Когда дети держат голову сами. Когда ребенок начинает держать головку уверенно

Развитие ребенка в первые месяцы – очень важный, ответственный этап в его жизни. В этот период закладываются благоприятные условия, чтобы он рос здоровеньким и крепеньким. Одним из первых навыков малыша считается способность держать головку самостоятельно. Поэтому первым делом родители хотят знать, когда ребенок начинает держать голову.

На этом этапе развития мама и папа обязаны помогать малышу справляться с такой совсем непростой для него задачей. Беря его на ручки, надо стараться поддерживать его в комфортном положении и не позволять голове запрокидываться назад или набок.

Неокрепшие мышцы шейки или спинки грудничка не дают возможности ему удерживать тяжелую головку сразу после рождения. Но уже спустя двадцать дней он может ее приподнимать. Когда ребенку исполняется , он реагирует на громкий звук поворотом головы. Располагаясь личиком вниз, младенец приподнимает голову и задерживается в таком состоянии уже на несколько секунд.

Уверенности в его движениях еще нет, так как шейные мышцы еще достаточно не окрепли. На жизни грудничок не только самостоятельно удерживает голову, но и поворачивает ее в стороны. Следующим важным этапом для него становится приподнимание на предплечьях и удерживание головки в вертикальном положении достаточно долгое время.

Такие показатели являются условными и только примерными ориентирами для молодых родителей. Пределы индивидуального развития у всех грудничков разные. Но если малышу исполнилось 3 месяца, а он не держит головку, то необходимо проконсультироваться у невропатолога.

Признаки, что ребенок готов

Существует ряд признаков, по которым есть возможность определить, что малютка готов и скоро начнет держать голову самостоятельно. После того как ему исполнится месяц, можно проверить кроху на самостоятельное держание головки. Его следует положить на животик и постараться привлечь его внимание ярким предметом сверху. Здоровые дети уже приподнимают голову на несколько секунд, чтобы рассмотреть предмет, вызвавший у них интерес.

Это можно проверить и при помощи звука. Например, похлопать в ладоши над младенцем или потрясти погремушкой. В этом случае новорожденного также кладут на животик. Если он силится приподнять голову и у него ничего не получается, то это является поводом для волнения. Молодым родителям следует обратиться к педиатру и также получить консультацию у невропатолога.

Если ребенок не держит голову?

Если у грудничка отсутствует навык вертеть головой в стороны, когда он лежит на животике, то это означает, что есть серьезные проблемы. Возможно, их решение будет включать комплексную лекарственную терапию и несколько сеансов массажа. Без визита к специалисту не обойтись.

Если кроха не способен удержать голову, когда ему уже 3 месяца, это означает одну из проблем:

  1. Роды были тяжелые и с патологией.
  2. У малыша низкий тонус мышц, потому что его редко выкладывают на живот.
  3. Недостаточная масса тела. При нехватке грудного молока, необходимо ввести докорм смесью, рекомендованной педиатром.

Если ребенок держит головку под углом, педиатр обязательно отправит его на .

Новорожденный не удерживает головку в 4 месяца по следующим причинам:

  1. Проблемы с нервной системой.
  2. Возможные травмы.
  3. Плохое увеличение веса может быть поводом того, что малыш держит голову неуверенно.
  4. Патологии, связанные со сложными родами, которые не были вылечены ранее.

Если грудничку исполнилось 5-6 месяцев и у него проблемы с держанием головы, то, возможно, у него одна из следующих проблем:

  1. Нарушения в питании малыша. Недостаток питательных веществ в еде влияет на его развитие.
  2. Недоношенность. Ребенок будет отставать в развитии. При благоприятных обстоятельствах это изменится примерно к году.
  3. Низкий мышечный тонус. Рекомендуется лечебный массаж и специальная зарядка.
  4. Неврологические нарушения. Справляться со сбоями в работе нервной системы можно, делая общеукрепляющий массаж.
  5. Слаборазвитые шейные мышцы.

