Во сколько замуж? Брачный возраст в мире. Неравный брак по-азиатски Мусульманские девочки рано выходят замуж

Написать эту публикацию меня побудил сериал "Ясмин". Вообще я не люблю смотреть сериалы но так как сейчас больше ничего не показывают ибо лето, то я от нечего делать смотрю Ясмин)

«Я девушка, а девушка должна идти быстро, низко опустив голову, словно она считает шаги. Глаза ее не должны ни подниматься, ни уходить вправо и влево от дороги, потому что, если вдруг встретятся с глазами мужчины, вся деревня сочтет, что она шармута. (араб. проститутка)Девушка должна быть замужем, чтобы иметь право смотреть вперед, заходить в лавку торговца, и носить украшения.Если девушка не вышла замуж до четырнадцати лет, деревня начинает над ней насмехаться». (из автобиографичной книги Суад "Сожженная заживо")


Ранние браки являются нормой в небольших деревнях мусульманских стран.

В Йемене в первую брачную ночь умерла 8-летняя девочка, получив травмы во время выполнения супружеского долга со своим 40-летним мужем.

В мире ежегодно около 200 тыс. девочек в возрасте 13-15 лет выходят замуж. Около 40 тыс. девочек-подростков, ежедневно становятся матерями.
Тахани (в розовом платье) ей было всего 6 лет, когда она вышла замуж за Мажед, 25 лет (стоит рядом с ней). Ещё одна девушка на фото (в зеленом платье) - вышла замуж, когда ей было 8 лет. “Всякий раз, когда я видела его, я пряталась. Мне было противно его видеть” говорит Тахани.


Асия, четырнадцатилетняя мать, моет свою новорожденную девочку у себя дома в Хаджа, а ее двухлетняя дочь играет. У Асии продолжается кровотечение и она очень ослабела после родов, у нее нет образования или доступа к информации о том, как заботиться о себе и своем здоровье.


5-летнюю (!) девочку отец несёт на церемонию её свадьбы с 14-летним парнем, Индия.


Кандагарский полицейский Малалай Какар арестовывает человека, который неоднократно бил ножом пятнадцатилетнюю жену, за неподчинение ему. “С ним ничего не сделают”, сказала Какар, когда ее спросили, что будет с этим человеком. “Мужчины здесь цари.” Какар была позже убита талибами.


В ОАЭ и других восточных странах практически все женщины носят паранджу, чтобы не прослыть дамами легкого поведения. Женщины в мусульманских странах одеваются по заповедям Корана. Во время менструации оголенными можно оставлять только лицо и кисти рук. В наше время большое количество мусульманок носят на голове платок-хиджаб и закрывают лишь тело, ноги и руки. Но в кругу подруг и с мужем они более раскованно выглядят. Нередко они исполняют своим мужьям танец живота. Но при появлении постороннего мужчины, обязательно следует надеть платок. Девушки из богатых мусульманских семей часто ведут себя и одеваются, как в Европе, но эти послабления минимальные, уклад их жизни остается особенным.


Что касается секса, то заниматься онанизмом Коран не запрещает. До вступления в брак многие арабы обращаются к услугам проституток. Многие арабы женятся на иноверках из других стран, но копят средства именно на брак с арабкой. Девушки-мусульманки должны до брака оставаться девственницами, поэтому до свадьбы они практикуют анальный секс, чтобы сохранить девственность для мужа. Многие семьи после брака требуют доказательства девственности молодой, а именно предоставить окровавленную простыню. На улицах женщины не могут разговаривать с незнакомыми мужчинами и должны ходить в сопровождении. Если дома нет мужа или родственника мужского пола, то открывать деверь запрещено.Секс в мусульманстве не выставляется постыдным занятием. Коран указывает, как заниматься любовью, а также рассказывает о гигиене после полового акта, поэтому то и являются арабы отличными любовниками. Ссоры и проблемы в семье не принято выносить на всеобщее обозрение.

Большой резонанс в прессе получила история афганской девушки Аише.

Эта шокирующая история случилась в Афганистане. Отец Аиши обручил ее с будущим мужем, когда ей не было и восьми лет. Этот брак должен был примирить два враждующих клана. 12-летним подростком Аиша вошла в дом талиба из провинции Уразган полноправной женой. Вы не поверите, но два года предшествовавших свадьбе девочка жила в конюшне семьи будущего мужа.Аиша сразу пришлась не по душе многочисленной семье мужа (у него было 10 братьев). Не пинал ее там только ленивый.

Меня так били, что казалось еще немного, и я умру, - с ужасом вспоминает Аиша. После избиений девочка не могла подняться несколько дней. Не выдержав истязаний, Аиша решила бежать. Как ей это удалось, история умалчивает. Беглянку поймали и водворили в женскую тюрьму Кандагара. Наказание за подобное преступление предусматривает заключение на три года, на Аишу выдали на руки отцу через полгода. Отец не придумал ничего лучше как вернуть несчастную девочку мужу.

На местном суде постановили - Аишу наказать…отрезав ей нос и уши. В сопровождении одного из братьев муж отвез девочку в горы, где и осуществил свой страшный замысел. Деверь держал подростка, а супруг резал…
Истекающую кровью девочку бросили умирать. Там ее и подобрали американские солдаты. Долгое время Аишу не могли вывезти в Штаты, у девочки не было даже документов. Подростка прятали в одном из секретных убежищ Кабула. В августе Аишу удалось перевезти в Америку. Журнал Time опубликовал фотографию ее обезображенного лица на обложке, пытаясь тем самым привлечь внимание к проблемам женщин в Афганистане.
Сейчас 19-летнюю афганку готовят к пластической операции. А пока для девушки изготовили протез носа. Несмотря на пережитый ужас, Аиша не упала духом. Девушка намерена добиться наказания для своего отца и мужа за изломанную жизнь, и бороться за права других угнетаемых соотечественниц, сообщает The Daily Mail.


