Досрочные пенсии и специальная оценка условий труда. Досрочный выход на пенсию и специальная оценка условий труда

Порядок обоснования компенсаций медицинским работникам «за вредность» существенно изменился с момента вступления в силу с 1 января 2014г. Федерального закона № 426 «О специальной оценке условий труда» и Федерального закона № 421 «О внесении изменений в некоторые законодательный акты РФ в связи с вступлением в силу ФЗ-426 «О специальной оценке условий труда»» (данный закон внес изменения в Трудовой Кодекс РФ в части обоснования предоставления компенсаций). Данные изменения до сих пор вызывают изрядную путаницу в порядке применения нормативных документов и в порядке обоснования компенсаций, что наиболее наглядно проявилось в организациях здравоохранения.

Новые подходы применяются для медицинских организаций всех форм собственности, но наиболее актуальны для бюджетных организаций, потому что непосредственно связаны с подтверждением целевого расходования бюджетных средств на компенсации работникам.

Существующее до настоящего времени понятие «компенсации за вредность» не являются юридически корректными и не могут применяться в официальных документах организации, тем более в бухгалтерской документации.

Руководителям медицинских организаций, главным бухгалтерам, профсоюзам, самим работникам следует различать, что в настоящее время существуют разные системы компенсаций и стимулирования в отрасли, которые работодатель обязан предоставлять работникам. Это: компенсации за работу во вредных условиях труда («за вредность») и компенсации, не связанные с условиями труда (за принадлежность к медицине, за характер выполняемых работ, за «специфику», за принадлежность к некоторым отраслевым «спискам», стимулирующие). В отличие от аттестации рабочих мест по условиям труда, когда в картах АРМ могло указываться любое из перечисленных оснований для подтверждения прав работников на компенсации, в картах специальной оценки условий труда (далее - СОУТ) теперь могут указываться только основания, связанные с фактически подтвержденными вредными условиями труда. В связи с распространенным вольным толкованием данного положения законодательства о специальной оценке условий труда, во 2-м квартале 2015г. планируется внесение соответствующих конкретизирующих изменений формулировок в ФЗ-426.

Компенсации «за вредность» являются в своем роде «дополнением» к другим компенсациям, которые предусмотрены медикам за сам факт работы в медицинских учреждениях, в медицинских должностях, выполняющими отдельные виды медицинских работ.

Так какие компенсации могут быть подтверждены в картах СОУТ на рабочих местах?

Трудовым Кодексом РФ предусмотрены следующие компенсации за работу во вредных или опасных условиях труда:

  1. Доплаты к окладу в размере не менее 4% должностного оклада (статья 147).
  2. Дополнительный оплачиваемый отпуск не менее 7 календарных дней (статья 117).
  3. Сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю (статья 92).

Данные компенсации устанавливаются только по результатам СОУТ или действующей (не более 5 лет с момента завершения) аттестации рабочих мест по условиям труда, которые подтверждают (не подтверждают) наличие на конкретном рабочем месте (независимо от наименования организации, подразделения, должности) вредных или опасных условий труда. Подтверждение вредных условий труда возможно только по результатам проведения инструментальных измерений факторов рабочей среды и трудового процесса. При этом следует учитывать, что:

Допустимыми (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами условий труда (с учетом времени воздействия) . Данные условия труда являются безвредными, даже если на рабочем месте присутствует вредный фактор. Компенсации за них не предоставляются.

Вредными (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами условий труда (с учетом времени воздействия) .

Поэтому основной принцип реформирования системы предоставления компенсаций заключается в следующем: работодатель обязан предоставлять работнику компенсации только при подтверждении на конкретном рабочем месте вредных условий труда (3-й класс) с учетом новой редакции указанных статей ТК РФ. Во всех других случаях (2-й класс) работодатель не обязан

предоставлять компенсации, но они могут устанавливаться как дополнительные (повышенные) по Колдоговору или по трудовому договору с конкретным работником:

1-й класс (оптимальные условия труда) - обязательные компенсации не установлены,

2-й класс (допустимые условия труда) - обязательные компенсации не установлены,

3-й класс (вредные условия труда):

3.1- обязательные компенсации: доплаты

3.2- обязательные компенсации: доплаты + дополнительный отпуск

3.3- обязательные компенсации: доплаты + дополнительный отпуск + сокращенная продолжительность рабочего времени

3.4- обязательные компенсации: доплаты + дополнительный отпуск + сокращенная продолжительность рабочего времени

4-й класс (опасные условия труда) - обязательные компенсации: доплаты + дополнительный отпуск + сокращенная продолжительность рабочего времени.

Конкретные размеры компенсаций работодатель устанавливает самостоятельно с учетом мнения выборного органа трудового коллектива после завершения СОУТ (приказ, изменения в Колдоговор, в трудовой договор). В картах СОУТ на рабочем месте не устанавливается фактическое предоставление (отмена, уменьшение) и размер компенсаций работникам, занятым на данном рабочем месте, а только подтверждается право работника на конкретные компенсации. Реализация данных прав - обязанность работодателя. Общий порядок предоставления (отмены, изменения) компенсаций регламентируется статьей 219 ТК РФ.

При этом согласно статьи 15 ФЗ-421 отменить или уменьшить размеры компенсаций можно только после проведения СОУТ, которая подтвердит, что условия труда улучшены и стали безвредными (2-й класс). До этого работодатель не имеет права отменять или уменьшать компенсации.

Положения Коллективного договора или трудового договора, предусматривающие предоставление компенсаций и их размеры, также являются обязательными к исполнению до тех пор, пока не будет подтверждено улучшение условий труда (2-й класс по результатам СОУТ) и не внесены соответствующие изменения в эти документы.

Доплаты.

