Секреты и упражнения песочной терапии. Песочная терапия для детей: занятия, программа Арт терапия песком для детей

Из детских воспоминаний у каждого невольно всплывают моменты пляжных игр в песочные замки или игры далёкого прошлого в дворовой песочнице с соседскими детьми. Оказывается, это не только развлечения, но и польза физиологического и психологического развития, если всё это песочная терапия.

Если вы родители или воспитатели, то, наверное, замечали неоднократно, как воздействуют песочные игры на детей, дети увлечённо и совершенно спокойно ковыряются пальчиками, игрушками и лопатками в песке.

Дети просто погружаются в завораживающий и манящий их песочный мир. Такие моменты наступают в определённом возрастном промежутке, и этим можно воспользоваться в работе с дошкольниками, организовать песочную терапию для детей.

Метод песочной терапии

Методы песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста уже давно используются в практике. Песочная терапия для детей только увеличит полезность и успокаивающее действие.

Стоит заметить, что на улице дети могут играть только летом и в благоприятную погоду. А почему же не устроить песочницу дома и в детском саду? – это же так просто. Можно даже разнообразить игру в песке, сделав песочницу с подсветкой, и заняться песочной анимацией.

Терапия песком в детском саду

С помощью песочной терапии дошкольники развивают свои индивидуальные способности, работы детей отражают их истинные чувства, переживания и эмоции. Песок является универсальным строительным материалом, с его помощью можно быстро реализовать свои идеи, выстроить замок, слепить фигуру, придумать и воплотить в жизнь новую идею.

Сухой песок можно использовать в песочной анимации, дошкольник сможет проявить свои художественные таланты. Дети, увлекаясь песочными играми, становятся подсознательно зависимы от увлечения.

Песочная терапия для детей может стать лекарством от ряда заболеваний, помощником в решении затруднительных вопросов, оказать благотворное влияние на их психоэмоциональное состояние.

Методика песочной терапии впервые была применена психологом Карлом Юнг и постепенно нашла своих последователей, которые передали свои знания дальше и сейчас это методика применяется в дошкольных учреждениях в ходе занятий с детьми всех возрастных групп, в том числе и дошкольными.

Применение метода песочной терапии сейчас встречается даже в домашних условиях. Песочную терапию можно применять не только в лечении психических заболеваний и для психологического воздействия, но и в сочетании с мелкими игрушками использовать в дефектологии.

Обучиться песочной терапии можно в кратчайшие сроки, это не составит больших усилий, тем более, что вы принесёте огромную радость детям и услышите их благодарность.

При помощи песочной анимации в работе с детьми дошкольного возраста, психолог детского дошкольного учреждения может спокойно распознать имеющиеся проблемы каждого из детей, так как рисунки на песке являются подсознательно всплывающими образами ребёнка.

Рисунки не могут быть просто произвольными, в них скрываются страхи, переживания, конфликты и другие эмоциональные всплески.

У детей это выявляется намного легче, так как находится на поверхности сознания, нежели у взрослых. У взрослых людей всё гораздо сложнее, психические и психологические проблемы находятся глубже, и они скрытные.

Песочная терапия раскрывает скрытые потенциалы ребёнка и корректирует дефекты развития. С её помощью очень , чувствительность конечностей за счёт воздействия на нервные окончания, развиваются художественные и творческие способности, обостряются фантазии и улучшается образное мышление.


Наконец, песочную терапию можно использовать как простое успокаивающее для буйных и гиперактивных детей.

Плюсом песочной терапии является то, что здесь не требуется точности линий и схожести образов – это свободное искусство и поэтому переживания, стрессы у детей при играх в песке почти исключены. Здесь только получаемая радость от игр.

Разносторонность плюсов песочной терапии позволяет использовать песок даже в качестве помощника в работе логопеда. Песок можно использовать для развития речи. Вроде бы, на первый взгляд, речь и песок никак не могут быть связаны.

Но стоит напомнить, что песок это строительный материал, и на нём можно лепить и писать буквы, слова, дети могут лепить фигуры, а затем рассказывать, что это, и почему ребёнок слепил именно такую фигуру.

Особенности занятий песочной терапии

Для организации занятий песочной терапии, исходя из названия, конечно же потребуется песок, лучше всего и сухой, и влажный.

Нужны две песочницы, одна с нижней подсветкой, (для сухого песка), вторая просто влагостойкая песочница (для влажного песка).

В дополнение для занятий по потребуется много различных мелких игрушек, как в шоколадных яйцах «Kinder».

Сеанс песочной терапии начинается с выбора детьми нескольких игрушек, которые им больше понравятся, желательно не торопить ребёнка в выборе, он должен сам реализовать свои предпочтения.

Ребёнок должен сам расположить игрушки в песочнице на своё усмотрение в любой последовательности и в любом месте. Психолог уже в ходе расстановки игрушек видит определённую связь с эмоциональным самовыражением ребёнка и где-то может помочь в ходе игры детей в затруднительные моменты.

Песочная терапия это доступное средство образования для практически любого педагога и помощник воспитательного процесса и не требует каких-либо глобальных денежных затрат.

Ящики может сделать хозработник учреждения, песок на улице, мелкие игрушки есть в каждом детском саду, даже если их купить набором, это не настолько дорогостояще. Лучше конечно, чтобы бортики песочницы были повыше, а дно выкрашено в небесно-голубой цвет, как символ воды и неба. Песок должен быть чистым и безопасным (промыт, просеян, прокален в духовом шкафу).

С помощью игр во время сеансов песочной терапии должны использоваться различные сценарии жизненных ситуаций, связанных с отношениями, профессией, природой и даже этнической направленности.

В связи с этим должны присутствовать фигуры людей разных полов, возрастов, профессий и национальностей, всевозможные животные, птицы, растения, предметы быта, мебель.

Все сцены игр должны быть сфокусированы на конкретном задании с определённым типом игрушек. Желательно, чтобы в аудитории, где занимаются дети, играла мелодичная спокойная музыка, или царила тишины, с учётом предпочтений группы.

