Пенсия за выслугу лет региональным госслужащим. Пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих: структура

Федеральные государственные служащие (ФГС) – лица, обеспечивающие стабильность функционирования структур страны с получением вознаграждения из бюджета федерального уровня. Пенсионное обеспечение выплачивается госслужащим в форме дополнительного пособия, назначаемого к пенсии по старости. Величина пенсий госслужащих зависит от ранга чиновника, должности и страхового стажа. Расскажем в статье, как начисляется и оформляется пенсия федеральным государственным служащим в России.

Категории государственных служащих

Гражданские лица, занимающие должности ФГС, осуществляют правоохранительные функции, служат в налоговых органах, аппарате Правительства, Госдумы, министерств, судебных структурах и других ведомствах. Работники федеральных бюджетных органов не всегда являются госслужащими.

Для получения статуса госслужащего гражданин должен:

  1. Иметь соответствующее должности ФГС образование.
  2. Пройти проверку на отсутствие криминальных обстоятельств деятельности. Родственники соискателей также не должны иметь судимостей и иных неблагоприятных фактов биографии.
  3. Приобрести опыт работы по специальности. Исключение по наличию опыта составляют соискатели на младшие должности, для которых отсутствует требование к стажу.
  4. Пройти аттестацию с присвоением квалификационного разряда – референта, советника.

В ряде министерств применяются собственная квалификация, отличающаяся от общепринятых разрядов.

Соискатели на получение выплаты

Возможность получать выплаты по выслуге госслужащего имеют лица после оформления пенсионных выплат по старости или инвалидности. Выплата обоих видов пособия осуществляется одновременно, при этом страховая сумма выплачивается частично. Наличие других фиксированных выплат федерального или муниципального уровня дает право лицу выбрать вместо пособия за выслугу лет.

Право получения пенсии ФГС имеют лица, прекратившие службу по нескольким основаниям:

  • Реорганизация органа – сокращение штатов либо прекращения деятельности (ликвидация).
  • Наступление максимально допустимого возраста, предусмотренного для должности.
  • Утрата здоровья, не позволяющая исполнять служебные обязанности.
  • Прекращение наделенных государственным контрактом полномочий.
  • Увольнение по собственной инициативе или по соглашению сторон.

Основание прекращения службы влияет на требование о годовом обязательном сроке нахождения на должности перед увольнением – фактическом или по совокупности месяцев. Подробнее о соотношении статьи и срока службы можно узнать в ст. 7 ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ.

Для получения выплат требуется достичь минимального пенсионного возраста и стажа в ФГС. Лица, имеющие стаж в ФГС свыше 25 лет, 7 последних лет из которых были заняты на последнем месте службы, имеют право получить пособие до наступления пенсионного возраста. Лица, уволенные перед назначением выплат за выслугу лет с коммерческих организаций, не имеют права претендовать на государственное пособие вне зависимости от числа отработанных лет на должности ФГС.

Как определяется требуемый для пенсии стаж

Начиная с 2017 года минимальный стаж для получения пенсии госслужащего изменен с 15 на 20 лет замещения должностей ФГС. Принято поэтапное увеличение минимального предела с выходом на максимальную величину в 2026 году. Одновременно принято увеличение пенсионного возраста на полгода ежегодно до достижения лицами женского пола возраста 63 года, мужского – 65 лет. Зависимость минимального стажа от года:

Примером служит время нахождения в ВС РФ в зависимости от вида службы. Стаж лиц, оформленных по контракту и сверхсрочно, засчитывается как 1 день службы за 1 день работы, проходящих службу по призыву, при участии в боевых действиях или нахождении на излечении – 1 день за 2 дня работы на должности ФГС.

Определение среднемесячного заработка при расчете пособия

При расчете причитающегося пособия за выслугу лет госслужащего сумма выплат определяется по среднемесячному заработку года работы, предшествующего выходу на пенсию. Назначенные на момент увольнения пенсионные страховые выплаты в перечень сумм для начисления пособия не включаются. Кроме окладов, в состав сумм учитываемого вознаграждения включаются надбавки. Составляющие среднемесячного заработка:

Часть заработной платы Пояснение
Оклад Учитывается оклад, выплачиваемый в связи с назначенной должностью и присвоенным чином
Надбавка за выслугу лет Определяется в процентном отношении от оклада (окладов) нарастающим итогом по сумме всех периодов службы. Читайте также статью: → “ ».
Надбавка за особые условия службы Назначается к должностному окладу за ненормированный день
Надбавка за сведения, составляющие государственную тайну Доплачивается к окладу в размере, зависящем от степени допуска
Поощрения за выполнение показателей труда Основание для выплат должны быть отражены в трудовых или коллективных договорах

Поощрительные выплаты разового характера, не включенные в вознаграждение за исполнение обязанностей с указанием в договорах, в состав сумм заработка для расчета среднемесячной величины не принимаются.

При определении среднего заработка из расчета исключаются периоды, в течение которых выплачиваются страховые выплаты, например, по временной нетрудоспособности. Расчет суммы производится в стандартной форме с использованием суммы, полученной за отработанные дни и количества рабочих дней, имеющихся в периоде.

Расчет ежемесячного пенсионного пособия

При расчете суммы ежемесячных выплат по выслуге лет учитываются ограничения, установленные законодательством:

  • Сумма среднемесячного заработка лица не должна превышать 2,8 раза от оклада, установленного по должности.
  • Размер пособия составляет 45% от среднемесячного заработка при достижении минимального стажа.
  • Величина выплаты увеличивается ежегодно на 3% при росте стажа на полный год службы.
  • Предельная величина пособия имеет ограничение в размере 75% от суммы среднемесячного заработка. При определении максимально допустимого предела учитывается сумма особых надбавок, например, за награждение орденом, подтвержденные заслуги.

