Детская психиатрия и психология. Когда нужен детский психолог? Хороший детский психолог отзывы

Кто такой детский психолог?

Вопреки названию специальности, детский психолог – это человек, который может помочь не только ребенку, но и его родителям. Маленькому пациенту он даст советы, которые позволят решить внутренние проблемы, а маме и папе – найти ключ к малышу и наладить гармонию в семье. Специалист способен помощь избавиться от страхов и разрешить возникшие противоречия, которые могут серьезно навредить хрупкой детской психике. Стоит помнить, что детский психолог не является врачом (медицинский подход к решению проблем используют психиатры).

Чем занимается специалист?

Детский психолог призван помочь ребенка разобраться с вопросами, которые его беспокоят. В большинстве случаев это могут сделать сами родители, но, к сожалению, они не всегда способны вовремя распознать проблему или же травмирующий фактор был слишком серьезен. Настоящий профессионал отлично ориентируется в вопросах возрастной психологии, прекрасно знает методы работы с детьми (в том числе игровые). Проблемы, которые могут неминуемо возникать у ребят в определенном возрасте, также становятся предметом работы психолога. Кроме того, нередко только он может установить истинные причины поведения ребенка, а также увидеть, что на самом деле происходит в семье (поэтому нередко психологическая экспертиза используется даже в расследовании преступлений, совершенных в адрес детей).

Когда необходимо посетить специалиста?

Присмотритесь к своему ребенку. Если вы заметили, что он замкнулся в себе и отказывается идти с вами на контакт, то стоит проконсультироваться с детским психологом. Посещение специалиста необходимо и в том случае, когда ребенок слишком тяжело переживает этапы взросления (например, переходный возраст). Обратиться к профессионалу также стоит при наличии у ребенка фобий (боязнь темноты, насекомых, замкнутых пространств и др.). Излишняя агрессивность или, наоборот, робость и застенчивость также служат поводом сходить к детскому психологу.

Как стать детским психологом?

Для того, чтобы вести собственную практику, вам необходимо получить высшее образование. Десятки государственных и негосударственных вузов Москвы позволяют получить эту специальность. В зависимости от конкретного образовательного учреждения вам стоит поступать на психологический или педагогический факультет. Хорошим выбором станет психологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, факультет педагогики и психологии МПГУ, различные направления МГПУ и др. Огромную роль играет и постоянное повышение квалификации. Студентам рекомендуется посещать факультативные занятия, а дипломированным специалистам проходить курсы.

Известные специалисты Москвы

Детская психология зародилась за рубежом. В России ею стали интересоваться на рубеже XIX-XX веков. Большой вклад в развитие этого научного направления внес М.М. Рубинштейн, ставший членом Московского психологического общества. Под его редакцией осуществился выпуск серия книг «Великие педагоги». Трудно переоценить вклад Г.И. Россолимо и В.П. Кащенко, которые впервые выделили детскую психологию в отдельное русло.

  • детские психотерапевты, психологи и психиатры с опытом работы в клиниках США и Западной Европы;
  • комплексный и индивидуальный подход к каждому пациенту с участием специалистов разного профиля: психотерапевта, психолога, детского психиатра, нейропсихолога, дефектолога и эрготерапевта;
  • семейная психотерапия;
  • индивидуальные программы нейропсихологический коррекции.

Детский педагог-психолог - специалист, в чью профессиональную сферу входят изучение, диагностика и лечение отклонений в формировании личности и поведении детей. Хороший детский психолог учитывает все факторы в их взаимодействии, ведь ребенку приходится сталкиваться с различными проблемами, которые в совокупности могут стать причиной заболевания. Для детского педагога-психолога важно рассматривать каждый случай в конкретных условиях.

Детский психотерапевт занимается выявлением и лечением заболеваний психогенного происхождения. Компетенция детского психотерапевта значительно отличается от компетенции взрослого доктора, поскольку при лечении детей необходимо принимать во внимание множество факторов: возраст, стадии развития физиологических и психических функций, условия воспитания и обучения.

