Орден дружбы народов льготы. Орден дружбы народов российской федерации

Военнослужащие, как все граждане Российской Федерации, имеют право на социальную защиту, гарантированное Конституцией РФ.

Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей - это комплекс мероприятий, предназначенных для создания условий эффективного несения военной службы; система приоритетов и механизмов по реализации законодательно закрепленных социально-экономических гарантий.

Военнослужащим устанавливается система правовой и социальной защиты, материального обеспечения с учетом занимаемых должностей, военных званий.

К членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии, компенсации относят: супругу (супруга); несовершеннолетних детей; детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения им возраста 18 лет; детей в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лиц, находящиеся на иждивении военнослужащих.

Военно-социальная работа - деятельность органов военного управления, воинских должностных лиц, реализуемая во взаимодействии с органами государственной власти, общественными объединениями по реализации установленных прав и льгот военнослужащих и членов их семей, созданию на социальных условий, необходимых для эффективного решения задач боевой готовности, укрепления правопорядка и воинской дисциплины, стабилизации высокого уровня морально-психологического состояния военнослужащих.

Социальная работа с участниками боевых действий и вооруженных конфликтов.

Участники боевых действий и вооруженных конфликтов нуждаются в постоянном внимании социальной работы с военнослужащими. Приняв участие в вооруженных конфликтах и боевых действиях, военнослужащие получают психологические травмы, ранения, различные заболевания.

Меры социальной поддержки регламентируются рядом нормативно-правовых актов. Основные законы - это ФЗ «О ветеранах» и Закон РФ «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах».

Федеральный Закон «О ветеранах» предоставляет дополнительные права и льготы военнослужащим-ветеранам боевых действий. В их число входят получение разовых льготных кредитов на приобретение строительства жилья, первоочередное бесплатное представление жилья, бесплатное обеспечение лекарствами по рецептам врачей, бесплатное изготовление зубных протезов, предоставление дополнительного отпуска на 15 суток, право на получение путевок в санатории.

Ветеранами боевых действий считаются военнослужащие: принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей; участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий Военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан с целью доставки груза во время ведения там боевых действий; лётного состава, совершавшие вылеты на территорию Афганистана во время ведения там боевых действий;

а также лица, обслуживавшие воинские части, находившиеся на территориях других государств во время боевых действий, получившие контузии, ранения, увечья или награжденные медалями или орденами за участие в боевых действиях.

Закон «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах». Данный закон действует и в отношении военнослужащих, учавствовавших в вооруженных конфликтах в Чеченской Республике. Военнослужащие, проходившие службу в ранее перечисленных территориях имеют дополнительные компенсации и льготы. Они имеют право на получение окладов по воинским должностям в полуторном размере, зачет военнослужащим-контрактникам времени службы на данных территориях в выслугу лет (один месяц военной службы считать за полтора месяца), предоставление дополнительных отпусков, предоставление в первоочередном порядке жилья после прибытия из вышеуказанных государств.

Военнослужащие, выполняющие задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, имеют право на выплату окладов в двойном размере, зачет времени службы на вышеперечисленных территориях в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях (один месяц службы идет за три месяца), предоставление дополнительных отпусков, выплату путевого довольствия за все времянахождения в командировке.

Участники боевых действий нуждаются в реабилитации. Задача военно-социальной работы состоит в выявлении лиц, которые нуждаются в реабилитации и оказывать им помощь, в которой они нуждаются. Все это должно делаться в сотрудничестве с командованием этих военнослужащих, медицинскими работниками, психологами. Может потребоваться направление в различные реабилитационные центры.

В настоящее время в разработке находится вопрос о создании государственной системы реабилитации. Она включает в себя психологические, медицинские и социальные меры, которые будут способствовать реабилитации и социальной адаптации военнослужащих.

Существует медико-оздоровительная база, включающая в себя 40 военных санаториев, 4 домов отдыха и 9 турбаз Министерства обороны Российской Федерации.

В военно-социальной работе важно сотрудничество с общественными организациями ветеранов и различными фондами. Например, общероссийский общественный фонд поддержки военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных сил РФ, специальных служб и правоохранительных органов Российской Федерации «Национальный Военный Фонд». Его основная задача -

поддержка военнослужащих и членов их семей, пострадавших при исполнении воинского долга. Фонд реализует различные программы социальной поддержи военнослужащих, в ходе которых приобретается жилье для военнослужащих, приобретаются путевки в санатории, курорты, оказывается единовременная материальная помощь.

Социальная работа с семьями военнослужащих и с женщинами военнослужащими

Семьи военнослужащих, также как и сами военнослужащие, нуждаются в помощи и поддержке. Семья следует за военнослужащим в военные городки и гарнизоны, переносит с ним все трудности, проблемы с жильем, материальные и психологические проблемы, трудности с трудоустройством членов семьи, иногда неблагоприятный для детей климат. У детей из-за частых переездов могут возникать трудности с адаптацией в школе.

