Необходимый трудовой стаж для получения ветерана труда. Какой трудовой стаж нужен женщине для получения звания “Ветеран труда”? Ветераны труда и льготы

1. От понятия патриотизма к патриотическому воспитанию.

Сегодня в нашей стране делается попытка сформировать новую общественную идеологию, в основу которой положены патриотические ценности. Стали появляться новые, современные определения патриотизма, отражающие явления, не зависящее от времени, страны, социально- экономической и политической ситуации.

Патриотизм – это:

чувство привязанности к стране рождения и проживания, выражающееся в готовности созидать и жертвовать личным благом для общественной пользы;

одна из мощных скреп любой социальной организации, с разложения которой (самопроизвольного или искусственно вызванного) начинается его гибель;

способность восстановить страну как мировую державу;

олицетворение любви к своей Родине, сопричастность к её истории, природе, достижениям, проблемам, притягательным и неотделимым в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющие духовно- нравственную основу личности, формирующие её гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Отечеству.

Всё большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно - нравственный, идеологический, культурно – исторический, военно- исторический и другие компоненты.

А.Д.лопухов в своей работе о сущности патриотизма объединил разные представления о нём. В этом смысле его определение носит интегрированный характер:

«Патриотизм – это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих качеств личности, или системное качество:

Социальное чувство (любовь к Отечеству).

Патриотические идеологические установки (выражение интересов своего народа).

Духовная ценность (одна из базовых ценностей общегосударственного уровня).

Критерий и одновременно итог этнической самоидентификации, т.е. осознание личностью своей принадлежности к определённому этносу (необязательно по принципу тождества расы или национальности).

Морально – нравственные установки, патриотическое мировоззрение.

Вектор патриотического поведения, предполагающий готовность личности к практическим патриотическим действиям.»

Таким образом, патриотизм базируется на патриотических духовно- идеологических ценностях и является системно- комплексным качеством личности, обеспечивающим её готовность к патриотическим социальным действиям в интересах общества.

В современной литературе рассматривается не только структура, но и уровни патриотизма:

1. Общегосударственный. На этом уровне патриотизм выражается в конкретной патриотически направленной внешней или внутренней политике государства, преобладании патриотической идеологии.

2. Социально – групповой. В соответствии с ролью и местом в социальном устройстве общества и господствующей в нём идеологией отдельные социальные группы формируют свою систему взглядов, отражающую интересы данной социальной группы.

3. Личностный. На этом уровне формами проявления патриотизма являются патриотические чувства, патриотические духовные ценности, патриотическое мировоззрение , этническая самоидентификация, практическое патриотическое поведение.

Как система качеств личности патриотизм включает в себя 3 основных структуры:

Чувственно- эмоциональную, включающую чувства:

Любви к малой родине;

Веры в силы и возможности своего народа;

Гордости за принадлежности к своей нации;

Осознания величия и роли Отечества в истории;

Готовности к защите Родины;

Сопричастности к проблемам государства и народа;

Взаимной привязанности в рамках этноса, социальной группы;

И другие.

Духовно – ценностную, включающую следующие показатели систем ценностей личности:

Высокую жертвенность на благо Отечества;

Способность ставить интересы Отечества выше личных;

Глубокое уважение к духовно – нравственному наследию народа;

Преобладание в ценностных ориентациях ценностей общегосударственного уровня;

Верность системе национально – конфессиональных духовных ценностей.

Практически –деятельностную, включающую практические действия личности, отражающие его патриотическое сознание:

Готовность реально защищать интересы Отечества с риском для жизни;

Конкретное выражение патриотической позиции в ходе проведения выборов, опросов, референдумов;

Преобладание ценностей общегосударственного уровня в списке ценностных ориентаций общества, социальной группы, личности;

Соответствие практических действий декларируемым ценностям и чувствам;

Самоидентификацию личности с определённым этносом и высокую степень внутринациональной сплочённости;

Осознанность национально- государственных интересов и соответствие им массовых социальных действий в обществе.

Если переносить понятия патриотизма в сферу педагогической деятельности по воспитанию у учащихся патриотических качеств, то мы можем увидеть соответствующие направления и аспекты. Прослеживаются следующие содержательные линии:

Национально – патриотическое воспитание - воспитание личности на основе духовно- нравственных и культурно – исторических ценностей своего народа, культурной идентификацией, преемственностью национально – исторических ценностей, формированием национального самосознания;

Гражданско – патриотическое воспитание- формирование глубокого понимания конституционного долга, выстраивание высоконравственного отношения к социально значимым требованиям государства, законопослушность, стремление действовать на благо страны;

Военно - патриотическое воспитание - многоплановая, систематическая, целенаправленная скоординированная деятельность государственных органов. Общественных объединений и организаций по формированию у молодёжи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Рассматриваются разнообразные аспекты деятельности по патриотическому воспитанию учащихся:

духовно – нравственный – формирование у личности высоконравственных ценностей, идеалов и готовности руководствоваться ими в качестве поведения;

исторический - познание своих исторических корней, места и роли России в мировом процессе, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций народов России, героического прошлого предыдущих поколений россиян;

политико - правовой – ознакомление с законами государства, правами и обязанностями гражданина России, понимание смысла происходящих в стране политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве;

психологический – формирование высокой психологической устойчивости личности, готовности к выполнению сложных и ответственных задач, способности преодолевать при необходимости тяготы и лишения в процессе служения на пользу обществу и государству;

профессионально –деятельностный – формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально – трудовых качеств.

В связи с этим в настоящее время существует достаточно разнообразные формы и содержание педагогической деятельности по патриотическому воспитанию учащихся в разных образовательных учреждениях. Это разнообразие оправдывается многими условиями, имеющимися в учреждениях, возможностями педагогического коллектива и социальной среды, спецификой целей и задач педагогической деятельности.

культура межнационального общения

совокупность специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах. К.м.о. является органической составной частью духовной жизни общества, его культуры, в частности культуры человеческих отношений в целом.

Понятие К.м.о. вошло в научный оборот в начале 1980-х гг. В содержательном плане она включает: знание и претворение в жизнь общепринятых на международном уровне норм и правил, которые регулируют отношения представителей разных этнических общностей; соблюдение сложившихся традиционных интернациональных форм межнационального общения; социально и профессионально ориентированные реакции на характер, стиль и особенности поведения людей других национальностей; стремление утверждать на практике взаимно согласованные принципы бесконфликтного взаимопонимания и сотрудничества в ходе межнационального взаимодействия; способность противостоять национальной ограниченности и замкнутости, национальной предвзятости и вражде, национальному недоверию и отчужденности, национальному эгоизму и этноцентризму.

