Николай чудотворец санта клаус. Николин день: Как Святой Николай стал прототипом Деда Мороза, Санта Клауса и других сказочных Рождественских героев

Из истории о Святом Николае (и Новогоднем Дед Морозе)

В день святого Николая

Свечи радостно сияют,

В небеса хвала летит;

И увенчанный цветами,

Озаренный весь огнями,

Лик Святителя глядит.

Нынче мир весь торжествует,

И вселенная ликует

С нами в светлый праздник Твой....

В III веке в малоазиатской провинции Римской империи Ликия в семье пожилых супругов родился мальчик Николай. Еще в детстве он помогал всякому, кто попал в трудное положение; потом его выбрали архиепископом в городе Мира, центре провинции Ликия. Архиепископ Николай продолжал помогать людям и спасать их всю жизнь. Среди спасённых им были и несправедливо осуждённые на казнь простые люди, и несправедливо брошенные в тюрьму римские военачальники.

Святитель Божий епископ Мирликийский, он же - Николай Чудотворец, стал известен своей исключительной доброжелательностью, особенно к детям.

Средиземноморский климат сильными морозами не отличается, а в холодных странах за всю свою долгую жизнь святой Николай, он же - Санта Клаус, никогда не бывал. Никто не догадывался, что однажды его превратят в Деда Мороза... Как же это получилось? Почему Дедом Морозом стал именно Святой Николай? Может быть, сыграла роль дата поминовения этого святого – 19 декабря – перед самым Рождеством...

Существует такое предание. Услышав о том, что разорившийся горожанин из-за крайней нужды собирается отдать своих дочерей "на блудодеяние", св. Николай спас всю семью от позора.

Святитель ночью тайно подбросил в сад три мешочка с золотом и тем спас всех от голода и от духовной гибели. (Так продолжалось до тех пор, пока те не накопили достаточное приданное для того, что бы выйти замуж.)

Но как-то раз однажды все окна в доме не оказались запертыми. Тогда Святой Николай подкинул мешочки с золотом в трубу.

Другая легенда гласит, что золотые монетки подкинутые им в трубу попали в висящие у печки сохнущие носки.

Поэтому теперь католики подкладывают подарки в носки, которые вешают у камина.

В канун праздника в детские башмачки, выставленные у порога, или носочки, повешенные у камина, с незапамятных времен кладут подарки. Считается, что подарки получают только послушные дети, а непослушным полагаются розги или камни. Но малыши, как правило, в ожидании праздника и, конечно, подарков, не бузят, стараясь дать понять Святому Николаю, что они всегда готовы быть хорошими.

С той поры атрибутом Санта Клауса стал мешок с подарками. В западной Европе легенда о спасении св. Николаем трех дев трансформировалась в притчу о том, как cвятитель бросил в трубу дома, где жили три бедные сестры, золотые монетки. И упали они в чулки, которые сушились у камина. Отсюда пошел обычай в ночь перед днем поминовения св. Николая ставить к дверям башмаки и вешать чулки у кровати, чтобы утром найти в них дары.

Традиция делать детям подарки в день Святого Николая существовала в Европе еще с XIV века. Затем этот обычай «сместился» во времени, и подарки стали делать на Рождество, а св. Николай в воображении детей превратился из строгого священнослужителя в веселого сказочного старика. Взрослые стали одеваться в манере Св. Николаса - одеяние епископа и посох, чтобы сыграть роль доброго святого. Они ходили из дома в дом, спрашивая, хорошо ли там вели себя дети. Дети оставляли свои ботинки за дверью, чтобы на следующее утро они могли найти их со сладостями и безделушками.

Святой Николай раньше всего стал ассоциироваться с Дедом Морозом в Голландии, где пышно отмечали 9 декабря праздник любимого святого – покровителя мореплавателей. В этот день св. Николай приплывал в Амстердам из теплых стран в праздничном облачении и раздавал подарки. Позднее Санта-Клаус стал приезжать не только 9 декабря, но и на Рождество, поэтому получил кое-где другое имя – "рождественский дед": пер Ноэль – во Франции, бабо Натале – в Италии.

Он умер в глубокой старости, после короткой болезни. Его похоронили в том же соборном храме города Миры. В 1087 году мощи святого Николая перевезли в город Бар (Италия), они покоятся в мраморной раке в глубоком подземелье под храмом.

В России Николай Угодник стал одним из самых любимых народных святых. Простые крестьяне молили его о помощи, если заболевала корова, долго не было дождя или происходило ещё какое-нибудь несчастье. Память о нём Православная Церковь чтит два раза в году: 19(6) декабря - Николай "зимний" и 22(9) мая - Николай "вешний".

