Занятие по развитию речи " моя семья". Занятие во второй младшей группе на тему "моя семья"

Тема: «Моя семья»

1. Проектировочный компонент

Цель : учить детей формировать навыки общения и уважения в семье.

Программные задачи:

1) Дать представление детям о семье, как о людях, которые живут вместе; учить строить элементарные родственные связи; активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье.

2) Развитие умения рассуждать и доказывать, развитие мышления.

3) Воспитывать любящее заботливое отношение к членам своей семьи, чувство гордости за свою семью.

Оборудование: рисунки на тему «Моя семья»; дидактическая игра «Кто какую работу в доме выполняет»; персонажи сказки «Репка»; картинки про семью) ;

Предварительная работа: чтение рассказов: Л. Квитко «Бабушкины руки», А. Яковлев «Мама», Дора Габе «Моя семья», Л. Воронкова «Как Вовка бабушек выручал», Л. Толстой «Старый дед и внучек»; совместные рисунки родителей и детей «Герб семьи»; рисунки детей на тему «Моя семья»; совместное обсуждение смысла пословиц о маме, о семье.

Интеграция образовательных областей:

Коммуникация

Безопасность

Словарная работа : семья, дедушка, бабушка, тётя, дядя, папа, мама.

Индивидуальная работа : активизировать Сашу Б., Алену Х.

2. Организационный компонент

Воспитатель: Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руку возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Дети, сегодня на занятии мы с вами совершим путешествие в сказку. Хотите?

Ёе название вы узнаете, ответив на вопрос: «Как называется сказка, в которой благодаря дружной работе всей семьи удалось собрать большой урожай этого овоща? » (показывается репка)

Воспитатель: Это сказка про дружную семью. Назовите её членов. (Дети: дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка)

Воспитатель: Как вы понимаете, что такое семья? (ответы детей)

Воспитатель: Семья - это дом. Семья -это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья-это самое дорогое, что есть у каждого человека…

Воспитатель: Репка хочет познакомить вас с семьёй, которая её растила, рассказать про них сказку.

Воспитатель: «Посадил дед репку. Выросла репка большая- пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет- потянет- вытянуть не может. Позвал дед на помощь бабку. А бабушка говорит: «Я тебе обязательно помогу, но уж очень мне интересно, что это за рисунки у ребят?

Воспитатель: Дети, расскажем бабке (ответ детей)

Воспитатель: Сегодня у нас на занятии открыта выставка рисунков «Моя семья». Кто хочет рассказать о своей семье? (Дети по желанию выходят к своим рисункам, рассказывают, кто изображён.)

Воспитатель: Можно сказать, что на каждой картинке изображена семья?

Воспитатель: Почему?

Воспитатель: Правильно дети испытывают чувство радости, когда находятся в окружении семьи, потому что дети радуют своих родителей тем, что они подрастают, крепнут, учатся новому в жизни. А детёныши радуются тому, что родители их согревают, защищают.

Воспитатель: Понравилось Жучке вместе с вами иллюстрации рассматривать, на репку надо дальше тянуть.

Воспитатель: Кого позвала Жучка?

Наводящие вопросы воспитателя для детей:

С кем ты живёшь?

Кто самый старший в вашей семье?

Кто самый младший?

Как ты заботишься о членах своей семьи?

Ты любишь своих близких? Почему?

Психогимнастика

Воспитатель: Покажите, какое бывает выражение лица у папы и у мамы, у бабушки, когда они радуются, когда у них хорошее настроение?

Воспитатель: А если они хмурятся?

Воспитатель: «Бабка за детку, детка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку, а внучка говорит: «С удовольствием, а потом с ребятами поиграю»

Игра «Кто какую работу выполняет»

Дети выходят к доске. Каждому ребенку показывается картинка с того или иного действия членов семьи, дети рассматривают картинку и говорят. Что на ней изображено (например: мама варит суп, дедушка читает книжку, бабушка вяжет носочки)

Внучка с детьми участвует в игре.

Воспитатель: Сказка продолжается: «Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Крикнула внучка Жучку. Ты охотно прибежала на помощь». Потом она увидела иллюстрации на доске, и ей захотелось у нас остаться. Разрешим Жучке?

Работа над иллюстрациями.

Воспитатель: Кошка прибежала, хочет с вами поиграть.

Пальчиковая гимнастика «Дружная семья»

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка.