И теоретическая, и практическая функции культуры межнационального общения - способствовать интеграции наций, народностей страны, укреплению их дружбы и сотрудничества, воспитывая такт и взаимоуважение людей разных национальностей. Основными чертами и критериями высокой культуры межнационального общения являются: осознание и признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми и групповыми, понимание необходимости достижения баланса межнациональных интересов, гармонизации общечеловеческих и национальных интересов; нераздельное чувство национальной и общенародной (народов страны проживания) гордости, принадлежности к роду человеческому; чувство дружбы между народами страны проживания, единства семьи человеческой; забота о судьбах "малой родины", большой родины, всей планеты Земля; понимание необходимости трудиться на благо своей нации, народов страны проживания, во имя сохранения человечества; стремление и содействие расширению взаимосвязей своей нации с народами страны проживания и всего мира; неразрывный и постоянный интерес к культуре, своего народа, народов страны проживания, мировой демократической культуре; знание родного языка, языка страны проживания, языков других народов; национальная скромность и забота о достоинстве своей нации, народов стран проживания, всего человечества; глубокое уважение к национальному достоинству граждан своей национальности и любой другой, доброжелательность и такт во взаимоотношениях, а в перспективе - отказ от привычки различать людей по их национальному и расовому происхождению; правильное понимание национализма как исключительно сложного, неоднозначного и противоречивого феномена; нетерпимость к проявлениям шовинизма и расизма, стремление к овладению и повышению культуры межнационального общения.

Человеку с развитой культурой межнационального общения присущи следующие наиболее типичные черты личности: навыки общения в многонациональном трудовом коллективе, умение пользоваться ими в своей практической деятельности; уважительное отношение к национальному достоинству других людей, к национальным культурам, к прогрессивным национальным традициям, национальным обычаям; непримиримое отношение к проявлениям национального эгоизма и национального тщеславия, национального нигилизма; умение освобождаться от предрассудков прошлого не только в мировоззрении, но и в чувствах; уважительное отношение к языку народа, на территории которого он проживает.

Терпимость Терпимость означает уважение, принятие и правильное понима­ние богатого разнообразия культур нашего мира, форм самовыраже­ния и проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Терпимость – это единство в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Терпимость – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира.

Терпимость – это не уступка, снисхождение или потворство. Терпимость – это прежде всего активное отношение, формируемое на основе универсальных прав и основных свобод человека. Ни при ка­ких обстоятельствах терпимость не может служить оправданием пося­гательств на эти основные ценности. Терпимость должны проявлять отдельные лица группы и государства.

Терпимость – это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и торжеству права. Терпимость – это понятие, означаю­щее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международно-правовых актах в области прав человека.

Проявление терпимости, которое созвучно уважению прав чело­века, не означает терпимого отношения к социальной несправедливо­сти, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Оно означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Оно означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, по­ведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного че­ловека не могут быть навязаны другим.

Воспитание является наиболее эффективным средством преду­преждения нетерпимости. Воспитание в духе терпимости начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свобо­ды, дабы обеспечить осуществление этих прав и укрепить стремление к защите прав других.

Воспитание в духе терпимости следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи; в связи с этим необходимо содейство­вать разработке методики преподавания терпимости на систематической и рациональной основе, вскрывая культурные, социальные, эко­номические, политические и религиозные источники терпимости, вы­ступающие в качестве главных причин насилия и отчуждения. Поли­тика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимо­сти в отношениях как между отдельными людьми, так и между этни­ческими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.

Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на про­тиводействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчужденно­сти по отношению к другим. Оно должно способствовать формирова­нию у молодежи навыков независимого мышления, критического ос­мысления и выработки суждений, основанных на моральных ценно­стях.

Воспитание толерантности: сущность и средства

Сложные социально-поли­тические условия совре­менной российской дей­ствительности, в том числе об­разовательной среды с ее внут­ренним и внешним простран­ством, актуализировали пробле­му воспитания толерантности все более остро требующую практического решения, а потому и его научного обоснования.

Воспитание толерантности – общее дело многих го­сударственных и общественных институтов, но когда его объектами выступают дети, главная нагрузка и от­ветственность в работе с ними ложится именно на об­разовательную среду, на педагогов – учителей, воспита­телей, социальных педагогов, психологов, вожатых и др.

Им в этом труднейшем деле остро необходимы:

– во-первых, информация о сущности воспитания толерантности, ее содержании и проявлениях;

– во-вторых, представление о возможных средствах – технологиях такого воспитания, предназначенное для выбора и творческого использования таковых в тех или иных конкретных условиях;

– в-третьих (и здесь особая и немалая проблема!), толерантность необходима и самому педагогу – во всей неразрыв­ности личностного и профессионального.

О педагогической сущности толерантности

Известно, что толерантность понимается как спо­собность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присущи иные менталитет, образ жизни. Эта способность формируется у каждого человека как существа со­циального, у каждой общности, неизменно «сопри­касающейся» с другими общностями.

Естественно, не составляют исключения дети и их сообщества (класс, кружок, компания и т. д.). Особен­ность толерантности детей связана с тем, что она скла­дывается с рано появляющейся у детей способностью не только восприятия окружающего, но и своеобраз­ной ценностной селекцией «социальных» впечатлений, оценкой различных факторов окружающего. Толерант­ность – объективно динамичный феномен, за которым -ценностные основания, нравственно-психологические ориентиры, которые тоже динамичны. Так создаются объективные возможности и пространство воспитания, т. е. целенаправленного создания социально-педаго­гических условий изменения личности.

Названные и другие особенности в существенной мере определяются источниками, прямо или опос­редованно формирующими и питающими толерантность ребенка. Среди них на первом месте, разумеется, семья, т. е. живой пример семейных приоритетов: отноше­ний взрослых, их мнений, суждений, поступков. Едва ли не столь же существенны влияния образователь­ной среды ребенка, несущей свои ценности, особую систему отношений, актуальные виды обязательной и свободной деятельности. Весьма действенны и такие источники, как личные впечатления от отдельных лю­дей (память ума и сердца), читаемых книг, потока «об­разцов», навязчиво транслируемых СМИ... Все эти и другие источники и создают, формируют разноплановый и противоречивый жизненный опыт детей, а в нем и их опыт толерантности. Тот и другой, естественно, есть и у педагогов, но среди его источников – профес­сиональное образование и профессиональный опыт.

Опыт толерантности и есть не что иное, как реа­лизованное отношение: множество источников стихийно влияет на формирование толерантности как качества личности и развитие толерантности как свое­образного состояния человека, его действительно­го отношения к тем или иным явлениям жизни. Сти­хийность не исключает направленности. Любой опыт можно специально обогащать, пополнять, насыщать. В этом, собственно, и состоят суть и содержание воспитания толерантности – целенаправленной орга­низации позитивного (преодоления негативного) опыта толерантности, т. е. создания пространства прямого или опосредованного взаимодействия с другими – иными по взглядам или поведению – людьми, их сообществами, иначе говоря – со-сушествования разного. Каким бы это разное ни было, в любом слу­чае педагогу приходится быть готовым к нему, а для этого в наибольшей мере знать не только источники, но и факторы, зоны, содержащие саму возмож­ность того, что вызывает необходимость толерантности.

Всякого рода зон, сложных для ребенка, для со­общества детей, а значит и для педагога, немало: религиозная, этническая, психологическая, ценно­стная, коммуникативная, поведенческая... Каждая из них может оказаться реальной сферой возникнове­ния негативизма, отторжения, кажущейся (а то и ре­альной) несовместимости.