Военно-социальная работа с семьями военнослужащих проводится по нескольким направлениям.

Особое внимание должно уделяться потребностям и нуждам молодых и многодетных семей военнослужащих. Должна осуществляться помощь по предоставлению жилья, материальная помощь.

Должно происходить общение командиров военных частей с членами семей военнослужащих для выявления психологической и нравственной атмосферы в семье.

Военнослужащим и их семьям нужно разъяснять нормативно-правовые акты и законы, чтобы они знали как можно улучшить свое социально-экономическое положение, на какие льготы и компенсации имеют право.

Командование воинских частей должно заботиться о проведении семейного отдыха и досуга. Детям военнослужащих должны быть организованы возможности для полноценного отдыха, предоставляться путевки в оздоровительные лагеря и санатории.

Для помощи женам военнослужащих Российское правительство приняло постановление «О порядке предоставления в 2008 году субвенций из федерального бюджета бюджетам Российской Федерации на выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву».

В военно-социальной работе с семьями военнослужащих применяют следующие формы работы:

  • · изучение обстановки в неблагополучных семьях;
  • · оказание адресной материальной помощи малообеспеченным, многодетным семьям, имеющим больных детей;
  • · предупреждение правонарушений среди подростков -- детей военнослужащих;
  • · организация летнего отдыха детей;
  • · организация вечеров отдыха военнослужащих и членов их семей, работы кружков, секций по интересам, художественной самодеятельности;
  • · работа с семьями молодых офицеров (оказание помощи в трудоустройстве жен, при рождении ребенка, устройство детей в образовательные учреждения и т.п.);
  • · психологические и юридические консультации.

В Вооруженных Силах Российской Федерации немало женщин-военнослужащих. Военно-социальная работа с женщинами военнослужащими и мужчинами-военнослужащими должна отличаться. При работе с женщинами нужно учитывать их социально-психологические характеристики, их ценностные ориентации.

Основными направлениями военно-социальной работы с женщинами- военнослужащими являются контроль за соблюдением законодательства об охране труда женщин, создание необходимых санитарных и гигиенических условий на рабочем месте, помощь в оформлении документов на выплату пособий на детей, оказание помощи и поддержки женским общественным объединениям, профсоюзным организациям в отстаивании законных прав военнослужащих-женщин, разъяснение женщинам их прав и свобод. Должен происходить контроль за тем, чтобы на рабочем месте не было дискриминации по половому признаку.

Немаловажное место в работе с семьями военнослужащих занимают женские советы. Женские советы - это общественные организации, создающиеся по инициативе женщин в военных городках, воинских частях, военно-учебных заведениях.

В работе женских советов можно выделить несколько направлений. Каждый женсовет сам решает в каких направлениях будет производиться работа. Есть несколько основных направлений.

Культурно-массовая работа проводится вместе с клубами и библиотеками в целях повышения культуры у женщин-военнослужащих, членов семей военнослужащих. В рамках этого направления проводятся встречи с деятелями культуры, писателями, художниками, создаются кружки художественной самодеятельности, клубы по интересам, проводятся праздники и вечера, организуется досуг и активный отдых.

В рамках оборонно-массовой и спортивной работы проводятся мероприятия по военно-патриотической работе, встречи с ветеранами, экскурсии в музеи, организованы различные спортивные секции, туристические походы, соревнования.

Работа с детьми выражается в связях со школами, в которых учатся дети военнослужащих, оказании необходимой помощи дошкольным учреждениям, внешкольной работе с детьми.

Также осуществляется направление социальная работа. В рамках этого направления занимаются содействием в благоустройстве жилых городков, в различных хозяйственных вопросах, созданием уюта в казармах, библиотеках и клубах.

Оздоровительная работа включает в себя пропаганду здорового образа жизни, контроль за своевременным прохождением медосмотров, организацию отдыха детей, работу по профилактике заболеваний.

При необходимости создаются и другие направления работы. Например, работа с неблагополучными семьями, работа с молодыми семьями и т.д.

Социальная работа с военнослужащими, увольняющимися с военной службы.

Военнослужащие, увольняемые со службы, нуждаются в помощи и поддержке. Уходя в запас после долгих лет службы военнослужащие испытывают стресс. К тому же за время военной службы не все военнослужащие успевают приобрести собственное жилье и после увольнения со службы жилищная проблема так и остается не решенной. В настоящее время в условиях реформирования Вооруженных Сил военнослужащих, уволенных в запас становится все больше. Поэтому социальная работа с военнослужащими, увольняющимися в запас, является в настоящее время востребованной.

