Индивидуальные рабочие реабилитационные программы воспитателя детского дома. Комплексная программа реабилитации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: "Личностное становление детей, нуждающихся в государственной защите"

Пояснительная записка

Основными направлениями деятельности для государственных учреждений, в которых воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей, являются:

Защита социальная" href="/text/category/zashita_sotcialmznaya/" rel="bookmark">социальной защиты детей, находящихся в этих учреждениях;

Gif" alt="*" width="16" height="16 src="> организация получения детьми общего образования.

Потребность и необходимость в социально – педагогической деятельности в детском доме постоянна в силу наличия у воспитанников широкого спектра социальных, медицинских, психологических, педагогических проблем и отсутствия у детей должного социального опыта. Иначе говоря, основной целью социально – педагогической работы в детском доме является успешная социализация воспитанников.

3. Определение наиболее эффективных форм и методов работы специалистов в процессе социально-педагогического сопровождения развития детей-сирот ;

4. Разработка индивидуальной коррекционно – развивающей программы.

Решению проблем, возникающих в адаптационный период, способствует создание системы жизнеобеспечения ребенка, с учетом его индивидуально-личностных и физиологических особенностей. С этой целью необходимо объединение усилий педагогов, медицинских работников, психологов, всех специалистов, причастных к адаптации ребенка в детском доме. Именно такой подход является основным в предлагаемой программе.

Срок реализации программы в среднем составляет 1–2 месяца и зависит от темпа и сложности протекания адаптационного процесса у ребенка. В случае усложненной адаптации и дезадаптации сроки реализации программы могут увеличиваться до 4 и более месяцев.

Программа ориентирована на индивидуальную работу с ребенком, хотя по мере необходимости не исключено его включение в групповые формы деятельности.

Адаптационный период считается законченным, если у ребенка наблюдается благополучный уровень по всем показателям.

В зависимости от сроков завершения адаптации выделяют 4 уровня адаптации:

1. Легкая адаптация – до 10 дней;

2. Средняя адаптация – до 25 дней;

3. Усложненная адаптация – до 45 дней;

4. Дезадаптация – более 45 дней.

По окончании адаптационного периода делаются выводы о продолжительности, уровне и особенностях адаптации ребенка к условиям детского дома. При оценке результатов учитывается наличие соматических заболеваний, протекающих в адаптационный период, и дезадаптивных форм поведения: агрессивных (в т. ч. аутоагрессивных) и избегающих (в т. ч. самовольные уходы).

Содержание программы базируется на основе взаимодействия медицинских работников, социальных педагогов, педагогов-психологов, воспитателей и логопедов . Основная нагрузка по созданию условий в период адаптации ребенка к детскому дому ложится на воспитателей группы. Участие других специалистов организуется в рамках медицинского и социально-педагогического сопровождения и реализуется через диагностику, консультирование, профилактику, просвещение.

https://pandia.ru/text/78/205/images/image008_78.gif" width="576" height="576 src=">

Этапы работы с вновь прибывшим ребенком:

https://pandia.ru/text/78/205/images/image009_70.gif" alt="Организационная диаграмма" width="579" height="303">.gif" alt="*" width="16" height="16"> Составление программы социально–педагогической реабилитации.

Цель : всестороннее развитие детей-сирот и адаптация их в социальном окружении.

Коррекционно-реабилитационная работа с ребёнком проводится согласно составленной программе и проводится по следующему плану, отражённом в таблице 1.


Таблица 1. Сетка занятий по программе

социально – педагогической реабилитации ребенка

Дата

Название занятия

Ход работы:

Метод. Задачи.

Программное содержание

Кол-во часов

Ответственный

Знакомство с детским домом

Ознакомительная экскурсия по детскому дому

Социальный педагог

Беседа о детском доме

Ознакомить ребенка с новыми социальными условиями жизни, рассказать об основных правилах жизни в детском доме

Социальный педагог, воспитатель

Беседа о нравственности

Рассказать детям про "Общечеловеческие ценности"

Социальный педагог

Ознакомить и научить соблюдать правила личной гигиены (чистить зубы, мыть руки)

Воспитатель

Тренинг "Общение"

Проведение тренинга "Общение" (10 занятий)

Педагог-психолог

Воспитание заботы друг о друге

На примере героев русских сказок ("Приключения крокодила Гены и Чебурашки", "Приключения Винни-Пуха и его друзей") рассказать детям о создании отношений товарищеской заботы друг о друге

Воспитатель

Обучение слушать природу

Научить детей различать и наслаждаться звуками природы

Воспитатель

Рассказать детям об уважительном отношении к людям старшего возраста

Социальный педагог

Обучение быту в личной и совместной деятельности

Ознакомить и научить соблюдать правила личной гигиены (заправлять кровать, ухаживать за обувью, правильно вести себя за столом)

Мед. работник

Познавательные экскурсии на природе

Рассказать детям во время прогулки на природе обо всём, что их окружает и кто их окружает

Воспитатель

Всего

№, п/п

Название методики

Норма

Результаты исследования

Вывод, уровень

Оценка устойчивости внимания

должен выполнить

Оценка цветовосприятия

должен выполнить

Оценка словесно-логического мышления

должен выполнить, но со второго раза

Оценка зрительной памяти

3-4 предмета

Оценка слуховой памяти

Оценка смысловой памяти

3-4 фразы со второго раза

Вывод

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, работа по социальной адаптации детей в детском доме должна иметь коррекционную направленность. Это обеспечивает преодоление дефицитарности социального, психического и личностного развития детей, находящихся в неблагоприятной ситуации развития.

социальный педагог реабилитация дошкольник детский дом

Список использованной литературы

1. Социальная педагогика [Текст]: Курс лекций. Под общ. Ред. . М.: ВЛАДОС, 2000.-416 с.

2. Мустаева педагогика: учебник для вузов [Текст]. – М.: Академический проект, 2003, - 528 с.312.

3. Лишенные родительского попечительства: хрестоматия [Текст]: Учеб. пособие для студ. пед. Ун-тов и ин-тов. Ред и сост. . – М.: Просвещение, 1991.-23 с.


4. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: Социально-эмоциональные проблемы [Текст]. Под науч. ред. , [Текст]. – СПб., 2000.-204 с.

5. Шептенко и технология работы социального педагога [Текст]: учебн. пособие для студ. Высших пед. учебн. завед. Под ред. . – М. Академия, 2002. – 208 с.

6. Архангельский воспитание [Текст]. – М.: Просвещение, 1979. – 19 с.

7. Божович и её формирование в детском возрасте [Текст]. - М.: Просвещение, 1968. – 67 с.

8. О нравственном развитии и воспитании детей [Текст]. – М.: Просвещение, 1975. – 58 с.

9. Булатова, педагогика: Программа спецкурса [Текст] / , . – Уфа: Вагант, 2004. – 15 с.

10. Волков [Текст]. – М.: Академия, 1999г. – 32 с.

Инструкция диагностики устойчивости внимания

Инструкция: На рисунке изображены 7 переплетенных линий. Это дорожки, по которым зверушки могут добраться до своего любимого лакомства.

Закрась каждый фрукт в соответствующий цвет". Предложите ребенку рисунки с изображением различных фруктов и цветные карандаши. Сначала попросите ребенка, чтобы он назвал все нарисованные фрукты. В случае неудачи подскажите ребенку, какой фрукт нарисован.

https://pandia.ru/text/78/205/images/image014_25.jpg" width="304" height="168 id=">

Оценка результатов: Ребенок пяти-шести лет находит лишний предмет в четырех-пяти карточках, но затрудняется назвать обобщающее слово.

Инструкция диагностики зрительной памяти

Инструкция: Разложить перед ребенком на столе 5-6 картинок или настоящих предметов (игрушек). Дать 30 секунд, чтобы запомнить. Потом ребенок должен по памяти перечислить, какие предметы (или их изображения) разложены на столе. Можно попросить его описать детали предметов. Как вариант данной методики: изменить расположение каких-то предметов, убрать (добавить) или заменить какой-либо предмет, после чего попросить ребенка определить, что изменилось.

Оценка результатов: Обычно пяти-шестилетние дети запоминают 3-4 предметов из 6.

Инструкция диагностики слуховой памяти

Инструкция: Прочитайте ребенку следующие 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, яблоко, собака, окно, диван, карандаш, ложка. Попросите его повторить слова, которые он запомнил, в любом порядке.

Оценка результатов: Пяти-шестилетние дети повторяют 4-5 слов. Это показатель хорошей слуховой памяти.

Инструкция диагностики смысловой памяти

Инструкция: Прочитайте ребенку такие фразы:

1) Осенью идут дожди.

2) Дети любят играть.

3) В саду растут яблони и груши.

4) Мальчик помогает своей бабушке.

Попросите ребенка повторить те фразы, которые ему удалось запомнить. При этом главное - передать смысл каждой фразы, дословно повторять совсем не обязательно. Если с первого раза ребенок не смог повторить все фразы, прочитайте их еще раз.

Оценка результатов: Дети пяти-шести лет со второго раза повторяют 3-4 фразы.

Инструкция к тесту-наблюдению "Оценка эмоционально-волевой сферы"

Инструкция: В процессе занятий с ребенком проявляются особенности его эмоционально-волевых качеств.