Как узнать, что все в порядке?

Если трудно выяснить, может ли кроха держать голову, надо проверить это при помощи таких упражнений:

  1. Ухватить малыша за ручки и приподнять из лежачего положения, чтобы он сел. Если малыш хотя бы пару секунд удерживает голову, то это норма и мышечный тонус развивается хорошо. Долго новорожденного в положении сидя нельзя оставлять. Дети не должны присаживаться до 5 месяцев, особенно девочки.
  2. Для выполнения второго упражнения, чтобы проверить шейные мышцы, ребенка надо также слегка приподнимать за ручки. Он должен попытаться удержать хотя бы недолго свою головку на уровне хребта. Если это у него получается, то повода беспокоиться нет.

Доктор Комаровский считает, что всему свое время. Во сколько месяцев бы ребенок ни начал держать голову самостоятельно, у каждого это индивидуально. Важно набраться терпения.

Чем могут помочь родители?

Помощь мамочки необходима для укрепления детской мускулатуры. Для этого надо планировать с малышом специальные физические упражнения. Почаще выкладывать его на животик, использовать валик для удерживания головки в ровной позиции. Полезны будут для крохи расслабляющие ванны с лекарственными травами. Питание и содержание младенца должно быть на высоком уровне.

Можно использовать фитбол. Он очень эффективен в изменении кривизны шеи. В 2 месяца малютку нужно укладывать личиком вниз на мяч. Он интуитивно начнет поднимать голову. Для развития шейных мышц полезно держать малыша в вертикальном положении.

Необходимо понимать, что ребенок начинает держать голову сам, научить его этому навыку нельзя, можно только помочь. У всех деток развитие происходит по-своему и они держат голову в разный период своего развития. Но если к полугоду мышцы шеи остаются слабыми, нужно обязательно обратиться к врачу.

Полезное видео о том, когда ребенок начинает держать голову

И всю эту огромную работу ребенок проделывает в течение года. Держание головки - базовый моторный навык. С ним взаимосвязана вся дальнейшая двигательная активность ребенка. Поэтому так важно овладеть этим умением своевременно.

Как и когда развивается навык

Грудничок начинает держать голову самостоятельно примерно к . У кого-то это происходит раньше, у кого-то позже. Моторные навыки развиваются индивидуально. Обычно к у грудничка уже хорошо развиты мышцы спины, плечевого пояса и шеи. К этому времени малыш держит голову прямо и уверенно, вертит ею по сторонам, наклоняет вперед, если его приподнимают за ручки, чтобы посадить.

Таблица - Развитие навыка держать голову

Возраст Описание навыка
Новорожденный Мышцы спины и шеи слабые. Без поддержки не может удерживать голову
1 мес. Поворачивает голову в сторону, делает первые, кратковременные попытки ее поднимать, лежа на животе. К концу месяца уже может удержать голову на 2–3 секунды, лежа на животе. Лежа на спине, поворачивает головку влево или вправо, к концу месяца уже может держать ее в среднем положении около 10 секунд
2 мес. Поворачивает голову на звук. На короткое время удерживает ее, лежа на животе. В конце месяца держит головку больше 10 секунд, при этом она еще балансирует, качается
3 мес. Уверенно держит в вертикальном положении. Когда лежит на животе, высоко поднимает голову, опираясь на предплечья, удерживает несколько минут

Если малышу около 3 месяцев и есть сомнения, все ли в порядке с развитием этого навыка, проведите небольшой домашний тест.

  1. Усадите малыша, который лежит на спине, потянув его за ручки . Делайте это бережно.
  2. В течение 30 секунд он должен держать голову прямо . Это показатель нормального развития навыка. Если головка у грудничка качается, в этом нет ничего страшного.
  3. Снова уложите кроху на спину . Затем еще раз аккуратно потяните его за ручки, слегка приподнимания, так, чтобы он повис.
  4. В течение 2 секунд его голова должна удержаться на линии позвоночника . Только после этого она опрокидывается назад.