В начале 20 века швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг впервые обратил внимание на терапевтический эффект от игры с песком при психических расстройствах детей и взрослых. Он стал применять этот метод для психокоррекции своих пациентов и в дальнейшем описал его. Метод этот приобрел название юнгианского. Он нашел широкое применение в практической психологии.

Несомненный терапевтический эффект юнгианского метода позволяет добиваться серьезных результатов в лечении психосоматических расстройств у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Кроме того, игра с песком является великолепным подспорьем в развитии навыков и умений детей дошкольного возраста. Эта методика получила название Sandplay.

Терапевтические игры с песком для детей дошкольного возраста: что надо для игр в юнгианской песочнице?

  • В Сандплей используется деревянный ящик , окрашенный изнутри и снаружи голубой или синей краской. Ящик должен быть водонепроницаемым потому, что в процессе игр песок приходиться мочить. Габариты ящика для 1-3 детей должны быть — 50х70х8 см. Такие габариты выбраны не случайно, это оптимальное поле зрительного восприятия ребенка, он способен охватить его целиком. Голубой или синий цвет — это символы неба и воды, кроме того эти цвета действуют успокаивающе на психику ребенка. Ящик может быть и из других материалов, но предпочтение следует отдать именно дереву.
  • На 2/3 объема ящик засыпается песком . Песок должен быть чистым, просеянным, можно использовать речной или морской песок, главное, чтобы он не был не слишком мелким и не слишком крупным. Он должен быть сыпучим и приятным на ощупь.
  • Для игр в песочнице нужна коллекция миниатюрных игрушек . Размер игрушек не должен превышать 8 см.

Игрушки для песочной терапии :

  1. Человеческие персонажи, куклы, миниатюрные статуэтки. Их можно подбирать отдельно, а можно приобрести игрушки в магазине отдельными тематическими группами.
  2. Фигурки животных. Пойдут фигурки из «киндер сюрприза», можно самим или . Это могут быть дикие, домашние, доисторические животные
  3. Предметы домашнего обихода : детская посуда, домики, флаконы из-под духов и туалетной воды, коробочки из-под кремов.
  4. Сказочные персонажи добрые и злые.
  5. Персонажи из комиксов и «мультяшные» герои .
  6. Украшения , сувениры.
  7. Природные элементы : ветки, цветы, коряги, интересные сучки деревьев.

Все эти сокровища должны храниться в определенном месте, как бы жить в своем домике.

Занятия по методу Sandplay — какие игры сохранят интерес ребенка к песочной терапии?

Люди познают мир через 5 органов чувств и самое древнее из них тактильное ощущение. Первое ощущение ребенка в мире — это тактильное ощущение. И подсознательно люди привыкли ему доверять. Именно это доверие к тактильно-кинестетическим ощущениям и делает терапевтические игры с песком столь результативными. Поэтому и начинать игротерапию нужно с тактильного знакомства с песком. Есть ряд методик, как грамотно и правильно выстроить эти занятия.

Знакомство с песком по методу Sandplay — игры для маленьких детей

Предложите детям проделать следующие действия с песком:

  1. Поскользить ладонями по песку зигзагообразно, круговыми движениями, как ашинки, как санки, как змейки.
  2. Сделать те же движения ребрами ладоней и обсудить с ребенком разницу в оттисках, постараться дать ребенку возможность самому объяснить, в чем разница. Старайтесь не поправлять ребенка, не навязывать ему своего мнения, а, напротив, всячески поощрять и хвалить его.
  3. Набрать песок в ладошки и высыпать его тонкой струйкой, проговаривать ощущения, испытываемые при этом. Сделать это правой, затем левой ладошкой, затем обеими сразу.
  4. Закопать ладошки в песок и потом «найти» их. Все это проделывается в игровой форме. Задается вопрос «куда подевались наши ручки?», а затем радость от того, что ручки найдены.
  5. Раскрытую ладошку положить на песок и закрыть глаза. Затем взрослый насыпает песок на пальчик, а малыш должен угадать, на какой палец насыпан песок, и пошевелить им, как бы здороваясь с песком.
  6. Пробежаться пальчиками по песку, оставляя на нем следы. Или поиграть на песке, как на пианино. Все это нужно проделывать с комментариями.


Песочная терапия: упражнения для детей для развития моторики, снятия эмоционального напряжения, агрессии

Взаимодействуя с песком в процессе игр, ребенок получает свой первый опыт рефлексии (самоанализа), он учится распознавать и идентифицировать свои ощущения, развивается мелкая моторика рук. Когда ребенок пытается проговаривать свои ощущения, происходит развитие речи, мышления, поэтому значение песочной терапии трудно переоценить.

Упражнения для песочной терапии

  1. На ровной поверхности песка взрослый и ребенок оставляют оттиски своих рук, сначала просто прижимают ладонь к песку, а затем делают это тыльной стороной ладони. При этом взрослый проговаривает, что он в данный момент ощущает. И просит ребенка рассказать о своих ощущениях. Маленький ребенок будет не многословен, нужно задавать ему наводящие вопросы. Какой песок? Гладкий? Сухой? Какая разница в ощущениях прикосновений тыльной стороной ладони? Это учит ребенка прислушиваться к своим ощущениям, классифицировать ощущения, как приятные или не приятные. Казалось бы, такая простая процедура, как прикосновение дает богатейший опыт для размышлений, если делать это осознанно. Такие , учат давать характеристику своим ощущениям.
  2. Создать пальцами, костяшками пальцев, ребрами ладоней, кулачками различные узоры на песке, а затем пофантазировать, на что они похожи. Можно увидеть цветы, снежинки, ветки или следы животных. Тут необъятный простор для фантазии, нужно только ненавязчиво, исподволь пробудить ее в ребенке. Это упражнение положительно влияет на эмоциональное состояние детей.
  3. Устройте с детьми ливень из песка. Пусть сначала это будет мелкий дождик из песка, поместившегося в одной ладошке, потом дождик усиливается, песок зачерпывается двумя ладонями, а вот для ливня можно использовать, как вспомогательный материал, детское ведерко. Важно, чтобы ребенок осознал идею своей причастности к событиям окружающего мира. Он будет меньше его бояться. Мир перестанет быть для него враждебным. Упражнение помогает устранить напряжение, стресс, агрессию.


