Что делать ребенок не ходит. Если малыш боится ходить: советы родителям

Первые попытки встать на ножки и сделать несколько шагов большинство детей делают до года, но уверенно ходить у них получается не сразу, а лишь спустя несколько месяцев. С этого момента у ребенка начинается новый этап активного познания. Теперь его жизненное пространство не ограничивается площадью кроватки и манежа, а заметно возрастает, а вместе с ним развивается детская любознательность и, как следствие, количество ушибов, ссадин, синяков и прочих травм. В этот период родителям нужно особенно тщательно позаботиться о безопасности ребенка. Во-первых, убрать подальше и повыше все то, что может представлять потенциальную опасность (лекарства, ядовитые и воспламеняющиеся вещества, острые, режущие и колющие предметы). Во-вторых, необходимо подготовиться морально к тому, что ребенок будет грызть, сосать и глотать все, что попадется ему под руку, потому что рот для него - пока еще самый главный инструмент исследования мира.

Переубедить малыша в обратном путем наказания или порицания невозможно. Нужно научить его пользоваться различными предметами.

Когда дети начинают ходить

То, насколько рано или поздно ребенок начал ходить - никак не влияет на дальнейшее физическое и умственное развитие. Это обстоятельство определяется лишь индивидуальными особенностями организма. Обычно без стимуляции (ходунки) малыш делает первые шаги в периоде с 9 до 15 месяцев. Хотя известны случаи, когда дети начинали ходить в полгода, а некоторые, напротив, решаются на это только после полутора лет.

Почему ребенок не ходит

Если у годовалого малыша нет какой-либо врожденной патологии, и он еще не начал делать первые шаги, на это могут быть следующие причины:

  • Генетическая предрасположенность. Часть раннее или позднее освоение ходьбы передается по наследству;
  • Плохое несбалансированное питание;
  • Отсутствие стимулирующего окружения - ни в коем случае нельзя насильно принуждать ребенка вставать на ноги - эффект, как правило, бывает прямо противоположный;
  • Негативный опыт в недавнем прошлом - например, если малыш при попытке сделать шаг сильно упал и ушибся;
  • Слишком долгое пребывание в любом замкнутом пространстве (в манеже);
  • Использование ходунков - иногда дети, привыкшие передвигаться с помощью этого предмета, боятся самостоятельно ходить, чувствуя неуверенность.

Нужны ли ходунки

Большинство педиатров высказывают негативное мнение по поводу ходунков. Они аргументирует его тем, что ребенок начинает ходить тогда, когда у него подготовлены мышцы, а стимуляция приводит лишь к тому, что кости не выдерживают огромных нагрузок, результатом являются различные патологии, в том числе искривление ног. К тому же чем больше у ребенка до года двигаются мышцы, больше самостоятельных движений и больше он пытается узнать через собственный опыт, тем лучше он развивается, в том числе и умственно. Однако если дозировать использование ходунков (не больше получаса в день), то никакого пагубного воздействия они не окажут. Единственное - нельзя оставлять малыша в ходунках одного - большое количество травм у детей до года связано с использованием этого предмета.

Проблема кривых ножек

Большинство детей в раннем возрасте имеют кривые ноги (чаще всего "колесом" либо "иксом"). Как правило, в этом нет патологии, и через определенное время кривизна сама собой пропадает. Тем не менее, визиты к ортопеду должны быть регулярными, чтобы он смог прописать соответствующие процедуры (массаж, прогревание, витамин D) и проконсультировать насчет нагрузок и специальной обуви.

Босиком или в ботинках?

После того как ребенок встал на ноги - ему необходима ортопедическая обувь для правильного формирования стопы. Единственное условия - она должна быть качественной и подобрана под детскую ножку.

Ходьба босиком является полезной процедурой в лечебных целях, она является сродни мануальной терапии, т.к. на стопе имеется огромное количество нервных окончаний, отвечающих практически за все внутренние органы. Ходить рекомендуют по скошенной траве или некрупной гальке, но ограниченное время.

Многие мамы и бабушки убеждены, что к возрасту одного года ребенок обязательно должен научиться ходить.

А если этого не происходит, начинают переживать и донимать расспросами педиатра.

На самом деле не все малыши успевают сделать первые шаги до своего первого дня рождения. И не всегда это является поводом для беспокойства.

Конечно, у каждого малыша свои способности, интересы и свой темп развития. И ходить он научится тогда, когда будет готов.

Не нужно беспокоиться, если сын или дочка топчутся на месте, держась за мамину руку, когда их ровесники уже вовсю топают.

Главное, чтобы физическое развитие ребенка не останавливалось: чтобы научившись , он учился или стоять, затем – ходить с поддержкой, с опорой и т. д.

Если у ребенка нет проблем со здоровьем, к полутора годам он сделает свои первые шаги, каким бы лентяем или тихоней ни был.

Первые попытки принять вертикальное положение и сделать пару шагов должны произойти не позже одного года и трех месяцев. Если в этом возрасте ребенок не хочет или не может стоять и ходить, родителям следует обратить на это внимание.

Почему ребенок не ходит в год?

Многие малыши откладывают первые шаги в долгий ящик из-за того, что психологически не готовы ходить.

Возможно, у ребенка уже есть печальный опыт, когда он попытался сделать несколько шагов и упал.

Страх новых падений может некоторое время преследовать кроху.

Другие детишки физически не готовы начать ходить в этом возрасте. Возможно, недостаточно окрепли мышцы, поэтому малыш не уверен в своих силах. Полненьким медлительным детям требуется на это больше времени, чем их худеньким шустрым сверстникам.

А кому-то просто удобно перемещаться ползком, и другие способы передвижения его пока не интересуют. Поэтому малыш не обращает внимания на новые возможности своего организма. Он может становиться на ножки, держась за мебель, может даже топать с поддержкой, но когда ему захочется куда-нибудь переместиться, он выбирает старый проверенный способ. В этом нет ничего страшного, со временем он оценит всю прелесть ходьбы.

Обращаться к врачу следует только тогда, когда у ребенка в этом возрасте отсутствует любая физическая активность. Если он не умеет ползать, не может устоять на ножках, не пытается сесть. Это говорит о наличии проблем со здоровьем.

Причин у такой задержки может быть несколько.

