Интересное занятие по развитию речи старшая группа. Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе

Наталья Клюненкова
«Угадай по описанию»

Цель игры : Формировать умение у детей описывать предмет , не глядя на него, находить в нём существенные признаки; по описанию узнавать предмет .

Игровые правила :Рассказывать о предмете надо так,чтобы дети не сразу догадались о нем,поэтому нельзя смотреть на предмет. На полочке лежат различные предметы.

Игровые действия :Передача ленточки. Отгадывание,о чем рассказал участник игры.

Материал :ленточка,игрушки.

Литература : А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду.

Ход игры-занятия :

1. Организационный момент :

Ребята,уберите игрушки и подойдите,пожалуйста, ко мне.

Встаньте,пожалуйста, в круг. Посмотрите на себя, на соседа,приведем себя в порядок. Успокоились и послушайте меня внимательно!

К нам пришли гости,давайте поздороваемся!

Ребята, мы сейчас будем играть и с вами будем описывать предметы .

Нас окружает много предметов. Предметы бывают одинаковые и быввают отличаются друг от друга. Каждый предмет имеет свою форму,цвет,величину. Он для чего-то нужен человеку. В нашей группе тоже много предметов,которые нам нужны. И вам предметы все уже знакомы. Предметы как бы сами рассказывают о себе.

Мы с вами уже рассказывали о знакомых предметах, загадывали о них загадки.

Я сейчас вам расскажу про предмет,а вы должны отгадать.

Прямоугольный,гладкий,имеет четыре ножки,за ним сидят,кушают,рисуют,лепят. Что это?

Блестящий,с носиком. В нем кипяченая вода. Как называется предмет?

Они квадратные,разноцветные. Из них можно построить домик, башню. Что это?

Сейчас мы с вами поиграем. .Теперь сели на стульчики.

2. Основная часть.

Ребята,пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе,а мы по описанию отгадаем , какой предмет говорит.

Выберите себе каждый какой-либо предмет и говорите за него. Только соблюдать надо правила игры :когда будете рассказывать о предмете,не смотрите на него,чтобы мы сразу не отгадали. И говорите только о тех предметах,которые находятся в комнате. Я кладу ленточку в руки любому играющему,он встает и дает описание предмета ,а затем передает ленточку тому,кто будет отгадывать.

Ребята,я вам даю время,чтобы выбрать предмет для описания и приготовиться к ответу.

Первым описывать буду я . Послушайте меня внимательно.

Он разноцветный,круглой формы. Его можно бросать вверх, катать по земле,а в группе нельзя им играть ,так как можно разбить окно. С ним любят играть все дети. (передаю ленточку,кто будет отгадывать.)

Р :-Мяч.

Р :-Круглое,гладкое,зеленое,а с одного бока красное,откусишь его-вкусное, сочное. (передает ленточку тому кто будет отгадывать.)

Р : -Это яблоко.

Р :Блестящий,с носикоми ручкой,в нем кипяченая вода.

Р :- Чайник.

Р :-В ней много листочков,на которых слова и картинки. Взрослые читают детям сказки.

Р : -Это игрушка,она пушистая, оранжевая. У нее длинный красивый хвост,узенькая мордочка,хитрые глазки. (передает ленточку тому, кто будет отгадывать.)

Р :-Прямоугольный,гладкий. Имеет четыре ножки,за ним сидят, кушают,рисуют,лепят. (передает ленточку тому,кто будет отгадывать.) и. т. д.

Физминутка.

«Пирамидка»

Вот большая пирамидка

(потянуться вверх)

И веселый мячик звонкий

(прыжки на месте)

Мягкий мишка косолапый

(шаги на месте, на внешней стороне стопы)

Все живут в большой коробке

(показать большой квадрат)

Но когда ложусь я спать

(руки под щеку, закрыть глаза)

Начинают все играть

(изобразить любое движение)

Игра «Назови и опиши предмет»

А теперь,ребята,поиграем в такую игру. Вы должны называть предмет,который лежит на полочке,

Тот,кому передадут ленточку,будет описывать предмет . Поиграем?

(3-4 ребенка опишут предметы.)

Игра «Чудесный мешочек»

Ребята,посмотрите что у меня в руках (Чудесный мешочек)

У меня в мешочке лежат игрушки. Кого я вызову,тот опустит руку в мешочек и на ощупь берет одну игрушку и расскажет о ней. Мешочек откроется, если по описанию отгадаете предмет . Тот,кто отгадает получит ленточку.

(3-4 ребенка)

Рефлексия :

Ребята,чем занимались на занятии ?

Во что мы играли?

Ребята,Вам понравилась игра?

Чье описание предмета вам больше понравилось?

Молодцы,дети!На следующем занятии поиграем в другую игру. Она тоже будет интересная. Занятие окончено .

Публикации по теме:

«Дидактическое пособие по развитию речи. «Узнай по описанию или составь рассказ». В группе для развития речи ребят было создано вот такое.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА.

Игра «Угадай по описанию». Цель: Воспитывать у детей умение учитывать все названные при описании признаки предмета, развивать наблюдательность.

Конспект НОД по развитию речи. Составление рассказа по описанию комнатных растений Конспект НОД образовательная область «Речевое развитие» «Составление рассказа по описанию комнатных растений». Программное содержание: 1.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе Цель: учить проводить звуковой анализ слова, продолжать.

