Конспект занятия «История вещей. Русский платок

Если мы оглянемся на историю, то увидим, что в разных культурах и странах платок является очень символичным аксессуаром :

— в Древнем Египте, например, платок был символом социального статуса;

— в Риме платок считался важным функциональным аксессуаром, который защищал от холода и ветра;

— во времена первых христиан женщины покрывали голову в знак власти над ними мужа;

— во Франции, благодаря Людовику XIV, платок стал предметом роскоши и свидетельствовал о принадлежности дворянскому происхождению;

— на Руси образ замужней красавицы был немыслим без головного убора. Платок на её голове означал перемену социального статуса на замужний.

Предшественником русского платка был убрус – украшенное белое полотенце из льна. Убрус был украшен вышивкой и кружевами. Позднее, в 17 веке, на Руси уже появляется платок и шаль (шаль переводится с персидского языка, как «большой узорный платок»).

Кстати, на Руси, в дворянских семьях, девочек учили носить шаль, повязывать её и даже танцевать с ней.

А как обстоят дела с платками и шалями сейчас? Мировые дизайнеры по-прежнему считают, что «настоящая женщина всегда имеет наготове платок, а настоящая модница даже не один, который в одно мгновение делает неотразимым и нарядным даже самый заурядный костюм или платье».

Действительно, платок и шаль являются универсальным аксессуаром, благодаря которым можно всегда выглядеть по-разному. Платок может быть и частью повседневной одежды, и нарядным аксессуаром. Мы можем использовать его не только как модный аксессуар, но и как элемент собственного неповторимого стиля.

Платок был великолепным элементом стиля многих знаменитостей разного времени:

Одри Хепберн, Грейс Келли и Софи Лорен умело использовали этот аксессуар в качестве украшения, головного убора и законченного образа.

Современные модницы вдохновляются примерами знаменитостей и стильных женщин и по-разному повязывают платки, умело сочетая их и с повседневной, и с нарядной одеждой.

Благодаря многофункциональности и универсальности платка, каждая из нас имеет прекрасную возможность поэкспериментировать с разными стилями и образами, чтобы выбрать для себя то, что по душе. Платок – актуальный аксессуар не только в храме, но и за его пределами.

Используя в своем ежедневном гардеробе платок, вряд ли мы задумываемся о его древних истоках, уходящих корнями в разные исторические эпохи и разные континенты. Этот аксессуар является атрибутом практически всех вероисповеданий, а также неотъемлемой частью современной моды.

Платок использовали еще в далеком 1350 году до н. э. в Древнем Египте. Сама египетская царица Нефертити, при всем ее величии и неописуемой красоте, предпочитала нежнейший тканый платок в паре со своим коническим головным убором. Говорят, что на найденных изображениях у царицы на плечах был виден длинный шарф яркого цвета. Он был перекинут через плечо и струился до самого пола.Сильная половина человечества не осталась в стороне и тоже оставила след в истории ношения платка.Например, древние китайские военные закрепляли платок вокруг шеи, чтобы защититься от холода и ветра. Свидетельством тому являются терракотовые статуи китайских воинов, на шеях которых обязательно был платок.

После распада Римской Империи язык и традиции римлян, включая идею ношения платка, были унаследованы средневековыми римскими племенами. Позже платок появился и в Хорватии. В 1648 году хорватский полк прибыл в Париж,чтобы там отпраздновать победу над турками. У каждого солдата был повязан платок, и это заметил король Франции Людовик XIV, который был просто без ума от всего красивого и необычного. И он стал использовать эту традицию. У короля был даже специальный дворецкий, который заботился о его шейных украшениях.Однажды армия ЛюдовикаXIV внезапно была атакована англичанами, и застигнутые врасплох французские офицеры не нашли времени на завязывание платка по всем правилам военной моды. Они просто обернули платок вокруг шеи,связали простой узел на конце и закрепили его на лацкане мундира.Таким образом, из платков появились галстуки, но это уже совсем другая история.

В той же Франции в 1786 году императрица Жозефина Богарне получила в подарок от своего мужа Наполеона Бонапарта кашемировую шаль, привезенную им из Индии. Жозефина обладала огромной коллекцией шалей, была законодательницей мод, благодаря чему платок получил большое распространение и популярность в Европе.

Безусловно, история возникновения платка наполнена разными событиями и интересными фактами,но никакая история не может обойтись без упоминания о духовном и более глубоком предназначении платка. Покрытие головы женщиной означает чистоту и почтение не только в исламе, но и практически во всех религиях и традиционных культурах.

Для начала хотелось бы упомянуть о том, что изначально во всех вероисповеданиях покрывание головы служило некой защитой от отрицательной энергетики, сглаза и излишнего мужского внимания.

Еще в Древней Руси христианки считали, что волосы хранят энергию,и распускать волосы не разрешалось,это оказывало пагубное влияние на состояние души. Выходя замуж,женщины полностью покрывали волосы, в то время как у девушек из-под платка или косынки можно было увидеть косу. Взглянув на платок,можно было определить статус его хозяйки, так как он наглядно демонстрировал достаток семьи,сословие и семейное положение.После замужества женщина немогла появляться на людях без головного убора, который состоял из трех частей: легкой шапочки − «повойника», под которым прятались волосы, «сороки» и «урбуса» с вышивкой, предвестника платка.