Для медицинских работников в целях совершенствования оплаты труда применяются несколько видов увеличения оплаты труда:

  1. Компенсационные доплаты к окладу за:

- работу во вредных или опасных условиях труда (статья 147 ТК РФ),

Работу в местностях с особыми климатическими условиями,

За работы, выполняемые в условиях, отклоняющихся от нормальных (различной квалификации, совмещение, сверхурочные, «ночные» и т.д.),

За работу с государственной тайной,

Персонифицированная доплата.

3. Стимулирующие доплаты: за стаж, за качество, за интенсивность и т.п.

Только один из перечисленных видов выплат, а именно «Компенсационные доплаты за работу во вредных и опасных условиях труда», - устанавливается по результатам оценки условий труда (не ниже класса 3.1) и указывается (обосновывается право работников) в строке 040 карт СОУТ конкретного рабочего места.

Все другие виды выплат не зависят от условий труда и устанавливаются независимо от результатов оценки условий труда (приказ, Колдоговор, трудовой договор), поэтому в строке 040 карт СОУТ не указываются.

Дополнительный отпуск.

Дополнительный оплачиваемый отпуск медицинским работникам предоставляется на общих основаниях - согласно статьи 117 ТК РФ при установлении класса условий труда на конкретном рабочем месте по результатам СОУТ не ниже 3.2 (независимо от наименования организации, подразделения, должности).

Действовавший до этого отраслевой Список 298 (1974года), на основании которого все медицинские работники имели право на дополнительный отпуск (и получают его до сих пор) в размере 6, 12 рабочих дней (некоторые категории - 18, 30 и более рабочих дней), в настоящее время не применяется (является нелегитимным), так как не приведен в соответствие с новой редакцией ТК и противоречит ФЗ-421. В картах СОУТ дополнительный отпуск на основании данного Списка не подтверждается.

Существует еще один действующий нормативно-правовой акт, подтверждающий права некоторых категорий медицинский работников на дополнительный отпуск - это Постановление Правительства РФ от 6 июня 2013г. № 482 «О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников». Согласно этого документа дополнительный отпуск предоставляется медицинским работникам, участвующим в оказании психиатрической помощи, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, по перечню согласно приложения.

Данное право работников на компенсацию также не связано с результатами оценки условий труда (3-м классом), а зависит только от «специфики» деятельности включенных в перечень организаций и видов работ, поэтому в картах СОУТ дополнительный отпуск на основании этого документа также не подтверждается.

Постановление № 482 действующее, может применяться, но при этом следует учитывать, что медицинским работникам, которым установлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по другим основаниям (СОУТ), отпуск предоставляется по одному из оснований. Это означает, что если работнику устанавливается дополнительный отпуск в зависимости от результатов СОУТ (за класс условий не ниже 3.2), то постановление № 482 не применяется. А если компенсация устанавливается согласно этого постановления, то результаты оценки условий труда (класс) не учитываются.

Так что, работодатель в данном случае имеет «право выбора».

Следует иметь в виду, что помимо перечисленных, существует несколько оснований для предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска, они предусмотрены статьей 116 ТК РФ, это: за особый характер работы (постановление № 482), за ненормированный рабочий день, «северный» и др. Все они устанавливаются работодателем самостоятельно в зависимости от финансовых возможностей (приказ, Колдоговор, трудовой договор) с учетом мнения выборного органа трудового коллектива, и не зависят от условий труда.

В строке 040 карт СОУТ конкретных рабочих мест подтверждается право на дополнительный оплачиваемый отпуск только по одному основанию - класс условий труда не ниже 3.2 по результатам СОУТ данного рабочего места (независимо от наименования организации, должности, выполняемых работ).

Сокращенная продолжительность рабочего времени.

Сокращенная продолжительность рабочего времени (менее 40 часов в неделю) медицинским работникам предоставляется также как и предыдущие рассмотренные компенсации - по 2-м основаниям.

В картах СОУТ подтверждается право работника, занятого на конкретном оцениваемом рабочем месте, если подтверждаются вредные условия труда (не ниже класса 3.3.).

Все другие основания не зависят от условий труда и «сокращенка» в этих случаях устанавливается на основании статьи 350 Трудового Кодекса «Некоторые особенности регулирования труда медицинских работников» приказом, Колдоговором, трудовым договором. Это:

Продолжительность рабочего времени не более 39 часов, если работник является именно «Медицинским работником» согласно Номенклатуре должностей,

Продолжительность рабочего времени менее 39 часов в неделю, если наименование организации, должности, вид работ предусмотрен в Перечнях, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2003г. № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности».

Обоснование прав работников на сокращенную продолжительность рабочего времени по этим документам, а также за работу женщин «на селе», за «северные», подлежит обязательному применению, но не указывается в картах СОУТ.

Некоторые другие вопросы «льгот» для медиков.

Льготные пенсии медицинским работникам предоставляются по 2-м основаниям:

  1. Пенсия «за выслугу лет». Данная пенсия предусмотрена Федеральным законом № 400 «О страховой пенсии в РФ», статья 30, п.1, п/п 20. Права на данные пенсии, а также льготный пенсионный стаж в данном случае не зависят от занятости работника во вредных условиях труда и устанавливаются в зависимости от наличия наименования организации, должности в списках, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.10.2002г. № 781. Пенсия по этому основанию не подтверждается в картах СОУТ рабочего места.
  2. Пенсия «за вредность». Именно такая льготная пенсия - за работу во вредных условиях труда - подтверждается в картах СОУТ и она зависит от выполнения 2-х основных условий:

Наличия наименования организации, должности, работ в пенсионных Списках № 1 и № 2 (рентгенологи, фтизиатры, психиатры и др.),

Подтверждения по результатам СОУТ класса условий труда не ниже 3.1 (независимо от какого именно вредного фактора).