Так, в зоне религиозной наиболее вероятны, по край­ней мере, две опасности: сугубо личностная – внутрен­нее или внешнее неприятие верующих, веры в Бога; со­циально окрашенная – неприятие представителей иных конфессий. Еще больший негативный потенциал может быть в зоне этнической: обострившиеся, особенно в последние годы, межнациональные отношения – на уров­не какотдельныхдетей, групп, таки этносов в целом, будь то отношение к беженцам, вынужденным переселенцам, людям «кавказской национальности» или с иным цветом кожи.

Психологическая зона сложна тем, что является самой тонкой, деликатной, по-своему труднодоступной педагогу, ибо связана с порой трудно объяснимым ду­шевным приятием или неприятием ребенком личностных параметров того или иного человека – сверстника или взрослого.

Зона ценностная – приемлемость или осуж­дение значимых смыслов, установок, образцов, испове­дуемых сверстниками (взрослыми), группами сверстни­ков, общественными объединениями; это – сфера миро­воззрения, если допустима такая характеристика дет­ства.

Известные трудности связаны и с зоной коммуни­кативной, когда кто-то не приемлет тот или иной круг общения, особенно вынужденного (в одном классе, круж­ке и пр.) или чью-то манеру общения, его содержание, интонацию, стиль.

Наконец все эти зоны будто пересе­каются, воплощаются в пространстве зоны поведенчес­кой – в реальном проявлении остальных: взаимоотно­шениях субъекта толерантности и различных ее объек­тов. Поведение, образ жизни, жизненный опыт, его орга­низация – основное поле деятельности педагогов, на ко­тором только они и могут практически реализовать свои задачи, обогащая опыт толерантности своих питомцев и, добавим, свой собственный.

Помимо реальных и возможных содержательных границ толерантность имеет и качественные границы, которые педагогу важно знать. Диапазон этих границ широк: от полного приятия, согласия, в широком смыс­ле дружественности в отношении того или иного объек­та – до безразличия, равнодушия, так сказать, прямо­го или опосредованного контакта без отношения (когда глядят и не видят!) – до скрытого или явного непри­ятия людей, мнений, ситуаций, недопустимости мыс­ли о возможном равенстве кого-то с собой, до нетер­пимости, конфликта, в худшем случае – агрессии.

Нельзя не сказать и об этических, ценностных гра­ницах, требующих понимания и особенно четкой нрав­ственной позиции, толерантности педагога в процессе воспитания этого качества у детей. Имеются в виду гра­ницы, за пределами которых то, что требует нетерпи­мости, что должно быть неприемлемо, с чем нельзя рав­нодушно сосуществовать: предательство, преступле­ние, терроризм... Толерантность – не равнодушие, с труд души! Она должна подвигнуть растущего человеке на альтернативу толерантности – действенное непри­ятие, доступную возрасту и статусу реальную борьбу с тем, что антигуманно, а потому неприемлемо, будь те разрушение природы или издевательство над слабым неуважение старости или национальная вражда... Борьба со злом всегда есть утверждение добра, и такое утверждение неизменно выступает одним из подлинных и значимых результатов... толерантности.

Границы имеют не только внутреннюю, но и внешнюю сторону. Поэтому важно подчеркнуть, что толерантность – отношение, проявляемое к реально происходящему как в микросреде ребенка, детского сообщества, так и в макросреде, вне непосредственного с нею контакта, но могущему вызвать их реакцию и оценку.

В педагогическом плане ситуация осложняется тем, что у ребенка (группы, класса) и учителя (вое питателя, вожатого) могут быть разные точки зрения, т. е. разные, порой полярные, ценности, представления, а значит, и отношение к объектам толе­рантности. И круг таких объектов, а следовательно и противоречий в оценках и отношениях, может быть сколь угодно широк и многопланов – от молодежно­го сленга и взгляда на моду до жизненных ценнос­тей и содержания перспектив.

Между тем, противоречивость, несовпадение, альтернативность позиций требует толерантности... от обеих сторон по отношению друг к другу. В дости­жении устойчивости, укреплении, обогащении таковой и состоит главная педагогическая задача. Ее ре­шение в значительной мере обусловлено тщательным диагностированием ценностных оснований, процесса и динамики результатов воспитания толе­рантности. Это общее и естественное условие осо­бенно актуально именно в данном случае.

О путях и средствах воспитания толерант­ности

Понимая толерантность как одно из проявлений отношений человека к другим людям, воспитание мо­жет и не менять этого отношения, даже если оно не­гативно: мы не можем, да и не имеем права вынудить ребенка изменить взгляды, заставить его мыс­лить и относиться иначе, чем он это уже делает. Дело не в том, чтобы он признал то, чего раньше не при­знавал, полюбил то, чего прежде не любил: он име­ет право на свое отношение. Дело в другом и более сложном: толерантность может и должна обеспечить ее субъекту и объекту ситуацию сосуществования; воспитание же толерантности призвано помочь ре­бенку достойно прийти к этой ситуации.

Основа толерантности и возможное пространство ее динамики лежат и действуют, как уже говорилось, прежде всего в опыте личности. Поэтому и воспита­ние толерантности – это, с педагогической точки зре­ния, целенаправленная организация позитивного опыта толерантности, т. е. целенаправленное созда­ние условий, требующих взаимодействия с другими, какими бы в глазах субъекта они ни были.

Опыт толерантности, положительный (созданные нормальные отношения) или отрицательный (нега­тивизм отношения), имеется у каждого человека, в том числе ребенка, даже самого маленького, у кото­рого есть «любимые» и «нелюбимые» люди. Тем бо­лее такой опыт есть у школьников, обладающих раз­ными характерами, темпераментами, представлени­ями, ожиданиями, манерой поведения, но вынужден­ных принимать (а то и терпеть!), скажем, школьные порядки, классного руководителя, того или иного учителя, кого-то в классе...

Принципиально важно и другое: процесс воспи­тания толерантности происходит эффективней, ког­да он обоюдный. Конечно, создать такую ситуацию весьма непросто, но в «контактных» условиях веро­ятно. И при этом происходит взаимное обогащение опыта толерантности, что создает эмоционально-интеллектуально-нравственное поле, на почве которого произрастает положительный опыт отношений и общения. Наличие или создание такого поля – серьезная удача педагога!

И эта удача и развиваемая, и самораз­вивающаяся. Организация жизнедеятельности ребят создает ситуации, побуждающие толерантность и от­дельного ребенка, и сообщества (группы, коллектива), т. е. создается образ жизни, продуцирующий толерант­ность, снимающий саму в ней необходимость. Иначе говоря, происходит ее самопроявление, от которого, что называется, полшага до сформированного и устой­чивого навыка толерантности, становящейся чертой личности, параметром сообщества, достаточно серь­езным, чтобы выходить за пределы данного места и данного времени, в среду и в будущее.

Толерантность, в сущности, не столько качество, чер­та личности, сколько ее состояние, точнее – реализуе­мое состояние. Поэтому еще одной особенностью вос­питания толерантности выступает теснейшее двуединство его задач: развитие готовности и подготовленности человека к сосуществованию с другими людь­ми, сообществами, обстоятельствами и принятию их та­кими, каковы они есть. Готовность – это внутреннее со­стояние, мотивация, желание и способность положитель­ного отношения к объекту; а подготовленность – практи­ческие умения коммуникации и понимания, умения ра­зобраться, постараться понять другого и его обстоятель­ства, динамичную – обновляющуюся или новую – среду.