В ортодоксальном иудаизме существует собирательный термин «цниют», который включает в себя законы скромности. Согласно одному из этих законов женщины и девушки должны носить такую одежду,которая прикрывает значительную часть тела. Замужние женщины в обязательном порядке покрывают волосы тхиль-платком, париком или другими головными уборами. Такой платок обычно повязан назад, шея при этом остается открытой. Но в разных общинах и местностях есть свои неизменные традиции, зачастую отличающиеся друг от друга.

Сложно представить образ индийской женщины без сари, в индуистских Ведах ткань олицетворяет создание Вселенной. Слово «сари» произошло от пракритского слова «саттика», отсюда сокращенное «сати» − полоска ткани. Индийские женщины используют сарине только в виде костюма, одновременно оно может являться и головным убором. Конец сари накидывается на голову, при этом скрывая часть волос.Также существует такое понятие, как «дупатта» − длинный шарф, очень распространенный предмет гардероба в Индии, повсеместно встречающийся в Пакистане и Бангладеше.

Платок – непременная деталь каждой мусульманки. Девушки и женщины призваны ходить в скромных одеяниях, олицетворяя духовность и скромность.Одним из важных атрибутов является хиджаб (в переводе с арабского означает«шаль», «покрытие»), ношение которого имеет ряд правил, соответствующих шариату (например, хиджаб должен покрывать волосы, голову, а также остальные части тела, которые могут привлечь взгляды окружающих). Одежда не должна быть обтягивающей, прозрачной, вызывающей. Основной смысл хиджаба состоит в том, чтобы создать верующей женщине своеобразный щит, защищающей ее от нескромных взглядов мужчин. Существует большое количество различных форм, стилей ношения хиджаба по причине обширного географического распространения ислама, который охватывает территории разных стран и континентов с их культурно-историческими традициями.

Хамсия Кулинова

Возраст: 20 лет

Сфера деятельности: Дизайнер одежды и аксессуаров,графический дизайнер, специалист по PR, арт-директор магазина «MyHobby.kg»

Образование: Университет менеджмента и дизайна(UMD), факультет графического дизайна. Владеет пятью языками. На данный момент дистанционно получает образование в Университете Хертфордшира, одного из лучших вузов Великобритании.

Профессиональные возможности: Искусный дизайнер тюрбанов и других головных уборов, создает великолепные авторские украшения, проводит мастер-классы по изготовлению ювелирных изделий. В скором времени получит сертификат портного ателье.

Послужной список: С 17 лет занимается графическим дизайном и рисует иллюстрации для периодических изданий и авторских блогов. Идея создания собственной линии тюрбанов под брендом «hmseeya» пришла после написания исследовательской работы «История шарфов»

Деятельность: Семья Хамсии открыла магазин, ребрендинг которого, начиная от создания логотипа,заканчивая выбором товара, провела сама. Теперь это магазин товаров для творчества «MyHobby.kg», в котором можно не только приобрести принадлежности для рукоделия, но и получить консультацию лично от Хамсии.

Успехи: Хамсия периодически является героиней популярных телепередач на местных телеканалах, на ее тематическую страничку в соцсетях подписаны модницы со всей страны. Несмотря на успехи в таком юном возрасте, она необыкновенно проста, общительна и доброжелательна ко всем. Хамсия не останавливается на достигнутом, она стремится к совершенствованию как своих профессиональных навыков, так и духовных качеств.

В 2014 году Хамсия на церемонии награждения премии«YashliqAvazi» за выдающиеся достижения уйгурской молодежи Кыргызстана стала победительницей в номинации «Мастер своего дела».

Ее девиз: Хорошо, когда твоя работа − это твое хобби!

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда мелькнёт в пыли дорожной
Мгновенный взор из под платка. (А. Блок)


Платок – головной убор, который не перестаёт удивлять. Обыкновенное полотно ткани позволяет нам создавать разные образы с помощью оригинальных способов завязывания платка.


Первое упоминание о платке как о головном уборе восходит во – в 2000 год, только до нашей эры.



И в Египте, и в Ассирии платок демонстрировал общественное положение владельца. Головной убор фараонов назывался нем?с. Это был платок, который являлся знаком власти и подчёркивал богоподобие властителя. Платок закручивался сзади в узел, по бокам спускался до плеч длинными фалдами. Чаще всего платок был в яркую синюю-золотую полоску. Спереди на голове крепился урей – символ богини-кобры Уаджит, покровительницы Нижнего Египта.



Покровительницей Верхнего Египта была богиня-коршун. Вместе эти два изображения символизировали единство Египта. В древности знаки и символы имели огромное значение, подчёркивая не только статус владельца, но и особые достоинства. Сфинкс в Гизе с телом льва и лицом человека (с чертами лица фараона Хефрена) также покрыт немесом.




