Мясопустная неделя – канун Масленицы. Мясопустная неделя: что можно есть

Лучше всего начинать поститься с Великого Поста. Но при этом надо помнить, что к посту нужно сначала подготовиться.

«К посту надо приготовлять себя постепенно, разом сделаться постником нельзя… Некоторые необдуманно и поспешно берутся за подвиги поста и начинают безмерно поститься. Таковых пост не прочен, не полезен, а скорее вреден: они или расстраивают свое здоровье, или от голода делаются нетерпеливы и раздражительны, — без толку злятся на всех и всё, или же пост делается для них невыносимым, и они бросают его… Каждый, обрати полное внимание на свой желудок и определи — сколько ему требуется в сутки пищи и пития, потом понемногу уменьшай количество употребляемой пищи и доведи его до того, чтобы больше уже нельзя было сокращать свое питание, чтобы не подвергнуться ослаблению, изнурению, неспособности к делу…» (епископ Иустин)

Великий Пост предваряют четыре подготовительные Недели (воскресенья): о мытаре и фарисее, о блудном сыне, мясопустная и сыропустная недели. В приготовительные Недели и седмицы Церковь подготавливает верующих к посту постепенным введением воздержания. После сплошной седмицы прошлой недели восстанавливаются посты среды и пятницы; затем на сырной неделе следует высшая степень приготовительного воздержания — запрещение есть мясную пищу.

А с 21 по 27 февраля 2011 года — мясопустная неделя — последняя неделя, когда можно есть мясо, а в воскресенье с ним нужно будет «попрощаться» на 8 недель, отпустить. Поэтому неделя и называется — мясопустная. Также эта неделя ещё называется неделей о страшном суде . А мясопустная суббота называется также вселенской родительской субботой .

Ещё эту неделю в просторечии называют пёстрой , потому как в отличие от предыдущей сплошной и следующей сырной недели, на этой неделе есть два постных дня — среда и пятница .

Постные дни среда и пятница установлены в знак того, что в среду Христос был предан Иудой, а в пятницу распят. В период зимнего мясоеда (от Рождества до Великого Поста) Устав разрешает в среду и пятницу рыбу.

______________________________________________________________________________________________

Постный календарь на неделю:

  • пн 21.02 — нет поста
  • вт 22.02 — нет поста
  • ср 23.02. – строгий пост- Горяч. пища без раст. масла – разрешается рыба
  • чт 24.02 — нет поста
  • пт 25.02. – строгий пост- Горяч. пища без раст. масла – разрешается рыба
  • сб 26.02 — нет поста
  • вс 27.02 — нет поста

__________________________________________________________________________________________________

На этой неделе предлагаем вам 2 соответствующих календарю постных блюда:

Мясопустная седмица — одна из четырех недель, говоря мирским языком, психологической подготовки к Великому посту. Переход к сорокадневным жёстким ограничениям происходит постепенно. То, что это имеет какое-то отношение к отказу от мяса, можно догадаться из названия. Но у этого периода есть целый ряд интересных особенностей.

В старославянском языке, на котором происходит православное богослужение, слово «седмица» означает «неделя». А «неделя» — это её день, который мы называем «воскресенье». Считается, что его название произошло от слов «не делать». В неделю, исконно славянский день, священная традиция повелевала отдыхать от физического труда и, выражаясь современным языком, заниматься духовным самосовершенствованием. Что-то похожее на еврейскую субботу, шабат. А слово «воскресение» в православной традиции имеет одно-единственное значение — воскресение из мертвых Иисуса Христа. Считается, что первые христиане отмечали это событие еженедельно. Поэтому постепенно и сам этот день стал называться воскресеньем. Так в народном сознании переплелись древняя языческая и новая, христианская традиции.

«Православный карнавал»

Мясопустная седмица — время, когда верующие ещё могут вкушать мясо. Это время мясного пиршества! Она не определяется раз и навсегда зафиксированными числами в календаре. Завершает ее Мясопустная неделя, или Мясопуст. Поскольку Пасха приходится каждый год на разные даты, то и мясопуст, естественно, тоже.

