Формирование элементарных математических представлений. Как провести занятие по математике в первой младшей группе детского сада

Текущая страница: 1 (всего у книги 6 страниц)

Ирина Помораева, Вера Позина

Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада

Планы занятий

Издание 3-е, исправленное и дополненное

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой


Помораева Ирина Александровна методист Учебно-методического центра по профессиональному образованию г. Москвы, преподаватель методики математического развития Педагогического колледжа №15, заслуженный учитель России.

Позина Вера Арнольдовна методист, преподаватель методики математического развития Педагогического колледжа №4, отличник народного просвещения.

Предисловие

Данное пособие адресовано воспитателям, работающим по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, для организации занятий по математике во второй младшей группе.

В пособии рассматриваются вопросы организации работы по развитию элементарных математических представлений у детей 3–4 лет с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных возможностей.

В книге представлено примерное планирование занятий по математике на год. Предложенная система занятий включает комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно-практических методов и приемов работы по формированию элементарных математических представлений; помогает детям овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, что, в свою очередь, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и разнообразными видами деятельности.

Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребенка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Методика проведения занятий не предполагает прямого обучения, а подразумевает создание ситуаций содружества, содеятельности, что повышает активность ребенка в осмыслении и самостоятельном выполнении математических заданий. Знания, полученные детьми на занятиях, необходимо закреплять в повседневной жизни. С этой целью в работе с детьми как в дошкольном учреждении, так и дома можно использовать рабочую тетрадь к «Программе воспитания и обучения в детском саду» «Математика для малышей» (М.: Мозаика-Синтез).

В пособие включен дополнительный материал, составленный в соответствии с рекомендациями современных психологов и педагогов, позволяющий расширить содержание работы с детьми четвертого года жизни и повысить их интерес к заданиям с математическим содержанием.

Примерное распределение программного материала на год

Учитывая адаптационный период детей, занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе проводятся со второй половины сентября один раз в неделю (32–34 занятия в год).

I квартал

Сентябрь

Занятие 1

Занятие 2

большой, маленький .

Занятие 1

один, много, мало .

Занятие 2

много, один, ни одного .

Занятие 3

один, много, ни одного .

Занятие 4

Совершенствовать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словами один, много, ни одного.

большой, маленький.

Занятие 1

Учить сравнивать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами

Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы; обозначать совокупности словами один, много, ни одного.

Занятие 2

Учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова один, много.

Продолжать учить сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче.

Занятие 3

Продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много.

Познакомить с квадратом, учить различать круг и квадрат.

Занятие 4

Закреплять умение находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много.

Продолжать учить различать и называть круг и квадрат.

II квартал

Занятие 1

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, результаты сравнения обозначать словами длинный – короткий, длиннее – короче, одинаковые по длине.

Упражнять в умении находить один и много предметов в окружающей обстановке.

Занятие 2

Продолжать совершенствовать умение находить один и много предметов в окружающей обстановке.

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения; обозначать результаты сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче.

Занятие 3

Учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, понимать значение слов по много, поровну.

Упражнять в ориентировании на собственном теле, различать правую и левую руки.

Занятие 4

Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, активизировать в речи выражения

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, используя приемы наложения и приложения и слова длинный – короткий, длиннее – короче.

Занятие 1

Учить сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приемы наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже.

Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

Занятие 2

Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине способами наложения и приложения, определять результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже.

Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом наложения; умение обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

Закреплять умение различать и называть круг и квадрат.

Занятие 3

Познакомить с треугольником: учить различать и называть фигуру.

Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

Закреплять навыки сравнения двух предметов по ширине, учить пользоваться словами широкий – узкий, шире – уже, одинаковые по ширине.

Занятие 4

Учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

Продолжать знакомить с треугольником, учить называть и сравнивать его с квадратом.

Занятие 1

Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

Упражнять в определении пространственных направлений от себя и обозначать их словами вверху – внизу.

Занятие 2

Познакомить с приемами сравнения двух предметов по высоте, учить понимать слова

Упражнять в определении пространственных направлений от себя.

Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом приложения и пользоваться словами по много, поровну, столько – сколько.

