Методика воспитания патриотизма и гражданственности. Выступление на педсовете: Воспитание гражданственности и патриотизма

В 90-х гг. проблеме патриотического воспитания молодежи уделяется значительно меньше внимания, что связано, на наш взгляд, с процессами, происходящими в обществе, изменением политических и экономических ориентиров в развитии страны и, следовательно, с изменением концептуальных основ воспитания и образования подрастающего поколения. Однако данная проблема не потеряла своего значения и в наше время. Более того, она приобретает особую актуальность, т. к. появление многопартийной системы в стране, демократизация общественной жизни привели к тому, что идеи патриотизма берутся на вооружение различными партиями и движениями самого разного, часто противоположного направления. Это приводит к тому, что понятия «патриотизм», «патриот», «гражданственность» приобретают негативный оттенок. Кроме того, трактовка этих понятий с позиций коммунистической идеологии делает их с точки зрения некоторых исследователей устаревшими. Но, рассматривая патриотизм и гражданственность как неотъемлемую часть социально-нравственной направленности личности, я считаю необходимым переосмысление его содержания в новых социально-экономических условиях, а проблему патриотического воспитания молодежи по-прежнему важной.

Интересным, на мой взгляд, является исследование Ш.Ш. Хайрулина по проблеме патриотического воспитания курсантов военного вуза. Основываясь на глубоком историко-философском и педагогическом анализе проблемы патриотического воспитания, автор рассматривает патриотизм как качество личности, находящееся во взаимосвязи с духовностью личности. При этом подчеркивается, что, являясь одним из проявлений преимущественно потребности «для других», патриотизм представляет одно из проявлений духовности личности в целом.

В некоторых исследованиях последних лет патриотическое воспитание рассматривается в совокупности с проблемой гражданского воспитания (К.Ш. Ахияров, А.С. Гаязов, А.В. Беляев, С.Е. Матушкин и др.).

К.Ш. Ахияров рассматривает воспитание гражданственности на основе этнопедагогики. Подчеркивая огромное значение родного языка, традиций, нравственных ценностей и идеалов в воспитании подрастающего поколения, автор анализирует различные методы воздействия на воспитанников на основе использования фольклора, эстетического восприятия действительности и пр.

Такой подход к воспитанию гражданственности выявляет общие черты, объединяющие народы, что особенно важно в условиях многонационального состава нашего государства.

Проблемам воспитания гражданственности в современных условиях посвящена работа С.Е. Матушкина «Народность в воспитании гражданственности». Автор раскрывает органическую взаимосвязь патриотического и гражданского воспитания, обосновывает необходимость реализации принципа народности в общественном воспитании, что предполагает в качестве основы патриотического и гражданского воспитания развитие у воспитанников чувства Родины.

А.С. Гаязов выделяет в качестве одной из задач гражданского воспитания формирование чувства патриотизма и интернационализма, отмечая, что «по своей сущности данное направление более тесно связано именно с гражданским воспитанием, так как оно специфично связывается с понятием Отечество, государство. Родина, страна» . Автор подчеркивает, что «правильно организованное гражданское воспитание формирует доминирующее над узколичностными чувство патриотизма, наполненное гражданским звучанием».

А.В. Беляев при исследовании проблемы формирования гражданственности учащейся молодежи, подчеркивает нетождественность и в то же время органическую взаимосвязь понятий «гражданственность» и «патриотизм», относя при этом патриотизм к разряду социальных ценностей.

Принимая во внимание структуру и содержание понятия «патриотизм», мы определяем патриотическое воспитание как процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения.

Анализ педагогической литературы по данной проблеме показывает, что, признавая патриотическое воспитание как необходимую составную часть воспитательной работы, разные ученые относят его к разным направлениям.

Некоторые ученые (Л.Р. Болотина, О.И. Павелко, Л.Ф. Спирин, П.В. Конаныхин и др.) рассматривают патриотическое воспитание как часть идейно-политического, другие (В.В. Белорусова, Н.И. Болдырев, Н.Е. Щуркова, И.Ф. Харламов, Г.И. Щукина, Л.И. Мищенко и др) - как часть нравственного воспитания, третьи (Т.А. Ильина, И.Т. Огородников и др.) выделяют его в самостоятельный раздел. На наш взгляд, вполне правомерна эта последняя точка зрения, что объективно обусловлено сущностью патриотизма и содержанием данного понятия. Для определения роли и места патриотического воспитания, как отмечает М.А. Терентий, главным критерием «является его конечная цель: формирование патриота,... человека, для которого смысл жизни заключается в стремлении сделать все для процветания Родины».

Выделяя патриотическое воспитание в относительно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими направлениями (нравственным, трудовым, эстетическим и др. воспитанием), что представляет собой гораздо более сложное соотношение, чем части и целого. Так, Е.А. Ануфриев обращает внимание на систематическое глубокое обогащение всех сторон воспитательной работы патриотическим содержанием.

Осуществление патриотического воспитания основывается на совокупности принципов, которая отражает общие закономерности и принципы целостного педагогического процесса, и специфику патриотического воспитания учащихся общеобразовательной школы. М.А. Терентий относит к их числу: обусловленность патриотического воспитания развитием общества и происходящими в нем событиями; координацию взаимодействия школы, семьи и общественности в системе патриотического воспитания; обусловленность содержания, форм и методов, средств и приемов историческими традициями русского народа; зависимость содержания и методов патриотического воспитания от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; диалектическое единство и органическую взаимосвязь между учебным материалом и содержанием внеклассных и внешкольных мероприятий .

