Роль краеведения в патриотическом воспитании школьников. Патриотическое воспитание средствами краеведения

в Избранное в Избранном из Избранного 0

Ещё одна альтернатива с ФАИ от Ахмета. Как по мне, то очень свежая, не затасканная. Ахмет умеет найти очень не тривиальные развилки, которые за частую, уходят от взглядов простых любителей альтернативной и реальной истории. Я, правда, взял на себя смелость и внёс одно изменение. В отличии от оригинала, в этой альтернативной истории проливы не меняют русло. Так что читайте и обсуждайте.
Перед началом Первой Балканской войны союзные державы требовали о Турции предоставить независимость Албании, Фракии и Македонии. Ко всеобщему несчастью, Албания стала независимой, Македония отошла к Сербии и так далее. Реставрации Фракийского государства не получилось.
Как видно, этнический состав населения Фракии в те славные годы был весьма разнообразен.

Развилка в этом мире проста и очевидна: великие державы, не желая усиления Болгарии, решают вспомнить прежние требования балканских держав, и весной 1913-го года было создано независимое Государство Фракия. Болгары позлились для виду, но в целом успокоились.
Во Фракии между тем была создана Учредительная Ассамблея. Она торжественно провозгласила Фракию монархией и передала власть Регентскому совету, в котором было 4 болгара, 4 турка и два грека. Правда, турки всегда вели себя очень шумно и даже срывали заседания, но всё-таки наш совет оказался прогрессорским. Уже через год во Фракии была проведена аграрная реформа. Но в целом государство оказалось бедным. С этим надо было что-то делать.
Королём Фракии стал Генерал Василий Кутинчев. Он родился 25 февраля 1859-го года в Рущуке. В возрасте 20-ти лет закончил военное училище в Софии, служил на Дунае. Учавствовал в Сербско-Болгарской войне 1885-го года. Стремительно продвигаясь на военной службе, он во время Первой Балканской войны командовал Первой Болгарской армией во Фракии. В этом мире он остался в стране после вывода болгарских войск, принял фракийское подданство и во время Первой мировой войны руководил обороной Адрианополя. В 20-х годах после очередного военного переворота он несколько месяцев был премьер-министром, потом был губернатором Адрианопольского округа и военным министром. В 1933 году Королевская комиссия при Палате пэров избрала его королём Фракии под именем Василий Спартак I.


В это время на севере детерминизм не прошёл. Второй Балканской войны не было, Австрия сблизилась с Сербией, а Болгария - с Россией. Болгарские националисты, осевшие присоединить к Болгарии Западную Македонию, убили королевича Сербского Александра, спровоцировав болгаро-сербскую войну. Австрия поддержала Сербию, Россия - Болгарию. Последовала цепная реакция. Война началась.
Османское государство хотело остаться нейтральным. Российские империалисты уже не зарились на Проливы, ибо тех не было, а национальные интересы Турции в этом мире не затрагивались. Но милитаристы одержали победу. Турецкие войска вступили во Фракию, но тут Королевская армия оказала захватчикам героическое сопротивление. На помощь фракийцам пришли болгары.
Итак, воюющие стороны:
Центральные державы
Австро-Венгрия; Германия; Сербия; Турция; Греция; Румыния
Антанта
Болгария; Россия; Англия; Франция; Черногория; Италия; Фракия; Бельгия и всякая мелочь.
Итак, Бессарабская армия России врывается в Румынию. Австрийцы не успевают прийти на помощь своим союзникам. В конце августа россияне берут Бухарест. Короля Румынии берут к ногтю, после чего Болгария с щедрой русской помощью громит сербов. В Сербии идут бои между русскими и австро-сербами. На юге болгары и фракийцы оттесняют турок почти до Константинопля. Греческая армия держится под Салониками. В начале ноября болгары занимают Константинополь. Турция фактически выбывает из войны. Султан предлагает перемирие, но в этот момент власть в Анкаре берет генерал Ататюрк, который продолжает войну.
На Западном фронте без перемен. Австрийцы воюют в Италии. Они воюют и в Сербии - это рок. Тяжелый рок. Война заканчивается как в реале. В России, правда, не происходит революции. Болгария получает всю Македонию, Черногория - Шкодер и кусочек Сербии. В последней, недовольные поражением офицеры, провозглашают республику и создают кровавую хунту. АВИ распадается. Фракия получает Константинополь и кусок Греции. Салоники отходят к Болгарии.

Западный фронт образован 22 июня 1941 г. на основании приказа НКО СССР от 22 июня 1941 г. на базе Западного Особого военного округа в составе 3, 4, 10-й и 13-й армий. В дальнейшем в него входили 1-я ударная, 5, 11, 16 (с 1 мая 1943 г.- 11-я гвардейская армия), 19, 20, 21, 22, 28, 29, 30 (с 1 мая 1943 г. 10-я гвардейская армия), 31, 32, 33, 39, 43, 49, 50, 61, 68-я армии, 3-я и 4-я танковые, 1-я воздушная армии.

Войска фронта участвовали в страте­гической оборонительной операции 1941 г. в Белоруссии, в Смоленском сра­жении (10 июля- 10 сентября 1941 г.), в Московской битве (30 сентября 1941 г. — 20 апреля 1942 г.)

В ходе Московской стратегической наступательной операции (5 декабря 1941 г. — 20 апреля 1942 г.) войска фрон­та во взаимодействии с войсками Кали­нинского и Юго-Западного фронтов на­несли первое крупное поражение вой­скам группы армий «Центр» и отбросили противника на 100-250 км от Москвы.

В ходе Ржевско-Вяземской стратеги­ческой операции (8 января- 20 апреля 1942 г.) войска фронта во взаимодей­ствии с объединениями Калининского фронта и при содействии войск Севе­ро-Западного и Брянского фронтов от­бросили противника на западном на­правлении на 80-250 км, освободили Московскую и Тульскую области, многие районы Калининской и Смоленской об­ластей.