Конспект занятия по познавательному развитию и развитию речи в старшей группе «Путешествие в осенний лес» Цель:систематизировать знания детей об осени. Задачи: Образовательные: закреплять умение выделять отличительные признаки осени, грибов,.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «В деревне у бабушки и дедушки»

Тема: «Домашние животные»

Цель:

  • расширять и закреплять словарь по теме « Домашние животные» , упражнять в подборе определений;
  • Совершенствование грамматического строя речи.
  • продолжать учить разгадывать загадки ;
  • развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику;
  • закреплять умение составлять рассказ – описание, развивать связную речь;
  • воспитывать бережное доброе отношение к животным.

Оборудование:

“цветик – семицветик”, 7 конвертов с заданиями, картинки с изображением домашних животных, волшебная палочка, магнитная доска, прищепки по количеству детей, игрушка – котёнок. Фотография дедушки и бабушки, фотография внучки Маши, посылка, плоскостное изображение «хлев».. Картина, опорные картинки к картине .

Предварительная работа:

  • разучивание стихотворения А. Барто «Игра в стадо», рассматривание опорных картинок , иллюстраций с изображением животных;
  • рисование, лепка животных
  • загадки, игры о домашних животных;
  • чтение рассказа Н. Носова “Живая шляпа”, рассказывание русской народной сказки “Зимовье зверей”, рассказы Е. Чарушина, М. Пришвина о домашних животных.

Методы и приёмы:

Вопросы, рассказы детей, игра – путешествие, дидактические игры, пальчиковые упражнения, чтение стихотворения, прослушивание песни “Голубой вагон”, разгадывание загадок.

Словарь : табун, стадо, отара, свора, названия животных, их жилищ.

Ход занятия

На ковре стоят 2 стола.

Ребята, утром нам принесли посылку от бабушки Ульяны и дедушки Феди. Они прислали нам свою фотографию и письмо. Послушайте, что они пишут: «Дорогие ребята! У нас есть внучка Маша. Но она отправилась путешествовать и заблудилась в сказочной стране Знаний. Помогите нам, пожалуйста, мы уже старенькие и не можем ее отыскать. Мы надеемся, что вы смелые и активные и можете нам помочь. Большое спасибо вам. Дедушка Федя и бабушка Ульяна.»

Ребята! Поможем дедушке с бабушкой?

Тогда мы отправляемся в путешествие в страну Знаний. Как вы думаете, на чем можно путешествовать?

Дети: на машине, на автобусе, на велосипеде, на воздушном шаре и т. д.

Педагог: а мы с вами поедем.… Нет, попробуйте сами отгадать.

Загадка:

Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок.
(поезд)

Педагог : Правильно. Это поезд. Он уже давно ждёт вас, но в вагон сядет лишь тот, кто приобретет билет. А билетом в наш поезд будет картинка с домашним животным.

(Дети называют животных и садятся на места. Звучит песня “Голубой вагон”)Стульчики стоят в виде вагона.

Педагог : Вот, ребята, мы и приехали в страну Знаний, Страна эта – необычная и загадочная. И предметы в этой стране необычные. Посмотрите, какой красивый цветок. А вы знаете, как он называется?

Дети : цветик – семицветик

Педагог : правильно, а кто знает, почему он так называется?

Дети : у него 7 лепестков разного цвета. Назовите цвета лепестков.

Он -то нам и поможет разыскать Машу. Но для этого нужно открыть все лепестки. Посмотрите, у него на лепестках есть номера. Такие же номера стоят на конвертах с заданиями. Нам нужно открыть все конверты, их должно быть 7 – столько же, сколько лепестков у цветика – семицветика. Мы должны выполнить все задания, а затем открыть лепестки под такими же номерами. И тогда Цветик - семицветик нам поможет найти Машу. Ну что, начнём! Тогда ищите 7 конвертов, несите их на стол и мы будем по порядку их открывать и выполнять задания.

(дети приносят конверты, находят с цифрой 1)Каждый ребенок, принесший конверт должен рассказать где лежал конверт, используя предлоги.Подходим к мольберту.

У бабушки и у дедушки в деревне много верных друзей. Они за ними ухаживают, да и друзья в долгу не остаются. Хотите посмотреть, кто это?

1. Речевая игра: «Какой, какая, какие?»

Кто это?

Какая она?

А это кто?

Какая она?

Дети по очереди подходят к магнитной доске, берут карточку, рассматривают ее, показывают всем детям и рассказывают о том, кто изображен на карточке

Это корова.

Она большая, рыжая, с черными пятнами, умная, дойная, рогатая.

Это собака.

Маленькая, коричневая, умная, пушистая, добрая.

(коза – маленькая, белая, рогатая, бородатая, бодливая; кошка – маленькая, пушистая, ласковая, усатая, полосатая)

Один ребенок описывает, остальные добавляют.

Теперь мы открываем лепесток с цифрой 1.Какая следующая цифра идет за цифрой один? Найдите конверт с цифрой 2.

Конверт № 2

Задание “Кто где живёт?”

Я задаю вопрос и передаю кому-нибудь палочку. У кого она окажется, тот и отвечает.