Также необходимо помнить о мерах предосторожности: головка малыша до 3 месяцев не должна свисать, болтаться. Это может повредить шейные позвонки. Нужно ее осторожно поддерживать и не допускать никаких резких движений.

Почему малыш самостоятельно не держит голову

Причины, как правило, связаны с индивидуальным развитием. Если кроха здоров, активно познает мир, если не было никаких патологий при беременности и родах, то, скорее всего, нет повода для волнения.

  • Просто не пришло его время . Беспокоиться стоит тогда, когда грудничку уже 3 месяца, а самостоятельный навык у него не выработался.
  • Неправильные действия родителей . Когда дети начинают держать голову, им нужно создавать условия для дальнейшего развития этого умения. Некоторые не выкладывают детей на животик, потому что груднички тут же начинают капризничать. Однако со временем мамы сожалеют об этом, потому что мышцы спины, плечевого пояса и шеи малыша плохо развиваются. Что важно знать? Если ребенок все время испытывает дискомфорт, лежа на животе, это может быть связано не только с его настроением. Возможно, кроху что-то беспокоит именно в этом положении. Лучше обсудить это с доктором.
  • . Есть много примеров, когда недоношенные дети даже опережают в развитии доношенных. Но все-таки кроха с недобором веса труднее овладевает моторными навыками. Для этого ему понадобится больше времени и сил.
  • Неврологические причины . Их не всегда удается выявить в первые месяцы жизни малыша. Только дополнительные обследования и консультация врача помогут это сделать.

Бывает, что новорожденный начинает держать голову слишком рано - уже в первый месяц. Это может быть признаком гипертонуса - чрезмерного мышечного напряжения. Мышцы в тонусе - нормальное явление для грудничков. Однако только врач-невропатолог может установить, насколько это безопасно и не является ли симптомом серьезного заболевания. Обычно при мышечном тонусе назначают массаж, плавание, лечебную гимнастику, физиопроцедуры, реже - медикаментозное лечение.

Держим голову: пять эффективных способов

Научить ребенка держать голову невозможно. Можно только помочь ему выработать этот навык, стимулировать маленького лежебоку к большей двигательной активности. Каким образом?


  1. . Чтобы укрепить мышцы спины и шеи, кроху необходимо тренировать - регулярно, то есть ежедневно по несколько раз выкладывать на живот. Делать это необходимо вовремя - с первых недель жизни.
  2. Массаж . Доверьте это дело профессиональному массажисту. Его задача - расслабить одни мышцы и привести в тонус другие. А сделать это на шее и спине у крошечного младенца - ювелирная работа. Хуже от правильно сделанного массажа крохе точно не станет. Он будет после него хорошо спать, есть, получать наслаждение от тактильного контакта. Может ли мама научиться делать массаж грудничку самостоятельно? Да, может. Но при этом надо помнить, что неправильно сделанный массаж может навредить: привести в больший тонус спазмированные мышцы и еще больше расслабить мышцы в гипотонусе. На первых неделях жизни обычно делают только щадящий, расслабляющий массаж. Позже, если тонус мышц понижен, назначают более интенсивный массаж.
  3. Гимнастика . Перед самостоятельным проведением зарядки проконсультируйтесь с педиатром и ортопедом. Если у ребенка повышенный или, наоборот, пониженный мышечный тонус, необходимо учитывать некоторые нюансы, как при массаже.
  4. . Вода - хорошая тренировочная среда для мышц всего тела крохи. Кроме пользы, малыш получит удовольствие. Желательно как можно раньше после заживления переводить его на «большую воду» Многие родители с первых дней жизни купают грудничка в большой ванной, после ее тщательной дезинфекции. Эффективными методами также являются аквагимнастика для грудничков, теплые ванночки с добавлением хвои, валерианы.
  5. Игра со звуком . Кроха хорошо реагирует на звуки. Постарайтесь как можно чаще привлекать его внимание погремушкой, колокольчиком, музыкой на расстоянии. Он будет поворачивать головку в сторону звука и одновременно тренировать мышцы шеи. Это упражнение также является хорошей профилактикой кривошеи - когда грудничок поворачивает голову в одну сторону или держит ее под углом. Заинтересовывать малыша и подходить к нему нужно со стороны, противоположной той, в которую все время повернута его голова.