Покрывали голову платком с древних времён и в Европе. Среди многих народов покрывать голову платком являлось правилом благопристойности. Чаще всего платок был обязателен женщине, незамужней девушке разрешалось быть с непокрытой головой. Кроме того, платок на голове женщины также подчёркивал её статус и в то же время защищал от непогоды. В Германии женщины стали носить и длинные вуали, которые свободно развевались на плечах, а под подбородком были закреплены брошью.



В 800–ых годах император Карл Великий сумел найти общий язык с багдадским халифом, завязав тесные дипломатические отношения, результатом которых стали торговля между странами. Среди товаров, ввозимых с Востока, оказались шёлковые яркие ткани и прозрачные невесомые вуали. Дамы стали носить их, покрывая голову, на манер накидок так, как сейчас покрывают голову фатой невесты.





Вуаль надолго вошла в гардероб женщины. В XI веке в Европе в качестве головного убора стали носить гебенде – две полоски ткани, одна из которых повязывалась вокруг головы, а вторая обрамляла лицо. Первая полоска украшалась рюшами или вышивкой, к гебенде повязывали иногда вуаль.


В XIII – XV веках в дополнение к вуали возникает весьма оригинальный головной убор – высокий конус (эннен) с вуалью или даже шлейфом. Кстати, чем знатнее дама, тем выше конус, у принцесс доходивший до метра.





В XVI веке голову, а вернее волосы, стала украшать сетка, которая сохраняла причёску под чепцом или беретом, носили и шапки, отороченные мехом.


В XVII – XVIII веках платкам пришлось уступить место новым головным уборам – капюшонам, а затем и шляпкам.


К началу XIX века появилась мода на шали. Предполагают, что возникла она после египетского похода Наполеона, возвратившись из которого, он привёз своей Жозефине кашмирские шали. Французские аристократки не замедлили повторить опыт первой красавицы Франции, а за ними и все дамы Европы.




Шали пришлись по вкусу не только как красивый аксессуар к нарядам в стиле ампир, но и как защита от холода. Шали были и широкие, и узкие длинные, и квадратные. В те времена ценилось искусство драпировки шали. Они были настолько популярны, что даже появился танец «па де шаль». Шали стали производить в Англии, Шотландии, Бельгии, Франции. Дамы были в восторге от знаменитых лионских шёлковых шалей и ярких русских. К слову сказать, история платка в России – это совсем отдельная тема, о которой мы не раз ещё вспомним.


Ведь «чем глуше деревня, тем ярче платок» – так говорится в русской пословице. Закутанная «в плат узорный» русская женщина – это и есть образ нашей Родины – России. Зимние праздники с катанием на санках русские красавицы встречали в цветастых шалях или в , тех самых, которые легко проходили сквозь обручальное кольцо, а согревали в самые трескучие морозы. Всю эту красоту создавали руки русских мастериц с давних пор, а о шалях в Европе заговорили, как уже было сказано, с начала XIX века.



С тех пор шаль навсегда вошла в гардероб женщины. Оставалась она востребованным аксессуаром до 1920-х годов, затем она не исчезла, просто потеснилась, чтобы уступить место шляпкам. Во второй половине ХХ–го века шаль снова заняла своё место в аксессуарах женского гардероба. В конце 60-х годов стали модны платки в индийском фольклорном стиле.


Шёлковые платки стали необычайно популярны. Их носили все, и звёзды в том числе – Брижит Бардо, Грейс Келли, Одри Хепберн, Жаклин Кеннеди и многие другие. Именно звёзды принесли славу некоторым из них, ставших фирменными знаками знаменитых брендов. Например, платок «каре» Herm?s стал знаменит благодаря княгине Монако Грейс Келли.


Затем платки и шали снова немного отошли в сторону, чтобы уступить место беретам, капюшонам, вязаным шапочкам, спортивным кепкам, элегантным мужским шляпам.




Сейчас снова платки и шали вернулись, чтобы не только украсить женскую голову, но и создать оригинальные модели одежды. Их используют в разных интерпретациях. Сегодня это снова стильный и модный аксессуар. Широкую шаль можно перекинуть по диагонали по телу и на поясе стянуть ремешком. Вы будете похожи на греческую богиню. Шаль можно завязать вокруг талии или на бёдрах, главное, подберите правильно цвет шали к своему наряду, лучше в контрастном тоне.


знаменитый плакат, где клепальщица Рози, представляющая женщин-рабочих, демонстрировала всем свои мускулы, прекрасно смотрится в платочке, повязанном вокруг головы с бантиком на макушке. Этот вариант весьма подходит в тех случаях, если с причёской не всё в порядке или вам просто лень ею заняться.


Матиишена Екатерина, Алюкова Кристина, ученицы 8 класса

Цель работы: определить значение платка для создания имиджа.

Узнать историю возникновения платка;

Узнать, как изготовляют платки;

Выяснить где и как используют платок в современном мире;

Научиться некоторым способам ношения платков.

Научиться некоторым способам изготовления платков;

Скачать:

Предварительный просмотр:

Введение

У нарядного платка

Есть четыре уголка.

На полянку он похож,

Что здесь только не найдешь -

Птички разные, цветы

Небывалой красоты.