При этом важно, что толерантность актуальна и как качество, без которого невозможна полнота существо­вания человека в полисубъектной среде: терпимость формируется прежде всего преодолением нетерпимо­сти, как истинное добро – не в словах, а в действитель­ном творении добра и непременном преодолении зла.

Именно поэтому многообразие пространства бытия ребенка открывает единственно реальную возможность успешности процесса воспитания толерантности: ког­да он включен в общую систему учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения. Сколь ни своеобразен этот процесс, сколь ни специфичны его задачи и содержание, факторы и технологии, – он орга­нически включен в данную систему, испытывает ее вли­яния и сам на нее влияет. У них общие человеческий и социальный фон, общие ситуации и условия – школа.

Родина – это такое простое и сложное понятие одновременно. Она бывает большая и малая, понятная и загадочная, включает в себя так много, но все понятное и близкое сердцу. Любовь к Родине – ценное нравственное качество, которое идет рядом с чувством коллективизма, дружбы, трудолюбия, культуры поведения.

Можно ли его воспитать в людях или оно приобретается при рождении?

Есть люди, которые родились вдали от Родины предков⚔️, но выросли и впитали культуру своей «Новой Родины». Значит, чувство любви к Отчизне можно взрастить, в этом направлении стоит работать родителям, воспитателям, учителям.

Что такое патриотизм

Является ли любовь к Родине безусловной? Вопрос неоднозначный, но с другой стороны родная земля дает нам язык, семью, друзей, образы родного края, возможности для развития и поддержку, культуру, образ мыслей, коллективное «мы».

Очень трудный период для человека – трезвый взгляд на проблемы, которые он видит на Родине. В это момент нужно постараться понять и полюбить ее честно и открыто, только чувство любви к Отчизне в этот момент поможет остаться на Родной земле, сделать все для светлого и счастливого будущего, это цель воспитания.


Понятие «Я - патриот»

В русской культуре и истории заключена огромная база для патриотического воспитания. Герои прошлых лет не раз доказывали свою любовь к Родине своими доблестными поступками, когда на первое место они ставили общее благо в обмен на свою жизнь. Такие исторические эпизоды оставляют неизгладимый след в сознании школьника.

Педагоги и психологи единодушны в том, то школьные годы – это самое благоприятное время для привития чувства любви к Родине, это важная цель периода.

Патриотическое воспитание – это неотъемлемая составляющая гармонично развитой личности. В сознании людей из одной культуры заключены базовые понятии добра и зла, справедливости, долга. Работа над становлением патриотических чувств систематическая и планомерная.


Что включает воспитание патриотизма

Что включает в себя патриотическое воспитание школьников?

  • развитие любви к своему отечеству;
  • готовность действовать в интересах Родины, пренебрегая своими собственными;
  • гордость за культуру Родины, ее достижения, успехи;
  • стремление встать на защиту интересов Родины и народа, когда в этом возникает необходимость;
  • преданность Отечеству.

Уровни патриотизма


Патриотическое воспитание школьников – это повышение активности будущих граждан, развитие ответственности, сохранение духовности, укрепление государства.

Глобальные цели могут быть решены только по средства решения масштабных задач:

  • утверждение патриотических ценностей, взглядов, убеждений;
  • уважение к истории, культуре, героическому прошлому страны;
  • повышение престижа военной службы;
  • вовлечение в решение социально-экономических, патриотических, культурных, правовых вопросов;
  • изучение и понимание основного закона страны, создание условий для реализации всех прав и свобод граждан;
  • привитие гражданам чувства гордости и уважения к своей стране;
  • формирование и развитие терпимости к носителям другой культуры.

Военно-патриотические воспитание - знание военной истории страны и готовность ее защищать

Задачи патриотического воспитания на примере школы

  • Формирование целостной картины и знаний о своей Родине. Эти знания школьник могут получить на уроках природоведения и географии, на первых уроках этих дисциплин учитель дает преставление о расположении, климате, экономике, демографии, культурных особенностях.
  • Знание истории своего Отечества. Программа средней школы включает историю страны, родного края, всемирную историю с проекцией на Родную страну. Россия имеет богатую историю и не простую судьбу, понимание современности невозможно без детального изучения прошлого.
  • Цель - воспитание у подрастающего поколения интереса к окружающему миру. На уроках биологии школьники знакомятся с природой, флорой и фауной, живой интерес вызывает родная природа. Очень популярны среди школьников экскурсии по Родному краю.

Школьный возраст один из самых благоприятных для усвоения норм и знакомства с общественной жизнью.

Патриотическое воспитание вне общества невозможно, поэтому педагоги и психологи часто конкретизируют, что это скорее социально-патриотическое воспитание.


Урок обществознания - один из методов патриотического воспитания

В средних классах вводится такой предмет, как обществознание, который одной из своих целей ставит выработку активной жизненной позиции школьника. Дети активно высказывают свое мнение, взаимодействуют со сверстниками, организуют школьные праздники и мероприятия.

В ходе подготовки у детей появляется общее дело, за которое они несут ответственность.

Совместный труд, работа, анализ мероприятий, изучение литературы и средств массовой информации приобщают школьников к социально-патриотической жизни страны.


Совместные акции ко Дню Флага РФ

Педагоги, намечая план патриотического воспитания, должны ориентироваться на особенности детей школьного возраста.

Методы патриотического воспитания

Детское восприятие отличается от взрослого. Школьники мыслят образами, рисуют яркие визуальные картины, подключаются к восприятию со всей эмоциональностью, живо реагируют на значимые события.

При изучении любого предмета должна быть личностная составляющая, ребенок не может мыслить незнакомыми абстракциями, только та информация, которая значима для него будет усвоена и принята. Например, для изучения истории многие педагоги просят ребенка при помощи старших родственников написать свое родословное дерево.


Составление родословного дерево - метод патриотического воспитания

Школьникам наиболее понятны все вехи истории, которые они воспринимают через жизнь и судьбу близких родственников.

  • Для детей очень важно личное участие в общешкольном деле. Когда школьник участвует в уборке школе, озеленении пришкольного участка, охране порядка, поздравлении ветеранов, то происходит сближение с учебным заведением, родным краем, страной.
  • Патриотические праздники. Сейчас остается все меньше очевидцев событий Великой Отечественной Войны. Многие школы и другие организации берут шефство над ветеранами. В преддверии годовщины памятных событий фронтовиков приглашаю на торжественные встречи. Школьники готовят культурную программу, в ходе которой проводится масштабное исследование и детальная подготовка. Только подготовительные мероприятия способны сформировать у школьников чувство уважения, ценности к современникам тех событий.

Встреча с ветеранами войны и труда - важный метод ВПВ

Мощной эмоциональной составляющей является встреча с ветеранами и тружениками тыла. Эти люди пережили непростое время в своей жизни и жизни страны. Общение с ветеранами оставляет глубокий отпечаток в детском сознании, именно в такие моменты крепнет чувство патриотизма и гордости за свой народ.

