Кто придумал 8 марта роза люксембург. Права проституток, евреи и Клара Цеткин: реальная история «8 марта

Дамы и господа! Позвольте в этот знаменательный день чуть-чуть помемуарить). Итаг!

Я хочу сказать, что сам день 8 марта - праздник надуманный и к женщине, как таковой, отношения не имеет. Я помню себя с 4-летнего возраста и замечал, что был такой день в году, когда мой дед и отец, составив длинный список женщин-сослуживцев и жён своих сослуживцев, обзванивали всех со стандартным поздравлением и трафаретной радушностью в голосе, НО! не поздравляли своих любимых! женщин - маму и бабушку, и не поздравляли замечательных жён своих друзей. Всех их они просто любили, цветы дарили часто, не привязывая к календарным праздникам. И вот, когда я вошёл в сознательный возраст, эдак лет в семь, то спросил у деда - почему так?) И дед рассказал мне про праздник 8 марта и про то, как, кем и зачем он был выдуман. Я тут публикну перепост, Ибо! он как раз о том, что мне поведал дед.

__________________________________________________________________________________________________________

Мы столько лет уже отмечаем этот праздник, что даже не задумываемся над тем, когда и по какой причине он появился. А ведь полное название праздника 8 Марта - День международной солидарности женщин в борьбе за экономическое, социальное и политическое равноправие. Решение о праздновании было принято в 1910 году на II Международной конференции социалисток в Копенгагене по предложению Клары Цеткин. Это известно многим. Но почему 8 Марта?


Обратимся к истории. Клара Цеткин и Роза Люксембург были не только соратницами в своей борьбе за равноправие женщин, но и подругами, несмотря на разницу в возрасте. Они активно выступали против трех “К”, принятых в Германии и Польше. Три “К” - кухня, киндер (дети) и кирха (церковь).

Однажды, в 1899 году, они прочитали две работы некоего Ильина “Развитие капитализма в России” и “Что делать?”. Заинтересовавшись, узнали, что под этим псевдонимом печатался молодой марксист В.Ульянов, живущий в Петербурге. Они захотели с ним встретиться и обсудить женский вопрос в свете революционного переустройства мира. Пока они до него добирались, у них закончились деньги. Вопрос - Что делать? - возник с новой остротой).


В Усть-Абаканском был трактир, в котором играли в карты на деньги. Клара прекрасно играла в карты, этому научил ее отец. Придя в трактир, она предложила игрокам сыграть с ними, но они ее только осмеяли: “Не бабье это дело играть в карты. Бабье дело - варить щи, рожать детей да доить коров!” ___Клара была возмущена этим мужским шовинизмом, в результате чего они с Розой проплакали почти всю ночь. Утром созрело решение - Клара переодевается в мужской костюм и идет в трактир играть. Роза пожертвовала свой локон, из которого они изготовили усы и бакенбарды и приклеили их Кларе с помощью медицинского клея. Цеткин отправилась в трактир и, конечно же, выиграла достаточно большую по тем временам сумму - 1200 рублей. Это случилось 8 июля. Подруги решили, что этот день должен быть праздником всех женщин в борьбе за равноправие. 10 июля они благополучно сели на пароход и отправились домой.

На II конференции социалисток К.Цеткин рассказала о случае, произошедшем в Усть-Абаканском, и предложила объявить 8 июля женским праздником. Но социалистки-феминистки возразили: нельзя день выигрыша в карты делать женским праздником, даже если женщина и доказала в этот день свою равноправную состоятельность.

Тогда Клара вспомнила и рассказала одно немецкое предание. В средние века господин имел право первой ночи. Его подданные девушки, прежде чем выйти замуж, должны были посетить его опочивальню. В одном графстве одновременно состоялось восемь свадеб, и всех невест звали Мартами. Семь девушек безропотно приходили в опочивальню графа, а восьмая Марта отказалась. Ее насильно привели к господину. Оставшись наедине, она выхватила из складок платья нож и убила графа. Выбравшись из замка, она прибежала к своему любимому и все рассказала. Они покинули это графство, поженились. Жили долго и счастливо. Это был один из первых вызовов против бесправия женщин. Социалистки решили, что праздник должен отмечаться 8 марта в честь этой непреклонной восьмой Марты.

Такова история возникновения праздника 8 марта.

ПЫ.СЫ. Я дико извиняс, НО! это же бред! какое отношение сей праздник имеет к женщинам?

_________________________________________________________________________________________

А теперь посмотрим на пламенных революционерок Клару Цеткин и Розу Люксембург с другого ракурса.

Те, кто успел поучиться в советской школе, знают их как пламенных революционерок. Нам эти женщины, яростно боровшиеся за равноправие полов, представлялись этакими оголтелыми феминистками и мужененавистницами. Однако личная жизнь обеих была не менее бурной, чем их политическая деятельность.


Дикая Клара

18-летняя выпускница Лейпцигской женской гимназии Клара Айсснер не стала блестящим педагогом, как надеялись ее учителя. Через несколько месяцев после выпускного девушка вступила в социал-демократическую партию. Родители были в шоке и даже хотели посадить ее под домашний арест, но Клара держалась стойко. Ее наставник, политический эмигрант из Одессы Осип Цеткин , так красочно разглагольствовал о всеобщем равенстве и братстве, что девушка не могла оторваться. Он был некрасив, но притягивал мощью интеллекта. Всего-то на четыре года старше, но уже столько успел повидать! Осип долгое время принимал лихорадочный блеск в глазах Клары за пламенную увлеченность идеями революции. А когда понял, что девушка влюблена в него, постарался объяснить: собираются они здесь не для того, чтобы заводить романы. Однако Клара с присущим юности пылом упорно добивалась своего. Все-таки неспроста ее окрестили «дикой». Это прозвище она получила от друзей юности за горячность, с которой отстаивала идею революции.

В 1880 году Осипа выслали из Германии, и он перебрался во Францию. А Клара выполняла партийные задания в Австрии и Швейцарии. Она пыталась вырваться к любимому, но уехать в Париж ей разрешили лишь через два года. Она тут же разыскала Осипа, поселилась у него и взяла себе фамилию Цеткин, хотя брак официально не зарегистрировали.
Осип перебивался случайными заработками, но трудности Клару не пугали. С разницей в два года она родила двоих сыновей - Максима и Костю. Трудилась на трех работах, на время забросив политическую карьеру, лишь бы ее семья не голодала. Ей было всего 32, когда Осип умер от туберкулеза, НО! выглядела она на все 45.

