Семья и семейный быт. Традиционная духовная культура Выговского края…

Извечный вопрос, который из поколения в поколение остается неразрешенным: может ли настоящая любовь пережить бытовые трудности? Ответ на него вроде бы очевиден – «настоящая любовь все сможет!» Но, что такое «настоящая любовь», как ее определить, как ее вырастить, как преодолевать бытовые проблемы – все это очень тонкие, многогранные и неоднозначные вещи. И вообще, что такое «семейный быт»? Что входит в это понятие, когда говорят «быт заедает»? Как правило, под этим подразумевают целый набор повседневных жизненных явлений. Это заботы и насущные проблемы, рождение ребенка и уход за ним, материальные вопросы, внешний вид и уход за собой, внимание и взаимные ухаживания. Для кого-то оказывается важным одно, а для кого-то камнем преткновения становится другое. Так что давайте рассмотрим все по порядку.

Любовь и быт: возможно ли сосуществование?

Повседневные заботы, проблемы, неурядицы, которые надо решать – все это так или иначе не прибавляет . Но надо понимать, что жизнь не всегда сахар и праздник, а совместная жизнь особенно – ведь и проблем на двоих становится вроде как побольше. Одна живешь – можешь бутербродом перекусить, а мужу – изволь и первое, и второе каждый день подать. Заболела жена – надо и за ребенком присмотреть, и за ней ухаживать, и в больницу отвезти. Потерял кто-то в семье работу – вся материальная ответственность на время на одни плечи. Но есть здесь и весомый плюс – во всех этих проблемах вы не одиноки, все они пополам делятся. И еще, следует не забывать, ведь наверняка каких-то проблем в вашей жизни стало меньше: женщине материально с мужчиной полегче, мужчину заботой облагодетельствовали и уютом окружили. Так что в заботах надо обретать уверенность друг в друге, ощущать поддержку и помощь – это укрепляет чувства, а не рушит. Если всегда хочется праздника, то это не любовь, это – увлечение. В трудностях тоже важно быть рядом, и помощь стремиться оказывать, и принимать ее с благодарностью.

Одна из распространенных мужских обид – «она вся в уходе за ребенком, а на меня времени нет». Тут обращаться следует и к мужчине, и к женщине.

Что касается молодых отцов, то поймите ряд вещей. Первое – ребенок этот не «жены вашей», а ваш общий, так что и заботиться о нем надо стараться совместно, предлагайте свою помощь, проявляйте интерес, попробуйте сделать что-то самостоятельно. Супруга это оценит, совместно всегда все легче и веселее, а вы будете и к жене, и к малышу поближе. Второе – в заботах о маленьком ребенке женщине очень тяжело, она очень устает и поэтому уделять вам много времени никак не может. Поэтому будьте терпимее, переживите этот период, потерпите и все встанет на свои места. И третье: рождение ребенка для женщины и ее организма – это не только радость материнства, но и большой стресс, многое меняется, здоровье, самочувствие, внешность, бытовая жизнь, график. Так что не будьте требовательны в этот период к ее внешнему виду и настроению, а лучше поддержите одобрением, комплиментом, пониманием.


Теперь для молодых мам. Как бы тяжело вам не было, как бы вы не уставали, помните: ваш мужчина не виноват в том, что он отец, а вы мать. Естественно, что большинство тягот и забот лягут на ваши плечи, ваш материнский долг назначен вам природой, а не собственным мужем. Поэтому не срывайтесь на него, не злитесь, не манипулируйте вашим особым положением. Все это может породить в нем чувство несправедливости и протеста, ведь он же в глубине души ничего не понимает, а только знает, что он не виноват. И второй момент: привлекайте ко всем заботам вашего мужа, не отгораживайтесь от него, мол «не видишь, мне не до тебя, тут у нас кормление, купание…», старайтесь получить во всем и его участие. Так вы будете ближе друг другу, и для обид ни у кого места не останется.


Уход за собой и внешний вид – тоже в числе «бытовых» претензий. «Муж вечно в одних штанах ходит», «пивной живот отрастил», «жена поправилась, худеть не хочет», «красится ей лень, прически не делает», «дома в халате постоянно» - знакомые фразы? У каждого в отношениях есть те или иные пассажи на эту тему. Важен здесь компромисс: человека нужно любить таким, какой он есть – это раз, но и себя запускать при второй половине просто нехорошо – это два. Используйте максимум материальных и временных возможностей, которые у вас есть, чтобы держать себя в достойном виде. И не предъявляйте претензий тому, у кого этих возможностей реально нет (не хватает денег на салон красоты для жены, нет времени на спортзал у мужа и т.п.). Запомните, любят по-настоящему не только за красоту, и если вам постоянно предъявляют претензии по этому поводу – это несправедливо (например, если женщина поправилась после родов и не может быстро похудеть). Но когда вы ухаживаете за своим внешним видом, стремитесь быть лучше – это знак уважения к партнеру, знак внимания к нему. Ухаживая за собой, вы не только реально предлагаете своей второй половине красивую картину перед ее взором, но и показываете тем самым, что она для вас – настоящий и достойный представитель противоположного пола, и в его присутствии вам хочется быть на высоте.


Не обойтись отношениям и без постоянного взаимного внимания друг к другу. Тут тоже главное – соблюсти баланс. С одной стороны, важно не забывать, что нежность, ласку, подарки, ухаживание, внимание, интерес к жизни партнера, его внутреннему миру и многое другое в продолжительных отношениях и браке никто не отменял. С другой же стороны, должно быть понятно, что со временем каждый день мужчина букетов и подарков не надарится, а женщина ежедневно быть ласковой и отзывчивой тоже не сможет, когда на повестке дня постирать, убрать, сготовить и за ребенком уследить. Так что не забывайте про внимание, не упускайте возможность для романтики, но и не требуйте слишком многого, для этого в долгой совместной жизни не всегда хватает сил, времени и денег.


Материальная сторона совместной жизни – дело очень тонкое и заслуживает отдельного подхода, но и в двух словах расставить приоритеты можно. Любить и быть вместе обычно обещают «и в богатстве, и в бедности» и этим, казалось бы, все сказано, но нюансов-то много. Кто должен распоряжаться основными доходами, сколько можно тратить денег именно «на себя», что значит «на себя» - пиво и удочки или прическа и маникюр, или прическа – это для мужа и его прямая обязанность ее спонсировать, работать жене или нет, что лучше хороший отдых всей семьей или машина? Вопросов миллион, мнений и ответов тоже. Все вопросы подобного рода обсуждаются в каждой индивидуальной семье по-своему, у всех же разные взгляды на жизнь, на деньги, на ответственность, и возможности у всех тоже разные. Но главное среди всего этого «оставаться человеком»: 1) не предъявлять претензий по поводу заработка, 2) не «тянуть на себя» все свободные материальные возможности, 3) спокойно переносить временные трудности. Тогда вне зависимости от пола ваш партнер будет ощущать и поддержку, и бескорыстность, и понимание.


