Особенности развития и формирования памяти у детей. Память младенца Память у ребенка в 2 месяца

В утробе матери

Малыш начинает копить воспоминания еще в животе у мамы. «Наукой подтверждено: уже на 24-й неделе внутри-утробной жизни у крошечного человечка прорезывается слух, – рассказывает Наталья Грюнталь, психолог Перинатального медицинского центра, кандидат психологических наук. − А на третьи сутки после рождения малыш заметно оживляется, услышав мамин голос. Это значит, что плод в состоянии не только воспринимать информацию, но и запоминать ее. Узнавание – это ведь примитивная форма памяти». В 1986 году американские ученые провели простой эксперимент. Они давали только что рожденным младенцам прослушать запись голоса двух женщин. Одной из них была мама. Услышав знакомый тембр и интонации, дети начинали сосать грудь активнее. Тот же эффект на малышей оказывала музыка, которую мама часто слушала во время беременности.

Анатомические особенности

Головной мозг человека состоит из нервных клеток − нейронов. У младенца их больше, чем у взрослого. Но главное отличие в другом: у новорожденного между отдельными нервными клетками нет связей, которые формируются по мере накопления жизненного опыта. Процесс этот начинается сразу после появления малыша на свет. «На первом году жизни скорость возникновения связей между нейронами колоссальна. Поставленный в этом возрасте рекорд в дальнейшем уже никогда не будет побит. Так происходит потому, что малыш каждый миг учится чему-то новому, активно познает мир и каждый день делает открытия», − объясняет Наталья Грюнталь. Он впитывает огромное количество информации, но не запоминает ее. Сейчас у него сильнее развито правое полушарие, в котором полученные знания только складируются. Левое полушарие, которое структурирует информацию, созревает позже.

«Но если сама природа снабдила малышей всем необходимым для активной «учебы», потенциал от рождения у всех разный. Умственные способности, в том числе и способности нашей памяти, достаются нам по наследству, − говорит психолог. − Однако их можно и нужно развивать».

Этапы развития памяти младенца

Внутриутробный период
С 12-й недели беременности плод слышит и различает звуки.

1-я неделя жизни
Новорожденный привыкает к распорядку дня, узнает звуки и запахи, которые предваряют кормление: звон посуды, звуковой сигнал нагревателя бутылочек, запах теплого молока.

1 месяц
Грудничок выучивает голос папы и других членов семьи.

1,5 месяца
Малыш запоминает гримасы взрослых и в подходящей по смыслу ситуации имитирует их.

2 месяца
Запоминает пережитый опыт. Если один конец ленточки привязать к музыкальному мобилю, а второй – к ножке малыша, он быстро поймет, кто «дирижирует оркестром». В другой раз при виде мобиля он машинально будет дергать ножкой, даже если ленточка отвязана.

3 месяца
Способен кое-что запомнить, но делать выводы не может. Так, малышу придется заново учиться играть с новой игрушкой, даже если у нее те же функции, что и у той, к которой он привык. Зато в этом возрасте он начинает различать некоторые формы.

6 месяцев
Малыш знает, что знакомый предмет продолжает существовать, даже когда он исчезает из поля зрения, потому что в его памяти остается визуальный образ. Кроме этого, ребенок уже осознает разницу между объектами разной величины.

9 месяцев
Догадывается, что у слов есть значение.

1 год
Начинает чувствовать связь между словом и невидимым объектом.

Какой избирательный!

В животике у мамы память ребенка развивается благодаря слуху. И пусть малыш не видит мир, зато он его слышит и даже может попробовать на вкус. Через амниотическую жидкость, заполняющую его рот и носик, он различает вкус и запах пищи, которую ест мама. Когда же малыш появляется на свет, у него активируются все 5 чувств. С их помощью ребенок фиксирует информацию, смысл которой не понимает. На этом этапе он воспринимает ее на уровне эмоций. А запоминает малыш только то, что пригодится ему для адаптации к новым условиям существования, которые по силе контраста можно сравнить с жизнью на другой планете. В памяти младенца откладываются только те впечатления и образы, которые часто повторяются. Все остальное незамедлительно стирается. По этой же причине полуторагодовалые малыши, сменившие место жительства, начисто забывают родной язык, если с ними на нем никто не говорит.

Наши первые детские воспоминания, как правило, датируются 3 годами. Но почему мы не помним, что было раньше? Известный советский психолог Лев Семенович Выготский установил, что развитие так называемой семантической памяти (памяти на факты) обусловлено способностью нашего мозга структурировать информацию. Существует три формы мышления. Первая и самая ранняя – это наглядно-действенное мышление, которым обладают младенцы. Чуть позже возникает образное мышление, и только к 7 годам у человека формируется абстрактно-логическое мышление. В 3 года мышление становится внутренней речью: дети, как и взрослые, начинают мыслить не только образами, но и предложениями. С этого момента малыши могут структурировать информацию и выстраивать связи между отдельными событиями. Конечно, память у ребенка начинает развиваться гораздо раньше, но до 3 лет в ней отпечатываются в основном только эмоции или яркие образы. Малыш может запомнить сценку из жизни или свои ощущения, но, будучи не в состоянии облечь увиденное в слова, а следовательно, наделить воспоминания смыслом, он быстро все забывает.

