Как определить характер человека по почерку: наука графология. Что говорит о характере человека наклон и вид почерка, написание букв, соединение между буквами, нажим: определение с примерами

НАТАЛЬЯ ЕРОФЕЕВСКАЯ

Графологи уверяют, что почерк помогает определить отличительные черты характера . Чтобы понять характер, нужно знание признаков написания букв. Замечено, что у людей почерк, как и характер, отличается.

Что такое графология и кто такие графологи

Графология – это наука, изучающая почерк, как пример – графологический анализ характера человека по его почерку. Графологи , как следует из определения, – люди, способные на выполнение такого анализа. Хотя до середины прошлого столетия методы этой науки рассматривали в виде тех, что помогают исследовать характеры людей в психологии, в наше время данное учение о неразрывной связи между характером и почерком считается псевдонаучным, его относят к протонаучному мышлению. В медицине данный термин встречается в виде возможности изучения почерка как вспомогательного элемента для слежения за заболеваниями мозга и ЦНС.

Современные ученые скептически настроены по отношению к графологии, невзирая на прошлые заслуги науки.

Научное сообщество ставит под сомнение достоверность графологии. Немалым числом исследователей графология признана лженаукой . Британским обществом психологов графология поставлена в один ряд с астрологией. Невзирая на то, что изначально наука об изучении почерка и анализе характера находила поддержку в научных кругах, а также то, что отдельные исследования поддерживают достоверность подобной теории, большая часть ученых уверена, что графология не имеет никакой предсказательной способности.

Но все же осталось немало тех, кто верит в способность графологии определять основные черты характера. Конечно, 100% вероятности и точности в суждениях никто не гарантирует, но примерная характеристика человека по почерку обозначится.

Зачем нужен психологический анализ личности по почерку?

Стоит сразу заметить, что описание почерка дает возможность сделать вероятные выводы , но не точные утверждения. Кроме того, анализ почерка человека в психологии с примерами встречается часто и считается, что он обеспечивает общую характеристику психологии человека, но не точную. Помимо этого, графологам требуется как минимум страница текста, который написан от руки, а еще лучше пара, которые написаны в непохожих ситуациях.

Зачем нужен анализ? Нередко кадровым работникам требуется выявить главные качества личности, признаки характера и состояние психики соискателя. Это даст возможность более точно определить его соответствие работе. Кроме того, знание графологии поможет личности определиться в выборе или при смене сферы деятельности. Помните, что каждый признак не стоит рассматривать в качестве абсолютной догмы. Его нужно сравнивать с остальными особенностями.

Анализ почерка позволит найти главные черты характера. Иногда это важно при приеме на работу.

Интересное открытие было сделано западными учеными. Выяснилось, что люди, которые лишились рук, ногами и ртом пытаются выводить такие же буквы, как писали ранее. Получается, что мы пишем так, как велит нам мозг , а руки только выполняют приказы.

По этой причине почерк – зеркало человека . Данный факт также доказан биологом Прейером. Он провел эксперимент с использованием гипноза. Человеку внушалось, что он злой или хвастливый, одновременно с этим ему диктовали текст. В итоге почерк получался другой, с характерными особенностями.

От чего зависит почерк?

Многих интересует вопрос, от чего зависит наш почерк? Если верить наблюдениям ученых, наш почерк находится в зависимости не только от возраста, но и от профессии, положения. Тем более у каждого из нас есть несколько почерков. Один – для личных заметок, другой – для важных заявлений, третий – для поздравлений и писем друзьям.

Но для графологов все они одинаковы, даже разбор кривого почерка (например, в результате болезни или стресса) не представляет сложностей. Во всех почерках одной личности изменен только размер букв и качество, внутреннее строение не изменяется. Казалось бы, в чем зависимость характера и эти каракуль? Учеными разработана система признаков , разъясняющая особенности почерка человека и его характер.

Некоторые из них видны сразу, другие – если присмотреться, а вот третьи – никак не связаны с опытом. Темных пятен в этой науке, или как уверены ученые, лженауке немало, но это не мешает людям использовать графологию на практике.

Определение характера по почерку человека с примерами

Итак, рассмотрим признаки для графологического анализа и выясним, о чем говорит почерк человека на примерах:

Наклон

20-30 градусов в правую сторону . Это самый популярный наклон. Подобных людей можно назвать открытыми, но нельзя говорить, что они импульсивны. Человеку характерно умение держать эмоции в напряженных, чрезвычайных ситуациях.
Если же наклон сильнее, 50-60 градусов в правую сторону – показатель стремления к общению и любвеобильности. Эти люди, вероятнее всего, будут стараться показать свои чувства. Личность с подобным почерком восприимчива ко всему новому. Одновременно с этим у обладателей такого наклона развито собственнические инстинкты.
Маленький наклон влево говорит о преобладании разума над эмоциями. Такие люди скрытны, рациональны.
Большой наклон влево чаще встречается у левшей. Здесь отмечается большой контроль эмоций, скрытность, сочетаемая с чувственностью.
Если наклон отсутствует – баланс эмоций и рациональности.

Нажим

В наше время, когда возникло много разновидностей ручек, иногда сложно определить нажим. Но если разобрать можно, то это поможет во многом.

Сильный нажим – свидетельство настойчивости, энергичности, способности работать. Это общительные личности, любящие свою работу и людей.
Если нажим поверхностный и легкий , то такие личности отличаются чувствительностью, тонкостью натуры. Это чаще интроверты, чей самоконтроль помогает справляться с важными задачами.
Если сила нажима средняя , то подобная личность более предсказуема, ей нравится познавать внешний мир.

Сочетание нажима и других характеристик

Ровные буквы и легкий нажим – рациональность мыслей, высокая моральность, дисциплина. Крупные круглые буквы и легкий нажим – слабоволие, неконфликтность, альтруизм. Сильный нажим на прописных буквах – энергичность, лидерские и творческие способности.

Расстановка строк

Если строки до конца листа остаются горизонтальными – уравновешенность во всем. Такие люди тщательно продумывают все действия.
Если почерк уходит вверх – оптимистичная натура. В карьере – целеустремленность.
Строки идут вниз – скептик, реально оценивает события.
Неровная строка – переменчивость настроения, плохая адаптивность.

Округлость букв

Расшифровка круглых букв в почерке человека говорит о готовности личности к сотрудничеству. Такой человек не отличается настойчивостью, он открыт для других. Но хуже выполняет дела, требующие стойкости.

Помните, что все эти качества необходимо анализировать в комплексе. По отдельности нельзя составить даже приблизительный портрет. Все должно перепроверяться в сравнении с остальными особенностями.

Пространство между строками и словами

Нередко плотность расположения слов показатель бережливости. Чем дальше расстояние, тем расточительнее человек.

Размер полей

Это показатель, помогающий выявить уровень расточительности. Обширные поля везде – отличный вкус, тяга к искусству. Если они рациональны – показатель благоразумия. Узкие ровные по бокам – склонность к бережливости. Если текст занимает весь лист, а поля очень малы – стремление получить максимум.

Размер букв

Как понять характер человека по маленькому почерку или крупному?

Мелкие буквы свидетельствуют об умении концентрироваться в одном направлении. Это неагрессивные личности. Если еще и заглавные буквы слишком велики – храбрость и гордость. Если они чересчур малы – недостаток мужества. Мелкий почерк с маленькими расстояниями – скрытность натуры, личность, любящая одиночество.
Крупные литеры встречаются у экспансивных натур, несколько агрессивных. Если прописные буквы изящные – умение привлекать людей к себе, романтичность натуры.
Средние буквы встречаются у многих людей, потому их нельзя брать как отдельный показатель для анализа.

Печатные буквы

Что значит печатный почерк? Характер такого письма заключается в написании печатных букв там, где должны быть письменные – значит, человек стремится заменить свои устаревшие взгляды на жизнь современными.