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

А вот этот пальчик - я,

Вместе - дружная семья!

Воспитатель: Сказка продолжается. «Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку. »

Воспитатель: Мышка прибежала не с пустыми руками, принесла для вас загадки.

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

Всех милее наша (мама)

Кто же трудную работу

Может делать по субботам? -

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш (папа)

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша (бабушка)

Кто всю жизнь работал,

Окружал заботой

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых детей?

На пенсии уж много лет

Нестареющий наш (дед)

Воспитатель: Вот какие интересные задания приготовила для вас мышка. Взялись тони все вместе за репку и вытянули её из земли.

Воспитатель: А теперь мы давайте вытянем свою репку, мы же тоже с вами семья. Детям предлагается вытянуть репку.

Как думаете, почему они вытащили репку? (Тянули все вместе, дружно)

Как хорошо, что у всех вас есть семьи. Главное, чтобы в семье всегда был мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

Что вы хотите пожелать своей семье? (здоровья, счастья..)

Мини-проект «Я и моя семья» для второй младшей группы

Актуальность . В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость,что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. А ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Ребёнок должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием "семья невозможна без поддержки самой семьи".

Технологическая карта проекта

Название проекта: "Я и моя семья"

Вид проекта: творческий, информационно-ориентированный

Образовательные области: социализация, коммуникация, познание, чтение художественной литературы, художественное творчество.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников.

Целевая группа: воспитанники второй младшей группы "Карапузики"

Срок реализации: неделя

Основание проекта: у детей недостаточно сформированы знания о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

Цели и задачи проекта: помочь детям понять значимость семьи, показать ее ценность для каждого человека, воспитывать любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях, развивать в детях чувство семейной сплочённости, воспитывать интерес к истории своей семьи.

Прогнозируемый результат :

1. Создание необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями.

2. Расширение представления детей о значимости семьи и ее ценности.

3. Установление доверительных детско-родительских отношений.

4. Проявление интереса у родителей к жизни ДОУ.

Первый этап - диагностический

1. Подобрать диагностический инструментарий.

Диагностическое исследование по выявлению знаний детей о своей семье.

Проективная методика "Рисунок семьи" - помогает выявить отношение ребенка к членам семьи, свою роль в семье, а также те взаимоотношения, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства.

2. Провести диагностическое исследование.

3. Проанализировать результаты.

Второй этап - предварительная работа

Поиск художественной литературы, иллюстративного материала, просмотр слайдов и мультфильмов семейной направленности.

Разработка консультаций для родителей.

Третий этап - основной (реализации)

Проведение мероприятий в рамках проекта по трем направлениям:

1) работа педагогов с детьми - каждый день недели посвящен определенной теме, которой подчинены все виды работы с детьми в этот день:

ПОНЕДЕЛЬНИК

Тема : "Семь я".

Задачи : воспитывать у детей нравственные качества, такие как любовь к самым близким людям; внушать детям чувство гордости за свою семью, стремление, заботиться о членах своей семьи.

Виды работы :

Беседа на тему «Папа, мама, я – дружная семья».

Дидактические игры: «Назови имена родных», «Ласковое слово (имя)», «Что умеет делать мама, папа, бабушка, дедушка, брат и т. д.».

НОД «Моя семья» (с применением ИКТ).

Аппликация «Папа, мама, я – дружная семья».

Фотографии «Моя семья».

Составление рассказов на предложенную тему – индивидуально: «Наши семейные правила».

ВТОРНИК

Тема : "Мамин день".

Задача : внушать детям чувство гордости за свою семью, стремление заботиться о членах своей семьи.

Виды работы :

Игра-инсценировка «Мама лишь одна бывает».

Чтение стихотворения Е. А Благиной «Вот какая мама».

Создание фотоколлажа «Моя семья».

Игровая ситуация «Мама кормит, укладывает дочку спать, покупает в магазине продукты».

Сюжетно-ролевая игра «Вот как я стираю, маме помогаю».

Беседа «Вот какие наши мамы».

Рассматривание картин и семейных фотографий.

НОД «Бусы для мамы» (лепка).

С/р игра «Дочки-матери».

СРЕДА

Тема : "Защитники отечества".

Задача : воспитывать у детей чувство гордости и уважения к своим папам – защитникам нашей Родины.

Виды работы :

Беседа с детьми о папе, его увлечениях.

