Составление индивидуальных парфюмерных композиций. Парфюмерные композиции и их виды


Очень важно знать, что не все эфирные масла имеют легко текучую консистенцию. Некоторые эфирные масла и масла абсолю имеют смолянистую, густую или почти твердую консистенцию. Например, масло Мирры и Перуанский бальзам похожи на густой мед, фиалка, ваниль, роза застывают при комнатной температуре

Эфирное масло Гваякового дерева имеет очень густую консистенцию. Иногда оно застывает и становится на вид кристаллическим и его можно только «накладывать», словно засахарившийся мед. Согласитесь, что смешивать почти твердые части очень неудобно. Поэтому, прежде, чем использовать эти масла следует провести некоторую подготовку.

Процесс создания духов состоит из нескольких этапов:
1.Создание аромата каждой ноты
2.Смешивание нот в строгой последовательности.
3.Добавление композиции в основу.
4.Созревание композиции.
Первый этап. Создание аромата каждой ноты.
Консистенция эфирных масел.
Очень важно знать, что не все эфирные масла имеют легко текучую консистенцию. Некоторые эфирные масла и масла абсолю имеют смолянистую, густую или почти твердую консистенцию. Например, масло Мирры и Перуанский бальзам похожи на густой мед, фиалка, ваниль, роза застывают при комнатной температуре. Эфирное масло Гваякового дерева имеет очень густую консистенцию. Иногда оно застывает и становится на вид кристаллическим и его можно только «накладывать», словно засахарившийся мед.
Согласитесь, что смешивать почти твердые части очень неудобно. Поэтому, прежде, чем использовать эти масла следует провести некоторую подготовку.
Нагревание.
Вам понадобится водяная баня, отдельная чистая емкость, например: пробирка или флакон с крышкой. В емкость вы поместите нужное количество масла для работы. Имейте ввиду, что нагревание не должно быть долгим, это может отразиться на качестве масла. Процедура не должна занимать около 10 минут. Какие то масла разойдутся за 1-2 минуты, а для других понадобиться больше времени. Нагревание емкости с эфирным маслом должно быть постепенным. Не рекомендуется сразу емкость помещать в кипяток - она может треснуть.
Например, Розу Галльскую можно разогреть на водяной бане чуть выше комнатной температуры. Для разведения гваякового дерева вам потребуется очень горячая вода и больше времени.
Разбавление.
Застывшее эфирное масло можно разбавить спиртом в пропорции 1 к 3 или другим, более жидким эфирным маслом. Добавьте несколько капель масла, в флакон и тщательно встряхните до полного его растворения. Это могут быть эфирные масла, которые вы планируете использовать в композиции для создания базовой ноты. Разбавление эфирным маслом удобно при работе над масленными духами.
Абсолюты обладают очень концентрированным ароматом и уже поэтому их следует развести спиртом или другим жидким эфирным маслом перед тем как использовать. Пропорция 1 к 3 и более, где 1 часть абсолю, а 3 части - спирт. Если вы создаете спиртовые духи. Если же вы готовите аромат для масляных духов, то разведите его на масле.
Имейте в виду, что некоторые абсолюты не растворяются в масле. Это абсолю пчелиного воска и какао.
СО2-экстракты очень густые и маслянистые жидкости, внешне скорее напоминают мазь, а не масло. К ним можно применить упомянутые выше меры.

Подбор масел для композиции.
Подбирая ароматы, можно утратить способность к обонянию. Многие считают, что аромат кофе – восстановит ваше обоняние и можно смело продолжать поиск. Думаю, что это очередной миф. Я использую масло базилика.
Подбором ароматов лучше заниматься в хорошо проветриваемом помещении и делать небольшой перерыв. Если вы ощутили головокружение или тошноту, то это значит, что вам нужно прогуляться или выпить чашку чая, отдохнуть и немного проветриться на балконе или вокруг дома. Эфирные масла имеют способность влиять на состояние человека как положительно, так и отрицательно, особенно в том случае, если аромат «не ваш».
Мы уже знаем о том, любая классическая композиция составляется по принципу основанном, на степени летучести эфирных масел. Немного повторимся… - это три фазы аромата:
Первая фаза - голова (5 -20 минут). «Голова» очень важна, так как это первое впечатление о композиции. По этим нескольким штрихам мы решаем, нравится аромат или нет.
Вторая фаза - сердце (20 минут – 1 час). Это середина аромата. Она связывает верхние и нижние ноты. Сердце испаряется медленно, источая все оттенки и краски.
Третья фаза – основа (до 8 часов). Самая длинная по продолжительности фаза. Она остается в нашем восприятии, как напоминание об аромате. Эта нота является основой в духах, и часто используется в роли фиксатора (закрепителя) аромата.
Поэтому, что бы сделать правильную композицию, в своем арсенале вы должны иметь несколько масел с разной степенью летучести.
Например,
верхняя – бергамот, лимон, мята, апельсин, розовое дерево
средняя – илан-иланг, герань, пальмароза, морковь, розмарин, тимьян, фиалка, жасмин
низкая – пачули, ветиверия, кедр, сандал, гвоздика (бутон), корица (кора), ирис (корень), имбирь
Все эфирные масла подбираются на ваш вкус и пристрастия.