Только в таком случае право работника на льготную пенсию по Спискам может быть подтверждено. При этом в льготный пенсионный стаж включаются периоды занятости не менее 80% смены в данных - вредных- условиях труда. Учет такого времени должен вести работодатель, в картах СОУТ это не отражается, так как СОУТ проводится не реже 1 раза в 5 лет и не может вести детальный учет рабочего времени за такой период.

Именно за такие - «вредные» - рабочие места работодатель обязан платить в Пенсионный Фонд РФ дополнительные взносы для формирования льготных пенсий своих работников («вредников»).

Обеспечение работников молоком или другими равноценными пищевыми продуктами.

В картах СОУТ подтверждается право работника на данную компенсацию только при наличии 3-х обязательных условий:

  1. Наличие вредного фактора в Перечне, утвержденном приказом МЗСР РФ от 16.02.2009г. № 45н.
  2. Наличие превышения данного фактора над гигиеническими нормативами (ПДК) по результатам СОУТ, в том числе по патогенным микроорганизмам в воздухе рабочей зоны и по ионизирующему излучение (проведение измерений, подтверждающих превышение - обязательно).
  3. Работа в данных условиях не менее половины смены.

Таким образом, проблемы обоснования и реализации прав медицинских работников на компенсации за работу во вредных условиях труда в настоящее время напрямую связаны с двумя основополагающими моментами. Это, во-первых, - знание законодательства Российской Федерации в сфере охраны труда, которое претерпело крупномасштабные изменения в связи с введением в действие специальной оценки условий труда. И второе - с вопросом подтверждения реально существующих (не по Спискам, не потому, что «так было раньше» или «так кажется») вредных условий труда на каждом отдельно взятом рабочем месте.

Навигация по статье

Работа в указанных производствах сопровождается наличием вредных условий труда , что связано с особой опасностью, повышенной тяжестью, наличием травматизма и других факторов (загазованность, радиационный фон, уровень шума, освещение и др.), которые могут привести к профессиональным заболеваниям, полной или частичной потере трудоспособности.

Список № 1 льготных профессий для досрочной пенсии

Списком № 1 (в повседневной жизни «первая сетка») определены производства и профессии для досрочного назначения пенсии по возрасту лицам, работавшим с вредными и опасными условиями труда - в горячих цехах, на подземных работах . В утвержденном перечне предусмотрены профессии по 24 видам производств:

  • металлообработка;
  • металлургическое производство;
  • химическое производство;
  • транспорт;
  • атомная энергетика и промышленность;
  • горные работы и т.д.

Полный перечень профессий, которые относятся к Списку 1, представлен в документе по .

Стаж работы по профессии, предусмотренной Списком 1, после 1 января 2013 г., засчитывается в спецстаж, если работодатель производит отчисление страховых взносов в ПФР .

Список № 2 производств, профессий и должностей

Списком № 2 (или «вторая сетка») определены профессии для досрочного назначения пенсии по возрасту лицам, работавшим с тяжелыми условиями труда . Такие профессии предусмотрены в 34 видах производств, например, в:

  • химическом;
  • электротехническом;
  • деревообрабатывающем;
  • полиграфическом и кинокопировальном;
  • стекольном и так далее.

С полным перечнем профессий и производств, которые относятся к Списку 2 для льготной пенсии, можно ознакомиться в документе по .

Стаж работы в профессии, предусмотренной Списком 2, после 1 января 2013 года, засчитывается в специальный (льготный), если работодатель отчисляет страховые взносы в ПФР .

Выход на пенсию по списку 1 и 2 (при полном и неполном льготном стаже)

Для назначения досрочной страховой пенсии по старости работникам по Спискам 1 и 2 законодательно определены три основных условия :

  • достижение установленного пенсионного возраста выхода на пенсию;
  • наличие полного страхового стажа;
  • продолжительность специального (льготного) стажа.

Условия досрочного выхода на пенсию по возрасту для мужчин и женщин в соответствии со Списками № 1 и № 2 приведены в таблице:

Условие назначения Мужчины Женщины
По Списку № 1
Пенсионный возраст 50 лет 45 лет
Общий страховой стаж не менее 20 лет не менее 15 лет
Специальный стаж* 10 лет 7,5 лет
По Списку № 2
Пенсионный возраст 55 лет 50 лет
Общий страховой стаж не менее 25 лет не менее 20 лет
Специальный стаж * 12,5 лет 10 лет
* Если указанные лица проработали на опасных и вредных (по Списку № 1) или на тяжелых работах (по Списку № 2) не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового (общего) стажа, досрочная пенсия им будет назначаться с уменьшением пенсионного возраста:
Снижение возраста по Списку № 1 на один год за каждый полный год льготной работы
Снижение возраста по Списку № 2 на один год за каждые 2,5 года льготной работы на один год за каждые 2 года льготной работы

Обязательным условием для досрочной пенсии является наличие не менее 30 (ИПК).

Мужчина имеет 4 года стажа по Списку № 1, 9 лет по Списку № 2 и 26 лет общего страхового стажа. Право для выхода на пенсию по старости по Списку № 1 у него отсутствует. При наличии «чистого» стажа по Списку № 2 (9 лет) право на пенсию возникает в 57 лет. При сложении с периодами работы по Списку № 2 периодов работы Списка № 1 получается льготный стаж, равный 13 годам. Это дает право выхода на пенсию в 55 лет.

Малый список льготных профессий для досрочной пенсии

Порядок проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) законодательно закреплен Законом № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О специальной оценке условий труда» .

Оценка производится работодателем вместе с привлекаемой специализированной организацией. В созданной комиссии для проведения оценки должны быть непосредственно задействованы специалисты отдела или службы по охране труда.