Ну, а в стужу мы готовы

Надевать платок пуховый.

Он согреет даже нос,

И не страшен нам мороз!

Мода на платки, шарфы и палантины, кажется, существовала всегда - во все времена данные предметы женского, да и мужского гардеробов, были нужными и уместными. В некоторых случаях - в качестве вещей исключительно утилитарных и необходимых, иногда как изящные детали, наличие которых продиктовано комфортом или модными тенденциями.

А что же в современном мире может ли платок считаться предметом, который создаёт имидж, помогает сделать внешний вид стильным и эксклюзивным, а при необходимости - изменить его до неузнаваемости?

Цель работы: определить значение платка для создания имиджа.

Задачи:

Узнать историю возникновения платка;

Узнать, как изготовляют платки;

Выяснить где и как используют платок в современном мире;

Научиться некоторым способам ношения платков.

Научиться некоторым способам изготовления платков;

I. История возникновения платка

Платок (или по-старинному - плат) - это четырехугольный лоскут ткани, все стороны которого равны между собой. Платки бывают разные - головные, шейные, носовые.

Уже во II веке в Китае существовали бумажные носовые платки. В Древнем Риме платки служили для вытирания пота, назывались они судариум и пинтеум. Сморкаться у всех на виду было не принято и считалось дурным тоном. В 3 в. н.э. в обиходе появился платок маппа - им вытирали рот за столом, в него заворачивали остатки пищи.

При византийском дворе платок имели право носить только дамы императорской семьи, поскольку он был символом чести и знатности. Дамы закрепляли эти воздушные платочки на левом плече или локте (приложение1).

В средневековье носовой платок был символом романтической любви. Дамы прикрепляли его на копьё своего рыцаря (приложение 2). Платок должен был напоминать рыцарю о цели его участия в турнире — победе в честь возлюбленной. В XVI веке носовые платки оставались роскошью и использовались исключительно знатными дамами. Они украшались кружевом или вышивкой и пропитывались духами.

На Востоке носовые платки были привилегией князей, которые их носили под кушаком. Бросить носовой платок в сторону человека (особенно женщины) было жестом, свидетельствовавшем о высоком уважении. Эта традиция в Турции сохранилась до XIX века.

В средневековой России носовой платок изначально назывался "утиральник", в отличие от "ширинки", то есть обычного платка. Платки изготавливались из целого куска ткани, отрезанной по ширине, отсюда и произошло слово ширинка.

Во время раннего Ренессанса платки считались жизненно необходимым и функциональным аксессуаром. Платки постепенно стали более украшенными, служа знаками любви четы друг к другу. Каждый уважаемый мужчина носил платок, и по сей день он считается символом благородства и социального ранга.

В эпоху Возрождения платок появляется в качестве приданого невесты. Он имел разные названия и использовался для различных целей: простой, изготовленный из тончайшего полотна, употреблялся для вытирания носа, фаццолетто - был платком декоративным, модным элементом костюма. Дамы часто держали его в руке, чтобы привлекать внимание кавалеров. Такие платки были очень дорогими и стоили целое состояние.

При французском дворе в 16 в, имел место платок для вытирания слез, а также платок для сморкания. Эти платки были богато украшены кружевом и вышивками.

Платки были сильно надушены, чтобы скрыть запах пота, ведь вместо мытья рук было принято протирать кончики пальцев влажным платком,

Когда появилась мода на нюхание табака, на платках стали оставаться некрасивые пятна, и декоративный платок исчез из обихода: его заменил самый обычный платок, похожий на тот, каким мы пользуемся сегодня. Уже в 18 в. носовой платок стал массовой продукцией.

В 19 в. в обиходе опять появился маленький шелковый декоративный, богато украшенный платочек, которым можно было красиво утереть слезу.

История возникновения платка как головного убора начинается в далеком XIIвеке. На Руси было принято носить убрус - головное полотенце, прообраз современных платков, убрус набрасывали наверх головного убора (приложение 3). Убрус из тончайшего полотна, украшенный жемчугом, использовали по торжественным случаям, таким как бракосочетание. В повседневной жизни женщины покрывали голову платком из ситца. По древнерусскому обычаю платок являлся символом замужества.

С XVIвека на подмосковных мануфактурах делают платки для царского обихода и на продажу, позднее налаживается производство хлопчатобумажных платков. В XIXвеке получают распространение шерстяные платки и шали, их производят мануфактуры Поволжья, в Рязанской и Воронежской областей.

В Европе платки и шали стали популярны после прихода Наполеона в Египет. Наполеон лично привез с собой большое количество восточных платков. Тут же и в Европе и в России входят в моду платки - канатки, большие платки из тонкого шелка, завезенные с востока и украшенные разноцветными полосками из тонкой шерсти, прошитой золотыми или серебряными нитями. В дальнейшем платки и шали становятся обязательной частью гардероба. В Российской Империи очень быстро было налажено их производство.