С учетом современных подходов к воспитанию данная совокупность принципов может быть дополнена. Важным принципом, на наш взгляд, является интегративно деятельностный подход, что предполагает, во-первых, интеграцию патриотического воспитания с другими направлениями воспитательной работы и процессов обучения, воспитания и развития в целостном педагогическом процессе и, во-вторых, решение задач патриотического воспитания на основе включения воспитанников в разнообразную по формам и содержанию деятельность.

Изменения, происходящие в современном обществе, находят отражение в новых концепциях организации и осуществления учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе, что предполагает опору на новое понимание основных педагогических понятий. Это в полной мере относится и к процессу патриотического воспитания, который, по нашему мнению, должен осуществляться на основе принципа гибкости и вариативности. Первое означает своевременное реагирование на изменение социально-педагогической ситуации, а второе - использование разнообразных сочетаний форм и методов педагогического воздействия с учетом особенностей контингента воспитанников, что обусловлено процессами гуманизации системы образования, направленностью педагогического процесса на создание условий для развития личности каждого воспитанника.

Важным принципом организации воспитательной работы любого направления является опора на положительное в личности воспитанника. Данный принцип входит в состав совокупности общих принципов воспитания. В современных условиях он дополняется еще одним аспектом - созданием благоприятной психологической атмосферы в процессе педагогического взаимодействия.

Раскрытие положительных резервов личности воспитанника становится возможным лишь в атмосфере благожелательности, при наличии тесных эмоциональных контактов педагога с детьми, что особенно важно в патриотическом воспитании, основанном на эмоциональном воздействии на воспитанников. Развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений воспитуемых, включение их в деятельность патриотического характера требует организации воспитательной работы на основе принципа опоры на положительное и создания благоприятной психологической атмосферы. Процесс патриотического воспитания, как и любой другой процесс, имеет свою структуру, соответствующую общей структуре целостного педагогического процесса, и включает такие компоненты, как цель, задачи, содержание, формы, методы, средства и анализ результатов. С учетом особенностей патриотического воспитания в современном обществе цель данного процесса определяется как воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

При формулировке цели мы исходили из философских положений, раскрывающих патриотизм как одну из составных частей политической формы общественного сознания, в которой отражается отношение личности к Отечеству, Родине и которая меняется в зависимости от уровня развития самого общества, от экономического и социального положения тех людей, которые являются выразителями патриотических чувств и идей.

Задачи и содержание патриотического воспитания вытекают из структуры понятия «патриотизм» и включают: воспитание патриотических чувств, формирование на основе патриотических знаний взглядов и убеждений патриотического характера, формирование положительного отношения к патриотической деятельности, формирование практических умений и навыков, необходимых для самостоятельной деятельности патриотического характера.

Что касается операционально деятельностного компонента процесса патриотического воспитания, то мы не считаем целесообразным выделять какие-либо особые формы, методы и средства воспитания. Вероятно, более обоснованным будет использование различных их сочетаний для решения конкретных задач патриотического воспитания на каждом возрастном этапе развития воспитанников.

Необходимым компонентом процесса патриотического воспитания является анализ результатов, позволяющий определить его эффективность, внести необходимые коррективы при выявлении отклонений от намеченной цели и спрогнозировать предстоящую деятельность с учетом новых условий и уже достигнутых результатов.

Политика - это форма общественного сознания, выражения и обеспечение коренных интересов общества, социальных и национальных групп в области внутреннего устройства жизни и международных отношений. Политическое сознание определяется мировоззрением, теорией и практикой обновления общества. Оно включает в себя совокупность общественно значимых взглядов, убеждений, ценностных ориентацией, формирующих реальные отношения социальных и национальных групп, отдельного человека к другим социальным и национальным группам и людям. Оно направлено на обеспечение коренных интересов людей, достижение общенародных целей. В нашем обществе стоит задача формирования у молодежи политической культуры. Она предполагает высокое развитие политического гражданского сознания во всей его совокупности: политической сознательности, мышления, чувств, потребностей и воли. Показатели политической культуры являются политическая грамотность и активность в политическом самообразовании; умении вести дискуссию, оценивать общественные явления с общечеловеческих и классовых позиций, отстаивать и пропагандировать свои политические убеждения, добиваться единства политической сознательности и действия, слова и дела. Политическая культура требует воспитания в детях целеустремленности и активности, ответственности и организованности, честности и сознательной дисциплинированности.

Система гражданского воспитания включает в себя: комплекс целей- функций, формируемых с учетом возрастных возможностей усвоения общегражданских и общечеловеческих политических идей детьми; содержание и формы гражданского воспитания в школе, внешкольных и общественных организациях, средств массовой информации, трудовых коллективов. Ей присущи противоречия и «механизмы» их разрешения, обеспечивающие также определенные критерии гражданской воспитанности

Цели-функции гражданского политического воспитания разделяются на образовательные, воспитательные и развивающие.

Образовательная цель-функция заключается в том, чтобы раскрыть школьникам общечеловеческие и общегражданские политические ценностные ориентации перестройки и обновления общества, вооружить школьников умениями политического диалога и культурного ведения дискуссии, ораторского и организаторского искусства, четкого и ясного изложения мысли в свободной устной речи. Оно развивает способность эмоционального, убедительного, аргументированного монолога, обращенного к слушателям, формирует у школьников устойчивую систему привычного ответственного гражданского сознания, умения отстаивать свои убеждения, учит жить в условиях демократии и гласности.