  1. Где живёт лошадь? - в конюшне
  2. Собака - в конуре
  3. Кролик - в клетке, в крольчатнике
  4. Свинья – в свинарнике
  5. Кошка – в доме
  6. Корова – в хлеву, в коровнике
  7. Коза – в хлеву
  8. Овца – в овчарне

(открываем лепесток с цифрой 2) Какая идет следующая цифра ? Найдите конверт с цифрой 3.

Конверт №3

Задание “Объясни словечко”

(дети по очереди объясняют значение каждого слова)

Табун – много лошадей,

Стадо – много коров,

Отара – много овец,

Свора – много собак.

(открывают лепесток 3)

Конверт 4. Речедвигательная гимнастика «Игра в стадо. Дети читают стихотворение и выполняют действия.

Игра в стадо

Мы вчера играли в стадо,
И рычать нам было надо.
Мы рычали и мычали,
По-собачьи лаяли,
Не слыхали замечаний
Анны Николаевны.

А она сказала строго:
- Что за шум такой у вас?
Я детей видала много -
Таких я вижу в первый раз.

Мы сказали ей в ответ:
- Никаких детей тут нет!
Мы не Пети и не Вовы -
Мы собаки и коровы!

И всегда собаки лают,
Ваших слов не понимают.
И всегда мычат коровы,
Отгоняя мух.

А она в ответ: - Да что вы?
Ладно, если вы коровы,
Я тогда - пастух.
И прошу иметь в виду:
Я коров домой веду

Конверт 5. Составление описательного рассказа по картине.

Дедушка с бабушкой очень любят слушать интересные рассказы, истории. Давайте составим рассказ по картине, которую они нам прислали. Внучке Маше тоже будет интересно послушать.

Воспитатель показывает картину и предлагает ее рассмотреть.

ВОПРОСЫ:

1.Придумайте кличку кошке.

2, Какого цвета кошка?

3. Какая шерстка у кошки?

4. Какие части тела есть у кошки?

5. Какое у нее настроение?

6. Почему она грустная?

7.Что надо сделать, чтобы кошка стала радостной, веселой?

Воспитатель просит детей отвечать полными предложениями

Чтобы составить описательный рассказ, мы будем использовать опорные картинки. (Воспитатель расставляет картинки в определенной последовательности). Кто хочет?

(Выслушать 2-3 ребенка)

Какая следующая цифра за цифрой? Найдите конверт с цифрой 6.

Конверт №6

Задание “Успокой котёнка” - котенок плачет, дети успокаивают его ласковыми словами (маленький, пушистенький, ласковый, усатенький, хорошенький и т. д.)

Пальчиковое упражнение “Котёнок” (с прищепкой)

Кусается сильно котёнок – глупыш,
Он думает это не палец, а мышь (смена рук)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться – скажу тебе: “Кыш!”

Поиграли мы с котёнком, он и успокоился, ему стало весело. А нам пора открывать последний лепесток.

Конверт 7.

Воспитатель: А задание такое: поиграть в игру « Доскажи словечко».

Над лугами, над водой

Хлынул дождик проливной,

А потом повисло

В небе коромысло.

Ребятишек радует

Цветная … (радуга).

Утром дед спросил у внучки:

Почему не моешь… (ручки)

Михаил играл в футбол

И забил в ворота…(гол)

Солнце светит очень ярко,

Бегемоту очень … (жарко).

Где обедал воробей?

В зоопарке у…(зверей)

У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из… (лейки)

Жук упал и встать не может,

Ждёт он, кто ему…(поможет)

Мы открыли все лепестки Цветика - семицветика и теперь он сможет выполнить наше любое желание. Давайте загадаем желание, чтобы Маша оказалась дома с дедушкой и бабушкой?!(загадываем желание).Давайте посмотрим, вернулась ли Маша? Несу фотографию, где Маша вернулась домой. Посмотрите, что случилось у Бабушки Ульяны и дедушки Федора? Какое настроение у героев картинки?

Я хочу сказать вам, что вы все “МОЛОДЦЫ”. Вы прекрасно справились со всеми заданиямиА теперь нам пора в детский сад.

(Воспитатель встаёт впереди, дети - сзади “паровозиком”, под музыку “идем на ковер. В какой стране мы с вами побывали? Кого нам удалось спасти? Какое задание Цветика Семицветика вам понравилось больше всего?


Конспект занятия по развитию речи (коммуникация) в старшей группе.

Воспитатель: Бабенко С.В.

Цели:

    формирование положительной мотивационной направленности к речевым занятиям, развитие интереса к языку;

    развитие фонематического восприятия;

    уточнение, закрепление представлений о пройденных речевых звуках (гласных и согласных), закрепление их символики;

    развитие артикуляционной и мелкой моторики, поддержание интереса к артикуляционной гимнастике;

    развитие связной речи (диалогической и монологической);

    закрепление пройденных букв, создание их ярких сценических образов;

    воспитание эмоциональной отзывчивости на художественный и музыкальный образ.

Оборудование:

Цветик - речецветик (лепестки прикреплены на "липучки"), художественные образы: Звуковики (с символикой гласных звуков), замок Звуковых дел Мастера (с символикой согласных звуков), камешки с символикой гласных букв, домик Язычка (объемный домик с открытым окошком, в котором на пружинке прикреплено изображение Язычка); ручеек (атласное полотно), буквы – плакатики на каждого ребенка, фасоль, горох, семечки, домик – пальчиков, домик – теремок, записи звуков: плеск морских волн, шум дождя, голоса птиц.