Украшательства

Как почерк с завитушками характеризует человека? Наличие в письме различных украшений (фигурной «крышечки» у буквы «й», завитушек, виньеток и т. д.) указывает на желание человека обратить на себя внимание и поверхностность его мышления.

Петли

Если нет нижних петель , то человек отличается независимостью мышления, предпочитает поиск простых объяснений. Они изобретательны, умеют приспосабливаться.
Петли внизу узкие – показатель осторожности, духовности, любви к семье. Широкие протяженные нижние петли – стремление удовлетворять материальные потребности. Слишком большие петли снизу – личность не любит оказываться к чему-то привязанной.
Слишком мелкие петли вверху и внизу – нерешительность ступить на путь независимости.

Разрывы в словах

Если разрывы расположены в каждом слове, то личность склонна верить интуиции. Такой признак соотносят с другим. Если в словах нет отрывов – признак логики.

Размеры букв

Если слова начинаются с больших букв, а затем уменьшаются – человек занимает положение, где очень важно строгое соблюдение секретности. Слова начинаются с маленьких букв, а затем увеличиваются – человек не умеет хранить тайны.

Графология и подпись

Особенное место в этой науке отведено анализу подписи . Мы долго придумываем и моделируем автограф. По этой причине считается, что в написании текста определяется личность человека, каким он является, а по подписи – каким он желает быть. Это ключ к прогнозу перемен в личности и характере, в судьбе.

Подпись мы выбираем себе сами, в ней содержится важная информация о наших целях и стремлениях.

Подписи, как и рукописный текст, исследуются по параметрам, к которым относятся протяженность и острота букв, интересные знаки и слитность литер, расстояние между ними и сила надавливания, точки, крючки и т. д. Рассмотрим некоторые характеристики:

направление . Здесь взгляните, куда смотрит кончик подписи. Если вверх – оптимистичность натуры, энергичность, стремление к целям. Прямой – баланс в личности. Вниз – пессимистические настроения;
длина . Длинные подписи говорят об обстоятельности, неторопливости, настойчивости. Короткие – человек постоянно спешит, относится к делам несерьезно;
размер букв . Если первая буква заметно отличается от остальных, то личность капризна, чересчур требовательна к другим. При небольшом отличии с другими буквами – скромность. Мелкие размеры букв – рациональность, экономность, концентрация. Большие буквы – мечтательная натура, доверчивая, непрактичная;
разрывы и связь . Если все буквы соединяются – свидетельств логичности и последовательности, консервативности взглядов. Если замечено маленькое число разрывов – адаптивность и гибкость мышления. Большое число разрывов – мечтательность;

украшения . Если личность любит хвастаться и приукрашивать себя, то это сразу заметно в подписи, ведь она тоже украшена: лентами, завитками и т. п. Число завитков показывает уровень неискренности личности, скрытности. Но украшения встречаются у творческих личностей: актеров, музыкантов. Тогда свидетельство богатства воображения. У математиков подписи чаще «голые». Буквы как будто теряют некоторые части;
расстояние между буквами . Этот признак определяет уровень щедрости: при большом расстоянии – высокий уровень. Если буквы почти друг на друге – скупость и экономность;
хвостики, подчеркивания . Если подпись подчеркнута снизу, то человеку свойственно самолюбие, обидчивость, ему интересно мнение других. Если линия сверху – гордость, тщеславие, стремление к новому. А вот длина хоста в конце подписи говорит о реакции людей на вмешательство в их дела. Чем длиннее хвостик, тем меньше человек терпит замечания и указы. Если подпись перечеркнута – свидетельство недовольства собой, самокритики, колебаний;
точка . Это позитивный признак. Если в подписи имеется точка – это свидетельство дисциплинированности, стремления заканчивать начатое. Если она стоит в конце – человек заканчивает начатое при любых обстоятельствах. В начале подписи – стремление получать полные данные перед началом работы;
повторение элементов . Одинаковые знаки говорят о навязчивости в действиях и мыслях, об устоявшихся привычках. Наряду с этим, данный признак – показатель упорства, способности легко справляться с монотонной работой.

Заключение

В данной статье рассмотрены наиболее важные критерии, так называемые ключевые точки по работе с почерком и анализу его элементов, способных пролить свет на личностные характеристики своего владельца. Но есть еще немало нюансов, которые помогают определить характер по подписи. При желании возможно овладеть такими навыками самостоятельно, но для этого придется проанализировать немало рукописных текстов близко знакомых людей, характер которых известен в той или иной степени.

19 января 2014

По мнению графологов, размер почерка свидетельствует об общительности человека. К примеру, обладатель крупного почерка без труда находит общий язык с различными людьми. У него, как правило, много друзей. Обладатели мелкого почерка чаще всего замкнутые и скрытые люди. Угловатые буквы присущи эгоистичным натурам, а закругленные – добрым и отзывчивым людям.

Сильный нажим букв является признаком усидчивости и силы воли. Бледные, еле заметные буквы характерны для слабовольного человека.
Каллиграфический почерк присущ обязательным, аккуратным, но несамостоятельным людям. Правильный почерк – признак спокойствия и уравновешенности. Размашистым почерком обычно обладают активные, любознательные натуры, с веселым нравом.

Неразборчивый почерк характерен для энергичной, беззаботной, но достаточно вспыльчивой персоны. Слитный почерк (все буквы в словах связаны между собой) – признак развитого логического мышления. Если не все буквы в слове связаны друг с другом, возможно, перед вами человек с хорошей интуицией.

Особенности полей и строк

Поля свидетельствуют об отношении человека к материальным ценностям. Узкие поля - признак бережливости, широкие – признак щедрости. Если происходит расширение края полей к низу, значит, человек может быть расточительным. А сужающийся левый край выдает жадного и скупого человека.

Что касается строк, у оптимистов они обычно поднимаются слева направо, а у пессимистов - опускаются. Прямые строки чаще всего присущи спокойным и рассудительным людям, обладающим объективным взглядом на мир. Волнообразные, неровные строки говорят о хитрости и бессовестности их обладателя.

Особенности подписи

Большое значение имеет подпись. Иногда по ней можно определить даже потаенные мотивы личности.
Стандартная, достаточно простая подпись говорит об уверенности в себе, смелости. Витиеватая присуща хитрым и наблюдательным людям. Зачеркнутая подпись свидетельствует об энергичности и импульсивности, а подчеркнутая – признак предприимчивости.

Робкие, замкнутые в себе люди обычно обводят подпись (или хотя бы несколько ее букв) в кружок. Зигзагообразный росчерк выдает неуравновешенную персону, росчерк в виде черты – эмоциональную. Отсутствие росчерка характеризует умного и расчетливого человека.

Также следует иметь в виду, что почерк в различных ситуациях может меняться. Очень много зависит от настроения пишущего.

Связанная статья

Совет 2: Характер человека: как определить его по почерку

Шерлок Холмс поражал своих современников умением описывать личность человека по его почерку. Но едва ли Артур Конан Дойль мог предположить, что модное увлечение детектива не только переживет свое время, но и в XXI веке останется одним из надежнейших инструментов криминалистов.

Теперь очередь за самим текстом. Каллиграфический почерк бывает у аккуратных, обязательных, но при этом имеющих затаенные комплексы. Почерк широкий, размашистый личностям активным, любознательным, веселым. Неразборчивость почерка может означать энергичность, легкий характер, переходящие в излишнюю беззаботность и поверхностность. Так же неразборчивость почерка сигнализирует о крайней нервозности объекта исследования, стрессовом состоянии психики. Прямой почерк без наклона отражает предусмотрительность и сдержанность, наклон вправо - целеустремленность и эмоциональность. Почерк совсем завалился вправо - человек подсознательно просит о помощи и поддержке. Очень сильный наклон букв влево - в преобладает желание противодействовать, идти наперекор всему. Наклон букв в разные стороны сообщает нам о неуверенности, внутреннем разладе между чувствами и разумом.

