Изменения эмоциональной сферы в период взрослости.

Этот учебник дает полное представление о современных знаниях в области психологии развития человека. Книга разделена на восемь частей и описывает особенности психологии разных возрастных периодов по следующим векторам: когнитивные особенности, аффективная сфера, мотивационная сфера, поведенческие особенности, особенности «Я-концепции». Особое внимание в книге уделено вопросам возрастной периодизации, детской и подростковой агрессии.

Состав авторского коллектива учебника уникален. В работе над ним принимали участие девять докторов и пять кандидатов психологических наук. Из них трое – академики и двое – члены-корреспонденты Российской академии образования по отделению психологии.

Для широкого круга специалистов в области гуманитарных наук.

Книга:

Влияние брачных отношений на эмоциональную сферу личности

В зрелом возрасте люди часто испытывают чувство одиночества . Дети подрастают и уходят или собираются уйти из родительского дома, и начинающие стареть супруги вновь сталкиваются с необходимостью играть лишь роли мужа и жены (Квинн В., 2000).

Но зрелость далеко не всегда бывает печальным периодом жизни. Мужчины и женщины, которые довольны своей семейной жизнью, обычно легко адаптируются к этому возрасту и в годы зрелости получают от жизни удовольствие (Квинн В., 2000). Множество данных свидетельствует о том, что большинство людей, испытывающих к кому-либо привязанность, чувствуют себя счастливее, чем те, кто этого лишен. Во всем мире около 90 % всех мужчин и женщин, состоящих в близких отношениях, в конечном счете становятся супругами (Майерс Д., 1996).

Ряд исследований, основывающихся на опросах десятков тысяч европейцев и американцев, неуклонно приводят к одному и тому же результату: по сравнению с вдовами и одинокими людьми, особенно с разведенными и брошенными, люди, состоящие в браке, чувствуют себя более удовлетворенными жизнью.

Мнение ученых

По утверждению Д. Майерса, во всем западном мире женатые люди обоих полов более счастливы, нежели те, кто никогда не состоял в браке, разведен или расстался с любимым человеком (Майерс Д., 1996).


Несмотря на то что неудачный брак зачастую вызывает депрессию у женщин, а не у мужчин, миф о том, что одинокая женщина чувствует себя счастливее замужней, оказывается несостоятельным. Более важным является не сам факт брака, а качество брачных отношений. Люди, заявляющие об удовлетворенности своим браком и любви к своему партнеру, редко говорят, что они несчастны, либо недовольны жизнью, либо находятся в депрессии.

Брак создает почву для счастья по крайней мере по двум причинам: во-первых, люди, состоящие в браке, более склонны получать удовольствие от длительных, тесных взаимоотношений и менее склонны страдать в одиночку. Хороший брак дает каждому партнеру надежного товарища, любовника, друга. Вторая, более прозаическая причина того, что брак способствует счастью или, по крайней мере, служит буфером в болезненных ситуациях, следующая: предлагаемая браком роль супруга и родителя обеспечивает нам дополнительный источник самоуважения (Майерс Д., 1996). Правда, новые роли ведут к новым стрессам, и мы можем оказаться и оказываемся на грани перегрузки. Но тем не менее удачно исполняемая роль подразумевает также и вознаграждения, способствует укреплению нашего личностного статуса, делает нас богаче, помогает избежать стрессов, с которыми мы встречаемся в других сферах нашей жизни.

1.4. Изменения эмоциональной сферы в период взрослости

Изменения эмпатии. Возрастные изменения уровня эмпатии у женщин и мужчин по данным Е. П. Ильина и А. Н. Липиной представлены в табл. 1.4.

Уровень эмпатии неуклонно повышается от юношеского возраста, достигая максимального значения у женщин и мужчин в возрасте 40–50 лет. В этом возрасте уровень эмпатии превышает таковой 15–20-летних в два раза. В дальнейшем происходит резкое падение уровня эмпатии как у женщин, так и у мужчин, минимум наблюдается в 60–75 лет. В этой возрастной группе уровень эмпатии даже ниже, чем у 15–20-летних.

Таблица 1.4. Выраженность эмпатии у взрослых мужчин и женщин разного возраста, баллов

У мужчин уровень эмпатии во всех возрастных группах, кроме последней, ниже, чем у женщин (различия достоверные в трех возрастных группах).

Возрастные изменения сентиментальности. Под сентиментальностью понимают излишнюю эмоциональную чувствительность, имеющую оттенок слащавости, приторной нежности или слезливой умиленности. Сентиментальный человек способен легко растрогаться, расчувствоваться, взволноваться, он легко приходит в состояние умиления, т. е. проявляет нежные «чувства» по отношению к объекту, кажущемуся ему трогательным.

Возрастная динамика выраженности сентиментальности у взрослых женщин и мужчин в разных возрастных группах по данным Е. П. Ильина и А. Н. Липиной (2007) представлена на рис. 1.9.

Рис. 1.9. Возрастная динамика изменения сентиментальности

Как следует из представленных на рисунке данных, среднегрупповые значения показателя сентиментальности с возрастом неуклонно возрастают, достигая максимума как у женщин, так и у мужчин в возрасте 50–60 лет. Однако в возрасте 61–75 лет происходит резкое снижение сентиментальности. Между смежными возрастными группами различия достоверные в большинстве случаев (на уровне 0,05–0,001).

Следует отметить, что средние значения показателя сентиментальности у мужчин значительно ниже значений показателя сентиментальности женщин во всех возрастных группах. Выявленные различия статистически достоверны во всех возрастных группах, кроме одной.

