Как усыновить ребенка из детского дома? Непросто, но вполне реально. Как усыновить ребенка из Дома малютки

Многие семейные пары, вопреки желанию, остаются бездетными. Существуют также матери, которые по разным причинам не в состоянии воспитывать родное дитя. Ребёнок попадает в детский дом. Развитие детей вне семьи наносит им большую моральную травму. Повзрослевшему детдомовцу трудно найти место в жизни.

Бывает так, что пары, неспособные к деторождению, желают принять на воспитание ребёнка, отвергнутого биологическим родителями. Сделать это непросто по ряду причин. Мешает бюрократическая волокита, несовершенство законодательства, неосведомлённость кандидатов в опекуны. Как в таком случае стать опекуном ребенка из детдома, в соответствии с законодательством Российской Федерации?

Существуют три уровня взятия детей на воспитание: усыновление, опекунство и попечительство.

Принятие решения на усыновление ребенка из детдома

Перед принятием решения об опекунстве, следует убедиться в наличии горячего желания. Никто не может принуждать к возложению на себя подобной ответственности. Необходимо рассчитать свои возможности. Ребёнка требуется кормить, одевать, обучать и обеспечивать достойные условия проживания.

Опека – это особая форма защиты детей. Она действует до 14-летия опекаемого. Если опекун собирается воспитывать молодого человека до 18-летия, он оформляет попечительство.

Опекунство и попечение над ребёнком – это серьезное решение. Если семейная пара не становится полноправными родителями, она принимает обязательство по воспитанию, защите подопечного и оказания помощи.

Кто может стать опекуном?

Лица, не имеющие прав на оформление опекунства, определяет Семейный кодекс Российской Федерации, статья 146 (). Прочие категории граждан имеют право становиться опекунами детей. Действующее законодательство не препятствует брать опеку над детьми лицам, проживающим на территории других государств.

Кто не сможет?

Законодательством предусмотрены категории лиц, не имеющие прав быть опекунами:

  • Несовершеннолетние.
  • Недееспособные согласно решению суда.
  • Наркоманы и алкоголики, поставленные на учёт соответствующими учреждениями.
  • Лица, страдающие тяжелыми заболеваниями.
  • Лица, по суду лишённые родительских прав.
  • Лица, ограниченные в родительских правах.

Куда обращаться

Для старта процедуры требуется обращение в орган опекунства и попечения местного значения , уполномоченный разрешать подобные проблемы. Учреждение состоит в прямом подчинении руководителю района или поселения, который утверждает принятое решение. Выданный администрацией документ действует на территории Российской Федерации. Не исключены претензии отдела образования, занимающегося проверкой документов, подлежащих предоставлению. Следует напомнить, что подавать заявление на опекунство требуется в месте регистрации или проживания ребёнка .

Порядок оформления опекунства после разрешения на усыновление

После приёма документов, органы государственного надзора обследуют условия проживания и быта претендентов. Не позднее тридцатидневного срока, учреждение опеки принимает решения о назначении соискателя опекуном или мотивированном отказе. В случае позитивного ответа, претенденты имеют право забрать выбранного ребёнка домой.

Какие нужны документы

  1. Заявление о намерении стать опекуном.
  2. Личное резюме. Соискатель заполняет анкету, включающую паспортные данные, информацию о месте проживания, диплом об образовании, справку от администрации трудового учреждения о специальности, исполняемой должности, документ, удостоверяющий семейное положение. Под резюме соискатель проставляет дату, личную подпись.
  3. Справка о заработной плате. Индивидуальные предприниматель представляет ксерокопию налоговой декларации. Получающему пенсию необходимо предъявить информацию пенсионного фонда.
  4. Ксерокопия финансового счёта.
  5. Документ жилищного учреждения, подтверждающий наличие недвижимости в личной собственности.
  6. Справка органов правопорядка о том, что соискатель не имеет судимости по статьям УК Российской Федерации, касающихся покушения на жизнь, причинения вреда здоровью.
  7. Справка медицинская о физическом и психологическом здоровье.
  8. Документ, подтверждающий брачные отношения.
  9. Письменное соглашение супруга.

Кроме указанных выше документов, органы власти могут затребовать дополнительные.

Сроки оформления

Максимальным сроком, за который опекун имеет право забрать ребёнка, законодательство Российской Федерации считает 30-дневный. Но, этот документ предусматривает исключения, согласно которым орган попечительства имеет право мотивированной отсрочки.

Как усыновить ребенка из детского дома и дома малютки. Личный опыт от автора видео:

Социальные гарантии

Социальное опекунство предусматривает следующие права:

  • Самостоятельно выбирать методы воспитания.
  • Рассчитывать на методическую помощь учреждений опеки.
  • Принимать материальное вспоможение на ребёнка согласно настоящему законодательству.
  • Отказаться от материального пособия.

Права взрослых прекращаются при достижении детей совершеннолетия или вступления в брак.

Денежные пособия

В Российской Федерации существуют следующие виды денежных пособий на опекаемых лиц:

  • Однократное пособие. Выплачивают при поступлении ребёнка в семью. Заявку на получение субсидии, документы, удостоверяющие отсутствие родителей, предоставляются в первые полгода со времени установления опекунства по месту жительства опекуна. Количество денег рассчитывают согласно региональному индексу.
  • Ежемесячное пособие. Для получения денег опекун обязан в 3-х дневный срок со времени выдачи пособия передать необходимые документы госорганам. Местные выплаты назначается и корректируется местными администрациями населённых пунктов.
  • Пособие подопечному, имеющему статус инвалида детства. Выплачивают неработающим и не имеющим источников дохода опекунам. Ежемесячные выплаты по уходу составляют 5500 руб.