Лица, имеющие стаж ФГС в местах Крайнего Севера, назначают пособия с применением повышающего коэффициента. Читайте также статью: → “ ». Для лиц данной категории предусмотрен досрочный выход на пенсию. Районная надбавка устанавливается на период проживания в регионе. Право на получение доплаты утрачивается при переезде в местность, не имеющей льготной доплаты.

Пример расчета пособия

Гражданин С. замещал должность ФГС до выхода на пенсию в 2016 году. Наступление пенсионного возраста совпало с окончанием службы по должности ФГС, период работы по которой составил 20 лет. Назначенная сумма пенсии по старости составила 7 900 рублей. Средний заработок за последний год службы составил 18 200 рублей.

В ПФР был произведен расчет причитающегося пособия:

  1. Определили число лет, прослуженных сверх нормы: С = 20 –15 = 5 лет;
  2. Произвели расчет минимальной суммы заработка: Зпл мин = 18 200 х 45% = 8 190 рублей;
  3. Установили сумму, положенную за выслугу лет: П высл = (8 190 – 7 900) + 0,03 х 18 200 х 5 = 290 + 2 730 = 3 020 рублей.

Вывод: сумма назначенного пособия за выслугу лет составила 3 020 рубля. При расчете учитывается разница между минимальной суммой от заработка и назначенным пособием по старости или инвалидности и величина, исчисленная за превышение отработанного стажа над минимальным.

Оформление пенсии для госслужащих: особенности

Порядок оформления пенсии госслужащих отличается от процедуры назначения пособия другим категориям гражданских лиц. Для назначения ежемесячного пособия гражданин обращается с заявлением в кадровую службу государственного органа. Если учреждение, ведомство или орган расформирован, обращение производится к правопреемнику. Порядок оформления принят в связи с тем, что для ряда должностей выплаты производятся ведомствами, минуя ПФР.

Назначение пособия осуществляется с 1 числа месяца, в котором произведена подача заявления при условии, что право на получение пособия возникло ранее. Получение выплат производится любым из доступных способов расчетов. При назначении пособия лицо не должно находится на должности ФГС.

Причиной возникновения условия служит, по мнению разработчиков законодательных актов, признание выплаты за выслугу лет компенсаций за утрату заработка.

Документы для оформления выплат

При обращении служащего в кадровый орган требуется представить документы, подтверждающие право на получение пособия.

Документальные формы Пояснения
Паспорт соискателя Представляются подлинник и копии всех страниц вне зависимости от наличия записей
Справка о доходах Документ содержит величину среднемесячного заработка с помесячной разбивкой
Документы, подтверждающие наличие стажа на должностях ФГС Представляются справки, дубликат трудовой книжки, заверенные копии приказов
Военный билет Оригинал и копия, представляемые при необходимости
Справка из территориального отделения ПФР Документ подтверждает назначение пенсионного пособия с указанием начала и размера выплат

Документы, представляемые в дубликатах, должны быть заверены с указанием даты. Удостоверению подлинности подлежат все страницы дубликатов или первая страница при прошивке листов. Орган, начисляющий пособие, имеет право запросить оригиналы документов для сличения.

Перерасчет суммы выплат

Пенсионер имеет право получить перерасчет части страховой пенсии, выплачиваемой по старости при увеличении размера взносов. Срок перерасчета страховых выплат производится в зависимости от времени представления заявления:

  • В августе года обращения при подаче заявления в первые 6 месяцев.
  • В августе следующего за обращением года при подаче заявления во втором полугодии.
  • В августе последующих лет без дополнительного обращения.

Право на перерасчет возникает в связи с увеличением пенсионных накоплений при продолжении работы на должностях, не связанных с ФГС.

Рубрика “Вопросы и ответы”

Вопрос №1. Назначается ли пенсия госслужащему, если лицо продолжает занимать должность, но имеет достаточный стаж?

При нахождении лица на госслужбе дополнительные выплаты в связи с исполнением обязанностей ФГС не осуществляются. Трудоустройство на прочие работы, не связанные с ФГС, сохраняет возможность получения пособия.

Вопрос №2. Как поступить в случае, если лицо, получающее пенсию госслужащего, начало исполнять должность ФГС?

Выплаты пособия лицам, вернувшимся на госслужбу, приостанавливаются. О назначении на должность служащий в течение 5 дней обязан сообщить в орган, начисляющий выплаты.

Вопрос №3. Сколько времени отводится отделу кадров на оформление пенсии госслужащего?

После обращения работника для оформления пенсии, право на которую возникает при занятии должностей ФГС, отдел кадров должен проверить состав и соответствие требованиям документов с последующей передачей в ПФР или соответствующее ведомство в течение 2 недель.

Вопрос №4. Будет ли пересматриваться ранее назначенная пенсия в связи с введением изменений относительно стажа и возраста?

Лицам, получавшим до 1 января 2017 года ранее начисленную выплату, пересмотр размера пособия производится не будет.

Вопрос №5. Сохраняются ли при назначении пособия по выслуге лет льготы, надбавки госслужащим, полученные при исполнении обязанностей в других структурах?

Получение пенсионного обеспечение госслужащим не лишает лиц права на льготные выплаты, установленные по иным основаниям.