В США о Аише забоятся приемные родители Мати и Джамила Арсала. В приемной семье есть 15-летняя дочь Миена Ахмадзаи, которая быстро подружилась со своей новой старшей сестрой.

Брак в этих странах не ассоциируется у женщин со счастливой семейной жизнью и любящим супругом. Часто это просто выгодная сделка для семьи невесты, девочка покупается мужем, старше её в 3-5 раз, и больше не имеет никаких прав. За непослушание - ужасные побои, увечья и даже смерть. И никто не в состоянии остановить это жестокое насилие.

«Родиться девочкой в нашей деревне — это проклятие. Мечта о свободе связана с замужеством. Покинуть дом отца ради дома мужа и больше никогда туда не возвращаться, даже если муж будет тебя бить. Если замужняя женщина возвращается в дом отца, это позор. Она не должна искать защиты нигде, кроме дома мужа, и в противном случае долг ее семьи — вернуть ее в дом мужа».

(из автобиографичной книги Суад "Сожженная заживо")

В Ираке прошли первые с момента вывода американских войск парламентские выборы. Хотя их официальные итоги будут подведены лишь в конце мая, уже сейчас с большой долей вероятности можно сказать, что победителем станет нынешний премьер шиит Нури аль-Малики. Между тем одним из предвыборных обещаний его кабинета было принятие «Закона Джафари о личном статусе», позволяющего жениться на маленьких девочках.

Шокирующие сообщения о нравах исламского мира попадают в прессу с завидной регулярностью. Так, пару лет назад западное общество потрясло известие, что в Египте, где тогда к власти пришли исламисты, намереваются узаконить некрофилию. Дескать, в течение суток после смерти женщины ее муж имеет право вступить с ней в половую связь. Новость эту вскоре опровергли, но, как это обычно бывает, разоблачение привлекло к себе значительно меньше внимания, чем сама «утка».

В основном появление и распространение таких сообщений является следствием исламофобии и отсутствия даже базовых представлений об основах мусульманской культуры. Но бывает, что кажущиеся совершенно дикими инициативы действительно становятся законами в исламских странах.

Таков случай иракского «Закона Джафари о личном статусе». Эта правовая норма легализует изнасилования в браке (муж имеет право заниматься сексом с женой, даже если она этого не хочет), запрещает женщинам покидать дом без разрешения супруга, а в случае развода все дети старше двух лет автоматически переходят под опеку отца. Но самые вопиющие положения «Закона Джафари» касаются изменения брачного возраста.

В настоящее время брачный возраст в Ираке составляет 18 лет. С разрешения опекунов вступить в брак можно и в 15. Такой порядок в стране существует с 1959 года. Однако, согласно «Закону Джафари», брачный возраст для юношей должен быть снижен до 15 лет, а для девушек, а точнее девочек, - до девяти! Более того, девочки младше девяти лет тоже могут выходить замуж, но только с разрешения отца или деда.

Правительством «Закон Джафари» был одобрен еще в феврале. Теперь его осталось ратифицировать парламенту.

За последнее время законопроект был подвергнут критике как в самом Ираке, так и за его пределами. Например, когда эта правовая норма еще не была вынесена на рассмотрение парламента, с соответствующим заявлением выступила правозащитная организация Human Rights Watch (HRW). «Прохождение "Закона Джафари" будет катастрофическим и дискриминационным шагом в отношении женщин и девочек Ирака, - заявил Джо Сторк, заместитель главы отдела HRW по Ближнему Востоку. - Этот закон о личном статусе только укрепит неравенство в Ираке в то время, как правительство заявляет о своей поддержке равных прав для всех».

Самих авторов законопроекта критика нисколько не смущает. «Есть люди, которым не нравится этот закон, но нам на них наплевать, потому что они противники ислама», - заявил пресс-секретарь министра юстиции. А либеральная пресса получила отповедь из уст Али аль-Муссави, советника премьер-министра Ирака Нури аль-Малики. «Некоторые СМИ выставляют дело так, будто Ирак откатывается в прошлое. Но это неправда. На Западе люди разглагольствуют о гей-браках. Это то, что мы никогда не будем обсуждать, и это противно нашей природе и религии», - заявил он.

Разговоры, что брак с малолетними девочками не противоречит исламу, не лишены смысла. Одна из жен Пророка - Аиша - была просватана за него, когда ей исполнилось всего шесть лет, а вышла замуж тремя годами позже, то есть как раз достигнув прописанного в «Законе Джафари» девятилетнего возраста. Правда, при этом нигде не говорится, что вступление в брак автоматически означало начало половой жизни.

Ссылка на возраст Аиши и сегодня имеет определяющее значение для судеб многих девочек в мусульманских странах. В том числе она напрямую касается малолетних подданных Саудовской Аравии. В законах этой страны в принципе отсутствует понятие «брачный возраст». Принимая решение о допустимости того или иного союза, местные жители ориентируются на суждения богословов, а те в свою очередь полагают, что девочки могут выходить замуж с девяти лет. Неудивительно, что к моменту достижения совершеннолетия примерно 16 процентов саудовских девушек уже состоят в браке.