30 июля- 23 августа 1942 г. войска Западного фронта вместе с Калининс­ким фронтом провели Ржевско-Сычевскую операцию, ликвидировали плац­дарм противника на левом берегу Вол­ги в районе Ржева.

В Ржевско-Вяземской операции (2-31 марта 1943 г.) войска Западного фрон­та совместно с войсками Калининского фронта ликвидировали ржевско-вяземский выступ в обороне немецких войск, отодвинув линию фронта от Москвы еще на 130-160 км.

В ходе Курской битвы в июле- авгу­сте 1943 г. войска левого фланга фронта совместно с войсками Брянского и Цен­трального фронтов участвовали в Ор­ловской стратегической операции (12 июля 18 августа 1943 г.) по ликвидации группировки противника. Одновремен­но основные силы фронта, используя выгодное охватывающее положение, провели 7 августа- 2 октября 1943 г. во взаимодействии с войсками левого кры­ла Калининского фронта Смоленскую стратегическую операцию. В результате успешно проведенной операции войска фронта продвинулись на запад на глуби­ну 200-250 км и освободили часть тер­ритории Калининской области и Смо­ленскую область.

Войска фронта в ходе наступления на витебском и оршанском направлениях в конце 1943 г.- начале 1944 г. вышли на территорию восточных районов Бе­лоруссии.

На основании директивы Ставки ВГК от 12 апреля 1944 г. 24 апреля 1944г. фронт был переименован в 3-й Белорусский фронт. Три его армии были переданы во 2-й Белорусский фронт.

Командующие фронтом: генерал ар­мии Павлов Д. Г. (июнь 1941 г.); генерал-лейтенант Еременко А. И. (июнь- июль 1941 г.); Маршал Советского Союза Ти­мошенко С. К. (июль- сентябрь 1941 г.); генерал-лейтенант, с сентября 1941 г.- генерал-полковник Конев И. С. (сентябрь- октябрь 1941 г. и август 1942 г.- февраль 1943 г.); генерал армии Жу­ков Г. К. (октябрь 1941 г.- август 1942 г.); генерал-полковник, с августа 1943 г.- генерал армии Соколовский В. Д. (февраль 1943 г.- апрель 1944 г.); генерал-полковник Черняховский И. Д. (апрель 1944 г.)

Члены Военного совета фронта: кор­пусной комиссар Фоминых А. Я. (июнь- июль 1941 г.); армейский комиссар 1 ран­га, с октября 1942 г.- генерал-лейте­нант Мехлис Л. 3. (июль 1941 г. и декабрь 1943 г. — апрель 1944 г.); секретарь ЦК КП(б) Белоруссии Пономаренко П. К. (июль 1941 г.); генерал-лейтенант Булганин Н. А. (июль 1941 г. — декабрь 1943 г.); генерал-лейтенант Мака­ров В. Е. (апрель 1944 г.)

Начальники штаба фронта: генерал-майор Климовских В. Е. (июнь 1941 г.); генерал-лейтенант Маландин Г. К. (июль 1941 г.); генерал-лейтенант, с июня 1942 г.- генерал-полковник Соколов­ский В. Д. (июль 1941 г.- январь 1942 г. и май 1942 г.- февраль 1943 г.); генерал-майор Голушкевич В. С. (январь- май 1942 г.); генерал-лейтенант Покровский А. П. (февраль 1943 г.- ап­рель 1944 г.)

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения одним из приоритетных направлений содержания начального образования становится духовно-нравственное воспитание детей. Ключевые идеи его реализации определены в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников и Примерных программах воспитания и социализации младших школьников.

Мы решили установить, каковы знания детей о своей Родине, как они понимают понятие патриотизма и в чем выражается их любовь к своей малой Родине.

“Кто такой патриот?”, “Что значит любить свою Родину?”, “Чем может гордиться житель своего города?”.

Выяснилось, что ребята часто не могут справиться с этими вопросами, их ответы отличались поверхностным содержанием, отсутствием объяснений. Большинство детей затруднились с ответом.

Патриотизм – слово греческого происхождения – определяется в толковом словаре русского языка, составленном С.И. Ожеговым, как преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. И, соответственно, патриот (гр.: – земляк, соотечественник) – это человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины.

У патриотизма множество разнообразных и неоднозначных трактовок, но самая распространенное определение патриотизма коротко и ясно – это любовь к своей Родине. А с чего начинается Родина? С вида за окном, с дороги от дома до школы и обратно, с детской площадки во дворе, с родного города, в котором многое напоминает о богатой событиями истории родного края и, конечно, истории всего Отечества в целом.

Актуальность исследования определяется тем, что новой государственной идеологией, новым стержнем воспитательной системы школы должен стать российский патриотизм. Основой патриотического воспитания младших школьников является занятие краеведением, сбор, изучение краеведческого материала и использование его на уроках.

Краеведение есть не что иное, как важное средство связи школы с жизнью. Постижение красоты, культуры должно начинаться с воспитания любви и бережного отношения к малой Родине. Особое внимание в формировании личности должно быть обращено на воспитание патриотического отношения к родному краю, его природным богатствам.

В ходе исследования осуществлялись различные виды наблюдений, проводились коллективные и индивидуальные беседы, анализировались ответы воспитанников и результаты продуктов творческой деятельности – рисунки, сочинения, что позволило охарактеризовать уровни развития учащихся с точки зрения сформированности патриотических основ воспитания.

Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной город все более и более растущим и расцветающим. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса формируют у детей чувство к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе, независимо от того, где живут дети.

Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребенка любви к деревьям, цветам, тишине и покою, отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям – к сверстникам и взрослым. Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, отцу, бабушке, школьному учителю, тренеру; с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, с переживаниями красоты родных мест. Воспитание этого важного качества необходимо начинать с раннего детства. Большая роль здесь отводится начальной школе. Дети в этом возрасте внушаемы, подражают учителю во всем, и донести до них идеи патриотизма – вполне реальная задача.

Если взять во внимание то, что госстандартом во главу угла ставится воспитание, и в первую очередь воспитание нравственных чувств, то стоит заметить что здесь мы видим, как две проблемы: воспитание нравственных чувств и обучение, требующее определенный уровень знаний по местному материалу, как две линии пересекаются, а мы имеем прекрасную возможность объединить пути по их решению – в краеведение.

В качестве связи краеведческой деятельности с программным материалом мы использовали изучение с учащимися на школьном приусадебном участке растительный и животный мир родного края. Для этого мы предлагали ребятам понаблюдать за птицами, собрать гербарий, впоследствии эти наблюдения использовались на уроках литературного чтения и при ознакомлении с окружающим миром.

Экскурсионные прогулки и туристические походы позволяют учащимся лучше узнать свой край.

Формирование и развитие чувства патриотизма идёт через ряд этапов, зарождённых из любви к своей малой родине – дому, деревне, городу, школе, классу, трудовому коллективу, созревая до общегосударственного, общенародного, патриотического самосознания, до осознанной любви и преданности всей нашей огромной многонациональной стране.

Самый эффективный путь формирования патриотического воспитания – это ознакомление детей с историей и культурой их малой Родины, т.е. посредством краеведческой деятельности.

Что же такое краеведение?

В толковом словаре В. И. Даля читаем: «Краеведение – это совокупность знаний (исторических, географических и т. п.) об отдельных местностях или в целом стран. Это всестороннее изучение своей местности – природы, хозяйства, истории, быта людей – преимущественно местными школами».

Краеведение как особая форма научно-познавательной деятельности давно уже стало органической частью отечественной науки, культуры и образования. Многие педагоги по-разному видят и оценивают роль и место краеведения в образовательно-воспитательном процессе школы, в результате чего сложились две основные формы школьного краеведения: программное и внеклассное. Они не противоречат друг другу, часто взаимосвязаны, позволяя школьникам получать краеведческие знания не только на уроке, но и при желании участвовать в практической краеведческой деятельности в процессе дополнительных занятий в школьных краеведческих кружках, музеях, научных обществах. В основе краеведческой работы лежит поиск, дерзание, глубокий интерес к прошлому. Краеведческая работа неразрывно связана с духовно-нравственным воспитанием учащихся. Ведь привитие любви к родному краю начинается с воспитания уважения к старшему поколению.

Главными задачами краеведческого кружка являются: углубленное изучение истории школы, села, края; поиск, сбор и изучение краеведческого материала; воспитание патриотизма и гражданских чувств, уважения к истории малой родины, к традициям и обычаям своего народа, сохранение памятников истории. Кружок помогает удовлетворить индивидуальные интересы учащихся, развить их творческие способности, расширить знания, вовлечь в практическую деятельность, сформировать навыки научного исследования. Формы занятий и методы работы кружка разнообразны, это лекции и беседы, викторины, конкурсы, встречи, конференции, экскурсии, практические занятия в библиотеке и школьном музее. Краеведческая работа начинается с первого класса изучением истории своей семьи, позже ребята проводят мини-исследования о том, в честь кого названа улица, на которой они живут; следующим этапом является знакомство с достопримечательностями родного города и его окрестностями. Итогами краеведческой деятельности учащихся являются видеофильмы, фотоальбомы, утренники-отчеты.

Воспитать патриотические чувства младших школьников через изучение материалов о семье, родном городе.

  • 1 класс: «Моё семейное древо».
  • 2 класс: – «Фамильеведы» изучали материал о происхождении своего имени, фамилии; «Чудо бабушкиного сундука» – готовили материал о разных «реликвиях»;
  • 3 класс: – «Улица, улица моя» – изучали материал о происхождении названий улиц города. Библиографы создавали библиографический альбом об известных и выдающихся земляках нашего города и района, участниках и ветеранах Великой Отечественной войны.
  • 4 класс: – Историки изучали историю возникновения нашего города, района, составляли справочник предприятий города.

Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей (в нашем городе есть замечательный краеведческий музей, который зародился в середине 1950-х годов. 1975 год стал годом основания общественного музея в г Краснокамске, первоначально музей размещался в деревянном здании на Техническом поселке, а сейчас находится в жилом 205-ти квартирном доме по проспекту Мира), другие культурные учреждения и предприятия города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет обучающимся усваивать материал в деятельности. Ребята, сталкиваясь с истоками самобытности нашего уголка, внутренне распрямляются, наполняются гордостью, узнавая богатейшую историю и культурные традиции родного края. Все, что изучают и о чем узнают дети в музее, есть часть жизни их предков, история их села, родного края, и государства. Очень важно научить уважать и любить то место, где мы родились и выросли, где жили наши предки.

В ходе работы по краеведению дети к концу обучения в начальной школе должны получить по данной теме определенный уровень знаний и умений, который предусмотрен стандартом начального общего образования:

  • знать свой почтовый адрес;
  • знать местоположение города Краснокамска, областного центра (г. Пермь), столицы (г. Москва);
  • знать символику (герб, флаг, гимн) страны;
  • знать о многонациональности района, о самобытности разных по национальности людей;
  • знать местные водоемы, их использование человеком;
  • знать полезные ископаемые, распространенные в данной местности;
  • уметь работать с физической картой (района, области, страны): ориентироваться, читать, находить свою местность на более крупной карте; уметь оценить воздействие человека на природу, уметь использовать изученные правила поведения в природе; уметь работать кистью, красками, копировальной бумагой; уметь рассказать, сопоставить, сделать вывод; уметь творчески оформить необходимый материал; уметь общаться со сверстниками, со взрослыми.

