Чем мотивировать себя во время учебы. Как заставить себя учиться, если совсем не хочется? Способы самомотивации при обучении

«Не хочу учиться - хочу жениться!» Примерно такие мысли возникают в самый не подходящий момент: перед экзаменами, сдачей диплома, важными лекциями, семинарами. Разум говорит, что знания дают преимущества в жизни, а сознание упорно этому сопротивляется. Находится тысяча причин не выполнять домашнее задание или отложить курсовой проект. Как бороться с этой проблемой? Как мотивировать себя учиться?

Как мотивировать себя на учебу?

Что такое мотивация? Это истинная причина что-либо делать. Желание, которое заставляет людей добиваться целей. Главное условие мотивации - четко поставленная цель, которую можно измерить. Итак, получаем первую рекомендацию:

  1. Поставьте четкую цель.

Никаких обобщений. Только конкретика и сроки. Например: выучить 10 английских слов за неделю; увеличить скорость чтения или слепой печати на 100 символов в минуту в течение месяца.

Разбейте цель на части. Двигаться небольшими шагами проще, чем нахрапом. Работаете над дипломным проектом? Не стоит писать целыми разделами, рассматривайте по одному вопросу за день. Так вы сдадите «дипломку» вовремя, сохраните нервы и силы.

Придумайте систему наград. За достижение главной цели купите что-то дорогое или то, в чем себе отказывали. После выполнения небольших этапов тоже не забывайте наградить себя. Это сохранит и усилит мотивацию для учебы.

  1. Что получите на выходе?

Подумайте, какие преимущества даст тот или иной навык. Какие возможности откроются перед вами? Например, знание английского автоматически увеличит потенциальный доход, позволит путешествовать, а студентам - посещать международные конференции. Парень, который хорошо играет на гитаре, как правило, получает больше внимания от девушек. Чем не причина записаться на курсы?

  1. Что произойдет, если ничего не делать?

Чего лишитесь и что изменится, если не начнете или перестанете учиться? Как минимум все останется так, как прежде. Но есть один существенный недостаток такого поведения. Кто стоит на месте, тот постепенно деградирует.

Человек потратил уйму сил, чтобы поступить на бюджетное обучение. Проучился два курса и решил, что готовиться к экзаменам не обязательно. В итоге в зачетной книжке низкие оценки, а студент слетает со стипендии. Другой пример: бухгалтер перестал освежать профессиональные знания. Как следствие он не смог внедрить новые системы учета и был уволен. Негативная мотивация действует не хуже положительной.

Мотивация учиться в вузе

С общими правилами мотивации закончили. Теперь разберемся, как заставить себя учиться в вузе и сохранять боевой настрой.

Планируйте

Создайте план. Подробно распишите, что, когда и сколько времени будете изучать. Не забудьте о сроках. Очень помогает ежедневник. Каждый вечер планируйте следующий день.

Не делайте все в последний момент. Учиться две недели перед сессией, конечно, весело, но, если выполнять задачу постепенно, освобождается куча времени. Кроме того, чем дальше дедлайн, тем легче запоминать информацию.

Сосредоточьтесь

Как учиться хорошо? Старайтесь не отвлекаться. Отключите телефон, ноутбук, если не нужен. Наденьте удобную одежду, запаситесь едой и питьем. Установите таймер на один час и все это время учитесь. Далее 10 минут отдохните и снова за работу. Таким образом резко повышается эффективность обучения.

Подготовьтесь

Перед тем как готовить домашнее задание или писать курсовую работу, уберите все лишнее с письменного стола. Чтобы не отвлекаться, сразу достаньте необходимые материалы и канцелярские принадлежности.

Место обучения выбирайте тихое и малолюдное. Задания можно выполнять в читальном зале при общежитии или библиотеке. Главное - на время изолироваться от друзей и знакомых.

Не перегружайтесь

Сильный стресс серьезно расшатывает нервы, из-за чего падает эффективность обучения. Кроме того, переутомление - это верный путь к болезни. Чтобы избежать проблем, соблюдайте режим учебы и отдыха. Кому-то проще делать уроки сразу после учебных занятий, другие лучше справляются с утра. Выберите, что удобнее для вас, и всегда придерживайтесь расписания.