И вот итогом подобных перипетий совместной жизни, когда кто-то чем-то уж слишком тяготится, становятся , разрыв отношений либо измена. Очень часто при измене начинают ссылаться именно на семейный быт. Закономерно встает вопрос, если вторая половина говорит, что быт заедает, хочется новых ощущений, то можно ли это считать хоть каким-то оправданием для измены?


На самом деле любые ссылки на быт, на проблемы, на маленького ребенка, который мешает отношениям быть как раньше – все это только отговорки, хитрое оправдание. В действительности же в хороших семьях, по аналогии с хорошими коллективами, компаниями «проблемы быта» людей только объединяют. Поэтому, если любовь распадается из-за бытовых неурядиц, значит, между двумя людьми не было настоящего взаимопонимания, не было самоотдачи, самопожертвования, которое свойственно настоящей любви. Не было должного уважения и заботы, поддержки и участия. Когда люди дорожат каждой минутой друг друга, каждой клеточкой его организма, каждым «нервиком» друг друга, то все бытовые вещи они решают вместе, берутся за них вместе и даже могут получать удовольствие от ощущения в них сплоченности, единения. Им, как говорится, все нипочем. А когда нет всего этого, то, в конце концов, быт начинает тяготить, бесить, раздражать, потому что хочется праздника за счет другого человека. Например, красивой и благополучной любовницы, у которой не надо мыть посуду, платить кредит, ходить по больницам с ребенком и т.п. А вот своими руками этот праздник делать нет желания, потому что хочется больше получать, а отдавать и «работать» в отношениях не приучены. И кто в этом виноват? Сам человек и виноват, так как ответственность в себе нужно воспитывать и понимать, что любые отношения – это «и в горести, и в радости», а на семейный быт ссылаться – это слабость.

Так что учитесь быть терпимее к совместным трудностям, учитесь поддержку оказывать и находить ее в другом, не забывайте себя и не забывайте о другом, старайтесь находить удовольствие в делах, потому что вы делаете их ПРОСТО ВМЕСТЕ. И тогда ваше совместное счастье будет на шаг ближе и реальнее!

Мария Пугачёва, психолог

Ключевые понятия: семья и быт; родство, брак; формы брака; социальные функции семьи; этапы развития семьи; ролевые отношения в семье; принципы регулирования семейно-брачных отношений; причины разводов; формы быта; досуг, свободное время; образ жизни; здоровый образ жизни.

Семья – это основанная на браке или родственных связях общность людей, которую объединяет совместная деятельность и взаимная ответственность . Это важнейший социальный институт , выполняющий разнообразные общественно значимые функции, в первую очередь – рождение и воспитание детей, забота о больных и престарелых. Обязательным признаком семьи является общий быт .

Быт (в широком смысле слова) – это вся непроизводственная сфера человеческой деятельности. В более узкой трактовке быт – это сфера удовлетворения потребностей человека в различных сферах его жизнедеятельности. Сюда относятся: жилище, одежда, питание, уход за детьми и престарелыми, а также досуг – время, которое остается у индивида после вычета необходимых затрат времени на сон и трудовую деятельность.

Понятия семьи и брака

Основу любой семьи составляет брачный союз между мужчиной и женщиной. Этот союз в современном обществе, как правило, санкционирован обществом (государством). Однако семья – это не только муж и жена , но и отношения между ними. Это социальная группа, в состав которой входят также родители и дети . В семье проходит воспитание подрастающего поколения, осуществляется забота о больных и престарелых.

Семья – малая социальная группа, в основе которой лежит кровное или юридически закрепленное родство , оформленный, в соответствии с принятыми в данном обществе нормами, брак , общий быт, а также совместная деятельность и взаимная ответственность.

Родство – представляет собой совокупность социальных отношений, основанных на генетических связях или правовых нормах, регулирующих вступление в брак, его расторжение (разводы), а также процедуры усыновления, попечительства и ряд других действий, связанных с семейно-брачными отношениями.

Брак – рассматривается как исторически сложившаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, через которую общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь, устанавливает супружеские и родительские права и обязанности.

Принято выделять следующие основные формы брака :

моногамия – брак между одним мужчиной и одной женщиной;

полигамия – брак, заключенный между одним мужчиной и несколькими женщинами;

полиандрия – брак, который объединяет несколько мужчина и одну женщину;

групповой брак - между несколькими мужчинами с одной стороны и несколькими женщинами – с другой.

В современном обществе наиболее популярная форма брака – моногамия. Полигамия не находит широкого распространения даже там, где она разрешается религиозными нормами (ислам), поскольку соотношение мужчин и женщин приблизительно в пропорции 1:1. Это связано с тем, что число неженатых мужчин стало бы больше, чем численность мужчин, имеющих нескольких жен.

Еще реже встречается полиандрия. В горах Тибета, например, принадлежащая семье земля передается по наследству всем сыновьям вместе. Ее нельзя делить на отдельные участки, поскольку они слишком малы, чтобы прокормить несколько семей. Поэтому братья вместе используют эту землю и имеют одну общую жену.

Групповой брак в современных условиях – редкое явление. Эта форма брачных отношений встречается в обществах, находящихся на первобытнообщинной стадии развития.

Формы брака чаще связаны с экономическими причинами. Помимо экономических мотивов важную роль могут играть и другие (социальные, религиозные, психологические) факторы. Например, полигамия выгодна для женщин в обществах, где много мужчин погибает на войне.

Семью и брак как общественное явление изучают различные науки. В отличие от экономики, права, психологии, педагогики, социология семьи сосредоточивается не на экономических, правовых, психологических или педагогических проблемах семейных отношений, а на исследовании семьи как социального института , основанного на браке и выполняющего определенные социальные функции. Исследуются типы отношений в семье, состав, связи с другими общностями и сферами социальной жизни. Социология семьи анализирует мотивы браков и разводов ; факторы, порождающие конфликты в семье ; тенденции и перспективы развития семьи и брака в современном обществе.

Социальные функции и типы современной семьи

Роль и место в обществе семьи как социального института можно выразить через функции семьи , которые отражают систему взаимодействия индивидов, семей, общества в целом. Среди основных функций выделяются:

1) репродуктивная функция – связана с деторождением, воспроизводством населения;

2) воспитательная функция – включает целенаправленное влияние родителей (или других членов семьи) на поведение детей;

3) хозяйственно-экономическая функция – в этой функции выражена необходимость в совместном ведении домашнего хозяйства;

4) рекреативная функция – связана с восстановлением жизненных сил, организацией досуга, укреплением здоровья;

5) коммуникативная функция – реализует потребность в общении;

6) регулятивная функция – включает первичный уровень социального контроля.