Права попечителя и опекуна

Воспитатели наделены следующими правами:

  • Воспитывать ребёнка по своему усмотрению с учётом требований органов попечительства, отсутствия возражений со стороны воспитуемого.
  • Выбирать учебное учреждение, учитывая пожелания воспитанника по форме, по специализации обучения.
  • Совершать действия с имуществом воспитуемого при согласовании с органами попечительства. Действия, ухудшающие материальное положение воспитанника запрещены.

Воспитатели наделены следующими обязанностями:

  • Обеспечить обучение ребёнка и его универсальное воспитание.
  • Проявлять заботу. Быть внимательными к просьбам воспитанника.
  • Обеспечить дружелюбную психолого-эмоциональную обстановку.
  • Защищать материальные и неимущественные гарантии прав ребенка.
  • Отвечать по закону за действия, причинившие ущерб имуществу подопечного.
  • Не препятствовать контактам ребёнка и биологических родителей.

Опекунство и попечение над детьми – это ответственное решение. Если семейная пара не готова стать полноправными родителями, она принимает обязательства по воспитанию и защите прав подопечного.

Тема "ребенок в детском доме" очень непроста и требует самого серьезного внимания. Проблема часто не до конца осознается обществом. А между тем, обитателей детских домов в нашей стране с каждым годом всё больше. Статистика утверждает, что число беспризорников в России достигает сейчас двух миллионов. А количество обитателей детских домов увеличивается примерно на 170 000 человек в год.

Лишь в последнее десятилетие таких учреждений стало в три раза больше, чем раньше. Обитают в них не только фактические сироты, но и маленькие инвалиды, брошенные родителями, отобранные у алкоголиков, наркоманов и осуждённых. Есть специальные закрытые учреждения для тех, кто родился с врождёнными пороками, или такая форма, как детский дом-интернат для умственно отсталых детей. Условия жизни и содержания там не афишируются, и общество предпочитает закрыть на это глаза.

Как живут дети в детских домах

То, что творится в подобном замкнутом пространстве, по свидетельствам очевидцев, мало напоминает нормальные человеческие условия. Организации, спонсоры и просто неравнодушные люди пытаются сделать всё, что в их силах, чтобы помочь таким детям. Они собирают деньги, финансируют поездки, организуют благотворительные концерты, закупают для сиротских учреждений мебель и бытовую технику. Но все эти, несомненно, благие дела направлены на улучшение внешних условий существования сирот.

А между тем, проблема детей в детских домах намного серьезнее, глубже, и заключается она в том, что, создав таким воспитанникам человеческие условия, накормив, обогрев и отмыв, мы не решим главные проблемы - отсутствия любви и личного индивидуального общения с матерью и другими родными, близкими людьми.

Государственное воспитание - гарантии и проблемы

Решить данную проблему только деньгами невозможно. Как известно, оставшиеся без родителей дети в нашей стране попадают под опеку государства. В России форма воспитания сирот главным образом существует в виде государственных крупных детских домов, каждый из которых рассчитан на число проживающих от 100 до 200. Преимущество государственной системы обеспечения заключается, главным образом, в социальных гарантиях - получении собственного жилья по достижении совершеннолетнего возраста, бесплатном втором образовании и так далее. Это - несомненный плюс. Но если говорить о деле воспитания, то, по большому счёту, государству оно не под силу.

Неумолимая статистика свидетельствует - не более десятой части выпускников детских домов, став взрослыми, находят себе достойное место в социуме и ведут нормальную жизнь. Почти половина (около 40%) становятся алкоголиками и наркоманами, столько же совершают преступления, а около 10% выпускников предпринимают попытки суицида. Отчего же такая страшная статистика? Думается, все дело в серьезных изъянах системы государственного воспитания сирот.

Детский дом - возраст детей и переход по цепочке

Построена такая система по принципу конвейера. Если малыш остался без родителей, ему суждено путешествовать по цепочке, переходя последовательно в ряд учреждений. До трех-четырех лет маленькие сироты содержатся в домах ребенка, затем их отправляют в детский дом, а по достижении семилетнего возраста местом постоянного жительства воспитанника становится школа-интернат. Отличается такое учреждение от детского дома наличием собственного учебного заведения.

В рамках последнего также зачастую существует разделение на младшую школу и старшие классы. И те и другие имеют своих учителей и воспитателей, располагаются в разных корпусах. В итоге в течение жизни детдомовские дети не менее трех-четырех раз меняют коллективы, воспитателей и среду сверстников. Они привыкают к тому, что окружающие взрослые - временное явление, и скоро будут другие.

По штатным нормативам на 10 детей приходится всего лишь одна воспитательская ставка, в летний период - один человек на 15 детей. Никакого реального присмотра или настоящего внимания ребенок в детском доме, конечно же, не получает.

О повседневной жизни

Другая проблема и характерная особенность - в замкнутости мира сирот. Как живут дети в детских домах? И учатся, и общаются они, круглосуточно варясь в среде таких же обездоленных. Летом обычно коллектив отправляют на отдых, где детям предстоит контактировать с такими же, как они сами, представителями других казенных учреждений. В результате ребёнок не видит сверстников из нормальных благополучных семей и не имеет представления о том, как общаться в реальном мире.