В городе Мира (ныне город Демре) и сейчас стоит храм, основой которого была церковь, в которой служил Николай Угодник (до 1087 года в ней покоились мощи святителя). Турки назвали ее Баба Ноэль Килизе - Церковь Деда Мороза.

Кто такой Дед Мороз? Почему в кино показывают Санта-Клауса? Когда приходит Святой Николай? Один и тот же это « дядя» или разные? И если один и тот же, то почему у них разные имена? А если разные, то придут ли они все на Новый год? Вот только маленький список тех вопросов, которые нам задают дети перед новогодними праздниками.

В нашем детском саду мы говорим ребятам, что детей в мире очень много, поэтому и зимних волшебников, приносящих подарки, тоже много. И каждый из них соблюдает традиции своей страны. К детям, живущим в США, Канаде, Великобритании и странах Западной Европы приходит Санта Клаус, с которым хорошо знакомы и наши малыши. В Финляндии подарки приносит Йоулупукки, в странах Ближнего Востока – Баба-Ноэль. А на Кипре Деда Мороза и вовсе зовут Василий.


В Италии к детям приходит не дедушка, а бабушка – старушка Бефана. В новогоднюю ночь она прилетает в дома через дымоход и приносит хорошим детям подарки, а непослушным достается только зола.


Во Франции два Деда Мороза: одного зовут Пэр-Ноэль (Отец Рождество), а второго – Шаланд. Пэр-Ноэль добрый и приносит детям подарки, а Шаланд – строгий, в его корзине спрятаны розги для непослушных и ленивых детей.

Но больше всего повезло тем детям, к которым приходит сразу два зимних волшебника, и оба добрые – это Дед Мороз и Святой Николай. Наши дети так же входят в число этих счастливчиков. Дед Мороз приходит вместе с Новым годом, а именно в ночь с 31 декабря на 1 января, а Святой Николай – 19 декабря, в свой день рождения.

Вот видите, оказывается, дети задают очень правильные вопросы, ведь «дедов морозов» действительно огромное множество, а вот ответить на эти вопросы подчас бывает трудно даже взрослому. Так много разных традиций и персонажей, что очень просто запутаться, кто есть кто, а главное, когда его ждать с подарками?!

И вот, раз за разом сталкиваясь с очередными детскими «кто?» да «почему?», мы решили провести небольшое исследование, посвященное самым известным и узнаваемым новогодним персонажам. Кто они? Как появились? Где живут и чем отличаются друг от друга? Вот те основные вопросы, на которые мы хотели найти ответ. Результатами этой работы мы и делимся сегодня с вами в нашем блоге.

Для начала определимся, кто из зимних волшебников встречается нам чаще всего. Конечно это традиционные Святой Николай, Дед Мороз и Санта Клаус. Но обо всём по порядку.

Николай Чудотворец

Представьте себе, что предками «рождественского деда» в одних странах считают местных гномов, в других – средневековых странствующих жонглеров, которые распевали рождественские песни, или бродячих продавцов детских игрушек. Среди «родственников» Деда Мороза часто встречаются духи холода, ветра и зимней стужи. Одно известно точно: образ новогоднего волшебника, приносящего послушным детям подарки, складывался веками, и каждый народ вносил в его историю что-то свое.

Но, оказывается, был среди предков старца и вполне реальный человек. В IV веке жил в ликийском (ныне – территория современной Турции) городе Мира архиепископ Николай. Посвятив свою жизнь христианству, он стал сначала чтецом, а затем и священником. По преданию, это был очень добрый и благородный человек. Унаследовав весьма существенное состояние родителей после их смерти, он отдал его в благотворительных целях.

В католической традиции распространена легенда о том, как святитель Николай помог трём девушкам из бедствующего семейства, которых отец хотел по одной версии выгнать из дома зарабатывать деньги, по другой – не мог дать приданое, чтобы они смогли выйти замуж за любимых. Так или иначе, Николай решил помочь девушкам. Для этого он тайком пробрался в дом и оставил для старшей сестры кошель с деньгами. То же самое он сделал и для средней дочери. Когда отец девушек понял, что младшая дочь тоже получит приданое от незнакомца-покровителя, он спрятался в комнате дочерей и подстерег Николая. В одной версии говорится, что Николай был «пойман», но от благодарностей отказался, а по другой он узнал о плане и бросил кошель в дымоход. Именно эта история стала прообразом легенды о Санта-Клаусе, ведь кошель упал точнехонько в носок, куда и сейчас по традиции добрый бородач кладет подарки послушным детям.