Занятие 3

Продолжать учить сравнивать два предмета по высоте способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже.

Продолжать совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами поровну, столько – сколько.

Занятие 4

Учить сравнивать две неравные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами больше – меньше, столько – сколько.

Совершенствовать умение сравнивать два контрастных по высоте предмета знакомыми способами, обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже.

III квартал

Занятие 1

Продолжать учить сравнивать две неравные группы предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами больше – меньше, столько – сколько, поровну .

Совершенствовать умение различать и называть круг, квадрат, треугольник.

Занятие 2

Совершенствовать умение сравнивать две равные и неравные группы предметов, пользоваться выражениями поровну,

Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и высоте, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.

Занятие 3

Упражнять в сравнении двух групп предметов способами наложения и приложения и пользоваться словами столько – сколько, больше – меньше.

день, ночь.

Занятие 4

Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и ширине, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.

Формировать умение различать количество звуков на слух (много и один).

Упражнять в различении и назывании геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника.

Занятие 1

Учить воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счета и называния числа).

Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Занятие 2

Закреплять умение воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счета и называния числа).

Упражнять в умении сравнивать два предмета по величине, обозначать результат сравнения словами большой, маленький.

Упражнять в умении различать пространственные направления от себя и обозначать их словами: впереди – сзади, слева – справа .

Занятие 3

Учить различать одно и много движений и обозначать их количество словами один, много.

Упражнять в умении различать пространственные направления относительно себя и обозначать их словами впереди – сзади, вверху – внизу, слева – справа.

Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы.

Занятие 4

Упражнять в умении воспроизводить заданное количество движений и называть их словами много и один.

Закреплять умение различать и называть части суток: утро, вечер.

Занятие 1

Закреплять умение сравнивать две равные и неравные группы предметов способами наложения и приложения, пользоваться выражениями столько – сколько, больше – меньше.

Упражнять в сравнении двух предметов по величине, обозначать результаты сравнения словами большой, маленький.

Учить определять пространственное расположение предметов, используя предлоги на, под, в и т. д.

Занятие 2

Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, шар, куб.

Занятия 3–4

Свободное планирование работы с учетом усвоения программного материала и особенностей конкретной возрастной группы.

Планы занятий

Сентябрь

Занятие 1

Программное содержание

Закреплять умение различать и называть шар (шарик) и куб (кубик) независимо от цвета и размера фигур.

Демонстрационный материал. Большие и маленькие красные шары, большие и маленькие зеленые кубы; 2 коробочки красного и зеленого цветов; игрушки: мишка, грузовик.

Раздаточный материал. Маленькие красные шары, маленькие зеленые кубы.

Методические указания

I часть. Воспитатель ввозит в группу грузовик, в кузове которого находятся медведь, шары и кубики, и спрашивает: «Кто к нам приехал? (Дети рассматривают мишку.) Что привез мишка в грузовике?»

Воспитатель предлагает детям найти шар (дает понятие шар ): «Что вы нашли? Какого цвета шар?»

Воспитатель просит показать, что можно делать с шаром. (Катать.)

Аналогичные задания дети выполняют с кубом. (Действия с кубом обозначаются словом ставить .)

II часть. Игровое упражнение «Спрячь куб (шар)».

Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей взять в одну руку шар, а в другую – куб и спрятать одну из фигур за спину. Остальные дети должны отгадать, что спрятал ребенок и что осталось у него в руке.

III часть. Воспитатель просит детей помочь мишке разложить в коробки шары и кубы: шары нужно класть в красную коробку, а кубы – в зеленую.

В процессе выполнения задания воспитатель уточняет у детей: «Что ты положил в коробку? Сколько шаров (кубов)? Они одинакового цвета? Чем еще отличаются шары и кубы?» (Большие и маленькие.)

Мишка благодарит детей за помощь и прощается с ними.

Занятие 2

Программное содержание

Закреплять умение различать контрастные по величине предметы, используя при этом слова большой, маленький .

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Большая и маленькая куклы, 2 кроватки разного размера; 3–4 больших кубика.

Раздаточный материал. Маленькие кубики (по 3–4 шт. для каждого ребенка).