Что такое мотивация в психологии? Это побуждение чего-либо добиваться или выполнять какие-либо действия. Какой у вас интерес получать знания? Какие преимущества дадут новые навыки? Честно ответьте на эти вопросы, и вас будет не остановить.

Дата публикации: 08.08.2016

Вопрос «как не бросить начатое на полпути» волнует многих людей. Мы хотим изучить что-то новое, выработать в себе хорошие привычки, повысить квалификацию, освоить современные принципы работы. Но каждый раз наступаем на одни и те же грабли: устаем, начинаем скучать, не находим время на обучение и бросаем начатое.

Отсутствие мотивации - главная проблема в обучении. Когда человек не до конца осознает, зачем ему это нужно, он теряет интерес к учебе. Как правило, мотивация испаряется с появлением первых трудностей. Мы привыкли себя оправдывать: «раньше же я без этого жил, обойдусь…», затем подключается лень и формируется устойчивое нежелание учиться.

Хорошо, если в детстве родители смогли научить «не сдаваться», и человек обладает силой воли, способен сам себя заставить и подтолкнуть к обучению. А если нет, то сохранить заинтересованность в учебе бывает очень трудно.

Мотивация с научной точки зрения

А что вообще означает термин «мотивация»? Это слово образовано от латинского «двигать» («movere»). По сути, это то, что толкает нас вперед, стимулирует к выполнению поставленной задачи.

Мотивированный человек без проблем достигает интеллектуальных, творческих и спортивных успехов. Четко осознает, для чего он это делает, и какая награда ждет его впереди.

Мотивация к обучению запрограммирована в каждом человеке от природы, иначе мы бы даже не научились ходить и говорить. С получением новых знаний или навыков происходит выплеск гормонов счастья. Человек радуется собственным успехам, что еще больше стимулирует его двигаться вперед.

Но мотивация - штука непростая. С ней нужно знать меру: дозировку следует поддерживать на таком уровне, чтобы тяга к учебе не пропала, но и не превратилась в одержимость.

Как мотивировать себя учиться?

К сожалению, универсального рецепта нет. Осознавая необходимость в мотивации, каждый человек ищет собственные пути ее сохранения или усиления. Отодвинув в сторонку скуку и усталость, можно увидеть множество возможностей мотивировать себя.

Рассмотрим шесть основных способов поддержания мотивации:

  1. Конкретика . Поставленная цель не должна быть призрачной. Возьмите бумагу и напишите, чего вы хотите достичь. Используйте количественные обозначения и точные определения. Это поможет отследить свои достижения спустя время. К примеру, цель «хочу выучить английский язык» - не конкретна, ее легко отодвигать на потом, а вот «поступить в июле на 64-часовые курсы английского языка для начинающих » - это конкретика, от которой сложнее отвертеться.
  2. Всегда помните первопричину своей цели . Когда возникают сложности, напоминайте себе для чего вы обучаетесь. Добавьте к цели перечень причин, по которым вы хотите ее достичь. Не бойтесь быть банальным, пишите все: чтобы стать умнее и иметь возможность, не кривя душой, писать в резюме «владею английским», получить повышение, произвести впечатление на девушку, свободно общаться в поездках, смотреть фильмы в оригинале и т. д. Список должен иметь максимальный охват.
  3. Вместе веселее ! Если сложно приступить к обучению самому, ищите партнеров. Заниматься совместно веселее, к тому же соревновательный инстинкт выступит дополнительным стимулом к работе, да и бросить друзей будет неудобно.
  4. Найдите пример для подражания . Взрослые - это большие дети. Как в детстве нам хотелось быть похожим на старшего брата, кинозвезду или любимого спортсмена, так и во взрослом возрасте хороший пример вдохновляет.
  5. Разделяй и властвуй! Дробите главную цель на маленькие и обязательно достигайте их. Это подарит чувство выполненного долга и позволит постоянно видеть движение вперед.
  6. Не забывайте про позитив . Добавьте к своим ежедневным шагам к цели немного веселья, хвалите и поощряйте себя за маленькие достижения, это поможет учебе не превратиться в тяжкие обязательства и избавит от стресса.