Святитель Николай (он же Николай Угодник, Николай Чудотворец) – один из наиболее почитаемых христианских святых. Он считается покровителем моряков, купцов и… детей. В средние века твердо установился обычай в Николаев день дарить детям подарки, ведь так поступал сам святой. Затем постепенно обычай этот распространился на новогодние и Рождественские праздники, а образ Святого Николая начал сливаться с образом Санты, Деда Мороза и других волшебников, в зависимости от страны.

Сегодня в Украине возрождается традиция дарить подарки в Николаев день. Традиционно их кладут под подушку (а не в носок, как в других странах), а свою причастность к подаркам оставляют в тайне.

Санта Клаус

Как мы уже знаем, кроме Святителя Николая, в основу образов современного Деда Мороза и Санта-Клауса легли так же поверья о зимних духах, «морозах», «ветрах», «холодах», которые не одно столетие существовали у разных народов. У славян такими духами издавна были Дед Трескун, Карачун, Зимник, Студенец и другие. По сравнению с ними современные и хорошо известные нам Санта Клаус и Дед Мороз относительно «молоды». Так, Санта Клаусу ещё нет и двухсот лет, а Деду Морозу и вовсе «всего лишь» около ста.

Днём рождения милого добряка Санта Клауса принято считать декабрь 1822 года, когда впервые увидела свет поэма Клемента Кларка Мура, которую принято считать точкой отсчёта, когда Святой Николай выступил в роли Санта Клауса. Поэма, кстати, носила название «Ночь перед Рождеством, или визит Святого Николая». В своем произведении Мур создал словесный портрет Санта Клауса, близкий к знакомому нам сегодня, а прототипом его послужил слуга Мура – упитанный, жизнерадостный добряк-голландец. Санта Клаус Мура – это веселый эльф с круглым брюшком. В поэме также есть и волшебная рождественская ночь, и башмаки или чулки у очага, и громадный мешок с игрушками. К.К.Мур придумал способ попадания Санта Клауса в дом – через дымоход.

С 1862 карикатурист немецкого происхождения Томас Наст рисовал изображения Санта Клауса для журнала «Harper’s Weekly». На них Рождественский дед уже был бородачом с розгой.

В 1869 году вышли стихи Жоржа Вебстера, где в качестве жилища Санты назывался Северный Полюс. Через некоторое время издатель Луис Пранг распространил в Америке английскую традицию посылать друзьям и родственникам на Рождество поздравительные открытки. А в 1885 году он выпустил поздравительную открытку, на которой был изображен Санта Клаус в красном костюме. С тех пор американского Деда Мороза все чаще стали рисовать именно в красной мантии, а не в мехах или в шубе синего цвета, как его часто изображали до этого.

Так или иначе, но образ Рождественского деда в красной шубе и с мешком подарков прижился настолько, что сегодня уже мало кто представляет его другим.

Дед Мороз

А что же с Дедом Морозом? В некотором смысле Дед Мороз появился у нас очень давно, корни его уходят в языческую культуру Древней Руси. В славянском фольклоре этот дух зимы часто упоминается как Морозко или Мороз-красный нос и является олицетворением русских зимних морозов, сковывающим льдом воду, щедро осыпающим всё вокруг снежным серебром, дарящим радость зимнего празднества.

Когда-то, еще до появления христианства на Руси, наши предки верили в то, что духи умерших охраняют свой род, заботятся о приплоде скота и хорошей погоде. Поэтому, чтобы наградить их за заботу, каждую зиму люди дарили им подарки. В канун праздника деревенская молодежь надевала маски, выворачивала тулупы и ходила по домам, колядовала, за что получала от хозяев угощение. Колядующие представляли собой духов предков, которые получали награду за неустанную заботу над живущими. Среди колядующих часто был один «человек», одетый страшнее всех. Как правило, ему запрещалось говорить. Это был самый старый и самый грозный дух, его еще часто называли просто Дедом. Вполне возможно, что это и есть прообраз современного Деда Мороза. Только сегодня он, конечно, подобрел и не приходит за подарками, а приносит их сам.

Согласно другой версии, «прапрадедом» современного славянского Деда Мороза был герой русских народных сказок Морозко или Мороз красный нос, хозяин погоды, зимы и мороза. Изначально его называли Дедом Трескуном и представляли маленьким старичком с длинной бородой и суровым, но справедливым нравом. Часто Деда Мороза представляли как седого старика с бородой до пола в длинной толстой шубе, валенках, шапке, рукавицах, и с посохом, которым он управлял погодой. Фольклорный Дед Мороз не редко был наделён суровым нравом.