Как применяется песочная терапия для коррекции эмоциональных, логопедических и других проблем у детей?

Как песочная терапия помогает в лечении психосоматических заболеваний?

Детям очень трудно выразить словами то, что волнует и беспокоит их глубоко внутри. У них маленький словарный запас, да даже взрослые не всегда могут докопаться до источника внутреннего дискомфорта, где уж малышу справиться с этой непосильной задачей. Но страхи и сомнения терзают его душу, и происходит перенос этой душевной боли на тело. Так появляется тик, заикание, энурез, агрессивное поведение.

Психологи называют такие заболевания психосоматическими. Лечение таких заболеваний медикаментозно не приносит успеха. Здесь, как в гомеопатии – подобное лечится подобным.

Психологи говорят, что в таких ситуациях нужно спроецировать свой внутренний на мир вовне. Можно нарисовать свое состояние, но маленькие дети плохо рисуют. Они расстраиваются, плачут, а взрослые не могут их понять. Благодаря проигрыванию внутренних переживаний в терапевтических играх с песком, дети освобождаются от гнетущего груза внутренних переживаний и идут на поправку.

Взрослые, наблюдая за их поведением во время игры, учатся понимать и расшифровывать их поведение и адекватно на него реагировать. Такие игры называются проективными и их значение трудно переоценить.

Юнгианская песочная терапия, наряду с игротерапией, как раз представляют собой такой подход, который в невербальной форме с помощью игры с песком и перестановки миниатюрных фигурок, а также через построение песочных картин позволяет проникнуть в глубинные слои психики, в бессознательные эмоции. Метод дает возможность определить, увидеть в самой постройке, в проявленной художественной форме эмоциональное состояние клиента ребенка, характер отношений между сознанием и бессознательным, между Эго и Самостью. Работа с песком, как и спонтанная игра, позволяет найти внутри психики силы, движущие ее к исцелению и интеграции, разрешению конфликта, стоящего за психосоматическим симптомом. Такая яркость и образность метода, включающего в себя самостоятельную и никем не навязанную игру ребенка с песком, дополняется сопровождающими вопросами и комментариями особого рода со стороны терапевта. (Прилуцкая Мария Игоревна - клинический психолог (МГУ им М.В. Ломоносова), детский психотерапевт, специалист по аналитической работе с психосоматическими расстройствами у детей и взрослых, Московская ассоциация аналитической психологии (МААП).

Примеры проективных игр:

  1. «Моя семья». Ребенку предлагают выбрать из огромного разнообразия предметов те, которые ему понадобятся для воссоздания своей семьи. Взрослые никак не влияют на его выбор. Попросите ребенка, чтобы он разместил членов своей семьи как ему хочется. Предложите ему ситуацию, что сейчас вечер и вся семья дома, и каждый занимается своим делом. Обратите внимание, кто находится в центре композиции, спросите ребенка, почему именно этот человек занимает центральное положение. Спросите, каковы его взаимоотношения с «центровым». Расспросите, каковы вообще взаимоотношения в семье. Кому лучше всех живется в семье и почему. Поверьте, что в процессе разбора его композиции, вы, очень много нового и полезного для себя узнаете о своем ребенке и своей семье. Ну, а более глубокий анализ доверьте все-таки профессионалу психологу.
  2. «Мои друзья». Ребенку задаются ситуативные параметры игры. Он должен выбрать фигурки и назвать их именами своих друзей. Не удивляйтесь, если это будут вымышленные персонажи, а среди реальных людей друзей не окажется. В процессе воссоздания заданной вами ситуации будет сделано много открытий. Вы можете узнать о проблемах вашего чада и помочь ребенку преодолеть трудности в общении с детьми в детском саду или школе. А он в процессе игры будет успешно преодолевать эти трудности, что в результате переноса изменит ситуацию и в реальной жизни.
  3. «Сказочные сюжеты». Вы можете предложить ребенку построить свое сказочное царство и населить его добрыми и злыми персонажами. Сам ребенок должен играть роль борца со злом. В этой игре может быть задействовано неограниченное количество миниатюр, причем в процессе он может их свободно менять. Здесь он хозяин положения. Если ребенку не мешать, то откроются такие его глубинные проблемы и страхи, о которых взрослые даже не подозревали. Причем в процессе игры нужно мягко направить ребенка на преодоление этих страхов. Ему следует объяснить, что здесь он хозяин и у него всегда есть выбор и возможность сделать так, как хочет он. Осознание того, что он всесилен и сам может изменить любую ситуацию, сделает ребенка счастливым. Позже и в реальной жизни ребенок станет более уверенным в себе и менее тревожным.

В. Андреева, песочный терапевт, юнгианский аналитик:

Использование метода Песочной терапии приглашает нас в путешествие, где порой будет не просто, но всегда интересно. Процесс разворачивается как с сказке, к внутреннему глубинному смыслу, мечте, потерянным частям себя и отношений. Меня не перестает удивлять и вдохновлять оживающие в картинах фигурки, как они соединяют прошлое и будущее, дают возможность познакомиться с собой и ведут по пути индивидуации.

Н. Скибинская, аналитический психолог, песочный терапевт:

Есть дети, которые опускают руки по локоть в песок и плескаются в песочнице, как в воде. У них на лице блаженная улыбка, и они говорят: «Как хорошо! Как приятно!» В это момент не хочется ни о чем говорить, и наступает спокойствие и умиротворение.

