Занятия психолога. Конспекты, НОД, беседы с детьми

Елена Решеткина

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста

педагога-психолога МБДОУ №1 «Ласточка» города Зеленодольска

Решёткиной Е. А.,

Тема : Путешествие .

Цель занятия : Формирование общности с другими детьми и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров, через преодоление застенчивости, нерешительности, замкнутости.

Задачи : 1. Преодоление застенчивости, нерешительности, замкнутости;

2. Развитие самосознания и индивидуальности детей;

3. Развитие навыков совместной деятельности;

4. Воспитание способности к согласованному взаимодействию, доброжелательного отношения друг к другу.

5. Снижение психоэмоционального напряжения.

Материалы : Цветные карандаши, набор картинок «Животные» , вырезанные из бумаги рукавички с орнаментом, нарисованные персонажи сказки «Репка» .

1. Приветствие.

Психолог собирает детей вокруг себя : «Давайте сейчас сядем на стульчики, но так, чтобы каждый из вас видел всех ребят и меня, и чтобы я могла видеть каждого из вас ». (Единственным верным решением здесь является создание круга.) Когда дети рассаживаются в круг, взрослый говорит : «А теперь, чтобы убедиться, что никто не спрятался и я вижу всех, и все видят меня, пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая, когда я поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой сосед». (Взрослый заглядывает в глаза каждому ребенку по кругу и слегка кивает головой; когда он «поздоровался» со всеми детьми , он дотрагивается до плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами.)

2. Основная часть. Игра «Путешествие » .

Психолог : «Представим, что мы сели в поезд и отправились в путешествие . В пути поезд будет делать остановки на станциях «Лесная» , «Игровая» , «Творческая» . Название станции подскажет, чем мы будем заниматься во время остановки».

Дети встают друг за другом, положив руки на плечи стоящего впереди. Это паровоз. Он пыхтит, свистит, «колеса» работают четко в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет по помещению в разных направлениях, то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. «Машинист» на станциях меняется.

А) Психолог : «Приехали! Станция «Лесная» . Давайте прогуляемся по воображаемому лесу. Послушаем пение птиц, полюбуемся цветами и деревьями, посмотрим на лесных обитателей. А теперь, присядем на полянку и немножко отдохнем.

Упражнение «Божья коровка»

Психолог собирает детей вокруг себя и говорит : «Давайте представим, что мы поймали божью коровку. Вот она у меня в руках. Хотите посмотреть? Я могу передать ее своему соседу, а он – своему. Но это – не простая божья коровка, а волшебная. Каждый раз, когда ее передают другому, она увеличивается в размерах в два раза. Так что, когда мы передадим ее по кругу, она будет во – о – от такая. (Показывает) . Будьте очень осторожны с ней, погладьте ее по крылышкам, приласкайте ее, старайтесь не сделать ей больно, но помните, что с каждым разом она становится все больше и больше, все тяжелее и тяжелее». Психолог держит в руках воображаемую божью коровку, поглаживает ее, показывает остальным детям, затем передает ее соседу. Божья коровка передается по кругу, взрослый все время напоминает детям о том, что она увеличивается. После того, как божья коровка попадает в руки последнему ребенку, взрослый подходит вместе с детьми к окну и «выпускает» ее на улицу.

Сказка «Репка»

Дети берут по одной карточки, где нарисовано по одному из персонажей сказки.

Психолог : «Я сейчас буду рассказывать сказку, которую вы все хорошо знаете. Ваша задача : Когда услышите, что я говорю о персонаже, который нарисован на вашей карточке, вы встаете, обходите свой стульчик, ничего при этом, не говоря, и снова садитесь. Поняли? Хорошо. И так, я начинаю, а вы будьте, очень внимательными. (Работа детей) .

Психолог : «А теперь сядем в поезд и продолжим наше путешествие .

Б) Психолог : «Станция «Игровая» ! Приехали, выходите». Проводится совместная подвижная игра.

Игра «Дотронься до…» .

Все играющие одеты по-разному.

Ведущий выкрикивает : «Дотронься до… синего!» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий.

Замечание Психолог следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

Игра «Выбери себе партнера» .

Дети стоят в кругу. Психолог говорит : «Сейчас вы должны будете разделиться на пары. Каждый из вас должен выбрать себе партнера, но так, чтобы другие этого не заметили. Например, я хочу, чтобы моим партнером была Алина, я смотрю на нее и незаметно ей подмигиваю. Попробуйте договориться с тем, кого вы выбрали глазами. Все договорились? Сейчас мы выясним, кто не сумел договориться. На счет три, подбегайте к своему партнеру и возьмите его за руку». Если с первого раза не получается, следует повторить упражнение несколько раз. Психолог следит за тем, чтобы дети менялись парами.