  • Гипоксия плода во время беременности, которая влечет за собой поражение клеток головного мозга. Независимо от степени тяжести гипоксия вызывает отставание в развитии ребенка. При постановке подобного диагноза родители должны быть готовы приложить максимум усилий для лечения и развития своего малыша.
  • Недоразвитие опорно-двигательного аппарата из-за неправильного питания или малоподвижного образа жизни малыша.
  • Слабый тонус мышц, вызванный неправильным питанием, нарушением кровообращения. Также гипотонус может быть следствием гипоксии плода.

Врач-педиатр Евгений Олегович Комаровский утверждает, что ребенок, который может самостоятельно стоять без какой-либо опоры, ходить, держась за руку взрослого, совершенно здоров. В этом случае ни об ортопедических, ни о неврологических проблемах не может быть и речи.

Как помочь ребенку?

Однако даже здоровому малышу не помешает помощь взрослых. Главное, чтобы она была правильной и своевременной.

Для подготовки опорно-двигательного аппарата медики рекомендуют с самого раннего возраста тренировать и укреплять мышцы спины.

Лучшие упражнения для этого: выкладывание на животик и ползание.

Большинство малышей предпочитает играть именно лежа на животе. А для того, чтобы расшевелить маленьких лежебок, можно прибегнуть к хитрости. Если на небольшом расстоянии от ребенка положить его любимую игрушку или новый интересный предмет, он обязательно захочет подобраться поближе и сразу отправится в путь. Постепенно расстояние можно увеличивать. А конечной точкой маршрута может быть и кто-то из взрослых.

Подготовка

Хорошей подготовкой к обучению ходьбе является специальная и . Какие упражнения подойдут для самых маленьких?

С первых недель жизни младенец должен проводить на животике 10 минут в день – сразу или в сумме за весь день. Это отличная тренировка для мышц спины и шеи.

В возрасте двух-четырех месяцев детишки начинают со спины на животик.

Задача родителей – поощрять эти перевороты с первых попыток. Сначала можно показывать малышу, а затем ставить рядом с ним игрушку, которая будет вызывать у него желание перевернуться.

Когда ребенок немного подрастет и будет способен , следует показать ему, как это сделать. Для этого нужно, взяв малыша за одну ножку, осторожно перекатить его на животик. Маленькие дети очень быстро запоминают новые движения, и уже через несколько дней начинают радовать родителей первыми самостоятельными переворотами. Это упражнение способствует укреплению мышц рук, ног, спины и шеи.

В четырехмесячном возрасте ребенок начинает двигаться более активно: переворачивается, ползает, . В этот период он тоже нуждается в помощи взрослых. Насильно . Обкладывать подушками тоже. А вот подать крохе руки и дать ему возможность самому присесть на несколько секунд, держась за них – очень полезное упражнение. Кроме нового умения дети в этом возрасте оттачивают и навык переворотов. Эти движения помогают укрепить мышцы крохи и развить координацию.

Для малышей шести-десяти месяцев от роду, которые учатся ползать, полезно будет путешествие по комнате. На полу можно расставить игрушки и позволить ребенку «курсировать» между ними. Малыша постарше можно водить по комнате, поддерживая подмышки или за ручки.

У будущего бегуна должны быть крепкие ноги, поэтому начиная с возраста семи месяцев следует уделять особое внимание их тренировке. Для этого следует поощрять попытки встать на ноги, помогать ребенку прыгать, учить его сгибать ноги в коленях.

В подготовке к первому шагу будет полезен и специальный массаж.

  • Выложив малыша на спинку, поглаживать, растирать и разминать внутренние поверхности его голени и стопы.
  • Сгибать и разгибать ножку в голеностопном суставе, поддерживая стопу рукой.
  • Дотрагиваться подошвами ног друг о друга, сгибая ноги в голеностопных суставах.
  • Придерживая голень, вращать стопу в голеностопном суставе по часовой стрелке и против нее.

Каждый элемент следует выполнять 4-6 раз, весь комплекс должен повторяться 2-3 раза в день и занимать 5 минут.

Благотворно влияет на укрепление стопы ходьба с поддержкой по различным поверхностям, таким, как коврики разной фактуры, деревянный пол, мягкая трава. Также можно насыпать в таз или коробку песка и поставить туда малыша. Чтобы он мог пошлепать ножками по воде, можно застелить дно ванны резиновым ковриком и налить туда немного теплой воды. Кроха с удовольствием прогуляется по такой комнатной луже при помощи взрослых.

С 10 месяцев ребенок уже может выполнять более сложные упражнения:

  • удерживать карандаш пальчиками ног;
  • вставать на наружные края стоп;
  • вставать на носочки (например, чтобы дотянуться до игрушки).

Учим ребенка ходить самостоятельно

Прежде чем начать учить малыша ходить, нужно оценить, готов ли организм ребенка к покорению новой спортивной вершины.

Ранняя ходьба может стать причиной плоскостопия и повреждения суставов.

Когда малыш уже уверенно стоит на ногах, кроме путешествий по комнате с поддержкой можно предложить ему игрушку для толкания.

Коляски для кукол, машинки с высокими удобными ручками и другие «каталочки» и обеспечат малышу поддержку и пробудят интерес к движению.

Для игр и прогулок следует выбирать интересные места, где ребенку захочется все рассмотреть, до всего дотянуться и дотронуться.

При выборе первой обуви для будущего пешехода следует руководствоваться некоторыми правилами.

рекомендуется примерять и покупать во второй половине дня, когда стопа немного больше, чем утром. Во время примерки в новой обуви следует немного постоять, походить, чтобы убедиться, что обновка не жмет. Если после этого на ножках появляются красные пятна, то следует подобрать обувь побольше. Обувь для малышей должна иметь высокую твердую пятку, упругую подошву, супинатор, надежную защелку.

Есть еще одно золотое правило общения с детьми. Ни в коем случае нельзя сравнивать своего ребенка с другими. Потому что, как известно, каждый малыш индивидуален и развивается в своем, удобном именно ему, темпе. Сравнивать малыша можно только с самим собой, приводя в пример успехи, достигнутые им в разное время.

Первые шаги ребенка – это настоящий праздник для всей семьи. И чтобы этот праздник оставил только хорошие воспоминания, не стоит торопить события и стремиться опередить в развитии всех ровесников малыша.

Каждый новый успех малыша – это огромное событие для его родных: вот он уже переворачивается, садится, начинает ползать. Но когда в каких-то моментах ребенок развивается немного не по плану, то его близкие начинают сильно переживать по данному поводу.

