Дидактические игры в раннем возрасте доу. Дидактические игры и упражнения для раннего возраста

ДОУ «Аленький цветочек»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Воспитатель: Салахутдинова Елена Анатольевна

г. Нерюнгри 2007 год

ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных действий: держать чашку и пить из нее, есть ложкой, закрывать и открывать коробки, нанизывать на стержень кольца и многое другое. К двум – двум с половиной годам он хорошо овладевает ходьбой, бегом, может взбираться на небольшое возвышение и спускаться с него.

В раннем детстве дети приобретают умение различать предметы по их внешним признакам (форма, величина, цвет и др.) и правильно с ними действовать.

В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. На втором году он понимает обращенную к нему речь, сам начинает говорить и к трем годам довольно свободно объясняется с окружающими.

Этот бурный процесс не происходит сам собой, только благодаря природным возможностям организма. Для правильного развития ребенка необходимо активное воздействие на него окружающих взрослых людей.

Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а так же непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Это самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений.

Но наиболее благоприятно развитие ребенка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учетом возрастных особенностей детей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разными жизненно необходимыми умениями, их этому надо учить.

Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом; им созданы детские песенки, Потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат маленького ребенка.

Народ создал чудесные произведения – потешки, прибаутки, с тем, чтобы дети в игре словом учились тонкостям родного языка. Некоторые прибаутки побуждают подражать несложным звукосочетаниям, овладевать разными интонациями речи. Другие включают в себя незаменимый материал для упражнения детей в произнесении звуков.

Разумной конструкции двигательные пособия и игрушки – стол-борьер, тележка – помогают ребенку крепко стать на ноги, уверенней делать первые шаги.

Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевают разнообразными новыми движениями, действиями. И все это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребенку.

Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения.

Многому можно научить ребенка в процессе повседневного общения с ним в быту, во время режимных процессов, а также на прогулках, в играх. Но наиболее активной формой обучающего воздействия являются специально организуемые воспитателем дидактически направленные занятия, игры и упражнения. На них воспитатель имеет возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщать им доступные сведения, формировать умения и некоторые важные качества. Ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать.

Игровая форма обучения – ведущая на ступени раннего детства. Но уже в этом возрасте она не является единственной. На втором году жизни внимание ребенка привлекает многое из того, что его окружает: ребенок может длительно рассматривать картинки, домашних животных, движущийся на улице транспорт. Он с интересом следит за действиями взрослых. Чтобы удовлетворить пробуждающийся интерес детей к окружающему, направить их внимание на определенные явления, дать нужные сведения, пояснения, воспитателю необходимо организовать с детьми самостоятельные наблюдения за окружающим и говорить с ними по поводу увиденного.

Дидактические игры и упражнения дадут хороший результат лишь в том случае, если воспитатель ясно представляет, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности их организации на ступени раннего детства.

Дидактические игры и упражнения очень важны для умственного воспитания маленьких детей. Во время их проведения у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития; исподволь воспитывается способность сосредоточится на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова.

Развитие сосредоточенности и способности к подражанию – необходимое условие усвоения детьми сведений и умений. Это одна из важных задач, которая должна быть решена во время игр, тем более что не все дети в равной мере овладевают этими качествами.

Вызывая подражания своим действиям и словам, воспитатель учит детей внимательно присматриваться, вслушиваться, понимать и в меру своих возможностей делать то, что от них требуется.

Привлекая внимание детей, возбуждая их интерес, воспитатель закладывает первые начала в развитии такого важного, как любознательность. Получая пищу для своего ума, маленький ребенок охотно участвует в играх и занятиях, ждет их, радуется им. В игре и на занятиях ребенок, приученный слушать взрослого, смотреть на то, что ему показывают, овладевает определенными знаниями. Он многое узнает о разных предметах: об их назначении, о внешнем виде, свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество материала и др. Развивается и совершенствуется его восприятие.

Показывая, рассказывая детям, воспитатель раскрывает перед ними мир доступных для их понимания явлений природы и труда старших (бытовой труд взрослых и старших детей), знакомит с некоторыми средствами передвижения. Понять все эти явления ребенок не может без поясняющего слова взрослого. Поэтому на занятиях и в ирге ставится задача – научить детей слушать и понимать обращенную ним речь и самим пользоваться речью.

Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающих их предметах и явлениях, когда они имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. Дети постепенно учатся собирать и разбирать башенки, складные мисочки, матрешки и т.п., возводить не сложные сооружения из кубиков, пользоваться палочкой, лопаткой, совочком, деревянным молоточком. В процессе. Этой деятельности у детей вырабатываются целеустремленность, активность и некоторая планомерность действий.

Дидактические игры и упражнения имеют определенное значение и в нравственном воспитании детей. У них постепенно вырабатывается умение действовать в среде сверстников, что вначале дается нелегко. Сначала ребенок приучается делать что-то рядом с другими детьми, не мешая им, не забирая у них игрушек и сам не отвлекаясь. Затем он привыкнет к совместной с другими детьми деятельности: вместе смотреть игрушки, картинки, животных, вместе плясать, ходить и т.д. Зарождается первый интерес к действиям другого ребенка, радость общих переживаний.

Также постепенно формируется некоторая сдержанность, организованность, целенаправленность поведения, достижение результата вызывает чувство радости. У детей формируются навыки осторожного пользования игрушкой, картинкой и бережного отношения к ним. Уже на этой ступени можно формировать первые отношения к окружающему, интерес к трудовым действиям взрослых, желание как-то участвовать в их деятельности; при рассматривании картинок можно вызвать сочувствие к действующему лицу, например к упавшей и плачущей девочке и т.п.

Дидактические игры и упражнения имеют значения и для эстетического воспитания маленьких детей. Подбор и оформления дидактического материала, игрушек, картинок должны служить целям воспитания хорошего вкуса, любви к прекрасному. Содержание некоторых игр и упражнения прямо направлено на выполнение задач художественного воспитания: слушание сказок, потешек, стихов, музыки и т.п.

При проведении дидактических игр и упражнений воспитателю надо помнить, что нельзя переутомлять детей, всегда необходимо следить за правильной позой ребенка, нельзя водить детей для наблюдений в такие места, где им может грозить какая-либо опасность.

Очень важно помнить, что дидактически игры и упражнения должны создавать у детей хорошее настроение, вызвать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ

Для успешного развития детей важно, чтобы они с детства приобрели жизненно необходимые сведения об окружающих их предметах и явлениях. На втором году жизни, когда дети свободно передвигаются, они постоянно сталкиваются с различными предметами, им нужно иметь некоторые представления о свойствах и назначении этих предметов, о том, как с ними следует обращаться. Это, прежде всего игрушки и некоторые предметы домашнего обихода. Все эти впечатления имеют большое значение для умственного развития ребенка и формирование его речи, воспитания чувств.