  • На рабочие места с не выявленными вредными или опасными факторами работодатель подает декларацию соответствия условий труда нормативным требованиям в трудовую инспекцию.
  • Рабочие места, на которых были выявлены опасные факторы, распределяются по соответствующим классам (подклассам) вредности :
    • оптимальные;
    • допустимые;
    • вредные;
    • опасные.

Дополнительные взносы в ПФР за вредные условия труда в 2019 году

Периоды работы по спискам после 1 января 2013 года засчитываются в специальный стаж при соблюдении условий:

  • соответствия класса условий труда на рабочих местах, установленным нормативам по результатам
  • уплаты работодателем страховых взносов по ОПС по дополнительным тарифам, установленным статьей 33.2 закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ.

Тариф доп. взноса определяется в зависимости от класса вредности, установленного в результате спец. оценки. Если работодатель не проводил оценку условий труда, то он будет уплачивать по стандартным тарифам (в 2015 г. они были увеличены):

Расчет размера пенсии по вредности в 2019 году

Подать заявление о назначении пенсии можно через интернет , воспользовавшись «Личным кабинетом гражданина» на официальном сайте ПФР.

Заявление будет рассмотрено в течение 10 дней со дня его приема. Пенсия будет назначена со дня обращения, но не ранее даты возникновения права на нее . Ранее даты обращения назначат лишь в том случае, если обращение последовало в течение 30 дней с даты увольнения с работы - в таком случае выплаты назначат со дня, следующего после увольнения.

Какие документы нужны для оформления

При подаче заявления в ПФР гражданину необходимо предоставить следующие документы :

  1. Паспорт.
  2. Документы, подтверждающий право на досрочное страховое обеспечение. Кроме трудовой книжки используются справки , уточняющие особый характер работы, выданные работодателем в соответствии с действующим законодательством - это могут карточки учета фактически отработанного времени на льготных производствах и так далее.
  3. Дополнительные документы при необходимости (архивные справки, договора, свидетельства о рождении детей, документ об образовании, для мужчин военный билет и т.п.).
  • Надо ли выплачивать компенсацию за неиспользованный отпуск работнику, выполняющему обязанности отсутствующего сотрудника?
  • Как оформляется денежная компенсация?
  • Положена ли выплата компенсации работнику, уволенному по соглашению сторон?
  • Попадает ли врач-терапевт или врач-невропатолог, работающий в психоневрологическом интернате, под постановление Правительства РФ от 06.06.2013 № 482?
  • Что делать, если в новом положении отсутствует надбавка за уборку туалета?

Вопрос

Вопрос касается специальной оценки условий труда. У нас есть должность электрогазосварщик, которая предполагала досрочный выход на пенсию согласно аттестации рабочих мест. Далее мы провели СОУТ. В сводной ведомости результатов проведения специальной оценки условий труда в графе льготное пенсионное обеспечение стоит нет. Необходимо работодателю перечислять дополнительные страховые взносы в пенсионный фонд? И у сотрудника с момента действия резутьтатов СОУТ не возникает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости?

Ответ

Ответ на вопрос:

У сотрудника с момента действия результатов СОУТ не возникает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

В общем порядке возможность выйти на льготную пенсию появляется у гражданина при одновременном выполнении следующих условий:

  • достижение определенного возраста;
  • наличие установленного ;
  • наличие величины в размере не менее 30;
  • наличие необходимого стажа на соответствующих видах работ.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ситуация: Положена ли сотруднику льготная пенсия и иные компенсации, если его должность входит в перечень профессий с вредными условиями труда. По результатам специальной оценки условий труда вредные условия труда на рабочем месте сотрудника не выявлены

Нет, такому сотруднику не положена и за вредность.

Перечень профессий и должностей, работа в которых дает право на досрочную пенсию, приведен в . Время работы сотрудника по таким профессиям и должностям можно включить в стаж для назначения льготной пенсии, только если на его рабочем месте выявлен вредный или опасный по результатам . Поэтому если рабочему месту сотрудника не присвоен вредный или опасный класс, то и право на льготную пенсию он утрачивает. Это следует из статьи 27 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, статьи 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

Право на получение также зависит от наличия вредных или опасных условий труда на рабочем месте сотрудника. Поэтому если по результатам специальной оценки условия труда сотрудника не признаны вредными или опасными, то он право на , в частности: оплату труда в повышенном размере, дополнительный отпуск, выдачу молока, лечебно-профилактического питания и т. п. Это следует из статей , Трудового кодекса РФ и Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Таким образом, чтобы предоставить сотруднику, работающему по , и , нужно, чтобы условия его труда были признаны вредными или опасными по результатам

03.06.2015 4:54:00

Переход к специальной оценке условий труда (далее - СОУТ), осуществляемой на базе Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон № 426-ФЗ), а также принципиальные нова-ции, внесенные Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Россий-ской Федерации в связи с принятием Феде-рального закона "О специальной оценке ус-ловий труда”» (далее - Закон № 421-ФЗ) в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ), Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пен-сионном страховании в Российской Федера-ции» и другие законодательные акты, оз-начают окончательный отказ от старой «списочной» модели установления компен-саций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда (сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск, бесплатное пита-ние, дополнительные выплаты, досрочный выход на пенсию) и внедрение рыночного механизма защиты здоровья работника на основе оценки реальных профессиональных рисков на конкретных рабочих местах и определения класса условий труда.

Установление компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда означает отход от административно-распределительной «списочной» системы и переход к рыночным механизмам защиты здоровья работников.