Воспитательная функция гражданско-политической работы с детьми проявляется по мере включения учащихся в посильную и доступную общественно-гражданскую деятельность. Именно в ней происходит формирование у школьника таких чувств высшего порядка, как патриотизм и интернационализм, а также высоких морально-политических качеств: порядочности, морально-политической чистоплотности в отношениях с людьми, к общественному достоянию, сознательной дисциплинированности, ответственности, политического чутья, критичности, способности исправить свои ошибки.

Развивающая функция гражданско-политической работы с детьми вытекает из образовательной и воспитательной. Гражданско-политическое познание и деятельность формируют способность политического мышления, умения каждый общественно важный факт, событие осмыслить с позицией нового политического мышления. Школьники учатся самостоятельно разбираться в потоке политической информации, давать ей оценку, противостоять манипулированию их сознанием.

Школьники среднего возраста, подростки еще склонны к восприятию конкретного и яркого в жизни, но начавшийся процесс самосознания побуждает их к политическому осмыслению происходящего в мире и определению своего отношения к нему. Они окрашенных в их воображении романтикой, стремятся заслужить внимание и уважение старших товарищей. Эти особенности подростков лежат в основе требования самодеятельного характера общественных организаций. В них мальчишки и девчонки проходят школу гражданского воспитания благодаря активной общественно полезной деятельности.

Старшие школьники, юноши и девушки стремятся к выработке собственных идеалов, определению жизненных целей, которые помогают найти место в жизни, выбрать профессию и реализовать себя как личность и индивидуальность. Основная масса современных юношей и девушек способна к глубокому освоению идеи гражданственности и политических демократических ценностей, отстаиванию своих убеждений, к самостоятельной оценке политической информации. Современная школа накопила большой практический опыт патриотического воспитания молодого поколения. Однако в современных условиях этот опыт может быть использован лишь частично. Прежде всего, это связано с изменением политических ориентиров, с развитием новых экономических отношений, утверждением гуманистических принципов в системе образования, предстоящим переходом на профессиональную армию и пр.

Итак, как показывает историко-педагогический анализ, вопросы воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма всегда занимали одно из ведущих мест в исследованиях ученых-педагогов. В разные периоды развития педагогической науки патриотическое воспитание рассматривалось как необходимая составная часть воспитательного процесса, причем решение этой проблемы объективно зависит от политических, социально-экономических условий конкретной страны в определенный период ее развития. Это обусловливает изменение подходов к пониманию сущности патриотизма, определению целей, задач, содержания патриотического воспитания в разные периоды развития страны, что делает данную проблему актуальной в современных условиях.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью...». В Законе РФ «Об образовании» говорится, что одним из принципов государственной политики в области образования является воспитание гражданственности в духе уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье.

Российская земля богата событиями истории, незыблемыми традициями, великими, знаменитыми сынами отечества, которые преданно служили Родине. В современном мире всё это богатство служит основой для формирования граждан Российской Федерации. Отечество требует от своих сынов и дочерей, чтобы каждый из них почувствовал сознательную ответственность за судьбу государства и ясно понял, что благополучие страны зависит от каждого из нас, от нашей ответственности, организованности, готовности к созидательному труду.
Испокон веков духовной основой патриотизма было самосознание русского народа, формировавшееся под многовековым влиянием православной церкви. Для христианского патриотизма характерны соборность, преобладание духовного начала над материальным, общего над личным. Земля для русских людей – не просто территория, это категория нравственная, соединяющая прошлое и будущее народа, Отечество – святыня. Патриотизм есть чувство нравственное, и оно не мотивируется политической идеологией, хотя и может определять её содержание.
Если патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к её историческому прошлому и настоящему, то гражданственность связана с принадлежностью человека к тому или иному народу, его политической активностью.

Гражданственность – одно из ведущих идейно-нравственных свойств личности. Гражданин обладает совокупностью прав и обязанностей. Патриот чувствует любовь к своей Родине, а гражданин знает свои обязанности перед ней. Согласно этому гражданственность можно определить как качество нравственно-политическое, важной составляющей частью которого является патриотизм. В такой трактовкe гражданственность интегрирует общечеловеческие духовные ценности: высокий строй души и чувств, социальную направленность мыслей.
Историк и писатель Карамзин Н.М. акцентировал внимание на патриотической составляющей гражданственности, выделив такие разновидности любви к Отечеству:

Физическую любовь, т.е. привязанность к месту своего рождения, малой родине;

Нравственную, т.е. любовь к согражданам, с которыми человек растёт, воспитывается, живёт;

Политическую т.е. любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях.

Определённость толкования понятий «гражданственность» и «патриотизм» даёт ориентир, указывающий на то, что, зачем и как воспитывать.
Смысл образования состоит в том, чтобы воспитывать не только хорошо информированных людей, но и нравственных, ответственных добропорядочных граждан. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения выделены три группы достижений школьников при освоении общеобразовательных программ: личностные (ценностные), надпредметные (компетентностные), предметные. При этом среди личностных достижений выделяются социальные, что ещё раз подчёркивает высокую значимость формирования таких ценностей как гражданственность и патриотизм. Социальный заказ для школы – подготовка граждан России к жизни и созидательному труду в современных условиях. Портрет выпускника – гражданина России: патриот, уважающий ценности иных культур, креативный, мотивированный,уважающий других людей, готовый сотрудничать, способный принимать самостоятельные решения.

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» определяется «Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами.

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» отмечается: «Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства».

В условиях школы гражданственность и патриотизм традиционно формируются в ходе работы:

С историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа;

Героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества;

Воспитывающими нравственные качества государственных, политических и общественных деятелей и др.;

Уважение к атрибутам государственности (Флагу, Гербу и Гимну) страны.

