Когда лучше давать прикорм ребенку. Введение прикорма ребёнку первого года жизни

Всегда волнителен и требует большой ответственности. Когда начать, с каких продуктов, какова должна быть схема? Это лишь часть вопросов, которые посещают каждую маму, начиная чуть ли не с самого рождения ребёнка. И все они предполагают однозначного и правильного ответа.

Зачем?

Когда малыш немного подрастает, потребности его также значительно увеличиваются. Начиная с четырёхмесячного возраста, у ребёнка возникает необходимость в дополнительной энергии. Также следует побеспокоиться о недостающих минеральных веществах и витаминах. Кроме того, для созревания, роста и гармоничного развития организма пища должна содержать в себе множество различных полезных веществ.

Именно в этот возрастной период молоко матери или заменяющие его смеси в достаточном количестве не восполняют потребности взрослеющего и растущего организма ребёнка. Но их способен удовлетворить именно первый прикорм. Дополнительное питание помогает правильному становлению жевательного аппарата малыша, активизирует ферменты ЖКТ, а также способствует дальнейшему отлучению ребёнка от груди.

Уже можно?

Лучше всего начинать прикорм малыша, когда он:

  • может сидеть с поддержкой;
  • способен поворачивать и уверенно держать голову;
  • вес стал вдвое больше, чем был при рождении;
  • съедает около 900 мл смеси или 8-10 раз кушает грудь, после чего всё равно остаётся голодным.

Сроки введения также зависят от способа вскармливания ребёнка.

  • Дети, которые находятся на грудном вскармливании, как правило, начинают получать продукты, отличные от маминого молока, после достижения полугодовалого возраста. В введении дополнительного питания нуждаются усиленный рост мышечной, почечной, нервной и защитной систем маленького организма.
  • Дети, не употребляющие в пищу материнское молоко, готовы получать первый прикорм немного раньше. Лучше всего приступить к введению ещё незнакомых малышам продуктов примерно с 4 месяцев. В этом возрасте младенец имеет уже созревшую пищеварительную систему, кишечный иммунитет считается сформированным, нормализуется увеличенная проницаемость его слизистой оболочки. Механизмы, которые отвечают за глотательный рефлекс и переваривание более твёрдых продуктов, также уже сформированы. Именно поэтому лучше всего начинать прикорм в этом возрасте. Так можно избежать возникновения дефицитного уровня содержания витаминов и микроэлементов, обезопасив ребёнка от развития различных патологий.

Главные правила

С чего начать? Когда? Как? Основные постулаты введения прикорма отвечают на большинство вопросов, тревожащих молодых родителей.

  • Когда вводится в рацион какой-то неизвестный ранее продукт, будет лучше, если ребёнок полностью здоров. Подготовительные мероприятия к прививкам, несколько дней после вакцинации, восстановление от какого-либо заболевания желудочно-кишечного тракта – всё это является противопоказаниями к введению в пищу прикорма.
  • Вводимый продукт лучше давать непосредственно перед кормлением грудным молоком. Первый раз рекомендуется начинать с 5 граммов, понемногу увеличивая объём вплоть до 150 граммов (для чего потребуется от двух недель до одного месяца). При этом нужно постоянно смотреть за реакцией малыша на новое питание.
  • Когда вы готовите пюре или соки дома, нужно не забывать тщательно мыть руки, всю кухонную утварь, а также плоды.
  • Первая пища ребёнка всегда должна быть только свежеприготовленной! Хранение питания не рекомендуется даже в холодильнике – это приводит к неминуемой потере качества.
  • Прикорм необходимо подавать тёплым, чистой ложкой, малыш должен сидеть. Начать нужно с одного типа блюд, компоновать в один приём плотные и жидкие виды пищи запрещено.
  • Два раза в день одну и ту же пищу давать не рекомендуется.
  • Ребёнок привыкает к новому продукту примерно в течение двух недель, после чего можно начать давать ему новое блюдо. Это является основным постулатом во время приучения к «взрослой» пище. Постепенность и последовательность – залог успеха! Начинать предлагать новый вид еды допустимо только после полной адаптации к предыдущему.
  • Первый прикорм – ещё один повод для наблюдения за стулом малыша. Порции можно увеличивать, если качество стула остаётся хорошим.
  • В процессе рекомендуется постоянно консультироваться со своим педиатром.

Основные продукты на детском столе

  • Овощное пюре или овощи

Если вы не знаете, с чего начать, то это самый лучший вариант. Брокколи, кабачок, цветная капуста или картошка – первые овощи для детей. Предлагается каждый вид индивидуально в течение недели, при этом обязательно контролируется его восприятие. Важно убедиться в отсутствии аллергической реакции и расстройства желудочно-кишечного тракта, после чего можно смело вводить следующий продукт. Впоследствии допускается готовить и смешанные пюре. Солить детские блюда не требуется.

  • Детские каши

Выбирать нужно кашу, состоящую из одного компонента, низкоаллергенную. В её составе не должны присутствовать сахар, лактоза и глютен. Под это описание подходят кукурузная, гречневая, овсяная и рисовая каши. Сначала рекомендуется кормить детей только промышленной продукцией. Достаточно сложно самостоятельно приготовить кашу так, чтобы она была насыщена необходимыми микроэлементами. Сахар добавлять в блюда также не рекомендуется.

Когда , каша – лучший помощник для родителя! Такое питание богато микроэлементами и благоприятно воздействует на пищеварительную систему младенца. Поэтому основное детское меню обязательно предполагает в себе этот продукт. Однако предварительно рекомендуется обсудить с педиатром то, с какой именно каши начать, каков объём должен быть предложен младенцу.

Нежелательный первый прикорм

  • Молочная продукция

Считается, что в кисломолочных продуктах содержится фосфор, кальций, фолиевая кислота, витамины группы В и кефирные грибки. Их употребление способствует формированию крепких зубов и костей, рост и вес прибывают в хорошей динамике. Якобы такое питание положительно влияет и на работу печени, и сердечной мышцы, нервной системы, а также пищеварительного тракта.

Следует помнить, что не всё так радостно в случае с молочными продуктами. Во-первых, некоторые дети страдают непереносимостью коровьего белка. Кроме того, молоко способно спровоцировать аллергическую сыпь у грудничка. В его составе присутствует высокое количество минеральных веществ, что может повлечь образование отложений у малыша из-за недостаточного развития почек. У козьего молока также есть некоторые минусы: оно гораздо жирнее материнского, в содержании отсутствует липаза (которая способствует расщеплению жиров) и фолиевая кислота, однако в нём есть избыточное количество фосфора. Кроме того, гарантировать качество и чистоту такого продукта сегодня не может никто.

  • Пюре мясное

Нежелательный вариант для первого прикорма по причине низкого качества мясных продуктов, содержания в них химии и антибиотиков. Кроме того, организм ребёнка к приёму подобной пищи в 4-6 месяцев совершенно не готов.