Олег КОСЫРЕВ ,

Президент Межрегиональной Ассоциации
содействия обеспечению безопасных
условий труда «ЭТАЛОН»


ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЛАССОВ УСЛОВИЙ ТРУДА

СОУТ проводится по единой процедуре, предусмотренной Законом № 426-ФЗ, на всех рабочих местах, за исключением рабочих мест:

  • надомников;
  • дистанционных работников;
  • работников, вступивших в трудовые от-ношения с работодателями - физически-ми лицами, не являющимися индивиду-альными предпринимателями (п. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).


СОУТ является комплексом последова-тельно выполняемых мероприятий по иден-тификации вредных и опасных факторов на основе Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов (да-лее - Классификатор) и оценке их воздей-ствия на организм работника с помощью инструментальных измерений и сравнения полученных значений с нормативами соглас-но Методике проведения специальной оценки условий труда (далее - Методика). Указанные Классификатор и Методика утверждены при-казом Минтруда России от 24.01.2014 г. № ЗЗн.

Если вредные и опасные факторы не вы-явлены, то в соответствии с п. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ работодатель вправе подать в территориальную государственную инспекцию труда декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Формирование и ведение единого федерального реестра таких деклараций обеспечивает Роструд.

Однако в соответствии с п. 6. ст. 10 Закона № 426-ФЗ не подлежат декларированию (т.е. обязательно проведение инструментальных исследований вредных и опасных факторов) следующие рабочие места:

  • работников, чьи профессии, должности, специальности включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  • в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными услови¬ями труда;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - АРМ) или СОУТ были установлены вредные и (или) опасные условия труда.



В статье 13 Закона № 426-ФЗ перечислены вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса, подлежащие исследованию (испытанию) и измерению при проведении СОУТ. Не вдаваясь в подробности, отметим, что по сравнению с руководством Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (утв. Роспот-ребнадзором 29 июля 2005 г.) (далее - Р 2.2.2006-05), на основе которого до 31 декабря 2013 г. проводилась АРМ, несколько сокращены показатели, связанные с напряженностью и тяжестью труда, изменена оцен-ка и классификация ряда других факторов производственной среды. Впервые на уровне Федерального закона установлена классификация условий труда (ст. 14 Закона № 426-ФЗ). Ранее она содержа-лась в Р 2.2.2006-05 - документе, который по своему юридическому статусу носил реко-мендательный (необязательный) характер.

Напомним, что в ходе АРМ оценивалось наличие сертифицированных средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) и их соот-ветствие отраслевым нормам бесплатной выдачи. Однако сам факт наличия (или от-сутствия) СИЗ не влиял на установление класса условий труда. Теперь п. 6 ст. 15 За-кона № 426-ФЗ позволяет снижать его в слу-чае применения работником эффективных сертифицированных СИЗ. Решение о сниже-нии класса (подкласса) условий труда на одну степень принимает комиссия по проведению СОУТ на основании заключения эксперта аккредитованной организации, проводившей такую оценку в соответствии с методикой, утверждаемой Минтрудом России. Снижение класса условий труда более чем на одну сте-пень в соответствии с п. 7 ст. 15 Закона № 426-ФЗ возможно по согласованию с территори-альным органом Роспотребнадзора.

Следует обратить внимание на ст. 5 За-кона № 426-ФЗ, в которой перечислены пра-ва и обязанности работника в связи с осу-ществлением СОУТ. Так, работник вправе:

  • присутствовать при проведении СОУТ на его рабочем месте;
  • обращаться с вопросами, предложения-ми, высказывать свое мнение работода-телю (или его представителю), эксперту организации, проводящей СОУТ.


Работник обязан ознакомиться (под под-пись) с результатами проведенной на его ра-бочем месте СОУТ. Однако подпись не озна-чает его согласия с итогами процедуры. Закон дает право работнику (а также профсоюзному органу) обжаловать результаты проведения СОУТ на его рабочем месте путем подачи соответствующего заявления в территориаль-ный орган Роструда или иска в суд.

С 1 января 2014 г. изменился механизм обосно-вания и назначения компенсаций категориям работников, включенным:

  • в Список производств, цехов, профессий и долж-ностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (утв. постановле-нием Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22);
  • Списки производств, работ, профессий, должно-стей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение (утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10);
  • Списки производств, работ, профессий и долж-ностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. по-становлением Правительства РФ от 18.07.2002 № 537);
  • иные списки «льготников», предоставляющие право получения компенсаций в связи с вредны-ми и (или) опасными условиями труда.

Суть нововведений заключается в том, что нали-чие вредных и (или) опасных факторов на рабочем месте конкретного работника-«списочника» теперь должно быть подтвержено в ходе СОУТ.

Важная законодательная новация - класс условий труда в ходе СОУТ устанавливается с учетом эффективности применяемых работ-ником средств индивидуальной защиты. Оцен-ка эффективности последних и их соответствия классу условий труда на конкретном рабочем месте предполагает учет комплекса параметров, в т. ч. технических характеристик средств индиви-дуальной защиты, соблюдения сроков их носки, правил хранения, применения и т.п.


РАБОТОДАТЕЛЮ СТАНЕТ ВЫГОДНО УЛУЧШАТЬ УСЛОВИЯ ТРУДА


Согласно ст. 7 Закона № 426-ФЗ резуль-таты СОУТ имеют широкую сферу примене-ния. Выделим наиболее важные направления:

  • установление работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ;
  • установление дополнительного тарифа страховых взносов в ПФР с учетом клас-са (подкласса) условий труда на рабочем месте;
  • расчет скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное стра-хование от несчастных случаев на произ-водстве и профессиональных заболева-ний;
  • разработка и реализация мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
  • оценка уровней профессиональных ри-сков;
  • решение вопроса о связи возникших за-болеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных за-болеваний;
  • обеспечение работников СИЗ, оснащение рабочих мест средствами коллективной защиты;
  • осуществление контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
  • организация обязательных предвари-тельных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
  • обоснование финансирования меро-приятий по улучшению условий и охра-ны труда, в т.ч. за счет средств ФСС России.


