Обследование произношения звуков. Приемы исправления недостатков произношения заднеязычных звуков Развитие моторики пальцев рук

Конспект логопедического занятия по коррекции звукопроизношения (1 класс).

Тема: «Автоматизация звука [Р] в изолированном произношении, в слогах и словах».

Вид занятия : занятие по автоматизации звука.

Место занятия : класс.

Форма занятия: подгрупповое занятие.

Цель занятия:

1. Коррекционно-образовательные:

  • Уточнение артикуляции звука [Р] и закрепление правильной артикуляции в изолированном произношении, в слогах и словах.
  • Обогащение словарного запаса.

2. Коррекционно-развивающие:

  • Умение находить место звука [Р] в слогах и словах;
  • Закрепить знания о механизме образования звука [Р] и его акустических особенностях;
  • Закрепить связь между звуками [Р], [Р’] и буквой «эр»;
  • Продолжать учить детей давать полную характеристику звукам на основе их артикуляции;
  • Обогащать словарь по теме «Транспорт».
  • Развитие артикуляционной моторики.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие фонематических процессов.
  • Развитие слухового и зрительного внимания.
  • Развитие мышления и воображения.

3. Коррекционно-воспитательные:

  • Развитие интереса к занятиям и обучению.
  • Совершенствование навыков самопроверки и взаимопроверки.
  • Развитие познавательных способностей детей.

Оборудование:

  • Индивидуальные зеркала,
  • Артикуляционный профиль звука [Р],
  • Картинки с изображением предметов на звук [Р].

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Приветствие.

Логопед: Чтобы узнать, с каким звуком мы сегодня будем работать, отгадаем загадку:

Крыльев нет у этой птицы,
Лишь распустит птица хвост –
И поднимется до звёзд.

Молодцы, вы отгадали загадку – это ракета. Какой первый звук в слове ракета? Правильно, в слове ракета первый звук [Р] – со звуком [Р] мы сегодня будем работать.

Сейчас с вами, дети, отправимся в сказочный полёт на ракете. Приготовимся к полёту!

II. Подготовительная часть.

(На рабочем столе у каждого ребёнка – зеркало и ракета из картона.)

Подготовка к полёту будет очень серьёзной, и начнём мы её с артикуляционной гимнастики (упражнения выполняются после показа и объяснения логопеда):

Артикуляционная гимнастика:

1. «Иллюминатор».

Описание упражнения: губы и зубы разомкнуты, широкий язык лежит на нижней губе («Лопаточка»).

2 «Карусель».

Описание упражнения: губы и зубы разомкнуты, язык делает круговые движения влево, затем вправо.

3. «Невесомость».

Описание упражнения: губы и зубы разомкнуты, широкий язык, поднимается вверх, затем опускается вниз (Качели»).

4. «Ракета»

Описание упражнения: губы и зубы широко раскрыты, широкий язык прилипает к нёбу, уздечка натянута.

После упражнений пробуем космическую пищу.

5. «Чашечка».

Описание упражнения: губы и зубы разомкнуты, широкий язык принимает форму чашечки) и «садимся в ракету».

6. «Звездопад»: произнесение Д-Д-Д.

7. «Рокот»: произнесение Р-Р-Р.

Мы хорошо подготовились к полёту. А теперь – взлетаем!

Тихо Р-
Громко Р—
Очень громко Р—
Громко Р—
Тихо Р-

Летим: Р-Р-Р-Р-Р-Р (звукоподражание).

III. Основная часть.

1.​ Сообщение темы занятия.

Ребята, мы будем работать со звуком [Р]: учиться правильно произносить звук Р изолированно, в слогах и словах.

На нашей сказочной ракете мы отправляемся в полёт, и первая межгалактическая станция – «Артикуляционная». Чтобы на неё попасть, мы должны правильно описать артикуляцию звука [Р].

Артикуляция звука [Р].

(Артикуляция звука разбирается вместе с учениками с использованием индивидуальных зеркал, профилей).

Губы: разомкнуты.
Зубы: разомкнуты.
Язык: Форма языка напоминает ложечку. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка опущена. Кончик языка касается бугорков за верхними передними зубами. Под напором воздуха кончик языка дрожит.
Голосовые связки: сомкнуты, «работают».
Воздушная струя: сильная, встречает преграду.

Молодцы, вы правильно описали артикуляцию звука Р, отправляемся на следующую станцию: «Станцию характеристики». Чтобы на неё попасть, мы должны дать характеристику звука [Р].

Характеристика звуков [Р] и [Р’]

(Дети «находят» символы, обозначают характеристики звуков [Р] и [Р’], объясняют их).

[Р]: согласный, звонкий, твёрдый.
[Р’]: согласный, звонкий, мягкий.

2.​ Обозначение звуков [Р], [Р] буквой «эр».

Молодцы, вы справились с заданием. Отправляемся на следующую межгалактическую станцию – «Букварию»

На что похожа буква Р?

Посмотрите-ка на это – «Р» похожа на ракету! (картонная ракета с яркой буквой Р на корпусе). Звуки [Р], [Р’] обозначаются на письме буквой «эр».

На этой станции нам нужно выполнить задание царицы «Букварии»:

Построить лесенку, вставляя нужную букву:

Ак
-ука
-укав
-акета
-одина

А как пишется буква «эр»? (Запись буквы после показа написания и объяснения элементов буквы учителем). Запишем букву «эр» в тетрадь.

Физминутка.

А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
(Дети маршируют.)
На носки поднимись,
(Тянутся, подняв руки над головой, сомкнув их.)
А потом руки вниз.
(Опускают руки.)
Раз, два, три, потянись:
(Тянутся.)
Вот летит ракета ввысь!
(Бегут по кругу.)

6.​ Выделение звука [Р] из ряда других звуков, произнесение звука [Р].

Молодцы, вы справились с заданием. Отправляемся на следующую межгалактическую станцию – «Станцию звуков».

На эту станцию могут попасть только те ракеты, которые издают рокот [Р]. Поднимаем карточку с изображением ракеты, если услышим «Р»:

Д З Р Р Б Д Н В Ж Р Д Б Н Р Ж

Какой звук издают ракеты на этой межгалактической станции?

(Каждый ребёнок произносит Р-Р-Р, за правильное произнесение получает звёздочку).

7. Выделение слогов со звуком [Р] из ряда других слогов, произнесение слогов со звуком Р

Молодцы, вы справились с заданием. Отправляемся на следующую межгалактическую станцию – «Слоговую».

Чтобы на неё попасть, мы должны определить все слоги, в которых есть звук Р. Для этого выполним задание: вы слушаете слоги, а как только услышите слог со звуком Р, «зажигаем звёздочку»:

ДО РУ БА ВО ЖИ РА РЭ НУ ГО ДЭ РО ВУ ДА РЫ

Сколько вы «зажгли звёздочек»?

Правильно, пять: РУ РА РЭ РО РЫ (Каждый ученик проговаривает слоги, за правильное произнесение получает звёздочку).

Примерный набор слогов на автоматизацию [Р] в слогах (на первом занятии по автоматизации [Р]:

Ра рав раг рад ран рам рап
Рэ рэв рэг рэд рэн рэм рэп
Ры рыв рыг рыд рын рым рып
Ро ров рог род рон ром роп
Ру рув руг руд рун рум руп

8.​ Выделение слов со звуком [Р] из ряда других слов, произнесение слов со звуком Р

Молодцы, вы справились с заданием. Отправляемся на следующую межгалактическую станцию – «Слова»

Прослушайте слова со звуком [Р], и на волшебных космических орбитах обозначьте место звука Р в этих словах:

Рак, труба, парта, рука, сыр, урок, карман, тетрадь, трамвай, дорога.

(Дети отмечают на звуковых кругах место звука [Р] в названных словах).

9.​ Выделение слов со звуком [Р] из ряда других слов, произнесение слов со звуком Р

Выберите из ряда слов те слова, в которых вы услышите звук [Р]:

Грузовик, машина, корабль, вертолёт, самолёт, метро, троллейбус, трамвай, мотоцикл.

Каким одним словом можно объединить все эти названия? (Транспорт)

IV. Заключительная часть.

Звук "ц" возникает в результате слияния "т" и "с". Дефектным этот звук бывает в том случае, если у учащегося имеется нарушение в произнесении звука "с". Исправив произнесение звука "с", мы нормализуем и звучание согласного "ц".


РАБОТА НАД ПРОИЗНЕСЕНИЕМ ИЗОЛИРОВАННОГО ЗВУКА "Ч"

Звук "ч" образуется за счет того, что на одном выдохе почти одновременно произносятся взрывное мягкое "т" ("ть") и мягкий звук "ш" ("шь"О.: смягченное "т" мгновенно переходит, как бы "преврашатеся" в мягкое "ш".

При верном произнесении "ч" челюсть должна быть опущена на 1,5 км. Губы занимают такое же положение, как при "ш", однако они больше напряжены, чем при шипящих. В речи студентов встречаются следующие разновидности неверного произнесения "ч".

Вариант I. "Частичное" произнесение согласного "ч", когда оно произносится:

А) как "ть" (первая составная часть этого согласного) с очень незначительным звучанием мягкого "ш",а иногда и вовсе без него;

б) или как мягкое "ш" (вторая его составная часть) без взрывного"ть".

Оба случая представляют упрощенное произнесение звука "ч".

Этот дикционный недостаток широко распространен в речи студентов. Он обусловлен неполноценностью работы органов артикуляции.

Вариант 2. Излишне твердое "ч".

В этом случае недостаточно приподнимается средняя часть спинки языка, выемка, образуемая языком, излишне велика. В результате "ч" оказывается более твердым, чем предполагает нормальное звучание рассматриваемого согласного.