Звонок в один клик

Государственными служащими принято называть людей, находящихся на службе у своей страны. Разнообразие направлений деятельности и профессий при этом обусловлено лишь интересами государства.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Стать госслужащим может любой трудоспособный гражданин РФ, обладающий должным уровнем образования и соответствующими деятельности навыками. И каждый работник располагает обязательным правом на получение справедливого пенсионного обеспечения. Каковы особенности получения пенсионных выплат госслужащими и как осуществляется ее расчет?

Законопроект

Относительно недавно, 21 октября 2019 года, премьер-министром Российской Федерации Д.Медведевым был одобрен федеральный законопроект, касающийся повышения пенсионного возраста госслужащих.

В соответствии с положениями данного закона возраст выхода на пенсию госслужащих будет изменен с шестидесяти до шестидесяти пяти лет.

При этом предусмотрено постепенное повышение минимального срока службы в государственных структурах.

Таковое определяет право на назначение пенсионного обеспечения по выслуге лет и установление ее размера с пятнадцати ранее положенных лет до двадцати лет по новому закону.

Переходный период к новому положению в законе начался с 2019 года. Чиновников ожидает постепенное увеличение пенсионного возраста, ежегодно будет прибавляться по полгода. При этом также постепенно будет расти минимальный стаж для получения пенсии по выслуге лет.

До сей поры какие-либо единые требования к минимальному стажу отсутствовали. Каждый субъект РФ мог самостоятельно устанавливать нормы.

Согласно решению президента срок государственной службы может продеваться, но не более чем до достижения госслужащим семидесятилетнего возраста. В случае, когда чиновник вышел на пенсию, но потом вновь вернулся на госслужбу, пенсионные выплаты приостанавливаются.

Возобновление их осуществляется за период освобождения от занимаемой должности, но не больше чем за три года, которые предшествуют месяцу, последующему за месяцем обращения госслужащего.

Как начисляется

Пенсионное обеспечение для служащих государственных структур подразумевает выплату положенной по выслуге лет пенсии и определенной прибавки. Оная являет собой долю страховой пенсионной выплаты или некую долю пенсии по инвалидности, если таковая определена.

Величина пенсионной выплаты по выслуге лет определяется на базе среднемесячного размера заработной платы на момент прекращения трудовой деятельности.

Величина пенсионной выплаты госслужащего по выслуге лет назначается как сорок пять процентов от размера зарплаты.

При этом начисление пенсионного обеспечения возможно только, если срок трудовой деятельности не меньше пятнадцати лет. В положенные сорок пять процентов при этом входит и часть положенной страховой пенсии.

Не учитываются при расчете размера пенсионного обеспечения по выслуге выплаты страховой пенсии, которые были заработаны гражданином после увольнения его с госслужбы.

Также учету не подлежат льготные выплаты, являющие собой фиксированную долю страховой пенсии, в частности положенные на нетрудоспособных иждивенцев или при достижении возраста восьмидесяти лет.

Каждый год размер пенсионного обеспечения по выслуге повышается на три процента. Но при этом совокупный размер обеспечения не может превышать семидесяти пяти процентов размера заработной платы госслужащего.

При расчете величины пенсии по выслуге лет учитывается доход госслужащего за последние двенадцать месяцев исполнения им служебных обязанностей до увольнения или выхода на пенсию.

Учет ведется в пределах 2,8 оклада занимаемой должности либо, если учитывается денежное вознаграждение, в пределах 0,8 от размера.

В расчет не принимаются периоды декретного отпуска, больничных, не оплачиваемых отпусков и подобное. Если подобные периоды отсутствуют, то средняя сумма заработка определяется как сложение дохода за двенадцать месяцев и делением его на 12.

Если присутствуют не принимаемые в расчет периоды, то среднемесячный заработок определяется посредством определения суммы годового дохода за минусом указанных периодов, деления этой величины на количество рабочих дней и умножения на 12.

Для жителей льготных регионов страны и Крайнего Севера, размер пенсионной выплаты увеличивается путем применения коэффициентов, действующих для данного региона.

Доля страховой пенсии, которую может получить пенсионер, это та ее часть, получение которой становится возможным при оформлении пенсии по выслуге лет. В январе минувшего 2019 года в законе появились некоторые доработки, касающиеся порядка расчета пенсий.

Так в соответствии с законом страховая доля определяется как соотношение размера пенсионного капитала и периода предполагаемых выплат в месяцах.

При этом размер пенсионного капитала учитывается за период от начала назначения пенсии по выслуге до фактического выхода на пенсию.

На данный момент расчет пенсии осуществляется в соответствии с новым законодательством, с применением расчета доли страховой части пенсии и некоторых коэффициентов.

Если госслужащий продолжает свою трудовую деятельность, увеличивается его расчетный капитал, а стало быть, доля страховой пенсии подвергается перерасчету с учетом увеличения ее размера.

Дополнительным плюсом новой пенсионной реформы стало включение в срок страхового стажа периода отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, но однако учитывается не более четырех с половиной лет в общем.

Выход

В настоящее время возраст для выхода на пенсию в Россию составляет пятьдесят пять лет для женщин и шестьдесят лет для мужчин. Новая пенсионная реформа предусматривает увеличение пенсионного возраста только для госслужащих.

Так, начиная с 1 января 2019 года, возраст выхода на пенсию для госслужащих увеличен до шестидесяти пяти лет с постепенным увеличением нынешнего показателя.

Если ранее государственный служащий мог рассчитывать на получение пенсии по выслуге лет при наличии пятнадцати лет трудового стажа, то теперь ему придется отработать двадцать лет.

Новые положения в законе коснулись также депутатов Госдумы и сенаторов. Для них увеличена минимальная продолжительность исполнения ими служебных полномочий.