Наслаждайтесь возможностью постоянного роста и

Сегодня все чаще встречаются различные статьи на тему мотивации детей к учебе. Необходимость «вложить» в своего ребенка как можно больше знаний, навыков и умений продиктована сегодняшним жизненным темпом. Однако, о необходимости учиться чему-то новому, должны задумываться сами взрослые. Что же заставляет нас открыть книгу и прочесть что-то или пойти на какие-то курсы?

В первую очередь, конечно, хорошая мотивация. Это та сила, которая является стимулом для удовлетворения определенных потребностей. Перед любым человеком, вне зависимости от его возраста, должна быть поставлена конкретная цель. Каждое усилие должно быт оправдано.

Главный вопрос, который ставит перед собой человек, прилагающий определенные усилия к получению новых знаний, «зачем мне это нужно?». Стать успешным человеком, знающим себе цену, уважаемым, и, в некоторой степени исключительным, неплохая цель для того, чтобы, наконец, поднять себя с дивана и начать приобретать какие-то новые знания.

Сегодня, в век стремительного развития технологий, это особенно актуально. Взять, к примеру, людей старшего поколения. Все новые электронные приспособления, оборудование, программное обеспечение, как правило, приводят их в ужас. Поэтому всегда нужно быть готовым к восприятию новых знаний и получению новых навыков. Ведь без мобильных телефонов, компьютеров, современной бытовой техники жизнь станет уже просто невозможной.

Но в каждом возрасте свои потребности, поэтому в зависимости от их удовлетворения, меняется мотивация к получению знаний. Эту теорию еще в середине 20 века подтвердил психолог из Калифорнии А. Маслоу .

Пирамида потребностей А. Маслоу

В начале своей жизни человек приобретает элементарные навыки для удовлетворения своих физиологических потребностей. Ребенок учится ходить, самостоятельно есть, говорить. Потом появляется необходимость чувствовать себя полноценным членом общества, быть любимым. Для этого человек начинает приобретать все новые и новые знания . Таким образом, он приходит к развитию собственной личности и реализовывает свои цели.

В большинстве случаев взрослые люди очень мало учатся. Это связано с тем, что многие долгое время работают, и, увы, не всегда на любимой работе. Но выбор уже сделан и человек подстраивается под обстоятельства, загоняя себя тем самым в очень жесткие рамки, вырваться из которых ему не представляется возможным.

Хотя на самом деле достаточно только захотеть и перед человеком любого возраста могут открыться новые горизонты. А одним из главных преимуществ обучения в зрелом возрасте является возможность выбора интересующего предмета. Нет обязательных уроков, изнуряющих контрольных с экзаменами. Можно изучать только конкретную интересующую отрасль науки.

Человек живет только для того, чтобы учиться, а чему он учится - хорошему или плохому - зависит лишь от его природы и от его судьбы.

Если ты дашь человеку рыбу, ты накормишь его только один раз. Если ты научишь его ловить рыбу, он всегда сможет себя прокормить.

Что может мотивировать человека к изучению нового?

Подтолкнуть взрослого человека к получению новых знаний и навыков могут различные стимулы. Вот некоторые из них:

  1. Человек видит перед собой цель . Он понимает, что в получении новой информации есть определенный смысл. Это может касаться не только работы. Приобретение новых знаний важно в быту, при общении с друзьями. Очень важно это и для общения с детьми. Ведь всегда хочется идти в ногу со временем и общаться со своим ребенком «на одном языке».
  2. Возможность стать еще более самостоятельным . Это приводит в дальнейшем к правильной самореализации.
  3. Конкретное применение знаний . Ведь если человек выучит, скажем, названия и численность всех городов и населенных пунктов определенной области, то без применения эти знания будут ему просто не нужны, и он потратит время. Если же он планирует стать руководителем компании, занимающейся рекламой, то эти знания помогут ему быстро взаимодействовать с сотрудниками филиалов в других городах, а также правильно строить стратегию развития предприятия. Безусловно, это в будущем может принести определенную прибыль.

Учиться никогда не поздно – это доказано столетиями. Человек может найти себе применение и в 25, и 45 и даже в 65 лет. Главное, его деятельность должна приносить в первую очередь моральное удовольствие, а вместе с ним будет и материальное.

>

И, если для занятия любимым делом, не хватает немного знаний – их всегда можно получить самостоятельно или на каких-то курсах. Это позволит чувствовать себя намного моложе и современнее.