К трем месяцам здоровый ребенок старается все время удерживать голову вертикально, когда меняется положение тела. Также в этом возрасте ему нравится лежать на животе, потому что именно эта поза дает широкий обзор окружающего мира.

Ребенок начинает держать голову самостоятельно, когда созреет физиологически. Если к 3 месяцам этого не происходит, не стоит паниковать. Но и рисковать не надо. Поэтому необходимо обязательно проконсультироваться со специалистом. Чем раньше будут выявлены неврологические нарушения, тем быстрее и эффективнее можно с ними справиться.

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

Молодые мамочки пережавали, переживают и будут переживать за своих малышей. Здоров ли он, идет ли по плану развитие ребеночка, нет ли отклонений. В неврологии существует рад этапов, по которым можно судить о том, как идет развитие ребенка. Это и первая улыбка, и фокусировка взгляда на предмете, и момент, когда малыш самостоятельно держит головку.

До 1,5-2 месяцев шейные мышцы малыша совсем слабенькие, они не в состоянии держать голову самостоятельно. В этот период важно не забывать придерживать ее, когда берете маленького на руки. Мышцы потихоньку приобретают тонус, но пока не удерживают голову на одной линии с туловищем.

Примерно с восьмой недели вы заметите, что потянув за ручки малыша из положения лежа – он слегка удержит головку, когда она наклонится в сторону. Сначала на долю секунды, потом на более продолжительное время. Еще немного времени и тренировок понадобится для того, чтобы удержать ее на одной оси с туловищем.

Раньше дети уверенно держали голову в 3 месяца, но дети последних поколений, в силу своей акселерации, справляются с этой задачей быстрее. Сейчас 3 месяца считают крайним сроком, и современные малыши в этом возрасте крутят головами во все стороны.

Не стоит торопить события, если малыш еще не держит голову, значит его мышечное развитие еще не на должном уровне. В 2-3 недели ребенок, выложенный на животик, будет пытаться удержать свою головку, первое время она будет болтаться из стороны в сторону, но к полуторам месяцам малыш уже будет уверенно ее держать около минуты.

Ваш малыш держит голову уже в месяц? Не спешите радоваться, у ребенка может оказаться повышенное внутричерепное давление. Лучше обратиться к невропатологу. Возможно, потребуется поводить ребенка на массаж.

В три месяца кроха должен, лежа на животе, уметь поднимать голову и плечики. А если потянуть его за ручки из положения, лежа на спине, он удержит голову на одной линии с туловищем. Пока удержать положение головы удастся не долго, но начало уже положено, дальше – дело за тренировками. Голова малыша пока требует подстраховки, будьте осторожны.

Приблизительно в четыре месяца ребенок, лежа на животе, поднимает не только голову, но и плечи, а в шестимесячном - свободно поворачивает ее в любое направление. Теперь изучать окружающий мир гораздо интереснее, можно все как следует рассмотреть.

Прошли все положенные сроки, а ваше чадо так и не научилось держать головку? Скорее к педиатру и к невропатологу. Лучше, если этим врачам вы будете доверять на все 100%. Ответить на вопрос: «Почему?» вам сможет только высококвалифицированный специалист. Главное – обратиться вовремя, многие проблемы у грудных деток решаются положительно и быстро. Особенно внимательными должны быть мамы, у которых были тяжелые роды, именно эти малыши часто нуждаются в помощи.