Вариант 3."Расширенное" "ч".

Искажение звука вызывается тем, что небольшое углубление, созданное языком, и выдыхаемая струя чрезмерно расширены.

Вариант 4. "Пришепетывающее" "ч".

К согласному "ч" добавляются не свойственные ему призвуки, возникающие вследствие того, что звучащая струя при выходе из ротовой полости встречает дополнительное препятствие - сжатые челюсти. Увеличение щелевого зазора между передними верхними и нижними зубами позволит получить чистый согласный.

Исправление дефектного произнесения согласного "ч"

Вариант I. "Частичное" произнесение "ч".

Если "ч" произносится как "тъ", то данное нарушение согласного устраняется довольно быстро: студент начинает присоединять к своему неверному "ч" смягченное "ш", и произнесение дефектного звука нормализуется.

Однако случается, что при добавлении мягкого "ш" согласный "ч" улучшается, но все же остается излишне мягким.

Излишне смягченное "ч" может получаться потому, что после произнесения "ть", входящего в "ч", кончик языка не успевает осуществить движения, которые абсолютно необходимы.для "превращения" "ть" в ншь": слегка приподняться вверх (при мягком "т" он был опущен вниз); чуть-чуть оттянуться от альвеол к затылку (для того, чтобы смогло возникнуть углубление, характерное для мягкого "ш", чтобы загнулся передний край "шашечки").

Для более успешного управления языком воспользуйтесь взаимосвязью и взаимовлиянием, существующими между движениями языка и рук.

Упражнение 20. "НА МОРСКОМ БЕРЕГУ"

Знойный полдень. Море.

Воспроизведите шум набегающей волны посредством длительного произнесения звука "ч".

Движение волны передайте при помощи кистей рук: делайте пальцами рук, расположенными на уровне лица, полукруглые, волнообразные движения руками по направлению к затылку. При произнесении звука "ч" пусть волны (пальцы и кисти рук) будут распоряжаться лодочкой (кончиком языка): приподнимут ее вверх и легко понесут к берегу (заставят двигаться приподнятый кончик языка к затылку).

Углубление, создаваемое языком, увеличится, и звук "шь", входящий в "ч", приобретет недостающую сочность и густоту. За счет этого получим верное "ч".

Упражнение 21. - "ДОБАВЬТЕ "X"

Излишняя смягченность звука "ч" может возникать, кроме того, из-за пассивности задней части спинки языка. В этом случае к звуку "ч" (несколько улучшившемуся после присоединения к нему смягченного "ш") следует во время его произнесения "добавлять звук "х". Подключая звук "х", мы активизируем заднюю часть спинки языка. Она слегка приподнимается кверху, углубление между нею и кончиком языка немного увеличивается, и согласный "ч" начинает звучать верно.

Упражнение 22. - "ДОБАВЬТЕ "ТЬ"

Если в произносимом звуке "ч" прослушивается только его второй составной элемент - мягкое "ш", то студенту следует плотнее прижать к альвеолам верхних зубов кончик языка, а спинку языка выгнуть вверх, к твердому небу. Именно такое положение языка характерно для мягкого "т". Произносимым мягким "ш" резко, мгновенно оторвите язык от неба и альвеол. Теперь уже перед мягким "ш" прозвучит мягкое "т", и, благодаря этому, вы получите правильное "ч".

Вариант 2. Излишнее твердое "ч".

В случает излишней твердости звука "ч" можно воспользоваться следующими упражнениями.

Упражнение 23. - "ЛЕДЕНЕЦ"

Положите на середину языка кусочек конфетки. Произнесите согласный "ч", удерживая конфетку на середине языка поблизости от альвеол верхних передних зубов. Во время произнесения звука "ч" старайтесь прижать конфету к твердому небу.

Для тренажа можно использовать маленькие кусочки леденца, какие-нибудь мелкие предметы или даже комочки бумаги, которые вам ничего не стоит при помощи воображения превратить в конфету.

Прижимая конфету к небу, мы заставляем приподняться вверх переднюю и среднюю часть спинки языка. Благодаря этому излишняя углубленность выемки, созданной языком, устраняется. Конфета по своему размеру не должна превышать витаминную горошину, иначе мы не добьемся уменьшения создаваемого языком углубления.

Вначале упражнение выполняется с реальными предметами, а затем приступаем к освоению нужной артикуляционной установки с воображаемой конфетой.

Упражнение 24. - "ШАМПАНСКОЕ"

Вам дается задание: открыть бутылку шампанского. Произносите тянущееся "ч" и одновременно вообразите, что выемка, созданная языком, превратилась в пробку, а донышко выемки стало основанием пробки.

На донышко "языка-пробки" нажимает, воображаемое шипучее вино, под его напором донышко пробки понимается все выше и выше.

И вот вино вышибает пробку: средняя часть спинки языка подпрыгивает вверх, подбрасывает к твердому небу тянущееся "ч" и отскакивает вниз. Растянутое "ч" превращается в воздушное, искрящееся, летящее в твердое небо, легкое взрывное "ч". Углубление, созданное языком, становится нормальным.

Упражнение 25 - "СЕСТРИЦА АЛЕНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА"

Подъему тела языка к небу могут способствовать губы.

Сестрица Аленушка - это ваша верхняя губа.

Братец Иванушка - это язык, передняя и средняя часть его спинки.

Поднимаясь вверх, стремясь дотянуться до кончика носа, переносицы, до лба, верхняя губа - сестрица Аленушка поможет приподняться вверх и своему Иванушке - телу языка. Подтягивание губы к выше расположенным точкам осуществляется во время длительного произнесения звука "ч".

Если верхняя губа не может подниматься произвольно вверх, то поначалу ее можно приподнимать чисто механически -пальцем или кончиком карандаша.

Упражнение 26. - "ДАВАЙ ПОМОГУ!"

Есть еще друзья у языка - это большие пальцы наших рук. Они всегда готовы оказать услугу своему приятелю. Воспользуйтесь их помощью; при произнесении "ч" положите большой палец в выемку под подбородком и нажимайте им на мышцы языка в вертикальном направлении. Тело языка при этом приподнимается и бока языка плотнее прижмутся к зубам. Нажим вызовет также уменьшение углубления между кончиком языка и задней частью спинки языка, т.е. мы добьемся как раз того, чего ищем - верной артикулярной установки. Постепенно язык сумеет находить нужное положение и без помощи пальцев.

Вариант 3. "Расширенное "ч"

Если дефектное "ч" возникает из-за несобранности тела языка и выдыхаемой струи, которая "разливается" вширь по языку, то иногда устранить эти недостатки помогают губы.

Упражнение 27. - "БАБУШКА И ВНУЧЕК"

Любимый бабушкин внучек так набедокурил, что бабушке пришлось поставить его в угол. Представьте себе, что этот шалун - вы, и вас-то и поставили в угол. Опустите голову - пусть подбородок почти касается грудной клетки; "надуйте" губы, как это делают капризули: выпятите их трубочкой вперед (между губами должно быть овальное отверстие) и постарайтесь плотнее прижать к верхним боковым клыкам те мышцы, которые расположены возле уголков губ.

А теперь, глядя исподлобья на бабушку, попробуйте "выклянчить" у нее прощение: произносите по слогам фразу: "Я - боль-ше - не - бу-ду". Только слоги в этой фразе замените согласным "ч", получится: " Ч (я) - ч (боль) -ч «ше) - ч (не) - ч (бу) - ч (ду)".

Не отставайте от бабушки, пока не добьетесь отмены наказания - своего освобождения.

Выдвижение губ вперед и их собранность (вызванная сужением губного отверстия) способствуют тому, что тело языка тоже несколько удлиняется и становится уже, а это, в свою очередь, ведет к сужению созданного языком углубления.

Сужение углубления вызывает концентрацию выдыхаемой струи, она начинает идти над средней продольной линией языка. Согласный "ч" начинает звучать верно.

Упражнение 28. - "ПУШИНКА"

Положите на середину кончика языка маленькую бумажку -"пушинку". Постарайтесь произносимым звуком "ч" сдуть ее, сбросить, направляя выдыхаемую звучащую струю точно на то место, где находится "пушинка".

Упражнение 29. - "ПОЛЕЙТЕ ЦВЕТЫ!"

Возьмите лейку с водой и полейте садовые цветы. Поливайте осторожно, дайте каждому цветку столько воды, сколько ему требуется. Прижав бока языка к зубам, а кончик к альвеолам, осторожно пропускаем "влагу" - дыхание в маленькое отверстие между серединой кончика языка и альвеолами - "поливаем" еле заметный росток. Щель между языком и альвеолами делаем длинее или короче(имеется ввиду ее протяженность вдоль зубов) в зависимости от того, большой или маленький цветок поливает. Соответственно увеличивается или уменьшается подача дыхания - "влаги" для цветов.

Размер щели произвольно нами изменяется для того, чтобы научиться управлять выдыхаемым потоком. Со временем этот тренаж поможет нам отыскать для звука "ч" точное местонахождение и необходимую ширину звучащей струи.

РАБОТА НАД ПРОИЗНЕСЕНИЕМ ИЗОЛИРОВАННОГО ЗВУКА "Щ"

Звук "щ" у москвичей произносится как двойное мягкое "ш" "шывъ", а у ленинградцев чаще как шь + чь = шьчь = шьтьшь. Установки мягкого "ш" и "ч" рассмотрены нами выше. Ими и надо пользоваться, работая над исправлением этого звука. Следует отметить,что часто этот звук в речи учащихся напоминает согласный "с", так как плохо приподнимаются кончик языка и задняя часть спинки языка. Чтобы исправить такое "щ", следует больше приподнимать кончик языка и "добавлять" к произносимому звуку согласный "х", который заставит приподняться заднюю часть спинки языка. Полезно представлять себе подъем кончика и задней части спинки языка внутренним видением и пытаться заставить их этот представляемый подаем осуществить. Легкий наклон головы вперед помогает выполнить эту задачу. В бытовой речи, кроме того, вместо двойного мягкого "ш" или "шьтьшь" нередко произносится просто одно мягкое "ш".