Два вида памяти

У детей, как и у взрослых, есть долговременная и кратковременная память. Кратковременная помогает нам запоминать информацию сразу, но ненадолго. Например, вы легко вспомните, что ели сегодня на завтрак, но так же легко забудете об этом спустя несколько дней. Малышу тоже знакомо это чувство. Важную информацию и накопленный с годами опыт мы храним в амбарах долговременной памяти. «Хотя у младенцев почти нет жизненного опыта, долговременная память у них уже есть. Именно поэтому у некоторых людей сохраняются воспоминания о самом раннем детстве, − поясняет Наталья Грюнталь. – Только у детей она функционирует по иному принципу». Если попросить взрослого человека выучить стихотворение и запомнить его надолго, он это сделать сможет потому, что его память, как выражаются ученые, «произвольна». Проще говоря, в подобных случаях он сам решает, что ему запоминать, а что нет. В памяти у ребенка какая-то информация тоже может отпечататься надолго, но не по его доброй воле, а только в силу детской впечатлительности. Так, например, детишки с первого раза запоминают понравившуюся мелодию, а потом воспроизводят ее не хуже mp3-плеера.

Стремясь всесторонне развивать малыша, многие из нас часто теряют чувство меры. Но перфекционизм родителей может полностью уничтожить естественное стремление ребенка познавать мир.

Умение считать до 10, как утверждают психологи, полезно только в том случае, если этот навык можно применить в повседневной жизни. А уж учить алфавит малышу 2−3 лет не имеет смысла, потому что к чтению он пока совершенно не готов. «Чтобы способности и психика малыша развивались гармонично, игра должна оставаться основной формой обучения вплоть до школы», − напоминает Наталья Грюнталь. И не нужно постоянно оценивать успехи ребенка. Оставьте эту функцию учителям и обществу. Мама и папа – это прежде всего любящие родители, к которым в любую минуту можно обратиться за помощью и поддержкой.

7 советов родителям

1 Всегда давайте малышу возможность высказаться. Маленькие дети часто рассказывают истории в хаотичном порядке: справа налево и снизу вверх, начиная с середины, продолжая финалом и заканчивая завязкой. Ничего страшного, со временем ребенок обязательно освоит нехитрые приемы сценариста.

2 Помогайте малышу расставлять временные ориентиры. Как можно чаще рассказывайте ребенку истории в прошедшем времени и говорите о планах на будущее.

3 Обсуждайте прочитанную сказку или увиденный мультфильм. Если малыш знает, что мама обязательно спросит его, какой персонаж ему понравился больше всего и почему, он постарается запомнить, о чем пойдет речь в книге или на экране.

4 Показывайте малышу картинки. Если вы собираетесь поехать летом на море, найдите в семейном альбоме или журнале изображения морского пейзажа и пляжа.

5 Разучивайте с малышом считалочки, песенки и стихотворения. Но этот прекрасный способ тренировать память для малыша должен прежде всего оставаться веселой игрой. Не нужно устраивать принудительные репетиции и делать круглые глаза, если малыш забыл несколько слов.

6 Стимулируйте все 5 чувств малыша, а не только зрение и слух.

7 Играйте как можно чаще. Например, предложите малышу за 15−20 секунд запомнить 5 предметов, которые вы предварительно положите на поднос. Попросите его отвернуться, уберите один предмет, остальные перетасуйте. А теперь попросите его назвать недостающий объект.

Скорее всего, дети не болеют этой болезнью. Возможно, она даже не существует. Но врачи ее определяют и выписывают коктейли из опасных медикаментов.

У двухлетних детей выявляют биполярные расстройства и выписывают мощные, даже смертельные психотропные медикаменты, хотя малыши вовсе не больны. Заболеваемость подростков и детей этими расстройствами в течение последних десяти лет выросла в сорок (!) раз. Можно сказать, что началась эпидемия биполярных расстройств, и определенную часть «дров» в этот «котел» подбросила Фарминдустрия.

Навыки борьбы со страхами. Тренинг


как расслабляться перед и во время стрессовых ситуаций;
как справляться с иррациональными тревожными мыслями в стрессовой ситуации.