Иногда неравные браки в Саудовской Аравии приобретают черты трагикомедии. Например, немало шума наделала история, главным действующим лицом которой стал 90-летний мужчина, женившийся на 15-летней девушке. За согласие на этот брак он заплатил родителям невесты 65 тысяч риалов (чуть более 17 тысяч долларов). Впрочем, ячейка общества так и не сложилась: сразу после свадьбы новобрачная заперлась в комнате на несколько дней. В итоге разочарованный супруг подал иск к семье девушки, посчитав себя обманутым.

Еще печальнее обстоят дела в Афганистане. Почти каждую пятую девочку там выдают замуж до того, как ей исполнится 15 лет. В 2009 году в стране принят закон, защищающий права женщин. В том числе эта правовая норма запрещала насильственные и ранние браки. Но соблюдается данное предписание далеко не всеми и не везде. Согласно докладу ООН, судебное преследование случаев насилия в отношении женщин за год возросло лишь на два процента. Очевидно, что на фоне таких проблем, как возможность реванша талибов после вывода американских войск или борьба с колоссальным наркотрафиком, о выданных замуж против их воли девочках мало кто вспоминает.

Между тем многие афганцы считают допустимым поправить финансовое положение за счет калыма, полагающегося за малолетнюю невесту. Таков случай жителя провинции Джаузджан по имени Рамадан. Будучи наркоманом и имея долги, он согласился выдать свою семилетнюю дочь замуж за 35-летнего мужчину, получив за это две тысячи долларов. В новом доме девочке жилось несладко - за год супружеской жизни она несколько раз убегала к родителям, надеясь там укрыться от побоев мужа и свекрови. Однако каждый раз супруг забирал ее обратно. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы мать девочки не обратилась к правозащитникам. В результате Рамадан, его зять и мулла, проведший брачную церемонию, были арестованы.

С особым драматизмом борьба за повышение брачного возраста идет в Йемене. Проблема детских браков в этой стране привлекла внимание всего мира после душераздирающей истории, произошедшей в прошлом году. Тогда восьмилетняя девочка умерла в первую брачную ночь, получив травмы во время секса со своим 40-летним супругом. Возмущение правозащитных организаций было столь велико, что высказаться по этому поводу пришлось даже главе европейской дипломатии Кэтрин Эштон.

Но не стоит думать, что ранние браки - это порок, присущий только мусульманским странам. По данным ЮНИСЕФ, 40 процентов таких свадеб играется в Индии. Правда, там разница в возрасте между женихом и невестой обычно не бывает очень большой. И жить вместе они начинают по достижении 15-16 лет. Но сам союз заключается их родителями, зачастую когда будущие супруги еще совсем дети. Эта практика запрещена законом. Но даже перспектива провести два года в тюрьме и быть оштрафованным на приличную по индийским меркам сумму не слишком пугает организаторов таких свадеб.

Возвращаясь к Ираку: сторонники «закона Джафари» утверждают, что он лишь легализует то, что и так является обыденностью. В 2011 году почти 25 процентов девушек вступили в брак до 18 лет (для сравнения: в 1997-м таковых было лишь 15 процентов). Если же закон примут, утверждают его авторы, это пойдет на пользу самим девушкам, поскольку их отношения с мужьями будут подкреплены правовой базой. А раз так, то и отстаивать свои права им будет проще. Но, как показывает случай йеменской девочки, умершей на супружеском ложе, иногда последствия брака оказываются такими, что бороться за свои права уже некому.

Во многих мусульманских странах ранние браки являются социальной нормой. Некоторые правители, желая завоевать большую популярность, намерены официально разрешить женитьбу взрослых мужчин на малолетних девочках. Например, потенциальный победитель парламентских выборов в Ираке Нури аль-Малики обещал принять «Закон Джафари о личном статусе», который открыто провозглашает возможность раннего брака. И все же во многих развитых странах подобные реформы трактуются как проявление педофилии и торговля несовершеннолетними.

Мусульманские страны

Государства, основная часть населения которых все чаще оказываются задействованы в международных отношениях. Во многих странах мира существуют мусульманские общины, строятся мечети и школы для правоверных. В самих исламских государствах демографический рост настолько стремителен, что население вынуждено постепенно эмигрировать на другие территории.

Официально мусульманскими странами являются:

  • На территории СНГ: Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан.
  • Страны Азии: Афганистан, Иран, Пакистан, Палестина, Турция, Кувейт, Саудовская Аравия, Ирак, Бахрейн, ОАЭ, Оман, Ливан, Сирия, Иордания, Йемен, Катар, Бангладеш, Мальдивы, Бруней, Индонезия, Малайзия.
  • Государства, которые входят в Джибути, Египет, Коморские острова, Сомали, Судан, Танзания, Эритрея, Эфиопия, Алжир, Западная Сахара, Мавритания, Ливия, Марокко, Тунис, Буркина-Фасо, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау, Мали, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Чад.

В настоящее время количество мусульман стремительно увеличивается. Но следуя духу современности, многие молодые люди уже не придерживаются законов шариата так строго, как их предки. Происходит постепенная ассимиляция мусульман в европейскую культуру и, как результат, даже отрицание основных постулатов исламской веры. Но традиция ранних браков в мусульманских странах является актуальной и по сей день.