ПРИМЕРНЫЙ План ИГР-ЗАНЯТИЙ С ДИДАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Составила

Воспитатель ДОУ №7

«Пингвиненок»

г. Снежногорск

ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Месяц

октябрь

1.Знакомство с формой предметов

Цель: учить детей выполнять простейшие действия с предметами. Обращать их внимание на сенсорную

характеристику игрушек, вызывая эмоционально-положительный отклик.

Материал: ведерко с крышкой и мелкие, удобные для захватывания предметы разной формы и цвета: пирамидка, кубик, брусок (кирпичик), грибочек, цилиндр, яичко, мячик. Высота ведерка -10-12 см; размер предметов для вкладывания – 3-5 см.

2.Знакомство с величиной предметов

Цель: продолжать учить детей простейшим способам действий с предметами (вынимать и вкладывать). Обогащать сенсорный опыт малышей в процессе знакомства с большими и маленькими игрушками.

Материал: большое и маленькое ведерки с комплектом разных кубиков (4 больших и 5 маленьких). Высота большого ведерка – 16 см, маленького – 10 см. размер большого кубика – 4,5х 4,5х4,5 см, маленького 3х3х3 см.

3.Знакомство с цветом предметов

Цель: накапливать у детей цветовые впечатления, закреплять элементарные действия с предметами, формировать эмоциональное отношение к занятиям.

Материал: ведерко с крышкой, комплект мелких предметов. Высота ведерка-12см, размер предметов - вкладышей - 3-4.5см. Предметы яркие, их окраска примерно одинаковой насыщенности.

4.Нанизывание колец на стержень

Цель: учить детей простым действиям с предметами: надевать кольцо с широким отверстием на стержень. Совершенствовать координацию движений рук под зрительным контролем. Формировать у малышей положительное отношение к занятиям.

Материал: стержень высотой 20см, укрепленный на основании; вершина стержня закругленная. 5 колец диаметром от 3 до 5см с большими отверстиями.

5.Нанизывание колец одинакового размера

Цель: продолжать учить детей действиям с предметами: снимать и надевать на стержень кольца с широким отверстием. Развивать координацию движений рук под зрительным контролем; совершенствовать осязание.

Материал: одноцветные пирамидки на 5 колец одинакового размера из расчета 1 пирамидка на ребенка. Цвет пирамидок следующий: красный, желтый, зеленый, синий, красный.

6.« В гости к нам пришла матрешка».

Цель: познакомить детей с народной игрушкой – матрешкой. Обратить внимание на различную величину вкладышей. Учить находить по просьбе взрослого предметы, одинаковые по конфигурации, но различные по величине. Вводить понятие маленькие матрешки, большие матрешки.

Материал: 12 матрешек двух размеров: по 6-высотой 10 и 5см. 12 чашечек одного цвета и двух размеров. (Столики изготавливают из коробок, вырезав боковые стороны.)

7.Знакомство со свойствами предметов

Цель : в процессе практических действий с предметами на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе познакомить со свойствами шара: круглый, неустойчивый, хорошо прокатывается.

Материал : 8 шаров, одного размера и цвета, помешенные по 4шт. в 2 коробки (плоская, высотой 3см., высокая-15см.). Лоток для скатывания шаров.

8.Нанизывание шаров на стержень

Цель : учить выполнять действие нанизывание шаров на стержень: повернуть шар так, чтобы было видно сквозное отверстие, соотнести его со стержнем, опустить на стержень. Развивать координированные движения рук, осуществляя поиск соответствующего положения предмета в пространстве.

Материал: вертикальный стержень высотой 20-25см., 5-6 шаров для нанизывания, имеющих сквозное отверстие по оси симметрии. Коробочка для шаров.

ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Месяц

Игры с дидактическим материалом

ноябрь

9.Знакомство со свойствами предметов

Цель : в процессе практических действий знакомить детей с особенностями куба - устойчивой геометрической фигурой, имеющей одинаковые грани. Развивать целенаправленные действия в зависимости от поставленной задачи: выложить, переложить и т. п. на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе дать представление о свойствах заполненных и полых емкостей.

Материал: : 8 кубов, одного размера и цвета, помешенные по 4шт. в 2 коробки (плоская, высотой 3см., высокая-15см.).

10.Нанизывание кубов на стержень

Цель : закрепить действие нанизывания предметов, имеющих сквозное отверстие по оси симметрии. Действуя с кубами, развивать пространственное воображение ребенка, умение повернуть предмет соответствующей стороной, найти его местоположение согласно поставленной практической задаче. Развивать мелкую моторику рук.

Материал: вертикальный стержень высотой 20-25см., 5-6 кубов для нанизывания, имеющих сквозное отверстие по оси симметрии. Коробочка для кубов.

11.Группировка предметов по форме

Цель : учить детей умению группировать однородные предметы, ориентируясь на слова такой, не такой; выполнять простые действия с предметами: нанизывать на стержень.

Материал: однородные пирамидки разной формы, состоящие из 5 колец и 5 квадратных брусков.

12.Нанизывание больших и маленьких колец

Цель : обращать внимание детей на величину предметов, учитывать это свойство при выполнении действий с игрушками; формировать умение правильно ориентироваться на слова (большой, маленький).

Материал: однородные пирамидки, состоящие из колец большого и маленького размера. Диаметр большого кольца - 4,5 см,

маленького-3см.

13.Раскладывание однородных предметов разной величины Цель : учить детей действовать с шарами, кубами - выбирая их по форме и величине; обхватывать шар, удерживая его ладонью и пальцами, куб - удерживать большим, указательным и средним пальцами, обхватывая его сверху или сбоку; понимать слова шар, кубик, большой, маленький.

Материал: две коробки в виде параллелепипеда (40х20х20см.) На крышке одной –круглые отверстия, для большого шара и для маленького, на другой крышке аналогично – квадратные. Для каждого ребенка 3 больших и 3 маленьких шара, 3 больших и 3 маленьких кубика.

14.« В гостях у матрешки» Цель : продолжать учить детей действовать со сборно-разборными игрушками, разъединять и соединять части матрешки, производя эти действия в вертикальном направлении. Состоящими из двух однотипных и взаимосвязанных частей. Развивать цепкость, силу кончиков пальцев.

Материал: матрешка (высотой 10-12см.), внутри ее цветная салфетка, домик (теремок).

15.Знакомство со свойствами предметов

Цель : познакомить с особенностями полых предметов разной величины: накладывание меньшего на больший, накрывание меньшего большим (кубы, конусы, цилиндры). Развивать моторику и координацию рук, совершенствовать относительно тонкие движения кончиков большого, указательного и среднего пальцев. Выполнять задание с ориентировкой на одно свойство – величину предметов.

Материал: набор из 8 одноцветных полых кубов, убирающихся последовательно один в другой.

16.Нанизывание колец на конус

Цель : учить детей выполнять простые действия с предметами, обогащать их сенсорный опыт, развивать координацию движений руки под зрительным и осязательным контролем.

Материал : пирамидка на конической основе из 5 колец, равномерно убывающих по размеру.

ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Месяц

Игры с дидактическим материалом

декабрь

17. Пособие

«Сортировочный ящик»

Цель : способствовать накоплению зрительно-осязательных впечатлений. Развивать предметное восприятие при манипулировании с предметами.

Материал : выдвижной ящик с двумя объемными фигурами: шаром и кубом.

18. « Что там в ящичке?»

Цель : накопление сенсорного опыта детей, создание условий для обследования объемных геометрических фигур. Продолжать развивать предметное восприятие при манипулировании с предметами.

Материал : выдвижной ящик с тремя объемными фигурами: шаром, куб, треугольная призма.

19. «Спрячь шарик»

Цель

Материал : сортировочный ящик, крышка с круглым отверстием, три шарика.

20. «Спрячь кубик»

Цель : соотнесение предметов по форме; совершенствование действий с предметами: проталкивание, открывание выдвижного ящика, вынимание предметов на поднос.

Материал : сортировочный ящик, крышка с квадратным отверстием, три кубика.

21. «Спрячь крышу (призму)»

Цель : соотнесение предметов по форме; совершенствовать умение действовать с предметами: проталкивание, открывание выдвижного ящика, вынимание предметов на поднос.

Материал : сортировочный ящик, крышка с треугольным отверстием, три призмы.

22. « Что там в ящичке?»

Цель : продолжать учить детей соотносить предметы по форме; развивать умение действовать в соответствии с указаниями педагога; воспитывать желание вступать в игровую ситуацию со взрослым.

Материал : сортировочный ящик, крышка с треугольным отверстием, три призмы, три шарика и кубика.

23. « Чудесный мешочек»

Цель : различение на ощупь и называние объемных геометрических фигур (шарик, кубик, крыша).

Материал : яркая игрушка, « чудесный мешочек», вкладыши из «сортировочного ящика»: шары, кубы, треугольные призмы.

ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Месяц

Игры с дидактическим материалом

январь

24. Действия с полыми

предметами

Цель : совершенствовать практические навыки действия с полыми предметами. Учить осуществлять выбор предметов, ориентируясь на одно свойство-форму. Развивать ориентировочно - исследовательские и практические действия; формировать точность, ловкость, целенаправленность действий рук, совершенствовать глазомер.

Материал : набор из 8 цилиндров колпачков, последовательно убирающихся один в другой, аналогичный набор из 8 кубов.

25. Действия со сборно-разборными игрушками.

Цель : продолжать учить действию со сборно-разборной игрушкой, разъединять и соединять части матрешки, с учетом соотношения их величины и положения в пространстве. Ввести понятие большая, поменьше, маленькая . Развивать более точный глазомер и координацию движений рук.

Материал: матрешка (высотой 10-12см.), матрешка (высотой 6-8см.),

неразборная (2-3см.) из одного комплекта (из расчета на одного ребенка).

26. Пособие

«Сортировочный ящик»

Цель : упражнять детей в размещении контрастных по форме вкладышей в отверстиях соответствующей формы. Развивать предметное восприятие при манипулировании с предметами: шарами, кубами, треугольными призмами.

Материал : сортировочный ящик, крышка с тремя отверстиями – круглым, квадратным и треугольным, три призмы, три шарика и три кубика.

27. Ориентировка в трех

величинах

Цель: учить детей ориентироваться в предметах 3 величин: большой, поменьше, маленький; понимать слова поменьше, побольше, соответствующие промежуточной величине предметов; подбирать предметы в определенной последовательности, ориентируясь на их величину.

Материал: 3 полых цилиндра, разница в величине – 2-3 см. (из расчета на одного ребенка).

28. «Найди пару варежке»

Цель : учить детей выполнять действия с предметами; подбирать однородные предметы, ориентируясь на одно свойство – цвет. Понимать слова такая, не такая; воспитывать желание вступать в игровую ситуацию со взрослым.

Материал: кукла, 4 пары варежек сделанных из картона (красного, синего, желтого, зеленого цвета).

29. Знакомство с кругом

Цель : учить действовать с плоскими предметами круглой формы. Закреплять практический опыт действия с предметами, учитывая их функциональные свойства (нанизать можно только кольцо, а круг нельзя, но и круг и кольцо можно прокатить). Накапливать сенсорный опыт детей, предлагая им действовать с кольцами и кругами разных цветов.

Материал: большие кольца и круги (диаметром 30,40,50см.- всего 20 колец, 20 кругов), стойка для нанизывания предметов

30. «Подбери колеса к

грузовикам»

Цель : продолжать учить детей выполнять действия с предметами; подбирать однородные предметы, ориентируясь на одно свойство – цвет. Понимать слова такой, не такой; накапливать сенсорный опыт детей, предлагая им действовать с кругами (колесами) красного, синего, желтого, зеленого цвета.

Материал: грузовики 4 цветов сделанные (вырезанные) из картона, отдельно – колеса: красного, синего, желтого, зеленого цвета (из расчета на одного ребенка).

31. Нанизывание колец, убывающих по величине

Цель : Развивать умение действовать в определенной системе, подбирая кольца по убывающей величине. Учить придерживаться замысла и поставленной задачи, выделяя главные признаки, имеющие отношение к ее решению, и отвлекаясь от несущественных.

Материал: пирамидка из 4-5 колец, разных по величине и цвету.

ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Месяц

Игры с дидактическим материалом

февраль

32. Пособие «Угадай-ка».

Цель: накопление сенсорного опыта; знакомство с формой (круг), цветом (желтым, зеленым), величиной (большая и маленькая) крышки; соотнесение предметов одной заданной формы разных величин и цвета при выборе из четырех.

Материал : подставка, 2 крышки желтого и зеленого цвета.

33. «Найди место».

Цель: накопление сенсорного опыта; знакомство с формой (круг), цветом (желтым и красным), величиной (большая и маленькая) крышки; соотнесение предметов одной заданной формы разных величин и цвета при выборе из четырех.

Материал : подставка, 2 крышки желтого и красного цвета.

34. «Неваляшка» (моделирование)

Цель:

Материал : лист картона, 2 крышки желтого, зеленого цвета.

35. «Неваляшка» (моделирование)

Цель: Ориентировка на листе бумаги; подбор предметов по цвету и величине, способствовать называнию цвета и величины предметов (крышек).

Материал : лист картона, 2 крышки желтого, красного цвета.

36. «Найди место».

Цель: накопление сенсорного опыта; познакомить с синим цветом; соотнесение предметов одной заданной формы разных величин и цвета при выборе из четырех.

Материал : подставка, 2 крышки желтого и синего цвета.

37. Ориентировка в пространстве.

Цель: Учить ориентироваться в пространстве, находить предмет по указанному признаку (цвету). Развивать умение действовать кончиками пальцев, манипулируя тонкими предметами.

Материал : ленты красного и синего цвета (3-4шт. на ребенка).

38. Группировка предметов по форме и цвету

Цель: развивать быстроту и точность движений рук при действии с предметами, находящимися в движении и имеющими свое положение в пространстве. Учить выбирать предметы, ориентируясь на 2 свойства: цвет и форму.

