Диалог между родителями и детьми пример. Семинар-практикум для родителей «Общение с ребенком в семье как диалог

Сознавание: исследуем, экперементируем, упражняемся Стивенс Джон
Из книги Психотерапия нового решения [Теория и практика] автора Гулдинг Мэри М

Эго-состояние Родитель Мы считаем, что Родитель складывается как из всех убеждений, эмоций и схем поведения, которые человек выбирает для встраивания на вербальном уровне, уровне своей памяти, так и из Родителя, которого он или она создает для себя и продолжает создавать

Из книги Полночные размышления семейного терапевта автора Витакер Карл

Я как собственный родитель Последние годы меня все больше занимает рассказ о том, как Платона попросили кратко выразить самую суть «Диалогов», и он, пребывая на смертном одре, загадочно ответил: «Учиться умирать». Это представляется мне логичной психотерапией.

Из книги Приручи своих Драконов автора Стивенс Хосе

Обычные комбинации драконов в отношениях родитель - ребенок Ниже приводится перечень комбинаций родитель - ребенок, наиболее типичных для вышеперечисленных формул. Эти же комбинации родитель - ребенок зачастую повторяются и в формировании отношений во взрослом

Из книги Формы человеческих отношений автора Берн Эрик

Родитель и Ребенок Сексуальные отношения между родителями и ребенком запрещены, потому что представляют собой кровосмешение даже когда ребенок вырос. Единственные сексуальные удовольствия, разрешенные законом, - это крайние извращения или превосходные процедуры,

Из книги Лицом к подсознанию [Техники личностного роста на примере метода самотерапии] автора Шиффман Мюриэл

Игра родитель-ребенок В моем представлении хорошим взрослым общением является способность выражать подлинные чувства одного человека к другому: а) не причиняя ему ущерба и б) без самоунижения. Большинству из нас приходится учиться этому искусству, оно не встроено в нашу

Из книги Сценарии жизни людей [Школа Эрика Берна] автора Штайнер Клод

Родитель Поведение родительской части обычно скопировано с родителей человека или других авторитетных фигур. Оно перенимается целиком, без каких бы то ни было изменений. Человек в родительском эго-состоянии - это видеозапись поведения одного из его

Из книги Зависимость. Семейная болезнь автора Москаленко Валентина Дмитриевна

Требовательный родитель Послушаем несколько фраз из рассказа требовательной матери. Поводом обращения к психотерапевту явились тяжкие переживания в связи с незапланированной внебрачной беременностью 24-летней дочери."Да, действительно, я всегда была очень

Из книги Транзактный анализ - восточная версия автора Макаров Виктор Викторович

Критикующий родитель Когда я хочу узнать, насколько критикующими были родители, я задаю собеседнику два вопроса:Что говорила мама, когда хотела вас покритиковать?Что говорила мама, когда хотела вас подбодрить, похвалить, поддержать?Если на первый вопрос человек отвечает

Из книги Лечение алкоголизма автора Штайнер Клод

Ответственный родитель Адекватная самооценка – дело семейное. Формируется она, как и прочие основы личности, рано, по мнению Э. Берна, до 6-летнего возраста. Ответственные родители формируют высокий уровень самоуважения в ребенке, любовь и принятие себя. Это достигается

Из книги Я ничего не боюсь! [Как избавиться от страхов и начать жить свободно] автора Пахомова Анжелика

Постоянный Родитель Личность, которая действует преимущественно с позиции Родителя, часто воспринимает окружающих как неразумных малых детей. Существует два наиболее ярких варианта постоянного Родителя. Один с преобладанием Карающего Родителя, другой - Поощряющего

Из книги Психология мотивации [Как глубинные установки влияют на наши желания и поступки] автора Хэлворсон Хайди Грант

Родитель Родитель - это оценивающее, основанное на традиции, регулирующее эго-состояние. Родитель подобен магнитофону. Это набор заранее записанных правил, регламентирующих жизнь. Когда человек находится в эго-состоянии Родитель, он мыслит, чувствует и ведет себя