Седина в голову


После смерти мужа Клара с детьми вернулась в Германию. Поселилась в Штутгарте, где получила должность ответственного секретаря газеты немецких работниц «Равенство». Бюджет издания не позволял нанять постоянного художника, поэтому Клара предлагала временную работу учащимся академии художеств. Там она и познакомилась с 18-летним художником Георгом Фридрихом Цунделем, вдвое моложе нее. Изголодавшаяся по любви 36-летняя женщина воспылала страстью к юноше. Тем более что и он проявил к ней интерес. Возможно, Георг рассчитывал лишь на необременительные отношения, но Клара смогла удержать его. Но после 20 лет брака Георг попросил развод: он влюбился в юную Паулу Бош- дочь основателя известной теперь на весь мир компании по производству бытовой техники. Боши раньше жили по соседству, но и после переезда поддерживали дружеские отношения с Кларой и Георгом. Художник мечтал жениться на возлюбленной, но жена не отпускала его. Хотя и понимала, что в свои 58 уже не представляет интереса для 40-летнего мужчины. Впрочем, Георг все равно ушел от Клары, хотя официально развод был оформлен только через 11 лет.

Стареющая коммунистка Клара Цеткин на встречах с работающими женщинами обсуждала не победу трудящихся над мировым империализмом, а вопросы пола и брака. Раздавала брошюры с популярным изложением теории Фрейда , затрагивала деликатные темы. Узнав об этом, Владимир Ленин жутко возмущался. Мол, время ли сейчас рассуждать о любви да ухаживаниях.
- Мир старых чувств и мыслей трещит по швам. Скрытые раньше для женщин проблемы обнажились, - возражала вождю мирового пролетариата Клара.

__________________________________________________________________________________________________


Бедная Роза

Пятый, младший ребенок в семье зажиточных польских евреев, Розалия Люксенбург была самой невзрачной. Непропорциональная фигура, маленький рост, да еще и врождённая хромота.Она была любимицей всей семьи, но все равно выросла с кучей комплексов. Возможно, это и заставило ее уйти в политику. Там в ней видели не женщину, а умного и надежного товарища. В 1890 году 19-летняя Роза, уже сменившая фамилию на Люксембург , знакомится с эмигрантом из Литвы Лео Йогихесом (подпольная кличка Ян Тышка ). Неотразимый красавец пропагандировал идеи социализма, но девушку больше интересовал он сам. Она готова была забыть о революции и стать покладистой женой. Но Лео, благосклонно принявший ухаживания очередной поклонницы, сразу осадил Розу: он сторонник свободных отношений, а брак - это пережиток буржуазного прошлого. Этот роман мало интересовал любимца женщин, но его забавляло слепое поклонение стойкой революционерки, которую так уважали соратники.

Жесткая в политических делах, Роза писала любимому удивительно лиричные письма: «Если мне когда-нибудь захочется снять с неба пару звезд, чтобы подарить кому-нибудь на запонки, то пусть не мешают мне в этом холодные педанты и пусть не говорят, грозя мне пальцем, что я вношу путаницу во все школьные астрономические атласы…» Лишь через 16 лет Роза нашла в себе силы порвать с Йогихесом - ей надоела вечная неопределенность.

Роза готова была бросить политическую карьеру ради замужества, но ни один из её мужчин жениться не захотел.

Решив больше не отвлекаться на личную жизнь, Роза с головой ушла в работу. Активная деятельность не раз приводила к тому, что она оказывалась за решеткой. На одном из процессов ее защищал юрист Пауль Леви . И Люксембург не удержалась - соблазнила адвоката, который был моложе ее на 12 лет.

ПЫ.СЫ. Вот вам и пламенные революционерки, однако.

Посему провозглашаю новую! рэволюцьённую программу! Каждой женщине по достойному мужчине! Всем здоровых, умных деток! Весны - зимой, солнца - осенью! Ура!

Лайф вспоминает биографию немецкой революционерки Клары Цеткин, которая вошла в историю XX века как создатель Международного женского дня.

Вот уже больше столетия в мире отмечается праздник, не посвящённый какому-либо значимому событию. Речь идёт о Международном женском дне 8 Марта, доставшемся России по наследству от СССР, где он отмечался как День международной солидарности женщин в борьбе за равенство.

Почему же для борьбы за равенство выбрали именно дату 8 марта? Наиболее популярная версия гласит, что это день рождения самой Клары Цеткин, которая и впервые предложила отмечать День международной женской солидарности. Другая же версия гласит, что еврейская женщина Клара Цеткин под видом женского праздника зашифровала иудейский религиозный праздник Пурим - в честь другой еврейской женщины, Эсфирь.

Но все эти версии не выдерживают никакой критики. Во-первых, дата празднования Пурима определяется по лунному календарю. Во-вторых, Клара Цеткин была чистокровной немецкой женщиной - более того, дворянских кровей. Да и родилась она 5 июля 1857 года. Впрочем, обо всём по порядку.

Урождённая Айснер

Будущая пламенная немецкая революционерка появилась на свет в небольшом саксонском городке Видерау, что стоит на берегу речушки Видербах, в семье сельского учителя Готфрида Айснера, выходца из бедного дворянского рода. Зато мать Клары Жозефина Витале происходила из весьма зажиточной буржуазной семьи, владевшей многочисленными мануфактурами и фабриками в Лейпциге. Правда, её отец Жан Доминик Витале своим буйным нравом ничуть не походил на всех прочих Витале - он принимал активное участие во Французской революции 1789 года и в наполеоновских походах. В таком же духе он воспитал и свою дочь Жозефину, названную в честь первой супруги Наполеона Бонапарта, а Жозефина, будучи убеждённой сторонницей эмансипации женщин, постаралась вырастить революционерку из Клары, что ей успешно удалось.

Уже в юном возрасте Клара выделялась среди сверстников любознательностью и цепкой памятью: в девять лет девочка прочла всего Гёте и Шиллера и с удовольствием декламировала их стихи, а в 12 - на память цитировала отрывки из "Истории французской революции" историка Томаса Карлейля.