С какого возраста можно вступать в брак согласно исламу

Как говорится в «Законе Джафари о личном статусе», чтобы мужчине достаточно достичь 15-летнего возраста. Будущей жене должно быть не менее девяти лет. Поправкой своду служит утверждение, что по согласию отца или деда девочка может выйти замуж и раньше.

Такой взгляд на ранние браки в мусульманских странах история подтверждает. Согласно Корану, одной из жен пророка Мухаммада Аише на момент бракосочетания исполнилось шесть лет. Но по-настоящему девушка стала женой (то есть познала интимную близость с мужем) в девятилетнем возрасте.

Сегодня брачный возраст в мусульманских странах составляет восемнадцать лет. При особых обстоятельствах с одобрения опекунов можно выйти замуж и в пятнадцать лет.

Особенности ранних браков в мусульманских странах

Союз, скрепленный традициями ислама, является очень крепким. Прочность объясняется, в первую очередь, соблюдением системы ценностей и традиций, продиктованных Кораном. Не являются исключением и ранние браки в мусульманских странах.

Второй причиной прочности супружеского союза является поддержка семьи общественными институтами. Развод в мусульманских странах - дело более хлопотное, чем в европейских и американских. Кроме того, будущие супруги с детства привыкают к ролям мужа и жены. Окруженная многочисленными родственниками, пара в любой момент может рассчитывать на защиту, эмоциональную и материальную поддержку, что значительно укрепляет супружеский союз.

Выбор спутника жизни у мусульман

Конечно, брак должен строиться на взаимной любви и почитании. Многие правоверные, как и граждане других государств, могут выбирать свою половинку. Однако такой выбор практически невозможен при ранних браках в мусульманских странах. Обычаи таких союзов диктуют согласие старших мужчин в семье - отца, деда, а порой и старшего брата.

Случается, что малолетняя невеста становится платой за долги родственников. Бывали случаи, что жена перебиралась в дом супруга, прихватив любимые игрушки - куклы, плюшевые мишки, кукольные домики и т. д. Многие девочки до конца не осознают всю важность и безысходности события. Их радует праздник и новые красивые наряды. Последующая же реальность шокирует и пугает.

Церемония мусульманского бракосочетания

Никах - это бракосочетание между правоверными мужчиной и женщиной. История церемонии свидетельствует, что будущий муж, беря в жены девушку, должен был объявить об этом на главной площади города.

Как свидетельствует описание ранних браков в мусульманских странах, несмотря на древнюю историю, никах не имеет юридической силы. Однако это очень торжественная и красивая церемония, состоящая из нескольких этапов:

  • Сговора.
  • Сватовства (хитбы).
  • Передачи невесты в дом жениха (зифаф).
  • Собственно свадьбы (урса, валимы).
  • Фактического вступления в (первой брачной ночи, никаха).

Чтобы бракосочетание было признанным обществом, (что является весьма важным для правоверных), необходимо соблюсти некоторые условия:

  • Супруг - совершеннолетний мусульманин.
  • Жених и невеста должны быть согласны вступить в брак.
  • Женитьба между кровными родственниками запрещена.
  • Девушку на церемонии должен сопровождать хотя бы один родственник-мужчина.
  • За невесту со стороны жениха платится калым (махр).
  • Мужчины могут жениться на мусульманках, а также христианках и иудейках. В случае межнационального брака родившиеся дети воспитываются согласно Корану.

Явление брачной полигамии

Как говорится в Коране, мусульманин может иметь до четырех жен. Условия заключения полигамного брака следующие:

  • Первая (главная) жена должна быть осведомлена о намерениях супруга пополнить семейство.
  • Последующие жены не должны сеять раздор в семье.
  • Все супруги имеют право на равное отношение к себе.

Также мужчина волен выбрать себе вторую жену, если:

  • В первом браке нет детей.
  • Первая жена часто болеет, и требуется уход за ней, детьми и мужем.

Полигамия, по мнению мусульман, - явление в некотором роде полезное. Оно дает возможность воспитывать детей в законном браке и полной семье.

Роль мужа в мусульманском браке

Коран проповедует равенство между мужчиной и женщиной. Однако исторически так сложилось, что ведущая роль в семье достается супругу. От того, как справляется мужчина с ролью мужа и отца, зависит его социальное положение.

Супруг должен обеспечивать материальное благополучие своей семьи, быть защитником собственного жилища, выполнять обязанности отца. Самый лучший подарок для детей, который может преподнести родитель, - это отличное образование и воспитание нравственных принципов у молодого поколения. Также от решения отца зависит, в каком возрасте будут заключаться браки его дочерей.

Как ислам трактует обязанности жен

Ранние браки в мусульманских странах предполагают полное послушание главе семейства. Правоверная должна быть хорошей женой, матерью и успешно вести домашнее хозяйство. Также женщине вверяется религиозное и нравственное воспитание детей.

Сегодня многие мусульманки получают образование. Однако это отнюдь не отрицает их скромности и сдержанности в общении с окружающими. Находясь в обществе, женщина должна одеваться так, чтобы не вызывать соблазна у чужих мужчин. Голова мусульманки должна быть покрыта шарфом или вуалью, руки и ноги закрыты полностью (до запястий и щиколоток соответственно). Иногда необходимым является прикрывать лицо чадрой или вуалью.