Семья – более сложная система отношений, чем брак. Она объединяет не только супругов, но и их детей и других близких родственников. В зависимости от структуры родственных связей выделяют типы семей:

1) простая (нуклеарная ) семья, – включает супругов и детей, не состоящих в браке и материально зависящих от родителей;

2) сложная (расширенная ) семья, – состоит из нескольких поколений (детей, внуков, правнуков, состоящих в браке), живущих вместе и ведущих общее хозяйство.

В своем функционировании и развитии семья проходит определенные этапы, или, иначе, семейные циклы (фазы):

1) формирование семьи (вступление в первый брак);

2) начало деторождения (рождение первого ребенка);

3) окончание деторождения (рождение последнего ребенка);

4) «пустое гнездо » (вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка);

5) прекращение семьи (смерть одного из супругов или развод).

Современная семья регулируется рядом правовых норм, закрепленных в законе. Среди таких норм выделяют основные принципы создания и прекращения семьи:

1) добровольность заключения брака – каждый может выбрать себе жену или мужа по своему собственному усмотрению;

2) свобода расторжения брака – право супругов на развод, регулируемое государством.

Образование семьи порождает правовую и моральную ответственность супругов за воспитание детей и их здоровье. По данным ВОЗ, в развитых странах признаки олигофрении обнаруживаются у 10 – 12 детей, а в тяжелой форме эта болезнь поражает 4 – 5% будущих граждан. В 80% случаев причину этого заболевания связывают с пьянством родителей.

Ролевые отношения и структура семьи

В семье формируются различные социальные роли , складываются определенные ролевые отношения . Каждый член семьи выполняет специфические, присущие ему ролевые функции. Это роль мужа, жены; отца, матери; сына, дочери; тестя, тещи; невестки, зятя. Традиционно в семье роль главы чаще принадлежала мужчине. Женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей. В настоящее время происходят изменения характера лидерства в семье, перераспределяются функции в ведении хозяйства и воспитании детей.

Совокупность различных ролей и видов отношений между членами семьи (родственных, духовных, нравственных, отношений власти, авторитета), нередко, определяются понятием – структура семьи. Бывают:

2) демократические структуры, – в них роли распределяются по взаимному согласованию, с учетом личностных особенностей и способностей каждого члена семьи.

По тому, как распределяются домашние обязанности , различают виды семей:

1) традиционные (обязанности делятся на «мужские» и «женские»);

2) коллективистские (обязанности распределяются демократически, по интересам и склонностям);

3) индивидуалистские (каждый занимается самообслуживанием, мало заботясь о других).

По числу детей семьи бывают:

1) многодетные (три ребенка и более);

2) среднедетные (двухдетные);

3) однодетные;

4) бездетные .

Средняя величина семьи в странах СНГ составляет 3,8 человека. В Беларуси – 3,3. В республиках Средней Азии – свыше 6.

По данным социологических исследований только около 1/3 семей можно оценить как «благополучные». От 1/3 до 1/2 всех браков, по оценкам супругов, квалифицируются как «полуудачные». Остальные – «неудачные».

Более 2/3 разводов возбуждается по инициативе женщин. Вероятность создания новой семьи для женщины с детьми не превышает 10-15%. Наиболее часты разводы в первые годы жизни супругов.

Среди основных причин разводов , по данным социологических исследований, выделяются:

● супружеская неверность;

● пьянство одного или нескольких членов семьи;

● нравственно-психологическая несовместимость в семье;

● высокие притязания друг к другу;

● социально-бытовая неустроенность и ряд других.

В основе причин разводов часто лежат завышенные ожидания будущих супругов по отношению к будущим семейным отношениям. Эти ожидания начинают формироваться еще до вступления в брак. Семейные отношения часто рассматриваются как продолжение развлечений, характерных для периода ухаживания. Семейные проблемы, особенно часто возникающие после рождения ребенка, оказываются неожиданными для многих молодоженов, психологически неподготовленных к противоречиям совместной жизни.

В преодолении семейных конфликтов в последнее время заметный эффект стали давать службы психологической помощи молодым семьям. За счет вмешательства психологов нередко удается компенсировать пробелы в подготовленности молодоженов к семейным трудностям, ослабить отрицательное влияние субъективных факторов на прочность семейных отношений.

Быт и образ жизни в современном обществе

Можно выделить три основные формы быта , наиболее часто исследуемые социологами:

1. Семейный быт (ведение домашнего хозяйства, воспитание детей, организация досуга) – характеризуется индивидуальными и групповыми способами удовлетворения потребностей в рамках семьи.

2. Производственный быт (связан с медпунктами, столовыми, бытовками на производстве ) – это медицинское обслуживание, общественное питание, отдых непосредственно по месту работы; сюда же можно отнести и детские дошкольные учреждения.

3. Общественный быт (реализуется в парках культуры и отдыха, на предприятиях общественного питания, бытового обслуживания) – охватывает способы удовлетворения потребностей людей в рамках государственно-общественных организаций.

Понятие «быт» содержит в себя две стороны: бытовой труд и досуг . Границу между двумя последними терминами часто трудно четко провести: например, собирать грибы в лесу – это и труд (заготовка продуктов) и досуг (хобби).

Мы часто в своем языке используем слово «быт» в самых разных значениях. Бытовые потребности, бытовое обслуживание, бытовая обстановка, бытовое помещение, бытовая нагрузка, бытовые инструменты, бытовая неустроенность, бытовое пьянство, бытовое разложение, бытовой сифилис и многие другие выражения стали неотъемлемой составной частью нашего лексикона.

Термин «быт», очевидно, происходит от корня «быть», «существовать». Для многих эти слова отождествляются холодом и неустроенностью. Однако уже в молдавском, армянском, грузинском языке слово «быт» этимологически связано с корнем – «жизнь». У народов Северного Кавказа значение этого слова несколько иное – «иметь дом, иметь семью». Далее на восток, у тюркских народов «быт», ассоциируется со словами «свет, радость, удовольствие».

В западноевропейских языках, как это не покажется странным, слово «быт» отсутствует вообще. В словарях оно обычно отождествляется со словосочетаниями «способ жизни» или «образ жизни». В нашей научной литературе эти понятия имеют несколько иное значение.

Понятие «способ жизни » отражает специфику деятельности в различных сферах жизни (трудовой, общественно-политической, семейной). Употребляется этот термин в социологической науке не часто.

Образ жизни – это формы индивидуальной, или групповой жизнедеятельности людей, типичные для исторически конкретных социальных условий. В понятие образа жизни вкладывают особенности поведения, общения, склада мышления (менталитет).

Иначе говоря, «образ жизни» – более широкое понятие, чем «быт» Оно объясняет, в какой социальной среде живет человек, как развиваются его индивидуальные способности и творческие силы, его отношение к окружающей социальной среде.