Дети мыслят очень конкретно, для них далеки абстрактные образы и понятия. Патриотизм и любовь к Родине начинается для них с любви к ближним людям: маме, папе, дедушке, бабушке. Ребенок должен понять, что окружающие его люди это тоже чьи-то родители, дедушки и бабушки, так формируется чувство любви к ближним, а, следовательно, и к Родине. Чувство уважения формируется во время празднования Международного женского дня, Дня защитника отечества.


Для социально-патриотического воспитания очень важны классные часы, в ходе которых ребенок может акцентировать внимание на свое малой Родине.

Для сердца любого человека очень дороги пейзажи, памятные места, достопримечательности. В сознании навсегда остаются зрительные картины, тактильные ощущения, любимые блюда, близкие люди. Именно благодаря таким воспоминаниям формируется чувство ностальгии, если по каким-то причинам человек покидает Родину. Многие эмигранты отмечают, что тоску по Родине не заменят прекрасные условия и достаток. Детство – одно из самых счастливых времен в жизни человека, где чувство любви к родным местам нельзя ни чем измерить.


Патриотическое воспитание на основе культурно-исторических ценностей

Очень важна в социально-патриотическом воспитании личность учителя. Школьники начальных и средних классов воспринимают слова учителя как истину. Поэтому важна подготовка педагогов и их личное участие. Дети очень тонко чувствую эмоции и фальшь, если учитель пытается убедить ребенка в то, чему сам не верит, то достижения цели не будет.

Для школьников начальных классов и первых классов среднего звена не теряют актуальность игры.

В такой форме детям легче усваивать и запоминать материал. В ходе игры можно познакомиться детей с патриотической атрибутикой. Для детей старшего возраста актуальны концерты и реконструкция важных моментов в истории страны. В такой форме весь материал станет личностно-ориентированным, воспримется ребенком, как родной.


Патриотические игры проводятся уже с первых классов

В кабинете истории можно разместить календарь памятных событий в жизни страны. Визуальное напоминание великолепно работает с детской памятью. Процесс создания календаря можно превратить в настоящее исследование.

В формировании социально-патриотических чувств очень важной составляющей является социальная среда. Если ребенок общается с культурными и образованными сверстниками, то вероятность развития чувства любви к Родине многократно возрастает. Из истории можно вспомнить дворянство с высокими моральными ценностями. Молодые люди из дворян безусловно любили свое Отечество. Среда дает образ поведения, которому подражают дети. На этом этапе важно проанализировать с кем общается ребенок, любые промахи на этом этапе будут серьезно проявляться на всей протяжении жизни человека.


Соревнования на знание истории страны

Важной составляющей социально-патриотического воспитания является историческая эпоха. Если устой и обществе расшатаны, это моментально отражается на молодежи, ее патриотическом настрое. Именно поэтому в эпоху смены режимов подрастающее поколение испытывает растерянность и ищет новые устои.

Формирование правовой среды для развития социально-патриотического воспитания

  • Четкое понимание ребенком своих прав и обязанностей. При этом они должны не просто быть оговорены, а разъяснены ребенку, эмоционально близки.
  • Участие ребенка в жизни класса, совместная разработка правил и законов поседения.
  • Активное и деятельное участие детей в школьной жизни, ответственность за организацию мероприятий и акций.
  • Ощущение защищенности ребенка, опора на школьный коллектив, решение спорных вопросов на основе представлений о справедливости.
  • Рабочая творческая атмосфера и психологический климат.
  • Гуманный подход к личности ребенка.
  • Продуктивное решение конфликтных ситуаций, где делаются выводы, варианты развития ситуаций оговариваются.
  • Работа над общей дисциплиной, чувство порядка.
  • Уважительное отношение к родному языку, постоянная работа над словарным запасом, чистотой языка. Отличной работой над изучением языка – изучение родной литературы и поэзии.

Конкурс патриотического рисунка

Развитие патриотических чувств молодого поколения было актуально во все времена. С древних времен мудрецы и философы общались с молодежью, передавали свой опыт, знания и любовь к Родине. Такая преемственность поколений обеспечивала стабильность государства, создавала надежную опору власти и будущему народа. В периоды резкой смены устоев в обществе молодое поколение оказывалось растерянным, не знало, во что верить, именно такие этапы оказывались очень шаткими для целостности государства.

Роль педагога в патриотическом воспитании

Педагоги прекрасно осознают, что подготовка будущих защитников Родины сложная и многогранная задача, требующая высокой квалификации. Поэтому необходимо постоянно улучшать свое мастерство, пополнять понятийный аппарат новыми знаниями, а главное личным примером воспитывать у детей необходимые качества личности, гражданина.

Особая роль в вопросах ⚔️ военно-патриотического воспитания отводится созданию и работе школьных музеев. Ведь с малого начинается большое. Школьники могут быть задействованы в сборе информации, материалов, создании экспозиции, работать экскурсоводами. В такой деятельности ребята будут ощущать свою значимость, полезность, через сердце пропустят историю своей школы, края. Этот интерес и забота в дальнейшем перерастет в любовь к стране, обществу, государству.

Подводя итог, отметим, что патриотическое воспитание важная часть будущего страны. На основе предыдущих тезисов, сделаем некоторые выводы:

  • результатом патриотического воспитания должно стать воспитание гражданина, горячо любящего свою Родину;
  • только совместные усилия семьи, педагогического коллектива и государства в вопросах воспитания подрастающего поколения, смогут обеспечить полноценное развитие личности с четкой гражданской позицией;
  • воспитывать поколения новой России на героических примерах истории нашей Родины, национальных традициях, культурных и исторических ценностях русского народа.

Главное в патриотическом воспитании, это личный пример взрослых граждан государства, когда дети в повседневной жизни постоянно будут видеть положительные моменты бережного отношения своих взрослых товарищей к родной природе, краю, к ближнему, своей Отчизне.

Не в воздействии на ребенка, а только в сотрудничестве детей с взрослыми, возможно воспитать настоящего гражданина-патриота.

Патриотическое воспитание – это сложный, а главное важнейший компонент общего учебно-воспитательного процесса формирования личности.

Видео: Патриотическое воспитание школьников

Патриотизм – это особенное эмоциональное переживание своей принадлежности к стране, гражданству, языку и традициям, родной земле и культуре. Подобное чувство предполагает гордость за свою страну и уверенность в том, что она всегда тебя защитит. Это главные критерии в определении, хотя имеются и другие трактовки.

Что такое «патриотизм»?

Слово «патриотизм» переводится с греческого как «отечество», это чувство, суть которого – в любви к своей стране и готовности пожертвовать ради нее всем. Кто такой патриот - личность, каковая гордится успехами и культурой своей державы, стремится сохранить особенности родного языка и традиций. Это – самый распространенный вариант обозначения сути термина «патриотизм», но имеются еще и другие трактовки:

  1. Нравственный показатель, который отличает великодушную личность от низкой.
  2. Гордость за свершения своего народа.
  3. Реальная оценка действий своего государства.
  4. Готовность принести в жертву индивидуальные интересы ради общих.

Бизнес-патриотизм - что это?

