Брачные запреты. Замуж за протестанта

Зашел как-то недавно, на сайт "Татьянин день ",принадлежащий храму при МГУ,где ознакомился с ответами протоиерея
Максима Козлова, на тему возможности
брака с человеком инославного
исповедания:
http://www.taday.ru/vopros/20239/70531.html :
Я итальянец, католик, моя жена - русская,
православная христианка. Мы венчались
в православной церкви. Соответственно
наши дети будут православными. С моей
женой мы ходим регулярно на службы в
православный храм. Я чувствую себя
частью церковной общины, хотя не
принимаю церковных Таинств. Хотел
спросить Вас, обязательно ли я должен
перейти в Православие? На данный
момент я не чувствую себя к этому
готовым. Но я узнал, что после смерти моя
душа будет разделена с душой моей жены.
Это действительно так? Может ли это
быть причиной для перехода в
Православие?
Михаил
Италия
18 октября 2007г.

Уважаемый Михаил, в отношении того,
где будет душа наша после смерти,
воздержимся от суждения здесь, на земле.
Один Господь, душеведец и сердцеведец и
судия всей вселенной и каждого человека,
определит, каков итог нашего земного
бытия и к какому бытию в Вечности,
благому или злому, мы предназначены.
Что касается Вашего перехода в
Православие, то конечно же делать это
нужно не ради Вашей супруги и не ради
видимого обозначения единомыслия.
Делать это нужно, лишь когда вы
действительно единым сердцем и
едиными устами сможете вместе
исповедовать ту веру, которую содержит
Православная Церковь. От души желаю
Вам продолжить определение Вашего
мировоззрения. Обращаясь к Священному
Писанию, к творениям святых отцов, к
полноте церковного Предания, просите
Самого Господа Иисуса Христа, чтобы Он
помог Вам определить и понять, где
истинная Церковь и как Вам оказаться в
ее ограде. И здесь лучше идти не спеша, но
ответственно и серьезно, чем сделать этот
шаг поспешно, но необдуманно.

http://www.taday.ru/vopros/20239/71981.html :
Можно ли венчаться в православной
церкви, если один супруг православный, а
другой - лютеранин? Воспрещается ли
православному человеку венчаться в
лютеранской кирхе с лютеранином?
Согласится ли Православная Церковь на
совместное богослужение - венчание с
лютеранским пастором?
Орлянский Евгений
преподаватель
Омск
8 октября 2007г.

Уважаемый Евгений, ответим на Ваши
вопросы по пунктам. Венчание с
лютеранином (лютеранкой) разрешается,
если совершается в православной церкви.
За информацией о характере его
совершения и о необходимом оформлении
разрешения Вам лучше всего обратиться
либо в ближайший храм, либо в
епархиальное управление в городе Омске.
Венчание, производимое в лютеранской
кирхе, действительным с точки зрения
Православной Церкви считаться не может,
ибо подлинного священства, восходящего
к апостолам, у лютеран нет, а Таинство
Браковенчания должен совершать законно
поставленный священнослужитель.
Сослужение между православными и
лютеранами ни в каком смысле не может
иметь места. ,

http://www.taday.ru/vopros/20239/180549.html :
Я замужем, но не венчана. Значит ли это,
что на каждой исповеди мне нужно в этом
каяться, ведь с момента предыдущей
исповеди ничего не изменилось?
Венчаться я не могу, мой муж
инославный, я не чувствую в себе сил
переубедить его и перейти в
православную веру. К тому же нужно
разрешение архиерея, насколько я поняла.
Что же делать? Всю жизнь каяться, что
живу в невенчаном браке?
студентка
Москва
5 мая 2009г.

Уважаемая посетительница нашего сайта,
Церковь не рассматривает законный
гражданский брак как блудное
сожительство, она отличает его от
беспорядочных отношений людей,
которые не стремятся нести обязательства
друг перед другом как супруги. Венчаный
брак может иметь место между двумя
воцерковленными верующими людьми,
которые стремятся строить свою семью
как домашнюю Церковь. Это не означает,
что не нужно стремиться наших
неправославных спутников жизни
убедить войти в ограду Церкви примером
собственной жизни, задачу эту себе
непременно нужно ставить, и средний,
царский путь в том и будет состоять,
чтобы избежать, с одной стороны,
настояний типа «венчайся, хоть бы ты и
не верил, как православные верят, но ради
меня» и равнодушия к духовному
состоянию супруга - с другой. ,

http://www.taday.ru/vopros/20239/970062.html :
Вы не могли бы уточнить, где именно в
Социальной концепции РПЦ говорится о
признании блудного сожительства как
брака? И с какого времени, по истечении
какого срока блудное сожительство вдруг
становится браком?
А если люди верующие, им тоже
венчаться не торопиться?
Роман
педагог
Ставрополь
18 апреля 2011г.