Для фиксации аромата можно применить Диэтилфталат - искусственно произведенный фиксатор аромата. Он часто применяется в промышленной парфюмерии. Это вещество не пригодно для терапевтических духов, лучше применять аромафикс или другой «зеленый» фиксатор.
Для работы Вам понадобятся блоттеры. Желательно, что бы они были из плотной многослойной бумаги, белые, длиной около 10 см, шириной 1 см. На них вы будете наносить по капле каждое отдельное эфирное масло. Будет лучше, если вы сначала сделаете надпись, а уже потом капните масло. Для этой процедуры можно использовать стеклянную палочку или шприц (через шприц можно получить micro–каплю), тогда эта процедура не будет очень расточительной. Во время подбора старайтесь блоттеры между собой не соприкасать, в противном случае, все ароматы перемешаются и вы не получите чистый эксперимент.
Теперь нанесите на блоттеры все эфирные масла, из которых вы предполагаете сделать композицию. Прочувствуйте каждый аромат в отдельности. Те ароматы, которые вы бессознательно отвергли - отложите в сторону – они не ваши.
Подготовьте несколько вариантов верхних, средних и нижних ароматов, разделите их по степени летучести. Так вам будет удобнее работать.
Определив, какой аромат будет в роли основы для верхней, средней и нижней ноты, можете начинать работать с каждой нотой в отдельности, добавляя в них комплимнтарные ароматы.
Рассмотрим на примере создания средней ноты.
Вы решили, что это должен быть иланг-иланг. Берем в руку блоттер с этим маслом и подносим к носу. Если вас не устраивает этот аромат в чистом виде, например, он кажется вам слишком приторным, то вы можете разбавить его комплиментами. К основному аромату старайтесь не добавлять более трех комплиментарных ароматов. Их максимальное количество составляет около 30% (3:7). Даже если вы не добились желаемого результата, то не отчаивайтесь. На всех этапах создания духов, вы можете корректировать запах, добавляя в композицию те или иные эфирные масла.
Создавайте композицию с учетом всех приведенных выше данных в части 3.
Итак, когда вы подготовили все три ноты, приступаем к следующему этапу.

Второй этап. Смешивание нот в строгой последовательности.
Все ноты смешиваются в строгой последовательности.
1я - Сердце (средние)
2я - База (нижние)
3я - Голова (верхние)