Игра «Зоопарк» . (Совместная игра со взрослыми) .

Дети и взрослые выбирают самостоятельно карточки, на которых нарисованы различные животные. (Например : лиса, медведь, волк, мышь, еж, олень, белка, заяц.)

Психолог : «Вы должны превратиться в тех животных, которые нарисованы на ваших карточках. А теперь, когда все знают, кто в какое животное превратился, изобразите его и найдите себе соответствующую пару».

Этюд «Согласованные действия» .

Участники разбиваются на пары : Ребенок – взрослый.

Психолог : «Вы должны показать парные действия :

Пилка дров;

Гребля в лодке;

Перемотка ниток;

Перетягивание каната;

Передача хрустального стакана;

Парный танец;

Делаем зарядку;

Делаем макияж;

В) Психолог : «Садимся в поезд. Едим дальше. Станция «Творческая!» .

Игра «Рукавички» .

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар участников равно количеству пар вырезанных рукавичек. Рукавички разбросаны по помещению.

Психолог : «Вы должны найти «свою пару» и раскрасить рукавички». (Работа детей в парах)

Психолог : «Молодцы! Сумели договориться и поэтому быстро выполнили задание» .

Психолог : «А теперь садимся в поезд. Нам пора возвращаться в детский сад. Поехали! Приехали! Вам понравилось наше путешествие ? Что больше всего понравилось? Какое настроение у вас? Что больше запомнилось»? (Ответы детей.)

3. Прощание. Собрать детей вокруг себя. Психолог : «Наше занятие закончено . Давайте попрощаемся» . Психолог вытягивает руки, а дети подходят к нему и кладут свои ладони на ладони взрослого, образуя круг.

Психолог : «Вы подарили мне свое тепло, а я дарю вам свое тепло, которое идет от наших ладоней. На этом наше занятие закончено . До свидания».








Умение узнавать, показывать эмоции, словесно обозначать и адекватно реагировать на них.

  • Совершенствовать коммуникативные навыки детей.
  • Воспитывать доброжелательность, сочувствие, эмотивность.
  • Материал:

    • магнитофон и кассеты с записью разной по настроению музыки.
    • волшебная палочка.
    • волшебный дождь.
    • фотографии детей с разными эмоциями.
    • волшебный цветок.

    Предварительная работа:

    – знакомство с базовыми эмоциями (радость, грусть, брезгливость, страх, злость, обида).

    – проведение упражнений, способствующих осознанию собственного тела, снятию мышечного напряжения.

    – прослушивание музыкальных произведений, вызывающих разные эмоции у детей.

    – разыгрывание этюдов и сценок.

    – проведение психологических игр и упражнений (К.Фопель).

    Ход занятия

    Дети входят в группу под спокойную мелодию, приветствуют, прикасаясь ладонями, друг друга, отмечают свое настроение на стенде.

    Психолог:

    Здравствуйте дети! Я очень рада встрече с вами и тому, что вы пришли с хорошим настроением.

    1. Игра-упражненпе “Передай улыбку по кругу”

    Психолог. У меня тоже хорошее настроение, и я хочу передать свою улыбку вам по кругу (психолог улыбается, рядом стоящему ребенку, этот ребенок улыбается своему соседу и т.д.).

    Что чувствуете вы сейчас?

    (Ответы детей)

    2. Стихотворение “Король Боровик” (В. Приходько)

    Психолог. Читает стихотворение.

    Шел король Боровик
    Через лес напрямик
    Он грозил кулаком
    И стучал каблуком.
    Был король Боровик не в духе:
    Короля покусали мухи.

    Психолог. Какое у короля настроение?

    (Ответы детей)

    А как вы догадались?

    (ответы детей)

    Психолог. Читает стихотворение, а детям предлагает действовать согласно тексту.

    Психолог. Ой, что же мне делать? Сколько сердитых королей! Что же мне поможет?

    (Ответы детей)

    Волшебная палочка!

    3. Игра-упражнение “Леша, Леша повернись, повернись и улыбнись”

    Психолог.

    Психолог прикасается волшебной палочкой к плечу каждого ребенка и говорит: “Леша, Леша повернись, повернись и улыбнись”,

    Леша поворачивается на 180 градусов и улыбается.

    Психолог. Дети, а как вы справляетесь с чувством злости?

    Дети. Мы играем в игру “Тух – тиби дух”, “Ругаемся овощами”, “Выходим из лужи злости”, “Кричим громко в мешочек злости”.

    4. Игра-упражнение “Поменяются местами”

    Психолог. Скучно, скучно так сидеть, друг на друга все глядеть.