Уважаемый Роман, Церковь с уважением
относится к браку, заключенному в
органах государственной регистрации, и
дело тут не в продолжительности жизни
людей вместе без всякой регистрации.
"Священный Синод Русской Православной
Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением
отметил, что «некоторые духовники
объявляют незаконным гражданский брак
или требуют расторжения брака между
супругами, прожившими много лет
вместе, но в силу тех или иных
обстоятельств не совершившими
венчание в храме… Некоторые пастыри-
духовники не допускают к причастию лиц,
живущих в “невенчанном” браке,
отождествляя таковой брак с блудом». В
принятом Синодом определении указано:
«Настаивая на необходимости церковного
брака, напомнить пастырям о том, что
Православная Церковь с уважением
относится к гражданскому браку», -
говорится в Основах социальной
концепции Русской Православной Церкви.
"В соответствии с древними
каноническими предписаниями, Церковь
и сегодня не освящает венчанием браки,
заключенные между православными и
нехристианами, одновременно признавая
таковые в качестве законных и не считая
пребывающих в них находящимися в
блудном сожительстве".

Во всех указанных случаях речь идет о не
союзе двух верующих людей, а о семьях,
где лишь один человек является
православным. В случаях, когда оба
супруга - чада Православной Церкви,
никаких причин откладывать Венчание
для них не указывается. [конец цитат]

Справедливости ради, хотелось бы заметить,что ответы о.Максима являются не единственными ответами, такого рода на данную тему-аналогично толкуют этот вопрос, в наши дни, и другие пастыри новообрядчевства.Также эти ответы находятся в полном согласии с "Основами социальной концепции" РПЦ МП-соборным документом,принятым в начале 2000-х годов,который,в свою очередь,даже признает законность зарегистрированного гражданского брака,без венчания(!),не только для пришедших к их церкви неверующих людей,вступивших в такой брак до их крещения(что разрешают и церковные правила),но и для уже крещеных чад своей церкви:

"…Освящая супружеские
союзы молитвой и благословением, Церковь тем не
менее признавала действительность брака,
заключенного в гражданском порядке, в тех
случаях, когда церковный брак был невозможен, и
не подвергала супругов каноническим прещениям.
Такой же практики придерживается в настоящее
время Русская Православная Церковь. …"

Тогда как свят. Амвросий
Медиоланский,например,говорит: "если самый брак должен
быть освящаем покровом и благословением
священническим: то как может быть брак там, где
нет согласия веры"
.

Также Синод "с сожалением отметил":
"…что «некоторые духовники объявляют незаконным
гражданский брак или требуют расторжения брака
между супругами, прожившими много лет вместе, но
в силу тех или иных обстоятельств не
совершившими венчание в храме... Некоторые
пастыри-духовники не допускают к причастию лиц,
живущих в “невенчанном” браке, отождествляя
таковой брак с блудом»
. В принятом Синодом
определении указано: «Настаивая на необходимости
церковного брака, напомнить пастырям о том, что
Православная Церковь с уважением относится к
гражданскому браку»…"(Основы социальной концепции п. X.2 )
,
но также,в связи с прочитанным,возникает вопрос-как все это согласуется с церковными правилами:

72 правило Шестого Вселенского Собора:

Недостоит мужу православному с
женою еретическою браком
совокуплятися, ни православной жене с
мужем еретиком сочетаватися. Аще же
усмотрено будет нечто таковое,
соделанное кем либо: брак почитати не
твердым, и незаконное сожитие
расторгати. Ибо не подобает смешивати
несмешаемое, ниже совокупляти с
овцею волка, и с частью Христовою
жребий грешников. Аще же кто
постановленное нами преступит: да
будет отлучен. Но аще некоторые,
будучи еще в неверии, и не быв
причтены к стаду православных,
сочеталися между собою законным
браком; потом един из них, избрав
благое, прибегнул ко свету истины, а
другий остался во узах заблуждения, не
желая воззрити на божественные лучи,
и аще притом неверной жене угодно
сожительствовати с мужем верным, или
напротив мужу неверному с женою
верною: то да не разлучаются, по
божественному апостолу: святится бо
муж неверен о жене, и святится жена
неверна о мужи верне (1Кор. 7:14) .

31 правило Собора иже в Лаодикии:

Не подобает со всяким еретиком
заключать брачный союз или отдавать
таковым сынов или дщерей, но допустимо
брать от них, если обещаются
христианами быть.
?!

И что теперь для РПЦ МП приоритетнее:испокон веков признаваемые Церковью решения Святых Вселенских и Поместных Соборов вместе с правилами Святых Отец,–с одной стороны;или собственная "Социальная концепция"–с другой?!
Исходя из всего вышесказанного,складывается впечатление,что современное "православие" находится в хронической погоне, за все меняющимися потребностями современного неверующего общества,стремясь угодить его сиюминутным запросам и потребностям,и в этой погоне, все более теряет, те остатки настоящего,святоотеческого Православия,которые у них оставались еще до недавнего времени! …

Господь создал семью как благословенный союз двух людей. Церковь с радостью благословляет венчающиеся пары , тем более людей, которые часто посещают храм, оба придерживаются принципов христианской жизни и любят друг друга. Но как уживаются разные религии в браке? Когда женщина воспитана в мусульманской вере , а муж в православной или наоборот? Сегодня вероисповедание - это последняя причина, почему брак может не состояться.

Сейчас совсем неважно для молодых людей посещают ли их избранники церковь или синагогу . Но возможен ли счастливый союз двух людей при их приверженности другой религии?

Важна ли для брака вера

Некоторые могут поднять на смех важность этого вопроса. И правда, разве в наше технологическое время важны разные религии в браке? Это же просто пережитки прошлого, но для человека истинно верующего, православного этот вопрос остается одним из самых главных. Да и те, которые высмеивают, позже поймут важность единомыслия с супругом во всех отношениях.