Ежегодно в органы государственной службы занятости за помощью в трудоустройстве обращаются от 70 до 90 тысяч военнослужащих, уволенных

с военной службы. Из этого количества только половина находит работу. Остальные получают статус безработных. Большая часть уволенных с военной службы проживает в военных городках и гарнизонах, а там ситуация с трудоустройством военнослужащих, уволенных с военной службы, еще хуже.

Переход от военной службы к гражданской жизни длится достаточно долго и состоит из нескольких этапов:

  • 1. Этап подготовки к увольнению с военной службы.
  • 2. Этап трудоустройства.
  • 3. Этап профессионального обучения по гражданской специальности.
  • 4. Этап освоения новой деятельности.

Первый этап начинается еще во время военной службы. Примерно за три года до окончания военной службы должна начаться работа с военнослужащим. Военнослужащему рекомендуется изучить различную литературу и нормативно-правовую базу по вопросам занятости населения, по профессиональной переподготовке, трудоустройству, уволенных с военной службы. Также военнослужащий должен посетить центры занятости. Важно общение с военнослужащими уже уволенными в запас и имеющими опыт адаптации к гражданской жизни. С военнослужащим должна быть проведена работа по оценке профессиональных интересов и способностей. Рынок труда в месте проживания должен быть проанализирован и если не будет найдена подходящая профессиональная сфера, то нужно выбрать профиль переподготовки по будущей специальности.

Справочно-консультационные пункты для проведения профессиональной ориентации военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, играют немаловажную роль в проведении этой работы. Они должны быть во всех воинских частях для помощи в адаптации к новой жизни увольняемых военнослужащих, для переподготовки военнослужащих и трудоустройства.

На справочно-консультационные пункты возложены различные задачи. Основные из них это проведение мероприятий по профессиональной ориентации военнослужащих, уволенных со службы, ведение банков данных о характеристиках военнослужащих, желающих получить гражданскую специальность, проведение консультаций во вопросам переподготовки и трудоустройства, непосредственная помощь в переобучении и трудоустройстве, взаимодействие с органами местного самоуправления, образовательными учреждениями дополнительного образования, руководителями предприятий и организаций.

За социальную адаптацию военнослужащих, уволенных с военной службы, несут ответственность органы воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации.

На профессиональную переподготовку направляются военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых составляет пять лет и более, увольняемые с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по истечении срока контракта, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Социальная работа с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, и их адаптация.

Особенность социальной работы с молодыми военнослужащими объясняется возрастом 18-20 лет, который является пограничным между юношеством и взрослостью. В этом возрасте отсутствует жизненный опыт, психика еще не полностью сложена, происходят изменения в мировоззрении, которое еще не достаточно сформировано, система личностных ценностей и принципов неустойчива. Все это может вызвать трудности в адаптации при прохождении службы по призыву.

Военная служба - это полная смена обстановки, образа жизни, места нахождения, окружающих людей. Это все влияет на психологическое и физическое состояние призывника. Поэтому социальная работа с военнослужащими по призыву должна быть в первую очередь направлена на процесс адаптации призывников к новым условиям жизни и к новому окружению.

Социальная и воспитательная работа по сопровождению адаптации молодого пополнения в воинской части предусматривает следующие этапы:

  • - подготовка и прием молодого пополнения, организация первых дней его пребывания в воинской части;
  • - проведение начальной военной подготовки молодого пополнения;
  • - начальный этап службы молодых воинов в воинском подразделении.

На каждом из вышеперечисленных этапов решаются свои конкретные задачи, нацеленные на благоприятное вхождение в строй пополнения, обеспечение адаптации молодых военнослужащих к армейским условиям.

Также особое внимание должно уделяться профилактике неуставных отношений и созданию благоприятного климата в коллективе. Проблема неуставных отношений существует в нашей армии уже много лет. Но в последнее время она стоит наиболее остро. Многие будущие призывники испытывают страх перед будущей службой из-за неуставных отношений.

Наиболее важными задачами военно-социальной работы является анализ состояния воинской дисциплины и правопорядка в войсках и выработка рекомендаций по их улучшению, так как права военнослужащего на жизнь, здоровье, защиту чести и достоинства реализуются через дисциплину и правопорядок.

Социальная работа с военнослужащими, членами их семей, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

Военнослужащие, как и другие категории граждан, не застрахованы от возникновения трудной жизненной ситуации.

Трудная жизненная ситуация - это ситуация, объективно нарушающая социальные связи человека с его окружением и условия нормальной жизнедеятельности и субъективно воспринимаемая им как сложная, вызывающая потребность в поддержке и помощи социальных служб.