Методические указания

I часть. В гости к детям приходят две куклы. Ребята вместе с воспитателем рассматривают их, выясняют, что одна кукла большая, а другая маленькая, дают им имена.

Затем воспитатель обращает внимание детей на кроватки: «Кроватки одинаковые по размеру? Покажите большую кроватку. А теперь маленькую. Где кровать для большой куклы, а где для маленькой? Уложите кукол спать. Давайте споем им колыбельную „Спят усталые игрушки“».

II часть. Игровое упражнение «Построим башенки».

Воспитатель расставляет на столе большие и маленькие кубики, предлагает детям сравнить их по размеру, а затем построить башенки. Воспитатель на ковре строит башню из больших кубиков, а дети сооружают башенки из маленьких кубиков. По окончании работы все вместе рассматривают постройки, показывают большую (маленькую) башню.

Занятие 1

Программное содержание

Закреплять умение различать количество предметов, используя слова один, много, мало.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал . Кукла.

Раздаточный материал. Матрешки (на две больше, чем детей).

Методические указания

Воспитатель . К кукле Кате в гости пришли матрешки, и мы все вместе будем водить вокруг нее хоровод. Посмотрите, сколько матрешек пришло в гости? (Много.) Возьмите по одной матрешке и поставьте их в хоровод вокруг куклы Кати.

Дети расставляют матрешек.

Воспитатель . Сколько кукол? Сколько матрешек в хороводе? Все матрешки встали в хоровод? Сколько матрешек не водят хоровод? (Мало.)

В заключение дети под музыку водят хоровод вокруг куклы и матрешек.

Занятие 2

Программное содержание

Познакомить с составлением группы предметов из отдельных предметов и выделения из нее одного предмета; учить понимать слова много, один, ни одного .

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Петрушка, корзина.

Раздаточный материал. Мячи одинакового цвета и размера (по одному для каждого ребенка).

Методические указания

I часть. Петрушка приносит детям корзину с мячами.

Воспитатель . Что принес Петрушка? Какого цвета мячи? Сколько мячей принес Петрушка?

Петрушка высыпает мячи на пол. По его просьбе дети берут по одному мячу.

Воспитатель (по очереди обращается к детям). Сколько мячей ты взял? Сколько мячей в корзине? (Вводится понятие ни одного .) Что надо сделать, чтобы у Петрушки в корзине стало много мячей?

Дети складывают мячи в корзину.

Воспитатель . Сколько мячей ты положил? Сколько мячей стало в корзине? Сколько мячей у тебя в руках?

II часть. Подвижная игра «Мой веселый, звонкий мяч».

Воспитатель читает стихотворение С.Я. Маршака:


Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь,
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой.

Я тебя ладонью хлопал,
Ты скакал и звонко топал,
Ты пятнадцать раз подряд
Прыгал в угол и назад.

А потом ты покатился
И уже не возвратился,
Закатился в огород,
Докатился до ворот.

Вот подкатился под ворота,
Добежал до поворота,
Там попал под колесо,
Лопнул, хлопнул, вот и все.

Дети прыгают в такт стихотворению. По окончании стихотворения они разбегаются.

Игра повторяется несколько раз.

Занятие 3

Программное содержание

Продолжать формировать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять из нее один предмет, учить отвечать на вопрос «сколько?» и определять совокупности словами один, много, ни одного.

Познакомить с кругом; учить обследовать его форму осязательно-двигательным путем.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Кукла, корзина, круг, картонный поезд без колес, поднос, салфетка, таз с водой.

Раздаточный материал . Круги одинакового размера и цвета, уточки.

Методические указания

Игровая ситуация «Подарки от куклы Маши».

I часть. Из корзины куклы Маши воспитатель достает круг и сообщает детям: «Это круг (обводит его рукой)». Затем уточняет название предмета: «Что это?» Нескольким детям он предлагает рукой обвести круг.

II часть. Воспитатель предлагает детям взять из корзины Маши по одному кругу и спрашивает: «Какой формы фигуры? Какого они цвета?» Дети по просьбе воспитателя обводят рукой контур круга и выясняют, что круг можно катать.