Обратите внимание на следующие вопросы:

1. В каком настроении обычно находится ваш ребенок? (Веселый, подавленный, тревожный, плаксивый, возбудимый и т. д.)

2. Радуется ли он, когда взрослый предлагает ему поиграть? (Есть ли у ребенка потребность в общении с другими людьми?)

3. Как ребенок реагирует на похвалу? (Радуется, хочет сделать что-то лучше или он равнодушен?)

4. Как реагирует на замечания? (Исправляет ли свое поведение в соответствии с замечанием или требуется более сильное воздействие в виде наказания, не проявляет ли агрессии?)

5. Если ребенок сталкивается с трудным заданием, с неуспехом в деятельности, пытается ли он самостоятельно исправлять ошибки, добиваться результата? (Или предпочитает обращаться к взрослому за помощью, сразу теряет интерес при первом затруднении, молча отказывается от дальнейшей работы, агрессивно ведет себя, бездумно и хаотично перебирает варианты решения задачи.)

Что должно настораживать вас в поведении ребенка?

1. Депрессивный, эйфоричный фон настроения.

2. Отсутствие желания общаться со взрослыми и детьми. Постоянное уединение от других детей.

3. Равнодушное отношение к похвале, поощрению, одобрению.

4. Отсутствие реакции на замечание у ребенка старше трех лет. Частые случаи самонаказания.

5. Пассивный уход от выполнения задания в случае неудачи, агрессивные реакции (разрушающие действия), расторможенность, проявляющаяся в быстрых манипуляциях с объектами.

Демьянова Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ СО МО Сергиево Посадский социально реабилитационный центр для несовершеннолетних
Населённый пункт: город Сергиев Посад, Московская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Творческий отчет воспитателя социально реабилитационного центра для несовершеннолетних
Дата публикации: 25.01.2016
Раздел: среднее профессиональное

ГКУСО МО «СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ СОЦИАЛЬНО-

РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

ОТЧЕТ ЗА 2012-2015 г.г.

ВОСПИТАТЕЛЯ

I КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

ДЕМЬЯНОВОЙ ИРИНЫ ВИКТОРОВНЫ

2015г.
1
В ГКУСО МО «Сергиево-Посадский социально – реабилитационном центре для несовершеннолетних» работаю воспитателем 10 лет. Работа связана с детьми в возрасте от 7 до 18 лет, оставшимися без попечения родителей, проходящими реабилитацию по причине социально - опасного положения в семье, трудной жизненной ситуации. Дети, в основном, социально и педагогически запущены, с разным уровнем физического, интеллектуального и психического развития. Практически все дети имеют проблемы психологического характера: низкий уровень самооценки, высокий уровень тревожности, что отрицательно влияет на образ жизни детей. Состав группы детей в течение года постоянно меняется. Поэтому в планы своей воспитательной работы приходится вносить изменения, связанные с возрастными особенностями, уровнем индивидуального развития воспитанников. На каждого ребенка составляется индивидуальная программа реабилитации, что помогает отслеживать динамику коррекционно- развивающего обучения, физического и психологического развития, ресоциализации ребенка.
Основными направлениями моей работы являются:
 Социально - педагогическая деятельность по адаптации воспитанников.  Реабилитация и ресоциализация детей подросткового возраста, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. 2
 Охрана и укрепление здоровья воспитанников.  Организация индивидуального подхода в учебно-воспитательном процессе, оказание помощи воспитанницам в проблемах, связанных с учебой, воспитанием.  Привлечение детей и общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций.  Индивидуальные и групповые занятия с воспитанниками по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов. При работе с детьми использую современные образовательные технологии и методики и целенаправленно применяю их в практической профессиональной деятельности.
Технологии, используемые в работе:
Здоровьесберегающие т е х н о л о г и и: с о х р а н е н и е з д о р о в ь я воспитанников, формирование знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни. Технология коллективной творческой деятельности: объединение различных видов деятельности в сочетании форм, средств, способов действия педагога, старших и младших детей. Технология метода воспитания в сотрудничестве: организованное общение воспитанников в группе, общение с малышами, наполнением которого являет ся и н т е л л е к т у а л ь н о е содержание. Деятельность воспитанников в команде, предусматривающая позитивный социальный опыт объединения идей, предложений, мнений; дни полезных дел (совместная трудовая деятельность). Игровая технология: освоение ребенком различных социальных ролей и норм поведения в процессе игры. 3
Коррекционные технологии: позволяют ребенку догнать в развитии сверстников, если присутствует некоторое отставание в подготовке учащегося. Информационно-коммуникативные технологии: р а з в и т и е коммуникативных способностей воспитанников подготовка личности «информированного общества». Технология проектов: стимулировать интерес воспитанников к определенным проблемам, решению этих проблем, умению практически применять полученные знания. Личностно –ориентированная технология: развитие и саморазвитие личности воспитанника, исходя из его индивидуальных особенностей В своей работе с детьми использую словесные, наглядные и практические методы и приёмы обучения и воспитания, позволяющие сделать непосредственно воспитательную деятельность познавательной, 4
у в л е к а т е л ь н о й, р а з н о о б р а з н о й и и н т е р е с н о й.
В своей педагогической деятельности использую различные формы

работы:
беседы; прогулки; совместное чтение; игры и соревнования; рисование; лепка, раскрашивание, позитивные установки, праздники, индивидуальные занятия-беседы; выполнение индивидуально запланированных заданий-поручений воспитанниками; практические занятия по формированию определенных умений и навыков; диспуты; викторины; театрализованная деятельность Свой профессиональный уровень повышаю через изучение опыта работы коллег центра, посещение методических объединений, семинаров, педагогических советов, открытых занятий.
Регулярно выступаю на методобъединениях с докладами:
 октябрь 2012 г.- « Педагогические условия реализации положений Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования»  январь, 2012г.- «Идея воспитательного коллектива А.С.Макаренко»  сентябрь 2013 года - региональный семинар - доклад « Аспекты ресоциализации старших подростков в условиях приюта», презентовала программу « Шефская работа» и показала «Мастер – Класс» по своей деятельности, в котором привела пример 5
взаимодействия воспитанниц подросткового возраста с маленькими детьми, подготовку типичного мероприятия для малышей. 6
7
 сентябрь 2014г. –Педагогический совет - презентация моей дипломной работы « Стимулирование ресоциализации детей подросткового возраста в условиях приюта» Над этой темой продолжаю работать и в настоящее время, провожу экспериментально-исследовательскую работу. Эта тема интересна коллегам центра. Разрабатываю и провожу открытые занятия, конкурсы, праздники, развлечения, составляю индивидуальные программы реабилитации.
Открытые занятия:
8
 2012г.- «Путешествие в страну Светофорию».  2013 г. - Праздник для малышей «В гости к Осени». 9
 2014г. - « Путешествие в страну « Дорожных знаков»  2014г.- « Малая Олимпиада». 10
  2014 г. - Спортивное театрализованное мероприятие « Как ежик искал друзей» 11
 2015г. – « День Семьи»
Разработала и реализовала проекты:
 2012г.- « Изготовление развивающего панно для малышей» 12
 2013г. – « Акция «Дорогами добра» 13
 2012-2015гг. « Театр для всех». Были изготовлены разные виды театра: баночный театр, конусный, театр на ложках, театр на дисках. 14
Регулярно выезжаю со своими воспитанницами с игровыми программами в детские учреждения: МБДОУ № 36, Центр поддержки семей с детьми - инвалидами « Время Надежды». В мае 2013 г. со своими воспитанниками выезжала с танцевальными номерами на III Открытый фестиваль детских социальных учреждений «Пасхальная радость». Дети приняли участие в конкурсе художественной самодеятельности, где заняли 3 место.
Разработала и успешно реализую программу « Шефская работа».
Она реализуется по четырем направлениям:  Взаимодействие детей разного возраста в общем движении к здоровому образу жизни внутри приюта.  Взаимодействие с детьми разного возраста вне приюта.  Взаимодействие с ветеранами Великой Отечественной войны.  Взаимодействие воспитанников приюта с детьми с ограниченными возможностями здоровья. 15