О других религиях:

Важность единомыслия с супругом в вере

Вера - это необходимость для человека, каждый рано или поздно начинается задавать различными вопросами о существовании Бога и небес. Многие люди уже выросли в какой-либо вере и ценят ее не только как свое мировоззрение, но и почтение своему роду и предкам.

Рассмотрим ситуацию. Православная девушка выходит замуж за мусульманина, надеясь, что преткновений у них не случится. Но, рано или поздно, станут появляться вопросы о том, в какой вере воспитывать детей , можно ли жене одной посещать богослужения, почему она не может участвовать в мусульманских обрядах. И жена должна будет полностью подчиниться мужу, поскольку так заповедал Господь.

Рано или поздно такой брак либо разрушиться, либо жена перейдет в мусульманскую веру. Конечно, может быть муж обратиться в православие, но статистика неумолима и говорит, что такой исход дела вероятен лишь в 20%.

Совет! Встречаться с представителем другой веры даже не стоит, ведь если целью не стоит благословенный Церковью Союз, зачем тратить свое время? Вера станет вопросом преткновения между супругами после свадьбы. Поэтому если человек истинно православный, то вопрос вероисповедания его избранника крайне важен.

Следует понимать, что Церковные заповеди созданы для облегчения жизни христианам, а не для усложнения. Ведь если на почве религиозных разногласий воевал целый мир (и продолжает сегодня), как смогут удержать свою семью в мире двое людей?

Православная церковь советует не заключать брак с иноверцем

Возможен ли брак православного с иноверцем

Иноверец означает, согласно современной богословской терминологии, представителя другой религии, никоим образом не касающейся Христа и Святой Троицы . Существует также понятие инославный - он применяется к христианам иных конфессий. Какой же брак венчает Церковь?

Внимание! По Церковному уставу запрещено благословлять священнику союз православного христианина с иноверным, поскольку Таинство Венчания подразумевает единение супругов во Христе.

О семейной жизни:

  • Молитвы блаженной Ксении Петербуржской о замужестве и счастии в браке

Принадлежность одного супруга совершенной иной вере делает Таинство бессмысленным. Данная установка содержится в древних церковных правилах и канонических нормах. Поскольку сегодня брак регистрирует государство, то многие православные не обращают внимание на установленные церковные законы. Если брак заключили двое людей различных религий, то Церковь признает этот брак законным, но не освящает его Таинством Венчания.

Таким образом, четко понятно, что православный христианин не может венчаться и быть благословлен на брак с иноверцем.

Что касательно брака с инославным. Конечно, здесь все немного проще. Муж и жена будут одинаковы привержены Христу и у них не будет возникать серьезных конфликтов, ведь оба они стремятся быть похожими на Христа и выполнять Его заповеди.

Но скорее всего, произойдет другая ситуация: у супругов начнутся доктринальные разногласия. Межконфессиональная семья редко может найти баланс между уставом Православной Церкви и уставом иной церкви. Будут возникать конфликты из-за обрядов и традиций, из-за разделения финансов, по поводу воспитания детей, из-за проведения воскресенья, ведь каждый захочет, чтобы супруг посещал его храм вместе с ним.

Разногласия о доктрине могут возникать даже у представителей одного направления, что же говорить о совершенно разных.

Важно! Православная Церковь благословляет брак с инославным, но предупреждает, что супруги могут просто не выдержать разделений и разногласий в семье.

Православный христианин может быть благословлен на брак с инославным

Мнение священников

Каждый священник имеет свой личный опыт в этом вопросе.

Протоиерей Максим Козлов считает, что брак христианки с мусульманином заранее обречен, поскольку для девушки останется лишь один выход - подчиниться супругу во всех вопросах, в том числе и в религиозном. Единомыслия иным путем достичь с горячим приверженцем Аллаха, Будды или Иеговы не получится.

Совет! Поэтому лучше избегать даже мимолетных отношений с приверженцами других религий или же молиться за возлюбленного, чтобы он перешел в Православие до заключения союза.

В противном случае, лучшим решением будет избежать этого союза вовсе. Если чувства не позволяют забыть парня, следует подумать о будущем с ним, как будет тяжело принять то, что дети воспитываются в ереси и проведут вечность не с Господом?

Если же семейный союз заключается с человеком религиозно индифферентным, т.е. равнодушным к своей вере, тут есть надежда, что он обратится в Православие. Можно также молиться за него Господу, чтобы Тот обратил человека к Себе, ведь всякая ложная вера есть нечестие перед Единым Творцом.

В случае же принадлежности единой православной вере, нет никаких препятствия для заключения семейного союза.

Если муж и жена посещают храм, становятся участниками Святых Таинств , то они все смогут преодолеть вместе, совместным подвигом и усилием, все разногласия и испытания будут пройдены успешно.

Причем не важен ни цвет кожи, ни национальность супругов. Православная вера транснациональна!

Видео о браке между представителями разных конфессий

«…Не отвращайся… от жены по причине её непривлекательности. Послушай что говорит Писание: «Мала пчела между летающими, но плод её – лучший из сластей» (). она Божие создание: не её ты порицаешь, но Того, кто создал её. Чем виновата жена?

