Занятие по ознакомлению с окружающим миром "В саду – на огороде". Занятие по ознакомлению с окружающим миром«В прошлое часов

Ольга Витальевна Дыбина

Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. Конспекты занятий

Введение

Данное пособие поможет успешно организовать и провести работу по ознакомлению детей 5–6 лет с окружающим миром (предметным окружением и явлениями общественной жизни).

Для того чтобы педагогам было легче планировать работу по данному разделу программы, содержание работы представлено темами. Каждая тема раскрыта: предлагаются примерный ход занятия, игры-занятия или игры. Педагог может проявить при планировании занятий творчество, включить вариативные игровые, проблемные ситуации, что позволит сделать работу с детьми еще более успешной, значимой.

Изучение каждой темы может завершаться игровым заданием (ребусы, загадки, рисунки-отгадки и т. д.). Игровые задания представлены в рабочей тетради (Дыбина О.В. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 5–6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009).

Особое внимание педагогам следует обратить на то, что при ознакомлении с окружающим миром нельзя:

– ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности – необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване, надеть одежду и походить в ней, пригласить маму, угостить бабушку и т. д.);

– перегружать детей большим количеством вопросов;

– сводить организацию работы с детьми только к форме познавательных занятий.

Ознакомление с окружающим миром необходимо осуществлять в соответствии с психологическими особенностями, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия, чтобы сделать данный процесс более доступным и результативным.

В старшей группе ознакомление с окружающим миром проводится и в форме игр-занятий, и в форме собственно дидактической игры, когда игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач является достижением цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру.

Дидактические игры могут использоваться как в совместной деятельности детей и взрослого, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования активности детей в процессе познания окружающего мира.

В пособии представлен дополнительный материал: варианты игр-занятий, игр, упражнений, развлечений, предназначенных для использования в работе с детьми вне занятий, на прогулке.

На ознакомление детей старшей группы с окружающим миром (предметным окружением и явлениями окружающего мира) отводится 2 занятия в месяц.

В разработке и апробации занятий по ознакомлению с трудом взрослых участвовал педагогический коллектив детского сада №179 «Подснежник» АНО ДО «Планета детства «Лада» города Тольятти, заведующий – Паленова Надежда Петровна, методист – Кузнецова Наталья Григорьевна.

В пособии предлагается примерное распределение материала на учебный год. Педагог может распределять материал по-своему, в соответствии с праздниками месяца (октябрь – День учителя; февраль – День защитника Отечества, апрель – День космонавтики и т. д.) или в зависимости от доступности материала.

Распределение материала на учебный год

Продолжение таблицы.

Продолжение таблицы.

Продолжение таблицы.

Примерные конспекты занятий

Сентябрь

1. Предметы, облегчающие труд человека в быту

Программное содержание. Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; обратить внимание на то, что они служат человеку и он должен бережно к ним относиться; закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение.

Материал. Картинки с изображением разных предметов, в том числе предметов, облегчающих труд человека в быту. Раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду – пустые клетки), и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту.

Ход занятия

Воспитатель начинает занятие с беседы: «Ребята! Посмотрите внимательно вокруг и расскажите, что вас окружает».

Дети говорят, что их окружает множество разных предметов, перечисляют их.

Воспитатель. К какому миру относятся все эти предметы: к природному или рукотворному? (К рукотворному, так как их сделал человек своими руками.) А для чего человек придумал стол, кровать, шкаф, стиральную машину, телевизор, автомобиль и многие другие предметы?

Дети рассказывают, что любой предмет для чего-то нужен, каждый предмет выполняет свою функцию.

Воспитатель. Правильно. Каждый предмет имеет свое назначение и для чего-то необходим. Например, стол нужен для того, чтобы за ним писать, или для того, чтобы за ним есть. На стульях люди сидят, на электрической или газовой плите готовят еду. Есть предметы, с помощью которых человек трудится, предметы, с помощью которых он рисует, а еще есть предметы, облегчающие труд человека в быту. Вы знаете такие предметы? Узнать некоторые из них вам помогут мои загадки.

В нашей кухне целый год

Дед Мороз в шкафу живет.

(Холодильник)

Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать.

(Часы)

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает.

(Пылесос)

То назад, то вперед

Ходит-бродит пароход.

Остановишь – горе,

Продырявит море.

(Утюг)

Дети отгадывают загадки и с помощью воспитателя объясняют, в чем состоит польза этих предметов.

Воспитатель. Я буду показывать вам разные картинки. Будьте внимательны! Если на картинке изображен предмет, облегчающий труд человека в быту, хлопайте в ладоши, а если это другой предмет, не хлопайте.