Цели программы.
 Формирование у старших детей заботливого, дружелюбного, справедливого отношения, как к малышам, так и к людям пожилого возраста  Профилактика девиантного материнства.  Воспитание гуманного отношения детей и подростков к инвалидам и устранение барьеров для взаимного общения.  Формирование и утверждение позитивного отношения к здоровью, убежденности в возможности его сохранения и улучшения, освоение навыков здорового образа жизни, а также содействие тому, чтобы выбор поведения, полезного здоровью, стал прочной мотивацией в дальнейшей жизни.
Задачи.
 Обучение подростков навыкам взаимодействия с младшими детьми и детьми с ограниченными возможностями здоровья  Развитие организаторских способностей  Изучение с девочками методов и приёмов работы с детьми  Способствование развитию совместной деятельности детей 16
 Создание условий для реализации полученных навыков в реальной работе с маленькими детьми  Формирование социальных окружений, социальных связей со школой, детским садом и т.д.  Развитие стремления быть полезным окружающим  Воспитание у детей таких моральных качеств как доброта, милосердие, патриотизм, трудолюбие, честность и т. д.  Развитие инициативы и творчества ребят в процессе коллективных дел  Развитие индивидуальных качеств ребят через различные формы деятельности  Расширение кругозора  Изучение литературы необходимой для организации работы с младшими 17
Программа «Шефская работа» приобщает подростков к позитивному взгляду на проблемы здоровья через проживание с малышами одинаковых эмоций. Старшие дети приобретают знания в данной области, расширяют свой кругозор через обучение и воспитание малышей. Благодаря программе у воспитанников формируется позитивное влияние на выбор собственного поведения, осмысление и пересмотр своего поведения и поступков, разрешение собственных проблем; формируются организаторские способности; повышается самооценка. У подростков приобретается опыт общения, ведения занятий с теми, кто младше. 18
В свою очередь у малышей обретаются новые друзья, понимающие и любящие детей, удовлетворяются потребности в любви, заботе и внимании. А также приобретаются новые знания о здоровье, развивается любознательность; воспитывается позитивное отношение к здоровью. Несовершеннолетний, получивший позитивный опыт коллективных отношений, опыт взаимодействия с маленькими детьми постарается применить его в будущем по отношению к окружающим людям и к своим будущим детям. 19
Позитивная деятельность в сплоченной, доброжелательно настроенной группе поможет несовершеннолетнему поднять свою самооценку, перенести полученный им опыт позитивного общения на другие сферы жизни воспитанника интернатного учреждения. Полученная педагогом информация об особенностях личности воспитанника поможет найти наиболее оптимальные пути коррекционно- воспитательной работы с ним. При проведении занятий с подростками изучаю разнообразные методы и приемы работы с младшими детьми. Все занятия проходят в форме игр, развлекательных моментов, опирающихся на непроизвольное внимание детей. Свой опыт старшие воспитанники пробуют на занятиях с малышами. А 20
так как дети в младших группах в основном с задержкой развития, с низким интеллектуальным уровнем, часто проявляющие неадекватное поведение, то и занятия для них подбираются специальные упражнения. Систематически со своими воспитанницами организую для малышей различные праздники, досуговые мероприятия; показываем настольные, кукольные театры, проводим разнообразные игры на улице и в группе. Наиболее запоминающими были мероприятия: « День Нептуна» (для младших детей); интерактивная познавательная игра « Времена года»; праздник « Солнечное утро» (на день летнего солнцестояния); тематическое занятие для малышей « Путешествие матрёшки»; изготовление новогоднего коллажа; праздник «День защиты детей» и др. В рамках программы « Шефская работа» мои воспитанники подружились с детьми с ограниченными возможностями из общества СИДИ, неоднократно приглашали их к себе в гости, в СРЦН; сами посещали Центр «Время Надежды», проводили совместно с ними различные мероприятия, игровые программы. На протяжении шести лет мы шефствовали над ветераном ВОВ Брежневой Т.И. Оказывали ей посильную помощь, ходили в гости. Тамара Ивановна много рассказывала девочкам о войне, о своей жизни, учила вязать крючком. 21
Большое внимание в своей работе уделяю охране и укреплению здоровья детей. Дети, поступающие в Центр очень часто бывают лишены чувства безопасности, они не получали необходимого комфорта и уюта в домашних условиях. Поэтому своей первоочередной задачей считаю дать эту безопасность своим несовершеннолетним воспитанникам, обеспечить необходимые условия для комфортной жизнедеятельно сти. С воспитанниками систематически провожу занятия по пожарной безопасности, электробезопасности и безопасности дорожного движения. Утренняя зарядка стала обязательной составляющей режима. В 2013-2014 учебном году принимала участие в семинаре по формированию основ здорового образа жизни и профилактики ПАВ в рамках программы «Созвездие ЗУС» под руководством заведующей отделения психолого – педагогической помощи населению, канд. пед. наук Ушаковой Т.О. Программу реализовала не только со своими воспитанниками в СРЦН, но и в школе № 4 с детьми старшего подросткового возраста. Своим воспитанникам прививаю мысль, что учёба - их главный труд. Как правило, поступающие в центр дети педагогически запущены. Они имеют низкую успеваемость по причине частых пропусков уроков, ненадлежащего контроля и отсутствия помощи в выполнении домашних заданий со стороны родителей. В целях улучшения качества знаний, умений и навыков по общеобразовательным предметам регулярно оказываю помощь воспитанницам в приготовлении домашних заданий, систематически 22
провожу дополнительные занятия по математике. Результатом работы является повышение учебной мотивации, улучшение знаний по предмету. С педагогами школы, классными руководителями поддерживаю сотрудничество. Обо всех проблемах детей в школе классные руководители ставят в известность воспитателя. Ежедневно проводится контроль посещаемости уроков детьми, проверяются дневники. Посещаются родительские собрания в школе. Регулярно со своими воспитанниками посещаю Храм на поселке Реммаш, где дети имеют возможность исповедоваться и причаститься. В своей работе тесно сотрудничаю со специалистами: психологом, логопедом, музыкальным руководителем, и другими. В совместной и самостоятельной деятельности использую информационно-коммуникативные технологии. В работе использую сведения, найденные на педагогических сайтах Интернета. Основные задач, которые ставлю перед собой в будущем, это: продолжение самообразования, посещение педагогических семинаров, методических объединений педагогов, изучение опыта коллег из различных учреждений, продолжение экспериментальной работы по ресоциализации подростков в условиях социозащитных учреждений, профессиональный рост. 23

Алла Суббота
Программа для воспитанников детского реабилитационного центра «Главное чудо света»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Главным чудом света на нашей планете является человек. Он постоянно идет в ногу с научно-техническим прогрессом , открывая все новые и новые достижения научной революции. Единственное, о чем он не задумывается, так это о здоровье – его и всего живого на планете. С момента рождения и на протяжении всей жизни, на здоровье человека постоянно влияют различные факторы, начиная с плохой экологической обстановки, недостаточного физического воспитания и заканчивая вредными привычками. Еще один не менее ужасающий фактор риска – гиподинамия – с каждым годом становится все более актуальным. Количество детей, посещающих уроки физкультуры, занимающихся в спортивных секциях, просто активным отдыхом непрерывно падает. Причем гиподинамия вызвана, чаще всего, обыкновенной ленью и нежеланием что-либо делать, а также всеобщей компьютеризацией населения и нерациональным использованием компьютера (в основном – в качестве средства для игр) . Наряду с этими факторами риска можно еще добавить вредные привычки, сопровождающие наших детей с раннего возраста, всевозможные стрессовые ситуации в школе, отрицательное влияние средств массовой информации, слабая мотивация воспитанников на здоровый образ жизни и др. Переходный возраст – период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, страстности, частой смене настроений, повышенной тревожности. Подростки – возрастная группа, которая отличается от остальных своеобразной психоэмоциональной неустойчивостью. Именно в этом периоде регистрируется большое число антисоциальных поступков, немотивированной жестокости и попытки ухода от действительности – аддективное поведение (это одна из форм отклоняющегося поведения с наличием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния, путем злоупотребления различными веществами (табакокурение, алкоголь, наркотики) или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности, направленных на развитие и поддержание интенсивных эмоций Большинство понимают здоровье как отсутствие болезней. Но этот взгляд довольно примитивен. Так в Большой Медицинской Энциклопедии утверждается «Здоровье – такое состояние организма человека, когда функции всех организмов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения». Факторы, которые влияют на здоровье, весьма разнообразны. Прежде всего, действует так называемый генетический фактор – внутренний фактор здоровья, получаемый с рождением. Это то «наследственное» , которое в дальнейшем можно или приумножить или растерять. Большое влияние на здоровье оказывает окружающая среда. А она делится на физическую и социальную. Влияние социальной и психологической среды на здоровье – «психологическое загрязнение» - не менее острая проблема, чем физическое загрязнение. Это воздействие так называемых стрессовых ситуаций, а они начинают преследовать детей с самого раннего возраста. По данным исследований в Омской области 1\3 подростков в обычных условиях находятся в состоянии стресса. При формировании здорового образа жизни необходимо соблюдать следующие принципы :

Сбалансированное питание

Оптимальная физическая активность

Закаливание

Умение познать резервы своего организма

Оптимизм, умение радоваться жизни

В КУ Омской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Таврического района» большая часть детей имеет отягощенную наследственность, те или иные отклонения в психическом и физиологическом здоровье, большинство социально запущены. Содержание этих детей вне семьи ведет к дальнейшему наращиванию проблем, решение которых зависит не только от самих воспитанников , но и от психологического климата в коллективе. Актуальность проблем социальной адаптации и реабилитации воспитанников социально- реабилитационных центра определяется приоритетами государственной политики в области образования и воспитания данной категории , активизацией деятельности Министерства образования и науки, принятием и исполнением президентской федеральной целевой Программы "Дети России".

Большинство воспитанников социально- реабилитационного центра относятся к категории детей, находившихся в исключительно экстремальных условиях бытия, которые не обеспечивают возможности удовлетворения основных потребностей в психологическом развитии, эмоциональной и социальной защищенности. Кроме того, данная категория детей не может развиваться полноценно в социальном пространстве прав и обязанностей. При воспитании таких детей в их социальной адаптации серьёзной проблемой является незнание многих вопросов, связанных со здоровьем, здоровым образом жизни.

