Проект создания системы взаимодействия логопеда и специалистов в доу при работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих речевую патологию. Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в старшей логопедической группе детей с онр Похожие работы на -

С детьми в условиях логопункта».

Учитель-логопед

МОУ детского сада № 90 г. Волгограда.

В связи с тенденцией к ухудшению речи детей в дошкольном возрасте, с нехваткой мест в логопедических садах, в массовые дошкольные учреждения стали попадать дети с более сложными речевыми дефектами, преодоление которых затруднено в условиях логопедического пункта. Поэтому основными помощниками логопеда в коррекционной работе с детьми могут стать родители. Родители давно признаны главными воспитателями своего ребенка. Однако часто они не уделяют должного внимания тем или иным речевым нарушениям. Это связано с несколькими причинами: родители не слышат недостатков речи своих детей; не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом они исправятся сами собой.

Беда многих современных родителей – это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно, я считаю, это важно в логопедической работе, так как родители помимо знаний педагогических, должны уметь использовать специальные знания, которые они могут применить дома, занимаясь с детьми.

Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка, вооружить их способами коммуникации и доступными приемами коррекции; создать определенную положительную мотивационную направленность на преодоление речевого дефекта. Во-первых, родители являются для своего ребенка, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении. Коррекционная работа даст положительный результат только в том случае, если логопед, воспитатели и родители станут действовать согласованно.


Понятие о развивающихся взаимодействиях в детском саду и семье, где каждый из её членов не только содействует развитию другого, но и находит условия для собственного личностного развития, легло в основу работы с родителями.

Одна из основных задач коррекционно-логопедической работы, осуществляемой на логопедическом пункте МОУ детского сада № 90, является привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребёнку настоящим другом и авторитетным наставником.

В связи с этим, нами были систематизированы и разработаны комплексные мероприятия, способствующие повышению эффективности логопедической работы и оптимизации сотрудничества логопеда и родителей в целях устранения речевых недостатков у детей.

Отобрать наиболее эффективные формы и методы работы с родителями нам позволяет:

    Комплексное изучение личности ребенка с использованием диагностических методик психологического, логопедического обследования. Изучение семьи ребенка с помощью бесед, опросов, анкетирования. Составление перспективного плана коррекционно-развивающей работы с родителями. Разработка и использование домашних заданий (включение родителей в активное взаимодействие с ребенком дома). Использование различных форм работы с родителями (коллективных, наглядных, индивидуальных) с целью усиления просветительского аспекта работы логопеда и повышения педагогической компетентности родителей. Анализ результатов коррекционного обучения.

Система «логопед-родитель-ребенок» будет успешно функционировать в том случае, если между педагогом и родителем определены общие цели и задачи, а их отношения строятся на доверии и доброжелательности. И, конечно, педагог не должен забывать об общей культуре , педагогическом такте, о ранимости родительских чувств. Педагог, обладая знаниями возрастных особенностей детей и содержанием образовательно-воспитательных задач на каждом этапе развития, в ходе взаимодействия с заинтересованными членами семьи должен повысить их педагогическую компетентность и вооружить необходимыми практическими навыками для решения насущных задач.

Учебный год для логопеда логопедического пункта начинается, когда ребёнок зачислен на логопедические занятия: встаёт задача поближе познакомиться с каждой семьёй, познакомить родителей между собой, наладить непосредственный контакт, дать почувствовать, что в детском саду всех волнуют их проблемы. Обследование семьи проводится комплексно: логопедом, воспитателями, психологом. У каждого специалиста определён круг изучаемых вопросов, которые в общей сложности дают достаточно цельное представление о каждой семье, и дают возможность спланировать работу с ней с учётом опыта образования, интересов и желания родителей учиться искусству воспитания.

Работа начинается с анкетирования, бесед и опросов, целью которых является изучение потребностей родителей и их уровня знаний о проблеме.

На основании полученной информации о речевом уровне детей, их родителях были определены основные направления коррекционной работы с ними.

По результатам диагностики составляется план коррекционно-образовательных мероприятий, включающий в себя как традиционные формы работы, так и нетрадиционные.

Непрерывная связь с родителями в коррекционно-логопедическом процессе осуществляется нами с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы.

Коллективную работу можно представить в нескольких видах:

Родительские собрания, которые проводятся в нетрадиционной форме: игра «Счастливый случай», КВН. Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь команде детского сада, активно включиться в процесс воспитания детей. Родительским собраниям уделяется особое внимание, тщательно готовится их проведение, анализируется каждое собрание. Важно, чтобы родители на собрании действовали, включались в ту или иную предложенную им работу.


Консультации, семинары строятся так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения различных проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться не для “галочки”, а для пользы дела.

Нетрадиционная форма работы с родителями, которая успешно мною используется

– подгрупповые открытые занятия. Как показал опыт, полезно объединять занятие с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению (это касается второго и третьего родительского собрания). Вначале эти занятия проводит сам логопед, а родители наблюдают, записывают игры, упражнения, видят пробелы в знаниях своих детей, учатся методам и приёмам работы. Затем можно привлекать родителей к участию в занятиях вместе с детьми. “Вооружившись” знаниями на консультациях и индивидуальных практикумах, они становятся равноправными участниками. Они обучаются приемам и пальчиковой гимнастики, самомассажу кистей рук, гимнастике для глаз и для дыхания, овладевают навыками звукового анализа. На совместных занятиях родители могут помогать своим детям, а самое главное - создается эмоциональный контакт между ними.

Библиотека игр и упражнений является стимулом к активному участию родителей в коррекционном процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала. В основном это материал, объединённый одной лексической темой, которая включает в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти. В нашей библиотеке есть все пособия, используемые на логопедических занятиях. Родители могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми.

Речевые праздники, проводимые как итог проделанной работы, очень полезны для развития коммуникативных умений и навыков детей, повышения самооценки, осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала. К праздникам предъявляются следующие требования: речевой основой становится то, что готовилось дома детьми с их родителями; максимальная активность родителей и детей.

Индивидуальная работа имеет то преимущество над коллективной, что позволяет установить более тесный контакт с родителями.

Анкетирование, беседы, опросы родителей играют немалую роль в совместной, комплексной работе логопеда и семьи. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах, об особенностях воспитания ребёнка. Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, “по каким вопросам обучения ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию логопеда”. Родители говорят о том, какие проблемы их волнуют, эти вопросы учитываются при планировании работы с семьёй.

