Лекция о патриотическом воспитании детей. Патриотическое воспитание

Образцова Татьяна Ивановна,
преподаватель информатики
ГАПОУ МО «Егорьевский промышленно-экономический техникум»
г. Егорьевск, 2015 г.

Патриотическое воспитание подростков

Россия, ты у нас одна,

И за тебя мы все в ответе.
На карте мы едины, мы - страна,
В сердцах и мыслях мы -
России дети.
Картавенко Ксения

Сегодня эта тема очень актуальна. Ещё совсем недавно проблема воспитания патриотизма не стояла так остро, как сейчас. Ей уделялось немало внимания, но особой и столь очевидной необходимости в этом не было, ибо дети с молоком матери впитали понятия “Родина”, “великая держава”, “мы, советский народ” ... Раньше подросток смотрел на карту СССР и думал: “Я живу в самой большой, самой могущественной, самой хорошей стране”. Такое сознание закладывалось в нас не только при советской власти, оно круто замешивалось веками и вдруг - шок. На сегодняшний день картина изменилась и наши подростки видят совершенно другую страну.

В наших ребятах практически полностью атрофировалось чувство патриотизма. Это проявляется во всём: в выбираемых ими тетрадях с иностранными обложками, в обожании западной музыки и кинофильмов, в употреблении свиста и возгласов, как это делают американские подростки и т.п.
Бесстрастные социологические срезы фиксируют деформацию у молодежи глубинных человеческих ценностей. 15-летние юноши и девушки на вопрос, что, по их мнению, является для молодёжи самым важным в жизни, на первое место ставят: деньги, деловая карьера и образование, получить от жизни побольше удовольствия. Извечные же ценности стоят гораздо ниже: любовь, действия ради будущего России, идеалы и вера.
Можно сделать вывод, что чувство патриотизма у подростков ослабло, личностные заботы наших обучающихся лежат, в основном, в области собственного “я”. А, тем не менее, воспитание любви к Родине может осуществляться ежеминутно - родителями, чтением “классики”, просмотром наших кинофильмов, телепередач, рассказывающих о событиях и людях, которыми мы можем гордиться, о вечных ценностях: любви к своей земле, национальных корнях.
Подростки очень часто, слышат из разных источников СМИ: телевидение, газеты и Интернет о том, что миром правят деньги. СМИ. Что же делать педагогу в такой ситуации? Что противопоставить губительной для ума и души информации и страшной действительности, лезущей во все окна и двери? Как сделать высшим элементом национального сознания идею служения Отечеству, научить “Отчизне посвящать души прекрасные порывы... ”? Эту непростую проблему в меру своих сил и возможностей мы должны решать.
Что такое “патриотизм”?

  • Патриотизм (от греческого patris) - Родина, Отечество и преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить её интересам, защищать от врагов.
  • Патриотизм - это олицетворение любви к своей Родине, сопричастность с её историей, природой, достижениями, проблемами. Патриотизм представляет своего рода фундамент общественной и государственной систем, духовно-нравственную основу их жизнеспособности и эффективного функционирования.
  • Патриотизм это формирование гражданской позиции и потребности в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Отечеству.

Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. N 795 была принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы» , ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России.
Что такое патриотическое воспитание?
Патриотическое воспитание - систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению своего гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Основными задачами патриотического воспитания являются:
1.Воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству и его защите.
2.Изучение истории и культуры Отечества и родного края.
3.Участие в подготовке и проведении мероприятий по увековечиванию памяти защитников Отечества.
4.Противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодежной среде.
5.Передача и развитие лучших традиций российского воинства.
6.Физическое развитие подростков, формирование здорового образа жизни.
Эта разноплановая и интересная работа в нашем техникуме проведится в различных направлениях деятельности:
1.Пропаганда отечественной истории и культуры.
2.Разработка и внедрение элементов и форм гражданско-патриотического воспитания в системе общеобразовательных школ и дополнительного образования.
3.Развитие системы взаимосвязей армии и молодежи.
4.Развитие различных форм гражданско-патриотического воспитания в летних лагерях отдыха и функционирование клубов по месту жительства.
5.Поддержка деятельности объединений, направленной на реставрацию, восстановление и содержание памятников истории, культуры и архитектуры, мемориальных комплексов.
6.Воспитание у подрастающего поколения любви к Отечеству, гордости за победы и достижения старших поколений по обеспечению безопасности и стабильного развития государства, ответственности за будущее Отчизны.
7.Поддержка и развитие молодёжной инициативы в деле освоения воинских профессий, изучения военной истории и военного дела.
8.Подготовка молодежи к военной службе, поднятие престижа профессии защитника Отечества.
9.Выявление инновационных форм и направлений работы по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи.
10.Оказание помощи ветеранам, семьям погибших при исполнении воинского долга.
11.Про ведение мероприятий, связанных с памятными днями, событиями истории родного края, воинской славы России, боевыми традициями армии и Флота.
В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания подростков, в которой, помимо традиционных задач, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного, сотрудника правоохранительных органов. Государство осознало, что эта тема очень важна, и работа данного направления взята под государственный контроль: разработана нормативно-правовая база, на которую необходимо опираться в своей работе.
Патриотические чувства не возникают у людей сами по себе. Среда, образ жизни в семье, отношения в учебном коллективе - это всё формирует патриотизм. В патриотизме народа - сила государства. Любому обществу нужны мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать, учиться на его благо, и в случае необходимости встать на его защиту.
Велика в наше время роль родителей в воспитании у молодёжи любви к Отчизне. Рассказы об участии бабушек и дедушек, других родственников, знакомых семьи в жизни страны, города, района, двора - это то, что формирует отношение подростка к своей Родине. Он невольно задается вопросом: «Если они так много сделали для Родины, значит, они её действительно любят?» И когда родители найдут эти яркие примеры из жизни, то они внесут невероятно большой вклад в патриотическое воспитание своих детей. Ведь ещё Ф. Бэкон говорил: «Любовь к Родине начинается с семьи» .
Семья дает ребёнку первый жизненный опыт, именно в ней закладываются основы характера человека и его представления о морали. Но нельзя уменьшать роль педагогов в патриотическом воспитании. Именно педагогу, непосредственно работающему с группой подростков и каждым из них в отдельности по силам воспитывать личность, гражданина и патриота, включая их в деятельность по преобразованию окружающей социальной действительности.
Одним из направлений моей работы, как классного руководителя, с учебной группой является гражданско - патриотическое, правовое.
Задачи, которые я ставлю перед собой:
способствовать воспитанию у обучающихся патриотизма, любви к своему народу, интереса к истории своей Родины; государственной символике своей страны;
совершенствование нравственных качеств личности: формирование сознательной дисциплины, культуры поведения, чувства гуманизма, ответственности, готовности к нравственному самовоспитанию, умение пользоваться полученными знаниями в межличностном общении;
формирование убеждений, мировоззрения, системы социальных установок, правосознания, гражданской ответственности обучающихся.
В этом учебном году особое место занимает тема «70-летие Великой Победы в ВОв». С 1 сентября систематически проводим встречи с ветеранами войны, тружениками тыла, выпускниками бывших лет, прошедшими службу в рядах Российской армии, взрослыми, работающими в техникуме - профессиональными военными в запасе. Согласно плану воспитательной работы техникума проходят беседы, посвящённые Дням воинской славы России. По традиции приняли участие в городском мероприятии «День памяти жертв фашизма» (10.10), митингах, посвящённых битве под Москвой (05.12), Дню защитника Отечества у Мемориала Воину-освободителю (23.02), митинге-скорби на городском кладбище у Мемориала воинам, умершим от ран и болезней в госпиталях города (08.05), митинге-шествии «Бессмертный полк» (09.05). Активисты группы поздравляли ветеранов с Новым 2015 годом, Днём защитника Отечества, с Днём Победы - акции «Подарок незнакомому человеку», периодически участвовали в волонтёрском движении «Помощь пожилому человеку», 7 обучающихся стали победителями Всероссийской блиц-олимпиады «70-летию Победы посвящается», 9 человек - победители Международной викторины «Я - будущий защитник Отечества». Наши ребята участвовали в акции-эстафете «Знамя Победы» (30.01), общетехникумовском смотре-конкурсе художественной самодеятельности «И помнит мир спасённый» (15.04), городском фестивале «Война глазами молодых» (23.04), областном тематическом мероприятии «Далёкое эхо Победы» (29.04), общетехникумовских Днях здоровья, городских спортивных соревнованиях, в 1-ом полугодии на уроне техникума приняли участие в конкурсе сочинений «Спасибо деду за Победу!», во 2-ом полугодии - в конкурсе мультимедийных презентаций «Победе - 70!». Все обучающиеся группы приняли активное участие во Всероссийском экологическом проекте «Лес Победы» в апреле. Ребята отдали дань памяти воинам-освободителям, труженикам тыла, узникам концлагерей, приняв участие в интернет-проектах «Передай свечу памяти и скорби по погибшим» и «Георгиевская лента онлайн».
Это только часть работы, которая проводилась мною с обучающимися моей учебной группы по данному направлению в этом учебном году на 1 курсе. Работа будет продолжаться и дальше, так как воспитание патриотизма, любви к своей Родине - это не разовая акция, не только сегодняшнего дня. Это длительная работа на последующие годы, прежде всего с учётом сложившейся в настоящее время в мире непростой политической обстановки.
Известно, что наше государство считает приоритетными направлениями гражданско-правовое, патриотическое воспитание подрастающего поколения. И это понятно, потому что без патриотизма, как государственной политики, без патриотического воспитания не может добиться успеха ни одна страна.
“Образование, дополнительное образование, СМИ, армия, религиозные организации, здоровье, спорт и т.д. и т.п. - всё это, так или иначе, связано с патриотическим воспитанием”, - заявил В.В. Путин на встрече с представителями общественности по вопросам духовного состояния молодёжи и ключевым аспектам нравственного и патриотического воспитания.