Все связаны между собой - у человека хорошее логическое мышление и критический подход, раздельное написание свойственно натурам артистическим, склонным к фантазиям и творчеству.

Размер букв определяет в первую очередь способности человека к коммуникации, чем мельче почерк, тем больше человек замкнут, молчалив, наблюдателен. Человек округляет буквы - он добр, миролюбив, не умеет отказывать, достаточно слабоволен. Заостренные, угловатые буквы характерны для эгоистов, сильных и целеустремленных людей. Сильный нажим присущ людям целеустремленным, настойчивым, трудолюбивым, легкий отмечает почерк романтика, увлекающейся натуры.

Чтобы корректно определить характер по почерку, следует помнить, что подделать сознательно его невозможно, но он может меняться под воздействием стресса, болезни, возраста.

Видео по теме

Источники:

  • как определить человека по почерку в 2019

ПОЛЯ

Маленькие поля слева говорят о бережливости, мелочности, склонности к семейной жизни, широкие поля — о деятельности и отсутствии мелочности в характере. Слишком широкие поля — свидетельство щедрости, расточительности, хвастовства, стремления к оригинальности, а так­ же к роскоши и блеску. Кроме того, это говорит о фамильной гордости, светских привычках и манерах.

Если левый край поля постепенно расширяется, то это также свидетельствует о щедрости и расточительности, стремлении к бережливости, только с обратным результатом.

Левое поле сужается — эгоизм, бережливость, доходящая до скупости; самообладание.

Широкий, размашистый почерк, с правой стороны «сжатый» и «свешивающийся», говорит об отсутствии логики, о ложном взгляде на вещи.

«Растрепанный» почерк — это беззаботность, беспечность, деятельность и расточитель­ ность.

НАПРАВЛЕНИЕ СТРОК

Прямые, ровные строчки говорят о спокойствии, об уверенности человека в себе, о наличии у него силы воли, о сильно, развитом чувстве долга, а также о рассудительности и доверчи­ вости. Строчки, имеющие тенденцию подниматься, восходящие строчки — свидетельство чес­ толюбия, тщеславия, храбрости и решительности, сознания собственной силы, а также дея­ тельности, самоуверенности и стремлении к успеху.

Строчки, идущие книзу, — наоборот, говорят о том, что перед нами безынициативный чело­век, апатичный, пессимист, он с недоверием относится к себе, скорее всего, он сентиментален и неудачлив.

Волнообразные строчки — свидетельство хитрости, изворотливости, стремления ко лжи, но и коммерческих наклонностей.

Если строчки сначала восходят, потом опускаются, то это говорит о непостоянстве ха­ рактера, нетерпеливости — перед нами человек, который берется сразу за несколько дел и не оканчивает ни одного, он часто испытывает разочарование; успех не сопутствует ему.

Строчки, которые сначала опускаются, а потом поднимаются, характерны для человека самоуверенного, который неохотно берется за дело, но, начав, доводит его до конца, а потому добивается успеха.

Каждое следующее слово начинается выше окончания предыдущего — деятельность, но неуверенность в себе, сильно развитое чувство долга.

Большие пробелы на концах строк как способ избежать переноса слов — осторожность,


2 доходящая до трусости.

Заполнение строк до конца, сжимая буквы, — свидетельство того, что у человека есть по­ требность высказываться, делиться чувством, и в то же время он испытывает бессознатель­ный страх быть непонятым и не получить сочувствия.

НАКЛОН БУКВ

Сильный наклон, почти лежащие буквы — свидетельство несдержанности, вспыльчиво­ сти, сентиментальности, это увлекающаяся и обидчивая натура.

Наклон в разные стороны говорит о капризном нраве, о неуверенности и нерешительно­ сти, о разладе с самим собой, о борьбе чувств и разума. Но человек с таким почерком, скорее всего, обладает чувством юмора.

Почерк беспокойный, с постоянно изменяющимися по величине и наклону буквами, на­ правлениями строк имеют обычно люди деятельные, нервные, постоянно испытывающие бес­покойство.

Типы почерка:

Мелким почерком обычно обладают люди наблюдательные, спокойные, даже хладнокров­ ные, скрытные, при этом остроумные, склонные заботиться о других.

Круглый почерк, как правило, принадлежит людям гордым, самолюбивым, предприимчи­ вым, решительным, стремящимся к господству.

Узкий почерк — это сдержанность, скрытность, скупость, исполнительность, жестокость, стремление к точности. Люди с таким почерком часто боятся потерять состояние, утратить благополучие.

Широкий почерк — ум, энергия, общительность и беззаботность, даже беспечность; щед­рость и расточительность.

Если человек пользуется перьевой ручкой, то по нажиму пера тоже можно сделать некоторые выводы. Сильный нажим говорит о строгом взгляде на жизнь, написание без нажима — о бесха­ рактерности, излишней чувствительности, уступчивости. Такой человек осознает, что не понят окружающими.

Беглым и размашистым почерком обладают люди предприимчивые, деятельные, при этом любознательные и веселые, часто фантазеры.

Дрожащий, угловатый почерк говорит о нервности, трусости, неуверенности и нереши­ тельности. Так пишут обычно обидчивые люди, склонные к беспричинной печали.

Сильно угловатый — резкость характера, эгоизм, упрямство.

Беглый и «сухой» почерк бывает у людей умных и сдержанных; излишне витиеватый — у тщеславных, любящих внешний блеск, но которым свойственно чувство неудовлетворенности .

Простой, разборчивый почерк говорит о предусмотрительности, уме, благоразумии, само­ стоятельности, о решительности и уверенности в делах. Человеку с таким почерком обычно со­ путствует успех.

Неразборчивый, очень неправильный почерк характерен для людей нервных, беззаботных, склонных к сумасбродству.

Очень неразборчивый почерк говорит о непроницаемости, загадочности, о невозможности харак­ тера. Человек с таким почерком редко выходит из себя.

Красивый, каллиграфический почерк характерен для людей бесхарактерных, несамостоя­ тельных, всегда находящихся под чужим влиянием.

ПОДПИСЬ И РОСЧЕРК

Если человек, подписываясь, ставит только одну свою фамилию, то это говорит о его скромности, учтивости, но часто и о бесхарактерности. Если к фамилии прибавляются росчер­ ки, то это свидетельство тщеславия, гордости, самолюбия, сознания собственного достоинст­ ва.

Фамилия, только подчеркнутая, — ложное самолюбие, преувеличенное самомнение, бога­тое воображение.

Подпись, оканчивающаяся острым штрихом и точкой, говорит о недоверии и осторож­ ности.

Крючок впереди и после подписи — свидетельство большого недоверия, подозрительно­ сти.

Многократный росчерк означает решительность, склонность к сумасбродным поступкам, иногда безумие.

Сжатый и «скрученный»росчерк — правдивость, любовь к ясности.

Волнообразная черта в подписи может означать чувственность, иногда талантливость, скорее всего, перед нами увлекающаяся натура.

Подпись с зигзагами с острыми углами говорит о непреодолимой энергии.

Росчерк, оборачивающийся вокруг фамилии, — свидетельство скрытности и эгоизма.

Хвостообразныйросчерк говорит о подлости, страсти к сплетням и интригам.


Углы и дуги . Одни и те же буквы, например "п", "т", "ш", можно писать или округло, или угловато. Если восходящие и нисходящие штрихи будут соединяться кривыми округлыми ли­ ниями, то почерк можно назвать круглым; напротив, если эти штрихи везде пересекаются под углом, то почерк называется угловатым.

Замечено, что у людей, склонных смягчать противоречия, идти на компромиссы, отсутствуют угловатости в рисунках букв. Это свидетельствует о мягкости и миролюбии. Закругленное пись­ мо у мужчин говорит о том, что обладатель может приспосабливаться к любым условиям, любит посплетничать, стремится к многолюдному веселью, теряет чувство меры, когда успех способст­ вует ему.