Концепция представляемой программы состоит в том , что в ее содержании предусмотрена реальная практико-ориентированная деятельность воспитанников по валеологической оценке собственного здоровья и здоровья окружающих, предоставляющая широкие возможности для саморазвития воспитанников , выполнения ими социально значимых проектов и реального улучшения их отношения к вопросам изучения своего организма, сохранения здоровья, усилению внимания к здоровому образу жизни. Эта деятельность будет способствовать социальной адаптации воспитанников , становлению их гражданственности и активной жизненной позиции. Вся программа подчинена одной идее : “ Здоровье человека, хорошее самочувствие и высокая работоспособность в его собственных руках”.

Цели : формирование у воспитанников установки на жизнь как высшую ценность, научить бережному отношению к себе и окружающим людям, расширить и углубить знания воспитанников о сохранения здоровья.

Задачи :

1. Развивать знания о строении организма человека и функционирования его органов и систем.

2. Научить воспитанников анализировать образ жизни с точки зрения влияния на здоровье.

3. Развить знания о взаимосвязи состояния здоровья и образа жизни человека, здоровья и условий среды.

4. Формировать чувственно-эмоциональную сферу воспитанников , элементы творческого мышления.

5. Формировать санитарно-гигиенические навыки воспитанников .

6. Формировать потребность здорового образа жизни, уметь самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами.

7. Воспитывать чувство коллективизма и осознание неповторимости каждого

человеческого существа, развивать коммуникативные умения, радость

общения, восхищения духовными и физическими качествами человеческой личности.

Программа включает в себя четыре этапа :

1 этап – ознакомительный, в нём даются общие знания об организме человека, о важности сохранять своё здоровье. Занятия построены в игровой форме. По результатам ознакомительного этапа можно будет определить и скорректировать формы и методы дальнейшей работы. Продолжительность - 2 недели.

2 этап – основной, в котором с воспитанниками в различных формах рассматриваются особенности человеческого организма. На протяжении этого этапа и будут реализовываться основные вопросы реабилитационной программы . Продолжительность – 4 месяца.

3 этап – вредные привычки, в нём обсуждаются вопросы влияния алкоголя, наркотиков, никотина на организм, раскрывается отравляющая сущность этих веществ. Продолжительность 3 недели.

4 этап – заключительный, он включает в себя вопросы влияния различных факторов среды на здоровье человека. На протяжении этого этапа будет проведён анализ реализации программы , соотношение результатов поставленным целям. Продолжительность -3 недели.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 этап - ознакомительный

1 Путешествие в страну Здоровье формировать убеждения о здоровом образе жизни и о здоровье как самой главной ценности 30 мин . Игра-путешествие

2 Здоровый нищий счастливее больного короля Воспитать ответственное отношение к своему здоровью 30 мин. Беседа, игра

2 этап – основной

№п\п Тема занятий Содержание Кол-во часов Формы работы

3 Почему мы не груши с ватными ногами Выявить основные характеристики костей, их строение и химический состав 30 мин. Беседа, кроссворд

4 Каждый из нас – рыцарь в латах Показать связь с процессами, происходящими во всем организме 30 мин. Игра –путешествие

5 Как стать Геркулесом Формировать бережное отношению к своему здоровью 30 мин. Игра- конкурс

6 Конвейер наоборот Сформировать понятие о правильном питании 30мин. Рассказ, беседа

7 Дом языка Познакомить воспитанников с топографией органов пищеварения 30мин. Беседа

8 Витамины-основа жизни Познакомить воспитанников с видами витаминов , их значением для организма

30мин. Беседа, тестирование

9 Питание и здоровье Формирование личностной позиции по вопросам рационального питания

30 мин. Проблемная беседа, игра

10 Для чего нужна кровь Раскрыть связь строения сердца с его функцией 30 мин. Беседа, практическая работа

11 Береги глаз смолоду Обосновать правила гигиены зрения 30 мин. Беседа, практическая работа

12 Зачем человеку уши Сформулировать знания о значении слуха в жизни человека 30 мин. Беседа, игра

13 Нарушение осанки и плоскостопие Разъяснить отрицательные последствия нарушения осанки и плоскостопия 30мин. Беседа, практическая работа

14 Возрасты жизни Познакомить воспитанников с периодизацией жизни человека 30мин. Беседа

15 Биоритмы Рассмотреть, каким образом биоритмы влияют на здоровье человека, его работоспособность

30мин. Беседа, тестирование

16 Наш темперамент Познакомить воспитанников с типами темперамента, особенностями нервной деятельности человека, классификацией темпераментов 30мин. Познавательная игра

17 Как стать умнее (внимание и память) Углубить знания воспитанников о высшей нервной деятельности 30мин. Беседа, игра

18 Этот коварный грипп Выяснения причин и профилактика гриппа 30мин. Беседа, кроссворд

3 этап – вредные привычки

№п\п Тема занятий Содержание Кол-во часов Формы работы

19 Наркомания – страшная болезнь Дать воспитанникам представление о наркомании как о факторе, разрушающем здоровье.

30 мин. Беседа

20 Вред алкоголя Показать влияние алкоголя на организм человека 30мин. Беседа

21 Курение – иллюзия или реальность Вызвать негативное отношение к курению 30мин. Беседа, театрализация, анкетирование

4 этап – заключительный

№п\п Тема занятий Содержание Кол-во часов Формы работы

22 Мода и здоровье Привлечь внимание воспитанников к проблемам современной молодежной моды и связанными с ней медицинскими проблемами 30мин. Беседа

23 Экология жилища и здоровье человека Показать взаимосвязь состояния здоровья человека и среды его обитания 30мин. Беседа

24 Формула здоровья Воспитывать разумное и бережное отношение к собственному здоровью 30 мин Беседа, практическая работа

Проблемы адаптации ребёнка, попавшего в детский дом, реабилитации детей девиантного поведения, интеграции воспитанников в общество являются важными в деятельности социального педагога. Реабилитация ребёнка происходит с помощью медиков, психологов, педагогов, социальных педагогов и других специалистов детского дома.

Реабилитация - это комплексная, многоуровневая, этапная и динамичная система взаимосвязанных действий, направленных на восстановление человека в правах, статусе, здоровье, дееспособности в собственных глазах и перед лицом окружающих. Она включает аспекты профилактики и коррекции отклонений (19, С. 145).

Медицинская реабилитация полагает проведение комплекса оздоровительных и лечебных мероприятий (15, С. 208). Она включает в себя: организацию усиленного и сбалансированного питания;

витаминизацию, вакцинацию и ревакцинацию;

обеспечение медицинскими средствами коррекции (медицинские препараты, очки, слуховой аппарат и др.);

организацию профилактических медицинских осмотров.

Основные организаторы медицинской работы: врач, медсестра, коррекционный педагог учреждения ременного пребывания ребёнка, психотерапевт.

Психологическая реабилитация связана с проведением занятий по снятию тревоги, беспокойства, напряжения ребёнка в детском доме.

Таким методом может служить игротерапия, использование разного вида игр. Это могут быть игры в образах, игры, основанные на литературных произведениях, на импровизированном диалоге, на сочетании пересказа и инсценировки. Ценность этого вида терапии определяется тем, что в игре проявляется неизвестная нам форма преодоления травмирующих переживаний. Снимается психическое напряжение, формируется способность восприятия новых впечатлений и происходит перенос фантазии детей на темы, не связанные с насилием.

В рамках психологической реабилитации могут использоваться различные метод арттерапии, то есть терапии средствами искусства. Например, ожжет применяться метод музыкотерапии - использования в работе с детьми музыкальных произведений и музыкальных инструментов. Библиотерапия - метод воздействия на ребёнка, его переживания, чувства посредством книг. Подбираются литературные произведения, в которых описаны страхи детей, переживания стрессовых ситуаций, найден выход из них. Логотерапия как метод разговорной терапии предполагает разговор с ребёнком, направленный на вербализацию эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний.

Ещё один эффективный способ коррекции поведения воспитанника - метод моритатерапии. С помощью этого метода ребёнок становится в ситуацию, когда необходимо произвести хорошее впечатление на окружающих. Специалист предлагает ребёнку высказать своё мнение о чём-то и корректирует его умение высказываться, давать оценку, соответственно вести себя (мимика, интонации, жесты). Этот метод помогает воспитывать культуру поведения (20, С. 59-65).

Педагогическая реабилитация полагает проведение дополнительных занятий по программе общеобразовательной школы, а также коррекционных занятий.

Социальная адаптация полагает успешное освоение воспитанниками социальных ролей в системе общественных отношений. Социальная адаптация происходит через формирование и развитие навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых умений и навыков (11, С. 320).

Целесообразно организовывать жизнедеятельность воспитанников детских домов с элементами семейной жизни, прежде всего создавать

Разновозрастные группы, в которых доминируют отношения, близкие к семейным. Особо следует остановиться на методике работы с контрактной сетью ребенка (6, С. 140 - 158). В шведской практике социальной работы с ребенком, утратившим родителей, эта методика, разработана на основе социологической теории У. Бронденбреннера, является краеугольным камнем в терапевтической работе с ребёнком. Эта теория описывается им в целом ряде трудов, однако наиболее полно излагается в его работе 1997 г. «К экспериментальной экологии человеческого поведения». Основанная на общей теории систем, теория экологических систем предоставляет социальному работнику возможность проанализировать бытие ребёнка во всей его сложности. При этом анализу подвергаются не только сами системы, в которые включен ребёнок, но и механизм взаимодействия, и характер влияния этих систем друг на друга. Задачей специалиста, использующего метод работы с контактной сетью, является активизация, мобилизация всего социального окружения ребёнка на оказание помощи, влияния на кризисную ситуацию с целью нормализации его положения. В отечественной практике по охране детства данное направление также занимает важное место, и его использование регламентируется рядом инструктивно-методических материалов по вопросам охраны детства прошлых лет.