В 21 веке чувство патриотизма стало выходить на новый уровень, все громче начинают звучать призывы о формировании групп бизнес-патриотов. Речь не только о том, чтобы отдавать предпочтение отечественным товарам, свою стратегию предложила недавно российская Ассоциация предпринимателей по развитию бизнес-патриотизма. Главной задачей ее лидеры видят всестороннюю поддержку предпринимателей, поскольку доля того же малого бизнеса за границей больше отечественного в несколько раз. Нужны условия для роста в нескольких направлениях:

  1. Образование. Развитие молодежного предпринимательства, проведение мастер-классов.
  2. Поддержка в реализации планов и способствование росту коммерции.
  3. Бизнес-клуб. Место, где можно обмениваться опытом, контактами и наработками.

Национализм и патриотизм - разница

Многие путают понятия «национализм» и «патриотизм», даже в словарях отмечается, что патриотизм – это любовь к родине и своему народу. Опытные лингвисты указывают на такую ошибку в подмене понятий:

  1. Любовь к родине – это чувство к земле, природе, родному языку и государству. Это и есть и патриотизм – расширенное понятия любви к своему дому.
  2. Любовь к народу – широкое понятие любви к родным людям, которая возникает у человека раньше патриотизма. Это уже национализм, осознание приверженности к нации, что прививается от рождения.

Зачем нужен патриотизм?

Почему важен патриотизм? Специалисты считают, что это – естественное психическое состояние, которое выражается в готовности защищать свое от чужого, распознавать его под другой маской. Без патриотизма тяжело выжить, ведь у каждой личности должны быть главные ценности, ради которых реально преодолевать страх и даже идти на смерть. Только благодаря огромнейшему патриотизму, советские люди смогли выиграть Вторую мировую войну, остановить полчища врагов ценой миллионов жизней.

Патриот – это личность, для которого судьба государства – всегда на первом месте. Но подобное отношение появляется лишь, когда человек будет уверен: его страна защитит в тяжелую минуту, окажет помощь семье. Потому нельзя заставить быть патриотами тех, кто выживает в нищете, люди должны иметь, чем гордиться, и что конкретно защищать: свое благополучие, тыл, достижения.

Виды патриотизма

Каким бывает патриотизм? В разные годы этим чувством обозначали различные явления, часто подменяя понятие «любовь к родине» на «любовь к государству». Так появились другие виды патриотизма:

  1. Государственный . Когда интересы державы превыше всего.
  2. Российский, как феномен . В течение многих веков для славян, а потом – и для советских людей, главным было понятие «родина», ее сравнивали с невестой, матерью, которую надо защищать.
  3. Национальный . Основывается на истории и культурном наследии народа, формирование такой любви развивает чувство гордости, стремление преумножать существующие ценности.
  4. Местный . Проявляется в любви к своему селу, городу, улице, дому. Характерной особенностью советской идеологии было воспитание чувств от частного к общему, от верности своему краю до готовности отдать жизнь за свою страну.

Воспитание патриотизма

Развитие патриотизма во все времена было главной задачей идеологов любой страны. Разрабатывались мероприятия с акцентом на примеры героизма, сочинялись песни, корректировались события прошлого. Ребенок должен был расти с мыслью, что его страна – самая лучшая, потому что оберегает, обеспечивает веселое детство, поддерживает в выборе профессии в юности и защищает от невзгод в зрелом возрасте.

Потому большое значение уделяется изучению символики, правовой системы, знакомству с поступками выдающихся людей. Но в стране, где отдачи от государства нет, и личность не видит, что получает взамен на свою готовность жертвовать личным, проблема патриотизма становится особенно острой. Иногда проявляются попытки власть имущих вырастить его искусственно.

Церковь и патриотизм

С давних времен патриотизм и православие были неразрывно связаны, примером тому – благословение церковью на ратный бой защитников отечества. Эта традиция насчитывает тысячи лет, даже в годы Второй мировой войны, когда все советские люди были атеистами, служились особые молебны, а священники собирали средства на покупку танков и самолетов. Если же обратиться к официальным церковным документам, то понятие патриотизма излагается так:

  1. Христиане не должны забывать о своей земной родине.
  2. Быть патриотом – это любить не только родную землю, но и ближних, свой дом, оберегать их. Поскольку жертва за отечество приносится не только на поле брани, но и ради детей.
  3. Любить свой край, как место, где сохраняются вера и православная церковь.
  4. Любить другие народы, как исполнение заповеди любви к ближнему.

Патриотизм - книги

Примеров из жизни героев, которые проявляли настоящий патриотизм насчитывается в тысячи не только в советской литературе. О подобных проявлениях писали многие российские поэты и прозаики, их же излагали в былинах. Самые яркие произведения, посвященные патриотизму:

  1. А. Фадеев. «Молодая гвардия» . Роман о героях-подпольщиках Краснодона в годы Великой Отечественной войны, на нем выросло не одно поколение советских детей.
  2. «Слово о полку Игореве» . Древнее сказание, повествующее о защитниках родной земли во времена враждебных набегов.
  3. Л. Толстой. «Война и мир» . Важные исторические эпизоды 19 века - Отечественной войны 1812 года, с примерами героизма главных героев.
  4. Б. Полевой. «Повесть о настоящем человеке» . Роман о безногом летчике Маресьеве, который сумел вернуться в авиацию, чтобы снова бороться с гитлеровцами.

– это определенная продолжительность профессиональной деятельности, при наличии которой, человек может рассчитывать на получение такого звания. Указанное правило распространяется как на мужчин, так и на женщин.

Бывший труженик, который наделен особым статусом, имеет некоторые льготы. К такой категории относятся и ветераны труда. Они обладают рядом преимуществ по сравнению с основной массой пенсионеров.

Действующий институт власти устновил законодательные нормы, которые содержат точные критерии для тех, кто претендует на получение статуса ветерана труда.

Согласно нормам законодательства, такими критериями являются:

  1. Наличие установленной профессиональной деятельности, которая дает человеку возможность уйти на заслуженный отдых, отработав определенное количество лет, при условии, что такой претендент имеет награды от государства. В отношении государственных наград, действующими нормами закреплен их перечень. Такой подход позволил решить все неточности с получением статуса. Следует отметить, что список является очень объемным по содержанию. Указанный перечень не является исчерпывающим. Каждая структура периодически вносит туда поправки. Стаж труда в данном случае, как и возраст человека, является общеустановленным.
  2. Начало трудовой деятельности до наступления совершеннолетия во время ВОВ, если общий период работы оставляет определенное количество лет, для мужчин – сорок, для женщин – тридцать пять. В данном случае претендент должен соответствовать трем критериям одновременно, то есть начать свою деятельность до наступления совершеннолетия, работа должна быть начата в условиях ВОВ, общий стаж должен составлять указанную продолжительность. Причем в данной ситуации пользуются преимуществами.

Условия получения звания

Согласно общим действующим норма, присваивать ветеранский статус можно лишь тем претендентам, которые соответствуют определенным требованиям.

Прежде всего, это стаж трудовой деятельности. Сюда будет входить все время, в течение которого человек исполнял обязанности по занимаемой должности, любо трудился в качестве . При этом одним из условий являются отчисления из заработка, которые человек производил в Пенсионный фонд.

Наличие наград от государства тоже играет свою роль. Здесь учитываются не только награждения от главы страны, но и присвоение специальных званий, например, заслуженный работник какой-либо сферы. Исключение здесь составляют те, кто начал трудиться во времена ВОВ, не достигнув совершеннолетия. Для них главным критерием является общая продолжительность работы.