Из книги Плохие привычки хороших детей автора Баркан Алла Исааковна

Заботящийся родитель Заботящийся родитель столь же предубежден, как и Критикующий, за одним исключением: вместо того чтобы рассматривать человека как неблагополучного, он полагает, что тот благополучен: умен, добр, рассудителен, красив, здоров, заслуживает

Из книги Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте автора Семенович Анна Владимировна

Глава 1 Как разговаривать с собой боящимся? Позиции «Ребенок», «Добрый родитель» и «Строгий родитель» Если уж вы взялись бороться со страхом, то, конечно, вас интересуют не только психологические установки, которые внесут ясность в ситуацию, но и конкретные способы,

Из книги автора

Какой вы родитель? Делай это, не делай того. Эти слова дети слышат от родителей очень часто. «Убери игрушки…», «Не толкай сестру…», «Ешь фасоль…», «Скажи «спасибо» дедушке…», «Не задирай брата…» и так далее.Казалось бы, мы просто хотим, чтобы дети слушались нас, но на

Из книги автора

«Пай-мальчики» и «гадкие утята» (Застенчивый ребенок, или ребенок, которого не слышно) «Почему, когда приходят гости, Костик наш краснее помидора?» (Алена, 5 лет)Конечно же, в сравнительном аспекте с агрессивностью ребенка застенчивость покажется Вам благом. Застенчивый

Замечательный психолог Э. Берн выделил в каждом человеке три ипостаси: Ребенок, Родитель и Взрослый.

  • Ребенок - инфантильная часть нашей личности, стремящаяся получать все без труда и избегать ответственности за свои слова и действия.
  • Родитель - строгий воспитатель, который знает, как должно быть, и диктует свою волю.
  • Взрослый смотрит на мир с позиции зрелой личности и является самым «адекватным» из всех трех.

Если оценивать наши семейные диалоги с точки зрения теории Э. Берна, то становится ясно, почему мы иногда не понимаем друг друга, причем до такой степени, как будто говорим на разных языках. Весь секрет в том, что диалог продуктивен только тогда, когда идет «параллельно», то есть на одной параллели.

Как вести семейный диалог?

Семейный диалог: Взрослый - Взрослый

Например, если утром муж уходит на работу и жена спрашивает: «Ты сегодня во сколько вернешься?», то она явно обращается как Взрослый ко Взрослому. Она хочет знать, когда они сядут ужинать и будет ли время на какие-то совместные дела. Муж может ответить: «Часов в восемь, если все будет нормально». Это ответ Взрослого, и жена воспримет его как должное, понимая, что супруг хотел бы быть к восьми, но мало ли что может случиться, и тогда он может задержаться по не зависящим от него причинам. К ответам Взрослого будет относиться и такой вариант, как: «Пока не могу сказать точно. Буду выходить с работы - позвоню». Этот ответ также будет воспринят нормально.

Совсем другое дело, если супруг ответит с позиции Родителя: «Когда вернусь, тогда и вернусь». Реакцией на такой ответ будет вполне естественная обида.

Еще интереснее ответ с позиции Ребенка: «А ты что, меня контролируешь?» или: «Я не обязан перед тобой отчитываться!» Ответы Ребенка - попытка уйти от ответственности и отстоять свою независимость. Эти ответы прекрасно провоцируют конфликт, что называется, «на пустом месте». Варианты ответов с позиции Ребенка или Родителя на вопрос, адресованный Взрослому, представляют собой неадекватные вопросу ответы, проявляющие внутренние проблемы и комплексы супруга, подчас даже подсознательные.

Диалог семейной пары

Семейный диалог: Родитель - Ребенок

Если супруги строят отношения по принципу Родитель - Ребенок, то нормальным для них диалогом будут диалоги типа:

- Ты почему истратила целую тысячу на продукты? Мы же договорились не тратить на питание больше, чем пятьсот рублей в день, пока не станем достаточно зарабатывать!