Так, в жизни каждого родителя важным и в тоже время очень волнительным является момент, когда его кроха делает . И поэтому, если малышу больше года, но он не ходит, то данная тема автоматически становится темой номер один чуть ли не ежедневного семейного совета. Почему же ребенок все-таки не спешит осваивать самостоятельное хождение, как ему помочь и стоит ли вмешиваться в этот процесс?

Во сколько месяцев ребенок должен уже ходить?

При нормальных условиях и отсутствии каких-либо заболеваний дети, как правило, всегда полностью осваивают ходьбу к восемнадцати месяцам. По мнению врачей, нормой является, если ребенок начал ходить в период с 9 месяцев до полутора лет.

На то, как рано малыш начнет ходить, влияет несколько факторов, основные из которых:

  1. Предрасположенность на генетическом уровне . Если хотя бы один из родителей начал делать первые шаги достаточно поздно, то малыш с большой долей вероятности пойдет примерно в те же сроки.
  2. Телосложение. Как показывает практика, худенькие малыши несколько раньше начинают ходить, чем их упитанные сверстники.
  3. Пол. Девочки обычно во многом более ранние, чем мальчики, и ходьба не исключение.
  4. Особенности характера. Есть детки-непоседы, которые спешат исследовать окружающий их мир, а есть малыши, которые предпочитают больше созерцать, выжидать более подходящего момента. Они не торопятся осваивать что-то новое, и, в частности, самостоятельную ходьбу.

Почему дети в год-полтора отказываются ходить самостоятельно без помощи рук?

По мнению специалистов, на то, что ребенок отказывается самостоятельно ходить и не отпускает руку родителя, могут быть причины, как психологического, так и физиологического происхождения.

К основным психологическим факторам относятся:

Достаточно редко, но все же встречаются и физиологические факторы, способствующие более позднему появлению самостоятельных шагов малыша:

  1. Проблемы с моторным развитием , мышечная дистония и прочие подобные недуги. Это достаточно серьезный фактор, при наличии которого происходит задержка не только освоения самостоятельной ходьбы ребенком, но и других двигательных навыков.
  2. Мышечный корсет малыша еще недостаточно укреплен . Довольно часто встречается ситуация, когда мышцы ног и позвоночника ребенка к годовалому возрасту еще не успевают подготовиться к сильным нагрузкам, которые неизбежны при ходьбе. Когда малыш на интуитивном уровне почувствует уверенность в своем теле – он пойдет. В этом случае как нельзя кстати известная фраза: «Всему свое время».

Это основные причины нежелания ходить, которые выделяют специалисты. Однако не стоит забывать, что каждый ребенок индивидуален и имеет право на свой собственный график развития. Так, даже в одной семье дети могут начать ходить в совершенно разное время.

Что же касается тех деток, которые минуют стадию ползания и сразу начинают ходить, психологи рекомендуют родителям все-таки постараться в игровой форме научить своих малышей ползать. Ведь согласно исследованиям, проведенным специалистами в области нейропсихологии, длительное ползание имеет несколько положительных последствий:

  • у «ползающих» деток более гармонично развиваются полушария мозга;
  • в будущем такие детки добиваются больших успехов в учебе и хорошо осваивают точные науки.

Кроме того, активное ползание благоприятно влияет на развитие спинных мышц малыша.

Что не следует делать при отказе ребенка ходить самостоятельно

Довольно часто родители, сильно переживая из-за отсутствия самостоятельной ходьбы ребенка, и при этом не зная, как и что требуется делать в такой ситуации, допускают много ошибок, которые еще больше отбивают у малыша какое-либо желание ходить.

А ведь мама и папа – это самые важные люди для малыша, и без их поддержки и помощи ему намного тяжелее осваивать новые навыки.

Поэтому в ситуации, когда ребенок после года не ходит самостоятельно, родителям не следует допускать следующих ошибок:

Как помочь ребенку, который отказывается ходить самостоятельно?

Правило №1. Способствуйте нормальному физическому развитию вашего малыша. То есть утренняя зарядка и активные игры должны быть неотъемлемой частью дневного режима вашего ребенка. Регулярная физическая активность помогает укрепить мышцы, а внимание и забота родителей придают сил и уверенности крохе. Специалисты отмечают, что целебным воздействием на способность ходить обладает массаж, при этом его могут проводить, как профессионалы, так и родители самостоятельно. Интенсивные, но при этом достаточно аккуратные растирания можно объединить с утренней гимнастикой, а в вечернее время можно выполнять легкий расслабляющий массаж.

Правило №2. Чаще пытайтесь стимулировать ребенка отрываться от опоры . Для этого интересующие малыша вещи (любимая или новая яркая игрушка и т.п.) кладите повыше, а еще лучше в месте, где нет опоры. Тогда крохе придется пытаться самостоятельно, ни на что не опираясь, вставать на ножки.

Правило №3. Совместные игры с ребенком также способствуют более быстрому усвоению ходьбы. Наиболее продуктивная в этом плане игра: когда малышу нужно сделать буквально один-два шага от папы к маме (от дедушки к бабушке) и обратно. При этом все участники игры улыбаются, целуют и обнимают ребенка, хваля его за успехи. Помните, что положительные эмоции – залог успеха в любом деле, в том числе и в освоении самостоятельной ходьбы.

Правило №4. Старайтесь «заразить» ребенка своим примером . Показывайте ему дома и на прогулках, как это здорово и весело бегать и ходить.

Что делать, если ваш ребенок не ходит в полтора года?

Что же делать родителям, если их ребенку уже полтора года, а он так и не начал ходить самостоятельно?

Во-первых, родителям нужно набраться терпения, поскольку впереди предстоит достаточно сложный процесс выяснения истинной причины отказа ребенка передвигаться в вертикальном положении.

Во-вторых, для определения причины нужно привлечь следующих специалистов:

  • педиатра , который осмотрев малыша и сделав выводы о его общем состоянии, выпишет направления к врачам более узкого направления;
  • хирурга – врача, который профессионально оценит состояние мышечного корсета и суставов малыша;
  • невролога – специалиста, который оценит психомоторное развитие ребенка, тонус мышц, его рефлексы и реакции на определенные раздражители. Если врач отметит какие-то тревожные признаки, то назначит определенную реабилитационную программу.

Обратите внимание

Очень важно показать малыша специалисту данного профиля в три месяца, чтобы убедиться, что кроха развивается согласно нормам, соответствующим его возрасту.

  • ортопеда – специалиста наиболее узкого профиля, к которому, как правило, направляют хирурги или неврологи в случае подозрения у малыша каких-либо проблем с костями, суставами и мышцами.