Детский психотерапевт осуществляет работу в двух направлениях:

  • клиническая психотерапия (диагностика и лечение соматических, пограничных и психических заболеваний);
  • личностно-ориентированная психотерапия (изменение отношения к себе, к другим, к окружающему миру).

Несмотря на порой пренебрежительное отношение родителей к психотерапии и психологи, хороший детский психолог знает, что вхождение ребенка в новые социальные среды, их смена, появление у малыша прав и обязанностей оказывают непосредственное влияние на отношение к окружающему миру. Поэтому доктор может помочь ребенку преодолеть дискомфорт.

Направления работы детского педагога-психолога:

  • психодиагностика;
  • семейное консультирование, консультирование родителей;
  • детская психотерапия;
  • занятия для развития навыков (внимательности, сосредоточенности, памяти, воображения и т. д.).

Консультация детского психолога показана в следующих случаях:

  • потеря ребенком контроля над собой;
  • агрессивность;
  • повышенная активность;
  • нестабильное настроение;
  • проблемы в общении со сверстниками или взрослыми;
  • неуспеваемость в школе.

Консультация детского психолога способствует адекватному восприятию родителями проблемы, взгляду на нее со стороны ребенка, достижению взаимопонимания между ними, что позволяет значительно ускорить процесс диагностики и лечения.

При обнаружении подозрительных изменений в поведении ребенка вам необходим детский психолог. В Москве полный спектр психологической и психотерапевтической помощи оказывают специалисты ЕМС. Для того чтобы обеспечить своевременную помощь, хороший детский психолог в Москве должен быть врачом, который осуществляет свою деятельность, руководствуясь многолетним опытом работы и новейшими разработками ученых - именно такими специалистами являются врачи ЕМС. В клинике ведут прием детские психотерапевты, психологи и психиатры с опытом работы в клиниках США и Западной Европы. Маленьким пациентам оказывают помощь и поддержку в решении всего спектра проблем психоэмоциональной сферы.

В работе с детьми детский психотерапевт и детский педагог-психолог используют:

  • техники психотерапии, психологическое консультирование;
  • технологии когнитивно-поведенческой терапии;
  • современную медикаментозную терапию;
  • методики физиотерапии.

Детский психотерапевт и детский педагог-психолог часто осуществляют совместную работу, поскольку такой подход позволяет рассмотреть проблему со всех сторон, наиболее точно провести диагностику и выбрать метод лечения.

В клинике, помимо детских психотерапевтов, психологов и детского психиатра, работают также нейропсихолог, дефектолог и эрготерапевт, что позволяет решать множество «традиционных» проблем в области детской психотерапии:

  • проблемы адаптации;
  • нарушения в учебе или поведении;
  • последствия психологических травм и др.

Детский психотерапевт не ограничивается общением только с ребенком, поскольку крайне важно достижение одинакового понимания и видения проблемы как им, так и родителями. В связи с этим возможно проведение курса семейной психотерапии.

Нейропсихологическая коррекция

В клинике при непосредственном участии нейропсихолога разработаны программы нейрокогнитивной коррекции для детей с гиперактивностью (Опросник NICHQ Vanderbilt для родителей (скачать и распечатать)) , тяжелыми соматическими заболеваниями, инновационные программы коррекции нарушений пищевого поведения у маленьких детей, а также программы развития социальных и бытовых навыков у детей с задержками развития. Детский педагог-психолог принимает непосредственное участие в процессе лечения.

Нейропсихологическая коррекция является эффективным методом помощи детям, сталкивающимся с трудностями в учебе и общении. Согласно проведенным исследованиям, подобные проблемы во многом связаны с индивидуальными особенностями формирования психических функций на ранних этапах развития ребенка, начиная с периода внутриутробного развития. Программа нейропсихологической коррекции представляет собой комплекс упражнений, построенный в соответствии с периодами развития психических процессов человека. В ходе занятий дети получают возможность в игровой форме заново пройти стадии психомоторного развития, «доформировать» те психические процессы, которые по разным причинам не были сформированы полноценно на соответствующих возрастных этапах.