При анализе такого сложного явления как образ жизни учитываются социальные проблемы личности, воспитания, культуры, образования. Сюда же можно причислить вопросы, связанные с трудовой деятельностью, семьей, бытом, досугом. Можно сказать, что практически все сферы общественной жизни так или иначе связаны с понятием образа жизни.

Досуг как составная часть быта и образа жизни соответствует той части свободного времени, которое не связано с выполнением официальных служебных, общественных, семейных и других обязанностей. Он адекватен затратам времени «на себя», в соответствии с индивидуальными интересами конкретных индивидов.

Термин «досуг » нередко отождествляют с понятием «свободное время », считая их синонимами. Свободное время – это то время, которое остается у индивида после вычета всех необходимых затрат (сон, уход за детьми, занятия домашним хозяйством). В белорусских словарях «досуг» переводится как «вольны час», то есть свободное время. Однако чаще свободное время по своему содержанию приближается к понятию внерабочего времени. Внерабочее время – это все то время, которое остается у человека за пределами его основной работы.

Изучая проблемы досуга, социология соотносит его с рабочим временем, увязывает с деятельностью различных социальных институтов (семья, образование, здравоохранение), с социальными процессами (например, урбанизация).

В сфере досуга работник восстанавливает способности к производительному труду, развивает свои личностные качества, воспринимает в общении с окружающими жизненный опыт, повышает свой образовательный уровень, приобщается к культуре.

Продолжительность досуга можно увеличить за счет развития служб быта, совершенствования системы транспорта, более рационального расселения людей и др.

Досуг (свободное время) реализуется людьми в разных формах :

- индивидуальный досуг;

- групповой досуг – вмалых группах (в семье, компаниях друзья);

- коллективный досуг – в трудовых коллективах (после работы), в рамках культурно-массовых мероприятий.

В исследовании социологических проблем досуга могут быть использованы различные показатели. Среди них:

1) интересы, потребности, ценностные ориентации, нравственные установки индивидов, относящихся к различным социальным группам;

2) материально–технические возможности (число кинотеатров, наличие стадионов, спортплощадок; тиражи газет и журналов; количество телевизоров, видеомагнитофонов, фотоаппаратов на душу населения и т.п.);

3) уровень социокультурной активности людей (например, посещаемость мероприятий, степень участия в их организации).

Здоровый образ жизни

Социокультурная активность индивида в сфере досуга – это не только высокая заинтересованность в проведении социокультурных мероприятиях, но и личное участие в их организации.

Выделяют, например, такие уровни участия в досуговой деятельности:

1) участвуют в различных формах культурного досуга и стремятся расширить это участие (это тип, наиболее ориентированных на активный культурный досуг, их не трудно вовлечь в различные виды досуга);

2) участвуют, но не ориентируются на расширение этого участия;

3) не участвуют, но хотят участвовать;

4) не участвуют и не хотят участвовать.

Четвертый уровень участия, в противоположность первому, отличается отказом от участия в процессе освоения культурных ценностей. Для него характерно простое, бесполезное времяпрепровождение и неразвитые культурные потребности. Среди этого типа часто обнаруживаются лица с антиобщественным поведением (пьянство, азартные игры, хулиганство, аморальные поступки, неоднократные нарушения дисциплины труда). Что касается второго и третьего типа, они являются промежуточными по отношению к первому и четвертому. В реальной жизни именно эти два уровня участия являются наиболее распространенными.

С возрастом, с созданием семьи уровень социокультурной активности индивидов, как правило, снижается. Это сказывается на формировании здорового образа жизни, особенно подрастающего поколения.

Здоровый образ жизни – это способы жизнедеятельности людей, совместимые с устойчивым здоровьем и активным, общественно-полезным поведением. Это сложное, интегральное образование, которое включает в себя, по меньшей мере, три стороны :

1) физиологические и экологические элементы (отсутствие болезней, благоприятная среда обитания, социальное благополучие);

2) духовные составляющие, способствующие процессу культурной социализации личности;

3) социально-психологическое положение личности, характер его взаимодействия с окружающими людьми.

Важнейшим элементом здорового образа жизни является социальная среда , а также умение индивидов оптимально с ней взаимодействовать. Поэтому в состав здорового образа жизни можно включать способность самого человека создать устойчивую гармонию внутри себя на основе единства физического и психического, а также умение позитивно реагировать на внешние социальные раздражители.

В процессе формирования здорового образа жизни населения, особенно молодых людей возникают самые разнообразные проблемы . Среди них:

1. Отклонения в режиме дня и гигиенических ориентациях.

2. Частые конфликты и стрессовые ситуации.

3. Половая распущенность и угроза репродуктивному здоровью.

4. Гиподинамия и респираторная нестабильность.

5. Вредные привычки: табакокурение, употребление алкоголя, пристрастие к наркотикам (то есть, склонность к психоактивным средствам).

Многофакторность феномена здорового образа жизни требует комплексного, системного подхода к его исследованию. При этом необходимо учитывать многообразие способов поведения молодых людей в современном динамичном и плюралистичном мире. Особое место в процессе формирования здорового образа жизни занимает заинтересованное участие в этом процессе государственных учреждений и общественных организаций.

Полезными для молодежи могут стать групповые лекции и беседы о здоровом образе жизни (их поддерживают около 23% опрошенных школьников старших классов), статьи о здоровье в газетах и журналах (23%), специальные кинофильмы и видеофильмы (21%), индивидуальные советы врачей и педагогов (20%). Слушают подростки и радиопередачи на медицинские темы (13%), читают памятки, листовки , плакаты , буклеты (8%), смотрят диафильмы и слайды на эти темы (3%).

К перечисленным выше способам формирования здорового образа жизни проявляют интерес далеко не все молодые люди. Тем не менее, если комплексно использовать все разнообразие форм и средств убеждения молодежи в необходимости следить за своим здоровьем, есть шанс значительно уменьшить их влечение к вредным привычкам и девиантному поведению, опасному для собственного здоровья и окружающих людей.

Контрольные вопросы и практические задания

1. Определите основные признаки понятия «семья».

2. Что такое родство. В каких формах оно может выражаться?

3. Понятие «брак». Какими причинами обусловлено многообразие форм брака?

4. Перечислите важнейшие социальные функции семьи:

4.1 . Какие из них, на Ваш взгляд, наиболее существенны для современного общества?

4.2. Какую из функций Вы бы назвали главной при заключении брака? Что является основным мотивом создания семьи?

4.3. Приведите примеры реализации регулятивной функции семьи.

5. Назовите основные типы семей.

6. Дайте краткую характеристику важнейшим этапам (фазам) развития семьи.

7. Какие, на Ваш взгляд, структуры семьи (авторитарные или демократические) больше способствуют сплочению семьи и сокращению количества разводов?