С/р игра «Дом», «Семья», «Стройка».

НОД по ознакомлению с окружающим миром «Наши папы!».

Выставка фотографий на тему «Я и мой папочка», «Мой папа в армии».

ЧЕТВЕРГ

Тема : "Место работы моих родителей".

Задача : прививать уважение к труду родителей, закреплять знание профессий и понимать значимость их труда.

Виды работы :

Сюжетно-ролевые игры «Больница», «Магазин», «Кухня», «Почта».

Рассматривание альбома «Профессии города».

Беседа «Профессии моих родителей».

С/р игра «Семья».

НОД «Профессии моих родителей».

ПЯТНИЦА

Тема : "Дедушка и бабушка - верные друзья".

Задачи : воспитывать доброжелательное отношение к старшим в семье, заботиться о них и уважать.

Виды работы :

Сюжетно-ролевая игра «К нам бабушка приехала».

Беседа на тему «Наши дедушки и бабушки».

Показ сказки на фланелеграфе «Бабушка, внучка и курочка».

Игровая ситуация «В гостях бабушки с дедушкой».

Декоративное рисование «Полосатые полотенца для дедушки и бабушки».

НОД «Моя дружная семья»;

2) работа детей и родителей :

Оформление фотоколлажа "Моя семья.

Маршрут выходного дня.

ДДД - помогаем бабушкам и дедушкам.

Изготовление творческих поделок для выставки "Я и моя семья";

3) работа педагогов и родителей :

1. Маршруты выходного дня - беседы с родителями и детьми о прошедших выходных.

2. ДДД -помогаем бабушкам и дедушкам.

- "Растим здорового ребёнка".

- "Пальчиковые игры на тему "Семья".

4. Консультация "Развивающие игры с детьми на кухне".

5. Совместное создание предметно - развивающей среды.

6. Творческая выставка на тему: "Я и моя семья".

Четвёртый этап - заключительный

Отслеживание динамики и эффективности проведенной работы с помощью заключительной диагностики.

Продукт проектной деятельности

Выставка творческих работ "Я и моя семья".

Фотоколлаж "Я и моя семья".

Используемые источники

1. Истоки. Примерная основная общеразвивающая программа дошкольного образования / под ред. Л. А. Парамоновой. - М. : ТЦ Сфера, 2011.

2. Развивающие занятия с детьми 3-4 лет / под ред. Л. А. Парамоновой. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2010.

3. Киселева, Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Л. С. Киселёва. - М., 2004.

4. Козлова, А. В. Работа с семьёй / А. В. Козлова, Р. П. Дешулина. - М. : ТЦ Сфера, 2004.

5. Тугушева, Г. П. Педагогические условия реализации нравственного воспитания дошкольников в деятельности / Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова // Дошкольная педагогика. - 2007. - №8.

6. Ушакова, О. М. Дидактические игры во второй младшей группе / О. М. Ушакова. - М. :ТЦ Сфера, 2010.

2. Загадки. Беседа о членах семьи.

В. Давайте посмотрим, что же за письмо принёс нам медвежонок Ребята, да тут загадки.

Кто пришёл ко мне с утра?

Кто сказал: «Вставать пора»?

Кашу кто успел сварить?

Чаю — в пиалу налить?

Кто косички мне заплёл?

Целый дом один подмёл?

Кто цветов в саду нарвал?

Кто меня поцеловал?

Кто ребячий любит смех?

Кто на свете лучше всех?

В: Молодцы, ребята, правильно!

Беседа (опрос 2-3 детей):

Как зовут твою маму?

Кто ты для мамы?

Как мама называет тебя ласково?

А как вы помогаете маме?

Что она делает дома?

Как вы думаете, почему мама вам кушать готовит, покупает красивую одежду, игрушки, играет с вами?

Воспитатель: Ребята, вот посмотрите, какой у меня есть Чудесный мешочек

Давайте сложим в мешочек ласковые слова для нашей мамы.

Я открою мешочек, а вы будете называть ласковые слова: они будут долетать и наполнять его.

Итак, начнем! Мама какая?

Молодцы! Вот сколько чудесных слов собрали мы в мешочек. А пока мы его закроем, чтобы наши слова не растерялись и не забылись.

В: Замечательно! А теперь послушайте следующую загадку:

Угадайте, кто же это?

Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята, —

Это наш любимый...

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно!