Воспитатель показывает детям поезд: «Можно ли ехать на этом поезде? (Нет.) Почему? (Нет колес.)» Воспитатель просит детей подготовить поезд к поездке. Ребята присоединяют к поезду колеса (круги) и под музыку «едут» в парк кормить уточек.

III часть. Воспитатель снимает с подноса салфетку и спрашивает: «Кто это? (Уточки.) Сколько уточек?» (Много.)

Дети берут по одной игрушке, а воспитатель выясняет: «Сколько каждый из вас взял уточек? Сколько уточек осталось на подносе?»

Воспитатель предлагает детям поиграть с уточками. Под музыку «уточки» бегают, клюют зернышки.

Воспитатель ставит на стол таз с водой и просит детей сделать так, чтобы в тазике стало много уточек. Дети пускают своих уточек в тазик. Воспитатель выясняет: «Сколько каждый из вас пустил уточек? (Одну.) Сколько уточек в тазике? (Много.) Сколько уточек осталось у вас в руках? (Ни одной.)»

Кукла Маша прощается с ребятами. Дети «едут» домой.

Занятие 4

Программное содержание

Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словами один, много, ни одного.

Продолжать учить различать и называть круг, обследовать его осязательно-двигательным путем и сравнивать круги по величине: большой, маленький.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Машина, мешочек, большой и маленький круги одинакового цвета.

Раздаточный материал . Овощи (по количеству детей), глина (пластилин), дощечки для лепки, салфетки.

Методические указания

I часть. Игровая ситуация «Собираем урожай овощей».

На полу имитация огорода. Воспитатель предлагает детям посмотреть, что растет на огороде. Ребята перечисляют овощи. Воспитатель обобщает их ответы («это овощи»), затем выясняет: «Сколько овощей выросло на огороде?»

Воспитатель предлагает собрать овощи в машину (ввозит машину). Дети берут по одному овощу, а воспитатель уточняет: «Какой овощ ты взял? Сколько овощей ты взял?»

Дети по очереди кладут овощи в машину и комментируют: «Я положил одну морковку (свеклу, картошку…)» Действия детей воспитатель сопровождает словами: «Овощей в машине становится больше». Когда ребята наполнят машину, воспитатель выясняет: «Сколько овощей в машине?»

II часть. Игра «Чудесный мешочек».

В машине с овощами дети находят чудесный мешочек. Они достают из него круг, сообщают название фигуры и какого она цвета.

Воспитатель прикрепляет круг на фланелеграф и предлагает кому-нибудь из детей обвести фигуру рукой.

Аналогичные действия выполняются с другим кругом.

Затем дети выясняют, чем похожи фигуры и чем они отличаются.

III часть. Игровое упражнение «Испечем оладушки».

Дети лепят из глины (пластилина) большие и маленькие оладушки. Затем воспитатель предлагает положить большие оладушки на большой круг, маленькие – на маленький.

Название: Занятие по познавательному развитию (ФЭМП) «Один и много»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, математика, Первая младшая группа, дети от 2 до 3 лет

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБОУ СОШ № 196 Дошкольное отделение «Здоровячок»
Месторасположение: город Новосибирск

Занятие по познавательному развитию (ФЭМП) в первой младшей группе. Тема: «Один и много».

Основная часть

Воспитатель:

На занятие собирайтесь

И в кружок скорее вставайте.

Улыбнемся всем вокруг

Ведь с тобою рядом друг!

— Ребята, я у вас хорошее настроение?

Воспитатель: Тогда начинаем. Дети, к нам сегодня в гости пришел ежик. Давайте с ним поздороваемся.

Основная часть

Воспитатель: Ребята, у нашего гостя есть проблема, и он ее решить сам не может. Он просит нас ему помочь. Дело в том, что ежик пригласил к себе в гости друзей, а угощать он их собирается яблоками. Наш ежик так переживал, когда готовился к встрече гостей, что съел почти все яблоки. И у него осталось только одно яблоко. У ежика было много яблок, а осталось одно. Ребята сколько яблок было у ежика?

Воспитатель: А сколько осталось?

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, можно помочь ежику?

Воспитатель: А что еще помимо яблок любят ежики?