Само слово «мясопуст» в переводе с греческого означает «лишение мяса». В католической традиции, на средневековой латыни, это звучит как carnevale, что значит «прощай, мясо». Узнаете слово «карнавал»? Но в католических странах — начинаясь где раньше, где позже -carnevale длится до самого Великого поста. У православных вслед за мясопустом наступает Сырная неделя, которую большинство знает как Масленицу. На самом деле Масленица – древний языческий праздник. Приверженность ему оказалась в душе народа настолько крепкой, что Масленица даже оказала влияние на формирование православной версии подготовительного периода к Великому посту. Именно поэтому существуют мясопустная седмица – и сырная. Она же Масленица, когда начинается традиционный русский «карнавал»!

И языческая, и христианская…

В среду и пятницу на Мясопустной седмице уже говеют, то есть мясо не едят. По будням на литургиях в церкви читаются стихи из Евангелия, где говорится о грядущем Страшном суде. В субботу ходят на кладбище поминать умерших родителей. Поэтому другое ее название – Вселенская родительская суббота. В старину на Руси к этому времени заканчивался период зимних свадеб. Считалось, что жениться на «пёстрой седмице», как ее называли в народе, это к несчастью. Именно на «пестрой» начинали подготовку к Масленице: прибирали в доме, заранее приглашали гостей.

Иногда уже на Мясопустной седмице начинали «репетировать» Масленицу… То есть третья по счёту ритуальная седмица перед Великим постом всегда воспринималась в народе двойственно. Как граница между теплом и холодом, тьмой и светом. Между добровольным лишением и возможностью выбора. Это и дух христианского Воскресения. Грядущие испытания — и радость, которая придёт на смену скорби. Это и ожидание близящейся языческой Масленицы. Конец холодов, приход весны, расцвет новой жизни.

Мясопустная неделя входит в ряд подготовительных мероприятий, предшествующих Великому посту, который, в свою очередь, является преддверием главного православного и древнейшего христианского праздника Пасхи, олицетворяющего величайшее событие - воскресение из мертвых Иисуса Христа.

Весь подготовительный перед Пасхой период

Значимость большого праздника подчеркивает предшествующий ему Великий пост, в течение которого человек нравственно и физически готовится к этому событию.

Предваряют же сам Великий пост приготовительные седмицы (их три) и Недели (их четыре). Сразу надо оговориться, что в переводе со старославянского языка седмица - это неделя в нынешнем понимании, а Неделя - это воскресенье. Слово, как предполагают, произошло от глагола «не делать», что означает запрет на работу и посвящения себя богу. Весь, говоря современным языком, подготовительный цикл перед Пасхой насчитывает 70 дней. Начинается он с воскресенья (Неделя о мытаре и фарисее) и заканчивается Великой субботой, которая знаменует конец Страстной седмицы - последней недели. Великий пост в церковном обиходе имеет еще одно название - Святая четыредесятница. Ей предшествуют, как отмечалось выше, три недели, в течение которых осуществляется строго определенный порядок служб.

Четыре воскресенья - четыре вехи

Собственно, значение имеют не все дни этих недель, а только воскресенья, которым даны названия - о мытаре и фарисее, о блудном сыне, мясопустная неделя и сыропустная. Последнее воскресенье совпадает с древним, языческим и очень любимым праздником - Масленицей, сразу после которой, в понедельник, начинается Великий пост. Суть этих приготовлений - подготовка постепенного перехода к суровому воздержанию. Сам по себе этот порядок очень древний и известен с IV века.

Мясопустная неделя, продолжая духовное покаяние человека, начинает готовить его физически. Она является последним днем, когда в пищу можно употреблять мясо. Этот день называется еще Неделей о Страшном Суде, потому что все 6 предшествующих этому воскресенью дней на литургии читаются страницы из Евангелия, посвященные Судному дню.