По мере ослабления влияния христианства в России конца XIX - начала XX века, образ Морозко стал смягчаться – из сурового повелителя зимы, он постепенно превращался в справедливого и доброго деда.

Впервые Дед Мороз появился на Рождество в 1910 году, однако не приобрёл широкого распространения. В советское время, после отвержения идей христианства, получил распространение новый образ Деда Мороза: он являлся детям под Новый год и дарил подарки; этот образ был создан советскими кинематографистами в 1930-х годах, т.е. примерно в то же время, когда в Америке появился современный Санта Клаус.

О том, где живут Деды Морозы и Санты точно сказать никто не берётся. Одни утверждают, что на Северном полюсе, другие говорят – в Лапландии. Ясно только одно, они живут где-то на севере, где круглый год зима.

Ну вот, теперь мы знаем, что в мире доброго рождественского старика называют по-разному. У нас это Дед Мороз, где-то – Санта Клаус, а где-то, например, в Италии, это и вовсе не старик, а старушка.

А ещё мы знаем, что Святой Николай или Николай Чудотворец – это отдельный, существовавший в реальном, а не только в сказочном мире персонаж, которого его доброта и любовь к людям сделала праобразом Рождественского Волшебника. А вот разные дедушки-морозы существовали во многих культурах ещё до рождения Николая Чудотворца.

Так или иначе, нынешним детям очень повезло, ведь сегодня Святой Николай приносит подарки в свой день – 19 декабря, а Дед Мороз – в Новогоднюю ночь. Если добавить к этому волнительное ожидание новогодних праздников, которое ко многим приходит уже в самом начале зимы, то получается довольно радостная и весёлая картинка. Причём не только для детей, но и для взрослых!

Мы надеемся, что наше небольшое предновогоднее исследование было полезным для вас и напоминаем, что День Святого Николая уже послезавтра – 19 декабря. А там и Новый год не за горами. Не забывайте дарить добро и радость вашим близким!


Дед Мороз, Санта Клаус, Йоулупукки, Пэр-Ноэль, Юлетомте - любимые герои рождественских и новогодних праздников в разных странах, общей характеристикой которых является то, что раз в году в морозную зимнюю ночь они дарят детям подарки. Откуда же взялись эти персонажи, из каких легенд и преданий они пришли в нашу жизнь. Достоверно известно, что у всех этих сказочных героев есть реальный прототип, живший много веков назад, а имя ему - Святитель Николай , самый почитаемый святой в христианской религии, день памяти которого приходится на 19 декабря.



Никола-Угодник, глубоко чтимый святой многими народами земли, попал в народные сказки из христианских легенд и преданий, которые гласят, что родился он в турецком городе Патары в 258 году в семье супружеской пары, долго ждавшей наследника. Имя ребенку родители дали Николай (Николас), с греческого языка означающее «победитель народов».


Мальчик с детства рос сердобольным ребенком и пытался всякому помочь, кто нуждался в помощи, так как дух добра, любви, сострадания к ближнему, царивший в доме его родителей, с детства наложил свой отпечаток на формирование его личности. Рано потеряв отца с матерью и получив богатое наследство, Николай начал тратить деньги на благотворительность.


По одному из преданий Святой Николай случайно узнал, что разорившийся купец чуть было не отправил троих красавиц-дочерей зарабатывать на жизнь блудом. Увидев тяжкие мысли отца, горечь и безысходность его положения, юноша подкрался ночью к их дому и незаметно забросил в окно узел с золотом. Отец девушек, проснувшись утром, очень обрадовался такому счастью и на вырученные за золото деньги выдал дочерей замуж. По иной версии Николай подбрасывал деньги несколько дней, то в обувь, то в печную трубу, после чего золотые монетки попадали в носки девушек, сушащиеся у огня. Так он помог многим бедным и страждущим. И так появилась традиция тайно класть подарки для детишек в башмаки под елкой или в носочки у камина.


Со временем Николай стал архиепископом и был славен многими добрыми делами и чудесами: спас родной город Ликию от голода, во время мятежа во Фригии, помог троим императорским воеводам успокоить толпу и решить конфликт мирным путем, сохранил жизнь невинно осужденным. А еще он мог утихомирить море, остановить бурю, шторм и спасти утопающих.


Почитание Святого Николая на Руси

Николай Чудотворец был столь почитаем на Руси, что во многих странах в нем стали видеть исконно русского святого. Простой люд считал Николая вторым заступником после Бога. День памяти Николая угодника в декабре установлен в день смерти святого, а в августе - в день его рождения. В народе его называли «Никола зимний» или «Никола осенний». Есть еще «Никола весенний» - в день памяти переноса мощей святого в город Бари.