Не хвали её и за красоту. Развратным душам свойственна такая похвала и такая ненависть, да и самая страстная любовь. Телесная красота производит великую наглость и много неразумного; она возбуждает ревность и нередко заставляет подозревать тебя в гнусных поступках. Но она, скажешь, доставляет удовольствие? Один месяц или два, много, если год, но не далее; от привычки диво это скоро теряет свою прелесть. А то, что вследствие красоты бывает дурного, остается навсегда: ослепление, безумие, высокомерие…А если приключится болезнь, то тотчас всё улетает.

Будем же искать в жене благоразумия, умеренности, кротости: таковы признаки истинной красоты, а телесной красоты не будем искать и не станем укорять её за то, что от неё не зависит, или лучше, и вовсе не станем укорять, потому что это свойственно дерзости, не будем огорчаться и негодовать.

Или не видите, сколько таких, которые жили и с красивыми женами, но бедственно окончили свою жизнь; напротив, сколько таких, которые имели жен не очень благообразных, но в полном благополучии дожили до глубокой старости…Не станем искать денег, ни внешнего благородства, но благородства душевного. Пусть никто не думает разбогатеть через жену, постыдно и позорно такое богатство…» (Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на послание к Ефесянам. Беседа 20 (№2, 3). Творения. Т. 11. Книга первая. С П б., 1905. Репринт. С. 169, 170).

«Постоянно приходится наблюдать браки, – пишет Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей Митрополит Филарет (+1985), – как браки заключаются теперь не по серьезному, глубокому, проверенному чувству любви, – а по «влюбленности» – чувству не серьезному, не глубокому, и в нравственном отношении – очень не невысокому. Часто содержанием такой влюбленности является – увы – в сущности, – только животная похоть, только «волнение крови молодой» (а иногда и не молодой, да грязно – бурливой…).

И вместе с тем, в таких «браках» в предбрачную пору постоянно наблюдается фальшь и самоприкрашивание и тела и души, лицемерное желание не быть, а казаться лучше и красивее…Но ведь жизнь можно строить только на правде, на лжи она устоять не может. И отсюда – столь частое разочарование супругов друг в друге, и – безобразная практика разводов. Да и кто же не знает, что в наши дни эти «влюбленности» постоянно разрешаются в «гражданские браки», т. е. незаконные связи, систематические постоянные нарушения 7-й заповеди, за которые Церковь отлучает от принятия Святых Таин. А оканчивается всё это сплошь и рядом трагически – не только ссорами, но и преступлениями, убийством и само убийством…

Христианский брак есть живая жизнь двух в единении. И с годами супружеская любовь в нем только усиливается, становится глубже, одухотвореннее. Конечно, и в христианстве в эту супружескую любовь, как известное слагаемое, входит любовь страстная, связанная со свойственной каждому человеку естественной половой склонностью и чисто телесным влечением, тяготением к другому полу. Но в истинно христианском браке такая любовь страсти в привязанности супругов входит, как мы сказали, только – как слагаемое, и никогда не имеет такого значения и силы, как в нехристианских брачных союзах» (Филарет, митрополит. Конспект по Закону Божию. По книге «Христианская жизнь» протоиерея Н. Вознесенского. Рокленд, 1989. С. 64).

Эта плоть, как жизненная сила, проявляется в питании и размножении. Но у высших животных она вместе с тем создает органы, имеющие целью добывание пищи и защиту родовой части или плоти. И чем совершеннее животное, тем более значительна эта организующая деятельность родовой части в ущерб размножению, так что у высших животных плоть как бы отступает на второй план перед телом. Но это только иллюзия, и на самом деле, у животных назначение тела – чисто служебное и метафизического значения оно не имеет.

Иное отношение тела и плоти в самом человеке. И люди имеют общую им плоть. Все они, как род, являются одной плотью. Связь между поколениями устанавливается не телом, а плотью, дети суть дети плоти (, 8: ); родители – родители по плоти (), и всё человечество, связанное таким плотскими узами является одной плотью (). Плоть – это великое древо, листьями которого являются люди. Но в человеке она имеет временное и служебное значение. Смысл её существования заключается лишь в образовании преопределенного Богом числа организмов, и как только эта задача выполнена, она вместе со своими питательными и родовыми функциями должна исчезнуть () .

Другое дело – индивидуальное тело человека. В отличие от имеющей лишь служебное значение плоти, тело человеческое имеет вечную цель – служить выражением образа Божия в человеке и потому орудием его господства над миром. Оно есть вечный храм Святого Духа…

И потому в теле самом по себе нет ничего нечистого, а единственным источником нечистоты являются нечистые и скверные мысли…

Сама по себе родовая жизнь и связанные с ней физиологические процессы есть нечто положительное. Рождение, как творчество Божие, должно быть предметом благоговения человека, а отрицательное отношение к нему есть признак…неправославного настроения и мышления» ( О святости брака. //Летопись. Православная культура. Книга 2. Под редакцией архимандрита Иоанна. Берлин, без года изд. С. 67, 68, 69) .

Такое уважительное отношение к телу в браке, независимо от его формы, было очень характерно для святоотеческой мысли. Ограничимся двумя примерами:

«Скажи мне…, пишет святитель (+373) в послании к монаху Амуну, – что греховного или нечистого в каком – либо естественном извержении? Захочет ли кто ставить в вину выходящие из ноздрей мокроты, или изо рта слюны? А можешь указать еще и на важнейшее сего, на извержения чрева, которые живому существу необходимы для поддержания жизни.