В среде военнослужащих и их семей можно выделить категории особо нуждающиеся в помощи и поддержке. К ним относятся:

  • · Военнослужащие, не имеющие жилья;
  • · Военнослужащие, увольняемые с военной службы;
  • · Многодетные семьи;
  • · Семьи, один или несколько членов которых больны или являются безработными;
  • · Семьи погибших и пропавших без вести военнослужащих;

Семьи, погибших военнослужащих испытывают тяжелое материальное положение. Материальное обеспечение на достаточно низком уровне, пенсии по потере кормильца не позволяют полностью обеспечить свое существование. Затруднена организация отдыха для детей, в связи с тяжелым материальным положением. Возникают сложности с устройством на работу вдов военнослужащих. Трудности возникают не только в материальном плане, но и в психологическом. У детей возникает психологическая травма, связанная с гибелью отца.

Чтобы способствовать решению проблем таких семей командованию воинских частей и подразделений нужно налаживать связи с органами государственной власти субъектов РФ, а также с органами местного самоуправления. В некоторых субъектах Российской Федерации существуют дополнительные законодательные акты, дополняющие федеральное законодательство по предоставлению льгот данным семьям.

В некоторых регионах Российской Федерации созданы дополнительные программы поддержки семей военнослужащих погибших при исполнении служебного долга. Например, в Самарской области каждый год из областного бюджета выделяются средства на бесплатное питание детей до трех лет из таких семей от детских кухонь, обеспечение скидок по оплате жилья, коммунальных услуг, телефонных счетов. Дети погибших военнослужащих обеспечиваются бесплатно лекарствами, получают бесплатно все виды лечения, путевками в лагеря и санатории.

Подобные льготы существуют и в некоторых других регионах, например, в Нижегородской области, Алтайском крае, Дагестане.

Некоторые регионы практикуют шефство над детьми погибших военнослужащих администраций, предприятий, общественных организаций, учреждений социальной сферы.

В Свердловской области функционирует несколько общественных организаций, оказывающих помощь семьям погибших военнослужащих. Например, Свердловская региональная общественная организация Союз ветеранов Чеченской войны «Долг» занимается социальной защитой ветеранов боевых действий и членов их семей. Свердловское региональное общественное движение «Семьи погибших воинов (семьи погибших, пропавших без вести, умерших от ран и болезней, умерших в плену, исчезнувших бесследно и иных не вернувшихся защитников Отечества в период Второй мировой войны)» также помогает семьям погибших воинов.

К семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, относятся также семьи военнослужащих, не имеющие жилья. Военнослужащие, не имеющие своего жилья, вынуждены снимать его, что довольно затратно. Отсутствие собственного жилья может создавать напряженную атмосферу в семье, может влиять на работоспособность военнослужащего. Если военнослужащий снимает квартиру, то могут возникнуть и материальные трудности.

Социальная работа с военнослужащими, не имеющими собственного жилья, должна вестись в нескольких направлениях. Это и оказание помощи во временном размещении семей, не имеющих жилья, в служебных квартирах или общежитиях, и содействие в аренде жилья, и своевременная выплата денежных компенсаций за наем жилья, и консультирование по жилищному законодательству и документации для получения собственного жилья.

Важную роль в работе с семьями, не имеющими жилья, играют жилищные комиссии воинских частей. Жилищная комиссия, в соответствии с Положением о жилищных комиссиях от 15 февраля 2000 г., должна рассматривать списки нуждающихся в жилье, составлять предложения по распределению жилой площади, рассмотрение писем, жалоб и заявлений по жилищным вопросам, предоставлять командиру воинской части предложения по распределению жилых площадей.

1. ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ И ЧЛЕНЫ ИХ СЕМЕЙ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

1.1 Социально-правовой статус военнослужащих и членов их семей

Правовыми основами статуса военнослужащих являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормы международного права и международные договоры Российской Федерации /9, ст.4/.

Гражданин, проходящий военную службу, является военнослужащим и имеет правовое положение, определяемое законом. Военная служба - особый вид государственной службы граждан в Вооруженных Силах РФ, других войсках (пограничные войска; внутренние войска; войска правительственной связи, обеспечивающие связь с органами военного управления; железнодорожные войска Российской Федерации; войска гражданской обороны), органах внешней разведки и федеральных органах государственной безопасности (Закон Российской Федерации /10, разд. VI, ст. 35/.

Реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в соответствии с законодательством могут также содействовать общественные объединения. Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах, гарантированных #M12291 9004937КРФК КРФ и Законом о статусе военнослужащих /9, ч. 3/. Должностные лица органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, командиры (начальники), виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Военнослужащие находятся под защитой государства. Никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность военнослужащих, кроме лиц, уполномоченных на то законодательством. Оскорбление военнослужащих, насилие и угроза применения насилия, посягательство на их жизнь, здоровье, честь, достоинство, жилище, имущество, а равно другие действия, нарушающие и ущемляющие их права в связи с исполнением обязанностей военной службы, признаются отягчающими обстоятельствами при определении ответственности и назначении наказания.

Жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные (муниципальные) предприятия, в государственные (муниципальные) учреждения и организации и на оставление на работе на государственных (муниципальных) предприятиях, в государственных (муниципальных) учреждениях и организациях при сокращении численности штата работников, а также на первоочередное направление для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки с отрывом от производства с выплатой в период обучения стипендии в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Конституцией РФ (п. 2 ст. 59) предусмотрено, что гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Согласно преамбуле Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей. В соответствии с п. 1 ст. 13 данного Закона военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, добросовестно исполняющим обязанности военной службы, по итогам календарного (учебного) года по решению командира воинской части может быть выплачено единовременное денежное вознаграждение в размере, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее трех окладов денежного содержания /17, с.1/

Можно сказать, что военнослужащие и члены их семей в РФ обеспечиваются правовой и социальной защитой и поддержкой государства и государственных социальных институтов надежно. Возникает вопрос – почему же тогда на деле такое обеспечение наблюдается на самом минимальном уровне, и благосостояние данной категории населения оставляет желать лучшего?

1.2 Основные социальные проблемы военнослужащих и членов их семей

Одна из острых проблем современных российских Вооруженных Сил - наличие нескольких статусных систем в ее рядах: официальная (формальная) «уставная» система взаимоотношений, определяемая общим законодательством и ведомственными документами (уставами, инструкциями и т.д.); «дедовская» система, т.е. неформальный, но, тем не менее, широко распространенный приоритет старослужащих солдат, насаждаемый ими самими, и угнетение, унижение новобранцев; «земляческая» статусная система, в соответствии с которой власть и влияние в воинских коллективах распределяются в зависимости от принадлежности к определенной территориальной или национальной группировке.

Вследствие социально-экономических трудностей, которые испытывает страна, задерживается выплата денежного содержания военнослужащим, распадается система материально-технического снабжения, устаревают техника и вооружение. Крушение прежней идеологической системы, в которой Вооруженные Силы занимали одно из ведущих мест как символ государственности, патриотизма, священного долга защиты Отечества от внешних врагов, отсутствие других ценностей, которые должны были прийти на смену прежним, являются причиной морально-психологического кризиса многих военнослужащих, ощущения ими бесцельности своей деятельности, падения престижа воинской службы, массового уклонения от призыва в армию, неуверенности военнослужащих в стабильности своего существования, своем будущем.

Особую группу составляют проблемы участников войн и вооруженных конфликтов, и их реадаптация к мирной жизни.

Во-первых, лица, получившие ранения или, тем более, утратившие полностью здоровье, трудоспособность, способность к социальному функционированию, не пользуются в настоящее время адекватным уровнем социального обеспечения; они и их семьи имеют целый ряд материальных, финансовых, жилищных, медицинских и социальных проблем, на решение которых ни у них самих, ни у государства в настоящее время не хватает ресурсов.

Во-вторых, эти военнослужащие, даже те, которые не получили ранений в подобных вооруженных конфликтах, являются носителями так называемого «посттравматического стрессового синдрома».

Психологический стресс приводит к развитию таких психосоматических заболеваний, как язва, гипертония, астма и др. Самое болезненное воздействие на участников таких войн оказывают отчужденность общества, развенчание целей и методов войны.

Семьи военнослужащих испытывают все проблемы, характерные для любых семей, однако у них есть и собственные трудности. Так, семья военнослужащего срочной службы лишается его заработка - нередко основного источника дохода, что при наличии ребенка ставит семью в трудное материальное положение; выплачиваемое в этом случае пособие не покрывает потребностей содержания ребенка.

Еще одна проблема семьи военнослужащего - малообеспеченность, так как его заработная плата отстает от роста стоимости жизни, тем более от специфических потребностей существования в условиях воинской службы, а дополнительный заработок запрещен законом.

Жены военнослужащих, даже несмотря на наличие высшего образования, как уже говорилось, часто не могут устроиться на работу по причине ограниченности количества рабочих мест, а пособие по безработице выплачивается только незначительной их части. Все это нередко приводит к тому, что семьи военнослужащих оказываются в ситуации социального бедствия /18, с. 354 – 357/.

Практической реализации им требований как социальной политики и социального законодательства, так и требований повседневной жизни. 3. Этические проблемы социальной работы с военнослужащими и их семьями Социальная работа является оказанием помощи индивидам или социальным группам, которые находятся в трудной жизненной ситуации, уязвимом положении, не могут самостоятельно справиться со своими...

В России возрождается благотворительность, социальная работа получает новое законодательное развитие, в вузах, в том числе и военных, готовятся кадры специалистов социальной работы. 3) закономерности истории социальной работы в России – форма концентрации знаний предмета. Закономерности выражают прочные, повторяющиеся, объективно обусловленные связи между сущностями явлений и процессов в...