Основы

Дональд Мейхенбаум (1977), один из ведущих психотерапевтов, разработавший тренинг по навыкам борьбы со страхами, утверждает, что реакция страха включает в себя взаимодействие двух основных элементов: первый - психологическое возбуждение, второй - мысли, которые трактуют ситуацию как угрожающую или опасную, добавляя психологическое возбуждение к эмоциям тревоги или страха. Сама же стрессовая ситуация практически не имеет никакого отношения к вашей эмоциональной реакции. То, как вы оцениваете опасность и как определяете реакцию вашего тела - вот реальные факторы, влияющие на ваш эмоциональный отклик. Поэтому один и тот же человек испытывает восторг, прыгая с парашютом, но в смертельном ужасе запрыгивает на стул, едва завидев на полу крохотного мышонка.

Как управлять гневом

Изучив эту статью, вы узнаете:
как снимать напряжение и достигать релаксации в ситуациях, провоцирующих раздражение;
как разрабатывать позитивные аффирмации для контроля состояния, вызывающего раздражение;
как использовать раздражающие образы для репетиции новых навыков и для того, чтобы сделать себе прививку от гнева;
как построить планы борьбы с ситуацией, вызывающей гнев.

Постановка цели и управление временем

Изучив эту статью, вы узнаете:
как определять пределы многозадачности;
как правильно определять свои цели и разрабатывать планы для их достижения;
как определить, правильно ли вы распределяете свое время;
как распределить свое время и расставить приоритеты;
как бороться с проволочками;
как быстро научиться управлять своим временем.

Познавательное развитие младенца предполагает включение механизмов памяти, естественно, простейших ее видов. Первым появляется узнавание. Уже в раннем младенчестве дети способны соотносить новые впечатления с имеющимися у них образами. Если ребенок, получив новую куклу, какое-то время рассматривает ее, на следующий день он может ее узнать. В 3-4 месяца он узнает ту игрушку, которую показывал ему взрослый, предпочитая ее остальным, находящимся в поле его зрения. 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого.

Если яркую игрушку спрятать под одним из двух одинаковых платков, лишь немногие 8-месячные дети в состоянии вспомнить через 1 секунду, где она лежит. К первому году все дети находят игрушку через 1-3 секунды после того, как ее спрятали. Большинство из них вспоминает, под каким платком она находится, даже через 7 секунд. Таким образом, после 8 месяцев появляется воспроизведение -восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта.

На протяжении младенческого возраста наблюдается, наряду с познавательным, и эмоциональное развитие. Эта линия развития тоже непосредственно зависит от общения с близкими взрослыми. В первые 3-4 месяца у детей проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности.

После того как ребенок научился узнавать и бурно радоваться маме (с этого, собственно, и начинается младенчество как возрастной период), он доброжелательно реагирует и на других близких людей. После 3-4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого человека. Однако, если тот демонстрирует свое доброе отношение, разговаривает с ребенком и улыбается ему, настороженное внимание сменяется радостью. В 7-8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Особенно боятся дети остаться наедине с незнакомым человеком. В таких ситуациях одни отползают подальше, отворачиваются, стараются не обращать внимания на нового человека, другие громко плачут.

Примерно в это же время, между 7 и 11 месяцами, появляется так называемый "страх расставания" - грусть или острый испуг при исчезновении мамы (когда ее долго нет или она просто на какое-то время вышла). Забегая вперед, отметим, что страх расставания обостряется на втором году жизни, между 15 и 18 месяцами, а затем постепенно ослабевает.

Общаясь с мамой или другим близким человеком, младенец к концу первого года стремится не только к чисто эмоциональным контактам, но и к совместным действиям. Он пытается с маминой помощью получить какой-нибудь привлекающий его предмет, дотянуться до шкафа или полки, достать вазочку или кастрюлю, рассмотреть картину и т.д. Облегчают общение жесты, которыми активно пользуется ребенок, показывая, что он хочет получить, куда ему необходимо забраться и т.п.

Память, сопровождающая нас в повседневной жизни и изумительно функционирующая при решении любых практических вопросов, может даже раздражать и озадачивать отдельных ученых, которые стараются понять ее тайны. Память является упрямым человеческим инструментом, однако она не абсолютный автомат. В течение последнего десятилетия некоторые из этих фактов сурово критиковались, подвергались сомнениям и эмоциональному суду, широко обсуждались в средствах массовой информации и привели к большому конфузу и разочарованию. Можно ли полностью доверять какой-либо человеческой памяти и, в частности, глубоко погруженной памяти рождения и детства?

Бурные дебаты между истцами и ответчиками, между специалистами, защищающими противоположные стороны, столкновения клиницистов и исследователей в научных ассоциациях увеличили число аргументов в пользу основных принципов, отмеченных выше. Маятник стал раскачиваться между крайними позициями: с одной стороны, воспоминания священны и по определению истинны и, с другой стороны, воспоминания - даже несколько больше, чем фантазии, и им нельзя доверять. Сегодня профессионалы должны быть готовы к допущению, что хотя за воспоминания нельзя поручиться, все же они могут быть достаточно точными. Психотерапевты, хотя они и не детективы или адвокаты, узнали, что наличие памяти лежит в основе тревожности, и поняли, что они обязаны помочь клиентам найти различие между фантазией и действительностью.