Начало говения на мясо

Что означает мясопустная неделя? Это день, после которого прекращается «отпуск» мяса, поэтому его надо было наесться вдоволь. Считалось, что в этот день принято 12 раз щи хлебать и 12 раз мясо есть. Это воскресенье, завершающее мясопустную седмицу, которая начинается в понедельник, после Недели (воскресенья) о блудном сыне. Еще эта седмица называется в народе пестрой или рябой. Происходит это потому, что в два из шести ее дней (среда и пятница) уже «говеют на мясо», то есть постятся. Таким образом, она отличается от предыдущей седмицы, когда мясо едят каждый день, и от последующей сырной седмицы, когда его совсем не употребляют в пищу.

Вселенская родительская суббота

Мясопустная неделя завершает седмицу, имеющую еще одно название - в народе ее зовут поминальной. В мясопустную субботу, которая называется еще и Вселенской родительской, принято было ходить на кладбище, поминать умерших отца и мать (в Белоруссии поминальные дни приходились на четверг и пятницу). Существует еще несколько традиций, связанных с этим периодом. В эти дни прекращались В подтверждение этому существует множество пословиц. Одна из них - «На Пестрой жениться - с бедой породниться». Кроме того, именно в мясную неделю люди ходили к соседям и приглашали их к себе на празднование масленицы. Накануне в некоторых регионах было принято тщательно убирать в доме, готовить праздничный стол, то есть ждать гостей.

Традиции и обычаи, связанные с этой неделей

Что значит мясопустная неделя? Это, с одной стороны, канун а с другой - воскресенье, после которого остается ровно 56 дней до наступления Пасхи. К теневой ее стороне относится некоторая двусмысленность и неустойчивость, ненадежность, связанная с названиями "пестрая" и "рябая". Поэтому существуют запреты на определенные действия и поступки в эти дни. В народе всегда существовало очень много примет и традиций, связанных с любым праздником. Иногда они были своеобразными. Так, в некоторых губерниях еще в мясопустную субботу начинали праздновать «малую Масленку». Пекли первые блины, оставляли часть из них умершим родственникам. У детворы были свои обычаи в этот день, например собирать по всей деревне старые лапти, свои «кричалки», с помощью которых они призывали весну.

Выходит, что мясопустная неделя, седмица, следующая за ней, как и две предыдущие, являются не только подготовительным периодом к Великому посту, но и временем праздников, гуляний и связанных с ними народных поверий, примет и обычаев, о которых, в свою очередь, сложены десятки пословиц и поговорок.

Икона «Страшный суд». Новгород,
XV век, Третьяковская галерея

Тре-тье вос-кре-се-нье под-го-то-ви-тель-но-го пе-ри-о-да к Ве-ли-ко-му по-сту име-ну-ет-ся в Пра-во-слав-ном ка-лен-да-ре Неде-лей о Страш-ном су-де, или Неде-лей мя-со-пуст-ной. Пер-вое на-зва-ние про-дик-то-ва-но те-мой еван-гель-ско-го чте-ния за Ли-тур-ги-ей - о бу-ду-щем Страш-ном су-де жи-вых и мёрт-вых; вто-рое - пред-пи-са-ни-ем Цер-ков-но-го уста-ва: не упо-треб-лять по-сле это-го вос-кре-се-нья мя-са.

Что зна-чит «мя-со-пуст»?

Сла-вян-ский тер-мин «мя-сопу ст» (греч. апо кр-эос , лат. carnis privium - ли-ше-ние мя-са ) озна-ча-ет пре-кра-ще-ние вку-ше-ния мя-са. Неде-ля мя-со-пуст-ная - это вос-кре-се-нье за 56 дней до Пас-хи. За ним сле-ду-ет ещё од-на - по-след-няя пе-ред Ве-ли-ким по-стом седми ца - «сыр-ная», или, в про-сто-ре-чии, - «мас-ле-ни-ца» (в на-род-ном ка-лен-да-ре она вклю-ча-ет в се-бя ещё и Про-щё-ное вос-кре-се-нье в ка-че-стве за-вер-ша-ю-ще-го ак-кор-да ли-хих на-род-ных гу-ля-ний). Стро-го со-блю-да-ю-щие ди-е-ти-че-скую сто-ро-ну по-ста от-ка-зы-ва-ют-ся на этой неде-ле от мя-са и едят толь-ко яй-ца и мо-лоч-ные про-дук-ты (от-ку-да и на-зва-ние этой неде-ли). В этом - по-след-няя сту-пень под-го-то-ви-тель-но-го воз-дер-жа-ния.

