом народном фольклоре, а просто питались кровью животных. Однако из всего вышесказанного делать какие-либо выводы относительно реального существования вампиров было бы преждевременно даже в настоящее время. Подобные свидетельства – это всего лишь размытые догадки. Назвать их фактами – язык не поворачивается.

Самый известный вампир – Дракула

Пожалуй, наиболее известный в мире вампир – это Влад Цепеш. Это тот самый граф Дракула, фильм о котором был снят режиссером Френсисом Фордом Копполой по одноименному роману писателя Брема Стокера. Цепеш – румынский воевода, а позднее – правитель Румынии. Известно, что граф Дракула обожал убивать людей, всячески пытая их перед смертью.


Одной из его излюбленных пыток была так называемая «кровавая игра»: жестокий правитель Румынии впивался своими зубами в сонную артерию мученика и в буквальном смысле слова высасывал из своей жертвы кровь. Кстати говоря, отсюда и пошла так называемая «мода» на клыки вампира. Конечно, об истинном вампиризме здесь речи не идет, однако именно Цепеш стал бессменным «дракулой» всех времен и народов.

Тайна за семью печатями

Если рассматривать «вампиризм» не как медицинское заболевание, а как мистический аспект человеческого бытия, то в настоящее время еще никто не смог представить на всеобщее обозрение подлинные доказательства существования вампиров. Пока человечество это не сделает, никакие истинные вампиры, «спящие» днем в гробах и покидающие их ночью, не должны кого-то волновать и, тем более, пугать! Им просто неоткуда будет взяться. Это значит, что ответ на вопрос, поставленный в статье, будет отрицательным.

Какими бы нелепыми суевериями ни казались современному человеку легенды о вампирах и вурдалаках – такое явление существует в действительности! И основа его все та же многомерность человеческого существа. К примеру, слишком поспешные похороны могут привести к тому, что мнимо-умерший, а в действительности впавший в каталептическое состояние человек очнется уже будучи . Как писала об этом в «Разоблаченной Изиде» Елена Петровна Блаватская, «До тех пор, пока не совсем освободилось от физического, есть возможность, что оно силой магнетического притяжения может быть вновь возвращено в физическое тело. Порой астральное тело может быть вышедшим лишь наполовину, в то время как физическое тело выглядит совершенно мертвым и его хоронят.

В этих случаях, пришедшее в ужас астральное тело насильно вновь возвращается в свою физическую оболочку, и тогда происходит одно из двух – или несчастная жертва станет корчиться в смертельных муках от удушья, или же, если она была глубокоматериальной (т. е. бездуховной), она становится вампиром. Начинается двутелесная жизнь; и эти несчастные погребенные каталептики поддерживают свои жалкие жизни тем, что их астральные тела грабят жизне-кровь у живого человека. Эфирная форма может передвигаться, куда ей угодно; и до тех пор, пока она не оборвет нить, связывающую ее с физическим телом, она свободна блуждать, скитаться вокруг, видимой или невидимой, и питаться от человеческих жертв».


У себя в книге Блаватская приводит мнения других людей по поводу вампиризма, в частности доктора Пиерарта, который, полемизируя с современниками относительно реальности существования вампиров, писал: «Вы говорите – слепые предрассудки? После такого огромного количества фактов, так часто удостоверенных, должны ли мы говорить, что их больше нет и что они всегда были необоснованные? Ничто не происходит из ничего. Каждое поверье, каждый обычай появляется из фактов и причин, их породивших.

Если бы никто никогда не видал, как в некоторых семьях появляются существа, принявшие вид знакомого умершего и пришедшие за тем, чтобы высасывать кровь одного или нескольких человек, и если бы потом не последовала смерть их жертв от истощения, никто никогда не отправился бы на кладбище, чтобы выкапывать трупы; и мы никогда не стали бы свидетелями того невероятного факта, что обнаруживают трупы, пролежавшие похороненными несколько лет, и у них глаза открыты, розовый цвет кожи лица, гибкое тело, рот и нос полные крови, и при обезглавливании из них потоками льется кровь».