Билингвальный компонент: үй – дом, қызыл - красный, сары - желтый, жасыл - зеленый, қөк - синий, гүл - цветок, себет - корзина (кузовок), махаббат - любовь, бақыт - счастье, жылы - тепло, әдемілік - красота.

Ход занятия:

Сәлеметсіз бе ! Здравствуйте!

Утренний круг «Маленькое солнышко»

Маленькое солнышко я держу в ладошках,

А большое солнце светит нам в окошко.

Маленькое солнышко я беру руками,

А большое солнце ввысь над облаками.

Маленькое солнышко мне в ладошку светит,

А большое солнце светит всей планете.

Воспитатель в руках держит "цветик - речецветик":

"У меня сегодня, дети,

Вдруг волшебным стал мой дом -

Нежный цветик - речецветик

Расцвел в моем садочке.

Лепестки, что краски радуг -

Синий, желтый, красный цвет,

Фиолетовый, оранжевый:

Посмотри! Их ярче нет!

Голубой листок как небо,

А зеленый как трава.

То ли быль, а то ли небыль:

Закружилась голова!

Сколько может мой цветочек

Принести любви и благ,

Если только знаешь точно

Попросить когда и как.

Вы поможете, ребятки,

Мне с цветком моим решить,

Как, куда мы без оглядки

Можем с вами поспешить.

1.Выбираем лепесток, отрываем лепесток (красный - қызыл ),

Хором с вами повторяем

Несколько волшебных строк:

"Лети, лети, лепесток,

Через запад, на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг".

Здесь письмо!

Что же в нем написано?

Загадка : Один говорит, двое слушают.

(Язык, уши.)

Воспитатель: А сейчас мы поиграем

Как вы слушаете, узнаем?

(Прослушивание записи звуков: плеск морских волн, шум дождя, голоса птиц – природные звуки)

Назовите услышанные звуки. Чем мы слушали?

Воспитатель: Наши уши слышат тысячи разных звуков

Ребенок: Жизнь была бы страшно скучной,

Если б жизнь была беззвучной….

Как прекрасно слышать звук:

Шум дождя и сердца стук.

2. Выбираем лепесток, отрываем лепесток (оранжевый - қызғылжары ),

Хором с вами повторяем

Несколько волшебных строк:

"Лети, лети, лепесток,

Через запад, на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг".

Лепесток опускается около домика Язычка (Объемный домик, в открытое окошко которого видно изображение Язычка, прикрепленного ко дну с помощью пружинки.)

Воспитатель: Ротик - домик,

Губы - двери.

А кто в этом домике живет?

В этом домике, дружок,

Живет веселый Язычок.

Чтобы красиво говорить,

Надо, вам ребята, много трудиться.

Дам я вам совет сейчас,

Выполняйте мой наказ.

Ежедневно и без лени выполняйте речевые упражнения.

Дети садятся на ковер и выполняют упражнения артикуляционной гимнастики (под музыкальное сопровождение)

Артикуляционная гимнастика.

    Ротик шире открывай,

Язычок вперед давай.

Влево, вправо,

Тик да так,

Время точно на часах.

Шире рот мы открываем,

Язык вправо направляем.

Язык влево направляем.

Влево – вправо, влево – вправо,

Язычок и так и сяк,

Это часики висят.

    Вкусное варенье.

Ох, какое объеденье!

Очень вкусное варенье!

Кто любит варенье,

Делает движение –

Губу оближи,

Язычок покажи.

Мы с вами говорим, произносим речевые звуки.

Ребенок: Много звуков есть на свете:

Шелест листьев, плеск волны,

А бывают звуки речи

Мы их точно знать должны!

3. Выбираем лепесток, отрываем лепесток (желтый - сары),

Хором с вами повторяем

Несколько волшебных строк:

"Лети, лети, лепесток,

Через запад, на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг".

Воспитатель, кладет его на стол, где размещены "Звуковички".

Воспитатель: садимся за столы

Ребенок:

"Звуки гласные мы знаем,

Без труда их различаем:

А, У, О, Ы Э, И -

Вот такие все они.

Ребенок:

Нет для них нигде преграды,

Петь мы эти звуки рады.

Вызываем по-порядку

Наши звуки на зарядку.

Воспитатель :

Звуки очень любят песни,

С песней жить им интересней!"

Воспитатель указывает на Звуковичков, дети поют их песенки:

Ребенок:

"А:"! По шире рот открой!

Не ленись и громче пой!

Удивленно тянет он:

"А:" Забывчивый какой!

Ребенок:

"У:" надул капризно губки,

Их он вытянул, как трубки.

Ребенок:

"И:" - улыба, весельчак, он смеется звонко так!

Ребенок:

Вот в задумчивом сомненье

"Э:" высказывает мненье:

"Э:", не знаю, что сказать,

Может лучше помолчать?!

Ребенок:

Округлив большие губы,

"О" прикрыл немного зубы,

Язык поглубже оттянул, спинку выгнул,

"О:" - вздохнул.

Ребенок:

"Ы" хоть гласный, но тихоня,

Все зевает он спросонья:

"Ы:" Поспать еще часок:?