Воспитатель: Молодцы ребята, вы так много знаете про ежиков. А еще ежики любят грибы. Посмотрите, у меня есть один гриб. Как вы думаете, ежику хватит одного гриба угостить всех своих гостей?

Воспитатель: Конечно же не хватит, за то я знаю полянку на которой растет много грибов. Тогда мы отправляемся в путешествие.

Игра «Грибы на полянке»

На ковре разложены грибы (Подосиновики и мухоморы) Детям предлагается собрать подосиновики в корзины, а мухоморы оставить на полянке.

Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы, вы так много грибов набрали. Как вы думаете, ежик сможет угостить теперь всех своих гостей. Посмотрите у меня на столе сколько грибов?

Воспитатель: А сколько грибов вы собрали?

Воспитатель: Правильно, ребята вы много собрали, а на столе у меня сколько грибов?

Воспитатель: Правильно ребята один гриб. Ребята, давайте мы для нашего ежика нарисуем много яблок.

Художественная деятельность ( рисование) «Яблоко»

Рефлексия

Выставка работ.

Воспитатель: (Обращается к конкретному ребенку) сколько яблок ты нарисовал?

Ребенок: …..

Воспитатель: Правильно, а сколько у нас яблок всего?

Ребенок: ….

Воспитатель: Правильно, много.

Воспитатель: Ребята, сколько яблок мы нарисовали?

Воспитатель: Правильно, много. А сколько яблок у ежика?

Воспитатель: Правильно, одно.

Воспитатель: Ребята ежик просил нас о помощи, о какой помощи?

Воспитатель: Как вы думаете, мы смогли помочь ежику?

Конспект занятия

по формированию элементарных математических представлений

в первой младшей группе

на тему «Мишка и зайка в гостях у ребят»

Задачи:

1) формировать умение различать предметы по форме и называть их: кирпичик, шарик;

2) формировать умение выполнять действия с предметами: гладить ладошкой, ставить, катать;

3) воспитывать уважительное отношение детей к друг другу.

Методы и приемы : наглядный(показ воспитателя), словесный(объяснение, вопросы), поощрение, игровой.

Материалы: игрушки Мишка и Зайка, 2 коробки, кирпичики и шарики одинаковой величины по количеству детей и для воспитателя).

Ход занятия:

1. Сюрпризный момент.

На столе стоят накрытые платком игрушки: мишка и заяц.

В. Ребята, посмотрите, к нам на занятие сегодня кто-то пришел. И не просто пришел, а играет с нами в прятки. Давайте посмотрим, кто же тут прячется.

Воспитатель открывает игрушки.

2. Основная часть.

В: Дети, а кто это к нам пришел на занятие?

Воспитатель показывает мишку.

Д: Мишка (рассматривают мишку).

В: Что принес мишка?

В лапах у мишки шарик.

В: А что можно делать с шариком?

Д: Катать.

В: Правильно. Давайте посмотрим, как шарик катается.

Воспитатель вызывает 2-3 детей покатать шарик.

В: Молодцы!

Физкультминутка

Мишка лапки подними

Мишка лапки опусти

Мишка, Мишка покружись

А потом земли коснись.

Воспитатель показывает вторую игрушку-зайку, который держит кирпичик.

В: Давайте посмотрим, кто пришел с мишкой?

В: А зайка что нам принес?

Д: Кирпичик.

В: Правильно! А что можно делать с кирпичиком?

Д: Ставить.

Воспитатель вызывает 2-3 детей

В: Молодцы!

Пальчиковая гимнастика

Зайчик прыг, зайчик скок (показываем зайку пальчиками)

Спрятался он под кусток (кулачок обнимаем ладошкой)

Под кусточком –молчком(грозим пальчиком, чтоб сидел тихо)

Только уши торчком(показываем зайку).

Игровая ситуация « Собираем шарики и кубики».

В: Ребята, давайте поможем нашим гостям разобрать фигурки. Мишке мы будем давать шарики, а зайке кирпичики.

Дети выходят по одному, берут фигурку, кладут мишке шарик, зайке- кирпичик.

В процессе выполнения задания воспитатель уточняет у детей: «Что ты положил в мишке? Зайке?

3. Итог занятия.