Когда личные воспоминания выносятся на суд, они могут быть энергично оспорены и встречены скорее критически, чем уважительно. Обвинения в плохом обращении вплоть до попытки убийства, выдвинутые детьми, основанные исключительно на их памяти при отсутствии возможности проверить это другими способами, являются проблемами, которые суды не способны решить. Очень молодые свидетели представляют особенную трудность для судов. Непроверенные воспоминания детей уязвимы и могут быть искажены взрослыми исследователями (включая сочувствующих, но неосторожных адвокатов). Они могут включать в себя фантазии, созданные с помощью самих же исследователей. Порой дети склонны сочинять такие истории, что у вас глаза полезут из орбит! Однако эта возможность не должна быть поводом для того, чтобы не слушать детей. Насилие против детей - это отвратительная реальность, которую взрослые часто скрывают или не принимают, чтобы защитить свои собственные интересы. Поэтому детей нужно слушать, но с большим опытом и пониманием, чем в недавние годы.

Появилась новая оценка специальных характеристик воспоминаний, основанных на травмирующих событиях. Эти воспоминания могут быть надолго запрятаны (подавлены) до момента извлечения, вызванного случаем, открывающим им путь к сознанию. То, что они были на какое-то время погружены в глубины памяти, еще не доказывает, что они являются ложными. Немногие люди сохраняют непрерывные спонтанные описания своего рождения (хотя я знал таких), но при определенных условиях их давно утраченные воспоминания могут быть восстановлены и проверены. Дети, которые были тяжело травмированы, могут не обладать какой-либо сознательной памятью, которую могли бы предъявить. Но, как правило, они живут и действуют в соответствии со своей памятью, как в спонтанной пьесе, в которой все описано ярко и точно.

Эта форма памяти замечена у ветеранов войны, которые столкнулись с невообразимыми картинами насилия и смерти. Некоторые участники одних и тех же сражений сохраняют ясные и специфические воспоминания, тогда как другие полностью подавляют полученные впечатления - возможно, на десятилетия, - и подобно детям, эти ветераны "разыгрывают" свою тревогу и шок в повседневной жизни. Под руководством психотерапевта эти "подземные" воспоминания могут быть извлечены и устранены.

Опыт моей гипнотерапевтической работы с множеством клиентов, переживших разнообразные травмы, позволил мне прийти к заключению, что "скрытые" воспоминания были обычно замаскированы под страхи. Утраченные воспоминания как будто находились за пределами обычного поля зрения. Нередко мы пытаемся восстановить часть нашей "утраченной" в прошлом жизни, но редко можем выполнить это на уровне тех стандартов "доказательств", которые требуются в суде. Наш персональный поиск правды призывает гармонично сочетать любопытство и благоразумие и быть настолько объективными, насколько это возможно при оценке того, что сделали мы и что сделали другие по отношению к нам.

В академических кругах постепенно разрушаются давние предубеждения против надежности ранней памяти (внутриматочной, дородовой памяти, памяти рождения и памяти маленького ребенка). Наиболее спорный с точки зрения функционирования памяти внутриматочный период все больше и больше проясняется, значительную помощь в этом оказывает ультразвук, который показывает психологам, что память и обучающие системы уже функционируют. Младенцы, еще находящиеся в матке, сигнализируют о том, что они познакомились с обращенными к ним рифмами, которые повторялись ежедневно в течение четырех недель. Точно так же младенцы сразу после рождения распознают голоса родителей, музыкальные отрывки, темы "мыльных опер", звуки программы новостей, звуки их родного языка, а также вкусовые ощущения и запахи, воспринятые в матке, - поскольку им все это хорошо знакомо, то есть изучено и заложено в память за предшествовавшие недели и месяцы.

Эксперты в области памяти продолжили рассмотрение первичных доказательств, предоставленных только что начавшими говорить двух - и трехлетними детьми в воспоминаниях об особенностях их рождения. Эти важные свидетельства, опубликованные в 1981 году в журналах для преподавателей, обучающих родоразрешению, и родителей, которые я приветствовал в этой книге, никогда не принималось всерьез в научных кругах. Все это время эксперты отрицали память рождения, но новые поколения трехлетних детей продолжали доказывать, что они не правы!

Психологи восторгались теорией "инфантильной амнезии", которая была впервые обнародована Зигмундом Фрейдом в 1916 году. Эта идея казалась очевидной, поскольку повседневные наблюдения людей показывали, что редко кто-либо помнит, что случалось с ними до третьего или четвертого года их жизни. В дальнейшем этот взгляд был поддержан теориями швейцарского психолога Жана Пиаже (Jean Piaget), которые доминировали в психологии развития в течение последних сорока лет. Идеи Пиаже относительно ограниченного интеллекта новорожденных и его развития на определенных стадиях только сейчас пошатнулись под возрастающим давлением экспериментальных свидетельств. Крушение иллюзий о памяти младенцев происходит благодаря работе горстки психологов-экспериментаторов, выполнивших около сорока важных, решающих экспериментов примерно за десять лет. Теперь, наконец, теория инфантильной амнезии мертва.

