Вербное воскресенье — что это за праздник, приметы и традиции. Что нужно делать в церкви

@rotaru__omeljulia

Праздник Вербное воскресенье входит в число самых важных церковных дат. Это двунадесятый праздник, который совершается в шестое воскресенье Великого поста и установлен в воспоминание торжественного входа Господня в Иерусалим.

В 2019 году его отмечают 21 апреля, за неделю до празднования Пасхи, которая приходится на 28 апреля.

Вербное воскресенье любимо и почитается всеми верующими. Праздник имеет интересную историю и сопровождается различными традициями и обрядами - как церковными, так и народными.

Значение вербного воскресенья

Для православных христиан этот праздник, согласно Святому Писанию, означает Вход Господень в Иерусалим, где люди его встречали как будущего Царя и Спасителя.

В знак приветствия они устилали путь Иисуса пальмовыми ветками, которые в изобилии растут в южных странах - Израиле, Италии, Испании.

В России в это время года еще нет зеленеющих деревьев, поэтому появилась традиция заменять пальмовые листья ветками вербы, которая первая в году пробуждается от зимнего сна и ближе к Пасхе раскрывает свои пушистые почки.

Поэтому в русской традиции и по церковным канонам Вербное воскресенье означает победу Христа над смертью и адом, а верба - самое живучее дерево - является символом этого праздника.

История праздника

Накануне въезда в Иерусалим Христос узнал о том, что 4 дня назад умер его друг Лазарь. Господь поспешил к пещере в Вифании, где погребли усопшего. Сестра покойного Марфа посетовала, что Иисуса не было рядом в этот момент.

Но для Бога нет ничего невозможного. Он попросил открыть пещеру, вознес молитву и повелел покойнику воскреснуть. Через минуту Лазарь, живой и невредимый, вышел из склепа.

Весть об этом разнеслась по окрестностям, и народ стал встречать Иисуса как Спасителя.

Праздник церковь ввела в IV в., на Руси он появился в X в. в Великом Новгороде и стал называться Вербным воскресеньем.

Народные традиции, обычаи и приметы

Главная народная традиция в Вербное воскресенье - легонько стегать своих близких, родственников и особенно детей ветками освященной вербы. Делать это нужно с добрыми мыслями и пожеланиями здоровья. Считается, что таким образом на целый год вперед отгоняются все болезни и недомогания.

До сих пор существует традиция, когда почки свяченой вербы используются в качестве средства от бесплодия. Народная примета гласит, что если женщина, у которой долго нет детей, съест несколько почек вербы, которая освящена в церкви и запьет их святой водой с молитвой к Господу, то это поможет ей забеременеть. Поверье существует несколько столетий.

В некоторых источниках народной мудрости рекомендуется изготавливать из свяченой вербы амулеты. Юношам такие талисманы дают смелость, отвагу, физическое здоровье, а для девушек они нужны, чтобы быстро и удачно выйти замуж и родить большое здоровое потомство.

Считается, что если перед дальней дорогой или каким-нибудь важным делом съесть несколько почек, то человека на его пути и в деле будет ждать только успех.

Некоторые народные приметы советуют в этот день заниматься уходом за комнатными растениями. Можно их пересаживать, подрезать и начинать культивировать новые цветы. Считается, что, если посадить в этот день денежное дерево, оно обязательно принесет в дом благополучие и достаток.

По погоде, стоящей в этот день, определяют, какой будет урожай. Прогнозы основаны на многолетних наблюдениях за климатом. Так, если в это воскресенье идет дождь или снег в северных областях, то можно ожидать богатого урожая. Напротив, если нет осадков, то и лето тоже будет засушливым и бесплодным.

Церковные традиции

По церковным канонам вход Господень в Иерусалим - не только праздник, связанный с освящением вербы, но и воспоминание о том, что начинается страстная седмица, в конце которой Иисус Христос будет распят на кресте. В это время глубоко верующие православные христиане должны соблюдать строгий пост, усиленно молиться, поэтому запрещены различные увеселительные мероприятия и пышные банкеты.

В этот день нужно обязательно, отложив все дела, прийти в храм всей семьей. Но не только для того, чтобы освятить вербу, а и с целью послушать службу и проповедь, помолиться, а лучше исповедаться во всех грехах и причаститься Святых Христовых тайн.

В этот день в храме проводится особенная служба, во время которой не просто описываются события, происходившие в Иерусалиме 2000 лет назад, но и показывается их значение, в частности исполнение ветхозаветных пророчеств об Иисусе Христе как о Спасителе человечества.

Для постящихся это воскресенье является долгожданным днем, т. к. разрешены блюда с рыбой. Также можно добавлять в еду растительное масло и выпить немного красного сухого вина. Поэтому священники советуют устроить семейный обед, перед которым совместно с детьми сотворить молитвы к Господу и Пресвятой Богородице.

Что нельзя делать в этот день

Большим грехом в этот день считаются различные гадания, волхвование, предсказания судьбы. Церковь отрицательно относится к подобным действиям, считая, что они спровоцированы дьяволом и идут вразрез с христианскими верованиями.

Неуместны в этот день различные увеселительные мероприятия, употребление крепкого алкоголя, народные гулянья. Лучше остаток дня после посещения храма провести в молитвах, духовных размышлениях и мысленной подготовке к предстоящей Страстной седмице.

Почему именно ветки вербы связаны с этим праздником

Верба - это дерево, которое первое просыпается после зимней спячки. В то время как на других деревьях еще нет зеленой листвы, она уже распускает свои первые почки. Поэтому в церковной русской традиции было решено использовать вместо пальмовых листьев, которые растут в южных странах, ветки вербы как символ победы жизни над смертью. Освященные букеты с пушистыми почками в течение года хранят у домашних икон, а через год меняют на новые.

Когда нужно освятить вербу

В храмах святят вербу во время праздничной литургии, верующие в этот момент стоят с горящими свечами и букетиками в руках. В некоторых церквях прихожане могут получить из рук батюшки уже освященные прутики, но в большинстве случаев их нужно принести с собой, нарезав накануне. По некоторым поверьям, собирать вербу лучше самостоятельно по берегам рек, а не покупать ее у случайных лиц. Не нужно нести в церковь объемистый букет - достаточно нескольких веток.

Сколько хранить в доме

Чаще всего вербу, освященную в церкви, хранят весь год возле икон. На следующий год принято менять ее на свежий пучок. Старый ни в коем случае нельзя просто выбрасывать. Им обметают все углы, пороги, окна, благодарят за службу, а потом его необходимо сжечь, а пепел бросить в природный водоем с проточной водой, в крайнем случае спустить в канализацию.