Беседа (опрос 2-3 детей):

Саша, как зовут твоего папу?

Кто ты для папы?

Что он делает дома?

Как помогает маме?

Ариша, расскажи ты про своего папу.

В: А теперь давайте откроем наш волшебный мешочек и положим в него ласковые слова для папы.

Папа какой?

В: Молодцы, ребята! Много слов и для папы вы подобрали. Давайте теперь сундучок наш закроем, он нам ещё пригодится

В: Замечательно, ребята! Отгадываем следующую загадку:

Кто на кухне с поварёшкой

У плиты всегда стоит,

Кто нам штопает одёжку,

Пылесосом кто гудит?

Кто на свете всех вкуснее

Пирожки всегда печёт,

Даже папы кто главнее

И кому в семье почёт?

В: Молодцы, ребятки, правильно!

Беседа (опрос 2-3 детей):

Бабушка - это чья мама?

Кто ты для бабушки?

Что вы любите делать вместе с бабушкой?

А давайте и для бабушки ласковые слова сложим в мешочек. Бабушка какая?

В: Молодцы!

А вот ещё загадка:

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед —

Мой родной, любимый…

Воспитатель: Да, ребятки, правильно!

Беседа (опрос 2-3 детей):

Ребята, а у кого есть дедушка?

Дедушка - это чей папа?

Кто ты для дедушки?

Воспитатель: Замечательно, ребята! Вы все просто умницы.

Давайте и дедушке соберём ласковые слова в наш Чудесный мешочек?

Ребята, дедушка и бабушка старше всех в семье, поэтому их нужно уважать, помогать им. Наш мешочек наполнен словами. Давайте вспомним, для кого мы собирали ласковые слова?

В: Закроем пока наш мешочек, чтобы все добрые слова не разлетелись.

А все эти люди вместе называются одним словом - Семья. В семье все любят, заботятся и помогают друг другу. Ребята, а давайте покажем свою семью на ладошке.

Пальчиковая гимнастика «Семья».

(Разгибает из кулака пальцы и сопровождает движение текстом).

Этот пальчик-дедушка,

Этот пальчик-бабушка,

Этот пальчик- папочка,

Этот пальчик- мамочка,

Этот пальчик- я,

Вот и вся семья.

Воспитатель: А все эти люди вместе называются одним словом - Семья.

Мишка: Спасибо, ребята. Теперь я знаю, что написано в моем письме.

Мишка: Какие вы молодцы! Ой, я слышу, что кто-то плачет.

В: Ребята, пойдемте посмотрим.

В: Ой, ребята. Что-то произошло в этой семье. Посмотрите, какие они грустные. Как вы думаете, что же могло произойти?

Воспитатель: А как вы думаете, что мы можем сделать?

Воспитатель: Конечно, ребята, семью надо помирить!

Физкультминутка: «Помирились»

Плохое настроение у нас в семье с утра,

И потому в семье у нас не ладятся дела.

(Голова опущена вниз, руки вдоль туловища, повороты вправо, влево)

У дедушки у нашего весь день болит спина,

(Наклониться вперёд, руки за спину)

У бабушки у старенькой кружится голова,

(Круговые движения головой)

Папуля гвоздь хотел забить, по пальцу вдруг попал

(Стучим кулачками друг о друга)

У мамы ужин подгорел, в семье у нас скандал

(Смотрим на раскрытые ладони)

Давайте будем их мирить, семью свою нужно любить.

Друг другу улыбнёмся и за руки возьмёмся

(Взяться за руки и улыбнуться друг другу)

Дружно все обнимемся и тогда помиримся!

В: Ребята, посмотрите, вся семья снова улыбается, всё у них хорошо, они помирились. А где же будет жить наша дружная семья?

В: Тогда нам просто необходимо построить им дом. Становитесь в круг, и покажем, какой дом мы построим для дружной семьи.

Аппликация «Красивый дом».

В: Ребятки, посмотрите, какой дом грустный. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы дом стал весёлым и красивым?

В: Давайте украсим его и сделаем красивым.

В: Давайте рассмотрим, что лежит у вас на тарелочках.

В: Цветочки разные. Чем они отличаются?

Воспитатель уточняет цвет лепестков. Дети называют цвета.