Мас-ле-ни-ца - хри-сти-ан-ский празд-ник?

Об-ра-зо-ван-ный хри-сти-а-нин (да и каж-дый че-ло-век) дол-жен знать, что мас-ле-ни-ца в сво-ей ос-но-ве - празд-ник со-всем не хри-сти-ан-ский! На-про-тив - это древ-ний язы-че-ский празд-ник про-во-дов зи-мы и встре-чи вес-ны, со-глас-но по-сло-ви-це: «Мас-ле-ни-цу про-во-жа-ем, све-та солн-ца ожи-да-ем». Это - свое-об-раз-ный «се-вер-ный кар-на-вал», вак-ха-на-лия, со-про-вож-да-ю-ща-я-ся необуз-дан-ным ве-се-льем, зу-бо-дро-би-тель-ны-ми дра-ка-ми, иг-ра-ми и хмель-ны-ми пи-ра-ми (это то, что у нас все-гда хо-ро-шо по-лу-ча-ет-ся). В до-хри-сти-ан-ские вре-ме-на по-доб-ные гу-ля-ния с «уми-ло-стив-ле-ни-ем» язы-че-ских бо-гов со-про-вож-да-лись да-же че-ло-ве-че-ски-ми жерт-во-при-но-ше-ни-я-ми: вспом-ним о на-ших хри-сти-ан-ских пер-во-му-че-ни-ках - ки-ев-ских ва-ря-гах Фе-о-до-ре и сыне его Иоанне (983 г.). (Пред-ста-вим, что они вос-крес-ли, ока-за-лись на на-шей мас-ле-ни-це и уви-де-ли стран-ные на-ря-ды хмель-ных гу-ляк, пры-га-ю-щих во-круг ко-ст-ра с язы-че-ским идо-лом ста-ру-хи-зи-мы и бли-на-ми в ру-ках... Му-че-ни-ки ре-ши-ли бы, что на Ру-си всё ещё тор-же-ству-ет язы-че-ство, ко-то-рое рев-ност-но на-саж-дал князь Вла-ди-мир в на-ча-ле сво-е-го прав-ле-ния, а кре-ще-ние на-шей мно-го-стра-даль-ной стра-ны так и не со-сто-я-лось!) По-это-му су-ро-вый го-лос Свя-той Пра-во-слав-ной Церк-ви, воз-ве-щая о Страш-ном Су-де, зо-вёт к по-ка-я-нию и предо-сте-ре-га-ет от язы-че-ской мен-таль-но-сти, до сих пор жи-ву-щей в на-шем со-зна-нии.

По-сле кре-ще-ния Ру-си «от-ме-нить» мас-ле-ни-цу (как и неко-то-рые дру-гие язы-че-ские иг-ри-ща, на-при-мер, «Ива-нов день») так и не смог-ли: наш на-род го-тов от-ка-зать-ся от мно-го-го, но толь-ко не от бес-ша-баш-ных гу-ля-нок и за-сто-лий с тра-ди-ци-он-ным во-про-сом: «Ты ме-ня ува-жа-ешь?» По-это-му Цер-ковь вы-нуж-ден-но сов-ме-сти-ла эту неде-лю вак-ха-на-лий с по-след-ней под-го-то-ви-тель-ной сед-ми-цей пе-ред Ве-ли-ким по-стом, чтобы хоть как-то кон-тро-ли-ро-вать про-ис-хо-дя-щее и не до-пус-кать про-дол-же-ния ко-щун-ствен-но-го раз-гу-ла во вре-мя Ве-ли-ко-го по-ста. При этом обы-чай по-ми-нать на хмель-ной тризне пред-ков бли-на-ми (это аст-ро-ло-ги-че-ский со-ляр-ный знак) был пе-ре-осмыс-лен как за го-ве-нье - празд-нич-ную тра-пе-зу на-ка-нуне по-ста. Гре-ки и дру-гие хри-сти-ане не мо-гут по-нять, по-че-му наш бо-го-слу-жеб-ный (!) - а не толь-ко «на-род-ный» - ка-лен-дарь об-зы-ва-ет пра-во-слав-ную сыр-ную сед-ми-цу, име-ю-щую по-лу-пост-ный по ра-ци-о-ну, но вполне по-ка-ян-ный по сво-е-му на-зна-че-нию ха-рак-тер, язы-че-ским тер-ми-ном «мас-ле-ни-ца» (хо-тя бы и в скоб-ках). Тем са-мым, в гла-зах про-сто-го на-ро-да, име-ну-ю-ще-го се-бя «пра-во-слав-ным», санк-ци-о-ни-ру-ет-ся как сам «кар-на-вал», так и свя-зан-ные с ним язы-че-ские об-ря-ды и зло-упо-треб-ле-ния. В хра-мах зву-чит пре-по-доб-но-го Еф-ре-ма Си-ри-на, а на ули-цах - язы-че-ские ри-ту-аль-ные за-кли-на-ния и визг-ли-вые ча-стуш-ки, осквер-ня-ю-щие слух цер-ков-но-го че-ло-ве-ка.