В деревнях до сих пор старую свяченую вербу скармливают домашним животным для улучшения плодовитости и как защиту от болезней.

Однако, если нет возможности освежить букет, можно его не утилизировать, поскольку он, как и святая вода, не теряет своих свойств длительное время.

Поздравления с Вербным воскресеньем

Поздравляя кого-то из близких или знакомых с этим праздником, нужно слегка постучать ему по телу веточкой вербы со словами: «Будь таким же сильным, как верба, таким же здоровым, как ее корни, и таким же богатым, как земля». Главное - нужно делать это с искренним желанием благополучия.

Можно от души поздравить близких такими словами: «Поздравляю вас с Вербным воскресеньем! От всего сердца желаю здоровья всем членам вашей семьи, мира вашему дому и светлой весны! Пусть все несчастья и горести обойдут вас стороной, и только радость и добро найдут к вам дорогу!»

31.03.2018 31.03.2018 by Mnogoto4ka

Вербное воскресенье или Вход Господень в Иерусалим каждый год празднуют в свое время. Это переходящий праздник. Когда праздновать Вербное воскресенье, зависит от того, когда празднуют Пасху. Вербное воскресенье всегда отмечается за неделю перед Пасхой. Таким образом, Вербное воскресенье в 2016 году выпадает на 24 апреля, в 2017 году - 9 апреля, в 2018 году - 1 апреля, в 2019 году - 21 апреля, в 2020 - 12 апреля.

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

Вербное воскресенье символизирует Вход Господень в Иерусалим. Отличие только в том, что у нас в России вместо пальмовых веток используют веточки вербы. Сделаем небольшое отступление и вспомним канун Вербного воскресения — Лазареву субботу. Прошло четыре дня, как умер Лазарь. Его сестра Марфа встретила Иисуса Христа со словами: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». И ответил ей Иисус: «Воскреснет твой брат». Они пришли в Вифанию, к пещере, где был похоронен усопший. Велел Иисус Христос отвалить камень, затем, помолившись Отцу Небесному, обратился к Лазарю: «Лазарь, иди вон!». Тот сразу же поднялся и вышел из пещеры.


Отправился Иисус Христос в Иерусалим. Подойдя к городу, он сел верхом на ослика и въехал в ворота. Люди уже знали о чудесном воскрешении Лазаря, и встречали Иисуса Христа как Царя освободителя от греха земного. Народ приветствовал Спасителя словами: «Осанна сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышнях!». Многие стелили одежду на землю, клали пальмовые ветки. Сам въезд на ослике символизирует на Востоке мир, если же въезжали на лошади, то это знак войны. Иисус Христос показал всем, что он пришел с миром. Господь пришёл в Иерусалим добровольно, зная какие муки и страдания Ему предстоит пройти. Позже к Иисусу Христу подходят люди с различными недугами, Он их исцеляет. Вечером Спаситель уходит обратно в Вифанию.


Мы с Вами, стоя в церкви в вербное воскресенье, держим в руках зажженные свечи и веточки вербы, которые едино символизируют победу жизни над смертью. Мы, молясь, приветствуем Иисуса Христа как Победителя смерти и ада, освободителя грехов наших. Вербочки, освященные святой водой, следует сохранить дома. У нас в России не растут пальмы, поэтому их поменяли на вербу.

Праздник входа Господня в Иерусалим христианская церковь ввела в IV веке, а на Руси он появился в X веке и стал называться Вербным Воскресеньем, поскольку верба имела такое же значение, что и пальмовые ветви. По традициям праздника накануне Вербного Воскресенья в давние времена русские люди ходили к берегам реки ломать вербу, и это был настоящий обряд. Верба всегда освящалась в церкви святой водой, впрочем, эта традиция сохранилась и до нашего времени.

В тёплых странах этот день встречают именно с пальмовыми ветвями, в нашей же стране в это время года листья на деревьях ещё не распускаются. Ветви вечнозелёных хвойных растений традиционно применялись при обрядах погребения, поэтому их использовать нельзя.

По приметам и поверьям считалось, что освящённая верба обладает целебными свойствами, поэтому веточками прикасались к людям, желая им здоровья, ставили у изголовья больных, прикладывали к больным местам, стегали детей, чтобы те не болели в течение года и росли здоровыми. Растолченные высушенные почки вербы добавляли в различные целебные отвары, которые использовали для лечения ран и кожных болезней. Иногда почки добавляли в хлеб и другую выпечку, а некоторые пекли хлеб в форме вербовой веточки. Из раскрывающихся почек делали вербную кашу. Но верба не только исцеляет, она придаёт физическую силу, смелость и мужество, поэтому многие юноши делали себе обереги и талисманы из почек вербы.

Считалось, что если перед дальней дорогой или каким-нибудь серьёзным делом съесть несколько вербовых почек, то человека на его пути и в деле будет ждать только успех. Ветвями украшали иконы, их развешивали по углам комнат, что многие делают по сей день. Также амулеты из вербовых почек носили женщины, у которых не было детей. По примете, нужно было съесть по десять почек через пять дней после окончания месячных, это должно было помочь в зачатии ребёнка. А чтобы потомство было здоровым, то веточку вербы клали под перину, а молодоженов осыпали почками.

Наши предки считали, что верба может наделить половой силой не только человека, но и скот. Именно поэтому домашних животных стегали освященной вербовой ветвью, развешивали ветви в хлевах, а перед первым выгоном в поле скармливали животным эти ветви, чтобы те не отравились ядовитыми травами, не стали жертвой болезней, воров и хищных животных. Ни один день не обходится без примет, связанных с погодой. И Вербное воскресенье - не исключение.

Если на Вербное воскресенье идёт дождь - ждите хорошего урожая. Эта примета основана на многолетних наблюдениях наших предков. Они заметили, что, если в данный день идет дождь, то урожай будет просто замечательный. Если же, наоборот, стоит сухая погода, то и урожая можно не ждать. А, если на небе тучи, пасмурно, но дождя нет, то урожай будет достаточно хороший, но не такой, как хотелось бы. Также считалось, что верба может защитить дом от природных стихий. В дом, в котором есть освящённая веточка вербы, не попадёт молния. Если при пожаре вербу бросить в огонь, то он быстрее погаснет, и пламя не перейдёт на другое строение. А веточки, брошенные во время ледохода в воду, помогут избежать больших паводков.