Наибольшую известность получили в то время шали и палантины мануфактуры Надежды Мерлиной, выполненные из пуха диких коз на ручных ткацких станках. За год 16 мастериц могли сделать только 20 изделий. Кашмирские шали Мерлиной были чудом ремесла(приложение 4). Ткали их из тончайшей пряжи, для которой годился лишь пух тибетских коз, а на худой конец пух сайгаков. Из 13 граммов такой пряжи вытягивали нить длиной в четыре с половиной километра. Шали получались невесомыми и нежными на ощупь. Каждую шаль, имевшую десятки оттенков и сочетаний, две мастерицы ткали от полутора до двух лет, и стоила она целого состояния — до 12 тысяч рублей. Такая шаль была основой приданного девицы: чем больше в сундуке таких платков - тем богаче невеста. Зачастую девушки на выданье надевали сразу несколько шалей, одну на другую, чтобы показать богатство приданного.

В крестьянской и купеческой среде во второй половине 19 века большой популярность стали пользоваться «турецкие» квадратные шали, они были вполне доступны, так как вырабатывались на жаккардовых станках. Разные мануфактуры делали разные рисунки, и именно по рисунку можно было определить место происхождения шали: на платках фабрики Шараповых из Владимирской губернии горели ярко-желтые, зеленые и синие цветы, а платки московской Трехгорки купцов Прохоровых славились орнаментом с темно-синими и красными розами, тюльпанами и гвоздиками.

В конце 1850-х годов начинают производить такие шали и в небольшом подмосковном городе Павловском Посаде на предприятии, принадлежащем купцам Якову Ивановичу Лабзину и Василию Ивановичу Грязнову. Павловские платки периода 1860-1870-х годов стилистически мало отличались от платков московских мануфактур, которые преимущественно украшались «турецким» узором. Этот узор предполагает использование определенных орнаментов в виде «боба» или «огурца», геометризированных растительных форм (приложение 5). Но в 1870-х годах получает большое развитие оформление шалей и платков цветочными мотивами, где впервые этот декор стал применяться столь мощно и разнообразно (приложение 6).

С XIX века рисунок на платочную ткань наносили деревянными резными формами, используя для этого доски двух типов: « манеры» и «цветки». «Цветки» резали из дерева, с их помощью на ткань наносили краски, причем каждый цвет требовал отдельной доски. Контур рисунка набивали «манерами». Их изготовление было более трудоемким: вначале узор на дереве прожигали на определенную глубину, затем заливали свинцом. Полученный таким образом контур накладывали на отдельные доски (приложение 7).

С 1970-х годов значительная часть платков набивалась другим способом — методом трафаретной печати. При этом способе краска наносится печатниками на ткань не деревянными формами, а с помощью специальных капроновых или нейлоновых сетчатых шаблонов. Для изделий, напечатанных этим способом в тот период, характерны меньшая детализация узора и более жесткие контуры орнамента. С конца 90-х годов XX в. благодаря накопленному опыту на платочной мануфактуре посредством печати по шаблону выпускаются шали и платки с количеством красок до 23, по своему внешнему виду и качеству значительно превосходящие изделия, печатаемые ранее методом набойки с помощью «цветок» и «манер» (приложение 8).

Таким образом. Мы видим, что павловопосадские платки, какими мы их знаем, стали не сразу и не просто из рулона обычной белой шерстяной или шелковой материи. Огромными усилиями многих заслуженных художников и мастеров появляются на свет эти, воистину, шедевры народного промысла России (приложение9).

Не имеют равных себе по тонкости работы, оригинальности узора, красоте отделки, эластичности, прочности и способности сохранять тепло и оренбургские пуховые платки (приложение 10). Уральские казачки, которые выменивали у калмыков и казахов шелковистый пух, знавшие кружева и вышивание стали использовать в вязке растительный орнамент - живые мотивы природы - соты, кошачьи лапки, рыбки, снежинки. В1861 году вязальщица Мария Николаевна Ускова подала Оренбургскому губернатору письменное прошение принять и отправить на всемирную выставку в Англии пуховые платки. Шесть платков с кратким описанием, что «изделия сего рода производятся ручной работой повсеместно в Оренбургском крае», украсили всемирную выставку, а перед ее закрытием все платки были раскуплены.

Первый, кто обратил внимание на особую ценность козьего пуха и на необходимость разведения специальной породы пухоносных коз, был Петр Иванович Рычков (1712-1777) — первый член-корреспондент Академии наук, историк Оренбургского края. Свои наблюдения и результаты проделанного им опыта по очистке и обработке пуха он опубликовал в 1765 году в «Трудах Вольного Экономического общества». Поднятый П. И. Рычковым вопрос о применении козьей шерсти для производства пуховых изделий вызвал живой интерес. В 1770 году «Вольное Экономическое общество» наградило жену П. И. Рычкова Елену Денисовну золотой медалью за отличное исполнение пуховых изделий.

Пуховязальное дело особенно было распространено в деревнях по берегам рек Урал и Сакмара, главным образом в Оренбургском и Орском уездах, где изготовлением платков занимались почти все женщины и девушки. Подобные оренбургским, тонкие шерстяные платки традиционно вязались в Шотландии: и там, и тут критерием качества является то, что платок проходит через обручальное кольцо.