Притом, если веруем, что человек, согласно с Божественными Писаниями, есть дело рук Божиих, то от Силы чистой могло ли произойти какое оскверненное дело? И если, по сказанному в Божественных Апостольских Деяниях, мы – род Божий (), то ничего не имеем в себе нечистого; тогда же только оскверняемся, когда совершаем злосмрадный грех…

Но могут сказать, следовательно истинное употребление не есть грех, как скоро телесные орудия созданы Творцом…Заставим их молчать,…предложив им такой вопрос: «Какое разуметь употребление, законное, каковое дозволил Бог, говоря: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю » (), одобрил апостол, сказав: «Брак у всех да будет честен и ложе нескверно » (), или употребление, хотя и естественное, но совершаемое тайно и прелюбодейно?…Одно и тоже, в известном отношении и не во время непозволительно, а в другом отношении и благовременно не воспрещается и дозволяется. Тот же закон имеет место и в рассуждении плотского соединения. Блажен, кто в юности, вступив в свободный союз, естественные силы обращает на чадородие» ( , святитель. (38) Послание к монаху Амуну. Творения. Часть третья. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1903. Репринт. С. 367, 369).

Рассуждая о браках между язычниками и христианами, святитель Иоанн Златоуст заявляет:

«Нечистота заключается не в телах сочетавающихся, а в произволении и в помыслах…Если ты, будучи нечистою, рождаешь дитя, которое происходит не одной тебя, или неужели и оно нечисто или чисто только вполовину? В настоящем случае оно не нечисто, «иначе, – говорит апостол, – дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» (), т. е. не нечисты». Называет их святыми, чтобы таким сильным названием отогнать опасение от супругов» (Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на первое послания к Коринфянам. Беседа 19 (№3). Творения. Т. 10. Книга первая. С П б., 1904. С. 181).

«По трактату 1768 г. февраля 12-24 (Полный Свод Законов. №12071), в котором (артикул II, статья 10) постановлено следующее: «Дети, от разной веры родителей рождающиеся, сыновья в отцовой, а дочери в матерней вере воспитываны быть должны, выключая договор для дворянства, если бы каковой чрез контракт брачный, пред свадьбою заключенный, состояться имел»… Что же касается случаев, в которых один пол детей по прежнему правилу должен был быть воспитан в господствующем вероисповедании непременно, а другой может, по воле иноверных родителей, быть или воспитан в их вероисповедании, или, по их согласию присоединен, к господствующему, то в сих случаях Святейший Синод предоставляет православному духовенству силою убеждения достигать того, чтобы все дети воспитываемы были в православии (примечания к 67 статье)» (Православная богословская энциклопедия. Издание под редакцией . Т. 2. Петроград, 1901 г. С. 1051).

«Из 68 статьи 1 части X тома Свода Законов следует, что, с одной стороны, коренные жители Финляндии протестантского исповедания, повенчавшиеся вне пределов Финляндии, с православными женщинами, теряют право на крещение и воспитание своих детей в протестантской вере, а обязаны крестить и воспитывать их по правилам Православной Церкви; с другой стороны, те же коренные жители Финляндии протестантского вероисповедания, повенчавшиеся в пределах Финляндии с женщинами православного исповедания, сохраняют за собою право, если пожелают, на крещение и воспитание своих детей в протестантской вере и в том случае, если эти дети будут рождены во время проживания их родителей вне пределов Финляндии…» (Булгаков С. В. Различие исповеданий лиц брачующихся. Настольная книга для священно-церковнослужителей. Т. 2. М., 1993. С. 1207)

«Браки православных христиан с нехристинами, а протестантов с язычниками, русским подданным вовсе запрещаются (Свод Законов, Т. X, статья 85). Но лицо нехристианского исповедания, по восприятии св. крещения может пребывать в единобрачном сожительстве и с некрещенною женою, если брак их заключен был еще до восприятия одним из них св. крещения вне христианства; брак их остается в своей силе и без утверждения его венчанием по правилам Православной Церкви (Т. X, ст. 79).

Если жена или одна из жен магометанина, или другого лица нехристианского исповедания примет св. крещение: то брак её может оставаться в своей силе, без утверждения его венчанием по правилам Православной Церкви, но тогда лишь, когда муж, остающийся в своей вере, даст обязательство:

1) имеющихся родиться от них с того времени детей, которые должны быть крещены в православную веру, ни прельщениями, ни угрозами и никакими другими способами не приводить в свой закон, и жене своей за содержание православной веры поношения и укоризны не наносить;

2) состоять с принявшею св. крещение во всё время её жизни, или доколе продолжится брак их, в единобрачном сожительстве, откинув прочих жен, если имеет. Сверх того, должно быть известно, что принявшая св. крещение не была пред тем отлучена мужем своим от брачного с ним сожительства.

В противном случае, т. е. когда муж не согласится дать вышеозначенные обязательства, или когда откроется, что принявшая крещение была отлучена им от сожительства с ним, брак их расторгается, и жене дозволяется вступать в новый брак с лицом христианского исповедания» (Свод Законов, Т. X, часть I, статья 85).