Дети из детского дома не привыкают к труду с малолетства, как бывает в нормальных семьях. Их некому приучить и объяснить необходимость заботиться о себе и о близких, в результате работать они не могут и не хотят. Им известно, что государство обязано позаботиться о том, чтобы подопечные были одеты и накормлены. Необходимости в собственном обслуживании нет. Более того, любая работа (например, помощь на кухне) под запретом, регламентированным нормами гигиены и техники безопасности.

Отсутствие элементарных бытовых навыков (приготовить еду, прибраться в комнате, зашить одежду) порождает самое настоящее иждивенчество. И дело даже не в банальной лени. Данная порочная практика губительно сказывается на формировании личности и способности решать проблемы самостоятельно.

О самостоятельности

Ограниченное, до предела зарегламентированное общение со взрослыми в условиях группы никак не стимулирует развитие ребенка в детском доме в плане самостоятельности. Наличие обязательного твёрдого распорядка дня и контроль со стороны взрослых отсекает всякую необходимость самодисциплины и планирования ребёнком собственных действий. Детдомовские дети с младенчества привыкают лишь выполнять чужие указания.

Как результат, выпускники казенных учреждений к жизни никак не приспособлены. Получив жилье, они не знают, как жить в одиночку, самостоятельно заботиться о себе в быту. У таких детей нет навыка покупки продуктов, приготовления пищи, грамотного расходования денег. Нормальная семейная жизнь для них - тайна за семью печатями. В людях такие выпускники совершенно не разбираются, и в результате очень и очень часто попадают в криминальные структуры или просто спиваются.

Печальный результат

Даже во внешне благополучных детских домах, где поддерживается дисциплина, не отмечено вопиющих случаев жестокого обращения, детям некому привить и дать хотя бы элементарные понятия о жизни в обществе. Такой расклад, к сожалению, порожден самой системой централизованного государственного воспитания сирот.

Педагогические задачи в детских домах чаще всего сводятся к отсутствию ЧП и широкой огласки. Сиротам-старшеклассникам объясняют права ребенка в детском доме и по выходу из него (на жилье, пособие, бесплатное образование). Но данный процесс ведет лишь к тому, что те забывают о всяких обязанностях и помнят лишь, что им все-все должны - начиная с государства и кончая ближайшим окружением.

Многие дети из детского дома, выросшие без духовно-нравственного стержня, склонны к эгоизму и деградации. Стать полноценными членами общества им уже практически невозможно.

Альтернатива есть...

Выводы печальны: большой государственный детский дом-интернат в качестве формы воспитания сирот целиком и полностью доказал свою неэффективность. Но что можно предложить взамен? Среди специалистов считается, что оптимальным для таких детей может стать лишь усыновление. Так как только семья может дать то, чем ребенок в детском доме обделён в казенной среде.

Знающие не понаслышке о жизни в приемных семьях твердо уверены в необходимости государственной помощи людям, решившимся на подвиг воспитания чужого ребенка-сироты. Таким родителям необходима поддержка государства, общества и церкви, так как у приемных родителей с их нелегкими обязанностями всегда масса проблем и сложных вопросов.

Имеются патронатные семьи, способные заменить детский дом-интернат. При этом государство платит родителям зарплату, и никакой тайны усыновления не существует - сирота знает, кто он и откуда. В остальном же такой воспитанник - полноправный член семьи.

Еще вариант

Другая форма организации жизни сирот - семейный детский дом. По такому пути часто идут негосударственные заведения подобного типа. Жилые помещения там могут быть поделены на отдельные квартиры, "семьи" состоят из 6-8 детей, мамы, официально назначенной на эту должность, и ее помощницы. Дети все вместе и по очереди заняты покупкой продуктов, готовкой и всеми необходимыми домашними делами. Ребенок в детском доме подобного типа ощущает себя членом большой дружной семьи.

Также интересен опыт детских деревень SOS, в устройстве которых реализована модель воспитания педагога из Австрии. В нашей стране имеются три подобных деревни. Цель их - также максимально приблизить условия жизни воспитанников к семейным.

Кроме того, существуют детские дома малокомплектного типа. Устроены они по образу и подобию обычного казенного учреждения, но число детей там значительно меньше - порой не более 20 или 30 человек. В таких масштабах обстановку гораздо проще сделать домашней, чем в огромном интернате. Ребенок в детском доме такого типа посещает обычную школу и общается с ровесниками из нормальных семей.

Спасет ли православная церковь?

Многие воспитатели и общественные деятели считают, что к работе в государственных детских учреждениях следует привлекать представителей церкви, ведь каждый человек нуждается в пище для души, наличии нравственных идеалов и формировании моральных устоев. Сиротам, лишенным родительского тепла, это нужно вдвойне.

Именно потому православные детские дома могли бы оказаться островком спасения для таких детей в современном мире бездуховности и отсутствия каких-либо ориентиров. Созданное при храме подобное учреждение воспитания обладает и другим важным преимуществом - церковная община неким образом способна заменить детдомовцу отсутствующую семью. В приходе воспитанники заводят друзей, укрепляют духовные и социальные связи.