Или, может, выпить сок?

Игра с кубиком «Бросайка» (дети ловят кубик, на гранях которого символы гласных звуков и придумывают слова)

4. Выбираем лепесток, отрываем лепесток (зелёный - жасыл ),

Хором с вами повторяем

Несколько волшебных строк:

"Лети, лети, лепесток,

Через запад, на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг".

Лепесток "летит" к "звуковому ручейку" (голубые камешки на полу).

Воспитатель: "Пока звучит музыка по камешкам бежит звуковой ручеек. Камешки самые разные, но когда музыка остановится, вы должны занять определенный камешек. Камешек "У" (аналогично с др. гласными)

Воспитатель: " Гласные звуки очень любят чистоговорки.

Если это рыбочка - у нее улыбочка,

Если это рыбка - у нее улыбка,

Если это рыба – у нее улыба,

Если это рыбина – у нее улыбина.

5. Выбираем лепесток, отрываем лепесток (голубой),

Хором с вами повторяем

Несколько волшебных строк:

"Лети, лети, лепесток,

Через запад, на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг".

Лепесток опускается возле Замка "Звуковых дел мастера".

Воспитатель : "Мастера очень трудолюбивые. Они поместили свои звуки в разные слова.

Поиграем со звуками.

Назовем слова, в которые Мастера поместили свои звуки".

Дети : "Мы со звуком М играем, слово к слову подбираем" (мыло, муха ….передают мяч по кругу) "Мы со звуком Х играем " и т.д.

6. Выбираем лепесток, отрываем лепесток (синий - көк ),

Хором с вами повторяем

Несколько волшебных строк:

"Лети, лети, лепесток,

Через запад, на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг".

Лепесток приземляется около домика, где живут пальчики.

Упражняйте ваши пальцы

Каждый день и каждый час,

Будет лучше речь у вас!

Воспитатель : Пальцы – это очень хорошие и верные друзья. Они умеют играть, убирать игрушки, умываться, держать ложку, могут покормить кошку. А еще они умеют громко хлопать, рисовать, вязать, лепить, вырезать, писать. Давайте покажем, что могут делать наши пальцы.

Игра «Что могут наши пальчики?»

Набрать номер телефона.

Подозвать к себе.

Пригрозить.

Сказать «Здорово!»

Попрощаться.

Приласкать.

Пролистать страницы.

Сказать «Стоп!»

Вдеть нитку в иголку.

Сказать «Победа!»

В праздник нам нельзя скучать,

Выходите поиграть.

Игра « Золушка» (перебрать фасоль, горох, семечки.)

7. Выбираем лепесток, отрываем лепесток (фиолетовый),

Хором с вами повторяем

Несколько волшебных строк:

"Лети, лети, лепесток,

Через запад, на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг".

Лепесток опускается на крышу домика-теремка.

Дети (девочки) надевают на себя буквы-плакатики.

Инсценировка сказки "Теремок букв".

Стоит в поле теремок-теремок,

Буква А к теремочку спешит,

Ребенок (буква А) говорит:

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Воспитатель: "Никто не ответил букве А. Зашла она в теремок и стала в нем жить.

Стоит в поле теремок-теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Буква У к теремочку спешит,

У дверей остановилась и стучит:

Ребенок (буква У) говорит:

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

В окошке теремка появляется буква А: "Это я, буква А. А ты кто?"

Буква У: "Я буква У. Пусти меня к себе жить!"

Аналогично к теремку прибегают остальные гласные буквы.

Воспитатель: " Буквы гласные в теремочке живут, буквы гласные громко песни поют.

А в это время в лесу бегали другие буквы, они свистели, шипели, пыхтели, рычали: (мальчики в буквах – плакатиках).

Ребенок : "Надоело нам пыхтеть и шипеть, мы хотим, как гласные песни петь".

Дети пробуют пропеть свои буквы: "Ничего не получается!"

Гласные: "Не огорчайтесь! Мы будем петь песни, а вы вставайте с нами рядом. Согласны?"

Дети (кивают головами): "Согласны, согласны!"

Гласные: " А раз вы согласны, то мы будем называть вас буквами согласными".

Танец-приглашение (согласная буква приглашает гласную).

Песня «Так уж получилось».

Воспитатель: (держит в руках облетевший цветик - речецветик)

Воспитатель: "Что же делать? Как же быть?

Без цветка нам скучно жить!

Разлетелись лепестки от моего цветка.

Как же их собрать? Может быть, ветерок поможет нам?

(Берет корзину с конфетти )

Дует теплый ветерок, у меня есть кузовок (СЕБЕТ).

В нем прекрасные слова, слова любви, слова добра.

Я знаю слово, от которого мир вокруг становится прекрасней. Это слово – «улыбка»! Вот вы и улыбнулись. А вы знаете прекрасные слова? Тогда добавьте их в мой кузовок (СЕБЕТ).

Дети передают кузовок друг другу называя «прекрасные слова».

Дети: ТЕПЛО- жыл ы , УЛЫБКА, ЛЮБОВЬ – маххабат, КРАСОТА – әдемілік , НЕЖНОСТЬ – аялы,РАДОСТЬ – қуаныш , СЧАСТЬЕ – бақыт ,

Воспитатель: А кузовок – то мой – волшебный. Все ваши замечательные слова он превратил в частички тепла, добра и нежности. Пусть они разлетятся по всему миру. Отправьте их в путешествие: вдохните носом, губки «трубочкой», плавно выдыхайте через рот.