Индивидуальные практикумы, позволяют обучить родителей эффективным методам домашней коррекции речи (артикуляционная гимнастика, коррекция звукопроизношения, упражнения для развития дыхания). Некоторые взрослые, которые не могут заниматься с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребёнка или низкой педагогической грамотности приходят на просмотр – индивидуальных занятий логопеда. Основное внимание мам или бабушек обращается на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов. Взрослые обучаются практическим приёмам работы с ребёнком.

Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является

Тетрадь для домашних заданий. Она служит для нас “телефоном доверия” - взрослый может написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребёнком. Задания по исправлению звукопроизношения даются два-три раза в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребёнка. В зависимости от тяжести нарушения речи задания даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти. Если задание большое, то лучше давать его по частям, чтобы не вызвать негативной реакции ребёнка по отношению к процессу обучения.

Наглядная форма работы очень важна для родителей. Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно, поэтому, используя разнообразные формы наглядности: речевой уголок, экран звукопроизношения, папки-передвижки, компьютерные презентации, видеотека, повышается активность родителей в вопросах коррекции речи ребёнка.

Исходя из выделенных направлений работы, был разработан универсальный вариант перспективного планирования.

Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями на год


Сентябрь

Анкетирование и опросы

Выявить уровень родительских притязаний к образованию детей, заинтересованность в совместной коррекционной работе по преодолению речевых нарушений. Адекватность родительской оценки детских возможностей.

Изучение опроса родителей, разработка дальнейших перспектив в работе.

В течение года

Индивидуальные беседы, консультирование

Обучение активному и целенаправленному наблюдению за ребёнком в домашней обстановке. Информирование родителей о результатах обследования. Дать необходимые знания об особенностях развития ребёнка с ФФНР и ФНР, обучить некоторым коррекционным приёмам работы в семье. По запросам родителей.

Сентябрь

Сочинение родителей «Какой мой ребёнок».

Помочь родителям определить, знают ли они главные достоинства и недостатки детей.


Родительские собрания

«Будем знакомы»

Игра «Счастливый случай».

Круглый стол «Скоро в школу».

Познакомить родителей с «Программой коррекционного обучения детей с ФФНР и ФНР»; с организацией совместной работы в течение года.

Итоги работы за 1-е полугодие; оценить роль семьи в системе комплексного коррекционного воздействия на ребёнка.

Подвести итоги работы за учебный год;

«День открытых дверей»

Познакомить родителей с условиями воспитания и образования.

В течение года

Домашние логопедические задания


Привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребёнка; закреплении ребёнком полученных знаний, речевых умений и навыков.

В течение года

Совместное с ребёнком оформление пособий «Моя азбука», «Копилка слов»,

«Мои звуки».

Закрепление и обогащение словаря, связной речи, представлений ребёнка; побуждение родителей участвовать в коррекционной работе.

В течение года

«Библиотека

игр и упражнений»

Помочь родителям через «включённое» наблюдение увидеть процесс речевого развития ребёнка, оценить его достижения, учебные и коммуникативные навыки, выявить затруднения.

«Уроки для родителей»

Индивид. практикум

«Работа по развитию дыхания»; «Общие артик.. упражнения»;

«Работа над звукопроизношением».

«Развитие мелкой моторики рук».

«Звук «С».

Спец. артикуляц. упражнения».

«Развитие слухового внимания».

«Звук «ЛЬ». Спец.

артикуляц. упражнения»

«Звук «Л». Спец. артикуляц. упражнения».

«Развитие речевого слуха».

«Звук «Ш». Спец. артикуляц. упраж».

«Развитие тического слуха». «Звук «Р». Спец. артикуляц. упражнения».

Работа над интонационной выразительностью».

«Как учить буквам»

Познакомить родителей с работой над дыханием и звукопроизношением, отметить важность этой работы, дать рекомендации.

Познакомить родителей с артикуляц. гимнастикой, дать рекомендации по выполнению, отметить значимость артикуляц. упражнений.

Показать взаимосвязь развития речи и мелкой моторики, дать рекомендации, оказать помощь в проведении пальчиковой гимнастики.

Оказывать своему ребёнку посильную помощь в проведении спец. игровых артикуляц. упражнений.

Дать перечень игр по развитию слухового внимания.

Оказывать своему ребёнку посильную помощь в проведении специальных игровых артикуляц. упражнений.

Познакомить родителей с работой над дыханием и предложить упражнения, чистоговорки для развития высоты, силы, тембра голоса.

Научить взрослых играм, которые способствуют развитию речевого слуха. Оказывать своему ребёнку посильную помощь в проведении спец. игровых артикуляц. упражнений.

Дать понятие – фонематический слух, научить играм. Оказывать своему ребёнку посильную помощь в проведении спец. игровых артикуляц. упражнений.

Дать понятия об интонационной выразительности речи, рекомендации по заучиванию стихотворений.

Семинары – практикумы, консультации

«Речевые нарушения и причины их возникновения»

«Роль семьи в воспитании ребёнка с ФФНР»

«Развитие фразовой речи в игре».

«Учим детей рассказывать».

Расширить знания родителей по проблемам общего психического и речевого развития ребёнка.

Создание психологической готовности семьи к сотрудничеству.

Научить родителей закреплять у детей полученные навыки по составлению связных монологических высказываний.

В течение года

«Книга в нашей семье»: обмен книжным фондом.

Развивать педагогическую грамотность родителей.

Прививать детям любовь к книге. Организация тематических выставок.

В течение года

Открытые просмотры занятий. Речевые праздники.

«Дружная семья»- занятие.

«В весеннем лесу» - занятие.

Праздник «Сказочная ярмарка».

По запросам родителей, приглашению логопеда.

Показать приём обучения детей образованию относительных прилагательных с чередованием звуков в корне; учить родителей в повседневной жизни создавать игровые ситуации, направленные на коррекцию речи.

Закрепить умение делить слова на слоги, выделять первый звук из слов; использовать в семье предложенные игры.

Показать результативность работы за учебный год; формировать осознанное отношение семьи к коррекционному обучению и воспитанию детей.


Тематика различных видов работы может варьироваться и зависит от конкретных запросов и пожеланий самих родителей.