Если ранее для получения права на пятьдесят пять процентов доплаты к страховой пенсии по старости им требовалось отработать один год, то по новому закону этот срок равен пяти годам.

Положение для сенаторов несколько осложняется тем, что срок избрания сенатора на срок полномочий равен четырем годам. При этом чтобы получить повышенный размер выплат в размере семидесяти пяти процентов потребуется отработать десять лет против положенных раньше трех.

Новый законопроект не распространяется на сенаторов, исполнявших свои полномочия не менее года до 1.01.2016, на служащих уже имеющих пятнадцатилетний стаж и на чиновников, уволенных до вступления закона в силу.

Возможен ли досрочный

Несмотря на повышение пенсионного возраста для госслужащих льготы по досрочному выходу на пенсию для них сохранятся. Так сохраняется возможность досрочного выхода на пенсию для «северян».

Лица, работающие на Крайнем Севере или в других «неблагоприятных» районах, определенных законом, имеют право выйти на пенсию досрочно – в пятьдесят лет женщины, в пятьдесят пять лет мужчины.

С учетом изменившегося законодательства, скорее всего, изменится возрастной ценз для досрочного выхода на пенсию. Предполагается, что постепенно он будет повышен до пятидесяти пяти лет для женщин и шестидесяти лет для мужчин.

В полную силу эти изменения вступят в силу только через десять лет для мужчин и через двадцать лет для женщин, поскольку повышение льготного пенсионного возраста будет происходить постепенно. При этом следует учитывать, что если гражданин уволился с государственной службы, то на пенсию он выйдет в общем порядке.

Выплаты и льготы госслужащим при выходе на пенсию

Пенсионное обеспечение по выслуге лет назначается госслужащим, достигшим установленного возраста при наличии у них требуемого стажа трудовой деятельности. Выплачивается пенсия по выслуге из государственного бюджета, регионального или муниципального.

Согласно общим положениям закона допускается выбор только единственного вида пенсионного обеспечения госслужащего – пенсии по выслуге или страховой.

Но помимо прочего пенсионер-госслужащий может получить право на получение страховой части пенсионного обеспечения по инвалидности или старости от ПФР, если после увольнения с госслужбы он работал в иной сфере и за него выплачивались страховые взносы.

Возможна ли доплата

Общая привилегия для государственных служащих заключается в возможности получить прибавку к пенсии в объеме одного денежного оклада, рассчитываемого в средней стоимости за десять лет.

Так если рассматривать перечень привилегий и льгот госслужащих-пенсионеров на примере российской столицы, то выходит следующее:

  • пенсионер госслужащий располагает правом на ежемесячное получение доплаты к пенсии, в размере от пятидесяти пяти до восьмидесяти процентов от ежемесячного денежного содержания;
  • все государственные гарантии сохраняются;
  • пенсионер и члены его семейства располагают правом на получение медицинской помощи;
  • неиспользованные путевки компенсируются;
  • расходы родственников на погребение пенсионера возмещаются.

Уточнить возможность получения доплаты к пенсии следует по месту оформления пенсионного обеспечения, поскольку в разных регионах условия получения таковой могут отличаться.

Доплата возможна если помимо службы в государственных структурах, гражданин отработал какое-то время в другой сфере, при этом за него отчислялись все необходимые отчисления.

Изменения в пенсионном законодательстве, коснувшиеся госслужащих, являются ничем иным, как началом пенсионных реформ. Повышение пенсионного возраста становится неизбежной мерой.

Продолжительность жизни растет и значит, количество пенсионеров будет все более увеличиваться, что создает определенную нагрузку на государственный бюджет.

Но слишком резкие изменения могут внести дисбаланс в текущую ситуацию. Поэтому первыми кого коснулись изменения и стали госслужащие. По мнению разработчиков нового законопроекта большая часть именно этой категории населения продолжает трудиться и по достижении пенсионного возраста.

Премьер-министр России Д.Медведев заявил, что хоть данная мера и не является популярной, но он неизбежна. Только посредством увеличения пенсионного возраста можно обеспечить всем гражданам достойное пенсионное обеспечение по наступлению старости.

От 27.05.2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации» государственные служащие делятся на:

  • Федеральных государственных служащих - это граждане, которые работают в федеральной государственной структуре и получают вознаграждение из средств федерального бюджета. К лицам, занимающим федеральные государственные должности, относятся работники:
    • аппаратов федеральных законодательных органов;
    • федеральных органов исполнительной власти
    • аппаратов федеральных судебных органов;
    • других федеральных государственных органов (прокуратуры, Следственного комитета, Счетной палаты и д.р.)
  • Государственных служащих субъекта РФ (муниципальных служащих) - это граждане, работающие на гражданской должности и получающие вознаграждение из средств бюджета соответствующего субъекта РФ.

Сами должности гражданской службы определены указом Президента РФ от 31.12.2005 N 1574, а их пенсионное обеспечение - законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» .

Виды назначаемого пенсионного обеспечения

Для государственных служащих, согласно статье 7 Федерального закона №166-ФЗ от 15.12.2001 г. предусмотрены пенсионные выплаты как за выслугу лет , так и страховая пенсия (в соответствии с законом N 400-ФЗ от 28.12.2013 г.), если выполняются условия для ее начисления.

  • Пенсионные начисления по выслуге лет предусмотрены федеральным госслужащим (к ним так же относятся и муниципальные служащие), достигнувшим пенсионного возраста и определенного стажа работы на государственных должностях. Выплата по выслуге производится из бюджета РФ, региона или муниципального образования.
  • Если гражданин работал и в негосударственных структурах и за него происходило отчисление страховых взносов , то он имеет право получать и пенсию по старости (инвалидности) от Пенсионного Фонда РФ.