В данном случае получить нормальное "ш," удается быстрее, если учащийся будет себе представлять, что два мягких "ш" произносятся не по прямой линии, а по крутой короткой дуге, выгнутой вверх. Начальная точка этой дуги находится между кончиком языка и альвеолами верхних зубов, дуга направлена вперед. Кроме того, для устранения данного недочета требуется активизация дыхания.

РАБОТА НАД ПРОИЗНЕСЕНИЕМ МЯГКИХ "Т" и»Д" В ИЗОЛИРОВАННОМ ВИДЕ

При смягчении согласных "т" и "д" из-за неточной работы органов артикуляции смягченные "т" и "д" становятся "цвякающими" и "звякающими" и нарушают благозвучие живого слова.

"Цвякающие" и "звякающие" мягкие "т" и "д" возникают в том случае, если смычка между языком и альвеолами при произнесении звука была неполной - если между ними оставался щелевой просвет (просвет обычно бывает очень узким, еле ощутимым). Воздух просачивается в щель между языком и альвеолами и возникает свистящее "с". Свистящее "с" соединяется с одновременно произносимым мягким "т", и получающийся звук становится похожим на "ц". К мягкому звуку "дъ" примешивается согласный "з". Из-за этих призвуков дефектные "ть" и "дь" и называются "цвякающими" и "звякающими".

Исправление дефектного произнесения смягченных "т" и "д"

Для исправления "цвякающих" и "звякающих" "т и "дь" учащемуся необходимо добиться того, чтобы передняя часть спинки языка плотнее, без щелевого зазора, смыкалась с альвеолами и небом.

Упражнение 30. - "ЯЗЫК СПИТ"

Проанализируйте, какое положение занимает язык в состоянии покоя при сомкнутых челюстях. Вы заметите, что кончик отдыхающего, "спящего" языка находится около зубов, а передняя часть его спинки прилегает к альвеолам и твердому небу.

Упражнение 31. - "ГЛОТОК ВОДУ"

Вам хочется пить, а вода нет. Вы вспоминаете вкус вода, представляете, как вы ее глотаете, как она освежает горло.

Сохраняя положение языка и челюстей, которые они занимали в предыдущем упражнении, сделайте несколько глотательных.движений.

Во время глотка кончик языка и передняя часть его спинки становятся энергичнее и плотнее прижимаются к альвеолах и прилегающей к ним кромочке твердого неба. Щелевого просвета между языком и альвеолами нет.

Напомним, что именно это положение языка необходимо нам для точной артикуляции смягченных "т" и "д".

При таком произнесении мягкое "т" и "д" довольно часто оказываются чистыми, так как.щель между языком и небно-адьвеольной поверхностью, благодаря предшествующему глотку, исчезает. Однако возможна и неудача.

Тогда попробуйте испытать другое приспособление.

Упражнение 32. - "ЛЮБОПЫТНЫЙ"

Просуньте кончик языка между приоткрытыми зубами. Пусть челюсти слегка сожмут его. Подготовьте язык к произнесению мягкого "т": передняя часть спинки языка, выгнувшись вверх, должна прилипнуть, "прирасти" к верхним передним зубам, альвеолам и твердому небу. С зажатым между зубами кончиком, языка произнесите взрывной "ть". В момент произнесения согласного дайте языку выскользнуть из межзубной щели, однако при этом холмообразная форма передней части спинки языка должна сохраниться. Удерживание языка челюстями должно быть безболезненным. В нашем упражнении кончик языка - это "нос любопытного".

Если при выполнении упражнения присвисты не исчезнут, значит звуки произносятся вами после того, как кончик языка выскользнул из межзубного отверстия. В этом случае вам надо организовать работу языка при помощи зрительного контроля: наблюдайте за работой языка, используя зеркало. Добейтесь того, чтобы в начальный момент произнесения звука кончик языка находился еще между зубами и только потом начинал отходить назад.

Постепенно мышцы кончика и передней части спинки языка "поймут", почувствуют, что значит соединяться с альвеолами и прилегающим, к ним твердым небом плотно, без щелевого зазора. Тогда отпадает надобность удерживать кончик языка между зубами. Звуки будут образовываться верно и без этого приспособления.

При верном произнесении "ть" и "да" кончик языка размягчается, возникает ощущение, что он слегка набух, "пропитался" произносимыми звуками.

Неправильное произношение звука С является одним из самых частых нарушений у детей в дошкольный период. Это может быть замена звука С на Ш (собака - «шабака»), искаженное произнесение (межзубное, призубное) и т.д. Следует своевременно обратить внимания на эту проблему и оказать ребенку квалифицированную помощь в постановке и автоматизации звука С. Конечно же, лучше всего обратиться за советом к опытным . Однако заниматься с ребенком можно и нужно дома родителям. Если ваш малыш затрудняется в правильном произнесении звука С, в нашей статье вы сможете получить подробную консультативную помощь постановки звука С.


Артикуляционные упражнения для вызывания звука С


Упражнение «Улыбочка». Губы сомкнуты, попеременно растягиваются в улыбке и приходят в исходное положение.


Упражнение «Заборчик». Улыбнуться так, чтобы верхние и нижние зубы были видны. Удерживать данное положение в течение 5 секунд.


Упражнение «Качели». Улыбнуться, открыть рот широко, поднять кончик языка вверх за альвеолы, после чего опустить за нижние передние зубы. Упражнение выполнить не менее 5 - 10 раз. В момент выполнения упражнения должен двигаться только язык, нижняя челюсть и губы следует удерживать в неподвижности.


Упражнение «Чистим зубы». Улыбнуться, открыть широко рот и кончиком языка совершить круговые движения по зубам (под губами).


Упражнение «Катаемся на горке». Улыбнуться, широко открыть рот, опустить кончик языка за передние резцы, спинку языка поднять высоко вверх. Удерживать органы артикуляции в таком положении на протяжении 5-10 секунд.


Изолированное произнесение звука С


Звук С получиться верно, если губы будут растянуты в улыбке, зубы сомкнуты, кончик языка будет упираться в нижние передние зубы, струя воздуха идти по середине языка, в результате чего можно будет ощутить резкую холодную струю на тыльной поверхности ладони, поднесенной ко рту. Если ребенок испытывает трудности в процессе подражания вашим действиям и все же поднимает язык вверх, используйте шпатель, с помощью которого следует придержать кончик языка внизу за нижними передними зубами.


Совершенствование произнесения звука С в разных позициях в слогах и словах


Если ребенок произносит правильно изолированный звук, следует переходить к его закреплению в слогах и словах. Изначально используется прямая позиция, когда после согласного следует гласный звук. Предложите ребенку повторить следующие последовательности слогов: со, са, сы, су, са-са-са, со-со-со, су-су-су, сы-сы-сы, са-со-сы и т.д. Когда малыш научиться качественно произносить звук С в слогах, переходите к словам. Предложите ребенку повторять за вами слова, называть, что нарисовано на картинке, что окружает его и т.д. Примеры слов, в которых звук С расположен в прямой позиции: сок, Соня, сад, сахар, сушка, сыр и др.


Следующим этапом работы является в интервокальной и обратной позициях, в стечении согласных на материале слогов и слов: аса, осо, усу, ысы, асо, осу, коса, оса, колесо, ас, ос, ус, ыс, квас, класс, колос, ананас, сва, сво, сла, слу, смы, сму, сварить, свой, смог, стул, стол, сны, скатерть, скамейка и др.


Автоматизация звука С в разных позициях во фразах и связной речи


Для того чтобы ребенок не задумывался, как правильно произносить звук С, а чувствовал себя уверенно, постепенно даем ему задания, позволяющие, с одной стороны, совершенствовать данный звук, а, с другой стороны, развивать грамматической строй языка, связную речь. С этой целью можно предложить малышу следующие упражнения: дополнить или составить предложения по картинке; подобрать слова с изучаемым звуком С к прилагательным; придумать слова, в которых звук С находится в разных позициях (в середине, в начале, в конце слова); придумать предложения, в которых были бы слова со звуком С; пересказать услышанный рассказ; придумать рассказ из набора слов; выучить стихотворение и т.д.

1. Недостатки произношения звуков р и р (искажения - ротацизм, замены - параротацизм).

Уклад органов артикуляции. Губы разомкнуты и принимают положение следующего гласного звука, расстояние между зубами 4-5 мм. Кончик языка поднимается к основанию верхних зубов. Он напряжен и вибрирует в проходящей воздушной струе. Переднесредняя часть спинки языка прогибается. Задняя часть языка отодвинута назад и слегка поднимается к мягкому нёбу. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, голосовыдыхательная струя проходит посередине. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос,

Рис. 1. Артикуляция звуков р, р. _______ р; _ . _ . _ р

Мягкий звук р отличается от твердого тем, что при его артикулировании средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу (примерно, как при гласном и), кончик языка находится несколько ниже, чем при р, задняя часть спинки языка вместе с корнем продвинута вперед (рис. 1).

Нарушение твердого р бывает велярное или увулярное. При велярной артикуляции щель образуется на месте сближения корня языка с мягким нёбом, выдыхаемый воздух, проходя через эту щель, вызывает беспорядочную многоударную вибрацию мягкого нёба. Вследствие этого возникает шум, который примешивается к тону голоса. При увулярном р вибрирует только маленький язычок; вибрация носит гармонический характер и не сопровождается шумом.