Проведенный в конце года анализ результатов коррекционного обучения показал: исправление звукопроизношения у детей проходило в более короткие сроки и с максимальным эффектом; педагогическая компетентность и заинтересованность родителей значительно повысилась; отношения между родителями и детьми стали более конструктивными. Включившись в реальное сотрудничество и установив партнёрские отношения с логопедом, родители оказались готовы к содержательному общению. Было установлено, что единое понимание родителями задач, средств и методов воспитания детей-логопатов обеспечило комплексный подход к коррекционно-образовательному процессу. В процессе работы с ними повысился их интерес к проблемам детей.

Литература.

Воронов воспитания. – М.: Школьная пресса, 2000. , «Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания». – Волгоград: «Панорама»,2006. , Кудрявцева сад и семья. Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. Ефименкова речи у дошкольников. - М.,1985. аботать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. – М.: Просвещение, 1991. «Создание условий эффективного взаимодействия с семьей»: метод. пособие для воспитателей ДОУ - М.: Айрис-пресс, 2006. Речевые игры с детьми. М.: ВЛАДОС, 1994. , Туманова с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. - М., 2000. Разумовская логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – М.: Издательский дом «Первое сентября», 2006/2007.

(Из опыта работы)

Одно из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности учителя – логопеда ДОО - работа с родителями как одно из условий оптимизации педагогического процесса.

Родители – первые педагоги. С этим утверждением нельзя не согласиться. Выдающиеся педагоги прошлого были убеждены, что главные воспитатели дошкольников – родители. Именно они помогают детям делать первые шаги.

Родители часто отстраняются от работы по исправлению речевых нарушений у детей, так как не владеют определенными навыками и умениями и педагогическими знаниями. Они испытывают сложности от того, что в силу своей занятости не могут найти свободного времени для занятий дома с детьми.

Именно поэтому так важно повышать родительскую компетентность в коррекционно – педагогическом процессе, основные задачи которого – вовлекать родителей в педагогическую деятельность, создавать условия для речевой активности ребенка, распространять логопедические знания в среде родителей. Приобщение к коррекционной работе поможет родителям увидеть проблему ребенка и убедит в необходимости закрепления изученного материала в домашних условиях.

Практический опыт работы в ДОО позволяет сделать вывод о том, что родителям нужна постоянная методическая помощь учителя – логопеда для решения проблем речевого развития детей. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя – логопеда, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество семьи и учителя – логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями. Повышение педагогической культуры родителей – основа полноценного развития ребенка. Важно, чтобы родители грамотно занимались с детьми, а для этого необходимо иметь определенный запас знаний, умений.

При работе с родителями я использовала различные виды работы. Традиционные формы информации (стенды, ширмы, папки...) оказались не совсем удобными для родителей, так как требуют определенного времени для ознакомления с ними, а родители после работы спешат домой. Также не хватает времени и на индивидуальные консультации со специалистами. Появилась необходимость найти актуальный способ сотрудничества с родителями, помочь им вникнуть в суть работы логопедической группы, научить их помогать детям выполнять домашние задания, разучивать правильно артикуляционные упражнения, закреплять поставленные звуки, работать над связной речью.

Родителям трудно самостоятельно подобрать литературу по этим вопросам (в продаже ее слишком много теперь, трудно сориентироваться).

Изучая различную литературу в журнале «Логопед», я нашла статью «Издательская деятельность в детском саду как одна из форм взаимодействия с родителями». Опыт работы педагогов детского сада я перенесла в логопедическую группу и решила использовать в своей работе. Я подобрала материал по темам, который считала необходимым довести до родителей, дети которых начали посещать логопедическую группу. Это:

- «Сказки о Веселом Язычке»;

- «Организация работы по закреплению у детей правильных речевых навыков» (Как скучное сделать интересным);

- «Пальчиковые игры и упражнения для дошкольников» ... и т. д.

Я распечатала по 5 мини – журналов на каждую тему и, в течение 2,5 месяцев (октябрь – декабрь), посылала их родителям вместе с тетрадями для домашних заданий. Когда все родители прочитали это, некоторые даже перепечатывали для себя, я провела анкетирование, где задала ряд вопросов о нужности такого вида работы. Все родители единогласно выразили одобрение, и, даже, благодарность. Работу по издательской деятельности веду уже более пяти лет.

Еще один вид работы с родителями я веду несколько лет.

У детей с ОНР недостаточно развита связная речь, бедный словарный запас, снижено внимание, работоспособность, память. Все это ведет к затруднению при составлении рассказов, пересказов, запоминанию их.

Рассказы детей с ОНР недостаточно полны, развернуты, непоследовательны, состоят в основном из простых предложений, бедны эпитетами, содержат фонетические и грамматические ошибки. Рассказы

этих детей отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные изложения, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Труднее всего даются таким детям самостоятельное

рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Но и в воспроизведении текстов по образцу заметно отставание от нормально говорящих сверстников.

Если мы на занятии занимались пересказом, то на следующий день многие дети забывали, о чем говорили на занятии. Поэтому я стала выставлять в приемной планшет «Вспомни и расскажи дома», где указаны цели этого вида работы и размещается текст рассказа, который пересказывали на занятии. Цели: 1. Развитие связной речи и памяти. 2. Дома ребенок должен вспомнить и рассказать рассказ, который рассказывали в детском саду на занятии.

Обычно, в начале занятия, как положено, даю установку: «Слушайте внимательно, запоминайте, а дома расскажите рассказ маме, бабушке...».

Родителям в тетради для домашних заданий пишу задание: «Вспомнить и рассказать рассказ..., который рассказывали на занятии». Первое время прошу родителей записывать рассказ за ребенком так, как он говорит, не исправлять его. При повторном пересказывании проводится работа над ошибками.

Таким образом, и я, и родители получили возможность проверить, как дети запоминают текст, как пересказывают, строят предложения, выражают свои мысли.

Каждую пятницу, утром, я выставляю планшет с текстом рассказа, чтобы родители заранее познакомились с содержанием. Они записывают или фотографируют текст.

Настрой детей на внимательное прослушивание, предложение рассказать рассказ дома, требования родителей быть внимательными и все хорошо запоминать привели к положительным результатам. Дети стараются запоминать и хорошо рассказать дома. Воспитывается чувство ответственности. Родители всегда в курсе того, чем мы занимаемся на занятии по развитию связной речи, имеют возможность помочь ребенку научиться правильно выражать свои мысли при пересказе. Таким образом, родители включаются в коррекционную работу.

Этот вид работы, моя исследовательская работа по «издательской деятельности» в логопедической группе показывают, что мы, логопеды и педагоги должны идти навстречу родителям, помогать получать нужную информацию по обучению и воспитанию детей. А это, в свою очередь, ведет к тому, что родители будут больше общаться, заниматься с детьми.