Малыш здоров и пытается держать голову, чтобы закрепить навык чаще выкладывайте малыша на живот. Пусть тренируется.

Присмотритесь к малышу, ровно ли он держит голову? От того, что ребенок спит в кровати на одном боку, может возникнуть проблема - голова наклонена больше в одну из сторон. Страшного ничего нет, просто малыш лежал на одном боку и наблюдал за происходящим в одном положении. Рекомендуется чередовать разные стороны кроватки, малыш будет наблюдать за вами, поворачивая голову то влево, то вправо.

При сильной кривошее назначат массаж и специальный валик, который будет удерживать голову в нужно положении.

Все родители, имеющие малыша, с огромным нетерпением ожидают того момента, когда ребенок начинает держать головку. Новорожденная кроха еще очень слабенькая и беззащитная и совсем не умеет управлять своим маленьким тельцем. Поэтому родители с большой опаской берут ее на руки, боясь навредить ей своими неосторожными движениями. Мышцы шеи новорожденного очень слабо выражены, и если не поддерживать головку малыша, могут быть серьезно повреждены позвонки. Поэтому всем, кто ухаживает за младенцем, необходимо правильно держать его на руках во время кормления, купания и переодевания.

Когда новорожденный начинает держать головку

Согласно законам развития детей младенческого возраста, ребенок может самостоятельно поддерживать свою головку к трем месяцам жизни. Родители должны всячески стимулировать развитие этого процесса. Для этого после исполнения ребенку двух недель его необходимо как можно чаще укладывать на животик. Во время таких процедур малыш, чтобы не задохнуться, поворачивает головку на бок, стимулируя и развивая при этом мышцы шеи. Особенно полезны такие упражнения перед кормлением, чтобы освободить животик от газов и избежать появления в нем колик. На шестой неделе, когда ребенок начинает держать головку в лежачем положении, приподнимая ее и удерживая в таком состоянии около минуты, для развития и закрепления таких способностей лежащего в кроватке малыша необходимо немного приподнимать за ручки. Его головка будет откидываться назад, и он, чтобы удержать ее, будет пытаться напрягать свои слабенькие шейные мышцы, постепенно развивая их.

Когда ребенок начинает держать головку достаточно уверенно?

Это будет после трех месяцев. Начиная с восьмой недели, его головка будет держаться ровнее, почти не заваливаясь вниз. Когда ребенку исполнится три месяца, он, будучи в вертикальном положении на руках у взрослого человека, сможет уверенно держать шею ровно. В этот период родители должны быть особенно осторожными и не переоценивать возможности своего чада. Мышцы трехмесячной крохи еще недостаточно крепки, и головка все еще нуждается в подстраховке. К четвертому месяцу жизни ребенок хорошо владеет этим навыком и даже пытается приподнимать плечи. К пяти месяцам, когда малыш начинает держать головку достаточно уверенно и уже способен поворачивать ее в стороны, он внимательно рассматривает окружающие его предметы.

Ребенок долго не держит головку

Если к шести месяцам ваш малыш не держит головку, обратитесь к педиатру. Возможно, вы мало укладывали ребенка на живот, поэтому его шейные мышцы недостаточно развиты. Врач посоветуют вам делать определенные упражнения или специальный массаж. Если роды были очень сложными, или ребенок появился на свет недоношенным, он может отставать в своем физическом развитии. Поэтому без квалифицированной помощи врача в данном случае никак не обойтись. Если ребенок уверенно держит головку в месячном возрасте, не спешите радоваться этому. Такое явление может быть симптомом Посоветуйтесь с врачом, вам назначат комплекс специальных упражнений. Любящие и педагогически грамотные родители разберутся в проблеме того, когда ребенок начинает держать головку, и примут правильные меры в том случае, если заметят некоторые отклонения в физическом развитии собственного малыша.



Публикации по теме