Если к следующему празднику Вербного воскресенья в доме оставались неиспользованные ветви, то их ни в коем случае нельзя было выкидывать. Их необходимо сжечь и бросить в ручей или реку, причём, вода не должна быть стоячей. Выбирая новые ветви, отдавали предпочтение молодым деревьям, растущим у рек. Нельзя было брать ветви с деревьев, растущих около кладбища, а также на которых есть гнёзда и дупла.

Многие люди, верующие и не очень, и в наши дни накануне Вербного воскресенья украшают свой дом веточками вербы, ведь это растение дарит радость и пробуждает в сердце весну.

ПРИМЕТЫ НА ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ

Постучишь по телу веточкой вербы – будет здоровье целый год. Пожалуй, это единственная примета, о которой знают люди сегодня. Сначала веточку вербы освящают в этот день в церкви, а после этого веточкой постукивают по телу и приговаривают: «Будь таким же сильным, как верба, таким же здоровым, как ее корни и таким же богатым, как земля». Такое предпочтение отдается именно вербе потому, что это, пожалуй, самое живучее дерево, какое только есть в природе. Считается, что даже если палку вербы воткнуть в землю вверх «ногами», то она все равно примется, и будет расти. Именно по этой причине верба сможет дать здоровье человеку, потому, что она сама очень сильная.

Съешь почку вербы – решится важное дело. Освященные веточки вербы было принято хранить целый год возле иконы. Если вам предстоит идти на важные переговоры, или вы собираетесь начать очень важное для вас дело, и вы не уверены в результате, то верба поможет вам и здесь. Но поможет только та верба, которая в Вербное воскресенье была освящена в церкви. Отправляясь на важное дело, нужно оторвать от веточки три почки и съесть их, запивая свяченой водой, при этом думая о своем деле. Правда, пользоваться этим свойством веточки можно только в самом крайнем случае. Постоянно, надо не надо, вербу лучше не беспокоить, может выйти боком.

На Вербное воскресенье подумай о любимом человеке, он и придет. Суеверие? Скорее всего. Но раньше молодая девушка, если ей нравился какой-нибудь парень, а он на нее не обращал никакого внимания, ждала именно этого дня. Начиная с самого утра, она начинала думать о том, кто дорог ее сердцу. Ее мысли каким-то непонятным образом передавались этому парню. А вечером он приходил к ней, чтобы позвать ее погулять. В принципе, уже давно доказано, что человеческая мысль материальна. Все, о чем мы думаем, рано или поздно обязательно случается в реальной жизни. Возможно, у Вербного воскресенья такая энергетика, которая позволяет воплотить наши мысли в жизнь гораздо быстрее, чем в любой другой день.

Посади комнатное растение на Вербное воскресенье – будешь богатым. Раньше считалось, что если именно в этот день посадить комнатный цветок, то он привлечет в вашу жизнь деньги. В городах, конечно, держали комнатные растения, а вот в деревнях было не до того. Но те, кто знал об этой примете, и сажали комнатные растения, очень быстро вставали на ноги. Но у этой приметы есть несколько особенностей, о которых мало кто знает. Во-первых, если цветок в течение месяца завянет, то вам предстоит прожить всю свою жизнь в бедности. А во-вторых, сажать нужно только растения с большими и мясистыми листами. Кстати говоря, одно из таких растений сейчас называют денежным деревом. Для того чтобы оно не завяло и росло хорошо нужно знать специальные правила его посадки и ухода за ним. Кстати, замечено, что в том доме, где денежное дерево хорошо растет, всегда достаток и недостатка в деньгах не бывает.

Домашнюю птицу на улицу не выпускают – ведьма испортит. Возможно, раньше в этой примете были уверены, но только не сейчас. Считалось, что за неделю до Великой Пасхи ведьмы начинали буйствовать. Ведь начиная с Пасхи и все праздники, их сила временно уменьшалась. Вот они и старались напакостить, так сказать, впрок. Считалось, что именно на домашней птице ведьмы и отыгрывались. Вот только верить этой примете или нет, не известно. Но в деревнях и по сей день те, кто птицу держит, в Вербное воскресенье стараются ее на улицу не выпускать.

Есть праздники, о которых мы слышали, знаем, но не знаем о приметах, связанных с этим днем. Мы не сильно переживаем оттого, что не знаем, какие обычаи нужно соблюдать. Но когда в нашей жизни случаются неприятности, появляются проблемы, то мы начинаем думать, откуда все это берется, и за что все это нам на наши головы.

ПОВЕРЬЯ НА ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ

Под Вербное воскресение заговаривают головные боли.
Для этого, расчесав волосы, снимите с расчески волоски и положите их в воду.
Полейте этой водой вербу под Вербное воскресенье и скажите:
«Вода, иди в землю вместе с головной болью».

В Вербное воскресенье делают приворот на вербу.
Для этого сломайте веточку и скажите:
«До тех пор, пока верба за иконой лежать будет,
До тех пор меня муж не разлюбит, не забудет. Аминь».
Вербу положите за икону. Только ни в коем случае не выбрасывайте заговоренную веточку!

Помните, что веточки с Вербного воскресения необходимо сохранить. Они помогают в лечении многих заболеваний!

Принято, по поверью, в Вербное воскресенье стегнуть вербочкой по спине того, кому вы желаете здоровья.

Но знайте, стегнувший вас по заду желает вам плохого.
Так как, стегнув вербой в этот великий праздник, вам могут пожелать зла, и оно сбудется.

Святят вербу. И потом хранят её в доме весь год в вазе или за иконами.
Старой вербой, отстоявшей год, обметают все углы, окна, пороги, благодарят её за службу и сжигают.
Надо стегнуть новой свяченой вербой по спине всех домашних и животных, вслух сказать: «Верба-хлёст, бей до слёз», - это прибавляет здоровья.

Почки, пушистики от вербы свяченой помогают при бесплодии женском и при энурезе.

Сегодня можно запечь пушистики свяченой вербы в хлеб и дать больным домашним животным - исцелятся.

Всем, кто помогает своим близким отливками или другим методом снять порчу или полечить,
пригодится этот оберег от перехвата: сегодня натощак надо съесть 3 почки вербы и запить святой водой.
Потом сказать:
«Вербой святой Павел махал, от меня чужие болезни отгонял.
Как правда, что вербное воскресенье чтут, так и правда,
что чужие болезни ко мне не пристают. Аминь».
Если Вы православный человек, то до этого надо причаститься.