На процесс социализации воспитанников, так как служит своеобразным суррогатом такой социальной среды как семья. Необходимо постоянное совершенствование социальной среды закрытого интернатного учреждения для детей ввиду необходимости приведения процессов социализации в направление течения общественной жизни. Так, если в обществе наблюдается сейчас процесс постепенного повышения материального...





Жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого гражданина, а возводится в ранг общегосударственной политики. В соответствии с Конституцией РФ в целях обеспечения социальной защиты военнослужащих в нашей стране за последние годы разработано и принято значительное количество нормативно-правовых актов о социальном обеспечении, правах и льготах военнослужащих. Основными...

1. Социально-психологическая характеристика офицерской семьи.

2. Пути преодоления конфликтов в семье.

В последнее время внимание исследователей в области семьи стало перемещаться от общетеоретических проблем, охватывающих наиболее обобщенные положения, к более локальной обстановке. Как правило это социологические исследования, затрагивающие общие признаки по одному из выбранных оснований. Так появились работы, описывающие семьи студентов, рабочих, т.е. семьи, выделенные по профессиональной тематике.

Перед ВС со всей необходимостью встает проблема исследования

семей военнослужащих. Выделение данной группы семей, представление их в виде объекта, на мой взгляд является правомерным. Опре-


деление такого объекта исследования объясняется тем, что предло-женная группа объединена четко выраженным профессиональным признаком - а именно, принадлежностью одного из членов семьи к кадровой службе в ВС, и что их представительство в достаточной степени велико. Немаловажным доводом постановки семьи военнослужащего как объекта соц. исследования, является все возрастающая потребность во всестороннем исследовании самих ВС и прежде всего их кадрового состава.

Уже в первом приближении к рассматриваемому объекту необходимо учитывать более жесткую, а как следствие и более глубокую де-терминированность семьи военнослужащего со стороны его профессиональной деятельности. Это определяется специфическими особенностями профессии военного, которые всесторонне регламентирующая законодательными актами.

Последние 10-15 лет примечательны сравнительно интересными исследованиями семьи военнослужащего в таких областях, как педагогика и психология, где были разобраны вопросы формирования семьи и подготовки курсантов к вступлению в брак. (см. канд. дис. Минко Н.И. “Воспитание коммунистического отношения к созданию семьи у курсанта.”, М., ВПА, 1976 г., с.223.)

Прямой же, вполне обоснованной и научно описанной позиции для соц. исследования создано не было, и сама проблема продолжала оставаться в тени, и сегодня изучение этой проблемы становится реальной потребностью. Это обусловлено большой значимостью с од-ной стороны и малоизученностью с другой.

По-видимому будет правомерным исследование семьи в/служащего в рассмотрении взаимосвязи с профессиональной деятельностью. Этим собственно и будет определяться как метод исследования, так и со-держательная часть. Это же определит и предмет исследования нашего объекта. Это позволит глубже вскрыть специфику изучаемого объекта, выделить то особенное, что ему присуще. При этом весьма важным и интересным является рассмотрение проблемы воздействия семьи на профессиональную деятельность.

Рассматривая проблему воздействия профессиональной деятель-

ности на семью, необходимо привести результаты следующих соц.

исследований. Это то, что 90 проц. семей в/с живет в военных го-

родках и гарнизонах в отдаленных местностях, часто не связанных


развитой инфраструктурой данной местности, а определенной целесо-образностью выполнения боевой задачи. В результате чего 33 проц. жен в/с не работают в силу отсутствия рабочих мест, 15 проц. работают не по специальности. За 10-15 лет службы семья перемещается 4 и более раз к новому месту службы, в результате чего оказывается в новой социальной среде и вынуждена приспосабливаться. Рабочий день военнослужащих не регламентируется и составляет в среднем 340-360 часов в месяц, что приводит к явно недостаточному вниманию к семье, сказывается на формировании иных ролевых характеристик членов семьи и даже ведет к деформации некоторых функций.

Начиная с 1983 года социологические и соц.-психологические исследования семей офицерского состава проводились в частях и подразделениях Московского, Ленинградского, Киевского, среднеазиатского ВО, на Тихоокеанском флоте, Балт. флоте, а так же в училищах г.г. Благовещенска, Калининграда, Коломны, Ленинграда, Рязани.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОФИЦЕРСКОЙ СЕМЬИ.

Взаимовлияние семьи и воинской службы обусловлено целым рядом причин, вытекающих из задач и целей военно-профессиональной деятельности офицера по защите Родины. Принадлежность военного человека к тому или иному Виду ВС, характер его служебной дея-тельности, дислокация частей и подразделений, их мобильность, прямая связь с боеготовностью - все это отражается на характере внутрисемейных отношений и на функционировании семьи.