  • Фрукты, соки

Очень часто эти продукты называют подходящими для первого прикорма. Это большое заблуждение. Многие дары деревьев аллергены, а соки содержат большое количество сахара, который не нужен малышу.

Вводить данные продукты допустимо, когда ребёнку исполнится не менее 7 месяцев. Груша и яблоко – менее аллергенные фрукты. Абрикос, банан, слива и вишня должны вводиться значительно позже. Киви и клубника появляются в рационе младенца уже после 8 месяцев.

Крайне неоднозначный прикорм. Причины не новы. Во-первых, что самое главное, данный продукт нельзя давать 4-6-месячным малышам, использовать его в качестве первого прикорма безответственно и непредусмотрительно. Во-вторых, рыба – сильнейший аллерген. В-третьих – обнаружить на прилавках качественный свежий продукт – настоящая проблема.

Всегда помните, что обдуманное и постепенное введение прикорма – это залог будущего здоровья ваших детей! Важно и то, что все малыши развиваются разными темпами, имеют индивидуальные особенности. В связи с этим рекомендовать прикорм и сроки его ввода должен врач-педиатр. При наличии показаний также могут потребоваться консультации иных специалистов: аллерголога, пульмонолога, нефролога и других.

Появляясь на свет, малышу кроме материнского молока ничего не требуется, так как оно идеально сбалансировано по количеству содержащихся в нем витаминов и веществ, необходимых для питания грудного ребенка. Однако по мере роста малышу для нормального развития требуется гораздо больше витаминов, микроэлементов и белков, чем они получают из молока матери. Дополнительно ему требуются углеводы, растительные и пищевые волокна. Поэтому независимо от того, на каком вскармливании находится ребенок, с шести месяцев необходимо постепенно вводить прикорм.

Тема введения прикорма грудному ребенку является достаточно актуальной. По поводу возраста, с которого лучше всего начинать прикармливать ребенка, всегда возникали споры между педиатрами. Ранее многие врачи выступали за вариант четырех месяцев, однако, в последнее время специалисты большинства развитых стран, а также ведущие российские специалисты выступают против раннего введения прикорма, поскольку была доказана его нецелесообразность. По данным многолетних наблюдений детей была выявлена закономерная связь между ранними прикормами и докормами и увеличением числа аллергических заболеваний, а также тотальным переходом на искусственное вскармливание.

Согласно требованиям всемирной Организации Здравоохранения, первый прикорм грудному ребенку следует вводить не ранее шести месяцев, а в некоторых случаях и позже - с 7 – 7,5 месяцев. Институт питания и Российская Академия Медицинских Наук рекомендуют вводить первый прикорм не ранее пяти месяцев (особенно детям, находящимся на искусственном вскармливании), с шестого месяца жизни ребенка в рацион вводить каши, с седьмого желток, с восьмого – мясное пюре, кефир и кисломолочную продукцию. При этом следует учитывать необходимость грудного молока, в котором содержатся активные омега-жирные кислоты, требующиеся для нормального развития мозга, которое продолжается в течение второго и третьего годах жизни ребенка. Ранее четырех месяцев вводить прикорм ребенку нельзя, поскольку его организм не подготовлен к усвоению какой-либо пищи, кроме грудного молока или адаптированной молочной смеси.

Перед началом введения прикорма грудному ребенку следует посоветоваться по этому поводу с педиатром, который должен оценить состояние здоровья ребенка, уровень его физического и психического развития, измерить рост и массу тела, скорость роста и оценить аппетит. Если состояние малыша нормальное, развитие и рост в норме, не нужно пытаться рано ввести прикорм, только потому, что у приятельницы уже с четырех месяцев ребеночек прекрасно ест кашу. Каждый малыш имеет разные потребности. Для какого-то ребенка введение прикорма – жизненная необходимость, поскольку ему не достаточно грудного материнского молока, либо оно не отвечает необходимым требованиям по качеству, в результате чего у ребенка понижается гемоглобин и т.д.

Введение прикорма желательно сопровождать готовыми продуктами, поскольку у них высокий уровень переработки, стерилизации, к тому же они идеально подобраны для любого возраста. В домашних условиях приготовить овощное или фруктовое пюре такого же адаптированного для ребёнка качества не получится, даже если при этом использовать лучшее сырье, что называется «с грядки». В готовом детском питании нет консервантов и других вредных веществ. Только, пользуясь готовой продукцией, вводите ее в рацион ребенка не с того возраста, который указан на баночке, а прибавляя к нему два месяца (то есть написано с четырех, а вы даете с шести). Самое главное, приобретать готовое детское питание в специализированных магазинах. Если название фирмы-изготовителя продукции вы ни разу не слышали, то от приобретения такого продукта лучше отказаться. На рынках и с рук детское питание покупать не рекомендуется.

Педагогический прикорм.
Где-то с четырехмесячного возраста ребенок во всем начинает подражать взрослым. В этот период у малышей просыпается интерес к взрослой пище. Наблюдая за родителями и за тем, какое удовольствие они получают от приема пищи, ребенок тоже хочет познать это удовольствие. Педагогический прикорм подразумевает собой микродозы любых продуктов, которые даются ребенку на пробу. Это может быть крошка хлеба, сыра, глоточек супа, каши, кусочки овощей или фруктов (только не экзотических!), чтобы он ощутил их аромат и вкус (очищенное яблоко, огурец, морковь и т.п.). Поэтому очень важно, чтобы ближе к полугоду ребенок находился за одним столом с родителями, мог наблюдать за процессом приема пищи взрослыми, чтобы у него возник и поддерживался пищевой интерес.

Педагогический прикорм начинают давать за месяц до введения основного прикорма. Педагогический прикорм помогает поддержать пищевой интерес ребенка. Если ребенку какой-либо продукт очень понравился, и он попросил еще, ему необходимо дать на пробу что-то другое.

Введение основного прикорма предполагает соблюдение некоторых правил:

  • Лучше всего давать прикорм ребенку перед кормлением грудью.
  • Прикармливать ребенка необходимо начинать небольшими объемами (1/2 чайной ложки), которые постепенно следует увеличивать до необходимой возрастной нормы.
  • Другой вид прикорма вводится после того, как малыш привык к первому (1-я неделя – постепенное увеличение объема, 2-я неделя – привыкание, с 3-й недели – вводим новый прикорм).
  • Одновременное введение двух продуктов запрещено.
  • В случае если ребенок не принимает какой-то продукт, не стоит принуждать его съесть, лучше подождать в течение трех-семи дней и предложить что-то другое.
  • Прикорм рекомендуется давать с ложечки, чтобы ребенок уже начал учиться есть вилкой, ложкой, первое время руками, пить из чашки и т.п. Важно научить ребенка навыкам приема пищи и поведения за столом.
Никогда не заставляйте ребенка есть что-то против его воли или в процессе игр и развлечений, чтобы между делом всунуть ему ту или иную порцию пищи. Ничего страшного в том, что он пока не хочет тот или иной продукт, нет. Тем более, что на первом году жизни малыша основным питанием является грудное молоко. Прикорм в данном случае является лишь небольшим дополнением к нему, которое играет роль знакомства с новыми пищей и вкусами, обучения навыкам жевания и глотания кусочков. Кстати, дети, которые находятся на грудном вскармливании, гораздо быстрее привыкают к новым вкусовым ощущениям и легче усваивают новую пищу. Примерно к году объемы прикорма станут нести существенную энергетическую ценность для организма малыша. Очень важно не отбить у ребенка пищевой интерес, не сформировать у него неприятие еды или ассоциацию процесса приема пищи с игрой. Задачей каждого родителя на этапе введения прикорма является получение ребенком удовольствия от приема пищи.