Основной идеей в медицине и психологии, затруднявшей принятие любого сложного представления о мышлении, было представление о том, что незрелый и незавершенный мозг не может поддерживать память и обучение. Кроме того, существовали трудности тестирования индивидуальной истинной памяти младенцев, которые не могли говорить. Поэтому исследования не проводились, и когда доказательства появлялись, их игнорировали или отклоняли. В условиях серьезных разногласий экспериментальные психологи сумели доказать, что все дети в возрасте трех, двух и одного года способны к немедленному и долгосрочному воспроизведению событий. Младенцы, протестированные в два, четыре и шесть месяцев, могли распознавать по деталям скрытые объекты, их местоположение и размеры. Младенцы могут вспоминать процедуры, включающие серию этапов, даже после длительного перерыва. И способность делать это зависит не от их возраста, а от тех же самых факторов и условий, которые улучшают воспоминание у старших детей и взрослых, - например, от характера событий, продолжительности их действия и сопутствующих реплик или напоминаний. Главное заключение этого исследования состоит в том, что младенцы постоянно узнают и помнят то, что они должны знать в любое данное время. Их воспоминания не утрачены, а непрерывно обновляются, так как обучение продолжается.

Несмотря на очевидные доказательства, вера в то, что младенцы психически некомпетентны, все еще широко распространенная сегодня, задержала подтверждение наличия даже элементарных умственных способностей у младенцев. Но что еще более важно, эта вера сделала нас нечувствительными к свидетельствам более высокого восприятия, телепатической связи и тонких форм знаний, которые были продемонстрированы младенцами и описаны в этой книге.

«В одно ухо влетело, в другое вылетело» – так часто говорят о детях, которые плохо запоминают новую информацию. И таких малышей - огромное количество. Естественно, родители задаются вопросом, как улучшить память ребенка, ведь она очень поможет ему не только в детском саду, но и потом, во время обучения в школе. На помощь мамам и папам придут простые способы и методики, которые помогут не только сделать процесс запоминания более легким, но и положительно скажутся на всем интеллектуальном развитии ребенка.


Как происходит процесс запоминания?

Память, как способность, дана всем живым существам, которые наделены высшей нервной деятельностью. Но дальше всех в способности запоминать образы, информацию, обучаться продвинулся человек.Исследователи, которые изучали процессы памяти, признаются, что в этом вопросе еще много «белых» пятен, однако механизм запоминания с более ли менее высокой точностью им все-таки удалось воспроизвести:

  • Запоминание;
  • Сохранение;
  • Воспроизведение при узнавании;
  • Забывание.

Ребенок может запоминать информацию двумя способами - произвольно и непроизвольно. В первом случае идет речь о заучивании стихов, которые, к примеру, нужно будет прочитать на утреннике в детском саду. В произвольном запоминании огромную роль играет мотивация. Если она есть у малыша, то запоминание будет проходить быстрее и легче.


Непроизвольное запоминание - штука непредсказуемая. Ребенок запоминает все, что видит, слышит, с чем соприкасается. Однако одна информация остается в памяти надолго, другая быстро исчезает, как правило, за ненадобностью, если человек не обращается к этому фрагменту памяти, не пользуется им. Малыш может надолго запомнить человека, увиденного в автобусе, только потому, что он оказался похож на персонажа любимого мультфильма. А ваши объяснения, как работает водопровод, которые последовали на вопрос «почему», он забудет достаточно быстро, если вопрос был задан «мимоходом» и информация чаду оказалась ненужной.

При запоминании информация фиксируется специальными «клетками памяти», механизмами – энграммами головного мозга, которые еще называют «следом памяти».

После запоминания происходит второй процесс - сохранение. Он может быть динамическим и статическим. В первом случае речь идет о кратковременной памяти (услышал-запомнил-забыл). Статическое сохранение - гарантия памяти долговременной (услышал-запомнил-сохранил-вернулся к сохраненному-переработал-запомнил -вернулся). Этот механизм важен для процесса обучения, так как ребенок, первоначально запомнив что-то важное, потом может снова и снова возвращаться к этой информации, которую бережно хранят энграммы, и под воздействием новой поступающей информации «корректировать» данные, менять их, дополнять и расширять. Именно это и будет являться механизмом усвоения материала, важного для успешного обучения чему-либо.