Пенсия за выслугу лет назначается только одновременно со страховой пенсии по возрасту (или в связи с инвалидностью).

Назначение пенсии за выслугу лет государственным служащим

Для того чтобы была назначена пенсия за выслугу лет, должно соблюдаться несколько условий:

  • достижение пенсионного возраста (на 2018 г. женщинам - 56 лет, мужчинам - 61);
  • срок выслуги на государственной должности должен быть не менее 16 лет;
  • непрерывный стаж государственной службы - не менее 12 месяцев перед увольнением (только федеральным госслужащим);
  • увольнение работника произошло по согласованию сторон, в связи с изменениями условий контракта, сокращению или ликвидации госоргана или достижению максимального возраста государственной службы.

Возможно получение пенсии раньше наступления пенсионного возраста, в этом случае стаж государственной службы должен быть не менее 25 лет и непрерывный стаж работы на государственной службе должен составлять не менее 7 лет . Так же при ликвидации государственной организации или сокращения в штате организации возможно получение пенсии без выполнения условия по отработке 12 месяцев.

При наличии трудового стажа на государственной службе не менее 15 лет работник может рассчитывать на пенсионную выплату в размере 45% от среднемесячного заработка за вычетом страховой пенсии.

За каждый год трудового стажа свыше 15 лет, выплата увеличивается на 3%, но суммарно общая выплата не может превышать 75% от среднего заработка служащего.

Право на страховую (трудовую) пенсию

Право на долю страховой (трудовой) пенсии имеют федеральные государственные гражданские служащие соответственно статье 19 закона «О страховых пенсиях» при сроке страхового стажа 15 лет, в которые включается срок государственной службы, при наличии необходимого количества баллов и достижении пенсионного возраста .

В страховой стаж включаются следующие периоды:

  • периоды деятельности, за которые уплачивались взносы по ОПС;
  • срок государственной службы;
  • иные периоды, указанные в ст. 12 закона «О страховых пенсиях» .

Страховое пенсионное обеспечение рассчитывается исходя из накопленной величины пенсионных баллов, умноженной на их стоимость в году назначения (с 1.01.2018 года 81,49 рублей). Для госслужащих такая пенсия выплачивается без учета фиксированной выплаты .

Если гражданин продолжает трудовую деятельность после выхода на пенсию , за которую и дальше будут уплачиваться взносы в ПФР , то его пенсионное обеспечение будет подлежать перерасчету . Таким образом, перерасчету подлежит доля страховой пенсии по старости по данным индивидуального учета при увеличении суммы коэффициентов, которая зависит от размера страховых взносов, не учтенных при начислении страховой пенсии при ее назначении. Перерасчет происходит ежегодно с 1 августа без подачи заявления пенсионером.

Закон о повышении пенсионного возраста с 2017 года

11 мая 2016 года был принят, предложенный единоросом Валерием Трапезниковым, закон, на основании которого будет произведено постепенное увеличение пенсионного возраста госслужащих для женщин до 63 лет, и до 65 для мужчин.

Действие закона от 23.05.2016 года №143-ФЗ вступает в силу с 1 января 2017 года и будет предполагать увеличение пенсионного возраста на шесть месяцев ежегодно , пока не достигнет установленного уровня. Для мужчин это произойдет к 2026 году, а женщин к 2032.

Так же изменился срок выслуги для получения пенсии: если ранее он составлял 15 лет, то теперь госслужащим необходимо будет отработать 20 лет . Минимальный стаж по выслуге лет, как и пенсионный возраст, так же будет повышаться постепенно и достигнет окончательного повышения к 2026 году.

Данный закон увеличивает и срок исполнения обязанностей для депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации для начисления надбавки по выслуге лет, теперь он составит 5 лет вместо ранее установленного года.

Расчет государственной пенсии федеральных служащих

Расчет величины государственной пенсионной выплаты за выслугу лет для федеральных государственных служащих зависит от среднемесячной заработной платы стажа и величины начисленной пенсии по старости (инвалидности), и рассчитывается по формуле:

П = (45% СЗ - СП) + 3%СЗ × Ст,

  • П - размер пенсии за выслугу лет;
  • СЗ - средняя заработная плата;
  • СП - сумма пенсии по старости (инвалидности);
  • Ст - стаж свыше 15 лет.

При расчете не учитываются суммы повышений фиксированных выплат к страховой пенсии и размер доли страховой пенсии.

Так же закон устанавливает ограничения по размеру максимальной выплаты пенсии. Так сумма пенсии за выслугу и страховая пенсия не может превышать 75% среднемесячной зарплаты федерального государственного гражданского служащего.

Заработок, из которого исчисляется пенсия

Размер пенсии за выслугу лет зависит от среднемесячного заработка за последний год (12 месяцев) службы, предшествующих выходу на пенсию. Для определения суммы этого заработка учитываются следующие выплаты гражданским служащим:

  1. должностной месячный оклад;
  2. месячный оклад, который присвоен работнику согласно классному чину;
  3. надбавка за выслугу лет;
  4. надбавка за особые условия федеральной государственной гражданской службы, начисляемая к должностному окладу;
  5. надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
  6. ежемесячная премия;
  7. премия за выполнение особо важных и сложных заданий;
  8. разовая выплата при ежегодном оплачиваемом отпуске и материальная помощь.