Сыр-ная сед-ми-ца или мас-ле-ни-ца?

«Сыр-ная сед-ми-ца - пред-две-рие и на-ча-ло по-ста»

Пра-во-слав-ный Цер-ков-ный ка-лен-дарь име-ну-ет по-след-нюю седми цу (неде-лю) пе-ред Ве-ли-ким по-стом сы-ропу стно й (а на-род - мас-ле-ни-цей). Смысл этой сед-ми-цы - в по-сте-пен-ном пе-ре-хо-де от обы-ден-ной жиз-ни к ве-ли-ко-пост-ным «по-дви-гам», ко-то-рые, ко-неч-но же, у каж-до-го хри-сти-а-ни-на свои - и опре-де-ля-ют-ся его по-лом, воз-рас-том, со-сто-я-ни-ем здо-ро-вья и про-фес-си-ей. В сре-ду и пят-ни-цу да-же не со-вер-ша-ет-ся Бо-же-ствен-ная Ли-тур-гия (это в знак по-ка-ян-ной скор-би), а служ-бы су-точ-но-го цик-ла, со-дер-жа-щие и по-ка-ян-ную мо-лит-ву пре-по-доб-но-го Еф-ре-ма Си-ри-на, по-чти со-от-вет-ству-ют ве-ли-ко-пост-ным. Всё это, со-глас-но за-ме-ча-тель-но-му вы-ра-же-нию свт. Ти-хо-на За-дон-ско-го, - «свет-лые предпу тия по-ста»!

Но на-род - не толь-ко «про-стой» и «необ-ра-зо-ван-ный» (эта от-го-вор-ка ныне смеш-на) - про-во-дит это «на-ча-ло уми-ле-ния и по-ка-я-ния» вполне по-язы-че-ски - в шум-ных гу-ля-ньях и со-мни-тель-ных за-ба-вах.

Один из ино-стран-ных пу-те-ше-ствен-ни-ков, по-се-тив-ших Рос-сию в XVII ве-ке, мо-сье Одер-бон, с удо-воль-стви-ем но-си-те-ля за-пад-ной ци-ви-ли-за-ции кон-ста-ти-ро-вал (по-доб-ных сви-де-тельств мно-го): «В это вре-мя у рус-ских по-чти бес-пре-рыв-но про-дол-жа-ет-ся об-жор-ство и пьян-ство; они пе-кут паш-те-ты, то есть ола-дьи и бли-ны из мас-ла и яиц, за-зы-ва-ют к се-бе го-стей и упи-ва-ют-ся мё-дом, пи-вом и вод-кой до упа-ду и до бес-па-мят-ства. В те-че-ние всей мас-ле-ни-цы толь-ко и слыш-но, что то-го-то уби-ли, то-го-то бро-си-ли в во-ду…».


«Взя-тие снеж-но-го го-род-ка»
В. Су-ри-ков, 1891 г.