    Не пора ли пробежаться и местами поменяться?

    Дети и психолог сидят на стульчиках в круге.

    Психолог говорит: “Поменяются местами все, у кого голубые глаза (кто добрый, кто защищает девочек и т.д.)”. Голубоглазые дети меняются местами.

    5. Игра “Волшебный цветок”

    Психолог. А сегодня утром я зашла в группу и увидела Настю (показываю фотографию девочки с эмоцией злости). Она сидела на диване совсем одинокая. Какое у нее настроение?

    (ответы детей)

    Психолог. Как бы вы поступили на моем месте?

    Дети предлагают варианты помощи сердитой девочке.

    В центр кладется фотография Насти с эмоцией злости. Дети по очереди выбирают лепестки, на которых фотографии с вариантами помощи сердитой девочке. Когда составлен волшебный цветок, психолог предлагает детям закрыть глаза, и меняет центральную фотографию сердитой девочки на веселую.

    Психолог. Как вы думаете, почему случилось чудо?

    (Ответы детей)

    6. Игра-упражнение “Приласкай меня”

    Психолог. Дети,вы сказали, когда человек сердитый, с ним можно поговорить, успокоить, его нужно приласкать, а давайте и мы приласкаем того, кого вам хочется.

    Звучит спокойная мелодия. Один ребенок садится на стул в центре комнаты, остальные дети окружают его и нежно гладят по рукам, плечам, ногам и т.д.

    Психолог. Что вы чувствовали, когда ласкали вас дети?

    (Ответы детей)

    Психолог. Особенно приятно было, когда дети прикасались к какой части тела?

    (Ответы детей)

    7. Сюрпризный момент

    Звучит фонограмма вальса.

    Психолог.

    Поднимите вверх глаза.
    Это что за чудеса?
    Здесь волшебные дождинки,
    Они дарят нам смешинки,
    В вальсе мы закружимся,
    Улыбнемся и подружимся.

    Сверху летит мелко нарезанная фольга.

    Звучит вальс, дети двигаются под музыку.

    Психолог. Дети что вы чувствуете?

    8. Игра – упражнение “Попрощаемся по разному”

    Психолог.

    Вот и подошло к концу наше занятие, и я предлагаю вам попрощаться по разному.

    Дети встают парами.

    Психолог. “Попрощаемся ладонями (локтями, коленками, спинами, лбами и т.д.)

    Дети выбирают из пиктограмм свое настроение.

    Конспекты занятий в детском саду:
    Интегрированные занятия в дошкольном учреждении (Физическая подготовка + иностранный язык) . Детский сад 82
    Программа физкультурно-оздоровительной работы "Здоровый дошкольник" . Детский сад 82
    Проектная деятельность в детском саду "Светлячок" г. Абакана Республики Хакасия. Детский сад 82
    Здоровый ребенок в детском саду. Детский сад 82
    Доклад "Управление воспитательно-образовательным процессом дошкольного учреждения в условиях модернизации системы дошкольного образования на территории муниципального образования г. Норильск" . Детский сад 82

    Конспект занятия «Ты мой друг и я твой друг»

    (развитие социальной уверенности детей дошкольного возраста)
    Цель занятия
    это создание условий для единства с другими, радости в процессе общения, проявления внутренней психологической активности; помощь в приобретении позитивного опыта самопознания и самовыражения, развитие восприимчивости, эмпатии.
    1.«Наше знакомство» (Игра «Паровозик»)
    Цель: формирование самосознания личности детей, гармонизация, осознание имени
    Дети становятся в круг, взрослый - паровозик. Останавливается возле ребенка и знакомится, двигаются по кругу вдвоем, останавливаются возле другого ребенка и знакомятся дальше.
    2. Поздравления друг друга на ощупь (ладошкой, пальчиком, щечкой)
    Цель: продолжение знакомства; создание психологически комфортной атмосферы

    3. «Я умею, я могу, я люблю...» (самопрезентация)
    Цель: осознание социального пространства личности, развитие эмпатии.
    Психолог предлагает по кругу передать яркую шарик и назвать, что умеет делать ребенок или что может, или что любит.

    4. Игра «Маленькие поварята»
    Цель: развитие слуховой памяти, обогащение словарного запаса
    Взрослый приглашает детей сесть на стулья,показывает картинки с овощами и фруктами


    Предлагает детям «сварить борщ или компот, называя необходимые продукты.
    5. Психогимнастика «Части тела»
    Цель: развитие наблюдательности, координации частей тела
    Плечи говорят – я стройный,Спина говорит - я – старый, Палец говорит – иди сюда, Голова – Да! Нет!Ухо говорит – очень громко,Нос говорит – приятный запах, Ротик говорит – очень весело, Язык говорит – вкусное варенье!
    6. Соберем шарики, бусинки.
    Цель: развитие внимания, моторики пальцев
    Психолог предлагает детям нарисовать палочки или соединить точечки на бумаге, чтобы образовать данные предметы, украсить шарик наклейками.