В 1874 году Клара выдержала вступительные экзамены в частную гимназию выдающегося педагога Августы Шмидт в Лейпциге. Именно там Клара Айснер и получила от однокурсников своё прозвище Дикая Клара - в пылу спора о политике она могла запросто пустить в ход и кулаки.

Тем не менее все государственные выпускные экзамены Клара сдала на "отлично". Родители нисколько не сомневались, что Клару ждёт блестящая карьера на педагогическом поприще или в какой-нибудь банковской конторе. Или - чем чёрт не шутит! - может быть, даже в ландтаге Саксонии, раз уж она с таким жаром рассуждает о политике. Но Готфрид и Жозефина Айснеры и представить не могли себе, что Клара, внешне напоминавшая обычную крестьянскую девушку из Видерау с плоским лицом и руками-лопатами, начнёт свою собственную политическую карьеру.

Цеткин

Ещё будучи студенткой в Лейпциге, она сблизилась с кружком революционных студентов-эмигрантов из России, среди которых был и Осип Цеткин - харизматичный и обаятельный уроженец Одессы, он был любимцем всех женщин революционного подполья, которые были готовы часами слушать его лекции о победе марксизма.

И Дикая Клара влюбилась без памяти - небритый Цеткин с горящими глазами напоминал ей романтических героев Шиллера, о которых она так много читала в детстве. Всецело разделяя взгляды обожаемого Осипа, она в 21 год вступила в социалистическую рабочую партию и стала гражданской женой Цеткина, взяв его фамилию.

Неожиданный брак Клары привёл к полному разрыву с семьёй. К тому же после введения Отто фон Бисмарком "Исключительного закона против социалистов" 1881 года Осип Цеткин был арестован и выслан из страны.

Вместе с ним, как преданная жена декабриста, из страны уехала и Клара. Сначала они направились в Цюрих, затем - в Вену и Рим, где Осипу вновь грозила тюрьма. Наконец, в 1882 году они остановились в Париже, где стали жить в крохотной квартирке на Монмартре.

В Париже у Клары в 1883 году и родился первенец - сын Максим, а через два года на свет появился и Константин. Жили трудно: Осип публиковался за гроши в левых газетах, Клара давала частные уроки и стирала бельё у богатых.

Однажды она даже играла в карты на деньги - Дикая Клара со времён учёбы в гимназии была отличным игроком в покер. Поскольку в прежние времена женщин не пускали за карточный стол играть с мужчинами, Кларе пришлось переодеваться в мужское платье и приклеивать искусственную бороду. Подмены никто не заметил.

Люксембург

В нашей хлипкой партии есть только двое настоящих мужиков - Клара Цеткин и Роза Люксембург".

День эмансипации

Именно Цеткин и Люксембург мы и обязаны появлением Международного женского дня 8 Марта. Ещё в 1910 году на Второй Международной конференции женщин-социалисток в Копенгагене Цеткин внесла предложение объявить второе воскресенье марта Днём международной солидарности женщин в борьбе за свои права. Роза Люксембург горячо поддержала это предложение.

Правда, с датой международного праздника удалось определиться не сразу. Так, женские организации Германии отмечали его 19 марта - в память о победе берлинских рабочих в революционных боях на баррикадах в 1848 году. В Америке праздником было объявлено 8 марта - в честь забастовки, организованной работницами текстильных фабрик Нью-Йорка 8 марта 1857 года. В Англии - 9 марта, в честь забастовки шахтёров округа Уэстморленд, в которой приняли участие свыше 15 тысяч человек.

Только в 1914 году Международный женский день стал отмечаться повсеместно 8 марта - это было второе воскресенье месяца. Правда, больше этот праздник в военное время не отмечался.

Ну а после войны день 8 марта был узаконен решением 2-й Коммунистической женской конференции, прошедшей в 1921 году в Москве. Было выпущено и специальное разъяснение, что день 8 марта был установлен в память об участии женщин в петроградской демонстрации 23 февраля (8 марта) 1917 года - дескать, это откровенно притянутое за уши и малозаметное для современников событие стало грозным предшественником Февральской революции.

После Второй мировой войны этот праздник стал отмечаться и по всему социалистическому лагерю, а с 1975 года ООН присвоила празднику и международный статус.

Божественная женщина

Исключительный закон". И Клара вместе с детьми и Розой Люксембург отправилась домой, в Германию, в Штутгарт, где в то время образовалась крупная ячейка социал-демократической партии.

С 1891 по 1917 год Клара Цеткин была редактором пролетарского женского журнала Die Gleichheit ("Равенство"). Интересно, что журнал издавался на средства инженера Роберта Боша - основателя электротехнического концерна Robert Bosch GmbH. Но в те времена Роберт Бош был лишь подающим надежды инженером, который разрабатывал устройства зажигания от магнето для автомобильных двигателей. Он никогда не скрывал своих либеральных взглядов и с удовольствием жертвовал часть доходов на революционную печать.

Впрочем, говорят, что Боша и Дикую Клару связывало нечто большее, чем просто общность политических взглядов. Так или иначе, но любовная связь, если она и существовала, осталась тайной за семью печатями - особенно после того, как жена инженера Боша Анна Кайзер родила двух дочерей, Маргариту и Паулу.

Сама же Клара в это время была занята новым романом - в редакции она встретила 18-летнего художника Георга Фридриха Цунделя. Сначала Клара просто помогала юноше получить заказы, но затем она вышла замуж за Георга.

Друзья Клары отговаривали её от этого шага, считая, что такой мезальянс опозорит Цеткин и выставит на посмешище. Но Клара ещё раз доказала, что она не зря получила прозвище Дикая: ей было абсолютно всё равно, что думают другие по этому поводу.

Почти два десятилетия Клара и Георг жили душа в душу. Сыновья Клары взрослели, учились на врачей. Доходы семьи позволили приобрести хороший дом в пригороде Штутгарта, небольшую виллу в Швейцарии и даже автомобиль, что по тем временам было верхом моды и роскоши.

неизвестной".

Смерть Розы для Клары стала страшным ударом. Она пережила подругу на 15 лет, но и перед смертью всё время вспоминала только о ней, да и последнее её слово было "Роза".