Издревле считалось, что в эти дни Святой Николай, опускаясь с небес, обходит всю землю и помогает бедному народу, который молился ему во всех тяжких жизненных ситуациях, и он им приходил на помощь. Проводы на войну, венчание, тяжкие роды, любые трудности в жизни были обязательно сопряжены с молитвами этому святому. Молись ему и воины на полях сражений.


По славянскому преданию считалось, что святой Николай был начальником рая, отпирающим райские врата большим ключом и встречающим у них души умерших. В 17-18 веках была широко распространена традиция влаживать в руку покойного письмо к Николаю Чудотворцу с прошением о прощении усопшему грехов его.

Николай Угодник - мужицкий Бог, в поверьях русского крестьянства ассоциировался с покровителем урожая, плодоношения, пчеловодства, домашней живности и диких зверей.


Интересен тот факт, что согласно преданию иконография «Николы зимнего» существенно изменилась во времена властвования Николая I, обратившего внимание на то, что в иконографии его небесный покровитель изображен без головного убора и сделавшего замечание духовенству. С того времени на иконах голова «Николы зимнинего» была облачена в митру.

Как Святой Николай попал из Европы в Америку

Каждая из православных стран имела свои традиции и своего персонажа, который ассоциировался с образом доброго и справедливого святого. Этот герой всегда старался помочь бедным и вознаградить послушных, и наказать за плохое поведение нерадивых.

Популярность Святого Николая в былые времена была очень велика в Голландии, так как будучи морской страной, всегда уповала на помощь святого, который покровительствовал морякам.


Во время Реформаций в Европе, а в особенности в протестантской религии, культ святых практически исчезает. И лишь в Голландии традиция в день памяти святого класть в деревянные башмачки детей сладости и фрукты осталась незыблемой.


И что интересно, именно голландцы привезли в 1626 году в Северную Америку фигуру Святого Николая, установленную на носу одного из фрегатов, и свою традицию его почитания. В Новом Свете они купили у индейцев кусок земли за двадцать четыре доллара и назвали свое поселение Новым Амстердамом, ныне Нью-Йорк.


Деревянная скульптура Николая Святителя была установлена на главной площади, а со временем имя "Santa Nicolas" трансформировалось в "Санта Клаус". Это американизированное имя святителя и стало впоследствии известно всему миру.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/nicolay-0025.jpg" alt="Санта-Клаус. Иллюстрация Томаса Наста к стихотворению Клемента Мура. " title="Санта-Клаус. Иллюстрация Томаса Наста к стихотворению Клемента Мура. " border="0" vspace="5">


Дети Кларка тот час же узнали в этом персонаже слугу их дома - упитанного и веселого голландца. В стихотворении он был одет шубу, имел белую бороду и красный нос, а средством передвижения у Санты были восемь оленей, запряженных в сани, с серебряными колокольчиками на шеях.


Клемент Мур, почитав свое творение детям и удовлетворившись их восторгом, спрятал рукописный текст в стол и напрочь забыл о нем. Но получилось так, что через год его друг без спросу отнес этот стих в газету Sentinel, которая и напечатала сочинение Клемента в канун Рождества 1823 года.


Успех был неожиданно громким. Газеты и журналы наперебой печатали рождественское стихотворение, а вскоре появилось и отдельное его издание. Так, Клемент Мур, не думаючи, не гадаючи, стал классиком американской литературы, а Санта Клаус вошел в жизнь миллионов американцев.


И в довершение ко всему, в 1930 году компания «Кока-Кола» придумала очень хитрый рекламный ход, позволяющий не забывать об их чудесном напитке ни летом, ни зимой: чикагский художник Хэддон Сандблом нарисовал одежду Санта-Клауса в красно-белых цветах Кока-Колы.

Совсем недавно православный мир чтил память а почему этот день с нетерпением ждут незамужние девушки читайте

Наверное, ни один персонаж в мире не имеет столько имен, как Дед Мороз! В США он - Санта-Клаус, в Швеции - Юльтумте, в Монголии - Увлин Унгун, во Франции - Перь Ноэль, в Италии - Баббо-Натале, на Кипре - свя­той Василий.

Дед Мороз - святой?

Историки отмечают, что несмотря на то, что многие из этих образов восходят к христианским святым: св. Николаю, св. Василию, от них «попахивает» язычеством и даже чертовщиной. Не случайно 23 декабря 1951 года во Франции по велению католи­ческой церкви на главной пло­щади г. Дижона сжигали чучело Пер-Ноэля. Однако возмущение французов было столь велико, что уже 27 декабря Пер-Ноэля реабилитировали. Итак, персонажей много… Однако всех этих героев объединяет ряд особенностей, в том числе, и внешних - боль­шая седая борода, шуба, посох и много подарков - в руках, в корзине или в мешке за спиной. Подарки он дарит детям 6 декабря - в день памяти св. Нико­лая - или на Рождество и Новый год.