Затем проводится игра «Кому нужен…?», направленная на развитие умения определять назначение предметов, облегчающих труд в быту, устанавливать причинно-следственные связи между трудовым процессом в быту и предметом, его облегчающим. Используется раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду – пустые клетки), и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту. (Примерное соответствие: хлеб – хлеборезка, одежда – стиральная машина и т. п.)

Дети выбирают по одной большой карточке. Маленькие карточки лежат на столе изображением вниз. Воспитатель берет маленькие карточки по одной, показывает детям, называет предмет и спрашивает: «Кому нужен…».

Ребенок, которому нужна эта карточка, отвечает и объясняет свой выбор: «Мне нужен миксер, чтобы взбить тесто». Игра считается законченной, когда закрыты все пустые клетки. Выигрывает тот, кто первым закроет клетки на своей карте.

2. Моя семья

Программное содержание. Продолжать формировать у детей интерес к семье, членам семьи. Побуждать называть имена, отчества членов семьи; рассказывать об их профессиях, о том, какие они, что любят делать дома, чем заняты на работе. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.

Ход занятия

Воспитатель зачитывает стихотворные строчки и предлагает детям определить тему занятия:

Педагог акцентирует внимание детей на слове «семья», предлагая ответить на вопрос: «Из скольких слов состоит „семья“?» Давайте проверим». Дети называют членов семьи и ведут счет (две бабушки, два дедушки, мама, папа и ребенок). Далее дети определяют характерное отличие каждой семьи – это схожесть членов семьи. Дети рассказывают, на кого из членов семьи они похожи.

Посмотрите на меня -

На кого похожий я?

Глазки-вишни, как у папы,

Улыбка солнечная – мамы.

Цвет волос, как у дедули,

Носик точно уж бабули.

В семье каждый потрудился,

Чтобы я такой родился!

Затем дети определяют второе характерное отличие семьи – общая фамилия. Им предлагается назвать фамилии и имена их родителей.

Физкультминутка

У меня есть семья -

Очень дружная она.

С мамой мы печем блины (Имитация движений.)

Небывалой вкусноты!

С дедом грядки мы копаем. (Имитация движений.)

Задачи: , о полезных и вредных продуктах, правилах здорового питания; продолжать знакомить с лекарственными растениями и способами их применения при лечении простудных заболеваний; развивать речь, творческое мышление, внимание, память, фантазию; воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Материал и оборудование: плакаты с изображением продуктов питания, лекарственные травы, мёд; знаки «+», «-» для игры «Согласие», картинки с продуктами питания, карточки-символы к лестнице «Шаги здоровья», кукла, магнитофон.

Предварительная работа: индивидуальная работа по темам «Фрукты», «Овощи», беседы о пользе фруктов и овощей для здоровья; рассматривание карточек-символов для лестницы «Шаги здоровья», лекарственных трав, просмотр кукольного театра «Вредные привычки».

Ход занятия

Воспитатель (В.). Ребята, сегодня мы отправимся в Страну Здоровья. Я приглашаю вас. Хорошенько подумайте обо всём, что увидите и услышите. А сейчас вспомним законы нашей группы.

В нашей группе есть закон:

Вход неряхам… (запрещён).

Платье, обувь и жилище

Быть должно как можно… (чище).

Помогают нам всегда

Солнце… (воздух и вода).

Крепкой, чтоб была

мускулатура,

Занимайся… (физкультурой).

Работа с карточками-символами.

В. Мы с вами уже много говорили о том, как нужно сохранять здоровье и договорились, что будем строить лестницу, которая называется «Шаги к здоровью» при помощи карточек-символов (разложены на столе, дети стоят вокруг стола). Давайте посмотрим и вспомним, что значит картинка перечёркнутая линией? (Это обозначает запрет.)

Предложить детям выбрать карточку-символ и сказать, что она обозначает. После каждого правильного ответа дети выкладывают лесенку при помощи символов (получится лесенка, лесенка выкладывается на ковре).

Карточки-символы:

  1. Знаю сигнал тревоги.
  2. Не играю с огнём, не беру спички.
  3. Умею отличать опасные места.
  4. Не включаю сам электроприборы.
  5. Никогда не нюхаю, не трогаю руками неизвестные вещества.
  6. Играю там, где нет острых предметов.
  7. Умею оказывать первую помощь при травмах.
  8. Знаю и соблюдаю правила сбора грибов и ягод.
  9. Играю и разговариваю спокойно. Не шумлю.
  10. Не разговариваю с незнакомыми людьми, ничего у них не беру.
  11. Выбираю здоровый образ жизни.
  12. Курение вредит здоровью.

В. Если мы будем следовать этим правилам, то никогда не окажемся в ситуациях, опасных для жизни и здоровья. А чтобы вырасти здоровым человеком, нужно питаться здоровой пищей. Поэтому приглашаю вас на тропинку здоровья, которая ведёт в кафе «Здоровая пища» (Дети проходят по узкой дорожке, перешагивают через пеньки, подлезают под веточку.)