Если один из супругов, принадлежащих к иудейскому закону, обратится к Православию, а другой останется в прежнем законе, но с обратившимся жить пожелает, то, оставив их в супружестве без расторжения, обязать подписками: первого в том, чтобы он имел тщательное попечение о приведении другого увещанием к восприятию православной веры, а последнего в том, чтобы имеющихся родиться после сего детей ни прельщениями, ни угрозами и никакими другими способами не приводил в закон иудейский, обратившемуся в православную веру супругу, за содержание её, поношения и укоризны не наносил;

Если же муж или жена, по обращению другого супруга, жить в прежнем браке не пожелают, то брак расторгается, и обратившемуся лицу разрешается вступать в брак с лицом православным (Там же, ст. 81) .

Если новокрещенный имел несколько жен, то, по восприятии св. крещения, он должен выбрать из них одну, с которою жить пожелает и преимущественно также обратившуюся к христианству, и тогда брак их благословляется по церковному чиноположению. Это правило распространяется и на жен, бывших за несколькими мужьями. Если ни одна из жен креститься не пожелает, и муж не изъявит согласия жить с некрещенною, то ему дозволяется вступить в новый брак с православною. Брак остается в силе и тогда, когда оба супруга перейдут в христианство, хотя бы он и заключен был в степенях родства, возбраненных Церковию (Т. X, часть 1. ст. 82, 83 и 84)…

Благословение или подтверждение брака по «церковному чиноположению» в данном случае состоит в том, что священник в церкви публично предлагает обоим супругам вопросы, установленные при венчании, относительно свободного произволения на вступление в брак и, получив утвердительные ответы, читает заключительную молитву, положенную в конце последования венчания: «Отец, Сын и Всесвятый Дух, всесвятая, и единосущная, и живоначальная Троица» …Полного же венчания при этом не бывает»» ( Указ. соч. С. 246-248).

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Указ. соч. С. 74.

В современном обществе может, однако, оказаться так, что люди, вступающие в смешанные браки, состоят в определенной степени родства. Поэтому небесполезно будет уяснить те родственные связи, которые церковное право считает безусловными препятствиями к браку. Ограничимся описанием только плотского родства, так как остальные степени родства не играют при заключении брака существенной роли:

«…Запрещение браков между близкими родственниками должно способствовать большему сближению между собою людей разных родов и распространению в роде человеческом любви посредством брачных союзов…

Родство бывает: 1) плотское, 2) духовное и 3) гражданское.

Первое подразделяется на родство кровное или однородное (cognatio) и свойство или разнородное affinitas

А) В родстве кровном лица связываются между собою рождением или происхождением. Близость родства определяется степенями и линиями. Связь одного лица с другим посредством рождения (одного из них от другого) называется степенью; связь степеней, последовательно идущих от одного лица к другому, составляет линию прямую и боковые.

Первая идет от данного лица или к его предкам, т. е. к его отцу, деду, прадеду и т. п. (это восходящая линия) или к его потомкам, т.е. к его детям, внукам, правнукам (нисходящая линия) Боковые линии, по отношению к данному лицу, нисходят: или от братьев и сестер к их потомству (1-я боковая), или от его братьев и сестер его родителей (2-я боковая), или от братьев и сестер его деда и бабки (3-я боковая) и т.д.

В прямой линии столько степеней родства между данными лицами, сколько находится между ними посредствующих рождений. Так от родителей к детям идет одно рождение и таким образом это есть родство первой степени; от дедов до внуков посредствуют два рождения, следовательно, те и другие состоят между собой во второй степени родства. В боковых линиях степени родства определяются также по числу рождений, посредствующих между данными двумя лицами и общим их предком (т.е. берется сумма степеней, из которых состоит этот предок как к одному из данных двух лиц, так и к другому) . Таким образом, братья и сестры находятся во 2-й степени родства; дядя и тетка с племянниками в 3-й степени; двоюродные братья сестры в 4-й и т. д.

Б) Брак, соединяя мужа и жену в плоть едину, как бы в одно лицо, делает близкими друг другу и кровных родственников того и другого супругов. Такой союз близости называется свойством, или родством разнородным. Смотря по тому, сколько родов соприкасаются между собою через брак, т.е. входят в свойство друг с другом, самое это родство называется ил двухродным, или трехродным. Так кровные родственники мужа состоят в двухродном родстве с кровными родственниками жены и в трехродном родстве с её свойственниками (например, с женою её брата или с мужем её сестры)…Кровные родственники жены в какой –либо степени суть родственники (по свойству) и её мужа в той же степени, потому что муж и жена не составляют степени, супружество вне степеней.

Для определения близости между одним из кровных родственников жены, складывается степень родства первого лица по отношению к мужу со степенью родства второго лица по отношению к жене… Так, например, между мужем и его братом – 2-я степень родства, и между женою и её братом также 2-я степень; следовательно, между братом мужа и братом жены должно считать 4 степени свойства. Подобным образом исчисляются степени свойства в трехродном родстве.

Родственные наименования в свойстве: отец мужа – свекор, мать – свекровь; отец жены – тесть, мать – теща; жена сына – сноха; мух дочери – зять; жена брата – невестка; муж сестры – зять; брат мужа – деверь; сестра мужа золовка; брат жены – шурин; сестра жегы – свояченица; родители мужа между собою- сваты; муж свояченицы называется свояк; дети жены или мужа – пасынки ил падчерицы; муж матери – вотчим, жена отца – мачиха.