ОБРЯДЫ. ВЕРБА И ЕЁ СИЛА

Верба по сию пору является значимым растением в народно-православной культуре русских. Оно дало название «Вербное воскресенье» церковному двунадесятому празднику Входа Господня в Иерусалим, отмечаемому в последнее воскресенье перед Пасхой. Согласно Евангелию, Иисус Xристос направлялся с учениками из Вифании, где он воскресил Лазаря, в Иерусалим, чтобы отпраздновать там Пасху. На подходе к городу Xристос увидел привязанного к дереву осла, на котором и въехал в город. Жители Иерусалима, узнавшие о чуде воскресения Лазаря, восторженно приветствовали Спасителя пальмовыми ветвями, называемыми «ваии», и хвалебной песней. На дорогу, по которой ехал Иисус, люди бросали пальмовые ветви и стелили свои одежды. В память об этом событии в христианских храмах в день праздника принято освящать украшенные ветви деревьев. У русских место пальмовой ветви заняла верба, а неделю перед праздником стали называть «Вербной», «Вербницей».

Представления о необычных свойствах вербы, однако, уходят корнями в дохристианские, языческие времена. Это растение, как и береза, в народной культуре связывалось с идеей быстрого роста, здоровья, жизненной силы, плодородия. Эти представления основаны на том, что верба раньше других растений распускает свои почки. Расцветшее дерево символизировало наступающую весну и, согласно мифологическому сознанию, могло передать здоровье, силу и красоту человеку и домашним животным.

Верба довольно широко использовалась в календарных обрядах русских крестьян. Несмотря на то что Вербное воскресенье было церковным праздником, в этот день совершались многочисленные обряды с вербой, имеющие в своей основе архаичные верования. Xодить за вербой в лес было принято до восхода солнца в Лазареву субботу, накануне Вербного воскресенья. Принесенные веточки зачастую тут же украшали бумажными цветами и лентами, но иногда это делали лишь после их освящения или накануне Пасхи. Святить вербу ходили в церковь в тот же день к вечерней службе или утром в воскресенье. Освященные ветки ставили в переднем углу на божницу или клали за иконы, где они хранились до Егорьева дня или весь год. В Сибири для вербы делали из соломы «теремок», украшали его тряпочками, лентами и вешали перед иконой.

По приходе домой после освящения вербы, а иногда прямо около церкви ею ударяли каждого из домочадцев, а чаще всего детей, как считалось, «для здоровья». При этом приговаривали: «Верба красна, бей до слез, будь здоров!», - или: «Не я бью - верба бьет, верба хлест бьет до слез». Во многих местностях с той же целью хлестали вербой скот или давали съесть веточку или почки растения.

В среднерусской полосе, чтобы овцы «водились», их кормили специальным караваем или хлебцами, в которые запекали почки вербы. В некоторых местах форму почек придавали ритуальному печенью, которое в Лазареву субботу приносили в церковь для освящения вместе с вербой печенье. В Костромской губернии оно называлось «барашки», в Московской - «барашки», «бабашки» или «акатушки», в Рязанской - «орешки», «кытька». Печенье пекли по числу скотины и птицы, а в некоторых местных традициях - и для всех домочадцев. На Рязанщине, кормя овец в Вербное воскресенье печеньем, полагали, что они принесут по паре ягнят каждая, а сам праздник называли «ягнячьим».

Освященные ветки повсеместно у русских ставили и до сих пор ставят в красный угол рядом с иконами. Раньше вербу хранили до Егорьева дня или весь год. Выбрасывать ее после хлестания скотины считалось грехом. Обычно эти ветки втыкали в хлеве под крышей, «чтобы скотина не блуждала», или бросали в реку, «пуская по воде»; иногда - сжигали в печи. У белорусов верба хранилась весь год за иконами до нового Страстного понедельника. В этот же день ее сжигали и у образов ставили новую освященную вербу. При переходе в новый дом часть веток вербы оставляли в старом доме, а половину переносили в новый.

В Егорьев день во многих местностях вербой ударяли каждую скотину во время обряда первого выгона на пастьбу, а после выгона скармливали ей, считая, что эти действия обеспечат хороший приплод и обезопасят от диких животных в течение всего сезона пастьбы. Подобным образом поступали и в день Николы Вешнего: в этот день и особенно при выгоне лошадей в ночное, первом в сезоне, их стегали вербовыми ветками.
На Ивана Купалу на Волыни и в Подолье деревце или ветку вербы использовали в качестве праздничного атрибута: девушки украшали растение цветами и водили вокруг него хоровод, а через некоторое время парни врывались в девичий круг, захватывали вербу и разрывали ее. Этот обряд по своему значению близок многочисленным земледельческим ритуалам восточнославянской традиции с использованием чучела из растительного материала, и его цель - воздействовать на силы природы, чтобы удался урожай.

Как можно понять из приведенных примеров, вербе в народном сознании приписывались магические функции. Особой силой наделялись вербовые ветки, освященные в Вербное воскресенье. Продуцирующие свойства растения очевидны из имеющих магическое значение приговоров, которые произносили при хлестании вербой детей: «Расти, как верба!», «Как вербочка растет, так и ты расти!» В некоторых местностях бесплодные женщины ели почки освященной вербы в надежде, что это поможет им родить ребенка. Пасечники втыкали вербовые ветки вокруг пасеки, чтобы пчелы хорошо роились, уродилось бы больше пчелиных семей, и они бы принесли хозяину меда и воска в изобилии.

В Пензенской губернии бытовал обряд окликания молодух, в котором очевидно приписывание вербе положительного значения. В полночь накануне Вербного воскресения молодежь обходила дома, где жили новобрачные, и около ворот кричала:
«Отопри, отопри, молодая, вербушкою бить, здоровьем больше прежнего наделить». Молодая отпирала ворота, и толпа входила с песней: «Был бы урожай хлеба, скота умноженья». Всех спящих в избе слегка ударяли вербой, приговаривая: «Бьем, чтобы быть здоровым», - а также: «Вставай рано, бей барана». Последней стегали молодую, когда она кланялась, провожая поющую молодежь за ворота.

Продуцирующая сила вербы использовалась и непосредственно в земледельческих обрядах. Так, после первого выгона скота веточки могли разломать и разбросать их по полю, а почки раскрошить в зерно, предназначенное для посева. На Смоленщине часть вербы, принесенной после выгона скота, втыкали в землю на хлебном поле - «чтоб земля быстрей ожила», «чтоб рожь хорошо уродилась и росла пушистая, как верба»; другую часть прятали за икону - «чтоб скот домой возвращался». Здесь же хозяйка прут, которым выгоняла скотину, бросала в хлеву в навоз; при этом она прыгала как можно выше, «чтобы уродился лен». В некоторых местах ветки вербы втыкали по четырем углам поля для оберега посевов. В Тамбовской губернии с этой целью вербу вообще высаживали в поле. В Белоруссии с освященной вербой выходили на первую пахоту ярового поля и на распахивание целины.