Угловатый почерк позволяет предположить в пишущем упрямство, неуступчивость, требова­ тельность, резкость. Умение энергично и напряженно работать, удивительное самообладание, выносливость этих людей по отношению к физическим и моральным страданиям доходит до крайнего предела. Показателен остроугольный почерк Бисмарка, угловатый — Распутина. За­остренное написание у женщин — их повышенная активность.

Аркадический (т.е. правоокружный) и гирляндический (т.е. левоокружный) характер письма. Если буква "ш" начертана, как "т", дуги обращены своей выпуклостью к верхнему краю страни­ цы, буквы соединены наверху — это аркадическое письмо, которым обладают лица, склонные к фантазии, романтичные натуры.

Если буква "и" начертана как "п", дуги обращены своей выпуклостью к нижнему (пишуще­ му) краю страницы, буквы соединены внизу, напоминая гирлянду, — это гирляндический харак­ тер письма. Его обладатели неразговорчивы, склонны к заострению отношений.

Если буквы выполняются как левоокружными, так и правоокружными движениями, то пи­ шущий человек настойчив в достижении цели, но не "дальнозоркий". Он идет к цели не самым простым путем, а выбирает его без особых раздумий.

Анализу графолога подлежат отдельные буквы: бывают открытые сверху гласные (добро­душие, доверчивость, деликатность; развитая способность сочувствовать; неумение обрывать отношения), открытые снизу гласные (лицемерие, лживость), закрытые гласные (замкнутость).

Преувеличенный размер прописных букв означает настойчивое стремление к самостоятель­ ности, независимости в области мысли, стремление к выявлению своей личности.

Если в письме присутствует написание одновременно двух букв в результате своеобразных связей, то это человек логического мышления, предприимчивый.

Также почерк можно охарактеризовать по длине петель у таких букв, как "у", "р", "д". Раз­ личают длинные (неумение логически мыслить) и короткие (нелюбовь к лишним разговорам, лаконизм в деле, умение не высказывать своих мыслей) петли.


Стилизованный почерк (буквы отличаются фигурностью рисунка, в начертании видна гар­моничность) говорит о богатой образной памяти.

Почерки различают по конфигурации слов: увеличивающиеся к концу слова (доверчивость, ис­ кренность, сентиментальность), клинообразное окончание слов (хитрость, скрытность), укра- шенность слов (мелочность, болтливость, воображение, самодовольство, щеголеватость).

Присутствие петель, завитков, различных крючков в письме и рисунке почерка говорит об из­ воротливости в области мысли, предприимчивости.

Знаки препинания . Если знаки препинания поставлены аккуратно, точно, то это человек аккуратный, точный, осмотрительный. Густые, жирные знаки указывают на чувственную воз­ будимость. Злоупотребление знаками препинания наблюдается у подозрительных, страдающих навязчивыми идеями людей.

Подпись . Подпись без росчерка говорит о высоком уровне культуры, вкусе. Прямой росчерк указывает на энергичность, решительность, смелость; росчерк падающий, волни­ стый — на дипломатичность; росчерк в виде зигзагов — на энергию, деятельность.

Подчеркивание подписи — развитое чувство собственного достоинства.

Центробежное направление подписи — честолюбие.

Подпись, кончающаяся точкой, — склонность к самоанализу.

Темперамент и почерк . Интересна связь между темпераментом и почерком, которую иссле­ довал графолог Моргенштейн.

1. Личность сангвинического темперамента обладает разорванным, наклонным почерком с рез­
кими штрихами. Он подвижен, красив (Лермонтов).

2. У флегматической личности буквы жирные, местами утолщаются, а иногда делаются тон­
кими, неодинаково расстояние между буквами, они могут быть вытянутые, украшенные, калли­
графические (Крылов).

3. Для меланхолика характерны буквы танцующие, бледные со штрихами. Перенос слов с
большими расстояниями (Достоевский).

4. Для холерика характерны завернутые, запутанные штрихи и неравное расстояние между сло­
вами; размазанные буквы с сильными и оригинальными нажимами, замкнутые и тесные; падающий
вправо наклон (Пушкин).

Подводя итоги, представим таблицу, в которой показана связь между графологическими при­знаками почерка и индивидуальными особенностями пишущего человека.


Связь между графологическими признаками почерка и индивидуальными

особенностями человека

Графологический признак

Индивидуальные особенности

Строки: прямые

Уравновешенность,сдержанность,последователь­ность

волнистые

Гибкость, пластичность, демократичность

параболические

Импульсивность, нетерпеливость, горячность

поднимающиеся вверх

Энергичность, честолюбие

Наклон: нормальный (вправо)

Дисциплинированность, исполнительность

вертикальный

Сдержанность, самообладание, выносливость

опрокинутый влево

Своенравность, упрямство, скрытность

разнотипный (разные наклоны)

Капризность, аффективность

Буквы: преувеличенный размер пропис­ ных букв

Честолюбие, самоуверенность, самостоятельность

то же в соединении с украшенностью

Тщеславие

сжатые, низкие, короткие

Упрямство

поправка букв и слов

Мнительность, недовольство собой

круглые

Миролюбие, общительность

Угловатые

Упрямство, требовательность

Подпись: без росчерка

Простота, скромность

росчерк, падающий, волнистый, в виде зигзагов

Энергичность, активность, целеустремленность

подчеркивание подписи

Чувство собственного достоинства

снизу вверх

Честолюбие

заканчивается точкой

Склонностьксамоанализу,повышеннаятребова­ тельность к себе


Тест для графологической экспертизы почерка Для него можно использовать почерк любого человека (не менее 20 строк).

1. Размер букв: очень маленькие — 3 балла; маленькие — 7; средние — 17; большие —
20.

2. Наклон букв: левый — 2 балла; легкий влево — 5; правый — 14; резкий вправо — 6.

3. Направление почерка: строчки ползут вверх— 16 баллов; строчки прямые— 12; строч­
ки ползут вниз — 1.

4. Сила нажима: легкая — 8 баллов; средняя—15; сильная — 21.

5. Характер написания слов: склонность к соединению — 11 баллов; склонность к отде­
лению — 18; смешанный стиль — 15.

6. Общая оценка: почерк старательный, аккуратный — 13 баллов; почерк неровный, не­
которые слова трудно прочесть — 9; почерк небрежный — 4.

7. Форма букв: округлая — 9 баллов; бесформенная — 10; угловатая — 19.

Оценка результатов:

38—50 баллов. Чаще всего это пожилой человек; 51—63 балла. Робкие, пассивные, флегматичные люди; 64—75 баллов. Люди нерешительные, мягкие; 76—87 баллов. Прямые, открытые и откровенные люди; 88—98 баллов. Люди инициативные, решительные, практичные;

99—109 баллов. Люди вспыльчивые, обидчивые, но одаренные и склонные к творчеству; 110—121 балла. Чаще всего это люди недисциплинированные, расхлябанные.

1 Графологическая экспертиза

Почерк оценивают по трем графологическим категориям: геометрической выдержанности; гармоничности; графологичности письма.

1 .Степень геометрической выдержанности письма (ровность линий строк и полей, равно­мерность интервалов между строками и словами, равносильность нажима и общая выдержан­ность письма) определяют степень волевого развития человека и запаса нервно-психической энергии, трудоспособности. Ровность линий строки, равномерность нажима указывают на вы­ держанность и равномерность прилива энергии, известную уравновешенность натуры. И на­ оборот, неровность строк, импульсивность нажима указывают на условную работоспособ­ность, проявляющуюся отдельными вспышками.

2.Степень гармоничности письма определяется гармонией в сочетании составных элемен­ тов письма, указывает на степень одаренности личности, развитие умственных способностей, присутствие вкуса, степень внутренней культуры человека.