Особенности функционирования семьи офицера.

СЕМЬЯ - это малая социальная группа, необходимость которой обусловлена потребностью обжества в физическом и духовном воспро-изводстве населения. Из брачных, на первый взгляд, глубоко личных отношений, вытекают последствия далеко не личные, а общественные.

Семья офицера, выполняя в основном те же социальные функции, что

и любая другая семья, испытывает большое влияние специфики


в/службы, что находит отражение в ее соц.-псих. особенностях:

Во-первых: патриотическая напрвленность, постоянная готов-ность семьи офицера подчинить свою жизнь, свою судьбу высоким требованиям, предъявляемым службой в ВС;

Во-вторых: необходимость неоднократной адаптации при переездах к новому месту службы, связанной со сменой природных, клима-тических, бытовых, социальных условий, что вызывает большие пси-хологические, физические нагрузки офицера и его семьи;

В-третьих: психологический дискомфорт, стрессы и конфликты, вызываемые нередко отсутствием жилья, возможностью трудоустроиться жене офицера, добиться места в детском учреждении, недостаточной медицинской помощью и т.д.

В-четвертых: дефицит общения офицера с семьей, жестким рег-ламентом времени, что неблагоприятно отражается на психологичес-ком климате семьи, воспитании детей, порождает неудовлетворен-ность потребностей членов семьи во внимании, заботе и т.д.

В-пятых: зависимость сплоченности офицерской семьи от высоких нравственно-психологических качеств жен офицера;

В-шестых: особая ценность и значимость для офицера домашнего очага в силу того, что служебная деятельность его исключительно напряженная, требующая полной самоотдачи для поддержания боеготовности, порой с риском для жизни.

Важнейшей естественно-биологической функцией семьи и прямым назначением является продолжение человеческого рода. Ради этой цели собственно и возник институт семьи. Однако сейчас продолжается падение рождаемости в стране. Видимо в силу этого, а так же специфики службы, семьи офицерского состава дают суженное, часто простое воспроизводство населения.Исследования прошлых лет показали, что семьи старшего офицерского состава имеют в среднем менее 2,5 детей на супружескую пару, что обеспечивает простое воспроизводство. Жены молодых офицеров предпочитают иметь, как правило, не более двух детей. Ориентация на 3 и более детей встречается крайне редко. По данным прошлых лет на 1000 - 1044 ребенка. В настоящее время ситуация остается прежней: 1-2 ребенка на семью. Только пять процентов оп-рошенных выразили желание иметь 3 и более детей.Значение репродуктивной функции семьи определяется и ростомлюдских ресурсов как одного из компонентов военного потенциала


страны. Суженное воспроизводство - следствие - недостаточность призывного контингента. Все это приводит к изменению национального состава армии, влияет на проблемы обучения, воспитания, подбора кадров и т.д. Т.о. проблема становится государственной и оказывает прямое влияние на оборонную мощь страны.

Доказано, что только нравственно здоровая семья обладает такой системой передачи социальной информации, которая позволяет ребенку осваивать ее с максимальной быстротой и полнотой.

Успешное выполнение офицерской семьей функции социализации новых поколений зависит так же от общего характера внутрисемейных отношений, от педагогической и психологической подготовки супругов к выполнению родительских ролей. Исследования показали, что основная масса офицерских семей успешно справляется с этой функцией.

Свидетельством этого является:

· более высокая успеваемость в школе детей военнослужащих по сравнению с другими;

· более активное участие в общественной работе. Однако, есть и исключения. Т.о. семьи военнослужащих играют весьма значитель-ную роль в нравственном воспитании подрастающих поколений.

Хозяйственно-производственная функция семьи офицера включает:

· ведение домашнего хозяйства;

· соблюдение бюджета;

· трудовую занятость членов семьи; и другие соц.-бытовые стороны деятельности семьи.

Сейчас социальные вопросы все более выходят на первый план.

Острейшая проблема - жилищная. Нет таких гарнизонов, где бы она не стояла. Редкая семья военнослужащего не проходит через наем квартиры, что наносит серъезный ущерб бюджету. Да и квартиру найти непросто. А дефицит жилья по ВС в среднем 10-12 процентов, а по иным гарнизонам треть семей не имеет квартиру. И это в основном молодые семьи. Отсутствие крыши над головой не способствует укреплению семьи.

В соединениях МВО, ЛВО, БФ, где проводились исследования -

1/3 также не имеет квартир, более 60 проц. нуждаются в улучшении


жилищных условий. Только 18 проц. опрошенных полностью удовлетво-рены жильем. Поэтому 80 проц. офицеров указывают на причину ссор в семье - жилищно-бытовую неустроенность. Выход из этой проблемы один - необходимо в масштабах ВС разработать и осуществить прог-рамму жилищного строительства для семей в/с.