В таблице 1 показаны основные статьи расходов, которые придется нести работода-телю по результатам СОУТ. При этом объем затрат по некоторым позициям он будет определять сам на основе требований госу-дарственных нормативных актов. Размер обязательных страховых взносов в ФСС России и ПФР в соответствии с федеральны-ми законами от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от не-счастных случаев на производстве и профес-сиональных заболеваний», от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсион-ный фонд Российской Федерации, Фонд со-циального страхования Российской Федера-ции, Федеральный фонд обязательного ме-дицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) будет устанавливаться представи-телями указанных государственных структур.

Таблица 1. Расходы работодателя по результатам проведения СОУТ


Результаты специальной оценки условий труда


Расходы внутри организации

Выплаты в государственные
внебюджетные фонды


Дополнительный отпуск
(ст. 117 ТК РФ)

Доплаты
(ст. 147 ТК РФ)

Надбавки и скидки к страховым взносам в ФСС России (ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»)

Сокращенная
рабочая неделя

(ст. 92 ТК РФ)

Молоко и лечебно-профилактическое
питание

(ст. 222 ТК РФ)

Медосмотры
(ст. 213 ТК РФ)

Обеспечение СИЗ
(ст. 221 ТК РФ)

Дополнительные страховые взносы в ПФР, дифференцированные тарифы в зависимости от класса условий труда
(ч.2.1 ст. 58.3 Закона №212-ФЗ)


Как известно, необходимость разработ-ки Закона № 426-ФЗ возникла после допол-нения в декабре 2012 г. Закона № 212-ФЗ новой ст. 58.3, предусматривающей обязан-ность работодателя уплачивать в ПФР стра-ховые взносы по дополнительным тарифам в пользу физических лиц, занятых на рабо-тах с тяжелыми и (или) вредными условия-ми труда и имеющих на этом основании право на досрочную трудовую пенсию по старости. Также декларировалось право работодателя на освобождение от уплаты таких дополнительных взносов по резуль-татам СОУТ, проводимой в порядке, уста-навливаемом отдельным федеральным за-коном.

С 1 января 2014 г. вступила в силу новая ст. 2.1 Закона № 212-ФЗ, в которой дополни-тельные страховые тарифы дифференцирова-ны в зависимости от класса условий труда, определяемого по результатам СОУТ (табл. 2).


Таблица 2 . Дополнительные страховые взносы (солидарная часть), уплачиваемые работодателем в ПФР в зависимости от класса условий труда на рабочих местах


Класс
условий
труда

Подкласс условий
труда
Дополнительный
тариф страхового взноса

Опасные
4 8%
Вредные 3.4 7%
3.3 6%
3.2 4%
3.1 2%

Допустимые
2 0%

Оптимальные
1 0%

Дополнительный тариф взносов в ПФР рассчитывается для каждого рабочего места, на котором установлены вредные или опас-ные условия труда. Чем больше в организации таких рабочих мест - тем выше сумма дополни-тельных отчислений.

По оценкам экспертов ЗАО «Клинский институт охраны и условий труда», прямые затраты и выплаты работодателя по результатам СОУТ (компенсации работникам, обязательные страховые взносы в ФСС России и ПФР) составят в среднем около 10-15% от фонда оплаты труда. Это очень серьезные деньги для предприятий. Таким образом, государство включает экономические механизмы, побуждающие работодателей улучшать условия труда, снижать риски и уровень воздействия вредных факторов.


Другие компенсации работникам, за-нятым во вредных и (или) опасных условиях труда (дополнительный отпуск, сокращен-ная рабочая смена, денежные доплаты), также дифференцированы по классам усло-вий труда на конкретном рабочем месте. В итоге у работодателя появляется серьезная экономическая мотивация бороться за улуч-шение условий труда на каждом рабочем месте, по каждому вредному (опасному) фактору.

ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ ЛЬГОТ И КОМПЕНСАЦИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОУТ


До тех пор пока на рабочем месте не про-ведена СОУТ по процедуре Закона № 426-ФЗ, все льготы и компенсации за работу во вред-ных и опасных условиях устанавливаются на основе вышеупомянутых списков профессий и производств. Это касается также работни-ков, которые начали трудовую деятельность после 1 января 2014 г. После проведения на рабочем месте СОУТ льготы и компенсации устанавливаются в соответствии с классом условий труда на основе ТК РФ.

Согласно новой редакции ст. 219 ТК РФ в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержден-ных результатами СОУТ, гарантии и ком-пенсации работникам не устанавливают-ся. Размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, определяются в порядке, предусмотренном ст. 92, 117,147 ТК РФ. То есть старые списки «льготников» по профессиям и отраслям с 1 января 2014 г. для назначения компенсаций не использу-ются.

Новый порядок их установления на осно-ве результатов СОУТ представлен в табл. 3.

Согласно ст. 147 ТК РФ доплату в раз-мере как минимум 4% от тарифной ставки работодатель обязан установить всем за-нятым во вредных и (или) опасных усло-виях труда (т. е. тем работникам, на чьих рабочих местах установлен класс условий труда 3.1 и выше). Конкретная величина доплаты (она может быть и выше) опреде-ляется работодателем с учетом мнения пред-ставительного органа работников и может быть утверждена локальным актом либо коллективным договором, трудовым договором.

Выдача молока и лечебно-профилактического питания на работах с вредными и особо вредными условиями труда будет осуществляться по старым нормам и правилам с возможностью их замены на денежную компенсацию - ст. 222 ТК РФ не претерпела никаких изменений.


Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее семи календарных дней (ст. 117 ТК РФ) предоставляется работникам, на рабочих местах которых по результатам СОУТ установлены вредные условия труда 2-й, 3-й или 4-й степени либо опасные условия труда (класс 3.2 и выше). Указанный отпуск может быть и больше - его продолжительность для конкретного работника определяется трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов СОУТ.


Право на сокращенную рабочую неделю (не более 36 ч) имеют работники, чьи рабочие места по результатам СОУТ отнесены к вредным условиям труда 3-й или 4-й степени либо к опасным условиям труда (класс 3.3 и выше) (ст. 92 ТК РФ).

Таким образом, в новую редакцию ТК РФ вошли все те позиции, ранее предусмотренные постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачивае-мого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и ины-ми особыми условиями труда» Д, по поводу применения которого шли споры в судах высшей инстанции.

Добавлены принципиальные новации - возможность монетизации части дополни-тельного отпуска (превышающей семиднев-ный минимум), предоставления денежной компенсации за увеличение сокращенной рабочей недели, а также регулирования про-должительности смен при сокращенной ра-бочей неделе. Прежде такой практики не существовало.

Следует подчеркнуть, что ТК РФ допу-скает возможность корректировок льгот и компенсаций, предоставляемых работни-кам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, при соблюдении следующих трех условий:


  • имеется письменное согласие работника, оформленное путем заключения отдель-ного соглашения к трудовому договору;
  • порядок и условия корректировки, раз-меры денежной компенсации определены в отраслевом (межотраслевом) соглаше-нии, участником которого является ор-ганизация;
  • в коллективном договоре (на уровне ор-ганизации) закреплены согласованные работодателем и представительным ор-ганом работников условия и порядок корректировки.

Если какое-то из вышеперечисленных условий не соблюдается (например, в орга-низации нет коллективного договора или она не участвует в отраслевом соглашении), то корректировка компенсаций не допускается.

ДОСРОЧНАЯ ТРУДОВАЯ ПЕНСИЯ ПО СТАРОСТИ


В отношении прав работника на досроч-ную пенсию, как и с другими компенсациями «за вредность», применяется единый подход: пока на рабочем месте не проведена СОУТ в соответствии с Законом № 426-ФЗ, все льго-ты, гарантии и компенсации в отношении тех рабочих мест, для которых они были установ-лены ранее, сохраняются.

Обязанность по финансированию до-срочных трудовых пенсий, назначаемых тем, кто выработал определенный стаж во вред-ных и (или) опасных условиях труда, возла-гается на работодателей, имеющих соответ-ствующие рабочие места. Поэтому учет льготного пенсионного стажа увязан с упла-той работодателем страховых взносов по дополнительному тарифу.

Важно иметь в виду, что согласно п. 4 ст. 15 Закона № 421-ФЗ лицам, которые заняты или впредь будут устраиваться на рабочие места, по состоянию на 1 января 2014 г. дававшие право на досрочную пенсию (в т. ч. на рабочие места; условия труда на которых по результатам АРМ, проведенной в со-ответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Закона № 426-ФЗ, признаны оптимальными или допустимыми), «льготный пенси-онный стаж» будет засчитываться при условии уплаты работодателем страховых взносов по дополнительным тарифам до осуществления на данных рабочих местах СОУТ.


В соответствии с новой (действующей с 1 января 2014 г.) редакцией п. 3 ст. 27 Феде-рального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О тру-довых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон № 173-ФЗ) с 1 января 2013 г. тем категориям работников, которые согласно подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ ранее имели право на государственную досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой во вредных и (или) опасных условиях труда, стаж, дающий на нее право, будет засчитываться при наличии следующих условий:

  • работодатель платит в ПФР страховые взносы по дополнительным тарифам согласно ст. 58.3 Закона 212-ФЗ (на что уже указывалось выше);
  • вредный и (или) опасный класс условий труда подтвержден результатами СОУТ.


Если по итогам СОУТ будет установлен класс условий труда, не дающий право на до¬срочную пенсию (не соответствует определениям, содержащимся в подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ), то исчисление «вредного» стажа замораживается. Его исчисление может быть продолжено даже спустя годы в случае, если работник вновь будет работать на рабочем месте с вредными и (или) опасными условиями труда. Предполагается, что при частичном специальном стаже досрочная трудовая пенсия по старости будет назначаться пропорционально исходя из его продолжительности.

В целях стимулирования работодателей к созданию и развитию систем досрочного негосударственного пенсионного обеспечения в Федеральный закон от 07.05.1998 г. №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее - Закон №75-ФЗ) внесены до¬полнения. В частности, даны определения понятиям «договор досрочного негосударственного пенсионного обеспечения» и «пенсионная программа работодателя по досроч¬ному негосударственному пенсионному обеспечению».

Согласно ст. 3 Закона № 75-ФЗ досрочное негосударственное пенсионное обеспечение - это вид негосударственного пенсионного обеспечения, осуществляемого по пенсионным договорам негосударственного пенсионного обеспечения, обязательным условием которых является выплата негосударственной пенсии ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Закона №173-ФЗ, в связи с занятостью на определенных подп. 1-18 п. 1 ст. 27 названного Закона работах на рабочих местах, условия труда на которых по результатам СОУТ признаны вредными и (или) опасными.

В настоящее время на общественное обсуждение вынесены проекты постановления Правительства РФ «Об утверждении Типовых пенсионных программ досрочного негосударственного пенсионного обеспечения» и приказа Минтруда России «Об утверждении Типовых правил досрочного негосударственного пенсионного обеспечения». Планируется, что с 1 января 2015 г. лицам, указанным в подпунктах 1-18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, взамен досрочного назначения трудовой пенсии по старости работодатель сможет предлагать переход (вступление) в негосударственную систему досрочного пенсионного обеспечения. Разумеется, такой переход может быть осуществлен только с письменного согласия работника и при соблюдении требований законодательства.