Возрастная динамика свойств эмоциональности. К свойствам эмоциональности отнесены эмоциональная возбудимость, интенсивность и длительность эмоций. Как видно на рис. 1.10, среднее значение показателя эмоциональной возбудимости у женщин сначала держится на одном уровне в возрастных группах 15–20 и 21–30 лет, а затем начинает постепенно снижаться. В выборке 51-60-летних женщин наблюдается незначительное повышение уровня эмоциональной возбудимости, однако уже в следующей возрастной выборке, у женщин в возрасте 61–75 лет, происходит резкое снижение данного показателя и он достигает своего минимума.

Рис. 1.10. Выраженность свойств эмоциональности у взрослых разного возраста. Эмоциональная возбудимость (верхний рисунок), интенсивность (средний рисунок) и длительность эмоций (нижний рисунок)

Таким образом, можно говорить о том, что имеется тенденция снижения у лиц женского пола уровня эмоциональной возбудимости от юношеского к пожилому возрасту.

У мужчин, в принципе, наблюдается та же тенденция (хотя плохо выраженная) изменения с возрастом уровня эмоциональной возбудимости, а именно постепенное ее снижение (лишь в выборке мужчин 41–50 лет происходит достаточно значительный скачок вверх данного показателя, а далее вновь наблюдается его снижение). Так же как и в выборках женщин, эмоциональная возбудимость максимальна в возрасте 15–20 лет и минимальна в возрастной группе 61–75 лет.

Следует отметить, что у мужчин уровень эмоциональной возбудимости во всех возрастных группах был значительно ниже, чем у женщин (различия достоверны).

Возрастная динамика выраженности интенсивности эмоций. Максимальная интенсивность эмоций у женщин наблюдается в выборке 15–20 лет; далее происходит постепенное снижение с возрастом выраженности данной характеристики эмоций, хотя в возрасте от 31 года до 60 лет наблюдается стабилизация выраженности этого свойства эмоциональности.

У мужчин заметна та же тенденция, но выражена она менее отчетливо в связи с большим разбросом среднегрупповых значений интенсивности эмоций в разных возрастных группах. Однако, так же как и в выборках женщин, интенсивность эмоций у мужчин менее всего выражена в старших по возрасту выборках, т. е. в возрасте 51–60 и 61–75 лет.

Показатели интенсивности эмоций во всех возрастных группах, кроме группы в 31–40 лет, у мужчин были ниже, чем у женщин. Различия достоверны в четырех возрастных группах из шести.

Возрастная динамика длительности переживаемых эмоций. Данные, полученные в отношении этого свойства эмоциональности, существенным образом отличаются от данных, полученных в отношении эмоциональной возбудимости и интенсивности эмоций, а именно наблюдается не снижение показателей, а, наоборот, постепенное их увеличение. Другими словами, мы можем сказать, что в то время как эмоциональная возбудимость и интенсивность эмоций с возрастом уменьшаются, длительность переживаемых человеком эмоций, наоборот, возрастает. Это наблюдается как у женщин, так и у мужчин. У мужчин в возрасте 31–40 лет происходит некоторое снижение данного показателя, но уже в возрасте 41–50 лет мы видим его заметный скачок вверх, и далее он повышается вплоть до самой старшей из обследованных нами выборок мужчин 61–75 лет.

Также следует обратить внимание на то, что во всех возрастных выборках у мужчин по сравнению с женщинами длительность переживания эмоций меньше.

Таким образом, учитывая все полученные нами данные об эмоциональных проявлениях мужчин и женщин, можно сделать вывод, что на протяжении всех возрастных этапов мужчины имеют меньшую эмоциональность, чем женщины. В отношении возрастных изменений различных проявлений эмоциональности наблюдается разная динамика. Сентиментальность и эмпатичность до определенного возраста возрастают и снижаются к старости; эмоциональная возбудимость и интенсивность переживания эмоций с возрастом снижаются, а длительность переживания эмоций возрастает. В результате, если у девушек и молодых женщин (15–20 и 21–30 лет) и юношей и молодых мужчин (15–20, 21–30 и 31–40 лет) показатели эмоциональной возбудимости и интенсивности эмоций превалировали над показателем длительности эмоций, то затем, начиная с возраста 31–40 лет, соотношения меняются. Теперь уже показатели длительности эмоций превалируют над показателями эмоциональной возбудимости и интенсивности эмоций.

Инициаторы ряда масштабных интернациональных исследований, проводившихся во многих странах и охвативших свыше 100 тысяч человек, выявили, что удовлетворенность жизнью увеличивается с возрастом, причем среди мужчин наблюдается более сильный эффект, чем среди женщин (WorldbValues Study Group, 1994). Та же закономерность установлена относительно положительных эмоций. Все эти возрастные изменения могут быть связаны с историческими факторами, т. е. со сменой поколений, и объясняться тем, что жизнь во всем мире становится хуже, приносит меньше удовлетворения. Таким образом, пожилые люди продолжают оставаться более счастливыми.

Уладить споры вокруг данного вопроса призваны лонгитюдные исследования, в рамках которых производятся наблюдения за одними и теми же людьми на протяжении длительного периода времени. Существует несколько подобных работ по рассматриваемой теме. Так, Хелсон и Лонен (Helson, Lohnen, 1998) анализировали положительные эмоции. В обследовании приняли участие 80 женщин и 20 их супругов. Субъекты обследовались начиная с двадцатисемилетнего возраста до достижения 52 лет. <…> В этот период наблюдается определенный рост положительных и уменьшение отрицательных эмоций <…>

В нескольких экспериментальных работах выявлено, что положительные эмоции и удовлетворенность жизнью усиливаются лишь у мужчин, в то время как у женщин наблюдается обратное. Мрожеки Коланц (Mroczak, Kolanz, 1998), проанализировав масштабную выборку американцев, изучили влияние возраста на эмоциональные показатели <…> Оказалось, рост позитивной эмоциональности отмечается только у мужчин-интровертов. Уменьшение негативных эмоций наблюдалось только среди замужних женщин.