Обычаи ранних браков в мусульманских странах относительно жен аналогичны европейским. Становясь матерью, женщина обременяется большой ответственностью. С рождением ребенка она обязана обеспечивать ему следующие права:

  • Право на жизнь и равноправие в семье.
  • Право на законность - ребенок должен носить имя своего отца.
  • Право на отличное воспитание и образование.
  • Право на безопасность.

Негативные результаты союзов с несовершеннолетними

Неблагоприятные последствия ранних браков в мусульманских странах обоснованы данными Европейского бюро Всемирной организации здравоохранения. Согласно анализу опрошенных молодых женщин, вышедших замуж до восемнадцати лет, отрицательные результаты касаются физического и психического здоровья малолетних девочек. Они лишены детства, а многие из них подвержены психологическому и сексуальному насилию. Юные жены чаще болеют заболеваниями, передающимися половым путем.

Кроме того, организм незрелой девочки не приспособлен к деторождению. Бывали случаи, когда жена погибала от внутренних кровотечений или при рождении ребенка.

По мнению ВОЗ, ранние браки в мусульманских странах являются нарушением прав человека, угрозой для здоровья и безопасности подростков.

Бракоразводный процесс

Мусульманский развод почти всегда инициируется мужем. Иногда достаточно простого устного заявления, повторенного три раза публично. Однако юридическое обоснование развода требует и больших денег, и веских причин. Условиями расторжения брака у мусульман могут быть следующие явления:

  • Нарушение обязанностей супругов.
  • Вероотступничество жены или мужа.
  • Измена одного из супругов.
  • Физические и психические заболевания.

Также расторгнуть никах можно и при таких обстоятельствах:

  • Опасение разногласий между супругами в будущем.
  • Ущемление прав одного из супругов.
  • Отвращение или неприязнь пары друг к другу.
  • Прелюбодеяние одного из супругов.

Однако в случае ранних браков в мусульманских странах бракоразводный процесс практически невозможен. Малолетняя жена не имеет никаких прав в доме мужа ввиду ее несовершеннолетия. Муж же не желает расставаться с игрушкой, пока веские обстоятельства не вынудят его дать согласие на расторжение брака.

Современное мусульманское общество и ранние браки

Никах является простым обрядом, не имеющим юридической силы. Сегодня после соблюдения красивой традиции молодожены должны зарегистрировать свои отношения в ЗАГСе. Свидетельство о браке, обручальные кольца и свадебный вальс - торжественная традиция официального признания супружества. Таким образом, бракосочетание современных правоверных делится на два этапа: традиционный и официальный.

Как свидетельствуют фото с ранних браков в мусульманских странах, такое торжество обычно радует малолетнюю невесту, воспринимающую событие как прекрасную сказку. Судьба ее предрешена, и порой не очень радостная. Но сейчас она счастлива, потому что является главной героиней на празднике.

Какие браки считать ранними? Понятие это весьма переменчиво с течением времени. В старые времена, когда девушку выдавали замуж в 16-17 лет это считалось нормальным. А некоторые народы и в настоящее время выдают дочерей замуж в 14-15 лет, и у них это считается нормальным. Часто встречаются ранние мусульманские браки. В современных цивилизованных странах раньше тридцати, а то и тридцати пяти лет считается нормальным для женщины не связывать себя узами брака.

Анализируя возраста молодоженов в разных странах и обществах можно сделать вывод, что чем более развито общество, чем выше уровень интеллектуального развития и чем более благополучно чувствует себя в этом обществе человек, тем позже молодые люди стремятся связать себя узами брака.

Законодательство же России позволяет вступать в брак по достижении возраста 18 лет. В исключительных случаях и с согласия родителей или законных представителей, и ранее 18 лет.

В большинстве своем ранние браки заключаются преимущественно по вынужденным причинам, нежели по искреннему желанию. Как правило возникшая необходимость раннего вступления в брак детей становится полной неожиданностью для родителей, и надо сказать не самой приятной неожиданностью.

И это понимание становится решающей причиной развода, даже несмотря на наличие детей.


Самые ранние

Во всем мире женщины и мужчины с одинакового возраста имеют право вступать в брак. С этой точки зрения в каждой стране равноправие между мужчиной и женщиной.

Есть страны, где вступление в брак разрешено с возраста 9 лет! Это те государства, где во главе угла не законодательство, а .

Парагвай, Испания, Канада и Эквадор разрешают девочкам выходить замуж с 12 лет.

Некоторые штаты США дают юным мисс такое право с 13-ти лет.

Колумбия, Аргентина, Перу и Италия разрешают девушкам браки с 14 лет.

Большинство поселений Афганистана и Непала вступают исключительно в ранние браки, по достижении юношами и девушками 14-15 летнего возраста.

Ранние браки в Индии имеющее место явление. И в некоторых поселениях Индии возраст самых юных невест доходит до 10 лет. Конечно такие браки запрещены законодательно, но нормы традиций и обычаев в этой стране очень сильны и такие браки, как правило, заключаются ночью и в тайне от властей.

Слушайте родителей, ведь они плохого не посоветуют! И это главный и самый емкий совет, к которому, как правило, мало кто из ветреной молодежи прислушивается.

В период 2001 по 2005 этот показатель составлял примерно 3000 браков у мужчин и 25000 для женщин. За период 2006-2010 на 40% меньше. Ранние браки считаются проблемными и по статистике пять из семи ранних браков распадаются в конечном итоге.