У вас есть в наличии все три ноты в отдельности. На один блоттер капните каплю из смеси ноты сердца, на другой ноту основы – поднесите к носу. Послушайте это сочетание. Если оно вас не устраивает, то вы можете «поиграть» с концентрацией эфирных масел. Должно пройти не менее 2 часов, что бы понять, как звучат эти ноты. Можно использовать многослойную бумагу или носовой платок, можно нанести аромат на свою кожу. В течение 2-3 часов аромат будет, словно распадается на невидимые части. Он проявится во всех своих оттенках. Вам нравится? Отлично. Это момент истины, ваш выбор, который зависит от вашего восприятия. Вы нашли нужное вам сочетание. Запишите эту композицию и переходим к следующему шагу.
После того, как вы определились с сердечной и базовой нотой, начинаем смешивать топ-ноту, самую верхнюю ноту в композиции. Для этого соедините все три ноты в одно целое, и выполните все те же действия. Топ ноты тестируются быстрее, около 30 минут. Прочувствуйте всю прелесть вашей композиции, если требуется, то увеличьте концентрацию летучих масел.
Внимание! Многие делают ошибку и на этом этапе смешивают все три ноты воедино. Нет! Этого делать не следует. Каждая нота растворяется по отдельностии фиксируются основой, и только потом смешиваются между собой. Иногда можно в течение нескольких дней создавать только одну ноту.
Не забывайте записывать все ваши действия на каждом из этапов. Может случиться так, что какое-то данное выпадет из вашей памяти и в следующий раз вам придется все повторить заново. Но!…если вы обладаете уникальной формулой ваших духов, то в любой момент вы сможете прибегнуть к ней и приступить сразу к этапу смешивания и нанесения на основу.
Отмечу, что особую роль играет ваш личный опыт. Если вы много и долго используете разнообразные натуральные ароматы в свой жизни, то вы как опытный повар, ничего не пробуя, способны сотворить шедевр. И наоборот, можно долго принюхиваться и сделать…ххх…
Третий этап. Добавление композиции в основу.
Духи могут быть масляными, спиртовыми, твердыми и сыпучими.
Вот здесь хочу маленьку вставочку сделать, возможно, она покажется кому то глупой, но я сама видела этот рецепт на форуме от одной начинающей дамы.
Рецепт довольно длинный, я прикреплю лишь выдержку.«…30 капель 14% сандала на масле виноградной косточки… долила до верха спиртом… не расстворилось…»
Ну конечно не растворилось! Потому, что масло виноградной косточки жирное. Оно не может растворяться спиртом, даже 96%. Если вы решили создавать парфюм спиртовой, то компоненты не должны быть на масляной основе и наоборот. Это разные духи. Иначе - перевод продуктов и средств. (О.Ш.)
После того как вы определились с формулой и ваша композиция готова, она может получить носитель. Носителем духов может являться спирт, масло, воск и пудра. Все зависит от того, что и как быстро вы хотите получить в результате.
Будьте готовы к тому, что одни и те же эфирные масла в масле или спирте будут пахнуть совершенно по-разному.
Правило смешивания с основой, как было уже сказано выше, для всех видов носителей гласит: Сначала в основу добавляется нота сердца, затем нота базы и в конце топ – ноты, (голова).
1.Масляные духи прекрасно играют на коже. Они отличаются долговечностью, но их аромат более сдержан, чем у спиртовых духов. Они не требуют длительной выдержки и могут быть готовы уже через неделю.
Терапевтические духи как правило, создаются на основе масла. Масло впитывается в кожу, унося за собой аромат эфирных масел. Проникая в кровоток, эфирные масла работают на Ваше состояние, улучшают процессы всех систем организма, корректируют и привносят жизнь и энергию. Масляные духи предназначены для нанесения только на кожу. В этом случае, они благодарно раскроют свой аромат.
Масляные духи делаются на основе жирного растительного рафинированного дезодорированного (без запаха) масла или масленного мацерата (инфуза)>>> Это ароматные целебные настойки на различных частях растения. Они могут выполнять роль не только базы, но также ароматического компаненты в композиции.
Иногда духи создаются на основе минерального масла, но в этом случае, масло не впитываются кожей, а оставляет жирную пленку, что согласитесь, не приводит к поставленной задаче. Поэтому, если хотите сделать что-то стоящее, то используйте косметические натуральные растительные масла. Например, миндаль, абрикос, персик и другие. Каждая нота композиции добавляется в масло по отдельности. И только потом воссоединяться в одном флаконе.
Недостатком масляных духов является то, что они оставляют жирные следы на одежде и делают волосы сальными, если конечно наносить их на волосы и одежду.
Концентрация: Для масляных духов концентрация эфиров должна быть примерно 10%. Например, если вы делаете 10 мл духов, то смесь эфирных масел - 1 мл, а жирного масла – 9 мл. Но это не должно вас ограничивать. Если вы хотите усилить интенсивность вашего парфюма, то можете ее увеличить. Жирное масло является всего лишь носителем, растворителем, закрепителем аромата. Многие любители ароматов соединяют эфирное масло непосредственно в арома-кулоне в чистом виде, без растительной основы, …правда это сложно назвать духами, скорее, ароматическим миксом.