При расчете среднемесячного заработка из расчета исключаются периоды (начисленные суммы пособий за это время не учитываются):

  1. отпуск работника без сохранения денежного содержания;
  2. отпуск по беременности и родам и по уходу за ребенком по достижении им возраста, установленного по закону;
  3. период временной нетрудоспособности.

Размер среднемесячного заработка вычисляется делением общей суммы выплат на 12. Если в расчетном периоде зафиксированы отпуска или больничные, то общая сумма заработка делится на количество фактически отработанных дней и умножается на 21 (среднее число рабочих дней в году).

Размер среднего заработка не может превышать 2,8 должностного оклада или 0,8 денежного вознаграждения, установленного служащему в расчетном периоде.

Индексация пенсионного обеспечения госслужащих

Ежегодна пенсия за выслугу лет может подлежать увеличению путем индексации. В соответствии с Постановлением от 31 мая 2005 года N 346 , она проводится:

  • при повышении должностных окладов федеральных госслужащих - на индекс повышения таких должностных окладов;
  • при увеличении иных денежных выплат , входящих в состав содержания федеральных госслужащих, - на индекс повышения таких выплат (средневзвешенный).

Повышение размера выплат также происходит в следующих случаях:

  • изменение размера пенсии по старости;
  • увеличение стажа государственной службы.

Индексация трудовых пенсии по старости производится ежегодно 1 февраля на уровень инфляции прошлого года. Однако такое положение законодательства было приостановлено до 2017 года и в текущем 2016 году величина повышения составила всего 4%. После такой низкой индексации правительство приняло решение выплатить дополнительно по 5000 рублей всем пенсионерам в качестве компенсации (1 января 2017 года).

Повышение размера выплат

Помимо индексации пенсионного обеспечения, согласно статье 14 Федерального закона от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», предусмотрено увеличение размера выплат в следующих случаях:

  • За каждый полный год стажа свыше 15 лет на 3% от среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии и фиксированной выплаты не должна превышать 75% среднемесячного заработка.
  • Жителям районов Крайнего Севера, местности приравненной к ней, а также гражданам, ранее работавшим в таких районах, устанавливается коэффициент на весь промежуток времени нахождения там, согласно постановлению Правительства РФ. При выезде гражданина из этой местности для постоянного проживания, размер пенсионного пособия будет рассчитываться без учета этого коэффициента.

Оформление пенсии и необходимые документы

Гражданин имеет право подать заявление о назначении пенсионного обеспечения после возникновения на него права на имя председателя Правления ПФР , в любой момент без ограничения во времени. Заявление необходимо подать в Пенсионный фонд или Многофункциональный центр как самостоятельно, так и через законного представителя, либо по почте. При отправке заявления через почтовое отделение днем обращения будет считаться дата, указанная на штампе с места отправления.

Рассмотрение заявление происходит в течение 10 дней со дня подачи заявления или предоставления недостающих документов.

К заявлению необходимо приложить следующие документы :

  1. паспорт (подлинник и копию);
  2. справку о размере среднего месячного заработка на гражданской службе за последний полный год перед уходом;
  3. справку о занимаемой должности, подтверждающую стаж государственной службы;
  4. справку из отдела Пенсионного фонда, об установленной трудовой пенсии по старости или инвалидности и начисляемой сумме;
  5. копию трудовой книжки;
  6. копию приказа об увольнении с государственной службы;
  7. копию военного билета;
  8. документы, подтверждающие деятельность, которые включаются в стаж государственной службы.

Порядок выплат и начисления пенсионного обеспечения

Выплата пенсии по государственному обеспечению устанавливают с 1 числа месяца , в котором гражданин обратился за ней, но не раньше для возникновения права на нее.

Перечисление пособия происходит ежемесячно через организацию, выбранную госслужащим. В качестве получателя гражданин так же может использовать доверенное лицо, в этом случае для получения пособия необходимо оформить доверенность .

Возможные способы доставки пенсионного пособия:

  • Почта РФ - получение пособия возможно как в почтовом отделении по месту регистрации, так и на дом. Дата получения устанавливается согласно графику доставки.
  • Банк - через кассу банка или картой для снятия денежных средств через банкомат;
  • Организация, занимающаяся доставкой пособий - получение пенсии в данном случае возможно через кассу организации или на дому.

Для утверждения способа доставки необходимо предоставить заявление в ПФР, в котором оформлялось пенсионное пособие.

Прекращение выплаты при продолжении службы

Пенсионные выплаты по выслуге лет могут приостановиться в следующих случаях:

  • При нахождении на государственной должности. При этом гражданин обязан уведомить ПФР в пятидневный срок о возобновлении службы. При освобождении занимаемой должности, пенсионные выплаты возобновляются на прежних условиях по заявлению гражданина.
  • При назначении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии или иного дополнительного пожизненного материального обеспечения. Выплата за выслугу лет прекращается со дня назначения данных выплат;
  • На период работы в межгосударственных органах , на должностях, по которым осуществляется назначение и выплата пенсий за выслугу лет.

Выплата страховой пенсии не прекращается в период осуществления работы.

Пенсионное обеспечение государственных служащих состоит из выплаты пенсии по выслуге лет, а также доплаты части страховой пенсии или пенсии, связанной с инвалидностью, если ее выплата установлена. Размер пенсии по выслуге определяется в соответствии со среднемесячным размером зарплаты на момент увольнения.

Как происходит пенсионное обеспечение государственных служащих?

Правовым основанием для выплаты пенсии по выслуге лет является достижение гражданами пенсионного возраста, наличие определенного стажа работы на государственных (муниципальных) должностях. Пенсия по выслуге лет положена федеральным госслужащим, к которым приравнены так же и муниципальные служащие. Права госслужащих субъектов федерации на получение пенсии устанавливают региональные законы о гос. службе. Выплата пенсий этой категории производится из бюджета России, региона или муниципального образования.