Родина – это такое простое и сложное понятие одновременно. Она бывает большая и малая, понятная и загадочная, включает в себя так много, но все понятное и близкое сердцу. Любовь к Родине – ценное нравственное качество, которое идет рядом с чувством коллективизма, дружбы, трудолюбия, культуры поведения.

Можно ли его воспитать в людях или оно приобретается при рождении?

Есть люди, которые родились вдали от Родины предков⚔️, но выросли и впитали культуру своей «Новой Родины». Значит, чувство любви к Отчизне можно взрастить, в этом направлении стоит работать родителям, воспитателям, учителям.

Что такое патриотизм

Является ли любовь к Родине безусловной? Вопрос неоднозначный, но с другой стороны родная земля дает нам язык, семью, друзей, образы родного края, возможности для развития и поддержку, культуру, образ мыслей, коллективное «мы».

Очень трудный период для человека – трезвый взгляд на проблемы, которые он видит на Родине. В это момент нужно постараться понять и полюбить ее честно и открыто, только чувство любви к Отчизне в этот момент поможет остаться на Родной земле, сделать все для светлого и счастливого будущего, это цель воспитания.


Понятие «Я - патриот»

В русской культуре и истории заключена огромная база для патриотического воспитания. Герои прошлых лет не раз доказывали свою любовь к Родине своими доблестными поступками, когда на первое место они ставили общее благо в обмен на свою жизнь. Такие исторические эпизоды оставляют неизгладимый след в сознании школьника.

Педагоги и психологи единодушны в том, то школьные годы – это самое благоприятное время для привития чувства любви к Родине, это важная цель периода.

Патриотическое воспитание – это неотъемлемая составляющая гармонично развитой личности. В сознании людей из одной культуры заключены базовые понятии добра и зла, справедливости, долга. Работа над становлением патриотических чувств систематическая и планомерная.


Что включает воспитание патриотизма

Что включает в себя патриотическое воспитание школьников?

  • развитие любви к своему отечеству;
  • готовность действовать в интересах Родины, пренебрегая своими собственными;
  • гордость за культуру Родины, ее достижения, успехи;
  • стремление встать на защиту интересов Родины и народа, когда в этом возникает необходимость;
  • преданность Отечеству.

Уровни патриотизма


Патриотическое воспитание школьников – это повышение активности будущих граждан, развитие ответственности, сохранение духовности, укрепление государства.