В: Дети, кто сегодня были у нас в гостях? Что принес мишка?

А что принес нам зайка? Всем спасибо. Все молодцы!!!



Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми младшей группы «В гостях у Круга и Квадрата»

Цель: Развивать представления о геометрических фигурах. Формировать умение выделять и объединять предметы по одному (общему) признаку: форма, цвет, величина.

Образовательные задачи : учить детей сравнивать предметы по величине, форме и цвету, называть геометрические фигуры.

Развивающие задачи: развивать представление о геометрических фигурах, их свойствах.

Воспитательные задачи : воспитывать уверенность в себе, любовь к математике.

Материалы и оборудование:

демонстрационный материал : две ширмы: на одной изображен дом Квадрата, на другой — дом Круга; две ленты: длинная — зеленого цвета, короткая — красного цвета, письмо.

раздаточный материал : тарелочки, круги большие и маленькие по количеству детей, полоски – карточки с предметами разной формы; «билет» — карточка с изображением геометрической фигуры (квадрат, треугольник или круг).

Методические приемы :

  1. Художественное слово: приветствие в стихах.
  2. Наглядные (использование наглядного материала: карточек, письма).
  3. Словесные (напоминания, указания, беседа, вопросы, индивидуальные ответы детей).
  4. Игровые (игра, сюрпризный момент).
  5. Практическая деятельность (дидактическая игра-упражнение «Разложи по цвету»).
  6. Индивидуальный подход.
  7. ИКТ: закрепление свойств квадрата, игра «Найди меня».
  8. Поощрение: печенье для детей.
  9. Анализ деятельности детей.

Словарная работа : активизировать в речи детей слова: круг, квадрат, длинный, короткий, больше, меньше.

Предварительная работа : рассматривание геометрических фигур, геометрическое лото.

Индивидуальная работа : с Мишей и Ваней закрепить названия геометрических фигур.

Ход занятия.

(Воспитатель с детьми заходят в зал):

Ребята, доброе утро!

Вся темнота расползлась по углам,

Солнце встаёт и идёт по лесам.

Доброе утро, и солнцу, и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам!

(Стук в дверь. Почтальон приносит письмо).

Воспитатель: — Дорогие мои ребята! Почтальон принес письмо, интересно, кто же нам пишет? (достает конверт, читает ):

«Здравствуйте, дети! Мы – геометрические фигуры, Круг и Квадрат, приглашаем вас в гости. А чтобы вы не заблудились в лесу, мы присылаем вам ленты, которые помогут вам найти дорогу. Выбрать нужно ту, которая длиннее, она и приведет вас к нашим домикам»).

Воспитатель :- Ребята, примем приглашение геометрических фигур? (Ответы детей).

Воспитатель : — Сегодня нас ждет увлекательное путешествие. По какой же дорожке нам советуют идти, по длинной или короткой дорожке? (Ответы детей). (Воспитатель держит в вытянутых руках красную и зеленую ленты.) Вот у меня в руках две ленты. Посмотрите и скажите, пожалуйста, какого цвета эта лента? (поднимает одну ленту).

Дети: — Эта лента красного цвета.

Воспитатель : — Ваня, эта лента какого цвета? (поднимает другую ленту).

Дети: — Эта лента зеленого цвета.

Воспитатель: — Как вы думаете, лента какого цвета длиннее? Красного или зеленого цвета?

Дети: — Зеленого цвета лента длиннее.

Воспитатель : — Как вы это узнали? Как это можно проверить?

Дети: — Нужно приложить красную ленту к зеленой ленте. (прием приложения лент).

Воспитатель: — Молодцы! Эти ленты — наши дорожки. Как мы уже говорили, мы пойдем в гости по длинной дорожке. Значит, нам нужно выбрать ленту какого цвета?

Дети: — Нужно выбрать ленту зеленого цвета.

Воспитатель:- Молодцы, ребята, правильно.

(Воспитатель раскладывает зеленую ленту: один ее конец – около ног детей, другой – у ширмы с изображением дома Круга. Дети идут за воспитателем вдоль ленты и подходят к ширме).

Воспитатель :- Шли мы, шли и пришли к сказочному домику. Как вы думаете, какая геометрическая фигура в нем живет?