Программы нейропсихологической коррекции направлены на решение проблем:

  • повышенной утомляемости, трудностей концентрации внимания;
  • рассеянности, забывчивости, невнимательности, трудностей самоорганизации;
  • отвлекаемости, неусидчивости;
  • трудностей запоминания, обучения, в том числе формирования навыков счета, чтения, письма;
  • трудностей планирования, логического мышления.

При отсутствии внимания со стороны специалистов и своевременной психологической помощи подобные особенности развития в дальнейшем становятся для ребенка серьезным препятствием для социализации и овладения профессией. Предотвратить эти проблемы в ряде случаев помогают специалисты смежных направлений: , детский психотерапевт, детский педагог-психолог.

Программа нейропсихологической коррекции разрабатывается индивидуально в зависимости от возраста ребенка и в соответствии с результатами нейропсихологической диагностики. В ходе нейропсихологических исследований специалист определяет основную причину трудностей ребенка, уровень сформированности отдельных психических функций, сильные и слабые стороны развития. На основании полученных результатов могут быть рекомендованы индивидуальные или групповые занятия по программе нейропсихологической коррекции, предварительно определена их продолжительность и интенсивность.

Нарушения пищевого поведения у детей

В детской клинике ЕМС детский психотерапевт также оказывает маленьким пациентам помощь при нарушениях пищевого поведения, в том числе в самом раннем возрасте. Проблема может заключаться как в ложных представлениях родителей о рациональном питании ребенка в первые месяцы и годы жизни, так и искаженном мнении о том, сколько ребенок в определенном возрасте должен весить и как выглядеть. В результате, становясь старше, ребенок теряет способность адекватно оценивать свои потребности в пище, перестает понимать, действительно ли он голоден. Возможно развитие сопутствующих проблем с пищеварением и других психосоматических расстройств. После исключения соматических заболеваний, которые могли бы служить причиной проблемы, специалисты помогают родителям узнать все о потребностях ребенка, о правильном уходе за малышом, обучают правилам кормления.

Когда нужен детский психолог?

Идея обращения к специалисту часто возникает в период возрастных кризисов (год-полтора, три-четыре, шесть-семь и подростковый период). В развитии ребенка происходит резкий скачок, серьезные перемены. Мама и папа не успевают привыкнуть к этим изменениям, не учитывают их в общении, используют воспитательные приемы, уже не действенные в новых условиях. Все это накладывается на повышенную эмоциональность ребенка, характерную для переходных периодов.

Но возможна и другая ситуация, при которой воспитатель действительно видит те стороны жизни вашего малыша, не заметные вам. Объективный взгляд специалиста по детской психике в этом случае не будет лишним.

Есть еще ряд ситуаций, когда полезно проконсультироваться с психологом или посетить курс занятий:

Период адаптации к детскому саду и к школе. Это всегда время повышенной нагрузки на психику ребенка, последствия которой не всегда видны. Важно объективно оценивать психологическое состояние ребенка и своевременно помогать ему преодолевать возникающие трудности.

Семейные проблемы (развод родителей , затяжные семейные конфликты и т.д.). Даже если кажется, что конфликты никак не отражаются на ребенке, имеет смысл обратиться к психологу для диагностики эмоционального состояния малыша. В ряде случаев может потребоваться цикл занятий со специалистом, чтобы помочь ребенку принять перемены в семье.

Оценка готовности к школьному обучению (6-7 лет). От уровня подготовки во многом зависит будущая успеваемость первоклассника . Психолог поможет оценить этот уровень и даст рекомендации по выбору наиболее оптимальной учебной программы для подготовки, исходя из особенностей ребенка.

Резкие перемены в поведении ребенка (особенно появление ярких признаков агрессивности, депрессии , страхов и тревоги), не имеющие под собой очевидных причин. За такими переменами может стоять психологическая травма, о которой ребенок не может впрямую рассказать родителям. Распознать ее поможет специальная психологическая диагностика.