Дети выполняют дыхательную гимнастику «Ветерок» в кругу.

Во время гимнастики воспитатель достает другой цветок незаметно для детей.

Воспитатель: "Налетел ветер и собрал мой речецветик".

Воспитатель говорит о том, что цветик - речецветик будет стоять в группе и детей ждут другие приключения. Воспитатель предлагает детям найти волшебный сундучок и открыть его (в нем подарки для детей маленькие речецветики).

Дети прощаются Сау болың ыз!

Цель: закрепить знания по сказкам и активизировать речь детей.

Задачи:

· развивать слуховое и зрительное внимание, мыслительные процессы;

· развивать память, мышление, наблюдательность, речь;

· побуждать к выразительности в этюдах (пантомимика), развивать навыки импровизации;

· воспитывать у детей бережное отношение к книгам, навыки культурного общения, сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности;

· воспитывать эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые сказки, дружбу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ООД в старшей группе «Сказочная страна»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель: закрепить знания по сказкам и активизировать речь детей.

Задачи:

  • развивать слуховое и зрительное внимание, мыслительные процессы;
  • развивать память, мышление, наблюдательность, речь;
  • побуждать к выразительности в этюдах (пантомимика), развивать навыки импровизации;
  • воспитывать у детей бережное отношение к книгам, навыки культурного общения, сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности;
  • воспитывать эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые сказки, дружбу.

Оборудование: фонограмма песни «Сказки гуляют по свету» (музыка Е.Птичкина, слова М. Пляцковского, исп. В. Толкунова), письмо от сказочных героев, картинки с изображением персонажей сказок.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок («Теремок», «Кот, петух и лиса», «Заячья избушка», «Лиса и дрозд», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»). Рассматривание иллюстраций к сказкам. Игры-драматизации и инсценировки сказок.

Работа с родителями: просмотр с детьми мультфильмов по русским народным сказкам, беседа по ним.

Ход занятия:

Звучит фонограмма песни «Сказки гуляют по свету» (музыка Е.Птичкина, слова М. Пляцковского, исп. В. Толкунова).

Дети входят в групповую комнату, присаживаются на стульчики, образуя круг.

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?

Дети: Да, любим.

Воспитатель: Хотите отправиться в путешествие по сказкам?

Дети: Хотим.

Воспитатель: Прежде чем отправиться в путешествие, давайте вспомним, какие бывают сказки?

Дети: Сказки, которые придумал целый народ, и сказки, которые придумал один человек – автор.

Воспитатель: Молодцы. А как называются сказки, которые придумал целый народ?

Дети: Сказки, которые придумал народ, называют народные.

Воспитатель: А как называют сказки, которые придумал один человек – автор?

Дети: Сказки, которые придумал один автор – авторские.

Раздается стук в дверь. В группу входит почтальон и передает письмо от сказочных жителей.

Воспитатель зачитывает письмо:

«Ребята! Помогите! Мы совсем запутались, кто в какой сказке живет. Что нам теперь делать? Помогите нам.

Сказочные персонажи.»

Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь сказочным персонажам?

Дети: Да, конечно хотим.

Игра «Угадай, какой персонаж, из какой сказки».

Воспитатель достает по одной карточке, на которой изображен сказочный персонаж, и показывает детям. Дети должны угадать сказку, в которой этот герой фигурирует.

Например:

щука (сказка «По щучьему велению»), курочка-Ряба («Курочка-Ряба»), Жучка («Репка»), лягушка («Сказка о царевне-лягушке»), мышка-норушка («Теремок»), козленок («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»), крошечка-Хаврошечка («Хаврошечка»), лиса («Лиса и кувшин», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Лисичка со скалочкой», «Кот, петух, лиса», «Петушок – золотой гребешок»), кот («Кот, петух, лиса»).

Воспитатель: Молодцы, вы очень добрые дети. Ребята, сказочные персонажи приготовили для вас игру. Хотите поиграть?

Ответы детей.

Игра «Найди ошибку в сказке».

Воспитатель зачитывает сказку детям, а одно слово меняет на другое. Дети на скорость должны «исправить ошибку» рассказчика.

Например:

– ... Бабка била-била, не разбила. Дед бил-бил не разбил. Кошка бежала, хвостиком махнула, яйцо и разбилось. (Кошка - мышка).

– … Вот едет дед и видит: серый волк свернулся калачиком и лежит на дороге. Дед слез с воза, подошел к волку, а он не ворохнется, лежит себе как мертвый. «Вот будет подарок жене», - сказал дед, взял волка и положил на воз, а сам пошел впереди. (Волк - лиса).

– … А у младшего сына, Ивана-царевича, стрела поднялась и улетела, сам не знает куда. Вот он шёл, шёл, дошёл до болота, видит – сидит мышка, подхватила его стрелу. (Мышка - лягушка).

– … Вдруг идет слон. Увидел теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:

Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Я, мышка-норушка.

Я, лягушка-квакушка.

Я, зайчик-побегайчик.

Я, лисичка-сестричка.

Я, волчок-серый бочок.

А ты кто?

А я слон.