Оторванность от семьи ребёнок переживает как отсутствие корней. В этой связи выдающийся российский практик В.В. Католиков говорит о том, что «никакой, даже самый распрекрасный интернат не заменит самую неблагополучную семью». Современные специалисты интернатных учреждений неоднократно наблюдают случаи уходов детей(особенно это касается детей подросткового возраста) из интернатов и возвращения их в крайне неблагополучное семейное окружение. Английский психотерапевт Д. Боулби в этой связи обращает внимание на неоправданность веры в то, что ребёнок забудет свой дом и начнёт жить сначала, если его куда-нибудь переместить и предоставить хорошие условия, и сделает это ещё быстрее, если в предыдущей семье ему было плохо (отсутствие заботы, насилие). С этим необходимо считаться: пусть общество лишило горе-родителей родительских прав, чтобы воспитать их детей в более здоровой обстановке, но для детей эти люди всё равно остаются родными. Следует бережно сохранять это детское трепетное отношение к своим биологическим родителям. Именно поэтому уже с момента помещения ребёнка в интернатное учреждение следует предпринимать попытки изучения и расширения его контактной сети. Одновременно с этим работа с контактной сетью ребёнка позволяет откорректировать или смоделировать историю его жизни.

Любые контакты детей с их семьями должны быть спланированы в соответствии с интересами ребёнка, а не взрослых.

Выделим положительные стороны контакта детей с родителями, родственниками, близкими людьми:

Создание и расширение контактной сети ребёнка с момента его прибытия в учреждение временного содержания позволяет несколько раздвинуть рамки самого учреждения и оптимизировать процесс приспособления ребёнка к новой социальной среде и условиям жизни.

Встречи со значимыми людьми (тёти, дяди, бабушки, старшие братья, сёстры и просто хорошие знакомые ребёнка) позволяют укрепить самооценку ребёнка. Д. Торнберн, исследовавший влияние личных встреч с близкими людьми на ребёнка в своей «Книге о защите ребёнка» (1995 г.) говорит о том, что такие встречи увеличивают способности ребёнка, включая способность к обучению, уменьшают риск неприятия ребёнком места настоящего пребывания, помогают преодолевать кризисные ситуации.

В ходе контактов со значимыми и близкими людьми ребёнок получает дополнительную информацию о себе. Контакт позволяет избежать разрушительных чувств потери родителей, формирует у ребёнка необходимое чувство семьи и персональной идентификации. Это следует учитывать при работе с историей жизни ребенка.

Исследования, проводимые в Великобритании, на что ссылаются Л.Я. Олифиренко и Т.В. Шульга, выявили четкую связь между высоким уровнем контакта и возвращением детей из государственных учреждений обратно в семью. Даже при долгосрочном пребывании ребенка вне семьи контакт может помочь ребенку установить связи со своим прошлым. Дети, много лет находившиеся на воспитании в различных учреждениях возвращаются домой, и это положительно сказывается на их дальнейшем развитии. Дает ребенку чувство безопасности, знаю, что родители любят его и заинтересованы его благополучием.

Создание и расширение контактной сети ребенка позволяет оптимизировать процесс подбора замещающих родителей, поскольку обеспечивает более широкий выбор кандидатов.

Отсутствие контактов с семьей оставляет не решаемыми вопросы относительно истории семьи, культуры и личной идентичности ребенка.

Прямой или косвенный контакт с кровными родителями или с родственниками, другими значимыми для ребенка людьми может удовлетворить многие потребности ребенка:

Предоставить ребенку возможность реального понимания обстоятельств, приведших к разлуке с родителями;

Дать возможность осознать свою потерю;

Позволить формировать и развивать привязанность к новым родителям с благословления его кровных родителей;

Убедить ребенка в том, что биологические родители или другие родственники продолжают заботиться о нем; это укрепляет чувство собственного достоинства ребенка;

Заверить ребенка относительно благополучия кровных родственников, особенно родных братьев и сестер;

Обеспечить получение большого количества информации о своей личности, истории семьи; предоставить ребенку социогенеалогической связи.

Кроме того, со временем подавляющее большинство оправдывает и идеализирует своих родителей, даже если они жестоко с ними обращались- мы все нуждаемся в знании о «хороших родителях». У многих детей на самом деле существовали теплые отношения с матерью, о которых он помнит, и только то, что женщина страдала алкоголизмом, не позволило ей продолжать оставаться хорошей матерью. Воспитывать приемного ребенка нельзя этого не учитывать.

Решение о возможности контакта может быть принято после анализа следующих моментов:

пожелание ребенка и его чувство относительно контакта;

его отношения с кровными родственниками, включая родных братьев и сестёр;

эмоциональное, физическое и психическое развитие ребёнка, его соответствие возрастным нормам;

отношения родственников с ребёнком, их мнение относительно семьи, в которой воспитывается ребёнок, предыдущий опыт контактов;

здоровье родителей, эмоциональное состояние и образ жизни;

конфликты, которые могут возникнуть и возможность их предотвращения.

Польза от контакта с биологическими родителями зависит от характера их взаимоотношений с ребёнком. Нельзя недооценивать прежние привязанности ребёнка, которые могли быть тесными. Однако иногда контакт может быть нецелесообразным, особенно после серьёзной травмы и/или жестокого обращения. Необходима тщательная оценка индивидуальной истории ребёнка, и его прошлых отношений с родственниками.

Формы контактов детей с родителями и родственниками. Контакт охватывает различные формы прямой или косвенной связи между ребёнком и усыновителями и прежними родственниками ребёнка: биологическими родителями, родными братьями и сёстрами и т.п. Прямой контакт помимо непосредственных встреч может включать в себя обмен письмами, подарками, видео и фотографиями или телефонными звонками. Косвенный контакт это любая связь через третье лицо (инспектора по охране детства). Он может быть только между взрослыми, и ребёнок может знать или не знать о нём. Формами контакта могут выступать написание писем маме и их складывание до той поры, когда мама отыщется или ежевечерние заочные пожелания маме «Спокойной ночи».

Проблема социализации детей-сирот является одной из ключевых в деятельности детских домов . При выходе из их стен выпускники зачастую оказываются неподготовленными к взрослой жизни, не имеют надлежащего социального опыта, не получают соответствующей помощи. Бывают случаи, когда выпускники не знают элементарных вещей, необходимых для самостоятельного существования: как распоряжаться деньгами, как следить за чистотой в доме, заваривать чай и чем заниматься в свободное время. Повышенная внушаемость и психическая неустойчивость делают их объектами для преступных элементов.

Социализация как накопление начального капитала для выпускников детских домов должна иметь твердую социальную, правовую и экономическую основу. Центром этой работы выступает формирование социальной защищенности, в конечном счете обеспечивается экономическая самостоятельность воспитанников школ-интернатов, их экономическая независимость.

Для социальной адаптации детей-сирот, воспитанников детских домов и школ-интернатов необходимо развивать навыки и способности к различным видам трудовой деятельности. В условиях рынка дать а руки конкурентоспособные специальности. Важно формировать общую положительную направленность личности ребёнка, увлекая его каким-либо делом, способствующим повышению его самооценки.

Вместе с психологами социальный педагог занимается проблемами профессионального самоопределения выпускников (беседы о профессиях, экскурсии на предприятия, беседы о системе образования и др.); освоения ими различных социальных ролей человека в обществе (патриот, член общества, член семьи, потребитель, профессионал и др.)» ознакомления со структурой и функциями семьи; формирование адаптивных механизмов, позволяющих приспособиться выпускнику к жизни после выхода из детского дома (например, проведение бесед на тему «Как подготовиться к вступительным экзаменам?», «Как пользоваться разными видами транспорта?», «Как заполнить документы на коммунальные платежи?» и т.п.). Социальный педагог использует для решения этих задач деловые игры, упражнения, тренинги, поощрения, наказания, беседы и др.

Задача социального педагога - составить индивидуальную программу развития воспитанников, т. е. фактически представить, каким должен быть выпускник детского дома, учитывая, какой он сейчас. Для этого социальный педагог вместе с воспитателем анализирует все документы, которые есть у ребёнка, его проблемы, ищет пути выхода из создавшейся ситуации.

Сложный воспитательный процесс в детском доме требует от воспитателей уяснения не только его сегодняшних, текущих задач, но и раскрытия тенденций развития как ребёнка, так и коллектива, в котором он находится. Одна из главных задач при этом - формирование гуманных отношений, которые выражаются в бескорыстной моральной помощи всем, кто в этом нуждается; в уважении другого человека, в чуткости, эмоциональности, отзывчивости на чужое горе и чужую радость, на переживания другого; в бережном отношении к достоинству человеческой личности.