В: Выберите цветочек, который вам больше всего понравился. Цветочки нужно наклеить на домик, чтобы он стал красивым. Напоминаю вам, что намазывать клеем нужно всю белую поверхность цветочка, и делать это на клеенке. При наклеивании цветочка на домик салфеткой сверху слегка его прижать, не тереть, а легонько промокнуть излишки клея.

В: Молодцы, ребята! Посмотрите, какой красивый и праздничный получился дом для семьи.

Мишка: Молодцы, ребята мне домик очень понравился.

В: Давайте для всех расскажем стихотворение о доме.

Посмотрите это дом,

С крышей, дверью и окном

И с крылечком, и трубой,

Цвет у дома - голубой.

Заходите смело в дом!

Приглашаете? Войдем!

    Воспитатель

    Кто любить не устает,

    Пироги для нас печет,

    Вкусные оладушки?

    Это наша …

    Дети : бабушка.

    Воспитатель : Молодцы, конечно…

    Беседа (опрос 2-3 детей)

    А как зовут бабушку?

    Кто ты для бабушки?

    Что умет делать бабушка?

    Что вы любите делать вместе?

    Дети : ответы.

    Воспитатель : Молодцы, следующая загадка:

    Он трудился не от скуки,

    У него в мозолях руки,

    А теперь он стар и сед - Мой родной, любимый….

    Дети : дед.

    Воспитатель : молодцы ребятки, правильно.

    Беседа (опрос 2-3 детей)

    А как его зовут?

    А кто ты для него?

    А кто хочет рассказать про своего деда?

    Дети : ответы.

    Воспитатель

    Кто загадки отгадает

    Тот своих родных узнает.

    Все родные с кем живете,

    Непременно вам друзья,

    Вместе вы одна …

    Дети : семья.

    Воспитатель : А все эти люди вместе называются одним словом - Семья.

    Этот пальчик - дедушка,

    Этот пальчик - бабушка,

    Этот пальчик - папа,

    Этот пальчик - мама,

    Этот пальчик - это я,

    Вот и вся моя семья.

    Воспитатель

    Дети : семья (перечисляют всех)

    Воспитатель

    1,2,3,4 (Хлопаем в ладоши.)

    Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)
    1,2,3,4,5 (Прыжки на месте.)

    Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
    Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
    Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево - вправо.)
    Мой сверчок, щегол и я — (Повороты туловища влево - вправо.)
    Вот и вся моя семья, (Хлопаем в ладоши.)

    Воспитатель

    Маленькая семья большая семья. (Воспитатель просит 2-3 детей вспомнить и определить, какая у него семья - маленькая или большая, назвать всех членов семьи по именам.)

    Цель:

    Предлагаю вам с помощью кругов показать всех членов семьи (самый большой круг - дедушка, поменьше круг - бабушка и т. д.)

    Воспитатель

    6.Рефлексия.

    О чем мы сегодня говорили?

    Кого мы поселили в нашем домике?

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия во второй младшей группе "Моя семья"»

Открытое занятие на тему: «Моя семья».

Цель: Продолжать формировать представления детей о семье и её членах.

Задачи:

Образовательные : Учить правильно называть членов семьи. Дать понятие «семья».

Развивающие : Развивать представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Закрепить навыки работы клеевой кисточкой, используя ранее изученные приемы аппликации.

Воспитательные : воспитывать любовь и уважение к своим родным; Интеграция образовательных областей : «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Физическая культура».

Предварительная работа:

1.Заучивание фамилии, имени, отчества родителей.

2.Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»

3.Разучивание стихотворений о маме, папе, семье.

4.Рассматривание семейных альбомов.

Материал и оборудование : письмо с загадками, отдельные картинки с изображением членов семьи, картинка с изображением всей семьи, панно «домик» с кармашками для картинок, вырезанные из цветной бумаги круги, клей, большой лист бумаги.

    Организационный момент.

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Воспитатель: Ребята, почтальон Печкин прислал письмо. Посмотрите какое оно красивое и адрес наш написан. Давайте посмотрим, что в нем.

(воспитатель открывает письмо.)

    Беседа. Загадки о членах семьи.

Воспитатель : Что же это за письмо, давайте посмотрим. Да тут загадки, ребята. Вот послушайте:

Кто стирает, варит, шьет

На работе устает

Просыпается так рано?

Лишь заботливая ….

Дети: мама.

Воспитатель : Молодцы ребята, правильно.

(воспитатель достает картинку мамы и вставляет в панно домик).

Беседа (опрос 2-3 детей)

– А как зовут вашу маму?