Литература.

  1. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. Москва. Издательство ГНОМ и Д. 2001.
  2. Иванова М.А. Соколова С.А. Досуг для детей и родителей. Ж. «Логопед», №1 2015.
  3. Морозова Л.Н. Взаимодействие логопеда и родителей детей с нарушениями речи. Ж. «Логопед», №7 2015.

Гребенщикова Ольга
Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами ОУ в коррекционно-развивающей работе с детьми-логопатами

Взаимодействие учителя – логопеда с педагогами образовательного учреждения в коррекционно – развивающей работе с детьми- логопатами

Во «Всемирной декларации об обеспечении защиты и развития детей» говорится : «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве…». На гармонии и сотрудничестве должны строить свои отношения и все педагоги , тем более педагоги , работающие с детьми с ОВЗ .

Успешная работа в преодоление речевых нарушений детей возможна при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов на интегративной основе.

Модель такого взаимодействия в нашем образовательном учреждении представляет собой целостную систему, это показано на следующей схеме.

Учитывая особенности коррекционно – развивающей деятельности с детьми – логопатами , перед коллективом ставятся следующие задачи :

Создание команды единомышленников, куда входит весь педагогический коллектив школы – интерната и медицинский персонал;

Повышение профессионального уровня всех специалистов;

Организация коррекционно –развивающей среды , стимулирующей речевое и личностное развитие ребёнка;

разработка плана совместной деятельности специалистов на основе комплексной диагностики ребёнка (обсуждаются результаты обследования, разрабатывается совместное планирование, утверждается годовой план работы с детьми ).

Таким образом, вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно -образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда. Комплексный подход в работе специалистов по преодолению речевых нарушений у детей предполагает сочетание как коррекционно- педагогической , так и лечебно-оздоровительной работы .

Медицинское воздействие, направленное на укрепление нервной системы, создаёт благоприятный фон для психотерапии и активной логопедической работы . Психотерапевтическое воздействие проводится на протяжении всей логопедической работы . У ребенка постоянно повышают уверенность в том, что он может, и будет говорить красиво и правильно; фиксируют его внимание на успехах в речи, обязательно в присутствии детей и взрослых.

Не менее важна взаимосвязь в работе учителя - логопеда и педагога - психолога , ведь она не ограничивается только использованием коррекционных психологических и логопедических форм и методов работы на занятиях , взаимная интеграция значительно глубже. Взаимодействие начинается с психолого-педагогического обследования . Задача обследования – определить уровень общего и речевого развития каждого ребенка. В первые две недели сентября учителя-логопеды , педагоги -психологи и другие специалисты проводят комплексное обследование развития детей и на совместных заседаниях обсуждают результаты диагностики.

В дальнейшем это предполагает совместное планирование занятий, составление общих планов , требующими повышенного педагогического внимания , совместный мониторинг по результатам обследования и коррекционно -развивающей деятельности, разработку рекомендаций для педагогов , проведение семинаров и консультаций по вопросам психического и речевого развития детей, оформление наглядной агитации для педагогов , подбор литературы для их самообразования.

Наиболее тесно учитель - логопед в своей работе взаимодействует с учителями предметниками и учителями начальных классов . Взаимная интеграция проходит через всю деятельность педагогов : совместное планирование занятий, составление общих планов коррекционной работы с детьми , консилиумы, семинары, заседания методических объединений по результатам обследования и коррекционно -развивающей деятельности, оформление рекомендаций для педагогов .

Основные направления работы этих специалистов могут быть представлены в следующем виде :

Для того, чтобы сотрудничество между логопедом и учителем состоялось , логопеду необходимо провести просветительскую работу , рассказать о методах и приемах логопедической работы , которые учителя могут взять на вооружение и успешно пользоваться ими на уроках, дать понятие о видах речевых нарушений, которые встречаются у школьников, о том, каким образом эти речевые нарушения влияют на усвоение учебных программ не только по русскому языку и чтению, но и по остальным предметам.

Особенно существенным является понимание учителем необходимости очень внимательно и осторожно оценивать работу ученика с нарушением письма и чтения, т. к. такие дети не в состоянии выполнить задания в соответствии с нормой. Знание того, что на своих занятиях логопед очень специфично оценивает работу учащихся поможет учителю избежать недоразумений.

Сотрудничество учителя- логопеда и учителя не будет полноценным, если логопед, со своей стороны, не вникнет во все тонкости школьной программы, не будет знать содержание и методы обучения, используемые педагогами . А они (педагоги ) со своей стороны должны осуществлять качественное и систематическое закрепление и контроль за речевыми умениями и навыками, усвоенными на занятиях с учителем – логопедом . Формы взаимодействия с учителями включают в себя разнообразные аспекты, некоторые из них представлены ниже.

Взаимодействие с

учителями осуществляется в форме :

разработки совместного плана работы по всем направлениям на текущий период на основе комплексной диагностики ребёнка (обсуждаются результаты обследования, разрабатывается совместное планирование, утверждается годовой план работы с детьми );

обсуждения и выбора методов и приёмов коррекционно – развивающей работы ;

проведения совместных, семинаров – практикумов, круглых столов, индивидуальных консультаций и т. д. ;

оснащения развивающего предметного пространства в групповом помещении;

взаимопосещения занятий и совместного проведения интегрированных комплексных занятий.

(пока присутствующие читают информацию на слайде, в качестве примера я назову темы совместных заседаний МО с учителями начальных классов ) выступление Давыдовой И. В. «Промежуточная диагностика. Анализ изменений в речевом и общем развитии воспитанников», Гребенщикова О. А. «Определение мер психолого – педагогического воздействия на детей логопатов, у которых за 1 полугодие выявлена недостаточность динамики развития (разработка практических рекомендаций, Кузнецова Л. В. «Направления коррекционной работы по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью».

Самое важное для успешного сотрудничества – установление равноправных отношений. Обе стороны : и логопед, и учитель ; являются одинаково компетентными в вопросах, касающихся организации помощи ребенку, И тот, и другой должны быть партнерами в процессе коррекционной работы .

Такими же партнерами должны быть учителя - логопеды и воспитатели. Практика показывает, что во внеучебное время воспитанники допускают речевых ошибок больше, чем на занятиях. Дети нередко обращаются друг к другу с короткими просьбами, репликами, речь их очень проста в лексическом и грамматическом отношении.