Продолжительность стажа

Общий страховой стаж включает в себя следующие временные периоды:

  • непрерывный период фактического труда, то есть время нахождения человека на своем месте и исполнения обязанностей по занимаемой должности;
  • исполнение обязанностей по в срочном порядке или на основании контракта;
  • период ухода за родившимся малышом, до исполнения последнему возраста полутора лет;
  • временной промежуток получения финансовой поддержки по безработице, при условии участия в выполнении оплачиваемых общественных работ;
  • период нахождения под стражей по уголовному обвинению, если впоследствии человек был оправдан;
  • время осуществления ухода за ограниченным в возможностях человеком, в том числе и за ребенком-инвалидом, а также за престарелым лицом, которому исполнилось восемьдесят лет.

Так вот для претендента на статус ветерана труда необходимо, чтобы его стаж составлял определенное количество лет, для мужчин – двадцать пять, для женщин – двадцать, либо период, дающий право на . В отношении трудившихся во время ВОВ в несовершеннолетнем возрасте такой период составляет сорок и тридцать пять лет для мужчин и женщин соответственно.

В указанных обстоятельствах вид осуществляемой деятельности не имеет значения. Главным критерием является трудовой период.

Наличие наград

Награды от государства или присвоение почетных званий является условием, при котором человек буте иметь возможность обрести статус ветерана. В данном случае не имеет значения возраст, в котором претендент начал свою профессиональную деятельность. Здесь учитывается лишь . Для мужчин – двадцать пять лет, для женщин – двадцать.

Награжден должен быть работающий, который трудился в определенной сфере не менее пятнадцати лет. К наградам относятся не только ордена и медали, но также почетные звания и грамоты.

Подготовка документов

Для присвоения звания требуется собрать нужный перечень сведений и данных. Действующими нормами в такой список включены:

  • Документальное подтверждение факта награждения. Таковым может являться удостоверение о присвоении почетного звания, почетная грамота.
  • претендента. Следует отметить, что у последнего могут потребовать копию трудовой, которая должна быть заверена подписью руководителя и печатью компании, где трудился человек. Если организация уже не функционирует, подтвердить продолжительность своей деятельности можно архивной справкой, копией или выпиской.
  • Документ, удостоверяющий личность, то есть внутренний паспорт.
  • Удостоверение о выходе на заслуженный отдых.
  • Две фотографии претендента в стандартном формате три на четыре.

Порядок оформления

Чтобы официально получить статус ветерана труда, заинтересованному претенденту необходимо выполнить ряд простых действий.

Сначала человек должен составить письменное заявление. Составленное обращение, вместе с собранной документацией должно быть передано в Пенсионный фонд.

Это можно сделать самостоятельно, передав документацию из рук в руки. Такой способ передачи является самым оптимальным для претендента, поскольку позволяет устранить все имеющиеся недостатки на месте либо получить грамотные разъяснения от специалистов фонда.

Желающий может направить документы по почте. В этом случае необходимо направлять информационный пакет специальной корреспонденцией, с почтовым уведомлением о получении адресатом.

Ещё одним из вариантов является передача через свое доверенное лицо. Такой представитель должен иметь при себе оформленную доверенность, заверенную нотариальным специалистом.

Переданная документация рассматривается специальной комиссией фонда в течение тридцати дней с момента получения пакета. Принятое решение должно быть сообщено инициатору в течение пяти дней с момента его вынесения.

Перечень доступных льгот

  • возможность пользоваться всеми видами медицинских услуг, независимо от места труда и фактического проживания;
  • стоматологические услуги по лечению и установлению протезов без ожидания очереди;
  • безвозмездное прохождение любого медицинского обследования;
  • обслуживание в аптеках и поликлиниках без очереди;
  • ветеранам, которые продолжают трудиться, ежегодный оплачиваемый и восстановления предоставляется по их желанию в любое удобное время;
  • дополнительный отдых без сохранения заработка продолжительностью четырнадцать суток в течение года;
  • при улучшении условий проживания, получение площади вне очереди;
  • банковская ссуда на строительства жилья вне очереди с возможностью погашения задолженности в течение десяти лет;
  • установка стационарной телефонной связи по месту проживания;
  • безвозмездное использование занимаемого земельного участка;
  • бесплатное использование услуг общественного транспорта, сюда входят все виды транспорта, кроме воздушного, которые перемещаются в пределах страны;
  • частичное денежное компенсирование коммунальных затрат;
  • отсутствие обязательства осуществлять налоговые отчисления на имущество;
  • , а также другие виды финансовой помощи, в том числе и лечение, налогом не облагаются;
  • уменьшение на половину оплаты за использование воды, энергоносителей, общей антенны и радио, вывоз отходов;
  • компенсирование расходов за пользование жильем, такое правило распространяется и на членов семьи ветерана;
  • бесплатное получение земельного участка под строительство жилья.

Получение удостоверения

После передачи всей необходимой документации и принятия положительного решения специальной комиссией человеку выдается удостоверение ветерана труда, установленного образца.

При наличии страхового стажа, дающего право для выхода на пенсию по возрасту или оформив получение пенсионных выплат по выслуге лет, имея награды за добросовестный труд, оговоренные в ФЗ № 5 дают право на получение ветеранского звания. Во многих регионах РФ установлен необходимый минимум количества отработанных лет, для женщин 20 лет, для мужчин – 25 лет. Эти условия приняты:

  • в столице России (Москве);
  • в Рязани, Самаре и областях;
  • в Алтайском и Красноярском крае;
  • в Татарстане;
  • и других субъектах РФ.

Существует значительная разница и в получении льгот. Некоторые регионы добавляют условием для получения различных компенсаций и льгот обязательное проживание гражданина, получившего звание «Ветерана труда» на территории области. Предоставляемые льготы также могут значительно отличаться.

Как получить ветерана труда без наград — порядок оформления документов

Трудовой стаж, необходимый для присвоения звания ветерана труда мужчинам и женщинам Ответ на вопрос, какой стаж нужен для получения ветерана труда, содержится в ст. 7 закона № 5-ФЗ: стаж, по достижении которого возникает право на трудовую пенсию по старости или выслуге лет. Если с выслугой лет вопросов обычно не возникает (они урегулированы ведомственными нормативно-правовыми актами), то с пенсией по возрасту сегодня все не так однозначно. С 01.01.2015 понятие «трудовой стаж» практически прекратило свое существование, поскольку теперь для пенсии нужен страховой стаж, минимальный предел которого с каждым годом увеличивается.


Так, в 2016 году он равен 7 годам, в 2017 поднимется до 8 лет, и так до 2024 года, когда он достигнет 15 лет. Минимальный страховой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости, не зависит от гендерной принадлежности потенциального пенсионера.

403 forbidden

Сегодня в России в их отношении продолжает действовать программа социальной поддержки, вылившаяся в присвоение звания «Ветеран труда» согласно нормам Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.95 № 5-ФЗ. Ст. 6 ФЗ «О ветеранах» раскрывает, кто может считаться ветераном труда. Действующих пунктов осталось только два:

  • Лица, уже имеющие соответствующее удостоверение.
  • А вот второй пункт состоит сразу из двух категорий:
    • лица, удостоенные соответствующих наград и почетных званий, полученных как при СССР, так уже и в РФ, при этом они должны иметь стаж, позволяющий им выйти на пенсию;
    • лица, которые свой трудовой путь начали еще во время ВОВ, пребывая в возрасте младше 18 лет, и отработавшие после этого более 40 лет (для женщин размер стажа понижен до 35 лет).