М. Аргайл, 2003. С. 186–187.

Из книги Подросток [Трудности взросления] автора Казанская Валентина

Чувство взрослости подростка и его особенности Как уже отмечалось, подростковый период занимает особое место в жизни человека, потому что в эти годы подросток переходит от одного измерения жизни к другому, существующему в мире взрослых, переходит от одной эпохи к другой

Из книги Психология индивидуальных различий автора Ильин Евгений Павлович

2. Методики изучения индивидуальных особенностей эмоциональной сферы Четырехмодальностный эмоциональный опросник (Л. А. Рабинович)Методика направлена на выявление преобладающих у человека эмоций.Это вопросник, в котором 46 вопросов; на них испытуемые могут дать 4

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

18.4. Особенности эмоциональной сферы медицинских работников, влияющие на общение Больные ждут от медицинского персонала сочувствия, заботливости, что требует проявления эмпатийности. Поэтому считается, что в медицину, как и в другие социономические профессии, должны

Из книги Психология взрослости автора Ильин Евгений Павлович

1.2. Периодизация взрослости С давних пор существуют различные подходы к периодизации зрелости. По древней китайской классификации зрелость разделяют на четыре периода: с 20 до 30 лет - возраст вступления в брак; с 30 до 40 - возраст выполнения общественных обязанностей; с 40

Из книги Психология развития человека [Развитие субъективной реальности в онтогенезе] автора Слободчиков Виктор Иванович

1.3. Изменение психических функций в период взрослости Сенсорная сфераЗрение. Острота зрения сохраняется на одном уровне до 50 (Кравков С. В., 1950; Рыбалко Е. Ф., 1968 (рис. 1.2); Kline, Shieber, 1985) или даже до 62 лет (Slataper, 1950), а затем в быстром темпе начинает снижаться.Цветовая

Из книги Измените мысли – изменится жизнь. 12 простых принципов автора Кейси Карен

1.5. Изменения мотивационной сферы в период взрослости В период ранней взрослости происходят существенные изменения в потребностях и интересах молодых людей. Они начинают проявлять интерес к совершенно новым для них вещам и в то же время утрачивают интерес к тому, что

Из книги Самоутверждение подростка автора Харламенкова Наталья Евгеньевна

1.6. Изменение психомоторной сферы в период взрослости Мышечная сила у мужчин растет до 25 лет, а затем начинает снижаться и в возрасте свыше 50 лет уменьшение достигает 10 кг и больше (рис. 1.13). У женщин максимум мышечной силы достигается раньше - в 21–22 года, затем тоже

Из книги Семейное воспитание ребенка и его значение автора Лесгафт Пётр Францевич

1.7. Изменение личностных свойств в период взрослости Ответственность как черта личности в период зрелости практически остается на стабильном уровне (Е. П. Ильин, Е. Черницкая). Так, в возрасте 25–30 лет она равнялась 5,4 балла, в возрасте 31–40 лет - 5,0, в возрасте 41–50 лет - 5,3 и

Из книги Тренинги. Психокоррекционные программы. Деловые игры автора Коллектив авторов

4.5. Профессиональная карьера в период взрослости и пол Профессиональная карьера проходит ряд этапов. Первый - адаптация к выполняемой деятельности, к условиям труда и коллективу; длится около пяти лет. Второй этап - упрочение своего профессионального статуса; работник

Из книги Испытание детством. Что мешает нам быть счастливыми? автора Инина Наталия Владимировна

Из книги автора

Глава 13. Методы позитивного изменения жизни посредством изменения мышления Как вы уже поняли, все идеи, предложенные в этой книге, просты и понятны. Многие из них, скорее всего, были знакомы вам и прежде, но, вероятно, как и в моем случае, не будет лишним подумать о них еще

Из книги автора

5.4. Развитие и взросление в юности и в период взрослости Юношеский возраст был назван Э. Эриксоном периодом психосоциального моратория, который является продолжением подросткового возраста вплоть до момента взрослости. Молодому человеку дается некоторая отсрочка в

Из книги автора

ПЕРИОД ВОЗМУЖАЛОСТИ И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ До настоящего времени еще слишком мало исследованы изменения форм человеческого организма и их отправлений, связанные с периодом возмужалости. Между тем изменения эти тесно соединены с физической

Из книги автора

Арт-терапия «Коррекция эмоциональной сферы» для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная запискаПроцесс арт-терапии с элементами релаксации позволяет детям: облегчить выражение эмоций; получить ощущение принадлежности к группе; получить возможность

Из книги автора

Коррекция эмоциональной сферы детей, страдающих бронхиальной астмой (дети младшего школьного возраста) Пояснительная запискаБронхиальная астма является классическим примером многофакторной обусловленности болезни, при которой взаимодействуют многочисленные

Из книги автора

Мир для меня или я для мира? Бухгалтерия взрослости Недавно судьба подарила мне удивительную встречу. Я имела счастье общаться с Александром Васильевичем Суворовым, единственным в мире слепоглухим доктором психологических наук, профессором нескольких ведущих

Введение. 3
1. Эмоции и ценности в жизни человека. 6
2. Психологические особенности одиноких женщин. 13
3. Исследование ценностной сферы одиноких женщин. 24
Заключение. 32
Список литературы. 34