Дети: — В нем живет круг.

Воспитатель:- Как вы догадались?

Дети:- Висит круг на домике.

Воспитатель:- Миша, чей это дом?

Миша: — Это дом Круга.

Воспитатель: — Сейчас мы проверим, правильно ли вы отгадали.

(Воспитатель из-за ширмы берет в руки Круг)

Круг (воспитатель): — Здравствуйте, дети!

Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья?

Дети : — Круг.

Круг (воспитатель): — Как вы догадались, что я круг?

Дети : — У круга нет углов, он круглый.

Круг (воспитатель): — Молодцы, ребята. Проходите, пожалуйста, садитесь за столы, сейчас мы с вами поиграем. (Дети садятся за столы, на столах лежат на тарелочках геометрические фигуры).

Круг (воспитатель): — Дети, на тарелочках лежат геометрические фигуры. Ребята, как называются эти фигуры? (Дети: — Круги.)

Круг (воспитатель): — Посмотрите, все ли круги одинаковые? (Дети: — Нет.)

Круг (воспитатель) :- Чем же они отличаются?

Дети: — Одни большие, другие маленькие.

Круг (воспитатель):- Как это можно проверить?

Дети: — Маленький круг нужно положить на большой круг и обвести пальцем.

Круг (воспитатель) :- Правильно, их можно проверить путем наложения и обведения пальцем. А еще чем отличаются круги?

Дети: — Они разного цвета.

Круг (воспитатель) :- Какого цвета большие круги?

Дети: — Большие круги красного цвета.

Круг (воспитатель):- А какого цвета маленькие круги?

Дети:- Маленькие круги желтого цвета.

Круг (воспитатель): А чем же эти круги похожи?

Дети: — Они одинаковой формы – круглые.

Круг (воспитатель):- Правильно ответили, молодцы! Посмотрите, дети, сейчас я обведу круг пальчиком, пальчик бежит свободно, ему ничего не мешает, значит, у круга нет углов. Вам тоже предлагаю обвести круги. А теперь поиграем, пальчик у нас будет волшебным карандашом, нарисуем им в воздухе большой круг, а теперь маленький круг (рисуют указательным пальцем круги в воздухе). Молодцы! Т.о. мы все выяснили, что у круга нет углов.

Круг (воспитатель): — Ребята, помогите, пожалуйста, фигурам найти свой домик.

Игра «Разложи по цвету и величине».

Круг (воспитатель): — Спасибо, ребята, вам за помощь. Я тоже хочу вам помочь. Чтобы вы быстрее попали в гости к моему другу Квадрату, я раздам вам билеты на автобус. (Раздает карточки.) До свидания! (Круг остается).

Воспитатель: — Ребята, посмотрите, пожалуйста, на сиденья автобуса, что вы на них видите?

Дети: — На сиденьях автобуса лежат геометрические фигуры.

Воспитатель: — Наши билеты необычные, на них тоже изображены геометрические фигуры, которые помогут вам найти свое место в автобусе. Какая геометрическая фигура изображена на билетах, на такой стул с геометрической фигурой нужно сесть.

(Дети находят свои места в «автобусе», садятся на поставленные в два ряда стулья и поют песню «Мы едем, едем» с движениями для рук и ног)

Физкультминутка.

Мы едем, едем, едем (имитация руля)

В далекие края.

Хорошие соседи, веселые друзья. (руки разводят в стороны)

Нам весело живется, (хлопают в ладоши)

Мы песенку поем.

А в песенке поется,

О том, как мы живем.

Тра-та-та, тра-та-та (руками стучат по коленям)

Мы везем с собой кота- (сгибают пальчики)

Чижика, собаку, кошку, забияку

Обезьяну, попугая-

Вот! Компания какая! («фонарики» руками)

Воспитатель: — Остановка! Вот мы и приехали. Предлагаю всем выйти и попрыгать на месте (прыжки ). Как здесь нам хорошо!

Подходят к домику Квадрата.)

Воспитатель: — Как вы думаете, кто живет в этом домике?

Дети: — Квадрат.

Воспитатель : — Ксюша, как ты догадалась?