Сложным и трудно поддающимся исправлению является боковое артикулирование р (боковой ротацизм). Вибрирует один из боковых краев языка, смычка между языком и коренными зубами разрывается, и через нее выходит голосовыдыхательная струя, как при звуке л, в результате произносится звук, в котором как бы сливаются р и л.

При щечном произношении р щель для выдыхаемой струи воздуха образуется между боковым краем языка и верхними коренными зубами, вследствие чего колеблется (вибрирует) щека. При этом на тон голоса накладывается шум. Изредка нарушение бывает двусторонним.

Несколько реже встречается одноударное р, при котором отсутствует вибрация, но место артикуляции оказывается таким же, как при нормально произносимом звуке; его иногда называют проторным.

Еще реже встречается кучерское р, когда вибрируют сближенные губы.

Среди параротацизмов встречаются замены звука р парным мягким р, а также л, / (йот), г, д и др.

Мягкий р может нарушаться так же, как и твердый, но вместе с тем нередки случаи, когда нарушается только твердый звук, а мягкий оказывается ненарушенным.

Приемы постановки звука.

По подражанию. Этот прием лишь изредка приводит к положительным результатам, поэтому чаще приходится применять другие.

Наиболее распространенным приемом является постановка звука р от д, повторяющегося на одном выдохе: ддд, ддд, с последующим более форсированным произнесением последнего. Применяется также чередующееся произношение звуков т и д в сочетании тд, тд или тдд, тдд в быстром темпе, ритмично. Они артикулируются при слегка открытом рте и при смыкании языка не с резцами, а с деснами верхних резцов или альвеолами. При многократном произнесении серий звуков д к т ребенка просят сильно подуть на кончик языка, и в этот момент возникает вибрация.

Однако этот прием не всегда приводит к успеху. При заднеязычной артикуляции р или его велярном (увелярном) артикулировании возможно появление двухфокусной вибрации: задней и новой, передней. Одновременное сочетание двух видов вибрации создает грубый шум, и ребенок отказывается такой звук принять. Кроме того, в случае достижения передней вибрации звук нередко оказывается излишне длительным (раскатистым) и зашумленным.

Постановка р в два этапа. На первом этапе ставится фрикативный р без вибрации от звука ж при его протяжном произнесении без округления губ и с перемещением переднего края языка несколько вперед, к деснам верхних зубов или альвеолам. При этом звук произносится со значительным напором воздуха (как при произнесении глухого звука) и минимальной щелью между передним краем языка и деснами.

Полученный фрикативный звук закрепляется в слогах. Можно, не закрепляя звук в слогах, перейти ко второму этапу постановки: с механической помощью, применяя шариковый зонд. Его вводят под язык и, прикасаясь к нижней поверхности передней части языка, быстрыми движениями зонда вправо и влево вызывают колебания языка, передние его края попеременно смыкаются и размыкаются с альвеолами. Эти движения можно осуществлять и обычным плоским шпателем (деревянным или пластмассовым) или зондом № 1 (рис. 8). Домашние тренировки ребенок может проводить с помощью черенка чайной ложки или чистого указательного пальца. Во время тренировок выдыхаемая струя должна быть сильной.

Описанным приемом пользуются в тех случаях, когда шипящие звуки у ребенка не нарушены.

Данный прием приводит к положительным результатам. Однако его недостатки в том, что звук оказывается раскатистым, произносится изолированно и ребенок с трудом овладевает переходом от него к сочетаниям звука с гласными.

Наиболее эффективным является прием постановки р от слогового сочетания за с несколько удлиненным произнесением первого звука из слога: ззза. В ходе многократного повторения слогов ребенок по инструкции логопеда перемещает переднюю часть языка вверх и вперед к альвеолам до получения акустического эффекта фрикативного р в сочетании с гласным а. После этого вводится зонд, с его помощью проводят быстрые движения слева направо и справа налево. В момент возникающей вибрации слышится достаточно чистый звук р, нормальной протяженности, без избыточного раската. При этом способе постановки звука не требуется специального введения звука в сочетание с гласным, так как сразу получается слог. В последующей работе важно провести тренировки в вызывании слогов ра, ру, ры.

При постановке мягкого р применяется тот же прием, но с помощью слога зи, а в дальнейшем зе, зя, зё, зю.

Обычно при нарушениях твердого и мягкого звука р сначала ставится твердый, а потом мягкий звук, но такой порядок не является жестким, его можно произвольно менять; не рекомендуется лишь вести одновременную их постановку во избежание смещения.

2. Недостатки произношения звуков л и л (искажения- ламбдацизм, замены-параламбдацизм).

Уклад органов артикуляции. При л губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Расстояние между верхними и нижними резцами - 2-4 мм. Кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов (но может занимать и более нижнее положение). Переднесредняя часть спинки языка опущена, корневая часть поднята по направлению к мягкому нёбу и оттягивается назад, посередине образуется ложкообразная вдавленность. Боковые края языка опущены, через них проходит выдыхаемая струя воздуха, слабая, как при произнесении всех звонких согласных. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки колеблются, производя голос.

Артикуляция мягкого л отличается от твердого тем, что губы при его произнесении несколько оттягиваются в сторо-


Рис. 2. Артикуляция звуков л, л.

ны (что свойственно мягким согласным). Переднесредняя часть спинки языка поднимается по направлению к твердому нёбу и несколько продвигается вперед, задняя часть спинки языка вместе с корнем значительно продвинута вперед и опущена (рис. 2).

Среди нарушений л распространено искажение звука, при котором произносится двугубый сонорный звук, наподобие краткого у, встречающегося в некоторых диалектах, или звука w, свойственного фонетическому строю английского языка. Более многочисленными являются случаи параламбдацизма в виде замен его кратким гласным ы, фрикативным г (как в южнорусских диалектах), мягким и полумягким л, j (йот), изредка встречается замена звуком р и некоторыми другими.

Мягкий л нарушается очень редко: наблюдается полумягкое произнесение или замена звуком / (йот).

Приемы постановки звука. Ребенку предлагается слегка раскрыть рот и произнести сочетание ыа. При этом ы произносится кратко, с напряжением органов артикуляции (как бы на твердой атаке голоса). Образец произнесения показывает логопед. Как только ребенок усвоит нужное произнесение, логопед просит его вновь произнести это сочетание, но при зажатом между зубами языке. В этот момент четко слышится сочетание ла. При выполнении задания логопед следит за тем, чтобы кончик языка у ребенка оставался между зубами.

Можно воспользоваться и другим приемом. Используя в качестве базового звука мягкий л, попросите ребенка несколько раз повторить слог ля, затем введите зонд № 4 (рис. 8) так, чтобы он оказался между твердым нёбом и средней частью спинки языка; нажмите зондом на язык вниз - вправо или влево, и попросите ребенка произнести несколько раз сочетание ля. В момент произнесения регулируйте движение зондом, пока не будет получен акустический эффект твердого л. Основная трудность в постановке звука л заключается в том, что, произнося звук правильно, ребенок продолжает слышать прежний свой звук. Поэтому нужно привлекать слуховое внимание ребенка к тому звуку, который получается в момент его постановки. Звук л удается получить по слуховому подражанию, если на подготовительном этапе ребенок научился узнавать его и отличать правильное звучание от неправильного.

3. Недостатки произношения звуков с - с, з - з, ц (искажения-сигматизм, замены-парасигматизм).

Уклад органов артикуляции при произношении звуков с, с, з, з. При произнесении звука с губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы. Перед лабиализованными гласными губы округляются, зубы сближены до расстояния в 1-2 мм. Кончик языка упирается в нижние резцы, передняя часть спинки языка выгнута. Боковые его края прижаты к коренным зубам. При таком укладе образуется узкий проход (круглая щель) между кончиком языка и передними верхними зубами. Вдоль языка по его средней линии образуется желобок. Сильная струя выдыхаемого воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум. Чем уже щель, тем шум выше, чем шире щель - тем шум более низкий, переходящий в «шепелявый» (звук произносится с «пришепетыванием»). Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в полость носа; голосовые складки разомкнуты и не производят голос.

При произнесении мягкого с губы растягиваются больше, чем при с, и напрягаются. Переднесредняя часть спинки поднимается выше к твердому нёбу и несколько перемещается вперед в направлении альвеол, вследствие чего еще больше сужается, а шум становится более высоким (рис. 3).

При артикуляции з и з в дополнение к парным им глухим добавляется голос и напор воздушной струи ослабевает.

Уклад органов артикуляции и при произнесении звука ц . Губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Расстояние между зубами - 1-2 мм. Для звука характерна сложная язычная артикуляция: он начинается со смычного элемента (как при т), при этом кончик языка опущен и касается


Рис. 3. Артикуляция звуков

с, с; з, з.


Рис. 4. Артикуляция звука ц ___момент смычки; __.__. -щель

нижних зубов. Передняя часть спинки языка поднимается к верхним зубам или альвеолам, с которыми производит смычку. Боковые его края прижаты к коренным зубам; звук заканчивается щелевым элементом (как при с), который звучит очень кратко. Граница между взрывным и щелевым элементами не улавливается ни на слух, ни артикуляционно, так как они слиты воедино. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос,

Основные виды сигматизма. Межзубный сигматизм наиболее распространен в данной группе нарушений. Характерный для звука с свист отсутствует. Вместо него слышится более низкий и слабый шум, обусловленный положением языка, просунутого между зубами: круглая щель при этом заменяется плоской. Этот же недостаток распространяется на парный звонкий з и аффрикат ц.