Кроме продуцирующих верба наделялась целительными свойствами, которые использовались как в профилактических целях, так и непосредственно в народной медицинской практике. В Енисейской губернии освященную вербу скармливали коровам и овцам в Чистый четверг - четверг на Страстной неделе, при этом говорили: «Не я даю, а тальник. Как тальник не сохнет, так и вы, мои Богом данные скотинки, не сохните». Вербу, даже не освященную, широко употребляли также для лечения людей.

На Кубани вербу использовали при лечении детских болезней. Для этого рано утром, до восхода солнца отправлялись на реку и там срезали вербу три раза по девять веток. При этом трижды считали от девяти до одного. Придя домой, опускали в горячую воду один пучок из девяти веток и купали ребенка около окна, из которого был виден восход солнца. В полдень клали в горячую воду второй пучок вербы и купали ребенка около окна, напротив которого стояло солнце в этот момент. Вечером, когда солнце садилось, те же действия совершали с последним пучком веток перед окном, смотрящим в западную сторону. По окончании все ветки вербы с водой относили к реке и с молитвой выливали, чтобы они плыли по воде. Считалось, что болезнь отступит. На Витебщине вербой окуривали больной скот, растирали ее в порошок и засыпали им раны, делали из нее отвар и пили от разных болезней, а также употребляли в качестве примочек от опухолей и ушибов.

Вербе в народной культуре приписывались защитные качества. У всех восточных славян широко бытовали представления о том, что освященная ветка способна защитить от грозы, бури, других стихийных бедствий, от нечистой силы и болезней. У русских в Тамбовской губернии полагали, что верба, брошенная против ветра, может прогнать бурю, а брошенная в огонь - усмирить его. Повсеместно верили, что хранящаяся в красном углу верба защитит дом и все хозяйство от грома и молнии. Белорусы во время града ставили на подоконник пучок освященной вербы, чтобы усмирить стихию и избежать градобития в хлебных полях.

Наряду с тем, что верба широко используется в обрядовой сфере и является атрибутом одного из самых больших христианских праздников, в народных поверьях она принадлежит к деревьям, проклятым Богом. Согласно легенде, из нее мучители Xриста сделали штыри для скрепления креста. За это верба, по народным представлениям, подвержена точению червями, а в сухой вербе сидят черти. В этой связи показательна известная украинская пословица: «Влюбился, как черт в сухую вербу». По представлениям белорусов, на вербе, особенно старой - сухой и дуплистой, с Крещения до Вербного воскресенья сидит черт. Весной черти отогреваются на вербе, а после того как ее освятят в праздник, они падают в воду, и поэтому от Вербного воскресенья до Пасхи нельзя пить воду, почерпнутую под вербой.

МОЛИТВЫ В ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

КОНДАК 13

О, Иисусе Христе, Агнче Божий, прежде век на заклание приуготованный, ныне же во Иерусалим на вольную страсть грядый! Приими малое сие с ваиами и ветвми приносимое Тебе моление наше, да в пречестные дни сии последуем стопам Твоим в тишине и кротости духа и во умилении и чистоте сердца и тако да пребудем с Тобою и во все время земнаго странствия нашего. И сподоби нам неосужденно причаститися Божественныя радости Святыя Пасхи Твоея зде на земли, да и по пришествии в Небесный Иерусалим на веки соединимся с Тобою, со всеми святыми поюще Ангельскую песнь: Аллилуиа.

ИКОС 1

Архангелов и Ангелов лики со страхом и с трепетом взираху с небесных высот на Твое, Христе Спасе, во Иерусалим к вольной страсти вхождение и со Апостолы незримо сопровождаху Тя Царя Своего и с дети еврейскими “осанна в вышних” Тебе приношаху и воспеваху песнопения сицевыя: Благословен еси, Господи Боже наш, яко посетил и сотворил еси избавление людем Своим. Благословен еси, Владыко Христе, яко пришел и даровал еси Крестом спасение чадом Своим. Благословен еси, грядый Адама из глубины ада воззвати. Благословен еси, пришедый Еве от древния печали свободу даровати. Благословен еси, благовествуяй мир на Израиля и спасение языков. Благословен еси, возвещаяй Завет Нов в кроплении крови Своея. Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в вышних!

КОНДАК 1

Избранный Царю Горняго Сиона, Кроткий, спасаяй и Праведный Избавителю наш, Тебе, в вышних на Херувимех носимаго и певаемаго от Серафим, зрим ныне на жребя возшедшаго и в Иерусалим к вольней страсти грядущаго. Сего ради поклоняемся неизреченному снисхождению Твоему, и с ваиами и ветвьми умиленно сретаем Тя, да и с дети еврейскими воззовем Тебе: Благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних!

МОЛИТВА

Господи Иисусе Христе Боже наш, в вышних со Отцем на Престоле седяй, выну на крылу от Херувим носимый и певаемый от Серафим, во днех же плоти Своея на жребяти осли сести изволивый нашего ради спасения, и от детей воспевание приявый и во Святый град Иерусалим прежде шести дней бытия Пасхи на вольную страсть пришедый, да спасеши мир Крестом, погребением и Воскресением Твоим! И якоже тогда людие, седящие во тьме и сени смертней, приемши ветви древес и ваиа от финик, сретоша Тя, Сына Давидова Тя исповедуя, такожде и нас ныне в предпразднственный день сей в подражание онех ваиа и ветви в руках носящих соблюди и сохрани. И якоже онии народи и дети “осанна” Тебе приношаху, сподоби и нам во псалмах и пениих духовных душами чистыми и нескверными усты прославити вся величия Твоя в праздник сей и во всю седмицу страсти Твоея и неосужденно достигнути и причаститися Божественныя радости Святыя Пасхи в пресветлые дни Живоноснаго Воскресения Твоего, да воспоем и прославим Твое Божество вкупе со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Как часто, не задумываясь, мы говорим “Слава Богу!”. На самом деле, восклицанием”Осанна Сыну Давидову!” когда-то в Иерусалиме Иисуса встречала та же толпа, которая после будет требовать Его распятия. Люди ждали, что придет Царь, который заберет себе власть силой и сокрушит врагов. Иисус действительно сокрушил врага, но враг этот не был земным. Он победил страдание и смерть, открыл двери ада, дал людям возможность спастись.

В Церковном календаре Вербное воскресенье называют “Вход Господень в Иерусалим” или, а неделю называют “Неделей пальмовых ветвей”, что не очень распространено в России, где не растут пальмы.

