Основные виды вышивки и способы их применения. Виды вышивки

Здравствуйте, уважаемые рукодельницы! Вышивкой занимаются все женщины мира с самых древних времен. Придумано столько видов этого декоративно-прикладного искусства, что не счесть. Рассмотрим виды вышивки, которым может научиться каждая рукодельница.

Вечное искусство


Археологи нашли узоры на шелковых тканях, которые датируются VI-V веком до н. эры. Древние вышивальщицы передавали рисунки друг другу, пока не появилось книгопечатание. В 1527 году появился первый сборник с разнообразными узорами этого рукоделия.

Виды ручного искусства разнообразны до бесконечности, но первой была вышивка крестиком.

На первый взгляд кажется, что это самая простая работа. Но это не так. Оценивается не только лицевая, но и изнаночная сторона изделия. Там не должно быть ни одного узелка!

Что необходимо для рукоделия:

  • Мулине самых разных цветов.
  • Иголки со слегка затупленным кончиком с широким, длинным ушком.
  • Специальная ткань или канва.
  • Изредка используется крючок для исправления нечаянно допущенной ошибки.
  • Для удобства понадобятся пяльцы.

Крестик бывает двух видов: русский — одинарный, или болгарский — двойной.

С помощью этих швов создаются великолепные ручные творения. Самой распространенной является русская вариация. Как начинать работу:

  • с нижнего угла слева, затем по диагонали подниматься наверх вправо.
  • потом, из нижнего правого уголка тоже по диагонали идти вверх влево.
  • стежки кладутся в одном направлении.


Болгарский вариант – это перекрещивание стежков, из которых складывается своеобразная звездочка. Многие мастерицы вышивают полукрестом, когда стежки кладутся таким образом, что получается одна линия по диагонали.

Нитка закрепляется швом вперед иголку. Таким же швом обметываются края канвы. Крестиком могут вышивать даже дети. Они с удовольствием приобщаются к этому виду искусства, создавая свои первые шедевры.

Белая картина крестиком украсит любую детскую комнату. Предложите ребенку участвовать в создании белого шедевра. Скоро вы увидите, как увлеченно он будет вышивать белого медвежонка.


Многовариантная гладь

Вышивка гладью – любимый вариант рукоделия наших бабушек. Она и сегодня привлекает многих женщин. Стежки наносятся на ткань таким образом, что заполняют собой всю площадь канвы.


Этот вид вышивания способен изобразить самый сложный узор, например рисунок мороза на стекле, солнечный лучик на лепестке розы, полет бабочки и многое другое. При помощи иголки и ниток различных оттенков можно передать любые тона и полутона.


Как вариант вышивки гладью является нитяная графика . К ней же относится ниточный дизайн, изонить и изографика, когда вместо ткани берется бархатная или любая плотная бумага.

Для таких работ можно взять швейные, шелковые, акриловые, шерстяные или льняные нитки.


Китайская гладь насчитает более 4000 лет. Китаянки вышивают шелком все, что им захочется, даже портреты. Гладь может быть односторонней и двусторонней. Двусторонняя ценится особенно дорого.


Для работы используется прозрачная, тонированная или плотная шелковая ткань. Достоинство китайского варианта – нити никогда не выгорают, даже спустя сотню лет изделие не лишается неземной красоты.


Бисерная гладь всегда восхищала иностранцев. Русские девушки расшивали бисером сарафаны, кофты, кокошники. Замысловатые поблескивающие узоры приковывали взгляд, заставляли удивляться умению молодых барышень.

В середине 17 века появился цветной бисер из стекла. Стеклярусом расшивали не только одежду, но и создавали иконы, всевозможные картины. Сегодня бисер снова на вершине популярности. Им украшают одежду, из него делают неповторимую бижутерию. Популярность бисера объясняется его доступностью, удобством, неограниченной расцветкой.

Красиво смотрятся кошельки, сумочки, чехлы для мобильных телефонов, созданные руками современных мастериц. Популярны картины, вышитые бисером, на которых изображены цветы, бабочки, птицы или животные. Самые опытные мастерицы берутся за вышивку икон.


Это творчество требует много терпения, аккуратного отношения к работе. Но многие женщины выбрали именно это хобби, несмотря на сложности.

Ленточные кружева — вышивка лентами

Вышивка лентами – популярнейший вид рукоделия. Узор вышивается разноцветными шелковыми лентами при помощи иголки. Канву можно выбрать любой плотности. Этот вид рукоделия использует широкий ряд швов и техник, в результате получаются неимоверно красивые произведения.

Когда расцветают тюльпаны

Для начинающих можно выбрать тюльпаны и вышить их атласными лентами. Возьмите несколько острых игл с разными диаметрами ушек, рамку, несколько цветных лент: для бутона длиной по 3 метра и шириной в 2,5 сантиметра. Для стеблей – ленточки зеленого цвета шириной в 6 мм и длиной 5 метров. Ленты для листиков — шириной 25 мм, длиной – 2 метра.


Последовательность работы для начинающих:

  1. Закрепляем ткань на раме.
  2. На канве делаем набросок бутонов мылом или неярким карандашом.
  3. Прижигаем края лент, чтобы не обсыпались.
  4. Вводим ленту в дырочки по рисунку бутона, не затягивая.
  5. Второй лепесток можно вышивать в обратном направлении. Два лепестка уже напоминают тюльпан. (Лента обрезается, края прижигаются).
  6. Стебли создают из зеленой ленты 6-ти метров. Ее вводят в нижний край стебля, потом сворачивают в жгутик. Второй конец стебля закрепляется внизу бутона.
  7. Листья пришиваются в произвольном порядке, потом закрепляются нитками.
  8. Готовый букет помещается в рамочку.


Атласная техника

Атласная техника стала очень популярной, ведь можно изготовить невероятно красивые картины.

Первые стежки


Продолжение работы.


Завершение.


После простых работ вы сможете изготовить прекрасную картину!


Ажурное рукоделие — вышивка ришелье

Изысканная вышивка ришелье всегда будет модной и востребованной. Во все времена считалось, что она подходит только для украшения скатертей, салфеток, постельного белья. Но мастерицы научились всюду воплощать свои идеи, получая красивую одежду.


Вышивка из глубины веков — объемная вышивка

Объемная вышивка появилась в 17 веке. Ею увлекались английские вышивальщицы. Даже из названия техники видно, что создается не плоская, а возвышающаяся картинка.


Благодаря эффекту 3D картинка оживает прямо на глазах. В работе можно использовать бисер, пайетки, бусины. Объемная вышивка нередко выполняется лентами. Ленты быстрее, чем нитки заполняют пространство на ткани, а сама работа занимает меньше времени. Отрезайте небольшие полоски ленты, затем закрепляйте их на канве плоскими узелками.

Объемная гладь нитками – более сложная. За нее берутся только опытные вышивальщицы. А мастерицы с большим опытом берутся за объемную вышивку бисером . Она отличается тем, что бисером покрываются отдельные участки на ткани, подчеркивая только фрагменты рисунка.