Материал : по 5 шаров и кубов желтого и зеленого цвета, 2 коробочки соответствующего предметам цвета, лоток для скатывания шаров.

39. «Найди место».

Цель: накопление сенсорного опыта; знакомство с формой (круг), цветом (желтым, красным, зеленым, синим), величиной (самая большая и самая маленькая) крышки; соотнесение предметов круглой формы и четырех величин при выборе из четырех.

Материал : подставка, 4 крышки основных цветов.

ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Месяц

Игры с дидактическим материалом

Март

40. Пособие «Угадай-ка».

« Кто где живет?»

Цель: развитие мелкой мускулатуры рук (вкладывание фигур в отверстия, открывание и закрывание крышки); соотнесение предметов одной заданной формы, разных величин и цвета при выборе из четырех.

Материал : подставка с четырьмя крышками. Две фигурки: уточка желтого цвета, елочка зеленого цвета.

41. Пособие «Угадай-ка».

« Кто где живет?»

Цель:

Материал : подставка с четырьмя крышками. Три фигурки: уточка желтого цвета, елочка зеленого цвета, синий зайчик.

42. Пособие «Угадай-ка».

« Кто где живет?»

Цель: накопление сенсорного опыта; развитие мелкой мускулатуры рук (вкладывание фигур в отверстия, открывание и закрывание крышки); соотнесение предметов одной заданной формы, разных величин и цвета при выборе из четырех.

Материал : подставка с четырьмя крышками. Четыре фигурки: уточка желтого цвета, елочка зеленого цвета, синий зайчик, красный грибок.

43. Пособие «Занимательные

Цель: продолжать учить детей группировать фигуры по форме, накрывая их последовательно такой же фигурой по показу педагога; познакомить детей с квадратом. Накапливать сенсорный опыт детей, предлагая им действовать с кругами и квадратами разных цветов.

Материал : квадраты и круги четырех основных цветов (пособие «Занимательные фигуры»).

44. Пособие «Занимательные

фигуры» «Найди такую же по форме

Цель: продолжать учить детей группировать фигуры по форме, накрывая их последовательно такой же фигурой по показу педагога; познакомить детей с кирпичиком. Накапливать сенсорный опыт детей, предлагая им действовать с кирпичиками и кругами разных цветов.

Материал : кирпичики и круги четырех основных цветов (пособие «Занимательные фигуры»).

Фигуры выкладывать в опреде - ленной последовательности: красный, зеленый, синий, желтый.

45. «Найди такую же по форме

Цель : упражнять детей в различении, сопоставлении и назывании основных цветов: красный, зеленый, синий, желтый; сопоставлять и называть форму предмета: круг (кольцо, кружок), квадрат, кирпичик, фигура, как крыша; развивать умение детей раскладывать однородные предметы на группы в зависимости от их формы и цвета (группировать предметы); развитие словаря:

Материал : круги, квадраты, кирпичики, призмы четырех основных цветов (пособие «Занимательные фигуры»).

46. Пособие «Занимательные

фигуры» «Найди такую же по форме

Цель : развивать умение детей раскладывать однородные предметы на две группы в зависимости от их формы и цвета (группировать предметы); познакомить с фигурой, как крыша (призма); развитие словаря: такой, не такой, разные, цвет, форма.

Материал : призмы и круги четырех основных цветов (пособие «Занимательные фигуры»).

Фигуры выкладывать в определенной последовательности: красный, зеленый, синий, желтый.

47. Пособие «Занимательные

«Разложи фигуры на подставке».

Цель : накопление сенсорного опыта. Учить детей раскладывать фигуры в соответствии с требованиями к форме: круг – на 1 стержень, кирпичик – на 2 стержня, называя цвет фигуры. Упражнять детей в различении, сопоставлении назывании геометрических форм: круг (кольцо, кружок), кирпичик. Закреплять умение детей раскладывать однородные предметы на две группы.

Материал : подставка, круги и кирпичики четырех основных цветов.

ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Месяц

Игры с дидактическим материалом

апрель

48. «Разложи фигуры на подставке».

Цель : раскладывание фигур в соответствии с требованиями к форме: круг – на 1 стержень, треугольник – на 3 стержня, называя цвет фигур.

Материал : подставка, круги и призмы четырех основных цветов.

49. «Разложи фигуры на подставке».

Цель : раскладывание фигур в соответствии с требованиями к форме: круг – на 1 стержень, квадрат – на 4 стержня, называя цвет фигур.

Материал : подставка, круги и квадраты четырех основных цветов.

50. «Разложи фигуры на подставке».

Цель : раскладывание фигур в соответствии с требованиями к форме: кирпичик – на 2 стержня, треугольник – на 3 стержня, называя цвет фигур.

Материал : подставка, кирпичики и призмы четырех основных цветов.

51. «Разложи фигуры на подставке».

Цель : раскладывание фигур в соответствии с требованиями к форме: кирпичик – на 2 стержня, квадрат – на 4 стержня, называя цвет фигур.

Материал : подставка, кирпичики и квадраты четырех основных цветов.

52. «Разложи фигуры на подставке».

Цель : раскладывание фигур в соответствии с требованиями к форме, треугольник – на 3 стержня, квадрат – на 4 стержня, называя цвет фигур.

Материал : подставка, призмы и квадраты четырех основных цветов.

53. «Составь узор».

Цель : раскладывание фигур разных по форме и цвету в определенной последовательности (по образцу, указанию взрослого и самостоятельно)

Материал : круги и кирпичики синего и красного цвета

54. «Составь узор».

Цель : раскладывание фигур разных по форме и цвету в определенной последователь - ности (по образцу, указанию взрослого и самостоятельно)

Материал : круги и квадраты зеленого и желтого цвета.

55. «Вот как я умею!» (украсим группу разноцветными улочками)

Цель : составление картинок из фигур; закрепление навыков различения фигур по цвету и форме; развитие словаря: такой, не такой, разные, цвет, форма.

Материал : 4 разноцветных призмы.

ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Месяц

Игры с дидактическим материалом

май

56. «Вот как я умею!» (сделаем для неваляшек подружек: веселую и грустную неваляшку).

Цель

Материал : 4 разноцветных круга.

57. «Вот как я умею!» (сделаем для неваляшек домики)

Цель : продолжать учить детей составлять картинки из фигур; закрепление навыков различения фигур по цвету и форме.

Материал : 2 призмы и 2 квадрата зеленого и красного цвета.

58. «Вот как я умею!» (сделаем для неваляшек стол и стульчик)

Цель : продолжать учить детей составлять картинки из фигур; закрепление навыков различения фигур по цвету и форме.

Материал : четыре кирпичика.

59. Пособие «Надень фигуру».

Цель : упражнять детей в узнавании, соотнесении и назывании предметов круглой, треугольной формы. Совершенствовать действия с пред - метами, обучая нанизыванию колец разной формы на соответствующие стержни.

Материал : по 4 фигуры круглой, треугольной формы.

60. Пособие «Надень фигуру».