Вербное воскресенье – двунадесятый праздник.

История праздника Вербное воскресенье

Прежде, чем войти в Иерусалим, Иисус три года ходил по земле Израильской, разговаривал с людьми, как с равными Ему и никто не чествовал Его как Царя, пока он не явил людям великое чудо. В Вифании жила семья знакомых Плотнику из Назарета – брат и две сестры. Он останавливался у них, бывая в Вифании. Когда Лазарь, знакомый Иисусу, заболел, Он не сразу поспешил исцелить его. И, лишь, когда дошла весть о кончине Лазаря, Иисус произнес: “Лазарь, друг наш, уснул, и Я иду разбудить его”. Ученики сначала даже не поняли, что речь идет о смерти, а не об обычном сне. Сестра Лазаря Марфа встретила Иисуса и первым сказала: “Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой”, на что Иисус ответил ей “Воскреснет брат твой”. И речь шла не о воскресении всех мертвых в Последний день. Иисус говорит слова, которые являются сутью православной веры: “Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет”. Это слова не человека, но Бога. То, что человек говорит о себе в таком ключе так буднично и просто в Вифании того времени – большая опасность. Лазарь провел четыре дня в могиле, речь уже не могла идти о летаргическом сне или клинической смерти. Фундаментальный закон природы был опровергнут силой Божественного чуда. Когда отняли камень от пещеры, где лежал умерший Лазарь, Иисус громко сказал: “Лазарь! Иди вон”, и… Лазарь вышел. Иисус сказал: “Развяжите его, пусть идет”.

Разумеется, после такого чуда, его очевидцы и слышавшие о нем, встречали Иисуса, как Бога, как Царя. Слава Богу! “Осанна Сыну Давидову!”. Веры, многим кричавшим это, хватило ненадолго. Несмотря на то, что люди. видевшие воскресение Лазаря, видели и его тяжелую болезнь, и смерть и даже погребение. Сомнений в том, что он действительно воскрес из мертвых быть не могло. К сожалению, люди часто предавали Бога. Забыли и об этом чуде. Но наша вера должна быть крепкой, поэтому мы празднуем встречу Иисуса, как Бога и нашего Спасителя, Который, как Лазарю, подарит нам воскресение из мертвых.

Не все вместили учение Иисуса, предлагавшего людям войти на Небеса через врата милосердия и через какое-то время начнутся события Страстной недели…

Войдя в храм Иерусалима, Иисус совершит опасные действия. Там умели и любили торговать сувенирами, оберегами, реликвиями. Он переворачивает столы и прекращают торговлю. Он воскрешал умерших, совершал удивительные чудеса, Его чествовали как Царя, но Его ждали Царем земным, а он пришел Царем Небесным.

Знал ли Господь, что Его ждет? Догадывался ли о том, что Он воскреснет? Человеческий разум не способен вместить соединение Божественного и человеческого начала. Но, определенно, Он просил в Гефсиманском саду, чтобы “чаша сия” миновала Его, если на то будет воля Его Отца, а, значит понимал, что чествование толпы будет недолгим. Иерусалим не был готов понять истинное спасение и дары Божественной милости. Возгласы “Осанна!” сменились криками “Распни!”. Поэтому Спаситель плакал о святом граде Иерусалме, зная, что он будет разрушен.

Почему праздник называют Вербным воскресеньем

Во время встречи Иисуса в Иерусалиме, люди размахивали пальмовыми ветвями. Слово “паломник”, кстати, означает “носитель пальмы”. Отправляясь в паломничество, человек брал с собой пальмовую ветвь, символ чистоты, в знак того, что идет в чистое и праведное путешествие. Таков был еврейский обычай. На Востоке победителей чествовали пальмовыми ветвями. Иисуса встречали так, потому что Он был чудотворцем и Мессией. И, если способность накормить пять тысяч человек еще не у всех вызвала восхищение и удивление, то воскрешение Лазаря было безусловным свидетельством. Иисус въехал в Иерусалим на осле, что никогда бы не сделал в те времена царь земной, но сделал бы Царь Небесный во исполнение пророчеств. Например, Ветхозаветного пророчества о том, что “в Иерусалим войдет кроткий Царь”. Когда-то на ослике Иисус спасался от воинов Ирода, куда его вывезли в младенчестве. Ослик же ввез Его в Иерусалим, как Мессию.

Иисус не случайно въехал в Иерусалим именно на осле. Сидя на коне, он бы неизбежно возвышался над всеми, кто встречал его. Именно так поступил бы земной правитель, желая подчеркнуть свой особый статус. Но, когда Бог умалился до человека, Он решил войти в Иерсуалим, находясь вровень со встречающими его. Поэтому он въехал на осле, поступь которого смиренная и тихая, о чем поэт напишет свое знаменитое стихотворение:

Их-то Господь - вон какой!

Их-то Господь - вон какой!
Он-то и впрямь настоящий герой!
Без страха и трепета в смертный бой
Ведёт за собой правоверных строй!
И меч полумесяцем над головой,
И конь его мчит стрелой!
А наш-то, наш-то - гляди, сынок -

Навстречу смерти своей.

А у тех-то Господь - он вон какой!
Он-то и впрямь дарует покой,
Дарует-вкушает вечный покой
Среди свистопляски мирской!
На страсти-мордасти махнув рукой,
В позе лотоса он осенён тишиной,
Осиян пустотой святой.
А наш-то, наш-то - увы, сынок, -
А наш-то на ослике - цок да цок -
Навстречу смерти своей.

А у этих Господь - ого-го какой!
Он-то и впрямь владыка земной!
Сей мир, сей век, сей мозг головной
Давно под его пятой.
Вкруг трона его весёлой гурьбой
- Эван эвоэ! - пляшет род людской.
Быть может, и мы с тобой.

Но наш-то, наш-то - не плачь, сынок, -
Но наш-то на ослике - цок да цок -
Навстречу смерти своей.
На встречу со страшною смертью своей,
На встречу со смертью твоей и моей!
Не плачь, она от Него не уйдёт,
Никуда не спрятаться ей!

Тем не менее Иисуса встречали словами “Осанна Сыну Давидову!”. Так кричали дети, что исполнило пророчество о том, что хвала Господу совершится “из уст младенцев”. Фарисеи испугались этих слов и просили “скажи им – пусть замолчат”, а Иисус отвечал “если они умолкнут, камни возопиют”. И Его продолжали громко славить за увиденные прежде чудеса. Ученики думали, что Иисус идет на трон, а Он шел на Крест. Они ждали грядущего благоденствия, победы над земными врагами, но Бог смотрел на этот день с грустью. Православные, чествуя Иисуса, тоже находятся в предчувствие грядущей Страстной недели.