    7. «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»
    Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.
    Взрослый предлагает детям стать и поиграть с руками, даря улыбки друг другу.



    8. Игра «Внимательные!»
    Цель: развитие внимания и дифференцировка слухового восприятия
    Дети бегают по залу, а на аплодисменты начинают идти один за одним.
    9. Психологический этюд «Солнышко»
    Цель: Развивать у детей умение выражать свое эмоциональное состояние, развитие позитивного взаимодействия со сверстниками, обучение приемам расслабления.
    Дети находят место на коврике и лежа превращаются в Солнышко и отдыхают.
    10. Упражнение «Мое настроение» (подбор разноцветных лепестков)
    Цель: создание позитивного настроения, умения детей передавать его, создание комфортной атмосферы.
    Психолог предлагает детям взять лепестков для совместной большого цветка и сказать какого цвета и почему выбрал лепестки (на что похож)
    11. Прощание: Каждый взгляд, каждое слово имеет значение, попрощаемся с вами – До свидания! (Дети в кругу прощаются ладошками)

    «Жизнь дана на добрые дела»

    План-конспект занятия по старший дошкольный возраст

    Цель:

    Способствовать формированию понятия «доброта», через развитие в ребёнке желания и умения творчески мыслить, анализировать окружающий мир, изучая себя с позиции добра, справедливости, любви.

    Задачи:

      Учить воспитанников выражать свои мысли о добрых поступках.

      Формировать умение работать в коллективе, выражать свое мнение, рассуждать.

      Способствовать формированию творческого воображения.

      Вызвать у детей желание совершать добрые поступки, помогать другим.

    Оборудование и материалы: мольберт с контуром в виде сердца; большая плотная звезда, разрезанная на 3 части, со словами «улыбка», «поступок», «спасибо», проектор, экран, ноутбук, стол для рисования, краски, кисточки, стаканы с водой, бумага в форме звездочек; разноцветные блестящие звездочки, на которых написаны слова «улыбка», «поступок», «спасибо», «забота», «друг», «внимание», «красота» и т. п.

    Ход мероприятия

    Приветствие « Всем доброе утро».

    Дети сидят в кругу.

    Педагог: Ребята, как вы думаете, какому человеку легче жить на белом свете – доброму или злому?».

    Ответы детей

    Педагог: послушайте стихотворение:

    Быть легче добрым или злым?

    Наверно, легче злым.

    Быть добрым – значит отдавать

    Тепло свое другим.

    Быть добрым – значит понимать

    И близких, и чужих

    И радости порой не знать,

    Заботясь о других.

    Конечно, доброму трудней,

    И все же посмотри:

    Как много у него друзей!

    А злой всегда один...

    (Л. Полякова)

    Педагог: А как вы думаете, что такое «добро», «доброта»?

    Ответы детей.

    Педагог: Знаете, а добро бывает разное. Одно добро – это сокровища: книги, картины, игрушки, драгоценности. Такое добро можно увидеть и даже руками потрогать. Другое добро можно услышать – это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Как вы думаете, что это за добро?

    Ответы детей.

    Педагог: Каждый человек должен иметь доброе сердце, добрую душу, уметь говорить добрые слова, чтобы всем помогать, жалеть тех, кто попал в беду, и, конечно, всех любить. Ребята, посмотрите, что у меня в руках!

    (Под музыку воспитатель достает красивый ларец)

    Педагог: Это добрая волшебница подарила нам ларец с дарами доброты. Как вы думаете, что там может лежать?

    Дети: Игрушки, книжки, другие подарки…

    Педагог: Ребята, а что может быть добрым у человека?.

    Дети: Добрые глаза, добрая улыбка, доброе рукопожатие, добрый взгляд…

    Педагог: Правильно, именно такие дары там и лежат. Но посмотрим на них мы потом. Неслучайно добрая волшебница подарила этот ларец именно сейчас, когда все люди живут в ожидании Нового года и Рождества. В это время всё словно превращается в добрую сказку, а сегодня ночью был сказочный звездопад, и одна из звездочек упала недалеко от нас. Об этой звёздочке я сейчас расскажу.