Гражданско-патриотическое воспитание – многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность образовательной системы школы по формированию у учащихся свойств, присущих характеристике гражданина, патриота своей страны:

Умение жить в условиях рынка, обеспечивая себе экономическую самостоятельность;

Способность интегрироваться в сложившуюся систему общественных отношений;

Умение устанавливать контакты с другими людьми;

Готовность к объединению для решения лично и общественно значимых проблем, к сотрудничеству и согласию;

Неприятие агрессии, жесткости, насилия над личностью;

Умение любить свою Родину.

В заключение, определяя основные педагогические условия формирования гражданственности и патриотизма, следует отметить:

Необходимо объединить педагогические усилия семьи, школы, органов государственно-общественного управления;

Следует продумать, как обеспечить добродетельную мотивацию школьников, чтобы они проявляли сострадание, а не жестокость, гордость, а не воинствующую непримиримость;

Надо чаще обращаться к образцу, примеру – этим традиционным для русского менталитета средствам гражданского воспитания, использовать в работе с детьми достойные примеры для подражания в повседневной жизни, литературе, наследии русских просветителей;

Гражданственность созидательна, а значит, формировать её надо через деятельность;

Нравственно-духовные ценности, в том числе чувство долга, совесть, любовь к Отечеству, закладываются культурой учебного процесса, формируются атмосферой образовательного учреждения, установившимися нормами взаимоотношения учеников с учителями, духом школы.

Строить здоровое общество и сильное государство может только человек с гражданским мироощущением. Человек, воспитанный в духе гражданственности, - это уникальная личность, способная самостоятельно анализировать события и явления, имеющая свою точку зрения, независимую от политической конъюнктуры, готовая сделать свой вклад в построение правового государства и гражданского общества.

Анна Татьянич
Воспитание гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста.

Татьянич Анна Николаевна

Воспитатель второй

МБДОУ №16 «Росинка» .

г. Гуково Ростовской обл.

Воспитание гражданственности и патриотизма .

Вопросы гражданского воспитания и патриотизма всегда находились в центре внимания государства. Гражданственность понимается как чувство единства со страной, обществом, как социальный оптимизм, любовь к Родине, решимость и стойкость в преодолении жизненных трудностей, волевой потенциал в деятельности, направленной на достижение благополучия, как опыт преодоления и предупреждения конфликтов, ощущение социальной национальной полноценности, терпимости.

Гражданственность как сложное личностное образование в структурном отношении состоит из ряда свойств, качеств и черт. Наиболее важный из них патриотизм , ориентация на гуманистическую идеологию, правовая и нравственная культура, достоинство, социальная справедливость и ответственность, готовность к труду, межличностное общение.

Гражданский долг и ответственность - это высокие личные качества. Начало их воспитания – гражданское видение жизни , тревога и беспокойство за судьбу дела, людей. Чувство долга и личной ответственности за судьбу своей Родины, благополучие народа, сохранность и преумножение материальных и духовных ценностей, созданных старшим поколением – важные показатели гражданской направленности личности ребенка. Человек должен быть самостоятельным, инициативным, интеллектуально развитым, умеющим строить коммуникативные связи, быть терпимым к различиям между людьми, уважать права и мнения других, способным воспринимать происходящие изменения и принимать соответствующие решения. Эти качества закладываются в период дошкольного детства , составляют основу гражданского воспитания .

Чувства дошкольника господствуют над всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотива поведения, выражают отношения к окружающему. Вот почему так важно в процессе занятий знакомить детей с явлениями общественной жизни, формировать справедливое отношение к жизни, и не только средствами художественной литературы, но и личным примером. От богатства чувств, которые проявляет взрослый, зависит эмоциональное восприятие ребенком того или иного явления действительности.

А как воспитать в ребенке такое сложное многообразное чувство как любовь к Родине? Естественно на основе сопереживания, доброты, ласки к родным и близким. С этого – с любви к родному дому – чувство это распространяется на более широкий круг – на свой город, село, деревню, т. е. на ту местность, где человек родился и живет.

Нельзя быть патриотом , не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у ребенка могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма .

Исходя из этого данная работа включает целый комплекс задач :

-- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

-- воспитание уважения к труду ;

Развитие интереса к русским традициям и промыслам;

Формирование элементарных знаний о правах человека;

Расширение представлений о городах России;

Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ;

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности : на занятиях, в играх, в труде, в быту -- так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства , но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка -- сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям -- к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Поэтому необходимо начинать работу с воспитания привязанности ребенка к своей семье. На занятии по теме «Моя семья» рассматривали, принесенные детьми фотографии родных и близких. Дети с удовольствием и гордостью знакомили своих друзей со своими близкими. Рассказывали о том, где работают мама и папа, чем заняты бабушка и дедушка, о том как они помогают им. Отгадывали загадки о семье. В свободное от занятий время играли в игру : «Где чей малыш?» . Дети с удовольствием рисовали членов своей семьи, свой дом. В вечернее время играли в сюжетно- ролевые игры «Дом» , «Семья» . Прикосновения к истории своей семьи вызвало у детей сильные эмоции , заставило сопереживать.

Следующим этапом нашей работы становится знакомство с детским садом. Проводили экскурсии по детскому саду, знакомились с трудом сотрудников детского сада. Беседовали о важности труда сотрудников детского сада. На занятии по развитию речи беседовали на тему «Кто твой лучший друг в детском саду» , «Каким бы ты хотел видеть детский сад?» .Свои впечатления дети отражали в лепке, конструировании, в играх «Мой детский сад» , «Мы гуляем на участке» .