Цель : упражнять детей в узнавании, соотнесении и назывании предметов круглой, прямоугольной формы. Совершенствовать действия с пред - метами, обучая нанизыванию колец разной формы на соответствующие стержни.

Материал : по 4 фигуры круглой, прямоугольной формы.

61. Пособие «Надень фигуру».

Цель : упражнять детей в узнавании, соотнесении и назывании предметов круглой, треугольной, прямоугольной формы. Совершенствовать действия с пред - метами, обучая нанизыванию колец разной формы на соответствующие стержни.

Материал : по 4 фигуры круглой, треугольной, прямоугольной формы.

62. Пособие «Дерево-шнуровка»

Цель : формировать и поддерживать интерес детей к манипулятивным действиям с иглой и шнурком. Способствовать формированию ручной умелости, приобретению детьми опыта выполнения действий, необходимых в быту.

63. Пособие «Собери бусы».

Цель : формировать и поддерживать интерес детей к манипулятивным действиям со шнуром и иглой, бусинками. Способствовать формированию ручной умелости, развивая точность движений.

Литеретура:

Маленькими шагами в большой мир знаний. Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ. - СПб.:»ДЕТСТВО-ПРЕС», 2005г. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка. Кн. для воспитателей дет. сада - М.: Просвещение,1988г. и др. Ранее детство: познавательное развитие. Методическое пособие.- М.: Мозайка - Синтез, 2000г. . Знакомим малыша с окружающим миром. Раздел: «Воспитание познавательной активности в процессе действий с предметами».-М.: Просвещение,1987г. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. для воспитателя дет. сада.-М.:Просвещение,1986. . Использование развивающих игр в работе с детьми раннего возраста. - Снежногорск, ГМК, 2004г. . Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателя детского сада, М., 1983 г. В. Сотникова. Самые маленькие в детском саду. Из опыта работы московских педагогов.- М.: «Линка-Пресс», 2005г.

Картотека дидактических игр
по сенсорному развитию детей раннего возраста

Мосиенко Елена Юрьевна,
воспитатель МКДОУ № 16,
г. Новосибирск

Д/И «ДЛИННЫЙ — КОРОТКИЙ»
ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности малышей, уметь различать предметы по длине, употреблять в речи «длинный — короткий», «длиннее — короче», развивать воображение, мышление.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2-3 чел. Сначала рассматриваем ленточки по длине, потом детям предлагают карточки и плоскостные палочки разной длины и цвета. Путем раскладывания ребенок определяет, где длинная и короткая палочки.

Д/И «ВКЛАДЫШИ»
ЦЕЛЬ: Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник), вкладывать фигуры, развивать память, мышление внимание.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с подгруппой детей в 4-5 чел. Воспитатель сначала показывает геометрические фигуры, называет их и показывает детям, как надо их вставлять в трафареты. Во время игры постоянно закреплять название фигур — круг, квадрат, треугольник.

Д/И «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ ЦВЕТОЧЕК»
ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности детей, закрепить 4 основных цвета, умение по показу назвать цветы.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4-5 чел. Сначала воспитатель показывает детям большие иллюстрации цветков разного цвета. Дети рассказывают, какого цвета эти цветки. Потом воспитатель раздает детям по 4 маленьких карточки, рассмотрев их, предлагает показать такой же цветочек, какой показывает воспитатель.

Д/И «ОБВЕДИ И ЗАШТРИХУЙ»
ЦЕЛЬ: Развивать и закреплять сенсорные способности детей, умение заштриховывать по трафарету на белом листе круг, квадрат, треугольник, закрепить основные цвета.
РУКОВОДСТВО: Сначала воспитатель показывает детям (2-3 чел.) трафареты геометрических фигур. Дети рассматривают, какого цвета, потом воспитатель показывает, как на белом листе бумаги он заштриховывает таким же карандашом, как и трафарет. Воспитатель раздает бумагу, трафареты, карандаши, а сам наблюдает, чтобы дети правильно подобрали цвет карандаша к трафарету.

Д/И «ОДИН – МНОГО»
ЦЕЛЬ: Развивать первые математические способности, развивать внимание мышление, умение различать цвет предметов.
РУКОВОДСТВО: Игры проводятся с 2-3 детьми. Воспитатель показывает на магнитной доске картинки игрушек — одну, много, закрепляет цвет. Потом предлагает детям по показу найти и прикрепить такие же картинки.

Д/И «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КЛУБОЧКИ И ПРИЩЕПКИ»
ЦЕЛЬ: Продолжать развивать мелкую мускулатуру кисти рук, закреплять знание цвета, развивать внимание, воображение.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2-3 чел. Приходит «бабушка» и жалуется, что котята размотали все клубочки, предлагает малышам смотать каждому по клубочку, а потом развесить прищепки на ручку корзинки. Постоянно вовлекать детей в результативную активность.

Д/И «БОЛЬШОЙ, ПОМЕНЬШЕ, МАЛЕНЬКИЙ»
ЦЕЛЬ: Продолжать формировать умение различать геометрические фигуры по величине, развивать разговорную речь, мышление, память, умение различать основные цвета.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2 детьми. Воспитатель показывает набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) разных цветов, и предлагает показать сначала большую фигуру, поменьше, потом маленькую. Усложнить игру можно вопросами: «Покажи маленький треугольник красного цвета»; «Большой круг желтого цвета»; «Поменьше квадрат желтого цвета» и т.д. на усмотрение фантазии воспитателя.

Д/И «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КАПЛИ»
ЦЕЛЬ: Продолжать закреплять сенсорные способности детей, умение набирать пипеткой по указанию и капать в ячейки по цвету, развивать память, мышление.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2 детьми. Воспитатель показывает баночки с разноцветной гуашью. Сначала 2-х цветов, к концу года 4-х основных цветов. Раздает каждому рисунок и палитру с ячейками по цвету. Показывает действия. Потом предлагает детям по словесному указателю набрать в баночке и накапать в ячейки, не смешивая цветов. Каждое действие оговаривается с каждым ребенком.

Д/И «ПОКАЖИ ТАКУЮ ЖЕ»
ЦЕЛЬ: Продолжать закреплять умение находить нужную геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник), развивать мышление, разговорную речь умение называть цвет фигуры.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2-3 чел., так как надо сосредоточить внимание детей. Приходит в гости Зайка и приносит коробочку с геометрическими фигурами, просит рассказать детей, что это такое. Сначала воспитатель по отдельности показывает фигуру и ее цвет. Потом раздает наборы фигур детям и по своему показу просит показать ребенка, постоянно вовлекая его в речевую активность.

Д/И «КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, СИНИЙ, ЗЕЛЕНЫЙ»
ЦЕЛЬ: Формировать умение различать, называть и показывать картинки по цвету предметов, развивать сенсорные способности детей.
РУКОВОДСТВО: Занятие проводится с 5-6 чел. У каждого ребенка на столе изображение предметов (игрушки, цветы, одежда разных цветов). Воспитатель показывает или картинку определенного цвета или предмет такого же цвета. Ребенок должен показать свою картинку с таким же изображением и цветом.