Введение

Последнее десятилетие ХХ века стало периодом сильных потрясений в обществе. В России проблемы семьи, старательно в СССР не затрагиваемые, вдруг стали одной из важнейших тем в средствах массовой информации даже в провинции. Причина информационного взрыва - деградация семьи как ячейки общества. Поводов для тревоги более чем достаточно. Обратимся к фактам. По данным доктора наук (УГАТУ) Р.Т.Насибуллина, в России доля детей, рожденных женщинами, не состоявшими никогда в зарегистрированном браке, постоянно растет. Она составила в 1986 году 9,5 процента, в 1990-м - 14,6, в 1992-м - 17 процентов, в 1994 году - 19,6 процента.
Примета нашего времени - неполные семьи. Это значит, что в силу каких-то обстоятельств ребенок «при себе» имеет только одного родителя, но тем не менее, тут семья. Как правило, ребенок живет лишь с мамой (хотя иногда бывает, что и с папой, но крайне редко).
После войны, когда «свободных» мужчин брачного возраста было очень мало, на женщину с ребенком «со стороны» окружающие смотрели вполне терпимо. В Зауралье в первые послевоенные годы каждый десятый ребенок рождался одинокой женщиной.
Тогда, после войны, женщины за тридцать, понимающие, что природой созданы для материнства, старались любой ценой реализовать это. А, кроме того, желательно было через беременность женить на себе мужчину.
Весь парадокс нынешней ситуации вот в чем. Если женщина прежде последним аргументом в том, чтобы окончательно «привязать» к себе мужчину, считала рождение от него ребенка, то сейчас положение стало с точностью до наоборот - мужчина стремится зачастую побыстрее сделать приплод, надеясь им удержать женщину возле себя. Времена иные - эмансипация, равноправие полов (по крайней мере, декларированное Конституцией), растущее самоуважение побуждают женщину к большей независимости от мужчины. Последние это явно не учитывают, считая по-старинке, что путь к сердцу избранницы лежит через предлагаемый ей достаток в обмен на роль бесплатной домработницы и по совместительству наложницы. В подавляющем большинстве браки распадаются по инициативе женщины.
Произошло, на первый взгляд, необъяснимое: достаток мужчины вовсе не гарантирует ему счастье в семейной жизни. В массе своей российские девушки за эти годы перестали ждать принца на коне. На обязательном супружестве после интимной близости они уже не настаивают. Ученые Уфимского научного центра РАН два года назад провели выборочное исследование в молодежной среде, пытаясь спрогнозировать ситуацию во взаимоотношениях полов. Печально, но факт: свыше половины опрошенных (учащиеся старших классов школ и студенты) ориентированы только на свободную любовь без намека даже на какие-либо семейные отношения. Возможно, здесь максимализм, свойственный юности. Но дыма без огня не бывает: в родильных домах все чаще и чаще рожают матери- одиночки.

Да, приходится говорить банальные истины, известные давным-давно, но постигаемые многими исключительно на своих ошибках. Увы, все чаще те, кто пытается догнать ушедший поезд и любой ценой создать благополучную семью, терпят в российских условиях сокрушительное поражение. Наш возродившийся с претензиями на копию западного капитализм, не подкреплен в обществе должным финансовым достатком для нормальных семейных отношений. В частности, женщина с рождением ребенка не может целиком посвятить себя только его воспитанию, не думая при этом, где взять деньги.
В период перестройки больнее всего смена общественного строя ударила по сильной половине, потерявшей побудительные мотивы к семейной жизни. За исключением очень небольшого количества («новые русские»), мужчины рождения конца семидесятых годов не в состоянии обеспечить нормальный финансовый достаток семье. В какой-то мере тут, возможно, сказывается инфантильность молодых мужчин, нежелание или неумение сражаться за место под солнцем. И слабый пол осознал это, как отсутствие настоящих мужчин. Более дальновидные женщины, засидевшись в невестах, вовсе не кидаются на шею первому встречному и, забеременев, к браку не стремятся. Одной ребенка в наших экономических условиях поднять все же... легче (при помощи государства как матери-одиночке, хотя она и невелика), чем при двух «детях» - инфантильный муж-сверстник зачастую тот же самый ребенок.
Можно предположить, что подобная смена ролей семейных, деловых отражается на развитии личности как мужской половины, так и женской. Так или иначе изменившиеся условия жизни должны создать предпосылки возникновения новых приоритетов и ценностей у личности.
В данной работе мы рассмотрели особенности эмоционально-ценностной сферы одиноких женщин.
Цель работы – исследование эмоционально-ценностной сферы одиноких женщин.
Задачи:
1. Изучение теоретических вопросов, касающихся эмоционально-ценностной сферы личности в целом и одиноких женщин в частности.
2. Проведение исследования ценностной сферы одиноких женщин.
3. Обработка и анализ результатов исследования.
Объект исследования – личностные особенности одиноких женщин.
Предмет исследования – ценностная сфера одиноких женщин.
Исходя из анализа литературных источников, мы выдвинули следующую гипотезу: в ценностной сфере одиноких женщин преобладают ценности общения, семейные и дружбы.

1. Эмоции и ценности в жизни человека

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. Эмоции включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
С.Л. Рубинтшейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности.

Таблица 1. Сферы эмоциональных проявлений
(по С.Л. Рубинштейну)
Органическая (аффективно-эмоциональная) чувствительность Элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей
Предметные чувства Связаны с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Чувства, соответственно их предметам, подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические.
Обобщенные мировоззренческие чувства Мораль, отношение человека к миру, людям, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.