Со вре-ме-нем ма-ло что из-ме-ни-лось. Вспом-ним кар-ти-ну Ва-си-лия Су-ри-ко-ва «Взя-тие снеж-но-го го-род-ка» или хре-сто-ма-тий-ное изо-бра-же-ние боя «стен-ка на стен-ку» в филь-ме «Си-бир-ский ци-рюль-ник». Мно-гие про-сто-душ-ные лю-ди от-но-сят-ся к этим лу-боч-ным кар-тин-кам про-шло-го с но-сталь-ги-че-ским при-ды-ха-ни-ем и все-рьёз счи-та-ют, что всё это - «су-гу-бо по-пра-во-слав-но-му»; что так и сле-ду-ет «го-то-вить-ся» к Ве-ли-ко-му по-сту: на-пить-ся до без-об-ра-зия, сло-пать (про-сти-те за от-кро-вен-ный гла-гол!) как мож-но боль-ше бли-нов, ста-ра-ясь не уме-реть от за-во-ро-та ки-шок (что дей-стви-тель-но слу-ча-лось), уме-ло раз-бить ближ-не-му нос или вы-вих-нуть че-люсть, а по-том «по-ка-ять-ся» - по-па-рить-ся в Чи-стый по-не-дель-ник в бань-ке, дабы смыть с се-бя мас-ле-нич-ные из-ли-ше-ства, и с чув-ством хо-ро-шо ис-пол-нен-но-го «пра-во-слав-но-го дол-га» бу-хать зем-ные по-кло-ны.

Ко-неч-но же, это язы-че-ская раз-гуль-ная об-ряд-ность, во мно-гом ис-кус-ствен-но воз-рож-да-е-мая сей-час под ви-дом воз-вра-ще-ния к «на-род-ным тра-ди-ци-ям». Оче-вид-но, мно-гим, же-ла-ю-щим ко-щун-ствен-но смыть с Ру-си во-ды дне-пров-ской ку-пе-ли, хо-чет-ся вер-нуть-ся непре-мен-но к до-хри-сти-ан-ским «на-цио-наль-ным ис-то-кам». Неуди-ви-тель-но, что на-шу стра-ну, в ко-то-рой за де-вять сто-ле-тий не смог-ли утвер-дить-ся хо-тя бы эле-мен-тар-ные нор-мы хри-сти-ан-ской мо-ра-ли и по-ве-де-ния, по-стиг-ли столь тяж-кие на-ка-за-ния в XX сто-ле-тии. Это и был «Страш-ный суд», к сча-стью, ещё не окон-ча-тель-ный; но ра-зум-но ли ис-пы-ты-вать Бо-жие дол-го-тер-пе-ние? Ещё один «Страш-ный суд» для на-ше-го об-ще-ства, си-дя-ще-го на «по-ро-хо-вой (ядер-ной и тер-мо-ядер-ной) боч-ке» мо-жет стать в пря-мом смыс-ле Страш-ным (уже без ка-вы-чек) и по-след-ним. Всё за-ви-сит от спо-соб-но-сти по-ка-ять-ся (то есть на биб-лей-ском язы-ке - «пе-ре-ме-нить со-зна-ние») и хо-тя бы по-пы-тать-ся жить по-хри-сти-ан-ски. К со-жа-ле-нию, вме-сто то-го, чтобы «на се-бя обо-ро-тить-ся» - вспом-нить сло-ва Спа-си-те-ля о том, что Отец Небес-ный зна-ет о каж-дом из нас всё (да-же во-ло-сы на на-ших го-ло-вах со-счи-та-ны!) и что без Его по-пуще-ния ни-че-го не про-ис-хо-дит, - мно-гие на-ши «рев-ни-те-ли» от-ма-хи-ва-ют-ся от про-мыс-ла Бо-жия и ви-нят во всех на-ших бе-дах раз-ных внеш-них су-по-ста-тов (их име-на хо-ро-шо из-вест-ны). Здесь есть над чем за-ду-мать-ся, осо-бен-но в пред-две-рии Ве-ли-ко-го по-ста.