3.Степень графологичности письма, т.е. отклонения от безукоризненного каллиграфическо­ го почерка, определяет степень самобытности личности, личной инициативы, степень разнообра­ зия (или однообразия) психических проявлений личности. И чем ярче выражены эти отклонения, чем больше пишущий вносит в почерк своего, оригинального, тем больше мы имеем права ду­ мать, что человек в любой области своего проявления — материальной или духовной — не до­вольствуется одним только приспособлением к условиям своей деятельности, а стремится вне­ сти в жизнь что-то свое, новое и оригинальное. Каллиграфический почерк безличен.

Мы не заботимся о рисунке букв сознательно, но подсознательно мы его выбираем. Стре­ мясь к одним формам и избегая других, мы выдаем тем самым себя — свои вкусы, предпочте­ ния, свой стиль.

Тут и работает закон обратной связи. С одной стороны, наши индивидуальные особенности как бы диктуют подсознательный выбор рисунка букв, с другой — некоторые геометрические понятия превратились в символ, к которому мы можем как-то относиться, принимая или отвер­ гая его. "Острые углы" надежно ассоциируются с упорством, резкостью, неуступчивостью. Если упорство и резкость нам неприятны, мы будем избегать в письме острых углов.

Нажим . У человека устойчивого в проявлении своих чувств, уравновешенного, с равно­ мерным приливом энергии подобная равномерность будет присутствовать во всех движениях (походке, жестикуляции) — неторопливых, спокойных. Противоположными качествами обла­ дает человек, у которого порывистый почерк, мазки не равны по силе. Его деятельность и ха­рактеризуется отдельными различными по силе вспышками энергии.


Строки . Прямые строки указывают на уравновешенность, сдержанность, самообладание, волнистые — на дипломатичность, гибкость мышления, умение подмечать слабые стороны в людях.

Импульсивность, нетерпеливость, горячность характеризуются параболическими строками. Чувства и желания автора обычно отличаются значительной интенсивностью, заставляющей стремиться к немедленному их осуществлению. Эти люди горячо берутся за дело, часто не до­ водя его до конца.

Пробелы на концах строк, чтобы не переносить слов, указывают на осторожность, часто до­ ходящую до трусости.

Поднимающиеся строки встречаются чаще всего у энергичных, деятельных, честолюбивых людей.

Наклон . Хотя в школе нас учили писать косо, т.е. под определенным углом наклона, мы ви­ дим, что каждый выбирает способ письма, который для него удобен. Для большинства почер­ ков характерен наклон в 40—45° (косой почерк), но существуют и прямые, вертикальные почер­ ки (90°), наклонные, иногда опрокинутые (наклон до 125°) почерки. Кроме того, существует множество переходных степеней и комбинаций этих основных форм.

Можно отметить, что у людей, пишущих прямым почерком, большая сдержанность, само­ обладание, выносливость, чем у людей с наклонным почерком.

Замечено, что слишком наклонный почерк (почти лежащий) — у предприимчивых, деятель­ ных людей, которые способны легко ориентироваться в незнакомой обстановке.

Опрокинутый влево почерк возникает чаще всего в результате несоответствия личных есте­ ственных склонностей и влечений человека внешним условиям воспитания и жизни. Он ука­зывает на своенравность, упрямство, требовательность, недоверчивость, иногда неискренность и скрытность.

Разнотипность наклона встречается у капризных, несдержанных, порывистых людей, кото­ рым свойственны обостренная нервная чувствительность, разбросанность в целеустремлениях.

Связь . Буква сама по себе не имеет никакого смысла. Только слово, состоящее из соеди­ ненных между собой букв, что-то означает.

Беглость почерка за счет рациональных комбинаций связок характеризует предприимчиво­го, сообразительного, энергичного человека. 3 Штрихообразование в почерке . Если слова заканчиваются горизонтальным штрихом (особенно последние в строке), то человек недоверчив, осторожен (как бы бессознательно бо­ ится, чтобы кто-нибудь не мог на оставшемся свободном месте доставить точку или какой- нибудь другой знак, могущий изменить смысл написанного).

Загибающийся влево вниз (против направления движения) штрих указывает на эгоистич­ ность.

Различают также загибающиеся вверх штрихи (фантазия, впечатлительность), штрихи, предшествующие словам (привычка действовать по внутреннему убеждению), преувеличен­но длинные, резкие, прямые штрихи, предшествующие словам (упрямство, деспотичность), завертывающиеся в себя предшествующие штрихи (упрямство, настойчивость, неуступчи­ вость).

Отсутствие штрихов говорит о стремлении основываться лишь на том, что доступно фак­ тической проверке.

Примерная класс ификация почерков . В зависимости от высоты и ширины почерка раз­ личают почерки "мелкий", "крупный", "беглый" и некоторые другие.

Крупный и размашистый почерк указывает на склонность пишущего к выявлению своей личности. Такие люди обычно плохо мирятся с обыденными условиями жизни.

Если письмо крупное, то у человека развито чувство собственного

достоинства, он — непрактичен.

Мелкое письмо (менее 3 мм) говорит о сдержанности, расчетливости, хладнокровности, наблюдательности.

Сжатый почерк (высота меньше ширины) характеризует расчетливого, бережливого, ос­мотрительного человека, привыкшего к экономии. Эти черты он непроизвольно проявляет в письме, стараясь на предоставленном пространстве уместить как можно больше (поля письма будут почти отсутствовать, промежутки между словами будут крайне незначительными, по­ следние буквы будут уменьшены и стеснены).

Нормальное письмо, которое мало чем отличается от каллиграфического, указывает на ров­ ность поведения, общую уравновешенность, постоянство в привязанностях, взглядах. Пишу­ щий разборчивым почерком уже тем самым проявляет внимание к окружающим.

Характер по почерку можно изучить с помощью науки графологии. Профессиональный графолог может многое узнать о личности человека по тому, как он пишет.

Однако и обычные люди, ознакомившись с ключевыми моментами графологии, смогут в общих чертах определить характер по почерку.

Графология - наука определения личностных качеств человека по его почерку.

Определяем характер людей по почерку

Графологи, как правило, для серьёзного анализа изучают несколько листов исписанных человеком.

Считается, что на первом листе человек пишет менее естественно, чем на последующих. Поэтому последние страницы длинных текстов представляют наибольший интерес, для того чтобы изучить характер по почерку.

Как определить характер по почерку? Прежде чем изучать характер по почерку, внимательно посмотрите на сам листок, на котором написан текст.

Листок может много рассказать о его хозяине:

  • Например, маленький лист бумаги с оборванными краями, следами жира или грязи говорит о том, что его хозяин с большой вероятностью неряха, растяпа и, возможно, жадина.
  • Большой, аккуратный, чистый лист бумаги часто говорит о щедрости и аккуратности, но также может быть свидетельством расточительности.

Размер

Определяя характер по почерку, учитывайте размер букв. Размер меняется с возрастом, а также в зависимости от текущего физического состояния.

  • Например, с возрастом и при утомлении написание слов становиться крупнее. Считается, что максимально достоверную информацию даёт почерк в возрасте от двадцати пяти до сорока пяти лет.
  • Буквы среднего размера встречаются наиболее часто. Если вы наткнулись на такие буквы, изучая характер по почерку, знайте, что никакой специфичной информации о его обладателе они не дают.
  • Крупно написанные символы говорят о том, что у их обладателя есть лидерские способности. Такие люди эмоциональны и лёгкие в общении. Без проблем знакомятся и устанавливают новые связи.
  • Маленькие буквы говорят о целеустремлённости и сдержанности человека. Иногда они являются признаком скрытой и замкнутой личности.

Поля

Чтобы узнать характер по почерку, внимательно рассмотрите поля:

  • Люди, оставляющие узкие поля, часто обладают такими качествами, как бережливость. Иногда узкие поля могут говорить о мелочности автора. Чем уже поля, тем более ярко выражено качество бережливости, порой, оно может доходить до скупости.
  • Широкие поля, напротив, говорят о щедрости автора. Чем шире поля, тем больше вероятность того, что человек окажется не только щедрым, но и расточительным. Чрезмерно широкие поля также могут говорить о тщеславии, стремлении к роскоши и хвастовству.