Последнее пристанище

В 1920–1933 годах, на протяжении всего существования Веймарской Республики, Клара Цеткин избиралась депутатом рейхстага от компартии. Более 10 лет подряд она входила в состав ЦК КПГ, была занята в Исполнительном комитете Коминтерна, а также возглавляла созданную в 1922 году Международную организацию помощи борцам революции. Но большую часть времени она проводила в Москве, где готовила программу мероприятий Коминтерна.

Последний раз она приехала в Германию в 1932 году на открытие вновь избранного рейхстага. На первом заседании, председательствуя по старшинству, она выступила с воззванием противостоять фашизму всеми средствами:

Станем в единый фронт против фашизма и его доверенных лиц в правительстве! Организация, ясное осознание своих целей трудящимися в борьбе против фашизма - вот ближайшая необходимая предпосылка единого фронта в борьбе против кризисов, империалистических войн и причины их возникновения - капиталистического способа производства!

После этого она и передала слово Герману Герингу - представителю фракции, получившей на недавних выборах большинство голосов.

После того как левые партии в Германии были запрещены, Цеткин навсегда уехала в Советский Союз.

Она умерла 20 июня 1933 года в подмосковном Архангельском в возрасте 76 лет. Прах Цеткин был помещён в урне в кремлёвскую стену на Красной площади в Москве.

После смерти матери Константин бежал из СССР во Францию, где работал массажистом и санитаром. После оккупации Франции Цеткин эмигрировал в США, где работал в нескольких психиатрических клиниках, а затем уехал жить в Канаду.

А вот старший сын - Максим Цеткин - остался в СССР. Он работал хирургом в Москве и даже вступил в ВКП(б). Служил военврачом в республиканской армии во время гражданской войны в Испании, затем работал на Кавказе. По окончании Второй мировой войны (в 1945 году) Максим Цеткин вернулся в Германию и участвовал в восстановлении системы здравоохранения в советской зоне оккупации. Не так давно больнице в Нордхаузене и Военно-медицинскому отделению Грайфсвальдского университета было присвоено имя Максима Цеткина.

О его матери в Германии практически не вспоминают.

"Международный" женский день 8 Марта

История празднования международного женского дня в нашей стране связана в первую очередь с именем Клары Цеткин. Клара Цеткин была не только ярой коммунисткой-социалисткой, но и такой же ярой феминисткой и активно отстаивала права женщин, и именно ее огромная заслуга в том, что такой праздник как 8 марта существует. Хотя в начале его создания он имел громадный политический окрас. Возник этот праздник как день борьбы за права женщин.

Клара Цеткин (урожденная Эйснер) родилась в 1857 году в саксонском городке Видерау в семье учителя. Родители гордились талантливой дочерью. Юную Клархен приняли на бесплатное обучение в знаменитую Лейпцигскую женскую гимназию Августы Шмидт. В своем заведении фрау Августа готовила будущую элиту Германии. На выпускном вечере, вручая 18 летней Кларе диплом, директриса сказала: «Наша гимназия будет гордиться тем, что здесь училась Клара Эйснер — восходящая звезда немецкой педагогики!» Но ее ожидания не оправдались. Клара Эйснер действительно стала звездой, но совсем в другом созвездии и при совершенно других обстоятельствах.

Спустя месяц после выпускного вечера в гимназии восходящая звезда немецкой педагогики стала посещать тайные собрания социал-демократов. Во время одного из таких полулегальных собраний товарищ Клара Эйснер выпрыгнула из окна, спасаясь от ареста, после чего оставаться в Германии ей было опасно. Клара эмигрировала в Париж, где познакомилась с русским революционером Осипои Цеткиным, который тоже был выслан из Германии. Там у них родилoсь двое детей, Максим и Костя. Осип и Клара были вынуждены жить в нищете, так как отец семейства упорно отказывался сотрудничать с так называемой буржуазной прессой, предпочитая печатать свои работы за гроши в левых изданиях. Клара была вынуждена упорно работать, чтобы хоть как-то прокормить детей и Осипа, к тому времени заболевшего туберкулезом. Это подорвало ее здоровье. Когда он умер, ей было 32 года, но выглядела она не меньше, чем на 50. Врачи поставили диагноз: нервное истощение.

Подъем рабочего движения в Германии и выход социалистической партии из подполья дали Кларе Цеткин возможность вернуться на родину. В 1892 году она переехала в Штутгарт, где стала редактором газеты «Gleichheit» (Равенство). Более 25 лет она руководила этой газетой, затем последовала «Лейпцигская народная газета». Она написала для различных социалистических изданий 952 статьи. Франц Меринг, видный левый немецкий социал-демократ, сказал: «Клара Цеткин и Роза Люксембург — единственные мужчины в нашей хлипкой партии». Товарищи по партии прозвали ее Дикая Клара, а ее боевую подругу Красная Роза.


Клара Цеткин (слева) и Роза Люксембург (справа)

Ее личная жизнь была бурной, но не слишком счастливой. В 41 Клара Цеткин вышла замуж за художника Фридриха Цунделя, который был моложе ее на 18 лет. Брак продлился 16 лет, еще полтора десятилетия Дикая Клара, не давала мужу официального развода.

Умерла Клара Цеткин 19 июля 1933 г. в Москве. Похоронена у Кремлевской стены. В бывшей ГДР была учреждена медаль имени Клары Цеткин, ее портрет был изображен на банкноте в 10 марок.

История возникновения праздника

Все началось в начале весны 1857 года. 8 марта 1857 года текстильщицы Нью-Йорка прошли «маршем пустых кастрюль» по Манхэттену. Они требовали равную с мужчинами заработную плату, сокращения рабочего дня (10-часовой рабочий день) и улучшения условий труда. Работали в то время женщины по 16 часов в сутки, получая за свой труд гроши. С тех пор в Америке и Западной Европе началось широкое общественное феминистическое движение за предоставление женщинам таких же равных прав, как и мужчинам.


Прошло более 50 лет, и в последнее воскресенье февраля 1908 года более 15 000 женщин вновь вышли на улицы Нью-Йорка. Демонстрация была приурочена к тому самому «Женскому дню» 1857 года. Женщины вновь стали требовать сокращения рабочего дня и равных условий оплаты с мужчинами, выступили против ужасных условий труда, и в особенности против труда детей. Кроме того, выдвигалось требование предоставления женщинам избирательного права.

В следующем, 1909 году, Женский день вновь был отмечен маршами и забастовками женщин.