– Как мама называет тебя ласково?

­­-– Кто ты для мамы?

– А в чем вы помогаете маме по дому?

Дети: ответы.

Воспитатель: Замечательно. Еще одна загадка:

Кто научит гвоздь забить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете ребята

Это наш любимый …

Дети: папа.

Воспитатель : Правильно, хорошо

(воспитатель достает картинку папы и вставляет в панно домик)

Беседа (опрос 2-3 детей)

– А как зовут твоего папу?

– Кто ты для папы?

– Какой он папа?

Дети: ответы.

Игра «Радость или огорчение»

Воспитатель : Мы уже говорили о том, что в семье вас любят, заботятся о вас. А как вы заботитесь о своих близких? О маме? О папе? Ваши поступки могут радовать или огорчать ваших близких.
Почтальон Печкин прислал нам кружки: красные и черные. Как вы думаете, какой из них обозначает радость (красный), а какой огорчение (черный)? Сейчас я вам раздам кружки и мы с вами поиграем: я называю поступок, а вы с помощью кружка показываете, порадует или огорчит этот поступок ваших близких.

Вы съели на завтрак всю кашу;

    Разбросали по комнате все игрушки;

    Помогли маме мыть посуду;

    Нарисовали и подарили папе красивый рисунок;

    Порвали новую книжку;

    Перед сном пожелали всем «спокойной ночи»

Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить ваших близких. И надеюсь, что впредь вы будете совершать только хорошие поступки.

Воспитатель : Молодцы. Хорошо давайте следующую загадку:

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша …

Дети : бабушка.

Воспитатель : Молодцы, конечно…

Беседа (опрос 2-3 детей)

(воспитатель достает картинку бабушки и вставляет в панно домик)

– А как зовут бабушку?

– Кто ты для бабушки?

– Что умет делать бабушка?

– Что вы любите делать вместе?

Дети : ответы.

Воспитатель : Молодцы, следующая загадка:

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед – Мой родной, любимый….

Дети : дед.

Воспитатель : молодцы ребятки, правильно.

Беседа (опрос 2-3 детей)

(воспитатель достает картинку дедушки и вставляет в панно «домик»)

– А как его зовут?

– А кто ты для него?

– А кто хочет рассказать про своего деда?

Дети : ответы.

Воспитатель : замечательно ребятки, но у меня осталась еще загадка, послушайте:

Кто загадки отгадает

Тот своих родных узнает.

Все родные с кем живете,

Непременно вам друзья,

Вместе вы одна …

Дети : семья.

Воспитатель : А все эти люди вместе называются одним словом – Семья. Посмотрите какая у нас семья получилась в нашем домике. (воспитатель показывает панно «домик» с картинками членов семьи). Они у нас живут в этом домике. А давайте ребята покажем всю семью на ладошках.

    Пальчиковая гимнастика «Семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – это я,

Вот и вся моя семья.

(воспитатель переворачивает панно «домик» и показывает детям картинку с изображением семьи находящейся в квартире)

Воспитатель : ребята посмотрите вот наша семья. Скажите, а кто здесь нарисован.

Дети : семья (перечисляют всех)

Воспитатель : правильно ребятки, а кто, кем приходится? А давайте мы попробуем посчитать, кто живет у нас в квартире!

    Физкультминутка «Кто живет у нас в квартире?»

1,2,3,4 (Хлопаем в ладоши.)

Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)
1,2,3,4,5 (Прыжки на месте.)

Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево – вправо.)
Мой сверчок, щегол и я - (Повороты туловища влево – вправо.)
Вот и вся моя семья, (Хлопаем в ладоши.)

Воспитатель : Дети посмотрите наша большая семья вместе и все у них хорошо.

Ребята бывают еще большие и маленькие семьи. Маленькая семья , это папа, мама и ребенок. Если в одной семье живут дети, родители, дедушка и бабушка, то говорят, что это большая семья. (Воспитатель просит 2-3 детей вспомнить и определить, какая у него семья – маленькая или большая, назвать всех членов семьи по именам.)

5. Аппликация «Составь семью»

Цель: учить удерживать в памяти при выполнении математический действий нужное условие, развитие умения сравнивать, располагать предметы в порядке уменьшения.

Предлагаю вам с помощью кругов показать всех членов семьи (самый большой круг – дедушка, поменьше круг – бабушка и т. д.)