Разделы: Общепедагогические технологии

Конечной целью работы учреждений для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, является социальная адаптация воспитанников в современных жизненных условиях, установление их психического равновесия и создание для них устойчивого эмоционального климата. По разработанным программам, высококвалифицированными специалистами осуществляются всесторонняя реабилитация, развитие и воспитание детей, по воле судьбы попавших в учреждение интернатного типа. Но тем не менее. при проведении более глубокого анализа работы, очевидным остаётся тот факт, что проблема сиротства здесь решается частично, поверхностно и практически не даёт желаемых результатов при подготовке воспитанников к самостоятельной жизни. Это говорит о том, что система интернатного сопровождения детей, нуждающихся в государственной защите, устарела. Абсолютно актуальным и предельно понятным стало то, что нужно изменять условия проживания и сопровождения таких детей. Наиболее эффективной является форма семейного воспитания, т.е. помещение ребёнка в приёмную семью, поскольку только семья может оказать на него то влияние, которое не заменят никакие искусственно созданные условия.

Администрация муниципального образования города Мегиона дала возможность нашему учреждению начать осуществление перехода к семейным формам сопровождения детей, для чего и была разработана эта программа. Но поскольку, помещение детей в семейную группу, это пока ещё инновация, и используется в России не во многих регионах, испытываются трудности в отсутствии нормативной базы, необходимой для обеспечения работы в данном направлении. Надеемся на то, что в ближайшее время на федеральном уровне будет разработан и принят ряд документов, обеспечивающий качественный и эффективный переход к воспитанию детей в семейных группах.

1.Паспорт программы:

1. Наименование программы:“Личностное становление детей, нуждающихся в государственной защите”.

2. Основания для разработки программы: изменение специфики работы учреждения в связи с изменением статуса учреждения.

Программа разработана на основании следующих нормативных документов:

  • Федеральный Закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ “ Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации (с изменениями от 10,25 ноября 2002 года, 10 января 2003 года).
  • Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2000 года № 25 “Об утверждении рекомендаций, об организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (с изменениями от 23 января 2004 года).
  • Федеральный Закон от 24 июня 1999 года 120–ФЗ “ Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних” (с изменениями от 13 января 2001 года).
  • Федеральный Закон от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ “ О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (с изменениями т 8 февраля 1998 года, 7 августа 2000 года).
  • Постановление Министерства Труда РФ от 30 января 1997 года №4 “ Об утверждении порядка приёма, содержания и выпуска лиц, находящихся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации”
  • Конституция РФ.
  • Конвенция о правах ребёнка.

3. Заказчик программы: администрация муниципального образования города Мегиона.

4. Основные разработчики программы: заместитель директора по воспитательной работе Ирина Анатольевна Келлер.

5. Цель программы: создание оптимальных условий для успешной социализации и интеграции в обществе детей, нуждающихся в государственной защите, путём развития различных форм их семейного жизнеустройства и проведения комплексных мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений.

6. Задачи программы:

  • обеспечить детям условия проживания, максимально приближенные к домашним.
  • формировать у детей основные понятия об этикете, психологии семейных отношений и семейных ролях, осуществляя таким образом подготовку к будущей семейной жизни;

7. Сроки реализации программы: 2004 – 2009 года.

8. Перечень основных подпрограмм:

  • программа коррекционно-логопедического обучения;
  • программа психолого-социального становления ребёнка в изменённых социальных условиях посредством коррекции самовосприятия, самоотношения и отношения к окружающим “Самопознание”;
  • программа психологической помощи младшим школьникам с эмоциональными нарушениями и отклонениями в поведении;
  • программа психологической помощи подросткам с нарушениями эмоциональной сферы и отклонениями в поведении;
  • примерная программа коррекционно - развивающих занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, имеющими проблемы в обучении, поведении и общении;
  • программа психологического обеспечения семейных групп;
  • программа профилактики приобщения и зависимости от ПАВ;
  • программа тренинга для детей и взрослых, организующих семейную группу;
  • программа работы социальных педагогов.

9. Перечень разделов программы:

  • Социальная защита и воспитание детей
  • Методическая работа.
  • Взаимосвязь с учреждениями и предприятиям города.
  • Предполагаемый результат.
  • Приложения.

10.Исполнитель программы: администрация и педагогический состав МУСО “Наш дом”

11. Источник финансирования программы: бюджет муниципального образования города Мегиона

12.Система организации контроля за исполнением программы:

внутриучрежденческий контроль, контроль со стороны Департамента труда и социальной защиты населения, а также администрации муниципального образования города Мегиона.

13. Предполагаемый результат:

снижение уровня беспризорности детей, попавших в трудную жизненную ситуацию; успешная их социализация и интеграция в общество; полный переход в сопровождении и воспитании таких детей от учреждения интернатного типа к семейным группам.

2.Пояснительная записка:

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА ОБ УЧРЕЖДЕНИИ

Наше учреждение было организовано решением администрации г.Мегиона в 1993 году как учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Статус основания – детский дом. 23 марта 2004 года решением Главы муниципального образования детский дом был перепрофилирован в муниципальное учреждение социального обслуживания “Центр помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей” За время существования нашего учреждения через него прошли 109 воспитанников. Из них: 46 выпускников. Шесть воспитанников возвращены к родителям, как временно помещённые; 7 детей возвращены к родителям, восстановленным в родительских правах; 10 – ушли под опеку и 4 воспитанника усыновлены. На 01.08. 2004 года в Центре воспитывается 36 детей в возрасте от 4 до 18 лет. Это дети, оставшиеся без родителей по причине их смерти, болезни, лишения родительских прав, нахождения в местах лишения свободы.

Структура МУСО состоит из управленческого аппарата, отделения социальной реабилитации со стационаром и оказанием социально-правовой помощи, где находятся дети, поступившие в детский дом несколько лет назад и не достигшие совершеннолетия, и семейных групп – открытых сравнительно недавно. . Готовится к открытию группа дневного пребывания для детей, проживающих в биологических семьях, но не имеющих нормальных жизненных условий. Это депривированные дети, страдающие отсутствием заботы, любви, ласки со стороны самых близких и родных людей. В семейных группах проживают дети младшего и среднего возрастов. У нас их две, по 6 воспитанников в каждой. Работают с детьми и одновременно проживают с ними в специально приобретённых муниципальным образованием города домах, семейные пары, прошедшие процедуру отбора в воспитатели семейной группы.

СВЯЗЬ МУСО “НАШ ДОМ” С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ Г. МЕГИОНА (Приложение 1)

В МУСОШ №7 обучается – 9 воспитанников – 25%;

В МОУ СОШ №6 – 6 воспитанников – 16,6%;

В СШ № 8 – 6 воспитанников – 16,6%;

Вечерняя школа- 4 воспитанника – 11%;

Профессиональный лицей- 4 воспитанника – 11%;

Нижневартовский социально-гуманитарный колледж- 1 воспитанник – 2,3%;

Музыкальная школа – 1 воспитанник – 2,3 %;

Учебно-производственный комбинат – 5 воспитанников- 13,8%.

Вышеприведённая информация может быть выражена в диаграмме “Занятость воспитанников в учебных заведениях” (Рисунок 1)

Из 46 выпускников, вышедших из стен нашего учреждения, почти все получили средне-специальное образование, за небольшим исключением. К сожалению, есть воспитанники, которые по определённым причинам не работают и не обучаются после окончания

средней школы (инвалидность, бродяжничество, безработица, УСН). Процент таких детей небольшой. Почти все они состоят на учете в службе занятости и получают пособие по безработице. Данная информация выражена в диаграмме (Рисунок 2)

Сопровождение воспитанников осуществляют 78 работников учреждения, 33 из которых –педагогический состав Центра.

Педагоги учреждения постоянно повышают уровень своей профессиональной компетентности посещая курсы повышения квалификации, обмениваясь опытом работы с учреждениями аналогичного профиля городов Нижневартовск, Лангепас, Мегион и др.

К 2005 году полностью все педагоги учреждения будут иметь профессиональную категорию, с наиболее высоким порядковым номером по сравнению с сегодняшним днём (поданы заявления на аттестацию: на высшую категорию – 3 человека; на первую – 5 человек; на вторую – 3 человека) Уровень профессиональной компетентности педагогов выражен в диаграммах (Рисунок 3 и рисунок 4)

Координатором педагогического процесса является заместитель директора по реабилитационно-воспитательной работе.

В учреждении непосредственно с детьми кроме педагогов-воспитателей и социальных работников работают: педагог-организатор, педагог дополнительного образования, физинструктор, 2 инструктора по труду, логопед, психолог, социальные педагоги, библиотекарь, дежурные по режиму.

Учреждение работает в режиме круглосуточного функционирования, поскольку основной контингент воспитанников проживает здесь постоянно. С 1993 года учреждение строит свою работу по типу семейного проживания разновозрастных групп, в которых объединяются дети по психофизиологической совместимости. Это семейно-воспитательные группы. В настоящее время на территории Центра в отдельных корпусах проживают 3 такие группы, по 7-10 воспитанников в каждой. Условия проживания максимально приближены к домашним.. Организовывают работу с детьми в этих группах 5 воспитателей. В каждой группе созданы условия для социальной адаптации ребёнка в повседневной жизни: есть гостиные, кухни, спальные комнаты, санузлы. Для социальной и психологической реабилитации детей в учреждении имеются: музыкальный зал, библиотека, функционирует досуговый клуб занятий по интересам, работает швейная мастерская и оборудуется столярная мастерская. Закуплено оборудование для открытия физ.кабинета в медицинском блоке.