Губно-зубной сигматизм. При нем в образовании щели участвует, кроме языка, нижняя губа, которая сближается с верхними резцами (как при образовании звука ф), поэтому акустический эффект при искажении с близок к звуку ф. Подобный дефект наблюдается при произнесении остальных свистящих.

Боковой сигматизм. Выдыхаемая струя воздуха проходит не по средней линии языка, а через боковую щель, одностороннюю или двустороннюю, так боковые края языка не прилегают к коренным зубам. Кончик языка и передняя часть спинки образуют смычку с резцами и альвеолами. При такой артикуляции вместо с слышится шум. Такой же шум, только озвученный голосом, слышится при произнесении з. С боковой артикуляцией может произноситься и ц. Дефект распространяется и на соответствующие парные мягкие свистящие звуки. Призубный парасигматизм. Язык приобретает переднюю смычную артикуляцию вместо щелевой, слышится звук типа взрывного то или, при звонком, - д. При звуке ц артикуляция его упрощается, и он становится одноэлементным, произносится как с или как то.

Шипящий парасигматизм. Язык принимает артикуляцию, характерную для ш, или артикуляцию смягченного шипящего звука, напоминающего укороченный щ.

Приемы постановки свистящих звуков.

Постановка обычно начинается с глухого твердого с.

При губно-зубном сигматизме нужно снять губную артикуляцию. Это достигается демонстрацией правильной позы губ при артикулировании этого звука, либо с механической помощью (шпателем или пальцем отводят нижнюю губу от зубов). В других случаях ребенка просят улыбнуться, оттянуть несколько углы рта так, чтобы были видны зубы, и подуть на кончик языка для получения свистящего шума, типичного для с. Можно воспользоваться механической помощью. Ребенок произносит многократно слог та, логопед вводит зонд № 2 (рис. 8) между альвеолами и кончиком (а также передней частью спинки языка) и слегка нажимает им вниз. Образуется круглая щель, проходя через которую выдыхаемая струя воздуха производит свистящий шум. Управляя зондом, логопед может изменять величину щели до получения нужного акустического эффекта

При межзубном сигматизме можно воспользоваться вышеописанным приемом. Чтобы избежать ассоциаций с нарушенным свистящим звуком, нужно произносить слог са со сжатыми зубами в начале его произнесения или несколько удлинить произнесение согласного, а на гласном а опустить челюсть. Особое внимание обращается на зрительный и слуховой контроль.

При боковом сигматизме необходима специальная подготовительная работа по активизации мышц боковых краев языка, которые в результате проведенных упражнений могут подниматься до плотного соприкосновения с боковыми зубами.

Для получения чистого произношения применяют двухэтапный метод постановки этого звука: вызывают межзубное произношение, чтобы избавиться от хлюпающего шума, а затем переводят язык в зазубное положение.

Звук ц ставится от звука топри опущенном кончике языка к нижним резцам и прижатой к верхним резцам передней части спинки языка. Ребенка просят произнести звук то с сильным выдохом. При этом как бы последовательно произносят то и с. Элемент свистящего звука оказывается протяженным. Чтобы получить слитный звук с укороченным свистящим элементом, ребенку предлагают произносить обратный слог с гласным а. При произнесении слышится как бы сочетание атс. Затем нужно теснее сблизить переднюю часть спинки языка с зубами (до соприкосновения одновременно с верхними и нижними резцами) и вновь произнести сочетание атс с сильным выдохом в момент перехода от а к тс. В тех случаях, когда ребенку трудно удержать кончик языка у нижних резцов, применяется механическая помощь. Шпателем или зондом № 2 (рис. 8) логопед удерживает кончик языка у нижних резцов или помещает зонд между передней частью спинки языка и зубами и просит ребенка произнести с сильным выдохом слог та. В момент произнесения ребенком взрывного элемента слога логопед слегка нажимает на язык. Слышится фрикативный шум, присоединяющийся без интервала к взрывному шуму, в результате слышится слитный звук ц.

В тех случаях, когда дефектными оказываются все свистящие звуки, постановку обычно начинают с глухого твердого с. В дальнейшем он становится базовым для постановки других свистящих, а также шипящих. В ряде случаев при нарушенных фрикативных свистящих звук ц у детей произносится без искажений. В таких ситуациях можно вызвать звук с от звука ц. Логопед просит ребенка удлиненно произнести ц, слышится протяженное с: тссс. Затем логопед просит произнести этот элемент без смыкания языка с зубами. Условием, облегчающим артикуляцию, является позиция ц в начале открытого слога, например ца.

4. Недостатки произношения шипящих звуков ш, ж , щ, ч в ряде случаев аналогичны недостаткам свистящих: межзубное, щечное, боковое произношение. Кроме этого наблюдаются дефекты, присущие произнесению только шипящих звуков.

Уклад органов артикуляции. При произнесении звука ш губы вытянуты вперед и округлены (перед а - округление минимально, перед ы (и) округления может и не быть). Расстояние между зубами больше, чем при свистящих - 4-5 мм. Кончик языка поднят по направлению к началу твердого нёба или альвеолам, средняя часть спинки языка прогибается, а задняя-поднимается по направлению к мягкому нёбу и оттягивается к стенке зева. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; нёбная занавеска поднята и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты; сильная выдыхательная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким нёбом, а также между кончиком языка и твердым нёбом. При этом производится сложный шум, более низкий, чем при произнесении свистящих, напоминающий шипение.

При образовании звонкого ж та же артикуляция, что и при образовании звука ш; она дополняется работой сомкнутых и колеблющихся голосовых складок, производящих голос. Выдыхаемая струя воздуха несколько слабее и щель между кончиком языка и твердым нёбом меньше, чем при образовании ш (рис. 5).

Основные виды нарушений звуков ш и ж. Среди нарушений этих звуков отмечается несколько видов искаженного произношения.

«Щечное» произношение ш и ж. Язык не принимает участия в артикуляции, выдыхаемая струя воздуха встречает препятствие не между языком и губами, а между сближенными (иногда сжатыми) между собой зубами и прижатыми к ним с боков углами рта. Образуется «тупой» шум, а при произнесении звонкого ж к шуму прибавляется голос; произнесение звука сопровождается раздуванием щек.

«Нижнее» произношение ш и ж. Щель образуется не сближением кончика языка с твердым нёбом, а передней частью его спинки. При таком артикулировании шипящие приобретают мягкий оттенок, напоминая звук, щ, произносимый без присущей ему долготы. В некоторых случаях при таком артикулировании может произноситься твердый звук.

Заднеязычное произношение ш к ж. Щель образуется сближением задней части спинки языка с твердым нёбом. В этом случае шум, напоминающий шум при звуке х или звонком фрикативном г, как в южнорусских областях.

Кроме случаев искаженного произношения ш и ж, наблюдаются различные замены шипящих другими звуками. Среди них наиболее частыми оказываются замены шипящих свистящими. Замена шипящих свистящими не всегда бывает полной, так как очень часто наблюдаются акустические отличия свистящего заменителя от нормированного звука с.

Приемы постановки звуков ш и ж. Сначала ставится звук ш, а затем на его базе ставится ж.

Постановка звука ш осуществляется рядом приемов.


Рис. 5. Артикуляция звуков ш, ж, щ. ---------ш, ж; - - - . -щ.

са и во время его произнесения постепенно (плавно) поднимает кончик языка по направлению к альвеолам. По мере подъема языка меняется характер шума согласного звука. В момент появления шипящего шума, соответствующего акустическому эффекту нормированного ш, логопед фиксирует внимание ребенка с помощью зеркала на этой позе. Затем просит сильно подуть на кончик языка, присоединяя к выдоху звук а (в результате слышится слог ша). Ребенок произносит слог са при верхнем положении языка и внимательно прислушивается к тому, какой звук при этом получается.

Ребенок произносит несколько раз слог са, и логопед вводит под язык зонд № 5 (рис. 8). С его помощью переводит кончик языка в верхнее положение и регулирует степень его подъема до появления нормально звучащего ш. Логопед фиксирует зонд в этом положении, просит ребенка вновь произнести тот же слог и внимательно вслушаться. После нескольких тренировок в произнесении ша с помощью зонда логопед фиксирует внимание ребенка на положении языка и выясняет, может ли он самостоятельно поставить язык в нужную позицию.

При ненарушенном произнесении р можно поставить ш и ж от этого звука. Ребенок произносит слог ра и в этот момент логопед прикасается шпателем или зондом № 5 (рис. 8) к нижней поверхности его языка, чтобы затормозить вибрацию. При шепотном произнесении ра слышится ша, а при громком - жа.

Звук ж ставится обычно от звука ш включением голоса при его произнесении, но он может быть поставлен и от звука з, как ш от с.

Недостатки произношения звука щ. Звук щ в русском языке произносится как долгий мягкий фрикативный шипящий, для которого характерен следующий уклад органов артикуляции: губы, как и при ш, вытянуты вперед и округлены, кончик языка поднят до уровня верхних зубов (ниже, чем при ш). Передняя часть спинки языка несколько прогибается, средняя часть - приподнимается к твердому нёбу, задняя часть - опущена и продвинута вперед; нёбная занавеска поднята, голосовые складки разомкнуты. Сильная струя выдыхаемого воздуха проходит через две щели: между средней частью спинки языка и твердым нёбом и между кончиком языка и передними зубами или альвеолами. Образуется сложный шум, более высокий, чем при ш (рис. 5).

Среди недостатков произношения звука щ имеется укороченное произношение (длительность такого звука такая же, как при ш), замена мягким свистящим звуком с, а также произнесение щ с аффрикативным элементом в завершающей фазе, как сочетание шч («шчука» вместо щука).