II. Кто и как носит платки

Принято считать, что платки на голову надевают только женщины. Но на самом деле это не так. Еще у древних египтян и кочевников пустынь Аравии и Северной Африки появился очень простой мужской головной убор - большое белое полотнище, положенное на голову. Два его угла свободно свисали на грудь, два угла - на спину, прикрывая, таким образом, верхнюю часть тела от солнца и песка пустынь.

Чтобы платок не падал, голову обматывали двумя рядами толстой волосяной веревки. Если внимательно рассмотреть известного всему миру древнего египетского Сфинкса, то можно увидеть, что именно таким платком укрыта его.

Плат этот делался, как правило, из легкой ткани белого цвета. Белый цвет хорошо отражает горячие солнечные лучи, и благодаря этому голову не напекает. Цивилизация Древнего Египта давно исчезла. Но до сих пор в арабских странах, которые расположены рядом со Средиземным морем, продолжают надевать этот древний головной убор (приложение 11).

А как же у нас на Руси? С незапамятным времен женщины России носили платки. Это было традицией. Наши предки считали, что через непокрытые распущенные волосы в женщину может вселиться нечистая сила, недаром ведьм изображали с распущенными, непричесанными волосами. Самым большим позором для женщины Древней Руси было насильственное публичное обнажение её головы. Подтверждение тому находим в рассказах жены удалого купца Калашникова Алены Дмитриевны:

Как из рук его я рванулася

И домой бежать стремглав бросилась,

И остались в руках у разбойника

Мой узорный платок, твой подарочек,

И фата моя бухарская,

Опозорил он, осрамил меня,

Меня честную, непорочную -

И что скажут злые соседушки?

И кому на глаза покажусь теперь?

С этим древним обычаем связано появление в русском языке слова “опростоволоситься”, что значит опозориться.

Головные женские платки… Какие невыдуманные истории могли бы рассказать о тех, чьей собственностью они были, чьи головы они покрывали. Затаенные обиды, скрытые от всех слезы знал только платок - в укромном темном уголке шепотом перечисляла женщина свои горести, прикрывая рот уголками платка, этими же уголками вытирала она глаза, застланные слезой-тоской. А когда наступал праздник и собиралась на гулянье крестьянка, она вынимала из заветной укладки свои лучшие платки и долго, любуясь, перебирала их. Тогда женщина чувствовала себя владелицей заветного клада, состоявшего не только из ценных для неё предметов, но и из воспоминаний, связанных с каждым из платков. Вот этот, ещё ни разу не стиранный, дала ей в приданое мать, и в первые годы замужества она носила его с праздничным костюмом, другой - после рождения первого ребенка привез ей муж и, стесняясь, неумело сунул в руки, покраснев до корней волос. Были в укладке и платки, которые надевали на сенокос, а иные только на большие праздники - у таких всегда особенно был украшен угол, ниспадающий на спину, - ведь именно он был хорошо виден, когда женщины рядами стояли в церкви (приложение 12).

Обязательным головным убором хантыйской и мансийской женщины был платок. Особенно интересен способ ношения платка как покрывала - с распущенными, незавязанными концами (приложение 3). Зимой носили по два-три платка, вкладывая один в другой. Манера ношения платка женщинами у хантов тесно связана с обычаем избегания. Замужние женщины опускали платок на лицо, закрываясь от старших родственников мужа.

III. Как носят платок в современном мире

Заинтересовавшись многовековой историей существования платка и использования его в утилитарных и эстетических целях, мы решили выяснить какое значение имеет платок для людей современного общества. Составив анкету, мы провели опрос людей из ближайшего окружения. Мы опросили 50 человек взрослых (учителей, родителей) и 50 подростков 8-10 классов. Причём из опрошеных 6 человек - были мужчины, 12 человек - мальчики, 44 - женщины и 38 - девушки. Результаты анкетирования (приложение 14) показали, что у большиства людей платок остаётся одним из предметов гардероба. Используют платки по-разному: женщины больше предпочитают платки как для утилитарных,так и для эстетических целей, а мужчины более рациональны и не любят себя украшать платками. Но судя по голосам, отданым за фотографии, такое маленькое дополнение к образу как платок может существенно повлиять на восприятие человека в обществе. Платок — это акцент, который притягивает взгляд.

Этот замечательный аксессуар - платок, и сегодня является модным! Его применяют и в качестве шарфика на шею, иногда завязывают как галстук пионера, заплетают в косы и драпируют красиво завязывая на голове. Существует множество способов завязывания платков, которые помогут девушкам быть неотразимыми (приложение 15).

Молодёжь, большей частью мужчины, чаще использует платок в виде банданы. Бандана - это головной убор, аксессуар в виде косынки, платка большого размера, повязываемого на голову, вокруг шеи и других частей тела. Наиболее популярное применение бандан, косынок: на голову, на шею, на руку.

Изначально банданы имели практическое применение - испанские пастухи, а позже американские ковбои использовали банданы для защиты от пыли, банданы носились на шее и могли быть быстро надеты на лицо, чтобы защитить нос и рот. А в других тёплых странах, банданы носили в жаркую погоду в качестве головного убора.