На сегодняшний день материальная база учреждения способствует развитию воспитательного процесса и реабилитационной работы с детьми группы риска, проживающими как в Центре, так и за его пределами.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Конечной целью учреждений для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, является социальная адаптация воспитанников в современных жизненных условиях, установление их психического равновесия и создание для них устойчивого эмоционального климата. По четко разработанным программам осуществляются всесторонняя реабилитация, развитие и воспитание детей, попавших по воле судьбы в учреждение интернатного типа.

С ними работают группы высококвалифицированных специалистов и педагогов, используются всевозможные методы и приёмы работы, разрабатываются и внедряются различные инновации для эффективного достижения поставленных целей и задач. Учреждение, подобное нашему, становится для воспитанников, находящихся в его стенах, основной и единственной моделью социального мира. Но тем не менее, при проведении более глубокого анализа остаётся очевидным тот факт, что проблема сиротства здесь решается частично, поверхностно и, практически, не даёт желаемых результатов при подготовке воспитанников к дальнейшей, самостоятельной жизни.

Отслеживая жизнедеятельность выпускников интернатных учреждений, мы убеждаемся в том, что у наших бывших подопечных

  • не сформированы некоторые необходимые жизненно-важные навыки практического и материального порядка;
  • есть существенные трудности в общении с окружающими;
  • проявляются неумения противостоять асоциальным явлениям;
  • имеются затруднения в построении собственной семьи и личной жизни;
  • присутствует неумение дифференцировать роли мужа и жены в собственной семье;
  • отсутствуют навыки взаимопомощи.

Отмеченные выше недостатки говорят о том, что система интернатного сопровождения детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, устарела. Возникла необходимость внесения педагогических корректив в сопровождение детей группы риска.

Конвенция ООН о правах ребёнка декларирует”… ребёнок, который временно или постоянно лишён своего семейного окружения, или в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством”. Наиболее эффективной эта помощь будет считаться при помещении ребёнка в приёмную семью.

Семья оказывает то влияние на ребёнка, которое не заменят никакие педагоги, никакие специально искусственно созданные условия.

Абсолютно актуальным и предельно понятным на данном этапе работы нашего учреждения стало то, что необходимо осуществлять плавный переход к системе семейного сопровождения детей, находящихся в Центре. В апреле 2004 года была открыта первая семейная группа для воспитанников дошкольного и младшего школьного возраста.. Дети в количестве 6 человек воспитываются семейной парой, прошедшей тщательную процедуру отбора в воспитатели, и проживают в отдельном капитальном доме, приобретённом для этой цели муниципальным образованием города Мегиона. Приусадебный участок купленного дома составляет 1572 кв. метра, что дает возможность приобщать детей к сельскохозяйственному труду. За 6 месяцев существования этой семейной группы уже виден колоссальный социальный эффект в личностном становлении каждого ребенка. В сентябре 2004 года открыта вторая группа на тех же условиях

(закуплен еще один дом в том же месте). Здесь проживают воспитанники средней возрастной группы в количестве 7 человек. В перспективе покупка ещё одного дома. Таким образом конечной целью нашего учреждения является помещение воспитанников, находящихся в отделении социальной реабилитации со стационаром (т.е. бывших воспитанников детского дома) в семейные группы.

Семейные группы курируют и сопровождают социальная и психологическая службы

учреждения.

Все приобретённые для наших воспитанников дома расположены в одном месте, рядышком друг с другом. Поэтому созданная маленькая “детская деревенька” позволит детям беспрепятственно общаться, развивать общие интересы, поддерживать дружеские отношения, совместно проводить время при всём при том, что дети будут проживать в разных семьях.

Для достижения выше поставленных целей в МУСО “Наш дом” разработана программа

“ Личностное становление детей, нуждающихся в государственной защите”

3.КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ.

23 апреля 2004 года детский дом “Наш дом” приобрёл новый статус муниципального учреждения социального обслуживания и стал “Центром помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей “Наш дом”. Отличительными чертами реорганизации учреждения были преемственность, укрепление позиций специалистов, усиление социальной значимости Центра уже как специализированного учреждения в системе социальной защиты. Потребовали пересмотра программы учреждения. Приоритетным направлением дальнейшей работы стало жизнеобеспечение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, по инновационным методам. Предпочтение было отдано воспитанию в семейных группах, поскольку наравне с огромным социальным эффектом в воспитании детей мы имеем и материальную выгоду. Переход на такую форму работы повлечет за собой изменение штатной структуры учреждения, что значительно сократит расход на одного ребёнка. Кроме детей, находящихся сегодня в Центре, администрация МУСО несёт ответственность и за детей, нуждающихся в государственной защите и проживающих в биологических семьях на территории посёлка Высокий. Специалисты учреждения уже приступили к изучению детей этой категории и в ближайшее время будет составлен банк данных, что значительно облегчит работу в этом направлении. Семейная группа – это одна из форм патронатного воспитания. В основе её деятельности лежит идея разделения ответственности за ребёнка между Администрацией Центра и воспитателями семейной группы. Администрация берёт на себя ответственность за решение социальных проблем, обеспечение потребности в образовании, медицинской и психологической помощи воспитанников. Воспитатели отвечают за жизнь, развитие и воспитание. Воспитателями в обязательном порядке являются семейные пары, работающие в Центре по трудовому договору (контракту). Организация жизнедеятельности детей в семейной группе основывается на совокупности принципов информированности, психологической поддержки, диалогичности в общении и взаимодействии, принципе сочетания свободы и ответственности. Помещение ребёнка в семейную группу – это инновация, как уже говорилось выше. Проблема на сегодняшний день заключается в обеспечении работы по данному направлению нормативной базой. Данный опыт уже используется в России во многих учреждениях для детей- сирот и детей, нуждающихся в государственной защите, но на условиях эксперимента. В своей работе мы широко используем опыт этих учреждений. При открытии семейных групп в МУСО были использованы ключевые и основополагающие моменты международного проекта “ТАСИС”, опыт работы Московского детского дома №19, Лангепаского Реабилитационного Центра. Огромную роль в формировании системы взглядов на новую форму сопровождения детей группы риска сыграли Католиковские чтения, ежегодно проводимые в Москве, а также курсы при Институте по Защите прав человека. Воспитание в семейных группах - наиболее эффективное и перспективное направление в работе с детьми, нуждающимися в помощи. Надеемся на то, что в ближайшее время на федеральном уровне будет разработан и принят ряд документов, позволяющий проводить работу в данном направлении более качественно и целенаправленно

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ.

Создание оптимальных условий для успешной социализации и интеграции в обществе детей, нуждающихся в государственной защите, путём развития различных форм их семейного жизнеустройства и проведения комплексных мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений

  • обеспечить детей питанием, одеждой; создать нормальные условия проживания;
  • оказать помощь в решении жилищных, финансовых и других социальных вопросов, касающихся жизнеобеспечения детей;
  • создать условия для физического и духовного развития детей, стимулировать позитивные изменения в их личностном развитии;
  • создать условия для успешного осуществления процессов самовыражения ребёнка и развития его способностей;
  • формировать у детей основные понятия об этикете, психологии семейных отношений и семейных ролях, осуществляя, таким образом, подготовку к будущей семейной жизни;
  • развивать у педагогов внутренние позитивные установки к детям группы риска с целью формирования единых подходов к воспитанию;
  • осуществить поиск новых способов и приёмов работы по нейтрализации влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребёнка и его развитие;
  • осуществить в учреждении постепенный переход от интернатных условий к семейным формам сопровождения детей, нуждающихся в государственной защите;
  • формировать и закреплять навыки ведения собственного подсобного хозяйства.

Основные формы деятельности учреждения:

Муниципальное учреждение социального обслуживания “ Центр помощи детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей “Наш дом” рассматривает несколько основных форм деятельности:

  • ребёнок временно находится в Центре до момента достижения совершеннолетия;
  • ребёнок помещается в семейную группу;
  • дети, проживающие в биологических семьях и нуждающиеся в государственной защите, временно помещаются в группу дневного пребывания;
  • ребёнка оформляют под опеку, на усыновление или возвращают в кровную семью, если появляется такая возможность (при содействии органов опеки и попечительства)

Основные направления программы:

Социальная защита и воспитание детей.

  • Коррекционно - развивающая и оздоровительная работа.
  • Методическая работа
  • Наиболее эффективной является семейная форма устройства детей, что является конечной целью нашего учреждения. Комплексная реабилитационная работа по каждому направлению реализации программы имеет 5 этапов.

    1 ЭТАП . (личностно-ориентированный)

    ЦЕЛЬ: первоначальное знакомство с детьми, прибывшими в “Центр помощи” и выбор направления деятельности относительно каждого ребёнка

    Длится до полной адаптации прибывших детей в “Центре помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей”

    Предполагает:

    • создание атмосферы доверия, уважения со стороны педагогов и сотрудников Центра;
    • безусловное принятие детей такими, как они есть;
    • создание условий для устранения тревожности, озлобленности, недоверия со стороны детей;
    • проведение доверительных бесед с целью сближения с детьми;
    • стабилизацию эмоционального фона, способствующая полному раскрепощению прибывших детей через общение с воспитанниками Центра;
    • установку на сознательное выполнение основных режимных моментов;

    2 ЭТАП (основополагающий)

    ЦЕЛЬ: формирование знаний и навыков социального взаимодействия и общежития.