Человек, постоянно занимающийся умственным трудом, саморазвитием, читающий большое количество книг намного лучше выглядит в преклонном возрасте. С ним интересно общаться – ведь помимо накопленного жизненного опыта, он обладает огромным количеством разнообразной информации.

И, самое главное, учеба является отличным способом устранения депрессии . Если получение новых знаний приносит удовольствие, то настроение сразу повышается. А это залог успеха в дальнейшей деятельности и личной жизни.

Многим из нас, вставшим на путь познания, а особенно школьникам и студентам, не впервой сталкиваться с необходимостью мотивации себя к обучению. Причин тому множество. С неохотой мы усаживаемся за стол и открываем учебник, и без особого энтузиазма приступаем к чтению. Заставляем себя думать, но мысли уходят в сторону. Преодолеваем желание повеселиться, чтобы, наконец, взяться за учёбу, но не всегда получается. Только учиться то всё равно нужно. Вот и приходится искать эффективные способы мотивации в книгах и на интернет сайтах. Кстати, некоторые из методов мотивации к обучению перечислены в этой статье, может, среди них вы найдёте что искали?

Объявление:


Как мотивировать себя на обучение:

1. Развивайте интерес к изучаемым предметам. Трудно приступить к занятиям, если вам не интересен изучаемый предмет. Но как быть, если неинтересный предмет вам просто необходимо изучить? В таком случае вам нужно развить к нему интерес или, по крайней мере, обосновать себе необходимость его изучения. Развить интерес вы можете, проявляя естественное любопытство. Используйте своё воображение и проникните вглубь изучаемого предмета, постарайтесь понять его основную суть, изучите несколько фактов из истории, прочтите о современных исследованиях в этой области, узнайте, как вы можете применить полученные знания в своей жизни.

2. Составьте расписание для учёбы. Старайтесь заниматься обучением регулярно, примерно в одно и то же время дня. Это настроит внутренние часы вашего организма и поспособствует активизации ваших внутренних ресурсов к назначенному времени. Будет полезным создание для своего обучения расписания. Повесьте его на видном месте у вас дома ради психологической подготовки. Проходя мимо и обращая внимание на своё расписание, вы будете напоминать себе, когда вам следует взяться за учёбу и сколько времени у вас осталось на другие дела.

3. Посвятите работе несколько минут. Вы испытываете дискомфорт от необходимости начать изучение заданных предметов? Одна только мысль о том, что вам придётся делать это в течение нескольких следующих часов, вызывает неприятные чувства? В таком случае задайтесь целью посвятить учёбе несколько минут, не час, не два, а десять – пятнадцать минут эффективной работы. Садитесь за стол и приступайте к обучению. Если приём сработает, вы забудете о дискомфорте и продолжите учиться сверх установленного времени.

4. Останавливайтесь на самом интересном. Прерывая обучение на короткое время, или же завершая его на текущий день, старайтесь останавливаться на самом интересном и простом для понимания месте. Ваша мотивация и интерес к обучению станет хоть немного, но выше, а внутреннее сопротивление ниже. Так, не исключено, что вас будет сопровождать стойкое желание вновь вернуться к тому, на чём вы остановились. Вспомните, с каким нетерпением вы ждёте продолжения любимого сериала, в конце каждого эпизода которого показывают самые интересные моменты. С обучением вы вполне можете совершить подобный трюк.

5. Устраните отвлекающие факторы. Если вы хотите мотивировать себя на обучение, вам необходимо устранить из своей жизни как можно больше вещей, которые вас отвлекают. Притом это касается не только вашего окружения, но и ваших мыслей. Так, основные усилия по устранению отвлекающих факторов, вам необходимо направить внутрь себя – как следует разобраться со своей жизнью. Чего вы хотите? Что в своей жизни вы считаете самым важным? Что вам мешает двигаться и отвлекает вас от основной цели? Устраните из своих убеждений любые противоречия, очистите свой разум от ненужных вещей и добавьте больше ясности в свою жизнь. Это поможет вам мотивировать себя не только на обучение, но и на достижение других ваших целей.