8. Назовите виды семей в зависимости от способа распределения домашних обязанностей.

9. Дайте классификацию семей в зависимости от численности их состава (количества детей).

10 . Правовые принципы регулирования семейно-брачных отношений.

11 . Перечислите основные причины разводов в современных семьях.

12 . Проведите мини исследование причин разводов:

12.1. Составьте краткий вопросник, направленный на выяснение мотивов распада семей.

12.2. Используя вопросник в качестве плана интервью, проведите опрос в своей группе.

12.3. Обобщите и обсудите в группе результаты Вашего исследования.

13 . Какое место среди причин развода занимают завышенные ожидания молодоженов?

14 . Попробуйте проанализировать причины более быстрого увеличения количества разводов в городских семьях в сравнении с сельскими жителями.

15 . Ознакомьтесь с вариантом рекомендаций по профилактике вредных привычек сред молодежи (см. п. 8.2 в главе 8):

15.1. Какую роль в формировании здорового образа жизни детей может сыграть семья?

15.2. Как можно, на Ваш взгляд, активизировать действия родителей по валеологическому воспитанию подростков?

15.05.2014 548

Глава 3. Традиционная духовная культура населения Выговского края в очерках М.М. Пришвина «В краю непуганых птиц»

1. Семья и семейный быт

Семья являлась основой хозяйственно-трудовой, общественной и полноценной личной жизни человека русской традиционной культуры.

На Русском Севере Пришвин застал два типа традиционной русской семьи: большую семью и малую . В очерке «Вопленица» отражен процесс борьбы этих социальных формаций и дана яркая характеристика быта большой семьи.

Основными типами русской семьи у всех этнографических групп русских были: семьи простые, малые , состоящие из двух поколений родственников по прямой линии (главным образом родители и их дети); и семьи большие или неразделенные , представлявшие коллектив, объединяющий два, три или четыре поколения родственников по прямой и по боковой линиям. Большая семья являлась многочисленным коллективом, который возглавлял «большак» и «большуха» — отец и мать. В семью входили взрослые женатые сыновья большака с женами и их дети разных возрастов. После смерти большака его властные функции переходили к старшему сыну. Большак обладал непререкаемой властью над остальными. В очерке «Певец былин» дана колоритная иллюстрация такой власти. Григорий Андрианов — «Хороший старик, небаламутный, староколенный человек» возглавляет семейство. Пришвин пишет: «Ругань и крик разбудили меня рано утром. Я выглянул в окно. По дорожке вдоль озера с громадным колом в руке бежал вчерашний, похожий на апостола Петра старик. А впереди него бежал без шапки совершенно такой же старик, только немного помоложе. Первый старик догнал второго и ударил его колом. Тот так и повалился. Ударил еще и еще…

Объяснилось это так. Старший сын Григория, мужик пятидесяти семи лет от роду, был послан в Повенец продать рыбу. Вернулся он выпивши, нагрубил старику, и тот его отколотил» .

Хозяйство в большой семье было общим, как и домашний быт. Эта архаичная форма семьи сохранялась у русских долго, вплоть до XX века.

Параллельно с большой семьей у русских была широко распространена и малая семья.

В очерке «Вопленица» дана картина быта большой семьи и распада ее после смерти большака. Старик выстроил большой дом, женил шестерых сыновей, однако между братьями и их женами пошли несогласия, переросшие после смерти большака в настоящую вражду. Власть перешла к старшему сыну Гавриле и его жене Степаниде. «Помер старик. Словно предчувствуя беду, сильно убивалась старуха. Где уж ей теперь справиться, удержать вместе такую семью! Одна надежда оставалась теперь на Гаврилу, к которому переходила отцовская власть, на большуху Степаниду… старуха отлично понимала, что ей не справиться с ними, и передала хозяйство Степаниде. Еще на похоронах она вопела:

Уж ты у дверей будешь придверница,
У ворот будешь приворотница,
У замков будешь замочница,
Во дому будешь большухою» .

Степаниде пришлось выполнять трудную функцию большухи в недружной семье: «Ко всей хозяйственной суете можно привыкнуть: пораньше вставать, хлопотать у печи, будить, распределять работу, вечно толкаться из стороны в сторону, и не знать себе покоя. Но самое трудное дело – это ладить со всеми. На лов ли ехать, на пожни, к празднику, тут уж нельзя свой нос вперед совать. Нужно помалешеньку выведать, кто как думает, а потом и предложить на совет… А тут меньшуха такая попалась, что раскопала всю семью» . Гаврило и Степанида не смогли удержать в подчинении большую семью, дошло дело до крупных ссор, рукоприкладства и судов. Наконец решили разделиться, то есть большая семья делилась на ряд малых семей со своим отдельным имуществом и хозяйством. «Разделили соленое лосиное мясо, рассыпали рожь, развесили муку, поделили скот, сено, солому, горшки,- все разделили. Неразделенным остался только дом, потому что зимой нельзя строиться. После этого стали жить в шесть семей в одной избе. В одном углу поместились Гавриловы, в другом – Семеновы, третий угол занят печью, четвертый красный. Остальные четыре семейства разместились на лавках, на кроватях. Один уголок парусом завесили. Решили так и коротать зиму» . Пришвин дает этнографически подробную картину быта семьи: «Счастье так и блистало во время обеда, когда каждый из шестерых отцов, теперь сам большой, поглаживая бороду, дожидался на кровати своего собственного горшка. Раньше, бывало, большуха истолчет вареное мясо и распустит в горшке, а теперь всякий ест, как хочет. И как довольна мать, когда, выделив косточку, подзовет своего любимого Мишеньку или Сереженьку поглодать.

Бывало, раньше, кто-нибудь один нехотя погонит скотину к озеру на водопой. Теперь же всякая хозяйка у своего хвоста спешит с любовью и гордостью исполнить свои обязанности» .

В большой семье мы видим общее хозяйство, общие работы, распределяемые большаком и большухой, общий стол («Раньше ставилось в печь всего два больших чугуна, для каши и для ухи, и хозяйство вела одна большуха» .

Весной произошло окончательное разделение большой семьи, из которой образовалось несколько полноценных малых семей, и между родственниками воцарился долгожданный мир.

М.М. Пришвин в очерке «Ловцы», рассуждая о жизненных ценностях севернорусских крестьян, писал: «Богатство заключается главным образом в хорошей, правильно организованной семье» .

Примечания:

145. Пришвин, М.М. Собрание сочинений [Текст]: в 6 тт. / М.М. Пришвин. М., 1956.

Статья подготовлена по материалам монографии А.А. Пискулина «От Подстепья до Поморья. Елецкий край и Выговский край – исторические регионы России в творчестве И.А. Бунина и М.М. Пришвина», изданной в 2012 году. Статья полностью повторяет стиль и пунктуацию автора.