С января 2015 года право на получение страховой пенсии получают госслужащие, из ПФ России, если в период трудовой деятельности они работали и производили страховые пенсионные отчисления. Общие правила трудового законодательства устанавливают право только на один вид пенсионного обеспечения государственных служащих:

  • страховой вид пенсии;
  • пенсии по выслуге лет.

В случае, если госслужащий выбирает пенсию по выслуге лет, то он не теряет право получения и части страховой пенсии. Возможность выплаты доли страховой пенсии госслужащим предусмотрена некоторыми субъектами федерации, а также муниципальными образованиями, если эта категория граждан оформила страховую пенсию в ПФ России.

Одним из примеров такой правовой возможности может служить Закон г. Москвы от 26.01.2005 № 3, которым определена такая возможность для граждан с выслугой 12,5 и 10 лет (мужчинам и женщинам соответственно) такой вид доплаты составляет дополнительные гарантии госслужащим.

Каким категориям лиц установлено право на получение пенсии по выслуге лет?

Такая правовая возможность для граждан определяется совокупностью нескольких обстоятельств:

  • при достижении лицами 55 и 60-летнего возраста (женщинами и мужчинами соответственно);
  • наличие не менее 15 лет стажа работы на гос. службе;
  • трудовая деятельность на гражданской службе не менее 12 месяцев беспрерывно до момента увольнения;
  • увольнение граждан по:
    1. Соглашению сторон
    2. Собственному желанию
    3. Независящим от воли сторон обстоятельствам
    4. Изменением условий действующего контракта
    5. Достижению максимально возможного возраста для гос. службы
    6. Причине сокращения или ликвидации гос. органа

Существует возможность получения пенсии по выслуге если стаж гос. службы составляет менее 15 лет. При таких обстоятельствах лица, которые уволились с должности на руководящем посту в связи с окончанием 12 месячного контракта и непрерывной работе на государственной должности 1 месяц перед увольнением.

Существуют и еще обстоятельства, которые дают возможность получения пенсии по выслуге лет при, сравнительно небольшом стаже гос. службы. Такая правовая возможность установлена ст. 7 закона «О государственном пенсионном обеспечении».

Основанием для выхода на пенсию госслужащих являются установленные общими правилами требования, которые касаются, достижения пенсионного возраста граждан для получения страховой пенсии по возрасту. Если стаж работы на гос. службе составляет 25 и более лет, и последние 7 лет гражданине работали непрерывно до момента увольнения, то уволиться с гос. службы можно в этом случае, по собственному желанию. При таких обстоятельствах, возраст выхода на пенсию не имеет значения.

Еще одним общим условием возможности получить пенсию по выслуге является недопустимость получения страховой пенсии гражданами при работе на гос. службе.

Порядок установления размера пенсии по выслуге лет

При осуществлении трудовой деятельности на гос. должности на протяжении 15 лет, размер пенсии устанавливается исходя из 45% от размера зарплаты. В таком случае в установленные 45% пенсии входит и доля положенной страховой пенсии. Не подлежат учету выплаты страховой пенсии, заработанные гражданами после окончания гос. службы, а также льготные выплаты, составляющие фиксированную часть страховой пенсии (положенные при достижении 80-летнего возраста или на нетрудоспособных членов семьи). Ежегодно размер пенсии по выслуге увеличивается на 3%. Однако, совокупный размер пенсии положенной гражданину по старости, по инвалидности или по выслуге не может быть больше 75% размера его заработной платы.

Расчет пенсии по выслуге лет госслужащим

При определении размера пенсии по выслуге, за основу берется доход, последних 12 месяцев граждан до момента их увольнения, или до наступления пенсионного возраста, в пределах 2,8 размера оклада соответствующей должности, или если речь идет о денежном вознаграждении, то в пределах 0,8 этого размера. При этом, не берутся в расчет периоды не оплачиваемых отпусков, в том числе и декретных, периоды болезней и т. д. В том случае, когда такие периоды отсутствуют, то средний уровень зарплаты определяется как сложение всех ежемесячных сумм выплат, полученная сумма делится на 12. В случае, когда такие периоды присутствуют, сумма годового дохода, за вычетом указанных периодов, должна делиться на количество рабочих дней и умножается на 12.

Для жителей Крайнего севера и льготных регионов страны, пенсия увеличивается с применением необходимых коэффициентов, для данного региона России.

Как производится расчет доли страховой пенсии

Долей страховой пенсии считается возможная для получения пенсионером ее часть, при оформлении пенсии по выслуге. В январе 2015 года законодательство претерпело некоторые изменения в порядке расчетов пенсий. Такое правовое положение определено в ст. 17.1 ФЗ «О трудовых пенсиях», и в ст. 19 ФЗ «О страховой пенсии».

Определяется страховая доля, согласно закону «О трудовых пенсиях», как отношение размера пенсионного капитала (в период с начала назначения пенсии по выслуге до фактического выхода на пенсию), к периоду предполагаемой выплаты в месяцах. С этого момента расчет пенсии выполняется согласно положениям нового пенсионного законодательства, и с применением нескольких коэффициентов и расчета доли страховой части пенсии. В тех случаях, когда гражданин не прекращает работать, его расчетный капитал становится больше и соответственно доля страховой пенсии перерассчитывается с увеличением ее размера.

Еще одним плюсом пенсионной реформы стало включение в страховой стаж отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет (не более чем 4,5 лет).