6. Создайте благоприятную для учёбы обстановку. Место, в котором вам приходится учиться, может оказывать значительное влияние на вашу мотивацию, поэтому вам необходимо уделять его организации особое внимание. Позаботьтесь о том, чтобы освещение было достаточным, комната проветривалась, но без сквозняков, а температура в комнате комфортной. Уберите всё лишнее со своего стола, и оставьте на нём только то, с чем вы намерены работать. Соблюдайте порядок за своим столом и вокруг своего стола, чтобы в поле вашего зрения не было отвлекающих предметов. Предупредите своих домочадцев, чтобы вас не беспокоили во время вашего обучения. Чтобы увеличить эффективность и мотивацию к обучению, старайтесь не менять место для своего обучения.

7. Войдите в мотивированное состояние. Уделите себе несколько минут на подготовку к обучению. Выключите музыку, сядьте в удобное кресло, освободите свой разум от посторонних мыслей путём слежения за своим дыханием. Дышите глубоко и ровно. Повторяйте аффирмации: «Я совершенно спокоен и сосредоточен» и «Мой разум очищается от посторонних мыслей» или другие аффирмации, на свой выбор. Визуализируйте, как вы сидите за столом, с интересом приступаете к обучению. Можете попробовать и другие методы вхождения в мотивированное состояние, например, громкое и ясное повторение воодушевляющих слов, а также техники НЛП: якорение и субмодальности.

8. Вознаграждайте себя. Назначьте себе вознаграждение за выполнение задания. Незначительные вознаграждения за хорошую работу, совершённую за сегодня, что-то более ценное за большие периоды времени эффективного обучения: за неделю, месяц, год и так далее. Будьте строги к себе, например, за невыполнение задания за сегодняшний день используйте наказание в виде лишения вознаграждения за неделю. Вознаграждением может быть что угодно. Незначительное вознаграждение может включать: просмотр интересного фильма, шоколад или кусочек торта, мороженное, возможность погулять и пообщаться с друзьями. Более ценное вознаграждение: посещение кинотеатра, клуба или вечеринки. За достижение долгосрочных целей: путешествие, новый компьютер, велосипед или автомобиль. Не позволяйте себе расслабляться в неположенное время, но и не перегружайте себе работой.

На первый взгляд всё банально и просто: развить интерес, составить расписание, организовать пространство и начать учиться. Просто – да, банально – смотря как посмотреть. Конечно, нельзя исключать, что вы это уже видели. Тогда вопрос: что вы рассчитывали здесь найти? Перечисленных методов вполне достаточно, чтобы начать учиться с большим интересом, просто их нужно применять, и применять на регулярной основе. Мотивация к обучению требует усилий и времени. А если вам нужна мотивация для применения методов мотивации к обучению, тогда вам следует поискать ещё. Всего вам наилучшего!

Никто не сомневается в важности образования. Но обычно этого недостаточно, чтобы выделять на него необходимое время и силы – ведь всегда есть куда их потратить с большим удовольствием. Как себя мотивировать на учёбу и получать от неё больше радости?

Определить, зачем это нужно

Проще идти на какие-то жертвы, когда понятно зачем. Главных целей может быть много: поступление в престижный вуз, работа за границей, достойная зарплата, возможность заниматься любимым делом. Если хочешь быть востребованным юристом понадобится выучить все нюансы кодексов, исторические судебные прецеденты разных стран, варианты защиты.

Для работы за границей нужно хорошо знать английский. А стоматологу, чтобы получать восторженные отзывы, понадобится изучить название всех костей, расположение нервов, а заодно следить за новинками в сфере протезирования и анестезии. Для спасения невиновного из СИЗО и создания идеальных виниров не поможет купленный диплом: по-настоящему хороший специалист должен разбираться в своём деле.

А если речь идёт о предметах в школе, которые, как кажется, совершенно не нужны? Например, зачем врачу геометрия, или веб-дизайнеру - математика? Во-первых, не стоит быть абсолютно уверенным, что все планы осуществятся. Кто-то, мечтая стать врачом, через время обнаруживает себя в сфере бизнеса, и наоборот. У жизни своё чувство юмора и здоровая доля предусмотрительности поможет не совсем уж забрасывать «ненужные» предметы.

Во-вторых, интеллект можно сравнить с мышцами - чтобы он хорошо работал, ему необходимы тренировки. Поэтому просчитывая очередной десяток ненужных логарифмов можно подумать о том, что это хорошее упражнение для мозга. А умение долго и терпеливо делать то, что не очень нравится однозначно пригодится в будущем.