Глобальные цели могут быть решены только по средства решения масштабных задач:

  • утверждение патриотических ценностей, взглядов, убеждений;
  • уважение к истории, культуре, героическому прошлому страны;
  • повышение престижа военной службы;
  • вовлечение в решение социально-экономических, патриотических, культурных, правовых вопросов;
  • изучение и понимание основного закона страны, создание условий для реализации всех прав и свобод граждан;
  • привитие гражданам чувства гордости и уважения к своей стране;
  • формирование и развитие терпимости к носителям другой культуры.

Военно-патриотические воспитание - знание военной истории страны и готовность ее защищать

Задачи патриотического воспитания на примере школы

  • Формирование целостной картины и знаний о своей Родине. Эти знания школьник могут получить на уроках природоведения и географии, на первых уроках этих дисциплин учитель дает преставление о расположении, климате, экономике, демографии, культурных особенностях.
  • Знание истории своего Отечества. Программа средней школы включает историю страны, родного края, всемирную историю с проекцией на Родную страну. Россия имеет богатую историю и не простую судьбу, понимание современности невозможно без детального изучения прошлого.
  • Цель - воспитание у подрастающего поколения интереса к окружающему миру. На уроках биологии школьники знакомятся с природой, флорой и фауной, живой интерес вызывает родная природа. Очень популярны среди школьников экскурсии по Родному краю.

Школьный возраст один из самых благоприятных для усвоения норм и знакомства с общественной жизнью.

Патриотическое воспитание вне общества невозможно, поэтому педагоги и психологи часто конкретизируют, что это скорее социально-патриотическое воспитание.


Урок обществознания - один из методов патриотического воспитания

В средних классах вводится такой предмет, как обществознание, который одной из своих целей ставит выработку активной жизненной позиции школьника. Дети активно высказывают свое мнение, взаимодействуют со сверстниками, организуют школьные праздники и мероприятия.

В ходе подготовки у детей появляется общее дело, за которое они несут ответственность.

Совместный труд, работа, анализ мероприятий, изучение литературы и средств массовой информации приобщают школьников к социально-патриотической жизни страны.


Совместные акции ко Дню Флага РФ

Педагоги, намечая план патриотического воспитания, должны ориентироваться на особенности детей школьного возраста.

Методы патриотического воспитания

Детское восприятие отличается от взрослого. Школьники мыслят образами, рисуют яркие визуальные картины, подключаются к восприятию со всей эмоциональностью, живо реагируют на значимые события.

При изучении любого предмета должна быть личностная составляющая, ребенок не может мыслить незнакомыми абстракциями, только та информация, которая значима для него будет усвоена и принята. Например, для изучения истории многие педагоги просят ребенка при помощи старших родственников написать свое родословное дерево.


Составление родословного дерево - метод патриотического воспитания

Школьникам наиболее понятны все вехи истории, которые они воспринимают через жизнь и судьбу близких родственников.

  • Для детей очень важно личное участие в общешкольном деле. Когда школьник участвует в уборке школе, озеленении пришкольного участка, охране порядка, поздравлении ветеранов, то происходит сближение с учебным заведением, родным краем, страной.
  • Патриотические праздники. Сейчас остается все меньше очевидцев событий Великой Отечественной Войны. Многие школы и другие организации берут шефство над ветеранами. В преддверии годовщины памятных событий фронтовиков приглашаю на торжественные встречи. Школьники готовят культурную программу, в ходе которой проводится масштабное исследование и детальная подготовка. Только подготовительные мероприятия способны сформировать у школьников чувство уважения, ценности к современникам тех событий.

Встреча с ветеранами войны и труда - важный метод ВПВ

Мощной эмоциональной составляющей является встреча с ветеранами и тружениками тыла. Эти люди пережили непростое время в своей жизни и жизни страны. Общение с ветеранами оставляет глубокий отпечаток в детском сознании, именно в такие моменты крепнет чувство патриотизма и гордости за свой народ.

Дети мыслят очень конкретно, для них далеки абстрактные образы и понятия. Патриотизм и любовь к Родине начинается для них с любви к ближним людям: маме, папе, дедушке, бабушке. Ребенок должен понять, что окружающие его люди это тоже чьи-то родители, дедушки и бабушки, так формируется чувство любви к ближним, а, следовательно, и к Родине. Чувство уважения формируется во время празднования Международного женского дня, Дня защитника отечества.