- Ну прости, дорогой! Мне так захотелось с икоркой! Я просто не смогла удержаться! Честное слово, я больше не буду!

- Ну ладно, смотри, а то будем с твоей икоркой голодными сидеть...

«Ребенок» супруги ответил «Родителю» супруга, и все обошлось, поскольку каждый четко знал свою «роль», знал, с кем он имеет дело, и получил тот ответ, которого ожидал.

Семейный диалог: Взрослый - Родитель

Совершенно другую реакцию вызывают ответы с неожиданной позиции. В общем-то, именно непонимание «правильной» роли и приводит к возникновению конфликтов. Например, в таком диалоге: Супруг (вернулся в одиннадцать вечера):

- Привет, дорогая, мне никто не звонил?

-Кто-то звонил?

- А кто?

- Я тебе не телефонистка, пришел бы вовремя, сам знал бы все о своих звонках!

Дальше диалог будет, вероятнее всего, развиваться в духе «доброй» супружеской перебранки, поскольку припозднившийся муж обратился к жене с позиции Взрослого и ответа ожидал от ее Взрослого, а «нарвался» на разгневанного Родителя, который даже не посчитал нужным спросить, почему супруг задержался, а сразу же кинулся отчитывать и «строить».

Семейный диалог: Взрослый - Ребенок

Еще интереснее супружеские диалоги, когда на внешнем уровне разговор ведется с позиции Взрослого, а на психологическом уровне он обращен к иной позиции партнера. Например:

- Я сегодня присматривала себе шубу на зиму. Там, в магазине, очень симпатичные бобры, норка, лиса и заяц. Бобер, конечно, лучше всех, он и теплый, и ноский, и практичный, но я думаю, что мы купим лису, потому что бобер слишком дорогой, он для жен крупных бизнесменов или чиновников.

- Нет уж, давай купим тебе бобра. Мы можем себе это позволить.

Супруга на психологическом уровне очень грамот но обратилась к Ребенку мужа, «подначив» его тем, что бобер дорогой и подходит для жен крупных бизнесменов (подразумевается: «А ты занят мелким бизнесом, и тебе бобер не по карману»). Муж тут же «покупается» «на слабо» и отвечает с психологической позиции Ребенка («А я тоже крутой!»).

Большинство родителей никогда намеренно не хотят навредить своим детям. Более того, им кажется, что все, что они говорят, пойдет на благо ребенку. Но так ли это? Очень важно понимать, что не все, что говорит родитель, воспринимается ребенком так, как хотелось бы. В диалоге он понимает некоторые фразы по-своему, и далеко не всегда это идет ему на пользу. Также и сами родители в детстве слышали определенные фразы от взрослых, в которых находили свой смысл. Как же все это влияет на жизнь родителей и их детей, а также как выйти из такого замкнутого круга, и начать говорить на «одном языке»?

Почему ребенок не понимает взрослых

Есть несколько довольно распространенных фраз, которые влияют на детей не самым лучшим образом. Почему это происходит? Как ребенок интерпретирует обращенные к нему слова взрослых? Давайте разберемся:

Игнорирование ребенка

Что говорит родитель: «Зачем ты переживаешь об этом? Это совсем не важно, это пройдет! Знал бы ты, что такое взрослые проблемы!»

Что слышит ребенок : «Я не важен для своих родителей, и то, что меня волнует, тоже совершенно не важно».