Для постановки звука щ можно воспользоваться звуком с. Ребенок несколько раз произносит слог си или са с протяженным свистящим элементом: си, си... Затем логопед вводит шпатель или зонд под язык и в момент произнесения слогов слегка приподнимает его, несколько отодвигая назад. Тот же акустический эффект можно получить, не поднимая язык, а лишь несколько отодвигая его назад прикосновением шпателя.

Если правильно произносится звук ч, то от него легко получить звук щ, протянув завершающий звук ч фрикативный элемент. Слышится долгий звук щ, который в дальнейшем без труда отделяется от взрывного элемента. Звук сразу же вводится в слоги, а затем в слова.

Недостатки произношения звука ч. При произнесении звука ч губы, как при всех шипящих, вытянуты и округлены. Расстояние между зубами 1-2 мм. Звук имеет сложную язычную артикуляцию: он начинается со смычного элемента (как при звуке т)- Кончик языка опущен и касается нижних резцов. Передняя часть спинки языка прижата к верхним резцам или альвеолам. Средняя ее часть выгнута по направлению к твердому нёбу. Весь язык несколько продвигается вперед. Звук заканчивается щелевым элементом (как при щ), который звучит кратко. Граница между взрывным и щелевым (фрикативным) элементами не улавливается ни на слух, ни артикуляционно, так как элементы слиты воедино. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос, голосовые складки разомкнуты, звук глухой (рис. 6).

Среди недостатков произношения звука ч, помимо тех, которые являются общими для всех шипящих, следует отметить замену ч мягкой свистящей аффрикатой ц, не свойственной фонетической системе русского литературного языка, а также т или ш.


Рис. 6 Артикуляция звука ч. --------- момент смычки; _ . _ . _щель

Звук ч можно поставить от мягкого т , произносимого в прямом слоге (ти) или обратном (am/). Ребенок произносит несколько раз какой-нибудь из этих слогов с некоторым усилением выдоха на согласном элементе. В момент произнесения логопед с помощью шпателя или зонда № 5 (рис. 8) слегка отодвигает назад кончик языка (как для артикуляции щ). Тот же акустический эффект может быть получен при введении зонда под язык. В момент произнесения логопед слегка приподнимает язык и одновременно несколько отодвигает его назад. Звук ч легче вызывается в обратных слогах.

В ряде случаев наблюдаются нарушения всех свистящих и шипящих звуков. Отмечены случаи, когда все эти звуки реализуются только в одном артикуляционном варианте - смягченном шипящем звуке. Встречаясь с подобными случаями, логопед анализирует дефект, чтобы правильно организовать логопедическое воздействие. Если нарушение квалифицировано как дислалия, необходимо определить последовательность в постановке звуков. Принято сначала ставить свистящие звуки (в первую очередь глухие), а на их базе - звонкие. Шипящие звуки ставят после постанови свистящих: сначала - твердые, затем - мягкие. При постановке шипящих последовательность отрабатываемых звуков более свободная. Она определяется логопедом исходя из особенностей проявления дефекта.

5. Недостатки произношения звука j (йот) (йотоцизм).

Уклад органов артикуляции. Губы несколько растянуты, но меньше, чем при и. Расстояние между резцами 1-2 мм. Кончик языка лежит у нижних резцов. Средняя часть спинки языка сильно поднята к твердому нёбу. Задняя ее часть и корень продвинуты вперед. Края упираются в верхние боковые зубы. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в полость носа. Голосовые складки колеблются и образуют голос. В зависимости от фонетического положения звука он может артикулироваться при более узкой или более широкой щели. Выдыхаемая струя воздуха слабая.

Звук j (йот) нарушается реже, чем описанные выше звуки. Его дефектное произношение чаще всего сводится к замене мягким л (в его нижней или верхней артикуляции).

Исправить звук можно, опираясь на гласный и: ребенок произносит несколько раз сочетание иа или аиа. Выдох несколько усиливается в момент произнесения и, и сразу без перерыва произносится а. После того как усвоено такое произнесение, логопед дает установку на более краткое произнесение ц. Помимо сочетания иа, полезно произносить аи, ои и т. д. В результате у ребенка вырабатывается дифтонгоидное их произнесение

Другим примером постановки звука / (йот) является постановка его от мягкого з с механической помощью. Ребенок произносит слог за (зя), повторяя его несколько раз.

Во время произнесения логопед шпателем нажимает на переднюю часть языка и отодвигает его несколько назад до получения нужного звучания.

6. Недостатки произношения звуков к, г, х, к, г, х (каппацизм, гаммацизм, хитизм).

Уклад органов артикуляции. При произнесении звука к губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Расстояние между верхними и нижними резцами до 5 мм. Кончик языка опущен и касается нижних резцов, передняя и средняя части спинки языка опущены, задняя часть смыкается с нёбом. Место смычки языка с нёбом меняется при разных фонетических условиях: при ка оно оказывается на границе твердого и мягкого нёба, при сочетании с лабиализованными гласными о и у смычка оказывается ниже (с мягким нёбом). Боковые края языка прижаты к задним верхним зубам. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в полость носа. Голосовые складки разомкнуты. Выдыхаемая струя взрывает смычку между языком и нёбом, в результате образуется характерный шум.

При артикуляции звука х в отличие от к задняя часть спинки языка неполностью смыкается с нёбом: по средней линии языка создается щель, проходя через которую выдыхаемый воздух производит шум.

При произнесении мягких к, г, х язык подвигается вперед и производит смычку с нёбом (а для х - щель). Средняя часть спинки языка приближается к твердому нёбу. Передняя часть (как и при твердых к, г, х) опущена. Кончик языка находится несколько ближе к нижним зубам, но не касается их. Губы несколько растягиваются и открывают зубы (рис. 7).

При каппацизме и гаммацизме наблюдаются следующие нарушения: звук образуется смыканием голосовых складок,

которые резко расходятся в момент прохождения через них воздушной струи повышенного давления. Воздух с шумом прорывается через голосовую щель. Вместо к слышится гортанный щелчок. При произнесении звонкого - к глуму добавляется голос. При хитизме слышится слабый гортанный шум.


Рис. 7. Артикуляция звуков к, к; г, г; х, х.

Встречаются случаи замены заднеязычных взрывных к и г переднеязычными взрывным m и д, которые носят название паракаппацизма и паратаммацизма. Изредка встречается разновидность паракаппацизма, когда звук к заменяется х. При гаммацизме замена фрикативным заднеязычным или фарингальным г обозначается в транскрипции греческой буквой (гамма).

Нарушения мягких г, к, х аналогичны нарушениям твердых г, к, х, но в некоторых случаях наблюдается боковое произношение к и г.

Приемы исправления этих звуков сводятся к постановке взрывных заднеязычных от взрывных переднеязычных, а фрикативных заднеязычных от фрикативных переднеязычных. Мягкие звуки ставятся от мягких, а твердые - от твердых. Постановка звуков производится с механической помощью. Ребенок несколько раз произносит слог та, в момент произнесения логопед шпателем постепенно отодвигает язык назад нажимом на переднюю часть спинки языка. По ходу движения языка вглубь слышится сначала слог тя, потом кя, а вслед за ним ка. Так же ставится звук г от слога да, но его можно получить и озвончением к. Звук х ставится от звука с аналогичным приемом: сначала слышится ся, вслед за ним хя и наконец ха.

Описанные приемы постановки звуков используются как при функциональной, так и механической дислалии. Постановка звуков при механической дислалии должна предшествовать большая подготовительная работа, чем при функциональных дислалиях. В процессе нее большое внимание уделяется «произносительным пробам», позволяющим вы-

Рис. 9. Схема взаимосвязи звуков при их постановке у детей с дислалией

яснить, при каком из укладов органов артикуляции можно получить акустический эффект, наиболее близкий к нормированному звуку.

В разном фонетическом окружении одна и та же фонема реализуется в разных артикуляционных вариантах, поэтому должны отрабатываться наиболее частотные варианты сочетаний.

Условием, способствующим выработки нормированных звуков и облегчающим ребенку процесс овладения умениями и навыками звукового оформления речи, является адекватно выбранный путь постановки звука. Наиболее оправданным является тот, при котором учитывается артикуляторная близость звуков и естественные, присущие речи способы его реализации.

Опираясь на тот или другой звук как базовый, логопед при его постановке должен исходить из того, что только слог является той минимальной единицей, в которой он реализуется. Поэтому о постановке звука можно говорить только в том случае, если он оказывается в составе слога. Все попытки ставить звуки на основе подражания окружающим шумам (шипению гуся, шуму поезда, треску пулемета и мн. др.) для работы над произношением при дислалии могут иметь только вспомогательное значение.

В предлагаемой схеме (рис. 9) выделены звуки, которые нарушаются при дислалии. К каждому из них подведены стрелки от базовых звуков. В ряде случаев стрелки оказываются двунаправленными, это означает, что существуют различные варианты подхода к исправлению в зависимости от того, какой из звуков сформирован. На схеме видно, что один и тот же звук может быть получен разными путями. Порядок постановки звуков обусловлен степенью их акустического контраста. Звуки сгруппированы под фонематическим признаком, существенным для работы.

В этой схеме нашли отражение идеи Ф. A. Pay, А. Г. Ипполитовой.

Выводы и проблемы

В отечественной логопедии сложилась концепция дислалии как такого вида нарушений звукопроизношения, который не обусловлен органическими нарушениями центрального порядка.

В концепции дислалии функционально обусловленные нарушения произношения и органически обусловленные нарушения (при анатомических аномалиях органов артикуляции) разделены на самостоятельные формы дислалии. Из состава дислалии выделена в отдельную форму ринолалия. Для современной логопедии продолжает оставаться актуальным поиск методически оправданных путей выработки правильного звукопроизношения.