Эмоции человека прежде всего связаны с его потребностями. Они отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребности. По эмоциям можно определить, что в данный момент времени волнует человека, какие потребности и интересы являются для него актуальными.
Люди как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональная возбудимость, длительность и устойчивость возникающих эмоциональных переживаний, доминирование положительных (стенических) или отрицательных (астенических) эмоций. Более всего эмоциональная сфера развитых личностей различается по силе и глубине чувств, а также по их содержанию и предметной отнесенности.
На возникающие эмоции большое влияние оказывают не только сопровождающие их вегетативные реакции, но и внушение – пристрастная, субъективная интерпретация вероятных последствий воздействия на эмоции данного стимула. Через психологический настрой, когнитивный фактор оказалось возможным в широких пределах манипулировать эмоциональными состояниями людей.
Вопрос о связи эмоций и мотивации (эмоциональных переживаний и системы актуальных потребностей) непростой. С одной стороны, простейшие виды эмоциональных переживаний вряд ли обладают для человека выраженной мотивирующей силой. Они или непосредственно не влияют на поведение, не делают его целенаправленным, или вовсе его дезорганизуют (аффекты, стрессы). С другой стороны, такие эмоции, как чувства, настроения, страсти, мотивируют поведение, не только активизируя его, но направляя и поддерживая. Эмоция, выраженная в чувстве, желании, влечении или страсти, несомненно, содержит в себе побуждение к деятельности.
Сама система и динамика типичных эмоций характеризует человека как личность. Особое значение для такой характеристики имеет описание чувств, типичных для человека. Чувства одновременно содержат в себе и выражают отношение и побуждение человека, причем то и другое в глубоком человеческом чувстве обычно слито. Высшие чувства, кроме того, несут в себе нравственное начало.
Одним из таких чувств является совесть. Она связана с нравственной устойчивостью человека, его принятием на себя моральных обязательств перед другими людьми и неукоснительного следования им. Совестливый человек всегда последователен и устойчив в своем поведении, всегда соотносит свои поступки и решения с духовными целями и ценностями, глубоко переживая случаи отклонения от них не только в собственном поведении, но и в действиях других людей.
Эмоции человека проявляются во всех видах человеческой деятельности и особенно в художественном творчестве. Собственная эмоциональная сфера художника отражается в выборе сюжетов, в манере письма, в способе разработки выбранных тем и сюжетов. Все это вместе взятое составляет индивидуальное своеобразие художника.
Эмоции входят во многие психологически сложные состояния человека, выступая как их органическая часть. Такими комплексными состояниями, включающими мышление, отношение и эмоции, являются юмор, ирония, сатира и сарказм, которые также можно трактовать как виды творчества, если они приобретают художественную форму.
В течение жизни человека эмоции и чувства развиваются. Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие их обладателя. Такое развитие может идти по нескольким направлениям. Во-первых, в направлении, связанном с включением в сферу эмоциональных переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей. Во-вторых, по линии повышения уровня сознательного, волевого управления и контроля своих чувств со стороны человека. В-третьих, в направлении постепенного включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности и т.п.
Ценности – это то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл, к чему стремится. Основные различия в эмоциональной сфере связаны с различием именно в содержании человеческих чувств, в том, на что, на какие объекты они направлены и какое отношение к ним человека они выражают. В чувствах человека в форме непосредственного переживания выражаются все установки личности, включая и мировоззренческие, идеологические, все его отношение к миру и, прежде всего, к другим людям.
Таким образом, ценностные ориентации человека предопределяют направленность его мотивационной сферы, его интересов и потребностей. Начальный этап в осознании потребности – влечение. Оно вовсе не обречено на то, чтобы застрять в органической чувствительности. Оно более или менее глубоко и органически включается в сознательную жизнь личности, и эта последняя включается в него. Целый мир тончайших человеческих чувств – эстетических и моральных включается в подлинно человеческую потребность. Потребность получает новое выражение в чувстве. Включаясь в сознательную жизнь личности, чувство человека тем самым входит в сферу ее мировоззренческих установок и подчиняется их моральному контролю.
Ценности человека являются составляющей частью как культуры, так и образа жизни. Разница лишь в том, что понятие культура выражает возвышенную, духовную сторону, а образ жизни - повседневную, материально-практическую сторону. Любую культуру можно рассматривать как традиционный образ жизни, выраженный в специфическом наборе обычаев, институтов и артефактов.
Концепция жизни - система философских представлений о смысле и перспективах личной жизни, совокупности общих принципов, которыми человек руководствуется в житейских ситуациях. Это понятие используется так же как синоним философии жизни - совокупности общих правил, принципов, норм, которыми человек руководствуется в повседневной практике. Концепция жизни представляет собой обобщение жизненного опыта и житейской мудрости, выводы о том, что человек считает для себя хорошим и плохим, иерархию ценностей. В нее входят перспективные цели и повседневные жизненные задачи, личные приоритеты.
Эмоционально-ценностная сфера человека взаимосвязана, в первую очередь, с персональным мироощущением и выявляет степень духовно-нравственной зрелости личности. Ее содержание определяет способы духовно наполненной жизни и нравственного совершенствования личности.
Наполненность эмоционально-ценностной сферы высвечивает глубинную суть персональной мировоззренческой культуры - её ценностное ядро, конкретизирующееся в личностно-значимых ценностях и ведущих мировоззренческих ориентациях.
Эмоционально-ценностное отношение человека к миру начинается с эмоционально-ценностного отношения к самому себе. Генезис эмоционально-ценностного отношения к себе, прежде всего, зависит от развития эмоциональной сферы человека, от его эмоционального опыта в целом.
Интеграции эмоционально-ценностных отношений к себе предшествует первоначальная дифференциация эмоций. Если человек испытывает радость от осознания своих возможностей, от доступного ему преобразования окружающего, то эта радость выступает как «подкрепление» выполняемых действий. Поэтому человек и в следующий раз решается на те же или еще более сложные действия. Отдельные эмоциональные реакции, будучи вначале ситуативными, временными, неустойчивыми, становится устойчивым эмоциональным отношением к себе.
Переживания, связанные с осознаванием своих особенностей, своей ценности, места в коллективе, с осознанием отношений других людей, являются активным внутренним фактором процесса интеграции эмоционально ценностного отношения к себе и формирования самосознания в целом.
Многообразные чувства, эмоциональные состояния, пережитые в разное время, в разных ситуациях жизни в связи с размышлением о себе, пониманием себя и т.д., составляют эмоциональный «фонд» самосознания, который, включаясь на любом уровне в процесс самопознания и саморегулирования, в большей степени направляет их, придавая им индивидуальный, личностный характер и сам постоянно уточняется.
Результаты интегративной работы в сфере самопознания, с одной стороны, и в сфере эмоционально-ценностного самоотношения - с другой, объединяются в самооценку. Процесс становления самооценки не имеет какого-то предела, ибо личность постоянно развивается и, следовательно, меняются и ее представления, понятия о себе, эмоционально-ценностное отношение к себе. В результате преобразуется содержание, способы выработки самооценки и мера ее участия в регуляции поведения личности.
Содержание самооценки многоаспектно, так же как сложна и многоаспектна сама личность. Оно охватывает мир ее морально-нравственных ценностей, отношений, возможностей. Единая целостная самооценка личности формируется на основе самооценки отдельных сторон её психического мира. Каждый из компонентов самооценки, отражающий степень знания личностью соответствующих ее особенностей и отношения к ним, имеет свою линию развития, в связи с этим весь процесс выработки общей самооценки противоречив и неравномерен. Самооценка различных компонентов в личности может находиться на разных уровнях устойчивости, адекватности, зрелости. Формы взаимодействия самооценок - единство, согласованность, взаимодополнение, конфликтные отношения - предшествуют процессу выработки единой самооценки, сопровождают его и выражаются в постоянных, иногда мучительных и безуспешных поисках личности самой себя, в непрерывном внимании к своему внутреннему миру с целью понять степень своей ценности в обществе, найти и определить своё место в системе сложнейших социальных, профессиональных, семейных и просто личностных связей и отношений.