Интерес к Китаю был велик в России всегда. Как и уважение к огромной древней стране, с которой нас связывает, помимо исторических фактов, приличный километраж общих границ.

ТМН: Как Вы попали в Китай?

Я.П.: Наш университет, ТюмГУ, заключил договор с китайским вузом по обмену студентами. Китайской стороне срочно требовался преподаватель русского языка на год, и я, не раздумывая, согласилась. Осталась в Китае на четыре года, выучила китайский, чтобы иметь возможность свободно передвигаться по стране и лучше узнать ее культуру.

ТМН: Ваши первые впечатления от страны и людей? Как они менялись со временем? Можно ли сравнивать пребывание в Китае, скажем, с поездкой в Европу?

Я.П.: О первых впечатлениях сейчас говорить сложно, поскольку через полтора-два месяца жизни в Китае мне уже казалось, что все так, как и должно быть. И когда приезжали сюда друзья, а потом рассказывали другим, что их в стране удивило – слушала с интересом.

Вообще, китайцы очень дружелюбные и гостеприимные. Всегда чувствуешь их поддержку. Помогут решить все проблемы. Мне кажется, в России чаще чувствуешь себя обиженным и обманутым со стороны соотечественников. Среди китайцев будешь окружен вниманием и восхищением, ни в чем не откажут. Ты гость, поэтому все для тебя. У многих иностранцев, кстати, от этого резко повышается самооценка… Иногда рассказываю друзьям, что китайская культура все же слишком закрыта, иностранец практически никогда не станет китайцу так же близок, как другой китаец. Одно время меня это расстраивало. Но потом поняла, что у меня есть самые настоящие китайские друзья, я поддерживаю с ними отношения до сих пор и очень скучаю. Считаю, что китайская дружба более искренняя, понятная… Может быть, это связано с разными языками, на которых мы говорим: сложно на чужом языке намекать, строить фразы с подтекстом, все говорится прямо или просто – делается. А китайцы предпочитают свои чувства подкреплять делами, а не словами. Мне это очень нравится.

С Европой, конечно, сравнить можно. И в Китае, и в европейских странах больше порядка, чем у нас, виден постоянный прогресс. Однако в той же Германии я всегда чувствовала себя чужой, когда окружающие понимали, что я иностранка. В Китае, наоборот, как дома. Китайцы даже говорили мне: «Наверное, здесь ваш второй дом». Так и есть.

Кто-то скажет, что в стране грязно, и уровень сервиса не тот, что в Европе. Да, такой Китай вы, возможно, увидите, если будете выбирать все самое дешевое. Но если заплатите чуть больше – поймете, что европейский сервис рядом с китайским и не стоял. В одном документальном фильме есть фраза: «Китайцы творят чудеса». Это действительно так. Хотя обстановка зависит от района, где вы окажетесь. Самая бедная часть Китая – западная, а на востоке – мегаполисы и места, как в фильмах о будущем.

В плане выстраивания социальных отношений мы с китайцами очень похожи, а от европейцев далеки.

ТМН: Что вам нравится в Китае, китайцах, китайском бизнесе больше всего? Каковы особенности менталитета?

Я.П.: Встречала там многих бизнесменов из разных стран мира – сотрудничество с китайцами пользуется популярностью.

Что меня лично привлекает в этой стране и ее жителях – быт, размеренный и неторопливый. Когда живешь рядом, это умиляет и вызывает улыбку. Правда, если стоишь на почте 40 минут, чтобы отправить посылку, и перед тобой никого, а китайская подруга извиняется за сотрудников: «Прости их, люди из деревни не знают чувства времени», – то готов взорваться, конечно. Или едешь на велосипеде не торопясь, всех обгоняешь и думаешь: ну как можно так медленно ехать?! Говорят, и в бизнес-отношениях китайцы любят иногда потянуть время.

Импонирует китайская стабильность и постоянное повышение уровня жизни. На глазах все расцветает. В профессиональном отношении особенностью китайцев является узкая специализация. Каждый делает свое дело, но делает, как правило, хорошо. Например, один лепешки печет, а второй рубит на кусочки. И у того, и у другого – ни одного лишнего движения и максимальная скорость.

ТМН: Насколько легко и охотно китайцы идут на контакт? Интересуются ли Россией, что думают о нас?

Я.П.: Когда дело касается денег, китайцы легко найдут со всеми общий язык. В ход пойдут калькуляторы, жесты и прочее. Если китаец захочет что-то продать – будет стараться изо всех сил. Относительно России – они вообще мало интересуются тем, что происходит за пределами страны. Даже в школе не изучается мировая история и культура. Разве что какие-то эпизодические сведения. И сказки братьев Гримм китайцы читают в переводах под именем китайского автора. Как, впрочем, когда-то было и у нас с «Волшебником изумрудного города». Они знают, что столица России – Москва, знают Путина, Ленина. Про Тюмень наслышаны только студенты того университета, где я работала, либо компании, поставляющие нам нефтегазовое оборудование. Считают, что русские женщины очень красивые, после замужества сильно полнеют, а мужчины пьют много водки (кстати, так думают о наших мужчинах все иностранцы, которых мы встречали в Китае). На севере Китая русских знают лучше, чем на юге. Чем ближе туда, тем меньше изучается русский язык, хотя он на 2-м месте по популярности среди иностранных после английского. К нам, как и к любым иностранцам, относятся хорошо и доброжелательно. Впрочем, нужно отметить, что в последнее время к туристам стали более настороженны. Начали «вылавливать» нелегалов, проверять документы.

ТМН: Как лучше преодолевать языковой барьер – пользоваться услугами русских или китайских переводчиков?

Я.П.: Лучше всего изучить язык самому. Китайские переводчики, как правило, не очень знают русский, хотя убеждены в обратном. Насколько я осведомлена, оптимальный вариант на русско-китайских бизнес-встречах, – когда обе стороны приезжают со своим переводчиком, поскольку полностью могут довериться только соотечественнику.

ТМН: Стоит ли нам опасаться, как часто говорят, китайского медленного захвата российских территорий?

Я.П.: Я, конечно, не экономист, но читала книгу одного аналитика, который убеждает, что на север китайцы не пойдут – боятся холода. Приводит в пример Сингапур. Правда, хочу заметить, в китайской провинции Хэйлундцзян холода такие же, что и в наших суровых сибирских краях – и ничего, китайцы отлично себя чувствуют...

ТМН: Есть ли какие-то «секретные ключики» – методики, как расположить к себе китайских партнеров, договориться с ними о выгодных условиях?