Так же, следует напомнить, что если Ваш индивидуальный парфюм удался, то вы перестаете ощущать его на себе уже через несколько минут. Законы парфюма>>>
2.Твердые духи, благодаря своей мягкой, кремообразной консистенции, предназначены только для нанесения на кожу. Как и масляные духи, они созревают около недели и оставляют жирные пятна на одежде.
Для основы твердых духов, как правило, используется пчелиный воск и растительное масло. В пропорции 1:2, где растительное масло занимает 2 части.
Технология: Делать твердые духи нужно незамедлительно, так как основа быстро застывает. Приготовьте заранее флакончик, баночку, использованную пудреницу, футляр из-под губной помады …(и бог знает, что еще вам придет в голову)… Это емкость, которую вы заполните ароматической пастой.
Пчелиный воск следует растопить на водяной бане или в микроволновке (не кипятить!). Дайте ему остыть и пока воск еще теплый, но уже не затвердевший - смешайте с растительным маслом. Можно использовать маленький венчик. Затем добавьте в основу композицию эфирных масел в строгой очередности (сердце, основа, голова). Быстро разлейте готовые духи в емкость для хранения. Теперь положите их в темное теплое место и через неделю вы можете их использовать.
3.Спиртовые духи очень интенсивны и насыщены, но к сожалению - быстро улетучиваются. Их отличает долгий период созревания – от двух недель до трех месяцев. Духи на спиртовой основе можно наносить на одежду, при условии, что они сделаны на светлой тинктуре. Темные духи могут оставить на одежде пигментные пятна. Духи обычно - очень концентрированный аромат.
Вы можете их делать на чистом спирте, а можете использовать настойки на спирту - тинктуры. Тинктуры, уже обладают своим собственным ароматам и могут являться полноценным участником ароматической композиции. Они способны восполнить редкие запахи, а так же украсить смесь цветом. Цвет тинктуры зависит от растения на котором она настаивалась. Создание тинктуры>>>
Туалетная и парфюмированная вода делаются с добавлением воды.
При разбавлении водой, спирт может стать мутным. Известно, что вода является прекрасным растворителем. Поэтому она может содержать множество различных примесей. Старайтесь использовать дистиллированную воду. В самом крайнем случае, вода может быть кипяченой или талой. Важно, чтобы она была мягкой. И обязательно нужно лить спирт в воду, а не наоборот. (концентрация 40-45%). Если все же сместь осталась мутной, попробуйте профильтровать.
Спирт должен быть не менее 96%, иначе эфирное масло не раствориться. В крайнем случае, 70%, но в этом случае воду добавлять не обязательно.
Если вы создаете:
1. Духи, то должны знать, что концентрация эфирных масел в духах - от 15 до 40 %. (20% от общего количества). Это на 10 мл спирта - 1-2 мл смеси эфирных масел.
2.Парфюмированная вода или туалетные духи - концентрация эфирных масел 10-20%. (10% от общего количество). На 9 мл 80% спирта - 1 мл эфирных масел
3.Одеколон - концентрация эфирных масел 3-8% (около 5% от общего количества), где на 50 мл 70% спирта -15-30 капель эфирных масел.
Для удобства могу привести данное из таблицы капель в 1 мл эфирного масла (мяты перечной) содержится около 35 капель.
Имейте ввиду, что все масла разные по консистенции и при использовании капельника формируют индивидуальное количество капель.
Технология: Растворяйте в строгой последовательности каждую отдельную ноту в спирте. (сердце, основа, голова). После растворения эфирных масел, не смешивайте все три ноты воедино. Дайте им настояться около 30 минут. Пусть эфирные масла привыкнут к основе, раствориться в ней смешаются, подружатся и породнятся. Теперь каждая отдельная нотка будет закреплена носителем и будет играть свою роль в нужное время. Через некоторое время смешайте их между собой, встряхните и уже потом добавьте дистиллированную воду, в соответствии с тем, что вы хотите получить: духи, туалетную или парфюмированную воду.
Для начала, можно приготовить пробник. На 20 капель спирта вам понадобиться 10 капель смеси эфирных масел. Приготовив пробный вариант, вам станет понятно – удачна ваша композиция или нет.
После того, как вы добавили смесь эфирных масел в основу, закройте емкостьи поставьте в темное место до полного созревания. В этот период не забывайте встряхивать смесь каждые 2-3 дня.
Духи, выполненные на основе тинктур, меньше отдают спиртом. Чем разнообразнее и насыщеннее тинктура, тем меньше следов спирта.
Внимание! Чтобы ваша композиция не «отдавала» ароматом спирта, вам поможет глицерин.
Перед добавлением эфирного масла в спирт, нужно добавить порцию глицерина и все тщательно взболтать.
Пропорции:
96% спирт или антисептический раствор - 50% или 50 мл
дистиллированная вода - 25% или 25 мл
глицерин - 5 % - или 5 мл
парфюмерная композиция - 5 % - 5 мл