Загадки-приглашения (вход в кафе по загадкам, отгадки - картинки).

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах. (Капуста).

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь очень гладкая,

На вкус, как сахар, сладкая. (Морковь.)

Летом в огороде –

Свежие, зелёные,

А зимой в банке –

Крепкие, солёные (Огурцы.)

Весной повисло,

Всё лето кисло,

А сладкое стало -

На землю упало. (Яблоко.)

Не печено, не варено -

А завтрак на столе. (Молоко.)

Беседа « Полезные вредные продукты ».

Воспитатель предлагает сесть за столы в кафе.

В. Давайте посмотрим, что же нам предлагают в кафе? (Обратить внимание детей на два стенда.)

Посмотрите вот на этот стенд и назовите, какие продукты изображены на первом стенде? (Молочные продукты, фрукты, овощи, рыба.)

Как вы думаете, полезны ли эти продукты для здоровья? Почему?

Чем полезны овощи и фрукты? (С помощью воспитателя дети делают вывод.)

А кто знает, почему полезна рыба? (В ней нет жиров, она способствует улучшению зрения, укреплению костей.)

Любите ли вы молоко? Чем оно полезно? Какие вы знаете молочные продукты? (Кефир, сметана, йогурт, творог, сыр и др.)

Ребята, посмотрите на этот стенд. (Воспитатель указывает на другой стенд.) Какие продукты вы видите здесь? А что из них больше всего любите? Как вы думаете, можно ли эти продукты есть каждый день? Почему? (Ответы детей.) Что может случиться, если каждый день есть конфеты, шоколад, мороженое, чипсы, жевательную резинку и т.д.?

Давайте вспомним правила правильного питания. (Перечисляют вместе с воспитателем.)

Вывод: если мы будем придерживаться правил правильного питания, то у нас будут нормальный вес, здоровые зубы и хорошо работать сердце.

Физкультминутка.

Игра « Я выбираю здоровую пищу ».

В. Сейчас мы поиграем в игру «Я выбираю здоровую пищу». Будьте внимательны. Подумайте и закончите предложение, какая едаболее полезна для здоровья.

  1. Если мне предложат варенье или свежие яблоки, я выберу…
  2. Если мне предложат торт или грушу, я выберу…
  3. Если мне предложат мороженое или банан, я выберу…
  4. Если мне предложат печенье или овощной салат, я выберу…
  5. Если мне предложат орехи или конфеты, я выберу…
  6. Если мне предложат молоко или лимонад, я выберу…

Молодцы! Пока мы играли, в детский сад пришла телеграмма, в которой говорится, что в конце осени нас ожидает эпидемия гриппа. Что это такое? (Дети отвечают.)

Игра « Хорошо - плохо »

В . Как вы думаете, болеть - это хорошо или плохо? Почему? (Обосновать ответ).

Рассказ- беседа о лекарственных травах.

В. Ребята, вы, наверное, знаете, что лечиться можно не только при помощи лекарств. Издавна в Древней Руси были люди, которые заготавливали травы и лечили ими разные болезни. Этих людей называли травниками. Сегодня я вам расскажу, как можно лечить простудные заболевания при помощи лекарственных растений. (Перед детьми ставятся тарелочки с засушенными лекарственными травами).

Вспомните, какие лекарственные растения вы знаете. (Дети называют.) Далее воспитатель рассказывает и показывает: «Малина, липа, лимон - используются при температуре. Ромашка, календула - для полоскания горла. Подорожник лечит раны, нарывы, останавливает кровотечения. Крапива богата витамином С, из неё варят щи, ею моют волосы. Сосна выделяет фитонциды, убивающие микробы. Тысячелистник помогает при лечении желудка, улучшает аппетит. Чабрец используется при кашле, бронхите, радикулите. Мята - при кашле, ларингите, спазмах желудка» (Закрепляются названия и назначение растений.)

В. А ещё были в Древней Руси целители, они готовили народные лекарства на основе мёда. Мёд - это продукт жизнедеятельности пчёл и цветковых растений. В нём не развиваются бактерии, попадающие из воздуха. Для профилактики простудных заболеваний и в случае недомогания нужно принимать тёплое молоко с мёдом, лимоном.

Игровая ситуация.

В . Ребята, кто это все время чихает? (Воспитатель обращает внимание на куклу, которая сидит «больная» на стульчике с перевязанным горлом.) Посмотрите, что случилось с нашей куклой? (У Маши появился насморк, заболело горло, она стала чихать и поднялась температура.)

Как нам вылечить куклу Машу без таблеток? Что дадим ей от температуры? (Чай с липовым цветом или малиной.)