Д/И «НАЙДИ МАТРЕШКЕ ВЕДЕРКО»
ЦЕЛЬ: продолжать закреплять и называть 4 основных цвета, развивать мышление, память, разговорную речь.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2 детьми. Разделяются набор матрешек красного, зеленого, синего цвета и соответственно таких же цвет» ведерки. Сначала воспитатель показывает, какое ведерко нужно каждой матрешке. Потом предлагает детям найти ведерко для матрешки, закрепить название цвета платья матрешки и ведра, вовлекать детей разными вопросами в речевую активность.

Д/И «ВСТАВЬ ВТУЛОЧКУ»
ЦЕЛЬ: Продолжать развивать моторику кистей рук, внимание, мышление.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4-5 детьми. Воспитатель показывает плоскости, по краям которых есть отверстия для втулочек. Показывает и обговаривает свои действия, потом предлагает повторить детям увиденное.

Д/И «БУСИНКИ»
ЦЕЛЬ: Развивать моторику кистей рук, умение брать пинцетом бусинки и раскладывать их по внешним признакам в чашечки, развивать мышление, память.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2 детьми, потому что она требует большого внимания. Сначала воспитатель показывает действия с пинцетом и бусинками, а потом предлагает детям разобрать бусинки по чашечкам.

Д/И «ЗАШНУРУЙ САПОЖОК»
ЦЕЛЬ: Формировать умение выполнять действия со шуровкой, развивать мелкую мускулатуру кистей рук, развивать мышление.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с подгруппой 4-5 детей. Приходит ребенок из другой группы и просит помочь ему зашнуровать ботинки. Воспитатель выполняет действие. А потом раздает «сапожки» и шнурки детям и предлагает зашнуровать для куклы сапожок.

Д/И «ЦВЕТНОЕ ДОМИНО»
ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности малышей путем отыскивания предмета заданного цвета, закрепление 4-х основных цветов.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4-5 детьми. Раздается всем по 2-3 цветных домино. Предлагается детям выложить дорожку, отыскивая у себя домино такого же цвета, какого цвета домино положил предыдущий ребенок.

Д/И «РАСКЛАДЫВАНИЕ ОДНОРОДНЫХ ПРЕДМЕТОВ РАЗНОЙ ВЕЛИЧИНЫ»
ЦЕЛЬ: Учить находить одинаковые геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат), но разной величины.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4-5 детьми, у каждого плоскостные изображения круга, треугольника, квадрата разной величины и можно разного цвета. Воспитатель предлагает по показу подобрать свои геометрические фигуры.

Игры-занятия с дидактическим материалом

Октябрь

1.Поехала машина

Цель: учить детей, используя вспомогательное средство – веревочку, притягивать машину к себе. Развивать мелкую моторику. Развивать пассивный словарь: близко, далеко, к себе

2. Молоток. Д\и «Забей молотком втулки»

Цель: Развитие движений, силы удара. Учить ударять по детали до тех пор, пока она не пряталась. Развивать упорство, усидчивость (ударять до тех пор, пока все детали не спрятались).

3. Чудесный куб

Цель: учить детей вытягивать веревку с одной стороны, затем с другой стороны. Развивать мелкую моторику, тактильные ощущения (грани куба, разные по фактуре).

Цель: развитие мелкой моторики. Учить детей держать ложку и действовать с ней. Формировать словарь: круглый, шарик.

Ноябрь

5. Поехали собачка и ослик

Цель: учить детей использовать вспомогательные средства-тесемочки, чтобы притянуть к себе игрушки. Формировать словарь: поехала, стоит, ав-ав, на-на. Увидеть связь между тем, что игрушки движутся и крутят головой.

6. Звенит колокольчик

Цель: учить детей для озвучивания колокольчика пользоваться тесемочкой. Формировать пассивный словарь: вперед-назад, и активный: бом, дзынь.

7. Прокатывание шарика через воротики

Цель: развивать координационное движение рук. Учить различать красный и синий цвет. Формировать словарь: шарик, красный, синий, ворота.

8. Доставание шариков ложкой из банки

Цель: учить детей держать ложку и действовать с ней. Формировать словарь: шарик, круглый.

Декабрь

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами предметов. Продолжать работу по формированию словаря детей (плавает, тонет, мокрая, сухая)

10. Помашем флажками

Цель: учить детей держать флажок в руке, размахивать им. Учить держать флажок сначала в одной руке, затем по слову воспитателя в другой. Предложить помахать двумя флажкам.

11. Откроем и закроем баночки

Цель: учить детей открывать и закрывать баночки. Учить находить крышку для своей баночки.

12. Просовывание шнурка в дырочки

Цель: развивать ручную умелость, учить детей просовывать шнурок в дырочку

Январь

13. Игра «Покатаем куклу» Цель: научить детей пользоваться тележкой для катания куклы в разных направлениях. Словарь: катать, прокатим, едем

14. Игра «Звени колокольчик » Цель: научить детей пользоваться веревочкой для вызывания звучания колокольчика

15. Игры-забавы с использованием народных дидактических игрушек

Цель: закрепить у детей представления о связи средства и цели действия. Материал: бубен, Петрушка, клюющая курочка, грохотушка.

Февраль

16. Игры с пластмассовым молоточком

Цель: научить детей целенаправленно пользоваться игрушечным молоточком. Учить находить предмет-втулку такой же формы в другом ряду, такого же цвета в этом ряду.

17. Игры с песком

Цель: учить детей играть с песком, используя формочки, совки. Учить играть с песком руками, делая пирожки.

18. Игра «Ловись рыбка»

Цель: учить детей вылавливать сочком игрушки из таза с водой. Словарь: учить называть игрушку и ее цвет.

19. Игра «Что в трубке лежит»

Цель: учить детей пользоваться палочкой, чтобы выталкивать мелкие предметы из полой трубки. Развивать усидчивость, терпение. Вызвать чувство радости и удивления.

Март

20. Звени колокольчик

Цель: научить детей пользоваться веревочкой для вызывания звучания колокольчика.

21. Покатаем куклу

Закреплять представление детей о назначении тесемочки, привязанной к машине, тележке. Развивать ручную умелость. Закреплять понятие большой и маленький.

22. Ловись рыбка

Цель: учить детей вылавливать сачком мелкие предметы из воды. Учить называть пойманный предмет. Словарь: тонет, не тонет.

23. Игра с воздушными шариками

Цель: познакомить детей с качествами предмета: легкий, прозрачный, воздушный, круглый. Учить при помощи нитки притягивать шарик к себе. Учить различать и называть цвета.

Апрель

24. Игры с султанчиками и флажками

Цель: учить детей махать флажками поочередно

Обеими руками, перекладывая его по словесному указанию воспитателя. Закреплять понятия «вниз», «вверх».

25. Игры с водой «Достань шарик черпачком»

Цель: знакомство с качествами предметов: тонет, не тонет. Развитие ручной умелости. Закрепление цветов: синий, красный.