4. Пудровые духи - сыпучие. Понятие «пудровые» относятся к приглушенным изысканным, деликатным ароматам. Делаются на основе талька, рисовой пудры или пудры без запаха. В качестве наполнителя используют самые дорогие ароматы: жасмин, розу, фиалку, ирис, нероли, туберозу… Иногда используют синтетические наполнители такие как: сирень, ландыш, зеленый чай, пион и др. Пудровые духи применяются для ухода за телом, для ароматического расчесывания волос, для личной гигиены, для ухода за опрелостями у ребенка (с римской ромашкой или лавандой). А так же, применяются для ароматизации платяных шкафов. Ароматная пудровая смесь особенно пользуется большим спросом у полных женщин (…они знают, что с этим делать!)
Технология: В стеклянную емкость с широким входом и герметично закрывающейся крышкой поместить парфюмерную смесь (20 капель - 300 мл). Равномерно распределить жидкость по стенкам емкости и уже затем засыпать носитель аромта. Плотно закрыть и несколько раз встряхнуть. Носителя должно быть в 2-3 раза меньше емкости, что бы пудра хорошо перемешивалась. Встряхивать по мере созревания. Через 1-2 недели у вас готовый пудровый парфюм. Подготовьте специальный мешочек. Снаружи он делается из шелка или атласа, а внутрь вкладывается бумажная прослойка из пористой, но плотной бумаги или флизелин…главное, что бы содержимое не сыпалось, а источало аромат.
5. Саше (Sashet) с добавлением эфирного масла. Саше, чаще всего, красивые рукотворные изделия. В них вложено творчество и душа хозяйки дома. Саше очень медленно и ненавязчиво источает аромат. Его помещают в шкафах с одеждой и бельем для аромата и от моли. Саше, в виде мешочка, можно прикрепить к вешалке с одеждой, а подушечку положить на полку среди нательного или постельного белья. Его можно использовать для спальни в изголовье кровати, для улучшения сна, в детской комнате, можно подвесить на кухне для аромата. По старинному поверью, Саше с ароматными травами является оберегом. Оно предохраняет дом от зависти и злых духов, охраняет покой внутри семьи. В этом случае, Саше можно увидеть висящим при входе в дом или, например, на спинке супружеской кровати. Во многих этнических культурах принято носить небольшие мешочки с травами на шее, как талисман или как амулет, в этом случае Саше выполняет роль индивидуальных духов.
Технология:
1. Нужно сшить небольшой тканьевый мешочек или подушечку с петелькой или ленточками для удобного подвешивания. Ткань, желательно, используйте из натурального волокна (шелк, лен, хлопок). Это будет красивая оболочка для основного, наполненного Саше. Здесь Вы можете дать полную волю вашей фантазии: украшайте его бисером,бусинками и пайетками, вышивкой или кружевами…
2. Затем сшейте второй мешочек. Второй, внутренний мешочек делается из флизелина или плотной ткани, например, из тика. Его размер следует сделать меньше на 3 мм, что бы он легко вставлялся в основной декоративный мешочек. Он выполнит роль фильтра и предотвратит проникновение травяного сбора наружу.
3. Предварительно подготовьте сбор трав или лепестков цветов, специй. Все просушите в теплом помещении. Затем, наполните мешочек из флизелина высушенными ароматными травами и листьями растений.
4. Сделайте ароматную композицию и добавьте ее в Саше.
5. Вставьте мешочек с наполнителем в декоративный и тщательно завяжите или зашейте отверстие.
6. Далее, по мере улетучивания можно добавлять эфирные масла.
Примечание. В некоторых случаях, в Саше можно помещать крупу, например просо, а уже на крупу капнуть несколько капель эфирного масла. Любая крупа содержит липиды (жирные масла) и хорошо удерживает запах, а сухие травы и цветы делают аромат эфирного масла более насыщенным, обогащенным.
Для наполнения подойдут:
Травы и листья: мята, липа, смородина, малина, базилик, табак и др.
Лепестки цветов: роза, жасмин, ромашка, шиповник, пион, лаванда, розмарин, фиалка, клевер и др.
Цедра: апельсина, мандарина, лимона, грейпфрута и др.
Специи: перец, гвоздика, корица, кардамон, фенхель, анис…
Крупа: просо, овес, пшеница, гречка и др.
Четвертый этап. Созревание композиции.
После приготовления смеси, ее нужно поместить в бутылочку с плотной крышкой из темного стекла и поставить в темное теплое место. Духи должны созреть. Как правило, это занимает:
- 4-5 недель, а иногда и до 3-х месяцев - для спиртовых духов.
- 1-3 недели - для масляных, твердых и сыпучих.
- Саше можно использовать сразу.
По мере созревания вы можете тестировать композицию, нанося каплю смеси на блоттер, оценивать аромат и при необходимости вносить изменения.
Первые 2 недели он может вас неприятно удивить оттенками ацетона. Пусть это вас не беспокоит – это идет реакция, где компоненты вступают в взаимодействие, как бы привыкая друг к другу.
Если, в период созревания вашей композиции, вы определили момент аромата, который вам наиболее приятен, то на этом этапе можно дополнительно добавить фиксатор аромата или несколько капель эфирного масла, обладающего фиксирующими способностями. Например, Шалфея мускатного, Дубового мха… В этом случае нужно продлить время созревания вашего парфюма.
Вы должны понимать, что желаемый аромат достигается путем проб и ошибок. Не отчаиваетесь, если не получилось сразу.
На исходе четвертой недели, ваши (спиртовые) духи раскроются как цветок, и вы сможете заслуженно пользоваться результатами своего творчества.
После созревания, духи (спиртовые) нужно процедить через ватный диск или многослойную марлю так, как наверняка выпадет осадок из тяжелых фракций. Затем перелить в темный флакон с герметичной и крышкой и поставить в прохладное место. Но можно и не фильтровать. Незначительный осадок допускается для натуральных духов.
По мере необходимости, духи можно отлить в удобный флакон с пульверизатором, аппликатором или роллером (для жирных духов). Хранить духи можно около года. Поэтому, не рекомендуется делать слишком большие объемы.
Индивидуальные духи - это плодотворная почва для вашего творчества. Вы можете сочинять любые композиции, с разными оттенками ароматов, на любой, даже самый изысканный вкус!