Не все так просто

Почему же такая форма, как православный детский дом до сих пор не получила широкого распространения? Проблема - в наличии множества сложностей самого разного характера - юридических, материальных, дефицита воспитательских кадров. Финансовые проблемы - прежде всего, в отсутствии необходимых помещений. Даже самый скромный приют потребует отдельного здания или его части.

Благотворители также не слишком охотно выделяют средства на финансирование подобных проектов. Но даже если спонсоры находятся, бюрократические сложности при регистрации таких приютов практически непреодолимы. Многочисленные комиссии, от решения которых зависит получение разрешения, придираются к малейшим отклонениям от существующих формальных инструкций, притом, что большинство финансируемых государством больших детских домов существует на фоне великого множества серьезных нарушений, в том числе и юридических.

Получается, что церковный детский приют возможен лишь в условиях нелегального существования. Государством не предусмотрено никаких правовых актов, способных регламентировать воспитание церковью детей-сирот, и, соответственно, оно не выделяет на это денег. Без централизованного финансирования (лишь на деньги спонсоров) существовать детскому дому трудно - практически нереально.

О денежном вопросе

Финансируются же в нашей стране лишь государственные учреждения, в которых, согласно Закону об образовании, воспитание должно быть светским. То есть устройство храмов под запретом, обучение детей вере не дозволяется.

Насколько экономически эффективны детские дома? Содержание детей в государственном учреждении влетает в копеечку. Ни одна семья не тратит на детское воспитание сумму, которая выделяется на него в детдоме. Она составляет около 60000 руб. ежегодно. Практика показывает, что эти деньги расходуются не слишком эффективно. В той же патронатной семье, где эта цифра втрое меньше, дети получают всё необходимое и, сверх того, так нужную им заботу и опеку приемных родителей.

О морально-этической стороне дела

Еще одна серьезная проблема детских домов - отсутствие квалифицированных и ответственных воспитателей. Такая работа требует затрат огромного количества душевных и физических сил. Она в прямом смысле слова предполагает самоотверженное служение, ведь зарплаты у педагогов просто смешные.

Часто в детские дома идут работать, по большому счёту, случайные люди. У них нет ни любви к подопечным, ни запаса терпения, столь необходимого в работе с обездоленными сиротами. Безнаказанность воспитателей в закрытой детдомовской системе приводит к искушению бесконтрольно командовать, упиваясь собственной властью. Порой дело доходит до крайних случаев, которые, время от времени, попадают в печать и СМИ.

Очень сложный вопрос о телесных наказаниях, которые находятся под официальным запретом, но существование их и, более того, широкая практика применения на самом деле - ни для кого не секрет. Впрочем, данная проблема характерна отнюдь не только для детских домов - это головная боль всей современной воспитательной системы.

На сегодняшний день детские дома не редкость. Говорить о том, какое количество детей-сирот находится в таких учреждениях, наверное, будет лишним. Даже самые лучшие и заботливые работники детских домов не смогут заменить таким детям настоящих родителей. Люди, которые приняли решение взять малыша из детского дома, сталкиваются со множеством проблем. И эти проблемы связаны не только с огромным перечнем необходимых документов, дающих на это право, но и, к сожалению, иногда даже с осуждением со стороны других.

Если вы приняли решение взять ребенка из детского дома, для начала необходимо обратиться в органы опеки и попечительства. Инспектор расскажет вам, какие документы необходимо собрать и в какие сроки нужно это сделать.

Кто может быть усыновителем

Разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком должна быть не менее 16 лет. Согласно статье 127 Семейного кодекса, усыновителями могут быть совершеннолетние лица любого пола, кроме лиц:

  • признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным (если усыновляют оба супруга);
  • лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
  • лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
  • бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
  • лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права;
  • лиц, которые на момент установления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);
  • лиц, не имеющих постоянного места жительства;
  • лиц, имеющих на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан;
  • лиц, проживающих в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам.

Что нужно делать

Документы на усыновление необходимо собирать сразу в двух экземплярах (для ООП и суда). При обращении в органы опеки необходимо иметь с собой следующие бумаги:

  • Заявление, с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителем (либо от руки, либо печатный текст).
  • Краткая автобиография, которая пишется в свободной форме (либо от руки, либо печатный текст). В ней обязательно указывается: фамилия, имя, отчество, национальность, дата и место рождения, место жительства, образование, место работы, семейное положение. В конце указывается дата и ставится подпись.
  • Справка с места работы (на бланке предприятия) в которой должна быть указана должность и размер заработной платы (возможна копия декларации о доходах).
  • Копия финансового лицевого счета.
  • Выписка из домовой (поквартирной) книги или свидетельство о праве собственности.
  • Справка органов внутренних дел об отсутствии судимости. Этот документ выдается по запросу.
  • Медицинское заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья кандидата.
  • Если кандидат состоит в браке, необходимо предоставить копию свидетельства о браке.
  • При усыновлении ребенка одним из супругов требуется заявление с выражением согласия другого супруга на усыновление.

Полный перечень документов нужно уточнять в конкретном органе опеки. Документы, которые вы обязаны предоставить, а также права и обязанности усыновителя указаны в Постановлении Правительства от 29 марта 2000г. РФ №275 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение)…».