Нажим пера

Изучая нажим можно узнать не только характер по почерку, но и эмоциональное состояние человека в момент письма. Чем сильнее были эмоции, тем сильнее нажим.

  • Сильный нажим характерен для энергичных людей и трудоголиков. Такие люди легко налаживают контакт с окружающими, обладают низкой степенью замкнутости.
  • Лёгкий нажим, напротив, характерен для людей, предпочитающих одиночество и спокойствие общению. Такие натуры часто бывают романтиками.

Направление строк

Изучая характер по почерку, внимательно рассмотрите как написаны строки:

  • Люди, склонные к частым переменам настроения и авантюрам, нередко являются обладателями «волнообразных» строк при письме. В некоторых случаях такие строки говорят о склонности автора к обману и изворотливости.
  • Прямые строки, написанные как по линейке, выдают людей рассудительных и сдержанных. Часто такие люди имеют адекватную самооценку и трезво оценивают свои возможности.
  • Строка, поднимающаяся вверх, говорит о том, что её автор .
  • Строка спускается вниз - автор, вероятно, пессимист или имеет заниженную самооценку.

Связанность элементов письма

Определяя характер по почерку, изучите связанность элементов письма:

  • Почерк человека, пишущего все символы связанно, говорит о том, что это прямолинейная личность с преобладающим логическим мышлением. Нередко такие люди предприимчивы и склонны к критике.
  • Люди с хорошо развитым образным мышлением часто пишут все буквы раздельно.
  • Если на письме обнаруживаются связки из двух или трёх букв, то это говорит об уравновешенности автора.

Форма письма

Определение характера по почерку включает в себя изучение формы букв:

  • Угловатые и острые символы. Если вы натолкнулись на такой стиль письма, изучая характер по почерку, знайте, что он часто бывает признаком эгоизма.
  • Округлые и плавные - характерный признак уступчивости и податливости. Такие люди бывают слишком лояльны, обычно им сложно достигать своих целей.

Наклон письма

Чтобы узнать характер по почерку обратите внимание на его наклон:

  • Слабый наклон влево говорит о том, что автор склонен критиковать других. Такая личность часто ставит свои интересы выше интересов других.
  • Если буквы сильно наклоняются влево, то это говорит об упрямстве автора и склонности считать свою точку зрения единственно верной.
  • Определяя характер по почерку, наиболее часто придётся сталкиваться с лёгким наклоном вправо. Такой наклон, как правило, ничего не говорит о пишущем. Так учат писать в школе.
  • Если буквы наклоняются вправо очень сильно, то автор - . Он целеустремлён. Часто такой наклон встречается у ревнивцев и людей способных очень сильно влюбляться.
  • Символы без наклона говорят об упрямом харкаете. Такие люди обычно хорошо продумывают свои действия, оценивают положение вещей и действуют наверняка.

Подпись

Изучая характер по почерку, особое внимание уделите подписи. Подпись даёт достаточно много сведений о характере её обладателя:

  • Если при определении характера по письму, вы наткнулись на обычную подпись, то есть у неё нет каких-либо дополнительных элементов, то это говорит о смелости и уверенности её обладателя.
  • Подпись содержит подчёркивание - автор предприимчивый человек.
  • Подпись имеет петельки - автор наблюдательный человек.
  • Подпись перечёркнута - автор импульсивный и активный человек.
  • Обведённая подпись - автор труслив или .
  • Отдельное внимание уделите заглавной букве, изучая характер по почерку:
  • Чем более замысловато украшена заглавная буква, тем сильнее у автора потребность в признании и внимании окружения.
  • Если изучая характер по почерку, вы увидите заглавный символ небольшого размера, то, возможно, строки принадлежат зажатому человеку.

Темперамент по почерку

Графологи считают, что можно не только изучить характер по почерку, но и узнать темперамент. Каждый темперамент имеет свои особенности письма:

  • Холерик. Для этого типа характерен наклон вправо. Знаки завёрнутые и запутанные. Нажим сильный. Расстояние между словами не одинаково.
  • Флегматик. Межбуквенные расстояния различные. Сами буквы жирные, но толщина их непостоянна.
  • Сангвиник. Часто сангвиники имеют красивый почерк. Буквы бегущие, размашистые. Строки неровные.
  • Меланхолик. Характерны неровные поля. Буквы танцующие, имеют длинные штрихи и чёрточки.

Личные качества по почерку

Определяя характер по почерку, можно также выявить некоторые качества человека:

  • Вспыльчивость. Для вспыльчивых людей характерны символы, поднимающиеся над строкой. Крючки последних букв слова опускаются ниже строк.
  • Чувствительность. Часто встречаются незаконченные символы, нажим неравномерный, присутствует наклон, буквы бледные.
  • Ум. Буквы не имеют декоративных элементов, наклон незначительный или отсутствует. Расстояние между словами одинаковое. Буквы среднего размера, округлые.
  • Глупость. Наличие необычных крючков. Различное расстояние между словами, нажим неравномерный. Заглавные буквы выводятся с большим старанием и оригинальностью. Письмо кажется пафосным.
  • Воля. Буквы связаны между собой. Нажим равномерный. Количество штрихов небольшое. Буквы отчётливые, письмо содержит очень мало украшений, округлое.
  • Хладнокровие. При неровных строках, как правило, последнее слово пишется точно на своём месте. Буквы аккуратные, расстояние между словами различное.
  • Уравновешенность. Вызывает ощущение, что все символы «сплетены». Почерк красивый, но изначально может показаться неразборчивым. Строки ровные.
  • Жестокость. Иногда буквы имеют подчёркивания. Обычно они старательно прописаны, крючковатые, сплюснутые, но выглядят грубыми и жирными.

Определяя характер по почерку, помните что человеку свойственно иметь сразу несколько качеств.

Внешность по почерку

Можно определить не только характер по почерку, но и внешность:

  • Низкий рост. Написание слов имеет штрихи, буквы вытянуты. Буквы кажутся размашистыми и стремящимися «вырасти». Буквы, заканчивающие слова, часто бывают прописаны не полностью.
  • Высокий рост. Буквы, как и в предыдущем случае, имеют штрихи, но не растянуты. Идут ровными рядами, похожи на забор. Не выглядит витиеватым, но при этом нетвёрдый. Нажим может быть неравномерным.
  • Средний рост. Характерна сжатость букв в начале строки. К концу строки буквы становятся реже. Последние символы могут быть написаны ниже строки.
  • Стройность. Знаки препинания вырисовываются мелко. Буквы бывают удлинёнными.
  • Полнота. Нажим на одной и той же букве неравномерен. Чаще более сильный нажим имеет вторая часть буквы. Могут попадаться неоконченные символы.
  • Блондины. Для светловолосых людей характерен разборчивый стиль письма. К концу строки буквы могут сужаться. Как правило, символы некрупные.
  • Брюнеты. Буквы приподняты над строкой. Заглавные могут иметь украшения. Все элементы старательно выведены и имеют красивую форму. Строки часто идут вверх.

Род занятий по почерку

Характер по почерку и внешность не единственное, что можно узнать о человеке из того, как он пишет:

  • Неровный, неаккуратный. Характерен для аптекарей, бизнесменов.
  • Отрывистый, скачущий. Характерен для людей, изучающих и работающих с языками.
  • Со множеством штрихов. Часто бывает у людей, занимающийся умственным трудом, профессоров.
  • Опускающийся. Характерная особенность поэтов, мечтателей, философов.
  • Вертикальный, простой. Особенность математиков и инженеров.
  • Волнистый. Свойственен творческим людям, художникам, скульпторам.

Тяжело найти в мире двух абсолютно одинаковых людей (близнецы - это особая тема). Даже если личности внешне схожи, маловероятно, чтобы у них совпадали все индивидуальные характеристики.