Юрий Ру-бан,
канд. ист. на-ук, канд. бо-го-сло-вия

При-ло-же-ние

Свя-ти-тель Ти-хон За-дон-ский (†1783) о мас-ле-ни-це

«Сыр-ная сед-ми-ца есть пред-две-рие и на-ча-ло по-ста. А по-то-му ис-тин-ным ча-дам Церк-ви сле-ду-ет в Сыр-ную сед-ми-цу по-сту-пать во всём го-раз-до воз-дер-жан-нее. Слу-ша-ют ли, од-на-ко, хри-сти-ане сла-дост-ных пес-ней люб-ве-обиль-ной Ма-те-ри сво-ей? Она за-ве-ща-ет в эти дни бо-лее бла-го-го-веть - а они ещё боль-ше бес-чин-ству-ют. Она за-по-ве-ду-ет воз-дер-жи-вать-ся - а они ещё боль-ше пре-да-ют-ся невоз-дер-жа-нию. Она по-веле-ва-ет очи-щать те-ло и ду-шу - а они ещё боль-ше осквер-ня-ют их. Она ве-лит се-то-вать о со-де-ян-ных гре-хах - а они при-бав-ля-ют но-вые без-за-ко-ния. Она вну-ша-ет уми-ло-стив-лять Бо-га - а они ещё боль-ше про-гнев-ля-ют Все-выш-не-го. Она на-зна-ча-ет пост - а они ещё боль-ше объ-еда-ют-ся и упи-ва-ют-ся. <…> Са-мое празд-но-ва-ние мас-ле-ни-цы - есть де-ло язы-че-ское. У языч-ни-ков был лож-ный бог Вакх (изоб-ре-та-тель хмель-но-го пи-тья), ко-то-ро-му они учре-ди-ли осо-бен-ные в го-ду празд-ни-ки (так на-зы-ва-е-мые вак-ха-на-лии ) и про-во-ди-ли эти празд-не-ства во вся-ких непо-треб-ствах и мер-зо-стях. Смот-ри-те, не так ли хри-сти-ане про-во-дят мас-ле-ни-цу, а рав-но и мно-гие празд-не-ства? <…> А я ещё раз ска-жу, что, кто про-во-дит мас-ле-ни-цу в бес-чин-ствах, тот ста-но-вит-ся яв-ным ослуш-ни-ком Церк-ви и по-ка-зы-ва-ет се-бя недо-стой-ным са-мо-го име-ни хри-сти-а-ни-на» (цит. по: Бул-га-ков С. В. На-столь-ная кни-га для свя-щен-но-цер-ков-но-слу-жи-те-лей. М., 1993. Т. 1. С. 543-544).

В церковнославянском языке словом «неделя» обозначается воскресный день. Если же говорить про привычное для русского языка слово «неделя», то оно соответствует наименованию «седмица». Следственно Мясопустная неделя – это воскресенье, предшествующее Сырной седмицы либо Масленице. А теснее позже этих семи дней начинается Эпохальный пост..

Стоит подметить, что именно в воскресенье, в 2015 году это 15 февраля, дозволено еще разок побаловать себя мясом, а вот теснее дальше нужно отказаться от вкушения мясных блюд.

Мясопустная неделя: что дозволено есть?

Людей, чтущих православные обычии, обыкновенно волнует вопрос, чем кормиться в эти семь дней, когда идет подготовка организма к Великому посту. Побеседуем обо каждым по порядку. Сперва определим, что дозволено есть в воскресенье (неделю в церковном понимании), а уж потом обсудим рацион на семь дней.

Итак, в воскресенье дозволено употреблять абсолютно привычные мясные продукты:

  • Свинину;
  • Курятину;
  • Телятину;
  • Баранину и другое мясо абсолютно дозволено подать на стол.

В данный день суровых запретов на блюда нет. Хотите сало либо толстых колбасок – можете есть. Правда, не стоит мощно усердствовать и налегать на мясное, потому что впереди подготовительная неделя, а после этого Эпохальный пост. Главно, дабы ваш организм был готов к переходу на больше скромную пищу, не содержащую мяса.

Далее наступает мясопустная неделя (7 дней), в 2015 году она длится с 16 по 22 февраля. Все эти 7 дней без мясных продуктов называют Сыропустной седмицей. Позже нее начнется Эпохальный пост, где меню верующих претерпит еще ряд изменений. Из рациона «уйдут» рыбные блюда, яйца, молочная продукция. Следственно помните, что конечный день, когда разрешено вкусить мясо – 15 февраля.