В заключение хочется сказать, что патриотическое воспитание младшего школьника – процесс сложный и многогранный. Именно краеведение закладывает в ребенка те «зернышки», которые должны потом «прорости».

Только потом мы сможем сделать вывод о том, привили ли мы любовь к Родине, помогли ли мы становлению гражданина России. А как же сейчас? А сейчас, в начальной школе, мы должны помочь ребенку узнать родной край, помочь ему увидеть плюсы и минусы, показать нашу возможность изменить окружающий мир, сделать его добрее, чище. Этому способствуют в начальной школе все занятия, где мы обращаемся к местному материалу: и уроки, и факультативы, и внеклассная, внешкольная работа. Чем больше ребенок будет знать о своем крае, тем больше у него будет привязанности к тем местам, где он родился, тем больше он будет воспринимать этот мир своим, тем больше у него будет уважения к родине малой, уважения и любви к Родине – России. Нужно выработать по данному вопросу на каждой ступени обучения свою систему учебной деятельности и внешкольной работы, основанную на сотрудничестве учеников, учителей, родителей и общественных организаций. Нужно создать яркие красочные пособия по своему краю: с историческими памятниками; с людьми, прославившими нашу землю, с национальными костюмами, с играми народов разных национальностей. Тогда обучение и воспитание будет радостным и для учителя, и для учеников. Тогда мы добьемся решения поставленных целей в полном объеме.

Все, что выкладываем мы в наших детей сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Сегодня мы воспитываем патриотов, деловых людей, значит, можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. В этом и заключается государственный подход каждого педагога к делу воспитания молодежи.

Список литературы:

  1. Бабошина Е.Б. , Краеведение и школа; – Курган.
  2. Горбова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения. М.: «Глобус», 2007.
  3. Деев А.Л. Краеведение как средство формирования гражданственности школьников// Фундаментальные исследования. – 2005. – № 4.

Воспитание патриотизма через систему краеведения.

Из опыта работы.

Филиал МБОУ Сосновской СОШ №1

в с. Челнаво-Рождественское

учитель истории

Юрьева Наталия Викторовна

Проблема формирования патриотического сознания граждан на сегодняшний день одна из самых актуальных в России.

По данным МВД России в январе - феврале 2014 года выявлено 41 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что на 5,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года, зарегистрировано 144 преступления террористического характера (+41,2%) и 178 преступлений экстремистской направленности (+36,9%), выявлено 26 фактов незаконного приобретения, передачи, сбыта, хранения, перевозки или ношения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (+52,9%), каждое двадцать третье преступление совершено несовершеннолетними или при их соучастии. Организованными группами или преступными сообществами совершено 2,8 тыс. тяжких и особо тяжких преступлений.

Растёт число молодёжных организаций экстремистской направленности. Экстремизм несет в себе глобальную угрозу мирной жизни во всём мире.

Россия многонациональное, многоконфессиональное государство и недооценивать эту угрозу нельзя.

Корень сегодняшних проблем кроется в постепенной утрате нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, деидеологизация всех сфер общественной жизни. Наиболее правильным решением данной проблемы является воспитание гражданина и патриота нашей Родины.

Патриот - человек, любящий свою Родину, верный своему народу гордящийся историей своего Отечества, готовый в любой момент встать на защиту своей земли. Патриотами не рождаются, патриотами становятся. Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у школьников патриотического сознания, гордости за историю своего Отечества, чувства верности Родине, активной гражданской позиции.

Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения всегда волновали выдающихся педагогов и общественных деятелей прошлого: В.Г.Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.М. Карамзина, М. В. Ломоносова, Л. Н. Толстого. К. Д. Ушинского и других. Их идеи нашли свое отражение в современных концепциях патриотического воспитания. На сегодняшний день воспитанию подрастающего поколения в духе патриотизма уделяется большое внимание.

В 2012-2013 учебном году на базе нашего филиала создан патриотический клуб «Память», который является одной из форм дополнительного образования. Работа клуба осуществляется в следующих направлениях: духовно-нравственное, героико-патриотическое, историко-краеведческое, гражданско-патриотическое, социально-патриотическое, военно-патриотическое, спортивно-патриотическое. Очень важным и значимым является то, что мы изучаем историю страны через краеведческий материал. «В основу школьного краеведения заложена та мысль, что свое, близкое и в природе, и в человеческой жизни, и в хозяйстве понятнее, проще, яснее, чем чужое и далекое». Н. Н. Баранский.

Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе,помогает устанавливать связи с местным населением, стимулирует их участие в общественно полезной деятельности. Краеведение - самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Особенно оно способствует развитию навыков общественной работы. В краеведении многое выполняется коллективно, возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы.

Краеведение создает условия для работ исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии школьников. Н. К. Крупская писала:

“Прежде всего школа должна пробудить в ребенке пытливый, активный интерес к окружающему, интерес исследователя к явлениям и фактам как в области естествознания, так и в области общественной жизни”.

Краеведение многогранно по своему содержанию, так как в нем сочетаются история, география, природа, этнография, фольклор. Именно краеведение даёт возможность связать воедино вопросы многих дисциплин и применять их для решения практических задач. Разнообразны методы, приемы и средства обучения.

Самыми распространёнными формами работы являются мероприятия (беседа, экскурсия, встречи с интересными людьми, исторические игры, викторины, конкурсы); творческие дела (проектная и исследовательская деятельность, участие в конференциях, литературно-музыкальные композиции, оформление выставок).