В 1910 году социалистки и феминистки провели Женский день уже по всей стране. Именно в этом же году делегатки поехали из США в Копенгаген на Вторую международную конференцию женщин-социалисток, в которой приняли участие более 100 женщин из 17 стран. Там они встретились с Кларой Цеткин и Розой Люксембург — бескомпромиссными борцами против удела немецких женщин, ограниченного тремя К — Kuche, Kinder, Kirche (кухня, киндер (дети) и кирха (церковь)). Кроме равных производственных прав с мужчинами и равную с мужчинами заработную плату, женщины добивались права избирать и занимать руководящие посты.

Вдохновленная действиями «американских социалистических сестер», Клара Цеткин предложила поставить на конференции вопрос о том, чтобы женщины во всем мире выбрали определенный день, когда они будут привлекать общественное внимание к своим требованиям. Это прозвучало, как призыв ко всем женщинам мира включиться в борьбу за равноправие. Конференция горячо поддержалa это предложение, результатом которого явилось возникновение Международного дня солидарности женщин в борьбе за экономическое, социальное и политическое равноправие. Надо отметить, что точная дата этого дня на этой конференции так и не была определена. Впервые Международный женский день был проведен 19 марта 1911 году в Германии, Австрии, Дании и некоторых других европейских странах. Эта дата была выбрана женщинами Германии, потому что в этот день в 1848 году король Пруссии перед угрозой вооруженного восстания дал обещание провести реформы, включая невыполненное введение избирательного права для женщин. В 1912 году этот день женщины отметили не 19 марта, а 12 мая. И лишь с 1914 года этот день стали отмечать 8 марта. Он пришелся на воскресенье. С тех пор эта дата закрепилась и стала традиционной.

В России этот день женщины отмечают ежегодно с 1913 года. Так как Россия жила тогда, в отличие от всей Европы, по юлианскому календарю, то Международный женский день у нас в стране отмечался не 8 марта, а 23 февраля. (Это надо же такому случиться, что День Советской aрмии и Военно-морского флота совпал с 8 марта!)

23 февраля 1917 года женщины Петрограда вышли на улицы города с лозунгами «Хлеба и мира».


Некоторые стихийные митинги перешли в массовые стачки и демонстрации, стычки с казаками и полицией. 24—25 февраля массовые стачки переросли во всеобщую забастовку. 26 февраля отдельные стычки с полицией вылились в бои с вызванными в столицу войсками. Создан Совет рабочих и солдатских депутатов, одновременно создан Временный комитет Государственной думы, который сформировал правительство. Таким образом, именно Международный женский день 1917 года явился одним из спусковых крючков, приведшим к Февральской революции, в результате которой в России была свергнута монархия и установилось двоевластие Временного правительства и Петросовета. 2(15) марта Николай II отрекся от престола , временное правительство гарантировало женщинам избирательное право. А 8 марта 1917 г. исполком Петросовета постановил арестовать царя и его семью, конфисковать имущество и лишить гражданских прав.

Международный Женский День 8 марта был популярен в мире в 1910—1920-е годы, но потом его популярность сошла на нет. Сегодня на Западе такого праздника нет, а вместо 8-го марта там активно отмечают другой женский день — День матери.

С первых лет Советской власти 8 марта был государственным праздником, но обычным рабочим днем. Только в 1965 году его объявили выходным и нерабочим. В 1977 г. ООН приняла резолюцию 32/142, призвав все страны провозгласить 8 марта днем борьбы за женские права. Этот день объявлен выходным в некоторых республиках бывшего СССР, а также в Анголе, Буркина-Фасо, Гвинее-Бисау, Камбодже, Китае, Конго (там это праздник конголезских женщин), Лаосе, Македонии, Монголии, Непале, Северной Корее и Уганде. Список весьма впечатляющий и, самое главное, весьма характерный. В Сирии 8 марта отмечают День Революции, а в Либерии — и вовсе как День памяти павших. Постепенно Международный женский день потерял свою политическую окраску, став «днём всех женщин».

После распада Советского Союза день 8 марта остался в перечне государственных праздников России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Казахстана, Киргизии, Туркмении и Азербайджана. В Эстонии, Латвии, Литве, Грузии и Армении Международный женский день официально отменен. В Узбекистане его празднуют как День матери. В Армении 7 апреля отмечают новый праздник Материнства и Красоты.

Православная церковь и 8 марта

В Русской православной церкви считают празднование Международного женского дня 8 марта «неуместным». По мнению диакона Андрея Кураева, праздник 8 марта был задуман не как день прославления женщин вообще, но женщин с определенными качествами: «8 марта — не день женщины, а праздник определенного типа женщин, день женщины-революционерки. И потому в тех странах, где революционная волна начала ХХ века захлебнулась, празднование Революционерки не прижилось».

Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин: «Традиция празднования 8 Марта вошла в наш быт, но православные люди не забывают и не забудут о том, что она связана с революционными движениями, которые принесли много страданий людям».

Христианам нет необходимости пользоваться этим днём, чтобы воздать должное женщинам. Все христиане говорят о великом назначении женщин не только в праздничные дни, посвященные Божией Матери, избранной для великого дела спасения человечества. По православной традиции женщин принято поздравлять в Неделю жен-мироносиц (2-е воскресенье после Пасхи), которые в утро Воскресения спешили ко Гробу Христа и первыми получили радостную весть о Его воскресении из мертвых. Задумаемся о том, какой разный идеал женщины: эмансипированная мужеподобная революционерка vs. заботливая и чуткая жена-христианка.

Жертвенная любовь к жене, матери, сестре обязывает нас заботиться о них, защищать, радовать их своей любовью и вниманием. Создание семьи - это не только знакомство, ухаживание и свадьба, но и каждодневное служение в любви. А для того, чтобы будни семейной жизни наполнить радостью, необходимы знаки внимания. Поэтому - дарите подарки и цветы любимым женщинам, и не только на 8 марта.