Для работы потребуется однородная ткань, а не канва. Бусинки закрепляются на ней полукрестовым стежком. Эта техника часто используется для изготовления икон.

Французская вышивка рококо привлекает своей элегантностью.

Утонченные розы с завитками широко используются в декоре постельного белья, аксессуаров и одежды. Мастерицы используют всего 2 шва – стежки и петли рококо, а получают уникальные картины.


Алмазная живопись

Алмазная техника непохожа на все остальные техники ручного рукоделия. Алмазные картины очень похожи на художественные произведения. Чтобы работать со стразами требуется аккуратность и терпение. Вооружитесь пинцетом и приступайте:

  1. Отодвигайте не всю защитную пленку, а только маленький участок.
  2. Выложите стразики по схеме, потом отодвигайте другой участок пленки.
  3. При выкладывании стразов прижимайте их пинцетом.
  4. Ослепительную картину прокатайте скалкой для лучшего закрепления алмазов.

Алмазы бывают квадратные и круглые. Из круглого материала получаются прекрасные птицы, бабочки и цветы.


Алмазное чудо закрепите в рамку и любуйтесь на свое неповторимое произведение!


Оригинальная техника

Чтобы творить в технике дименшенс , необходимо приобрести специальные наборы, разработанные для этого творчества. В него входят инструменты, специальные нити и схемы, в результате получаются высоко художественные творения.


Техника blackwork

Черная техника или блэкворк получила название из-за черного цвета ниток. Эта техника была очень модной в середине 20 века. С ее помощью украшали одежду, многие предметы интерьера. Работали только шелковыми нитками, поэтому изделия получались чрезвычайно красочными.

Слегка забытая техника в наши дни снова привлекла внимание мастериц. Сегодня вышивальщицы используют самые разные цвета нитей. Основное достоинство – изделие выглядит одинаково с лицевой и с изнаночной стороны. Рельефность рисунка достигается за счет применения ниток разной толщины. По этим рисункам можно научиться вышивке в технике блэкворк.


Первая картинка



Вторая композиция



Третья композиция



Четвертая композиция




Изготовьте аксессуар для шитья.


Закладка для книг – отличный подарок.


Машинная вышивка

Машинная вышивка привлекает многих мастериц. Невозможно оторвать глаз от искусно выполненных изделий. Ее преимущество в том, что работа занимает меньше времени, чем ручная работа.


Можно вышить рисунок любой сложности.


Франция — колыбель рукоделия

Рукодельницы этой страны придумали самые изящные и красивые виды вышивки. Одной из самых эффектных объемных техник является люневильская.


Узор выполняется особым крючком. Есть много схем для начинающих, поэтому не стоит опасаться, что у вас ничего не получится. Запаситесь крючком, бусинами, тканью и приступайте!


Довольно сложный рисунок сможет выполнить на одежде даже начинающая вышивальщица.


Как работать крючком:

  • Одной рукой придерживайте нить с узелком.
  • Второй рукой проткните полотно, крючком зацепите нить, извлеките наверх. Должна получиться петля.
  • Крючок поверните на 180°, через небольшое отверстие воткните крючок в полотно, соблюдая равную ширину стежков.
  • Обкрутите ниточку вокруг крючка, опять поверните его на 180°, вытяните наверх. Нить всегда держите прямо.


Бусины пришивайте по схеме.

Привет от французских мастериц — объемная французская вышивка

Вариацию узелками придумали во Франции. Объем, цвет, разнообразие вариантов радуют глаз!


Объемная красота вызывает неподдельное восхищение, особенно выполненная лентами.


Мастер-класс для начинающих

  1. Натяните канву на пяльцы.
  2. Закрепить нить с изнаночной стороны.
  3. Вытянуть иглу с нитью или лентой.
  4. Взять нитку в левую руку, трижды обвить вокруг иглы.
  5. Иглу вколоть, близко, где она входила.


Готовимся к Пасхе

У славянских народов в большой чести пасхальная вариация. Даже по этому рисунку вы сможете вышить нарядную пасхальную картину. Подключите детей, чтобы еще больше усилить ощущение праздника!

Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к 9-10 веков. Это – фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьём в далёкие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей.

Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в 14- 17 веках вышивка приобретает ещё более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шёлка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шёлком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивание было в основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь.

Постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С 18 века оно входит в жизнь всех слоёв населения, становится одним из основных занятий девушек – крестьянок.

Вышивкой украшали предметы быта- полотенца, подзоры, столешники (скатерти). Праздничную и повседневную одежду, передники, головные уборы и др. Изделия, как правило, выполнялись из простых, недорогих материалов, но отличались они высоким художественным мастерством.

Каждая вышивка имела свое назначение. Вышивки на рубахах располагалась на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. по вороту, рукавах, подолу) и выполняли роль оберега. В вышивке полотенец нашли свое отражение космологические представления людей, идеи, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до 2-й четверти XX века сохраняются древние символы.

Наиболее распространенным мотивом в орнаменте народной вышивки является "ромб". В вышивке разных народов он выглядит по-разному и имеет различные значения. Ромб с крючкамив вышивке рассматривается как символ плодородия, связанный с представлением о матери - прародительнице – непосредственном начале всех рождений на земле. Ромб - "репей" в фольклоре сравнивается с дубом, священным деревом многих народов, и является метафорой небесного "цвета" - молнии, которая разит демонов, оберегает скот.

В числе любимых мотивов была "розетка", состоящая из 8 - ми лепестков - лопастей, соединенных в центреОна выступает как символ женского начала, плодородия.

Среди мотивов растительного орнамента видное место занимает "мировое дерево" - дерево жизни. Распространенным мотивом лицевых вышивок является стилизованная женская фигура. Она может выступать в различных композициях: в центре, всадники или птицы по сторонам; держащая ветки или светильники; с птицами в руках и т.д.

Все эта сюжеты различаются по характеру их трактовки. Но в большинстве из них женщина Богиня-Мать, олицетворяющая Сыру - Землю, выступает покровительницей земледелия, плодородия земли. Она была призвана обеспечить жизненные блага и воспроизводство рода.

Традиционная вышивка - это источник познания этнической истории и культуры народа и их эволюции во времени.

Приёмы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались их поколения в поколение. Постепенно отбиралось всё лучшее, и создавались неповторимые образы вышивок с характерными чертами.

Художественные изделия народных мастеров, украшенные вышивкой, отличаются красотой узоров, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций, отточенностью профессиональных приёмов выполнения. Каждое вышитое изделие отвечает своему практическому назначению.

В музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки. Наиболее сохранились и дошли до наших дней вышивки 19 века.

Вышивка делилась на крестьянскую (народную) и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно претерпевала влияние моды, приходившей с Запада. Народная вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. Так, крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, полотенца, подзоры, предметы одежды, головные уборы, подарки.

На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.