Практическое применение расчета пенсии по выслуге лет

При всех положительных сторонах новой системы пенсионных выплат ее эффективность не всегда оказывается на должном уровне. Достаточно длительный период времени уровень пенсии госслужащих по выслуге лет оставался меньше размера страховой части пенсии по труду, которая выплачивалась гражданам. Эта причина служила основанием того, что госслужащие не оформляли пенсию по выслуге.

Система расчета пенсии по выслуге лет, оказалась сложной, настолько, что породила огромное количество спорных моментов, которые необходимо было решать в порядке судебного производства дел этой категории. Гос. органы и пенсионеры не находили общих правовых оснований и их правильного применения для начисления пенсии без возникновения споров.

Стала появляться и судебная практика, в связи с частыми изменениями муниципальных нормативных актов, которые регулируют данную сферу правоотношений. Эти изменения стали основанием в правоприменительной практике для уменьшения уже начисленной пожизненно пенсии. Зачастую суды, в таких случаях берут за основание принимаемых ими решений правовую позицию муниципальных органов. При этом фактически легализуется действие обратной силы закона, которое ухудшает правовое положение граждан. Суды исходят из того, что пенсия в соответствии с местными нормативными актами является всего лишь дополнительной гарантией обеспечения граждан.

Исходя из правовых оснований и практического применения правовых актов, государственные служащие обладают правом на получение пенсии по выслуге лет в тех случаях, когда они имеют необходимый стаж работы на должности при достижении возраста для выхода на пенсию, однако, это возможно, если госслужащий уволился с государственной службы.

При произведении расчетов для пенсии по выслуге, должна учитываться и полученная гражданами страховая пенсия. При существовании сложного правового механизма, который является основанием произведения расчетов данной категории пенсий, нередким бывают судебные споры, возникающие между пенсионерами – бывшими госслужащими и государственными структурами, производящими начисление пенсий. И чаще всего возникают проблемы при определении размеров пенсий, являющихся дополнительными гарантиями, которые предусмотрены законами местных региональных уровней.

С 2018 года госслужащих ожидает очередной этап увеличения необходимого стажа, что отразится на выплате пенсий. Кроме того, действующее законодательство предполагает дальнейшее повышение пенсионного возраста. Эксперты не исключают старт полноценной пенсионной реформы в следующем году, которая затронет все категории населения. При этом чиновники будут использовать модель, протестированную на госслужащих.

Масштабная реформа пенсионного обеспечения госслужащих вступила в силу в текущем году. Данную категорию населения ожидают значительные изменения, которые затронут ключевые параметры расчета пенсий. В период экономической нестабильности чиновники решили сокращать расходы на собственные пенсии, что может стать началом более масштабной реформы.

Наиболее болезненное изменение для госслужащих – корректировка возраста, который дает право выходить на пенсию. С 1 января 2018 года соответствующий показатель достигнет для мужчин — 61 год, для женщин — 56 лет, что позволит снизить бюджетные расходы на финансирование пенсий госслужащих. В дальнейшем соответствующий показатель будет ежегодно увеличиваться на шесть месяцев, пока не достигнет запланированного значения (65 и 63 года соответственно).

Еще один существенный параметр, который повлияет на выплату будущих пенсий – необходимый стаж госслужбы. Со следующего года данный показатель не может быть меньше 16 лет (до реформы минимальный стаж составлял 15 лет). В последующем стаж госслужбы увеличится до 20 лет (ежегодная корректировка на шесть месяцев).

В 2018 году останется без изменений необходимое условие для оформления пенсии госслужащего – уходить на пенсию необходимо с должности госслужащего. Если после значительного стажа госслужбы был переход на работу в коммерческую структуру – оформить пенсию госслужащего не удастся.

Предельный срок пребывания на гражданской службе был увеличен до 65 лет. Однако высшие руководители смогут занимать свои должности до 70 лет. Таким образом чиновники стараются сохранить наиболее ценные кадры на службе, намереваясь использовать их опыт для решения текущих задач.

Последние новости подтверждают, что принципы расчета пенсии госслужащего в 2018 году останутся без изменений.

Особенности расчета пенсий и возможные доплаты

Уровень пенсии госслужащего определяется как процент от оклада (полученные премии за период службы не учитываются). В зависимости от стажа службы данный показатель может изменяться в диапазоне 45-75% (каждый последующий год после минимального рубежа увеличивает размер пенсии на 3%).

Данный принцип расчета приводит к существенному снижению итоговых пенсий госслужащих. Доля оклада в суммарных доходов чиновников относительно невелика. Большая часть зарплаты составляют премии и надбавки за особые условия труда, которые не влияют на размер пенсии. В некоторых случаях уровень страховой пенсии превышает значение особой пенсии госслужащего. В результате будет выплачиваться только страховая часть. В противном случае чиновник сможет получить надбавку (разница между особой пенсией и страховой частью), средний уровень которой составляет около 1700 руб. в месяц.

Депутатам и сенаторам станет труднее получить надбавку к пенсиям. Прибавка к страховой пенсии на уровне 55% оклада станет возможной, если стаж работы на выборной должности составляет от пяти лет (ранее достаточно было одного года). Порог для максимальной надбавки (75%) был увеличен до десяти лет (ранее данный показатель составлял три года).

Новые требования не будут касаться госслужащих, которые уже вышли на пенсию. В результате нововведений чиновники планируют сэкономить 600 млн руб., что поможет снизить дефицит Пенсионного фонда.

В следующем году госслужащие смогут рассчитывать на возобновление роста пенсий, что будет связано с ожидаемым повышением оплаты труда.



Публикации по теме