Работа детского психолога может включать в себя:

Психодиагностика

Любой психолог владеет довольно большим набором психодиагностических средств и методик. Специалист может попросить ребенка что-то нарисовать, может поиграть с ним в увлекательную игру . На самом же деле с помощью этих процедур выявить необходимые данные.

Развивающие занятия

С помощью психологических игр специалист поможет развить у ребенка необходимые навыки и качества. Внимание, память, усидчивость, логическое и образное мышление - в арсенале детского психолога развивающие игры для самых разных возрастов.

Детская психотерапия

При наличии у ребенка серьезных эмоциональных или личностных трудностей может потребоваться психотерапевтическая работа. Это могут быть занятия на снятие тревожности, страхов, агрессивных тенденций, а также на повышение самооценки. Игра, рисунок, сказка - все знакомые и интересные для ребенка предметы и занятия становятся в руках специалиста мощным средством помощи.

Семейное консультирование

Для решения проблемы ребенка зачастую достаточно родителям самим разобраться в причинах и изменить что-то в своем поведении, в ситуации, окружающей ребенка. Грамотно проведенная консультация очень часто снимает необходимость специальной психологической работы с самим ребенком.

Визит к психологу поможет разобраться с объективной ситуацией, с эмоциональным состоянием ребенка, выявить причины трудностей. Для этого вовсе не нужно дожидаться критической ситуации, психологическая профилактика не менее важна, чем медицинская.

  • выбора стратегии воспитания с учетом особенностей развития ребенка;
  • решения различных поведенческих и эмоциональных проблем (частные случаи: непослушание, капризы, страхи, тревожные или навязчивые состояния, агрессивность, стеснительность, застенчивость, заниженная самооценка);
  • школьной неуспеваемости и дезадаптации, отсутствия мотивации к обучению;
  • трудностей в общении со сверстниками, учителями, близкими;
  • реакций на стрессовую ситуацию (частные случаи: развод родителей, смерть родственников, рождение братика или сестрички, смена школы и т. д.);
  • психосоматических состояний (частые «простудные заболевания», головные боли, боли в животе и т.д.).

Преимущества нашего центра:

  • Более 400 публикаций и внедрение инновационных научных методов
  • Авторские методики коррекционно-развивающей работы
  • Индивидуальная программа коррекции с учетом личностных особенностей
  • Более 20 лет успешной помощи детям

Психологические консультации детского психолога (общие и частные) призваны оказать помощь родителям, выбрать эффективную тактику поведения в сложившейся ситуации на основе понимания сущности и причин тех или иных выявленных проблем.

В нашем нейропсихологическом Центре услуги детского специалиста включают необходимую разъяснительную и направляющую работу, помогая родителям находить пути выхода из сложившейся ситуации, также составляется программа возможной дальнейшей психотерапевтической работы с ребенком или всей семьей.

В рамках психологической консультации в нашем центре детский психолог также может оказать помощь подросткам в сложившихся затруднительных ситуациях. Сколько стоит, цены:

Стоимость одной встречи (продолжительность 55 минут):

Детская психотерапия

Более детально, на глубинном уровне, поведенческие и эмоциональные проблемы ребенка решаются в процессе детской психотерапии. В психотерапевтической работе применяются различные подходы и методы (элементы сказкотерапии, танце-двигательной терапии, телесно-ориентированной терапии, психодрамы, песочной терапии и др.) в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и конкретной проблемной ситуации. Общим принципом является проработка психологических проблем в игровой форме.

Игра — ведущая деятельность для ребенка, поэтому взаимодействие через игру — наиболее эффективный способ при оказании ему психотерапевтической помощи.

На первой консультации психолога проясняется запрос родителей, критерии результата прохождения курса терапии, налаживается первичный контакт, проводится первичная диагностика, определяется количество встреч и т.п. Психотерапия — достаточно длительный процесс. В среднем минимальный курс составляет 10 встреч. Сколько стоит терапия в нашем отделении в Москве.