Как ещё можно её лечить до прихода врача? Вспомните, как вас лечит мама? (Сделаем компресс из отварной картошки, попарим ноги, в носки положим сухую горчицу, уложим в постель.)

Но вы должны помнить, что прежде чем начать лечение, нужно посоветоваться с врачом.

Игра « Согласие ».

В. А сейчас мы поиграем в игру с использованием знаков «+» и «-». (Детям даются знаки «+» и «-». При положительном ответе дети показывают «+», при отрицательном«-»).

  1. Используют ли ваши мамы и папы рецепты народной медицины? (+).
  2. Можно ли без разрешения врача заниматься лечением, используя народные способы? (-).
  3. Можно ли детям без взрослых готовить себе чай из лекарственных растений? (-).
  4. Приобрели ли вы новые знания о способах лечения простуды? (+).

Релаксация.

В. А теперь, ребята, чтобы расслабиться и успокоиться, я приглашаю вас подышать запахом сжигаемых высушенных растений. Это тоже способствует укреплению нашего здоровья.

Итог занятия - игра « Круг ».

Цель: Формировать обобщённые, элементарные представление об овощах и фруктах. Учить выделять некоторые свойства и качества. Упражнять в определение вкуса овощей и фруктов (сладкий, горький). Активизировать речь детей, словами – ботва, перья. Развивать память, сосредоточенность выдержку.

Оборудование: Картинки: корзин, овощей (моркови, лука, свеклы, капусты, помидора, огурца), фруктов (яблока, груши, апельсина). Свежие овощи, фрукты – для определение вкуса. Карточки-шапочки овощи, фрукты. Картины огорода, сада.

Ход занятия

На доске два макета корзин. Одна для овощей, другая для фруктов.

– Что это? (Показываю поочерёдно картинки-овощи: морковь, лук, свекла, капуста, помидор, огурец). Выкладываю на корзину.

– Как можно назвать одним словам? (Овощи).

– Почему морковь, лук, свекла, капуста, помидор, огурец называются овощами? Где он растут? (в огороде, на грядке) .

– Морковь, лук, свеклу мы назовём овощами “секретики”. Когда они расту, он спрятаны в земле. (Показываю картину). На земле видны лишь пушистые хвостики, которые называются ботвой. А у лука называется перья.

– А теперь назовите овощи, которые растут над землёй. (Помидор, огурец, капуста). Показываю картину.

– Что общего между этими овощами? Все овощи, растут в огороде, на грядке. Овощи выращивает человек. Каждый овощ имеет корни, листья. Все овощи можно есть.

– А ещё все овощи имеют свой вкус. Мы сейчас будем с закрытыми глазами определять на вкус овощи.

Дети поочерёдно выходят. Закрывают глазки, пробуют овощи на вкус, угадывают.

– Что это? Показываю поочерёдно картинки-фрукты: яблоко, груша, апельсин. Как можно назвать одним словам. (Фрукты).

– Где растут фрукты? (В саду). Что общего между ними? (ответы детей )

Яблоко, груша, апельсин, все растут на деревьях. Показываю картину.

Фрукты выращивает человек, их можно есть.

Все фрукты имеют свой вкус.

– Сейчас мы будем пробовать фрукты на вкус, только опять будем закрывать глазки. Дети поочерёдно выходят. Закрывают глаза, пробуют на вкус фрукты, угадывают.

Стук в дверь. Заходит Незнайка.

Незнайка: “ Здравствуйте! Я очень спешил, торопился, я опоздал? Я всё хочу знать! Что вы делали, чем занимались?”

– Ничего страшного Незнайка. Мы тебе всё расскажем и покажем. Надеваю каждому ребёнку карточки-шапочки овощи, фрукты. Дети называют названия. Ставлю корзину овощей в одной стороне, корзину фруктов в другой стороне. Предлагаю детям игру “Найди своя корзину”. Незнайка смотрит. Звучит музыка, по окончании музыки, дети бегут к своим корзинам. Место расположения корзин постоянно меняется.

Незнайка: “Я тоже хочу с вами поиграть”. Присоединяется к детям. Задание выполняет неправильно, дети помогают, подсказывают.

Незнайка: “Вот спасибо! Вы меня научили различать овощи и фрукты. Мне очень понравилось с вами играть. Вот вам мой подарок. До свидания, до новых встреч!” Уходит. Рассматриваем подарок.

– Свежие овощи и фрукты очень полезны, в них много витаминов, необходимые для хорошего самочувствия. Кушайте на здоровье!



Публикации по теме

  • Как удлинить школьное платье Как удлинить школьное платье

    Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.Присоединяйтесь к нам в...

  • Что означает татуировка сокола? Что означает татуировка сокола?

    Решили сделать себе татуировки? Ну что ж, это по современному и в духе времени! Но прежде, чем остановить свой выбор на том или ином...