Скачать бесплатно

  • Введение
  • Глава 1 – Теоретические аспекты исследования личностных и эмоциональных особенности женщин состоящих в браке
  • 1.1 Личностно-эмоциональные особенности женщин
  • 1.2 Особенности гражданского и официального брака в аспекте отношения партнеров
  • Глава 2 – Исследование личностных и эмоциональных особенностей женщин состоящих в браке
  • 2.1. Характеристика выборки исследования
  • 2.2. Описание процедур и методик исследования
  • 2.2.1 Исследование эмоциональной сферы женщин, состоящих в браке
  • 2.2.2 Исследование особенностей личности женщин, состоящих в браке
  • 2.3. Результаты исследования
  • 2.3.1 Анализ эмоциональных особенностей женщин состоящих в браке
  • 2.3.2 Анализ личностных особенностей женщин состоящих в браке
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложения

Введение (отрывок)

С точки зрения психологии, личностные и эмоциональные особенности женщины, являются важнешим фактором выбора опрделенной формы организации семейных отношений.

Цель: исследование личностных и эмоциональных особенностей женщин состоящих в гражданском и официальном браке.

Объект исследования: Личностно-эмоциональная сфера женщин.

Предмет исследования: особенности личностно-эмоциональной сферы женщин состоящих в гражданском и официальном браке.

Гипотеза: для женщин, состоящих в гражданском браке характерен следующий комплекс личностных качеств – независимость, эмоциональная стабильность, самостоятельность, напористость, высокая самооценка и доминантные качества, а для женщин, состоящих в официальном браке – эмоциональноя неуравновешенность, толерантность, тревожность, высокий уровень социальной напряжённости, зависимость от мнения других, склонность к подчинению.

Заключение (отрывок)

В ходе выполнения работы были рассмотрены особенности личностно-эмоциональной сферы женщин; проанализировать особенности гражданского и официального брака в аспекте отношения партнеров; проведено исследование личностных и эмоциональных особенностей женщин состоящих в гражданском и официальном браке; проведен сравнительный анализ личностных и эмоциональных особенностей женщин состоящих в гражданском и официальном браке.

Таким образом, наша гипотеза – для женщин, состоящих в гражданском браке характерен следующий комплекс личностных качеств – независимость, эмоциональная стабильность, самостоятельность, напористость, высокая самооценка и доминантные качества, а для женщин, состоящих в официальном браке – эмоциональная неуравновешенность, толерантность, тревожность, высокий уровень социальной напряжённости, зависимость от мнения других, склонность к подчинению – полностью подтвердилась.