Между лицами, находящимися в кровном родстве по прямой линии, как восходящей, так и нисходящей, и притом, во всех степенях, браки всегда были воспрещены безусловно…В боковых линиях кровного родства брак безусловно всегда запрещался лицам, находящимся в первых трех степенях родства…Брак в четвертой степени родства кровного по боковой линии греко-римскими законами христианского периода то запрещался (Феодосий Великий +395), то дозволялся (Аркадий +408; Юстиниан+565). Но Церковь не одобряла его и Трульский собор (691-692) прямо запретил его…Двухкровное родство, или свойство, Церковь приравняла к родству кровному,…и потому безусловно воспретила браки находящимся в первых четырех степенях родства…» (Певцев В. Г., протоиерей. Указ. соч. С. 173, 174, 175, 176).

Если браки с иноверцами однозначно запрещены, то как же тогда факты браков православных с лютеранами (пример - Вел. кн. Елизавета Федоровна, преподомномученица, принявшая православие уже будучи некоторое время в законном браке, освященном церковью - у нас есть ее письма, повествующие о ее обращении и роли православного мужа в ее обращении), англиканами и пр. Что Вы скажете о чине венчания христианина с нехристианкой (или наоборот), о котором мне сообщил православный священник? Также приходилось читать, что Православная церковь благословляет браки с иноверцами, если есть намерение воспитывать детей в Православии (см., кроме того, ответы на вопросы м. Антония Сурожского в книге "О духовничестве").

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Согласно словоупотреблению, принятому еще в XIX веке, иноверными называют представителей нехристианских религий. Сюда же надо отнести различные псевдохристианские секты. Иное значение имеет понятие «инославный». К ним относятся католики, протестанты, армяно-григориане и некоторые др. До Петра I браки православных с неправослаными не разрешались. В 1720-м году по соображениям государственным последовало разрешение вступать в брак с католиками и лютеранами, т.е. инославными, а не иноверцами. Закон этот сохранял силу в течение всего синодального периода. Согласно этому закону, дети, рожденные в таких браках, обязательно должны были воспитываться в православии.

Чин таинства брака только один. Тот, который находится в православных Требниках. Принадлежащий к нехристианской конфессии крещенным быть не может. Поэтому он не может участвовать в православном таинстве , каким является венчание.

Наверно, ни одно каноническое правило не кажется столь «трудным», как данное. Во все века христианства в любой стране население было конфессионально неоднородным. Всегда могло возникнуть взаимное влечение между молодыми людьми, разделенными различной верой. Святые отцы, принявшие на нескольких Соборах правило, запрещающее христианам соединяться в браке с иноверными, имели больше нас искренней и нелицемерной любви к людям, лучше нас знали жизнь. Чем руководствовались они? Заботой о спасении пасомых. Своим богопросвещенным умом они ясно видели пути к спасению и все таящиеся духовные опасности. Святые отцы имели высокое понимание христианской семьи как единого духовного организма. Семье усвоен образ малой церкви. Здание не может строиться на двух разнокачественных основаниях. Иногда говорят, что жизнь наша сильно отличается от жизни людей IV-го или V-го века. Несомненно. Однако законы духовной жизни остались прежними. Не могли измениться и начала христианской семейной жизни. Один из самых авторитетных канонистов, умерший в XX столетии и хорошо знавший проблемы нашего века, епископ Никодим (Милош) писал: «Браки православных с лицами, не исповедующими православной веры, правила вообще запрещают всем верным» (Правила Православной Церкви с толкованиями…, М.,2001, с. 366). Заметим, что этот комментарий к соборным деяниям, сделан человеком, который в своих изъяснениях далек от какого-либо ригоризма и жесткости.

Возникает вопрос, могут ли быть исключения? В церковном праве есть понятие диспенсация – отступление от неукоснительного исполнения правила. В особых случаях может быть сделано исключение и в отношении конфессионально-смешанных браков. Благословение на это может дать только правящий архиерей.

Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы
Жития святых Книга отзывов Исповедь Статистика Карта сайта
Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

Вопрос №656

О браках с неверующими и неверными

Марина Камминз , Саскатун, Канада
13/06/2003

Здравствуйте, Батюшка!
Извините, что называю Вас так, но мне очень нравится это русское слово, применяемое к служителю церкви. Тем более, что у меня нет родителей и живу я, как вы могли видеть по моему адресу, не в России.
Мой вопрос такой: Можно ли венчаться православным с католиками? И как нам быть, если брак уже есть и основан он на любви? Не будет ли значить, со стороны православной церкви, что брак между католиком и православной – обречён?!
Мне бы очень хотелось повенчаться в церкви, дабы получить Благословение Божье, и тем самым укрепить наш брак. Как нам быть? Может тогда лучше не венчаться, а жить в простом браке (не люблю это слово)? Пожалуйста, Батюшка, помогите мне. Я не знаю как мне быть. Я очень люблю своего мужа. Муж достаточно взрослый, ему 45 лет и менять принадлежность к другой церкви трудно, да и не поймут его здесь в стране католиков, хотя он всегда бывает со мной и моей дочерью в православной церкви на протяжении всей службы.

Ответ отца Олега Моленко:

Здравствуй, Марина!

Твой вопрос имеет две стороны: формальную и духовно-практическую. В формальной части я сошлюсь на положение, существовавшее в Российской православной кафолической церкви (до революции 1917г.). Цитирую с переменой орфографии на современную по "Настольной книге для священно-церковно-служителя" С.В.Булгакова, изд.1913г.