Как получить звание ветерана труда в россии в 2018 году

Для жителей Екатеринбурга и окрестностей установлено дополнительное основание: стать ветераном труда могут дети участников ВОВ, на момент гибели родителей (одного из них) не достигшие совершеннолетия, при наличии стажа 40 и 35 лет для мужчин и женщин соответственно. Требование о минимальном стаже в 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин действует и в других регионах: Рязанской и Самарской областях, Алтайском, Красноярском, Краснодарском, Пермском крае, Республиках Башкортостан и Татарстан и т. д. Таким образом, возникает некая коллизия между федеральными и региональными нормами, ведь в законе № 5-ФЗ конкретные цифры необходимого стажа не названы.

Как получить звание ветеран труда

Лица, которые награждались медалью, получали и удостоверение к медали. Мы рассмотрели, как оформить и получить статус ВТ, теперь необходимо выяснить, какие полученные льготы полагаются почетным работникам от государства. Читайте также: Считается ли декрет в трудовой стаж В РФ для ВТ предусмотрены следующие поощрения:

  1. Медицина в здравоохранительных структурах на бесплатных условиях предоставления.
  2. Положенный отпуск в любое время удобное ветерану.
  3. Неоплачиваемый проезд в общественном транспорте.
  4. 50%-ная льгота на оплату коммунальных услуг.
  5. В государственной стоматологии существует возможность бесплатного изготовления зубных протезов.

Как выяснилось, оформить статус ВТ без орденов вполне возможно, необходим лишь трудовой стаж, который и позволит получить данную льготу.

Как можно получить «ветерана труда», если нет наград, но есть стаж

Требования к гражданам, претендующим получить звание ветерана за долгосрочный труд Род деятельности и отрасль, в какой человек трудится, размер заработной платы для того, чтобы претендовать на получение льгот ветеранов не имеет значения. Главное – наличие определенного стажа работы в зависимости от региона проживания. Только отработать установленные правовыми актами годы не достаточно для получения статуса ветерана.
Например, за свою деятельность, имея стаж даже 25 лет, если человек поменял 10 организаций, причем увольняли его по инициативе руководства за те или иные дисциплинарные нарушения, разумеется, что речи быть не может о присвоении ветеранского звания. Отмеченные за многолетнюю добросовестную работу наградами, за свои достижения и заслуги грамотами, дипломами, прочими отличительными знаками, имея достаточный стаж, могут претендовать на получение почетного звания.

Трудовой стаж для присвоения звания “ветеран труда”

Например, в отдельных регионах изменён перечень лиц, имеющих право претендовать на получение звания. В Ленинградской и Курганской области достаточно 15 лет работы в регионе для того, чтобы иметь возможность оформить статус «Ветерана труда». Также могут отличаться и требования к исчислению стажа, достаточного для того, чтобы получить почетное звание.
Для жительниц Курганской области, имеющих знак отличия «Материнская слава», при подсчете стажа будет учтено время, когда женщина находилась в отпуске по уходу за ребенком, если до ухода в декрет и после него продолжала работать на одном предприятии. Отдельные регионы наряду вместе со званием «Ветерана труда» предусматривают возможность за трудовые заслуги перед областью ввести аналогичная звания, касающиеся непосредственно региона. Так, в Ленинградской области возможно получение звания «Ветеран Ленинградской области».

Трудовой стаж для присвоения звания ветерана труда — это сколько?

Однако не все так просто с трудовой пенсией. С начала 2015 г.из-за пенсионной реформы сам термин «трудовой стаж» перестал существовать. Отныне для оформления пенсии требуется страховой стаж, который с каждым годом становится все больше.В 2016 г. он составлял 7 лет, в 2017 – 8 лет, так, до 2024 он будет увеличен до 15 лет. Заслуги тружеников предусматриваются общероссийские (ордена, медали советского периода, РФ, благодарности Президента России) и ведомственные.За профессионализм, трудовые достижения, мастерское исполнение обязанностей работника могли наградить благодарственными письмами, дипломами, подтверждающими заслуги на предприятии, в организации.

действует норма - субъекты Федерации разрабатывают собственные регламенты, регулирующие правила присвоения статуса (ст.7).Они же решают, какие послабления предоставлять обладателям титула, проживающим на территории региона (ст. 22).
Одноименное положение, утвержденное постановлением Правительства Московской области от 11.07.2006 № 655/26, никаких требований к минимальному стажу не содержит и ограничивается общей формулировкой, аналогичной приведенной в законе № 5-ФЗ. Стаж для получения ветерана труда в регионах Требования к кандидату на получение звания ветерана труда в регионах России существенно отличаются. Например, в Челябинской области, так же как в столице, женщинам необходим страховой стаж как минимум 20 лет, мужчинам - 25 лет.
А в соседней Свердловской области достаточно общего стажа, дающего основания для выхода на пенсию по старости или выслуге лет.

Как получить ветерана труда при стаже 40 лет без наград

  • лица, обладающие соответствующими наградами;
  • граждане, у которых есть трудовой стаж в необходимом порядке.

Звание ВТ могут получить люди, у которых нет никаких наград. Среди таких граждане, которые начали свою трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Второй мировой войны. По новому законодательству РФ для того, чтобы присвоить звание ВТ, мужчине или женщине необходимо:

  • иметь рабочий стаж, который позволяет гражданину оформить обычную трудовую пенсию;
  • иметь стаж, согласно которому можно оформить пенсию за выслугу лет.

Получается, что требование к оформлению льготы ВТ зависит от типа трудовой деятельности и вида пенсии:

  1. ВТ по выслуге лет.
  2. ВТ по трудовой пенсии.

Как правило, с первой не возникает особых проблем, так как они уже урегулированы.

Однако не все так просто с трудовой пенсией.
Как получить звание ветерана труда в россии в 2018 году Имею ли я право на звание ветеран труда, не имея наград, но имея непрерывный трудовой стаж 42 года в москве в бюджетных организациях? Вопрос относится к городу Москва Здравствуйте! Согласно статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 19.12.2016) » О ветеранах», ветеранами труда являются лица: - по мимо иных лиц, лица имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Для получения данного статуса, необходимо обратиться в органы социальной защиты, где на имя руководителя написать заявление о присвоении звания Ветерана труда, в двух экземплярах, один экземпляр с отметкой о получении остается у Вас.
В свою очередь, под страховым стажем понимается суммарная продолжительность периодов работы и(или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж в соответствии с пенсионным законодательством. Как получить звание ветерана труда Если в доме пенсионера отсутствует система централизованного обогрева, ему полагается 50-процентная скидка на покупку топлива;

  • платить только 50 процентов суммы за вывоз бытового мусора. Эта льгота распространяется и на близких, проживающих вместе с пенсионером;
  • бесплатно посещать санаторно-курортные учреждения.


Публикации по теме