В работе с детьми по знакомству с родным городом, широко использовали такую форму работы, как целевые прогулки и экскурсии, так как узнать и полюбить родной город только по иллюстрации невозможно. Дети должны, прежде всего, знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Мы учили детей замечать вокруг , то положительное, что создается руками людей, уметь восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что нас окружает.

Целью занятия «Гуково мой родной город» было знакомство с родным город, его историческим прошлым и настоящим, воспитания чувства уважения к далеким предкам, бережное отношение к истории родного города.

На экскурсии по городу познакомились с памятными местами нашего района : «Площадь победы» , «Музыкальная школа» , «Дворец культуры» . Оформили альбом с фотографиями о городе. Нарисовали рисунки для выставки «Мое любимое место в городе» . Семья Загораевых подготовила

информационный проект «Расти и расцветай любимый город» . Была представлена презентация воспитанника подготовительной группы Демчишина Гриши и его мамы Демчишиной О. А. на тему : «Мой город» .

Одним из ярких мероприятий была экскурсия музей «Шахтерской славы» . Дети познакомились с природой Донского края, его флорой и фауной, изумительным миром природы. Посетили экспозицию, посвященную труду шахтеров, которая произвела на детей сильное впечатлением.

Запоминающимся мероприятием стала для детей встреча с почетным гражданином г . Гуково, поэтом, писателям, композитором Гончаровым Борисом Владимировичем и его творческой группой. Были приглашены и гости – ученики второго класса школы №23 и преподаватель Стурчак Виктория Викторовна. Многие из этих учеников – бывшие выпускники нашего детского сада, которых мы были рады видеть в нашем зале.

Дети с интересом и вниманием слушали рассказ- воспоминание о годах детства Бориса Владимировича. Затем выступила агитбригада «Юный краевед детского сада» . Дети читали стихи о родном городе, пели песни, исполнили танец «Росиночка-Россия» .

Затем состоялся концерт творческой группы под руководством Бутылкина С. М. Были исполнены песни на слова и музыку Гончарова Б. В. В конце встречи дети подарили сувениры, сделанные своими руками. Гончаров Борис Владимирович вручил детям и коллективу детского сада авторские сборники стихов и песен о родном городе.

Была создана фото- выставка «Я и мой город» . В создании выставки приняли участие дети и родители подготовительной группы.

Особую значимость имеет ознакомление с темой : «Защитники Отечества» . В месте с детьми рассматривали иллюстрации о родах войск, разучивали песни, стихи об армии, о папе. Готовили сувениры и поздравительные открытки для пап и дедушек. К дню праздника «Защитники отечества» подготовили стенд с фотографиями пап и дедушек в период службы в армии. Дети с гордость рассказывали о своих папах и дедушках, об их службе в армии. Была организованна конкурс игра с папами на лучшую команду между группами. Дети состязались в силе и выносливости в игре «Полоса препятствий» , конкурс «Меткие стрелки» , «Чей самолет дальше улетит» и т. д. В гости к детям пришли юные солдаты клуба «Русич» . Они показали детям как они готовятся быть защитниками своей страны. По окончанию праздника дети вручили гостям сувениры.

День Победы это особый праздник. Подготовка к нему началась намного раньше. С детьми проводилась беседа о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны. Читали рассказ «Медсестра» , рассматривали репродукцию картины «Медсестричка» . Была организованна экскурсия на площадь Победы к Вечному огню. Дети возложили цветы к памятнику, почтили память погибших за Родину минутой молчания. Никто из детей не остался равнодушным. Дети рассмотрели и прочли несколько фамилий на плитах. После возложения цветов к памятнику «Вечный огонь» , дети еще долго делились впечатлениями.

В День космонавтики, вместе с детьми обсудили, что первым человеком, покорившим космос, был наш соотечественник - Юрий Гагарин. Рассматривали иллюстрации, конструировали космодром и модели ракет, поиграли в сюжетно - ролевую игру «В космос» . Прослушали стихи, рассказы.

На занятиях знакомились с гербом, флагом и гимном России. Дети узнали что герб- символ России, он устанавливается на границе, на пограничных столбах и местах, предназначенных для проезда, на территорию нашей страны. Гости, туристы приезжающие из других государств, видят герб- двуглавого орла и бело-сине-красный флаг на границе России. Рассмотрели с детьми современные российские монеты. Познакомили детей с символическим значением цветов российского флага.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие , они играют огромную роль в становлении личности патриота .

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности : добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это -- первые и блестящие попытки русской народной педагогики, -- писал К. Д. Ушинский, -- и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К. Д. Ушинский подчеркивал, что ". воспитание , если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине .

Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма .

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России , граждан правового демократического, социального государства. Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству. Однако осуществляться это воспитание должно очень чутко и тактично, и заниматься им нужно сообща, с малых лет. Очевиден уникальный потенциал именно дошкольного возраста , как периода формирования творческой личности, характера. Наследование патриотических ценностей в самом нежном возрасте - это и есть самый естественный, а потому и верный способ воспитания ребенка .

В нашей стране в современных условиях постепенно снижается воспитательное воздействие на человека российской культуры, искусства и образования. В общественном сознании наблюдается утрата традиционного российского патриотического сознания, проявление таких негативных качеств, как равнодушие, нетерпимость, эгоизм, индивидуализм, агрессивность, цинизм, неуважительное отношение к государству и социальным институтам, падает престижность военной и государственной службы.