Рукоделием в крестьянской семье занимались женщины – пряли, ткали, вышивали, вязали, плели кружева. В процессе работы они отшлифовывали своё мастерство, учились друг у друга и у старших, перенимая у них опыт многих поколений.

Женскую одежду шили из домотканых льняных и шерстяных тканей. Её украшали не только вышивкой, но и кружевами, тесьмой, вставками из цветного ситца. В разных губерниях одежда имела свои особенности, отличия. Она была различной по назначению (повседневная, праздничная, свадебная), выполнялась для разных возрастов (девичья, длямолодой, пожилой женщины).

По характеру узоров и приёмов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Отдельные области, а иногда и районы, имели свои характерные приёмы, мотивы орнамента, цветовые решения. Это во многом определялось местными условиями, бытом, обычаями, природным окружением.

Русская вышивка имеет свои национальные особенности, она отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играют геометрический орнамент и геометризированные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста, а также барса с поднятой лапой. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце – символ тепла, жизни, женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие земли, птица символизировала приход весны. Расположение узора и приёмы вышивки были органически связаны с формой одежды, которую шили из прямых кусков ткани. Швы выполняли по счёту нитей ткани, их называли счётными. Такими швами легко украшать оплечья, концы рукавов, разрез на груди, подол передника, низ передника, низ одежды. Вышивку располагали вдоль соединительных швов.

В вышивках «свободных», по нарисованному контуру, преобладали узоры растительного характера.

К старинным русским швам относятся: роспись или полукрест, набор, крест, счётная гладь, козлик, белая мелкая строчка. Позже появились вырезы, цветная перевить, крестецкая строчка, гипюры, тамбурная вышивка, белая и цветная гладь.

Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы: северную и среднерусской полосы. К северной относятся вышивки Архангельской, Новгородской, Вологодской, Калининской, Ивановской, Горьковской, Ярославской, Владимирской и других областей.

Самые распространённые приёмы северной вышивки – крест, роспись, вырезы, белая строчка, сквозное шитьё, выполняемое по сетке, белая и цветная гладь. Чаще всёго узоры выполнялись красными нитками по белому фону или белыми по красному. Вышивальщицы умело использовали фон как один из элементов узора. Квадратики и полоски внутри крупных фигур птицы – павы, барса или дерева вышивались синей, жёлтой и тёмно- красной шерстью.

Творческие коллективы художественных промыслов бережно хранят и развивают традиции народной вышивки.

Произведения народных художественных промыслов имеют неограниченных спрос, как в нашей стране, так и за рубежом.

Сегодня, среди многих мастериц, особой популярностью пользуется искусство вышивки. Носившая когда-то сугубо бытовой характер, вышивка превратилась в одно из самых прекрасных хобби, помогая создавать удивительные мотивы с помощью простых ниток и иголки. Еще много тысяч лет назад первобытные «рукодельницы» придумали прекрасный способ привлечения внимания — украшение нарядов вышивкой. Однако у всего есть своя предыстория, и вышивка не является исключением.

Когда-то наши далекие предки жили в пещерах, грелись у костров, ходили на охоту и понятия не имели о том, что такое высокая мода или простой вышитый узор. Они просто скрепляли обрезки шкур, дабы получить изделия, способные прикрыть тело и подарить тепло. И вот тут-то, возможно, совершенно случайно, одна из первобытных модниц придумала украсить невзрачную одежду совершенно особым способом, используя для этого непривычные, открытые взору швы.

Время шло, появлялись новые способы создания узора на материи, менялись и совершенствовались инструменты мастериц: каменное и костяное шило заменила тонкая игла, шкуры животных — изящные и легкие ткани, а простая строчка из ниток превратилась во множество разнообразных вариантов наложения стежка. Одним из самых популярных стал и до сих пор является шов крестиком, наверное, именно поэтому история вышивки крестом является одной из самых интересных и познавательных.

В наше время, украшение готовых изделий вышивкой пользуется особой популярностью. Вышитые изделия смотрятся не только красиво и необычно, но и помогают модницам более ярко выражать свою индивидуальность.

Конечно же, работа выполненная руками мастерицы, ценится гораздо больше, но в наш век развития технологий, альтернативой ручному вышиванию стало машинное.

Машинная вышивка

Ручная вышивка гладью

Мотивы, создаваемые умелыми руками вышивальщиц, также менялись со временем. Когда-то на одежде красовались обереги, мотивы для которых были взятые из повседневной жизни и окружающей природы.

При этом в работе использовались все подручные материалы: волосы, красивые камешки, бисер, ленты, ракушки, травы и сухие цветы. Сохранившиеся мотивы работ рукодельниц из прошлого, являются настоящим историческим наследием, дающим нам более полное представление о жизни наших далеких предков.

Современным умелицам приходится гораздо проще, в магазинах и интернете представлен огромный выбор инструментов для вышивки и различных ниток всевозможных цветов и оттенков.

Вышивка — это не только красота, созданная для души, но и прекрасная возможность понять обычаи того или иного народа, познакомиться с его культурой и ценностями, узнать о событиях, которые когда-то происходили с ним. Можно сказать, что древние работы являются способом общения между национальностями и даже целыми поколениями, попыткой предков донести до потомков самые важные жизненные мудрости.

Откуда же пришло это волшебное искусство? Ученые считают, что родиной вышивки является Китай. Именно там были обнаружены самые древние работы, датируемые пятым веком до нашей эры.

Прошло время, а вышивка до сих пор просматривается в интерьере и одежде современных людей. Осмотрите свой дом, и вы обязательно найдете вышитые элементы в самых необычных местах. Именно поэтому, данный вид искусства стоит наряду с живописью и скульптурой.

История возникновения вышивки крестом на Руси

Какова же была история вышивки крестиком на Руси? Искусство вышивания на Руси было известно с незапамятных времен, а доказательство этому факту можно найти в книгах. Читаете ли вы сказки или произведения классиков, везде и всюду описанные в книгах рукодельницы занимались вышивкой. Вспомните ту же Царевну-лягушку, которой за ночь нужно было вышить полотенце (в некоторых вариантах сказки — ковер или рубаху) царю в подарок.

Держать иголку в руке девочек учили с самого раннего возраста, и к моменту взросления девушка уже могла создавать работы, ничуть не уступающие по красоте работам сказочной королевны. Готовые полотна украшались мотивами, подчеркивающими красоту и самобытность русской природы, глубину рек и озер, тень лесов и простор полей. Глядя на них, тяжело не влюбиться в необычную и Великую Русь.

Однако зарождение вышивки на Руси носит более глубокий характер, нежели простое желание скрасить быт и выглядеть привлекательно. Вышивка крестом является одним из символов жизни наших предков. Крест для славян всегда был оберегом , помогающим отогнать злых духов и защитить, а потому мастерицы, вооружившись иглами и нитками, создавали на одежде и предметах домашнего обихода настоящие шедевры.