Бандана, платок, шарф с нанесением логотипа фирмы позволяют оригинально и ярко заявить о себе, становясь неотъемлемой частью при проведении спортивных мероприятий, туристических поездок, промоакций или являясь неотъемлемой частью дрескода многих фирм и организаций (приложение 16). Логотип это оригинальное название организации или изображение ее товарного знака. Поэтому шейные платки давно уже стали составной частью рекламной компании крупных организаций, заказывающих их изготовление при проведении той или иной акции. Шейные платки, декоративные платки для кармана костюма - все эти и другие виды платков могут становятся неотъемлемой частью корпоративного стиля. Владельцам компаний приходится искать все новые и новые способы рекламы и продвижения своего товара и шейный платок как нельзя лучше для этого подходит. Ввиду того, что их себестоимость невелика, а внешний вид, благодаря свой яркости привлекает пристальное внимание потенциальных клиентов, откладывает в их памяти название компании.

И так, платков можно насчитать великое множество. Ими укрывают туловище, используют как головной убор или элемент одежды, носят в карманах, что свидетельствует об аккуратности человека. Шейный платок с логотипом компании - это элегантный способ выделить представителя компании в офисе, в людном общественном месте, на выставке, для презентации.

IV. Как изготовить платок самостоятельно

На шелка легли узоры всей земли:

Небеса, поля и горы зацвели.

Яркой выдумкой и цветом, и каймой

Ткань соперничает с летом и зимой.

И равнины из сатина напоказ,

Пламя клена и рябины манит глаз.

Если мы платок расстелем на поля,

То еще красивей станет вся земля.

Изготовление платков, сегодня, это целая индустрия, на вооружении которой находятся современные технологии

Платки, как и шарфы, обычно имеют самую простую форму - прямоугольную или квадратную, поэтому для пошива платков не требуется наличие сложных станков. Наиболее сложным технологичным процессом при изготовлении платков является нанесение изображений и надписей на готовые изделия. В настоящее время производители швейной и сувенирной продукции могут предложить следующие виды нанесения рисунка на ткань:

Вышивка или жаккардовое плетение, при которых изображение выполнено нитками;

Сублимация, термоперенос и шелкография - печать рисунка на поверхности ткани.

Наиболее экономичным является метод сублимационной печати, который к тому же позволяет нанести рисунок на всю поверхность платка. При пошиве платков из тонких тканей наиболее оптимальным считается нанесение изображений методом шелкографии, так как в этом случае структура изделия не портится, а внешний вид остается безупречным долгое время.

Но как же изготовить платок самостоятельно? Для начала определим назначение платка и его размер.

Мы изготовим два платка. Один - в виде косынки с логотипом нашей школьной детской организации «Третий мир», а второй нежный элегантный шейный платок, для создания женственного, стильного образа.

Размеры платков будут 70 см х 70см. Теперь разработаем эскизы платков (приложение 17).

Следующий шаг. Необходимо определиться с техникой изготовления и материалом для платков. Нужно не забывать о том, что при выборе цвета платка, нужно так же обращать внимание на цвет волос и кожи это необходимо, для того чтобы подчеркнуть естественную красоту его владельца.

Первый платок с логотипом лучше изготовить из атласной ткани двух цветов: голубого и жёлтого. В качестве моего платка я выберу модель №2, так как здесь лучше будут просматриваться все элементы при ношении его на груди. Я думаю, что для изготовления этого платка лучше подойдёт техника: аппликация. А надпись «Третий мир» я выполню с помощью вышивки, простейшим стебельчатым швом.

Второй платок я попробую выполнить в технике «узелковый батик». Это самый простой, интересный и непредсказуемый способ. Совершенно не обязательно уметь рисовать, за вас это сделает краска. Нужно взять постиранную ткань, перевязать ниткой или веревкой. Можно вязать в узлы, сшивать ниткой, завязывать в ткань различные стойкие к краске и температуре предметы (например, камушки). После «перевязки» ткань хорошо смочить, аккуратно отжать. Наносим произвольно краску. Может получиться интересно, если посыпать по влажной краске солью или мочевиной.

Теперь нужно высушить ткань в завязанном состоянии. Сушить удобно в духовке. Нагреть и выключить, и в выключенную духовку поместить батик на подносе или фольге. Важно - пока не высохнет - не разворачивать. Чуть недосушенную ткань можно развернуть и очень быстро досушить феном.

А ещё сам платок может послужить материалом для изготовления модной и стильной одежды. А имея в гардеробе несколько платков разной величины, вы можете модернизировать их в топы, юбки и даже сарафаны.

V. Заключение.

Каждый человек хочет иметь у себя в гардеробе красивые, стильные вещи. Платки разной величины, окраски и назначения, относятся к небольшой группе вещей, которые предназначены для дополнения наряда и подчеркивания созданного стиля. Они являются неотъемлемой частью гардероба стильных следящих за модой людей.

Подобрать платки не так просто как кажется, каждый человек обладает своей индивидуальностью, и платок сможет ее подчеркнуть.