Встречи с интересными людьми, свидетелями эпохи наиболее яркие, эмоционально насыщенные. Они несут несравнимо больший воспитательный потенциал, чем беседа с учителем или прочтение учебника. Воспоминания и слёзы ветеранов Великой Отечественной войны не могут оставить равнодушными никого.

Велико воспитательное значение экскурсий. Именно на экскурсиях у учащихся воспитываются интерес и любовь к родной земле, эстетические чувства. Знания, полученные во время экскурсий, оказываются очень прочными и надолго укладываются в память. Они помогают развивать мышление, наблюдательность. Учитель имеет возможность лучше узнать учащихся, так как в непринуждённой обстановке легко наладить доверительные отношения.

Наряду с объяснительно-иллюстративными методами и эвристической беседой большое познавательное значение имеет организация поисковой и исследовательской деятельности учащихся. Эта деятельность основана на ситуации поиска, на активном действии учащегося, заданном учителем. Требует от учащихся творческой инициативы, эмоционального настроя, что способствует развитию познавательных способностей. А познавательная активность вызывается его новизной.

Учащиеся готовят сообщения, рефераты, доклады к урокам и внеклассным мероприятиям, связанных с историей родного края; собирают информацию, активно участвуют в подготовке и проведении викторин и конкурсов по краеведческой тематике. Источниками изучения истории родного края для учащихся на уроках и во внеурочное время становятся воспоминания родных, домашние архивы, воспоминания земляков, краеведческая литература.

Мы регулярно рассказываем о деятельности нашего клуба:

  • школьный уровень: оформление тематических выставок, выпуск газеты патриотического клуба «Школьный вестник», выступление на школьных линейках;
  • местный уровень включает в себя сотрудничество со СМИ - районная газета «Сосновская жизнь»;
  • региональный уровень - представление творческих работ учащихся на конкурсах, освещение работы клуба на web-странице .

Мы принимаем активное участие в акциях: «Истории славные страницы», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Святыни Тамбовщины»; в проектах «Наследники Великой Победы», «Память поколений», «Край родной - земля Тамбовская»; организуем поисково-исследовательскую работу «Моя земля - мои земляки».

Результаты патриотического воспитания нацелены на будущее, на перспективу, но некоторые результаты видны уже сегодня. Ребята считают за честь нести Вахту Памяти на 9 мая, принимают активное участие в работе клуба и мероприятиях патриотического характера.

Только объединив усилия государства, общества, семьи и школы мы достигнем положительных результатов. Именно об этом говорится в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»: «Проведение единой государственной политики в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации обеспечивает достижение целей патриотического воспитания путем плановой, непрерывной и согласованной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795.

Используемая литература:

  1. Горбова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения М.: "Глобус", 2007.
  2. Гречухин Г.Б. Краеведение и патриотическое воспитание. // Историческое краеведение в школе. - Н.Новгород, 2002.

Используемые интернет-ресурсы:

Выступление заместителя директора

по учебно-воспитательной работе

на Международных Рождественских Образовательных чтениях

«Наука, образование, культура:

духовно-нравственные основы и пути развития».

Москва, 2009 г.

РОЛЬ ШКОЛЬНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Россия, город Тольятти,

муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия № 38,

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В настоящее время школьное историческое краеведение занимает большое место в образовании и воспитании школьников. Историко-краеведческое воспитание закладывает основы нравственности, гражданственности и патриотизма. Становление личности невозможно без осознания преемственности к определенной культурно- исторической общности. Историческое сознание личности помогает ориентироваться в настоящем, определять направлении я в будущем, помогает ощутить себя в историко-культурном процессе, осознать преемственность поколений, свою историческую идентичность. Важную роль в формировании исторического сознания играет историческое краеведение. Краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее значение. Значительные исторические события, рассматриваемые через призму данной конкретной личности, становятся более понятными, приобретают особое воспитательное и образовательное значение. Большую роль в решении педагогических задач по изучению родного края играет краеведческий музей. Более значимую роль, в связи с этим, выполняет школьный музей, который способствует формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, чувства любви к малой родине, уважения к опыту предыдущих поколений. Школьный краеведческий музей – центр воспитательной работы, эффективная форма организации и подачи краеведческого учебного материала, база углубленного изучения истории, жизни школы, города, массового вовлечения учащихся в краеведческую и поисковую деятельность. Главное, музей дает возможность изучать прошлое не только через созерцательное восприятие, но и активно участвовать в историко-краеведческой работе во взаимодействии с музейной образовательной средой. Такое участие школьников может осуществляться на основе диалога как формы межсубъектной коммуникации, при которой каждый участник видит в другом равноправного, свободного, активного в высказываниях собеседника, уважает его позицию, убеждения, интересы и мнения.

Музейная образовательная среда выполняет не только воспитательные функции, но и формирует практические навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивает инициативу, общественную активность школьников, предоставляет большие возможности для организации самостоятельной и творческой работы учащихся. В современной школе проходят обучение учащиеся с новым миропониманием. Естественно, что обеспечить реализацию их жизненных способностей и устремлений общеобразовательной школе весьма проблематично. Поэтому сегодня очень важно прибегать к методам и средствам, имеющим наибольшее воздействие на подрастающее поколение. В школах ведется поиск методических приемов и форм, новейших подходов к учебной и внеучебной работе для приобщения подростков к нормам и правилам общественной жизни. Историко-краеведческое воспитание средствами школьного музея имеет огромное значение в становлении личности, является эффективным методом совершенствования образовательной среды.