Начало истории возникновения вышивки крестом среди Русичей доподлинно неизвестно, но найденные на территории древнего государства полотна, датируемые девятым — двенадцатым веками, свидетельствуют о том, что уже в то время искусство вышивания было не просто развито, но находилось на высочайшем уровне. Чаще всего люди украшали предметы быта: простыни, покрывала и скатерти. Среди одежды вышивка красовалась на головных уборах, рубахах и сарафанах. Особое место вышивка крестом занимала на обрядовых вещах: свадебные наряды, украшения для священных деревьев и могильных крестов, полотнища для украшения языческих капищ.

Вышивка полотенец также являлась делом ответственным и кропотливым, так как для наших предков они играли наибольшую роль, нежели для нас. С того момента, как молодая жена переступала порог дома своего мужа, в семье пользовались только полотенцами, сделанными руками новой хозяйки. Кроме того, они являлись неотъемлемым атрибутом свадебного торжества, на них ставили иконы и покрывали красный угол в избах. Эту крайне ответственную работу доверяли лишь самым искусным мастерицам, чье умение было просто поразительным.

Не стоит думать о том, что умение наших предков заканчивалось на вышивке старославянских символов. Рукодельницы прекрасно справлялись с изображением бытовых сцен, животных и различных пейзажей.

В 988 году молодое русское государство сделало огромный шаг вперед, свергнув язычество и приняв христианство, символом которого также является крест. Благодаря этому, история вышивки крестиком получила дальнейшее развитие, а работы, выполненные в этой технике стали атрибутами православной жизни, заняв свои почетные места на иконостасах и алтарях.

Особую ценность приобретали изделия, выполненные в определенное время: начало работы приходилось на восход солнца, а последний узелок завязывали с последним лучом заходящего солнца.

Так как предполагаемый на данный период фронт работ был огромен: обереги к рождению, крестинам, свадьбе и другим значимым событиям делали одновременно несколько вышивальщиц. Считалось, что выполненные таким образом обереги приобретали особые магические свойства и могли не только помочь в быту, но даже отвести смертельные недуги.

Рисунки для вышивания крестом несли в себе особый, сакральный смысл: крючки, овалы, ромбы — все эти фигуры символизировали определенные вещи, встречающиеся в повседневной жизни. Например, ромб с крючком считался символом плодородия, точно так же, как и изображение единорога. Расшифровать такую вышивку мог только знающий человек, а на сегодняшний день таких знатоков практически не осталось.

Если посмотреть на картины мастериц прошлых веков, то можно увидеть, что сюжетами для вышивки служили не только мотивы повседневной жизни, магические талисманы, но и таинственные животные и существа. Многие работы, дошедшие до наших дней, были украшены серебряными и золотыми нитями, жемчугом и другими драгоценными камнями, вышиты на бархате и шелке. Как один из видов рукоделия, вышивка крестом с момента своего возникновения считалась занятием для знатных особ. Дело в том, что используемые при этом материалы были просто не по карману простому народу.

Готовые изделия, вышитые шелком и драгоценностями, служили украшением для царских палат, храмов и церквей. К сожалению, лишь имена единиц вышивальщиц того времени стали известны предкам.

Одной из самых искусных мастериц 16-17 веков была дочка Бориса Годунова по имени Ксения. Ее работы покорили не только самого царя, но и всех тех, кто хотя бы раз видел их.

Намного позже, а именно в 18 веке, вышивка стала обычным занятием деревенских девушек. Естественно, что материалы и нитки, используемые ими, были гораздо дешевле. Однако при всей дешевизне материала и отсутствии украшений, вышитые ими работы превосходили по своему мастерству многие купеческие. Недостаток дорогостоящих камней, нитей и жемчуга для украшения работ, девушки компенсировали непревзойденным умением подбирать цвета и подчеркивать в работах самые важные детали.

История вышивки крестиком очень насыщенна, а узоры, вышитые в этой технике украшали множество вещей, в том числе и приданое для невесты. Приданое для девочки начинали готовить с самого раннего детства. Уже в семь — восемь лет крестьянские девушки начинали задумываться о свадьбе, ведь к моменту замужества нужно было подготовить массу необходимых вещей: одежда для праздников и повседневного быта, скатерти, полотенца и другие вещи, которых должно было хватить на первые пару лет семейной жизни. При этом все изделия должны были быть выполнены идеально, ведь уже на другой день после совершения помолвки, невеста должна была предоставить свое приданое на суд народа.

Делалось это не просто так, данная традиция помогала жениху и его родственникам по достоинству оценить аккуратность и трудолюбие будущей родственницы. Самый главный атрибут намечавшегося торжества — свадебное платье, выполненное руками русской красавицы, являлось необычным зрелищем и представляло буйство красок и великолепно вышитых мотивов. Белый цвет на Руси считался цветом чистоты и святости и именно поэтому не использовался в качестве основы подвенечного платья.

Независимо от того, кто выполнял работу, всю вышивку можно разделить на северную и среднерусскую. В чем же отличие изделий, выполненных мастерами разных широт? Дело в том, что умельцы разных областей использовали разные материалы, цвета и даже мотивы. Среднерусские работы отличаются большей красочностью, как ниток, так и основ. Северные народы являлись более сдержанными, отдавая предпочтение белым и красным цветам. Наиболее часто в своих работах они использовали такие приемы вышивки, как крест, роспись, белая строчка, сквозное шитье, а так же белая и цветная гладь.

Еще одной отличительной чертой вышивки среднерусских мастериц является применение зеркального эффекта. Изображаемые ими орнаменты как будто отражаются в зеркале, повторяясь несколько раз. Вышивка крестом картин предполагала изображение женских фигур, ящериц, змей, петухов, кур и других птиц. Кроме того, в качестве узора очень часто выступали непокрытые вышивкой цветные части тканей. Чаще всего украшения располагалась в местах сгибов и швов на одежде, подолах сарафанов и платьев, а также по краю разрезов. В своих работах мастерицы среднерусских широт не ограничивались каким-либо одним видом швов, так же, как и северяне, для придания изделию оригинальности и уникальности они использовали такие швы, как гладь, козлик, косичка, мережка, крест и другие, сохранившиеся до сих пор.

Благодаря проведенным исследованиям, стало известно, что на развитие вышивки на Руси оказала немалое влияние культура Византии. Разглядывая работы наших предков, можно заметить, что вся их оригинальность, самобытность и необычность — это следствие смешения множества стилей.

Несмотря на то, что вышивка крестом имеет многовековую историю, она не потеряла популярность и в наши дни. И с каждым годом у этого хобби появляется все больше поклонниц и поклонников.