теория+практика

Индивидуальные ароматерапевтические духи из 100% натуральных эфирных масел содержат природные фитоэстрогены, которые способствуют раскрытию духовного и физического потенциала личности, оздоравливают психику, нервную систему, гармонизируют семейную жизнь и интимные отношения, помогают найти «вторую половинку».

Основная задача семинара – научится составлять индивидуальные ароматерапевтические духи, оказывающее как лечебное, так и эстетическое воздействие. Семинар направлен на практическое освоение методов составления духов.

Программа может представлять интерес как для профессионалов в области ароматерапии, так и для любителей.

Программа:

  • Ароматерапевтические духи – их назначение и виды (спиртовые и масляные). Достоинства и недостатки каждого из видов духов. Технология изготовления. Различие в технологии приготовления духов, туалетной воды, одеколона, дезодоранта, душистой воды, ароматического масла.
  • Ароматестирование и подбор композиции.
  • Правила составления композиции, «тона» (ноты) композиции. Расчет пропорций.
  • Аромапсихологическая направленность композиций: тонизирующие, расслабляющие, антистрессовые, эротические (примеры).
  • Мужские и женские композиции. Семейства ароматов: шипровые, фужерные, цитрусовые, цветочные, восточные, пряные, кожаные, зеленые, морские.
  • Создание ароматов «по мотивам» известных марок. «Постановка носа» на определение основных нот аромата.
  • Сочетание ароматов. Применение «доминантных» ароматов. Взаимодополняющие ароматы.
  • Сочетание ароматов и особенностей индивидуального имиджа.
  • Практическое задание по составлению тематической композиции (работа на тестерах).
  • Примеры сложносоставных арома-духов.
  • Практическая работа по составлению индивидуальных арома-духов.
  • Вопросы и ответы.

Семинар проводит: преподаватель-методист ЦА «Ирис», психолог-тренер, сертифицированный коуч (сертификат ECF)

3 7 ..

Глава 4.

ОСНОВЫ СОСТАВЛЕНИЯ ПАРФЮМЕРНЫХ КОМПОЗИЦИЙ, ОТДУШЕК, ПАРФЮМЕРНЫХ ЖИДКОСТЕЙ И ПИЩЕВЫХ ЭССЕНЦИЙ

§ 1. Термины и определения

Согласно ОСТ 18-385-81, парфюмерные композиции - это многокомпонентные смеси душистых веществ с определенным запахом, характерным для данной парфюмерной жидкости.

Парфюмерные композиции. Это основная часть всякой парфюмерной продукции. Они представляют собой сложное сочетание искусственных смесей душистых веществ, воспроизводящих запах растений или другой своеобразный запах, который в природе не встречается. Парфюмерные композиции являются основным носителем запаха. В них заложено все будущее готового продукта (запах, стойкость, характер и его гармоничность).

Парфюмерные композиции изготавливают различными способами. Иногда их составляют исходя из индивидуальных душистых веществ, настоев и растворов, но чаще для их составления используют так называемые композиции-базы.

Композиции-базы - это многокомпонентные концентрированные смеси душистых веществ с характерным запахом, используемые для составления парфюмерных композиций по строго определенной рецептуре. Базы не являются готовыми композициями, но их наличие облегчает работу парфюмера, повышает его мобильность, избавляет от необходимости составлять композицию с ’’нуля”.

Высокие цены на мировом рынке на натуральные эфирные масла, непостоянство качества эфирных масел и их дефицитность определили необходимость создания композиций-баз, имитирующих запах натуральных масел. Использование композиций-баз, например ’’Санталовое масло № 6”, ’’Ветиверовое масло”, ”Иланг-иланговое масло № 4”, ”Па-чулиевое масло № 4”, ’’Бергамотное масло № 7”, ’’Ирис-конкрет 153”

и др., позволяет применять их более широко в большом ассортименте духов и одеколонов.

В состав парфюмерных композиций широко вводят многочисленные композиции-базы с цветочным запахом: ’’Роза” № 1, 2, 3, ’’Ландыш” № 1, 2, 3, 5, ’’Сирень” № 7, ’’Тубероза”, ”Резеда”, "Жимолость”, ’’Жасмин” № 1,2, 3, 4, 5, "Жасмин” 31, "Жасмин” 220 и др.; с фантазийным запахом: ’’Альдегидин” 7, "Антерита”, "Букет” 100, "Контилия”, "Табак”, ’’Этерия”, ’’Эрос”, ’’Вениана”, "Контанела”, ’’Шалита” и др.

Наряду с парфюмерными композициями разрабатываются также композиции, обычно называемые отдушками, для ароматизации мыла, моющих средств, косметических изделий, дезодорантов, средств для ванн и других целей.

Разрабатываются также специальные композиции для отдушивания пищевых изделий, так называемые пищевые эссенции. Ниже будет рассмотрена только технология получения парфюмерных композиций, отдушек для мыла, моющих средств и косметических изделий, а также эссенций для безалкогольных напитков и кондитерских изделий, предусмотренных программой курса.

Настои душистых веществ - зто спиртовые растворы экстрактивных веществ, полученные путем настаивания сырья растительного или животного происхождения.

В зависимости от вида применяемого душистого сырья настои подразделяются на следующие группы:

Приготовленные из растительного сырья (листья пачули, дубовый мох, кориандровое семя, корни ириса);

Приготовленные из животного сырья (амбра, мускус натуральный, цибет, кастореум).

Настои продуктов растительного происхождения имеют более полный запах, чем эфирные масла, полученные из этого же сырья, кроме того, экстракцию растительного сырья спиртом применяют тогда, когда экстрагируемое сырье обладает пониженной растворимостью в спирте малой концентрации.

Настои продуктов животного происхождения обостряют чувствительность обоняния, увеличивают продолжительность восприятия запахов, усиливают гармонию между запахом духов и кожей человека. Без них трудно создать полноценные духи высших сортов.