Никогда не заменяйте грудное кормление прикормом, даже если ваш малыш охотно его воспринимает. Это может привести к тому, что грудное вскармливание угаснет еще до годовалого возраста ребенка. Если в возрасте старше одного года ребенок с нежеланием есть взрослую пищу, этот факт также не стоит связывать с грудным кормлением. Возможно, были допущены ошибки при введении прикорма, а может быть это особенность вашего малыша. Достаточно много примеров, когда дети мало едят и при этом прекрасно развиваются. Бывает и так, что мамочкам кажется, что ребенок мало ест. На самом деле он много пьет, особенно сока, который калорийный и сладкий, есть после него совсем не хочется. Можно заменить сок водой, замечено, что у детей после этого аппетит значительно улучшается. Никогда не сравнивайте аппетит своего ребенка и ребенка приятельницы, подружки, соседки. Все дети разные, у них могут быть свои предпочтения и вкусы. Часто бывает так, что ребенок соседки с отличным аппетитом со временем отказывается разом от всего, а у вашего малоежки проснется интерес ко всему и сразу.

Как уже было сказано, введение прикорма ребенку должно быть осторожным и постепенным, иначе вы рискуете спугнуть ребенка новой пищей, в результате чего в дальнейшем он может отказаться вообще от новых продуктов. Специалисты рекомендуют докармливать ребенка перед вторым утренним кормлением грудью. Это необходимо для того, чтобы мамочка смогла пронаблюдать реакцию ребенка на этот новый для него продукт. Не возникла ли аллергическая реакция, сыпь, не изменился ли стул и т.п. После того, как малыш съел прикорм, необходимо покормить его грудью или дать любимой молочной смеси. Если организм ребенка воспринял прикорм хорошо, на следующий день можно смело увеличивать порцию в два раза, постепенно доведя ее до требуемой нормы в этом возрасте. А уже через неделю одно кормление грудью или молочной смесью можно заменить этим продуктом. В случае если ребенку нездоровится, то от прикорма следует пока отказаться и немного подождать. Возможно, организм ребенка пока не готов к новой пище и серьезным нагрузкам.

С чего начать?
Сразу оговорюсь, что касается продуктов, которые вначале следует вводить в рацион питания ребенка, однозначных указаний нет. Кто-то вначале вводит фруктовые соки, а кто-то – овощное пюре. Педиатры в данном вопросе имеют разное мнение. Если сравнивать сок и пюре, то, естественно, пюре по содержанию витаминов и других полезных веществ лучше. Но это большого значения не имеет. Главное в прикорме – не навредить желудочно-кишечному тракту ребенка.

Фруктовые соки.
Каждая мама решает для себя сама, какой прикорм вводить, с учетом особенностей ребенка, традиций, семейных привычек и собственных предпочтений. Если вы решили все же ввести в рацион питания малыша первым фруктовый сок, то это должен быть обязательно осветленный монокомпонентный продукт, то есть состоящий из одного вида фрукта. Чаще всего, это яблочный сок. Некоторое время спустя вашему непоседе можно предложить тот же яблочный сок, но уже с добавлением мякоти. Детям, у которых железодефицитная анемия, лучше давать яблочный, яблочно-шиповниковый, абрикосовый, яблочно-ежевичный, яблочно-сливовый соки, поскольку в их составе большое количество железа, а также витамина C, который способствует улучшению его усвоения.

Если ребенок страдает запорами, рекомендуются сливовый, тыквенный, яблочно-сливовый, абрикосовый соки из-за содержания в их составе клетчатки, которая улучшает перистальтику кишечника и содействует его опорожнению. Для улучшения работы сердечной мышцы полезно давать детям банановое пюре, абрикосовый, яблочно-сливовый, тыквенный соки. Детям с пониженным иммунитетом лучше давать соки, содержащие в большом количестве витамины C и A. К таким сокам можно отнести яблочно-шиповниковый и абрикосовый, которые отличной повышают сопротивляемость организма к вирусным инфекциям. Малышам, страдающим заболеваниями нервной системы и нарушением зрения, рекомендуется давать соки с витаминами группы B и A. к ним относятся сок ежевики, черники и яблока.

Овощные пюре.
Ели вы самостоятельно готовите для ребенка пищу и не пользуетесь готовым питанием, то необходимо начинать с овощей, окраска которых не сильно яркая. Это может быть кабачок, цветная капуста, брокколи, тыква, а в дальнейшем их сочетание. Их необходимо хорошо отварить и протереть до однородной жидкой массы, напоминающую консистенцию молока. Когда организм ребенка адаптируется к этим продуктам, можно попробовать ввести немного картофеля и моркови в рацион. Но лучше всего для прикорма воспользоваться готовым питанием, в составе которой нет волокнистой клетчатки, на которую у ребенка может возникнуть аллергическая реакция.

Одновременно с прикормом можно ребенку предлагать что-то попить. Лучше, конечно, простую воду. Если ребенок не желает пить воду, не нужно переживать, значит, ребенок достаточное ее количество получает с грудным молоком. Многие детишки начинают с желанием пить воду лишь ближе к году, когда частота кормления грудью значительно сокращается.

Фруктовые пюре.
Как правило, фруктовое пюре рекомендуется вводить в рацион ребенка через три недели после введения овощного пюре. По мнению некоторых врачей, вначале следует вводить фруктовые, а уж потом овощные пюре. Но в данном случае следует иметь ввиду, что малышу очень понравится фруктовое пюре, после которого овощное будет казаться не таким вкусным, и как результат, есть он его не будет. Так что выбор за вами.

Злаковые каши.
Их рекомендуют вводить через три или четыре недели после введения овощного или фруктового прикорма. Первыми лучше вводить гипоаллергенные безмолочные каши без глютена. К ним относят рисовые, овсяные, гречневые и кукурузные кашки. Каши продаются в готовом виде, но их можно приготовить и самим в домашних условиях. Отварить и тщательно перетереть, чтобы каша приобрела вид густой массы. Кашу лучше давать перед сном. Она прекрасно насыщает организм, и ребенок будет спать до утра, не просыпаясь. Злаковые каши можно ввести первыми, если ребенок слишком худенький и слабенький физически.