Иди к нам жить! (Слон – медведь косолапый).

Воспитатель: Молодцы. Ребята, я предлагаю немного отдохнуть, вы согласны?

Ответы детей.

Воспитатель: Замечательно, а сказочные персонажи нам помогут.

Физминутка «На лесной опушке в ряд».

На лесной опушке в ряд

Звери делают зарядку.

Заяц головой вращает –

Мышцы шеи разминает.

Делает старательно каждое движение –

Очень ему нравится это упражнение.

Полосатенький енот изображает вертолет –

Лапками машет назад и вперед,

Словно собрался в далекий полет.

Серый волк немного сонный,

Выполняет он наклоны.

Ты, волчишка, не ленись,

Вправо-влево поклонись,

А потом вперед-назад

Получишь бодрости заряд.

Медвежонок приседает,

От пола пятки отрывает.

Спину держит прямо-прямо,

Как учила его мама.

Ну а белки, словно мячики

Дружно прыгают и скачут.

Дети выполняют движения по тексту.

Воспитатель: Ну что ж, немного отдохнули. Наше путешествие по сказкам продолжается.

Игровое упражнение «Перепиши сказку на свой лад».

Воспитатель: Ребята, вам интересно будет узнать, что приключилось с героями после окончания сказки? Например, что стало с лисой и волком из сказки «Лисичка-сестричка и серый волк», как сложилась судьба Хаврошечки?

Ответы детей.

Игра «Исправь ошибку».

Воспитатель: Ребята, вы столько знаете сказок и помните сказочных персонажей. А сможете ли вы найти ошибку в названии сказки? Проверим?

Ответы детей.

Воспитатель называет сказки, умышленно допустив ошибку, а дети исправляют.

«Петушок Ряба»

«Даша и медведь»

«Волк и семеро ягнят»

«Утки – лебеди»

«Лисичка с кастрюлькой»

«Заюшкин домик»

«Царевна Индюшка»

«Мальчик с кулачок»

Воспитатель: Ребята, молодцы, вас не проведёшь, как я ни старалась, названия сказок вы очень хорошо знаете! А теперь я предлагаю вам стать героями сказки «Лисичка-сестричка и серый волк». Вы согласны?

Ответы детей.

Пантомимический этюд «Горе», «Хитрость», «Голод», «Злость» по русской народной сказке «Лисичка-сестричка и серый волк».

Дети изображают: дед горюет – подставляют ладошки к щекам, прикрывают глаза, вздёргивают брови под углом, опускают голову; лиса хитрая – прищуривают глаза, делают повороты туловищем; волк голодный – поглаживают по животу, облизывают губы языком; волк злится на лису – одна рука согнута в локте, другая сжата в кулак, брови нахмурены, сердитое выражение лица.

Воспитатель: Ребята наше путешествие по сказкам подошло к концу. Вам понравилось путешествие в страну сказок? А в какие игры со сказками мы играли? А что вам понравилось больше всего?

Ответы детей.

Воспитатель: Посмотрите на наш книжный уголок. Здесь у нас тоже живут книжки со сказками. Для того чтобы им хорошо жилось, нужно бережно к ним относиться: не рвать, не мять, аккуратно читать.


; конкретизировать и расширять представления старших дошкольников о школе и школьных принадлежностях; обогащать и активизировать словарный запас по этой теме.

Поощрять желание детей идти в школу; стимулировать психологическую готовность к школьному обучению с целью получения знаний.

Р ; упражнять в зрительном соотнесении букв.

Воспитывать уважительное отношение к учителям и школьникам, бережное отношение к письменным принадлежностям.

Материал: портфель, школьные принадлежности и картинки с их изображением, сюжетные картинки «В школу», «В классе», плакат с алфавитом, картинки с печатными буквами к упражнению «Исправь ошибку».

Ход занятия

Звучит песня М. Матусовского «С чего начинается Родина?»

Воспитатель: «…С картинки в твоем букваре!» Ребята, почему такие слова придумал поэт? Как может Родина начинаться с картинки в букваре? Почему так говорят? (Потому что букварь - это для многих детей самая первая книга, которая открывает им весь мир!) Каким образом книга может открыть перед нами весь мир?

Вот букварь - начало всех наук.

Ведь слова рождаются из букв.

(В. Приходько.)

«Книга - это маленькое чудо. Она рассказывает нам смешные и грустные истории, учит всему на свете и знает все про все».

(Б. Зубков.)

Человеку книга служит,

С человеком книга дружит.

Человеку книга - друг,

Объясняет все вокруг.

(В. Приходько.)

Знаете ли вы правила пользования книгами? Нельзя брать книги грязными руками - почему? Нельзя загибать уголки листа -- почему? Нельзя читать во время еды - почему? Нельзя рисовать в книгах, которые для этого не предназначены, - почему? Какие еще правила вы знаете?

Первой книжкой, первым учебником первоклассников всегда был букварь. Ребята, внимательно рассмотрите картинки рядом с буквой или над ней. Посмотрите, рядом с буквой «А» в букваре нарисованы арбуз, аист. Придумайте сами, что еще можно нарисовать на странице с буквой «А»?

Проведем сейчас игру-соревнование «Кто больше знает слов на букву «…»?». Выигрывает ребенок, последним назвавший правильно слово.