В МОУ гимназии № 38 работает школьный краеведческий музей «Хранитель времени». Музей имеет паспорт и включён в реестр городских музеев. Конечно, музей начал свою работу благодаря инициативе, большой организационной, научно - методической деятельности педагогического и школьного коллектива гимназии. Музей стал тем местом, где воплощены были замыслы и реализованы многие цели учителей и ребят. Это школьный проект по созданию музея, над которым учащиеся работали полгода. Музей увековечил память об учителях-ветеранах гимназии, началась активная работа по сбору материала об истории школы и города. На базе музея продолжилось активное сотрудничество с ТОС-2 и советом ветеранов квартала. Организация школьного музея стала одной из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведов, историков, объединяющая не только актив музея, но и широкие массы учащихся, учителей, родителей, бабушек и дедушек, общественности.

Оргкомитет музея, куда вошли учителя, учащиеся, ветераны, определил цели и задачи музея. Историко-краеведческое и патриотическое воспитание; поиск и сбор материалов краеведческого характера; учет и хранение собранных документов, предметов, материалов и их научная проверка, систематизация и методическая обработка; оформление и экспонирование материалов; использование материалов музея в учебно-воспитательной работе. При этом важно не только использование в образовательно-воспитательных целях коллекцию музея, но и от собранных вещей, изображений, письменных и фотодокументов вести учащихся к знанию, ибо история, воплощенная в них, становится доступнее и понятнее учащимся.

Следующим шагом стало составление тематического плана музея. Наличие такого документа является условием целенаправленного поиска материалов. При составлении тематического плана нашего музея, особое внимание уделялось желанию отразить историю города, школы. В процессе работы определились ключевые даты: конец 60-ых начало 70-ых – строительство Автозаводского района г. Тольятти, 1972 год – год открытия нашей школы, 1999 год, когда наша школа стала гимназией; определились основные направления разделов: «Гордое звание- учитель»- об учителях, которые работали и работают в гимназии, «Школьная жизнь-история и современность». В процессе формирования фонда в музей поступило много предметов быта советского периода, поэтому в тематический план был включен раздел, посвященный культурно-историческому наследию прошлого века, который стал основой для изучения и понимания особенностей определенного исторического периода, того времени, когда была построена наша школа и Автоград. В настоящее время музейная экспозиция состоит их трех разделов: «История школы», «История города», «Культура и быт прошлого века».

Одним из основных компонентов в создании школьного музея является составление тематически-экспозиционного плана, т. е. последовательного перечня абсолютно всех материалов, которые включены в экспозицию. Ребята из совета музея провели кропотливую работу по учету музейной коллекции. Они определили функциональное либо документальное значение каждого экспоната и его место в той или иной экспозиции. Эта деятельность была значимой в работе музея, так как определить место каждого экспоната следует органично в общей экспозиции. Тематически-экспозиционный план составлен по отделам, стендам. Мы гордимся тем, что в нашем фонде есть копии фотографий Ставрополя на Волге до затопления, фотографии строящегося Автозаводского района, подаренные нам Н. И. Сидориным, начальником производственно-оперативного отдела УКСа. Подлинный план-схема застройки нашего района, документы и награды работников Волжского автомобильного завода, памятные медали, книги, посвященные нашему городу. Есть в нашей коллекции патефон, пластинки, школьные принадлежности прошлого века. И, конечно, особое место занимают экспонаты, посвященные истории пионерской, комсомольской организации школы, материалы из личного архива, подаренные нашими учителями. Сбор материалов ведется постоянно через систему заданий, разработкой которых занимается совет музея, учителя истории. В настоящее время группа учащихся записывает воспоминания ветеранов войны и труда, живущих в нашем квартале и работает над созданием видеофильма «Живые голоса истории». Другая творческая группа собирает материал об учителях-ветеранах, работающих в нашей гимназии. Ведется сбор не только исторических материалов, постоянно пополняют музейную коллекцию документы, фото, газеты современного периода нашей гимназии. Музейными экспонатами стали книги, подаренные Ш. А. Амонашвили, коллекция видеофильмов Н. С. Бондарчук, фото и видеоматериалы 35-летнего юбилея гимназии, грамоты и дипломы, творческие и исследовательские работы учителей и учащихся.

В системе историко-краеведческого воспитания важное место занимает экскурсионно-массовая работа, которая предполагает подготовку и проведение экскурсий, а также использование музея в общественной жизни школы, включение его в единую систему учебно-воспитательной работы школьного коллектива.

Одной из форм изучения местного края, его истории и современного состояния является историко-краеведческая экскурсия, которая дает возможность учащимся знакомиться с подлинными памятниками истории, краеведческими объектами в их естественных условиях. Н а экскурсии объектом познания всегда бывают средства наглядности, в основном подлинные памятники истории. Именно эта особенность делает ее важнейшим средством активизации познавательной деятельности учащихся. В практике работы нашего школьного музея используются экскурсии по музейным экспозициям и с посещением памятных мест города. Нами был разработан экскурсионный маршрут по городу. Эта экскурсия предполагает изучение учащимися истории города, связанного со строительством ВАЗа и Автозаводского района. Рассказ составлен таким образом, чтобы заново взглянуть, казалось на давно знакомые места по новому, которые могут приобрести иной исторический смысл. Вот рядом со школой дом, похожий на многие другие, но обратив внимание ребят на небольшую мемориальную доску, они узнают, что этот дом был первым заселен в строящемся тогда новом городе, и как радовались строители завода первому благоустроенному жилищу. Мало кто знает, когда был построен первый в нашем районе кинотеатр «Сатурн», Дворец спорта «Волгарь», что архитектурные сооружения нашего района - это образец советского градостроительства 70-ых годов, что подобного города еще не было во всем Советском Союзе. Заключительным этапом этой экскурсии является посещение памятника В.Н.Татищеву, где совершается небольшой экскурс в историю возникновения нашего города Ставрополя на Волге. Ребят поражает тот факт, что под водами раскинувшего перед ним водохранилища и похоронен старый Ставрополь, который был затоплен в связи со строительством Волжской гидроэлектростанции. Такая экскурсия вносит в историческое представление учащихся образность, конкретизирует их знание по истории края, воспитывают умение видеть главное, связывая частное, местное с общим, понять, что история своей малой родины тесно связана с историей страны. Материал, полученный на такой экскурсии, активно способствует повышению интереса к истории края, истории как науки, развивает чувства любви к своему отечеству.