Выстроенная система взаимодействия между школьным логопедом и воспитателями делает систему коррекционной работы по преодолению специфических нарушений устной и письменной речи у учащихся более эффективной, что позволяет детям максимально адекватно воспринимать учебный материал и включаться в процесс обучения.

Работа воспитателя в рамках интеграции заключается в следующем :

Обогащение знаний и представлений об окружающем мире;

Формирование и развитие словарного запаса;

Закрепление правильного звукопроизношения и развитие просодической стороны речи;

Формирование познавательного интереса, любознательности;

Развитие связной речи;

Развитие слухового восприятия, внимания, и памяти;

Формирование учебных знаний, умений и навыков.

В свою очередь работа учителя - логопеда в рамках интеграции имеет следующие направления :

Подбор речевого материала для коррекции различных компонентов речевой деятельности;

Наблюдение за динамикой постановки звуков у детей;

Логопедические памятки и буклеты в помощь педагогам ;

Индивидуальные консультации воспитателей.

Таким образом, логопед и воспитатель, каждый со своим видением ситуации, должны прийти к взаимосотрудничеству для выработки единого подхода к обучению учащихся, нуждающихся в специализированной помощи.

При организации комплексной коррекционной работы с ребенком , имеющим системное недоразвитие речи, необходимо придерживаться принципа «разносторонности усилий» , в котором особая роль отводится взаимодополняющей работе учителя - логопеда и учителя музыки . На своих занятиях он проводит работу по развитию фонематического слуха, развитию артикуляционной моторики и мелкой моторики рук, активизации внимания, воспитанию музыкального ритма, ориентировки в пространстве, что благоприятно влияет на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией. На занятиях активно используются музыкально-дидактические игры, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определенному музыкальному звуку, распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях с учетом этапа работы . Каждое занятие включает в себя подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, на которых дети учатся координировать движение со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.

Занятия по физкультуре – одни из любимых занятий детей. В связи с этим они как правило, проходят на высоком эмоциональном подъеме, а это способствует более эффективному достижению поставленных задач, ведь дети с нарушением речи соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Отрицательно сказывается на здоровье долгое пребывание детей в сидячем положении. Учитель физкультуры проводит на занятиях упражнения по развитию правильного физиологического и речевого дыхания, совершенствует просодические элементы речи. Для снятия мышечного тонуса артикуляционного аппарата учит детей приёмам самомассажа. Педагог организует и проводит упражнения на координацию речи с движением с помощью подвижных игр разной сложности, учить слушать и понимать многоступенчатую инструкцию, осуществляет контроль за речью детей. На занятиях физкультурой используется разнообразные упражнения и игры, направленные на развитие ритмизации движений, умение управлять собой, на снятие общей скованности, напряжения.

Широкие возможности в работе по коррекции речи детей имеются у учителя ИЗО . Ведь исследованиями уже давно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких дифференцированных движений рук. В связи с этим учитель ИЗО , согласно советам логопеда и руководствуясь программными требованиями, включает в свои занятия : пальчиковую гимнастику, упражнения на координацию речи и движения, устные упражнения по развитию лексико-грамматического строя речи, которые способствуют формированию навыков связной речи. На уроках ИЗО деятельности используются и нетрадиционные формы художественно–графической техники : рисование пальчиками, печать по трафаретам, складывание оригами и т. д. Для обеспечения и поддержания интереса к занятиям используются стихи, загадки, упражнения на развитие координации речи с движением.

В заключении мне хотелось бы показать, как на практике осуществляется взаимодействие специалистов на примере изучения темы «Перелётные птицы» :

учитель начальных классов : урок по теме «Перелётные птицы» ;

учитель –логопед : дидактическая игра «Куда спряталась перелётная птица» (отработка правильного употребление предлогов за, перед, над, около, под);

воспитатель : рассматривание иллюстраций перелётных птиц, беседа о перелётных птицах;

учитель музыки : логопедическая распевка «Гуси» (музыка Л. Б. Гавришевой, сл. Н. Н. Нищевой) ;

учитель физкультуры : подвижная игра «Уточка» ;

учитель ИЗО : пальчиковая гимнастика «Ласточка, ласточка» .

На данном примере мы видим, что целью системы работы всех специалистов является рациональная организация совместной деятельности для формирования и закрепления правильных речевых навыков у детей, развития сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укрепления здоровья, а также построение комплексного коррекционно -развивающего процесса работы с детьми с системным недоразвитием речи.

Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к обучению, социализации и адаптации их в обществе.

Литература :

1. Бабичина О. В., Самородова Л. Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи. – М., 2009.

2. Бойцева М. Б., Денисова О. А. Взаимодействие специалистов ДОУ компенсирующего вида. – М., 2012.

3. Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. Учителю о детях с нарушениями речи. – М., 1985.

Гильметдинова Миляуша Фаритовна,учительлогопед,МБДОУ «Детский сад №130 комбинированного видас татарскимязыком воспитания и обучения» Приволжского районаг. Казани[email protected]

Сотрудничество логопеда и родителей,

имеющихдетейОНР вусловияхДОУ

Аннотация.Ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаютсянетолько в образовательных учреждениях, но и в семье. Ведь речьребенкаразвивается под влиянием взрослых и взначительной мереопределяетсяегособственной речевой практикой, что в своюочередь, зависит от нормального социального окружения ребенка спервых дней жизни.Ключевые слова:сотрудничество логопеда с семьёй,семейноевоспитание,нарушение речи,квалифицированную помощь родителям,родительская мотивация, основныенаправления работы с ребенкомэффективные формы,логопедические уголки, индивидуальныепрактикумы.

Одним из направлений коррекционновоспитательной работы с детьми, имеющими нарушение речи, является работа учителялогопеда с родителями. Сотрудничество логопеда с семьёй является необходимым условием успешного обучающего воздействия на ребёнка.По мнению А.С.Макаренко “Семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает как следует нам нельзя, говорить, что семья может воспитывать как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание”.Работа логопеда с семьей, воспитывающей ребёнка с нарушением речи, имеет целью:

оказать квалифицированную помощь родителям в преодолении недоразвития речи ребёнка;

помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребёнка семейную среду;

создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка;

формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и детьми.Главной задачей логопеда при взаимодействии с семьёй ребёнка с нарушением речи является не только выдача рекомендаций по коррекции речи и воспитанию ребёнка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем. В таких случаях родители, выработанные в процессе сотрудничества с логопедом решения считают своими и более охотно внедряют их в собственную практику воспитания и обучения ребёнка.