    Флештренинг сказка «Звёздная девочка» (А. Лопатина, М. Скребцова))

    «Тысячу лет назад раз в год на землю прилетала небесная звезда и превращалась в маленькую звездную девочку. С котомкой за плечами, в которой она несла небесные искорки, девочка отправлялась в путешествие по разным странам и городам. Она была такой крохотной и незаметной, что многие не обращали на нее никакого внимания. Но она, ни на кого не обижалась и любым, даже самым злым людям, дарила небесные искорки. По дороге с ней случалось много удивительного. Когда в ее котомке не оставалось ни одной искорки, она незаметно исчезала, чтобы через год прилететь опять. Каждый, получивший в подарок небесную искорку, становился самым счастливым человеком на земле, потому что исполнялись самые лучшие мечты его детства. Время от времени он тоже отправлялся в путешествие по разным городам и странам и всем на своем пути рассказывал о встрече с маленькой звездной девочкой. Тогда в сердцах этих людей тоже зажигались небесные искорки».

    Педагог: Ребята, как вы думаете, а что это были за подарки, которые так щедро звёздная девочка раздавала людям?

    Дети: Наверно, это были доброта, радость, любовь…

    Педагог:. Отлично, ребята. Одна звезда от звёздной девочки упала недалеко от нас. Но, к сожалению, она была такая хрупкая, что рассыпалась. Посмотрите на эти частички, давайте соберем их вместе и посмотрим, что получится.

    (Дети переходят к коврику и собирают рассыпанные частички, на них написаны слова)

    Педагог: Давайте прочитаем, что здесь написано.

    Дети (читают): «Спа-си-бо», «пос-ту-пок», «у-лыб-ка».

    Педагог: Как вы думаете, почему звездочка подарила нам эти слова, что они означают?

    (Дети разделились на 3 группы, по количеству частичек, и обсуждают значение написанных слов, и какое отношение они имеют к слову «доброта»)

    Воспитатель. Давайте еще раз зачитаем слова и расскажем, что они означают.

    Дети 1-й группы: «Спа-си-бо». Добрые люди всегда говорят спасибо, за все благодарят, и вообще говорят больше добрых вежливых слов.

    Дети 2-й группы: «Пос-ту-пок». Чтобы быть добрым, надо не только говорить вежливые слова, но и совершать добрые поступки, дела.

    Дети 3-й группы: «У-лыб-ка». У доброго человека всегда доброе выражение лица, он часто улыбается и от этого другим становится лучше. Человек как бы светится изнутри.

    Педагог: А вы в жизни встречали добрых людей или совершали добрые поступки? Расскажите о них.

    (Дети приводят примеры из своей жизни. Например: Моя сестра добрая, потому что она каждый день играет со мной, делится игрушками. Моя мама добрая, она заботится о нас, ласкает и обнимает, когда плохо или просто так и т.п.)

    Педагог:. Как здорово, что нас окружают такие замечательные добрые люди.

    Физкультминутка (под музыку)

    Педагог: Встали в круг, взялись за руки. Представьте, что мы одна большая звезда. Сердце у звёздочки доброе, как оно может стучать? (Отбивание хлопками ритм биения сердца).

    Как звездочка может дышать? (На вдох – присели, на выдох – встали).

    Как она может сиять? (Поднять руки вверх и потрясти ими).

    Молодцы ребята.

    Педагог: Я предлагаю вам сейчас пройти к столам и самим нарисовать волшебные «звезды доброты». Но что нам для этого потребуется?

    Дети: Волшебные краски!

    Педагог: А где же мы их возьмем?

    Ответы детей

    Педагог: Конечно, ребята, мы добавим в них улыбок, доброты, радости, солнечного света и перемещаем. А я научу вас как можно быстро и необычно нарисовать наши волшебные «звезды доброты». Приступая к работе, думайте обо всём добром, что можете сделать друг для друга, для своих близких.

    Педагог: Листы бумаги сложить пополам, развернуть– капнуть краску разного или одно цвета на середину, друг под другом.

    (Дети выполняют работу под музыкальное сопровождение)

    Педагог: Ребята, вы подарили волшебный цвет своим звёздочкам, молодцы! Но теперь ее надо оживить. Давайте, прикрепим свою звёздочку к мольберту назовем добрые дела, которые мы можем сделать для своих друзей и близких.

    (Дети подходят к мольберту, говорят пожелания, вешают свои звёздочки на контур в форме сердца.

    Дети: Я буду слушаться свою бабушку, и она сможет играть со мной в куклы.

    А я буду помогать моей мамочке, чтобы она поменьше уставала.

    А я больше никогда не буду ссориться со своим братом и поделюсь с ним своими игрушками и т. п.

    Педагог: Какое красивое созвездие у нас получилось! Как мы его назовём?

    Дети: Доброе сердце!