Как отмечают ортопеды, самыми распространенными проблемами являются:

  • (постоянное напряжение) мышц;
  • мышечная дистония.

Чтобы вовремя выявить и устранить возможные ортопедические проблемы, не следует пренебрегать профилактическими осмотрами у специалиста на протяжении первого года жизни ребенка. Поскольку впоследствии могут возникать проблемы с самостоятельным передвижением малыша.

Если походы по врачам окончены, и вы имеете на руках заключение о том, что ваш ребенок полностью здоров, но при этом он все равно не хочет ходить, тогда вам следует терпеливо продолжать заниматься с крохой с учетом вышеизложенных правил, и еще немного подождать. Проявляйте мудрость и смекалку, и ваш малыш очень скоро пойдет вам на встречу.

При этом не забывайте о простых радостях жизни: просто любите кроху, обнимайте, целуйте. Доброжелательный настрой и положительная атмосфера – это лучшая помощь и поддержка для вашего ребенка.

Часто в стремлении помочь ребенку пойти как можно раньше родители совершают много ошибок.

Когда дети начинают ходить

Обычно дети начинают ходить в годовалом возрасте, однако считается нормой, если ребенок делает первые шаги в период от 9 до 18 месяцев. Это зависит от множества факторов, таких как темперамент ребенка, его конституциональные особенности (пропорциональное соотношение частей тела) и даже наследственность.

Спокойные и упитанные дети часто не торопятся осваивать новые двигательные навыки, для исследования окружающего мира им вполне достаточно уже приобретенных умений сидеть и ползать. А подвижные и активные непоседы иногда так стремительно переходят от одного этапа развития к другому, что родители едва успевают схватить фотоаппарат, чтобы запечатлеть их успехи.

Может случиться, что во время первых попыток самостоятельной ходьбы ребенок приобрел негативный опыт: сильно ударился, чего-то испугался или был болен в этот период – тогда он может отложить на некоторое время освоение этого важного навыка.

Ходьба – дело простое только на первый взгляд. Такой кажущийся взрослым легким способ передвижения на самом деле является сложной и достаточно скоординированной работой различных групп мышц, моторных (двигательных) зон коры головного мозга, мозжечка, вестибулярного аппарата. Ходьба невозможна без умения хорошо держать равновесие и четкой координации движений. Поэтому перед первыми шагами у ребенка должны окрепнуть мышцы ног и спины, созреть нервная система и вестибулярный аппарат, а кости скелета и связки – стать достаточно прочными, чтобы выдержать вертикальную нагрузку.

Началу ходьбы предшествует приобретение младенцем ряда важных двигательных навыков. Примерно в 7–8 месяцев ребенок начинает вставать на ножки, придерживаясь за перила кроватки или манежа. Стоять малышу так нравится, что он стремится встать, используя любую возможность на что-нибудь опереться. После того как ребенок научился стоять, придерживаясь за опору двумя руками, он постепенно начинает отпускать одну руку, чтобы взять игрушку, а затем (примерно в 9 месяцев) пытается сделать первые шаги, держась за мебель или стену и передвигаясь вдоль нее. В возрасте 9–10 месяцев ребенок учится сгибать колени и садиться из положения стоя. К 11–12 месяцам малыш обычно уже достаточно окрепший и вполне может стоять, наклоняться и приседать без поддержки. И только овладев этими навыками, ребенок будет готов сделать свои первые шаги.

Большинство детей к 9 месяцам уверенно ползают на четвереньках. Этот способ передвижения способствует развитию связей между правым и левым полушариями головного мозга, правильному формированию позвоночника и является тренировкой мышц и вестибулярного аппарата при подготовке к ходьбе, поэтому не стоит расстраиваться, если карапуз не торопится менять ползание на прямохождение. Есть также немало детей, которые «не рождены ползать» и перемещаются в пространстве удобным для них способом – кто-то «ездит на попе», кто-то «ходит» на коленках.

Если при осмотре неврологом и ортопедом в возрасте 1 года у таких детей не было выявлено патологии, отсутствие ходьбы до 16–18 месяцев не должно беспокоить родителей, так как любая двигательная активность укрепляет мышцы и развивает координацию движений, а значит, готовит ребенка к ходьбе. Важно, чтобы малыш при этом был активным, жизнерадостным, осваивал новые и совершенствовал уже приобретенные навыки.

Как ребенок делает первые шаги

Каждый ребенок индивидуален и развивается по своему личному графику. Но родители часто волнуются, когда их чадо приобретает тот или иной навык значительно раньше или позже, чем другие знакомые дети. Бытует мнение, что если малыш рано начинает ходить, у него будут кривые ножки. Исследования показали, что прямой связи между возрастом начала ходьбы и искривлением ног нет. Костный скелет ребенка способен выдерживать нагрузку веса собственного тела, при условии, что малыш переходит от одного этапа развития к другому самостоятельно. Если родители не пытаются торопить события, кроха сделает свои первые шаги только когда его опорно-двигательная система достаточно окрепнет и он будет к этому готов.

Здесь нужно отметить, что попытка сделать первые неуверенные шажки – это еще не ходьба. Родители с гордостью могут сказать, что их ребенок действительно пошел, лишь когда малыш научится, оторвавшись от опоры, самостоятельно проходить несколько метров, останавливаться и менять направление движения. Период времени между первыми несмелыми шагами и самостоятельной ходьбой иногда составляет от нескольких недель до нескольких месяцев.

Когда нужна консультация детского ортопеда

Освоение навыка самостоятельной ходьбы – очень важный этап в развитии ребенка. Некоторые ортопедические проблемы выявляются именно в тот момент, когда малыш начинает ходить, поэтому в этот период родителям необходимо обращать внимание на постановку стоп при ходьбе, форму ножек, походку и осанку малыша. Вот несколько основных моментов, которые должны насторожить родителей и стать сигналом для обращения к специалисту:

  • Если ребенок, стоя на ножках или при попытке сделать шаг, опирается не на всю стопу, а только на носочки, скрещивает ножки, часто спотыкается на ровном месте. Это может быть признаком нарушения мышечного тонуса. Выделяют мышечную гипертонию (чрезмерное напряжения мышц) и дистонию (разрозненное напряжение различных групп мышц), которые в дальнейшем могут стать одной из причин отставания крохи в физическом развитии, формирования неправильной осанки и походки. Такие дети нуждаются в наблюдении врача невролога и ортопеда.
  • Родители могут заметить, что ножки ребенка, начинающего ходить, «выгнуты колесом». О-образное (варусное) искривление ног довольно часто встречается у детей первых лет жизни. Причиной развития варусной деформации могут быть наследственность, слабость мышц, недоразвитие связочного аппарата, размягчение костей вследствие нехватки витамина Д. Если изменения не очень выражены, это отклонение может пройти самостоятельно по мере роста, увеличения двигательной активности и укрепления мышц ребенка. Если у малыша есть признаки рахита, лишний вес или другие заболевания, связанные с нарушением обмена веществ, он обязательно должен находиться под наблюдением врача-ортопеда.
  • В норме ребенок ставит стопы параллельно друг другу или слегка разводя носки стоп наружу, при этом нагрузка на стопу должна приходиться преимущественно на ее наружную часть. Если малыш при ходьбе «заваливает» стопы вовнутрь, то, скорее всего, имеет место вальгусная деформация стоп, вследствие которой у ребенка может развиться Х-образное (вальгусное) искривление ног: когда в положении стоя с сомкнутыми коленями расстояние между лодыжками малыша больше 4–5 см. Причинами вальгусного искривления являются рахит, лишний вес, а также механические повреждения (травмы). Таким детям обязательно нужно наблюдаться у врача-ортопеда, который оценит состояние костей и мышц у ребенка и в случае необходимости назначит лечебный массаж, гимнастику, ношение ортопедической обуви или другие виды коррекции.
  • Если при ходьбе стопы ребенка сильно повернуты друг к другу носками, создавая эффект косолапости или, наоборот, сильно разведены в разные стороны, то его также нужно показать ортопеду.

Если вы заметили любые признаки, которые вызывают беспокойство, лучше проконсультироваться с детским ортопедом. Только специалист может оценить, являются ли отклонения серьезными и требуют ли они лечения. Чем раньше вы обратитесь к врачу, тем легче и эффективнее можно будет скорректировать выявленные у малыша нарушения. В плановом порядке посетить врача-ортопеда следует в 1, 3, и 6 месяцев, в дальнейшем – когда ребенку исполнится 1 год, 1,5, затем в 2 и 3 года.

Выбираем детскую обувь для первых шагов

Это один из главных вопросов, который возникает у родителей малыша, делающего первые шаги. Стопа ребенка, начинающего ходить, еще не сформирована, мышцы ее довольно слабые, связки эластичные и растяжимые, физиологические изгибы еще не обрели конечную форму, поэтому неправильная нагрузка может привести к нарушениям ее развития. Вот почему важно, чтобы малыш дома и на улице ходил в грамотно подобранной обуви, которая будет фиксировать стопы ребенка, способствовать правильному распределению нагрузки и естественному формированию сводов стопы, предотвращая развитие плоскостопия.

Желательно обувать кроху, как только он начнет предпринимать попытки встать на ножки. Домашние сандалии и ботиночки должны быть легкими и удобными, но при этом отвечать всем требованиям, предъявляемым к детской обуви.

Детская обувь выполняет не только защитную функцию, но и участвует в формировании стопы ребенка, поэтому подходить к выбору детской обуви нужно очень серьезно. Первые ботиночки малыша должны быть действительно «первыми» – т.е. новыми. Не рекомендуется донашивать обувь, полученную по наследству от старших детей, так как при носке она принимает форму стопы своего первого хозяина и уже не будет правильно сидеть на ноге другого ребенка, что может привести к нарушению формирования стоп «преемника».

Выбирать обувь лучше вместе с малышом, чтобы была возможность сразу примерить ее. Примерку лучше осуществлять во второй половине дня, так как к вечеру любая ножка немного отекает.


Размер детской обуви

Если стопы ребенка немного различаются по размеру, выбирать ботиночки нужно по ножке, которая больше. Оценивая закрытую детскую обувь, трудно понять по виду, достаточно ли места для пальчиков, поэтому ортопеды рекомендуют перед походом в магазин заранее подготовить трафарет, чтобы с его помощью найти пару подходящего размера. Для снятия мерки следует поставить ребенка на плотный лист бумаги или картона, обвести ступню и вырезать рисунок по контуру. Кроме того, в некоторых специализированных магазинах есть стопомеры, которые помогают определить длину ступни малыша.

Предпочтительно выбирать ботиночки или летние босоножки из натуральных «дышащих» материалов.

Основные требования:

  • Жесткий закрытый задник, доходящий до щиколотки крохи и надежно фиксирующий пятку.
  • Умеренно жесткая гнущаяся подошва, имеющая рельефную нескользкую поверхность и небольшой каблучок (высотой до 0,5 см).
  • Удобная и надежная застежка, которая хорошо фиксирует ногу в щиколотке.
  • Абсолютно ровная стелька.
  • Носок ботинка должен быть округлым, широким и достаточно жестким, предохраняющим пальчики от травм. При выборе между открытым и закрытым носком предпочтение лучше отдавать закрытому. Расстояние от края носка до пальцев стопы должно быть 1–1,5 см: в летнее время этот запас пригодится, если ножка будет отекать от жары, а зимой он создаст воздушную прослойку, чтобы ножки крохи не замерзли. Не стоит в целях экономии приобретать ботиночки на вырост (на несколько размеров больше), нога ребенка в них будет болтаться, и ему будет очень неудобно ходить.
  • Ботинки, как и босоножки, должны хорошо держаться и не спадать с ноги, а также не деформироваться при ходьбе. Чтобы понять, комфортно ли малышу в выбранной обуви, перед покупкой дайте ему возможность походить в ней в течение 5–10 мин.

Какие ошибки делают родители, когда ребенок начинает ходить

Многие родители в воспитании и уходе за своим ребенком ориентируются на бытующие в народе суждения, которые не всегда оправданы с медицинской точки зрения. Применение на практике таких полезных советов может нанести вред здоровью малыша. Вот несколько распространенных заблуждений:

  • Не умеющего ходить ребенка нужно водить за ручку.

Некоторые родители в стремлении к раннему развитию ребенка начинают водить его за ручки. Такая нагрузка может оказаться непосильной для неокрепшей костно-мышечной системы ребенка и привести к деформации ног и позвоночника.

  • Дома ребенок должен ходить по полу босиком.

Многие родители считают, что детям полезно ходить босиком. Но здесь большое значение имеет поверхность, по которой топают босые ножки.