Среди разнообразных речевых расстройствв детском возрасте часто встречается общее недоразвитие речи. Максимально эффективная коррекция речевого дефекта возможна лишь в условиях комплексного подхода к его преодолению.

Большинство родителей, имеющих детей с ОНР, не осознают тяжести этого речевого нарушения, отмечая, как правило, только дефектное произношение некоторых (не всех) звуков, редко кого из них волнует недоразвитие лексикограмматической стороны речи, несовершенство связной речи.Нарушение звукови слоговой структуры слов родители, какправило, относят к возрастным особенностям речи детей, не замечают бедности, неточности словаря, умиляются ошибкам грамматического плана.Многие родители, устроив ребёнка в коррекционное дошкольное учреждение или логопедическуюгруппу, считают, что основную роль они выполнили, теперь остаётся только ждать, когда педагогинаучат малыша быстро одеваться, правильно умываться, красиво рисовать, чисто говорить и внятно излагать свои мысли. К сожалению, слишком часто они не задумываются над тем, что воспитание ребёнка продолжается, обучением нужно заниматься и дома. Логопед должен постараться разрушить иллюзию, весьма распространенную среди родителей, о возможности магического, “волшебного” разрешения всех проблем развития и воспитания ребенка только в результате посещения им коррекционных занятий. Необходимо сформировать адекватные ожидания родителей в отношении результатов обучения, подчеркнуть, что, какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию.Ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции.На практике приходится сталкиваться с различными по социальному статусу и требованиям семьями. Найти же контакт необходимо со всеми. Для одних необходимо полное разъяснение, участие и подбадривание. Для других твердость, умение настоять на определенных требованиях, невыполнение которых затруднит или отдалит достижение желаемых результатов. Для осуществления эффективного взаимодействия с семьёй важна родительская мотивация к сотрудничеству со специалистами.

По заключению медикопедагогической комиссии и результатам обследования речи ребёнка, родителям разъясняются сущность логопедического заключения и основныенаправления работы с ребенком.Каждого из родителей необходимо нацелить на систематическую, длительную работу с ребенком. Напомнить, что четкая и правильная речь нужна ребенку на протяжении всей его жизни. На первом родительском собрании логопед знакомит родителей с основными целями и задачами логопедической работы, рассказывает о системе логопедических занятий.Необходимо проводить с родителями просветительскую работу.Она может проводиться в различных формах:выступления на родительских собраниях,индивидуальные консультации, семинары,занятияпрактикумы, открытые занятия, праздники, конкурсы и проекты,организация совместной работы взрослых и детей по выполнению домашних логопедических заданий, анкетирование, информационная поддержка.Для более эффективной работы родителям требуется информационная поддержка. Это осуществляется с помощью: специальных “логопедических уголков”,информационных стендов,тематических выставок книг. Там выставляется: справочныйматериал, статьи специалистов из разных журналов, книг и газет, рекомендации по развитиюречи, рекомендации по развитию артикуляционной и мелкой моторики. Очень важно сообщить родителям, как правильно заниматься с детьми. С этой целью мы знакомим родителей с правилами проведения занятий.

Все занятия строятся по правилам игры, чтобы не натолкнуться на упорное нежелание ребёнка заниматься.Длительность занятий не должна превышать 1520 минут. Начинать нужно с 35 минут.Занятия должны проводиться 23 раза в день. Лучшее время для занятий –после завтрака и после дневного сна.Не заставляйте ребёнка заниматься, если он плохо себя чувствует.Отведите специальное место для проведения занятий, где ничто не сможет помешать.Активно используйте на занятиях наглядный материал.Не употребляйте слово “неправильно”, поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи.Разговаривайте с малышом чётко, повернувшись к нему лицом, пусть он видит и запоминает движения ваших губ.

Наиболее эффективные формы:

совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы;

анализ причин незначительного продвижения в речевом развитии ребенка, совместнаявыработка рекомендаций по коррекции общего недоразвития речи.

индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми (артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, психогимнастика, обучение элементам логомассажа и самомассажа, знакомство с речевым материалом для автоматизациипоставленных звуков и соблюдением режима контроля за поставленными звуками, знакомство с играми и упражнениями для совершенствования и развития лексикограмматического строя и связной речи и др.)Обобщив выше сказанное можно сделать вывод: ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в образовательных учреждениях, но и в семье. Ведь речь ребенка развивается под влиянием взрослых и в значительной мере определяется его собственной речевой практикой, что в свою очередь, зависит от нормального социального окружения ребенка с первых дней жизни.

Ссылки на источники1.Крапивина Л. М. Работа логопеда с родителями заикающихся детей преддошкольного возраста. // Дефектология. –1998. –№ 4. –С. 80.2.Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Они ждут нашей помощи. –М., 1991. –С. 105–116.3.Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. –1998. –№ 4. –С. 3.

Gilmetdinova Milaysha Faritovnateacherand speech therapist, MBDOU"Kindergarten№130combined typewithTatar languageeducation and training"Volga district of [email protected] therapistand parentswith childreninOHPDOWconditionsAbstract. The childwas masteringspeech, when he wasengaged not onlyin educational institutions, but also in the family.After all,the child"s speechis developingunder the influence ofadults andis largely determined byhis ownspeechpractice, which in turndepends on thenormal socialenvironment of the childfrom the first daysof life.Keywords:Cooperationspeech therapistwith family, family education,speech disorder, professional assistanceto parents, parental motivation,the main directions ofwork with the childeffektivnyeformy, logopedicheskiecorners, individual workshops

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 6

СОТРУДНИЧЕСТВО ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАТЕЛЕМ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИЕ ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ

Т.А. Баклыкова,

учитель-логопед

г. Красновишерск

В последнее время отмечается увеличение количества детей с различными отклонениями в развитии, в том числе и (СЛАЙД) с нарушениями речевого развития разной тяжести. Наиболее распространенным речевым расстройством является общее недоразвитие речи, при котором у детей нарушены все компоненты речевой системы, как языковой, так и смысловой.

Работа логопеда в массовом дошкольном учреждении по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается от работы логопедов речевых групп. Это связано в первую очередь с тем, что логопед на логопункте (СЛАЙД) встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно как это принято в речевых садах. В связи с тенденцией к ухудшению речи детей в дошкольном возрасте, (СЛАЙД) отсутствием логопедических садов в массовые дошкольные учреждения попадают дети со сложными речевыми дефектами, преодоление которых затруднено в условиях логопункта. Именно поэтому сегодня, говоря о работе с детьми-логопатами, нельзя рассматривать только деятельность учителя-логопеда. Для того, чтобы устранить речевые нарушения и сформировать устно-речевую базу, необходимо глубокое взаимодействие всех участников педагогического процесса, где ведущая и координирующая роль принадлежит учителю-логопеду.