Консультация детского психолога позволяет провести диагностику психического развития ребенка, выявить нарушения познавательной и эмоционально-волевой сферы, проблемы детско-родительских отношений и т. д. Консультация детского психолога требуется детям, испытывающим проблемы с поведением и успеваемостью; повышенную тревожность, агрессивность, гиперактивность, застенчивость; трудности в отношениях со сверстниками и родителями. На основании психологической диагностики (наблюдения, беседы, тестирования и др.) выстраивается план коррекционно-развивающей работы с ребенком. В компетенцию детского психолога также входит оценка психологической готовности ребенка к школе.

Детство – очень важный и ответственный период развития личности. В это время происходит формирование характера, основных взглядов и убеждений ребенка, его отношения к другим людям и окружающему миру. От того, как будет проходить этот процесс и каковы будут его плоды, зависит дальнейшая взрослая жизнь сегодняшнего малыша. Главную роль в воспитании личности ребенка, безусловно, играют родители, однако в некоторых ситуациях без помощи детского психолога попросту не обойтись. Квалифицированный детский психолог в Москве поможет мамам и папам лучше понять своего ребенка, наладить взаимопонимание в семье, а самим детям - построить здоровые взаимоотношения в детском коллективе и решить самые сложные детские проблемы. Несмотря на то, что детский психолог, как и логопед , является педагогом, по роду своей деятельности ему приходится работать в тесном контакте с различными медицинскими специалистами: неонатологом , педиатром , детским неврологом и психиатром.

Причины обращения

Детская психология изучает возрастную динамику, закономерности, ведущие факторы развития психики ребенка в различные периоды детства. В последние годы развивается направление перинатальной психологии, которая изучает психологические аспекты периода беременности, родов и послеродового периода у женщины, а также психологию плода, ребенка грудного и раннего возраста. По сути психолог-перинатолог одновременно является семейным и детским психологом, помогающим правильно выстроить отношения в системе «мать – дитя».

К практическим задачам перинатального психолога относятся профессиональная помощь парам, столкнувшимся с проблемой бесплодия ; женщинам, решившимся на искусственное прерывание беременности ; проведение занятий с беременными по подготовке к родам и материнству; популяризация естественных родов и грудного вскармливания; помощь женщинам в преодолении послеродовой депрессии и т. д. После рождения малыша детский психолог консультирует родителей по вопросам нервно-психического развития, ухода и воспитания ребенка грудного и раннего возраста.

Довольно часто причины различных нарушений здоровья у детей кроются в чисто психологических проблемах. Поэтому в консультации детского психолога нуждаются дети, страдающие заиканием , тиками, энурезом , головной болью, нарушениями сна и пр. Детский психолог поможет преодолеть отставание от сверстников детям с задержкой психического (ЗПР) и речевого развития (ЗРР). Насторожить и заставить родителей обратиться к детскому психологу должны проявления детской агрессии, истерики ребенка, различного рода детские страхи, повышенная тревожность, детская ревность и т. д.

Поводом для визита к детскому психологу могут служить синдромом дефицита внимания и гиперактивности у ребенка , проблемы адаптации в детском саду или школе, трудности в установлении дружеских отношений с другими детьми, замкнутость и необщительность, частые конфликты с одноклассниками, школьными педагогами или членами семьи. Помощь детского психолога требуется детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию: пережившим развод родителей, потерявшим близких, подвергшимся насилию со стороны сверстников или взрослых и др.

Детский психолог участвует в работе психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и организации сопровождения детей с проблемами в развитии (детским аутизмом , олигофренией , нарушениями речи , зрения и слуха, патологией опорно-двигательного аппарата и др.).

Детские психологи работают в развивающих, медицинских и реабилитационных центрах, детских садах и школах Москвы. Важнейшим направлением деятельности детских психологов образовательных учреждений является подготовка детей к обучению, диагностика психологической готовности к школе, развитие познавательных процессов, диагностика профессиональных интересов подростков.

Кроме обозначенных причин, родители могут обратиться к детскому психологу по любым вопросам, связанным с воспитанием и развитием ребенка.