Нет квартиры - нет прописки, а значит, практически нет работы. Исследования прошлых лет показывают: что около 1/3 жен офицеров остается вне сферы общественного труда. Анкетный опрос 1989 года показал, что в Сухопутных войсках по специальности устроены лишь 29 проц. из числа опрошенных жен офицеров, ВВС - 26 проц., ВМФ - 37 проц.

Отсутствие бытовых услуг (в большом городе их насчитывается

· 800, а в гарнизоне и 8 не наберешь), удаленность торговых точек и других предприятий в значительной мере увеличивает объем хо-зяйственной деятельности семьи офицера, это требует высокой коо-перации ее членов в процессе совместного функционирования.

Умение семьи офицера хорошо организовать свою деятельность является важнейшим условием ее стабильности. И наоборот - неумение ведет к напряженности семейных отношений и даже является одной из причин разводов в среде в/с.

Существует еще один важнейший вид жизнедеятельности семьи - организация досуга. Но на нем я подробно останавливаться не буду, так как его не представляет труда раскрыть.

Необходимо только отметить, что около 90 проц. опрошенных офицеров указали на необходимость увеличения времени для проведения досуга в составе семьи, т.к. на службе он проводит по 12 - 14 часов в сутки. Выходные имеют по 2-3 в месяц - об этом заявили 39 проц. опрошенных в СВ, в ВВС - 53 проц., ВМФ - 45 проц. Подводя итоги, можно сказать, что имеют в месяц от одного до трех выходных дней в СВ - 81 проц., ВВС - 80 проц, ВМФ - 93 проц.

Пути решения проблемы очевидны:

· больше самостоятельности;

· решить проблему жилья;

· решить проблему хоз.-бытовых и детских

учреждений, и т.д. Рекреативная (отдых) функция осуществляется

путем восстаговления физических сил, израсходованных в процессе

служебной деятельности. Как показал опрос офицеров в одной изчастей, несущих БД: после смены 16 проц. офицеров чувствуют себя


хорошо; 45 проц. - удовлетворительно; 9,9 (т.е. каждый десятый) до заступления на дежурство испытывает сильную физическую и мо-ральную усталость. Хорошее самочувствие отмечают 50,6 проц.; от-личное - 24,7 проц.. Т.о. почти четверти офицеров не удается восстановить свои силы после службы, что вызывает необходимость изыскивать дополнительные возможности для отдыха.

На сегодняшний день не удовлетворены организацией досуга более 60 проц. опрошенных офицеров. Сказывается отсутствие свободного времени. Поэтому в течении года офицер читает: в среднем 3-4 художественных произведения, 4-5 раз бывает в кинотеатре. Более 50 проц. офицеров не посещают Дома офицеров, 4 проц. бывают в нем несколько раз в год или не чаще 1 раза в месяц.

Отсутствие времени на собственное развитие может привести к существенному снижению уровня общей культуры офицерских кадров и ослаблению их положительного влияния на подчиненных.

Т.о. семья представляет собой сложную систему самых разнообразных связей, от количества, а главное, от качества которых зависит ее прочность. Чем большим числом связей соединены между собой члены семьи, чем крепче соединяющие их узы, тем стабильней и жизнеспособней семья.

Однако известно, что семья как ячейка общества развивается диалектически, через присущие ей противоречия, которые могут носить скрытый характер или переходить в открытую форму ссоры и разногласия. Противоречия в семье обычно носят локальный характер и отражают неумение супругов или членов семьи адекватно воспринимать происходящие изменения в составе и структуре семьи, в отдельных семейных функциях. Для того, чтобы помочь супругам в стабилизации их отношений необходимо знать механизм функционирования семьи, причины возникновения семейных конфликтов, пути их преодоления.

ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В СЕМЬЕ.

Стабильность брака и конфликтность в семье - две стороны одной и той же проблемы. Оптимальный путь стабилизации семейных отношений - это умение преодолевать конфликтные ситуации, возникновение которых обусловлено как индивидуальными особенностями супругов, так и их неадекватными представлениями друг о друге.


Взаимоотношения супругов, как и их семейное взаимодействие в целом труднодоступны для исследования. Концепция стадий жизненного цикла семьи позволила провести социально-психологический анализ взаимоотношений, проследить динамику развития офицерской семьи, а также выявить основные проблемы, которые она должна решать в определенные, наиболее важные периоды своего функционирования, чтобы оставаться жизнеспособной. Периодизация браков была проведена по продолжительности семейной жизни:

· 0-1 год = совсем молодые;

· 1-3 = молодые;

· 3-5 = средние;

· 5-10 = зрелые;

· 10-15 и более = пожилые.



Публикации по теме