Яркая отличительная черта - почерк человека. Может быть аккуратным и небрежным, мелким, крупным, растянутым или сжатым. С другими «выкрутасами» и «прибамбасами». Начинает формироваться со школьных лет. Когда-то были уроки чистописания в первом классе, когда учительница внимательно следила, как малыш выводит буквы, поправляла, чтобы они были красивыми, внятными и без помарок. Однако такая усердная нивелировка письма по «правилам» не срабатывала. Взрослея, каждый ученик обретал свойственную только ему психологию почерка, и учитель, проверяя школьные сочинения, даже не зная фамилии ученика, мог сразу определить, кто написал.

Как по почерку определить характер человека, этим занимается наука о письме - графология. Ученые-графологи уверены, что «закорючки» на бумаге раскрывают основные черты личности и даже могут рассказать о здоровье.

Например, такая патология нервной системы, как болезнь Паркинсона, характеризуется дрожанием рук. Больной интуитивно старается их удержать и пишет дробно. Когда недуг прогрессирует, почерк становится еще мельче. При болезни Альцгеймера буквы жмутся одна к одной или, наоборот, растягиваются.

Люди давно проявляли интерес к почерку. В древнем Китае философ Конфуций (551-479 г. до н. э.) считал, что по письму можно узнать о великодушии или вульгарности. Аристотель (384-322 г. до н. э.) утверждал, что «вид записи каждого человека» различается и свидетельствует о характере автора.

В Древнем Риме при императоре Нероне почерк стал политическим аргументом, когда нужно было свести с кем-либо счеты. Августейшему подсовывали тексты попавших в немилость, чтобы по характеру письма он убедился, что этот человек неблагонадежный.

В средние века английский ученый Роджер Бэкон (1214-1292) написал «Краткое руководство по изучению философии», где высказался, что по особенностям почерка можно определить характер личности.

В то время такие утверждения были просто догадками, не имеющими под собой серьезной научной почвы. Началом научной истории мировой графологии можно считать труд испанского врача и философа Иоанна Уарте Сан-Хуана «Исследование методов scienzias, где показаны различия в буквах, которые имеются у людей с отличной друг от друга гендерной принадлежностью» (1575). Позже появился не менее интересный трактат итальянского врача и философа Камилло Бальди «Как узнать природу и качество человека, взглянув на букву, которую он написал» (1620).

За прошедшие четыре столетия на Западе появилось много трудов, где авторы пытались дать достоверное объяснение характера человека по почерку. Только перечисление их займет много страниц. Назовем лишь нашу современницу Инессу Гольдберг - израильского графолога с мировым именем, ее перу принадлежит восемь книг из серии «Секреты почерка».

Труды по графологии российских авторов значительно уступают западным. Причина в советском прошлом, когда науку о письме считали псевдонаукой. Специалисты опирались на книги дореволюционных отечественных авторов: Зуева-Инсарова и Моргенштерна, брошюру Ф.Ф. Германа «О графологии. Человек по почерку» (1934).

Значительные работы написали советские почерковеды-криминалисты, занимающиеся экспертизой почерка при расследовании уголовных дел. Однако эти труды совсем не имеют отношения к анализу почерка в психологии. Потому считать криминалистов графологами нельзя.

Важно знать! Почерковедение - узкий раздел криминалистики, где почерк исследуется как вещественное доказательство преступления. Этим отличается от графологии, которая изучает взаимосвязь между письмом и психологическими особенностями личности.

Что можно узнать по почерку


О чем говорит почерк человека, с уверенностью скажут специалисты-графологи. Проведя психологический анализ «письмотворчества», они дадут объективную информацию о личности: расскажут о положительных и отрицательных сторонах характера, помогут выявить причины, допустим, неадекватного поведения.

И не нужно бояться графологического анализа. Он не только расскажет о человеке, но заставит задуматься, что, возможно, нужно что-то менять в своем образе жизни.

Если личность чересчур эмоциональная, об этом можно узнать по манере письма. Допустим, все буквы скособочены вправо и написаны с небольшим нажатием, это свидетельство эмоциональной неустойчивости и подверженности фобиям. Такого человека любые переживания выбивают из колеи.

В письме отображаются только устойчивые черты характера. Такие, что присущи личности долгое время, возможно, с детства. Постоянные скандалы в семье, беспризорность при живых родителях, бездушное отношение, травмы, другие негативные впечатления детских лет надолго остаются в памяти. Это влияет на психику, закрепляется в поведении. А внешне проявляется в манере письма, что можно назвать психологией почерка.

Когда человек постоянно боится (кого-то или чего-то), это отражается на стиле писания. Почерк становится неясным и дерганым - неровным. Такое быстрое написание свойственно людям со слабым характером.

Если же личность зациклена на своих душевных фобиях, письмо будет сжатое - буковка к буковке. Когда же между ними большие пробелы, это показатель, что сумятица не раздирает душу, страхи отсутствуют.

При графологическом анализе почерка обращают внимание на текст. Чересчур мелкий свидетельствует о душевных страхах. Они постоянно держат в напряжении и не позволяют выработать определенную жизненную позицию. Такой человек боится людей, избегает общения, склонный к замкнутому образу жизни, что может быть признаком психического заболевания - аутизма.

«Крупнокалиберный» текст характерен для уверенного в себе человека, умеющего высказывать свои мысли, заставляющего прислушиваться к своему мнению. Тщательный разбор почерка убеждает, что графология совсем не лженаука, как убеждали в советское время. Внимательное изучение графики написанного (размер букв, ширина раздела между ними, наклон, нажим, корявость или стройность текста) позволяет дать точную психологическую характеристику личности.

Стоит внимательно присмотреться к своему «письмотворчеству». И не нужно расстраиваться, если вдруг обнаружатся не очень приятные грани характера. Подробный графологический анализ почерка поможет критически осмыслить свой нрав и избавиться от его неприглядных черт.

Важно знать! Графология - это наука, опирающаяся на психологические методы исследования. Но графолог - не экстрасенс, предсказать будущее не в силах. По почерку можно определить психофизическое состояние личности только в данный момент.

Разновидности и характеристика почерка


У каждого человека только присущий ему индивидуальный стиль письма. В результате скрупулезных исследований манеры написания букв графологи вывели определенные закономерности, подсказывающие, как характер личности, темперамент, внешность и даже род работы сказываются на почерке.

Каким бывает «письмотворчество», что может рассказать специалисту, рассмотрим детальнее. Почерк может быть:

  • С наклоном . Эта характеристика говорит о эмоциональности и отношении к людям. Вертикальное расположение букв - завышенная самооценка, невозмутимый и спокойный характер, сдержанность по отношению к другим. Легкий правый наклон - свидетельство мягкого нрава, добродушия. Обладатель такого почерка не особенно сдержан в чувствах. Более сильный скос букв вправо - натура порывистая, в постоянном душевном напряжении. Буквы убежали влево - личность холодная, эгоистичная. Небольшой левый завал - смелый и осмотрительный человек, надеющийся только на себя. Сильный «левацкий» уклон подсказывает о плохих чертах характера: злопамятности, обидчивости. Обладатель такого почерка может быть меланхоликом с постоянно дурным расположением духа, не склонным к искусству.
  • С нажимом . Нажатие на ручку характеризует эмоции пишущего. Слабое - человек с интеллектом, романтик, но слабовольный, легко поддается чужому влиянию, не способен к глубокому переживанию. Сильное давление на «писало» показывает, что личность эмоционально взрывная, переживания всегда присутствуют в ощущениях.
  • Небрежный . Так пишут те, кто торопится, рука у них бежит впереди мысли. Такие люди реалисты по жизни, бывают резкими и вспыльчивыми, но быстро забывают обиду, любят творчество, часто испытывают приступы вдохновения, скептически относятся к всякого рода гаданиям о своем будущем. Вариант небрежного почерка - неуклюжий, грубый. Может принадлежать щедрому, общительному и отзывчивому, однако недальновидному, не всегда удачному в жизни человеку. Из-за своей нервозности он часто попадает впросак, но всегда удачно выбирается из неприятного положения.
  • Мелкий и неразборчивый . Принадлежит застенчивым, стеснительным людям, неспособным преодолевать серьезные трудности. Такие личности обладают определенным талантом и логическим мышлением, им есть что скрывать. Часто бывают замкнутыми и необщительными.
  • Крупный . Принадлежит уверенному человеку, привлекающему внимание, лидеру и душе компании, проницательному и открытому, совершенно не умеющему лукавить. Отрицательные черты характера - излишняя доверчивость к незнакомым, непрактичность в житейских делах.
  • Все буквы написаны слитно . Такое письмо характеризует прямолинейность, умение здраво мыслить, хорошую интуицию. Подчеркивание букв, слов, фраз свидетельствует об исполнительности, серьезном отношении к порученному делу. Семейная жизнь у обладателей такого почерка счастлива, их не терзают сомнения. Слитное и компактное письмо - свидетельство гордого и независимого характера, такие люди не любят лишних знакомств и стараются их избегать.
  • Разрыв между знаками . Если небольшое количество, это свидетельство ясного ума и гармонии в душе. Просветов множество - мышление наглядно-образное, личность мечтательная и «мутная» - неясная в своих поступках, любит, чтобы на нее обращали внимание. Незначительное расстояние между буквами свидетельствует об открытости, дружелюбном общении. Большой разрыв - боязнь контакта с незнакомыми.
  • Угловатый почерк . Указывает на независимость, критичный склад ума и любовь к состязанию в любом деле, будь то спорт или что иное, чтобы показать свою значимость. Ломаные и округлые буквы в письме - независимая личность, гостеприимная, умеет привлекать к себе, обладает отменным вкусом, всегда добивается своего. Однако такой человек очень эгоистичен, не любит, когда ему указывают как и что делать.
  • Завитушки . Маленькие и снизу на буквах - личность незамысловатая, довольствующаяся и быстро приспосабливающаяся к простому быту. Со своим независим суждением, не любит фальши в отношениях. Завиток на одном знаке - духовное развитие, любовь к семейному очагу, круг общения замыкается на родных и хороших знакомых. Широкие нижние «кудри» - целеустремленность, направленность на материальный достаток и общение. Загогулина внизу несоразмерная букве - много лени, нет любимого дела. Такая же кудряшка снизу и сверху - характер свободолюбивый, человек обходится совсем малым.
  • Каллиграфический . Человек с таким почерком - весьма чувствительный и аккуратный, отличный семьянин. В жизни у него нет больших перепадов, проблем на работе, все протекает без нервирующих душу приключений. С такими любят дружить. Недостаток обладателя такого почерка - неуверенность в своих силах, это вынуждает искать помощь того, кто способен внимательно выслушать и поддержать.
  • Заостренный почерк . Интеллект и наблюдательность сочетаются с агрессивностью и хитростью, недоверчивым, равнодушным отношением к людям, их образу жизни и мышлению.
  • С большим размахом . Такой почерк характеризует человека гордого, стремящегося к самоутверждению, желающего всегда быть в любом деле на первых ролях. Это совсем не мешает быть романтиком, видящим все вокруг в прекрасном свете. Такие люди быстро забывают и прощают обиды, у них любящее, доброе сердце, а потому нередко считают их странными.
  • Печатный . Некоторые люди пишут только печатными буквами. Это может говорить о закомплексованности: заниженной самооценке, зависимости от мнения других, болезненном восприятии критики. Такой человек постоянно держит себя на самоконтроле, чтобы не сорваться и не показать свою ранимую душу. Хотя со стороны кажется искренним и открытым.
  • Переменчивый . Когда буквы разные, а письмо быстрое и небрежное или медленное и старательное. Это говорит о сиюминутных переменах настроения. Почерк подсказывает, что писал с завышенной самооценкой или, наоборот, неуверенный, скрытый и подозрительный человек. Только детальный анализ личности может дать ясный ответ. Другой нюанс: пишется произвольно, независимо от ситуации. Тут можно говорить об открытости, внутренней свободе автора, свободного от многих условностей жизни.

Важно знать! Графология очень востребована в практической психологии. Как «отражение нашего мозга на бумаге», она помогает психологам более точно определить характер личности.

Методика определения характера по почерку


Такая методика объективна для людей возрастом 25-45 лет, когда психофизические характеристики личности наиболее стабильны. Исследуется несколько страниц почерка. На первой человек пишет скованно, а на последующих его «отпускает», письмо становится более естественным. Наибольший интерес представляют последние страницы.

Рассмотрим один из графологических способов определения характера:

  1. Внешний вид бумаги . Исписанные страницы много могут рассказать об авторе. Если человек неопрятный и жадный, они маленького формата, засаленные и грязные. А большие и чистые подсказывают, что писал педантичный и добрый.
  2. Внимание на поля . Узкие - бережливость, когда слишком сжатые, может означать мелочность, скупость. Широкие - душа нараспашку, открытость, доброта. Слишком уж просторные - высокомерие, бахвальство, стремление к богатству.
  3. Размер букв . С возрастом они становятся крупнее (ухудшается зрение). Маленькие буковки - личность, привыкшая довольствоваться тем, что есть, может быть замкнутой и страдать аутизмом. Из знаков среднего размера выудить какую-либо информацию невозможно. Так пишет подавляющее большинство людей. Здесь подходит выражение «такой, как все». Большие свидетельствуют о лидерских качествах, эмоциональности и общительности.
  4. Заглавная буква . Если с «наворотами», автор не уверен в своих силах, зависит от чужого мнения, старается, чтобы его заметили. Маленький первый знак характеризует внутреннюю скованность, закрепощенность, неспособность к непринужденному общению.
  5. Исследование нажима . Характеризует эмоции в настоящий момент. Чем сильнее давление на ручку (карандаш), тем больше переживания. Слабое нажатие - характер вялый, слабовольный. Буквы «жирные», четкие - бодрость, энергия, общительность.
  6. Внимание на строки . Волнистые - переменчивость настроения, авантюрность, изворотливость, лживость в делах и поступках. Аккуратные, ровные - эмоции на «приколе», человек трезво смотрит на жизнь, здраво оценивает свои возможности. Если строка убегает в «гору», автор - оптимистическая натура. Съезжающая вниз свидетельствует о пессимизме и заниженной самооценке.
  7. Наклон и форма написанного . Буквы могут быть угловатыми, острыми, округлыми, по-разному связанными между собой. Допустим, слишком закругленные буковки подчеркивают, что личность слабая, податливая чужому влиянию. Такие люди редко добиваются своей цели. А связь нескольких знаков говорит о спокойствии и сдержанности. Большой наклон вправо свидетельствует о властности. Такой человек может быть влюбчивым и ревнивцем. Резкий уклон влево характеризует упрямство, граничащее с неразумностью, когда твердо отстаивают свою пусть даже неправильную точку зрения.
  8. Подпись . Красноречиво свидетельствует о характере. Обычная - уверенность в себе, устоявшийся образ жизни. С подчеркиванием - предприимчивость, изворотливость в делах. Петельки-завитушки на буквах - наблюдательность, проницательность. Перечеркнутая - характер взрывной, принадлежит экстраверту. В «траурной» рамке - автор интроверт или подвержен фобиям, из робких.

Важно знать! Графология - серьезная наука, но не истина в последней инстанции. Тем не менее, исследование почерка может дать вполне достоверные сведения о характере и других чертах личности.


О чем говорит почерк человека - смотрите на видео:


Графология сегодня востребована. Графологи состоят в штате серьезных фирм, занимаются подбором кадров, оценивают по почерку поступающих на работу и дают характеристику конкурентам. Это официальная сторона их деятельности, но любому человеку будет интересно к ним обратиться, чтобы определить по своему письму черты характера. Вполне возможно, что это поможет избавиться от плохих, а значит, улучшить качество своей жизни.

Публикации по теме