Настои вводят в рецептуры парфюмерных изделий в определенных количествах наряду с парфюмерной композицией и спиртом.

Настои, из которых частично отогнан растворитель, иногда называют резиноидом. Их применяют так же, как и эфирное масло. В отдушки настои, как правило, не вводят.

Растворы душистых веществ - это растворенные в этиловом спирте или других растворителях отдельные эфирные масла, смолы, синтетические душистые вещества, композиции-базы. Растворы применяют в тех случаях, когда душистые вещества вводят в слишком

малых количествах в рецептуры парфюмерных изделий (например, альдегиды, тибетолид и др.) или тогда, когда душистые вещества трудно или медленно растворимы в спирте. Растворы различных смол, бальзамов, эфирных масел (бензойная смола, стиракс, перуанский бальзам, дубовый мох, ладанник и др.) так же, как и настои, являются одной из необходимых составных частей духов и одеколонов. Растворы готовят согласно утвержденным рецептурам.

Огдушки. Это парфюмерные композиции, предназначенные для от-душивания косметических средств, мыла, моющих средств и т. п. Косметические препараты парфюмируют малыми количествами душистых веществ. Например, для ароматизации мыла обычно используют 0,5-1 % отдушек, моющих средств до - 1 %, для отдушивания косметических изделий (кремов, лосьонов, губных помад, шампуней, средств по уходу за зубами - до 1 %. В некоторые дезодоранты, средства для ванн, ароматизаторы помещений вводят отдушки в повышенных количествах (от 3 до 10 %). Назначение парфюмерных композиций и отдушек, как и направление и характер их запахов, совершенно различны.

Отдушки добавляют в косметические изделия в процессе их изготовления для придания им определенного запаха. Каждый косметический препарат имеет свою отдушку, изготовленную по определенной рецептуре.

Некоторые отдушки обладают свойствами предохранять косметические препараты от образования плесеней, т. е. являются консервантами.

Парфюмерные жидкости. Это приятно пахнущие водноспиртовые или спиртовые растворы парфюмерных композиций и настоев. Эта часть смеси душистых веществ является носителем запаха будущих парфюмерных духов, одеколонов и душистых вод. Все эти компоненты обусловливают ароматное начало будущей продукции. Кроме них, в состав парфюмерных жидкостей входят также этиловый спирт и иногда вода и красители. Каждую парфюмерную жидкость приготавливают по строго определенной рецептуре и технологии.

Пищевые эссенции. Это специальные приятно пахнущие парфюмерные композиции, предназначенные для отдушивания изделий пищевой промышленности (кондитерских, ликерно-водочных и безалкогольных напитков). Специфической их особенностью является то, что в них используются главным образом вещества, обусловливающие фруктовое и плодово-ягодное направление запаха.

Когда вы покупаете духи, вы вряд ли задумываетесь о том, что искусство составления парфюмерных композиций - это сложная наука, которой надо овладевать долгими годами. Конечно, за несколько минут профессионалом в парфюмерном деле стать невозможно, но вот понять, как создаются ароматы, из каких нот они состоят и как определяется группа, к которой они относятся, - вполне реально.

Как создается основа духов

В описаниях принято использовать музыкальный термин «трехзвучный аккорд». Действительно, любой парфюмерный букет, как и аккорд, включает в себя три основные ноты: базовую, среднюю и верхнюю. В начале работы над ароматом составляется его база. Традиционные духи, как правило, изготавливаются на основе 95% спирта высокого качества и эфирных масел-фиксаторов, которые выбираются в зависимости от того, какие ноты должны превалировать в парфюме. Например, для духов древесной группы берутся масла сандала, уда, , ветивера, кедра, мирры - они придают аромату ярко выраженный и стойкий древесный аромат и не позволяют запаху быстро улетучиваться. Для духов других групп в качестве базовых часто используются пахучие и очень стойкие масла , чефраса, ванили, тонки, бобов.

Надо отметить, что арабские масляные духи, в отличие от традиционных, изготавливаются без спиртовой основы, только из смесей натуральных эфирных масел растительного или животного происхождения. Например, знаменитые анималистические ароматы производятся на основе амбры (воскоподобного вещества, вырабатываемого в пищеварительном тракте кашалота) или мускуса (пахучего вещества, получаемого из высушенных желез внутренней секреции кабарги или бобра). Спирт и вода в основу восточного парфюма никогда не добавляются.

Средние и верхние ноты

В выборе средних и верхних нот все зависит от фантазии и интуиции парфюмера, который как истинный художник, творит свой авторский аромат, смешивая масла в определенных пропорциях. Впрочем, и у этой творческой работы есть свои правила и законы.

Для верхних нот берутся легкие масла, испаряющиеся буквально за 20-30 минут. Их главная задача - «познакомить» с ароматом, дать о нем самое первое представление. Как правило, в зависимости от группы, для верхних нот используются летучие эфирные масла цитрусовых, бергамота, зелени, пряностей, свежих фруктов и цветов.