Я.П.: Вообще, принципы «подмазывания» и «лести» у китайцев те же, что и у нас. Надо сказать, в плане выстраивания социальных отношений мы с китайцами очень похожи, а от европейцев далеки. Договоры «по знакомству», подарки, дружеские обеды-ужины – без этого жизнь там немыслима. Если вас пригласили на дружеский ужин, готовьтесь провести за ним часа 3 4, без конца есть, пить и говорить. Конечно, не надо наглеть, грубо и пошло шутить. Отказываться от чего-либо тоже нужно осторожно, чтоб никого не обидеть.

Дифирамбы – залог хороших отношений. Не нужно давить и торопить. Можно вежливо намекнуть (если вас не устраивают условия), что у вас на примете есть и другие варианты предложений собратьев-китайцев. Это обычно делает партнеров сговорчивее. Всего не описать… Стоит самому какое-то время «повариться в китайской кухне», чтобы прочувствовать их менталитет. Но главный рецепт, как избежать проблем в общении и бизнесе с ними, – ваше личное обаяние и чувство такта. Научиться можно только на практике.

Китайцы очень трудолюбивы. Они не умеют авралить, предпочитают делать все заранее, методично, не забывая об отдыхе.

ТМН: С какими сложностями можно столкнуться при выстраивании отношений с китайскими партнерами и в процессе самой работы (языковой барьер, менталитет, разные правила ведения бизнеса, склонность к доброму и порядочному сотрудничеству или, наоборот, к мошенничеству)? Чего нужно опасаться?

Я.П.: Могут возникнуть любые из указанных трудностей. Плюс много мелочей, которые не опишешь. Хотел, например, как-то русский парень без знания языка купить в Китае пиво: «Что ж, не смогу что ли? Пальцем покажу и денег дам». А вот не купил. Потому что китаянка спросила: холодное ему или теплое – все, проблема… Бывает, что китайцы путают наши месяцы – у них они идут под номерами, от первого до двенадцатого, без названий. Поэтому, что сентябрь, что ноябрь – для них одинаково.

ТМН: Можно ли китайцу доверять? (итальянцам и цыганам, например, нет – обязательно обведут вокруг пальца…)

Я.П.: Смотря какому китайцу. Если профессиональный торговец, то, скорее, полностью нельзя.

ТМН: Чем быт обычного китайца, средней китайской семьи отличается от нашего?

Я.П. : Живут, как и мы, в «скворечниках». Чем больше денег, тем больше «скворечник». Частных домов почти нет, 90% территории Китая – горы, поэтому все пригодные для жизни пятачки земли давно заняты. Правда, в деревнях каждый живет в своем доме. Дома каменные, так как дерево – дорогой материал. Там нет отопления и печей. Зимой, хоть и короткой, очень холодно. Вообще, в китайских городах работает такое правило: севернее реки Янцзы отопление зимой есть, южнее – нет. Так что если в Китай отправитесь зимой, то берите побольше теплых вещей. В помещениях, как правило, если не холодно, то прохладно. В гостиницах тоже. Есть кондиционеры, но они не всегда дают привычную нам комнатную температуру.

Китайцы очень трудолюбивы. Они не умеют авралить, предпочитают делать все заранее, методично, не забывая об отдыхе. В 11 вечера все будут спать, зато утром рано встанут, в обед с 12 до 14 никому не будут звонить, ибо это время священного китайского послеобеденного сна.

Обычно работают без выходных. В среднестатистической организации сотрудники имеют всего три выходных дня в месяц. Понятия «отпуск» тоже не существует. Только официальные по всей стране выходные по случаю больших праздников.

Любят путешествовать. Если выдается возможность – едут осматривать достопримечательности. Наш университет, например, ежегодно организовывал преподавателям путешествие на майские праздники.

ТМН: Каковы ценности сегодняшней китайской культуры? Приоритеты?

Я.П.: На первом месте здоровье, даже у молодежи, потом деньги – китайцы очень прагматичны, затем семья (в Китае развод – большая редкость, если развелся – клеймо позора на всю жизнь, это испортит карьеру, и больше не будет шансов для второго брака). Очень ценят связи.

ТМН: Насколько современные китайцы придерживаются своих тысячелетних традиций?

Я.П. По-разному. В больших городах глобализируются, в маленьких (которых большинство) очень каноничны и традиционны. На том и стоит государство. Влияние американской культуры заметно, хотя китайцы уверяют, что они ее только созерцают, но не применяют. Государство активно пропагандирует свои традиционные особенности среди иностранцев, но молодежь уже плохо их знает (как и у нас). Свободомыслия нет. Везде главное – делать то, что тебе говорят, и не умничать. Потом, когда взберешься по карьерной лестнице повыше, будешь сам говорить другим, что делать, и наслаждаться властью и лестью.

ТМН: Ценится ли китайское искусство, чем оно отличается? Какое место занимает в жизни китайцев сегодня?

Я.П.: Китайским искусством занимаются только специалисты, имеющие к нему непосредственное отношение. Остальные рассматривают по случаю и, как и положено, восхищаются, по большей части мало что в нем понимая. Это относится к традиционному искусству. Современное авангардное в Китае особо не ценится, хотя, читала, на сегодняшний день китайские авангардисты – ведущие в мире. Правда, большинство из них живут в Америке и других странах. У соотечественников они не востребованы. Популярен тот, кто трудится в каноническом стиле, копирует старых мастеров. Есть у китайцев 10 знаменитых картин, которые вы увидите в каждом китайском магазине, торгующем живописью. Их знают все, ими восторгаются – ибо это правильно. Художники, которые повсеместно пользуются уважением, Ци Байши (рисовал петухов, рыбок, креветок и прочую мелкую живность в окружении лотосов и бамбука), Сюй Бэйхун (автор знаменитых лошадей, мчащихся по пустынным просторам рисовой бумаги).

Традиционная гордость китайцев – пекинская опера (и все, что с ней связано), бело-голубая керамика, эмалевые вазы, театр теней, художественное вырезание сложных миниатюр из бумаги, изготовление воздушных змеев (китайский город Вэйфан – мировая столица воздушных змеев, ежегодно там проводится международный фестиваль), китайская каллиграфия (это отдельный вид искусства), изготовление штампов, сучжоуская вышивка, садово-парковое искусство (опять же в Сучжоу), художественная резьба по дереву.

Торговаться на рынке или в магазине – традиционный китайский вид спорта.

ТМН: Что они едят и пьют?

Я.П.: Еда – это святое. Главный показатель высокого социального статуса – посещение дорогих ресторанов. Еда, по мнению китайцев, должна быть красивой, вкусной и полезной. Однако полезность они находят буквально во всем. Всеядность китайцев – скорее, миф. Всеядны, по слухам, только те, кто из южной провинции Гуанчжоу, но и там, чтобы попробовать, скажем, мозг мартышки или мясо змеи, надо прилично заплатить в специализированном ресторане. Основная пища типичного китайца – рис и овощи. Хлеба нет (разве что в провинции Шаньдун много пампушек, лепешек и сладкого белого хлеба). В каждой местности своя кухня. Самая острая – в провинциях Сычуань и Юньнань, сладкая – в Шанхае и окрестностях. Соленая и чесночная – в Шаньдуне. И так далее. Но в любом случае – в Китае бесконечное разнообразие блюд, и я еще не видела человека, который не нашел бы там того, что ему понравилось. Надо не бояться пробовать. Конечно, у нас с китайцами разные вкусы, но если ваши китайские партнеры давно работают с русскими, то они уже знают, что русским обычно нравится.