При ходьбе по ровной поверхности домашнего пола (линолеум, плитка, паркет, ламинат) не происходит рефлекторного сокращения мышц стопы, а основная нагрузка приходится на слабый связочный аппарат, в результате нарушается естественное формирование сводов стопы и может развиться плоскостопие. Поэтому желательно, чтобы дома ребенок не ходил босиком, в носочках или в мягких тапочках, а делал свои первые шаги только в соответствующей обуви. А вот песок, мелкая галька или невысокая травка на дачном газоне хорошо тренируют формирующийся мышечно-связочный аппарат детских стоп, и ходить босиком по таким поверхностям ребенку очень полезно.

  • Детская обувь должна быть с супинатором.

Существует распространенное мнение, что правильная детская обувь должна обязательно иметь супинатор, между тем ортопеды утверждают, что здоровому ребенку принудительная коррекция сводов стоп не только не нужна, но даже может быть вредна. Супинатор, грубо подпирающий продольный свод здоровой стопы малыша, может воспрепятствовать естественному процессу ее формирования и, наоборот, привести к развитию плоскостопия.

Ношение лечебной ортопедической обуви детям назначается только врачом-ортопедом по показаниям, при этом специалист учитывает индивидуальные особенности стоп каждого конкретного ребенка.


Зачем нужны ходунки для ребенка

Современная индустрия детских товаров делает все возможное, чтобы значительно облегчить жизнь маме. Одним из таких помощников являются ходунки. Часто их спешат приобрести родители, уверенные в том, что они таким образом помогут ребенку в обучении самостоятельной ходьбе – стоит лишь малышу сделать первую попытку встать на ножки.

В пользу ходунков действительно можно привести несколько доводов:

Их использование освобождает маме руки и дает возможность заняться домашними делами.
Ходунки помогают ребенку перейти в вертикальное положение, открывая для него новые горизонты. Малыш получает возможность свободно перемещаться по дому, удовлетворяя свои потребности в движении и исследовании окружающего мира.
Диаметр ходунков не позволяет крохе дотянуться рукой до опасных предметов, а бампер затрудняет открывание запретных дверок и ящиков:то есть, имея возможность двигаться, ребенок находится в относительной безопасности.

Но все же помощь, которую ходунки оказывают родителям, несопоставима с вредом, который они могут нанести ребенку при неправильном использовании. Поэтому маме и папе, собирающимся приобрести своему малышу это средство передвижения, необходимо знать некоторые распространенные заблуждения о его пользе, а также правила безопасности, связанные с этим видом транспорта.

Ходунки помогут ребенку научиться ходить

Механизм ходьбы в ходунках существенно отличается от механизма самостоятельной ходьбы. В первом случае ребенок наклоняется вперед, отталкиваясь носком стопы, а не всей стопой (что принципиально для самостоятельной ходьбы), а это может привести к неправильной постановке стоп и отразиться на походке ребенка.

Кроме того, в ходунках ребенок не учится держать равновесие и правильно падать, группируясь и защищая от удара важные части тела.

Из-за того, что малыш лишен возможности приседать, подниматься и ползать, в ходунках его мышцы гораздо меньше тренируются и укрепляются, а длительное нахождение в вертикальном положении может привести к перенапряжению мышц спины, искривлению позвоночника и деформации ног.
К тому же, ставя ребенка в ходунки, родители могут лишить или значительно сократить очень важный и полезный для его развития период ползания. У ребенка в ходунках не стимулируется потребность в самостоятельном движении, ведь, чтобы достичь цели, ему не нужно прилагать значительных усилий.

Таким образом, применение ходунков может не только не ускорить, но и замедлить приобретение малышом новых двигательных навыков.

Ребенок в ходунках не упадет и не ударится

На деле же ходунки довольно травмоопасны для ребенка. Они могут переворачиваться, застревать в дверных проемах; разогнавшись, сильно ударяются о препятствие. Особенно опасны пороги, ступеньки и стыки одного напольного покрытия с другим, отличным по фактуре (например, переход с ковра на ламинат). Развивая значительную скорость, в таких местах ходунки могут опрокинуться вместе с малышом и нанести травму, гораздо более опасную, чем если бы ребенок просто упал с высоты собственного роста. Постоянно находясь в ходунках, кроха не научится быть осторожным и избегать столкновений.

Кроме того, даже будучи ограниченными в движениях, дети умудряются дотянуться до некоторых опасных предметов, которые прежде были им недоступны.

Ходунки стимулируют развитие интеллекта

Хотя ходунки и расширяют угол обзора малыша и дают ему возможность лучше исследовать пространство квартиры, их нельзя назвать полезными для интеллектуального и психического развития маленького человечка. Если малыш долго будет находиться в ходунках, он не сможет в достаточной мере осознать границы и возможности своего тела. А учитывая, что естественный процесс познания у детей 1-го года жизни протекает через ощупывание руками и опробование «на зуб», не дотягиваясь до интересных предметов, кроха лишается возможности полноценно знакомиться с окружающим миром.

Чтобы не навредить здоровью ребенка, использовать ходунки можно, соблюдая несколько условий:

Не сажать малыша в ходунки раньше 8 месяцев. Ребенок должен уметь хорошо и уверенно сидеть сам, вставать на ножки и желательно ползать.
Высота ходунков должна быть отрегулирована таким образом, чтобы стопы ребенка полностью соприкасались с поверхностью пола. Ножки малыша должны быть обуты в правильно подобранную обувь.
Время пребывания крохи в ходунках не должно превышать 15–20 мин 2–3 раза в день.
Нельзя оставлять ребенка, находящегося в ходунках, без внимания.
Перед покупкой ходунков необходимо проконсультироваться с педиатром и ортопедом. Детям, имеющим симптомы рахита, лишний вес, находящимся под наблюдением у ортопеда по поводу заболеваний костно-мышечной системы, пребывание в ходунках противопоказано.

Опасные места в доме для первых шагов ребенка

Недаром говорят: когда ребенок учится ходить – родители забывают, что такое сидеть. С переменой положения тела для неутомимого исследователя открываются новые горизонты и уголки домашнего пространства. Чтобы не омрачать восторг новоявленного пешехода от приобретенного умения бесконечными окриками, запретами и избежать травм, взрослым следует максимально обезопасить окружающую малыша домашнюю обстановку. Лучше всего опуститься на уровень роста ребенка и с этой высоты оценить, какие предметы могут представлять для него угрозу.

В комнатах не должно быть деталей интерьера, которые малыш мог бы перевернуть или опрокинуть на себя, провода следует надежно спрятать, электроприборы – выключить из розеток, на розетки необходимо поставить заглушки, острые углы мебели прикрыть – например, с помощью специальных накладок.