Мясо.
Источником легкоусвояемого железа является мясо. Мясное пюре следует вводить в рацион ребенка с восьми-девяти месяцев. Оно также продается в готовом виде, но можно сделать и самостоятельно, для чего отварить его в небольшом количестве жидкости и измельчить в блендере. Мясное пюре рекомендуется сочетать с овощным (которое ребенок любит больше всего), это в значительной степени снизит нагрузку на неокрепшую систему пищеварения вашего чада. Начинать лучше всего с легкого мяса – курица, индейка, кролик. Ближе к году ребенку можно постепенно заменять мясо фрикадельками, а с начала второго года жизни можно давать котлетки на пару и тефтельки, а также другие блюда из молотого мяса.

Что касается рыбы, то здесь мнения врачей расходятся. Кто-то считает, что давать ее малышу ранее, чем в год нельзя, поскольку она обладает повышенной аллергенностью. Другие же рекомендуют вводить ее через несколько недель после введения мяса, поскольку рыба является источником полноценного белка, жирорастворимых витаминов и омега-3 жирных кислот, которые препятствуют развитию атеросклероза. Вначале предпочтение следует отдавать не жирным сортам рыбы. Замороженная рыба из магазина не обладает такой ценностью, как свежая.

Желток и творожок.
Творог не рекомендуется вводить в рацион малыша ранее семи-восьми месяцев, да это и нецелесообразно, поскольку необходимое количество кальция получает с молоком матери. Суточная норма творога для ребенка составляет не более 50 г. А вот яичный желток можно давать ребенку с 6,5 месяцев, например, разбавляя его грудным молоком или молочной смесью, либо добавляя в овощное пюре. Раньше этого возраста вводить желток не рекомендуется, поскольку это может спровоцировать возникновение аллергических реакций, а также негативно отразиться на пищеварительном тракте ребенка. Вначале ребенку дают 1/8 часть желтка, постепенно увеличивая количество. Следует отметить, что перепелиные яйца предпочтительнее, поскольку их желток реже вызывает аллергические реакции по сравнению с куриным. Поэтому для первого прикорма рекомендуются именно желтки перепелиных яиц. Половина желтка – дневная норма ребенка в возрасте до 12 месяцев.

Кефир и кисломолочные продукты.
На сегодняшний день существуют высоко адаптированные кисломолочные смеси, которые вводятся по рекомендации врача-педиатра с 8-9 месяцев. При выборе кисломолочных продуктов в качестве прикорма грудному ребенку, стоит отдавать предпочтение продукции, изготавливаемой молочной кухней. Специальный детский кефир, к которому так быстро привыкают дети, можно давать с десяти месяцев.

При введении прикорма следует четко контролировать количество сахара и соли, не стоит также применять различные ароматические и вкусовые добавки к пище, которые станут сильной нагрузкой для нежной системы пищеварения ребенка.

К восьми месяцам ребенок должен кушать до пяти раз в день. Примерно два кормления полностью заменяются докормом, в качестве которого могут выступать кефир, овощное пюре или кашка. Через месяц с небольшим уже три кормления можно заменить докормом. В девять месяцев ребенку можно давать свежие фрукты, но лучше, если это будут обычные фрукты и ягодки, те, что растут там, где вы живете. Киви, бананы, апельсины – от них пока лучше воздержаться.

Примерный рацион питания ребенка 4–6 месяцев.

  • Первое кормление. Молочная смесь или грудное молоко - 160–200 мл.
  • Второе кормление. Каша - 150 мл.
  • Третье кормление. Овощное пюре - 150 мл.
  • Четвертое кормление. Молочная смесь или грудное молоко - 160–200 мл.
  • Пятое кормление. Молочная смесь или грудное молоко - 160–200 мл.
  • Шестое кормление. Молочная смесь или грудное молоко - 160–200 мл.
С десяти месяцев в рацион ребенка можно вводить супчик на овощном бульоне, после чего можно готовить его уже на мясном, отдавая предпочтение нежирным сортам мяса (курица). Затем, если нет каких-либо последствий, в мясной супчик можно добавлять небольшой хорошо протертый кусочек мяса, можно нежирную говядину.

В рационе годовалого ребенка уже должны присутствовать мясо, сок, молочно-крупяные каши, очищенные яблоки. Следует отметить, что фруктовые соки – это не пища, а лишь небольшое дополнение к ней. Поэтому просто так их давать не желательно.

Рацион ребенка должен постоянно расширяться и быть как можно более разнообразным. Если у вас достаточно грудного молока, то обязательно раз в день его обязательно следует давать малышу. Так вы на дольше сохраните эмоциональный контакт и тесную связь со своим чадом. В случае с искусственным вскармливанием следует знать, что качественную молочную смесь можно давать малышу до двух лет. Перед сном рекомендуется давать крохе детский кефир, немного грудного молочка или специальной молочной смеси.

Пример меню ребенка годовалого возраста.
8:00, завтрак.
200 г каши, 30 г овощного пюре и 50 мл. сока.

12:00, обед.
40 г овощного супа сухариками, 150 г овощного пюре, маленькая котлетка на пару, 40 мл сока.

16:00, полдник.
50 г творожка, зеленое яблоко, 200 г кефира или молока.

20:00, ужин.
100 г овощного пюре или каши, свежий фрукт, 50 сока.

Наименование продуктов и блюд Возраст, мес.
6 7 8 9 10 11 12
Фруктовое пюре, мл. 5-30 40-50 50-60 60-70 80-90 90-100 100
Овощное пюре, г. 5-30 40-50 50-60 60-70 80-90 90-100
Каша, г. 50-100 100-150 150 150-180 180-200 200
Творог, г. 10-30 30-40 40-50 50 50-80
Желток, шт. 0.25 0.5 0.5 0.5
Мясное пюре, г. 5-30 50 60-70 70-80
Кефир и др. кисломолочные продукты, мл. 100 100-150 150-200
Цельное молоко, мл.
Фруктовые соки, мл. 5-30 40-50 50-60 60-70 80-90 90-100
Рыбное пюре, г. 5-30 40-60 70-80
Хлеб (пшеничный), г. 3-5 5 5 5-10 10
Сухари, печенье, г. 3-5 5 5 5-10 10
Растительное масло, г. 1-3 3 3 5 5 6
Сливочное масло, г. 1-4 4 4 5 5

Если при введении прикорма ребенок выталкивает любую еду, даже фрукты, изменился стул (поносы или запор), возникли кожные высыпания, а также появление капризов у ребенка во время еды это означает, что прикорм был введен слишком рано. При этом не стоит насильно заставлять ребенка съесть еще ложечку. Просто подождите несколько недель и попробуйте снова предложить что-то новое своему крохе.

Следует отметить, что для родителей не должно быть возрастных норм введения прикорма. Это все придумали врачи для удобства. Согласитесь, неудобно сравнивать потребности и проблемы тысяч малышей без таблиц. К тому же это отнимает много времени. Поэтому не нужно излишне беспокоиться, если ваш ребенок не ест кашу, а ему уже девять месяцев. Дети не могут иметь одинаковые предпочтения. Одному ребенку нравятся овощи, другой любит кашу, третий почувствует вкус прикорма в 10 месяцев… и это НОРМА. Мы же сами какие-то продукты любим, а какие-то – не переносим.