Пьют, в основном, воду. Чай – для гурманов. На севере мужчины пьют водку, на юге – сухое вино. Женщины не употребляют алкоголь. Пьющая (или, еще хуже, курящая) женщина – «та, которую можно выбросить», утверждают китайцы. Если не станете пить с китайскими партнерами – будут уговаривать и обижаться. Однако мужчина освобождается от принятия крепких напитков, если собирается зачать ребенка в ближайший год. Перед этим год пить нельзя – все для здорового потомства.

ТМН: Что представляет собой сегодняшняя медицина? Это обычные клиники западного образца? Или больше поклонников «народной китайской медицины»?

Я.П.: В основном обычные клиники, в которых курят, едят в коридорах, ходят в грязной одежде и даже ездят на велосипедах. В кабинет к врачу дверь всегда открыта, все толпятся вокруг него и пациента. В стоматологии тоже. В больших городах почище. Но все же нашей медицине мы склонны доверять больше. Традиционная, по-моему, больше ориентирована на профилактику, нежели на лечение. Есть, конечно, очень дорогие центры тибетской медицины. Говорят, там за большие деньги можно пройти курс эффективного лечения. Даже Борис Ельцин был одним из их пациентов. Сами китайцы в медицине разбираются мало, поэтому врачам (даже халтурщикам) верят безоговорочно и готовы платить любые деньги. Читала в китайском журнале, что только 4% населения немного разбираются в медицине и гигиене. Есть провинции, где бьют тревогу по случаю чрезмерного распространения определенных заболеваний.

ТМН: Насколько дороже или дешевле жить в Китае, чем в России?

Я.П.: Очень дешево, если не покупать все за ту цену, которую вам предложат изначально. Торговаться на рынке или в магазине – традиционный китайский вид спорта. Если вы не торгуетесь – продавец будет разочарован, вы просто потеряете его уважение. Например, в туристической зоне можете за 120 юаней купить зонтик, реальная цена которого – 10 юаней. Самое дешевое – продукты. Дешевле, чем у нас, раз в десять. Опять же, смотря какие. Например, пекинская капуста стоит на рынке 1 юань за килограмм (курс юаня к рублю в июле 2012 – около 5 рублей), для сравнения, у нас он – рублей 70. Но шоколад в России дешевле и лучше. Цены на вещи ниже в среднем в три раза, на такси и общественный транспорт – также смешные. Сравните, московское метро – 28 рублей, пекинское – 2 юаня (около 10 рублей). Кстати, и выглядит последнее однозначно приличней. Однако если вы приедете в составе туристической группы с китайским гидом, то дешевого Китая вы не увидите вообще.

ТМН: Есть ли какие-то рецепты, как избежать проблем в общении и бизнесе?

Я.П.: Главный рецепт – личное обаяние и чувство такта. В свое время первые полгода работы с китайцами я только наблюдала и со всем соглашалась. Потом постепенно начала выдвигать свои требования и предложения по работе. И китайские коллеги меня во всем поддержали. Научиться взаимодействию можно только на практике.

СПРАВКА:

Яна Полухина, доцент кафедры русского языка ИГН ТюмГУ

Закончила филологический факультет ТюмГУ по специальности «лингвистика», защитила кандидатскую диссертацию.

Работала преподавателем русского языка в ТюмГУ, прошла курсы преподавателей русского как иностранного в РУДН (Москва).

На протяжении четырех лет жила в Китае и работала преподавателем в университете города Цюйфу провинции Шаньдун (родина Конфуция, находится под охраной ЮНЕСКО), выучила китайский язык. В Китае награждена двумя медалями (от региона и провинции), которые вручаются иностранцам, внесшим значительный вклад в развитие региона и популяризацию китайской культуры за рубежом (писала статьи в «Тюменские известия»); ей посвящена публикация в газете «Женьминь Жибао».

Сейчас планирует заниматься научной деятельностью в сфере русского языка как иностранного, преподает у китайцев и русских в ТюмГУ. Пишет научные статьи по сравнительному анализу некоторых аспектов русского и китайского языков.

Все люди мечтают, объясняются в любви, учатся и думают, ходят на работу и общаются. Однако при этом они еще должны спать, обслуживать себя, готовить, убирать, следить гигиеной своего тела и чистотой в доме. Это и называется семейный быт . Это понятие заслуживает особенного внимания в семейной жизни.
Зачастую сразу после замужества молодая пара сталкивается с вопросом: «Где жить?» Если у них нет перспективы получить собственную квартиру, то незамедлительно стоит подумать о временном жилье. Существует вариант жизни у родителей. Но практика, в который раз, убеждает в том, что проживание молодой пары на одной площади с родителями не желательно ни тем, ни другим.

Где бы ни проживали муж с женой, порядок в доме является их общей заботой. Ведущую роль в семейном быте всегда будет играть атмосфера. Если она положительная, то и с порядком в доме не возникнет проблем. Если присутствует нервная атмосфера, то даже порядок будет раздражать. Очень важное значение приобретает тон, который супруги применяют по отношению друг к другу. Искусство семейных отношений заключается в том, чтобы положительные качества и привычки одного вызывали гордость и уважение у другого.

При организации быта не следует противопоставлять отдых и труд. Всегда можно совмещать приятное с полезным. Также невозможно жить душа в душу без общих переживаний. Если в семье есть дети, то на них тоже можно возложить постоянные обязанности. Они могут убирать дома или готовить еду. А если все члены семьи будут подходить к своим обязанностям ответственно, то и проблем не возникнет.

Для создания прочного жизнеспособного фундамента, в семье обязана присутствовать любовь. Ведь, когда любишь, смотришь на мир и своими глазами и глазами любимого человека. И, благодаря этому, он становится вдвойне прекрасен. Семейное счастье во многом зависит от умения думать и решать проблемы. Бытовые заботы станут легче, если подходить к ним с юмором и энтузиазмом.

Как организовать семейный быт для сайта - семья, дети, дом



Публикации по теме

  • Как удлинить школьное платье Как удлинить школьное платье

    Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.Присоединяйтесь к нам в...

  • Что означает татуировка сокола? Что означает татуировка сокола?

    Решили сделать себе татуировки? Ну что ж, это по современному и в духе времени! Но прежде, чем остановить свой выбор на том или ином...