Самые опасные для ребенка помещения – это кухня и ванная комната. На кухне большую опасность представляют горячие напитки, стоящие на краю стола. Со стола лучше убрать скатерть, чтобы ребенок не смог стянуть ее вместе с посудой и ее содержимым, убрать подальше острые и бьющиеся предметы. Малыша не должно быть на кухне, когда включена всевозможная кухонная бытовая техника, до которой он сможет дотянуться. Особую опасность представляет духовой шкаф и конфорки газовой и электрической плиты. Раскаленные поверхности, до которых малыш может дотронуться, и брызги от готовящейся пищи, попавшие на кожу малыша, способны вызвать сильные ожоги.

Ванная комната не менее опасна, чем кухня. Дверь в ванную должна быть всегда плотно закрыта. Средства бытовой химии, лекарства, бритвенные принадлежности и другие опасные предметы нужно хранить в недоступном для ребенка месте. Не оставляйте малыша в ванной одного, без присмотра, даже если он увлечен каким-то безопасным, по вашему мнению, занятием.

Для безопасности ребека, делающего первые шаги, в детских магазинах можно купить специальные приспособления. Уберечь малыша от падений и травм на улице поможет специальный поводок – ремень для детей, начинающих ходить (так называемые «вожжи»), а для защиты головы крохи можно приобрести мягкий защитный шлем.

Возможно, вам будут интересны статьи

Содержание статьи:

Оптимальный временной промежуток для первых шагов – от 9 месяцев до 1.5 год. Самые активные детишки уверенно ходят в 10 месяцев, а более осторожные и тяжёлые на подъём – в 12 – 16 месяцев. Не стоит паниковать, если ваш ребёнок относиться ко второй группе, так как каждый малыш индивидуален.

Однако многие родители, которые узнают об успехах других детей, начинают переживать, что их чадо может вообще не встать на ножки. Тогда наиболее беспокойные мамы возят кроху на массаж, плавание, обращаются к специалистам. Однако не стоит этого делать, по крайней мере до 1.5 года. Зато родителям необходимо знать, как научить ребенка ходить самостоятельно без поддержки. Главное начинать тренировки с раннего возраста, проводить их регулярно и помогать малышу освоить этот навык.

Почему ребенок долго не ходит

Дети могут не научиться ходить даже после длительных тренировок при наличии физиологических особенностей организма. Важно вовремя выявить их и устранить.

Причины затяжного «сидения»:

Избыточный вес . Если масса тела вашего ребёнка выше, чем у сверстников, то необходимо уменьшить суточную порцию еды. Однако перед этим следует посоветоваться с педиатром. Если избыточный вес всё-таки есть, то он будет перегружать позвоночник. В таких случаях рекомендуется выполнять с малышом гимнастические упражнения, заниматься плаванием. Если лишний вес появился из-за нарушения метаболизма, то необходима консультация эндокринолога.

Тип высшей нервной деятельности . Двигательная активность зависит от темперамента ребенка. Он состоит из эмоциональной возбудимости, психических особенностей и витальной (жизненной) силы. Например, медлительные флегматики и тревожные меланхолики делают первые шаги позже, чем шустрые холерики и энергичные сангвиники.

Наследственная предрасположенность . Если вы пошли в 10 месяцев и без участия родителей, то скорее всего так случиться и с вашим чадом.

Природно-климатические условия . Согласно статистическим данным, жители южных стран развиваются быстрее, чем северяне.

Использование ходунков . Педиатры и родители неоднозначно относятся к этому приспособлению. Некоторые считают, что с помощью этого инвентаря можно научить ребенка ходить, если использовать их ближе к 12 месяцам (при отсутствии противопоказаний). Кроме того, рекомендуется оставлять его в них ненадолго, заставлять кроху двигаться самостоятельно. Однако при нарушении правил применения ходунков повышается вероятность плоскостопия и нарушения осанки. А более ленивые дети после нахождения в ходунках отказываются передвигаться другим способом. В таком случае необходимо почаще их заставлять ходить самостоятельно.

Неудачный опыт . Если ребенок во время тренировки ударился или у него не получалось сделать свои шаги, то он может запомнить эту неудачу и отказаться от следующей попытки. Чтобы избежать такой ситуации необходимо постоянно находиться возле крохи. Если предотвратить ситуацию не получилось, то к новым тренировкам можно приступать спустя неделю. При этом мамам или папа должны показать на своём примере, как хорошо ходить и что это совсем не страшно.

Стрессы . Ребёнок сделает первые шаги, если психологическая обстановка в семье благополучная. Частые ссоры родителей, переезд, незнакомая обстановка или другие стрессовые ситуации могут плохо повлиять на кроху. Тогда малыш просто не захочет ходить.

Заболевания . Даже обычная простуда плохо влияет на младенца, ухудшая его состояние. Тогда тренировки следует перенести на более поздний период, когда его организм восстановиться после болезни.

Патологии опорно-двигательного аппарата и ЦНС . Это серьёзные заболевания, которые помешают детям самостоятельно ходить. Болезнь нужно вовремя диагностировать, провести грамотную терапию и регулярно проводить обследование у врача.

Кроме того, родителям следует знать, что коленные чашечки у детей формируются только к 6 месяцам. Поэтому начинать обучение нужно в 8 – 9 месяцев, так как только появившимся суставам нужно от 2 до 3 месяцев, чтобы укрепится.

Первые шаги

Как уже упоминалось, нет определённого возраста для начала тренировок, потому что все дети индивидуальны. Некоторые могут сделать первые шаги в 10 месяцев, а остальные только после 12 месяцев. Наиболее подходящий возраст для обучения ходьбе – 1 год.

Чтобы определить, когда начинать занятия, родители должны наблюдать за своим крохой. Если он готов к тренировкам, то он будет совершать следующие действия:

Подниматься, удерживаясь руками за какой-нибудь предмет.
Двигаться возле опоры.
Активно ползать из комнаты в комнату и получать от этого удовольствие.
С интересом преодолевать небольшие препятствия.
Ходить за руку.
Питаться выкарабкаться на невысокую мебель (стул, пуф, невысокий столик и т. д.).

Если вы заметили вышеописанные признаки, то можно приступать к активным тренировкам. Если же малыш не проявляет интереса к ходьбе, но при этом здоров, то не настаивайте, по крайней мере до 1.5 лет.

Развитие опорно-двигательного аппарата в соответствии с возрастом

Чтобы кроха научился ходить не позже своих сверстников, обучение нужно начинать с раннего возраста. Развитие опорно-двигательного аппарата рекомендуется проводить спустя 1 месяц после рождения.