Другие дети иногда даже боятся притронуться к песку. Один ребенок потихоньку спускал пальчик по бортику песочницы, смотря мне прямо в глаза, как будто боялся обжечься. Так обычно трогают воду, чтобы понять, горячая она или холодная? Он пытался понять, можно ли мне доверять, не обману ли я его? Но как только он убедился, что песок и обстановка вокруг ничем ему не угрожает, то легко стал с ним взаимодействовать.

Некоторые льют в песочницу много воды. Им нравится возиться в этой «грязи». На улице обычно мамы это не приветствуют, но здесь можно. Процесс работы в мокром песке бывает очень завораживающим, и это состояние иногда хочется продлить. Переполненная различными чувствами душа во взаимодействии с мокрым песком находит спокойное освобождение. Психика как будто лечит себя сама. Внутреннее пространство освобождается для нового положительного опыта и чувства принятия, доверия и любви.

Многие дети в песке любят играть в прятки. Они закапывают что-нибудь в песок, а терапевт должен это найти. Потом меняются местами. Таким образом, дети пытаются почувствовать свою нужность и ценность для родителей в переносе на терапевта.

Многие терапевты, которые практикуют песочную терапию, считают, что первый мир в песке, который строит ребенок, это мир его матери. То есть ребенок заполнен материнским бессознательным, которое иногда влияет на него разрушительно. Песочная терапия помогает освободить внутреннее пространство ребенка для него самого, разорвать слияние с матерью, перестать нести на себе материнские проекции, прекратить воспроизводить негативный сценарий семьи и самому стать творцом своего жизненного пути.

Методика Sandplay может быть применима не только в психологии для психокоррекции, но и в домашних условиях в познавательных целях. Родители, которые всерьез озабочены воспитанием маленького человека, смогут с помощью песочной терапии, успешно корректировать поведение своих детей.

В процессе игры развивается фантазия детей, речь, мышление, развиваются коммуникативные навыки, творческие способности. Хорошо бы еще организовать столик со стеклом и подсветкой для рисования песком. Затраты здесь не велики, дорогие игрушки стоят куда больше. Зато отдача от таких игр превзойдет самые смелые ваши ожидания.

Психотерапевты заметили свойства песка, позволяющие нейтрализовать отрицательную энергию человека, как бы вбирая её в себя. Этот сыпучий материал помогает психике высвободить внутренние конфликты, расслабиться. Песочная терапия для детей и взрослых применяется довольно успешно, позволяя решить многие проблемы.Для эмоциональной сферы детей такой метод имеет наибольшую актуальность, ведь можно одновременно лечить, развивать и развлекать ребёнка.

Кому подходит песочная терапия?

Песочная терапия для детей полезна в любом случае, даже при отсутствии каких-либо показаний. Но особенно необходима она в следующих случаях:

  • у ребёнка имеются страхи и часто возникает тревожное состояние;
  • присутствует задержка психического развития;
  • вы замечали нервные тики или диагностирован невроз;
  • неадекватное поведение (в виде агрессии или гиперактивности);
  • низкая самооценка;
  • напряжённое отношение со взрослыми (родителями, учителем, воспитателем или одноклассниками);
  • депрессивные состояния, замкнутость, мысли о суициде;
  • ребёнок перенёс насилие или другую психологическую травму

Малыши не всегда могут сформулировать чувства и эмоции, которые они переживают. Поэтому песочная терапия и игры для детей младшего возраста имеют большое значение.

Цели

Цель песочной терапии – ненавязчиво помочь освободиться от всего, что беспокоит и волнует ребёнка. Его самооценка повышается на подсознательном уровне, что в некоторых случаях делает данный метод коррекции психического состояния незаменимым.

Для детей до третьего года жизни песок может использоваться на развивающих занятиях. Нужно изучить цвет, состав, форму, что будет, если налить воды. Впрочем, более взрослый ребёнок может использовать этот материал в творчестве, развивая свою фантазию.

Что нужно для терапии

Вам понадобится непосредственно сам материал (не менее 3 килограмм) и песочница.
Приобрести песочек для занятий и творческой деятельности можно в большинстве магазинов с игрушками, зоотоварами, а также товарами для рукоделия.

Там же можно поискать и песочницу. Выглядит она как небольшой короб (примерно 70*50 см и 10 см высотой) из хвойных пород дерева. Нередко можно встретить и песочницу из пластмассы. Если по каким-то причинам купить её не удалось, то не нужно расстраиваться или тем более отказываться от занятий данной терапией. Сделайте короб самостоятельно, либо возьмите самую большую посуду (тазик), которая имеется у вас в доме. Летом песочная терапия для детей дошкольного возраста может проводиться на улице (в песочнице на детской площадке).

Для более старшего (школьного) возраста будет интересен специальный песочный стол с подсветкой. На нём можно рисовать разнообразные картины, делать надписи при помощи пальцев рук. Такая терапия – это не только огромная польза для психического и эмоционального здоровья ребёнка, но ещё и развитие фантазии, творческих способностей.

Если такой стол вам не по карману, то можно приобрести обыкновенный ватман. Закрепите его края, чтобы не скатывался в рулон и высыпьте около килограмма сухого песка. Импровизированная песочная анимация готова, можете приступать к рисованию.

Какой песок нужен для терапии

Строгих правил для того, каким должен быть материал для песочной арт терапии для детей нет (сгодится даже манная крупа). Главное – отсутствие различных примесей. Поэтому если вы решили заготовить самостоятельно речной песок, то обязательно нужно его просеять. Также не забудьте тщательным образом просушить. Чем мельче материал для занятий, тем лучше (особенно если дети младше 2 лет).

В идеале для работы с детьми раннего возраста используется кварцевый песок с наименьшей фракцией до 0,3 (рыжий, светло-жёлтый или белый). Материал может быть влажный или сухой.

Занятия, упражнения

В работе с детьми можно придерживаться какой-то определённой программы, либо импровизировать. В любом случае, следует сначала познакомить ребёнка с песком.