Стоит подметить, что церковные обычии дюже умные. Чай если положительно подготовить организм к посту, то он пойдет на пользу. Если следовать церковным канонам и отказаться от мяса за неделю до поста, а следующие 7 дней потреблять рыбу, это подготовить тело к Великому посту. Длиться он будет с 23 февраля по 11 апреля, за данный период получится очистить организм от «вредностей», усовершенствовать настроение и самочувствие.

В всеобщем, 15 февраля вы еще покушаете мясо, а с понедельника основой рациона обязаны стать растительные блюда. Готовьте разные каши, скажем, гречневую, пшенную, рисовую, ешьте хлеб, первые блюда на овощном бульоне, вареники, овощное рагу, оладьи и другие блюда без добавления мяса.

В ветхие времена хозяйки зачастую готовили сбитень, теперь тоже дозволено сделать такой напиток. Для этого нужен мед, пряности (корица, душистый перец, гвоздика, имбирь и т.д.) и целебные травки. При желании в напиток дозволено добавить вина и хмеля, а после этого дать ему настояться. Сбитень полезно влияет на иммунитет и нервозную систему.

В данный период дозволено готовить что-то примитивное и легкое. Если есть желание, то можете испробовать воссоздать какой-либо ветхий рецепт, нужные ингредиенты получится купить в ближайшем магазине. А если не сумеете достать какую-то составляющую, то меняйте продуктами, схожими по составу.

Некоторых людей волнует и такой вопрос: «А дозволено ли есть рыбу?». Запретов на рыбу нет ни в воскресенье, ни на последующую неделю. Но потому что воскресенье – конечный день, когда разрешены мясные продукты, рекомендуется вкусить именно их, а рыбу потреблять теснее на масленичной неделе.

Помимо нее стоит есть молочные продукты и яйца, чай в пост все это будет невозможно. Кстати, насчет сортов и методов приготовления рыбы, запретов нет, делайте так, как вам огромнее по вкусу.

Аппетитный рецепт для поста

А напоследок хочется предложить рецепт приготовления аппетитных и благоуханных пирожков с грибами. Их дозволено готовить, как в Мясопустную неделю, так и в Эпохальный пост.

Для приготовления теста потребуется:

  • Мука – 600 г;
  • Масло растительное – 100 мл;
  • Вода кипяченая – 1 ст.;
  • Дрожжи свежие – 25 г;
  • Соль – 2 ч. л.;
  • Сахар – 1 ч. л.

Для начинки возьмите:

  • Грибы на ваш выбор – 500 г;
  • Одну луковичку;
  • Масло подсолнечника без аромата для обжарки;
  • Соль по вкусу.

Грибы промойте и отварите совместно с луковицей до готовности. После этого откиньте в дуршлаг, дайте воде стечь. Когда овощи остынут, нарежьте некрупными ломтиками и обжарьте на растительном масле до образования золотистого оттенка, посолите.

Муку (2 ч. л.), сахар, дрожжи и 50 мл воды смешайте совместно и дайте постоять четверть часа. Позже этого добавьте оставшиеся ингредиенты и заместите некрутое тесто. Поставьте его в теплое место, а когда поднимется, немножко «осадите» руками. Такую манипуляцию проделайте двукратно. Позже этого можете делать пирожки с начинкой. Выпекать их нужно 30 мин в разогретой до 180 градусов духовке.

Вот и все. Сейчас вы не только знаете, что значит представление «мясопустная неделя», но и понимаете, как надобно кормиться в это время. Кстати, за неделю до Великого поста подмечают и мясопустную субботу, которую еще называют родительской. В данный день принято поминать умерших.



Публикации по теме

  • Как удлинить школьное платье Как удлинить школьное платье

    Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.Присоединяйтесь к нам в...

  • Что означает татуировка сокола? Что означает татуировка сокола?

    Решили сделать себе татуировки? Ну что ж, это по современному и в духе времени! Но прежде, чем остановить свой выбор на том или ином...