В соответствии с п. 3 ст. 15 Закона № 421-ФЗ работникам, по состоянию на 1 января 2014 г. получавшим какие-либо компенсации вследствие воздействия вредных и (или) опасных факторов на рабочем месте (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия их предоставления не могут быть ухудшены, а размеры - снижены при условии сохранения соответствующих условий труда, ставших основанием для назначения реализуемых компенсационных мер. Пересмотр компенсаций возможен только после внедрения мероприятий по улучшению условий труда и проведения внеплановой СОУТ, если по ее результатам будет зафиксировано снижение класса условий труда.

Таблица 3. Условия предоставления компенсаций работникам за работу
во вредных и (или) опасных условиях труда

Норма ТК РФ Новая редакция
Основание для коррек-тировки компенсаций

Возможность корректировки компенсаций

Статья 92
Продолжительность рабочего времени по результатам СОУТ, подтвердившей наличие на рабочем месте вредных условий труда (класс 3.3 и выше),
- не более 36 ч в неделю.

Отраслевые
(межотрас-левые) соглашения и коллективные
догово-ры,
а также письменное согласие работника.


Продолжительность рабочего
времени может быть увеличена
до 40 ч в неделю с выплатой
денежной компенсации

Статья 94

Максимально допустимая
продолжитель-ность ежедневной
работы (смены)
не может превышать:
- при 36-часовой рабочей
неделе - 8 ч;
- при 30-часовой рабочей неделе
и менее - 6 ч.

Максимально допусти мая продол-жительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена:
- при 36-часовой рабочей
неделе - до 12 ч;
- при 30-часовой рабочей
неделе и менее - до 8 ч.
Статья 117
Продолжительность ежегодного дополнитель-ного оплачиваемого
отпуска по результатам СОУТ, подтвердившей наличие на рабочем месте вредных условий труда
(класс 3.2 и выше), - не менее
7 календарных дней.
.

Часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, превышаю-щая семь дней, может быть заменена денежной компенсацией
Статья 147
Размер повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными
условиями труда (класс 3.1) -
не менее 4%.


По оценкам экспертов ЗАО «Клинский институт охраны и условий труда», при увеличении рабочей смены с 36 до 40 ч работник в течение одного года получает компенсацию, превышающую месячный оклад. С учетом монети-зации части дополнительного отпуска ее годовой размер увеличивается до двух дополнительных месячных окладов. Представляется, что многие работники предпочтут монетизацию компенсаций.

Предоставляется ли право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 6 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» работникам геолого-разведочной экспедиции, занятым на соответствующих видах работ, на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда установлены допустимый или оптимальный классы условий труда!

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости могут пользоваться лица, которые работали в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах.

Согласно части 6 статьи 30 Закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ периоды соответствующей работы, имевшей место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж для досрочного назначения страховой пенсии при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации, а после проведения специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» — при условии соответствия класса условий труда на соответствующих рабочих местах вредному или опасному.

В случае если на рабочих местах лиц, занятых на работах, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 30 Закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, по результатам СОУТ установлены допустимый или оптимальный классы условий труда, с даты утверж­дения отчета о проведении СОУТ периоды работы в таких условиях не засчитываются в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.


Могут ли применяться в целях досрочного пенсионного обеспечения результаты проведенной специальной оценки условий труда в случае последующего изменения наименования рабочего места, не повлекшего оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда!

Установленный по результатам специальной оценки условий труда, проведенной в соответствии с Законом от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ, вредный и (или) опасный класс условий труда является критерием назначения досрочной страховой пенсии по старости лицам, занятым на работах, предусмотренных пунктами 1-18 части 1 статьи 30 Закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, а также определяет размер дополнительного тарифа страховых взносов в отношении таких лиц. При этом сведения об установленном классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах содержатся в карте СОУТ (пункт 3 части 1 статьи 15 Закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 17 Закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ в случае изменения наименования рабочего места, не повлекшего за собой наступления оснований для проведения внеплановой СОУТ, предусмотренных пунктами 3-5 и 7 части 1 данной статьи, внеплановая СОУТ может не проводиться. Решение о непроведении внеплановой СОУТ должно приниматься комиссией. При этом такое решение должно быть оформлено соответствующим про­токолом (письмо Минтруда России от 2 ноября 2016 года № 15-1/ООГ-3847).

Таким образом, в случае изменения наименования рабочего места и принятия работодателем решения о непроведении внеплановой СОУТ, в целях досрочного пенсионного обеспечения могут применяться результаты ранее проведенной СОУТ.

Работаю медсестрой в палате гнойной хирургии хирургического отделения. На рабочем месте по результатам специальной оценки условий труда установлен вредный (3.1) класс условий труда. Дает ли эта работа право на досрочное пенсионное обеспечение как работа с вредными условиями труда по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»!

Право на досрочное пенсионное обеспечение по пункту 2 части 1 статьи 30 Закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ предоставляется на основании Списка № 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.

Списком № 2 (раздел XXIV «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения», подраздел «е») право на досрочное пенсионное обеспечение установлено врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу, непосредственно обслуживающим больных в гнойных отделениях учреждений здравоохранения.

Медицинские работники, обслуживающие больных в палатах гнойной хирургии, в указанном подразделе Списка № 2 не предусмотрены, поэтому право им по этому основанию не предоставляется и результаты специальной оценки условий труда на рабочем месте значения не имеют.

Специалист группы оценки пенсионных прав застрахованных лиц Н.А. Пушкарева



Публикации по теме