Обозначилась необходимость создания и развития в стране обновленной системы воспитания гражданственности и патриотизма граждан, направленная на формирование социально значимых ценностей и предполагающая при этом объединение деятельности органов государственной власти всех уровней, научных и образовательных учреждений, ветеранских, молодежных и других общественных и религиозных организаций, творческих союзов, средств массовой информации.

Патриотизм относится к числу идеалов, утрата которых делает общество нежизнеспособным. Он тесно связан с концепцией национальной безопасности. В этой ситуации актуальны слова президента РФ В.В.Путина о том, что, утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения. Отсюда воспитание патриотизма у подрастающего поколения является в настоящее время важнейшей задачей государственной политики.

В статье 2 Закона РФ Об образовании среди приоритетов в области образования отмечается формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

В Федеральной программе развития образования указывается на необходимость усиления воспитательной функции образования, направленной на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе> (см.: Известия РАО. - М" 1999. - № 4. - С. 12).

История показывает, что идея патриотизма в России всегда занимала особое место. Она изменялась вместе с развитием общественной жизни и опиралась на народность, на особенности национального характера.

Патриотизм - любовь к Отечеству, к родной земле, к своей культурной среде (см.: Педагогический энциклопедический сло-варь. - М., 2003. - С. 185). Патриотизм как моральный принцип, как социальное и нравственное качество включает любовь к Родине и родным местам, родному языку; уважение и знание истории своей Родины, традиций и обычаев своего народа; понимание об-щеполитической ситуации в мире и задач, стоящих перед страной, нетерпимость к расовой, национальной неприязни, стремление к отстаиванию чести и достоинства Родины; осознание своего патриотического долга; уважение армии, готовность служить и защищать интересы Родины; активно участвовать в трудовой дея-тельности, сочетая личные и общественные интересы.

Истинный патриотизм по своей природе гуманистичен и включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям, к их самостоятельности и независимости. Он включает также любовь к своей семье, своим родителям. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, в основе которого лежит уважение ко всем большим и малым нациям и народностям, их государственному суверенитету, готовность людей жить в мире и дружбе со всеми государствами. Патриот - это, прежде всего гражданин. Многие педагоги рассматривают патриотизм в качестве составляющей такого понятия, как граждан-ственность.

Гражданственность - интегральное качество личности, позволяющее человеку ощущать себя гражданином того или иного государства, чувствовать свою принадлежность к Родине, к той стране, в которой он живет и трудится (см.: Российская педагоги-ческая энциклопедия. - М., 1993. - С. 224).

К основным компонентам гражданственности относят политическую, правовую, духовно-нравственную, трудовую культуру человека, проявляющуюся в чувстве собственного достоинства, уважении и доверии к государственной власти, соблюдении своих прав и обязанностей при одновременном доверии и уважении к живущим рядом людям, сочетании патриотических и интернацио-нальных чувств.

Любое государство заинтересовано в том, чтобы каждый человек был гражданином, обладал высокой политической и демократической культурой, уважал людей других национальностей, был тружеником, любил и берег свою Родину, преумножал ее богатства.

Выдающиеся деятели, ученые, педагоги прошлого, изучая вопросы воспитания, выявили ряд идей и обосновали значимость подлинно гражданского воспитания. Например, французский писатель и философ Ж. Ж. Руссо главной функцией государства считал воспитание хороших граждан и утверждал, что гражданское воспитание возможно лишь в свободной стране, где дети воспитываются в условиях равенства. Подлинный гражданин должен служить обществу, четко выполнять гражданские обязанности, его чувства и поступки должны быть направлены на защиту большинства людей.

Основоположник научной педагогики в России К.Д.Ушинский считал, что гражданин - это патриот, обладающий чув-ством национального самосознания. Идея народности воспитания в его педагогической теории является основополагающей. Он до-казал, что народное, национальное начало формируется истори-ей народа, воздействием жизни во всех ее проявлениях. Цель воспитания К.Д.Ушинский видел в духовном развитии человека, которое возможно достигнуть только при опоре на культурно-исторические традиции народа, на особенности его национального характера. В нравственном воспитании детей он главное место отводил патриотизму.

Известный советский педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что гражданин - это прежде всего патриот; гражданские мысли, чувства, тревоги, гражданский долг, гражданская ответственность и труд - основа человеческого достоинства.

Проблема патриотического воспитания продолжает оставаться одной из самых насущных в педагогической науке современного российского общества. Это подчеркивается в официальных документах по образованию (Закон РФ Об образовании>, Федеральная программа развития образования, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., Концепция и Государственная программа Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 -2005 гг.).

В Государственной программе Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 гг. подчеркивается, что военно-патриотическое воспитание является составной частью патриотического воспитания граждан, уточняется понятие, определяются цели и задачи, основные пути развития системы патриотического воспитания граждан всех возрастных групп, характеризуются ее основные компоненты, предлагается система программных мероприятий. Патриотическое и гражданское воспитание является частью государственной молодежной политики в области культурного и на-ционального развития Российской Федерации.

Патриотическое воспитание рассматривается как систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Главной целью патриотического воспитания являются развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, воспитание граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном труде в интересах Отечества, укреплении государства, обеспечении его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

Основными задачами патриотического воспитания в современных условиях являются: создание механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование государственной системы патриотического воспитания; формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира; сохранение и развитие чувства гордости, за свою страну; воспитание личности гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны; формирование комплекса нормативного, право-вого и организационно-методического обеспечения функциони-рования системы патриотического воспитания.