На французском кладбище

Не настолько далекие от нас по времени факты существования вампиров привел у себя в книге «Радуга чудес» А.Хейдок. Случай, который описывается в этой книге, произошел в Шанхае примерно в 1937 г. Русский эмигрант в Китае из-за безработицы и нужды устроился на службу полицейским в Русскую роту при полицейском управлении Французской концессии. На службе он стал очевидцем происшествия, о котором рассказал так: «…я был не на дежурстве и отдыхал в казарме на посту Жорф, который находился рядом с французским кладбищем по улице Жорф, – говорил полицейский. – Неожиданно мы были подняты по тревоге и отправлены оцеплять кладбище и никого туда не пускать. А желающих попасть на кладбище почему-то было много. Вскорости мы узнали причину.

Но следует вначале объяснить, какие порядки царят на французском кладбище. Покойник на нем являлся только временным постояльцем. Как мы знаем, Шанхай построен в болотистой местности. Земля на кладбище сырая, полметра от поверхности – уже просачивается вода. Потому в яму вначале опускают водонепроницаемый бетонный ящик и после в него кладут гроб с покойником. Климат в Шанхае жаркий и сырой – покойники там разлагаются очень быстро. А земля тут дорогая, потому через 16 лет могилы отрывают, кости покойника выбрасывают (что с ними делают, не знаю, наверно, сжигают) и место продается для нового постояльца.

Как выяснилось, в тот день, когда нас поставили в оцепление, была отрыта могила, в которой труп после 16-ти летнего пребывания в сырой и жаркой земле Шанхая оказался не только не разложившимся, но у него отросли длинные ногти и волосы. Весть об этом быстро дошла до населения ближайших улиц, и любопытствующие группами и поодиночке устремились на кладбище. Вот почему мы были вызваны в оцепление.

Я пробрался сквозь толпу любопытных к могиле и увидал то, о чем уже говорил. Гроб вытащили из могилы и положили рядом с ней. Лицо находящейся в нем женщины выглядело как живое, спящее. Волосы этой женщины отросли и достигли такой длины, что расстилались по ее ногам. Длинные ногти на пальцах скрутились и походили на штопор. Лет ей могло быть около 45-ти. На меня жуткое впечатление произвели ее отросшие длинные ногти.

Вообще я ненавижу смотреть на покойников, они мне внушают отвращение, потому я не стал долго ее рассматривать, да и толпа зевак теснила меня. Отойдя, я разговорился с окружающими и уже через них узнавал, что творится с покойницей. Передали, что принесли кол; осиновый или нет – этого я не знаю. Этим колом ударили покойницу в грудь. Говорили, что покойница при этом испустила тяжкий вздох. После ее вместе с гробом погрузили на камион (так называли обслуживающий нас небольшой грузовик) и куда-то повезли».

Вампиризм — как это происходит

Конечно, факт существования вампиров рождает множество вопросов. Некоторые из них задает цитируемый в «Разоблаченной Изиде» Блаватской священнослужитель Калмет: «Главное затруднение состоит в том, чтоб узнать, как эти вампиры могут уходить из своих могил и вновь туда возвращаться, без малейшего нарушения пластов могильной земли? Как это может происходить, что их видят в их обычной одежде; как они могут появляться, ходить и есть?

Если все это лишь воображение со стороны тех, кто думает, что им досаждают вампиры, то чем можно объяснить, что при вскрытии могил обвиняемых призраков обнаруживают, что у трупов нет и признака разложения, они свежи, полны крови и соков? Как объяснить причину того, что их ноги запачканы и на них грязь на следующий день после той ночи, когда они появлялись и пугали своих соседей, тогда как ничего подобного нельзя обнаружить у других трупов, погребенных на том же кладбище? И почему так получается, что раз их сожгли, они уже никогда не возвращаются? И почему в этой стране явления эти настолько частые, что нельзя уже разубедить людей, потому как, вместо разубеждения, опыт заставляет верить в них». (Е.П.Блаватская. «Разоблаченная Изида»)

Хотя, все непонятные факты, связанные с вампирами, могут быть с легкостью объяснены, если мы вспомним про многомерную природу человеческого существа и характерных свойствах астрального и эфирного тел человека. Плотные предметы материального мира не являются препятствиями для эфирной, тем более – астральной форм материи. Тонкое тело способно свободно пройти сквозь крышку гроба и пласты земли на кладбище. Другое дело – след грязи на ногах у покойников после их ночных похождений. Реально ли это? Оказывается, да. Существует процесс так называемой дезинтеграции материи, или, по другому говоря, дематериализации.