Праздник этот придуман в 1910 году еврейской большевичкой и феминисткой Кларой Цеткин. Придумали этот праздник, который был утвержден в следующем, 1911 году, на Европейской конференции женщин-социалисток.
День 8 марта подозрительно “удачно” пришелся на празднование иудейского праздника Пурим. Пурим празднуется в честь “подвига” Есфири.
Разберём подробнее обратившись к статьям Диакона Андрея Кураева и другим образованным людям. Дабы опять всё не списали на паранойю "Фашистов едящих детей"
Весну естественно было бы встречать не 1 марта. Логично было бы ее чествовать 22 марта - в день весеннего равноденствия. День женщины можно было бы праздновать в любое из воскресений весны. Но почему же было выбрано именно 8 число марта?
Почему именно 8 марта было избрано для такого праздника? Почему большевики (верхушка сплошь евреи) празднуется 7 ноября - понимаю. Почему день классовой солидарности трудящихся отмечается 1 мая - тоже всем известно (по крайней мере официальная версия уверяет, что это память о демонстрации рабочих в Чикаго). Но выбор 8 марта не был объяснен никак. Ни официальная историография, ни народные предания не сохранили ничего о каком-либо событии, которое некогда произошло именно 8 марта, и оказалось столь значимо и памятно для пламенных революционеров, что они решили хранить в веках память об этом дне.

Но если люди празднуют день, о мотивах празднования которого им самим ничего не известно - не странно ли это? Не делает ли это возможной ситуацию, при которой одни люди (статисты, приглашенные на праздник) отмечают одно, а другие (организаторы) празднуют нечто совсем иное? Может быть, организаторы решили не разглашать тайну своей радости? Мол, радость у нас большая, и мы не против того, чтобы весь мир нас поздравлял с этим днем.
Но у нас свой, очень частный и не всем понятный повод для праздника, а праздник мы хотим вселенский, и вот для того, чтобы весь мир искренне веселился и искренне нас поздравлял - мы дадим ему другое толкование.
Раз мотивы были личными - значит, надо присмотреться к личностям. А этот портретный ряд знаком нам с юности. Вот только недавно позволили мы себе заметить, что роднили этих корифеев и героев революции 17 года не только принадлежность к партии революции и преданность идеям Интернационала. Еще у них было этническое родство. Интернационал, как оказалось, был на редкость мононационален входили и в него сплошь ЕВРЕИ. Истории революционного движения в Европе рубежа XIX-XX веков. Именно выходцы из еврейского народа подняли мир на борьбу с "миром насилия" и призвали разрушить его "до основания".
Вам пришла в голову замечательная идея создать женский день. Немец, француз, англичанин при такой постановке вопроса сразу вспомнили бы Жанну д"Арк. Но Клара Цеткин - еврейка. И для нее вполне естественны ассоциации с историей ее родного народа. И в этой истории была такая фигура - Эсфирь
Эсфири посвящен ежегодный и самый "веселый праздник" еврейского народа - праздник Пурим. И празднуется он как раз на переломе от зимы к весне (у иудеев сохраняется лунный календарь, и потому время празднования Пурима скользит по отношению к нашему солнечному календарю почти так же, как скользит по отношению к нему время празднования православной Пасхи).
Менять каждый год дату праздника Революционерки было бы и неудобно, и слишком откровенно: слишком уж было бы заметно, что празднуется всего лишь Пурим. И потому празднование Женщины-разрушительницы было решено отделить от праздника Пурима, зафиксировать, и ежегодно 8 марта, независимо от лунных циклов, призывать все народы земли прославлять Женщину-Воительницу. Прославлять Эсфирь. То есть - поздравлять с Пуримом всех наших женщин(пусть даже и не сознавая этого).
Этот замысел был бы всего лишь остроумен, если бы праздник Пурим был обычным праздником вроде Дня Жатвы или Новолетия. Но Пурим слишком уникален. Пожалуй, ни у одного из современных народов нет праздника, посвященного такого рода событию.
Это не религиозный праздник. Так о нем говорит "Еврейская энциклопедия", подчеркивающая, что этот праздник "не связан ни с храмом, ни с каким-либо религиозным событием" (Еврейская Энциклопедия. Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем. т. 13. М., Терра, 1991, стб. 123).
Окончился вавилонский плен евреев. Желающие могли вернуться в Иерусалим. Правда, оказалось, что желающих вернуться на родину значительно меньше, чем можно было представить по предшествовавшим освобождению плачам и требованиям (из проклинаемой "тюрьмы народов" - России - при открытии ее границ также уехало гораздо меньше евреев, чем хотелось бы лидерам сионистского движения).
У многих в столице мировой империи (каковым был тогда Вавилон) дела пошли совсем неплохо, и немалое число евреев не пожелало покидать дома, обжитые за столетие, разрывать привычные связи, торговые контакты, терять устоявшуюся клиентуру. Тысячи еврейских семей остались жить в городах персидской империи, и причем в положении отнюдь не рабском.
Сложившееся положение со временем начало удивлять и самих персов. Оглядываясь вокруг, они переставали понимать: кто же кого завоевал. Персы покорили Иерусалим, или евреи захватили Вавилон? Как обычно в подобных ситуациях, последним институтом власти, который осознает угрозу национальным интересам и пытается их отстаивать, оказываются "силовые структуры". И вот подобно Крючкову, докладывавшему Горбачеву об "агентах влияния", персидский министр обороны генерал Аман идет к царственному Ксерксу (события происходят около 480 г. до Рождества Христова) и делится своими печальными наблюдениями.
Как только что было отмечено, времена были еще далеко не евангельские, а нравы - отнюдь не христианские. Реакция Ксеркса была решительно-языческой: истребить всех евреев. О замысле Ксеркса узнает его жена царица Эсфирь. Царь не знает о ее национальности. И вот, в минуту восторгов и обещаний, Эсфирь вытягивает из супруга признания и обещания: ты любишь меня? значит, ты любишь тех, кого я люблю? значит, ты любишь мой народ? значит, ты ненавидишь тех, кто ненавидит меня? значит, ты ненавидишь тех, кто ненавидит моих друзей и родственников? значит, ты ненавидишь ненавистников моего народа? Так дай волю своей ненависти! Уничтожь моих врагов, которых ты считаешь и своими врагами! И Ксеркс, без особых раздумий отвечавший согласием на все эти вопросы, теперь с удивлением обнаруживает, что он согласился уничтожить всех врагов ненавистных ему евреев...
В итоге в день 13 Адара (этот месяц еврейского календаря приходится на конец февраля - начало марта) во все города империи приходит царское повеление относительно погромов. Но готовилось-то все к избиению евреев. А гонцы привезли совершенно иной указ. Оказалось, что царь позволил Эсфири и ее двоюродному брату и воспитателю Мардохею составить указ о предстоящих погромах: "напишите и вы о иудеях, что вам угодно, от имени царя, и скрепите царским перстнем... И позваны были царские писцы, и написано было все так, как приказал Мардохей к правителям ста двадцати семи областей от имени царя - о том, что царь позволяет иудеям, находящимся во всяком городе, собраться и стать на защиту жизни своей, истребить, убить и погубить всех сильных в народе и в области, которые во вражде с ними, детей и жен, и имение их разграбить" (Есф. 8,8-11).
И в течение двух дней "все князья в областях, и сатрапы, и исполнители дел царских поддерживали иудеев. И избивали иудеи всех врагов своих, и истребляли, и поступали с неприятелями по своей воле" (Есф. 9,3-5). Аман был повешен с десятью его детьми. Всего было уничтожено 75 000 персов. Элита страны. Все, кто мог быть конкурентами. Участь персидской империи была предрешена.