Организованность и посильные цели

Легко понять мысль о ненависти к учёбе, когда она приходит в ночь перед экзаменом, а объём изучаемого материала ещё чуть меньше Гарвардской библиотеки. Некоторые учащиеся намеренно устраивают себе аврал, который якобы их стимулирует на подвиги. Однако психологи советуют не создавать для себя дополнительный стресс - это мешает общему процессу. Да и не получится испытать радости от сдачи экзамена, если едва держишься на ногах. Правильно было бы создать для себя график и делить большие объёмы материала на 2-3 вечера.

Чтобы организованность помогла, нужно правильно оценивать свои силы. Это касается не только авралов, но и жалости к себе и отвлечений. Например, в планах каждый вечер учить по пять вопросов, чтобы не было перегрузки. И именно в этот момент появляется симпатичный однокурсник или очаровательная одногруппница, а ещё друзья-подруги зовут. Понадобится сила воли, чтобы придерживаться заранее намеченных планов.

Отвлечения всегда найдутся. Поэтому правильным будет отключить телефон и поставить рядом чай и пару бутербродов - ибо даже зайдя на кухню в поисках съестного можно через полчаса обнаружить себя листающим каналы в поисках какой-нибудь комедии.

Создавать поощрение

Организованность не означает, что нужно в одиночестве умереть с пособием по квантовой физике вместо надгробия. После каждой промежуточной цели нужно создавать себе поощрение. Например, выучить эти несчастные пять вопросов, а потом пойти к друзьям или на свидание, купить мороженое или позвонить подруге.

Интересен факт, что чередование физических нагрузок с умственными благоприятно сказывается на работе мозга. Поэтому спорт в приятном его проявлении - например, пробежка в парке или плавание будет самым лучшим поощрением.

Зная, что не за горизонтом что-то приятное, проще преодолевать горы параграфов. А достигая небольших целей можно незаметно прийти к чему-то большему.

Правильный круг общения

В том, как себя мотивировать на учёбу едва ли не важнейший фактор - правильно подобрать окружение. Люди так устроены, что перенимают от близких даже то, что не нравится. Особенно это касается недостатков, например, халатного отношения к учёбе. Если друзья начинают смеяться, услышав о домашнем задании или с готовностью забросят его ради ерунды, они будут ожидать того же и от своего окружения.

И наоборот, в кругу людей, которые учатся жить по графику, ставят перед собой цели и достигают их легче стать организованным. Такие друзья поймут трудности, которые бывают у тех, кто серьёзно относится к своим делам и смогут поддержать, когда надо. Да и найти необходимый конспект можно только у добросовестного студента.

Изучать жизнь успешных людей

Умный человек учится на ошибках других, а мудрый - на успехах. Поэтому полезно будет больше узнать о людях, которые добились успеха путём усердного труда, особенно если речь идёт о ком-то, кто работал в этой же сфере.

Во-первых, это покажет, что успеха достичь реально, такие примеры вдохновляют на подвиги. Во-вторых, подметить что-то для себя в том, как человек организовывал себя или какие методики исследований использовал.

Нескучные конспекты

Ещё один лайфхак, который поможет захотеть учиться - нескучные конспекты. Записывая лекции делать зарисовки по темам, выделять запоминающиеся мысли, фразочки лектора. Есть даже книги о том, как разнообразить и сделать интересными конспекты.

Это полезно по двум причинам:

Комфортные условия

Легко возненавидеть учёбу, когда торопливо пишешь огрызком ручки в тетради с тусклой желтовато-серой бумагой. Поэтому ещё одна деталь, которая играет важную роль в мотивации — условия для занятий. Это значит подобрать такие канцтовары, чтобы их хотелось брать в руки, чтобы они радовали глаз и были удобными. То же касается рабочего места: удобный стол и стул, хорошее освещение и всё необходимое под рукой.

То же касается и одежды. Дома, в школе и универе она должна быть прежде всего удобной: никакого сдавливающего ремня, чрезмерно узкой юбки или постоянно сползающих штанов - ничего, что будет мешать и отвлекать.

И последнее - иногда чтобы захотеть, нужно просто начать. Учёба приносит пользу, а учиться лучше с удовольствием, чем без него.

Евгения, г. Обнинск



Публикации по теме