Вышивка, широко распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную (иглой, иногда крючком) или посредством вышивальной машины

на различных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми (чаще цветными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блёстками, монетами и т. п. Для шитых аппликаций (разновидность вышивки, часто с рельефным швом) используются ткани, мех, войлок, кожа. Вышивка применяется для украшения одежды, предметов быта, для создания самостоятельных декоративных панно.
Бесконечно разнообразны виды швов:
для «глухой» вышивки, то есть по целой ткани, характерны крест, гладь, набор, роспись, тамбур и др.;

для «строчки», то есть вышивки по ткани с предварительно вырезанными или выдернутыми на отдельных её участках нитями,
мережка, «перевить», настил, гипюр и др.
Применяемые как по отдельности, так и в различных комбинациях друг с другом, они позволяют создавать вышивки от совсем плоских до выпуклых, от легчайших контурных или ажурных сетчатых («кружевных») до «ковровых», плотно укрывающих всю поверхность изделия. Рисунок с геометрическими формами выполняется преимущественно счётной вышивкой (отсчётом нитей полотна), а криволинейный рисунок — «свободной» вышивкой (по нанесённому заранее контуру).
Главные выразительные средства вышивки как вида искусства:
выявление эстетических свойств материала (переливчатый блеск шёлка, ровное мерцание льна, сияние золота, блёсток, камней, пушистость и матовость шерсти и т. д.);
использование свойства линий и цветовых пятен узора вышивки дополнительно воздействовать ритмически чёткой или прихотливо-свободной игрой швов;
эффекты, извлекаемые из сочетания узора и изображения с фоном (тканью или другой основой), близким или контрастным вышивке по фактуре и цвету…


Ажурная вышивка (ришелье)
Вид вышивания, при котором основные линии узора обшиваются гладьевым валиком, после чего ткань вокруг узора вырезается. Возникла вышивка в эпоху Возрождения, в XIV веке, в Италии. Изделия, выполненные ажурной вышивкой по свободному контуру, в которой отдельные элементы узора соединялись перемычками (бридами), были привилегией знати. Особенно любил этот вид вышивки кардинал Ришелье, по имени которого она и получила свое название. В настоящее время, все виды ажурной вышивки по свободному контуру с перемычками называют «ришелье».


Ассизи (от ит. assisi)
В вышивке крестом рисунок получается путем вышивания узора по канве. Оказывается, существует и противоположный способ работы, своеобразный негатив, называемый сейчас ассизской техникой вышивки или, для краткости, вышивка ассизи, а то и совсем просто — ассизи (assisi). Техника вышивания, в которой зашивают фон, а узор получается из незаполненных участков. Своим названием эта техника обязана местечку Ассизи в Италии, где родился святой Франциск, который, согласно легенде, привез образец арабской вышивки из Крестовых походов, на основе которого итальянские мастерицы разработали свой уникальный стиль вышивки — ассизи.

Багет
Гладкая или профилированная планка, предназначенная для изготовления рам к вышитым картинам и др. Иногда так называют уже готовые рамки и другую фурнитуру для оформления картин.


Бискорню (от фр. biscornu - изогнутый), «кривулька»
Вышитое или расшитое бисером миниатюрное объемное изделие из двух квадратов канвы, повернутых относительно друг друга на 90 градусов и сшитых по периметру и в центре. Обычно используется в качестве аксессуара (игольница, подвеска, кулон).


Блэкворк (от англ. blackwork — чёрная вышивка)
Счетная вышивка, выполняемая нитями одного цвета по контрастной основе. В чёрной вышивке чаще всего используется стежок «назад иголку», а также стежок Гольбейна — «двойной намёточный». Иногда, Гольбейном называют и сам стиль чёрной вышивки.


Бэкстич (от англ. backstitch — шов «назад иголку»)
Шов используется для обозначения границ в вышивке, окантовки. Однако так часто называется и стиль вышивки с использованием этого шва.

Владимирский шов или чаще Владимирские швы.
Односторонний декоративный шов, разновидность глади. Контур этого шва не обшивается. Обычно вышивается красным цветом в сочетании с другими — черным, синим. Стежки располагаются на одной линии контура на небольшом расстоянии: они как бы западают, что придает вышивке своеобразную красоту.


Вышивка крестом (крестиком).
Техника вышивания, при которой выполняются два перекрещивающихся диагональных стежка. Порядок выполнения швов: нижний стежок выполняйте из левого нижнего угла в правый верхний, а верхний стежок - из нижнего правого угла в левый верхний. Для ряда крестиков одного цвета сначала выполняйте нижний ряд в одном направлении (полукрест), потом верхний - в обратном порядке (полный крест). Все верхние стежки должны смотреть в одну сторону. Если крестики одного цвета расположены недалеко друг от друга (не более 3 см), то рабочую нитку не отрезают, а делают протяжки с изнаночной стороны., т. е. от одного крестика до другого нитку закрепляют(продевают) под стежками.


Вышивка лентами.
Вид вышивания, в котором вместо ниток мулине Gamma используются тонкие отрезы шёлковой или искусственной ленты. Специальные стежки и сама фактура материалов позволяет создавать объёмные фигуры. Чаще всего в вышивке лентами выполняются цветочные мотивы.

Гладь.
Вышивка прямыми или косыми стежками, заполняющими полностью или частично узор по переведенному на ткань свободному контуру. Для вышивки может быть использована любая ткань с гладкой поверхностью — тонкая и плотная, хлопчатобумажная, шелковая, с любым переплетением нитей. Гладь бывает односторонняя и двусторонняя, плоская (без настила) и высокая, или выпуклая (по настилу), прорезная, точная или счетная, и свободная или рисованная. Гладь выполняется на пяльцах по плотно натянутой ткани, в противном случае рисунок

Гладь вприкреп.
Разновидность глади, которая используется для быстрого заполнения деталей большой площади одним цветом.

Гладь с настилом.
Двусторонняя гладь, которая выполняется по предварительно проложенному настилу из ниток более толстых, чем рабочие, для предания вышивке объёма, выпуклости. Гладью с настилом вышивают стебли, цветы и листья.

Гладьевой валик.
Ряд плотно прилегающих друг к другу параллельных стежков. Бывает прямой и с наклоном. Чтобы шов получился ровным, стежки нужно укладывать равномерно, не слишком свободно и не очень туго затягивая нитку.


Гобелен (от фр. gobelin).
Стенной безворсовый ковёр, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Гобелены ткутся из цветных шелковых и/или шерстяных нитей отдельными частями, которые затем сшиваются между собой. Сегодня гобеленами называют не только ковры и ткани, но и большие вышитые картины.

Гобеленовый стежок.
Стежок, которым обычно вышивают большие работы — картины, ковры. Стежок очень простой и выглядит как обычный полукрест. Но в технике выполнения стежков есть принципиальные различия, что позволяет картинам, вышитым гобеленовым стежком, не перекашиваться.

Гольбейн.
Двойной намёточный стежок. Очень часто используется в технике вышивания блэкворк (blackwork), которую иногда так и называют — гольбейн. Манжеты и кружева, выполненные в этой технике, можно увидеть на портретах художника Ганса Гольбейна Младшего, в честь которого шов и получил своё название.

Иглы для вышивания.
Иглы для вышивания делятся на два типа: с острым и тупым концом. Для вышивания на плотной ткани используется первый тип игл. Для вышивки по канве или ткани равномерного плетения, в которых не нужно прокалывать дырочки, используют иглы с тупым концом. Для того чтобы было удобно продевать нитки мулине, вышивальные иглы делаются с длинным ушком. Игла по диаметру должна соотноситься с толщиной дырочек в канве.