До года прикорм не является обязательной едой, а дополнением к ней. Помните об этом, прислушиваетесь к желаниям ребенка и следуйте своей интуиции.

Примерно к шестимесячному возрасту у детей возрастает потребность в большей энергии и питательных веществах. Перед мамой встает вопрос о том, как правильно вводить прикорм. От него зависит развитие органов пищеварения в дальнейшем. Первая пища становится основой развития жевательной техники и правильной выработки ферментов.

Всемирная система здравоохранения (ВОЗ) разработала систему ввода прикорма и определила приблизительные рамки, когда его можно давать. Целью является не только обогащение организма детей питательными элементами, но и приобщение к твердой, взрослой пище.

Согласно общепринятым нормам ВОЗ, время введения прикорма зависит от типа вскармливания.

Прикорм при грудном вскармливании нужно начинать не раньше 6 месяцев. К полугодовалому возрасту в грудном молоке становится недостаточно витаминов и минералов для полноценного роста и развития ребенка.

Дети, вскармливаемые смесями, могут попробовать новые продукты чуть раньше, в 4-5 месяцев. Их потребность в микроэлементах намного больше, чем у детей на естественном вскармливании. К этому времени иммунная и пищеварительная система созревают достаточно, чтобы усвоить новую пищу.

Начало прикорма можно определить и по поведению и развитию самого ребенка. Признаки, определенные ВОЗ:

  • привычной порции грудного молока или смеси ребенку не хватает;
  • малыш может сидеть без поддержки;
  • появились первые зубки, малыш не выталкивает пищу изо рта, старается ее жевать;
  • интересуется тем, что находится в тарелке у взрослого.

Важно помнить, что на протяжении всего периода ввода новых продуктов кормящей маме не стоит отодвигать на второй план грудное кормление.

Таблица поможет разобраться, с чего начинать, когда и сколько давать пищи в прикорм при грудном вскармливании. Данные соответствуют принятым нормам ВОЗ.

Возраст, мес. 6 7 8 9 10 11
Продукты и блюда
Каша 40 70 90 150 170 190
Овощное пюре 130 160 170 190 200 200
Фруктовое пюре 50 70 80 90 100 100
Масло сливочное и подсолнечное 1 г 3 г 3-4 г 4 г 5 г 5-6 г
Желток куриного яйца ¼ шт. ½ шт. ½ шт. ½ шт. ½ шт.
Мясное пюре 30 50 60 70 80
Сухари, печенье 5 г 5 г. 8 г 10 г 15
Рыба 30 40 50 60
Творог 30 40 50 50 50
Кефир 100 150 170 200
Хлеб 5 г 10 г 10 г 10 г

Правила ввода продуктов и блюд

Чтобы новый продукт принес детям только пользу и не вызвал нежелательных реакций, нужно соблюдать несколько правил.

  • На момент ввода нового продукта малыш должен быть здоров. Нельзя этого делать в период плановых прививок , в момент разлуки с мамой или переезда на новое место.
  • Прикорм давать в первой половине дня, по несколько грамм, до основного кормления грудным молоком или смесью.

  • Посуда должны быть тщательно вымыта, продукты правильно приготовлены.
  • Нежелательно хранить приготовленное блюдо, даже в холодильнике.
  • Прикорм нужно давать с помощью ложки (только не металлической).
  • Переходить к очередному новому продукту стоит не раньше недели.

Если новый продукт вызвал рвоту, понос, сыпь и другие неприятные симптомы, то нужно исключить его из рациона на месяц. После этого снова повторить введение.

Схема наглядно поможет разобраться, как осуществляется последовательность введения новых продуктов ребенку, согласно рекомендациям ВОЗ.

Время ввода Вид подачи блюда Частота ввода в рацион Количество порции
6-8 месяцев Пища по консистенции должна напоминать грудное молоко или доводиться до пюреобразного состояния. До 3 раз в день, разрешено 2 перекуса. Постепенный переход от 5 мл до 120 мл.
9-11 месяцев Пища, размятая вилкой или мелконарезанная. Продукты, которые можно удержать в руках, предлагаются малышу. До 4 кормлений в день и 2 перекуса. Одно кормление равно 120 мл.
12 месяцев и старше Каши не перемалываются, твердая пища режется кусочками средней величины. Прикорм заменят 4 кормления грудью или смесью и 2 перекуса. Порция равна примерно 230 мл.
  1. Если ребенок только на грудном вскармливании, то с первым прикормом ему следует предлагать воду.
  2. При недостатке веса прикорм начинают с каш.
  3. Если есть проблемы со стулом, рекомендовано раньше ввести в рацион чернослив.
  4. Когда малыш не успевает усвоить продукт за неделю, сроки можно увеличить. Порции зависят от веса малыша.

Таблица введения новых продуктов для детей 6 месяцев на примере овощей поможет разобраться, сколько разрешено ввести прикорма в первые дни.

Новый продукт Неделя, № Рацион дня (прикорм во время обеда)
Кабачок 1 1-й день. Пюре,1 ч. л.

2-й день. Кабачковое пюре, 2 ч. л.

Каждый день прибавляется по 5 г. Увеличить до 60 г.

Цветная капуста 2 1-й день. Пюре из цветной капусты, 1 ч. л., и 60 г кабачкового пюре.

2-й день. Пюре из нового продукта, 2 ч. л., и 55 г пюре из кабачков (постепенное уменьшение уже усвоенного продукта на 5 грамм).

6-й день. Цветная капуста, 60 г, и 25 г кабачка.

7-й день. Только цветная капуста, 70 г.

Брокколи 3 1. Пюре из брокколи, 1 ч. л., и 70 г кабачка.

2. Брокколи, 2 ч. л., и 60 г цветной капусты.

6. Пюре из цветной капусты, 80 г, и кабачка, 20 г.

7. Пюре из цветной капусты, 100 г.

4 1. Брокколи и кабачки – по 50 г.

2. Цветная капуста и кабачки – по 50 г. и т. д.

7. Брокколи и цветная капуста – по 50 г.

Таблица поможет разобраться с тем, сколько грамм блюда и в какой день можно предложить грудничку в период, когда вводятся новые продукты.

Знакомство с новым

С чего же начинать кормление грудничка? Первый прикорм при грудном вскармливании зависит от состояния здоровья ребенка. Если он недобирает ценные килограммы, то лучше начинать с каш из злаков без глютена. В других случаях начинают введение с овощных блюд, но не с фруктовых.

Овощные блюда полезны при запорах. Фрукты сами по себе сладкие, и после них труднее приучить малыша к другим блюдам.