Для сердца композиции чаще всего используются эфирные масла, запах которых способен не распадаться около двух-трех часов. Это сильные и яркие фитовещества, такие как тубероза, иланг-иланг, цикламен, гвоздика, мимоза и так далее. Разумеется, выбираются эфирные масла исходя из того, к какой группе или подгруппе относится создаваемая ароматическая композиция.

Как раскрывается аромат

Знаменитый парфюмер дома Коко Шанель Жак Поль как-то сказал, что хорошие духи, как и истинная женщина, не должны сразу раскрывать всех своих тайн и загадок. В качественном парфюме сначала чувствуются лишь верхние ноты, потом проявляется сердце аромата и лишь затем - основа, которая и является его подлинной душой. Поэтому когда вы отправляетесь в магазин за новыми духами, обязательно нанесите на запястье несколько капель пробника и спокойно идите по своим делам.


Правильное сочетание ароматов в композиции из нескольких ароматических масел поможет сохранить молодость кожи, придать ей великолепный и соблазнительный аромат, поднять настроение.

Ароматические композиции способны быть как женскими, так и мужскими, летними и зимними, успокаивающими и бодрящими. Научившись составлять их, легко приготовить великолепное домашнее мыло в подарок любимому человеку, или для общего использования, а маленький кусочек мыла в форме сердечка или розочки будет прекрасно смотреться на туалетном столике, заодно источая чудесный аромат.

Познакомившись с характеристиками ароматических масел и узнав их полезные свойства , можно выбрать приятный для вас аромат, но здесь стоит полагаться только на свой собственный вкус. Всегда помните о том, что если запах не вызывает у вас положительных эмоций, от него начнет кружиться и болеть голова, возникнут неприятные ощущения. Поэтому не следует его использовать, каким бы полезным он ни был.

Для составления композиции потребуются несколько полосок чистой белой бумаги длиной 10 см и шириной 5 мм. Нанесите на полоску 1 каплю понравившегося ароматического масла и заготовьте таким образом 2-3 полоски бумаги с разными ароматическими маслами, не забыв подписать каждую из них. Затем сложите полоски веером и прочувствуйте их совместный аромат. Закройте глаза и постарайтесь сосредоточиться на своих эмоциях, физических ощущениях, чувствах. Аромат может вызвать различные ассоциации, пробудить чувства и воспоминания. Если запах понравился, выбранные масла нужно нанести на носовой платок все вместе и снова оценить составленную композицию через 30-40 мин.

Если она кажется негармоничной, требуется добавить новый аромат или убрать тот, который, по вашему мнению, мешает. Процесс создания собственной ароматной композиции может занять некоторое время, но как только ее запах вам понравится, следует приступать к созданию собственных духов, которые в дальнейшем подойдут для приготовления домашнего мыла.

Найденную композицию ароматов надо смешать с маслом-основой, для чего великолепно подходит масло сладкого миндаля, не имеющее запаха и прекрасно растворяющее эфирные масла. Кроме того, оно станет прекрасным компонентом для любой домашней косметики.

На данном этапе необходимо строго соблюдать пропорции основы и ароматических масел из расчета по 2-3 капли композиции на 1 ч. л. масла-основы. Смесь должна храниться в бутылочке из темного стекла с плотной крышечкой в темном прохладном месте, как об этом было сказано выше. Варианты ароматических композиций для хорошего настроения, женской привлекательности и многого другого Композиции ароматических масел можно использовать как духи, нанеся их на кожу (за ухо или на запястье), или носить в аромакулоне на шее. Здесь, однако, нужно соблюдать осторожность, так как масло может оставить жирное пятно и испортить одежду. Допустимо также приготовить небольшой кусочек мыла, вложить его в платяной мешочек и повесить на плечики с вечерним платьем - тогда оно пропитается великолепным ароматом.

Аромат «Леди»

Смешать 2 части масла бергамота и 1 часть масла розового дерева.

Этот легкий и нежный аромат зарядит энергией и оптимизмом, повысит коммуникабельность, усилит чувственность, поможет при депрессии, сильной головной боли и укрепит иммунитет.

Аромат «Интрига»

Смешать 2 части масла иланг-иланга и 1 часть масла пачули.

Аромат праздника, чувственности, интриги подействует тонизирующе, придаст бодрости и оптимизма, поможет при головной боли, окажет противовирусное воздействие.

Аромат «Шарм»

Смешать по 1 части масел иланг-иланга и герани, 2 части масла грейпфрута.

Такой теплый горьковато-цветочный аромат по- Э может сохранить эмоциональное равновесие, добиться успехов в общении с людьми, наполнит жизнь гармонией и любовью. Кроме того, он нормализует гормональный фон, жировой обмен и при необходимости подействует обезболивающе.

С древнейших времен ароматические масла использовали как эликсиры любовной магии. К ним прибегали Нефертити, Клеопатра, Казанова, Полина Виардо и другие знаменитые искусители сердец.



Публикации по теме