Откуда же пошел этот образ?
По мнению историков, наибольшее влияние на фор­мирование этого персонажа оказали легенды, сложившиеся вокруг великого христианского святого Николая Мирликийского. Прототип Деда Мороза - св. Нико­лай, родился в III веке в семье состоятельных родителей, проживавших в портовом го роде Потара в Аикии. Еще молодым чело­веком он поселился в г. Миры (ныне г. Демре, неподалеку от Финикии в Турции), где через некоторое время был избран епис­копом. Скончался св. Николай 6 декабря 310 или 312 года, став жертвой преследо­вания императора Диоклетиана. Соглас­но преданию, св. Николай похоронен в г. Демре, однако в 1087 году итальянские купцы из г. Бари попытались захватить его мощи. Видимо, их попытка, хотя бы час­тично, удалась, так как в XII веке жители Бари препод­несли в дар лотарингскому правителю Оберу де Варан-жевилю одну фалангу пальца святого. Он, в свою оче­редь, передал реликвию в церковь Девы Марии в Поре, которая вскоре так прославилась, что была переимено­вана в церковь Сен-Никола-де-Пор, а за нею так же называться и город. К моменту появления мощей св. Николая в Италии и Фран­ции он был уже почитаем в этих странах, а вскоре превратился в очень во всеми при­знанного святого. Легенды о нем способствовали превращению св. Николая в персонажа рождественских праздников. Например, одним из распространенных является предание о трех бесприданницах, которых отец готов был сделать блудницами. Епископ Николай, узнавший об их бед­ственном положении, подбро­сил через окно (по другой вер­сии - через дымовой ход) три мешочка с золотом (по другой версии - три золотых яблока). В результате девушки вышли замуж.

Происхождение чулков для подарков

Историки отмечают еще одно предание, по которому подброшенные мешочки (яб­локи) попали в девичьи чулки, вывешенные сушиться. Отсюда, якобы, пошла традиция чулочков для подарков, которые дети вывешивают в Рождественский вечер с тем, чтобы наутро получить подарок. Есть и еще одна легенда, связанная с чудесами, творимыми св. Николаем. Владелец одной из гостиниц убивает трех школяров, раз­резает их тела на части и засаливает в бочке вместе со свини­ной. Спустя семь лет св. Николай складывает и оживля­ет школяров, а хозяина наставляет на путь истины. Это послужило основанием считать св. Нико­лая покровителем школяров, а день его смерти - школьным праздником. Однако св. Николай появляется не один, а в сопровождении спутников, в чьи обязанности входило наказывать провинившихся. Ими были - Черный Петер, Мохнатый Козел, Вель­зевул, Черный Проказник, Ганс Муфф, Кнехт Рупрехт. Последний, например, изоб­ражал черта, носил белый плащ (позднее красный) с капюшоном, звенел цепями, порол розгами провинившихся и непо­слушных детей, а совсем уж скверных за­пихивал в мешок и уносил с собой. Традиция доброго и злого персонажа существовала во многих странах. Например, Кристиндель - добрый ангел, принося­щий подарки, а Ганс Трапп - его злой товарищ, нака­зывающий ленивых и непослушных. Отметим, что помимо св. Николая, в качестве дарите­ля подарков выступали и другие персо­нажи. Известна английская гравюра 1590 года с изображением «сказочного гос­подина Никто», некоторые черты кото­рого вобрал в себя таинственный и доб­рый Дед Мороз. «Господин Никто» - человек без лица, но с бородой, одет в шубу, рукавицы и шапку, за спиной не­сет мешок с подарками и пробирается ночью (в руке фонарь) по чердаку к ка­минной трубе. Изначально св. Николай дарил подарки, но никакой связи с Рождеством не имел. Эту связь установил Мартин Лютер. С тех пор это стал Рождественский персонаж. На настоящий момент самым знаменитым Дедом Морозом считается Санта-Клаус, американский персонаж.