Это одна из самых неудачных фраз, которую родитель может сказать своему ребенку. Дети понимают эту фразу, как игнорирование. Как последствие, малыш решит, что его проблемы не важны, хотя они и причиняют ему боль. Более того, у ребенка может возникнуть внутренний конфликт. Например, ему обидно от того, что во дворе какой-то мальчик не хочет с ним играть, но мама говорит, что это совершенно неважно и само пройдет. Но, на самом деле, все, что касается боли и страданий не проходит само, с этим нужно работать. В результате, ребенок не будет ценить своих собственных чувств и переживаний, и им можно будет очень легко манипулировать. Этого не произойдет лишь в том случае, если в подростковом возрасте родительский авторитет рухнет в глазах у ребенка, и он сформирует свои личные жизненные установки.

Развитие детской самостоятельности

Что говорит родитель: «Я все сделаю . Ничего не трогай, а то еще разобьешь/испортишь и т.д.»

Что слышит ребенок: «Лучше вообще ничего не начинать, ведь мне не под силу с этим справиться».

Стоит понимать, что дети и подростки делят все на черное и белое, то есть «или все или ничего». Они думают, что если им не удалось сделать что-то одно, то точно не удастся сделать и что-то другое. Именно так происходит формирование страха неудач, выученной беспомощности, страха потери себя и страха допустить ошибку. В этой ситуации не стоит рассчитывать на развитие детской самостоятельности. Больше всего от таких запретов страдает исследовательский интерес ребенка, благодаря которому он познает мир и самого себя. В общем, детям нужно позволять помогать своим родителям, например, вымыть посуду, поубирать дома, и, конечно же, самостоятельно сделать уроки. В другом случае у ребенка будет развиваться инфантилизм и неуверенность в себе.

Развитие эмоций у детей

Что говорит родитель: «Немедленно перестань плакать! Я не хочу смотреть на твои слезы!»

Что слышит ребенок: «Мне нельзя чувствовать и выражать свои чувства».

В результате ребенок будет учиться сдерживать свои чувства и переживания и эмоционально отдаляться сначала от своих родителей, а потом и от своего партнера. Также ему может быть сложно в дальнейшем понимать свои эмоции – развитие малыша будет не полноценным. Это может стать причиной возникновения различных зависимостей или депрессивного расстройства.

Детская ложь провоцируется родителями

Что говорит родитель: «Еще раз увижу, что ты это сделал – будешь наказан!»

Что слышит ребенок: «Если не будешь со мной честен, то сможешь избежать наказания».

После таких фраз ребенок понимает, что нужно не доверять родителям, а лгать им, скрывать свою настоящую жизнь и свои поступки, и тогда он не будет их разочаровывать. Так взрослые незаметно для себя провоцируют детскую ложь.

Родительские манипуляции

Что говорит родитель: «Если ты меня любишь, то ты это сделаешь»

Что слышит ребенок: «Если ты не сделаешь это, то я не буду тебя любить».

С этого момента понятие любви начинается ассоциироваться у ребенка с долгом и насилием над самим собой. Родительские мотивы могут быть самыми благими, но такой прием относится к манипуляциям.

Как правильно объяснять ребенку, чего вы от него ждете

Если вы поняли, что когда-то говорили такие фразы своему ребенку, то вам необходимо знать несколько советов, которые помогут справиться с последствиями этой ошибки в воспитании . Подумайте, как будет правильно объяснить своему малышу те вещи, которые для вас важны:

  • скажите ребенку, что были неправы, и извинитесь перед ним. Многие могут подумать, что такое поведение подорвет родительский авторитет перед детьми, но это совершенно не так. Наоборот, родители смогут показать своему ребенку, что каждый может ошибиться, главное – вовремя признать ошибку, и исправить ее;
  • из негативного в позитивное. Попробуйте переделать все негативные фразы в позитивные. Например, говорить не «не трогай, я сама сделаю», а «давай я помогу тебе это сделать»;
  • новые фразы. Когда вы начнете говорить ребенку приятные и мотивирующие фразы, вы увидите, как он поменяется и как быстро начнет взрослеть.

Если же вы понимаете, что в детстве родители говорили вам такие фразы, и вы до сих пор страдаете от их последствий, то лучшим способом будет обратиться за помощью к психотерапевту. Работа с ним поможет эффективно решить вашу проблему.