Одним из важнейших организационно-содержательных направлений современного патриотического воспитания является создание научно-теоретических и методических основ. Данное направление предполагает мобилизацию творческого потенциала ученых, исследователей и практиков, направленного на решение проблем патриотического воспитания, организацию массовой патриотической работы, написание учебников, учебно-методических пособий и рекомендаций по воспитанию у молодежи гражданственности и патриотизма, приобщению ее к патриотическим ценностям, формирование у молодых граждан уважения к истории и культуре Отечества, подготовке к военной службе и достойному служению своей Родине и народу.

В соответствии с Программой разрабатываются и реализуются ведомственные и региональные программы и подпрограммы патриотического воспитания граждан. В системе школьного гражданского и патриотического воспитания выделяют несколько главных направлений: воспитание у учащихся патриотического сознания и поведения, гражданской и патриотической позиции, общественно значимой мотивации патриотической деятельности, уважения к государственной символике в процессе обучения и внеучебной деятельности, подготовка школьников к службе в армии, организация школьного краеведения и др.

Организация патриотического воспитания в образовательном учреждении представляет собой целенаправленный процесс взаимодействия учащихся, педагогов, родителей и социальных работников по формированию патриотизма и гражданственности. Разрабатывая концепцию и программу патриотического воспитания учащихся, следует ориентироваться на следующие духовно-нравственные ценности: осознание своей исторической, культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине; гражданскую активность; следование закону; ответственность за собственные действия; приоритет общественно-государственных интересов над личными; терпимое отношение к мнениям других; неприятие национальной и религиозной нетерпимости. Ее содержательная часть включает такие идеи, как создание воспитывающей сре-ды и опыта патриотического поведения, использование воспитательно-образовательного и развивающего потенциала содержания учебных дисциплин для формирования патриотических взглядов и убеждений, исторического сознания учащихся; использование учебного диалога; самостоятельной поисковой деятельности; проблемных ситуаций с целью выработки патриотических ценностных ориентации; формирование положительной мотивации и раз-витие гуманных отношений; самодеятельное участие учащихся в различных видах патриотической творческой деятельности, отличающихся разнообразием форм, методов и средств. Основными методами организации патриотического воспитания являются убеждение, организация практической деятельности, методы стимулирования, оценки и самооценки. Главными средствами и формами формирования патриотизма являются: урок, семинары, факультативы, экскурсии, тематические вечера, дискуссии, конференции, тренинги, игры, поисково-исследовательская деятельность, туристско-краеведческая работа.

Процессуальная часть организации патриотического воспитания предусматривает использование вариативных технологий: информационных, проблемного обучения, исследовательских, технологий саморазвития личности, военно-патриотического воспитания, технологий взаимодействия с социумом.

Необходимость интернационального, патриотического, духов-но-нравственного развития ребенка диктует обогащение содержания учебно-воспитательного процесса материалом патриотического характера, Доказано, что одним из основных средств воспитания гражданственности и патриотизма является краеведение (историческое, педагогическое, туристическое). Оно направлено на всестороннее изучение какой-либо небольшой территории и проводится на научной основе. Знание своей ближней Родины, ее природы, истории, хозяйства, быта, верований, традиций и обычаев местного населения - это путь, метод и процесс познания. Осознание опыта прошлого каждого из народов имеет большое значение не только для познания прошлого, но и для предвиде-ния будущего, и это ставит перед современной педагогикой задачу научного осмысления передовых идей и положительного опыта народа в области воспитания.

Например, нравственно-патриотические традиции русской культуры, национального воспитания уходят далеко в глубь тысячелетий. Это богатое духовное наследие лежит в основе черт русского характера, высокого русского духа. Благородство душевных качеств, храбрость, честность отличали руссов-славян за много тысяч лет до н. э. Свободолюбием и нетерпимостью к рабству сла-вились они на Земле. Сильным, уверенным предстает перед нами древний русич. Чувство собственного достоинства, гордость и независимость, служение Родине, родной русской земле - характерные черты русского человека.

Удивительна и необыкновенна древнейшая русская черта - единение, родство с ближними, дружелюбными народами. Верность долгу, слову, любви, русским традициям, русской вере и правдивость, справедливость отличали русского человека. Воинственные и грозные для врагов, русы издревле оберегали другие народы и не кичились этим, были радушными, гостеприимными, честными и в то же время доверчивыми.

Почитание своих родителей, предков (отца и мать надо почи-тать) с одной стороны, и уважение гостя () - с другой, характеризует открытость русского человека.

Яркие отличительные черты есть у каждого народа, этноса. Знание их, ориентация на особенности поведения, типологические характеристики народов дают возможность каждому человеку научиться взаимодействовать с другими людьми.

Региональные программы, учитывая, что краеведение является главным средством воспитания у учащихся патриотизма, включают систему мероприятий патриотического характера. С целью активизации деятельности в указанном направлении в образовательных учреждениях создаются музеи истории развития родного края, которые становятся центрами формирования граждан-ственности и патриотизма учащихся. Проводятся праздники города, научно-практические конференции, посвященные поисковой деятельности и результатам исследовательской работы; изучается и обобщается опыт патриотического воспитания учащихся в образовательных учреждениях и социуме. В конкретной обстановке, например в социуме, учащиеся приобретают опыт гражданского поведения, реализуют важнейшие человеческие ценности, выра-жают отношение к обществу и самим себе.

На основе региональных программ разрабатываются конкретные программы воспитания школьника как гражданина. Например, при разработке программы воспитания школьника конкретного города следует акцентировать внимание на блоках качеств личности, включающих воспитание патриота России, патриота своего города, человека культуры, активного труженика, духов-но-нравственной личности, творческой индивидуальности.