Предложите сделать небольшие упражнения:

  1. Нужно провести по песку ладошками, сначала внутренней, а затем тыльной стороной. Попросите рассказать о своих ощущениях. Если малышу 1-2 года, то вряд ли он сможет правильно подобрать слова для описания, помогите ему в этом.
  2. Теперь выполните с ребёнком задание «змейка», рисуя пальчиками плавные волнистые линии.
    Предложить малышу взять по горсти песка в каждую руку и сжать кулачки. Затем пусть медленно высыплет обратно в песочницу.
  3. Закопайте ладошки малыша в песочек. Он должен их отыскать.
  4. В довершении знакомства каждый пальчик может «поздороваться» с песком, стараясь оставить отпечаток (углубление). Опять же, если ребёнку мало лет, то ему может потребоваться помощь взрослых.

Работа может проводиться как с группой детей, так и индивидуально. Песочная терапия подходит для любого возраста, даже если малышу нет ещё и года. Различные упражнения позволяют тактильно почувствовать сыпучий материал и оценить его свойства.

Лучше, если программа подбирается индивидуально. Ведь на первых занятиях педагог-психолог изучает проблемы, имеющиеся у маленького пациента, а они могут быть разными внутри одной группы. Впрочем, терапия песком полезна для всех: детей с зпр, инвалидов, гиперактивных малышей и депрессивных подростков.

Ниже приведён пример упражнения, который вы можете использовать для работы с агрессивными детьми.

«Сказка»

  • Предложите ребёнку несколько небольших фигурок. В выборе должны участвовать и злые, и добрые персонажи.
  • Далее его задачей будет придумывание и проигрывание в песочнице сюжета сказки (для более старших детей это может быть фильм или просто сценка).
  • Скорее всего, маленький человечек с проблемами агрессии выберет отрицательных героев. Возможно, вы увидите сцены насилия, войны, жестокости. Не удивляйтесь и не пугайтесь.
  • Дело в том, что во время игры он освобождается от негативной энергии, оставляя её в песке.
  • Через несколько занятий вы заметите, что ужасных сцен стало меньше, тогда как в реальной жизни поведение стало более спокойным и стабильным.

Заключение

Результат в развитии способностей и коррекции психического и эмоционального состояния бывает, как правило, заметен уже после 6-10 занятия.
Конечно, вы можете отдать своё чадо в какую-либо студию, где имеется песочная терапия. Это направление в последние несколько лет достаточно прогрессивно развивается. Но совместное с родителями творчество и общение приносит гораздо большие плоды, ведь в данном случае царит атмосфера взаимопонимания и любви – лучшее лекарство для восприимчивой и нестабильной психики ребёнка.

Цель:

Формировать элементарные представления о растительном и животном мире морей и океанов; коммуникативные навыки, умение вербально и не вербально общаться, фантазировать;

- расширить знания детей о море как о сложной экосистеме со своими законами и условиями для существования всех его жителей;

Способствовать интенсивному и гармоничному развитию познавательных интересов детей, преодолению эмоциональной замкнутости, неуверенности в себе, снижению физического и психоэмоционального напряжения;

Развивать творческое воображение, умение перевоплощаться, входить в образ морских жителей в играх и релаксационных упражнениях; устойчивость и концентрацию внимания, вербальную память, логическое мышление, мелкую моторику руки, цветовосприятие, самостоятельность, инициативность, тактильно-кинетические ощущения; умение получать удовольствие от процесса и результатов своей деятельности;

- создать условия для реализации познавательной и социальной активности детей ;

Закрепить правила обращения с песком;

Воспитывать экологически целесообразное поведение, любовь к природе, интерес к предлагаемой деятельности, умение замечать красоту, любоваться ею, желание воспроизводить свои впечатления нетрадиционными средствами.

Материалы: запись музыки «Шум моря», ИКТ, цветные шарики, «Морская царевна» (лейка - рыбка с короной на голове), подставка, ткань с рисунком на морскую тематику, атрибуты моря: камни (морские, разноцветные стеклянные), ракушки, искусственные водоросли, кораллы, мелкие игрушки обитателей моря (рыбы, крабы, черепахи, осьминоги и т.д.), сказочные домики, трубочки для коктейлей, ящики для работы с песком, столики на колесиках, природный материал, салфетки.

Ход занятия психолога (песочная терапия) в детском саду

Упражнение «Путешествие на воздушных шариках»

Дети, вы любите путешествовать? Тогда предлагаю путешествие в необычную страну и попадем мы в нее также необычным способом, угадав загадку.

Твой хвостик

Я в руке держал,

Ты полетел

Я побежал. (Воздушный шарик).

(Психолог открывает ящик с воздушными шариками и предлагает детям взять себе по одному шарику, который им нравится. Дети называют цвет своего шарика).

Мы можем полететь на таких воздушных шариках? (Нет).

Почему? Что нам нужно сделать? (Наполнить их воздухом).

(Дети надувают воздушные шарики)

Дети, возьмите шарик в руки, сядьте с ним на ковер, закройте глаза, и почувствуйте, как легкий ветерок перенесет нас в страну приключений, новых знакомств и хороших друзей.

Психогимнастика :

«Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».

(летят в Песочную страну)

Упражнение «Песочная страна ».

Психолог:

А теперь, ребята, откройте глаза. Вот мы и прилетели в эту удивительную страну, в царство песка и воды. Когда мы приходим к кому-то в гости, прежде всего, что мы делаем? (здороваемся).

Но приветствуют друг друга здесь очень необычно. Я вас научу.

(дети повторяют за психологом движения: два кивка головой вниз, влево-вправо, потереть руки, помахать ими и улыбнуться).

А теперь давайте поздороваемся с песочком.

Здравствуй песочек!

Положим ладони на песочек, погладим его. Какой он?

(сухой или мокрый, теплый или холодный).

Давайте согреем его: наберем в руки песка и пропустим его между ладонями.

Потрите песочек между ладонями. Каким он стал теперь?