Вечер. Семья сидит за ужином. Сын рассказывает, что было в школе, как играли в баскетбол на большой перемене, ― физрук им всегда разрешает поиграть!, ― как он чуть не забил, ― толкнули в самый последний момент, а тут уже идти на следующий урок… Дочка говорит, что у нее — самая красивая кукла, что сегодня все девочки просили дать ее поиграть.

Много о чем можно поговорить. Родителей обычно интересует все, что происходит с их ребенком: что ел, сколько спал, о чем мечтает, кто его друзья и какие с ними отношения, что происходит в школе и еще много-много другого, вплоть до самых мелочей. Некоторые расспрашивают детей во всех подробностях, но как приятно родителям, когда дети делятся с ними сами, когда общение течет легко и свободно! Ведь желание ребенка делиться с родителями говорит о доверии между ними, о ясных и гармоничных отношениях, о том, что и он, и родители готовы помогать друг другу и делать дела вместе.

Как же придти к такой открытости?

Доверие нужно выращивать и беречь, как мы растим и бережем своих детей. Самим учиться быть открытыми, не только спрашивать, но и рассказывать с удовольствием. Иметь одновременно и терпимость к чужому мнению, и смелость высказать свое. Учиться размышлять вместе с ребенком, не ограничиваться быстрыми ответами, а искать глубокие. И по жизни становиться активнее, так и пример детям подадите замечательный, и много о чем будет рассказывать, ― а это важно!

На Дистанции вы сможете отработать следующие упражнения, помогающие слышать все разумное из речи собеседника, соглашаться со всем разумным, самим строить речь так, чтобы с вами легко было общаться и соглашаться, научиться слушать и слышать, создавать и поддерживать контакт с собеседником, уметь вести диалог и договариваться. Для тех, кто готов работать ― Дистанция ― самый лучший вариант!

И, поскольку вы хотите начать сразу, не откладывая, ― вот вам первое задание:

Каждый день нужно найти 15 минут для того, чтобы поговорить с ребенком. Тему можете выбрать любую, но при этом вы должны твердо соблюдать следующие правила:

  • Проявлять интерес. Слушать, не отвлекаясь.
  • Говорить долго (а еще хуже ― долго и нудно). Ваша задача ― больше слушать, чем говорить.
  • Не давать советов. Наоборот, больше расспрашивать, что считает правильным ребенок.
  • Говорить спокойно. Можно веселиться и даже шуметь, нельзя ― раздражаться, поучать, рассказывать, что ребенок сделал не так, командовать, преуменьшать и преувеличивать.

Если каждый день в течение месяца вы будете так разговаривать по 15 минут, то через месяц увидите изменения. Сумеете найти 15 минут для разговора? Я думаю, сделаете!

Хороших вам разговоров!

Анастасия Ивановна Старкова
Семинар-практикум для родителей «Общение с ребенком в семье как диалог»

НРМ ДОБУ»ЦРР д/с «Теремок»

Семинар-практикум для родителей

«. Для чего?

В чем его воспитательная ценность и секреты».

Подготовила воспитатель : Старкова А. И.

Практикум для родителей .

Тема : «Общение с ребенком в семье как диалог . Для чего? В чем его воспитательная ценность и секреты»

Добрый вечер уважаемые родители , добрый вечер уважаемые коллеги. Я рада видеть всех вас. Мы с вами сегодня поговорим о том, как нужно общаться с ребенком в семье . Общение : в чем его воспитательная ценность и секреты?

Почему мы затронули эту тему? Прекрасно намерение каждого родителя всегда стремиться к ровным, бесконфликтным отношениям со своим ребенком . Но к сожалению, никто не застрахован от того, что желания взрослого и ребенка однажды разойдутся . Жизнь достаточно сложна, чтобы интересы родителей и ребенка всегда совпадали . Поэтому мы сегодня с вами поделимся друг с другом опытом и мыслями о том, как каждому удается воспитывать своего ребенка , общаться с ним.