    Педагог: Ребята, помните о ларце волшебницы с дарами доброты? И мы назвали, что там может находиться? Как вы думаете, мы сможем воспользоваться ее подарками? Что для этого надо сделать?

    Дети: Поможем волшебнице оживить её дары!

    Педагог: Что для этого нужно?

    Дети: Просто улыбнуться друг другу.

    Подарить друг другу добрый взгляд

    Сказать доброе слово.

    Помочь тому, кто в этом нуждается и ничего не ждать взамен и т. п.

    Педагог: Оказывается, совсем нетрудно быть добрым. Доброта это качество, без которого мир не может существовать. Давайте никогда не будем забывать добрые и вежливые слова. Будем чаще говорить их друг другу. Говорить ласково, нежно, негромко, глядя в глаза человеку и улыбаясь, потому что от улыбки хмурый день становится светлей.

    (Под музыку дети открывают ларец, а в нём подарок от звёздной девочки – разноцветные блестящие звездочки, на которых написаны слова «улыбка», «поступок», «спасибо», «забота», «друг», «внимание», «красота» и т. п.)

    Педагог: Я желаю вам, ребята, чтобы вы тоже в сердцах людей зажигали искорки доброты. А дома я предлагаю нарисовать «Солнце доброты», у которого должно быть столько лучей, сколько добрых поступков разных людей вы вспомните. А потом принесете в группу ваши рисунки и расскажите о своем «Солнце доброты».

    Как научиться доброте?

    Ответ простой – она везде:

    В улыбке доброй и в рассвете,

    В мечте и в ласковом привете.

    По всей земле добра частицы,

    Их надо замечать учиться

    И в сердце собирать своем,

    Тогда не будет злобы в нем.

    (А. Лопатина, М. Скребцова)

    Морозова Татьяна Николаевна

    Должность: педагог-психолог.

    Конспект психологического занятия

    «Учимся справляться с трудностями».

    Цель занятия : решение вопросов, связанных с психологической неготовностью к учебной деятельности (научить детей справляться с трудностями, используя ихсобственные возможности: знания, творчество, умение сотрудничать, силу воли) .

    Задачи:

      Создание чувства группового единения, создание положительного эмоционального настроя на учебную деятельность.

      Формирование мотивации на преодоление трудностей.

      Формирование "механизма самопомощи", умения анализировать, делать выводы.

      Развитие коммуникативных навыков: умения договариваться друг с другом, умения слушать и вступать в диалог, умения обратиться за помощью и отвечать на "неудобные" вопросы.

    Контингент: 1 класс (6 человек с признаками дезадаптации).

    Продолжительность занятия: 35 минут.

    Оборудование : музыкальное сопровождение, пластилин, набор картинок, проектор.

    Используемые педагогические технологии : проблемно - диалогическое обучение, сюжетная игра, элементы арт-терапии, ИКТ.

    Универсальные учебные действия:

      Личностные универсальные учебные действия:

      -навыки конструктивного взаимодействия ,

      -адекватное реагирование на трудности (используем задания арт-терапии на создание друга котенка Саши).

      Познавательные универсальные учебные действия:

      Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (задания, в которых ребенок предлагает и выбирает варианты способов решения сложных ситуаций).

      Регулятивные универсальные учебные действия:

      - способность к волевому усилию , к выбору в трудных ситуациях и преодолению препятствий (принятие решения к действию, прохождение испытаний).

      Коммуникативные универсальные учебные действия :

      Умение обратиться за помощью, вести диалог, отвечать на вопросы (групповая дискуссия, совместный анализ истории, побуждающий диалог).

    Основные методы и технологии развития УУД, используемые в рамках занятия:

    Методы:

      сказкотерапия: разрешение трудностей в обучении, посмотреть на себя со стороны, разрешение проблем общения, "проживание ситуации";

      дискуссионные методы (побуждающий диалог, подводящий диалог, групповая дискуссия, анализ конкретной ситуации);

      игровые методы ( элементы арт-терапии (создание друга котенка Саши), сюжетно-ролевая игра.

    Технологии:

      проблемно-диалогическое обучение – деятельностный подход в обучении (поиск решения в ходе подгрупповой работы детей и необходимости находить разные варианты выхода из трудных ситуаций).

      использование ИКТ (проектор).

      игровые технологии (творческая сюжетно-ролевая игра).

    Ход занятия

    Этап

    занятия

    Деятельность

    педагога

    Деятельность учащихся

    Организационная

    Часть

    2 мин

    Здравствуйте, ребята! Я рад вас видеть. Сегодня у нас гости, поздороваемся с ними: «скажем все вместе здравствуйте.»

    Я предлагаю встать в круг и поприветствовать друг друга необычным способом: ладошками. Передадим друг другу хорошее настроение по кругу.