Красивые платки можно отнести к своеобразным произведениям искусства. Изготовить платок можно и в бытовых, домашних условиях.

Как вы используете платок?

Считаете ли вы, что каждый человек должен иметь свой имидж?

Считаете ли вы, что со вкусом подобранная, такая деталь как платок, может существенно улучшить внешний вид человека?

Хотели бы вы научиться искусству

завязывать платки различными способами?

Хотели бы вы иметь в своём гардеробе платок,

Модель №1

Модель №2 Модель №3


Русские шали. Как часто они согревали в XIX – ом веке полуобнажённых красавиц, которым в своих прозрачных нарядах было легко простудиться, или же украшали плечи простых крестьянских женщин и девушек. Судя по портретам русских художников В.Л.Боровиковского и И.П.Аргунова, шали на женских плечах в России появились в 90-е годы ХVIII – ого столетия.



Одним из трофеев в 1799 году молодой Бонапарт вывез с Востока именно кашемировые шали. Они тогда стоили достаточно дорого. Особенное предпочтение у дам имели индийские шали. Но и турецкие не уступали им в красоте и в цене. Затем появились английские и французские. Когда дамы открывали коробки с подарками, привезёнными им с Востока – первое, что они могли ощутить – запах пачули. О чём это говорило? Ну конечно же – там была шаль. А при чём здесь пачули, которые вскоре стали использовать в парфюме? Дело в том, что шали пересыпали пачулями, чтобы уберечь их от моли. Немного времени прошло с тех пор, как Наполеон удивил французских дам ценным подарком…




В 1806 году в России начали производство своих русских шалей. Русская нижегородская помещица Надежда Мерлина, затем саратовский помещик Д.А.Колокольцов, воронежская помещица В.А. Елисеева – все они начали производство шалей. Сначала шали в России производили по принципу восточных – кашмирских, персидских и турецких. Они были больших размеров из шерсти тибетских коз. Также выполнялись английские и французские шали.



Орнамент у всех был в одном восточном стиле – мотивы в виде арок, бобов и прочих элементов, заполненных мелким растительным орнаментом. Все шали – и восточные, и западные имели лицевую и изнаночную сторону. Шали, производившиеся в России, отличались высоким совершенством и славились на мировом рынке. Следует отметить, что в мастерских Веры Андреевны Елисеевой впервые заменили шерсть тибетских коз на шерсть сайгаков. По отзывам того времени из «Журнала мануфактур и торговли» «…пух сей оказался столь нежным, тонким, мягким, что пряжа, из него выпрядаемая, уподобляется шёлку, и шали, из оной изготовляемые, не токмо не уступают… кашмирским, но и превосходят их». В 13 граммах шерсти было 450 метров нити. Представьте себе, насколько тонка была пряжа и изделие из неё. Но это ещё не всё. Ткали на маленьких станочках, содержащих не челноки, а небольшие иголочки, количество которых было столько, сколько оттенков в изделии. И наши русские шали не имели лицевой и изнаночной стороны, они были одинаковы с обеих сторон. Как хочешь, так и повязывай. Цветовая гамма была разнообразна – яркая, красочная, с богатым растительным миром – здесь были розы, маки, сирень, флоксы.



…И в лёгких складках женской шали
Цвела ночная тишина. А. Блок



Благодаря применению новой технологии русские шали стали роскошным дополнением к наряду светских дам. Искусству носить шаль, драпироваться в неё и даже танцевать с шалью учили девочек в аристократических семьях с ранних лет. В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Мармеладов говорит Раскольникову: «Знайте же, что супруга моя в благородном губернском дворянском институте воспитывалась и при выпуске с шалью танцевала при губернаторе и при прочих лицах, за что золотую медаль и похвальный лист получила».


До нас не дошли имена тех мастериц, которые трудились в мастерских вышеназванных помещиков, но их современники высоко ценили мастерство этих безымянных женщин. Шали выполнялись длительный срок – от шести месяцев до 2,5 лет и стоили очень дорого. Крепостные мастерицы у помещицы В.А. Елисеевой трудились до 10 лет, после чего получали свободу с небольшим капиталом, да и не нужны они были, проработав такой срок работницы теряли зрение.



Сохранилось таких шалей на сегодняшний день мало, но если посмотреть на картины русских живописцев, мы всё же сможем представить ту красоту, которую создавали русские женщины-мастерицы.



…Но остался в складках смятой шали
запах мёда от невинных рук. С. Есенин



Такие дорогие шали могли быть доступны не многим. Поэтому большее распространение получили шали шёлковые, шерстяные, батистовые, окрашенные в разные цвета, с набивным рисунком. Постепенно шали превратились из предметов роскоши в неотъемлемую часть наряда. И надевали шаль все – от аристократок до горожанок, купчих и крестьянских женщин.



Проходит время, сменяются столетия - мода меняется все быстрее и быстрее, заимствуя детали и элементы прошлых лет. Поэтому и сейчас в вашем гардеробе русская шаль не будет лишней. Она не подвержена влиянию времени. Это классический предмет женского гардероба.










Публикации по теме