После разрешения на усыновление

Когда все необходимые документы собраны, орган опеки в течение 7 рабочих дней обязан обследовать жилищные условия кандидата. После этого кандидату выдаётся письменное заключение, с которым можно обратиться в орган опеки и попечительства по месту нахождения детского учреждения (если вы хотите взять ребёнка из конкретного детского дома) или в региональный банк данных о детях, лишённых родительского попечения. Кандидату выдаётся необходимая информация о детях, которых можно усыновить. На выбор ребенка отводится 3 месяца. Когда ребёнок (или несколько детей) выбран, выдаётся разрешение на его посещение.

Что такое опекунство

Своеобразной альтернативой усыновлению является опекунство, которое даёт новым родителям все необходимые права. Опекуны несут за ребёнка такую же ответственность, как и обычные родители при усыновлении, но есть важные отличия:

  • если ребёнок имеет биологических родителей, то они имеют право его навещать;
  • ребёнок не будет носить фамилию опекунов и все данные свидетельства о рождении останутся неизменными.
  • опека может быть установлена над детьми до 14 лет, а попечительство над детьми от 14 до 18 лет.

Чтобы оформить опекунство или попечительство необходимо обратиться в орган опеки и получить список документов. Несмотря на то, что опеку оформить легче, чем усыновление, список документов достаточно большой и оформление может занять в среднем около 3 месяцев. Стандартный пакет: ваше заявление на опекунство, согласие другого супруга (если состоите в браке), справка о состоянии здоровья, справка с места работы (включая должность и заработную плату), справка о наличии жилья (выписка из домовой книги), характеристика (можно получить по месту работы или жительства) + автобиография, справка из ОВД, копия паспорта. Важный момент: при оформлении опекунства на содержание каждого подопечного ребёнка ежемесячно выплачиваются денежные средства.

Выбор ребенка

Всем будущим потенциальным родителям иногда сложно выбрать именно своего ребёнка. Многим ошибочно кажется, что в детском доме они смогут увидеть и пообщаться сразу с разными детьми. Это не так. Вы будете выбирать ребёнка заранее с оператором государственного банка, где содержится информация о детях-сиротах. Возможно, вы увидите малыша на сайтах детских домов, в специальных телепередачах и газетах. В этом случае необходимо выяснить, не планируется ли усыновление этого ребенка другими лицами. Если же вы определились с выбором малыша, вам выдадут разрешение на его посещение.

Важно знать:

  • точный размер пособия, который по закону выплачивается опекунам и определяется региональными властями (где проживает семья);
  • если вы хотите усыновить ребенка, но проживаете в съемной квартире, то необходим договор на аренду;
  • усыновление ребенка незамужней женщиной возможно, в этом случае учитываются все другие основные необходимые факторы (доход, жилищные условия и пр.);
  • при усыновлении ребенка супругами, имеющими разное гражданство, должны быть соблюдены требования, предусмотренные законодательством как государства, гражданином которого является муж, так и государства, гражданкой которого является жена;
  • инвалидность одного из супругов не является строгим препятствием при усыновлении ребенка, но обязательно учитывается;
  • неженатый мужчина может усыновить ребенка, но данный вопрос решается на комиссии при рассмотрении всех факторов в пользу возможности усыновления;
  • усыновление занимает время и требует терпения, нельзя сразу рассчитывать на быстрый результат.

Право на счастье имеют все! Если биологические родители не смогли дать ребёнку настоящую семью, то это можете сделать Вы. Многие семьи, решившиеся на этот важный шаг, сталкиваются с различными проблемами, в том числе с психологическими. Вы должны понимать, что с подобными трудностями встречаются многие люди, и эти проблемы преодолимы. В обмен на некоторые сложности вы получите настоящее счастье — счастье быть родителями!

Румянцева Нина, дата публикации: 12.09.2010
Дарья Пестова, дата обновления: 10.03.2018
Перепечатка без активной ссылки запрещена!

не публикуется

(+) (нейтральный) (-)

Вы можете приложить к своему отзыву картинки.

Добавить... Загрузить всё Отменить загрузку Удалить

Добавить комментарий

Наталья 16.02.2018 16:11
Хочу взять девочку от года до шести лет. Ставропольский край

25.10.2017 17:17
Когда вырасту хочу приютить мальчика негроидной расы 8-12 лет. Я не хочу, чтобы у меня были собственные дети. Не хочу выходить замуж, а просто закончить институт, найти работу, взять негроидного мальчика из приюта. Я хочу стать хорошей и доброй мамой для этого ребёнка....Но это моя мечта...И я хочу в будущем её осуществить.

Григорий 05.07.2017 00:02
Хотел бы узнать, можно ли усыновить подростка 16и лет?

Юлия 04.07.2017 11:55
Здравствуйте! Я очень хочу усыновить ребёнка, потому что мне самой рожать никак. Но у меня инвалидность - 3 группа - глухота. Работаю с хорошим доходом и собственная квартира. Возможности есть?

Многие семейные пары мечтают завести ребенка, но не у всех получается это сделать. Поэтому они начинают задумываться об усыновлении.

Усыновление подразумевает формирование родственных связей между ребенком и его новыми родителями, возникновение ответственности, особых прав и обязательств.

Человек, который решается забрать из детского дома ребенка, должен быть состоявшейся личностью.

Потенциальный усыновитель должен отдавать себе отчет в том, что с появлением в его семье малыша родители обязаны всю жизнь нести ответственность.

Рассмотрим, как усыновить ребенка из детского дома в 2019 году, какие требования предъявляет к кандидатам законодательство, каковы обязанности новой семьи по отношению к усыновленному.