Третий важный этап работы памяти заключается в узнавании и воспроизведении сохраненных ранее фрагментов. Уз навать то, что уже есть в памяти, значительно проще. Ребенку показали иллюстрации к стишку, который он учил в садике, – малыш начинает вспоминать сам стишок. Но если мама просто попросит его рассказать стихи, которые учились более полугода назад, воспроизвести информацию крохе будет не так-то просто. На помощь ему придет еще один «трюк» памяти - ассоциации, они сопровождают и запоминание, и сохранение. Если ребенок сможет воспроизвести собственные ассоциации, он в большой вероятностью, вспомнит текст стихотворения.


Забывание - это процесс освобождения энграмм он ненужной информации, которая хранится и не используется. Этот процесс разрушения нейронных связей очень важен для психики ребенка, которая может оказаться слишком перегруженной, если малыш не будет забывать что-то. Ученые считают, что в процессе «стирания» информации участвует и кора головного мозга, «включая» торможение.

Все эти процессы протекают на физиологическом, биохимическом, нервном уровне, в нем задействованы различные участки коры головного мозга.

Виды памяти

Память делится на несколько видов. По степени интенсивности психических процессов, она может быть эмоциональная, двигательная, образная (зрительная), словесно-логическая. По типу запоминания - произвольная и механическая (непроизвольная), по длительности хранения информации - кратковременная, долговременная, оперативная.


Первая память, которая начинает развиваться у новорожденного - двигательная. Моторное запоминание дает крохе возможность научиться сидеть, ходить, держать в руках игрушку, ложку. Эмоциональная память в самом начале жизни носит рефлекторный характер - мама рядом, малыш спокоен, мама далеко - малышу одиноко. Лишь к 6 месяцам запоминание эмоций становится более осознанным, и малыш уже может расплакаться, если ему показать игрушку, которой накануне он очень больно ударил себя по лицу. В этом возрасте кроха отлично знает членов своей семьи и эмоциональная память делает возможным это узнавание - он видит маму и улыбается, посторонним людям улыбаться он не станет.


Образная память формируется у детей ближе к 1 году. Это не только запоминание вкусового, осязательного, зрительного плана, но и создание ассоциаций, связанных с ним. Ребенок именно через эту память формирует свои представления о мире. Словесно-логическая память даст возможность ребенку формулировать и воспроизводить свои мысли. Это станет возможным, когда малыш научится говорить хотя бы 10-20 слов.


Кратковременная память у каждого отдельного ребенка имеет свой объем, поскольку это очень индивидуальная способность, данная природой, и сохраняющаяся на всю жизнь практически без изменений. Она позволяет воспринимать новую информацию, сразу сортировать ее и оставлять только нужно. Далее дело за долговременной памятью. У детей долговременное запоминание развивается в возрасте около года, у кого-то - чуть позже. Оперативная память нужна для хранения временной информации, как это происходит, когда мы складываем два числа в уме (промежуточный результат после сложения десятков, например, мы оставляем «в уме»).

Все виды памяти очень тесно взаимодействуют друг с другом, без одного невозможны или очень затруднены функции других.



Особенности у детей

У детей все виды памяти развиваются постепенно, и эта последовательность имеет огромное значение. Новорожденный на уровне моторной памяти прекрасно помнит, как нужно совершать сосательные движения. К 5-6 месяцам «включается» эмоциональная память, а к году - образная. С года начинает формироваться долговременная память, и малыш уже сможет вспомнить, где они с мамой гуляли вчера. Высокой степени развития долговременная память достигнет к 2-2,5 годам. Свои познания о мире малыш будет строить, непроизвольно получая информацию в процессе игры.


В 5-6 лет дети обычно уже владеют достаточно развитой произвольной памятью, и могут специально заучивать что-то, например, стихи или басни, если у них будет мотивация.


Есть и очень интересные особенности детской памяти:

  • Зрительная память лучше развита у девочек, чем у мальчиков.
  • Моторная память быстрее развивается у мальчиков.
  • Долговременная память раньше формируется у девочек, причем, преимущественно она носит эмоциональный характер.
  • Мальчики легче запоминают числа.

С какого возраста ее развивать?

Развивать память ребенка можно с самого рождения. Сначала это будут движения, а затем - эмоции и слова. Непроизвольную память крохи (ведь он не старается что-то запомнить, у него это получается само по себе) лучше тренировать в игровой форме, именно так увеличивается вероятность, что наибольшее количество информации будет проанализировано кратковременной памятью.

Кроме того, важно помнить, что повторение - мать учения, без повторений ребенок быстро будет забывать то, чему вы его научили.


Способы «тренировки»

Улучшение памяти - не совсем подходящий термин, если речь идет о ребенке. Плохой память у здоровых детей практически никогда не бывает, она может быть недостаточно развитой, и над этим предстоит потрудиться родителям.

В рацион ребенка следует обязательно ввести витамины, в состав которых входят аминокислоты. Очень полезен рыбий жир , который содержит ненасыщенные жирные кислоты (Омега 3 и Омега 6), если нет аллергии, можно давать орехи. Ребенок должен много гулять на свежем воздухе, так как его мозг нуждается в достаточном количестве кислорода.