Как можно спустя тысячелетия арийским народам праздновать события того дня. Есть ли другой народ на земле, который с веселием празднует день заведомо безнаказанных массовых убийств? Я понимаю праздник в честь военной победы. Это было открытое и рискованное столкновение, и день победы - это мужской и честный праздник. Но как праздновать день погрома? Как праздновать день убийства тысяч детей? И как можно писать о "веселом празднике Пурим"?
А праздник этот очень веселый. Это единственный день, в который трезвый и педантичный Талмуд предписывает напиваться: "После полудня едят праздничную трапезу и пьют алкогольные напитки, пока не перестают различать между словами "проклят Аман" и "благословен Мардохей" (Сидур. Врата молитвы (шаарей тфила) на будни, Субботу и Праздники. Перевод, комментарий и пояснение к порядку молитв под редакцией Пинхаса Полонского. Иерусалим-Москва, 1993, с. 664).
Праздничная трапеза включает в себя пирожки с поэтическим названием "уши Амана" (Еврейская Энциклопедия. т. 13. стб. 126). Такая милая семейная сцена: родитель, не отличающий уже имени Амана от имени Мардохея, предлагает сынишке: "милый, не хочешь ли еще покушать плоти нашего врага?".
И этот праздник почитается величайшим. Среди талмудических мудрецов "существует даже мнение, что когда все книги пророков и агиографов будут забыты, книга Эсфири все-таки не забудется, а праздник Пурим не перестанут соблюдать" (там же, стб. 124).
Так безосновательно ли предположение, что в сознании еврейских лидеров Интернационала устроивших резню в православной России, женское революционное движение ассоциировалось именно с именем Эсфири, а 8 марта было избрано ими в силу привычки праздновать в эти дни семейный праздник Пурим?

У Интернационала и цели были интернациональные, планетарные. Им было, что сказать всем народам. Пурим - праздник избиения врагов. А кто такие враги для иудеев? Только ли соплеменники несчастного Амана? В средневековом "Диспуте Нахманида" иудей толкует псалом "Рече Господь Господу моему седи одесную Мене дондеже положу враги твои к подножию ног Твоих". Иудей соглашается, что речь идет о Мессии. И поясняет: "Бог и будет помогать мессии, доколе положит все народы в подножие ног его, ибо все они враги его - они порабощают его, они отрицают его пришествие и его власть, а некоторые из них создали себе другого мессию" (Диспут Нахманида. Иерусалим-Москва, 1992, с. 48). Итак, в истории еврейской мысли есть течение, которое полагает, что все народы - враги евреев.
События Пурима напоминают, как именно надлежит поступать с врагами. В этом и состоит чудовищность этого "веселого праздника": из поколения в поколение он воспроизводит модель обращения с теми, кого евреи однажды сочтут своим врагом.
Теперь нам осталось лишь вспомнить, что приход Интернационала к власти в России был связан с переменой календаря, и спросить: а когда же праздновался день, ныне называемый "восьмым марта" в революционных кружках предреволюционной России? Оказывается, восьмое марта по новому стилю - это 23 февраля по старому. Вот и отгадка - почему "мужской" день и "женский" так недалеко друг от друга. Когда европейские братья по Интернационалу отмечали "восьмое марта", в России этот день назывался 23-им февраля. Поэтому в предреволюционные годы партийцы и сочувствующие им привыкли считать праздничным днем 23 февраля. Затем календарь переменили, но остался рефлекс праздновать что-то революционное 23 февраля. Дата была. В принципе (учитывая плавающий характер Пурима) эта дата ничем не хуже и не лучше 8 марта. Но надо было найти и для нее прикрытие. Спустя несколько лет соответствующий миф был создан: "День Красной Армии". Память о первом сражении и первой победе.
Но это - миф. 23 февраля 1918 г. не было еще Красной Армии и не было ее побед.Газеты конца февраля 1918 года не содержат никаких победных реляций. И февральские газеты 1919 года не ликуют по поводу первой годовщины "великой победы". Лишь в 1922 г. 23 февраля было объявлено Днем Красной Армии. Однако, еще за год до 23 февраля 1918 г. "Правда" пишет о том, что 23 февраля является праздничным днем: "Задолго до войны пролетарский Интернационал назначил 23 февраля днем международного женского праздника" (Великий день // Правда, 7 марта 1917; подробно об этом см. М. Сидлин. Красный подарок к Международному женскому дню 23 февраля // Независимая газета, 22.2.1997).
Впрочем, придумать празднованию 23 февраля прикрытие надо было еще и потому, что именно 23 февраля 1917 г. началась "Февральская революция". Поскольку большевики не играли в ней ведущей роли, но все же приняли ее, приветствовали и внесли в свои святцы, то надо было дню "свержения самодержавия" (сохранив его праздничность) дать иное название. Он стал "днем Красной Армии".
Так традиция празднования Пурима привела к установлению женского праздника 8 марта. К женскому революционному дню были приурочены беспорядки якобы голодавших жительниц Петрограда 23 февраля 1917 г. Падение Российской Империи совпало ("совпали") с разгромом империи Персидской. С Пурима 1917 г. в России запахло погромом - погромом русской культуры... Так что советское поздравление с 8 марта (равно как и с 23 февраля) - это еще и поздравление с "избавлением" от "царизма". Православным же людям поздравлять друг друга с таким праздничком - это уже не смирение, а садомазохизм.
И еще: единственное военное событие, происшедшее 23.2.1918 - это решение ЦИК Совнаркома о принятии условий "Брестского мира". Это - день капитуляции России в первой мировой войне. Капитуляции по воле Интернационала, превратившего "войну империалистическую (точнее - отечественную) в войну гражданскую".
Трудно найти более позорный день в военной истории России (в том числе - Советской России). И то, что сегодня этот день называют "Днем защитников Отечества", - еще одна издевка.
Вообще очень занятно слушать намеки, которые "посвященные" в тайну Пурима произносят в присутствии людей, которых они считают непосвященными. Например, в 1994 г. в Москве открылся магазин кошерной пищи. Главный "антифашист" Москвы, депутат Московской городской думы Евгений Прошечкин, выступая на церемонии открытия этого магазинчика, "произнес тост за повышение роли торговых предприятий в развитии национально-политических отношений. Кстати, в свое время особую и весьма достойную роль в них сыграли масла, которыми натиралось тело библейской героини Эсфири, жены персидского царя Артаксеркса" (П. Эрлих. Москва кошерная. // Сегодня, 30.6.1994). Какой тонкий юмор! Оказывается, вырезать 75 тысяч человек - значит, сыграть "достойную роль в развитии национальных отношений"! Поддерживая изящную шутку депутата, журналист продолжает: "Говорят, царь оставил немного для фирмы "Осем" и для нас с вами". Так что - владельцы и посетители кошерного магазина намерены воспроизвести в России сюжет книги Эсфирь? Кстати, по сообщению этого же журналиста, в меню презентации входило блюдо под именем "уши Амана"...
Поэтому особенно мы обращаемся к молодым людям: подумайте, стоит ли поздравлять с праздником резни маму или любимую девушку?
Может стоит всегда хорошо относиться к женщинам, как к родителям нашей нации и народа.
_________________
репост з