Требования к усыновителям

Усыновление - длительный и сложный процесс, который не ограничивается оформлением документов в органах опеки и попечительства (ООП). Дело об усыновлении обязательно рассматривается в суде.

Порядок процедуры, ее основные положения регулирует Семейный Кодекс (глава 19). Усыновить можно детей, которым еще не исполнилось 18 лет.

Кто может взять ребенка из детского дома, регулирует статья 127 СК РФ:

У усыновителей нет возрастных ограничений. Главное, чтобы у них было крепкое здоровье, и они могли обеспечивать своего ребенка материально на достойном уровне.

Разница в возрасте между новыми родителями и усыновленным не должна быть менее 16 лет, но имеются исключения, и решение суд принимает индивидуальное в каждом случае.

Но если усыновитель является супругом или супругой биологического родителя ребенка, разницу в возрасте не учитывают. Также исключение делают для дяди, тети ребенка, других родственников и крестных родителей.

Видео: Условия усыновления ребенка в России

Кандидат на усыновление обязан быть физически в состоянии ухаживать за ребенком, взять на себя ответственность по воспитанию.

У кандидата не должно быть следующих болезней:

Лицо, которое желает усыновить ребенка из детского дома, должно содержать его.

У потенциальных усыновителей должен быть постоянный доход, превышающий прожиточный минимум для нескольких человек.

Обычно при вынесении положительного решения об усыновлении суд требует более высокого уровня дохода.

При предоставлении документов кандидат на усыновление указывает все имеющиеся источники дохода.

В качестве дополнительных источников рассматриваются: зарплата со второго места работы, средства от сдачи в аренду движимого и недвижимого имущества, проценты по депозитам в банке и у заемщиков.

Людей, которые мечтают стать родителями, беспокоит, что еще нужно, чтобы взять ребенка из детского дома. Потенциальные кандидаты должны иметь свое жилье.

Если квартира в ипотеке, такой порядок обычно не мешает усыновлять ребенка, но совокупного дохода с учетом вычета ежемесячного ипотечного взноса должно хватать на содержание несовершеннолетнего из детского дома. Этот пункт следует относить и к другим кредитам, займам.

Площадь тоже должна быть достаточной для проживания всех членов семьи: важно, чтобы в квартире было место для сна, игр, обучения . Огромный плюс, если неподалеку есть школы и другие общеобразовательные учреждения.

Обязательное требование - соответствие санитарно-гигиеническим нормам: чистота, отсутствие насекомых, грызунов. На одной жилплощади с усыновленными детьми не должны проживать люди с хроническими формами инфекционных заболеваний.

Лица одного пола старше 9 лет не могут проживать в одной комнате, если они не являются супружеской парой. Если усыновленному ребенку более 9 лет, у него должна быть отдельная комната. То же относится к ситуации, если лицо усыновляет брата или сестру.

Если семейная пара решается на усыновление и подходит всем требованиям, следует начать со сбора документов. Также будущие потенциальные родители записываются на курсы Школы приемных родителей.

Обучение проводится около полутора месяцев, может быть дистанционным . Школа предназначена для кандидатов в усыновители.

Призвана развивать ключевые родительские компетенции, которые необходимы для воспитания детей, переданных в семью граждан. Проводятся информационные лектории, родителей также готовят психологически.

Проходить курсы необязательно, если ребенка усыновляют его родственники, или лица, которые однажды уже были усыновителями, и отмены усыновления не было.

Узнаем, какие документы нужны для усыновления ребенка из детского дома.

Потенциальные усыновители должны собрать следующие бумаги:

Документы необходимо подготовить в двух экземплярах (для ООП и суда).

Видео: Порядок усыновления ребенка

Органы опеки и усыновления (ООП)

С полным пакетом документов граждане, решившие усыновить ребенка, идут в ООП . После оформления бумаг потенциальных родителей ожидает визит сотрудников ООП домой.

Составляется акт обследования жилищных условий. Жилплощадь должна быть ухоженной, чистой, убранной.

В течение 15 дней сотрудники готовят заключение. Если впечатление о гражданах, которые желают усыновить ребенка, положительное, их признают кандидатами в усыновители.

Если последует отказ, он должен быть оформлен в виде официального письма с указанием причины.

Поиск ребенка можно вести через Федеральный банк данных о детях-сиротах (http://www.usynovite.ru/db/?p=3&last-search) или базу видео анкет детей-сирот, также через ООП по месту жительства или Регионального оператора ГБД о детям-сиротах.

В базе данных ребенка можно найти по региону, полу, наличию родственников, году рождения, даже имени. Очень много анкет детей с пятой и четвертой группами здоровья.

В ООП выдается направление на посещение ребенка. Срок действия документа - 10 дней.

Кандидат в усыновители может встретиться с одним из детей. Имеет право пообщаться с ребенком, ознакомиться с его документами, подтвердить факт ознакомления с медицинским заключение о состоянии здоровья выбранного ребенка.

Если кандидаты желают посмотреть других детей, они могут получить другое направление.

Если потенциальные усыновители не явились в назначенное время на встречу с ребенком дважды без объективных причин, их отстраняют от процесса усыновления как безответственных и ненадежных людей.

После выбора ребенка кандидаты подают заявление в суд с просьбой позволить им усыновить ребенка. Суд выносит решение не позднее двух месяцев после подачи заявления.