    Приветствуют гостей.

    Приветствуют друг друга

    Сообщение

    темы занятия, мотивация.

    Спасибо!Ребята, сегодня у нас с вами будет необычное занятие, к нам на занятие пришел котенок Саша (показывает котенка -мягкую игрушку) . Вместе с котенком Сашей мы будем решать трудные задачи.

    Вы готовы помочь сказочным жителям?

    Давайте сядем все на ковер вокруг меня.

    Дети отвечают

    Все садятся в круг

    Основная часть:

    1.Постановка проблемной ситуации

    Итак, ребята, для начала мы с вами послушаем историю про котенка Сашу. Вы слушайте внимательно и стараетесь найти ситуации, в которых Саше было трудно, и как он эти трудности решил? Готовы?

    .«История про котенка Сашу» (приложение)

    Дети отвечают

    Внимательно слушают

    2.Обсуждение истории про котенка Сашу

    Понравилась вам сказка?

    Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?

    С чего все начиналось в этой истории?

    Что после с ним случилось? Кто помог Саше?

    Какие трудности встретились котенку Саше?

    Какие "подсказки" помогли котенку Саше справиться с трудностями?"

    А теперь давайте все дружно их проговорим.

    Дети отвечают.

    Дети отвечают - котенок Саша.

    Дети отвечают - вырос Саша и пошел искать знание.

    Дети отвечают - встретил бабушку, и она ему помогла.

    Называютгоры «Трудно», «Скучно», «Неудача».

    Дети отвечают:

    1.«Если трудно - смелей и старайся сильней!»

    2.«Работу ты закончи поскорей, чтобы со скукой справиться быстрей

    3.«Коль ошибка приключиться, буду я на ней учиться, буду я на ней учиться, да не расстраиваться» .

    3.Установление причинно-следственной связи (работа с последовательностью картинок)

    Взаимопроверка

    Ребята, вы молодцы. Теперь давайте пересядем за столы.

    Перед вами лежат карточки, внимательно посмотрите на них и выложите карточки в правильном порядке, что за чем происходило.

    А теперь проверьте у соседа, насколько правильно он выполнил это задание.

    Ребята проверяют друг у друга правильность выполненного задания. После этого на экране высвечивается правильный порядок раскладки.

    - Какая была первая трудность? Как с ней справился котенок Саша?

    Какая была вторая трудность? Как с ней справился котенок?

    И третья трудность, с которой встретился Саша называется?

    Как он решил её?

    Как вы думаете, а мы можем пользоваться данными подсказками в своей жизни и когда?

    Например, Во время учебы, когда скучно на уроке, было у вас такое?

    Когда не получается правильно написать букву, решить пример.

    Дети пересаживаются.

    Дети выкладывают карточки в правильном порядке с учетом причинно-следственных связей.

    Проверяют друг друга

    Сравнивают правильный ответ на презентации

    Дети отвечают:1 гора « Трудно» .

    Подсказка «Если трудно - смелей и старайся сильней»

    2гора «Скучно»

    подсказка «Работу ты закончи поскорей, чтобы со скукой справиться быстрей

    3гора «Неудача».

    Подсказка «Коль ошибка приключиться, буду я на ней учиться, буду я на ней учиться, да не расстраиваться»

    Приводят примеры.

    Физминутка

    Цель: снятие психическогонапряжения с помощью танца

    «Кис-кис»

    Ребята, мы хорошо поработали, и котенок Саша предлагает нам отдохнуть. Встанем в круг. Я буду вам показывать упражнения, а вы все дружно за мнойбудете повторять либо придумывать свои движения.

    (презентация с физминуткой).

    Молодцы, ребята!

    Делают физминутку

    4.Ситуация "Школьные трудности"

    Молодцы, вы верно отвечали, но пока наш Саша путешествовал в поисках знания, все его друзья разучились учиться. Им было скучно сидеть на занятиях, трудно решать примеры и задачи, которые давал учитель, и после каждой неудачи они не хотели идти в школу.

    Как вы думаете, что Саша посоветовал бысвоим друзьям?

    Как бы вы справлялись с ними?

    Плакали?

    Прятались под парту?

    Сами пытались справиться?

    Просили помощи у друга? У учительницы?

    Как можно попросить помощи? Какие знаете волшебные слова?

    - "У кого еще можно попросить помощи?"

    Что мы можем посоветовать друзьям Саши?

    Как вы считаете, помогли мы друзьям котенка Саши справиться со своими трудностями?

    В жизни каждого человека бывают трудности. И силы для разрешения трудной ситуации надо искать не только в самом себе, но и уметь обратиться за помощью к другим (другу, родителям, учителю).