История российского Деда Мороза

Что же касается российского Деда Мороза - со св. Николаем он связан только через своего «зарубежного аналога», так как в православной традиции Николай Чудотворец (Нико­лай Угодник) не соотносится ни с подарками, ни с Рождеством, ни с Новым годом. Популярность св. Николая в России была необычайной, его почитали как заступника и помощника в несчастьях. Филологи доказывают, что в словосочетании «Дед Мороз» объединены два образа: Дед и Мороз, каждый из которых имеет свое значение и свое происхождение. Деды в славянской традиции – это прародители, духи предков. Для ряда славянских племен, считавших своим прародителем Перуна, Дед - это Перун. Дед захочет – наступает день, захочет – ночь… На Украине еще в XIX веке расска­зывали о добром седовласом старце - Деде, который странствует по земле и наделяет бедных богатством. В сла­вянской мифологии существовал и другой герой - Мо­роз (Морозка; Мороз, Красный нос; Мороз Воевода) - персонаж сказок и об­рядового фольклора. Он, как правило, предстает как заботливый хо­зяин снежного царства. В его образе при­сутствуют многие черты будущего Деда Мороза - ха­рактерная внешность и одежда. Мороз может как наградить, так и казать: собьет с дороги, запорошит снегом, заберет­ся под одежду, а то и заморозит. У восточных славян нака­нуне Рождества и на Пасху существовал обычай «кормления» Моро­за. Глава семьи должен был выйти на порог или высу­нуться в окно, предложить Морозу ложку киселя или кутьи и попросить его: «Мо­роз, Мороз! Приходи кисель есть; Мороз, Мороз! Не бей наш овес». Далее следовало перечисление злаков и растений, которые Мороз не должен был «побить». Это был, своего рода, откуп. Откупались от Мороза и весной. Для этого пекли сорок ко­лобков, и каждое утро выбрасывали за окно по одно­му из них. В соответствии со сказочной мифоло­гией у Мороза есть дочка (по иным пре­даниям - внучка) - Снегурочка. Она добрая, любит людей и помогает им. В России их превращение из персо­нажей фольклора в персонажи рождествен­ских и новогодних праздников происхо­дило с конца XIX до середины XX века. Мороз «видоизменился» в Деда Мороза в пер­вую очередь под влиянием «рождествен­ского деда», пришедшего к нам вместе с западноевропейскими традициями празд­нования Рождества.
В советский период борьбы с праздниками Рождества и Нового года Дед Мороз в основном был персонажем политических карикатур и сатирических стихотворений: при­носил на Рождество зарубежным пролетариям одни неприятности. Как мы знаем, сейчас Дед Мороз реабилитирован и пользуется в России популярностью и почетом.

Почитание святого Николая очень быстро распространилось по всему христианскому миру, как на Востоке, так и на Западе. Ему посвящались многочисленные церкви, к нему обращались в молитвах, уповая на исцеление и помощь. Из народных легенд, появлявшихся на протяжении веков, мы узнаем о том, что святой Николай помогал бедным и несчастным, незаметно по ночам подбрасывая в башмачки, оставленные у дверей, золотые монетки, и кладя в окна пирожки. Кстати, примерно в 960 году на Западе было написано первое музыкальное произведение о святом Николае, где был предложен новый вариант перевода жития святого: вместо слова "innocentes" (невинные) применительно к трем жителям Мир, несправедливо приговоренным к смерти, употреблено "pueri" (дети). В связи с тем, что это средневековое музыкальное произведение о святом епископе имело неимоверный успех, зародилась традиция почитания святого Николая как покровителя детей. Впрочем, еще до этого своим небесным заступником его избрали моряки, заключенные, пекари и купцы.

Когда в конце XI века Византию начали опустошать турки-сельджуки, жители города Бари, который находится на территории нынешней Италии, "выкрали" из Мир Ликийских мощи святого Николая и тем самым спасли почитаемую всеми христианами святыню от надругательства. Мощи были привезены в Бари, где специально для них была построена величественная базилика. В этот мало примечательный доселе город потянулись паломники со всех европейских стран. Даже захватчики, сменявшие друг друга, от норманов до свевов, почитали святость Никольского храма, предоставляя ему всяческую защиту и попечение. Когда в 1156 году Бари захватил Вильгельм Лютый, сравнявший город с землей, не пощадивший ни домов, ни церквей, базилика святого Николая осталась стоять нетронутая среди дымившихся руин. Есть и еще один знаменательный момент, связанный с перенесением мощей святого Николая. В 1088 году Папа Урбан II официально установил празднование этого события на 9 мая. На византийском востоке этот праздник не приняли, а на Руси он получил широкое распространение и сохранился до сих пор, в народе его называют "Никола–вешний".