Астральное тело вампира пребывает в развоплощенном (выделившемся из физического тела) состоянии, но способно приобретать уплотненную форму, видимую для живого человека. Такое уплотненное состояние нужно ему, чтобы подпитываться кровью живых людей – если говорить о вампиризме путем поглощения крови живых существ (по-видимому, чаще существует так называемый энергетический вампиризм, при котором у людей похищают не кровь, а жизненную энергию, и для которого вампиру не обязательно принимать уплотненную форму).

Сделав свое жуткое дело, уплотненный астрал вампира должен дематериализоваться, чтобы снова слиться с лежащим в гробу в состоянии каталепсии физическим телом. При этом сохранившиеся на ногах частицы земли способны дематериализоваться вместе с его уплотненным астралом, проходя сквозь землю и крышку гроба, так же как и похищенная у людей кровь. В гробу же физические вещества, принесенные астральным телом вампира в свое обиталище, снова материализуются, т. к. физическому телу кровь необходима в физическом, а не дематериализованном состоянии.

А. Хейдок в упомянутой нами книге «Радуга чудес» писал на этот счет: «…определенный предмет может быть превращенным в рассеянное облачко атомов, которое напряжением мысли-воли направляется куда угодно оператором. Такое облачко с легкостью проходит сквозь стены и другие преграды, и стоит оператору прекратить волевое напряжение, как облачко атомов принимает прежний вид предмета.

Этим объясняется материализация предметов , так как некоторые владеют в значительной мере способностью дезинтеграции. Известен случай, когда в закрытой наглухо комнате, где проходил спиритический сеанс, неожиданно появились свежесорванные цветки и веточки с деревьев с каплями дождя на них».

Конечно, явление вампиризма, став предметом народных преданий и поверий, было в значительной мере приукрашено народной фантазией и обросло множеством несуществующих и леденящих душу «художественных подробностей». Так, в народных преданиях сказано, что если вампир пососал у кого-то кровь, его жертва также превратится в вампира, – в реальности это вовсе не так. Жертва вампира может умереть от истощения, если вампир начнет посещать ее регулярно – это верно. Но даже подвергшийся нападению вампира человек совсем не должен непременно сам превратиться в вампира.

Как уничтожить вампира?

Считают, что вампира возможно уничтожить, вбив ему в грудь осиновый кол – в реальности это далеко не всегда оказывается действенным. Главная причина вампиризма – сохранение магнетической связи между астральным телом и физической оболочкой. В одних случаях такую связь возможно оборвать путем нанесения физическому телу существенных повреждений, в других такого оказывается недостаточно.

Подлинной панацеей от вампиров служит кремация трупа, так как в этом случае астральное тело волей-неволей освобождается от физического и перед ним не стоит больше задачи поддерживать существование последнего столь ужасным способом, наводящим ужас на людей. В конце концов, необходимо отметить и тот факт, что вампиры-кровопийцы встречались намного реже, чем . В большинстве случаев вампиризм состоял в похищении астральными телами вампиров жизненной энергии, а не крови у живых людей. Лежащему в гробу в состоянии каталепсии физическому телу вампира похищенная энергия передавалась посредством все той же магнетической связи, существующей между биологическим и астральным телом.

В заключении

Как бы то ни было, в утешение современникам возможно только сказать, что при теперешнем состоянии медицины явление вампиров-кровопийц, скорей всего, уже кануло в Лету или находится около того. Случаи преждевременной констатации смерти в наше время происходят довольно редко, тела умерших перед смертью бальзамируются и довольно часто кремируются (что, кстати, является наилучшим способом уничтожения сброшенной биологической оболочки). Так что даже низкодуховным людям, впавшим в каталепсию перед переходом в мир иной, в наше время не грозит ужасная участь стать вампиром.



Публикации по теме