Общение - это прежде всего источник ярких переменчивых и личных воздействий и впечатлений. Ребенок наблюдает за деятельностью взрослого и черпает в ней образцы для подражания. От способов общения зависит как ребенок относится к сверстнику и ко всему окружающему.

В общении , сначала через прямое подражание, а затем через словесные инструкции, ребенок приобретает основной жизненный опыт. Люди с которыми он общается, являются для ребенка носителем этого опыта.

В нашей группе я проводила выборочно анкетирование родительского отношения в общении с ребенком . Результаты анкетирования меня конечно порадовали. В большинстве анкеты показали результат отношения «кооперация» - это самый желательный образ родительского отношения . Это такое отношение, где родитель заинтересован в делах и планах ребенка , старается во всем помочь ребенку . Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка , старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку , старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

Но есть несколько анкет отношения «симбиоз» - это отношение, которое отражает межличностную дистанцию. Родитель ощущает себя с ребенком единым целым , стремиться удовлетворить все потребности ребенка , оградить его от трудностей, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Так по своей воле родитель не представляет ребенку самостоятельности

Сегодня мы с вами будем играть и учится общаться. Чтобы наше общение прошло в спокойной , доброжелательной обстановке, поиграем в игру «Ласковое слово» и скажем друг другу ласковые слова. Приятно доброжелательное отношение, приятно слышать ласковые слова. Но в общении могут возникнуть споры, разногласия и конфликты. Чтобы избежать конфликтных ситуаций при общении со своим ребенком , рассмотрим это на примере игровых ситуаций. Я предлагаю вам проанализировать несколько ситуаций. У вас на столах лежат таблички родительских позиций . Я читаю ситуацию, а вы внимательно послушайте, подумайте и поднимите табличку, которая, по вашему мнению, наиболее подходит : «опекающего» , «обвиняющего» , «отстраняющего» .

Не спорь со мной, я знаю, что тебе надлежит сейчас делать. Сиди и занимайся тем, чем я сказала. Не вздумай отказываться, я буду наблюдать за тобой из кухни, (отстраняющего)

Ну, сделай милость, садись за стол, я давно уже налила тебе суп. Я знаю, что ты это не любишь, но что же делать. У меня нет другого супа. Ну, давай я выловлю из него то, что ты не любишь, (опекающего)

Вечно ты не вовремя со своими просьбами, почитать, порисовать. Кстати, вчера ты расстроил меня своим поведением. Вспомнил? Так что найди себе дело сам и не вертись у меня под ногами (обвиняющего)

Вот мы с вами рассмотрели несколько конфликтных ситуаций. Обратите внимание на особенности поведения взрослого.

Обвиняющий взрослый ущемляет самолюбие ребенка , унижает его. Это может вызвать недоверие к родителю , у ребенка накапливается обида , злоба на взрослого. А «опекающий» родитель сам не доверяет ребенку , его самостоятельности, лишает его чувства независимости, права на инициативу, не дает возможности сделать свой выбор в том, чем заниматься, как заниматься. Ребенок начинает привыкать , что им управляют, не учится «жить по программе» .

Очень важно уметь слушать собственное обращение к ребенку его ушами , смотреть на ситуацию его глазами, чувствовать его чувствами и переживаниями. Диалог является средством установления межличностных отношений и средством гармонизации этих отношений.

Поиграем в гармоничных родителей . Прослушайте, пожалуйста, два стихотворения, попробуйте определить, что является причиной поведения детей о которых идет речь в стихах : это - умышленный поступок, шалость, неумение ребенка предвидеть последствия действий, познавательная активность ребенка или что-то другое .

Чтение стихов.

«Ваза» Вот беда, разбил я вазу,

Но разбил ее не сразу.