Контрольные вопросы и задания

1. Сравните определения дислалии в работах М. Е. Хватцева, О. В. Правдиной, О. А. Токаревой, К. П. Беккера и М. Совака. Установите их сходства и различия.

2. Назовите основные формы дислалии, укажите критерии их выделения.

3. Назовите основные виды нарушений отдельных звуков.

4. Опишите артикуляцию звука (по выбору).

5. Опишите дефекты произношения звука (по выбору).

6. При посещении специального учреждения уточните состояние звукопроизношения у детей, определите выявленные нарушения.

7. Присутствуя на логопедическом занятии, отметьте приемы и пособия, используемые для устранения дефектов звукопроизношения.

Литература

1. Матусевич М. И. Современный русский язык. Фонетика. - М., 1976.

2. Панов М. В. Русская фонетика. -М., 1967.

3. Правдива О. В. Логопедия. - 2-е изд. - М., 1973.

4. Pay Ф. Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем // Основы теории и практики логопедии. - М., 1968.

5. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. - М., 1969.

6. Фомичева М.Ф. Воспитание правильного произношения. - М.,1971.

7. Хватцев М. Е. Логопедия. - М., 1959.

8. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М., 1997. - Ч. I. - С. 8-119.

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.

Приступая к исправлению недостатков звукопроизношения, необходимо прежде всего выяснить, какие звуки малыш произносит неверно, установить, каков характер их нарушения: ребенок произносит звук неправильно или звук отсутствует, но при этом заменяется другим, или он может произнести звук в изолированном виде, но в речи им пользуется не всегда. От характера нарушения звука нередко зависит и выбор упражнения для его исправления.

Естественно, что взрослые привыкают к речи своего ребенка и поэтому могут не замечать недостатков произнесения некоторых звуков, особенно таких, которые на слух мало чем отличаются от правильно произносимых. Например, трудно заметить такой дефект, как искаженное (горловое) произнесение звука [р]. Подметить недостаток такого рода можно, если сопоставить свою артикуляцию, то есть собственное произношение звука, с произношением ребенка.

При проверке обращайте внимание прежде всего на правильность произнесения таких звуков, как [ш], [ж], [ч’], [щ’] (группа шипящих); [с], [с’], [з], [з’], [ц] (группа свистящих); [р]> [р’]> [л], [л’]. Эти звуки являются наиболее трудными для воспроизведения, и ребенок начинает правильно произносить их, как правило, позже всех остальных. Нарушения других звуков у детей шестого и седьмого года жизни встречаются в исключительных случаях.

Нередко дети не произносят только один какой-нибудь звук (например, [р]) или же целую группу звуков (например, шипящих: [ш], [ж], [ч’], [щ’]), иногда только звуки [р] и [ч’].

Обычно нарушение в произношении твердых согласных (например, звука [р]) сопровождается неправильным произнесением его мягкого варианта ([р’]); нарушение произношения внутри одной фонетической группы (например, звука [ш] из группы шипящих) часто сопровождается неправильным произнесением других звуков данной группы — [ж], [ч’], [щ’]. Поэтому при проверке звука [ш] или звука [с] обязательно обратите внимание на то, как ребенок произносит другие звуки этой группы.

Чтобы выявить, какие звуки ребенок произносит неправильно, послушайте, как он читает стихотворение, пересказывает сказку или рассказ. Для проверки звукопроизношения лучше всего использовать специальные рассказы, в которых проверяемые звуки встречаются наиболее часто. Приводимые в нашей книге материалы помогут вам в этом. Звуки, которые ребенок произносит неверно, отметьте в специальной тетради.

Затем правильность произнесения звуков проверяется в словах: ребенок называет предметы, изображенные на картинках. Подберите картинки так, чтобы при назывании предметов, изображенных на них, проверяемые звуки находились в разных позициях (в начале, середине и в конце слова). Проверяемый согласный звук должен быть представлен как в твердом, так и в мягком варианте, а также в сочетании с другими согласными. Для проверки правильности произнесения звуков [р], [р’]; [л], [л’]; [ш], [ж], [ч’], [щ"]; [с], [с’], [з], [з’], [ц] предлагаем подобрать примерно такой набор картинок: рак, пирамида, топор, редиска, огурец, дверь, кровать, ведро, виноград; лопата, палатка, дятел, лимон, коляска, ель, платье, белка, клетка; шары, машина, карандаш, шляпа, лягушка, кувшин, жуки, жираф, ножик, часы, черепаха, мяч, птички, бабочка, пчела, щенки, клещи, лещ; собака, бусы, автобус, сено, велосипед, гусь, слон, носки, свинья, забор, ваза, козленок, зебра, газета, обезьяна, цветок, мыльница, заяц.

Обратите внимание, во всех ли словах ребенок неправильно произносит тот или иной звук; каков характер нарушения звука: заменяет звук другим, опускает его или искажает (при искажении звук есть, но ребенок произносит его недостаточно отчетливо и чисто).

И наконец, проверьте, как ребенок произносит звук изолированно. Для этого предложите ему повторить за вами тот звук, который он не произносит в речи или в словах.

Такая проверка необходима для того, чтобы при исправлении неправильно произносимых звуков выбрать такие формы работы, которые помогли бы в кратчайший срок избавить ребенка от дефектов звукопроизношения. Так, если он опускает звук [р] (произносит слово корова как коова), то сначала надо вызвать (получить) недостающий звук, а потом закрепить его в слогах, словах и ввести в речь.

При неустойчивом же произнесении звука (в одних словах звук произносится правильно, а в других—нет) или когда ребенок правильно произносит звук в изолированном виде работа по его постановке отпадает. В этих случаях надо только уточнить правильность произнесения звука, а затем закрепить его в словах и фразах.

При замене же одного звука другим кроме занятий, направленных на постановку звука (получение изолированного звука), закрепление и введение его в речь, необходимо одновременно проводить работу по различению вновь полученного звука и звука, которым ребенок его заменял, то есть отдифференцировать его не только в произношении, но и на слух. Например, при замене звука [ш] звуком [с] (коска вместо кошка) надо дать ряд упражнений, направленных на то, чтобы научить ребенка различать эти звуки.

При искаженном произнесении звука надо выработать такое положение органов артикуляционного аппарата, при котором достигается правильное его произнесение, которое затем закрепляется в слогах, словах и вводится в речь.

Работа по исправлению недостатков произнесения звуков включает три основных этапа: подготовительные упражнения; постановка (вызов) звука; закрепление звука в слогах, словах и введение его в речь.

Подготовительные упражнения. Прежде чем приступить к таким упражнениям, необходимо выяснить, может ли ребенок произнести тот или иной звук по подражанию. Для этого предложите ему воспроизвести рокот мотора при неправильном произнесении звука [р], шум листьев деревьев или шипение змеи при неправильном произнесении звука [ш], жужжание жука при неправильном произнесении звука [ж] и т.д.

Подготовительные упражнения направлены на развитие у ребенка правильного восприятия звука на слух (умение отличать правильно произносимый звук от неправильного), на укрепление и улучшение движений мышц артикуляционного аппарата (воспроизведение правильных движений языка, губ, нижней челюсти), на выработку сильной воздушной струи (например, при произнесении звука [р] нужно уметь сильно выдувать воздух на кончик языка, чтобы привести его в колебательное состояние).

Чем лучше будет проведена подготовительная работа, тем быстрее ребенок научится правильно произносить звуки. Трудно сказать, сколько понадобится времени для подготовительных упражнений. В одних случаях—три занятия, в других—несколько недель. Это зависит от степени нарушения подвижности мышц артикуляционного аппарата, от состояния речевого слуха, а также от индивидуальных особенностей ребенка.

Постановка (вызов) звука. Чтобы вызвать у ребенка правильный звук, необходимо тщательно изучить положение органов речи при нормальном произнесении звука и способы его вызывания. Для этого сядьте за стол, поставьте перед собой зеркало и, произнося наиболее трудные звуки (шипящие, свистящие, сонорные), внимательно посмотрите, какое положение принимают ваши губы, зубы, язык. Запомните это положение. Это важно для исправления дефекта, для постановки звука. Затем посадите перед зеркалом ребенка и попросите его произнести тот или иной звук. Присмотритесь, какое положение принимают его органы речи, сравните с положением и движением органов речи у себя.

Теперь основная задача заключается в том, чтобы добиться правильного изолированного произнесения звука. Если удается вызвать звук по подражанию, то, минуя подготовительный этап, можно сразу приступить к закреплению звука в словах и речи.

Закрепление звука и введение его в речь. При закреплении звука необходимо соблюдать определенную последовательность. Сначала звук закрепляется в слогах, затем в словах и лишь потом во фразах. Для закрепления звуков в словах используйте картинки, в названиях которых имеются отрабатываемые звуки. Вновь вызванный звук следует закреплять сначала в таких словах, в которых он находится в начале, затем в конце, потом в середине.

Ребенок закрепляет звук в речи, повторяя за взрослым чистоговорки, скороговорки и заучивая пословицы, поговорки, загадки, небольшие стихи, насыщенные нужными звуками. Для введения звука в речь используются пересказы сказок, составление рассказов по картинкам.

В задачу закрепления звука входит и работа по различению вновь вызванного звука и звука, близкого по артикуляции или по звучанию, например, [ш] и [с], [ж] и [з], [р] и [л] и др.

Исправление неправильно произносимых звуков — это трудная задача, которая требует усилий и большого напряжения со стороны как ребенка, так и взрослого. Приступая к работе, объясните ребенку цель занятий. Время, необходимое для исправления звука, зависит от характера его нарушения, от подготовленности артикуляционного аппарата и колеблется в пределах от 2—3 недель до 4 месяцев.