Список использованной литературы

  • 1. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.; М., 2001 – 320с.
  • 2. Бирюкова Н. В., Ипатов Б. Ю., Моисеенко С. А. Изучение некоторых личностных свойств школьников разного возраста // Психофизиологические вопросы изучения личности спортсмена. - Л., 1976. - С. 168-174.
  • 3. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов / Издательство: Питер. 2010 – 351 с.
  • 4. Винокуров А.И. Взаимосвязь индивидуальных и личностных характеристик человека: Автореф, дис. ...канд.психол.наук. - СПб., 1996. - 30 с
  • 5. Визгина А. В., Пантилеев С. Р. Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин // Вопросы психологии. - 2001. - № 3. - С. 91-100.
  • 6. Знаков В. В. Половые различия в понимании неправды, лжи, обмана // Психологический журнал. - 1997. - № 1. - С. 38-49.
  • 7. Знаков В. В. Психология понимания правды. - СПб.: Алетейя, 1999 – с. 204
  • 8. Изард К.Е. Эмоции человека. - М.: Издательство МГУ, 1980 - 432с.
  • 9. Ильин Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2008. - 432 с.
  • 10. Ильин Е. П. Структура эмоциональности как свойства личности // Психологические проблемы самореализации личности. .[Текст] / Е. П. Ильин, В. Г. Пинигин - СПб.: Изд-во СпбГУ, 2001. - Вып. 5. - С. 102-110
  • 11. Ильин Е.П. Эмоции и чувства - СПб: Питер, 2002 - 115с.
  • 12. Каган В. Е. Стереотипы мужественности - женственности и образ «Я» у подростков // Вопросы психологии. - 1989. - № 3. - С. 53-62.
  • 13. Ковалев С. В. Психология современной семьи. М., 1988 – 244с.
  • 14. Козырева Е.В. Влияние маскулинности-феминности на проявление ауто-и гетероагрессивности //Психология ХХI века: Тезисы науч.-практ. конференции.-СПб.: СпбГУ, 2000.-С.28-30.
  • 15. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики.- М.,1984.- 255с.
  • 16. Курбатова Т. Н., Куус Я. В. Когнитивная сложность и идентичность в кросс-культурном и гендерном исследовании // Психологические проблемы самореализации личности. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. - Вып. 5. - С. 204-217.
  • 17. Лидовская, Н.Н. Гражданский брак как предмет социально-психологического исследования [Текст] / Т.Е. Аргентова, Н.Н. Лидовская // Сибирская психология сегодня: сб. научн. трудов.- Вып. 2. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. - С. 231-236.
  • 18. Лидовская, Н.Н. Особенности взаимоотношений супругов в незарегистрированном «гражданском» браке // Теория и практика в современных социальных и психологических исследованиях: сб. научн. статей по рез. Всеросс. конф. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005. - С. 168-73.
  • 19. Лидовская, Н.Н. Сравнительное исследование проблем во взаимоотношениях супругов с зарегистрированными и незарегистрированными брачными отношениями [Текст] / Л.В. Аргентова, Н.Н. Лидовская // Сибирский психологический журнал.– 2007. - № 25. – С. 132–136.
  • 20. Лидовская, Н.Н. Структура семьи, представления о семье и «гражданском» браке у супругов с незарегистрированными брачными отношениями Психология и педагогика домашнего образования: мат. научн.- практ. семинара / Под общ.ред. И.А. Хоменко. - СПб.: САГА, 2005. - С. 134–138.
  • 21. Непомнящая, Н.И.Психодиагностика личности: теория и практика. Учеб. пособие для вузов - М. : ВЛАДОС, 2001. - 188 с.
  • 22. Обозов Н. И., ОбозоваА. Н. Диагностика супружеских затруднений //Психологический журнал. 1982. Т. 3. №2- с 23-29.
  • 23. Обозов Н. Н. Психология взрослого человека. - СПб., 1997 – 411с.
  • 24. Пеньков А. И. Изучение ценностных ориентаций // Психология XXI века: Тезисы Международной межвузовской научно-практической студенческой конференции. - СПб., 2000. - С. 49-50.
  • 25. Петрова С. М. Мотивационная обусловленность Я-концепции личности в юношеском возрасте: Автореф. дис.... канд. наук. - СПб., 1995 – 18с.
  • 26. Пономарева, М. А. Психодиагностика личности: пособие для студентов вузов под общ. ред. М. А. Пономаревой. - Минск: Тесей, 2008. -312 с
  • 27. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского - М.: Политиздат, 1990 - 494с.
  • 28. Хорни К. Женская психология. - СПб., 1993 – 222с.
  • 29. Шалимова Г. А. "Психодиагностика эмоциональной сферы личности: Практическое пособие" - М.: АРКТИ, 2006.- 330с.
  • 30. Электронный ресурс: Сайт факультета психологии СПбГУ. Социально-психологические особенности лиц, состоящих в "гражданском" браке / Сидоренко Л.И. / Магистерская работа. СПбГУ – 2011г. Код доступа: http://www.psydiplom.ru
  • 31. Browerman I. K., Vogel S. R., Browerman D. M., Clarkson F. E., Rosenkranz P. S. Sex-role stereotypes: A current appraisal // J. of Social Issues, 1972, v. 28, p. 59-78.
  • 32. Williams J. E., Best D. L. Sex and psyche: Gender and self viewed cross-culturally. Beverly Hills, Sage, 1990 – 114с.

Детали работы

Код: 457

Тип работы: курсовая работа

Количество страниц: 50

Год: 2011

Стоимость: 500 руб.

Специалисты в области изучения эмоциональных процессов взаимодействия личности с окружающей средой особое место в формировании характера и субъективных реакций на внешние объекты выделяют так называемой эмоциональной сфере.

Это понятие принято использовать при описании сторонних факторов, влияющих на формирование личности, а также ответные реакции человека на них.

В психологии принято выделять две формы проявления человеческих переживаний по отношению к своему поведению, а также объектов, с которыми личности приходится взаимодействовать:

  • эмоции – перманентно возникающая оценочная реакция по отношению к каждому отдельному событию или действию. Является простейшим проявлением переживаний человека, вызванных удовлетворением либо неудовлетворением тех или иных потребностей;
  • чувства – более комплексное проявление эмоций. Характеризуется системным отношением к внешним факторам или событиям, которое зачастую обосновывает совершенно разные модели поведения человека в различных ситуациях. Зачастую является причиной возникновения устойчивых предрассудков.

Эмоциональная сфера является совокупностью проявлений человеческих переживаний, как чувств, так и эмоций по отношению к комплексу объектов окружения, а также по отношению к собственному поведению.