Усыновление производится судом. Кандидаты в усыновители подают заявление со следующими сведениями:

К заявлению прикладывают все те же документы, которые были предоставлены в ООП, а также документ, который подтверждает постановку на учет лица в качестве кандидата на усыновление.

Дело рассматривается на закрытом судебном заседании, в котором принимают участие сами кандидаты, сотрудники ООП, прокурор, ребенок, достигший 14 лет, его биологические родители.

Права и обязанности новых родителей устанавливаются с момента вступления решения суда в силу. Копию постановления суд направляет в органы ЗАГС по месту принятия решения в течение трех дней.

Усыновители должны лично забрать малыша из детского учреждения, предъявив согласие суда, и зарегистрировать усыновление в органах ЗАГС.

Ребенку в семье предпочтительнее, чем в детском доме, но нередко усыновителям очень непросто бывает доказать свое соответствие всем требованиям.

Одна из семей получила одобрение ООП на усыновление, выбрала в детском доме мальчика 9 лет, с которым сложились хорошие отношения.

На суд была приглашена биологическая мать мальчика, которая ранее отбывала наказание в местах лишения свободы, а после освобождения не принимала участия в жизни своего ребенка. Мальчик так и остался в детском доме.

На судебном заседании мать раскаялась, начала обещать суду, что заберет ребенка. Мальчик растерялся, а суд не стал давать разрешения на усыновление, и его оставили в детском доме.

Впоследствии выяснилось, что у матери нет постоянного дохода и своей жилплощади, и мальчик остался в детском доме.

Нередко порядочные и достойные люди, которые мечтают стать родителями и усыновить малыша, сталкиваются с формальностями закона и не могут бороться с ними.

Узнаем, как взять ребенка из детского дома под опеку.

Опека

Альтернатива усыновлению - это опекунство . Ребенка принимают в дом на правах воспитуемого. Опеку устанавливают над детьми младше 14 лет, попечительство - над ребятами 14-18 лет.

У опекуна имеются практически все те же права, что и у родителям. Но органы опеки регулярно контролируют условия его содержания, воспитания, образования.

Назначается на срок или бессрочно . Нередко опека используется в качестве промежуточной формы усыновления. Уровень ответственности высокий, но не полный.

Преимущества:

  • решение об опеке принимает глава местного самоуправления, оформляется быстрее, чем при усыновлении через суд;
  • на опекаемого выплачивают ежемесячное пособие, помогают опекуну в организации обучения, отдыха, лечения ребенка;
  • после 18 лет воспитуемому выделяют жилплощадь;
  • требования к опекунам менее жесткие.

Недостатки:

  • ребенок может чувствовать себя неполноценным из-за неполной принадлежности к семье опекуна;
  • могут вмешаться сотрудники ООП;
  • может появиться претендент на усыновление;
  • возможны контакты с биологическими родственниками ребенка;
  • сменить фамилию ребенку трудно, а дату рождения не меняют.

Для оформления возможности принять ребенка на воспитание будущие опекуны обращаются в ООП. Оформление может занимать около трех месяцев.

При различных формах устройства ребенка к усыновителям и опекунам предъявляют одинаковые требования к состоянию их здоровья.

Кандидаты не должны быть ранее лишены родительских прав или отстранены от обязанностей опекуна или усыновителя по их вине.

А можно ли взять на выходные ребенка из детского дома?

Не у всех пар есть возможность усыновить или принять на воспитание ребенка. Тогда в некоторых случаях разрешают забрать ребенка на время.

Гостевой режим также используется для более близкого знакомства с ребенком, которого семья желает усыновить.

Такой порядок оформить еще легче и быстрее, но гостевой режим не рекомендуется для детей младше подросткового возраста. По возвращении в детский дом маленькие дети воспринимают это так, будто от них снова отказываются.

Побывав в “гостях” однажды, дети и даже подростки потом неделями ждут и надеются, что за ними вернутся. “Гостевой режим” - не только возможность временно пожить в нормальной семье, но и эмоциональная нагрузка на ребенка.

Маленькие дети очень быстро привязываются. А если их будут постоянно возвращать и снова “привязывать”, они разучатся доверять.

Ребенка не передадут в семью, если:

  • это будет противоречить желанию ребенка, создаст угрозу его жизни, здоровью, нарушит его права и интересы;
  • окажется, что вместе с гражданином, который взял ребенка “в гости”, проживает родитель малыша, лишенный родительских прав.

Общий срок пребывания не может быть более трех месяцев. В некоторых случаях продлевается до полугода.

Если биологические родители ребенка не смогли по каким-то причинам должным образом выполнять свои обязательства, это могут сделать усыновители, опекуны или приемные родители.

Но и кандидаты в усыновители, и опекуны должны понимать, что новый член семьи - это ответственность, это навсегда . У них будут все те же обязанности, что и у биологической семьи.

Демографические проблемы, связанные с низкой или повышенной рождаемостью, постепенно сменяют себя на протяжении десятилетий. Неизменным остается только количество сирот в детских домах - оно всегда достаточно большое. Детям, оставшимся без родителей, одного сочувствия будет крайне мало, ведь они так нуждаются в родительской заботе, теплоте и ласке.

Несомненно, принятие решения о воспитании чужого ребенка из детского дома предполагает благородную цель, но она требует от приемных родителей большой ответственности. Если вы усыновили или удочерили ребенка из детдома, вы не сможете однажды отказаться от него, если вдруг когда-нибудь передумаете или разочаруетесь в идее воспитания чужого ребенка.