Другим видом экскурсии является экскурсия по музейным экспонатам. Разрабатывая тематику экскурсий, учащиеся изучали краеведческую специальную литературу, анализировали фотодокументы, архивные материалы. В результате совместной творческой научно-исследовательской работы разработаны следующие тематические экскурсии. Для младших школьников: «Любимый край родной», «Татищев В.Н. – основатель Ставрополя на Волге», «Общеобразовательная школа прошлого столетия». Для учащихся 5 – 9 классов: «Город Тольятти – трижды рожденный», «История ВАЗа», «Как строился Автоград», «Основные этапы развития школы», «История края, города в истории страны». Разрабатываются экскурсии: «История монет», «Культурно-историческое наследие нашего города», «Выпускникам посвящается…». В перспективе планируется проведение экскурсий на английском языке, что позволит использовать музей для поддержания лингвистического профиля гимназии. Создана творческая группа учителей, которая работает над проблемой: «Роль школьного музея для поликультурного воспитания учащихся». Предполагается расширение экспозиции музея, что в свою очередь расширит орбиту включения учеников в краеведческую работу. На данный момент дизайнерская группа работает над страницей школьного сайта, где будет размещен материал о музее. Школьный музей стал учебно-материальной базой в преподавании уроков истории, основ жизненного самоопределения. В практике учителей истории музейные уроки, посвященные краеведческим темам. Обстановка музея, просмотр мультимедийных презентаций по тематике разделов экспозиции музея делают такие уроки интересными, эмоциональными и запоминающимися. Внеклассная работа, проводимая в школьном музее, направлена на историко-краеведческое воспитание. Встречи учащихся с ветеранами войны, традиционные праздники ко Дню Победы, викторины по краеведению, – все это развивает интерес и углубляет знания учащихся в области истории родного края. Только в том случае, когда ведется большая исследовательская работа по изучению края, когда собранные учащимися материалы для музея широко используются на уроках и на внеклассных мероприятиях, только тогда учащиеся свою работу по созданию музея будут считать важной и необходимой.

Таким образом, внеклассная работа по истории края в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формированию гражданственных понятий и навыков. Она раскрывает учащимся связи родного края с Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села с жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждого школьника. Внеклассная работа краеведческого характера играет существенную роль в формировании патриотизма молодого поколения в идейно-политическом воспитании учащихся. Работа школьного музея вносит что-то новое в знания учащихся по истории родного края, углубляет и расширяет их.

Литература

Ашурков В. Н. Историческое краеведение. М., Просвещение, 1982

Вяземский Е. Е. Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. М., Владос, 1999

Гостев А. Воспитание историей. Народное образование. № 6, 1998, с. 26 – 28

Рубин А. А. Юрченко З. В. Внеурочная работа по общественным предметам. Преподавание истории в школе, № 5, 1991, с. 102 – 107

Столяров Б. А. Музейная педагогика: история, теория, практика. Высшая школа, 2004

Преподавание истории в школе. № 8, 2007, с 3 – 25

О.В.Воробьева

Руководитель школьного музея

«Хранитель времени»

МОУ гимназии № 38

ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ – ХРАНИТЕЛЬ И НОСИТЕЛЬ ИСТОРИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ

Ни для кого не секрет, что приоритеты современного общества расставлены, увы, не в пользу духовно-нравственных ценностей. В связи этим школа, выполняя социальный заказ общества все большее внимание должна уделять именно воспитательному аспекту современного образовательного процесса. Воспитать гражданина и патриота – вот основная задача школы.

Отвечая запросам времени, в 2006 году в нашей гимназии был создан музей «Хранитель времени», поскольку несомненна роль школьного музея в воспитательном процессе в целом и в патриотическом воспитании в частности. Создавая музей, мы ставили перед собой следующие задачи:

Воспитание у школьников патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего и других народов;

Приобщение детей и подростков к историческому и духовному наследию России через практическое участие в сборе и обработке документов, изучении и благоустройстве памятников.

Сегодня музей «Хранитель времени» является не только воспитательным центром гимназии, но и постепенно становится социокультурным центром всего микрорайона.

На чем же основана работа с учащимися в нашем музее? Прежде всего, необходимо отметить

Организацию культурно-просветительской, методической, информационной деятельности;

Работа музея тесно связана с развитием детского самоуправления;

Это и проведение классных часов, посвященных героям войны,

Проведение тематических уроков «Мужества»;

Встреча с героями ВОВ, героями Афганской войны, и общение, ставшее доброй традицией, со служащими военной части № 02977 города.

Вся эта работа невозможна без привлечения к работе родителей и педагогов-предметников: работа в музее обязательно предусматривает интегрированные уроки с учителями истории, литературы, музыки, ИЗО, географии и природоведения, иностранный язык, так как наша гимназия является учебным заведением лингвистической направленности. Подобные музейные уроки помогают ребятам больше узнать больше об истории и природе родного края, о людях, которые его населяют, об их традициях – все это закладывает основы духовно-нравственного формирования личности.

Основной направленностью в нашей деятельности мы выбрали историю страны, историю нашего города и главное это культура и быт ушедшего столетия.