    Ребята, запомните важное правило: "Ищи силы для разрешения трудной ситуации не только в самом себе, но и у людей, которые находятся рядом с тобой, ты их обязательно найдешь и ты наверняка победишь трудности"

    Отвечают

    Отвечают

    Высказывают свои мнения

    Отвечают

    Отвечают

    Отвечают

    Отвечают

    Отвечают ( с помощью «волшебных» слов ).

    Отвечают (У друзей, у родителей, у учителя)

    Дают свои ответы

    Отвечают

    5.АРТ-терапия «Лепка»

    Цель: снятие мышечного напряжения, профилактика тревожности.

    А сейчас я предлагаю вам слепить друзей котенка Саши, чтобы, когда возникнут трудности, мы могли вспомнить, как их разрешал котенок Саша со своими друзьями.

    Если вам нужна будет помощь, я раздам вам схемы, по которым легче будет лепить друга.

    Молодцы! Давайте, соберём всех друзей около нашего котенка и покажем их ему. Вот какие друзья получились у нашего котенка!

    Чему они сегодня научились?

    И они говорят вам спасибо, ребята.

    Дети лепят друзей котенка Саши

    Отвечают чему научились друзья котенка Саши

    Итоговая часть:

    рефлексия.

    Ребята, предлагаю вам встать в круг.

    Кто был нашим помощником?

    Вам понравилось помогать котенку Саше?

    Что нового вы узнали на занятии? Чему мы сегодня научились?

    А пригодится нам это в жизни?

    Ребята, давайте похлопаем друг другу.

    На этом наше сегодняшнее занятие заканчивается.

    Всем спасибо за занятие!

    Становятся в круг

    Отвечают (Котенок Саша)

    Отвечают (умение справляться с трудностями)

    Дети отвечают

    Хлопают друг другу за работу.

    Приложение 1

    История: «Сказка о котенке Саше».

    Жил-был на белом свете котенок Саша. И был он самым обычным котенком: любил играть, смотреть мультики и не любил убирать игрушки. И он постепенно рос, умнел и вырос таким умным, что захотелось ему узнать: почему дует ветер, как работает телефон и куда ложится спать солнышко. И решил Саша уйти, чтобы побродить по белу свету и поискать Знание.

    Шёл по полям, по лесам и дошел он до избушки на курьих ножках. Встретила его там бабуля - то ли Яга, а то ли и не Яга. Указала она ему путь-дорогу к Знанию, да еще и о трудностях этого пути предупредила:

    Начало у этой дороги гладкое, ровное и праздничное: оно усыпано цветами и подарками. Вступаешь на нее и не подозреваешь, что скоро начнутся скалистые, снеговые горы, карабкаясь на которые, придется напрягать все силы. Гор тех много, но есть среди них три самые главные, самые крутые.

    Первая гора называется «Трудно». И действительно, очень трудно по ней подниматься - даже хочется все бросить, трудно настолько же, насколько тяжело писать буквы или же учиться читать. И кажется, что ничего не получится. Но вот тебе на этот случай моя подсказка: « Если трудно - смелей и старайся сильней!» Повторяй ее шепотом, и тогда одолеешь ты эту гору, и научишься справляться с трудностями.

    Вторая гора называется «Скучно». И вроде бы легко по ней подниматься, но так же скучно, как, например, буквы в строчку аккуратно писать. И так хочется все бросить, вскочить с места, убежать и поиграть с кем-нибудь. Но ты не бросай, а выучи мою подсказку: «Работу ты закончи поскорей, чтобы со скук ой справиться быстрей ». И тогда научишься ты справляться со скукой и найдешь третью самую крутую гору.

    Третья гора называется «Неудача». Очень тяжело по ней подниматься и больно падать. Вроде бы и получается все, но постоянно какие-то ошибки в пути так и вылезают, и неверные тропы сами собой выбираются. И все вокруг - даже ветры - ругают тебя за эти ошибки. И деревья по сторонам тропы будто бы в «двойки» оборачиваются и все пришептывают: «Поделом тебе за ошибки твои». Но ты заучи мою подсказку: « Коль ошибка приключится, буду я на ней учиться». И тогда преодолеешь ты и эту гору и станешь Ученым котом, котом -пятерочником.

    Поблагодарил котенок добрую бабушку и уверенно зашагал по дороге к Знанию и Мудрости. Знал он теперь, что путь ему предстоит долгий и не всегда легкий. Но он обязательно пройдет его до конца и поможет другим зверятам и всем ребятам, которых встретит на пути. И будет ему жить тогда радостно и интересно, потому что очень интересно много знать и очень радостно знать, как помогать людям.



    Публикации по теме