Есть несколько простых способов развить память малыша, которые будут полезны и его родителям, поскольку их память будет тоже тренироваться:

  • Что ты делал? Возьмите за правило рассказывать ребенку, как прошел ваше день, описывайте все подробности, а потом просите чадо сделать то же самое.
  • Книга - лучший друг. Читайте ему книги каждый день, пусть даже в силу нехватки времени, это будет 1-2 страницы, но чтение должно стать ежедневной традицией.
  • Игра поможет. Каждый день играйте с ребенком в слова. Это можно делать дома, можно по дороге в детский сад. Назовите ему 10 слов, и попросите назвать те из них, которые он может видеть вокруг себя (улицы, фонарь, автобус, люди, магазин, собака, лужа). Зрительную память хорошо тренировать с помощью картинок. Положите несколько изображений, обсудите их, опишите, а потом уберите 2-3 картинки и попросите чадо сказать, чего или кого не хватает. Тренировать внимательность помогут задания с одинаковыми картинками, в которых нужно найти отличия, их для любого возраста можно найти в интернете.
  • Стройте ассоциации. Чтобы малыш лучше запоминал, помогите ему подобрать к слову или явлению понятную для него ассоциацию. Он довольно быстро начнет оперировать этим навыком.
  • Музыка и иностранные языки. Очень хорошо тренируют память занятия на музыкальных инструментах, пение, а также изучение иностранного языка.
  • Гаджетам - бой. Интернет, развитие компьютерных технологий уже сейчас отрицательно сказываются на памяти людей, она стремительно ухудшается, ведь нет необходимости запоминать информацию, если ее всегда можно найти в поисковой системе. Это не призыв отказаться от использования гаджетов, но родители, которые хотят тренировать память своего ребенка, должны как можно меньше давать ему общаться с планшетом и компьютером, и как можно больше общаться с ним лично.


Эффективные игры и упражнения

В любом возрасте можно использовать различные игры и методики развития памяти. Их даже можно придумывать самостоятельно, опираясь на область интересов растущего малыша. Вот лишь некоторые игры, которые вполне могут стать основой для ваших, индивидуальных:

  • Для детей до 3 лет. В этом возрасте очень полезны игры, направленные на развитие двигательной памяти. Собирайте с ребенком цветные кубики и называйте цвета, пирамидки. Детям с 2 лет можно доверить поиск отличий в двух одинаковых на первых взгляд предметах или картинках. После 2 лет важно начать пересказывать прочитанные сказки и стихи, задавайте малышу как можно больше вопросов, это будет не только развивать память, но и речь малыша. В возрасте от 1,5 лет можно начинать играть в мини-прятки. Для этого покажите ему три игрушки, две оставьте, а одну уберите. Он должен назвать, какой игрушки не хватает.


  • Для детей 3-4 лет. В этом возрасте особое внимание нужно уделить развитию образной и словесно-логической памяти. Чаще просите описать словами картинку, охарактеризовать персонажа сказки или мультфильма, рассказать, что он делает, что с ним будет потом. Полезно учить ребенка фантазировать. Покажите ему картинки животных, а затем уберите их и попросите представить, что он идет по зоопарку. Называйте животных, которых малыш увидел на картинках до этого, но одного-двух «забудьте» назвать. Пусть малыш ответит на вопрос, кого не хватает в зоопарке. С каждым днем количество карточек-картинок с животными должно увеличиваться.


В этом возрасте ребенку также нужно развивать связь между разными видами памяти. Попросите его представить лимон. Пусть кроха расскажет, какого он цвета, каков он на вкус. Затем попросите описать яблоко, апельсин, грушу и т. д.

  • Для дошкольников. В этом возрасте важно практиковать игры, тренирующие кратковременную память. Для этого прекрасно подходят логические ряды. Покажите ребенку изображение нескольких предметов в ряд, а затем перемешайте изображения и попросите его вернуть картинки в исходное положение. Очень хорошо, если ваш дошкольник научится быстро собирать картинки по частям. Возьмите просто изображение и разрежьте на несколько частей, пусть чадо постарается как можно быстрее собрать эти «пазлы».



  • Для младших школьников . Для успешной учебы у ребенка в достаточной степени должна быть развита память , ведь объем информации, который каждый день обрушивается на него в школе, велик. Не стоит требовать от вчерашнего детсадовца заучивать все наизусть, так будет тренироваться его кратковременная память, но не долгосрочная. Занятия лучше всего проводить в игровой форме, она по-прежнему остается для ребенка наиболее приемлемой. В этом возрасте уже можно поручать ребенку разгадывать ребусы и кроссворды, а также составлять слова в логические цепочки, например, лес-пенек-грибы-грибник-корзинка-пирожок с грибами.