"Действующие у нас (т.е. в императорской России) постановления дозволяют браки русских подданных мужского и женского пола православного исповедания с католиками, лютеранами, реформаторами и с другими лицами христианских исповеданий , как состоящими, так и не состоящими в русском подданстве.

Браки православных лиц с указанными неправославными лицами, если к тому нет законных препятствий, приходской священник имеет право совершать, не испрашивая разрешения епархиального Архиерея ; если же священник встретит сомнение, то, не приступая к совершению брака, обязан донести Преосвященному с изложением причин сомнения; по рассмотрении этих причин, Преосвященный разрешает дело лично сам от себя, или, когда потребуется формальное производство, предписывает Консистории; при совершении браков православных лиц с неправославными должны быть исполнены и соблюдены все постановления относительно оглашения, совершеннолетия, родства, взаимного согласия брачующихся, согласия на брак их родителей, представления брачующимися всех необходимых для брачного обыска документов, словом, все те правила и предосторожности, которые постановлены для браков между православными лицами; кроме того, требуется, чтобы везде, кроме Финляндии (для коренных жителей которой постановлено в статье 68-й изъятие), лица других христианских исповеданий, вступающие в брак с лицами православными, дали священнику пред совершением брака подписку в том, что не будут ни поносить своих супругов за православие, ни склонять их чрез прельщение, угрозы или иным образом к принятию своей веры и что рожденные в этом браке дети крещены и воспитаны будут в правилах православного исповедания; подписка эта берется священником пред совершением брака по установленной для нее форме, и, по совершении брака, она представляется епархиальному Архиерею (Св. Зак. Х т. 1 ч., 67 стр. Ук. Св. Син.7 авг. 1885г., № 7).

Венчание православных с неправославными непременно должно быть совершено православным священником в православной церкви, по правилам и обрядам православной веры; просьбы совершать обряд бракосочетания по правилам одной лишь иностранной церкви принимать запрещается (там же). Брак православного лица с иноверным не признается действительным, доколе не совершится в православной церкви православным священником (Уст. Д.К., 26), и в частности – браки лиц православного исповедания, совершенные одними римо-католическими священниками, почитаются недействительными, доколе тот же брак не обвенчан православным священником (Св. Зак. Х т., 1 ч. 72 стр.)".

Как видишь, формально у тебя нет никаких препятствий, и, если какой-то невежественный священник будет отказывать, то принеси ему эту выписку с указанием страниц 1206-1208 этой книги.

В наши отступнические дни проблема может возникнуть совсем с другой стороны. Препятствием к браку является то обстоятельство, если один из брачующихся принадлежит к отступнической церковной структуре, например, "Московской патриархии", которая ложно продолжает называть и считать себя церковью Христовой и правопрееменицей дореволюционной Греко-Российской церкви. Сошлюсь на стр. 1207 (сноска 4) цитируемой мной книги: "Вопрос о допустимости браков лиц православных с отступниками от православия на Предсоборном Присутствии подавляющим большинством голосов был решен отрицательно (см. Прилож. к Ц. Вед. 1907, 11)".

Первым такие браки запретил святой Апостол Павел, утверждая:

2 Кор.6:
14 Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?
15 Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?

В отношении же неверующих (а иные исповедания с православной точки зрения можно вполне отнести к неверующим – неверующим истинно и правильно) Апостол Павел не запрещал брак:

1 Кор.7:
12 Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее;
13 и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его.
14 Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы.
15 Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь.
16 Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?

Из сопоставления слов Апостола "неверующий" и "неверный" явно выходит, что последнее относится к отступникам от веры, нечестивцам и явным врагам истинной веры, а первое – к заблуждающимся в вере, например, к тем же простым католикам или вовсе неверующим во Христа людям.

Я не знаю, в какую церковь ходишь ты, но если принадлежащую МП или ОСА или РПЦЗ(Л), т.е. возглавляемую Лавром Шкурлой, то они все отступнические и члены их – отступники и предатели Христа. Тогда по церковным правилам с тобой нельзя венчаться, пока не выйдешь из отступнической структуры и не покаешься за пребывание в ней (по неведению).

Допустим, вы повенчаетесь и все у вас сложится хорошо. Могут возникнуть опасности в будущем с духовно-практической стороны, как по отношению к вашему браку, так и по отношению к вашим детям. Перемена обстоятельств или воздействие врага спасения могут повлечь за собой то, что твой муж (а люди со временем могут сильно изменяться, ибо кто со Христом не собирает, тот обязательно расточает) станет противоречить твоей вере или склонять детей к своей. Тогда-то может произойти трагедия: или ты уступишь из плотской любви и потеряешь Христа и спасение, или ваш брак распадется по предмету веры, или ты будешь наблюдать своими глазами погибель детей по заблуждению. Ведь их любимый и добрый папа – католик, почему же им нельзя принять его веру? Чем ты возразишь на это? В общем, будь готова к подобным искушениям и проблемам. Лучше всего попытаться ненавязчиво и постепенно раскрыть ему всю красоту и истинность православной святоотеческой веры и тем обратить его в нее.

Мне же более всего жалко детей твоих и любых других, которые попадают в неблагоприятные для воспитания в истинной вере условия.

Помоги тебе Господь в твоем нелегком положении!




Публикации по теме