Для социально-патриотического воспитания очень важны классные часы, в ходе которых ребенок может акцентировать внимание на свое малой Родине.

Для сердца любого человека очень дороги пейзажи, памятные места, достопримечательности. В сознании навсегда остаются зрительные картины, тактильные ощущения, любимые блюда, близкие люди. Именно благодаря таким воспоминаниям формируется чувство ностальгии, если по каким-то причинам человек покидает Родину. Многие эмигранты отмечают, что тоску по Родине не заменят прекрасные условия и достаток. Детство – одно из самых счастливых времен в жизни человека, где чувство любви к родным местам нельзя ни чем измерить.


Патриотическое воспитание на основе культурно-исторических ценностей

Очень важна в социально-патриотическом воспитании личность учителя. Школьники начальных и средних классов воспринимают слова учителя как истину. Поэтому важна подготовка педагогов и их личное участие. Дети очень тонко чувствую эмоции и фальшь, если учитель пытается убедить ребенка в то, чему сам не верит, то достижения цели не будет.

Для школьников начальных классов и первых классов среднего звена не теряют актуальность игры.

В такой форме детям легче усваивать и запоминать материал. В ходе игры можно познакомиться детей с патриотической атрибутикой. Для детей старшего возраста актуальны концерты и реконструкция важных моментов в истории страны. В такой форме весь материал станет личностно-ориентированным, воспримется ребенком, как родной.


Патриотические игры проводятся уже с первых классов

В кабинете истории можно разместить календарь памятных событий в жизни страны. Визуальное напоминание великолепно работает с детской памятью. Процесс создания календаря можно превратить в настоящее исследование.

В формировании социально-патриотических чувств очень важной составляющей является социальная среда. Если ребенок общается с культурными и образованными сверстниками, то вероятность развития чувства любви к Родине многократно возрастает. Из истории можно вспомнить дворянство с высокими моральными ценностями. Молодые люди из дворян безусловно любили свое Отечество. Среда дает образ поведения, которому подражают дети. На этом этапе важно проанализировать с кем общается ребенок, любые промахи на этом этапе будут серьезно проявляться на всей протяжении жизни человека.


Соревнования на знание истории страны

Важной составляющей социально-патриотического воспитания является историческая эпоха. Если устой и обществе расшатаны, это моментально отражается на молодежи, ее патриотическом настрое. Именно поэтому в эпоху смены режимов подрастающее поколение испытывает растерянность и ищет новые устои.

Формирование правовой среды для развития социально-патриотического воспитания

  • Четкое понимание ребенком своих прав и обязанностей. При этом они должны не просто быть оговорены, а разъяснены ребенку, эмоционально близки.
  • Участие ребенка в жизни класса, совместная разработка правил и законов поседения.
  • Активное и деятельное участие детей в школьной жизни, ответственность за организацию мероприятий и акций.
  • Ощущение защищенности ребенка, опора на школьный коллектив, решение спорных вопросов на основе представлений о справедливости.
  • Рабочая творческая атмосфера и психологический климат.
  • Гуманный подход к личности ребенка.
  • Продуктивное решение конфликтных ситуаций, где делаются выводы, варианты развития ситуаций оговариваются.
  • Работа над общей дисциплиной, чувство порядка.
  • Уважительное отношение к родному языку, постоянная работа над словарным запасом, чистотой языка. Отличной работой над изучением языка – изучение родной литературы и поэзии.

Конкурс патриотического рисунка

Развитие патриотических чувств молодого поколения было актуально во все времена. С древних времен мудрецы и философы общались с молодежью, передавали свой опыт, знания и любовь к Родине. Такая преемственность поколений обеспечивала стабильность государства, создавала надежную опору власти и будущему народа. В периоды резкой смены устоев в обществе молодое поколение оказывалось растерянным, не знало, во что верить, именно такие этапы оказывались очень шаткими для целостности государства.

Роль педагога в патриотическом воспитании

Педагоги прекрасно осознают, что подготовка будущих защитников Родины сложная и многогранная задача, требующая высокой квалификации. Поэтому необходимо постоянно улучшать свое мастерство, пополнять понятийный аппарат новыми знаниями, а главное личным примером воспитывать у детей необходимые качества личности, гражданина.