В ведийское время , как это видно из свадебных гимнов в «Ригведе» и «Атхарваведе», жених и невеста были взрослыми людьми, способными делать выбор и давать согласие на брак. Предполагалось, что жених имел дом, где его жена могла быть госпожой даже в том случае, если его родители, братья и сестры по каким-то причинам 42) жили вместе с , и таким образом ей давалось главенствующее положение в домашнем хозяйстве (Атхарваведа, XIV, 1, 44). Это было бы невозможно, если бы жена была ребенком.

Ведийские предполагают, что брачная пара достаточно взрослая, для того чтобы любить друг друга, быть мужем и женой и родителями детей. Почти на каждом шагу повторялась формула, показывающая, что они уже могут быть родителями. Взятие руки и супружеское соединение являются существенными элементами ведийского свадебного обряда. Все это показывает, что брак происходил, когда девушка была совершеннолетней. 43)

В ведах нередко упоминаются незамужние девушки, которые стареют в доме своих родителей (Ригведа, I, 117, 7; II, 17, 7; X, 39, 3). Девушки, живущие в доме родителей, общались с молодежью деревни.
Во времена «Ригведы» девушка не выходила замуж до наступления зрелости. До того как можно было думать о браке, она должна была полностью развиться физически. Сурья, дочь Сурьи (Солнца), была выдана замуж за Сому (Месяц), только когда она стала молодой девушкой, желающей мужа. 44) Гхоша, женщина-риши, вышла замуж, когда ее юность почти прошла. могли сами устраивать свои браки. В «Ригведе» (X, 145) и «Атхарваведе» (III, 18; II, 30; III, 25; VI, 8 и др.) мы находим многочисленные действия и заклинания с целью привлечь мужчины и женщины. Любовник пытается усыпить весь дом, когда он посещает свою любимую (Атхарваведа, IV, 5).

В «Атхарваведе» упоминается кумарипутра (сын незамужней) - это означает, что девушка могла родить ребенка до брака. Эти свидетельства не оставляют сомнений, что жених и невеста были взрослыми ко времени брака. О существовании детских браков в ведийский период имеется лишь несколько свидетельств сомнительного характера.

Свадебные ритуалы грихьясутр также показывают, что брак обычно совершался после того, как девушка достигала зрелости. Супружеское соединение могло происходить непосредственно после свадебной церемонии.
Согласно «Параскара-грихьясутре» (I, 8, 21), брачная пара должна была три дня не есть соленой пищи, спать на земле и не сожительствовать в течение года, двенадцати ночей, шести или, по крайней мере, трех ночей. Последняя возможность говорит о зрелости невесты.
«Баудхаяна-грихьясутра» (IV, 1, 16) предусматривает возможность того, что у невесты во время свадьбы могут быть месячные.

В период грихьясутр не было системы повторной свадебной церемонии, 45) что доказывало бы существование детских браков. Таким образом, предписания о сроках воздержания после прихода в дом мужа, так же как и о необходимости начала брачной жизни только по прошествии какого-то времени, могут относиться только к взрослой девушке. В поздних грихьясутрах, однако, может быть замечена тенденция понижения брачного возраста. Гобхила (II, 1) и автор «Манава-грихьясутры» (I, 7, 12) объявляют, что наилучшая невеста - нагника (букв. «голая»). Это показывает, что в их время более поздние браки хотя и были еще обычными, не одобрялись.46)

Во времена «Рамаяны» и «Махабхараты» также девушки ко времени брака были взрослыми. В первой главе «Рамаяны» описывается, что после того, как невесты пришли в Айодхью, они, оказав соответствующее почтение старшим, весело жили вместе с мужьями, что предполагает брак после наступления зрелости. Сита в «Рамаяне» говорит Анасуе: «Мой отец, увидев, что я достигла брачного возраста, очень озаботился, как человек, потерявший имущество. Спустя долгое время сюда пришел знаменитый Рагхава вместе с Вишвамитрой, чтобы увидеть Яджну» (I, 119, 34). Это утверждение показывает, что девушка могла ждать подходящую пару долгое время после наступления зрелости.

Впрочем, в книге III «Рамаяны» в уста Ситы вложены слова, что, когда Равана пришел, чтобы ее похитить, ей было восемнадцать лет, а ее мужу двадцать пять и что они провели в Айодхье двенадцать лет. Таким образом, возраст Ситы ко времени брака понижается до шести лет. Но следует заметить, что эпос несколько раз редактировался и данные стихи являются поздней интерполяцией, совершенно не согласующейся с убедительными доказательствами браков в зрелом возрасте. Бхавабхути в своей «Уттарарамачарите» просто отражает обычаи своего времени, когда он на основе данного текста «Рамаяны» описывает Ситу как девочку-невесту.

«Махабхарата», так же как и «Рамаяна», представляет доказательства, что были распространены браки взрослых девушек. Услышав о браке Шакунталы по способу гандхарвов, 47) Канва выражает свои чувства следующим образом: «О, обладающая чистой улыбкой! Много твоих месячных прошло впустую. Теперь ты стала способной к рождению. Ты не совершила греха» (I, 94, 65).
В диалоге Умы и Махешвары девушка, которая достигла зрелости, называется пригодной для брака. «Девушка, совершившая омовение после месячных, считается чистой. Отец, брат, мать, брат матери и брат отца пусть отдадут ее замуж» (XII, 286, 6). Даже в более поздних классических санскритских произведениях сохранилась та же .
В санскритских драмах главным является любовная интрига или брак по любви, что возможно только в случае взрослых пар.48) В последующее время брачный возраст невесты становился все ниже и ниже.