(СЛАЙД) В данное время происходит переосмысление и продуманность коррекционной программы с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Успех коррекционной работы в группах массового дошкольного образовательного учреждения определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей. (СЛАЙД) А именно создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями, разработку интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики и организацию коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка.

Успешное преодоление общего недоразвития речи у детей в массовых группах возможно при условии создания личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов ДОУ на интегративной основе. (СЛАЙД) Для этого педагогам необходимо соблюдать единство в требованиях, предъявляемых к детям при решении задач коррекционного обучения:

    Формирование правильного звукопроизношения.

    Формирование фонематических представлений.

    Подготовка к обучению элементам грамоты, навыкам звукового анализа и синтеза.

    Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.

    Развитие навыков связной речи.

Дополнительные задачи определяются особенностями психического развития дошкольников с ОНР (особенностями внимания, памяти, слухового и зрительного восприятия, моторики, временной и пространственной ориентировки, затруднения в произвольной деятельности и других вторичных отклонений), коррекция которых необходима для успешного освоения программы и разностороннего развития детей.

Совершенно очевидно, что реализовать поставленные задачи можно только, четко скоординировав работу учителя-логопеда и воспитателей, положительные результаты достигаются тесным сотрудничеством.

(СЛАЙД) В работе над речью детей перед воспитателем и учителем - логопедом стоит общая цель:

Сформировать правильную речь как средство общения, необходимое для полноценного развития ребенка и его позитивной социальной адаптации.

- обеспечить преемственность специалистов ДОУ в коррекционно-логопедической работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.

Вместе с тем функции воспитателя и учителя-логопеда должны быть чётко определены и разграничены. Ведущая роль в коррекционной работе, безусловно, принадлежит учителю-логопеду.

(СЛАЙД) Деятельность учителя-логопеда предусматривает.

Диагностику уровня речевого развития детей, определение направления работы.

Развитие мышления, памяти, внимания дошкольников.

Коррекцию звукопроизношения.

Развитие фонематического слуха.

Усвоение норм лексико-грамматических категорий.

Обучение связной речи, свободному смысловому высказыванию.

Формирование речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи.

Коррекцию нарушений слоговой структуры.

Развитие просодической стороны речи.

Профилактику нарушений письма и чтения.

Формирование навыков послогового чтения.

Совершенствование общей и мелкой моторики.

(СЛАЙД) Задачи, над которыми работают воспитатели.

Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.

Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.

Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.

Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.

Формирование связной речи.

Закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).

Так как воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, спальне, игровом уголке и др. Он работает с детьми весь день и имеет возможность многократно повторять упражнения, закреплять правильное звукопроизношение, одновременно обобщать знания детей о проходимой лексической теме.

(СЛАЙД) А также в основе слаженной работы учителя-логопеда и воспитателей лежат следующие принципы:

Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.

Принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса.

Принцип сотрудничества между учителем-логопедом, воспитателями и детьми.

Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.

Принцип дифференцированного подхода к логопатам в процессе воспитания у них правильной речи.

А также комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса успешно реализуется в специальной коррекционной педагогике. И в массовых детских садах этот принцип будет способствовать объединению и взаимосвязи всех участников данного процесса.

Для удобства работы разрабатывают:

1. Перспективный план взаимодействия со специалистами.

2. Тетради взаимосвязи с воспитателями групп для организации коррекционно-развивающей работы во второй половине дня.

3. Звуковой экран, в котором отображают этапы работы над звуками речи у каждого ребенка.

(СЛАЙД) Такое всестороннее обследование как логопедическое обследование , в ходе которого логопед устанавливает уровень речевого нарушения ребенка, выявляет характера и степень тяжести, определяются потенциальные возможности и перспективы овладения родным языком, и педагогическое обследование , в ходе которого воспитатели, в свою очередь, выявляют уровень знаний и умений, необходимый для осуществления различных видов деятельности, а также определяют характерологические особенности ребенка, помогает учитывать индивидуальные особенности и возможности детей при планировании и проведении коррекционно-воспитательной работы.

(СЛАЙД) Воспитатели составляют перспективное планирование по образовательным областям «Социально-коммуникативное развитие», а именно в области познания и «Речевое развитие» на основе перспективного планирования логопеда и с учётом его рекомендаций.

Воспитатель организует образовательную деятельность по познавательному развитию таким образом, чтобы оно являлось предшествующим логопедическому занятию (другими словами опережающим или подготавливающим), а «Речевое развитие» - закрепляющим.

Для исправления речевых недостатков не менее значимыми являются индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда. Ежедневно воспитатели выполняют рекомендации логопеда по коррекции речевых и неречевых нарушений с каждым ребенком во время проведения непосредственно-образовательной деятельности с подгруппой детей и в индивидуальной форме. (СЛАЙД) Материал для индивидуальной и подгрупповой работы записывают в «Тетради взаимосвязи », которая заполняется накануне изучения новой темы. Все виды заданий знакомы детям и подробно разъяснены педагогам. Далее, в результате проведения логопедических занятий, ежедневно необходимо вносить дополнения: материал, который требует повторения или недостаточно усвоен детьми.

(СЛАЙД) В Тетрадь взаимосвязи можно заносить содержание логопедических пятиминуток. Логопедические пятиминутки могут быть использованы воспитателями в разных ситуациях и других видах деятельности. Пятиминутки должны быть достаточно короткими, не следует их превращать их в долгий процесс. Проводить их следует в игровой и занимательной форме на хорошем эмоциональном фоне. Пятиминутки должны соответствовать изучаемой на неделе лексической теме и способствовать развитию всех компонентов речи у детей. Учитель-логопед в свою очередь должен указать цели, задачи, которые преследуются при выполнении каждого задания, и дать подробное их описание.

(СЛАЙД) Игры и упражнения , рекомендуемые учителем-логопедом в тетради взаимосвязи, могут проводиться воспитателями во второй половине дня или использоваться во время динамических пауз. Дошкольникам предлагаем игры и упражнения различного уровня сложности в зависимости от тяжести речевого дефекта и индивидуальных особенностей возможностей ребёнка.