Канва.
Сетчатая сквозная хлопчатобумажная, реже льняная ткань из кручёной пряжи, отбеленная или подкрашенная, сильно аппретированная. Вырабатывается полотняным или перевивочным переплетением. Применяется как основа или трафарет для вышивания.

Канитель (от фр. cannetille).
Тонкая металлическая (обычно золотая или серебряная) нить в виде винтовой спирали. В современных нарядных тканях чаще всего используют плоские разрезные нити из алюминиевой фольги, например люрекс. Сюда же можно отнести и понятие Металлик.
Металлизированные нитки для вышивания и рукоделия, придают вышивке особую красоту и выразительность.

Карта цветов мулине.
Таблица в которой нитки мулине представлены названием, цветовой картинкой и определённым номером. Существуют сводные таблицы мулине, в которых сведены номера, закреплённые за каждым цветом разными производителями.

Каунт (от англ. count — номер).
Цифры после названия канвы, показывающие количество «квадратиков» или нитей на один дюйм (2.54 см). Чтобы понять, сколько «квадратиков» или нитей будет в 10 см, нужно номер канвы разделить на 2.54 и умножить на 10. Чем больше номер канвы, тем мельче клеточки, и тем плотнее сам материал.

Ковровая техника вышивания крючком.
Вышивка на виниловой канве, которая выполняется специальным крючком. С его помощью через переплетения канвы протягиваются отрезы шерстяной или акриловой пряжи и завязываются в узелки.

Лонгстич (от англ. longstitch — длинный стежок).
Это название носят и отдельные стежки и техника вышивания. Лонг стич (long stitch) — стежок, который используется на ряду с бэкстичем для оформления вышивки, обводки контуров. Техника лонгстич — это разновидность счётной глади. Выполняется на канве или ткани равномерного переплетения по нанесённому контуру рисунка. Внутри контура ткань равномерно заполняется длинными стежками вертикального или горизонтального направления.

Меланж.
Нить, в которой цвет плавно перетекает из одного в другой. При окрасе нити цвет используется только один, но по всей длине варьируется его интенсивность, от светлого к тёмному. Иногда так называют и изделия, выполненные такими нитками или пряжей.

Мережка.
Сквозная узорчатая прошивка на ткани, сделанная посредством выдергивания поперечных ниток. Она выполняется нитями в тон ткани по продернутым нитям и позволяет получить восхитительные ажурные дорожки разной ширины и формы.

Мулине (от фр. moulinet).
Появились они благодаря компании DMC, которая в конце XIX века запатентовала новый вид хлопковых, не линяющих ниток для вышивания, дав им название мулине. Позднее и другие компании стали называть нити для вышивания именно этим термином.

Несчётный крест.
Техника вышивания по контурам, заранее нанесённым на ткань.

Пасма.
Пучок из шести ниточек мулине. Пасма однако может быть и из ниток Ириса или шерстяная.

Паспарту (фр. passe-partout).
Изначально кусок картона или бумаги с вырезанным в его средине четырёхугольным, овальным или круглым отверстием, род рамки, в которую вставляют вышивку.

Петельный шов.
В основе петельных швов лежит простая цепочка. Ее можно выполнять с различными вариациями толстой или тонкой нитью. Все швы этой группы состоят из петель, закрепленных короткими стежками. Их используют как для вышивки контуров, так и для заполнения внутренней части узора. При заполнении внутреннего пространства вышивают ряды цепочек в одинаковом направлении.

Печатный крест.
Техника вышивания по рисунку, полностью напечатанному крестиками на ткани.

Плоская гладь.
Разновидность двухсторонней глади, при которой стежки плотно укладываются друг к другу.

Полукрест.
Техника вышивания, которая используется как самостоятельный шов для заполнения фона, для создания пространства в картине, для обозначения тени предмета.

Прорезная гладь.
Сквозная вышивка, для которой характерны проколотые или прорезанные в ткани отверстия разной формы и размера, обшитые гладьевым валиком или петельным швом. Часто называется также ажурной вышивкой или техникой»ришелье».

Пяльцы.
Инструмент для рукоделия в форме рамы или на подставке, на который туго натянута ткань для вышивания.

Страмин.
Наиболее крупная (27 клеток на 10 см), сетчатая, жесткая канва которую используют для вышивания гобеленов, ковров, подушек и т.п.

Схема для вышивания.
Разбитое на цветные или символьные квадратики изображение, по которому выполняется вышивка. Обычно в наборы для вышивания входит цветная или черно-белая схема, отдельно печатается схема со стежками бэкстич. Иногда схема может наноситься сразу на канву. Схемы входят в наборы для вышивания, а также могут продаваться отдельно.

Счётный крест.
Вышивка по канве или ткани равномерного переплетения без нанесённого рисунка.

Теневая гладь
Разновидность глади. Выполняют ее косой или прямой гладью с «настилом» или без него нитками одного цвета, но нескольких тонов (2-3, от светлого тона до темного). В одноцветной теневой глади цветовой эффект образуется за счет разного направления стежков и различного отражения света от вышитой поверхности. Для теневой глади лучше использовать блестящие шёлковые нитки или мулине. Натяжение ниток не тугое, верхней нитки слабее нижней, чтобы на лицевой стороне изделия не было видно следов нижней нитки.

Удаляемая канва (накладная канва).
Канва, с помощью которой можно перенести узоры крестиком на ткань, не предназначенную для таких вышивок, например на блузку, рубашку, занавески, скатерти, украсить детскую одежду или любимые джинсы. Удаляемая канва накладывается на ткань, а по завершении вышивки нити канвы выдёргиваются или растворяются.

Французский узелок.
Стежок, которым вышивают уже по готовой работе мелкие детали. Например, узелками можно вышить середину цветов, создавая тем самым эффект тычинок. Величина узелка зависит от количества витков нитки или ленты вокруг иголки.
1. 2. 3.

Хардангер (hardanger)..
Техника вышивки хардангер (названа по имени фьорда на севере Норвегии) - современный вариант старинной скандинавской техники строчевой вышивки. История возникновения данного рода вышивки до сих пор неясна. Но вероятно, что вышивка Хардангер создавалась как имитация кружева, которое было популярно в 1600-ых и 1700-ых в Европе. Так же Хардангер — ткань для вышивания. см. Hardanger.

Шов «вперёд иголку».
Шов выполняется стежками разной длины справа налево. Длина стежков, частота и расстояние между ними зависят от назначения шва.

Aida.
Самый распространённый тип канвы, который был изобретён известной фирмой Zweigart в начале ХХ века. Благодаря своей специальной технике переплетения 4 на 4 нити эта ткань образует четкие квадраты, что очень удобно при вышивке крестом. Обычно канва Aida маркируется цифрами: 8, 11, 14, 16, 18, 20. Эти цифры (каунты) означают количество клеток на 1 дюйм (2,54 см).