При формировании гражданской грамотности школьников важно использовать вариативные технологии развития, когда учащимся предлагается подготовить проекты патриотического характера для различных гражданских и общественных служб, учреждений и организаций. При этом могут быть использованы инноваци-онные способы и приемы, применяемые в моделировании, создании проектов, например таких, как фрагменты деловых и ролевых игр.

Таким образом, национальное своеобразие воспитания, воспитание культуры межнационального общения, толерантности, веротерпимости, патриотизма и интернационализма в современных условиях являются неотъемлемой частью государственной политики, воспитательно-образовательного процесса образовательных и социокультурных учреждений. Укрепление национальных устоев России, ее связей с другими странами - это забота всех и каждого, начиная с родителей и заканчивая государством в целом.

Главная цель в нравственном воспитании - воспитание гражданственности, которая выступает в роли обобщающей характеристики социально-политических, нравственных и правовых качеств личности. Ее измеритель - степень и характер использования человеком своих прав и обязанностей и определение в их рамках своего поведения.

Гражданственность -это совокупность качеств личности, которая определяет ее способность и готовность отражать в своём сознании правовые и нравственные требования общества (понимать и отстаивать их, руководствоваться в общественно-значимой деятельности мотивами ответственности).

Гражданская ответственность, при этом, проявляется в способности личности в различных ситуациях принимать правильные с точки зрения общества решения, уметь отвечать за последствия своих поступков.

Кроме того, человек должен руководствоваться гражданской убежденностью, вершиной которой становится активная гражданская позиция личности, её целенаправленная деятельность, включающая в себя 2 стороны:

  • а) познавательную - заключается в формировании у учеников понятий и представлений о правах и обязанностях гражданина и человека;
  • б) практическую - носит деятельностный характер (реализация прав и обязанностей), для формирования которого необходимы реальные действия, а не только словесное начало, рождающее стремление к положительному поступку, но не вырабатывающее характер и волю. А значит, гражданственность мотивов должна слиться с общественно - полезными результатами практической деятельности.
  • 1. Правовое воспитание, как уже отмечалось, направлено на формирование правосознания и правовой культуры людей. При этом правосознание - это совокупность распространённых в обществе теорий, идей, взглядов и представлений, выражающих отношение людей к праву, а также к поведению людей, к ценности общественных отношений (с точки зрения этих представлений о праве). Правосознание личности может меняться в связи с экономическими, социальными и иными изменениями общественной жизни.

При этом оно имеет и неизменные элементы, такие как:

Знание права. Непосредственное ознакомление ученика с правовыми актами (чтение законов, прослушивание их текстов) из рассказов окружающих, практического ознакомления в жизненных ситуациях (составление протокола, ведение допроса). Правовые знания должны сочетаться с анализом соответствующих жизненных обстоятельств. Ученики должны знать необходимые им сегодня и в будущем правовые нормы, правовые акты, адресованные им: Устав школы, правила поведения, содержание Конвенции «О правах ребёнка» (1989 г.). Учитель права также должен своевременно информировать учеников о новых правовых актах, оперативно откликаться на различные события, имеющие правовое значение, корректировать правовоспитательную деятельность с учётом особенностей фактического положения дел. Ученик должен иметь знания и представления, помогающие ориентироваться в конкретных жизненных ситуациях: о месте государства в общей политической системе гражданского общества, о роли политических партий, общественных движений. При этом эффективно будет разграничить общие правовые положения (теория государства и права) и нормы права, регулирующие отдельные виды правоотношения.

Представления о праве. То есть о том, что является правомерным и противоправным вообще и в данном конкретном случае, каковы последствия определённого деяния и т. п. Самостоятельное значение имеет информированность несовершеннолетних об ответственности за неисполнение правовых предписаний, уяснению того, что нарушитель закона неизбежно «встречается» с государственным принуждением. Формирование представлений о моральных, политических и правовых требованиях (нормах), о праве в целом - повышают культурный уровень субъекта образования. В формировании представлений по конкретным правовым вопросам существенную роль играет знание отдельных общих положений закона, его правовых принципов, в соответствии с которыми решаются более частные вопросы. Представления о праве формируются также под влиянием жизненного опыта людей, в рамках закона, обычаев и традиций.

Отношение к праву и к исполнению правовых предписаний. Отношение к закону и отношение к его исполнению взаимосвязаны, так непонимание закона часто приводит к его неисполнению. Например, родители не исполняют обязанности по надлежащему воспитанию своих детей. Иногда, правда, люди могут с уважением относиться к закону, но при этом не исполнять отдельные его нормы. А поэтому, правовое отношение населения к исполнению закона, понимание значимости законных путей, реагирование на его нарушения и предупреждение подобных нарушений - гарантия совершенствования и права, и охраны порядка. Кроме того, общее понимание правовых положений должно сочетаться с готовностью и умением следовать им на практике в конкретных ситуациях.

Требования, предъявляемые к праву (ужесточить или смягчить его нормы). Формируются под совокупным влиянием политических, моральных и других взглядов, социальной практики людей, их осведомлённости, об общих правовых принципах и конкретных правовых нормах. Должна быть информированность граждан о социальной роли права, о том, как создаются его нормы, что они могут, каковы пределы правового регулирования и т. д.

Правовые убеждения и взгляды - это стимул для правомерного поведения, готовность действовать в соответствии с ними. А, таким образом, элементы правосознания необходимо формировать на уровне убеждений, взглядов, которые являются важнейшими компонентами их складывающегося мировоззрения.



Публикации по теме