Первые каши нужно давать однокомпонентные, безглютеновые. К ним относят кукурузную, рисовую, гречневую и овсяную крупы. Если малыш склонен к запорам, то кашу из риса нельзя давать первой, и варить ее можно не больше одного раза в неделю. Самой полезной является гречка. Она препятствует развитию анемии, придает энергию, легко усваивается организмом. Ее, наоборот, следует включать в рацион не меньше двух раз в неделю.

Первые каши для детей должны быть безмолочными. В их составе не должно быть сахара и соли. Этого же правила нужно придерживаться при варке блюда в домашних условиях. Ближе к году кашу можно варить на пастеризованном молоке с добавлением воды. Когда исполнится год, разрешено давать полностью молочные каши.

Овощные блюда формируют правильную микрофлору кишечника, стимулируют работу перистальтики кишечника. Кормление лучше начинать с кабачка, брокколи, цветной капусты. Ближе к 8 месяцам можно вводить в рацион морковь и тыкву. Начинать нужно с одного компонента. Как только ребенок привыкнет к нескольким овощам, их можно будет смешивать в одном блюде.

Первое фруктовое пюре следует давать из зеленого яблока или груши. Только вводить их нужно с осторожностью. Они могут повысить образование газов и вызвать метеоризм.

Мясные блюда нужно вводить после 7 месяцев. Начинать нужно с нежирных сортов мяса: индейки, телятины, курицы. Если ребенок на грудном вскармливании и не хочет принимать в рационе мясные блюда, то можно и не настаивать. Если ребенок на искусственном вскармливании и имеет низкий гемоглобин, то ввести в его рацион мясо нужно обязательно.

В 9 месяцев можно начинать давать рыбу (хек, минтай) – до 2 раз в неделю. В этот же период вводят такие кисломолочные продукты, как кефир, творог.

Схема очередности введения прикорма детям на грудном вскармливании, согласно принятым нормам ВОЗ:

  • 6 месяцев – овощные блюда;
  • 6,5–7 месяцев – фрукты;
  • 7–9 месяцев – каши;
  • 8–9 – желток;
  • 9–11 – рыба, мясо;
  • 11–12 – кефир;
  • 12 – творог.

Нововведения

Относительно недавно появился термин «педагогический прикорм ». Он имеет небольшие отличия от принятого ВОЗ норматива, включает опыт и советы родителей и никакими другими научными данными не подкреплен.

Педагогический прикорм не преследует цели накормить ребенка. Кормящей маме необходимо просто научить малыша культуре поведения за столом и привить интерес к пище.

Педагогический прикорм включает следующие советы:

  1. Кормление не по определенным границам в календаре, принятым ВОЗ, а по желанию ребенка. При этом все-таки учитывается, что первый прикорм грудничка не должен быть введен раньше 6 месяцев.
  2. Несоблюдение норм консистенции блюд, предлагаемой ВОЗ для первого прикорма. Ребенок берет со стола все, что едят взрослые. Маме нужно следить, чтобы пища была правильно приготовлена (не должно быть копченостей, жареных, острых, консервированных блюд). Кусочки не измельчаются.
  3. Не готовятся отдельные детские блюда. Ребенок ест то, что и взрослые.
  4. До 9 месяцев ребенок может свободно есть из тарелки взрослых. И только после указанного периода ему выделяют отдельную ложку и тарелку.
  5. Педагогический прикорм не применяется при искусственном вскармливании. Сторонники данного направления за то, чтобы кормящей маме сохранять свое молоко как можно дольше.

Педагогический прикорм имеет много положительных сторон. Среди них главным является знакомство детей с самого первого дня прикорма с традициями приема пищи внутри своей семьи. Кормящей маме не нужно тратить время и силы, чтобы приготовить отдельное блюдо. Кроме того, педагогический прикорм способствует хорошей лактации, поэтому молоко долго сохраняется.

Руководство матерей по знакомству с новыми блюдами по данной методике:

  1. На завтрак маме стоит положить в тарелку только свежие и качественные продукты, например, творог, печенье, сыр.
  2. Ребенка усаживают на колени и дают ему в руки ложку. По мере того как мама начинает кушать, он тоже заинтересовывается процессом.
  3. Если малыш тянется к еде, стоит давать ему небольшой кусочек (равный спичечной головке).
  4. Малыш либо жует продукт, либо выплевывает его.
  5. Если малышу понравилось, и он просит еще, разрешено дать еще две такие порции. Постепенно, за 3-5 дней количество понравившегося продукта доводят до 5 г.
  6. Если ребенка прикармливать одним и тем же продуктом, то он быстро теряет к нему интерес. Поэтому стоит привлечь его внимание к другой пище.

Одновременно маме нужно прививать малышу правила поведения за столом. Не нужно позволять ребенку безобразничать, разрешать попробовать все, что лежит на тарелке.

Данные советы помогут быстрее адаптироваться к новой еде. Но следует учитывать, что большинство детей до года страдают пищевой аллергией. В данном случае труднее использовать эту методику.

Когда наступает период первых прикормов, нужно учитывать состояние здоровья и вкусовые предпочтения малыша. Советы других могут не подойти, так как каждый ребенок развивается по-своему. Лучшим вариантом является консультация специалиста.

Многие мамочки (как, впрочем, и педиатры) находятся в плену старых рекомендаций — начинать прикорм с соков.
На сегодняшний день мнения ведущих специалистов по введению прикорма противоположно — с соками нужно быть очень аккуратными и стараться не вводить их в рацион ребенка, пока он не начал употреблять взрослую пищу в достаточных объемах, включая мясо, каши, рыбу и т.д. (в этом случае сок является стимулятором ферментативной деятельности малыша).

Каковы же минусы раннего введения сока:

1. Соки — продукт аллергенный. В свете участившихся аллергических реакций это нужно учитывать.
2. Соки — продукт тяжелый и плохо усваивается. Он раздражает незрелый ЖКТ ребенка. Даже взрослым сок рекомендуют разбавлять в пропорции 1:1, а если у человека наблюдаются проблемы с ЖКТ — вовсе исключить из рациона.
3. Вероятность возникновения проблем с поджелудочной железой, почками.
4. Содержание в соке сахара — уж он вообще не нужен такому маленькому ребенку
5. Сок дает сильную нагрузку на ЖКТ, в результате чего через определенный период у ребенка появляются последствия — гастрит, панкреатит и др. заболевания.

Грудное молоко содержит все необходимые витамины для ребенка. Если говорить о железодефицитной анемии (что чаще всего является основанием к введению соков) — биологическая доступность железа в молоке матери очень высока (50-75% в сравнении со смесью, где она достигает всего лишь 20%).

Начинать введение прикорма лучше всего с овощей.

Если ребенок плохо набирает в весе — можно сделать отступление и начать с каш. Что именно выбирать? Овощи.
Не советую начинать прикорм с фруктов.

Они сами по себе имеют сладковатый привкус и уже формируют у ребенка пристрастия к сладенькому.
Овощи намного больше подходят для введения нового продукта.