Как проходит консультация

Детские психологи придерживаются правила: «Проблемы детей – это неразрешенные проблемы их родителей». Именно поэтому зачастую детский психолог работает не только с самим ребенком, но и со всей его семьей. Ведь без участия родителей, без их поддержки и понимания, без изменения привычного стиля взаимоотношений в семье разрешить детскую проблему бывает подчас невозможно.

Продолжительность консультации детского психолога составляет 1-1,5 часа. За это время специалист выясняет у родителей проблему, которая привела их с ребенком на консультацию, время и причину ее возникновения. В рамках предварительной беседы детский психолог может поинтересоваться перинатальным анамнезом ребенка; особенностями развития и воспитания; взаимоотношениями между ребенком, членами семьи и детского коллектива и т. д. На все вопросы детского психолога взрослые и ребенок должны отвечать максимально правдиво, поскольку от этого во многом зависит успех последующей коррекционной работы. Вся информация, полученная детским психологом от родителей или ребенка, является конфиденциальной и не подлежит разглашению.

В арсенале детского психолога имеется большой запас психодиагностических методик, позволяющих объективно оценить уровень развития психических процессов (внимания, памяти, мышления и т.д.), интеллекта, эмоционально-волевой сферы и пр. Обычно в работе с детьми детские психологи используют методы наблюдения, беседы, анализа продуктов деятельности детей (рисунков, поделок, сочинений), тестирования. Психологическая диагностика проводится в доступной форме, с учетом ведущей деятельности ребенка: детский психолог просит ребенка нарисовать рисунок на заданную тему, сочинить сказку, поддержать игру и т. п.

Иногда для решения имеющейся проблемы бывает достаточно одной консультации детского психолога, однако в некоторых случаях необходимо более длительное сотрудничество для установления доверительного контакта с ребенком, глубокого изучения проблемной ситуации и ее преодоления.

Занятия ребенка с психологом

При выявлении у ребенка личностных или эмоциональных трудностей детский психолог предлагает родителям пути их решения с помощью специально организованных коррекционных занятий. В работе с детьми детские психологи используют развивающие занятия, различные психотерапевтические методики и др. Цена коррекционно-развивающих занятий у детского психолога зависит от характера имеющейся проблемы, формы работы (индивидуальная или групповая), методики воздействия.

Развивающие занятия под руководством детского психолога полезны как для нормально развивающихся детей, так и для детей, имеющих темповые задержки или особенности развития. В ходе таких занятий детский психолог уделяет внимание формированию и тренировке основных психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления. Обычно развивающие занятия проводятся с группой детей одного возраста – это учит детей общаться друг с другом и усваивать социальные нормы поведения.

Среди методов детской психотерапии наибольшее распространение получили арт-терапия (рисование, лепка, музыкотерапия), сказкотерапия, песочная терапия, игровая терапия, телесно-ориентированная терапия. Для коррекционной работы и психоэмоциональной разгрузки полезны сеансы, проводимые детским психологом в сенсорной комнате.

Некоторые родители ошибочно полагают, что детские психологические проблемы нужно «перерасти», что со временем они пройдут сами собой. Это глубокое заблуждение. Детские психологи утверждают, что невнимание и замалчивание психологических проблем в детстве неизбежно приводит к накоплению и усугублению комплексов, возникновению неадекватных форм поведения в будущем. И, напротив, забота родителей о психологическом благополучии ребенка, своевременная проработка возникших трудностей под руководством детского психолога являются залогом гармоничного развития личности и успешности во взрослой жизни.

Выбирая детского психолога в Москве, поинтересуйтесь наличием у специалиста высшего психолого-педагогического образования; методами, используемыми в работе с детьми; наличием сертификатов, свидетельствующих о повышении квалификации; опытом работы и отзывами о специалисте. Неоценимую помощь в этом Вам окажет информационный портал «Красота и Медицина ». Здесь представлена максимально полная информация об услуге «Консультация детского психолога», размещены анкеты специалистов и указаны цены на прием.



Публикации по теме