Davosa 18
100% хлопоковая канва с 18 нитями на дюйм или 71 клеткой на 10 см. Это мягкая ткань высокого качества с особым плетением — пересекающиеся нити не жестко переплетены между собой. Игла без усилия проходит через промежутки между нитями. Ее чаще всего используют для вышивки скатертей, салфеток, дорожек.

Evenweave (от англ. weave — переплетение нитей в ткани, even — однородный, равномерный).
Ткани равномерного переплетения, используемые в качестве основы для вышивания. К ним относятся Linda (100% хлопок), Lugana (52% хлопок и 48% вискоза). В отличие от канвы Aida Gamma K04, ткани равномерного переплетения не имеют четко выраженных «квадратиков», из-за чего вышивать на них труднее, приходится в процессе работы отсчитывать нити. Но результат вышивания получается гораздо лучше, так как незаполненная крестиками часть работы представляет собой равномерное полотно, без видимых квадратов и дырочек. На ткани равномерного переплетения крестиком обычно вышивают через 2 нити (для одного крестика отсчитывают 2 нити по горизонтали и 2 по вертикали), в этом случае количество крестиков будет в два раза меньше, чем количество нитей. Например, для канвы Linda 27 количество крестиков в 10 см будет 53.

Hardanger.
Хлопковое плотное на ощупь полотно с переплетением 2х2 нити, плотностью 87 клеток на 10 см. Между собой нити не переплетаются, поэтому нет четко выраженных квадратов, поэтому вышивать крестиком не очень удобно, рекомендуется использовать для вышивки счетной гладью, техникой блэкворк (blackwork), и т.д.

Linda 27
100% хлопоковая канва с 27 нитями на дюйм. Легкая ткань с равномерным переплетением нитей. Используется для шитья одежды, постельного белья, скатертей, салфеток, так как у неё легко обрабатываются края, она хорошо драпируется. Но в отличие от канвы Aida, где квадратик не делим, Linda позволяет выполнять вместо одного крестика два узких крестика в горизонтальном или вертикальном направлении.

Lugana 25
Смешанная хлопковая ткань (52% хлопок и 48% искусственный шелк) 25 нитей на дюйм. Одна из самых популярных тканей от Zweigart. Изящная ткань для скатертей подушек и других декоративных изделий. Отлично подходит для вышивки крестом.

Вышивка - широко распространенный декоративно-прикладной вид искусства, известный с древнейших времен. Узоры на ткани выполняются вручную либо с использованием специальной вышивальной машины. Чаще всего рисунки создаются с помощью игл, иногда используется крючок. Ткань же берется самая разнообразная. Узоры выполняют из ниток (льняных, шерстяных, шелковых или хлопчатобумажных), или из бисера, жемчуга, блесток, стекляруса, драгоценных камней и так далее.

История вышивки

Человеческой природе свойственно желание выделиться из толпы. С этой целью еще в древние времена люди начали использовать вышивку. Индейцы любили украшать одеяла и вещи различными узорами. Многие народы Севера до сих пор вышивают орнаменты на одежде из оленьих шкур. Украшались вышивкой ковры, декоративные панно и многие другие вещи.

Самые ранние сохранившиеся вышивки относятся к VI-V векам до нашей эры. Выполнены они были в Древнем Китае. Эти вышивки были сделаны на шелковых тканях.

Кто и когда решил перенести на ткань затейливые узоры? Определить точный промежуток времени не удастся. Много веков назад один мастер решил изобразить на ткани красоту природы, продемонстрировать любовь к детям, к животным и птицам. К сожалению, даже самая прочная ткань не вечна. Ученые так и не могут сказать, когда и как это произошло.

Древнейшие рисунки вышивальщицы передавали из рук в руки, копируя их друг у друга. Конечно, это было затруднительно. Так продолжалось вплоть до изобретения книгопечатания. В 1527 году в Кёльне Петр Квинти издал первый сборник, содержащий большое количество узоров.

Виды вышивки бесконечно разнообразны, как и швы для нее: гладь, крест, роспись, тамбур, мережка, настил, гипюр и многое другое. Швы, применяемые по отдельности или во всевозможных комбинациях, создают множество вариантов вышивки: от плоской до выпуклой, от ажурной до ковровой.

Вышиваем крестиком

Вышивка крестом - один из самых древних вариантов этого вида рукоделия. Разнообразие видов крестиков поражает. Им украшают всевозможные текстильные изделия, делают узоры для одежды, создают картины. Мастерство вышивальщицы оценивается по изнанке изделия. Там не должно быть узелков.

Вышивание крестиком очень популярно и в настоящее время. Тут требуются нитки, ткань, иголка, ножницы и пяльцы. Иногда могут потребоваться крючок и наперсток.

Нитки для вышивки лучше брать типа мулине. У иголки кончик должен быть затупленным, а ушко - широким и длинным. В качестве ткани используется канва для вышивки. Это специальная ткань с дырочками, а значит, размер крестиков будет одинаковым. Крючок понадобится для исправления случайной ошибки. Пяльцы нужны для удобства при работе.

Виды швов

Вышивка крестом не предусматривает узоров. Мастерицы используют именно крест. Он бывает двух видов: русский, или одинарный, и болгарский, то есть двойной. Именно такой шов и является основным элементом вышивки. С его помощью создаются самые разные рисунки, портреты и пейзажи.

Самым распространенным вариантом вышивания является русский крест. Начинается он с левого нижнего угла и по диагонали поднимается наверх вправо. Затем из нижнего правого угла также по диагонали вверх налево. Стежки лежат в одном направлении.

Болгарский крест добавляет к русскому дополнительные перекрещивающиеся линии, расположенные вертикально и горизонтально. Получается своеобразная звездочка, из которой и создаются рисунки.

Еще одним вариантом шва является полукрест. Делается такой шов очень просто - в одну диагональную линию.

Обметочные стежки, а также шов вперед иголку нужны для рабочего процесса вышивания. Обметка предохраняет края ткани от обсыпания. Швом вперед иголку во время вышивания закрепляется нитка.

За свою многовековую историю появилось огромнейшее количество схем, помогающих в работе. Вышивка для начинающих предусматривает схемы с простыми сюжетами. Мастерицы со стажем могут выбрать более сложные рисунки, или же попробовать создать что-то свое. Еще подходит эта вышивка для детей. Они с удовольствием пробуют творить, вышивая легкие крестики и создавая свои первые картины.

Вышиваем гладью

Вышивка гладью - еще один вариант рукоделия, полюбившегося женщинам еще много веков назад. Стежки здесь наносятся на ткань так, что заполняют собой всю гладь полотна. Этот вариант вышивки подразумевает большое количество приемов и швов.

Вышивка гладью способна передать узор, который рисует мороз на стекле, луч солнца на лепестках роз, взмах крыльев бабочки, шелест листьев и многое другое. Все, что потребуется - иголка и нитки. Комбинация цветов создает тончайшие оттенки, превращающие вышитую картину в отличный подарок. Научиться такому виду творчества несложно, его способна освоить любая женщина.