26. Поехала машина

Цель: учить наматывать веревочку от машины на палочку та, чтобы машина ехала вперед. Развивать ручную умелость. Закреплять величину: большой, маленький. Словарь: вперед, едет, стоит.

27. Салют

Цель: учить детей выталкивать мелкие предметы из трубки

Май

28. Молоток (ударь по квадрату, кругу…: ударь по всем зеленым фигурам….)

Цель: учить детей ориентироваться в форме предметов. Продолжать учить детей различать основные цвета.

29. Колокольчик

Цель: учить детей дергать за веревочку и слышать звон колокольчика. Закреплять понятие: большой, маленький. Развивать слух: какой колокольчик звенит громче. Игра "Где звенит колокольчик", закрепить в речи предлоги.

30. Ловись рыбка

Цель: учить детей ловить рыбку удочкой, на конце которой магнит. Закрепить название цветов, размеров

31. Вылавливание игрушек из таза с водой

Цель: развивать ручную умелость. Знакомить с качествами предметов: тонет - не тонет. Обратить внимание на прозрачность воды: предметы, которые утонули видны


Разработка дидактических игр В группе раннего возраста

Составила: Васильева Евгения Игоревна Воспитатель группы раннего возраста

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

1----"Узнай игрушку" Цель: учить находить названную игрушку в разном окружении, действовать с ней по словам взрослого (покатай, потанцуй) Ход игры: Воспитатель прячет игрушку (мяч, куклу, погремушка) в группе.

Перед тем, как спрятать игрушку все вместе разглядывают ее.

Дети ищут игрушку по всей игровой комнате. Кто нашел, имеет право выполнить действия по словам взрослого.

Например: "Кукла Таня сбежала.

Катя, Катенька, найди (имя ребенка, которая водит игру)

Поискать ее нам надо,

С нашей куклой

Попляши (или покатай в коляске)

Ребенок выполняет действия с игрушкой, а дети хлопают в ладошки.

2---Игра звукоподражания "Как говорит собака и кошечка?"

Вариант 1: Взрослый показывает детям разные игрушки (или рисунки) животных: собачку, курочку и т.д. Перед ребенком стоит небольшая ширмочка, где скрываются все звери. Затем взрослый показывает по очереди игрушку, а ребенок в соответствии звукоподражает голосом этих животных и называет животное.

"Кто это?"

"Как она кричит?"

3-- "Задание"

Цель: учить действовать за словесными обозначениями взрослого и выполнять эти действия (открой, закрой, цвет, размер)

Ход игры: Взрослый показывает ребенку игрушку или предметы, предлагает назвать их, рассказать, какого они цвета, размера. Затем предлагает ребенку такие задачи:

  • большую собачку напои из большой миски (если ребенок ошибается, собачка "рыкает"
  • поставь пирамидку рядом с красным мячом

Маленькому щенку подари синий мячик.

По окончании игры взрослый просит ребенка убрать на место игрушки "Где лежит мячик?", "В какой коробке лежит щенок?".

Следить за использованием глаголов "положить", "закрыть", поставить".

4-- "Кто как кричит?"

Ход игры: Вам нужны указанные игрушки (собака, кошка, петушок, курочка) .

Воспитатель читает и показывает соответствующие игрушки.

"Ку-ку-ре-ку,

кур разбужу.

Ко-ко-ко, я

яичко снесу.

Мяу-мяу-мяу, я

с яичком поиграю.

Гав-гав-гав, я

на кошечку полаю".

Прочитав стихотворение, воспитатель задает вопрос: "Как петушок кричит?" Как курочка кудахчет?".

5-- "Покормим куколку"

Цель: учить детей простейшим действиям с сюжетными игрушками и словами, которые сопровождают эти действия. Оборудование: кукла, стол, стул, столовая посуда. Ход игры: Воспитатель:

Дети, скоро наша куколка вернется (или пожалует в гости) с прогулки, она долго играла и проголодалась. Давайте приготовим ей чай. Что нужно для этого?

Дети: ставят стол, накрывают скатертью, расставляют блюдца и чашечки и ждут возвращения куколки.

Потом, когда вернется куколка, вместе с куколкой и детьми "налить чай".

Куда нальем чай?

Кто поможет куколкам пить из чашки чай?

Тема. " Я и мое имя "

1-- "Кукла Маша наряжается"

Цель. Закреплять навыки детей соотносить названия предметов одежды. Учить последовательности в одевании, вызвать желание детей помогать воспитателю и друг другу.

Ход игры. Воспитатель говорит: " Дети, сегодня к нам пришла кукла Маша. Посмотрите, как она хорошо одета! Какое у нее платье, ботинки, бант, шапочка!". Затем воспитатель вызывает нескольких детей и по очереди просит показать где у куклы ботинки, платье, шапочка. Затем воспитатель предлагает кукле подойти к детям и посмотреть, какие у них ботинки, платья, рубашки. После этого воспитатель предлагает одеть куклу, побуждая при этом детей произносить названия одежды. Затем воспитатель еще раз повторяет с детьми последовательность одевания куклы.

2-- "Собери пирамидку"

Цель: Учить составлять пирамидку, ориентируясь на размер колец.

Ход игры. Воспитатель на глазах у детей составляет пирамидку, приговаривая: "Возьму самое большое кольцо (надевает его на стержень) , теперь возьму немного меньше кольцо, теперь меньше этого". Предлагает детям составить башенку и при этом тоже говорить. Если ребенок ошибается, можно посоветовать ему приложить одно кольцо к другому, обвести пальцем, выбрать нужное. Такой способ самоконтроля доступен детям на конец 2-го - начала 3-го года жизни.

3-- "Подружи матрешек"

Цель. Учить детей разбирать и складывать трёхместную матрешку, ориентируясь на размер. Формировать умение подбирать имя каждой матрешки.

Ход игры. Воспитатель предлагает рассмотреть матрешек. Одна большая, другая - меньше, а третья - самая маленькая. Затем дети раскрывают матрешек, располагают их части одна под другой. Это помогает им соотнести детали при дальнейшем составлении предмета.

4-- "Угадай, кто это?"

Цель. Формировать представление о том, что в группе есть девочки и мальчики, способствовать запоминанию детьми имен сверстников и воспитывать желание играть вместе. Обращать внимание на различие предметов одежды. Ход игры. Дети сидят на стульчиках перед столом, на котором разложены игрушки (кошечка, собачка, коза и др..) Воспитатель подходит к одному из детей и спрашивает, как его зовут. Ребенок называет имя. Если ребенок молчит, взрослый помогает ему: "Тебя зовут Саша?" Воспитатель просит назвать свои имена еще в нескольких детей, а потом спрашивает у 2 - 3 детей как зовут других. Например, - Девочку в красном платье, мальчика в белой рубашке. После этого воспитатель показывает детям куклу и говорит: " Эту куклу зовут Катя. Как ее зовут?" Дети отвечают. "А это кто?" - спрашивает воспитатель и показывает кошечку. " Кошечка" - говорят дети. Воспитатель говорит, что кошечку зовут Мурка. Дети повторяют имя кошечки. Затем воспитатель показывает других животных и предлагает им тоже дать имена.