Всю краеведческую и исследовательскую работу в музее ведут учащиеся. В этом году в актив включены уже и пятиклассники. Не смотря на то, что ребята только, что перешли из начальной школы в среднее звено и адаптируются к непривычным для них условиям, работа в музее помогает им в их адаптации, она дает им чувство ответственности за принятые ими решения. Конечно, они работают под руководством более старших и опытных членов «Совета музея», но главное, что ребята заинтересованы и с удовольствием участвуют во всех традиционных мероприятиях:

Это работа и встречи с ветеранами;

Изучение истории Родного края;

Помощь в сборе информации о памятниках Самарской губернии, а главное нашего города Ставрополь-на-Волге;

Посещение и активное сотрудничество с музеями города;

Активная работа по оформлению музейной экспозиции, а теперь и над реконструкцией музея.

В прошлом году по инициативе «Совета музея» прошел большой гимназический конкурс, посвященный «Году Семьи» - «Герб моей Семьи» и составление генеалогического древа семьи, по окончании работы, была оформлена школьная выставка. Эта работа помогла ребятам узнать историю своей семьи, а значит, начало формироваться чувство уважения к своему прошлому, к своему наследию.

Под руководством педагогов и актива музея ко всем знаменательным датам проводятся торжественные классные часы по параллелям – где ребята выступают перед учащимися и гостями с театрализованными и литературными композициями.

В этом году прошла серия незабываемых для ребят мероприятий, посвященных военнослужащим – героям, погибшим в ВОВ, а также нашим землякам-военнослужащим нынешнего поколения. В апреле прошло торжественное открытие экспозиции, посвященной воинам – героям, выполнявшим интернациональный долг в Афганистане. Помимо фотографий и документов экспозиция включает в себя четыре памятные мемориальные доски, посвященные выпускникам нашей гимназии, погибшим в Афганистане. В мероприятии приняли участие бывшие воины-афганцы, они совместно с нашими ребятами подготовили концерт, на торжественное открытие были приглашены родители героев.

Хочется сказать и о работе, которую ведет музей по повышению авторитета вооруженных сил, о необходимости выполнения долга по прохождению воинской службы. Совместно с воинской частью № 02977, с которой заключен договор о сотрудничестве, организована большая патриотическая работа.

Делая акцент на воспитание патриотизма, мы не могли обойти вниманием жизнь героев нашего города - ведь это неотъемлемая часть истории нашей страны. Изучая эти страницы истории, наши учащиеся создают свою страницу в работе нашего музея.

В этом году, благодаря кропотливой, последовательной и поистине творческой работе наших ребят, музей «Хранитель времени» в очередной раз принимал участие в городском конкурсе музеев «Моя малая Родина». Целый год наши активисты собирали и систематизировали данные, благодаря чему смогли составить экспозицию, посвященную молодежи 40-х и 50-х годов ХХ века. Была проделана серьезная подготовительная работа к проекту «Молодости наших бабушек посвящается». В результате наш музей «Хранитель времени» в конкурсе занял I место среди школьных музеев города.

Готовится фотоэкспозиция «Моя малая родина», куда войдут фотографии, сделанные ребятами по теме «Мой город», «Мой современник», «Природа и мы». Также принимаем мы участие и в литературном конкурсе: две молодые «поэтессы», стихотворения которых посвящены героям, погибшим в республике Афганистан и ветеранам ВОВ, стали его участниками.

Целенаправленно и скрупулезно активистами музея продумываются классные часы, посвященные теме «Я – патриот» и вечера встречи с ветеранами ВОВ. А ребята 5-х классов с огромным готовят рассказы и фотоэкскурсии для младших товарищей, посвященных истории родного края, космонавтам СССР, памятникам истории и архитектуры Самарской луки и города Тольятти, героям – ветеранам.

Большую серьезную работу проводит редакция школьной газеты «Второй дом» выпускающие уже второй год, по собственной инициативе и инициативе «Совета музея», приложение «Музейный вестник», который выходит два раза в год. В приложении печатается подробный отчет о событиях и самых главных мероприятиях из жизни музея, фотоэкскурсии, отзывы гостей гимназии о нашем музее. Популярности музея способствует и посещение его такими именитыми гостями гимназии, как режиссер, заслуженная артистка РСФСР Н.Бандарчук со своей творческой труппой; Сергей Безруков со своей супругой; заместитель редактора «Учительской газеты» И.Г Димова, заслуженный учитель, Победитель конкурса «Учитель года – 1998», О.Г.Парамонов.

Постоянными и желанными гостями нашего музея являются наши добрые друзья, это ветераны Великой Отечественной войны и ветераны труда, а так семьи наших выпускников – героев погибших в республике Афганистан.

Именно благодаря продуманной, методически грамотно выстроенной работе музея чувствуется уже сейчас уважительная, трепетное отношение наших учащихся к истории своей страны, желание работать дальше, совершенствоваться и привлекать ребят более младшего возраста. Видно как с каждым мероприятием, с каждой успешно проделанной работой, сердца ребят наполняются гордостью за свой народ, за те события, о которых им довелось рассказывать, над чем пришлось работать и что нужно было узнать в процессе кропотливой исследовательской работы.

Внутренний мир человека сам по себе не формирует осознание чувства патриотизма – он лишь основа. Формирование происходит тогда, когда он соприкасается с общественными ценностями, идеалами и традициями. И поэтому совершенно органично в работу музея вплелось празднование народных праздников: «Рождество», «Масленица», «Пасха». Участие ребят во Всероссийских конкурсах «Рождественские православные чтения», «Пасхальные чтения», ежегодно отмечены не только дипломами и благодарственными письмами в адрес музея, но и призовыми местами. В заключении нельзя не признать, что работа педагогов, а самое главное учащихся гимназии, актива совета музея несет фундаментальную закладку в духовно-нравственное становление подростков. Ведь именно патриотизм, желание служить Отечеству, стараться быть не только успешным человеком, но и приносить пользу стране, быть созидателем, является основой всей воспитательной работы в любом образовательном учреждении.



Публикации по теме