Нитяная графика

Также распространенным вариантом вышивки гладью считается нитяная графика. К ней относятся такие виды вышивки, как ниточный дизайн, изображение нитью и изонить. Еще этот вариант рукоделия называют изографикой или вышивкой по картону. Здесь не всегда используется именно ткань, иногда в качестве основы можно взять бархатную или плотную бумагу. Нитки также могут быть любые - швейные, акриловые, шерстяные, льняные и даже шелковые. Кому что нравится.

Вышиваем бисером

Вышивка бисером известна с глубокой древности, как и многие другие виды рукоделия, успешно дожившие до наших дней. Иноземцы неизменно восхищались тем, как смотрится на нарядах девушек вышивка, своими руками красавицы создавали на сарафанах и кокошниках неповторимые узоры. С середины 17 века появился цветной стеклянный бисер. Именно он и стал основным украшением множества нарядов. Стеклярус использовался не только в одежде, им вышивались картины. Чаще всего они изображали пейзажи, церкви и иконы.

Сейчас бисер снова популярен. Его используют в отделке одежды, придавая ей нарядный вид и оригинальность. Применяют бисер и в бижутерии. Популярность бисера легко объяснить - он дешев, доступен, удобен и имеет неограниченные цветовые решения. Украшения для одежды и обуви, для кошельков, сумочек и даже чехлов мобильных телефонов - современные мастерицы умело украшают бисером все, что им захочется.

Популярны картины, вышитые бисером. Как правило, они изображают животных, птиц или цветы. Часто можно встретить иконы, вышитые бисером. Он стал любимым хобби для множества женщин. Бисерная вышивка для детей очень разнообразна. Им украшают одежду, из него плетут украшения и многое другое.

Это творчество потребует терпения, аккуратности и определенных навыков. Но результат стоит того, чтобы кропотливо возиться с маленькими бисеринками.

Вышиваем шелковыми лентами

Вышивка лентами - еще один вид рукоделия. Рисунок вышивается не нитками, а цветными шелковыми лентами при помощи иглы. Канва для вышивки может быть любой плотности. Этот вид вышивки использует большое количество техник и швов.

Вышивка лентами очень популярна, так как очень проста в исполнении, а результат при этом получается неимоверно красивым. Часто этот вид вышивки используют для создания церковных икон и оригинальных картин. Торжественные церемонии и праздники также оформляются при помощи этого вида рукоделия. Рюши и ленты красуются на свадебных платьях невест, на сумочках и носовых платках, на праздничных скатертях и даже на салфетках.

Вышивка лентами используется и при декорировании конвертов новорожденных, в букетах цветов, на подарочных коробках и тому подобном.

Вышиваем тюльпаны

Несмотря на суетность современного мира, мастерицы все также занимаются рукоделием. Не обходит их внимания и ленточная вышивка, мастер-класс по созданию которой сейчас и будет рассмотрен. Мастерицы рукоделия способны создавать настоящие «ленточные» шедевры. Но и они когда-то начинали с малого. Тюльпаны, выполненные атласными лентами - это вышивка для начинающих изучать данное мастерство, они легки в исполнении и при этом достаточно эффектны.

Для создания букета потребуется ткань. Это может быть креп-сатин или габардин. Нужны несколько иголок с острым кончиком и с разными диаметрами ушек, рамка и атласные ленты (несколько цветных, длиной по 3 метра и шириной в 2,5 сантиметра). Это будут сами тюльпаны. Для стеблей потребуются зеленые ленты шириной в 6 миллиметров и длиной в 5 метров. Ленты для листьев должны быть шириной 25 миллиметров и длиной - 2 метра.

Начинать работу следует с закрепления ткани на раме. Помогут обычные скрепки. Затем на ткани создается набросок будущих бутонов. Лучше использовать мыло или исчезающий маркер. Можно приступать к созданию букета.

Края цветных лент нужно прижигать, чтобы они не начали обсыпаться. Можно вышивать. Лента вводится по рисунку бутона. Затягивать не нужно - цветок должен быть объемным. Второй лепесток вышивается в обратном направлении - для экономии ленты. Два получившихся лепестка образуют тюльпан. Лента обрезается, закрепляется, ее края прижигаются. Остальные вышивают аналогично первому.

Стебли создают из шестимиллиметровой ленты. Ее вводят в нижний край стебля, а затем сворачивают в жгутик. Второй конец стебля закрепляется внизу бутона. Листья пришиваются в произвольном порядке и фиксируются нитками.

Букет готов, теперь его нужно поместить в рамку. Потребуется своеобразный корсет, который можно сделать из картона. На нем закрепляется ткань и сшивается с изнанки частыми и в меру тугими стежками. Получившиеся тюльпаны помещают в рамку.

Вышиваем синелью

Существуют и другие виды вышивки. Среди них - вышивка синелью. Сейчас этот вид рукоделия не очень популярен. Синель - это шелковые шнурки, используемые для вышивания. Часто этими шнурками создают бахрому. Узорная вышивка, в которой и используются эти ворсистые шелковые нити, и именуется синелью. Часто встречается в интерьерах восемнадцатого века.

Вышиваем шелком

Вышивка шелком является одним из видов художественной глади. Это традиционная китайская вышивка, которой больше 4000 лет.

Шелком можно вышивать практически все: хоть пейзажи, хоть портреты. В классическом виде используется односторонняя вышивка, но она может быть и двусторонней. Такая ценится гораздо дороже.

Для выполнения этого вида вышивки требуются шелковые нити. Рисунок выполняется на шелковой же ткани, которая может быть прозрачной, тонированной или более плотной. Достоинством этого варианта вышивки является то, что нить со временем не выгорает, а остается такой же блестящей. Даже спустя несколько десятков лет вышивка не утратит своей красоты.

Вышиваем золотом

Следующий вариант вышивки - это шитье золотом. Не самый распространенный вид рукоделия, так как техника исполнения требует специальных навыков.

Золотая вышивка используется для оформления церковной одежды: расшиваются оплечья, епитрахиль и стихарь. Технология вышивки очень сложна. Мастерице требуется чувствовать металлическую нить, определять ее декоративные возможности.

Ажурная вышивка ришелье

Еще известна вышивка под названием ришелье. Это очень красивый и изысканный вариант ажурного рукоделия. Чаще всего этот вид вышивки используется для постельного белья, скатертей и создания великолепных салфеток. Ткань для нее можно брать любую. Линии узора в этой технике сначала обшиваются гладью, а уже потом вырезается ткань.

Виды вышивки очень разнообразны. Рукоделие помогает творить, воплощать свои идеи и получать от этого положительные эмоции. Особенно важно это тогда, когда повседневная работа не приносит морального удовлетворения. Процесс вышивания очень увлекателен. Подбирается схема, нитки и ткань, и начинается творчество. Усидчивость и терпение вознаграждаются гордостью за проделанную работу.



Публикации по теме