Несмотря на то, что Иисуса встречали как Царя, Он плакал, входя в Иерсуалим, оплакивая его грядущую судьбу. Он жалел Иерусалим, хотя тогда для этого не было еще никаких предпосылок. Иерусалим процветал. Уничтожение Иерусалима в 70-м году оправдало предвидение катастрофы во время расцвета и великолепия, когда еще никто не мог подумать об этом. Войдя скромно на ослике, Христос все же принимал почести, как Победитель. Одновременно принимал со смирением грядущие страдание и намекал на то, что не стоит страшиться их своим ученикам. Зная, что Его ждет, Он был спокоен и оплакивал лишь судьбу разрушенного города. Он знал, что его ждет смерть, более того, мучительная кончина, но знал и то, что смерть упразднится, не будет иметь никакого значения в Царствие Небесном, которое не имело никакого отношения к земному царствованию. А ведь именно его ожидали и собравшиеся и ученики. После воскрешения Лазаря они считали, что произойдут еще более великие чудеса, свержение врагов, а Иисус предстанет грозным и сокрушающим. Но мы узнали Христа другим и Его Спасение было чудом милосердия и любви, а не завоеванием благоденствия в нашем мире.

В России пальмы не растут, поэтому Иисуса “встречают” первой веточкой весны, теплого времени, веточкой вербы.

Традиции Вербного воскресенья

В православном богослужении существовал специальный чин, который являлся воспроизведением Евангельских событий. Вплоть до VII века Патриарх шествовал по Красной площади на коне, наряженном в ослика, которого лично вел под уздцы Царь. Это действо называлось “Шествие на осляти” и напоминало людям о событиях входа Господа в Иерусалим.

Сейчас эту традицию упразднили и верующие просто освящают веточки вербы в память о пальмовых ветвях и встрече Спасителя в Иерусалиме. В знак готовности чествовать Иисуса, как Царя Небесного, великого ликования. В этот день обычно стоит ясная и теплая погода. Верба – знак встречи Триумфатора и Победителя смерти, именно так следует встречать Спасителя. Верба – это еще и символ прощения и доброты. Мы держим в руках свежие весенние веточки в знак того, что готовы простить наших обидчиков, как и нас прощает Господь, которого люди распяли после того, как встретили Мессией и Царем.

При этом народные приметы о том, что на счастье надо съесть почку вербы, сварить из нее отвар для богатства или здоровья и.т.д., – не более, чем суеверия, к которым Церковь призывает не прислушиваться.

Вербное воскресенье – трагический праздник перехода Великого поста к Страстной седмице, но он же напоминает нам о грядущей Пасхе.

Праздничное богослужение

Шестая неделя Великого Поста предшествует Страстной неделе и заканчивается великим праздником – Входом Господнем в Иерсуалим. Празднование начинается с вечерней службы и всенощных бдений в Лазареву субботу. Текст богослужения напоминает о последних днях Иисуса. Она знал, что многие отрекутся от Него. Чтобы даровать своим ученикам надежду на жизнь Вечную Он являет им свою Божественную силу в воскрешении Лазаря, предвосхищая грядущее воскрешение мертвых при втором Пришествии Спасителя. Структура богослужения Лазаревой субботы полу-воскресная, полу-праздничная. Она напоминает о том, что наш Спаситель пришел открыть своему Творению правду о Спасении. Он не возлагал на нас “бремена тяжелые и неудобоносимые”, а явил пример жизни без греха человечеству, пораженному грехом.

Вербное воскресенье – переходящий праздник, дата праздничного богослужения зависит от дня празднования Пасхи. На праздничном богослужении поются тропари “Общее воскресение” и “Спогребшеся Тебе Крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся Воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословен Грядый во Имя Господне”. За полиелеем следует величание “Величаем Тя, Живодавче Христе, осанна в вышних, и мы Тебе вопием: благословен Грядый во Имя Господне”.

В ходе богослужения священник окропляет вербные веточки. Эти ветки и зажженные свечи люди держат в руках во время исполнения Канона. Православные храмы переполнены молящимися, которые чествуя Царя Славы, который добровольно пошел на страдания. Люди приветствуют Его, как победителя смерти и вспоминают грядущие дни Страстной Седмицы, страдания Христовы.

Богослужение на Вербное Воскресенье

Песнопения на Вербное Воскресенье

Читать о Вербном воскресенье на Правмире:

Видео о Вербном воскресенье:

Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье в 2019 году 21 апреля

Праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербного воскресения) – это один из самых трагических праздников церковного года.

Казалось бы – все в нем торжество – Христос вступает в Святой Град, встречают Его ликующие толпы народа, готовые из Него сделать своего политического вождя, ожидающие от Него победы над врагом. Но та же самая толпа, которая сегодня кричит «Осанна Сыну Давидову!», в несколько дней повернется к Нему враждебным, ненавидящим лицом и будет требовать Его распятия. Перенесемся духом в те страшные дни, когда Бог смертью Единородного Своего Сына одержал победу над тьмой и спас нас от власти смерти, греха, диавола. Осознаем, что Христос умер, потому что преступники мы.

Священник Феодор Людоговский

Каждый год Вербное воскресенье выпадает на разные числа и празднуется за неделю до Пасхи или в шестое воскресенье Великого поста. В 2018 году отмечать будем 1 апреля. У праздника несколько названий — Вход господень в Иерусалим, Вербное воскресенье и Пальмовое воскресенье. Расскажем об этом подробнее.

История праздника

Верующие люди говорят, что правильнее этот день стоит называть Пальмовым воскресеньем. И вот почему: согласно легенде, в 30 году нашей эры Иисус прибыл на своем верном осле в Иерусалим. Первым делом Спаситель отправился в храм, где исцелил страждущих от болезней и порч. Благодарности народа не было предела. Христа одарили одеждой и пальмовыми ветвями. Дело в том, что пальма у древних евреев считалась священным растением. Люди верили, что только она передавала земле магическую силу и, главным образом, влияла на плодородие.

Однако христиане жили и в северных широтах – там, где нет тропических растений. И поэтому в России пальму заменили на вербу – предвестник весны. В Италии символом праздника считаются оливковые деревья. Во Франции – розмарин.

Православная церковь уделяет празднику особое внимание неспроста. В этот день Христа встречали, аплодируя. До этого он три года ходил по городам с проповедями и зачастую ему негде было переночевать. Люди сторонились Спасителя. Не понимали, что перед ними сам Сын Божий. В Пальмовое воскресенье все изменилось.