Развитие костно-мышечной системы детей разного возраста:

Месячного малыша нужно каждый день переворачивать на живот. Это необходимо для укрепления мышц спины и шеи.

Когда ребёнку исполнилось 2 месяца , помогайте ему переворачиваться с живота на спину и обратно. Чтобы кроха захотел сделать это самостоятельно, держите возле него яркую игрушку и неспеша отводите её в сторону, чтобы он потянулся за ней. Таким образом тренируются практически все группы мышц. После регулярных занятий малыш сможет самостоятельно подниматься.

В 4 месяца научите ребёнка сидеть с опорой на какой-нибудь предмет. Чтобы помочь, аккуратно подтягивайте его за руки.

В полгода младенец должен сидеть самостоятельно.

С 6 до 12 месяцев он должен активно ползать. Помогут ему в этом любимые игрушки и гимнастические упражнения. Поддерживайте кроху за подмышки, чтобы он попрыгал на ваших коленях.

Если родители будут соблюдать эти правила, то ребёнок сделает свои первые шаги уже к 12 месяцам. Если этого не произошло, то нужно начинать специальные занятия.

Правила безопасности во время тренировок

Перед обучением нужно подумать о технике безопасности малыша. В противном случае он может сильно удариться, после чего желание ходить в нём исчезнет. Чтобы избежать падений и травм, нужно соблюдать следующие правила:

Во время ходьбы обувайте на кроху тапочки для прогулок. От мягких сандалий или пинеток лучше отказаться. Наиболее подходящий вариант – лёгкая кожаная обувь с твёрдой подошвой.

Если родители переживают, что малыш упадёт на скользком полу, то перед занятиями рекомендуется обработать пол наждачной бумагой. Но не стоит делать поверхность слишком шероховатой, это тоже может спровоцировать падение.

Пол должен быть гладким, ровным, чтобы малыш не спотыкался. Но на слишком скользкой поверхности он тоже будет чувствовать себя неуверенно.

Проводите тренировки в помещении, где отсутствуют ступеньки, коврики, пороги. Эти преграды могут спровоцировать травму.

Устраните из комнаты, в которой будут проходить занятия предметы с острыми углами. Если это невозможно, то наденьте на них специальные «заглушки».

Покупайте только качественные, устойчивые ходунки. Ведь часто происходит так, что ребёнок сильно разгоняется в них и переворачивается в них.

Это очень важный этап обучения, ведь он помогает избежать физических и психологических травм у ребёнка. Тогда кроха с уверенностью будет стоять на ножках и радовать вас первыми шагами.

Инвентарь для ходьбы

Во время занятий родители могут использовать следующие приспособления:

Поводки или вожжи – это страховочные ремни, которые удерживают малыша, уберегая его от травм.

Многие дети начинают ходить в ходунках быстрее, главное выбрать для ребёнка качественный товар. С помощью этого приспособления они осваивают технику, которую потом повторяют уже без него.

Обруч тоже поможет крохе сделать свои первые шаги.

Многие родители во время занятий отдают предпочтение палкам-ходулям.

С помощью фитбола можно укрепить костно-мышечную систему.

Инвентарь используют только на ранних этапах обучения, потом необходимо укрепить мышцы и суставы.

Гимнастика

С помощью гимнастических упражнений можно укрепить мускулатуру шеи, спины и ног. После регулярных занятий кроха будет ходить на полной стопе, а не на цыпочках. Рекомендуется ежедневно уделять тренировкам по несколько минут.

Гимнастика для укрепления мышц:

Посадите малыша (от 6 месяцев) на фитбол спиной к себе. Держите его за бёдра и раскачивайте в стороны. Таким образом развивается координация, и он учится сохранять равновесие.

Посадите ребёнка (от 9 месяцев) на корточки лицом вперёд, придерживайте его за грудную клетку. Слегка поднимите его, чтобы он попытался встать и выпрямить ноги.

Чтобы малыш чувствовал себя увереннее во время ходьбы, купите специальные палки. Положите его руки на приспособление, а свои – поверх его. Вместе передвигайте конструкцию, чтобы он не боялся. Таким же образом можно использовать коляску.

Если кроха уже умеет стоять без опоры, но ходить самостоятельно боится, то используйте обруч. Запустите его внутрь кольца, и осторожно двигайте обруч, чтобы он шёл за вами.

Если ребёнок умеет ползать и подниматься с опорой, то положите на какую-нибудь возвышенность (тумбочка, диван, стул) яркую игрушку. Главное перемещать объект по комнате, чтобы он поднимался и брал его. Но если малыш расплакался, то воспользуйтесь другим способом.

Если кроха умеет ходить за руку, то установите в комнате препятствия. Завяжите верёвку между мебелью, подведите его к ней и помогите переступить. Когда малыш одолеет это препятствие, то поднимите верёвку выше (вплоть до колен). Это упражнение развивает мышцы ног.

После гимнастики можно приступать к самому главному процессу.

Учимся ходить

Родителей интересует вопрос о том, так как же всё-таки научить ходить ребенка в 1 год или раньше. Занимайтесь ежедневно по 30 минут за сутки в определённое время.

Инструкция по обучению малыша ходьбе без опоры:

В первое время не отпускайте кроху далеко от опоры. Поставьте его возле невысокой мебели, станьте на другом конце и нежно зовите его к себе, приманивая игрушкой.

Затем научите его отрываться от опоры, подтягивая к себе за руку. Водите малыша по комнате, сначала держите обе руки, а потом одну отпустите. Однако будьте внимательны, чтобы успеть подхватить его во время падения.

Лучше всего, когда занятия проводят мама и папа, тогда малышу будет ещё интереснее. Мама ведёт его по комнате, поддерживая за подмышки, а папа перехватывает кроху. Потом, когда опять наступает очередь мамы, она отпускает его, а папа подстраховывает руками, но не держит. С каждым днём интервал времени «свободного полёта» нужно увеличивать.

Если родители отнесутся к занятиям ответственно и будут соблюдать вышеописанные правила, то очень скоро их ребёнок будет уверенно ходить на ногах. Главное начинать тренировки с раннего возраста, постепенно увеличивая нагрузку. Учитывайте технику безопасности, чтобы желание познавать мир с помощью ходьбы у крохи не исчезло. Поддерживайте и поощряйте вашего малыша, тогда первые шаги принесут ему радость и удовольствие.



Публикации по теме