Ксюша: — На домике висит квадрат. (Воспитатель берет Квадрат в руки).

: — Сколько у меня углов? Посчитаем вместе. (считают).

Дети: — У квадрата четыре угла.

Воспитатель (от имени Квадрата) : — Оля, сколько углов у меня?

Оля: — У квадрата 4 угла.

Воспитатель (от имени Квадрата) : — Правильно, ребята, у квадрата четыре угла. Ребята, у меня есть для вас интересная игра. Найдите, пожалуйста, на экране предметы, похожие на меня.

Игра «Найди меня» (ИКТ).

Гимнастика для глаз.

Раз – налево, два — направо,

три-наверх, четыре-вниз,

А теперь по кругу смотрим

Чтобы лучше видеть мир!

Воспитатель (от имени Квадрата) : — Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Я вас благодарю и угощаю вас печеньем в форме квадрата. А мне пора домой. До свидания, ребята. (Квадрат возвращается на место).

Воспитатель: — Поблагодарим Квадрат за угощение. Спасибо тебе, Квадрат. И нам пора вернуться в детский сад.

Ребята, что понравилось вам больше всего в нашем путешествии? С какими геометрическими фигурами мы сегодня встретились? Что вам больше всего запомнилось? А теперь всех приглашаю в группу на чаепитие с квадратными печеньями. (Уходят из зала).

Название: занятие по математике в младшей группе по ФГОС.

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ «Детский сад» №206 «Антошка»
Месторасположение: Чувашия, г. Чебоксары

Составитель: воспитатель А. Н. Томенко Муниципальное образование город Ноябрьск МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НАДЕЖДА» муниципального образования город Ноябрьск (МАДОУ «НАДЕЖДА» )

Программное содержание. Продолжать формировать у детей простейшие приемы установления тождества и различия цвета предметов разной формы. Закреплять знания детей о форме предметов (куб- шар) . Развивать умение выбирать предметы с ориентировкой на их форму и цвет.

Материал: куклы в красной и синей одежде, кубы и шары красного и синего цветов.

Ход занятия.

Ребята, слышите, кто-то стучится. Наверно к нам гости пришли. (Воспитатель заносит в группу куклы в красной и синей одежде)

Это кукла Катя одета она в красную одежду: шапочка у нее красная, платья – красное, носки-красные. У куклы Светы синяя шапочка, носки синие, платье – синие. Какого цвета у куклы Кати платье? (Ответы детей.)

Правильно, молодцы. А какого цвета у куклы Светы носочки? (Ответы детей.)

Куклы принесли с собой свои любимые игрушки: кубики и шарики. Они тоже разного цвета. Вот кубики и шарики красные. Какого цвета кубики? (Ответы детей.)

Верно. А эти шарики и кубики - синие. Какого цвета шарик? (Ответы детей.)

Да. А вот кукла Катя любит строить башенку из красных кубиков и играть с красными шариками. Кукла Света любит строить башенку из синих кубиков и играть с синими шариками. Посмотрите, ребята у нас в корзине лежат игрушки. Надо помочь куклам выбрать игрушки, которые они любят.

Настя и Рома, найдите кукле Кате красные кубики, такого же цвета, как шапочка. Правильно, молодцы. Катя и Женя, найдите кукле Свете синие кубики, как у нее носочки. Очень хорошо.

Ребята, давайте построим и подарим куклам башенки: кукле Кати – красную башню, кукле Свете – синюю башню.

Сначала мы построим красную башенку кукле Кати. (Дети берут красные кубики.) А сейчас берем синие кубики и строим башенку кукле Свете.

Пусть башенки останутся на столе, а мы с куклами и шариками пойдем на ковер. (Посадит кукол на ковер)

Посмотрите, шарики круглые, их можно катать, но из них нельзя построить башенку, как из кубиков. Покатим кукле Кати красные шарики. (Дети выбирают красные шарики и катят их по направлению кукле Кати) .

Покатим синие шарики кукле Свете.

Молодцы, ребята! Пусть куклы посидят на коврике и посмотрят, как малыши играют.

Проводится игра «Карусели»

Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два
Вот и кончилась игра.



Публикации по теме