Первые овощи в рационе — кабачок, цветная капуста, морковь.

Позже вводится картошка (вначале старайтесь вымачивать около часа в воде).

Если у ребенка жидкий стул — кабачок лучше ввести позже.

Введение прикорма начинаем с 1 чайной ложки, постепенно увеличивая объем (2,4 и так далее).

Не нужно доводить объем до определенного количества.
Это ошибка многих мам, которая ведет к перекорму ребенка и последующему отказу от еды. Как только ребенок отвернулся от ложки — убирайте еду и предложите грудь.

Прикорм лучше всего давать в первой половине дня и всегда предлагать запить молочком.

Вначале в рационе малыша будут монокомпонентные пюре.
1 раз в неделю Вы можете добавлять в пюре новый продукт. Не нужно солить приготовленное блюдо. Желательно вести пищевой дневник и записывать туда, что и когда Вы вводили, в каком количестве ребенку давали, какова была реакция. Если малыш отреагировал высыпанием, жидким стулом или запором — исключите продукт из рациона как минимум на месяц. Но помните, что стул может измениться, чаще всего появляются маленькие кусочки съеденной пищи, это нормально.

Я советую готовить пищу самостоятельно.
Перед тем, как купить баночку с детским питанием — посмотрите на срок годности.
Меня всегда смущало, что не содержащее консервантов и прочих добавок пюре может храниться 2 года.
В последнее время я наблюдаю, что баночное питание часто дает аллергическую реакцию.

Если Вы покупаете овощи сами — будьте осторожны в выборе. Овощи, получающие усиленную подкормку, чаще всего выглядят очень красивыми, глянцевыми. Отдайте предпочтение овощам «с огорода бабушки».
Также Вы можете сделать запасы на зиму.

Отлично сохраняются в морозильной камере — разновидности капусты, сладкий перец, из фруктов — малина, вишня, смородина. Картофель и морковь отлично сохраняются зимой на балконе. Экспериментируйте!

Лучше всего для приготовления овощей использовать пароварку.
Овощи готовятся быстро и витамины сохраняются в большем количестве. Давайте ребенку всегда свежеприготовленное блюдо.

Разминать удобнее всего ручным блендером. Ближе к году (10-11 месяцев) начинайте разминать пюре вилкой, чтобы ребенок учился самостоятельно жевать.

Через месяц после введения овощей Вы можете порадовать малыша кашкой.

Лучше всего для первого блюда подходит рисовая, кукурузная или гречневая каша. Для ребенка на грудном вскармливании больше подходит безмолочная каша. Если Вы покупаете каши, не требующие варки — убедитесь, что они не содержат глютен. Глютеносодержащие каши (пшеница, овсянка, многозерновые) не вводите в рацион малыша ранее 8-9 месяцев.
Принцип введения каши такой же — начинать с 1 чайной ложки, постепенно увеличивая объем.

Каши можно также готовить самостоятельно. Для этого крупа моется, высушивается и перемалывается на кофемолке.

Соблюдайте интервал между введением последующих прикормов — минимум 1 месяц.

После каши Вы можете начинать вводить фрукты (в начале не яркоокрашенные), печенье (детское не сдобное), мясо (лучше начинать с индейки, затем вводить телятину, курицу, говядину, от свинины лучше воздержаться) рыбу (морскую) и т.д., соблюдая временной интервал.

Прикорм желательно сдобрить маслом (не с первых дней введения прикорма!) — предпочтительно сливочным (кашу) и оливковым (овощи). Оливковое масло лучше всего подходит для первого прикорма. Начинайте вводить его с 2 капель. Если у малыша запоры — можно добавлять оливковое масло и в овощи, и в кашу (соблюдая объем, чтобы не добиться обратного эффекта). В среднем, в блюдо добавляется 1 чайная ложка оливкового масла.

Правила введения прикорма

Такой прикорм называется педагогическим , потому что основная цель прикорма не накормить ребенка, а познакомить его с новой пищей, научить жевать, научить добывать еду не только из маминой груди.
Примерно в полугодовалом возрасте малыши начинают проявлять интерес к содержимому маминой тарелки, и пытаются его попробовать, именно такое поведение и называется активным пищевым интересом и свидетельствует о готовности малыша к знакомству с новой пищей.

Пищевой интерес малыша связан не с возникающим у него чувством голода, а с желанием подражать маме. Он хочет делать тоже, что и она, брать с тарелки какие-то кусочки и класть себе в рот.

Каковы же принципы введения прикорма при естественном вскармливании, если мама хочет следовать биологической линии поведения ребенка?

Начинают знакомство малыша с введения микродоз (микропроб) продуктов, именно знакомство, без цели накормить ребенка какой-то порцией.
Микродоза для мягкой пищи это примерно столько, сколько помещается у мамы между подушечками большого и указательного пальцев, если она их сожмет, или на кончике чайной ложки. Для жидких продуктов — один глоток, наливается в маленькую чашку на донышко.

1. Ребенок может «за один присест» попробовать то, что ест мама и к чему он проявляет интерес в количестве до трех микродоз.

2. В руку малышу даются только твердые куски, от которых он сам много не отъест (твердые яблоки, морковки, кочерыжка, сушки и т.п.)

3. Микропробы даются в течение 3-4 недель. За это время малыш уже может перезнакомиться со многими продуктами, употребляемыми в его семье, и научиться пить из чашки.

4. Прикорм никогда не замещает прикладывания к груди! Ребенок может знакомиться с новой пищей до, после и во время грудных кормлений. Часто дети запивают микропробы маминым молоком.

5. Постепенно количество пищи увеличивают, позволяя ребенку съесть больше.

6. Маме необходимо сохранить у ребенка интерес к еде, сохранить желание пробовать. От полугода до полутора лет ребенок должен познакомится со всеми продуктами, которые едят в его семье. Чтобы сохранить желание пробовать, мама должна до 8-11 месяцев ограничивать пищевой интерес ребенка: если ребенок съел 3-4 чайных ложки одного продукта, и просит еще, ему надо давать что-то другое.

7. Со стороны введение прикорма должно выглядеть примерно так: малыш выпрашивает кусочки, и мама его оделяет, иногда. В такой ситуации ребенок всегда с удовольствием знакомится с новой пищей и не переедает.

8. Ребенок должен учиться работать столовыми приборами. До 8-11 месяцев это ложки (их должно быть много, т.к. они все время падают), своя тарелка появляется у ребенка тогда, когда он начинает есть отдельно, обычно после 8-11 месяцев. До этого возраста малыш может есть сидя у мамы на руках и из ее тарелки.

9. Если ребенок устал есть, потерял интерес, необходимо унести его из-за стола.

Как же быть с кусочками пищи, если пища малыша не пюре, он же может подавиться?

Еду для малыша не надо измельчать, но начинать надо с маленьких кусочков-микродоз. Если ребенку дается что-то от чего он потенциально может откусить большой кусок, ребенок сидит у мамы на коленях и мама следит за ним и как только большой кусок откусывается, мама делает палец крючком и его отбирает изо рта. Ребенок активно учится и постепенно обучается жевать своими, пока еще, беззубыми челюстями, а потом и зубастыми.