Коснемся песка всей внутренней стороной ладони, а теперь - внешней.

Послушайте, он с нами здоровается. Слышите? Он говорит очень тихим голоском, шепчет нам.

Наберите песочек в кулачек и потихоньку высыпайте его. Вот как он с нами разговаривает - с-с-с-с-с!

Давайте развеселим песочек, пощекочем его сначала пальчиком одной руки, затем, другой. А теперь пощекочем двумя руками.

Слышите, как песочек смеется? Ему это понравилось.

Психолог:

Значит, мы, как вежливые дети, поздоровались с песочком. А теперь, необходимо узнать правила игры с песком, как с ним обращаться.

Правила игры с песком:

  1. С песком следует обращаться очень аккуратно.
  2. Берем песок, закатив рукава.
  3. Упражнения выполняем не спеша, все движения с песком выполняем осторожно.
  4. Песком нельзя друг в друга бросать.
  5. Играть с песком можно только в песочнице.
  6. После игры с песком, следует тщательно вымыть руки с мылом.

- Ребята, вы все правила запомнили, обещаете их соблюдать?

Да.

Упражнение: «Встреча с Морской царевной»

(Звучит музыка, появляется морская царевна).

Психолог:

Дети, посмотрите, кто же это?

Так это же морская царевна. И она приглашает нас в свое царство, но сначала, предлагает выполнить задание, продолжить следующие предложения:

Рыбы покрыты чешуей, а люди … (кожей)

Рыбы дышат жабрами, а люди…(легкими)

У рыбы хвост и плавники, а у людей… (руки и ноги)

С помощью плавников и хвоста рыбы плавают, а люди передвигаются с помощью … (ног)

Без воды морские обитатели не проживут, а люди … (также)

class="eliadunit">

Зачем людям вода? (пить, стирать, мыться, готовить пищу и т.д.

В море песок мокрый, а в пустыне … (сухой)

Психолог:

Спасибо ребята, морская царица довольна вашими ответами и приглашает вас к себе в гости. (психолог ставит морскую царевну - рыбку на подставку).

А, чтобы, попасть в ее владения, предлагаю проложить дорожки. (дорожки выкладываем из разного материала: стеклянных камушков, фасоли, мелких камней и т.п.

Упражнение «Раскопки».

Психолог:

В подводной стране много скрытых сокровищ, давайте мы их попробуем отыскать? Закройте глаза, представьте, что вы одели скафандры и акваланги погрузились в морские глубины (в это время психолог прячет в песок различные камни и раковины).

А теперь откройте глаза. И вот вам новое задание: чтобы найти какой-то клад, нужно подуть через трубочку на песочек, но очень осторожно, чтобы не засорить глаза.

(слегка раздувая песок, дети находят различные «сокровища» и раковины).

Игра-медитация: «О чем рассказывает раковина?»

Психолог:

У этой ракушки есть какая-то тайна. Возможно, она расскажет нам ее?

Прислушайтесь, о чем говорит раковина?

(звучит тихая музыка, дети по очереди прикладывают раковину к уху и слушают).

В волшебном мире подводного царства живут удивительные рыбы, осьминоги, раки. Морское дно украшают зеленые и бурые кораллы, разноцветные камни. Посмотрите на экран, и вы увидите морские глубины и их жителей.

Создание в песочнице картины «Подводное царство»

Психолог:

Давайте попробуем воспроизвести увиденное подводное царство, украсив его различными камнями, мелкими игрушками, раковинами. Кто захочет, будет работать в большой песочнице, а возможно, кому-то понравится создавать картину в маленькой. Но перед началом работы в песочницах давайте вспомним правила работы с песком:

(дети в произвольном порядке называют знакомые правила)

Играть с песком будем дружно.

Оскорблять никого нельзя, и т.д.

Не забывайте и следуйте этим правилам.

(практическая работа детей в парах и индивидуально под музыкальное сопровождение).

Дети делятся на пары и создают в большой песочнице картины подводного царства, используя мелкие игрушки и тому подобное.

Тот, кто решил работать в маленьких песочницах, выполняют задание индивидуально, используя цветные камни и мелкие игрушки.

Психолог:

Посмотрите на результат. Морские пейзажи вышли у нас замечательные. Кого же вы поселили в подводное царство? (диалог с детьми).

Здесь я вижу акулу. Что вы можете сказать о ней, какая она? Какие вызывает у вас ощущения? (ответы детей).

Психолог:

Значит, если она хищная и злая, то давайте переселим ее в другую песочницу, где она никому не сможет угрожать.

(хищные рыбы переносятся в другую песочницу).

Психолог предлагает решить проблемную ситуацию сделать хищников добрыми, выслушивает предложения детей. Одобряя сказанное детьми, предлагает свою версию.

Психолог:

Мы сможем помочь нашим хищникам стать добрыми, чтобы они не оскорбляли рыбок и других обитателей подводной страны, слепив из песка шары, в которых живет злость.

(дети пытаются лепить из сухого песка и приходят к выводу, что его нужно увлажнить. Морская Царевна им помогает в этом, поливая песок водой. Дети лепят уже из мокрого песка шары, в которых живет злость).

Психолог:

Ну что же, победим злость, разрушив шарики и сказав такие слова:

Прогоняем злость

И приглашаем радость

(дети повторяют слова несколько раз, кулачком разбивая шарики из песка).

Психолог:

За то, что мы помогли стать акулам хорошими, они позволяют нам взять морские сокровища, которыми мы украсим наше подводное царство.

(дети выкладывают подарки акулы в первой песочнице).

Психолог:

И с тех пор зажили все жители дружно и счастливо. А вы дружные? Для чего нужно дружить? А если мы не будем дружить, что будет?

Прощание

Психолог:

Молодцы, ребята! Мы дружно с вами поиграли, и все у нас удалось. Это потому, что вы помогали друг другу. Наше путешествие заканчивается. Станем все в круг, обнимемся и скажем такие слова:

Мы - веселые ребята,

Дружно, весело играем.