Оригинал взят у alifon в 8 марта Клары Цеткин и Розы Люксембург

Уже завтра мы будем отмечать 8 марта - Женский день. А много кто из нас задумывался откуда пошла традиция отмечать этот праздник и кому мы обязаны этим несколькими весенними выходными?
Правильно этот день называется: "Международный день борьбы за права женщин и международный мир". Да-да именно так и никак иначе.
Организаторшами данного праздника выступили Клара Цеткин и Роза Люксембург. Обе феминистки, очень сильные духом, верные своим идеалам дамы со сложной судьбой.
Кстати 8 марта выбрано днём празднования благодаря старой легенде о праве первой брачной ночи. В одной из немецких деревень отмечали свадьбу сразу 8 девушек, каждая из них входила в покои своего господина-феодала, он лишал её невинности и отпускал к мужу. Всех их по стечению обстоятельств звали Мартами. И вот восьмая Марта вместо того чтобы смириться положением дел убила феодала и удрала вместе с мужем куда подальше.
Очень эта легенда нравилась Кларе и Розе, вот и получилось 8 марта) Сами устроительницы хотели, чтобы в этот день женщины всего мира устраивали шествия, митинги, привлекали внимание к своим проблемам.
А кто же такие сами эти Цеткин и Люксембург?

Клара Цеткин, которая вообще-то Айсснер, и родилась в Саксонии в городке Видерау в 1857г. Умная, одаренная от природы она должна была как и ее отец стать учителем в сельской школе, для чего поехала учиться в Лейпциг. Но, её затянуло общество социал-демократов, их кружок стал храмом для Клары. Именно там она встретила русского иммигранта Осипа Цеткина, и влюбилась в этого некрасивого, но обладающего даром оратора, мужчину. Через какое-то время его выдворили из страны и Клара искала его 2 года и нашла в Париже, где он практически умирал от голода и болезней. Клара устроилась горничной, чему Осип не возражал, взяла его фамилию, родила ему двоих сыновей. Осип сидел дома - Клара работала не покладая рук. В свои 32 лет она выглядела на все 50, изможденная, некрасивая, седая.

Осип умер через 7 лет от туберкулеза. Официально их брак не был оформлен. Клара вернулась в Германию и утешилась в объятиях Георга Цунделема - 18-летнего художника из газеты. Женщина быстро увлекла его в политику, а потом и в постель. Парень не сопротивлялся особо, и они расписались. Хотя соратники по партии Клары очень противились этому браку.
Клара прожила с мужем 20 лет, имела неплохой доход, домик в Швейцарии, а кого ей стукнуло 58, Георг свалил к молодой любовнице...

Роза Люксембург была пятым ребенком в еврейской семье. Больная, некрасивая, хромоножка, хоть и была любима всеми отчетливо понимала, что замуж ей не светит с такими данными. Она, так же как и Клара, увлеклась социал-демократическим движением, познакомилась там с красавцем литовцем Яном Тышкой. Он посмеялся над чувствами девушки, но они ему польстили, и 16 лет Роза жила с Яном в ревности и истериках, пока не решилась порвать с этим мужчиной.


После Яна, Роза завладела вниманием 22-летнего Константина Цеткина, сына Клары... это вызвало скандал и подруги какое-то время не общались. Но в итоге сошлись снова. Они поехали в Петербург, знакомиться Лениным, пережили по дороге кучу приключений - но добрались. Клара всю жизнь общалась с Ульяновым и Крупской, часто приезжала в Россию, и умерла будучи слепой в Подмосковье в 1933 году. Клара очень хотела написать биографию своей подруги Розы, но не успела. она считала что секретарь ей не нужен и пыталась все делать сама по привычке... но писать ей было трудно, и в итоге ее труд остался незаконченным.

Роза же погибла на 14 лет раньше Клары, в 1919 году в отеле Эден. За ее высказывания против войны с Россией и прочие идеи отличные от политики правительства, ее часто арестовывали. В этот раз был допрос, на котором конвоиры забивали несчастную женщину прикладами, а потом убили выстрелом в голову и сбросили тело в Ланверский канал. Её нашли спустя несколько месяцев...

Клара Цеткин и Роза Люксембург были женщинами, которые хотели любви, семьи, счастья, они были сильными и цельными натурами, волевыми и преданными своим принципам и идеалам. Они всегда осуждали террор и войну... К их деятельности можно относиться по разному, но их стоит уважать. Да и праздник они нам оставили замечательный.



Публикации по теме