Традиции

Главный символ праздника – веточки вербы. Верующие ломают их в субботу вечером и приносят в дом. Утром в воскресенье растения освещают в церкви. Считается, что после этого они становятся волшебными и оберегают от злых духов. Вербу также давали домашнему скоту. Если животное поест священное растение – это избавит от болезней.

К обеду все собирались за столом. Хозяюшки подавали каши, гречневые блины и постную выпечку. Мясо исключено. Отмечать Вербное воскресенье не принято. Праздник, напомним, выпадает на дни Великого поста – период, когда душа очищается перед Богом. Поэтому чем тише пройдет – тем лучше.
Уборка в Вербное воскресенье не приветствовалась. Женщинам даже запрещалось шить и вязать. Разрешалось пересаживать комнатные растения. Эта традиция сулила богатство.

Веточками вербы лечили. Для этого предки хлестали больного человека по спине, приговаривая слова:
«Верба, верба, вербочка,
Золотая вербочка.
А я вербой похлещу,
И скажу присловье:
Верба, дай, здоровья!».

Эта традиция избавляла от болезней. А к женщинам, которые не могли забеременеть – прилетал аист.

Куда девать освященную вербу

Выбрасывать веточки вербы после праздника нельзя. В церкви советуют оставлять их дома возле икон и ровно через один год сжигать — избавляться от негативной энергии, накопленной за 12 месяцев.

Также разрешается относить растение обратно в церковь и даже спускать по реке. А в Польше, Сербии и Беларуси вербу относили на могилы к умершим предкам. Главное, нельзя выбрасывать. Это предвещало бедность и болезни.

  • Если в Вербное воскресенье тепло и сухо – летом будет большой урожай фруктов.
  • Дует ветер – ждать холодного лета.
  • Ударил мороз – год принесет много пшеницы.
  • Количество распустившихся сережек также служило показателем будущего урожая.

К Вербному воскресенью были приурочены некоторые народные обряды и обычаи. Крестьяне во время утрени молились с освященной вербой и, придя домой, глотали вербные почки для того, чтобы предохранить себя от болезни и прогнать всякую хворь. В этот же день женщины пекли из теста орехи и давали их для здоровья всем домочадцам, не исключая и животных. Освященную вербу берегли до первого выгона скота (23 апреля), причем всякая благочестивая хозяйка выгоняла со двора скот непременно вербой, а самую вербу затем или «пускали на воду», или втыкали под крышу дома. Это делали с той целью, чтобы скотина не только сохранилась в целости, но чтобы и домой возвращалась исправно, а не блуждала бы в лесу по нескольку дней.

Русский историк и этнограф второй половины XIX века М. Забылин в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» так описывает традиции Вербной недели.

«Вербная неделя, или неделя Ваий, у нас оживляется чисто праздником начала весны; верба или ветла, не давшая еще листьев, цветет и тем как бы заявляет, что наша северная природа скоро наградит нас и все живущее на земле новыми благами. Самый праздник Воскрешение Лазаря служит символом возобновления, оживления могущественной природы. На Вербной неделе в столицах учреждены детские базары, где торгуют преимущественно детскими игрушками, вербами, цветами и сластями, как бы в ознаменование того, что маленькие дети встретили весну своей жизни и должны радоваться в этой жизни, а смотря на игрушку, изучать на ней суть своего будущего, так как каждая игрушка есть наглядная грамота, наглядное учение, развивающая дальнейшее понимание в ребенке, сближающее его с= жизнью и развивающее его мыслительность через наглядность, сравнение действия и образов. В Лазареву субботу все допускают употребление в пищу икры, постных блинов и разного кухонного печения.

В Вербное воскресенье, возвратясь из церкви с освященными прутьями вербы, деревенские бабы хлещут ими своих ребят, приговаривая: «Верба хлест, бей до слез! » В Нерехте крестьянки пекут барашки в Вербное воскресенье, и когда придут из церкви, то этими барашками кормят скотину, а вербу втыкают в сельнике у св. икон и берегут ее круглый год до Георгиева дня. Это обыкновение сохраняется во многих губерниях. Известно, что у нас первый весенний выгон скота начинается с Георгиева дня. Крестьяне в этот день берут годовалую вербу, мочат в святой воде, окропляют ею скот на дворе и потом этою вербою хлещут скотину, приговаривая: «Господь, благослови и здоровьем награди! » А иногда просто: «Благослови тебя, Господи, и будь здорова »… и с вербою в руках доводят до места пастбища. Освященная верба у нас в России то же, что пальмовая ветвь Палестины, уважается высоко и обыкновенно сохраняется у русского благочестивого народа за образами в течение целого года. В некоторых губерниях вербу, освященную в Вербное Воскресенье, употребляют как симпатическое средство и кладут в пойло больным коровам или телятам».

Изображения едущего на осляти Спасителя известны уже в раннехристианском искусстве. Практически все образы Входа Господня в Иерусалим имеют общую композиционную схему, однако значительно разнятся в деталях. Христос, благословляющий правой рукой, восседает на осле, Его сопровождают два беседующих меж собой апостола. Один из них по устойчивому иконографическому типу определяется как Петр, тогда как второй апостол, довольно юный, может быть Фомой, Филиппом или Иоанном. В нижней части композиций изображаются дети, радующиеся пришествию Спасителя. Непременным элементом иконографии праздника является изображение Елеонской горы.

Вход Господень в Иерусалим. Мозаика Палатинской капеллы в Палермо, Италия, середина XII в.

Значительное изменение в иконографии Входа Господня в Иерусалим происходит в XIV - начале XV века. Теперь Спаситель чаще всего представлен в сложном ракурсе - оборачивается назад, к апостолам. Рассматриваемая поза Христа присутствует на иконах из праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, иконах-таблетках из Новгорода и многих других.

Немало примет связано и с веточками вербы:

  • Если хочешь быть здоров, постучи по телу вербовым букетом.
  • Если девушка хочет выйти поскорее замуж, то до рассвета ей надо наломать веток молодой вербы, положить их у изголовья кровати и весь день думать о любимом человеке.
  • Чтобы удача сопутствовала в делах, нужно съесть три освященных почки вербы.
  • Чтобы защитить дом от бед, надо спрятать вербу над входной дверью.
  • Чтобы избавиться от головной боли — вплести вербу в волосы.
  • Сломать нечетное число веточек вербы — к здоровью, четное - к беде.
  • Выбросить сорванные веточки вербы — позвать к себе неудачу.
  • Найти на дороге вербу и взять ее в руки - к болезням.


Публикации по теме