Дхармасутры , которые были записаны около 500 г. до н. э., ясно показывают тенденцию снижения брачного возраста невесты. Они обычно считают, что девушка выходит замуж до того, как достигнет зрелости. Но они позволяют ей ждать некоторое время, если старшие не устраивают ее брак в надлежащее время. Васиштха (XVII, 6-7) и Баудхаяна (IV, 1,14) говорят о трех годах, а Гаутама (XVIII, 20) и (XXIV, 41) - о трех месяцах. Хотя считается желательным, чтобы брак происходил до наступления зрелости, дхармасутры не говорят о грехе, происходящем вследствие более позднего брака, не позорят тех, кто не выдает девушку замуж и не угрожают им, что свойственно более поздним авторитетам. Вероятно, браки обычно устраивались до 16 лет. В литературе смрити можно проследить различные стадии эволюции детских браков. В одной и той же дхармашастре мы находим тексты, которые не видят греха в браке совершеннолетних, и другие, рекомендующие детские браки. Это можно объяснить, только если мы предположим постепенный переход от ведийского обычая брака взрослой пары к распространению детского брака.49)

В часто цитируемом тексте Ману (IX, 88) вопросу о том, что отец должен выдавать свою дочь непременно за жениха той же и обладающего высокими достоинствами, придается большее значение, чем проблеме ее зрелости. «Согласно правилу, дочь, даже не достигшую (совершеннолетия), надо выдавать за жениха из хорошей семьи, красивого. Но девушке, даже совершеннолетней, лучше оставаться в доме (отца) до самой смерти, чем быть отданной им когда-нибудь в жены (человеку), лишенному хороших качеств» (IX, 89).
И еще мы находим в «Законах Ману» (IX, 90): «Девушке, достигшей зрелости, полагается ждать три года, но после этого она может сама выбирать себе мужа, равного себе». Но хотя в этих стихах делается упор на выбор жениха равного, с одной стороны, выражение «даже не достигшую (совершеннолетия)» говорит о браке до наступления зрелости, с другой же стороны, выражение «три года и т. д.» показывает, что если нет подходящего жениха, то брак может быть отложен до наступления месячных и даже на долгое время после этого. И когда Ману вскоре за этим предписывает, что тридцатилетний мужчина должен жениться на двенадцатилетней девочке, а двадцатичетырехлетний - на восьмилетней девочке, и немедленно, если дхарма терпит ущерб (1Х,94), вероятно, этот стих может рассматриваться как высказывание в пользу ускорения свадьбы даже с несовершеннолетней девочкой.

Но в более поздние периоды, чем период «Законов Ману», безусловно, предписывались детские браки. Баудхаяна утверждает, что «добродетельному чистому мужу следует отдавать девочку еще незрелую, а если она достигла зрелости, не следует отказывать даже недостойному мужчине». Строгие , относящиеся к браку до наступления зрелости, еще более ужесточились благодаря тому, что их нарушение влекло за собой дурные последствия для тех, кто не выдавал девушку замуж.50) В то время как Ману (IX, 4) лишь порицает отца, не выдающего дочь замуж в надлежащее время, Васиштха утверждает: «Из боязни наступления зрелости пусть отец отдает дочь замуж, пока она еще ходит голая (нагника), 51) поскольку, если она останется в доме после достижения брачного возраста, грех падает на отца» (XVII, 70).

Позднее стали так сильно опасаться брака после наступления зрелости, что смрити предписывали еще более низкий брачный возраст. Они подразделяют девочек, которых можно выдавать замуж, на пять классов: 1) нагника (голая), 2) гаури (восьмилетняя), 3) рохини (девятилетняя), 4) канья (десятилетняя), 5) раджасвала 52) (после десяти лет). Наилучшей невестой считалась нагника.
Некоторые авторитеты дают смехотворные предписания. Например, поздняя интерполяция в «Махабхарате» гласит: «Отец пусть выдает дочь замуж подходящему мужу сразу после рождения. Выдавая дочь замуж в соответствующее время, он обретает религиозную заслугу». По «Брахма-пуране», девушку также следует отдавать замуж еще ребенком: «Отец пусть отдает свою дочь красивому мужу, когда она еще ребенок. А если не отдает, на него падет грех. Любым способом пусть выдает замуж свою дочь в возрасте от четырех до десяти лет. Ее следует отдавать замуж, пока она не знает женской стыдливости и играет в песочек. А если не выдает, отец совершает грех».
Детские браки настолько распространились, что комментаторы, жившие в средние века и в мусульманский период индийской истории, пытались иначе толковать древние тексты, говорящие в пользу брака совершеннолетних. Например, они говорят, что стихи вроде «пусть остается незамужней, если нет подходящего мужа» не повышают брачный возраст, а только подчеркивают, что жених должен быть подходящим. Когда стали распространяться детские браки, с точностью установить нельзя, вероятно, в начале н. э. Сначала они были распространены не во всех слоях индийского общества.