Приемный ребенок должен стать полноценным членом семьи. Кроме того, отношения между приемными родителями и ребенком из детдома должны установиться таким образом, будто он родился в этой семье. Так ли это просто на самом деле? С какими проблемами и трудностями предстоит столкнуться родителям, принимающим в свою семью «детдомыша»? Об этом поговорим в этой статье.

Какие семьи берут ребенка из детского дома?

Как свидетельствуют данные статистики, чаще всего желание усыновить ребенка появляется у двух категорий семей.

Бездетные семьи. Если родителям очень хотелось бы иметь и воспитывать ребенка, но при этом по каким-либо причинам они не могут иметь собственных детей, чаще всего они обращаются в детские дома, чтобы взять оттуда сироту. В большинстве случаев бездетные родители выбирают совсем маленьких детей, чтобы испытать радости воспитания ребенка с его младенческих лет.

Иногда люди, взявшие ребенка из детдома в раннем возрасте, не рассказывают ему о том, что они приходятся ему ненастоящими родителями. Он может никогда не узнать об этом, узнать случайно или же со временем. Если родители планируют раскрыть ребенку свою «тайну», следует подготовить к этому ребенка заранее.

Семьи с детьми. Более редкая категория родителей - пары, у которых уже есть дети. Если материальное положение позволяет обеспечивать большую семью, родители берут ребенка из детдома ради благородной цели - воспитать сироту в теплом семейном кругу, где есть другие дети.

Преимущество такой семьи в том, что ребенок общается со своими неродными братьями и сестрами на равных как полноценный член семьи, чувствует себя очень комфортно и воспринимает окружающих как родных.

Задача родителей в данном случае - стереть все возможные психологические границы между родными и неродными детьми, потому что отношение к ним должно быть одинаковым.

Как вести себя с приемным ребенком из детдома?

Стать отцом или матерью приемного ребенка из детского дома можно, если вы имеете материальные средства, чтобы обеспечивать его. Также важно официально состоять в браке и иметь жилищные условия, где сможет проживать ребенок. Родители не должны иметь судимость, психические заболевания. Если ваш брак с мужем (женой) пока еще не был оформлен официально, необходимо это сделать перед усыновлением ребенка.

Что касается психологической стороны вопроса усыновления, здесь необходимо подойти к проблеме основательно и со всей ответственностью. Если вы решили усыновить или удочерить ребенка из детского дома, нужно придерживаться нескольких прицнипов.

Принять ребенка таким, какой он есть. Когда вы планируете принять чужого ребенка в свою семью, у вас конечно же будет возможность предварительно познакомиться и пообщаться с ним, чтобы понять, сможете ли вы стать для этого ребенка родителем. Однако нередко чужой ребенок начинает проявлять особенности своего характера не сразу, а в течение первых месяцев или лет проживания в новой семье.

Это происходит, когда вы взяли из детдома ребенка старшего возраста, формирование личности которого уже началось на этапе жизни в детском доме (например, если ребенку уже больше 4-х лет).

Столкнувшись с какой-либо отрицательной чертой характера в ребенке, некоторые приемные родители впадают в отчаяние, серьезно разочаровываются в нем, опускают руки и пытаются вернуть ребенка обратно в детский дом, забывая о том, что ребенок не вещь, а живой человек, такая же мыслящая личность, как и взрослые.

Поэтому, принимая ребенка в семью, вы должны быть готовы ко всем трудностям, к сложному характеру и нестандартному поведению с его стороны. Ваша задача как «родителя» - направить воспитание ребенка в правильном русле, помочь ему справиться со своими проблемами. При необходимости посетить детского психолога.

Научиться воспринимать ребенка из детдома как родного. В независимости от того, есть у вас в настоящий момент родные дети или нет, необходимо создать в семье все условия, в которых ребенок из детдома будет себя чувствовать максимально комфортно. Если приемный ребенок чувствует себя «вашим», называет вас «папой» («мамой»), относится к вам как к настоящим родным родителям, можете считать, что вам удалось создать эти условия.

Однако такие родственные отношения в большинстве случаев возникают далеко не сразу после усыновления. Для этого пройдет определенное время. Вы и ваш приемный ребенок должны успеть привыкнуть друг к другу, только потом начнется психологическое сближение.

Стать для ребенка другом . Как родители относятся к родному ребенку? Они выражают свои чувства не только в заботе о нем: необходимо стать для ребенка самым преданным и первым другом, к которому он всегда сможет обратиться за помощью или с просьбой получить совет.

Чтобы заслужить доверие ребенка (родного или приемного), разговаривайте с ним как со взрослым, интересуйтесь, что его волнует, делитесь с ним собственными впечатлениями от проведенного дня (от увиденного и т.д.) и узнавайте, какие впечатления появились у него.

Необходимо принимать активное участие в его жизни, играх, разделять его интересы или хотя бы спрашивать о них. Ребенок будет чувствовать, что вы полностью открыты для общения с ним.

Если у вас возникают серьезные трудности в отношениях с приемным ребенком из детского дома, обратитесь к семейному психологу или детскому психотерапевту. Специалист поможет вам установить связь друг с другом, найти путь к взаимопониманию и решению проблемы. Также вы можете на нашем сайте.



Публикации по теме