Воспитатель : Друзья мои посмотрите, какая у нас с вами получилась большая и дружная семья.

6.Рефлексия.

О чем мы сегодня говорили?

– Кого мы поселили в нашем домике?

Что изображали на аппликации?

Конспект занятия по познавательному развитию

во 2 младшей группе

Тема: «Моя семья»

Воспитатель: Стечкевич С.В.

Интеграция образовательных областей согласно ФГОС: социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: выявить знания детей по теме «Семья»,вызвать желание рассказывать о своей семье, создать радостное эмоциональное настроение;

Задачи:

Образовательные: закреплять представления детей о семье, как о людях, живущих вместе; продолжать учить образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных, упражнять в умении определять наименования родственных отношений между членами семьи.

Развивающие: развивать чувство гордости за свою семью, умение отгадывать загадки о членах семьи.

Воспитательные: воспитывать привязанность ребенка к семье, желание заботиться о близких, радовать их; умение слушать высказывания товарищей.

Ход занятия

В.: Ребята, давайте поприветствуем друг друга.(воспитатель показывает мнемотаблицу: рука-сердце-улыбка, дети выполняют движения)

Руку другу протяну,

Слово доброе скажу,(говорят друг другу)

С ним сердечно обнимусь

и конечно улыбнусь!

В.: Я приготовила для вас загадки. Слушайте внимательно.

Кто вас, дети, больше любит,
Кто вас нежно так голyбит
И заботится о вас,
Hе смыкая ночью глаз?...(мама)

Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно, …(папа)

Кто лучше всех носочки вяжет,
Сказку славную расскажет,
Колыбельную споёт,
И советы нам даёт? (бабушка)

Кто всю жизнь работал,

Окружал заботой

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых людей?

На пенсии уж много лет

Нестареющий наш... (дед)

В.: Молодцы, ребята, все загадки отгадали. А как назвать одним словом всех этих людей? (семья) Что такое семья(ответы детей)

В.: Семья-это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.

Давайте поиграем.

Словесная д/ игра «Назови ласково» (дети передают мяч друг другу и называют ласково членов своей семьи)

В.: У нас в группе есть фото-альбом «Моя семья», кто хочет рассказать о своей семье, ребята.(воспитатель помогает, спрашивает о членах семьи)

С кем ты живешь?

Кто самый старший в семье?

Как зовут твою маму(папу, бабушку

Кто чем занимается в семье?

Как о тебе заботятся родные?

Как ты заботишься о членах своей семьи?.....

В.: Сейчас я посмотрю кто из вас лучший помощник

Этюды: «Постираем платочки», «Подметем пол», «Помоем посуду»

В.: Молодцы, все очень хорошие помощники для взрослых.

В семье вместе живут и взрослые и дети. И мы сейчас узнаем кто кому кем приходится.

Д/И «Кто кому кем приходится» (воспитатель бросает мяч и задает ребенку вопрос, ребенок отвечает и бросает мяч обратно)

Кто ты для мамы? (папы)

Кто ты для бабушки? (дедушки)

Ты старший брат или младший?

Кто ты для сестренки? и т. д.

В.: Ребята, семья должна быть у всех. Семьи бывают большие и маленькие, самое главное, чтобы все в семье любили друг друга, уважали, помогали друг другу, и не ссорились. Послушайте замечательное стихотворение

«Семья-большое счастье» (Натали Самоний)

У каждого на свете
Должны быть папа с мамой -
У тех, кто всех послушней,
И непослушных самых.

У каждого на свете
Должны быть братья, сёстры...
Чтоб жизнь была весёлой
И от улыбок пёстрой.

У каждого на свете:
Детишек, птиц, зверья,
Должны быть те, кто дорог -
Родимая семья!

У каждого на свете
Должны быть папа с мамой,
Семья большое счастье -
Подарок самый-самый

В.: А наши пальчики тоже семья и они хотят поиграть.

Пальчиковая игра «Семья»

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вся моя семья

В.: Ребята, давайте порадуем всех наших мам, пап, бабушек, дедушек, которые приходят за детьми в детский сад и нарисуем все вместе в подарок нашим родным красивое солнышко с лучиками- ладошками, и на каждом лучике-ладошке напишем какая у вас семья.

(дети рисуют солнце ладошками, воспитатель записывает что говорят дети о своей семье, вечером презентация родителям)



Публикации по теме