Особая роль в вопросах ⚔️ военно-патриотического воспитания отводится созданию и работе школьных музеев. Ведь с малого начинается большое. Школьники могут быть задействованы в сборе информации, материалов, создании экспозиции, работать экскурсоводами. В такой деятельности ребята будут ощущать свою значимость, полезность, через сердце пропустят историю своей школы, края. Этот интерес и забота в дальнейшем перерастет в любовь к стране, обществу, государству.

Подводя итог, отметим, что патриотическое воспитание важная часть будущего страны. На основе предыдущих тезисов, сделаем некоторые выводы:

  • результатом патриотического воспитания должно стать воспитание гражданина, горячо любящего свою Родину;
  • только совместные усилия семьи, педагогического коллектива и государства в вопросах воспитания подрастающего поколения, смогут обеспечить полноценное развитие личности с четкой гражданской позицией;
  • воспитывать поколения новой России на героических примерах истории нашей Родины, национальных традициях, культурных и исторических ценностях русского народа.

Главное в патриотическом воспитании, это личный пример взрослых граждан государства, когда дети в повседневной жизни постоянно будут видеть положительные моменты бережного отношения своих взрослых товарищей к родной природе, краю, к ближнему, своей Отчизне.

Не в воздействии на ребенка, а только в сотрудничестве детей с взрослыми, возможно воспитать настоящего гражданина-патриота.

Патриотическое воспитание – это сложный, а главное важнейший компонент общего учебно-воспитательного процесса формирования личности.

Видео: Патриотическое воспитание школьников

Новое состояние государства Российского приводит к современной интерпретации многих основополагающих понятий, в том числе и понятия
“патриотическое воспитание”, которое является основой культурной идентификации подрастающего полкаления.

Чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего, необходимо четко представлять:

1) что такое “патриотизм” и “патриотическое воспитание”;

2) каковы уровни проявления ;

3) в чем суть воспитательных задач, решаемых российской школой в XXI
веке и какова их связь с патриотическим воспитанием;

4) каковы формы организации патриотического воспитания в современном школьном образовании.

Для ориентации в понятиях “патриотизм” и “патриотическое воспитание” учтем, что их трактовка в нашей стране связана с организационной формой российского общества:

>> в ХХ веке это были идеологические понятия: – чувство любви к , а патриотическое воспитание – целенаправленная идеологическая деятельность в интересах определенного круга людей ;

>> в XXI веке уходят от идеологической трактовки содержания данных понятий: патриотизм – понятие в своей основе биологическое, позволяющее
придать человеческой природе культурную огранку, а патриотическое
воспитание – это помощь человеку в осознании определенных ценностей
и приобщение его к культурным традициям, т.е. осуществление культурной идентификации, которая является, во-первых, частью обучения
и воспитания, во-вторых, культурная идентификация помогает подрастающему поколению определиться (самоидентифицироваться), найти своих .

Отсутствие патриотизма, позволяющее придать человеческой природе
культурную огранку, может привести к серьезному кризису для нашего общества.

Анализ современного понимания патриотизма позволяет определить
уровни его проявления:
первый – самый элементарный уровень (составляющий биологическую
основу патриотизма) – этнический патриотизм , который зиждется, грубо говоря, на крови и цвете кожи;
второй уровень – территориальный (почвенный) ;
третий уровень – конфессиональный , в основе которого лежит вероисповедание (первые три уровня лежать в основе экстремизма);
четвертый уровень – гражданский , в основе которого общность прав и свобод граждан (этот уровень присущ западной культуры);
пятый уровень – государственный , который в отличие от гражданского
патриотизма держится на существовании властной пирамиды (этот уровень
культивировался в нашей стране в ХХ веке, но с изменением формации российского общество культивирование только этого уровня в нашей стране привело
к кризису самоидентификации, который выразился в том, что любовь к Родине
противопоставлялась в нелюбви к государству);
шестой уровень – культурный патриотизм – патриотизм языка, мышления, ментальности .

Политическое развитие нашего общества, развитие самоидентификации
российского общества и российской ментальности в XXI веке будут успешнее,
а Россия будет лидером среди развитых мировых держав, если гражданский и
культурный патриотизма станут первичными, так как лишь на их основе, как
показывает мировой опыт, может строиться патриотизм государственный.