На Руси святой Николай являлся одним из самых почитаемых святых. Например, в XVI-XVII веках русские избегали давать детям имя Николай из-за особого благоговения, а непочитание Чудотворца воспринималось не иначе как признак ереси. Для русских православных христиан Николай стал самым "демократичным" святым, самым доступным, скорым и непреложным помощником. Лучше всего отношение к этому святому показывает одна из бесчисленных русских легенд: "Путешествуя по земле, Никола и Касьян (святой Кассиан Римский) увидели крестьянина, хлопочущего около своей телеги, глубоко увязшей в грязи. Касьян, боясь запачкать свои белоснежные ризы и боясь предстать пред Богом в неподобающем виде, помочь бедняге не пожелал, а вот Никола без рассуждений взялся за дело. Когда телегу удалось вытащить, то помощник оказался по уши измазанным грязью, да ко всему прочему и его праздничные ризы сильно разодрались. Вскоре оба святые предстали пред престолом Всевышнего. Узнав, почему Никола так грязен, а Касьян чист, Господь дал первому вместо одного два праздника в году (9 мая и 6 декабря), а Касьяну уменьшил до одного в четыре года (29 февраля). Для русских христиан Николай Чудотворец всегда был одновременно и видным иерархом, и простым, добрым святым, да к тому же скорым помощником в бедах".

Впрочем, мы отвлеклись. Каким образом святой Николай превратился в Санта Клауса и стал прочно ассоциироваться с рождественскими праздниками? Чтобы разобраться с этим, нам необходимо вновь перенестись на христианский Запад.

Примерно в X веке в Кельнском кафедральном соборе стали раздавать ученикам церковно-приходской школы фрукты и выпечку 6 декабря, в день памяти святого Николая, который, как помним, благодаря получившему широкое распространение музыкальному произведению, написанному в его честь, стал почитаться на Западе как покровитель детей. Вскоре эта традиция вышла далеко за пределы германского города. В домах на ночь стали, вспоминая древние легенды, вешать специально изготовленные башмачки или чулочки, для того, чтобы Николаю было куда положить свои подарки, которые со временем уже заметно переросли рамки булочек и фруктов, хотя без них и до сих пор порой не обходится. Стоит отметить, что день памяти святого приходится на рождественский пост (Адвент), когда все с нетерпением ждут Радостного праздника Воплощения Предвечного Слова и начала Нового года. Видимо, в связи с этим, мирликийский епископ, заходящий по ночам в дома, приносит послушным детям подарки, а шалунам розги, напоминая тем самым о необходимости хорошего поведения. Поэтому ребятня задолго до праздника старается не проказить, а родители старательно при каждом удобном случае напоминают о розгах, которые вполне можно получить в презент на 6 декабря. Однако нередко к подаркам все же присоединяют розги либо веточку, обернутые в фольгу или покрашенные в золотую или серебреную краску. В некоторых странах святой епископ не прячется и приходит в дома не по ночам, а днем в полном литургическом облачении, и не один, а с ангелом и чертенком. Глава этой необычной компании расспрашивает юных обитателей дома о поведении, причем ангелок и чертенок выступают в роли, соответственно, адвоката и прокурора, а затем по результатам своеобразного следствия вручается (или же нет) подарок.

Реформация, возникшая в XVI веке благодаря выступлению Мартина Лютера, исключила из литургии новых Церквей почитание святых. Вместе с их культом исчез и праздник святого Николая. Но если легко искоренить что бы то ни было на бумаге, то бороться с народными традициями более чем сложно. Поэтому в так называемых "католических" странах до сих пор остался праздник святого Николая, радостно отмечаемый 6 декабря, а в протестантских странах епископ-чудотворец преобразился в несколько иной персонаж, по-прежнему несущий дары и радость детям. Благодаря всевозможным народным легендам и традициям разных стран святой Николай надел маску либо "Отца Рождества", либо "Рождественского деда", либо "Звездочета"! Он изображался в виде гнома и старика, приобрел различных спутников. Да и перебрался из средиземноморского города в арктическую Лапландию.

В Северную Америку, которая сыграла важную роль в истории рождественского чудотворца, святой Николай попал из Голландии. В 1626 году несколько нидерландских кораблей, возглавляемые фрегатом "Goede Vrove", на носу которого стояла фигура святого Николая, прибыли в Новый свет. Искатели счастья купили у индейцев землю за $24 и назвали поселок Новым Амстердамом (теперь эта деревушка именуется Нью-Йорком). Голландцы перенесли фигурку святого с корабля на главную площадь. Да вот незадача, говорили-то обитатели новой земли не по-английски. И фраза "святой Николай" звучала как "Синтер Класс", затем, со временем, имя нашего персонажа преобразилось в "Санта Класс", а чуть позже – в "Санта Клаус".

Голландский Синтаклаас (Sinterklaas)



Публикации по теме