Рассмотрим сюжетную картинку «В школу!». Я начну рассказ по картинке, а вы продолжите. «Школа - это здание, где учат детей. Школа - это учителя и школьники. Школа - это портфель, учебники, тетради, ручки, картинки на стене, черная доска и мел, парты и большие окна… Каждое утро в школе раздается звонок. В класс приходит учитель, чтобы учить, и школьники, чтобы учиться…» (По С. Соловейчику.)

Воспитатель рассказывает и выставляет предметные картинки школьных принадлежностей. Дети составляют рассказ по сюжетной картинке.

Используйте в своем рассказе названия школьных принадлежностей.

Послушайте стихотворение В. Берестова «Кто чему научится?»:

Чему первым делом учится кошка?

Хватать.

Чему первым делом учится птица?

Чему первым делом учится школьник?

Звучит песня М. Пляцковского «Чему учат в школе», дети подпевают, выполняя движения вместе с воспитателем.

А знаете ли вы, откуда взялся алфавит? Что это и зачем его придумали? «Очень-очень давно люди придумали буквы. Они составляли алфавит. Древние буквы были не похожи на те, которыми мы теперь пишем. Сначала люди придумали записывать свои мысли обычными рисунками-символами…» (По Г. Юрмину. «Алфавит».)

Мы с вами умеем уже составлять схемы рассказов с помощью рисунков-символов. Давайте попробуем прочитать мою запись!

Педагог выставляет три картинки: желтый листочек, дети, школа.

Что я обозначила первой картинкой - желтым листочком? (Осень.) Попробуйте придумать предложение по этим картинкам: «Осенью дети идут в школу».

У разных народов были разные буквы. Они рождались из картинок-символов. Буквам давались имена. Из названий первых букв русского алфавита - «аз» и «буки» - сложилось его русское название: «азбука».

В русской азбуке, или алфавите, 33 буквы. Кто из вас может назвать буквы, которые я покажу?

Воспитатель вывешивает большой плакат азбуки. Дети называют знакомые им буквы. Педагог читает стихотворение Б. Заходера «Алфавит»:

33 родных сестрицы,

Писаных красавицы.

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

- Проведем сейчас упражнение «Исправить ошибки».

Время у вас ограничено: 5 минут на 2 строчки. Вы должны сравнить написание по алфавит)’ и зачеркнуть ошибки.

Воспитатель раздает детям карточки, на которых напечатаны буквы в правильном и зеркальном отображении.

Посмотрите на сюжетную картинку «В классе». Я начну рассказ, вы его продолжите.

«В классе большие окна, чтобы детям было светло и уютно. На стенах висят портреты известных ученых, писателей. В классе стоят парты, шкафы, висит на стене доска для письма мелом. В шкафу и на партах лежат книги, тетради, карандаши, ручки».

Школьные парты - это специальные столы с сиденьями, за которыми удобнее всего писать и читать. Над созданием парты работало много людей, чтобы сделать ее удобной и красивой, поэтому парты надо беречь.

Знаете ли вы, кто живет в портфеле? Отгадайте загадки!

Он не ест и не пьет.

Только весело поет.

То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка!

Можешь и нарисовать,

Потому что я - … (тетрадь.)

Я все знаю, всех учу,

Но сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Надо грамоте учиться. (Книга.)

Сели на страничку Веселые сестрички.

Сели рядом - не молчат,

Нам загадки говорят. (Буквы.)

Давайте попробуем собрать портфель по памяти, запомнив слова из стихотворения С. Маршака:

Семь ночей и дней в неделе,

Семь вещей у нас в портфеле:

И дневник, и тетрадь,

И перо, чтоб писать,

И резинка, чтобы пятна

Все стирала аккуратно,

И пенал, и карандаш,

И букварь, товарищ наш.

Кто из вас сумел запомнить все семь вещей?

Дети называют по одному предмету из школьных принадлежностей, а воспитатель выставляет на доске предметную картинку каждого названного предмета. Так выстраивается предметный ряд.

Для чего нужен в школе этот предмет? Составим предложение с заданным словом. Например, слово дневник: «В дневник дети записывают домашнее задание» или «В дневник учитель ставит отметки».

Все предметы уложим в портфель. Наши дети могут идти в школу. Кто вас встретит в школе?

Учитель вас введет в просторный класс,

В ваш первый класс несмело вы зайдете.

За парты всех рассадит вас,

Поздравит с первым школьным годом.

Букварь открыт и новая тетрадь -

Учитель вам о Родине расскажет.

И цифры знать полезно будет тоже.

(По Г. Соколову.)

Расскажите, что делает учитель в школе? Чему научит вас учитель?

В заключение нашего занятия предлагаю вам представить себя школьником, учеником и нарисовать свой портрет «Я иду в школу». Из ваших рисунков мы составим выставку для выпускного праздника.

Л. Ладутько, С. Шкляр



Публикации по теме

  • Леди гага в платье из мяса Леди гага в платье из мяса

    Футуристичное платье Гаги напоминает то ли об орбитах далеких планет, то ли о космическом вихре. Очевидно одно: Жанна Агузарова нервно...

  • Игла Игла "Ухошип" для плетения

    Браслеты из натуральных материалов всегда будут актуальными. Эти универсальные аксессуары способны добавить изюминку и дополнить образ как...