А сначала влез на стул

И буфет перевернул.

«Балкон»

Я бросил с балкона сначала стекляшку, Потом промокашку, потом деревяшку,

Потом разразился ужасный скандал;

Наш дворник за что-то соседку ругал.

ВЫВОД : Не умея предвидеть результаты своих действий, дошкольники часто не относят их последствия к себе. Это ненамеренное искажение действительности.

Некоторые родители используют детскую художественную литературу, а так же рифмованные суждения правила поведения.

Вот я вам предлагаю несколько таких правил поведения для ребенка :

Если дерешься, дома остаешься;

Эти слова помнить любо : не добьешься ничего разговором грубым;

Правило это запомни ты : солгал, прощайте все мечты;

Не хочешь подчиниться, придется дома оставаться. Гармоничные родители постоянно размышляют над тем, что и как они говорят своему ребенку . Давайте поиграем в гармоничных родителей .

Предлагаю задание : если бы Ваш ребенок задал вамподобный вопрос, как бы вы ответили?

«Почему ты можешь говорить плохие слова, а меня ругаешь за это?»

«Если ты меня любишь, почему не разрешаешь делать все, что я хочу?»

Ответы родителей . Можно ответить так :

- «Обычно, плохие слова - это грубый способ сказать то, что можно сказать приличными словами. Я не хочу, чтобы ты их употреблял. Значит, я отношу то же самое к себе, и сама (сам) постараюсь их не говорить».

- «Да, иногда я употребляю плохие слова. Но я знаю, что это нехорошо. Детям трудно понять, когда допустимо употреблять их, а когда - нет. Поэтому лучше вообще не пользоваться такими словами».

Быть любящей матерью (отцом) - это не означает позволять все. Это означает быть всегда вместе со своим ребенком душой .

Уважаемые взрослые, выразительные движения и жесты - помощники общения . Чтобы общение с детьми проходило не над ними, а вместе с ними, для того чтобы учить детей общаться с помощью мимики и жестов, поиграем в игру «Изобрази сказку» .

Играют две команды. Одна команда задумывает какую-либо известную сказку и пытается изобразить ее без слов. А другая команда должна догадаться, какая это сказка и кто кого изображает. С помощью мимики и жестов изображать не только героев, но и вещи, которые им принадлежат.

ВЫВОД : мимика и жесты порой бывают важнее любого красноречия.

В каждой семье бывают трудности в общении , но достойно разрешить многие конфликты нам не всегда удается, недостает житейской мудрости. Именно этому учат нас русские пословицы и поговорки. Давайте их вместе вспомним. Задание заключается в том, чтобы из набора слов, которые вы получите в конвертах, составить пословицы. Конечно, для этого надо немного потрудиться, так как пословицы эти незаслуженно забыты и редко «молвятся» .

1. «Детей наказывай стыдом, а не кнутом» .

2. «Дом вести - не рукавом трясти» .

3. «Когда семья вместе , и сердце на месте» .

4. «Дети не в тягость, а в радость» .

5. «Семейные нелады доведут до беды» .

6. «В родной семье и каша гуще » . «Каков батюшка, таковы у него и детки» .

Используемые в практике семейного воспитания способы общения - диалога , не относятся к способам быстрого достижения практического результата. Скорее наоборот : запреты, угрозы, шлепки, принуждения позволяют быстрее получить результат! Только какой? Право выбора остается за каждым из нас!

На этом наше мероприятие подошло к концу. И чтобы закончить наше общение на доброй ноте , предлагаю поиграть в игру : «СКАЖИ КОМПЛИМЕНТ СВОЕМУ РЕБЕНКУ » . Подчеркните индивидуальность своего ребёнка.

Желаю,чтобы общение с вашим ребенком происходило всегда ровно и бесконфликтно. Говорите больше добрых, ласковых слов, говорите больше комплиментов. И принимайте детей такими, какие они есть.



Публикации по теме