5-- "Прокати мяч"

Цель. Побуждать детей называть друг друга по имени.

Ход игры. Дети с воспитателем стоят в кругу. Воспитатель держит в руках большой цветной мяч. Он поднимает его вверх и называет свое имя. Поворачивая туловище влево или вправо, катит мяч ребенку, называя имя (например, Катя - Маше) . Ребенок, который получает мяч, поднимает его над головой, говоря свое имя и имя соседа, которому передает мяч.

6-- " К нашей бабушке в гости"

Цель. Поддерживать желание детей в общении со взрослыми, побудить их к взаимодействий, участвовать в чтении игрушек.

Ход игры. Воспитатель приглашает детей поиграть в интересную игру - хоровод. Дети встают в круг и берутся за руки. Воспитатель становится в круг и начинает напевать песенку, сопровождая действиями.

У Маланьи, у старушки Дети движутся по кругу в одну сторону,

Жили в маленькой избушке держась за руки.

Пять дочерей, Останавливаются и с помощью

Пять сыновей, жестов и мимики изображают

Все без бровей. то, о чем говорится в тексте:

С такими глазами, закрывают руками брови,

С такими ушами, делают "круглые глаза",

С такими носами, "большой нос" и т.д.

С такими усами,

С такой бородой...

Ничего не ели, Присаживаются на корточки

Целый день сидели. и одной рукой придерживают

На нее (него) глядели, подбородок.

Делали вот так... Повторяют за ведущим любое

смешное движение.

7-- "Платочки для русской матрешки"

Цель. Подбирать платок по цвету платья.

Ход игры. Воспитатель говорит:

Дети, сегодня к нам пожаловали матрешки! Смотрите, какие они хорошие, в разноцветных платьях! Но матрешки почему-то расстроены.

Да, - говорят матрешки, - мы сегодня перепутали свои платки и не можем разобраться, где чей.

Дети, давайте поможем матрешкам и каждой найдем ее платок.

После этого воспитатель вызывает поочередно детей, которые называют цвет платка и кладут рядом с матрешкой в платье такого же цвета.

8-- "Кто это?"

Цель: Учить детей отличать людей по возрасту (картинки) , закрепить знания о возрастные категории, касающиеся человека: ребенок, девочка, мальчик, подросток, девушка, парень, женщина, мужчина, дедушка, бабушка. Развивать воображение, память.

Материал: 16 картинок с изображением людей разных возрастных категорий.

Ход игры.

  1. Рассмотреть картинки и провести беседу кто на ней изображен.
  2. Выбрать картинку по указанию воспитателя (по возрасту) .
  3. Определить, кто из изображенных на картинках людей может быть мамой, дедушкой.

9-- "Парные картинки"

Цель: Соотносить предметы по их внешнему виду; побуждать к правильному произношению слов-названий предметов одежды.

Ход игры:

Подобрать 7-8 пар картинок, связанных друг с другом по смыслу. Разложить их попарно перед ребенком в два ряда, например: сапоги-шнурки, шапка-ребенок, юбка-девочка и т.д. Предложить малышу разглядеть и запомнить все картинки. Особое внимание обратить на содержательную связь, которая существует между картинками каждой пары. Через 2-3 минуты закрыть карты одного ряда. Ребенок должен назвать каждой картинке пару.

10--"Узнай и назови" (одежда)

Цель: Учить детей называть предметы одежды; и для кого он предназначен.

Материал: Картинки с изображением одежды.

Ход игры На столе лежат картинки на которых изображена одежда. Ребенок должен взять картинку и назвать одежду (например, юбка) и для кого она предназначена (штаны - дедушке, шапка - папе) .

11--Строительно-конструктивная игра"Строим дорогу"

Цель: учить детей размещать кирпичики пластом в одну линию; плотно прикладывая друг к другу коротким или длинным ребром. Развивать усидчивость.

Ход игры. Воспитатель, обращается к детям и говорит, что сегодня они будут строить дорожку из кирпичиков красного цвета. Предлагает 3-4 детям повторить с чего они будут строить дорожку.

Затем воспитатель показывает, как правильно строить дорожку: вот -беру один кирпичик к ней приставляю второй короткой стороной, еще одну беру кирпичик и также плотно приставляю короткой стороной и т.д.

Посмотрите, какая замечательная дорожка у нас с вами получилась.

А как вы думаете, это узкая дорожка ли широкая?

Узкая, по ней пойдет кукла Катя.

А для того чтобы получилась широкая дорожка, надо кирпичики приставлять друг к другу длинной стороной. По этой дорожке поедет машина.

А теперь стройте сами, кто которую хочет дорожку широкую и узкую.

Дети строят, а воспитатель спрашивает какого цвета у него кирпичики, и какую дорожку ребенок строит. Если широкую, дает для обыгрывания машинку, узкую- куколку.

12-- "Кого не стало"

Цель: Научить детей внимательности, наблюдательности, умения быстро ориентироваться и называть имя ребенка, который вышел.

Ход игры. I-вариант. Дети сидят на стульчиках. Воспитатель предлагает детям рассмотреть соседей. А потом всем детям предлагается закрыть глаза ладонями, а один ребенок должен выйти в другую комнату. Когда дети раскроют глаза, должны отгадать кого не стало.

II-вариант. Дети ходят по кругу. Затем закрывают глаза, а воспитатель выводит одного ребенка, когда дети раскрывают глаза-то должны будут отгадать "кого не стало".

13--Игра-развлечение "Колыбельная для Аленки".

Цель: Развивать у детей творческие способности: пение во время укладки куклы спать, напевая колыбельную песню.

Ход игры. Кукла очень хочет спать, но ей не на что лечь. -Дети, давайте принесем кровать для Алены (из другой комнаты заносят кровать- качалку) . Застилают бельем, кладут куклу в кровать (перед этим последовательно раздевают, одевают пижаму, и начинают петь любую колыбельную:

14--Дидактическое упражнение "Кто это"

Цель: учить детей различать пол людей, детей.

Ход игры: Дети сидят на стульях или стоят полукругом. Воспитатель показывает картинку с изображением человека женщины или мужчины, а дети должны назвать кто это дедушка или бабушка, женщина или мужчина. Также можно показывать и детей - а дети называть, кто это - девочка или мальчик.

В этой игре можно закреплять цвета на одежде или обуви, а также название одежды и обуви (юбка, рубашка, шляпа, сапоги, носки и т.д.) .



Публикации по теме

  • Как удлинить школьное платье Как удлинить школьное платье

    Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.Присоединяйтесь к нам в...

  • Что означает татуировка сокола? Что означает татуировка сокола?

    Решили сделать себе татуировки? Ну что ж, это по современному и в духе времени! Но прежде, чем остановить свой выбор на том или ином...