  • Для детей старше 12 лет . В этом возрасте у ребенка максимально высокие способности к обучению. Он все еще довольно легко воспринимает новую информацию, но уже умеет выстраивать логические связи, создавать образы, закреплять их в памяти. Этим нужно воспользоваться, чтобы дать толчок к новому развитию подростка. Будет хорошо, если вечером он подробно расскажет, как он провел день в школе, с обязательным описанием своего класса (какого цвета шторы, что на них нарисовано, какие цветы растут на окнах. В описании людей, с которыми встречался ребенок, важно, чтобы родители расспрашивали как можно больше деталей о внешности и одежде, о чертах лица, о том, каков он, по мнению подростка, – добр или не очень (это развивает эмоционально-ассоциативную память).


Память подростка станет лучше, если он будет много читать, изучать иностранные языки и заниматься спортом. А логические способности возрастут в достаточно короткие сроки, если ребенок будет играть с папой или мамой в шахматы , шашки.

Какие способы лучше выбрать для запоминания стихов?

Современная школа использует подходы, которые направлены на развитие кратковременной памяти-выучил-ответил-забыл. Правильно это или нет, решать не нам. Задача родителей возместить пробелы, которые есть в этой школьной системе и помочь ребенку научиться запоминать и как можно дольше хранить информацию о выученном. На помощь придут способы, которые давно известны нам, поскольку о них большинству из нас в свое время рассказывали наши бабушки:

  • Учим на ночь. Если есть необходимость быстро выучить стихотворение, лучше всего браться за него тогда, когда все остальные уроки уже выучены, а точнее, за 2-3 часа до отхода ко сну. Ученые выяснили, а мудрые прадеды и так знали, что максимально активно процессы запоминания в коре головного мозга протекают перед сном и утром, в течение 2-3 часов после пробуждения. Поэтому стих стоит поучить вечером, а потом повторить его за завтраком.
  • Учим по частям в последний момент. Если ребенок заблаговременно лишь несколько раз внимательно прочитает стихотворение, максимально представляя себе в виде внутренних образов все, о чем в нем идет речь, а за пару часов до урока или экзамена, на котором потребуется прочитать наизусть, перечитает и попробует запомнить, вероятность запомнить весь текст максимальна. В последний момент включается сильная мотивация, а потому процесс произвольного запоминания протекает в разы быстрее.
  • Учим на слух. Взрослые давно заметили, что ребенок гораздо быстрее запоминает тексты песен, чем тексты рассказов или стихов. Превратите стихотворение в трек, начитав его с выражением на диктофон, а потом давайте слушать ребенку пару раз в день - утром по дороге в школу и вечером перед сном. Обычно запоминание происходит непроизвольно, но довольно устойчиво, уже на 2-3 день. Если родители проявят максимум своих креативных способностей, то они смогут переложить стихи на любимую музыку чада. Так, «Бородино» может стать песней на мотив популярного рэп-хита, а «Парус» – красивой лирической песней.
  • Занятия лучше проводить не каждый день, так как это может наскучить ребенку. Оптимальной частотой психологи считают - 2 раза в неделю по 20-30 минут (в зависимости от возраста ребенка).


    Не нужно ругать ребенка, если он что-то забыл, не может запомнить. Такая ситуация говорит о том, что какой-то из этапов процесса запоминания оказался нарушенным, следует вернуться к самому началу и попробовать еще раз.

    У каждого ребенка преобладает какой-то один (максимум два) вида памяти. Один малыш легче запоминает картинки, другому сложно помнить образы, но у него отлично развита тактильная и вкусовая память, а также память на запахи. Найдите эту способность, и процесс заучивания или «тренировки» памяти проводите через его основную способность - слова в стихотворении могут иметь «запах», цвет. Если это помогает ребенку запоминать быстрее, почему бы и нет!

    Если у ребенка младшего школьного возраста возникли проблемы с запоминанием, учителя жалуются, что он рассеян, не может сконцентрироваться, пересмотрите режим дня чада . Будьте настойчивы, просите убирать вещи на отведенные для них места, а также неукоснительно соблюдать расписание дня.

    Чтобы ребенок как можно скорее достиг хорошего уровня владения долговременной памятью, спрашивайте его о выученном сначала раз в неделю, потом в раз в месяц.

    Ваши занятия должны приносить удовольствие и взрослому, и ребенку. Ничего не нужно делать «из-под палки». Если ребенок не хочет заниматься в этот раз, не настаивайте. Когда чадо дает правильный ответ, обязательно поощряйте его, улыбайтесь, искреннее радуйтесь его успехам.


    Как развивать память у ребенка, смотрие в видео ниже.



Публикации по теме

  • Как удлинить школьное платье Как удлинить школьное платье

    Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.Присоединяйтесь к нам в...

  • Что означает татуировка сокола? Что означает татуировка сокола?

    Решили сделать себе татуировки? Ну что ж, это по современному и в духе времени! Но прежде, чем остановить свой выбор на том или ином...