И друг другу помогаем.

Любим шутки, песни, смех.

Снова рады видеть всех.

Психолог:

Попрощаемся с Песочной страной и Подводным царством, их жителями, Морской царевной и отправимся на воздушных шариках к другим деткам и расскажем им о путешествии и как интересно было играть с песком.

(дети прощаются, берут шарики и выходят из зала).

Содержание статьи:

Песочная психотерапия - это метод, который детально охарактеризовал Карл Густав Юнг, заключается в работе с песком для решения психологических проблем. Озвученный материал всегда был популярен среди людей, потому что сам по себе он подразумевает доступность его приобретения и эффективность применения в некоторых вопросах. Следует разобраться в озвученном понятии, чтобы в дальнейшем использовать его при работе с детьми.

Описание и задачи песочной психотерапии

Песочная психотерапия для детей - довольно известная методика, которая возникла на базе аналитической психологии. Она позволяет ребенку общаться не только с окружающим миром, но и с самим собой. К тому же при ее использовании возникает реальная возможность снять у депрессивной маленькой особы внутреннее напряжение, что приводит в дальнейшем к повышению самооценки у проблемных детей.

Песочная психотерапия является для малышей естественной игрой, которая не вызывает у них настороженность и чувство страха.

Однако при всей простоте подобной методики во время занятий происходит раскрытие глубинного Я ребенка и даже создание в его воображении целостной картины мира. С помощью создаваемых песочных фигурок дети приобретают немаловажный опыт выхода из кризисных ситуаций путем разрешения проблемы на уровне понимания символики.

Каждое вмешательство во внутренний мир ребенка должно быть однозначно обосновано и регламентировано сведущими в этом вопросе людьми. Специалисты в озвученной области психологии считают использование песочной психотерапии необходимым маневром исключительно в данных случаях помощи детям для решения их проблем:

  • Повышенная тревожность . Ребенок может иметь определенные фобии, что не является отклонением от нормы даже в жизни взрослого человека. Однако подобное попустительство к озвученной проблеме со стороны родителей может закончиться неврозом и нервными тиками у детей, которые начинают интенсивно культивировать свои тайные страхи.
  • Неадекватное поведение . Довольно часто дети позволяют себе демонстрировать свой прямой протест на диктат со стороны взрослых. Однако не всегда малыши или подростки соблюдают рамки дозволенности, которые переходить не следует посредством манипуляций в виде истерик и провокаций для достижения желаемого результата.
  • Заниженная самооценка . Данная душевная патология опасна тем, что влечет за собой большое количество комплексов у ребенка при вступлении его во взрослую жизнь. Песочная психотерапия при этом поможет по максимуму скорректировать самооценку депрессивной маленькой особы.
  • Конфликт с социумом . При озвученной проблеме сложные отношения могут сформироваться как со взрослыми, так и детьми. Ребенок в некоторых случаях вступает в конфронтацию с родителями, представителями педагогического коллектива или ровесниками.
  • Депрессия . В некоторых ситуациях подобное подавленное состояние может привести даже к суицидальным мыслям. Следовательно, успокаивающая песочная психотерапия поможет детям избавиться от озвученной проблемы.
  • Насилие над ребенком . Данная психологическая травма может образоваться вследствие морального или сексуального давления на еще не сформировавшуюся маленькую личность. Одной песочной терапией во многих случаях не обойдешься, но в виде сопроводительной коррекционной методики она очень пригодится.
Перечисленные факторы являются главными причинами того, чтобы родители задумались об освоении подобной техники работы с песком их детьми. Однако в некоторых случаях сам ребенок может захотеть посещать такие увлекательные для него занятия без какой-либо существенной предпосылки для этого. Проводить их в состоянии и сами родители, но лучше все же обратиться за помощью к специалисту на первых порах изучения озвученного метода.

Материал и оборудование для проведения песочной терапии


Любой мастер своего дела знает, как важно при работе использовать качественное сырье для достижения наилучшего результата. Для проведения занятий с песком необходимо предусмотреть следующие составляющие успеха при озвученном процессе:
  1. Стол для выполнения упражнений . В данном случае не обойтись без посещения магазина, где продают материалы для любителей занятий искусством и творчеством. Песочницу лучше выбрать из исходного сырья в виде хвойных пород дерева. Можно сэкономить в этом случае, приобретая продукцию из пластмассы. Однако в данной методике очень важен тактильный контакт ребенка с деревом. Если родители хотят сами проводить дома подобные упражнения и не имеют возможности приобрести песочницу, то огорчаться не стоит. В любом строительном магазине вполне реально приобрести древесину, из которой потом папа или знакомые семьи сделают достойный аналог озвученному серийному товару. Однако следует помнить, что внутренняя часть данной сооруженной своими руками конструкции должна быть окрашена или в синий или в голубой цвет. Психологи убеждены, что именно эти тона помогают ребенку при контакте с песком создавать самые удачные модели композиций. При желании и финансовых возможностях можно подключить своих детей к песочной анимации. Для этого придется приобрести песочницу со специальной подсветкой и прозрачным экраном.
  2. Песок для терапии . Обычно при данной методике работы с детьми используют кварцевый песок, цвет которого может варьироваться от белого до рыжего оттенков. При этом материал для такой психотерапии отличается мягкостью и легко струится в руках малыша. Однако можно заменить его на морской или речной песок, который перед этим тщательно просеивают, промывают и затем просушивают. Если предполагается использование влажного песка, то стоит приобрести специальный пульверизатор. 5-6 килограммов песка вполне хватит, чтобы провести описываемый сеанс.
  3. Фигурки для психотерапии . Фундамент для создания моделей из песка должен быть изготовлен из различных материалов. В данном случае стоит приобрести подобную продукцию из металла, пластмассы, глины и дерева. По форме фигурки могут быть на различную тематику: животные, люди, птицы, персонажи известных произведений. При желании в специальном магазине реально приобрести целые тематические наборы всевозможных предметов для работы с песком. Не стоит при этом забывать и об использовании природных материалов в виде камушков, ракушек, плодовых косточек и веточек.