Родители должны учитывать, что ребенок не всегда способен сразу выполнить то или иное задание, придать своему языку, губам нужное положение. Поэтому нельзя требовать от него с первого раза выполнить то или иное упражнение или тем более сразу произнести правильно звук. Работу по исправлению дефекта вам надо организовать так, чтобы малыш сам стремился как можно быстрее избавиться от своего недостатка. Любой, даже незначительный успех, достигнутый ребенком, следует поощрять.

Вот, например, как проходили занятия по исправлению звука [р] в семье Асмоловых:

«...Занимались мы с сыном дома каждый день. Терпеливо, упорно, упрямо. Он поражал меня своей настойчивостью, организованностью во время-занятий. А я всячески старалась его заинтересовать и поощрить. Работа превращалась в игру, игра становилась совместным нашим творчеством. И что же? Четкий звук [р] появился через месяц, а еще через две недели логопед сказал, что больше в его помощи мы не нуждаемся.

Как же мы работали? Мы садились перед зеркалом — и игра начиналась. Сначала —разминка. Мы пыхтели, дудели, рычали, по-разному вытягивали губы, дули, заставляя плясать в воздухе кусочек ваты или бумажку и придавая языку разнообразную форму с помощью ложки, палочки, а то и просто пальца, пока язык не научился подчиняться нашей воле без всяких приспособлений. Потом язык превращался в забияку, путешественника, который был очень любопытным и норовил до всего дотянуться — то до подбородка, то до кончика носа, то пускался исследовать щеки. Почти каждое упражнение имело у нас свое потешное название.

Затем мы произносили отдельные слоги —вместе и по очереди—и следили за тем, что при этом происходит с нашими лицами, губами, языками. Роли наши часто менялись. Теперь у меня не все получалось хорошо, и сын „учил“ меня, показывая, как это надо делать.

Мы решили каждый день выставлять отметки. Отметки мы ставили за каждый элемент отдельно. Скажем, при разминке—за каждое упражнение, названия которых выписывались в дневник; при чтении сочетаний букв и слов—за каждую группу сочетаний или за каждый столбик слов. В конце занятия мы анализировали свои успехи, сравнивали отметки со вчерашними и выставляли оценки за поведение и прилежание.

День ото дня задания становились сложнее. Надо было читать слова и предложения, маленькие рассказики из книги Л. П. Успенской и М. Б. Успенского „Учись говорить правильно", пересказывать прочитанное и сочинять рассказы по картинкам. Стали сами выискивать слова для тренировки. И зазвучали в наших упражнениях названия любимых животных, имена любимых героев сказок, названия интересующих сына профессий.

Подбирая слова сам, Костя мог потом повторять их без конца и на них „зарабатывал" большинство своих звездочек. А уж дело было подвести его к тому, чтобы подбираемые слова включали в себя все необходимые для тренировки сочетания букв.

Рассказики, которые сын сочинял по картинкам, он любил диктовать мне. Следил за тем, как я их записываю, а потом с большим удовольствием многократно произносил их вслух,

очень стараясь выговаривать все слова четко и верно. Задача перед ним стояла всегда одна: использовать как можно больше слов со звуком [р].

Мы стали играть в звук [р] везде. Гуляя, мы постоянно сочиняли всякие „рычащие" и „рокочущие" истории и сказки. Потом перешли на стишки.

Однажды во время прогулки в Сокольниках сын при незначительной моей помощи сочинил героическую „былину" про себя и про беркута. Он был очень возбужден, щеки его горели, а глаза сияли. Человек творил! Поправлять и поучать его при этом я старалась поменьше, боясь сбить настроение. История получилась довольно длинная, как и прогулка. Я ее тут же забыла. Но когда мы пришли домой, сын стал вспоминать отдельные куски нашего опуса, а затем попросил, чтобы я его записала, не меняя ни слова.

Вот так пытка со звуком [р] превратилась в праздник, а обучение дало быстрые результаты. Нам было так хорошо и интересно, что мы и сейчас любим вспоминать о том, как одолевали звук [р]».

Занятия по исправлению звуков надо проводить систематически, желательно 2 раза в день (утром и вечером) по 5—10 минут. В зависимости от вида занятий время может быть увеличено или сокращено. Так, при введении звука в речь, когда ребенку предлагается пересказывать рассказы или составлять их по картинам, занятия могут продолжаться 15—20 минут.

Если ребенок произносит неверно сразу несколько звуков, то исправлять сначала надо те, которые у него лучше получаются.

Переходить от одного упражнения к другому следует лишь после четкого усвоения предшествующих упражнений.

Исправление недостатков произношения свистящих звуков с, сь, з, зь, ц

При правильном произнесении звука [с] губы слегка оттянуты назад, как при улыбке, зубы сближены и оставляют щель в 1 мм. Кончик языка приближен к нижним резцам и слегка

касается передних зубов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Посередине языка образуется желобок, по которому должна проходить сильная воздушная струя.

Звук [з] образуется как звук [с], но в отличие от него произносится с участием голоса.

При произнесении звуков [с’], [з’] средняя часть спинки языка несколько приподнята.

При произнесении звуков [с] ([с’]), [з] ([з’]) на тыльной стороне руки,- поднесенной ко рту, ощущается выход холодной воздушной струи.

Звук [ц] образуется при быстром произнесении звуков [т] и [c] ([тс]). Положение губ и зубов такое же, как при произнесении звука [с]. При правильном произнесении звука [ц] кончик языка упирается в нижние резцы, как при произнесении звука [с]. Одновременно выгнутая спинка языка касается верхних альвеол (ячейки, куда входят корни зубов). После прикосновения спинка языка опускается до положения, занимаемого при произнесении звука [с], через образовавшуюся щель посередине языка проходит воздушная струя.

Неправильное произнесение звуков [с], [с’], [з], [з’], [ц] чаще всего выражается в искаженном их произнесении. При этом язык может принимать самое разнообразное положение. В одних случаях кончик языка просовывается между зубами, в других—он упирается в края верхних и нижних резцов, создавая тем самым преграду для свободного выхода воздуха. Иногда язык может лежать ребром, и воздушная струя тогда будет проходить не по средней линии языка, а по бокам, отчего слышится неприятный на слух, «хлюпающий» звук.

Ребенок может заменять звуки [с], [з] нечеткими звуками [ш], [ж] (штол вместо стол, жамок вместо замок) или произносить их несколько смягченно (сёк вместо сок, зяйка вместо зайка), заменять звук [ц] чаще всего звуком [с] (сыпленок вместо цыпленок), реже звуком [ч’] (чапля вместо цапля).

При отсутствии звуков [с], [з], [ц], при замене их другими звуками прежде всего попытайтесь вызвать их по подражанию. Предложите ребенку накачать велосипедную шину насосом (с-с-с...), имитировать полет комара, то есть протяжно произнести звук [з], успокоить куклу, то есть произнести звук [ц]. Если звуки вызвать не удается, то покажите ребенку, какое положение принимают губы (растянуты в улыбке), язык (сделать язык широким с желобком посередине), и протяжно произнесите звук [с] или [з]. Показ артикуляции (положения губ, зубов, языка) надо производить перед зеркалом.

Если по подражанию звук вызвать не удается, то надо провести подготовительные упражнения, направленные на выработку нужного положения артикуляционного аппарата, умения образовывать желобок посередине языка. Для этого предложите ребенку улыбнуться так, чтобы видны были все зубы (растягивание губ), и удерживать губы в таком положении некоторое время; при растянутых губах высунуть распластанный язык наружу и подуть на кончик языка.

Иногда ребенок не может сделать в середине языка желобок. Чтобы он получился, предложите ребенку сначала высунуть широкий кончик языка наружу, затем, положив ребром чайную ложку на середину языка и сделав в нем небольшое углубление, попросите ребенка выдувать воздух по этому желобку. Малыш не может иногда выполнить это задание потому, что мышцы языка еще недостаточно развиты. Предложите ему подуть на ватку, на тонкие полоски бумажек. Такое упражнение способствует укреплению мышц. После того как ребенок научится легко удерживать язык в таком положении, попросите его произнести звук [с] (язык убирается за нижние зубы, губы положения не меняют).

Ребенок, который произносит свистящие звуки при высунутом языке (звуки при этом искажаются), должен проделать следующее упражнение: протяжно произносить звук [с] при растянутых губах, но при плотно сжатых зубах (язык поневоле будет упираться в нижние зубы).

Постановка звука [ц] проводится после усвоения и правильного произнесения звука [с]. Ребенок сначала медленно, а потом быстро, на одном выдохе, произносит слитно звуки [т] и [с] до тех пор, пока он не научится чисто произносить звук [ц].

После того как ребенок научится произносить изолированный звук, необходимо перейти к его закреплению в слогах, словах, во фразах.

В тех случаях когда ребенок изолированно умеет произносить свистящие звуки, но смешивает их с другими (например, звук [с] — со звуком [ц], звук [с] — со звуком [ш], звук [з] — со звуком [ж]), следует научить его различать их на слух. Для этого произнесите один из звуков, а малышу предложите угадать, какой предмет или какое животное может производить этот звук. Например, взрослый произносит протяжно звук [с], а затем спрашивает ребенка: «Что это?» Ребенок может сказать: «Так течет водичка или накачивают насос».

Затем взрослый предлагает ребенку поднимать руку или хлопать в ладоши тогда, когда он услышит слог са: са, ва, ша, ца, за, да, са, на, ша, ца.

  • Показания: в медицине используют прежде всего крахмал, получаемый из картофеля, который обладает обволакивающим и противовоспалительным действием при желудочно-кишечных


  • Публикации по теме