    Предполагает:

    • изучение детьми своих прав и обязанностей;
    • четкость, последовательность в работе и требовательность со стороны взрослых;
    • закладка основ позитивного мировоззрения воспитанников;
    • изучение понятий нравственности, справедливости;
    • выработка первоначальных навыков общения с социумом;
    • формирование представления о семейных ролях, приобщение к положительным традициям русской семьи, формирование понятия о благополучной семье.

    Второй этап может считаться успешно завершённым только пи соблюдении всех условий первого. Это период “ близкого знакомства”, период трудностей, когда взрослый и ребёнок должны найти точки соприкосновения и воздействия друг на друга.

    3 ЭТАП (самопознание).

    ЦЕЛЬ: формирование навыков самоорганизации, саморегуляции и волевого

    преодоления жизненных трудностей.

    Предполагает:

    • выработку умения самостоятельно принимать решения по любым вопросам;
    • совершенствование навыков самообслуживания;
    • выработку умения контролировать своё эмоциональное состояние, регулировать психические процессы в рамках возможного;
    • познание жизни и самих себя путём участия в различных видах деятельности;
    • развитие способности противостоять негативным проявлениям извне;
    • формирование основных понятий об этике и психологии семейной жизни;
    • погружение ребёнка в ситуацию свободного выбора с целью развития в нём многовариантности подходов к действительности.

    Третий этап представляет собой период осознанных действий. Воспитанник берёт на себя все больше и больше самостоятельности.

    4 ЭТАП (культурно-развивающий)

    ЦЕЛЬ: формирование мотивации достижения и успеха.

    Предполагает:

    • развитие познавательных, эстетических и творческих способностей;
    • создание условий для разнообразной деятельности (клубы, кружки, походы, спорт);
    • включение ребёнка в разнообразие культурной жизни общества;
    • оказание различных видов и форм поддержки детям в различных социально приемлемых увлечениях.

    5 ЭТАП (заключительный)

    ЦЕЛЬ: формирование социальной позиции личности, личностного и профессионального самоопределения.

    Предполагает:

    • ориентацию на закон, гражданские права и личную ответственность;
    • выработку умения самостоятельного обеспечения себя за счет своего труда;
    • конструктивный стиль общения и правовые формы защиты себя;
    • саморуководство, необходимость выбора жизненного пути и персональную ответственность за него;
    • оказание помощи в правильном выборе профессии:
    • подготовку к будущей семейной жизни.

    Это заключительный этап, на котором ребёнок не может получить должного развития, если он не получил его на предыдущих этапах.

    Поэтапное осуществление работы с детьми зависит от контингента самих детей.

    Дети, находящиеся в отделении социальной реабилитации со стационаром, уже пребывают в учреждении от 3-х до 8 лет (ранее был детский дом). Естественно, что первоначальные этапы они прошли и работу с ними нужно начинать с 4-го, 5-го этапов.

    Дети, находящиеся в семейных группах, в зависимости от возраста, проходят все 5 этапов; для ребят, находящихся в группе дневного пребывания достаточно первых 2-х.

    СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

    ЦЕЛЬ: ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД ПРЕБЫВАНИЯ

    В ЦЕНТРЕ, ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА, ЗАЩИТА И

    ОХРАНА ПРАВ ДЕТЕЙ.

    Направление “ Социальная защита и воспитание детей” предполагает развитие личности ребёнка до уровня достаточной адаптированности в социуме при полной защите прав и законных интересов этого ребёнка со стороны учреждения.

    Эффективность воспитательной работы определяется чёткостью поставленных целей и задач, умением правильно выбрать методы и приёмы работы с каждым ребёнком, умением осуществлять индивидуальный подход к воспитанию, а также преемственностью в работе всех специалистов учреждения. В целях оказания помощи социально дезадаптированным воспитанникам в учреждении работает гибкая система воспитательной работы, позволяющая детям освоить и приобрести навыки самообслуживания, культуры поведения до полного уровня их сформированности.

    Организационно-методическое руководство воспитательной работой в учреждении осуществляется руководителем учреждения, заместителем директора по воспитательно-реабилитационной работе и методистом. Ответственными за качество воспитания детей являются воспитатели групп. В начале учебного года каждый воспитатель составляет свой перспективный план работы по тому направлению деятельности, которое выбрал. А именно, чтобы всесторонне добиться поставленных целей в воспитательном и реабилитационном процессах, работа с детьми ведётся одновременно по таким направлениям: правовое воспитание, развитие социально-бытовых навыков, подготовка воспитанников к семейной жизни, основы безопасности жизнедеятельности и профилактика здорового образа жизни, правила хорошего тона, общение.

    Примерная тематика занятий по вышеперечисленным направлениям расписана в Приложении 6 .

    Количество занятий по каждому направлению, разнообразие методов и форм работы определяет сам воспитатель (но не более 2-х занятий в неделю по одному направлению)

    Тема занятий ежегодно может повторяться, но значительно увеличивается объем информации и расширяется её диапазон в зависимости от этапов реализации программы.

    Уровень воспитательной работы на каждом этапе можно проследить в таблице

    “Уровень воспитательной работы на каждом этапе” (Приложение 2)

    ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ:

    • Беседа (разговор, обмен мнениями).
    • Анкетирование (заполнение опросного листа с целью получения каких-либо сведений о том, кто его заполняет).
    • Тренинг (занятие, упражнение служащие для совершенствования умений и навыков).
    • Семейные посиделки (семейный вечер, дружеское собрание с чаепитием и играми)
    • Экономические уроки (занятия, обучающие как сэкономить собственный бюджет).
    • Моделирование проблемных ситуаций (занятия, предполагающие искусственное создание определённых проблем и пути их решения).
    • Погружение ребёнка в ситуацию свободного выбора (предоставление возможности ребёнку самостоятельно принять решение в определённой ситуации)
    • Игра (тот или иной способ развлечения).
    • Метод сотворчества (совместная работа над чем-то ребёнка и взрослого)
    • Метод психологической адаптации.
    • Праздничные массовые мероприятия.
    • Вечера тихого чтения.
    • Практикумы (практические занятия, проводимые для закрепления изученного материала, темы)
    • Метод творческих возможностей. (предоставление ребёнку показать свои возможности и способности)
    • Соревнование (форма деятельности, в которой участники стремятся превзойти друг друга).

    СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ.

    Цель: создание условий для успешного укрепления физического и социального здоровья детей. Оказание помощи в получении знаний о своих законных правах и умении защитить себя.

    Задачи:

    • создать среду для формирования нравственно-правовых знаний и соответствующего социально-нормативного поведения;
    • организовать работу по профориентации детей;
    • формировать и закреплять у воспитанников понятия “долг”, “право”, “ обязанность”, “ ответственность”;
    • формировать детское правосознание;
    • знакомить детей с основами права (семейное, уголовное, гражданское, жилищное, административное)

    Ниже предлагается программное содержание деятельности социального педагога (Приложение 3)

    ЗАЩИТА И ОХРАНА ПРАВ ДЕТЕЙ.

    Цель: обеспечить полную социальную защищённость детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

    МУСО “Наш дом” несёт ответственность за:

    • восстановление жизненно-важных документов ребёнка;
    • контроль поступления денежных средств на счета воспитанников учреждения;
    • участие в решении вопросов по предоставлению жилья воспитанникам Центра;
    • контроль состояния жилья детей, на которое имеются охранные документы;
    • регистрацию детей по месту жительства, контроль своевременного получения паспортов, гражданства;
    • оформление пенсий и доплат;
    • оформление пенсий по инвалидности;
    • ведение наследственных дел с оформлением документов;
    • участие в судебных процессах в роли защитника прав ребёнка;
    • оформление пакета документов в государственный банк данных о детях, нуждающихся в государственной защите;
    • устройство выпускников на учебу и работу;
    • оформление исковых заявлений на розыск родителей и удержание алиментов в пользу ребёнка;
    • оказание помощи в решении бытовых проблем.

    СОЦИАЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

    Цель: предупреждение возможных нарушений в социальном развитии детей, проведение профилактической работы по предупреждению правонарушений и вредных привычек. Пропаганда здорового образа жизни.

    Примерная тематика профилактических бесед (Приложение 4)

    СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.

    Цель: отследить динамику социогенеза личности каждого ребёнка. Определить причины его нарушения.

    Подробное описание социально – педагогической диагностики на каждом этапе в Приложении 5

    ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА.

    • ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ – соответствие педагогического влияния природе ребёнка;
    • СОЦИОСООБРАЗНОСТИ – создание или компенсация приемлемых социальных условий для успешного развития и саморазвития ребёнка;
    • АМБИВАЛЕНТНОСТИ - организация педагогического влияния, согласованного с изменчивыми средовыми и внутриличностными условиями;
    • ПРИНЦИП ЛЮБВИ В ВОСПИТАНИИ – отказ от функциональных педагогических отношений и выстраивание глубинного, ценностного эмоционального взаимодействия;
    • ПРИНЦИП ГЛУБИННОГО ОБЩЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ – активизация собственных внутренних усилий ребёнка на самосовершенствование, мобилизацию личностных ресурсов;
    • СТИМУЛИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УСПЕХОВ В СОЦИАЛЬНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ.


    Публикации по теме