Методика проведения песочной психотерапии

После приобретения необходимого для занятий материала стоит разобраться в самой схеме предполагаемого мероприятия. Методика в данном направлении включает в себя множество различных вариантов ее воплощения в жизнь.

Разминка при песочной психотерапии


Первые действия на подобных занятиях должны быть четко согласованы и выглядеть следующим образом:
  • Вводный инструктаж . Перед началом ознакомления с новым видом деятельности необходимо заинтересовать ребенка, вызывая у него желание к дальнейшему сотрудничеству. Для этого можно придумать любой образ в виде Песочной Феи или Сыпучего Человечка. Следующий шаг - ознакомление с правилами визита к сказочному персонажу. Необходимо объяснить малышу, что нельзя небрежно относиться к песчинкам. Следовательно, запрещается выбрасывать их за пределы песочницы или брать в рот.
  • Знакомство с песком . Сперва необходимо попросить ребенка высказать свои эмоции после первого тактильного контакта с песком. Он должен сказать, каким почувствовал данное сыпучее вещество и что ощущал при этом соприкосновении. Затем можно поиграть в ручеек, выводя на песке плавные линии. После первого знакомства с описываемым уникальным материалом можно попробовать его на прочность. Для этого необходимо сжать его в кулак, а затем высыпать обратно в песочницу. Следом стоит начать знакомство вслепую, при котором ребенку предлагается закрыть глаза. После этого психолог или кто-то из родителей малыша должен начать сыпать песок на пальчики своего подопечного. Задача детей во время описываемого действия со стороны взрослых - определить и озвучить пальчик, куда попало описываемое вещество.
  • Коллективная оценка ощущений . При данном упражнении однозначно должны присутствовать родители ребенка. Техника выполнения манипуляций под названием «Отпечатки на песке» довольно проста. Необходимо по очереди погружать свои руки в него и затем озвучивать впечатления от совершенного действия.
  • Дождик против агрессии . Особенно тревожным и конфликтным детям пойдет на пользу данное упражнение. При этом ребенку нужно сыпать песок сначала из ладошки в ладошку, а потом в саму емкость для подобных занятий. К этому процессу могут присоединиться родители, которые должны поддерживать свое любимое чадо на протяжении всей психотерапии подобного рода.
  • Ассоциация с животными . Каждый ребенок должен представить себе, как передвигается определенный зверь. При этом нужно имитировать на песке эти перемещения, стараясь добиться во время выполнения упражнения максимальной достоверности.

Игры детей с песком


После разминочных упражнений пришло время немного побаловаться с песком и дополнительными предметами. Сделать это можно следующим образом, используя при игре фигурки:
  1. Прятки . Цель данного способа нахождения контакта с ребенком - узнать о причинах его внутреннего дискомфорта. При этом нужно предложить ему из 12 предлагаемых предметов выбрать несколько (2-3 штуки). Затем малыш должен зарыть в песок выбранные фигурки, скрывая до последнего свое предпочтение от взрослого. После сокрытия предметов ребенку на ощупь нужно найти их и рассказать о каждой находке психологу и родителям.
  2. Игра в ассоциации . При помощи песка и фигурок детям предлагается построить композицию на определенную тему. При этом ребенок должен объяснить, почему сделанное его собственными руками выглядит именно таким образом. Пофантазировать дети любят на темы об их будущем, семье, друзьях и существующих профессиях.
  3. Песочные картины . В данном случае выражение «замок на песке» не будет выглядеть безосновательным фактором. Можно попробовать предложить ребенку поиграть в увлекательную игру со взрослыми. Многие дети с увлечением смотрят фильмы на историческую тему, поэтому им не составит труда описать по мере своих возможностей замок тех времен со всеми его рыцарскими атрибутами.

Анализ песочных композиций


При рассмотрении связи сознательного с бессознательным не следует думать, что сооруженные ребенком композиции лишены смысла. Территорию самой песочницы можно условно разделить на две части. В верхней можно наблюдать то, что дети четко воспринимают в действительности. В нижней начинается «мертвая» зона подсознания, которая не видна невооруженным глазом постороннему наблюдателю.

Расшифровка некоторых песочных композиций может выглядеть следующим образом:

  • Расположение предметов . Определенное размещение фигурок может многое рассказать о том, кто их сконструировал по данной структуре. Предмет в центре композиции всегда нужно ассоциировать с самим ее маленьким автором. Вторая выложенная фигурка однозначно имеет сопоставление с каким-либо значительным в жизни ребенка событием. При закапывании в песок какого-либо предмета психологу и родителям малыша стоит задуматься о том, что вероятно так дети расправляются с пугающим их фактором.
  • Мотивация . Если малыш находится в депрессивном состоянии, то он выберет первые попавшиеся ему фигурки и будет вяло реагировать на придумывание какой-либо ситуации в игре. В состоянии повышенной агрессии или при обостренном чувстве справедливости ребенок охотно поддержит психолога и даже сам будет развивать предлагаемые темы касательно борьбы добра со злом.
  • Характеристика темперамента . У многих людей вызывает изумление тот факт, что по расположению секторов в песочной психотерапии можно вычислить озвученный аспект у подрастающего поколения. Если ребенок предпочитает действовать в верхней части песочницы, то можно предполагать в нем преобладание романтической натуры. Обычно этот фактор наблюдается у меланхоликов, которые подвержены некоторой мечтательности. При расположении фигурок в нижней части песочницы можно предположить детей, которые не привыкли идеализировать происходящие вокруг них события. Это стопроцентные сангвиники с соответствующей для них манерой поведения.
Символизм в песочной терапии не менее важен, чем само проведение данной процедуры. При построении определенных композиций можно увидеть гораздо большее, чем при разговоре по душам с ребенком.

Что такое песочная терапия - смотрите на видео:



Публикации по теме