(СЛАЙД) А также в тетрадь заносится к оррекционно-развивающая деятельность в индивидуальной форме. Ежедневно воспитатель занимается с 2–3 детьми и проводит артикуляционную гимнастику, задания на автоматизацию и дифференциацию звуков, а также задания по тем разделам программы, которые дети усваивают с наибольшим трудом.

Из моего наблюдения, не знаю, согласитесь вы со мной или нет, одним из наиболее трудных направлений в коррекционно-развивающей деятельности для воспитателей является контроль за автоматизацией поставленных звуков . Ведь э ффективность коррекционной работы учителя-логопеда зависит от умения воспитателей слышать и дифференцировать дефектно произносимый звук от чистого, от умения вслушиваться в речь детей, своевременно ее поправлять, напоминать ребенку правильную артикуляцию поставленного логопедом звука. Можно использовать разные приемы работы .

(СЛАЙД) Например, каждому ребенку в группе прикрепить бейджик или наклейки-напоминалочки с изображением буквы, обозначающей звук, над которым в данный момент работает учитель-логопед. Это позволит воспитателю контролировать поставленный звук у каждого ребенка и исправлять звук в спонтанной речи ребенка.

Как вариант одного из приемов по автоматизации правильного произношения, можно закрепить за каждым воспитателем группу детей со сходными недостатками . Один следит за автоматизацией свистящих и шипящих звуков у дошкольников, другой - соноров. Хотя нельзя назвать этот прием эффективным.

Используют еще такой прием, когда профиль звукопроизношения детей расположен на зеркале в рабочей зоне группы и находится в постоянном поле зрения воспитателя, а также тех детей, которые уже умеют читать и могут исправлять речь своих сверстников.

Особое место в системе воспитания детей с речевыми расстройствами занимают утренники и развлечения. В подготовке к проведению праздников с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи есть своя специфика.

Планирование и подбор речевого материала нужно осуществлять совместно с музыкальным руководителем, логопедом и воспитателем, при этом учитывать возраст детей, уровень речевого развития и индивидуальные особенности каждого ребёнка.

(СЛАЙД) Эффективность коррекционно–воспитательно–образовательной работы в группе во многом зависит от организации предметно-пространственной среды. (СЛАЙД) Л.С. Выготский писал: «Следя за детьми, в конечном счёте, мы видим, что путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды…»

При создании развивающего пространства, как в групповом помещении, так и в кабинете учителя-логопеда, необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии дошкольников. Воспитатели принимают активное участие в создании коррекционно-развивающей среды в группе . В старших и подготовительных группах рекомендовано создать (СЛАЙД) речевой уголок в группе или ц ентр «Будем говорить правильно» , который будет служить коррекционной цели и будет системой в процессе работы. В групповой комнате можно использовать (СЛАЙД) «Лексическое дерево», где размещаются атрибуты к изучаемой лексической теме (карточки, картинки, игры и т.д.).

Еженедельно воспитатель подбирает речевой материал для каждого ребёнка в соответствии с рекомендацией учителя-логопеда. Он советует, какие дидактические игры и упражнения использовать на данном этапе.

Специально организованное жизненное пространство должно стимулировать активность ребёнка, создавать возможность для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, что позволяет ребёнку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.

(СЛАЙД+2) Взаимодействие между специалистами ДОУ также осуществляется в таких формах работы, как консультации, семинары-практикумы, совместные беседы по подведению итогов коррекционно-развивающей работы и определению перспектив дальнейшей деятельности. Учителю-логопеду необходимо не только научить воспитателей, как работать с каждым ребенком, но и контролировать выполнение своих рекомендаций.

(СЛАЙД) Учитель-логопед наблюдает за работой воспитателя с детьми, посещая непосредственно-образовательную деятельность, отмечая положительные моменты, а также анализирует те виды работы, которые были неудачными и не дали ожидаемого результата. Такие посещения показывают учителю-логопеду полную картину коррекционно-развивающей работы.

(СЛАЙД) Интегрированное взаимодействие специалистов является одним из условий в преодолении ОНР у дошкольников, что позволяет в большинстве случаев устранить общее недоразвитие речи у детей, а в тяжёлых случаях добиться значительной положительной динамики не только в развитии речи, но и в коррекции вторичных отклонений. (СЛАЙД) Своевременное и комплексное сопровождение дошкольников с ТНР открывает равные возможности для детей с речевой патологией и с нормальным психофизическим развитием при формировании предпосылок к учебной деятельности, их успешной социализации и адаптации в обществе, личностного и творческого развития.

1. Центр «Будем говорить правильно» .

Цель: воспитание правильного физиологического и речевого дыхания, развитие артикуляционной моторики, закрепление правильного уклада при произношении звука, подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука, дифференциация и автоматизация звуков, развитие лексико-грамматических категорий, закрепление навыков звуко-буквенного анализа и синтеза, связной речи.

Оборудование:

Для совместной работы взрослого и ребёнка:

    Зеркало с лампой и полка для пособий.

    Картотека предметных и сюжетных картинок по изучаемым лексическим темам.

    Картотека предметных картинок и дидактических игр для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих, сонорных, йотированных звуков и аффрикат.

    Материал для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки, магниты, звуковые домики и т.д.)

Для самостоятельной деятельности детей:

    Серия сюжетных картинок. Например: «Как ловили червячка», «Работа в огороде».

    Схемы, алгоритмы и мнемотаблицы для составления рассказов о предметах и объектах.

    Дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа предложений. «Буквенное лото», «Слоговое лото» и т.п.

    Дидактические игры для формирования грамматического строя речи («Один-много», «Бабочка и цветок», «Кто за деревом», «Мой, моя, моё», «Чей, чья, чьё?», «Это кто такой большой?»).

    Настенный алфавит, различные виды азбук (вязаная азбука, азбука, вырезанная из наждачной бумаги и т.д.).

Игры для знакомства детей с понятиями «Звук», «Буква».

    Игры на развитие физиологического и речевого дыхания.

    Игры на развитие фонематического восприятия. «Найди место».

    Игры на совершенствование лексико-грамматического строя и связной речи.

Литература:

1. Бачина О.В. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. - М.: Сфера, 2009.-64 с

2. Взаимодействие специалистов ДОУ компенсирующего вида / Под ред. О.А. Денисовой. - М.: Сфера, 2012.-64 с

3. Михеева И.А., Чешева С.В. Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда: Картотека заданий для детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи. Изд: Каро, 2009.- 256 с



Публикации по теме