Составляющие компоненты эмоциональной сферы могут иметь как положительный, так и отрицательный окрас, а сформированное соотношение между ними будет определять психоэмоциональное состояние человека.

Влияние брака на эмоциональную сферу женщины

Женщины являются менее устойчивыми к эмоциональным потрясениям, и такое кардинальное изменение в ее жизни, как брачные отношения, трансформирует эмоциональное взаимодействие женщины с окружающим миром по двум причинам:

  1. изменяется круг ближайшего общения, как и удельный вес времени коммуникации с разными людьми, в частности с супругом, из-за чего происходит перенимание эмоциональных привычек;
  2. женщина с психологической точки зрения становится более зрелой, чувствуя дополнительную ответственность на себе, что ведет к ускоренной переоценке ценностей.

Характеристики эмоциональной сферы в браке у представительниц прекрасного пола также напрямую зависят от ее возраста и времени пребывания в браке. Принято выделять две переходные формы психоэмоционального созревания женщины.

Ранняя взрослость

Указанный период является поворотной точкой в самопозиционировании любой личности. Решения, равно как и взаимодействие с внешним миром теперь осуществляется с позиции взрослого человека.

На раннем этапе и мужчины, и женщины мыслят и выбирают модель поведения исходя из соображений построения карьеры и брачных отношений.

И если для социальной роли мужчины эти направления являются однородными, то для супруги они расслаиваются и вступают в конфликт.

Стремление добиться одновременного успеха и в карьере, и в семейных отношениях зачастую заканчивается для женщины чувством тревоги по поводу того, что она жертвует чем-то из этих двух аспектов, даже в тех случаях, когда по общему мнению она добилась успехов и в том, и в другом.

Объясняется это психологической склонностью слабого пола к саможалению, а также высоким чувством ответственности, особенно в случаях, когда у семьи уже есть дети. Также сложность периода ранней взрослости усиливается из-за того, что традиционно женщины не склонны к поиску наставника или типовой модели поведения.

В период ранней взрослости женщина особенно нуждается в обратной реакции со стороны окружающих (похвала, сострадание и др.).

В зрелом возрасте

В зрелом возрасте у женщин наблюдается сокращение динамики эмоций и чувств. Наблюдаются продолжительные периоды сохранения эмоций одной модальности, чаще всего негативных, но нередки случаи, когда бодрость духа сохраняется пожилыми людьми до конца жизни.

Низкий уровень эмоциональности объясняется изменением социальной и семейной роли женщины.

После ухода на пенсию и начала семейной жизни детей эмоциональная сфера супругов во многом становится схожей и не отличается ярким проявлением эмоций и чувств.

Особенно остро негативная направленность настроения проявляется у людей, не принимающих свой новый статус или испытывающих неудовлетворение в связи с выходом на пенсию.

Изменения эмпатии

Эмпатией в психологии называют способность человека сопереживать эмоциям другого. Способность к эмпатичному слушанию – это понимание не только вербальной части речи, но и всего комплекса эмоций и переживаний оратора.

Традиционно женщины на 15-25% эмпатичнее мужчин. Значение меняется в зависимости от характера и возраста каждой отдельной пары личностей. Особенно остро эта разница между полами проявляется в 40-60 летнем возрасте пары.

Как уже говорилось ранее, значительные изменения происходят в пожилом возрасте. Во-первых, после 60-ти лет уровень резко снижается независимо от полового признака. А во-вторых, по результатам многих исследований значения склонности к эмпатии у супругов практически уравниваются, иногда даже с перевесом в сторону мужчины.

Показатели склонности к эмпатии пропорционально растут от 15-ти до 60 лет. Небольшая просадка наблюдается между 30-40 годами. Эксперты объясняют этот феномен максимальной загруженностью супругов в этом возрасте как карьерной, так и семейной.

Возрастная динамика сентиментальности

Под понятием сентиментальность принято понимать чувствительность личности к выражениям переживаний . Внешние впечатления вызывают острое проявление эмоций и чувств.

Сентиментальность определяет нестабильность эмоциональной сферы личности. Графики показателей динамики сентиментальности в зависимости от возраста и пола во многом похожи с данными по эмпатии. С очевидным преимуществом женщин во всех возрастах.

Пика сентиментальности личность достигает в 45-55 лет с очевидным провалом показателей в пожилом возрасте. Как показывают данные исследования по разным выборкам испытуемых, динамика изменения сентиментальности у мужчин имеет почти всегда один и тот же вид. В то время как отклонение показателей исключительно среди женщин достаточно велико.

Но закономерность в полученных результатах все же прослеживается. Сентиментальность замужних женщин намного выше, нежели незамужних. Этот феномен учеными объясняется наличием приобретенных маскулинных признаков в поведении у второй группы.

Кроме того, уровень сентиментальности напрямую зависит от типа и степени экстраверсии характера женщины.

Изменения выраженности интенсивности и длительности, переживаемых эмоций

Эмоциональная возбудимость – единственный показатель, который, согласно исследованиям, менее выражен у женщин, чем у мужчин.

С возрастом разница в возбудимости минимизируется и практически сходит на нет к старости .

Психологи отмечают стабильность показателей у женщин во всех возрастах, в то время как у сильного пола наблюдается ярко выраженная отрицательная динамика.

Противоречивые результаты показывают оценочные исследования интенсивности эмоций у разных полов в зависимости от возраста. За исключением среднего возраста, на который приходится пик интенсивности эмоций у мужчин. Интенсивность эмоций у женщин на порядок выше.

Ну и заключительным предметом исследований в области эмоциональной сферы является продолжительность эмоций. Как уже было сказано ранее, пожилые люди теряют динамичность эмоционального состояния, и однородные периоды настроения продолжаются у них достаточно долго.



Публикации по теме