Как быть, если малыш выплевывает даже совсем маленькие кусочки, или пытается их отрыгнуть, вместо того, чтобы глотать?

Многие дети именно так себя и ведут: неделю-две выплевывают все кусочки и периодически “давятся”, потом начинают выплевывать кусочки “через один”, половину – глотают, потом, наконец, начинают глотать все кусочки. Маме надо проявлять терпение и не настаивать. В тоже время ребенок обязательно должен наблюдать, как едят другие люди, не выплевывая кусочки.

Нужна ли ребенку дополнительная жидкость в связи с началом введения прикорма?

Основную жидкость малыш продолжает получать из грудного молока. Интересоваться собственно водой и питьем ребенок начинает обычно после года.
Обычно малыш интересуется содержимым маминой чашки и пробует его, если налить ему в чашечку немножко питья, на донышко.

Если малышу почти 5 месяцев, он очень интересуется любой едой, смотрит всем в рот и требует пробовать, можно ли сейчас вводить ему педагогический прикорм?

Малыш — развитой и любознательный ребенок. Ему очень хочется делать с едой то же, что и его мама.
Но надо помнить, что желудочно-кишечный тракт ребенка, в не полные 5 месяцев, еще не очень-то готов к знакомству с другой пищей.

Ферментные системы только-только начинают созревать. Ситуация в кишечнике сейчас стабильна, вмешиваться в нее раньше времени довольно опасно.
Задача мамы — защитить эту стабильность от преждевременных вмешательств.

Пищевой интерес у малыша такого возраста следует ограничивать, проще говоря, уносить его из кухни и не есть в его присутствии.
Если такой совет не очень нравиться, можно что-то делать, но только на свой страх и риск. Мы уже встречались с ситуацией, когда мама, даже знающая, как правильно вводить прикорм, проявляет нетерпение и в результате которого ребенок получал срыв в пищеварительной системе, с которым приходилось долго потом бороться.
Вводить прикорм раньше, чем малышу исполнится полгода, не рекомендуется.

Почему малыши, питающиеся детским питанием, в 7-8 месяцев могут съедать по 100-200 г пюре или каш, а дети, начинавшие с педагогического прикорма, так не делают?

Ребенок второго полугодия жизни ест мало потому, что он пока не хочет наедаться.
Он только подражает маме в ее действиях. Наедается он молоком. Возможно, в человеческом детеныше есть генетически заложенный механизм, не позволяющий ему есть много в этом возрасте.

Еще пару тысяч лет назад ребенок, наверное, получил бы большие проблемы в пищеварительной системе, если бы ему скормили 100г мяса дичи, принесенной папой с охоты.
Другое дело, что тогда никому бы в голову не пришло так поступить с ребенком. Даже нашим прабабушкам, 100 лет назад, готовившим еду на семью из 5-10 человек на печке или дровяной плите не приходило в голову (и не было возможности), с одной стороны, кормить ребенка чем-то специально приготовленным отдельно от всех, а с другой стороны, и в мыслях не было дать малышу побольше общей каши или супа, что бы наелся…

Детское питание сделано так, что ребенок может съесть его много. И любого малыша можно им накормить, вот только нужно ли?
Есть дети, которые до поры до времени едят эту «детскую пищу» много и с удовольствием, правда, большинство из них приходится в процесс кормежки развлекать, чтобы рты открывали.

Многих развлекать в процессе еды приходится довольно долго, некоторых — до подросткового возраста. Часто встречается ситуация, когда ребенок, евший с удовольствием и много, до года — года с небольшим, став старше, начинает отказываться от еды и превращается в малоежку, кормить которого для родителей просто пытка. Еда таких детей совершенно не интересует. Есть, конечно, дети, которые относительно «благополучно» минуют этап детского питания.

«Благополучно» поставлено в кавычки, т.к. сейчас только начинают изучаться долговременные последствия введения ребенку больших количеств детского питания тогда, когда он биологически к такой нагрузке не совсем готов, результаты будут не скоро…

Консультант по грудному вскармливанию Екатерина Денисова


Самое лучшее время - это с 6 месяцев, т.к. желудок малыша готов к поступлению других видов пищи. Но ваш педиатр или бабушка может сказать, что нужно с 4 месяцев вводить прикорм, а следовать этому совету или нет, решать вам, но нужно учесть все факты за и против, а они следующие: кормите грудью или бутылочкой, здоровье ребенка, его рост, потребности и ваши собственные соображения.


В 6 месяцев ребенок физиологически готов к приему пищи, постепенно пропадает рефлекс выталкивания языком; также его организ вырабатывает все необходимые ферменты для переваривания различных растительных продуктов.


При кормлении грудью во время, положенное началу введения прикорма, многие мамы задаются вопросом, с чего начать. Мудрить особо тут не нужно, изобретать велосипед тоже. Начните с безобидных и простых продуктов, которые кушает сама мама, например, творога или кефира. Только приготовьте эти продукты для малыша - сделайте жидкими (для творога актуально, кефир и так жидкий).


Еще прикорм начинают с овощных пюре из броколли, кабачка. Главное - начать с чего-то одного и следить за реакцией. Манку не следует давать ребенку до года, в ней мало полезного и она препятствует усвоению кальция.


Попробовал ребенок с ложечки, лизнул и все, не надейтесь, что он съест больше, и главное - не пихайте ему насильно, но по возможности увеличивайте каждый день дозу ложек еды, чтобы можно было заменить одно полноценное кормление грудью. После 7 месяца можно давать бульены и супы из нежирного мяса, к примеру, едите суп, налейте ему в личную тарелочку, остудите, если надо, вилкой разомните картошечку, мясо и предложите ребенку.


Когда начинаешь давать ребенку обычную еду, он ребёнок не хочет есть или пить из бутылочки, только грудь. Поэтому важно регулярно приучать (не лениться и делать каждый день) такого ребенка к еде, иначе позже возникнут проблемы. Почему? Да потому, что молоко у мамы в один прекрастный день может перестать вырабатываться или его будет меньше; и потому что ребенок нуждается в всех видах продуктов, они содержут необходимые микроэлементы, минералы, витамины.


Почему же ребенок отказывается от прикорма, ведь он так необходим. Может, потому, что не те продукты даете? Мой ребенок категорически отворачивался от искуственного молока и искусственных каш, зато с интересом ел борщ, суп с курицей, и те продукты, что ем именно я. Когда вы что-то едите, ребенку тоже это и интересно и он будет кушать вместе с вами.

При введении прикорма главное:


  1. Начинать с одного вида продукта и подавать и полужидком виде.

  2. Следить за реакцией на этот продукт.

  3. Пропускать одно кормление грудью, но не прекращать!

  4. После 7 месяца ввести в рацион мясо и желток.


Публикации по теме