Иначе неминуемо на бытовом уровне проявятся: этнический патриотизм, который
любое многонациональное государство разорвет в клочья; конфессиональный
патриотизм, который приведет, как показывают события в бывшей Югославии
и в Ираке, к потере суверенитета государства.

Выделим основные воспитательные задачи, стоящие перед современной
школой:

1) окультуривание бытового патриотизма;
2) создание условий для культурной самоидентификации;
3) создание условий для исключения идеологического давления на подрастающее поколения со стороны какого-либо круга людей;
4) формирование общности на основе территориальной принадлежности;
5) сохранение русского языка;
6) на основе решения 4 и 5 задачи формировать русский этнический национализм;
7) формирование гражданских качеств личности, которые обеспечивают
осознание того, что моя гражданская община хороша;
организация краеведческой деятельности;
9) формирование солидарности, которая отличается от коллективизма
тем, что в коллективизме нет “я”;
10) формирование толерантности.
Как видно решение основных воспитательных задач в рамках школьного
образования напрямую связано с патриотическим воспитанием и способствует
формированию “патриотизма” как некого специфического культурного качества человека.

Данные обстоятельства определяют практические формы работы
по патриотическому воспитанию, которые, на наш взгляд, должны быть связаны:

1) с совершенствованием содержания учебных занятий, по любому предмету, которое позволит осуществить культурную идентификацию подрастающему поколению;

2) с организацией внеурочного и внеклассного общения, конторе демонстрировало бы учащимся настоящие культурные образцы общения, чтобы проти-востоять тем, которые тиражируются, в частности на телевидение, да и в повседневной жизни;
3) с организацией краеведческой деятельности;

4) с организацией гражданской деятельности;

5) с организацией военно-патриотических молодежных объединений .
Реализация 2-5 форм работы в настоящее время регламентируется целевыми программами: “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на”, “Положение о военно-патриотических молодежных объединений”. А реализация первой организационной формы работы по патриотическому воспитанию связана с педагогической деятельностью учителей, методистов, ученых-дидактов, так как именно они разрабатывают и внедряют в
практику школьного обучения различные формы учебных занятий с патриотическим содержанием.

Школьная практика обучения, охватывает значительную
часть подрастающего поколения и имеет большой простор для организации
патриотического воспитания на основе всех форм в современном понимании –
культурной идентификации индивида.

Библиографический список
1. Дуранов И.М. Социокультурные основы гражданско-патриотического
воспитания учащийся молодежи: теория и практика. / И.М. Дуранов. –
Магнитогорск: МаГУ, 2003. – 298 с.
2. Киселев Г.С. “Кризис нашего времени” как проблема человека. / Г.С. Киселев // Вопросы философии. 1999, № 1. – С. 40-51.
3. Лутовинов В.И. Патриотизм и проблемы его формирования у Российской
молодежи в современных условиях (социально-философский анализ). /
В.И. Лутовинов: автореф. дис. док. филос. наук. – М., 1998. – 48 с.
4. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20012005 годы// Народное образование. 2001, № 7. – С. 247-252.
5. Сапегин П.Е. Сущность патриотического сознания и основные его формы. / П.Е. Сапегин: Автореф. дис. канд. филос. наук. – Новосибирск,
1981. – 17 с.
6. Трифонов Ю.Н. Сущность и основные проявления патриотизма в условиях современной России (социально-философский анализ). / Ю.Н. Трифонов: автореф. дисс… канд. филос. наук. – М., 1997. – 21 с.
7. Шефер О.Р. Методика воспитания гражданственности и патриотизма в
процессе обучения физике. / О.Р. Шефер: монография. – Челябинск: Издво ЧГПУ, 2002. – 157 с.
8. Шефер О.Р. Основные подходы к определению понятия “патриотическое
воспитание”. / О.Р. Шефер // Материалы ХII Всероссийской научнопрактической конференции “Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов”: В 4 ч. Ч. 3. – Челябинск: “Образование”, 2005. – С. 154-160.

О.Р. Шефер, доктор пед. наук, профессор
Челябинский государственный педагогический университет



Публикации по теме