Вначале возраст жениха не понижался с возрастом невесты. Но когда перестала соблюдаться система , брачный возраст юношей понизился. Со временем, чтобы сделать пару подходящей, возраст мальчика был так же понижен, как и возраст девочки. Хотя эти священные правила все более распространялись и наконец стали существенными для ортодоксального брака, по-видимому, браки взрослой пары оставались обычными в течение столетий до средневековья. Иначе было бы трудно объяснить пренебрежение этим обычаем в средневековой драме и эпосе и средневековый раджпутский обычай взрослых браков. Древние индийские авторы медицинских сочинений также признавали, что девушка даже в Индии не достигает полного физического развития до 16 лет. Сушрута (35, 8) говорит: «Мужчина достигает расцвета в 25 лет, а девушка в 16. Мудрый врач должен знать это».53) В другом месте он подтверждает свою точку зрения какими деталями: «Если мужчина, не достигший двадцати пяти лет, сожительствует с девушкой моложе шестнадцати лет, зародыш умирает во чреве, а если ребенок рождается, он долго не живет или будет хилым. Поэтому не следует дозволять сожительство с женщиной слишком юной».

В сегодняшней Индии все прогрессивные люди выступают за взрослые браки и средневековая ортодоксия отходит в прошлое. Правительство Индии также издало закон об ограничении детских браков, чтобы прекратить этот нежелательный обычай.54)

Примечания
43) Свадебный ритуал, конечно, не может не иметь в виду взрослую пару. Впрочем, автор справедливо указывает на то, что снижение брачного возраста стало тенденцией послеведийского периода и главным образом детские браки распространились уже в средневековой Индии.
44) Имеется в виду миф, излагаемый в свадебном гимне «Ригведы» (X, 85).
45) В средневековой Индии в связи с развитием системы детских браков появился обычай повторной свадьбы. Действительной брачной церемонией стала вторая, сокращенная брачная церемония, за которой непосредственно следовал ритуал гарбхадханы. Первая свадьба стала, в сущности, торжественным обручением, хотя и имевшим, с юридической точки зрения, силу брачной церемонии (в частности, если малолетний жених умирал, его «жена» считалась вдовой и не имела права выйти вторично замуж).
46) О развитии детских браков в Индии см.: Jolly J. Beiträge zur indischen Rechtsgeschichte // Zeitschrift der Deutschen Morgenländischen Gesellscnaft. Bd. 46; Bhandarkar R. History of Child-Marriage // Ibid. Bd. 47.
47) Имеется в виду сюжет «Махабхараты», послуживший основой знаменитой драмы Калидасы.
48) Следует, конечно, учитывать и специфику источника. Для любовной лирики и драмы необходимы взрослые герои. Впрочем, даже в период наибольшего распространения детских браков, вовсе не исключены были и браки взрослой пары (кроме, может быть, наиболее ортодоксальных брахманских кругов).
49) О том, что обычай ранних браков, по крайней мере среди части населения Северо-Западной Индии, существовал уже в IV в. до н. э., свидетельствуют сообщения античных писателей, основанные на записках участников похода Александра Македонского в Индию. Не исключено, что помолвка детей была древним обычаем некоторых из племен ариев.
50) П. Тиме в специальной статье доказывает, что обычай детских браков является следствием строгого требования девственности невесты, а последнее связано с представлением о том, что девственность невесты является условием законности брака. Лишь тот, кто первый обладал девушкой, может предъявлять на нее права законного супруга (см.: Thieme P. Jungfrauēngatte, sanskr. kaumārah patih, Homer, kovpiδios Пoσis, lat. Maritus // Thieme P. Kleine Schriften. Wiesbaden, 1971. Bd. I). Поскольку женщина в индийской литературе постоянно отождествляется с полем, известное юридическое определение о том, что поле принадлежит тому, кто вырубил лес, относится и к праву на женщину (этот текст у Ману как раз и находится в контексте брачного права IX, 44). Речь идет, конечно, лишь об идеологической основе обычая детских браков, мы не касаемся сейчас его социальных причин.
51) Возраст нагники обычно определяется примерно в шесть-семь лет. Иногда полагают, что либо термин «нагника» должен иначе пониматься, либо имеется в виду младенческий возраст, поскольку вряд ли до шести-семи лет девочки могли ходить без одежды. Ср., впрочем, сообщение Афанасия Никитина: «Паронки да девчонки ходят нагы до семи лет, а сором не покрыт» (Хождение за три моря Афанасия Никитина. М., Л., 1948. С. 12). По мнению П. Тиме, первоначальное значение нагника - не «голая» в смысле без одежды, а та, у которой еще нет волос на лобке и подмышками, т. е. не достигшая зрелости. В этом случае грихьясутры рекомендуют не детский брак в полном смысле слова, а брак непосредственно перед наступлением зрелости (см.: Thieme P. Kleine Schriften. Wiesbaden, 1971. Bd. I. S. 439).
52) Раджасвала - та, у которой начались месячные.
53) Точка зрения врача, конечно, должна отличаться от подхода авторов текстов о религиозном благочестии - дхарме. Также и эротическая литература говорит о браке взрослой пары, причем муж должен быть не менее чем на три года старше жены (см.: Камасутра, III, 1, 2; Kāmasūtra of Vātsyayana. Bombay, 1970. P. 141; Schmidt R. Kāmasūtra des Vatsyayana. Leipzig, 1910).
54) В настоящее время детские браки в Индии запрещены. Минимальный возраст жениха, установленный законом, - 18 лет, возраст невесты - 16 лет.



Публикации по теме

  • Леди гага в платье из мяса Леди гага в платье из мяса

    Футуристичное платье Гаги напоминает то ли об орбитах далеких планет, то ли о космическом вихре. Очевидно одно: Жанна Агузарова нервно...

  • Игла Игла "Ухошип" для плетения

    Браслеты из натуральных материалов всегда будут актуальными. Эти универсальные аксессуары способны добавить изюминку и дополнить образ как...